Воскресенский новодевичий монастырь (санкт-петербург), россия, город санкт-петербург

Воскресенский Новодевичий монастырь

0 157

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

Обратите внимание

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Важно

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов.

Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини.

В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы.

Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви.

В храме находится икона «Благоуханный Цвет» – одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя.

Совет

Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек.

К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/voskresenskij-novodevichij-monastyr/

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы, по адресу: Московский проспект, д. 100.

Предыстория

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева.

Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место.

Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I . Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

Обратите внимание

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус и Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

За самой городской чертойГде светится золотоглавый Новодеви́чий монастырь Заборы, бойни и пустырьПеред Московскою заставой…

Воскресенский собор

Купола Воскресенского собора

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн.

Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке.

Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией матери «Отрада и Утешение».

Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена.

Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Важно

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней.

Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары.

Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, врач С. П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь.

Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы.

Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Читайте также:  Мученик трифон

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами.

Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских.

В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М.

Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена.

При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму.

Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа.

Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов.

Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены.

Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

Совет

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

Вид на церковь с кладбища

В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было.

В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви. В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Матери. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю.

Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь
на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.

Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших.

Обратите внимание

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным.

С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге :: SYL.ru

Среди крупных храмов в Северной столице особенно выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают посмотреть на его достопримечательности. И всех их поражает изумительная архитектура храма, привлекая на праздничные богослужения не только жителей города, но и гостей.

История создания

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), основанный еще в 1748-м году во время царствования Елизаветы Петровны, изначально располагался там, где стоит Смольный, однако в силу разных причин в нем не удалось создать общину, поэтому к 1797-м году храм был закрыт.

В середине девятнадцатого столетия, несмотря на то, что на Руси наблюдалось распространение женского монашества, Санкт-Петербург не имел ни одной подобной обители. Поэтому по просьбе княгини Ольги Николаю I был представлен доклад о целесообразности создания в тогдашней российской столице монастыря. Государь предложение поддержал.

Важно

Первоначально Новодевичий монастырь (СПб) разместили на Васильевском острове на территории Благовещенской церкви, но уже в 1848-м году императором под него были подарены обширные угодья, находящиеся у Московской заставы. А уже после окончания строительства новых корпусов туда переехала и монашеская община.

Первой настоятельницей обители являлась Феофания, которая являлась бывшей личной пансионеркой царицы Марии Федоровны во время обучения ее в Екатерининском институте. Монахиня была известна в Петербурге своим благочестием и достаточно активной деятельностью, которую проявляла в Горицком храме.

Архитектура

Кельи этой святой обители исполнены в псевдорусском стиле. Они выстроены в форме буквы «П».

Непосредственно в центре находится Воскресенский Новодевичий монастырь, а по бокам расположены ныне действующая Афонская церковь и в настоящее время закрытая на реставрацию Церковь Трёх Святителей. Все здания выкрашены в нежные желто-розовые цвета.

Окна комплекса имеют стрельчатую арочную форму, характерную для данного русского архитектурного направления. В 1854-м году освятили и небольшую Афонскую церквушку во имя иконы Божией Матери. Здесь установили список, который был прислан Серафимом Святогорцем с чудотворного образа, находящегося на Горе Афон.

Спустя год в монастыре были освящены сразу три церкви в честь трех Святителей.

На фоне келий особенно выделяется двухэтажное здание Воскресенского собора, построенного в русско-византийском архитектурном стиле. Вход в него сделан в виде арочного высокого портала. Он выходит к Московскому проспекту.

Венчает Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) пятиглавие с позолотой, а в его куполах, которых всего четыре, устроены звонницы. Внутри собора, соответственно, располагаются пять престолов.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».

Этот соборный комплекс имеет две внешне абсолютно одинаковые малые церкви – Афонскую и Трёх Святителей. Они расположены по двум сторонам от Воскресенского собора. Их построили архитекторы Ефимов и Сычев. Афонскую церковь называют еще Ватопедской или же «Отрада и утешение».

Совет

Вторая – во имя Трёх Святителей – была возведена на средства крестьянина Чижова и изначально предназначалась для обслуживания больницы монастыря.

