Петропавловский собор
Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа.
Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу.
Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.
Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт.
Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга.
Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.
Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы.
С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон
.
Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге
Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.
Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра.
По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск.
В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В.
Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.
Портрет архитектора Доменико трезини
Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года.
Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса.
С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.
По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени.
Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем.
Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.
В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.
В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.
Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки.
По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы.
В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.
Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.
В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа.
В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода.
Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.
Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша.
Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях.
В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.
На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.
Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора.
Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра.
Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом.
По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».
В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами.
На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты.
Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.
Петропавловский собор в XX – XXI веках
Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н.
Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом.
Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.
Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи.
В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки.
После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.
В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов.
В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи.
Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.
С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова.
В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.
В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге – шедевр архитектурного стиля петровского барокко и в наши дни восхищает своим величием гостей города на Неве.
Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/961-petropavlovskiy-sobor.html
Петропавловский собор
18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…
Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.
Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.
На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.
В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.
История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль.
Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».
Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.
В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.
В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.
Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.
Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.
Достопримечательности легендарного собора
Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.
В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.
Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.
Усыпальница царственных особ: слухам не до сна
Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.
Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.
Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.
В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них.
Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе.
Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.
Знаменитый собор: факты без аргументов
Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.
«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».
Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.
Легенда ль, быль, а жест остался…
Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного.
Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения.
Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.
А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.
Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.
Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения.
Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку.
Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».
А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…
Источник: http://Peterburg.center/maps/petropavlovskiy-sobor
Петропавловский собор
Собор во имя апостолов Петра и Павла стоит в Петропавловской крепости.
Это православный собор Санкт-Петербурга, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.
“Со времен постройки храма Иерусалимского, никогда еще вера народа в свои судьбы не исторгала из земли чуда, подобного Петербургу”, – напишет маркиз де Кюстин, французский аристократ и монархист, писатель и путешественник, в 1839г. посетивший Россию по приглашению Николая I. Чудо Петербурга для маркиза воплотится в образе храма, города – храма.
Но еще раньше в 1833г. тему божественного возникновения града Петра запечатлит в “Медном Всаднике” А. Пушкин:
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
… И думал Он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу”.
“… И думал Он” – не Петр, а Он – Божественный Дух, приведший Петра на этот топкий клочок земли. Поэтому многие писатели и историки описывая рождение города приводят текст из Библии:
“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: – Да будет свет. И стал свет”.
Не произвол Петра, произвол не производит ничего великого, великое – исходит из разумной необходимости, следовательно, от Бога. И вот 16 мая 1703 г.
на Заячьем острове был заложен первый камень крепости и церкви в честь святых Петра и Павла. Апостол Петр, покровитель Петра I, станет и покровителем будущего города.
Ведь Петр по-гречески означает скала, камень. И именно к нему Христос обратился со словами:
”ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного”.
Значит, и новый город тоже должен уподобиться “ключу от врат”, но уже в государство российское. И в знак этого главной доминантой Санкт – Петербурга становится силуэт Петропавловского собора.
Первоначально, эта церковь была срублена из дерева, но расписана под каменный вид желтым мрамором. Украшали ее три шпиля, один увенчивал колокольню, а два возвышались над входом.
На шпилях в праздничные дни вывешивались флаги. В мае 1712г. Петр I заложит на ее месте каменный собор, который по всему проекту будет возводить архитектор Д. Трезини.
Через 8 лет внешняя постройка здания будет закончена.
Для нового храма Петр выпишет из Голландии замечательные часы с курантами. Оные часы привезены из Амстердама, даны 45000 рублей, сумма по тому времени просто громадная, а поставлены на колокольню в 1720г. В августе 1721г.
Петр I с приближенными и иноземными гостями, под бой курантов, будет любоваться с колокольни панорамой растущего города.
Но окончательно собор при нем закончен не был, иконы для иконостаса писались уже по заказу Екатерины I, а освещение собора произошло при императрице Анны Иоановны в 1733г.
И высоко-высоко над Петербургом воспарил ангел, охраняющий святость этого города – храма.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей.
С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708г., еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр I похоронен у южной стены собора.
К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896г. рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.
В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.
В 1917г. по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.
Летом 1998г., в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.
В сентябре 2006г. перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа – императора Александра III.
С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон – музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.
Петропавловский собор изображён на 50 – ти рублевой банкноте.
Источник: https://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/Soboru-i-hramu/petropavlovskiy-sobor/
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (собор Петра и Павла в Петропавловской крепости)
Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Петропавловского собора
Фото Петропавловского собора
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.
История строительства
Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы.
Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен.
Строился он в течение 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.
В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757-1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна.
В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.
Убранство храма
Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И.
Зарудного), а иконы для иконостаса – московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов.
Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.
Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.
Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота – 122,5 метров, высота шпиля – 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.
Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны.
В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей
С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.
К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.
В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.
В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.
Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.
В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа – императора Александра III.
С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон – музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.
Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_453.htm
Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Петропавловский собор в Санкт – Петербурге – грандиозен, как по замыслу и архитектуре, так и по истории воплощения.
Он возведён в необычном для отечественного зодчества стиле с уникальной формой иконостаса и превосходит все другие соборные сооружения России по статусу, по мировой известности, по высоте шпиля, по архитектурным особенностям. Устроил его, в нём молился и покоится здесь – Великий Самодержец Петр I.
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года.
Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль.
В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна.
В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора.
По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
«Барокко Петра»
Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра».
(Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»).
От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт – Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект.
Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт – Петербурга.
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
В духе нового времени
Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.
Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.
Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время.
Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны.
Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным.
Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А.
Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру.
Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Усыпальница для императорского рода Романовых
Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.
В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).
Влияние исторических перемен и веяния времён
С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела.
Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт – Петербурга.
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.
Источник: https://biletsofit.ru/blog/petropavlovskij-sobor
О петропавловском соборе в санкт-петербурге: расписание служб, официальный сайт
Место, с которого, как считается, началось строительство Санкт-Петербурга Петром Великим — Петропавловская крепость, имеет поистине уникальный архитектурный ансамбль.
Среди бастионов, равелинов, ворот, куртин и крепостных рвов, домов, тюрьмы стоит собор, который был заложен в самом сердце города.
По сути, многие горожане и по сей день считают, что в Санкт-Петербурге сердце города — это именно Петропавловский собор. Об этом туристически значимом месте и будет рассказано в данной статье.
История создания
Он был заложен в 1703 году и некоторое время существовал в виде деревянной церкви. По сути, города как такового еще не было, в условиях войны была заложена крепость на острове и внутри крепости был построен храм по традициям того времени.
В каменном виде уже собор заложили в 1712 году, и достроен он был окончательно только к 1733 году, уже в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это была архитектура нового типа, искусствоведы относят собор к стилю «петровского барокко».
Он достаточно ближе к западно-европейской архитектуре, чем его более ранние русские собратья.
Есть легенда, что концепцию и описание собора полностью продумывал сам император, создавая, во-первых, нечто новое, а во-вторых, самое высокое здание – выше колокольни Иоанна в Москве, которой он противопоставлял свой «Северный парадиз».
Дополнительная информация! В связи с длительным временем постройки работы велись разными архитекторами. Так, начал создание и строительство каменного собора итальянец Доменико Трезини, часы в 1776 году монтировал голландец Оорт Крас, а в следующем году фигуру с ангелом монтировал Антонио Ринальди.
Высота колокольни собора составила 112 метров и с годами ремонтов и реконструкций все больше увеличивалась. До середины 50-х годов прошлого столетия это было самое высокое здание в стране.
Собор Петра и Павла (Петропавловская крепость)
На западном фасаде находится многоярусная колокольня, на самом верху которой находится фигура ангела с крестом, помимо всего прочего служащая ориентиром в городе.
Сам храм имеет довольно строгий вид и частично напоминает костел. Внутри убранство более богатое и поражает многих своей красотой.
Отдельно следует отметить резной иконостас высотой 20 метров из липы и лиственницы, изготовленный на Московском оружейном дворе.
Внутри собора находится родовая усыпальница династии Романовых, как правящих императоров, так и членов их семей. Первым в усыпальнице был похоронен Петр I, в 1733 г., спустя уже 6 лет после смерти.
Далее там стали хоронить правящих монархов (за исключением Петра II, умершего и похороненного в Москве и Иоанна Антоновича), а начиная с эпохи Николая I — и Великих князей, членов императорской семьи.
Адрес собора
Собор имеет адрес — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3в. Телефон +7 (812) 230-64-31.
Режим работы:
- Понедельник — 10.00 — 18.00.
- Вторник — 10.00 — 17.00.
- Среда — выходной.
- Четверг — 10.00 — 18.00.
- Пятница — 10.00 — 18.00.
- Суббота — 10.00 — 18.00.
- Воскресенье — 11.00 — 18.00.
Петропавловский собор (Санкт-Петербург) с другого берега Невы
Обратите внимание! Администрация музея подчеркивает, что время работы может быть изменено.
Петропавловский собор сейчас
В настоящее время Петропавловский собор в Санкт-Петербурге официально не передан епархии и считается храмом, использующимся не по назначению. С 1954 года и по настоящее время он находится в ведении Музея истории Петербурга.
Петропавловский собор Казань
Но, несмотря на это, начиная с 2000 года в Петропавловской крепости проводятся службы по следующему регулярному расписанию богослужений:
- литургия — в воскресенье и в двунадесятые праздники в 8.00;
- исповедь в 7.30;
- накануне — всенощное бдение в 18.00.
Начиная с 2008 года ежегодно проводятся пасхальные службы. Также проводится ежегодно большая служба в престольный праздник — 12 июля, день святых апостолов Петра и Павла. Регулярно в храме служат панихиды по усопшим членам царской семьи.
Собственного официального сайта собор не имеет, его страница на сайте Музея истории Петербурга , где отражена необходимая информация о времени работы, стоимости посещения, выложены фото.
В остальное время собор работает в формате музея. Стоимость билетов:
- для взрослых — 450 рублей*;
- для учащихся — 250 рублей*;
- для пенсионеров — 200 рублей*.
Вход в Петропавловскую крепость бесплатный, до 20.00.
Как добраться
Круиз Санкт-Петербург-Москва-Санкт-Петербург
Ближайшая станция метро — ст. «Горьковская», от станции нужно идти пешком через Александровский парк. Среднее время в пути — около 5-7 минут. Также можно добраться на такси или на личном транспорте.
Многие туристы и горожане предпочитают добираться до собора в ходе пеших прогулок, так как вокруг острова есть много достопримечательностей.
Петропавловская крепость находится в самом центре Петербурга и можно всегда построить большое множество маршрутов, в ходе которых охватываются и другие исторические и культурные места как города, так и Петропавловской крепости.
Ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора
Сама крепость привлекает своими постройками, фортификационными сооружениями, что является и по сей день одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.
Да и сейчас свою службу несет Петропавловская крепость – расписание предусматривает обязательный полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловки.
Помимо этого, на Заячьем острове, где и находятся крепость и собор, есть городской пляж, привлекающий в летнее время любителей купаться, а у стен крепости для любителей гастрономии есть один из ярких ресторанов города — ресторан «Корюшка».
Петропавловский собор является одним из главных украшений Санкт-Петербурга и одной из важнейших его достопримечательностей.
Самое высокое здание города с памятной и запоминающейся фигурой ангела на шпиле является наиболее ярким объектом и многократно отражено и в литературе, и в кино, и в фотографии, и в живописи.
Горожане, равно, как и посещающие Петербург туристы называют этот собор одним из важнейших объектов города и местом, где обязательно надо побывать.
*Цены указаны по состоянию на август 2018 года.
Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/petropavlovskij-sobor-sankt-peterburg.html
Петропавловский собор, Санкт-Петербург. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
Первая деревянная Петропавловская церковь на месте будущего собора была выстроена в 1703–1704 годах. Она запечатлена на целом ряде изображений, впрочем, не всегда похожих друг на друга. Церковь имела крестообразный план и была увенчана шпилем, которому отвечали два малых шпиля над башенками по углам западного фасада. Современники связывали архитектуру церкви с «голландским стилем».
Новый каменный собор был заложен в 1712 году, но к его строительству приступили только два года спустя. По указанию Петра I сооружение собора началось с колокольни. Уже в 1717–1718 годах на колокольню был поднят и установлен 25-метровый шпиль. Несколько медленнее возводилось основное здание собора.
Деревянная церковь Петра и Павла оставалась на своем прежнем месте внутри поднимавшихся стен, и только в 1719 году, когда стало необходимым возвести внутренние пилоны для опоры сводов, ее разобрали и перенесли на Городовой остров.
Сведéние сводов, а также сооружение барабана и купола над ним было завершено в 1727 году.
Несколько лет продолжалась внутренняя отделка собора. Его торжественное освящение состоялось в июне 1733 года.
Собор сильно пострадал от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии. При восстановлении собора был создан новый каменный купол в восточной части, а высокая кровля с двойным переломом заменена простой двускатной.
В 1770-х годах колокольня собора была отстроена заново от второго яруса, ее высота была увеличена при сохранении прежнего архитектурного стиля.
В середине XIX века деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, в результате чего его высота вновь увеличилась, достигнув 122,5 метра.
Прямоугольный в плане собор представляет зальную базилику. Его западный фасад в своем нынешнем виде являет результат многочисленных переделок.
Первоначально в нижних двух ярусах он воспроизводил структуру фасада знаменитой церкви Иль Джезу в Риме, хорошо известной Трезини, а колокольня несколько отступала от плоскости фасада. Верхняя пара волют колокольни отсутствовала, входной портик имел иную форму.
Современный вид западный фасад приобрел во 2-й половине XVIII века: колокольня после перестройки слилась с ним в единую плоскость, декоративная отделка была значительно изменена и упрощена. Лучше сохранился восточный (алтарный) фасад.
Интерьер собора расчленен пилонами на три нефа равной высоты. Своды украшены росписью и лепниной. Достопримечательностью собора является грандиозный резной иконостас, выполненный в 1722–1727 годах в мастерской московского зодчего Ивана Зарудного по рисункам Д. Трезини.
С начала XVIII века собор служил усыпальницей русских государей.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/13782/petropavlovskii-sobor
Петропавловская крепость, самостоятельная экскурсия | Санкт-Петербург
Петропавловская крепость первое сооружение Санкт-Петербурга. Именно так был заложен город в 1703 году Петром I. Поскольку территория перешла Российской империи в ходе войны со Швецией, то и крепость строили для защиты от шведов.
Крепость была заложена на Заячьем острове, таким образом пушки крепости должны били защищать город от вторжения по двум крупным рукавам реки.
Морские же рубежи Санкт-Петербурга должна была защищать, заложенная в 1704 году, крепость Кронштадт.
Ну а уже в 1705 году было открыто первое промышленное сооружение Адмиралтейская верфь на Адмиралтейском острове, которая в 1706 году представляло крепость, для защиты территории в рамках Северной войны со шведами.
Сейчас Петропавловская крепость представляет собой объект культурного наследия Санкт-Петербурга. И хоть сейчас это музей, не стоит забывать, что это самый настоящий форт, который был готов отразить любую атаку.
Как добраться до Петропавловской крепости
Петропавловская крепость находится на Заячьем острове, который открыт для посещения ежедневно с 6.00 до 21.00. Сама крепость открыта для посещения с 9.00 до 20.00. На Заячий остров ведут два моста: Иоанновский мост и Кронверкский мост.
Зайти на территорию острова, как и самой крепости можно по любому из мостов. Недалеко от Петропавловской крепости находится станция метро Горьковская, от нее до Петропавловской крепости не более 5-10 минут пешком.
Можно сюда добраться и пешком: с Адмиралтейского острова через Троицкий мост. Или по Дворцовому мосту сначала к стрелке Васильевского острова, а оттуда через Биржевой мост по Мытнинской набережной до Кронверкского моста, но такой маршрут самый длинный. Схему проезда и часы работы касс и экспозиций можно посмотреть на сайте Петропавловской крепости.
Иоанновский мост и Иоанновский равелин
Мы добрались до Петропавловской крепости самым простым способом — на метро. Наземный вестибюль станции Горьковская находится в Александровском парке и выйдя на улицу легко потерять ориентацию и понять куда идти. В этом случае, если ваше природное чувство направления молчит, то лучше спросить дорогу у кого-нибудь или попробовать идти за основным потоком людей.
Так через 5 минут мы оказываемся у Иоанновского моста, дороги к историческому сердцу Санкт-Петербурга, Петропавловской крепости. Мост является старейшим мостом Санкт-Петербурга, хоть от того самого моста уже ничего и не осталось. Иоанновский мост, первоначально называвшийся Красным, как главный и единственный мост в крепость имел подъемную центральную секцию.
Заканчивается Иоанновский мост Иоанновскими воротами, на которых указан год 1740. Это год окончания строительных работ, в ходе которых Петропавловская крепость стала полностью каменной, до этого она была деревянной.
Крепость дополнительно укреплена с востока и запада защитными сооружениями, именуемыми равелинами. В восточный равелин или Иоанновский, как раз и вмонтированы те самые Иоанновские ворота.
Поэтому пройдя через них, таким образом минуя равелин, мы оказываемся на открытом пространстве непосредственно перед основными стенами крепости.
Ворота Петропавловской крепости
В Петропавловскую крепость ведут четверо ворот, по количеству сторон света и по их расположению.
- Невские ворота. Это южный, речной вход в крепость. Попасть в крепость через Невские ворота можно было только причалив к пристани. Отсюда и название ворот.
- Васильевские ворота с запада, эти ворота служат входом в крепость через Васильевскую куртину, которая обращена к Васильевскому острову, отсюда и название.
- Никольские ворота служат входом в Петропавловскую крепость с севера. Их не было в первоначальном плане 1703 года и появились они в Никольской куртине только в ходе перестройки деревянной крепости в каменную спустя четверть века после ее закладки.
- Петровские ворота, восточный вход в крепость, самые красивые ворота крепости
Именно Через Петровские ворота входим мы в крепость. Деревянные ворота сооружены в 1708 году и перестроены через 10 лет в камне. Петровские ворота являются памятником петровского борокко, реализованному по проекту архитектора Доменико Трезини. В нишах по обе стороны от ворот помещены статуи, олицетворяющие «Благоразумие» и «Храбрость».
Над аркой установлен свинцовый двуглавый орел. А над ним деревянный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в котором Симон отождествляется со Шведским королем Карлом XII, а апостол Петр с Петром I соответственно. Таким образом вся картина являет собой символ победы России в Северной войне со Швецией.
Великокняжеская усыпальница и памятник Петру I
За Петровскими воротами начинается, вымощенная брусчаткой, центральная аллея к Соборной площади крепости.
Центральная аллея выведет нас прямиком к Соборной площади и главному ее собору Петропавловскому. Но сперва нас ждет несколько достопримечательностей.
Справа от аллеи, на территории собственного сада находится Великокняжеская усыпальница.
Роль усыпальницы в Петропавловской крепости досталась Петропавловскому собору, сама усыпальница появилась здесь гораздо позже в 1908 году.
Предназначена усыпальница была для великих князей и княгинь, а также для князей императорской крови. Часть захоронений в усыпальнице перенесены из Петропавловского собора.
Вход в Великокняжескую усыпальницу доступен с Соборной площади.
Напротив усыпальницы, по другую сторону аллеи на кованном троне восседает основатель крепости Петр I, за его спиной расположилось здание обер-офицерской гауптвахты.
Скульптура Петра I, работы Михаила Михайловича Шемякина, русского и американского художника.
При создании скульптуры художник черпал вдохновения с знаменитой «Восковой персоны», восковом двойнике императора, выставленном в Государственном Эрмитаже.
«Восковая персона» полностью дело рук Карло Растрелли, который еще при жизни Петра I снял восковой слепок с лица императора и изготовил с помощью него бюст и точную копию Петра. А вот «шемякинский Петр» лишь своим лицом обязан маске Растрелли, лишенное же пропорций тело оставим на совести художника.
Чуть дальше по аллее, у входа в комендантский дом расположилась скульптурная композиция «Спасающиеся зайцы».
Соборная площадь и Петропавловский собор
Аллея выводит нас на Соборную площадь, также служившую плацем для гарнизона крепости.
На Соборной площади расположилось несколько главных зданий крепости. В первую очередь это Петропавловский собор, Монетный двор и Ботный дом. Действующий Монетный двор Госзнака и крупнейший Монетный двор Мира.
Ботный дом был построен специально для хранения ботика Петра I, где он и хранился до 1931 года, сейчас здесь выставлена копия.
С этого собора и началось строительство Петропавловской крепости. Заложено здание в 1703 году в день святых апостолов Петра и Павла. Высота Петропавловского собора со шпилем составила 122,5 метра.
До 2013 года это было самое высокое сооружение Санкт-Петербурга.
По замыслу Петра I Петропавловский собор должен был стать первым зданием новой России, именно поэтому он не похож на традиционные православные храмы, а своей высотой, шпиль почти пронзает небо.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Хоть по территории Петропавловской крепости можно гулять абсолютно бесплатно, выставки и музеи в крепости все же стоят денег. Поэтому за посещение следующей достопримечательности уже придется заплатить, но оно того стоит.
Какая крепость без «застенок»? Нет, ее конечно не существовало в первоначальных планах, для наказаний обычно служили гауптвахты. Тюрьма в Трубецком бастионе появилась в 1872 году, ради ее постройки были разобраны внутренние стены бастиона. Так на месте башни появилось пятиугольное двухэтажное здание тюрьмы со внутренним двором, в центре которого располагались бани.
Тюрьма была распланирована на 73 одиночные камеры, где главной целью стало полное изолирование заключенного как от внешнего мира, так и от других заключенных.
В разные годы здесь отбывали заключение революционеры-народники, в их числе старший брат Ленина Александ Ильич Ульянов, эсеры, члены депутации, выступавшие против расстрелов 1905 года, в их числе Максим Горький, а также члены Петербургского Совета рабочих депутатов, в их числе Лев Троцкий.
Позже ситуация радикально менялась дважды, сначала во время Февральской революции, а позже в результату Октябрьской революции 1917 года.
Таким образом контенгент камер тюрьмы сменился сначала на министров и руководителей полиции, а позже на временное правительство, юнкеров и членов партии кадетов.
Принципиальным отличием Большевистской тюрьмы от тюрьмы «царской» стало упразднение одиночного режима заключения.
Особенно печальной страницей в истории тюрьмы Трубецкого бастиона стали годы Красного террора, когда на территории крепости массово расстреливались заключенные, в числе которых были 4 великих князя. На территории Крепости в 2010 году были однаружены массовые захоронения жертв Красного террора.
Нарышкин бастион и Невская куртина
Отдельное удовольствие в осмотре Петропавловской крепости занимает возможность посмотреть на город со стен крепости. Такая возможность есть, для этого всего-то нужно подняться на Нарышкин бастион, предварительно купив билет в кассах, расположенных здесь же.
Поскольку крепость сооружена в форме шестиконечной звезды, то и бастионов в крепости ровно шесть. В одном из них мы только что посетили тюрьму, это был Трубецкой бастион, остальные это Менишиков, Головкин и Зотов бастионы. Еще два Нарышкин и Государев, между которыми пролегает стана именуемая Невской куртиной нам и предстоит осмотреть.
Отсюда же, с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень дает свой залп пушка, возвещая середину дня.
С Нарышкина бастиона открываются красивые виды не только Невы, но и самой крепости. Маршрут от Нарышкина бастиона по Невской куртине до Государева бастиона называется Невской панорамой, так он и позиционируется в кассах и на рекламных плакатах в крепости.
Невская куртина, это вал, соединяющий Нарышкин и Государев бастионы. Обращен вал на Неву, отсюда и его название. Именно в Невской куртине установлены Невские ворота, именуемые также Воротами смерти.
По деревянному настилу мы, сопровождаемые аудиогидом, вещающим из установленных на куртине рупоров, движемся к Государевому бастиону.
Государев бастион был заложен первым, сейчас на бастионе установлен памятник в честь «300-летия основания Санкт-Петербурга».
А с самого бастиона открывается красивый вид на Неву и на Троицкий мост. Кстати в бастион можно зайти и пройти по его потерне, почувствовав себя в настоящем подземелье.
Потерна Государева бастиона Петропавловской крепости
Потерна это подземный коридор, сообщающийся между внутренними сооружениями форта и его внешними укреплениями. Таким образом через потерну Государева бастиона можно было попасть во внутренний двор крепости, минуя Петровские ворота.
Вход в потерну осуществляется с внешней стороны Государева бастиона, со стороны Иоанновского равелина. Вход платный, а сама галерея не очень велика, заканчивается она небольшой художественной выставкой.
На этом осмотренные нами достопримечательности закончились.
Конечно нами осмотрены не все объекты крепости и посещены не все выставки и музейные экспозиции, но и того, что мы охватили вполне достаточно для 4-5 часового знакомства с Петропавловской крепостью. А сходить сюда обязательно стоит.
Ведь Петропавловская крепость первое сооружение Северной столицы, да еще и военное. Получается что в Петропавловской крепости присутствует очарование Кронштадта и близость Санкт-Петербургских достопримечательностей.
Источник: https://turisticum.ru/2017/petropavlovskaya-krepost.html