Вагановский храм, россия, город санкт-петербург

Богоявленская церковь (Санкт-Петербург) в городе Санкт-Петербург

Богоявлéнская церковь (или Церковь Богоявления Господня) — действующий православный храм в Санкт-Петербурге, расположен по адресу Двинская ул., д. 2.

Церковь построена в память чудесного спасения императора Александра III с семьёй при крушении поезда в Борках под Харьковом 17 октября 1888 года.

Составить проект по образу и подобию мемориальной церкви Христа Спасителя на станции Борки (архитектор Р. Р. Марфельд) поручили молодому архитектору В. А. Косякову, который при участии гражданского инженера Б. К.

Правдзика блестяще быстро справился с задачей. Строительство велось в 1889—1899 годах.

Храм Богоявления На Гутуевском Острове — sasha_beast @ Flickr

Главный алтарь церкви был освящён во имя Богоявления Господня 29 апреля 1899 года митрополитом Антонием (Вадковским) в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским. 18 июля того же года были освящены боковые приделы: левый — во имя Святого Преподобного Иоанна Постника, правый — во имя Святителя Николая Чудотворца.

2008.10.05..13.48.07 — ahvalj @ Flickr

Архитектура

Трёхглавый храм является хорошим образцом псевдорусского стиля. Стены из красного кирпича не оштукатурены. Центральный большого размера купол имеет луковичную форму и поставлен на высокий барабан, окружённый поясом окон и кокошников, купол украшали рельефные узоры. Две малые главы — шатровые.

Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня с стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом.

Обратите внимание

Величественный храм стал великолепным украшением панорамы Обводного канала и реки Екатерингофки. Золотую луковицу можно видеть даже от Варшавского вокзала.

Церковь отличалась богатым внутренним убранством, низкий одноярусный фаянсовый «под слоновую кость» иконостас с бронзовыми Царскими вратами был удостоен медали на парижской выставке 1900 года. Все стены, своды и купол храма были расписаны изнутри.

2008.10.05..13.44.09 — ahvalj @ Flickr

История жизни церкви

В советское время судьба храма сложилась трагически. В мае 1935 года церковь была закрыта. Полностью были утрачены шатры и главки, внутреннее убранство и иконостас, большинство архитектурного декора, в том числе и майоликовые иконы и узоры купола. В церкви находились склады и мыловаренный завод, она была обнесена бетонной оградой.

2008.10.05..13.05.45 — ahvalj @ Flickr

Во время Великой Отечественной войны в храме произошёл пожар, в ходе которого здание сильно пострадало.

В 1991 году изуродованный и обезображенный храм в аварийном состоянии был возвращён церкви. От былой красоты не оставалось буквально ничего. Обезглавленный, с закоптившимися стенами — так он тогда выглядел. В Богоявление, 19 января 1992 года в храме состоялось первое богослужение.

В том же году начались восстановительные работы, которые снаружи уже завершились, за исключением узоров на куполе. 4 мая 1995 года на купол был поднят крест. Так, после долгих лет реставрации храм, находившийся в ужасном состоянии, вновь засиял во всём своим былом благолепии. В 2005 году была демонтирована бетонная ограда.

Сейчас ведётся реставрация внутри, росписи частично восстановлены, воссоздаётся иконостас. Сейчас в церкви проводятся регулярные службы.

2008.10.05..13.47.51 — ahvalj @ Flickr

Ссылки

2008.10.05..14.09.11 — ahvalj @ Flickr2008.10.05..14.02.06 — ahvalj @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Bogoyavlenskaya-cerkov-Sankt-Peterburg-2139

Немного храмов Питера. Ноябрь 2008

Поделиться:

Не претендуя на энциклопедичность, хочу показать несколько храмовых сооружений, запомнившихся архитектурой и самобытностью. Думаю, эти сооружения подчеркивают неповторимость облика города Петра.

Иверская часовня при храме Воскресения Христова.

Армянская церковь Святой Екатерины. Строительство храма велось в 1771 – 1779 годах по проекту известного зодчего Ю.М. Фельтена. Здание церкви представляет собой яркий образец архитектуры раннего русского классицизма.

Церковь, увенчанная куполом на стройном барабане, своим главным фасадом обращена к Невскому проспекту. В его центре – строгий портик с фронтоном, украшенном скульптурным рельефом на тему религиозной истории Армении.

Важно

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму.

Посвящён одной из самых почитаемых на Руси икон — Владимирской иконе Божией Матери, написанной евангелистом Лукой.

Памятник фельдмаршалу Кутузову возле Казанского кафедрального собора. Весьма символично.

Казанский кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) – одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Он возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг.

на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь – чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга.

Главный купол собора на закате.

Казанский собор богато украшен скульптурными композициями.

Архитектура собора.

Лютеранская церковь Святого Петра
В 30-е годы XIX века на месте старой церкви было возведено новое здание по проекту А.П. Брюллова, брата знаменитого художника К.П. Брюллова. Храм выполнен в стиле романской базилики.

Совет

Соборная мечеть Санкт-Петербурга — мусульманский храм, памятник исламской культовой архитектуры. Открыта в 1913 году. Возводилась в 1909—1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена.

Мечеть имеет два минарета. Высота каждого по 48 метров. Высота главного купола 39 метров. Вмещает до 5000 человек

Здание Пантелеймоновской церкви — один из немногих в Санкт-Петербурге памятников русской культовой архитектуры 1730-х годов. Проект церкви был разработан, по-видимому, архитектором Адмиралтейской коллегии И.

К. Коробовым. Церковь входила в комплекс сооружений Партикулярной верфи. Она построена в 1735–1739 годах в память побед русского флота при Гангуте и Гренгаме. (Немного пофотошопила, чтобы церковь выделить.

))

Здание голландской реформатской церкви было построено в 1732 г

Собор во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Новом Петергофе. Крупнейший собор России предреволюционной поры, “последний великий храм империи” – придворный собор св. Петра и Павла построен в 1895 – 1904 годах по проекту Н. В. Султанова.

Пять глав выполнены в форме шатров.

Расположен в Новом Петергофе, на берегу Ольгина пруда, на Санкт-Петербургском проспекте. Пруд был вырыт в 1840-е гг. на месте Охотничьего болота и служил для водоснабжения города и запасов воды для фонтанов.

Вырытую землю использовали для устройства на пруду двух островов – Царицына и Ольгина. На островах по проектам архитектора А.И. Штакеншнейдера построили павильоны (1842-1844 гг. и 1847 г.), установили мраморную скульптуру, разбили цветники.

Берега засадили кустарниками, главным образом, сиренью.

Храм имеет высоту более 60 метров.

Подобно большинству храмов той эпохи, собор строился в древнерусском стиле, напоминая общими очертаниями собор Василия Блаженного в Москве. Собор стал весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля

Обратите внимание

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови».

Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре.

Купола храма.

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. На реставрации.

Храм на Конюшенной площади воздвигнут в честь Нерукотворного Спаса Нашего Иисуса Христа в 1736г по повелению императрицы Анны Иоановны.

Храм славился своими святынями: древним Образом Спаса Нерукотворенного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии в царствование императрицы Анны Иоановны.

Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской,Казанской и многие другие.

Источник: http://FotoTerra.ru/Russia/Saint-Petersburg/Natalija-69-6195.html

ПЕТЕРБУРГ-ГОРОД ВСЕХ ВЕР – Радио “Град Петров”

Авторская экскурсия по «Петербургу — городу всех вер» — 1 день

Гид — д. ф. н. Марина Валентиновна Михайлова, автор передач радио «Град Петров» 

Даты поездок:  по расписанию —  

Приглашаем на экскурсию «Петербург – город всех вер» с автором блистательного и глубокого цикла «Бог и человек в мировой литературе» Мариной Валентиновной Михайловой.

Вы познакомитесь с историей национальных общин нашего города, создавших шедевры мировой архитектуры. Увидите христианские храмы разных конфессий, хоральную синагогу, соборную мечеть, буддийский дацан и памятники, говорящие о традициях античности и Древнего Китая, египетские сфинксы.

Исторически сложилось так, что в Петербурге жили представители разных народов, поэтому в архитектурных памятниках нашего города присутствуют все важнейшие религии мира.

Среди христианских храмов Невского проспекта: Казанский кафедральный собор (РПЦ), католическая Базилика Святой Екатерины Александрийской, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла — Петрикирхе, Голландская реформатская церковь, Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины.

Соборная мечеть с двумя минаретами и антресольным молельным залом, перекрытым куполом. Мечеть выполнена в стилизированных формах самаркандской и каирской архитектурных школ.

Здание Большой хоральной синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» — самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника».

Программа поездки:

11.00 Сбор на площади Искусств у памятника А. С. Пушкину.

16.00 — возвращение на пл. Искусств

Убедительная просьба уточнять время проведения экскурсии в пятницу вечером перед поездкой, т. к. время начала может быть изменено.

В программе (1100/1200): экскурсионное и автотранспортное сопровождение. Питание брать с собой.

Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19

Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33

Корпоративные клиенты и прием групп в Санкт-Петербурге: +7 (812) 984-32-05

Время работы: 11-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.

Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/  «+» слева

Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov

Контакты

Источник: http://www.grad-petrov.ru/palom/odnodnevnye-poezdki/peterburg-gorod-vseh-ver/

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Храм воинской славы

Казанский собор — украшение Невского проспекта. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. История строительства собора и много других интересных фактов в этой статье

В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И.

Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.  В 1813 году в собор были помещены трофейные штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году около храма были установлены памятники М.Б.

Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.

Важно

       Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма.

Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

Читайте также:  Мученица агапия, ирина и хиония

История Казанского собора

       История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое.  Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери.

Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и  была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского.

В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона  была помещена в новом Казанском кафедральном.

Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.

 
     Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору.

 Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» — Чарльза Камерона.  Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.

       Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика.

Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора — граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы.

Совет

В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.  Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I.

       Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Особенности архитектуры

       Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге.  Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра.

При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте.

По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.  
       В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток.

Его средокрестие венчает изящный купол.  Главный вход при этом расположен на западной стороне — не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора — скульптурные изображения святых.

Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Реликвии Казанского собора

       Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе: — Икона Спасителя в иконостасе. — Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым. — Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н.

Никонова в 1891 году.

— Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

    В качестве других значимых реликвий данного храма выступают почти сотня военных знамен и штандартов французской армии, а также ключи от взятых городов Европы.

Обратите внимание

Ныне изображение Казанского собора красуется на памятной серии монет, вышедшей в свет под названием «Памятники архитектуры России». Казанский собор по праву входит в сокровищницу не только русской, но и мировой архитектуры.

Сегодня возрожденный Казанский собор – центр не только духовной, но и общественной жизни Санкт-Петербурга, кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии.

Ежедневно тысячи верующих и туристов из всех уголков земного шара посещают храм, не переставая восхищаться человеческим гением и мастерством русских зодчих, скульпторов и художников.

Найти Казанский собор можно на центральном проспекте города:

Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом  2

О том, что и как  посмотреть в  Санкт-Петербурге вы можете  узнать в статьях :

  • Бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу
  • Музеи Санкт-Петербурга.

Источник: https://myrussianland.ru/goroda-i-regiony/kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge-xram-voinskoj-slavy.html

Санкт-Петербург. Церковь Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца

Первоначально созданное в 1903 году Общество Православных эстов арендовало каменный дом на набережной Екатерининского канала. Здесь, на втором этаже, в 1904 году был освящен алтарь церкви во имя Исидора Юрьевского. К концу 1905 года рядом с арендованным домом, по проекту архитектора А. А.

Полещука (1868 – 1944), был воздвигнут большой двухэтажный каменный храм. В 1906 году церковь была перенесена в новое каменное здание. Церковь стала важной доминантой в панораме набережных канала Грибоедова.

Её основной объем, представляющий собой компактный куб, увенчан по углам четырьмя луковичными главами, которые свободно окружают центральную, более высокую главу. Алтарная апсида завершена шатровой крышей.

Гладь стен фасадов, обращенных к Екатерининскому каналу и проспекту Римского-Корсакова, прорезана узкими окнами и расчленена едва обозначенными пилястрами.

Церковь выполнена двухэтажной – нижний храм был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, главный престол верхнего храма – во имя святого Исидора Юрьевского, его боковые приделы – во имя Святых Апостолов Петра и Павла и во имя Преподобного Серафима Саровского. Со стороны Лермонтовского проспекта расположена часовня Святителя Николая Чудотворца, завершенная шатром. Главный престол церкви был украшен резным деревянным одноярусным иконостасом, выкрашенным в белый с золотом цвет.

Богослужения совершались по праздникам на эстонском языке, а в будние дни – обычно на русском. В церковном здании был устроен обширный зал для религиозных чтений и бесед.

Свято-Исидоровский храм был закрыт в феврале 1935 года, часть инвентаря из неё была передана в Николо-Богоявленский собор. Внутренние помещения церкви были частично перепланированы.

Важно

В 1994 году был вновь освящен нижний храм свт. Николая Чудотворца, службы в нем были возобновлены. Вновь открылась и Никольская часовня. До настоящего времени продолжается реставрация верхнего храма во имя Священномученика Исидора Юрьевского. На отремонтированных куполах храма вновь заняли своё место золоченые кресты. В 2003 году выполнен ремонт фасадов храма.

История храма

Эстонская православная диаспора в Петербурге в начале ХХ века составляла около 4000 человек, постепенно становясь, все более и более сплоченной. Этому способствовали два события 1898 года: окончательная канонизация священномученика Исидора Юрьевского и создание священником Павлом Кульбушем и протоиереем Философом Орнатским православного братства в честь этого Святого.

Тогда и возникла идея построить храм для православных эстонцев в столице Российской империи.

За реализацию проекта взялся архитектор А. А. Полещук, причем почти бескорыстно, за что был включен в число почетных членов братства. Первый взнос на строительство храма сделал Св. Иоанн Кронштадтский, позднее присутствовавший при закладке храма.