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них – Новодевичий монастырь.

Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

До революции

Все последующие после Феофании настоятельницы монастыря тоже внесли свой вклад в созидание данной обители. Игумения Евстолия добилась того, что был позолочен купол собора и приведено в порядок захоронение. Ее же силами был организован приют для девочек, при котором функционировало восьмиклассное училище.

Читайте также:  Благодарение за помощь божию в опасностях и сохранение от вреда - благодарственные молитвы

Игумения Валентина (1888-1904 гг.) стала той настоятельницей, при которой учредили церковно-приходскую Князь-Владимирскую школу с домовой церковью и скитами. При Антонии (1904-1916 гг.

) воздвигли колокольню, созданную по проекту Цейлера и Бенуа. Незадолго до революции была построена и каменная церквушка Казанской иконы Божьей матери. Она была возведена по проекту архитектора В.

Косякова в стиле византийской архитектуры.

К 1917-му году Новодевичий монастырь (Петербург) имел уже более 400 насельниц, из которых семьдесят пять были монахинями, а остальные – штатными послушницами и сестрами «на испытании».

При обители имелось добротное хозяйство – конюшня с коровником, птичьим двором, свинарником, пчельником и фермой. Здесь функционировали знаменитая иконописная, а также золотошвейная, квасоварня и ковровые мастерские.

Значительную часть монастырского капитала обитель расходовала на благотворительную деятельность – на содержание детского приюта, больницы и богадельни.

После революции

Эту святую обитель постигла та же участь, что и многие храмы и соборы, которыми славился Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь тоже принял на себя удары от богоборческой власти. Вся тяжесть гонений обрушилась и на Игумению Феофанию (1918-1935 гг.), ставшую в те годы не только заботливой матерью для монашек, но и ярым защитником своей обители.

В 1929-м года было закрыто сразу три храма, первый из которых – разрушенная впоследствии деревянная церковь во имя иконы Казанской Богоматери. К осени того же года эта участь постигла часовни, которые разобрали по кирпичикам. Были разрушены и церковь Трех Святителей, а также кладбищенские часовни.

Обратите внимание

В апреле 1932-го года в Новодевичьем монастыре арестовали практически всех монашек и сестер, оставив лишь престарелых и больных послушниц, которые уже были не в состоянии двигаться. А в мае того же года Леноблисполкомом приняли постановление, по которому Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был ликвидирован. Здание Воскресенского собора начали перестраивать под универмаг.

Через несколько месяцев была разобрана и высокая ограда, снесены купола и шатры, уничтожена звонница и внутреннее убранство. В некоторых строениях расположился НИИ Электромашиностроения.

Возрождение

Восстановление комплекса началось в 1996-м году с приходом сестринской общины. Она поселилась в двухэтажном строении рядом, в здании, где не было никаких удобств.

Постепенно власть стала возвращать общине монастырские храмы и корпуса, а также иконы Новодевичьего монастыря. Однако все строения находились в разрушенном состоянии. Сначала в одноименном храме вновь была установлена обновленная и сияющая икона Казанской Божией Матери.

С годами потемневший образ решили отреставрировать, однако произошло настоящее чудо. В праздник иконы – день «Всех скорбящих Радость» – она сама чудесным образом обновилась.

Другое чудесное обретение – список с иконы «Отрада и Утешение» – произошло сразу после того как в Успенском монастыре выставили в 2014-м для поклонения Дары Волхвов.

Сегодня

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил новую жизнь. В настоящее время уже отреставрированы храмы – Казанский и Афонский, отстроена часовня, возрождается и Воскресенский Собор.

Сегодня при монастыре существует детский приют, богадельня, успешно функционирует Свято-Владимирская школа, недавно был открыт благотворительный центр по диагностике онкологии у женщин, работают швейные мастерские и лавка. В обители находят кров многочисленные паломники.

Ныне Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге вновь постепенно получает свое прежнее предназначение. Усилиями игумении Софии были начаты реставрационные работы, потихоньку налаживается и монашеская жизнь. Вообще, обитель сегодня духовно расцветает.

Новодевичье кладбище

За монастырем расположено одно из самых привилегированных кладбищ Северной столицы – Новодевичье. Здесь, несмотря на то что большая его часть снесена, все еще осталось много интересных надгробий и памятников.

Здесь похоронено много известных людей: врач С. Боткин, контр-адмирал Ворожейкин, художник Врубель, такие поэты, как А. Майков и Ф. И. Тютчев, а также Н. Некрасов. На Новодевичьем кладбище покоится шахматист М. И.

Чигорин и многие другие знаменитости.

Богослужения

Часы работы монастыря, как и большинства православных храмов города, следующие: с восьми утра до пяти тридцати вечера. В будни ежедневная утренняя служба начинается в половине десятого, а вечерняя – в семнадцать часов. По субботам Божественную литургию можно послушать с девяти, а всенощное бдение – в 17.00.

Для туристов

Посетить Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге интересно будет не только верующим горожанам, но и тем, кого интересует архитектура и история. Удивительная по красоте Казанская церковь поражает своими архитектурными решениями. Туристы могут увидеть старинные склепы и памятники, полюбоваться изделиями мастериц, продающимися в лавке, а также отведать домашние пирожки в трапезной-кафе.

Источник: https://www.syl.ru/article/187612/new_voskresenskiy-novodevichiy-monastyir-v-sankt-peterburge

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Статьи / ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

  • Вид с запада на Воскресенский Новодевичий монастырь

Рубрикатор / Святыни Петербурга/Монастыри/Воскресенский Новодевичий монастырь
Собираясь под старость удалиться в монастырь, Императрица Елизавета Петровна повелела на месте Смольного двора на Неве, вблизи которого стоял ее загородный дворец, выстроить Воскресенский женский монастырь. Он был заложен 30 октября 1748 по проекту Б.

Растрелли архиепископом Феодосием при участии причтов всех приходских церквей столицы. В 1757 монастырский собор был уже построен, но возведение самой обители из-за Семилетней войны затянулось. Тем не менее в 1764 в нее были назначены игуменья и штат. Впрочем, монахини (числом пять) пользовались не собором (см.

собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений, Смольный), оконченным лишь в XIX веке, а сперва небольшой церковью св. Екатерины в башне (см. церкви вмц. ЕКАТЕРИНЫ и правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при Вдовьем доме), затем – деревянной прп. Марии Магдалины (см. упраздненные церкви мчч. АДРИАНА и НАТАЛИИ и равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ в Воскресенском Новодевичьем монастыре).

К 1822 в монастыре не осталось ни одной монахини, и он практически прекратил свое существование. 14 марта 1845 Николай I подписал указ о возобновлении первоклассного монастыря, который поначалу разместился в бывшем доме упраздненной Греко-униатской Духовной коллегии, и пользовался нижним храмом Благовещенской церкви на Васильевском острове (см.

приходскую церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ). Это место не устраивало монахинь, и вскоре им из казны был отведен большой лесистый участок у Московских триумфальных ворот, где 3 ноября 1849 митрополит Никанор заложил обитель в присутствии Государя и чтимой Казанской иконы. Автором комплекса, в который входило и кладбище, был Н. Е. Ефимов, его помощником – К. И. Реймерс.

После смерти архитектора в 1851 строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже – Н. А. Сычев. Первый крупный взнос на новый монастырь внесла гр. А. А. Орлова-Чесменская, подарившая 10 тыс. руб. серебром; много содействовали делу первая игуменья монастыря Феофания (Александра Сергеевна Готовцева) и вел. кн. Ольга Николаевна, вюртембергская королева.

Из казны ежегодно выдавалось на постройку 25 тыс. руб. В 1854 монастырь переехал с Васильевского острова в отстроенные жилые корпуса. До революции в монастыре днйствовали храмы: ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАТОПЕДСКОЙ (Афонской), ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ” (кладбищенская), прор. ИЛИИ (кладбищенская), прп.

Важно

ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА. Перед революцией в монастыре жило 77 монахинь и 66 послушниц во главе с игуменьей Феофанией (Рентель); он обладал капиталом в 1,5 млн руб., половина которого шла на содержание обители и благотворительную деятельность.

При монастыре действовали иконописная, золотошвейная, чеканная, швейная и ковровая мастерские, пользовавшиеся общерусской известностью, возведенная в 1900-1901 больница, детский приют, школа, небольшая богадельня для сестер. Славились в городе также квасоварня и хор обители под руководством С. А. Смирнова.

Несколько раз в году – в день основания монастыря, Всех святых, Казанскую и Успенье – по обители и вокруг нее устраивался крестный ход. На северо-западном углу монастырской ограды стояла большая шатровая часовня. В 1884 для монастыря в дер. Ваулино Царскосельского уезда был устроен Мариинский скит с деревянным храмом, который затем положил начало самостоятельной обители.

Монастырское кладбище, богатое и известное в Петербурге, занимало территорию около десяти гектаров, и его любило родовитое дворянство и именитое купечество, поэтому здесь было много прекрасных памятников с неугасимыми лампадами, за которыми следили особые сестры. На нем были похоронены известные русские поэты, художники и композиторы: Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. А.

Врубель, А. Н. Майков, Э. Ф. Направник, А. Я. Головин. Кладбище было для обители главным источником дохода. Монастырь был закрыт в 1918, но в конце следующего года сестры создали трудовую общину и приход, который продержался до февраля 1932 и мог пользоваться собором.

В феврале 1932 все здоровые монахини были арестованы, а больные помещены под замок в отдельной комнате, где они постепенно умерли. Игуменья Феофания была арестована весной 1935 и выслана в Уфу. Во время хрущевских гонений городские власти захотели взорвать Казанскую церковь и для этого сделали в стенах шурфы, но замысел свой, слава Богу, не довели до конца.

В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. 28 ноября 1995 монастырь был восстановлен, а 4 июля 2001 ему возвращен весь комплекс, включая Свято-Владимирскую школу (см. церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе).Архивные источникиРГИА. Ф.

200. Оп. 1. Д. 717; Ф. 207. Оп. 17. Д. 75; Ф. 217. Оп. 2. Д. 208; Ф. 218. Оп. 3. Д. 721, 821, 1103; Ф. 398. Оп. 82. Д. 276; Ф. 446. Оп. 19. Д. 2, 3; Ф. 796. Оп. 164. Д. 186; Ф. 797. Оп. 16. Д. 38530; Оп. 18. Д. 42082; .оп. 22. Д. 34; Оп. 23 (3 отд. 2 ст). Д. 16; Оп. 24 (3 отд. 2 ст.). Д. 27; Оп. 26. Д. 36; Оп. 27. Д. 27; Оп. 53 (3 отд. 3 ст.). Д. 27; Ф. 799. Оп. 2. Д. 105; Оп.

26. Д. 26, 1743; Ф. 835. Оп. 1. Д. 668; Ф. 1287. Оп. 29. Д. 886; Ф. 1293. Оп. 116. Д. 104; Ф. 1363. Оп. 6. Д. 974.ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 856, 870, 872, 961, 996, 983, 1024, 1036, 1042, 1055, 1072, 1076; Ф. 19. Оп. 46. Д. 33-38; Ф. 513. Оп. 102. Д. 788.Литературные источникиСнессорева С. И. С.-Петербургский Воскресенский… монастырь. СПб., 1887.ИСС. 1883. Т. 7. С. 421-428.

Денисов. С. 749.ЛМХ. Вып. 1. С. 49-59.ИК. С. 376-401.НА. 1993. Вып. I. С. 350-386.ПИКП. 1994. С. 50-60.Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 124-130.Серепенина, Шкаровский. 1996. С. 24-35.Соколова Л. Никто молитвы не отнимет. СПб., 2000.ПериодикаЖивописная русская библиотека. 1856. № 34. С. 265-267.ВПГ. 1887. № 221; 1888. № 232; 1907. № 227; 1908. № 124.ПЛ. 1888. № 137, 263, 270; 1902. № 318.ПрЦВ. 1892. № 30. С. 1055; 1896. № 12-13. С. 451-458.ЛПр. 1929. № 139.СПбВ. 1993. 22 мая.СПбЕВ. 1996. Вып. 15. С. 81; 1997. Вып. 17. С. 16.

ЦВ. 2001. № 10. С. 18.

Авторы

Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны

Бонштедт Людвиг Людвигович
Ефимов Николай Ефимович
Никанор (Клеменьтевский), митрополит
Растрелли Бартоломео Карло де
Реймерс Карл Иванович
Сычев Николай Александрович
Феодосий (Янковский), архиепископ
Феофания (Готовцева)
Феофания (Рентель)

Адреса

Московский пр./Санкт-Петербург, д. 100

Предметный указатель

Собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений (Смольный)
Церкви вмц. ЕКАТЕРИНЫ и правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при Вдовьем доме
Упраздненные церкви мчч. АДРИАНА и НАТАЛИИ и равноап.

Читайте также:  Икона божией матери «неупиваемая чаша», россия, московская область, город серпухов, высоцкий мужской монастырь, покровский храм

МАРИИ МАГДАЛИНЫ в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (на Васильевском острове)
Собор ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (кладбищенская) в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАТОПЕДСКОЙ (Афонской) в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь прор. ИЛИИ (кладбищенская) в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь прп. ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе
Смольный, арх. ансамбль
Воскресения Словущего собор
Новодевичье кладбище
Новодевичье кладбище
Электромашиностроения ВНИИ
Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа
Упоминается в статьях (44)

  • Вид с запада на Воскресенский Новодевичий монастырь
hidden

Алексий (Симанский), митрополит в 1933-1945АЛЕКСИЙ (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877-1970), церк. деятель, д-р богословия (1949). По окончании юрид. ф-та Моск. ун-та (1899) поступил в Моск. духовную академию, где в 1902 принял монашество с именем А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Благовещенская церковь (8-я линия В.О.)БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Благовещения Пресвятой Богородицы (8-я линия В. О., 67), пам. архитектуры барокко. Кам. 2-этажная церковь сооружена в 1750-72 на средства купцов И. С. и И. И. Чиркиных (арх. неизв.)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

БОГАДЕЛЬНЯ И АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ШКОЛА-ПРИЮТ РЕМЕСЛЕННОЙ УПРАВЫБогадельня для представителей ремесленного сословия – престарелых и инвалидов – была основана Санкт-Петербургским ремесленным обществом в 1850. Находилась в ведении Ремесленной управы и первоначально располагалась рядом с ее зданием в небольшом
Источник: Благотворительность в России
hidden

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Православная местная религиозная организацияВозвращение верующим монастыря, закрытого в 1918, началось в 1990, в 1996 возобновилась монашеская жизнь, а еще через год в одном из монастырских зданий на Московском пр., 100–104 открылась богадельня. Первые 9 насельниц переехали сюда из прихода св
Источник: Благотворительность в России
hidden

Ефимов Н.Е. (1799-1851), арх.ЕФИМОВ Николай Ефимович (1799-1851, СПб.), архитектор, градостроитель. В 1806-21 учился в Петерб. АХ, затем занимался изучением древнерус. архитектуры. В 1827-40 жил в Италии. С 1840 акад., с 1842 поч. вольный общник, с 1844 проф. АХ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Жертвам взрыва на даче П. А. Столыпина, памятник

Источник: http://www.encspb.ru/object/2804678887

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

История

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Храмы

Среди монастырских храмов выделяют:

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

Обязательно к прочтению:  Кафедральный Свято-Екатерининский собор

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия  (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.

В субботу:

  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.

В воскресенье:

  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.
  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novodevichij-monastyr-v-sankt-peterburge/

Воскресенский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы – в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.

Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению.

Совет

Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма.

Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся.

Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”.

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе.

Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже.

Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы.

Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

Обратите внимание

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы – Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.

Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом.

Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М.

Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

В храме устроена прекрасная вентиляция новой системы инженером Тимоховичем.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художника Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне, а именно: направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).

Важно

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной – «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы. 

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются Богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на к>лиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию