Васильевский монастырь (суздаль), россия, владимирская область, город суздаль

Свято-Васильевский мужской монастырь в Суздале

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Васильевская
Дата основания: XIII век
Основные достопримечательности: собор Василия Великого с колокольней, церковь Сретения Господня, Западные ворота
Координаты: 56°25'08.2″N 40°27'42.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

К востоку от Торговой площади, на Васильевской улице расположились старинные постройки Васильевского монастыря. Легенды связывают основание обители с князем Владимиром Красное Солнышко и крещением Владимиро-Суздальской земли.

Будто бы здесь, на восточной окраине Суздаля в 990 году была построена дубовая церковь, в которой суздальцы приняли христианство. Достоверно установлено, что Василевский монастырь уже существовал в XIII веке, о чём свидетельствует запись ростовской княгини Марии (в иночестве Марины) о дарованных обители землях.

Западные ворота

Располагаясь на дороге, ведущей от Суздальского Кремля на Кидекшу и Нижний Новгород, Василевский монастырь был важным форпостом городской крепости. В 1237 — 1238 годах полчища татаро-монголов разграбили обитель, но позднее она была вновь восстановлена.

Обратите внимание

В писцовой книге Суздаля указано, что в 1628 — 1630 годах монастырь имел пять монашеских келий и деревянную ограду.

В XVII веке Васильевская обитель владела пашнями, вотчинами, заселёнными крестьянами, земли обрабатывались «на потребу» монастыря и сдавались внаём.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, изъявшей церковные владения в пользу государства, Васильевский монастырь в Суздале был переведён в разряд заштатных, то есть «оставлен быть на своём пропитании».

Ограда монастыря на фоне собора Василия Великого

Заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные пожертвования народа, либо за счёт соседствующих с обителью ненаселённых земель, обрабатываемых монахами собственными силами.

В 1923 году Васильевский монастырь был упразднён советской властью, а в 1995 году по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия началось возрождение обители.

Сегодня при Васильевском монастыре в Суздале действует гостиница, где можно остановиться на ночлег, планируя осмотреть достопримечательности города.

Архитектурный ансамбль Свято-Васильевского монастыря

Современный ансамбль Васильевского монастыря, возведенный в камне в XVII веке, состоит из собора Василия Великого, Сретенской трапезной церкви и ограды. Соборный храм в честь Василия Великого был построен в 1662 — 1669 годах на месте деревянной шатровой церкви.

Собор Василия Великого с колокольней

В плане храм представляет собой простой кубовидный объём, завершённый восьмигранником с луковичной главкой. Первоначально собор был задуман как трёхглавый, о чём свидетельствуют основания ещё двух барабанов, сохранившиеся под кровлей.

Небольшие порталы, узкие окна и скромный декор придают храму строгий, аскетический облик. Украшение фасадов закомарами, воспроизводящими своими очертаниями коробовые своды, не соответствует внутренней двустолпной конструкции здания.

Важно

В XIX веке к Васильевскому собору была пристроена трёхъярусная колокольня, декорированная пилястрами и карнизами. С вершины колокольни открываются изумительные панорамы города.

Одноглавая Сретенская церковь (XVII век) выстроена в два яруса: на первом этаже размещались поварня, хлебня и другие хозяйственные помещения, а второй этаж занимали церковь с алтарём и трапезная палата (столовая) с одним столбом посередине, поддерживающим своды.

Церковь Сретения Господня

Сретенская церковь перекрыта редкой для Суздаля восьмискатной кровлей и увенчана луковичной главкой. Три алтарных полукружия опираются на прямоугольные стены первого этажа.

Васильевский монастырь в Суздале окружён каменной оградой с невысокими Святыми воротами. К настоящему времени почти все помещения возвращены монашеской общине.

Лишь один двухэтажный дом у самой стены монастыря принадлежит коммунальному хозяйству.

Список монастырей Мурома

Рейтинг достопримечательности

Свято-Васильевский мужской монастырь в Суздале на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/343-sviato-vasilevskii-muzhskoi-monastyr

Свято-Васильевский монастырь

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Васильевская.

Васильевский монастырь — православный монастырь, расположенный на восточной окраине города Суздаля.

Это единственный монастырь в России, носящий наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (конец XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).

Совет

Впервые Свято-Васильевский монастырь упонимается в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее.

Так, в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году есть упоминание об одном монастыре, пощажённом князем Олегом в Суздале от сожжения.

Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то с большой вероятностью можно предположить, что речь идёт о Васильевском монастыре.

Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале крестил суздальцев и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители.

Васильевский монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла – Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское.

В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у „Креста”, построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца.

Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось.

Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем».

В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг.

– архимандритское, и наконец – строительское.

В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон.

Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня.

На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.

Обратите внимание

Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу.

Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.

ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена.

В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.

Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии.

Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет.

Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.

Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был в конце XVIII начале XIX столетия достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль.

В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по собственному способу.

Важно

Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году, он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I, за его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени.

Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека. Далее, с восточной стороны алтаря погребены: князь Николай Сергеевич Трубецкой и княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая княжна Мещерская. В настоящее время некрополь не сохранился.

В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.

на фото: Васильевский собор, Свято-Васильевский монастырь в Суздале.

на фото: Сретенская церковь Васильевского монастыря в Суздале.

На фото: западные ворота, Свято-Васильевский монастырь, Суздаль

В 1995 году Васильевский монастырь передан Русской Православной церкви, сейчас это действующая мужская обитель. На территории монастыря имеется гостиница для поломников и просто гостей города, вместимость — 11 чел.

Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г. Суздаль, ул. Васильевская 32-б.

Телефон: +7(49231) 2-18-00

источник: azbyka.ru

Источник: http://www.russian-travels.ru/?p=1292

Свято-Васильевский мужской монастырь Суздаля

Свято-Васильевский мужской монастырь

29 декабря 1999 г. была зарегистрирована религиозная организация «Свято- Васильевский мужской монастырь города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».Руководитель религиозной организации – Нечитаев Игорь Юрьевич.Адрес: 601293, Владимирская область, г. Суздаль, ул. Василевская, 32бтел. (49231) 2-18-00Настоятель — игумен Рафаил (Нечитаев).

Васильевский монастырь основан в XIII в. на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу.

Свято-Васильевский мужской монастырь в Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 г. на владение.

В грамоте сказано: «Се яз раба Божия Марина черница управила ми есми по его острижение ко св. Василью в монастырь на поминок душе его».

Читайте также:  Беочинский монастырь, сербия, автономный край воеводина, город беочин

Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру Святому, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители.

В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами.

Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря. См. Феодор I

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Васильевский могильник

Очередное открытие в Суздале сделано владимирскими археологами в 2016 году. В ходе охранных археологических раскопок внутри квартала, ограниченного улицами Васильевской и Садовой, обнаружен могильник XII-XIII вв. Могильник по местоположению получил название «Васильевский».

Васильевский могильник – четвертый могильник древнерусского времени, открытый археологами на территории современного Суздаля. Археологическими раскопками 90-х гг. ХХ века открыты могильники на территории Кремля и Ризположенского монастыря.

Совет

Самый известный и наиболее изученный могильник на Михайловой стороне, где сохранилось 248 непотревоженных насыпей и сделало его ценным памятником для истории древнерусских городов, некрополи которых, как правило, не сохранились.
Васильевский могильник благодаря своему местоположению сохранился хуже. Археологам удалось исследовать восточную оконечность памятника.

Вероятно, могильник занимает обширную территорию, и вытянут вдоль улицы Васильевской в сторону Посадских валов. Благодаря тому, что раскопы закладывались на территории, отведенные под сельскохозяйственные нужды, сохранность захоронений хорошая. В раскопах общей площадью около 700 кв. м исследовано 90 захоронений.

Исследователи обнаружили как курганные, так и грунтовые захоронения. Удалось выделить 10 курганов. К сожалению, до наших дней курганные насыпи не сохранились. Очевидно, курганные насыпи были срыты в середине – второй половине XVIII века, когда появляется на этом месте жилая и хозяйственная застройки.

Котлованы построек второй половины XVIII века прослежены археологами в раскопах. Что из себя представляют древние курганы при отсутствии насыпей? Это прямоугольная грунтовая яма, ориентированная восток-запад размерами 2-2,5 м в длину при ширине до 1,5 м. Глубина ямы взрослого захоронения составляла 50-80 см.

В могилах прослежены погребальные сооружения двух типов – деревянные клети и колода, повторявшая форму погребенного человека. Вокруг могильной ямы выкопана кольцевая или полукольцевая канавка – следы курганной ограды, рядом располагается курганный ров – яма вытянутой формы, из которой бралась земля для возведения насыпи.

Установить высоту насыпи не представляется возможным. Размеры курганов в поперечнике составляли 5-7 м. Из 90 захоронений 1/3 составляют детские, преимущественно грудного возраста. Такая картина характерна для могильников средневековых городов по причине высокой младенческой смертности. Один из десяти курганов имел вытянутую овальную форму.

Это разновременное семейное захоронение. Насыпь кургана сооружалась постепенно и приобрела подобные черты. Под курганной насыпью захоронены двое взрослых – женщина и мужчина и четверо детей. Семейные захоронения прослежены и в грунтовых захоронениях. К такому выводу пришли исследователи на основании факта неравномерности расположения могильных ям по площади раскопа.

Для грунтовых могильников характерен такой признак как рядность захоронения. Такой признак установлен и в раскопе, однако, могильные ямы образуют гнезда захоронений при достаточном пространстве для совершения захоронения, что косвенно указывает на возможные родственные связи индивидов.

Васильевский могильник по сравнению с ранее исследованными памятниками в Суздале наиболее скромный по находкам. Помимо железных гвоздей от погребальных сооружений в захоронениях найдены немногочисленные находки – детали женских украшений (наборы перстневидных бронзовых височных колец), бронзовые пуговки от воротничков и в одном захоронении найдено медное кольцо.

Такие находки известны по раскопкам средневековых могильников и эти вещи встречаются в культурном слое Суздаля XII-XIII вв. Редкая находка для средневековых городов – тканевые элементы одежды. Такие находки обнаружены в захоронениях Васильевского могильника. В двух женских погребениях найдены тканевые золотные очелья.

Очелье – женский головной убор – лента шириной 1-2 см, располагавшаяся на лбу. Золотая тесьма с узором плетенка известна по раскопкам Суздальского некрополя. Фрагменты таких лент находили во Владимирских курганах у сел Васильки, Осиповицы, Сизино, Быково, в Сунгиревском могильнике. Такие ленты шли на украшение головных уборов, ими обшивали воротники и обшлага рукавов. Данные находки в очередной раз свидетельствуют о тесных торговых связях Владимиро-Суздальской Руси с Византией. Подобный текстиль был одним из важнейших объектов византийской международной торговли.

Данил КАБАЕВ, ведущий специалист ООО «Владимирский областной центр археологии при ВлГУ», руководитель раскопок.

Васильевский собор

Собор Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662—1669 гг. на месте прежней шатровой деревянной церкви архиепископом Суздальским Стефаном. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объём увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания ещё двух барабанов, так что задуман он был как трёхглавый. Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы.
Здесь находится гробница блаженной Евдокии, Христа ради юродивой с её изображением.

Главка Васильевского собора

Трёхъярусная колокольняНебольшая трапезная соединяет с собором трёхъярусную колокольню XIX в., скромно украшенную пилястрами и резными карнизами.

Колокола на монастырской колокольне

Иконостас в колокольне

Сретенская трапезная церковь

Сретенская трапезная церковь

Обратите внимание

Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в кон. XVII в. Её восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

В теплой церкви в 1867 году были освящены два придела: 1) в честь Священномученника Харлампия 23-го ноября и 2) в честь Святителя Митрофана 24 ноября.

10 января 1867 г.

в Васильевском монастыре разрешено открыть училище для детей мужского пола.

Святые ворота монастыря

Башня монастырской стены В 1764 г. Васильевский монастырь был переведён в разряд заштатных.
При нахождении епископа Геннадия II на Суздальской архиерейской кафедре в 1770 г. вместо часовни Крест, устроенной еще в 1654 г. в память от избавления Суздаля от моровой язвы, была построена усердием суздальцев каменная церковь Кресто-Никольская и, как не имеющая прихода, распоряжением епископа Геннадия была причислена к Васильевскому монастырю.
До 1899 г. монастырь был приписан к Ризположенскому монастырю, а до 1916 г. – к Спасо-Евфимиеву монастырю.

С 1916 г. монастырь действовал как женский.

Закрыт советской властью 15 февраля 1923 г.Васильевский собор реставрировался в 1959—1961 гг. В.В. Гасперовичем. В 1959 г. восстановлена ограда Васильевского монастыря с востока. Осенью закончили реставрацию всех стен, ворот и башен Васильевского монастыря (архитектор Гасперович).

15 ноября начата реставрация трапезной палаты и церкви Васильевского монастыря. 1961 г. окончили крышу Васильевского собора.С 1960-х гг. в монастыре расположились склады.

31 января 1995 г. вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря.

Монастырь передан Русской Православной церкви, но не весь.

Братский корпус XVIII в.

Дом Архимандрита. XIX век.

ВАСИЛЬЕВСКАЯ ВИШНЯ

В прошлом, многие монастыри разводили сады, но название очень немногих их них вошли в название садовых культур. Среди них ещё до сер. XX в. была известна «Васильевская вишня», созданная в садах Суздальского Васильевского монастыря.

Попала она сюда из резиденции Юрия Долгорукого, которая находилась поблизости в с.

Кидекша, и была завезена из Киева. По другой версии саженцы вишни или её семена привёз Андрей Боголюбский. А по третьей версии в Суздаль она попала с Афона. Усердием монахов монастыря был выведен удивительный сорт, ягоды которого были настолько сладкие, крупные и ароматные, что ещё его называли «царский».

Можно себе представить, что это была за ягода, которую только ели и не пускали на варенье. Современники описывали её так: «крупная почти шарообразная ягода нежнаго изжелта-красноватаго цвета. При созревании она делается так прозрачна, что ясно видна косточка; вкуса очень приятнаго сладкаго, с едва заметной кислотой и легким ароматом.

Важно

Цвет коры ореховый, на старых деревьях бурый с серым оттенком; крона раскидистая, концы веток загнуты вверх.

Лист ярко-зеленаго блестящаго цвета, нижняя сторона светлее верхней, часто загнут лодочкой, по краям круто, неровно, дважды зубчат, форма у основания большею частью яйцевидная, иногда широколанцетовидная с наибольшею шириною почти посредине и сразу суживающимся острым концом.

Ягоды Васильевской вишни чрезвычайно нежны, трудно выдерживают перевозку, лежат не более двух дней; деревья легче других сортов страдают от морозов и засухи и менее плодородны. Вследствие этих качеств эта прекрасная вишня никогда не может стать настоящим коммерческим сортом».

Ещё этот сорт называли «патриаршим», так как его возделывали во Владимире в саду, принадлежавшем патриарху Филарету. До сих пор этот сад носит название «Патриарший», а вот сама Васильевская вишня была утеряна во второй пол. XX в., хотя ещё в 1936 г. она была известна садоводам нашего края. Может быть, где-то на Российских просторах ещё и сохранилась эта аристократическая вишня. Будем надеется.

Официальный сайт Свято-Васильевского монастыря – http://svmonastyr.ru/

Храмы и монастыри города Суздаля.

Улица Васильевская

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/suzdal/i/38-1-0-1193

Васильевский монастырь в Суздале, Suzdal, Russia

Страны / Россия (Russia) / Владимирская область (Vladimir Oblast) / Суздаль (Suzdal) / Васильевский монастырь в СуздалеВасильевский монастырь в Суздале Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу.

Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По более проверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. http://tourout.ru/file/0f9bmzaivmsu/m3dlzfk0.

jpg

Суздаль Владимирская область Россия

56.41901707003748 40.46170234680176

2 8 10 1

Информация о достопримечательности Vasiliy Monastery

Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу.

Читайте также:  Воскресенский монастырь, россия, ярославская область, город углич

Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По более проверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке.  Все достопримечательности Суздаля

0 Историческая ценность

0 Развлекательная составляющая

0 Красота достопримечательности

0 Неизгладимое впечатление

0 Доступность достопримечательности

Оставить отзыв   
Тип достопримечательности: Здание: музей, дворец, собор, минарет, монастырь, театр

Фото достопримечательности Васильевский монастырь в Суздале

Английское название: Vasiliy Monastery

Путешествия в Васильевский монастырь в Суздале Все | Оставить свой отчёт

  • Золотое кольцо. 01-06.01.2009.6 января 2009ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ 01-06 января 2009 г. Москва – Сергиев Посад – Александров – Владимир – Боголюбово – Суздаль – Юрьев-Польский – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Борисоглебский – Углич – Мышкин – Москва
  • Пуп земли русской!25 декабря 2012начну с того, что поезд во Владимир из Питера прибывает очень неудобно, в 4.55 утра, до Суздаля ехать на автобусе 40 минут максимум, т.е. около 6 утра мы были готовы вселяться…но тут нас ждал облом!!! хоть и был заказан ранний заезд, а отель был полупустой, заселили только руководство и особо избранных…
  • Из Абакана к “Золотому кольцу России”12 августа 2010«Золотое кольцо России»- 2010 г. 31 июля. 1 день. Ну, наконец, дождались. Пришло время двигаться в дальний путь из Абакана (Хакасия) в сторону «Золотого кольца России». Выехали из дома рано утром в 6 часов на TOYOTA RAV-4 вместе с женой Ириной. За день проехали 1 тысячу километров. С «помощью»…

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Васильевский монастырь в Суздале. Фото отчет о Vasiliy Monastery, история, где находится

Отзывы туристов о том, что посмотреть и стоит ли посетить Васильевский монастырь в Суздале (Vasiliy Monastery) Читать отзывы об отдыхе в Суздале

  • Отзыв к СуздальДо Москвы столицей был Владимир, а до Владимира – Суздаль. Церквушки большей частью восстановленные. Монастырь М и Ж. Торговые ряды. Коняшки, музей гесеводства, медовуха. Неисчислимые туристские группы японцев и китайцев, которых через 4-5 дней Вы уже научитесь различать между собой. Мило, столично. Кроме туризма жители ведут хозяйство и что-то ещё и выращивают (огурцы) и продают московским перекупщикам. Новенькие автомобили (в том числе иномарки) стоят у каждого четвёртого дома просто на улице у… 2 июня 2010
  • Отзыв к Суздальмимо Суздали ездием часто,а посмотреть на город заезжали пару раз.вобщем симпатичный старый городок,все люди в котором работают в бизнесе по отъему денег у туристов,даже в храмах все платно.медовуха-сделана промышленным способом,полная фигня.заехать посмотреть.погулять один раз стоит. 16 апреля 2011
  • Отзыв к СуздальКак и во многие города ехать туда конечно лучше, когда на улице погода располагающая к пешим прогулкам. Мы ехали из Москвы на машинах, дорога занимает около 4х часов. Гостиница, в которой мы останавливались находится в пригороде Суздаля, если не ошибаюсь она называется “Старый город”. На территории очень много различных интересных построексооружений (даже не знаю, как это правильно назвать), чувствуешь себя как в сказке: Змей Горыныч, Летучие тарелки, Отреставрированные машины и т.д. Размещение… 13 марта 2011
  • Отзыв к СуздальКак-то давно мы не ездили в Суздаль, последний раз были летом 2008 г. Решила вспомнить, как-там тихо и спокойно. 19 ноября 2010
  • Отзыв к Круиз вверх по Волге. День четвертый. СуздальРечной круиз по Волге по маршруту “Самара – Казань – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород (Суздаль, Дивеево) – Макарьево – Козловка- Казань -Самара” на трехпалубном теплоходе “Валерий Чкалов”. Весь день теплоход стоял в Нижнем Новгороде. Было 3 варианта времяпрепровождения: поездка во Владимир-Суздаль, в Дивеево с посещением Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря или самостоятельно гулять по Нижнему. Я отправилась в Суздаль. Вообще-то эта экскурсия именовалась, как Владимир-Суздаль… 3 октября 2010
  • Отзыв к Владимир – Суздаль – Юрьев-Польский«…Ранне-пасмурным утром покидем местами спящую, а местами уже на-дачу-спешащую Москву. Горьковское шоссе, курс – на Суздаль. Уже на подъезде к Владимиру начинает пробиваться сквозь пелену облаков тёплояркое солнце. Мимо Золотых Врат к Кафедральному Успенскому собору. Собор, увы, закрыт в столь ранний час, и творения Рублёва остаются за белокаменными стенами. Со смотровой площадки открывается глазрадующий вид на окрестности города и редкотуманую, петляющую реку. Следующая остановка – храм Покрова… 1 июня 2010
  • Отзыв к Маленький СуздальЖителю большого мегаполиса тяжело прочувствовать такие маленькие города как Суздаль, равный самому маленькому муниципальному округу Москвы. 25 июня 2009

Отзывы туристов о Васильевский монастырь в Суздале (Vasiliy Monastery), Фотографии Васильевский монастырь в Суздале

Источник: https://tourout.ru/db/sights/vasiliymonastery.html

Свято-Васильевский мужской монастырь города Суздаль

Одна из удивительных загадок Града Небесного – Свято-Васильевский мужской монастырь, открывающий историю превращения военного укрепления в оплот веры.

Давным-давно, в XIII столетии, на пути в Кидекшу по распоряжению князя Владимира Великого было возведена крепость.

Предположительно именно здесь и образовалась церковь, благодаря которой горожане постепенно обратились в христианство.

Беспрепятственное существование монастыря длилось вплоть до времени правления Екатерины II, после чего его владения перешли к Спасо-Евфимиевскому монастырю.

Однако спустя некоторое время (точная дата неизвестна) имя храма вновь всплыло в анналах церковной истории.

Исследователями отмечается заметный рост значимости сооружения наряду с ростом его популярности среди разных социальных сословий.

Совет

По своей архитектуре Васильевский монастырь напоминает Лазаревскую церковь и имеет двустолпную конструкцию, которая с внешней стороны все же отличается от других суздальских соборов.

В целом сооружение представляет собой аскетичное, лишенное всяких изысков творение зодчества, что отнюдь не мешает ему вызывать трепетное очарование. Узкие окна и входы явственно говорят об изначальном его предназначении, не связанном с выполнением функций религиозного культа.

Из трех глав в настоящее время уцелела только одна, что свидетельствует о нелегкой судьбе монастыря в насыщенном событиями прошлом.

Из архитектурного ансамбля сохранились Святые ворота, старинные вспомогательные помещения и ограждение более позднего периода. В ХVII веке на территории храма была возведена Сретенская церковь, выполняющая роль трапезной для священнослужителей. Двумя столетиями позже появилась украшенная резьбой трехъярусная колокольня.

Сама церковь достойна отдельного внимания и представляет собой образец надвратных суздальских церквей, распространенных в эпоху Киевской Руси. Апсиды двухъярусного строения расположены на втором этаже и словно подпираются первым.

Завершающим штрихом зодческой композиции служит одноглавая крыша, схожая по конструкции с кремлевской Архиерейской палатой.

В первой половине ХХ века монастырь снова закрывается по указанию представителей советской власти, а в 60-х годах используется в качестве помещения под склад. 1995 год ознаменовался очередным возрождением деятельности святой обители.

В настоящее время собор открыт для посещения всеми желающими и принимает прихожан практически ежедневно. К сожалению, до сих пор религиозной общине не удалось вернуть всю территорию, по праву принадлежащую монастырю. На Васильевской улице туристы могут наблюдать здание, принадлежащее Департаменту жилищно-коммунального хозяйства.

Другие интересные заметки

Booking.com

Источник: http://odinturist.ru/suzdal_vasilevskij_monastyr.html

Васильевский монастырь (Суздаль)

Свято-Васильевский монастырь – старинная православная мужская обитель на одной из окраин Суздаля. Временем основания монастыря принято считать середину XIII столетия, когда появились первые письменные упоминания о нём. Закрытая в начале и возрождённая в конце минувшего века обитель в наши дни является действующим монастырём Владимирской и Суздальской епархии. 

Из века XIII…

Восточную окраину древнего Суздаля украшает небольшой Васильевский монастырь, настолько старинный, что сведения о годе его основания были утеряны уже к середине XIII века.

Первые письменные упоминания о нём, как о существующей обители, встречаются в записях ростовской княгини Марии Михайловны под 1253 годом и связаны с дарованием монастырю земель.

Обратите внимание

Из этого можно сделать предположение, что уже тогда монастырь не только существовал, но и был достаточно почитаем князьями, что связано, скорее всего, с посвящением его святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

Существует версия, что в годы княжения Владимира I Святославича (в крещении Василия) суздальцы приняли крещение в православную веру, а сам князь заложил в городе церковь во имя своего тезоименитого святого, что положило начало основанию на том месте православной обители. Поэтому многие историки предполагают, что история существования Васильевского монастыря началась задолго до первых письменных упоминаний о нём. Косвенным подтверждением этому являются летописные данные, датируемые концом XI столетия, согласно которым захвативший Суздаль черниговский князь Олег Святославич (Гориславич) разрушил все православные храмы, не тронув единственный существовавший тогда монастырь. Этой обителью, вероятно, и был Васильевский монастырь, ведь другие суздальские монастыри были основаны много позднее.

Стоит отметить, что Васильевский монастырь – единственный на территории современной России, посвящённый кесарийскому святителю и один из самых древних, сохранившихся до наших дней, монастырей Суздаля. 

К сожалению, никаких сведений о судьбе монастыря в XIII–XVI веках не сохранилось, а в более поздней истории (начало XVII столетия) он упомянут как довольно богатая обитель со своими обширными земельными угодьями, вотчинными сёлами и даже собственным подворьем в Суздальском Кремле, что было дозволено только знатнейшим монастырям, управляемая игуменом. Интересно, что даже Лжедмитрий I под страхом смертной казни запретил отбирать у Васильевской обители жалованные грамоты, а государь Михаил Фёдорович Романов позднее называл настоятеля и иноков монастыря своими богомольцами. 

Во второй половине XVII века к монастырю, ансамбль которого в то время состоял из деревянной шатровой Васильевской церкви, иноческих келий и хозяйственных построек, приписали каменную часовню, расположенную в северной части Торговых рядов.

Возведённая в память об избавлении суздальцев от чумы 1654 года часовня спустя чуть более столетия была перестроена в самостоятельную Кресто-Никольскую церковь, существующую и сегодня.

Интересно, что вскоре после поветрия в память о чудесном избавлении был устроен крестный ход, начинавшийся в Богородице-Рождественском соборе Суздальского кремля и завершавшийся в главном храме Васильевского мужского монастыря. 

В 1662 году обветшавшую деревянную Васильевскую церковь разобрали и по благословению архиепископа Суздальского и Юрьевского Стефана в 1668 году было начато строительство белокаменного Васильевского собора, завершившееся в 1669 году.

Важно

Красавец-храм, основной кубический объём которого, не отягощённый декоративными деталями, за исключением живописно оформленных входных порталов и увенчанный небольшой луковичной главкой, покоящейся на высоком восьмигранном барабане, стал основной постройкой монастыря.

Новый соборный храм был благоукрашен, оформлен иконами и церковной утварью (в 1673 году ризница собора пополнилась драгоценным серебряно-золочёным напрестольным крестом), а перед состоящим из трёх частей алтарём устроена каменная стена с тремя пролётами. После освящения нового соборного храма в 1669 году обителью стали управлять архимандриты, а в 1734 году настоятельство перешло к строителям.

Читайте также:  Верхотурский николаевский монастырь, россия, свердловская область, город верхотурье

В конце XVII столетия напротив Васильевского собора возвели двухэтажную одноглавую трапезную Сретенскую церковь, внешний вид которой с более широкой западной частью, закруглённой с углов восточной частью и возвышающейся над ними центральной частью по своей форме очень напоминает корабль.

Фасады храма, как и фасады Васильевского собора, украшены довольно скромно – фронтонами, а окна алтаря – фигурными наличниками. В первом этаже трапезной размещались различные хозяйственные помещения (кухня, хлебня, кладовые), а во втором – большой зал трапезной.

Интересно, что на протяжении последующих веков Сретенская церковь с трапезной несколько раз перестраивались и в результате храм лишился верхней части с фронтонами и половины помещения трапезной.

 Между монастырскими храмами был устроен некрополь, одним из самых известных захоронений которого являлась могила блаженной Евдокии Суздальской, Христа ради юродивой, жившей в Суздале и завещавшей похоронить себя в Васильевской обители, что и было исполнено после её преставления в 1776 году.

 Видимо, ещё в конце XVII столетия монастырь был опоясан каменной оградой и украшен невысокими западными Святыми воротами, но уже в конце XVIII века при настоятеле Варлааме ограда была обновлена, устроены восточные ворота, а некоторые участки прежней ограды вместе со Святыми воротами остались без изменений и прекрасно сохранились до наших дней. 

Согласно церковной реформе Екатерины II в 1764 году Васильевский монастырь был выведен за штат, но продолжал своё существование несмотря на отсутствие государственного финансирования, а в 1860 году ансамбль обители даже пополнился новыми каменными корпусами – архимандритским и двухэтажным иноческим, в котором разместились кельи монахов, трапезная и кухня, а к Васильевскому собору была пристроена небольшая трапезная и трёхъярусная колокольня, неброско украшенная резными карнизами и пилястрами. 

К концу XIX столетия в Васильевском монастыре практически не осталось насельников, поэтому в 1899 году он был преобразован в женский и приписан к Свято-Ризоположенской женской обители.

В феврале 1923 года наряду с другими обителями Васильевский монастырь был упразднён, а соборная колокольня лишилась своих колоколов.

Совет

И хотя о количестве колоколов и их размерах сведений не сохранилось, известно, что их общий вес составлял без малого три тонны. 

В первые десятилетия после упразднения монастыря в его зданиях размещались конторы и службы госхоза «Природный», но уже в 1950-х годах архитектурный ансамбль Васильевского монастыря был восстановлен силами суздальских реставраторов.

С 1960-х годов и до возвращения монастыря РПЦ в 1995 году монастырские строения использовались областным штабом гражданской обороны, а настоятельский и братский корпуса были отданы под жилой фонд города.

 

… в век нынешний

Возрождение иноческой жизни в Васильевском монастыре началось в январе 1995 года, когда была зарегистрирована мужская община, а вскоре после этого все здания комплекса, кроме архимандритского и монашеского корпусов, переданы в ведение Владимирской и Суздальской епархии. С 2005 года настоятелем монастыря является игумен Рафаил (Нечитаев).

 В настоящее время монастырские храмы отреставрированы и являются действующими, в них совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Почитаемыми святынями обители являются частички мощей многих святых.

Васильевский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим украшен большим пятиярусным иконостасом и паникадилом на 30 электрических свечей, а в Сретенской церкви помимо главного престола освящены приделы во имя святителя Митрофана Воронежского и священномученика Харлампия Магнезийского.

 

На территории монастыря есть небольшая гостиница, рассчитанная на 11 человек с уютными 2-х и 3-х местными номерами, где каждый паломник или путешествующий может остановиться на ночлег и посетить как храмы самого монастыря, так и достопримечательности древнего Суздаля. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/vasilevskii-monastir-syzdal

Васильевский монастырь в Суздале

Вот ещё одно загадочное и таинственное место Суздаля! Приезжая сюда желаешь охватить своим вниманием всё! Но не так то просто это сделать, ведь прекрасных и интересных памятников старины глубокой в этом великолепном городе превеликое множество! Однако же, на что точно стоит обратить своё внимание, так это на Васильевский мужской монастырь! Многие-многие века хранил он в себе свои загадки, чтобы поведать их вам.

Васильевский монастырь расположился на восточной окраине Суздальской на дороге, ведущей из Суздаля в Кидекшу. Место это легендарное. Существует предание, что именно на месте этого монастыря, некогда, располагалась церковь, в коей крестили жителей Суздаля при Владимире Красное Солнышко. А сам Васильевский монастырь известен с 13-го века.

Васильевский монастырь

Но не монастырские стены изначально возводили зодчие, а могучее оборонительное укрепление – форпост! Позднее, бывший военный объект превратился в прекрасную обитель.

Главным объектом архитектурного ансамбля Васильевского монастыря и по сей день служит Васильевский собор, выстроенный в честь Василия Великого на месте стоявшей здесь ранее – деревянной церкви.

Возводили Васильевский собор с 1662 по 1669 годы.

Васильевский собор

Васильевский монастырь с колокольней

Архитектура Васильевского собора достаточно проста и лаконична. Декоративность ему придают небольшие входы-порталы, благодаря коим собор скорее напоминает военное укрепление, нежели храм.

И это не случайно, ведь изначальным предназначением ансамбля было защищать и оборонять город. Конструкция собора представляет собой куб, который возведён на восьмигранном основании.

Венчает собор один лишь купол, но некогда их было три (и тому в подтверждение собор содержит под своей кровлей не одну, а три основы для куполов).

Колокольня Васильевского собора

Колокольня Васильевского собора

К Васильевскому собору, при помощи трапезной небольших размеров, присоединена колокольня, включающая в себя три яруса. Это ещё один объект монастырского ансамбля, но датой своей постройки относящийся к веку уже более позднему – 19-му. Не затейливыми украшениями колокольни являются карнизы, украшенные резьбой да близко-близко посаженные пилястры.

Сретенская трапезная церковь

Сретенская трапезная церковь

Также большое историческое значение несёт в себе Сретенская трапезная церковь. Её предназначение было по большей части хозяйственным.

Будучи двух этажной, она включала в себя поварную, хлебную, а так же и остальные помещения для хозяйственных нужд на первом ярусе и трапезную с церковью на втором. Увенчана Сретенская трапезная церковь одним куполом.

А по строению своей восьми скатной крыши напоминает Архиерейские палаты Суздальского кремля. И завершает весь монастырский ансамбль ограда (частично дошедшая до нас с 17-го века) и Святые ворота.

Святые ворота Васильевского монастыря

История Васильевского собора сквозь века…

 Во время правления Екатерины второй (в 1764 году) Васильевский монастырь был лишён своих земель и приписан к Ризоположенскому монастырю (вплоть до 1899 года).

После, до 1916 года, его относили к Спасо-Евфимиеву монастырю. Недолго прослужил в качестве женской святой обители Васильевский монастырь и после своей реабилитации 1916-го года.

И в 1923 году, 15-го февраля был закрыт распоряжением властей.

В советские времена, в 1959 – 1961 годы собор отреставрировали. Затем, его помещения были переведены в склады. Лишь только с 1995-го года Васильевский монастырь возобновил своё существование, как мужская обитель. Но часть его и посей день принадлежит службе коммунального хозяйства.

Обратите внимание

Сейчас, Васильевский собор открыт всем желающим. Ежедневно приходят в него многие-многие туристы, дабы полюбоваться и насладиться дыханием старины, сохранённой сквозь века и продолжающей творить летопись своей жизни и по сей день!

Источник: https://turizmbezgranic.ru/vasilevskij-monastyr-v-suzdale/

Васильевский монастырь в Суздале

еще фотографии →

Васильевский монастырь – один из самых древних монастырей на Руси и единственная обитель, освященная в честь святителя Василия Великого. Большинство исследователей считает, что Васильевский монастырь основан по велению князя Владимира Красное Солнышко.

Древнерусский князь Владимир Красное Солнышко – князь новгородский и киевский, обративший Русь в 988 году в православную веру. Историки за благородные и праведные дела назвали его Великим, а православная церковь причислила к лику святых. Народ дал ему уважительное былинное прозвище – Владимир Красное Солнышко.

Ежегодно в день престольного торжества 14 января для участия в божественной литургии в Васильевский монастырь приезжают паломники из Москвы и Иваново, Владимира и других центральных областей России.

О значимости обители говорит тот факт, что царь Михаил Романов называл монастырь своим царским богомольем.

Посетив обитель, Вы осмотрите Свято-Васильевский собор, колокольню и Сретенскую церковь. Здесь Вы ощутите умиротворение, насладитесь тишиной и покоем, почувствуете дух русской души.

Васильевский монастырь расположен по дороге из Суздаля в село Кидекша.

Васильевский монастырь – из истории

Князь Владимир – Красное солнышко приехал на северо-восток княжества со своими епископами, чтобы крестить жителей суздальской земли. Крещение проходило в реке Каменке в том месте, рядом с которым сейчас находится Васильевский монастырь.

Тогда же, в 990 году, князь Владимир приказал построить на высоком обрывистом берегу Каменки маленький деревянный храм (тогда северо-восточная Русь была деревянной и своего камня здесь не было). Осветили храм в честь Святителя Василия Великого.

(Князь Владимир был крещен с именем Василий в честь Святого Василия Великого).

Храм, воздвигнутый князем Владимиром в честь своего небесного Ангела-хранителя, стал первой постройкой крепости, сооруженной на этом месте. Первоначально это укрепление выполняло роль форпоста на окраине Суздаля, а позже здесь поселились монахи и была создана мужская обитель, существующая и поныне.

Васильевский монастырь – постройки

Васильевский собор

В 1662-1669 годах вместо деревянной церкви на территории обители возводится каменный соборный храм Василия Великого. Интересно, что, по замыслу архитектора, планировалась трехглавая церковь, но в результате все же был возведен однокупольный храм.

Внутри здания стены и свод украшены живописью, пятиярусный иконостас украшен резьбой. В целом, оформление храма очень простое.

К западу от него возвышается трехъярусная колокольня, возведенная значительно позже – в XIX веке. Всего здесь шесть колоколов, а общий их вес – около 170 пудов. Иконостас колокольни двухъярусный.

Сретенская церковь

Сретенская трапезная церковь расположена рядом с собором, это теплый двухэтажный храм. Обратите внимание на форму этого строения – она напоминает корабль. Западная часть более широкая, а восточная закруглена, середина постройки возвышается над основным объемом. Храм был построен в конце XVII века и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Монастырская стена сооружена в конце XVIII века, она окружает постройки обители с трех сторон. Большое каменное двухэтажное здание сооружено позже, в 1860 году. В нем располагались настоятельские покои и братские кельи, кухня и трапезная.

При советской власти Васильевский монастырь был закрыт и только в 1995 году началось его возрождение как мужской обители.

Источник: https://TripGuide.ru/page_20979.htm

Ссылка на основную публикацию