Великомученик феодор тирон

Великомученик Фео́дор Ти́рон

Кондак 1

Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души: радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Икос 1

Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком.

Сего ради воззовем ему тако:Радуйся, яко тобою Бог прославлен,Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,Радуйся, истолкователю несмешения их.

Радуйся, возвещающий Марию Девой,Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.Радуйся, испивший чашу Христову,Радуйся, правыя веры исправление.Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.Радуйся, победителю, увенчанный Христом.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 2

Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.

Икос 2

В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,Радуйся, моея родины славо,Радуйся, дракона губительнаго победителю,Радуйся, в мужестве неодоленный,Радуйся, избранниче Христов в мире,Радуйся, подвижниче ради славы Его.Радуйся, Православной веры утверждение.Радуйся, юных в благочестии наставление.Радуйся, веры великое ограждение,Радуйся, над безбожием великая победо,Радуйся, благодати Божией сосуде,Радуйся сокровищнице читыя добродетели.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 3

Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:Радуйся, юный воине Царя царей,Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.

Радуйся, подвигом Христа прославивший,Радуйся, огнем истребивший идолов.Радуйся, победивший силу пламени.Радуйся, преславне мучеников красото,Радуйся, великомучениече, ангелов радование.Радуйся, сладчайший защитниче церкви.Радуйся, православных неусыпный престателю.

Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 4

Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:Радуйся, Христа Бога друже,Радуйся, мужественный исповедниче.Радуйся, хлебе сладкий Христа.

Радуйся, юных вразумление,Радуйся, грешных исправление.Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.Радуйся, светлое явление разума.Радуйся, премудрое обличение безумия.

Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 5

Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:Радуйся, Христа Бога мучениче,Радуйся, страстем Его ревнителю,Радуйся, темницу за Него приявший,Радуйся, узами окованный ради Господа,Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.Радуйся, православных похвало.Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 6

Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.

Икос 6

Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:Радуйся, огня угасителю,Радуйся, сподвижниче великих мучеников,Радуйся, сообщниче святых Ангелов.

Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.Радуйся, в росу обративший силу пламени.Радуйся, возвышающийся над общею смертию.Радуйся, наследниче Царствия Христова.Радуйся, в девстве сохранивший тело.Радуйся, душу просветивший подвигами.Радуйся, пламенный ревнителю православия.

Радуйся, защитниче его от еретических козней.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 7

Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.

Икос 7

Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:Радуйся, мучениче истины,Радуйся, славо евхаитов,Радуйся, нашей Церкви благолепие.Радуйся, родителей твоих радование.

Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,Радуйся, яко останки твои в него положу.Радуйся, моего дома освящение,Радуйся, души моея веселие.

Радуйся, звездо среди мучеников Христа,Радуйся, наше прославление и любовь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 8

Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес.

Сего ради услыши от нас:Радуйся, обогативыйся приятством Бога,Радуйся, исполнивший землю чудесами,Радуйся, высокое восприятие благочестия,Радуйся, славящих тя величайший защитниче.Радуйся, прошедший преславный путь жизни.Радуйся, победивый со Христом лукаваго.

Радуйся, мужественно соблюдший веру,Радуйся, неувядаемый венец правды,Радуйся, исполненный неизреченной славы.Радуйся, наш неусыпный предстателю,Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.Радуйся, собеседниче лика мучеников.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 9

Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси.

Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:Радуйся, православных избавление,Радуйся, Столпе Христовой Церкве,Радуйся, врагов Христа победителю,Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.Радуйся, отгонителю греховных желаний,Радуйся, посрамление нечестиваго царя.

Радуйся, содетелю преславных чудес,Радуйся, обличителю лукавства царя.Радуйся, исполненный божественных даров.Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.Радуйся, прославивший Христа в мире,Радуйся, прославленный Им на небеси.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 10

Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.

Икос 10

Повеждь верным, о, святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице: Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града ограждение,Радуйся, яко объявил ему божественную волю.Радуйся, вестниче Христа Бога.Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование мучеников,Радуйся, нам Богом данный даре.Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 11

Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:Радуйся, великий наш попечителю,Радуйся, Православия покровителю.Радуйся, нечестия искоренителю,Радуйся, Христианства опора и утверждение.

Радуйся, помощниче от бога нам посланный,Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.Радуйся, научивый нас потребляти коливо.Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,Радуйся, неусыпный Христов посланниче,Радуйся, мучеников Христовых сожителю.

Радуйся, им же Христос воспевается,Радуйся, им же верные возвышаются.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 12

Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,Радуйся, плененных избавителю и предстателю.

Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.Радуйся, спасателю в беде на море сущих.Радуйся, свирель сладкозвучная.Радуйся, отроческих молений исполнителю,Радуйся, бедных верное богатство.Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,Радуйся, немощных укрепление.Радуйся, старцев утешение.

Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 13

О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приножение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читай трижды, затем икос 1, кондак 1.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры.

Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения.

О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших.

Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-feodor-tiron

Великомученик Феодор Тирон. Аудио / Православие.Ru

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.

Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу.

Обратите внимание

Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову.

Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии.

Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он – Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан.

Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство.

Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя.

Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках».

Читайте также:  Свято-успенский собор тулы, россия, город тула

Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.

В ту же ночь Христос явился Феодору для утешения и пообещал, что Божественная благодать будет для Его смелого служителя одновременно пищей, радостью и защитой. Окрепший духом святой проводил время, воспевая гимны вместе с ангелами, так что стражникам казалось, будто к заключенному присоединились другие христиане, хотя тюрьма была наглухо заперта.

Ему предложили немного хлеба и воды, но он отказался, объявив, что Христос пообещал ему небесную пищу. Когда он в следующий раз предстал перед наместником, ему предложили стать верховным жрецом при идолах.

Важно

Это вызвало у святого лишь смех: он сказал, что готов быть разрезанным на кусочки ради любви ко Христу. Тогда его повесили вниз головой, и палачи стали разрывать его тело железными щипцами – но напрасно.

Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник приказал сжечь его живым.

Подойдя к костру и раздевшись, Феодор обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы Он поддержал других исповедников, и сам вошел в пламя. Но, воздавая ему честь, языки пламени окружили мученика, не касаясь тела, словно триумфальная арка. Тогда, произнеся благодарение, Феодор предал душу Богу.

Благочестивой Евсевии удалось выкупить его тело и перевезти в Евхаиты. Здесь в честь мученика воздвигли церковь, в которой паломники получали исцеление душевное и телесное.

В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить языческие культы, заметил, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой.

Жестокий деспот приказал тогда префекту Константинополя окроплять все товары на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения идолопоклонством. Но Господь не оставил избранный народ.

Он послал Своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксу (360–364) и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо – вареную пшеницу.

Так по вмешательству святого великомученика Феодора христианский народ расстроил козни тирана и остался свободен от идолопоклонства. С тех пор Церковь ежегодно вспоминает об этом чуде в первую субботу Великого поста, показывая верующим, что пост и воздержание могут очистить от всякой грязи и всякого греха.

Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой.

Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг.

Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан.

Совет

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник: https://pravoslavie.ru/51932.html

Святой великомученик Феодор Тирон: Закон Небесный выше смерти земной

В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286-305 г.) воин Федор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище “тирон” по-латыни значит “новобранец”).

Когда же нечестивые служители вели других христиан за исповедание Христа в темницу, святой Феодор шел за ними вслед, наставляя их на путь спасения и укрепляя в терпении, дабы не отрекались они от Христа. Воспользовавшись ночным временем, святой Феодор зажег капище языческой богини. Нашлись люди, которые видели это и донесли на него градоначальнику.

Тот привел святого Феодора к игемону Публию со словами «Господин! Этот человек пагубный, он обесчестил наших богов и сжег храм наш». Тогда игемон обратился к святому Феодору: «Тебе было велено принести жертву и каждение богам, ты же принес огонь богине нашей».

— «Не отрекаюсь,— сказал святой,— я зажег храм, чтобы увидеть, что огонь прикасается к богине вашей и опаляет ее, потому что она камень!»

Разгневанный судья приказал бить святого Феодора, сказав ему: «Так отвечаешь дерзостно на кроткие слова мои, не повинуешься мне — тебя ждут за это лютые муки!» — «Не боюсь ни тебя, ни мук твоих, даже самых лютых, делай со мной, что хочешь.

Надежда на грядущее благо от Бога укрепляет меня, дерзаю надеяться на венец от Господа моего; тут побои непосильные — для меня не муки. Пред моим лицом — Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавляет меня, а ты Его не видишь, потому что не можешь видеть умными очами».

Судья, исполнившись ярости, повелел бросить святого в тюрьму, запечатать двери и уморить голодом. Вверженный в темницу, святой Феодор питался от Духа Святого. Ночью Сам Господь явился ему и сказал: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь Вечную со Мной на Небе».

С этими словами Господь отошел, а святой Феодор стал петь и радоваться, и его окружили Ангелы.

Обратите внимание

Стража, услышав чудное пение и найдя двери запертыми, увидела в окнах множество юношей в белоснежных ризах, поющих вместе со святым Феодором, и донесла об этом игемону. Публий убедился, что темница заперта, и усльшал пение.

Решив, что к Феодору проникли христиане, повелел воинам окружить темницу, сам отпер дверь и вошел к святому, но не нашел никого, кроме связанного мученика Христова. Тогда на игемона и на всех бывших с ним напал страх и ужас.

Выйдя из темницы, Публий повелел давать святому Феодору малое количество хлеба и воды, но святой не дотронулся до пищи.

Поутру святой мученик был приведен на судилище, и опять судья сказал ему: «Послушай меня, без мук и казни вкуси от жертвы идола и будешь с нами».

Святой Феодор, взглянув на мучителя, осенил себя крестным знамением и сказал: «Если ты сожжешь мое тело огнем, растерзаешь на куски, иссечешь мечами, бросишь зверям, пока во мне есть дух — не отвергнусь Имени Христа моего».

Мучитель повелел повесить святого на древо и строгать его тело железными когтями, пока не обнажились кости мученика, который по-прежнему оставался твердым и возносил хвалу Господу.

На новый призыв игемона принести жертву святой мученик отвечал: «Нечестивый сын диаволов, не боишься ли ты Господа, принуждая меня оставить Бога Живаго и поклониться камню?» Судья долго молчал, затем опять спросил святого: «Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?» — «Со Христом моим и есть и буду, а прочее твори как хочешь!»— воскликнул с радостью святой Феодор. Тогда игемон повелел предать его огню.

Когда святого привели на место смертное, он осенил себя крестным знамением. Вокруг него развели огромное пламя, но Дух Святой прохлаждал мученика, и святой Феодор, хваля и славословя Господа, мирно предал Ему дух свой.

Люди видели, как душа его, подобно молнии, вознеслась к Небесам. Некая благочестивая жена Евсевия взяла тело мученика, помазала его благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла во граде Евхаитах. Амасийских.

Произошло это 17 февраля около 306 года.

Лет 50 после кончины святого Федора император Юлиан Отступник (361-363 г.

), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках.

Важно

Святой Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом.

В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Федору Тирону и благословляется кутья.

Тропарь: Велия веры исправление, во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik-feodor-tiron-zakon-nebesnyj-vyshe-smerti-zemnoj/

Память великомученика Феодора Тирона

03 марта 2017 2088 просмотров

От редакции:

Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст.) и в субботу первой недели Великого поста.

В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) — напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного.

Также, пользуясь случаем, хотим сообщить нашим читателям, что ведутся постоянные работы над разделом нашего сайта «Библиотека», где (среди прочего) размещен и канон великомученику Феодору Тирону.

***

Первая седмица Великого поста отличается сугубой строгостью в воздержании, но Богослужебный устав на субботу имеет свои отличительные черты: в этот день по общепринятой традиции, восходящей к самым первым векам христианства, совершаем церковную службу в честь святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306).

Здесь мы вспоминаем чудесное событие, имевшее место при царе Юлиане-отступнике, когда, благодаря предстательству святого великомученика Феодора, константинопольские христиане были избавлены от осквернения идоложертвенными приношениями.

Ради праздника в навечерие субботы предписан нарочитый молебный канон, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, в конце которого освящается кутия (т. е. вареная пшеница с медом) и раздается на вкушение молящимся.

Таким образом, разрешается небольшое послабление в посте на «вареную пищу с посластием», которое, однако, приносит заметное облегчение после первых дней, проведенных в сухоядении.

Совет

Из краткого жития святого великомученика Феодора известно, что он был воином («тирон» по-гречески значит «воин») в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии), под начальством некоего Вринка, который принуждал его принести жертву идолам.

В то время были сильные гонения на христиан, воздвигнутые римским императором Галерием (305–311). Святой Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, но святой оставался непреклонен. Тогда его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, чтобы предать голодной смерти.

Но Сам Господь Исус Христос явился ему там, утешая и укрепляя к новым подвигам. Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза. Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии.

Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя.

По восшествии на престол императора Константина Великого (306–337) церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника (361–363), который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником.

Читайте также:  Богоявленский угличский монастырь, россия, город углич

Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо. Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт.

К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью.

Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны.

По свидетельству церковного историка Созомена [1], здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры.

На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». «Я благодарю Бога, — сказал старик, — за то, что Он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия».

Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение.

О гонениях Юлиана читаем в «Златоусте», в слове 14-ом, «Сказание Нектария архиепископа [2], чесо ради память творим в субботу 1-ой недели поста, святаго великомученика Феодора Тирона»:

Обратите внимание

Сeй бо бGопроти1вникъ мн0гое и3мsше тщaніе, є4же хrтіsны погублsти, и3 бGу небрег0му бhти. qле бэдA ѕлaz, бGа њстaвль, ґ и4долwмъ чeсть во€даsти велsше. њ сeмъ бо без8зак0нныи никaкоже размышлsше, кaкw бы прwти1вныz побэди1ти: но њ сeмъ всегдA дёло и3мsше, кaкw бы хrтіsны побэждaти.

мнHга вёрнымъ томлє1ніz бёша t проклsтагw, пресэкaніz ўтр0бамъ, tсэчє1ніz пaзухwмъ, и3 бієніz чaстаz, nчесє1мъ и3звєртёніz, зубHвъ и3з8коренєніz, љзhкwвъ ўрёзаніz, рyкъ ўсэчєніz, г0ленємъ пребіє1ніz, nгнeмъ њпалє1ніz, и3 многозамhслєнныz ѕлhz мyки, сквaры, котлы2, рожны2, скwврады2, њ сeмъ проклzтыи во мн0зэ бЁ п0двизэ.

Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти.

Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою.

От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры.

Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи.

По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства.

Примеров отречения было немало. Святой Иероним [3] называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей. Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ:

Важно

Летом 362 года Юлиан предпринял путешествие в восточные провинции и прибыл в Антиохию, где население было практически полностью христианским. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям.

Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды».

Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению.

Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.

Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин [4] рассказывает об этом событии следующим образом:

В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Но, как повествует святитель Нектарий, святой великомученик Феодор Тирон, явившись в то время ночью патриарху Царя-града Евдоксию, повелел ему предупредить весь народ, чтобы никто ничего не покупал от торжища, но взяли бы себе на замену вареную пшеницу с медом (городские жители обычно предпочитали готовый хлеб):

Создaвыи же нaсъ бGъ, не њстaви нaсъ њскверни1тисz: но пред8упреди2 њ лю1томъ т0мъ совэщaніи без8зак0ннагw. патріaрху є6vдоxjю ћвэ сотвори2 безб0жныи совётъ, послaвъ к8 немY великом§нка fе0дwра.

тоS ќбw н0щи м§нкъ предстA патріaрху, и3 речE є3мY: q патріaрше, ск0рw совокупи2 хrт0во стaдо и3 повёждь всёмъ, да не вкyсzтъ t торгY, ни пи1щи, ни питіz, їуліsнъ бо законопрестyпникъ, њсквернє1ннаz трeбами и4долwвъ повелЁ и3знести2.

Патріaрхъ же речe ко с™0му: кaкоже гDи м0щно семY бhти; бwгaтымъ бо возм0жно и3 не и3сходS на т0ргъ бhти нLю сію2, ґ ни1щымъ и3 сиротaмъ нyжда є4сть куповaти на кiиждо дн7ь ћди. С™ыи же речE ємY: к0ливо на ћдь сотвори2 и3 раздавaй и4мъ к0ливо.

С™ль же речE, ты2 кто2 є3си2 гDи; гlа є3мY: ѓзъ є4смь м§нкъ fе0дwръ ти1ронъ, t бGа п0сланныи на и3збавлeніе вaмъ. и3 сE рeкъ с™hи неви1димъ бhсть t негw2.

Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий.

Совет

Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина.

Церковное предание повествует, что в это время святитель Василий Великий (с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. к. они вместе учились в Афинском университете) усердно молился перед иконой Богородицы об освобождении христиан от лютого гонителя.

По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» 

Здесь следует отметить, что даже сами язычники (Ливаний, Аммиан Марцеллин), сторонники Юлиана, признавали, что императора убили не персы, но и никого из христиан в войске, кого можно было бы обвинить в убийстве, так и не нашли.

Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух», каковым ему вполне мог показаться святой мученик. «Погибе память его с шумом» (Пс. 9, 7) — так говорит псалмопевец о кончине нечестивого.

Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества.

Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона. «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6).
 

Еще по теме:
Оригинал Лицевого Свода Ивана Грозного
в Библиоте
ке Русской веры
Царство Юлиана-отступника. Читать онлайн →

Память святого великомученика Феодора Тирона, которому молимся также и об обретении украденного, почитаем сугубым образом: в день мученической кончины (17 февраля ст. ст.) и каждую субботу первой недели Великого Поста, когда поем ему в церковном каноне:

Обратите внимание

Дн7ь весeліz в8ск0рби восіS, и3 сётованіе си1хъ ўzсни2 преdпрaзднества и3здалeча просіsвши бlгодaтію бжcтвенагw м§нка.

Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!
 

. Созомент (ок. 400–450) — Византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».
. Свт. Нектарий — архиепископ Константинополя 381–391 гг.
. Софроний Евсевий Иероним — иллирийский церковный писатель (347–420).

В Русской Православной Церкви именуется Иероним Блаженный, память 15 июня ст. ст.
. Марцеллин — Аммиан Марцеллин (лат. Ammianus Marcellinus; около 330, Антиохия, Римская империя — после 395, вероятно, Рим) — древнеримский историк.

Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния» (лат. Resgestae), написал на латыни. Это произведение также известно под названием «История» или «Римская история».

Сведения о жизнедеятельности императора Иулиана-отступника (полное имя — Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан II) приведены в основном по материалам Википедии. 

Источник: http://ruvera.ru/articles/feodor_tiron

Феодор тирон – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Великомученик Феодор Тирон

Феодор Тирон [1] (+ ок. 306), воин, великомученик

https://www.youtube.com/watch?v=sVE_DNy42uU

Память 17 февраля и в субботу первой седмицы Великого Поста

Родился в Евхаитах (ныне деревня Бейузю, Турция) и был воином в городе Амасии Понтийской области в Малой Азии, под началом препозита по имени Вринка. Когда его, вместе с другими христианами, стали принуждать принести жертву идолам, святой Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя.

Начальник дал ему на размышление несколько дней, в продолжение которых cвятой Феодор усиленно молился и славословил Господа, а также укреплял в вере других гонимых христиан. Ночью Феодор поджёг капище матери богов Кибелы. Видевшие это донесли на него властям, святого Феодора бросили в темницу на голодную смерть.

Там ему явился Господь, утешил и подкрепил его. Привезённый к правителю, святой снова смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осуждён на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошёл на костёр и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло 17 февраля около 306 года, при Римском императоре Галерии [2].

Мощи вмч. Феодора Тирона в Ново-Хоповском монастыре

Мощи и почитание

Одна благочестивая и добродетельная женщина по имени Евсевия испросила нетронутое огнём тело тело великомученика и, получив его, помазала мощи благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла в своем доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, где и ежегодно совершала его святую память.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал епарху (т. е.

градоначальнику) Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.

Святой Феодор, явившись во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем верным, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с мёдом – коливо (кутью или сочиво).

В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста (по древнему названию – “Федоровскую субботу”).

В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого благословляется коливо и раздается верующим.

Читайте также:  Похвала пресвятой богородице

Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал уже патриарх Константинопольский Нектарий.

Десница вмч. Феодора Тирона и левая рука вмч. Феодора Стратилата в монастыре Мега-Спилео, Греция

Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в Константинополь, в храм, освящённый во имя его.

Бо́льшая часть мощей великомученика с 1555 года хранится в Сербии, в женском монастыре Ново-Хопово. Глава мученика находится в Италии, в городе Гаэте.

Много частиц мощей ныне обретается в Греции – десница в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе, ряд частиц – на Святой Горе Афон (в монастырях Ксенофонт, Дохиар, в русском Пантелеимоновском монастыре, в Новом скиту Рождества Пресвятыя Богородицы монастыря святого Павла),

Вмчч. Феодор Тирон и Феодор Стратилат. Современная икона из монастыря Святых Феодоров, Метеоры, Греция

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся:/ огне́м бо всесоже́гся,/ я́ко хле́б сла́дкий Тро́ице принесе́ся.// Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́шы на́ша.

Кондак, глас 8

Ве́ру Христо́ву я́ко щи́т вну́трь прии́м в се́рдце твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́ многострада́льче:/ и венце́м небе́сным венча́лся еси́ ве́чно Фео́доре,// я́ко непобеди́мый.

Использованные материалы

[1]  От латинского “tiro”, что значит “новобранец”, “рекрут”.

[2]  Полное имя Галерия – Максимиан Галерий, почему в других источниках говорится о нем говорится как об императоре Максимиане.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5186.html

Великомученик Феодор Тирон

Святой Феодор жил в начале IV века и был воином в г. Амасии. Когда император Максимиан начал гонение на христиан, Феодора стали принуждать принести жертву языческим богам, но он во всеуслышание исповедал себя христианином и отказался участвовать в жертвоприношении. Его осудили на сожжение.

Перекрестившись, святой сам мужественно взошел на костер и с молитвой и благодарением предал душу Богу.

Через пятьдесят лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник, ненавидевший христиан и знавший, как строго они постятся в первые дни святой Четырехдесятницы, велел правителю Константинополя тайно убрать с городских рынков всю обычную снедь. Взамен же положить ту, что накануне была принесена в жертву идолам и считалась христианами оскверненной.

Повеление императора было исполнено, но успеха не имело. В ограждение святого поста Господь явил знамение: Константинопольскому Патриарху Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор Тирон и повелел всем верующим не покупать на рынках оскверненную пищу, а тем, кто не имеет пищевых запасов, сделать коливо (вареную пшеницу с медом).

Коливо

Христиане всю неделю ели коливо и сохранили себя от осквернения. Святая Церковь до сих пор совершает в пятницу первой недели Великого поста молебный канон святому Феодору Тирону и благословляет в его честь коливо.

Коливом, также именуемым сочиво или кутья, принято поминать усопших и употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных зёрен пшеницы, риса и других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком. В конце первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике.

Важно

Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Христиане, которых Феодор Тирон спас от осквернения, в знак благодарения благодетелю совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор, доныне мы, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.

В эти святые дни Великого поста полезно будет еще раз задуматься о необходимости его соблюдения.

Издревле православные христиане чтили пост как божественное установление, признавая его нарушение одним из тяжких грехов. А сейчас говорят, что пост не нужен и вреден для здоровья.

Да и много ли сегодня соблюдающих пост среди тех, кто считает себя православным? Предки наши строго постились и были вполне здоровы, и сил хватало им на многие дела и многие годы.

Все подвижники Церкви питались очень скудно, но, тем не менее, подвизались в самых великих подвигах и доживали до весьма преклонных лет.

Однако, сам по себе телесный пост не приводит нас ко спасению. «Пища не приближает нас к Богу, – научает нас апостол Павел, – ибо, едим ли мы, ничто не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8).

«Царствие Божие, – говорит он же, – не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Но пост телесный необходим для обуздания нашей чувственности. Этим средством пользовались все великие подвижники, праведники и угодники Божии.

Например, святой царь Давид свидетельствует о себе, что он «постом изнурял душу» свою (Пс. 34, 13).

Вот какое поучение, касающееся значения поста и, соединенных с ним других добродетелей, содержится в святоотеческих сказаниях. Однажды к преподобному Пимену собралось много простолюдинов, послушать его душеполезные беседы.

Совет

Обратившись к одному из них, святой старец сказал: «Теперь ты скажи нам что-нибудь назидательное». Тот сначала не знал, что сказать, а затем вспомнил одну притчу, слышанную им некогда от некоего старца.

«Один человек пожелал увидеть царя и просил одного из друзей проводить его к нему. Друг согласился, но сказал, что может проводить только до половины пути. Тогда этот человек обратился к другому другу, который согласился довести его до царского дворца. Наконец, он обратился к третьему другу, и тот согласился ввести его к самому царю».

«Что же значит эта притча?», – спросили простолюдины у рассказчика.

«Первый друг – это пост, который доводит нас до половины спасительного пути; второй – целомудрие или чистота души, доводящая до небес; третий друг – послушание, которое вводит нас к Самому Богу».

Из этого все поняли, что пост необходим, но чтобы им угодить Богу, он должен быть соединяем с другими добродетелями.

Будем же, в установленное святой Церковью время, поститься так, чтобы этим способом достигать победы над своей чувственностью, плотоугодием, самолюбием и гордостью.

великомученик Феодор Тирон

Но не один пост плоти будем соблюдать, но наложим этот пост на все наши чувства; чтобы глаза наши не взирали с похотью, чтобы уши не слышали ничего нецеломудренного, чтобы язык не произносил слов осуждения, клеветы, брани и, наконец, чтобы все наше тело не предавалось изнеженности, лености, но упражнялось в трудах, молитвенном стоянии и во всякой угодной Богу деятельности.

А слова: «Бог у меня в душе» — сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига – это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: «Бог у меня в душе», в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе – это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.

И так, праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. «Тирон» переводится с латыни как новобранец.

Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжен на костре, но тело воина осталось неповрежденным.

Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.

Обратите внимание

Будем же верить и наеяться,, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному, а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию… и есть идолы.

Пост – это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его «весной для души», когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями.

В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека. Поздравляю всех православных христиан с началом Великого поста!

Феодору тирону

Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, / во источнице пламене, яко на воде упокоения, / святый мученик Феодор радовашеся: / огнем бо всесожжегся, /

яко хлеб сладкий Троице принесеся. / Того молитвами Христе Боже / спаси души наша.

Источник: http://www.torirem.ru/velikomuchenik-feodor-tiron.html

Великомученик Феодор Тирон

Феодор Тирон (что значит «воин») жил в начале IV века и состоял на военной службе в Амасии. Когда при Максимиане начались гонения на христиан, от воина Феодора в числе прочих потребовали участия в приношении жертв языческим богам, но он в присутствии вождей и товарищей по оружию объявил себя христианином и отказался принимать участие в языческом торжестве.

Жалея юношу, начальники войска и города стали уговаривать его не противиться повелению императора и даже предоставили время одуматься. Но Феодор с твердостью продолжал исповедовать имя Христа, старался поддержать гонимых христиан, провожал в темницы преданных заключению, моля сохранить веру и терпение.

Однажды ночью в порыве христианского усердия он поджег один из языческих храмов. Об этом узнали, донесли, и Феодор был призван на суд. Он сознался в содеянном и продолжал исповедовать веру во Христа, за что был предан истязателям, а затем, жестоко измученный, заключен в темницу.

Здесь Господь посетил его чудным видением, которое еще больше укрепило его веру. Призванный снова на суд, Феодор отвечал с прежней твердостью и мужественно перенес возобновленные истязания.

Правитель сделал последнюю попытку вразумить воина:

– Не стыдно ли тебе надеяться на человека, который умер позорной смертью на кресте?

– Пусть будет этот позор и мне, и всем призывающим имя Иисуса Христа! – отвечал Феодор. – Я же со Христом моим буду вечно! Делай со мной, что хочешь…

Мученик был осужден на сожжение. Окруженный пламенем костра, он громко и радостно воскликнул: «Благословляю Господа! Хвала Ему всегда в устах моих!».

Благочестивая христианка увезла останки мученика и предала погребению в своем городе.

Через полвека после смерти Феодора Тирона император Юлиан Отступник, не пренебрегавший никакими мерами против христиан, вздумал среди прочего, осквернить верующих в самые первые дни Великого поста и приказал все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, смешать с идоложертвенной кровью или, по крайней мере, окропить.

Важно

Правитель города исполнил царское повеление, но только их коварный умысел не удался. Святой великомученик Феодор Тирон явился во сне константинопольскому патриарху Евдоксию и повелел рано утром в понедельник первой недели Великого поста созвать верующих и запретить им покупать на рынках оскверненную пищу.

– Чем же пропитаются бедные люди, не имеющие в доме никаких запасов, если им запретить покупать пищу на рынке? – спросил епископ явившегося.

– Приготовь разваренную пшеницу с медом, и пусть неимущие питаются этим, – отвечал великомученик.

– Но кто же, ты, заботящийся о христианах? – спросил епископ.

– Я – мученик Христов Феодор Тирон, и послан Богом помочь христианам, – ответил тот и стал невидим…

Архиепископ исполнил повеление Божьего посланника – христиане всю неделю питались пшеницей с медом и уберегли себя от осквернения в дни Великого поста.   

28 февраль 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/1537-velikomuchenik-feodor-tiron.html

Ссылка на основную публикацию