24 августа 1903 года, после предварительной подготовки проекта, на углу Большой Мастерской улицы (позже Лермонтовский пр.) и Екатерингофского проспекта (позже пр. Римского-Корсакова) был заложен в псевдорусском стиле просторный светлый высокий теплый каменный храм.

Из Николо-Богоявленского морского собора была принесена чудотворная икона святителя Николая, которой было осенено место строительства.

Увеличить

Из-за нехватки средств, храм строился с перерывами, и 23 сентября (ст. ст.) 1907 года митрополитом Антонием (Вадковским) был освящен центральный придел верхнего храма во имя священномученика Исидора, а через три дня — придел преподобного Серафима Саровского.

30 марта следующего года произошло освящение нижнего придела во имя Николая Чудотворца, а 4 мая — правый придел верхнего храма в честь святых апостолов Петра и Павла.

Совет

Иконостас верхнего храма выполнен по рисунку А. А. Полещука иконостасным мастером П. С. Абросимовым, иконы для него были выполнены художником В. Т. Перминовым. Престолы в 1910—1912 годах были облицованы белым каррарским мрамором.

Приход жил активной жизнью, при нем действовали приют, библиотека, лекторий, училище для безработных девушек. При приходе существовала эстонская церковно-приходская школа, открытая в октябре 1896 г., и просуществовавшая до июня 1917 года.

Помимо просветительской работы приход оказывал материальную помощь неимущим эстонцам, предоставлял временное жилье, и через социальную проповедь притягивал к себе людей. Правда, приход, насчитывавший в 1911 году 2453 человека, состоял не только из эстонцев, но и русских, а также прихожан других национальностей.

После революции 1917 года произошли два значимых события — храм перестал быть эстонским, поскольку власти запретили содержать храмы при обществах, да и эстонцы почти все уехали на историческую родину. Вторым событием стало избрание протоиерея Павла Кульбуша, строителя и первого настоятеля храма, епископом Ревельским, для окормления эмигрировавшей и местной эстонской православной паствы.

Новым настоятелем храма стал второй священник храма протоиерей Александр Пакляр, служивший в Свято-Исидоровской церкви с 1904 года. Благодаря ему в 1918—1920-х годах приход продолжал заниматься религиозно-нравственным и культурным воспитанием детей, чему способствовал учрежденный священником Карпом Эльбом Детский Союз.

В 1920-е годы в стенах церковного дома на довольно длительный срок разместились Петроградские Высшие богословские курсы — единственное в те годы богословское учебное заведение в Русской церкви.

В 1920-е годы духовенство храма приняло решение не подчиняться обновленческому Высшему Церковному Управлению, а сохранить верность Св. патриарху Тихону, получив поддержку прихожан.

Храм был закрыт 25 февраля 1935 года и сильно изуродован как внутри, так и снаружи.

Красивый барочный иконостас был уничтожен, утрачена была и единственная святыня храма — икона преподобного Серафима Саровского, написанная на части камня, на котором Святой совершал свой молитвенный подвиг.

Обратите внимание

Изуродованное внешне здание простояло так до середины 1960-х годов, когда купола были восстановлены, чтобы из окон строящейся неподалеку гостиницы «Советская» был хороший вид.

В годы войны в здании размещались военные, после — общежитие. Храмовый дом был перепланирован под квартиры. Последним «жильцом» храма был комбинат художественно-оформительского искусства.

Храм был возвращен епархии 30 ноября 1993 года, и после спешно сделанного ремонта в 1994 году были освящены нижний придел храма во имя Николая Чудотворца и часовня.

В храме начались регулярные богослужения, первое время проводимые священниками Николо-Богоявленского собора и Смоленской иконы Божией Матери.

Ввиду того, что православных эстонцев в Санкт-Петербурге практически не осталось, храму решили не возвращать национальный статус эстонской церкви.

В начале 2007 года настенные росписи верхнего храма были полностью закончены. Появились первые храмовые иконы, выполненные Г. А. Клименковым, и первые святыни — частицы мощей святителя Иоасафа Белгородского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских и преподобных Петра и Февронии Муромских.

Завершена отделка фасада храма, в результате чего на нем засверкали 8 золоченых крестов над пятью основными главами и тремя восстановленными малыми.

Важно

За время ремонта из храма вывезено в общей сложности 36 контейнеров и 25 грузовиков мусора. Создана богатая звонница, самый большой колокол которой весит 300 килограммов.

Изготовлен большой запрестольный витраж, изображающий Христа Спасителя во славе.

Завершено восстановление великолепного позолоченного барочного иконостаса, резьбу для которого изготовили ярославские мастера, золочение выполнили В. и Л. Петровы, а основные работы по реконструкции иконостаса по архивным фотографиям сделали Е. П. Топчий.

В Пасхальную ночь 2004 года состоялось первое после закрытия храма богослужение в центральном верхнем приделе, а с сентября 2006 года налажены постоянные богослужения в приделе священномученика Исидора.

Столетие со дня первого освящения храма — 10 октября 2007 года — храм встретил торжественным событием: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении клириков епархии торжественно освятил центральный придел верхнего храма во имя святого священномученика Исидора.

В храме действуют библиотека и приходская воскресная школа, собирающая на праздничные рождественский и пасхальный концерты более чем по пятьдесят детей. Налажены паломнические поездки, преподавание детям Закона Божия, рукоделия и церковного пения.

С октября 2008 года приход начал расширение просветительской деятельности и готовится открыть Православный просветительский центр на базе имеющейся взрослой и детской воскресных школ. Полным ходом идет ремонт помещений воскресной школы и будущего Центра.

http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=8

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01570

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ НА СРЕДНЕЙ РОГАТКЕ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Санкт-Петербургский Георгиевский храм на Средней Рогатке, 7 мая 2007 года. Фото Ирины Андреевой, с сайта sobory.ru

Санкт-Петербургский храм во имя великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке Санкт-Петербургской епархии

Первый каменный храм, построенный в Санкт-Петербурге после 1917 года.

Строительство храма велось православным приходом храма прп. Сергия Радонежского на Средней Рогатке на добровольные пожертвования горожан, крупных жертвователей и на часть местных налогов.

Первоначально предполагалось строительство каменной часовни во имя святого Великомученика Георгия Победоносца в память о жертвах Великой Отечественной войны, к ее 50-летнему юбилею. Место для неё было выбрано не случайно: во время войны здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда, кроме того, рядом находится площадь Победы с памятником героям обороны города.

В сентября 1992 года архитекторами С. В. Любимовым и П. Л. Зыковым из архитектурно-реставрационного отдела Государственного Эрмитажа был составлен эскизный проект небольшой каменной часовни.

Совет

В стиле часовни сочетались элементы традиционного церковного северорусского зодчества (планово-объемная композиция) и архитектуры петербургского периода (шпиль, крыльцо-портик, рустованная облицовка). Характер петербургской архитектуры учтен и в решении фасадов здания. Часовня должна была стоять в парке и иметь площадь 180 кв. м.

Небольшой купол венчал шпиль высотой в 21 метр, сделанный из дерева и обитый медью. Проект, хотя и был исполнен со вкусом, масштабностью и монументальностью не отличался.

6 мая 1993 года в день святого Георгия Победоносца, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, православными верующими был установлен крест, ознаменовавший начало строительства часовни.

При подготовке к строительству, выявилось, что первоначальный проект нуждается в некоторой доработке, которой занялась архитектурная мастерская под руководством Е. Ф. Шаповаловой. Здание решено было поставить на насыпном полутораметровом возвышении и перенести западнее, ближе к парковому пруду.

Холм придал зданию бо́льшую монументальность, чему также способствовали увеличение на 15 метров высоты шпиля и на 20% – объема. Хотя планировочное и фасадное решение при этом не были изменены, общее впечатление от здания стало совершенно иным – оно выглядело уже не как часовня, а как маленький храм.

Поэтому с конца 1993 года стройка стала именоваться храмом святого Великомученика Георгия Победоносца.

6 мая 1994 года, при участии более трех тысяч петербуржцев, было совершен чин освящения земли под храм-памятник. Все присутствующие при нем в течение 40 минут могли наблюдать в синем весеннем небе большой крест, образованный двумя пересекающимися друг с другом белыми облаками.

16 ноября этого же года был совершен чин торжественной закладки церкви.

В основание здания опустили капсулы с землёй, специально привезенные из городов-героев, с мест крупнейших боёв Второй Мировой войны и с блокадных кладбищ города.

Обратите внимание

Таким образом, храм стал для многих местом молитвы о тех, чьи могилы неизвестны и над прахом которых негде помолиться, по традиции русских братских храмов-памятников.

Белокаменный храм с шатровой звонницей был освящен 6 мая 1995 года протоиереем Владимиром Фоменко.

К началу 1996 года были окончены работы по украшению интерьера, облицовке белым камнем наружных стен, установлены наружные мозаики с изображением святых воинов. Иконостас храма вырезан из пяти сортов дерева резчиком В. А.

Мироником. Следуя старинным образцам и канонам, 29 образов для него написал художник Сергей Хайгора.

У частных лиц были куплены два бронзовых паникадила, в мастерских Патриархии приобретена необходимая для богослужения утварь и облачения.

Храм приписан к приходу преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/25150.html

Россия, Санкт-Петербург: Храм Спаса-на-Крови – храм-памятник на месте цареубийства

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала Петербурга прозвучал взрыв. Бомбой, брошенной народовольцем Игнатом Гриневицким был смертельно ранен возвращавшийся с парада в Михайловском манеже император Александр Второй. Через месяц на этом месте появилась временная часовня, а через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект храма.

Победителем конкурса стал проект архитектора А. Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевской пустыни архимандритом Игнатием Малышевым. Храм-памятник царю-мученику, на возведение которого деньги собирали по всей Руси, был заложен 6 октября 1883 года и назван — Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови.

Сегодня, практически, каждый турист, приезжающий в Санкт-Петербург, непременно стремится побывать здесь. Храм Спаса-на-Крови стал одной из главных достопримечательностей города. Расположился здесь же на ул. Большая Конюшенная ресторан, готовый накормить всех уставших путников.

Девятиглавый однопрестольный храм был спроектирован в типично «русском стиле» и по желанию заказчика приближен к памятникам русского зодчества, в частности, к Храму Василия Блаженного.

Первые три года строительства велись работы по укреплению грунта и возведению фундамента. И только к 1888 году пришло время сооружения гранитного цоколя и стен. На 20 темно-красных досках, закрепленных на цоколе, высекли основные вехи правления и указы Александра II.

Двери, ведущие в собор, были оббиты медью, с которой взирали серебряные изображения святых дома Романовых. Снаружи, под колокольней, на месте, где был смертельно ранен Александр II, было установлено «Распятие с будущим» с крестом, выполненным из гранита и мрамора, перед которым горела негасимая лампадка.

По бокам были размещены иконы святых и медные гербы российских губерний и областей.

А в 1895 году начались работы по уникальной отделке храма – мозаикой, авторами эскизов которой стали Васнецов, Нестеров, Кошелев и сам Парланд. Мозаичные работы задержали освящение храма на 12 лет и обошлись в полмиллиона рублей.

Важно

Под позолоченным куполом колокольни в мозаике была выписана часть молитвы Святого Василия Великого, в которой была воплощена покаянная идея собора.

Да и вся внутренняя часть храма практически полностью укрыта мозаикой, общая площадь которой составила 7000 кв.м.

Поражает своею красотой и иконостас, изготовленный из разноцветного мрамора в Генуе. Его венчают три хрустальных креста. А сами иконы были написаны Нестеровым и Васнецовым. Серебряная дарохранительница, выполненная в виде миниатюрной копии собора, прибыла в Петербург из Костромы, а вторая – из родонита и яшмы – из Екатеринбурга.

Серо-фиолетовые колонны из яшмы бережно поддерживали сень, увенчанную топазовым крестом, которая прикрывала место, где произошло цареубийство. Неугасимые лампады печально свисали с нее, создавая особую атмосферы скорби и умиротворения.

А в Финляндии были изготовлены колокола для великолепного храма. Вес главного купола составил 1100 пудов.

19 августа 1907 года в присутствии императора Николая II митрополит Антоний освятил храм, возводившийся 24 года.В 1923 году Храм Спаса-на-Крови обрел статус кафедрального собора Питерской епархии, а в 1930 г. был закрыт властями и передан под «культурно-просветительские нужды». В 1934 г. в Храме-памятнике была устроена выставка, по злой иронии судьбы посвященная «Народной воле», однако через год она была закрыта, а храм было решено сносить. Был даже разработан соответствующий план, но помешала начавшаяся Вторая мировая. В храме был размещен морг, куда свозили погибших и умерших ленинградцев.И только в 1956 году собор вновь обрел статус памятника архитектуры, но надругательство над шедевром русской архитектуры продолжалось: здесь находились мастерские, склад декорация и даже картофелехранилище.

К 1971 году, когда храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор», величественное сооружение находилось в плачевном состоянии и требовало немедленной реставрации.

И только 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после официального освящения собора, Храм Спаса-на-Крови вновь открыл свои двери для посетителей. А в 2004 году после перерыва, длившегося более семи десятилетия, в соборе была отслужена первая литургия.

Источник: turj.ru

Источник: http://turj.ru/blog/history/1932.html

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург

О разделе

Мы практически каждый день получаем новые обращения в разделе «Вопрос священнику». Большинство вопросов по теме «Воцерковление» связаны с просьбой подсказать, «где находится ближайший старообрядческий храм» и «как связаться с местным священником»?!

Когда таких вопросов стало очень много, мы решили сделать раздел, который бы описывал основные старообрядческие храмы. Позже стало понятно, что он перерос в масштабную и самую полную «Карту старообрядчества». Проделав громадную работу, мы можем считать этот раздел состоявшимся, если хотя бы одна душа пришла в храм, к Богу.
 

Читайте также:  Великомученица параскева пятница

Представителям общин Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них в комментариях к основной информации. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru

Авторский состав
Программирование и верстка Дмитрий Шаповаленко Сергей Смолярчук

Алексей Жиленков

Орфография и наполнение Андрей Нестерович

Ирина Косырева

Идея и воплощение
Максим Петухов

Особая благодарность
Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.

В 1895 году на воинских участках Петербургских кладбищ началось строительство церквей в память Александра III. Преображенское кладбище (с 1925 года кладбище жертв 9 января), образованное в 1872 году и получившее название от Преображенской церкви, тоже имело воинский участок – место захоронения умерших солдат гарнизона Петербурга.

Совет

На этом участке в 1895–1896 годах по проекту военного инженера В. А.  Колянковского была сооружена каменная церковь во имя Александра Невского “в память в Бозе почившего Императора Александра Александровича, в царствовании которого войсковые кладбища повсюду приведены в состояние современного благоустройства”. 22 октября 1895 года военный протопресвитер А. А.

Желобовский заложил каменный храм. Он же в присутствии императора Николая II освятил храм 16 ноября 1896 года во имя св. благоверного князя Александра Невского. Постройкой руководил военный инженер В. А. Колянковский.

Это каменный одноглавый храм в стиле церковной архитектуры XVII века с одноярусной шатровой колокольней над входом – типичное сооружение в “русском стиле”, построенное по “образцовому” проекту.

Иконостас был выполнен из темного дуба, на стенах размещались иконы, среди которых было много пожертвованных разными воинскими частями.

Над входом висела мраморная доска с надписью : “Храм сей воздвигнут в молитвенную память о царе-миротворце императоре Александре III усердием воинских чинов войск Гвардии и Петербургского Военного Округа, с участием частных благотворителей”. Доска сохранилась доныне.

Храм был приписан к полковому храму священномученика Мирония и вмещал 300 человек. В день кончины Александра III в церкви проводилась заупокойная служба. К храму была приписана выстроенная в 1908 году часовня-склеп, стоявшая на участке лейб-гвардии Конного полка.

25 мая 1938 года храм был закрыт и передан строительно-бытовой конторе Московского РЖУ. Здание было сильно повреждено от использования не по назначению.

В декабре 1983 года церковь передали общине старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия. После восстановления в 1980-х годах ее повторно освятили теперь уже во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2001 году дом включён КГИОПом в “Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность”. 

Первые старообрядцы появились в Санкт-Петербурге с момента основания города. При Екатерине II старообрядцы белокриницкого согласия получили официальное разрешение селиться в столице. Перед революцией в нашем городе действовало восемь храмов, крупнейшим из которых был каменный Покровский собор на Громовском старообрядческом кладбище.   

Обратите внимание

 С 1932 по 1937 гг. все общины были ликвидированы властями, их здания национализированы, Покровский собор взорван. С тех пор, вплоть до 1982 года старообрядцы в Ленинграде были на нелегальном положении. Верующие тайно собирались на частных квартирах и, как умели, совершали службы.

Для совершения духовных треб были вынуждены ездить в места, где еще сохранялись священники. Ближайшим действующим старообрядческим приходом в округе была община протоиерея о. Ильи Плужникова в деревне Сысоево Бежаницкого района Псковской области. Периодически о.

Илья и сам тайно приезжал в Ленинград и конспиративно совершал духовные требы в квартирах верующих. Такая ситуация сохранялась почти вплоть до смерти о. Илии в 1983 г.

Выйти из «подполья» старообрядцам удалось на волне подписания СССР Хельсинских соглашений. В 1982 году, после пяти лет тяжелейшей переписки с властями, инициативной группе верующих во главе с потомственным старообрядцем Борисом Александровичем Дмитриевым удалось добиться регистрации общины.

Весной следующего 1983 года была одержана еще одна победа, общине передали заброшенный храм на окраине города, на кладбище «Жертв 9-го января». Переданное здание находилось в полуразрушенном состоянии и требовало капитального ремонта.

Слава Богу, на призыв помочь в восстановлении храма откликнулось множество людей. Благодаря дружным усилиям, как питерских христиан, так и других приходов, храм был восстановлен из руин всего за 9 месяцев.

25 декабря 1983 года состоялось торжественное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память о разрушенном большевиками Покровском соборе Громовского кладбища.

Со следующего года в храм назначается обслуживающий священник. Им стал иерей Леонид Гусев из города Горький (ныне Нижний Новгород). О.

Важно

Леониду кроме Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) приходилось одновременно обслуживать приходы села Рытово, Вязниковского района Владимирской области, города Рязани и города Сызрани Куйбышевской (ныне Самарской) области.

В силу большой загрузки, визиты священника в Ленинград и совершение Божественной Литургии в новоосвященном храме происходили несколько раз в год. Сегодня такая ситуация кажется бедственной, но тогда радовались и этому. После полувекового нелегального положения это был огромный прорыв вперед.

Только в январе 1992 года через 8 с лишним лет после освящения храма в общине был поставлен собственный священник. Им стал молодой потомственный старообрядец, местный уроженец, активный участник восстановления храма о. Геннадий Чунин.

В храме начали регулярно совершаются службы, крещения, венчания, другие духовные требы. В начале община была немногочисленной и состояла в основном из потомственных старообрядцев пенсионного возраста.

В дальнейшем ситуация начала меняться и община стала заметно молодеть и расти за счет притока новых людей. Среди них большая часть присоединившихся к старообрядческой церкви.

Другую немалую часть составили потомственные русские старообрядцы из бывших советских республик (Молдовы, Украины, Казахстана).

Появились молодые семьи и маленькие дети. Теперь уже все привыкли к тому, что каждое воскресенье причащается 10 — 20 человек детей.

Появился местночтимый праздник, им стало Воскресение Всех святых, который с 1992 года ежегодно собирает в Петербурге многих гостей из других приходов. Этот день празднуется в следующее воскресение после Троицы, в этот день совершается заговенье на Петровский пост. Возникла традиция на следующий день после этого праздника совершать паломнические поездки по святым местам.

Совет

Появилось административное и хозяйственное здания, асфальтовые дорожки, газоны, цветочные клумбы. Благоустроена территория. К престольному празднику 2008 года завершен комплексный ремонт фасадов Покровского храма.

В общине действует воскресная школа. С 2008 года эстафету преподавания в этой школе приняли на себя выпускники первых лет существования этой школы. Стало возможным создание других общин: Лиговской в 2001 году и Громовской в 2003 году. В 2005 году Лиговской общине вернули исторический старообрядческий храм в центре города. В настоящее время ведется его восстановление.

‹ Previous › Next

← Вернуться к разделу

Источник: http://ruvera.ru/commune/hram_pokrova_presvyatoiy_bogorodicy_sankt_peterburg

Соборы Санкт-Петербурга, храмы Петербурга, церкви в Петербурге

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры,парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно-храмы и соборы.

Портал GoPiter посвящает целый раздел храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому что они явлются неотъемлемой частью ансабля города.

Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

Мы постарались расскзать и привести здесь подробное описание почти всех храмов, соборов и церквей Санкт-Петербурга .

Основные храмы и соборы Петербурга

Первым собором, построенным в Петербурге, стал Петропавловский собор. С него и началось строительство Северной Столицы России. Произошло это в 1703 году по приказу Петра 1. Позже Петропавловский собор (храм) стал усыпальницей для российских императоров. Архитектурный стиль собора – барокко.

Самый тяжелый собор мира – Исаакиевский собор. До великой октябрьской революции он был главным кафедральным храмом Питера. Этот храм – потрясающий символ классицизма, созданный Огюстом Монферраном. На разработку фундамента собора ушло 5 лет и труд 125 тыс. рабочих.

Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге – Казанский собор.

Храм построен в честь победы в отечественной войне 1812 года.

Архитектура храма схожа с обликом Собора святого Петра в Ватикане. Северная часть Казанского собора представляет собой колоннаду из 96 колонн. Подобное размещение позволило разместить алтарь на восточной стороне храма как и положено. В 2000 году Казанский собор стал кафедральным.

Князь-Владимирский собор (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, принадлежит Санкт-Петербургской епархии.

Еще одним уникальным собором Петербурга является Сампсониевский собор, храм построен в стиле аннинского барокко. На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Архитектор собора — П. А. Трезини. В настоящее время Сампсониевский собор является музеем.

На Смольной набережной Питера стоит Смольный собор, построенный в стиле барокко. Высота собора 93,7 м.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

Обратите внимание

Пожалуй самым красивым храмом Петербурга признан храм Спас-на-Крови. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля».

Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков.

Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

Печально известный своим пожаром Троице-Измайловский собор когда-то являлся крупнейшим собором не только Питера, но и России. Но после создания Исаакиевского собора перестал таковым быть.

Удостоит внимания туристов среди прочих храмов и Александро-Невская лавра – сочетающая в себе барокко 18 века и ранний классицизм.

С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России.

Среди других примечательных храмов и церквей Петербурга стоит отметить Андреевский собор.

Это конечно же далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов, храмов, церквей и церквушек. И многие из них благодаря своей красоте и истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России.

Важно

Это такие памятники Российской истории и архитектуры как: Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира,Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии), Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, Крестодвиженская церковь, Церковь Спаса Нерукотворного Образа (“Спасо-Конюшенная”).

Конечно за время своего существования многие храмы и соборы Петербурга утратили свой первоначальный облик. Но сейчас проведена или проводится их реставрация, и хочется верить в то, что когда-нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе.

Источник: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/churches/?start=80

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector