Мученица агапия, ирина и хиония

Святые дня. Св. мцц. Агапия, Ирина и Хиония / Православие.Ru

Память 16/29 апреля

Сестры Агапия, Хиония и Ирина[1] были дочерьми богатого и влиятельного жителя Фессалоники и жили в правление Диоклетиана.

В 304 году император издал эдикт, который полностью запрещал хранение книг Священного Писания.

Тогда они, дабы сберечь веру, бежали из города и отправились на высокую гору, где стали проводить жизнь в молитве. Телесно они обитали на вершине горы, а души их постоянно пребывали на небесах.

Обратите внимание

Однажды солдаты императора обнаружили убежище святых и силой привели вместе с другими христианками Кассией, Филиппой, Евтихией и юношей по имени Агафон к правителю Македонии Дулкитию.

Правитель сурово встретил их такими словами: «Безумцы, какой глупостью является ваше нежелание повиноваться распоряжениям божественных императоров и цезарей!» Затем он спросил Агафона: «А ты почему отказался вкушать мясо, подносимое богам, как делают все набожные люди?» «Потому что я христианин», – объяснил Агафон.

Обратясь к Агапии, Дулкитий поинтересовался, каковы ее убеждения. Юная дева ответила: «Я верую в Бога Живого и не хочу осквернить свою чистую совесть». Правитель спросил у Ирины, почему она не подчиняется распоряжениям императоров.

И та отвечала: «Из страха перед Господом!» Хиония ответила так же, Кассия сказала, что хочет спасти свою душу, Филиппия заявила, что лучше примет смерть, нежели коснется мяса, приготовленного для идолов. Евтихия выказала такую же твердость – так как она была на седьмом месяце беременности, судья приказал отправить ее в заточение.

После этого он снова принялся за допросы, пытаясь убедить Агапию согласиться. Она возразила: «Не должно подчиняться сатане. Тебе не удастся изменить мое решение, оно непоколебимо». Дулкитий спросил: «Кто все же вверг вас в это безрассудство?» «Всемогущий Бог и Его Единородный Сын, наш Господь Иисус Христос», – ответила Хиония.

Заключив, что более не в силах что-либо сделать, правитель огласил следующий приговор: «Я приговариваю Агапию и Хионию к сожжению заживо за то, что они с кощунственным упорством противятся эдиктам наших августейших повелителей, а также за публичное исповедание порочной религии христиан, к которой питают отвращение все правоверные люди.

Что касается Агафона, Ирины, Кассии и Филиппы, они будут заключены в темницу в силу их юного возраста».

На следующий день после казни двух святых Ирина снова предстала перед судом, поскольку у нее были найдены христианские книги, и она отказывалась сказать, кто их ей дал.

Важно

Дулкитий угрожал деве смертью, но пообещал спасти жизнь, если она согласится совершить жертвоприношение и съест жертвенное мясо. «Никогда, – ответила святая, – потому что вечные муки ждут того, кто отрекся от слова Господа, завещавшего нам любить Его до смерти.

Вот почему мы скорее предпочтем быть сожженными заживо, нежели отступить от Писания!»

После очередного пристрастного допроса, во время которого раба Христова проявила мужество истинного воина, правитель приказал оставить ее обнаженной в блудилище.

Благодать Духа Святого защитила деву Христову – никто не осмелился ни приблизиться к ней, ни даже обратиться с оскорбительными словами.

Она была вновь приведена к Дулкитию, который спросил: «Упорствуешь ли ты в своем безумии?» Святая возразила: «Не в моем безумии, но в вере в истинного Бога!» «Ты получишь надлежащее наказание за дерзость», – пообещал правитель.

Он написал следующий приговор: «Поскольку Ирина отказывается повиноваться указам императоров и совершать жертвоприношения, а также упорствует в исповедании христианской веры, я приказываю сжечь ее заживо, как и ее сестер».

На следующий день солдаты отвели ее на возвышенное место, где до этого были преданы казни ее сестры. Они разожгли костер и приказали мученице самой войти в пламя. С пением псалмов и прославляя Бога, Ирина вошла в огонь, принеся себя «в жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5: 2).

Эта казнь совершилась 1 апреля 304 года. Церковь в честь трех святых была впоследствии возведена перед стенами Фессалоники, возможно, на месте их мученической смерти или погребения.

[1] Мы предлагаем древний текст их «Актов». Существует иной, измененный вариант повествования о мученичестве трех сестер в «Мученичестве св. Анастасии Узорешительницы». В «Актах» не упоминаются ни св. Анастасия, ни св. Зоил и предлагается версия о том, что три сестры были схвачены возле Фессалоники, но вовсе не в районе Аквилеи.

Источник: https://pravoslavie.ru/61127.html

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония

Память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии совершается в Православной Церкви 29 апреля по новому стилю.

Великое гонение на христиан

Сестры-мученицы Агапия, Ирина и Хиония пострадали за веру и Христа во время правления римского императора Диоклетиана во второй половине III века. Этот правитель отличался большой жестокостью и ненавистью к христианству, которое к третьему столетию уже распространилось по всей Римской империи.

Диоклетиан считал необходимым всячески поддерживать в своей стране поклонение римским божествам, поскольку видел в язычестве опору своей власти. За время его правления было замучено и казнено множество людей, не побоявшихся исповедать себя последователями христианской веры.

Совет

Император издал большое количество эдиктов, направленных против всех граждан империи, которые отказывались совершать языческие жертвоприношения. Православная Церковь особо прославляет тех святых, которые прославили Христа мученической кончиной.

В православных храмах издавна существовала традиция располагать иконы святых мучеников на столбах, несущих свод здания, поскольку это символизировало то, что святые, пролившие кровь за веру и Христа, стали столпами Православной Церкви, свидетельствующими об истинности христианского учения.

Святые сестры-мученицы

О святых сестрах Агапии, Ирине и Хионии нам известно, что они были родом из города Аквилея, расположенного в северной Италии. Хотя девушки рано остались сиротами, но заботу о них взял на себя некий священник Зенон, наставлявший сестер в христианской вере и опекавший их.

Когда он скончался, то святой Анастасии, также жившей в Аквилеи и получившей впоследствии имя Узорешительницы за смелое служение заключенным в темницах христианам, было видение, в котором ей было сказано о скорой мученической кончине сестер. Поспешив к девушкам, святая Анастасия ободряла их и готовила к грядущему подвигу.

Вскоре предсказание совершилось и святые девы были схвачены и приведены к императору. Диоклетиан был поражен их красотой и пообещал найти богатых и знатных женихов из своих приближенных, если девушки откажутся от христианства и принесут жертву кому-либо из божеств римского пантеона.

Однако ни одна из сестер не согласилась на это, и тогда император отправил их к своему наместнику Дулкитию, чтобы тот добился отречения.

Однако для Дулкития, отличавшегося большой развратностью, важнее было не то, чтобы три красавицы-сестры принесли жертву языческим богам или хотя бы вкусили идоложертвенную пищу, но то, чтобы они удовлетворили его нечистую страсть.

Когда же Агапия, Ирина и Хиония отказались выполнить пожелание наместника, то он решил устроить моральную пытку для чистых и невинных девушек. По его повелению сестры были приведены из темницы во дворец, где Дулкитий повелел в присутствии всех содрать с них одежды.

Однако совершилось чудо: воины не могли снять одеяния, которые словно приросли к телам сестер.Услышав о том, что наместник не может справиться с возложенной на него задачей, император Диоклетиан был разгневан и повелел предать сестер казни. Житие повествует о том, что Агапия и Хиония были сожжены, а Ирину отвели в публичный дом, однако и там она была сохранена чудесным образом от поругания, и тогда святой мученице отрубили голову. Святая Анастасия Узорешительница, узнав о подвиге и кончине сестер, погребла их тела.

Икона святых сестер-мучениц

Обычно трех сестер Агапию, Ирину и Хионию изображают на иконах вместе, так как они были не только всю жизнь неразлучны, но также приняли втроем мученическую кончину.

Фрески с изображением святых нередко встречались в раннехристианском церковном искусстве, где девы писались с венцами мученической славы в руках.

Обратите внимание

Позже появились иконы, на которых изображали святых Агапию и Хионию, сжигаемых на костре, а Ирину – в момент усекновения ее главы.

Тропарь, глас 1:

Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 4:

Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Величание:

 Величаем вас, страстотерпицы святыя Агапие, Ирино и Хионие, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.Молитва (стихиры на «Господи воззвах»):

Девство нетленно, / мучение всечудно Христу принесосте, / честныя девы, низложивше шатание / прелести безбожное силою крестною, / мужественным разумом. / Темже вся Христова Церковь празднует святую вашу память, / светоносную и нарочитую.

Хионии страданию и Агапии сопротивлению, / Ирины мученицы неодолению лицы Ангельстии / блаженнии яве удивишася, / како, мужественными сплетении врага / невидимаго разразивше, / победы венец от руки Живоносца богатно прияша.

Огнем скончаваеми, / разжженным смыслом пламень погасисте суетства / и, свещу неугасшу душевную соблюдше, / внидосте со Христом в чертог Небесный, / чудесными же искрами страсти пожгосте, / страстоносицы, / демонов же полки страдальчески победисте.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/567-svyatye-muchenitsy-agapiya-irina-i-khioniya

АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА

[греч. Χιονία – снежная], [греч. Εἰρήνη – мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.).

Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове – Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др.

благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г.

, а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено.

Важно

Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А.

и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)
Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впосл. включена в житие св.

Анастасии Узорешительницы, и действие перенесено в Аквилею. Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила.

После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А.

и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в.

оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное – под 16 апр., краткое нестишное – под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским, их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр.

, Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда – 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 – XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л.

Читайте также:  Икона божией матери боголюбская, россия, город владимир, владимиро-суздальский музей-заповедник

52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) «Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος», вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. («      »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v – 64; XIV в. Patm. 901.

Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи («̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν»), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах – первопечатном 1610 г.

и принятом в наст. время.

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках.

В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии – Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) – А.

и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А.

, Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II – 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья – рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.

Совет

– на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P. Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione // ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs / Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R. Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243.Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 431; Т. 2. С. 110; Т. 3. С. 143; Franchi de' Cavalieri P. Nuove note agiografiche // StTheol. 1902. Vol. 9. Р. 3-19; Delehaye. Passions. P. 141-143; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 124.Иконогр.: MenolBas. Tab. 267; Schütz L. // LCI. Bd. 5. Sp. 42; Wilpert. Bd. 1. S. 334-335; Bd. 2. S. 710-711. Fig. 304; Bd. 4. Tf. 205; Restle. Bd. 3. N 201, 218; Millet. Athos. Tf. 165; Roeder H. Saints and their attributes. L.; N. Y.; Torоnto, 1955. P. 267; Soares E. Inventario de coleccao de Registros de Santos. Lisboã, 1955. N 04703; Reau. Vol. 3/1: Iconographie des Saints. A-F. P. 26; Миjовић. Менолог. С. 336; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. № 502; Евсеева. Афонская книга. С. 296. № 145.Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученицы Римско-католической Церкви Святые Сирийской Церкви Святые неразделенной Церкви Мученицы Греческих Православных Церквей Агапия, Хиония и Ирина († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)ГОЛИНДУХА († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля)АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)КЕРКИРА (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.)АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305), и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/63172.html

Святые сестры: Агапия, Хиония и Ирина

Иногда история первохристиан напоминает приключенческий роман не только градусом накала страстей и происходящими событиями, но и потому что буквально все друг друга знают. Одна из главных историй такого порядка — житие святых сестер Агапии, Хионии и Ирины, мученичество которых неразрывно связано с житием святой Анастасии Узорешительницы.

***

Святые девы-сестры появляются на житийной сцене уже во взрослом возрасте: известно, что они остались сиротами в ранней юности, были христианками и следовали наставлениям священника Зоила (или Зинона, в другой редакции).

Все это происходило в годы гонений императора Диоклетиана — и вот эти самые гонения докатились и до итальянского города Аквилеи, где в тот момент пребывал правитель.

Туда привели арестованного Хрисогона, учителя святой Анастасии Узорешительницы, — а сама святая следовала за любимым наставником.

Вскоре по прибытии к императору мученик Хрисогон был казнен неподалеку от города, и именно Зоил взял его брошенное тело и с почестями и молитвами положил в деревянный гроб и сохранил у себя дома.

Святая Анастасия имела чудное видение, в котором ей было открыто и о том, где хранится тело ее учителя, и о том, что священник Зоил скоро отойдет ко Господу, а три его ученицы, Агапия, Хиония и Ирина, будут преданы мучениям и примут венцы за Христа.

Такое же видение было и самому Зоилу, потому он совершенно не удивился, когда наутро к его дома пришла женщина по имени Анастасия и спросила, где те три девицы, которым суждено вскоре принять мученическую смерть.

Следующие десять дней святая Анастасия поддерживала сестер, окормляла их и наставляла в христианской вере, а потом Зоил преставился, и стало понятно, что пришло время выполнения и второй части видения: сестрам пришла пора принимать мученические венцы.

Девушек схватили и отвели к Диоклетиану, который вызывал их к себе по одной, надеясь тем самым смутить их ум и сердце.

Однако и старшая Агапия, и средняя Хиония, и младшая Ирина отвечали императору одинаково: они не безумны, а служат Живому Богу и не собираются поклоняться языческим идолам.

Ирина и вовсе разразилась обличительной речью, говоря так: «Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклоняться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего; из какого материала — а потом сему, купленному и сделанному, ты поклоняешься, называя своим богом истукана». Диоклетиан ответил довольно сдержанно, но однозначно: «На такие слова надлежит отвечать мучениями» — и сестер бросили в темницу. Туда к ним явилась святая Анастасия, которая, как обычно, посещала узников — и снова наставляла девушек в христианской вере, поддерживала их.

Обратите внимание

Вскоре Диоклетиану понадобилось отбыть по делам в Македонию — и туда же он велел отправить и всех пленников из Аквилеи. Там арестованных, включая сестер Агапию, Хиону и Ирину, отдали на суд игемону Дулкицию.

Увидев девушек, каждая из которых была необычайно хороша собой, Дулкиций воспылал похотью.

Сначала он пытался склонить к блуду каждую из сестер по отдельности, но, не преуспев в этом, решил ночью вломиться в помещение, где они содержались, и овладеть девушками силой.

С наступлением ночи сестры, как обычно, встали на молитву, а Дулкиций пробрался к их двери, но не смог войти в комнату. Более того, едва лишь он появился на пороге, как тут же словно обезумел.

Он побежал на находившуюся неподалеку кухню, измазался с ног до головы в саже от котлов и в таком виде предстал перед слугами, которые не узнали своего господина и разбежались с воплями ужаса.

Дулкиций побродил по городу, недоумевая, почему при его виде все бросаются врассыпную, а потом отправился к царскому дворцу, откуда его прогнали, думая, что он местный сумасшедший. Наконец слуги обезумевшего игемона догадались, что это он, схватили его и привели домой, объяснив, что с ним случилось.

Дулкиций, естественно, решил, что это святые сестры наслали на него порчу и заколдовали, так что решил продолжить судебное заседание. Он велел поставить девушек перед всем народом и сорвать с них одежду, однако как ни пытались слуги исполнить это повеление, у них ничего не получалось — платья словно приросли к девицам.

Присутствующие дивились происходящему, а Дулкиций вдруг уснул чудесным сном, из которого его ничего не могло вывести. Как только слуги отнесли его домой, он сразу проснулся.

Важно

Однако продолжить суд игемон не смог, потому что Диоклетиан, услышав обо всем происходящем, сильно разгневался и велел передать дело сестер новому судье по имени Сисиний.

Сисиний взялся за дело иначе. Он вызвал к себе Ирину и спросил, повинуется ли она царскому указу, готова ли принести жертву богам.

Услышав ответ, что Ирина поклоняется только Христу, судья приказал отвести ее в темницу, а сам вызвал к себе Агапию и Хионию, сказав им так: «Младшая сестра ваша прельщена и научена вами, посему я решил пока отложить ее мучения, чтобы она, посмотрев на ваши, убоялась и послушалась нас».

Затем он спросил, готовы ли девушки поклониться идолам, но получил отрицательный ответ. Задал Сисиний и вопрос про то, хранятся ли у сестер запрещенные книги о христианском вероучении, на что девушки отвечали так: «Есть книги, но они сокрыты в нашем уме, откуда их невозможно взять врагам Христовым».

— Кто научил вас добровольно предать себя на мучения?

— Мучения эти временны и приносят большую пользу, ибо через них можно достигнуть вечной славы.

После этих однозначных ответов Сисиний велел сжечь Агапию и Хионию заживо. Это было исполнено: девы отошли ко Господу в пламени, но ни их тела, ни даже их одежда ничуть не пострадали посреди горевшего костра. Ночью святые тела забрали слуги святой Анастасии Узорешительницы, которая погребла девушек с честью и молитвами.

Земная участь святой Ирины решилась на следующий день. Сисиний снова предложил ей принести жертву идолам и, услышав, отказ, пообещал девушке еще более страшные мучения, чем те, которым были подвергнуты ее сестры.

В частности судья сказал, что Ирину отведут в публичный дом, где она будет ублажать всякого, кто только захочет утолить с нею свою похоть.

«Тело мое будет страдать от блудника, как от кусающего пса или волка, но гораздо лучше, если будет страдать мое оскверненное тело, нежели я оскверню идолопоклонством свою душу, ибо грех, соделываемый поневоле, когда душа не соизволяет это, не поставляется в вину перед Богом», — отвечала девушка.

Сисиний велел отправить Ирину в публичный дом и снарядил двух воинов, что те ее отвели. По дороге идущих догнали два военачальника, чьи доспехи и даже лица источали сияние.

Совет

Они сказали, что судья изменил свое решение, и велели отправить девушку на вершину горы недалеко от города, после чего вернуться и сообщить Сисинию во всех подробностях, что и как они сделали.

Читайте также:  Благоверный князь роман рязанский

Воины исполнили сказанное и удалились в город, а сияющие военачальники исчезли, потому что это были ангелы. Узнав о случившемся, судья впал в гнев и помчался к горе, на вершине которой стояла Ирина.

Взобраться на гору ни ему, ни его слугам не удалось, потому что им грезилась вырастающая перед ними высокая неприступная стена. Тогда один из воинов выстрелил в святую из лука и смертельно ранил.

Перед смертью Ирина обратилась к Сисинию с такими словами: «Я смеюсь над тобой, окаянный, что ты как на какого-то сильного мужа вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистая и неоскверненная вами, отхожу к Богу моему Иисусу Христу». Сказав это, девушка отошла ко Господу.

Ночью святая Анастасия Узорешительница взяла тело Ирины, помазала его ароматными маслами и положила вместе с телами старших сестер.

***

Даже с таким довольно простым и понятным не все ясно с исторической точки зрения. Например, доподлинно известно, что первый, древний вариант жития святых сестер восходит к протоколам их допросов — и на основании его Агапия, Хиония и Ирина жили в Фессалониках. Этот вариант жизнеописания довольно скуден и укладывается буквально в десять строчек.

Позднее житие дополняется, переплетается с житием святой Анастасии Узорешительницы и, сохранив основную канву, расцветает подробностями и переносится в Аквилею.

Еще позднее вариации переплетаются между собой все прочнее и прочнее, сестер называют сначала через «или», а потом уже и просто полноправным перечислением: Агапия, Хиония и Ирина Аквилейские, Солунские и Иллирийские.

Источник: https://www.matrony.ru/svyatyie-sestryi-agapiya-hioniya-i-irina/

Святым мученицам Агапии, Ирине и Хионии

Де́вство нетле́нно, / муче́ние всечу́дно / Христу́ принесо́сте, честны́я де́вы, / низложи́вше шата́ние пре́лести безбо́жное / си́лою кре́стною, / му́жественным ра́зумом. / Те́мже вся́ Христо́ва Це́рковь пра́зднует / святу́ю ва́шу па́мять, / светоно́сную и наро́читую.

Хиони́и страда́нию / и Ага́пии сопротивле́нию, / Ири́ны му́ченицы неодоле́нию / ли́цы Ангельстии блаже́ннии / я́ве удиви́шася, / ка́ко, му́жественными сплете́нии / врага́ неви́димаго разрази́вше, / побе́ды вене́ц от руки́ Живоно́сца / бога́тно прия́ша.

Огне́м скончава́еми, / разжже́нным смы́слом / пла́мень погаси́сте су́етства / и, свещу́ неуга́сшу душе́вную соблю́дше, / внидо́сте со Христо́м в черто́г небе́сный, / чуде́сными же и́скрами / стра́сти пожго́сте, страстоно́сицы, / де́монов же полки́ / страда́льчески победи́сте.

Обратите внимание

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Ту́чами Ду́ха Пресвята́го, Пречи́стая, / мою́ мы́сль ороси́, / Яже ка́плю ро́ждшая, Христа́, / неизче́тно безме́рная беззако́ния челове́ков / щедро́тами измы́вшую; / изсуши́ исто́чник страсте́й мои́х / и пото́ка мя́ сподо́би / пи́щи живы́я при́сно / моли́твами Твои́ми.

Кано́н, гла́с 8

Пе́снь 1

Ирмос: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Благода́ть мне́ с небесе́, му́ченицы Госпо́дни, исхода́таите, ва́ше восхваля́ющему на земли́ светоно́сное торжество́.

Расто́ргше пристра́стие плотски́х соу́з Боже́ственным Ду́хом, Христу́ де́вы связа́шася любо́вию богоразу́мною.

Напра́вил еси́ ко приста́нищем, Спа́се, небе́сным де́вы Твоя́, проше́дшия немо́кренно му́к непостоя́нную пучи́ну.

Делесы́ чи́стыми от Де́вы Отрокови́цы возсия́вшему Сло́ву угоди́вше де́вы, Си́м веселя́тся.

Богородичен: Ражда́еши несказа́нно, Его́же Оте́ц неизрече́нно роди́, и сосцы́ пита́еши вся́ческая пита́ющаго, Влады́чице.

Пе́снь 3

Ирмос: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Ту́чами Боже́ственнаго Ду́ха напая́еми кла́сы му́ченическия, боже́ственным де́ланием де́вы процвето́ша.

Па́че ви́димых неви́димая возлю́бльше, ви́димыя и неви́димыя враги́ побори́сте.

Огня́ не ужасо́стеся, разгара́емы Ду́ха боже́ственным огне́м, те́мже исцеле́ний боже́ственную ро́су источа́ете.

Богородичен: Расто́ргни прегреше́ний мои́х лю́тое рукописа́ние, Влады́чице, Яже у́зы разре́шшая а́довы безсе́менным рождество́м Твои́м.

Седа́лен, гла́с 8

Уневе́стившеся Го́сподеви боголе́пно, я́коже да́р кро́вь и заколе́ние Тому́ принесо́сте, страстоно́сицы отрокови́цы, и черто́г Боже́ственный досто́йно улучи́сте, просвеще́ния неизрече́ннаго непреста́нно исполня́емы. Те́мже, святу́ю и честну́ю ва́шу па́мять творя́ще духо́вно, Спа́са прославля́ем и ве́рно взыва́ем: моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.

Обратите внимание

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Прему́дрость и Сло́во в Твое́м чре́ве заче́нши неопа́льно, Ма́ти Бо́жия, ми́рови родила́ еси́ ми́р Содержа́щаго и во объя́тиих понесла́ еси́ вся́ Нося́щаго, Пита́теля все́х и Творца́ тва́ри.

Те́мже молю́ Тя, Всесвята́я Деви́це, и ве́рно сла́влю Тя́, изба́витися ми́ от прегреше́ний, и в де́нь Суда́, егда́ предста́ти и́мам пред лице́м Созда́теля моего́, Влады́чице Де́во Чи́стая, Твою́ по́мощь тогда́ пода́ждь ми́: вся́ бо мо́жеши, ели́ка хо́щеши, Всепе́тая.

Важно

КрестоБогородичен:

Агнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Теле́сных жела́ний жела́нием боже́ственным отлучи́вшеся, оби́телища Ду́ха Христо́вы де́вы соде́лашася.

Согла́сием богому́дрым на проти́внаго ополчи́вшеся, побе́ду боже́ственную прия́сте и венце́в боже́ственных сподо́бистеся.

Свяще́нно, я́коже незло́бивы води́стеся а́гницы, пожре́тися, всечестны́я, не вопию́ще, ни зову́ще, но произволе́нием умерщвля́еми.

Богородичен: Воплоща́ема Го́спода родила́ еси́, Госпоже́, всея́ тва́ри, Его́же моли́ изба́вити мя́, Всесвята́я, от о́бласти вра́жия кова́рства.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

Утреневаша вку́пе ко Христу́, Све́ту незаходи́мому, де́вы богому́дрыя и па́че сия́ния со́лнечнаго озари́шася.

Уды му́жески отда́сте к му́кам, му́чивше томи́теля терпе́нием, страстоте́рпицы досточу́дныя.

Совет

Цве́т свяще́нен му́чеником показа́стеся, благово́ние боже́ственнаго ра́зума Це́ркви подаю́ще, всехва́льнии.

Глаго́лы ва́шими велехва́льный онеме́, терпе́нием же победи́ся и потребле́нию отпуще́н бы́сть, прехва́льнии.

Богородичен: Коне́ц ми́ бла́г прибы́ти, Отрокови́це, моли́, я́ко да избе́гну жду́щих мя́ безконе́чных му́к и спасу́ся.

Пе́снь 6

Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.

Претерпе́вше плотски́я боле́зни и о́гненное томле́ние му́жески, Христо́вы страстоте́рпицы и неве́сты Ага́пия, и Хиони́я, и Ири́на прия́ша вене́ц благоле́пен и неиждива́емую сла́ву с му́ченики.

Влачи́мы по земли́, я́коже ка́мение, испроверго́сте, де́вы, пре́лести зда́ние все́ си́лою Сло́ва, к Це́ркви возведо́стеся Святе́й предстоя́ти ра́достно Владу́щему все́ю тва́рию.

Исцеле́ния ра́ка Хиони́и, и Ири́ны, и Ага́пии то́чит, от исто́чника напая́ема бога́тно Уте́шителя, и уставля́ет боле́зни, напоя́ет же благоче́стно приступа́ющих сердца́ благода́тию.

Богородичен: Ме́ртвость ко́жных ри́з Ада́м отло́жь воплоще́нием Твоего́ Сы́на, Богоро́дице Де́во, во оде́жду Боже́ственныя сла́вы облече́ся, сла́вя Тя́ ра́достно, я́ко Ма́терь Бо́жию Всенепоро́чную.

Конда́к, гла́с 4:

Кре́пко ду́шу, Ири́но, ополчи́ла еси́ ве́рою, я́ве лука́ваго посрами́вши, и ко Христу́ привела́ еси́ тмы́ люде́й мно́жества, блаже́нная, и, порфи́ру от крове́й нося́щи, со Ангелы ны́не весели́шися.

Пе́снь 7

Ирмос: Отроцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Ни звере́й ди́виих наи́тия, ни клоко́чущаго стремле́ния огня́ непостоя́ннаго, ни удо́в отсече́ния, ни боле́зней многообра́зных Христо́вы отрокови́цы устраши́шася доблему́дрыя.

Иму́ще о́ко серде́чное ко спаса́ющему Бо́гу и Царю́, а́гницы Христо́вы отлучи́шася ко всему́ вра́жию ополче́нию и победи́ша му́жески.

Обратите внимание

Ми́лостив бу́ди Твои́м рабо́м, Преблаги́й, мольба́ми Хиони́и, и Ири́ны чи́стыя, и честны́я Ага́пии, грехо́в проще́ние и́х ра́ди на́м подава́я.

Все́ жела́ние, де́вы, стяжа́вше ко еди́ному Влады́це, жите́йскую красоту́ вмени́сте, я́ко со́н, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богородичен: Умертви́, Чи́стая, живу́щий, молю́ Тя, во мне́ гре́х и жи́знь мя́ улучи́ти сподо́би нестаре́емую, Яже Живо́т ро́ждшая и умори́вшаго зми́я.

Пе́снь 8

Ирмос: Богоглаго́ливии о́троцы, в пещи́ со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Нау́чшеся боже́ственным пресла́вно, во вре́мя подвиго́в нра́в му́жески восприя́ша Христо́вы а́гницы, тве́рдо пострада́вше.

Помраче́н пия́нством гони́тель мра́чнаго греха́, сме́ху до́лжен явля́шеся, Христо́вы же де́вы, я́ко све́т, показа́шася.

Цевни́ца, глася́щи я́ве Бо́жию пе́снь испове́дания боже́ственнаго, и све́дения, и ве́ры показа́стеся вои́стинну, де́вы отрокови́цы.

Утве́рждшеся любо́вию Влады́ки, утвержде́ния вся́ диа́воля низложи́сте, страстоно́сицы Христо́вы, и ны́не ублажа́етеся.

Богородичен: Образы нося́щи дре́вле Твоего́ рождества́, ю́ноши не опаля́ет, Де́во Ма́ти, пе́щь, я́коже ни утро́бу Твою́ Огнь Боже́ственный.

Пе́снь 9

Ирмос: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Напра́вистеся, де́вы, к боже́ственным приста́нищем, окормле́нием Христа́ Бо́га на́шего, напа́сти преше́дше свире́пых во́лн.

Яко зве́зды, я́ко свещи́, сия́юще, Ири́на, и Ага́пия, и Хиони́я просвеща́ют вселе́нныя бога́тно вся́ концы́.

Важно

Совокупи́стеся с ли́ки безпло́тных, безпло́тныя враги́, с пло́тию до́блественне, страстоно́сицы, победи́вше.

Па́мять ва́ша боже́ственными просвеще́на светови́дными, страстоно́сицы, дарова́нии, мы́сли просвеща́ет восхваля́ющих ва́с.

Богородичен: Благолюби́вая Де́во, озло́бленную грехо́м ду́шу мою́ уврачу́й, Яже Преблага́го Сло́ва поро́ждшая.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_aprel/kan_29aprel_agapii.html

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские – МолитвослоВ

МолитвослоВ

День памяти:  Апрель 16

Анастасия Узорешительница

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III — начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов.

Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии (+ ок.

304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось.

Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284 — 305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты.

Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха — Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались.

Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха — Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно.

Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя.

в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

Совет

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины.

Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию.

Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину.

Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище.

Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Сошествие в ад

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили.

Обратите внимание

Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божий, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину.

Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу».

Читайте также:  Благоверный князь михаил черниговский и боярин его феодор

Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи (+ 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/muchenitsyi-agapiya-irina-i-hioniya-akvileyskie.html

Святые мученицы Агапия, Хиония и Ирина

Во время гонений при римском императоре Диоклетиане многих христиан заточили в темницы, и был у них утешителем и наставником старец Хрисогон. Он неутомимо заботился о тех, кому предстояло трудное испытание, и готовил их  к мученическому подвигу.

Это не могло утаиться от гонителей, и они не пожелали терпеть такое противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был схвачен и предан смерти. Его обезглавленное тело бросили на берегу моря.

Неподалеку от этого мета жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним вели уединенную благочестивую жизнь три сестры, девы Агапия, Хиония и Ирина.

Пресвитер Зоил, узнав, чье тело лежит непогребенным, взял его и сохранил у себя в доме.

На тридцатый день по кончине мученика Хрисогон явился пресвитеру во сне и сказал: «Да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение.

Скажи рабе Божьей Анастасии (это была ученица Хрисогона), чтобы она позаботилась о них и приготовила к предстоящему испытанию и мученической кончине… И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми…»

Такое же сновидение было и Анастасии. Она разузнала, где живут три сестры-христианки, поспешила к ним и провела с Агапией, Хионией И Ириной всю ночь в беседе, чтобы приготовить их к предстоящему подвигу. Недолго им пришлось оставаться в ожидании его… Вскоре они были схвачены за исповедание христианской веры и заключены в темницу.

Важно

Казалось, что таких молодых девушек нетрудно будет склонить к отречению от веры. Однако умудренные свыше христианки сумели неопровержимо возражать на все богопротивные увещевания гонителей; не прельстились они обещаниями земных радостей, не страшились и угроз. Поэтому их участь была решена – гонители решили предать их сожжению.

Услышав приговор, христианки воскликнули: «Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что благословил нас быть исповедницами имени Твоего!» Агапию и Хионию бросили в разожженную печь, и они с молитвами предали свои души Богу.

Анастасия, названная впоследствии Узорешительницей, посвятившая себя заботам о христианских узниках и о погребении мучеников, приняла неповрежденные останки Агапии и Хионии и тайно похоронила.

На следующий день один из верховных судей, Сисиний, призвал младшую из сестер, Ирину, и стал угрожать ей истязаниями и позором, но она с твердостью отвечала:

– Сотворенное с человеком супротив его воли Богом не поставляется в грех… Не осквернились святые, и прежде страдавшие за Христа, которым мучители насильно вливали в уста кровь идольских жертв… Я не забочусь о том, что вы сотворите над моим телом, и готова вытерпеть все ради имени Бога моего!

Ирину вывели за город  и там умертвили стрелой. Умирая, она воскликнула:

– Иду к блаженным сестрам моим!

Это было в 304 г., в Великую пятницу, и когда наступила ночь, Анастасия послала своих слуг взять тело мученицы и сама похоронила рядом с ее сестрами. 

28 апрель 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3672-svyatye-muchenicy-agapiya-xioniya-i-irina.html

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Солунские (Иллирийские) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Апрель 28th 2014 –

Память 16/ 29 апреля

Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские (греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία, «Любовь, Мир и Снежная») — три святые христианские мученицы IV века.

Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в близи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон.

Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительницы (+ ок. 304). Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось.

Совет

Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану (284-305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха — Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались.

По повелению Диоклетиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха — Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно.

Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его.

Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

Совет

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Поученіе. Свв. муч. Агапія, Хіонія и Ирина (Какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ)? Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Обратите внимание

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклетиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины.

Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном.

Известна посвященная святым девам драма Дулкиций, принадлежащая перу Хротсвиты Гандерсхеймской, одного из первых драматургов средневековья.

На другой день после казни Агапии и Хионии, Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения.

Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука.

Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи (+ 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/mucheniki-zhitie-svyatyx/muchenicy-agapiya-irina-i-xioniya-solunskie-illirijskie.html

День памяти святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Свя­тые му­че­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хи­о­ния бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми и жи­ли в кон­це III – на­ча­ле IV ве­ка вбли­зи ита­льян­ско­го го­ро­да Ак­ви­леи. Они оста­лись си­ро­та­ми в юном воз­расте. Де­вуш­ки ве­ли бла­го­че­сти­вую хри­сти­ан­скую жизнь и от­кло­ня­ли до­мо­га­тель­ства мно­го­чис­лен­ных же­ни­хов.

Их ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем был свя­щен­ник Зи­нон. Ему бы­ло от­кры­то в сон­ном ви­де­нии, что в бли­жай­шее вре­мя он скон­ча­ет­ся, а свя­тых дев возь­мут на му­че­ние.

Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и на­хо­див­шей­ся в Ак­ви­лее ве­ли­ко­му­че­ни­це Ана­ста­сии († 304, па­мять 22 де­каб­ря), ко­то­рую на­зы­ва­ли Узо­ре­ши­тель­ни­цей за то, что она без­бо­яз­нен­но по­се­ща­ла на­хо­див­ших­ся в тюрь­мах хри­сти­ан, обод­ря­ла их и по­мо­га­ла им.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия по­спе­ши­ла к сест­рам и убеж­да­ла их му­же­ствен­но по­сто­ять за Хри­ста. Вско­ре пред­ска­зан­ное в ви­де­нии ис­пол­ни­лось. Свя­щен­ник Зи­нон скон­чал­ся, а три де­вы бы­ли схва­че­ны и на­прав­ле­ны на суд к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну (284–305).

Важно

Уви­дев юных пре­крас­ных се­стер, им­пе­ра­тор пред­ло­жил им от­речь­ся от Хри­ста и обе­щал най­ти знат­ных же­ни­хов из сво­ей сви­ты.

Но свя­тые сест­ры от­ве­ча­ли, что име­ют од­но­го Небес­но­го Же­ни­ха – Хри­ста, за ве­ру в Ко­то­ро­го го­то­вы по­стра­дать. Им­пе­ра­тор убеж­дал их от­речь­ся от Хри­ста, но ни стар­шие сест­ры, ни са­мая млад­шая из них не со­гла­ша­лись.

Они на­зы­ва­ли язы­че­ских бо­гов идо­ла­ми, сде­лан­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми, и про­по­ве­до­ва­ли ве­ру в Ис­тин­но­го Бо­га.

По по­ве­ле­нию Дио­кли­ти­а­на, на­пра­вив­ше­го­ся в Ма­ке­до­нию, ту­да бы­ли от­ве­зе­ны и свя­тые сест­ры. Их от­да­ли на суд пра­ви­те­лю Дул­ки­цию.

Ко­гда он уви­дел кра­со­ту свя­тых му­че­ниц, то вос­пы­лал нечи­стой стра­стью. Он взял се­стер под стра­жу и пе­ре­дал им, что они по­лу­чат сво­бо­ду, ес­ли со­гла­сят­ся ис­пол­нить его же­ла­ние.

Но свя­тые му­че­ни­цы от­ве­ти­ли, что они го­то­вы уме­реть за сво­е­го Небес­но­го Же­ни­ха – Хри­ста. То­гда Дул­ки­ций ре­шил тай­но но­чью овла­деть ими на­силь­но.

Ко­гда свя­тые сест­ры вста­ли но­чью на мо­лит­ву и сла­во­сло­ви­ли Гос­по­да, Дул­ки­ций под­крал­ся к две­ри и хо­тел вой­ти. Неви­ди­мая си­ла по­ра­зи­ла его, он по­те­рял рас­су­док и ки­нул­ся прочь.

Не на­хо­дя вы­хо­да, му­чи­тель по до­ро­ге по­пал в по­вар­ню, где сто­я­ли чу­гу­ны, ско­во­ро­ды и кот­лы, и весь пе­ре­пач­кал­ся в са­же. Слу­ги и во­и­ны с тру­дом узна­ли его. Ко­гда он уви­дел се­бя. в зер­ка­ле, то по­ду­мал, что свя­тые му­че­ни­цы окол­до­ва­ли его, и ре­шил им ото­мстить.

Совет

На су­де Дул­ки­ций ве­лел об­на­жить пе­ред ним свя­тых му­че­ниц. Но во­и­ны, как ни ста­ра­лись, не мог­ли это­го сде­лать: одеж­ды как бы при­рос­ли к те­лам свя­тых дев. Во вре­мя су­да Дул­ки­ций вне­зап­но за­снул, и ни­кто не мог раз­бу­дить его. Но толь­ко его внес­ли в дом, он тот­час проснул­ся.

Ко­гда обо всем про­ис­шед­шем до­нес­ли им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, он раз­гне­вал­ся на Дул­ки­ция и пе­ре­дал свя­тых дев су­дье Си­си­нию. Тот на­чал свой до­прос с млад­шей сест­ры Ири­ны.

Убе­див­шись в ее непре­клон­но­сти, он от­пра­вил ее в тем­ни­цу и по­пы­тал­ся при­ну­дить к от­ре­че­нию свя­тых Хи­о­нию и Ага­пию. Но и их невоз­мож­но бы­ло скло­нить к от­ре­че­нию от Хри­ста, и Си­си­ний при­ка­зал сжечь свя­тых Ага­пию и Хи­о­нию.

Сест­ры, услы­шав при­го­вор, воз­бла­го­да­ри­ли Гос­по­да за му­че­ни­че­ские вен­цы. В огне Ага­пия и Хи­о­ния ото­шли ко Гос­по­ду с мо­лит­вой.

Ко­гда огонь по­гас, все уви­де­ли, что те­ла му­че­ниц и их одеж­да не опа­ле­ны ог­нем, а ли­ца пре­крас­ны и спо­кой­ны, как у лю­дей, уснув­ших ти­хим сном. На дру­гой день Си­си­ний при­ка­зал при­ве­сти на суд свя­тую Ири­ну.

Он пу­гал ее уча­стью стар­ших се­стер и уго­ва­ри­вал от­речь­ся от Хри­ста, а по­том стал угро­жать от­дать ее на по­ру­га­ние в блу­ди­ли­ще.

Но свя­тая му­че­ни­ца от­ве­ча­ла: «Пусть мое те­ло бу­дет от­да­но на на­силь­ствен­ное по­ру­га­ние, но ду­ша моя не осквер­нит­ся от­ре­че­ни­ем от Хри­ста».

Ко­гда во­и­ны Си­си­ния по­ве­ли свя­тую Ири­ну в блу­ди­ли­ще, их на­гна­ли два свет­лых во­и­на и ска­за­ли: «Ваш гос­по­дин Си­си­ний по­веле­ва­ет вам при­ве­сти де­ви­цу на вы­со­кую го­ру и оста­вить там, а за­тем прид­ти к нему и до­ло­жить о вы­пол­не­нии при­ка­за». Во­и­ны так и по­сту­пи­ли.

Обратите внимание

Ко­гда они до­ло­жи­ли об этом Си­си­нию, тот при­шел в ярость, так как не да­вал та­ко­го рас­по­ря­же­ния. Свет­лые во­и­ны бы­ли Ан­ге­лы Бо­жии, спас­шие свя­тую му­че­ни­цу от по­ру­га­ния. Си­си­ний с от­ря­дом во­и­нов на­пра­вил­ся к го­ре и уви­дел на ее вер­шине свя­тую Ири­ну.

Дол­го ис­кал он до­ро­гу к вер­шине, но так и не смог най­ти. То­гда один из во­и­нов ра­нил свя­тую Ири­ну стре­лой из лу­ка. Му­че­ни­ца крик­ну­ла Си­си­нию: «Я сме­юсь над тво­ей бес­силь­ной зло­бой и чи­стой, неосквер­нен­ной от­хо­жу ко Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту».

Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да, она лег­ла на зем­лю и пре­да­ла дух свой Бо­гу за день до Свя­той Пас­хи († 304).

Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия узна­ла о кон­чине свя­тых се­стер и с че­стью по­греб­ла их те­ла.

репко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-svyatykh-muchenits-agapii-iriny-i-khionii

Ссылка на основную публикацию