Вознесенский монастырь на елеонской горе, израиль, город иерусалим, елеонская гора

Елеонский женский монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Елеонский православный женский монастырь и храм Вознесения Русской православной церкви сооружены в период 1870-87 гг. на вершине Елеонской горы.

Белая колокольня Иоанна Крестителя высотой 64 м является достопримечательностью Елеонской горы.

Ее называют «русской свечой», с ее смотровой площадки, куда ведет крутая лестница (214 ступенек), открывается самая величественная панорама Иерусалима.

Обратите внимание

Колокольня была построена специально высокой для того, чтобы обессилившие от путешествия паломники смогли бы увидеть ее издали.

Участок для основания монастыря на самой вершине Елеонской горы недалеко от Капеллы Вознесения был приобретен в 1870 г. архимандритом Антонином (Капустиным) — выдающимся церковным  деятелем и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Храм Вознесения был построен в византийском стиле.

Главная святыня храма, священный камень Богородицы, размещается у входа.

Иконостас был привезен из Афона, иконы из России. Наиболее почитаемые  —  иконы Божьей Матери, называемые «Елеонская Скоропослушница» и «Взыскание погибших».

Росписи храма выполнены монахиней Таисией (в миру Карцева Татьяна Георгиевна 1901 — 1997 гг.).

В Храме Вознесения сохранились фрагменты древнего пола, через белый мрамор выступают красные пятна крови.

Эти фрагменты относятся к периоду нашествия персов в 614 г. По преданиям они убили тогда 1207 монахинь, память о которых увековечена подобным образом.

Икона «Взыскание погибших». Храм Вознесения Елеонского женского монастыря

В левой части Храма Вознесения располагается гробница архимандрита Антонина (Капустина).

Трапезный храм Елеонский Православного женского монастыря в честь праведного Филарета Милостивого стоит на месте, где планировали возвести храм Страшного суда, напоминающий о знаменитой Иоасафатовой долине, где  по всеобщему верованию христиан, евреев и мусульман, произойдет Страшный Суд в соответствии с пророчеством пророка Иоиля:

Война и революция в России помешали осуществить этот проект.

Сейчас в храме св. Филарета Милостивого помещается праздничная монастырская трапезная.

Часовня Иоанна Крестителя. Мозаика армянской церкви VI в.

После  1917 г. всю заботу о сохранении обители взяла на себя Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ). В частности, на ее средства был проведен ремонт храма, серьезно пострадавшего от землетрясения 1927 г.

Важно

После объединения РПЦ и РПЦЗ Елеонский православный женский монастырь  принадлежит и является частью единой Русской православной церкви.

Под руководством  архимандрита Антонина (Капустина) были проведены раскопки, в результате которых было обнаружены остатки древней армянской церкви византийского периода, многочисленные мозаики, погребальные пещеры, утварь и даже бюст царя Ирода I Великого.

Камень Богородицы — камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына

Главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына.

На территории Елеонского православного женского монастыря была обретена честная глава Иоанна Крестителя.

На месте обретения была сооружена Часовня усекновения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель (Предтеча) был казнён Иродом Антипой, сыном царя Ирода I Великого.

Колокольня Иоанна Крестителя является самым высоким местом на Елеонской горе.

Ее большой колокол весом в 308 пудов и диаметром в 2 м.13 см. был привезен из России в 1885 г.

Статус Елеонского православного женского монастыря был утвержден 1924 г.

Сестры живут по Уставу Василия Великого.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/3945-eleonskij-zhenskij-monastyr/

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь в г. Иерусалим – Святцы

Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о.

Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне -небольшая часовня.

Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о.

Совет

Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г.

При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в.

Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский.

О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

, когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В.

Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли.

Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

Колокольня представляет собой квадратную в плане четырехъярусную башню изящных пропорций, высота ее 64 метра. Благодаря своему местоположению почти на вершине Масличной горы колокольня видна за много верст с разных сторон и известна под названием «Русская свеча». В 1885 г. для колокольни был привезен по морю (на пароходе «Корнилов», вышедшем из Одессы 12 марта 1885 г.

), а затем принесен в Иерусалим на руках 308-пудовый Елеонский колокол, отлитый на пожертвования соликамского купца Рязанцева. Перенос колокола на Елеон о. Антонин описывал так: «И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело.

Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения.

По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучшего. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извивавшиеся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны.

Обратите внимание

Но для русских православных поклонников это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя», при громогласном упоминании имени обожаемого монарха». Колокол принесли на Масличную гору 7 февраля 1885 г. В наиболее широкой части он имеет диаметр 213 см. Высота его составляет около трех метров. Стенки колокола украшены горельефами.

Понизу идут две надписи, нижняя из которых гласит: «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня.

Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов]».

24 марта 1894 г. о. Антонин умер. Он завещал похоронить себя в Вознесенском соборе в южном крыле. Однако скальная порода, залегающая там прямо под полом не позволила это сделать и могила о. Антонина находится в северной части здания. После смерти о. Антонина в 1894 г.

на Елеоне начала складываться женская монашеская община, которая официально была утверждена указом (№13420) Святейшего Синода РПЦ от 2 декабря 1906 г. Согласно указу, «женское общежитие» на Елеонской горе признавалось общиной и на него распространялись правила, установленные в 1898 г. для Горненской общины. Преемнику о.

Антонина архимандриту Леониду (Сенцову) тем жу указом предлагалось испросить благословения Иерусалимского патриарха на учреждение общины. Первоначально сестер в общине было пятнадцать. К 1907 г. их число выросло до 70, а в августе 1914 г. перевалило за 100. Игуменом общины был назначен о. Парфений.

При нем началось строительство странноприимницы, богадельни, открылись золотошвейная и иконописная мастерские. Однако служение о. Парфения длилось недолго. В ночь на 15 января 1909 г. он был зарезан в своей келье. Злоумышленики так никогда и не были найдены, цель преступления осталась неизвестной. О.

Парфений похоронен снаружи Вознесенского собора у его северо-восточного угла. В 1907 г. (еще при о. Парфении) по инициативе архимандрита Леонида было начато строительство большой соборной церкви во имя Страшного суда. Церковь это так и не была достроена из-за начавшейся I Мирвой войны и революции в России.

Важно

Нижняя теплая часть ее, которую только и успели выстроить, являет собой сегодня трапезную монастырскую церковь во имя Филарета Милостивого.

С началом I Мировой войны, духовенство РДМ и десять старших русских насельниц Елеонской обители были вынуждены покинуть Палестину и выехали в Александрию. Турецкие власти заняли русские постройки и расквартировали в них солдат, предполагая изначально разместить в строениях монастыря военный госпиталь.

Службы в Вознесенском соборе прекратились, сам собор был опечатан. Сестры получили приказ в три дня освободить помещения обители и расселились по греческим монастырям.

Благодаря вмешательству патриарха Дамиана «изгнание» продолжалось только 17 дней, после чего насельницам обители было разрешено вернуться, хотя около 300 турецких солдат оставалось в монастыре, а Архимандричий дом был занят германскими офицерами.

Вернувшиеся насельницы обнаружили жуткий разгром, учиненный турецкими солдатами за 17 дней. Был поврежден иконостас Филаретовской церкви, многие иконы осквернены, кресты повалены, часть священной утвари пропала. В самом городе царил голод, ходить по улицам было небезопасно.

По распоряжению патриарха Дамиана оставшиеся в обители сестры получали поддержку (хлебом и мукой) от Иерусалимской патриархии, кроме того помощь поступала от итальянского консула и американских представителей. На молитву сестры ходили в церковь расположенного неподалеку греческого монастыря Мужей Галилейских («Малая Галилея»).

11 декабря 1917 г. Иерусалим был сдан английскому генералу Эдмунду Алленби. Часть английских солдат была расквартирована в корпусах Елеонской обители. Солдаты помогали сестрам продуктами питания, чаем и сахаром.

Кроме того, сестрам была предоставлена возможность заработать на пропитание на работах по строительству дороги Иерусалим-Иерихон. В начале 1919 г. из Александрии вернулись старшие сестры, в июне того же года был отпечатан Вознесенский собор.

Совет

Затем в город вернулось и духовенство РДМ (без архимандрита Леонида, умершего в Москве 10 ноября 1918 после участия своего в Поместном соборе РПЦ). Однако в связи с революцией связь с Россией прервалась. Палестинские русские церкви оказались в подчинении ВЦУЗ (Высшего Церковного Управления заграницей). Однако в 1923 г.

30 сестер монастыря подали прошение британскому Верховному Комиссару по Палестине, в котором просили признать их самостоятельность в хозяйственных делах, в отношении же духовного окормления перевести их из подчинения начальника РДМ в подчинение Иерусалимского патриарха Дамиана.

С того времени во главе обители стоят настоятельницы в сане игумений. В 1924 г. по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) обитель получила с благословения патриарха Дамиана статус монастыря. С тех пор монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

За сто лет существования обители во главе ее стояли: матушка Евпраксия, игуменьи Елизавета и Павла, матушка Маргарита, игуменья Мелания, схимоигуменья Антония (до того – игуменья Павла, вторично), игуменья Тамара (в миру княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская, дочь Вел. Кн. Константина Константиновича), игуменьи Феодосия, Параскева, Варвара, Юлиана и Моисея (ныне).

В последние годы в монастыре подвизалось 46 сестер: русских, арабок, румынок, эстонок, немок и австралиек.

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/izrail/ierusalem/eleonskiy_spaso-voznesenskiy_zhenskiy_monastyr_v_g__ierusalim/

Сион и Елеонская гора (Иерусалим)

Елеонская гора

Елеонская гора: русская православная церковь Марии Магдалины и базилика Агонии в Гефсиманском саду слева у подножия, правее — еврейское кладбище.

Читайте также:  Мученица агапия, ирина и хиония

Все четыре канонических новозаветных евангелия — от апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна — описывают Елеонскую гору как место драматических событий из жизни Иисуса Христа перед судом и его последних заветов.Эта гора считается святой также в исламе и иудаизме.

Достоверность происходивших здесь событий и связанных с ними преданий, ставших духовными постулатами, в большой степени подтверждена археологическими раскопками, исследованиями историков и искусствоведов. Даже когда речь идет о чудесных явлениях, возражения в ученой среде выдвигать не принято.

Ученые чаще всего трактуют эти чудеса как поэтические описания событий подлинных, и тут преувеличения — вещь естественная и органичная для самого понятия «вера».

«Елеон» слово греческое, переводится оно как «Масличная роща».

Другое название горы и, по сути, полный синоним — «Хар-ха-Зейтим» на иврите, а на арабском — «Джебель-аз-Зейтим», оба они означают «масличная гора»: в древние времена среди деревьев здесь преобладали оливы.

Под Елеонской горой в Библии подразумеваются три вершины из цепи холмов, тянущихся наддолиной реки (ныне фактически ручья) Кедрон: Северный — Малая Галилея (здесь останавливались паломники, направлявшиеся в Иерусалим из Галилеи); Средний — место вознесения Иисуса; Южный — гора Соблазна (Скопус): здесь царь Соломон на склоне своих лет позволил устраивать капища и ставить идолы чужим богам. На Северном холме, Хар-ха-Цофим, стоит кампус Еврейского университета. На Среднем — Лютеранский центр и медицинский центр при нем. На Южном — русский православный женский Вознесенский монастырь. На склонах южной части Елеонской горы расположено еврейское кладбище, которому более трех тысяч лет, оно вмещает более 150 тыс. могил, среди которых — могилы ветхозаветных пророков, гробница сына царя Давида Авессалома и других легендарных личностей. Из самых почитаемых последних захоронений — могилы государственных деятелей Израиля XX в.

Каждый из памятников истории и архитектуры Елеонской горы по-своему уникален. Греческую подземную церковь Успения Пресвятой Богородицы восточные христиане почитают как гробницу Святой Марии. Первый храм на этом месте был возведен императрицей Еленой в 326 г., в XI в. он был разрушен, в 1161 г. восстановлен.

Часовня Вознесения (Имвовон) со «стопой Спасителя» стоит там, где между 330 и 378 гг., на месте вознесения Иисуса Христа, построила часовню римская патрицианка Пимения. В 614 г. часовня была разрушена персами, в 634 г. восстановлена иерусалимским патриархом. Сохранившийся храм относится к периоду Крестовых походов (1099-1187 гг.). При строительстве в 1870 г.

Обратите внимание

Вознесенского монастыря были обнаружены остатки мозаичных полов культовых строений V, VI и IX вв. Церковь «Отче наш» (Патер-Ностер) была построена в 1868-1872 гг. на месте грота, где, по преданию, Иисус Христос даровал своим ученикам-апостолам молитву «Отче наш». Она повторяется на 165 языках на керамических панно.

Русская православная церковь Марии Магдалины построена в 1885-1888 г. императором Александром III в память его матери, императрицы Марии Александровны. В 1924 г. орденом францисканцев была возведена церковь Всех Наций, она же — базилика Агонии, на фундаменте церкви крестоносцев XII в.

У алтаря здесь лежит окруженный терновым венцом камень, на котором, по преданию, произошло предательство Иуды и арест Христа. В 1955 г. была возведена католическая церковь Доминус-Флевит (Слезы Господни) в форме слезы, на месте, где были обнаружены руины византийского монастыря V в.

Христианские храмы и монастыри Елеонской горы находятся в Гефсиманском саду или в непосредственной близости от него. Сейчас сад занимает небольшую площадь (47 на 50 м), а во времена Иисуса Гефсиманией именовалась вся долина у подножия западных склонов Елеонской горы. Гефсиманский сад по Новому Завету — место последнего моления Христа в ночь его ареста.

Гора Сион в юго-западной части Иерусалима для евреев важна необычайно. Народ, рассеянный по миру после разрушения римлянами Второго храма в 70 г., наделяет этот холм мощной и победительной духовной силой.До того как второй царь Израиля Давид (ок. 1035 — ок. 965 гг. до н. э.), родоначальник царской династии Иудеи, основал здесь, приблизительно в 1000 г. до н. э.

, столицу своего царства, на Сионе жили иевусеи, родоначальником которых был Ханаан, один из внуков Ноя. Ханааном называлась также страна, простирающаяся от северо-западной излучины Евфрата и Иордана до берега Средиземного моря. Ханаан также синоним понятия «Земля обетованная».

С построенной иевусеями цитадели начался город Давидов (Ир-Давид), град Божий, со временем обретший имя Иерусалим. Сын Давида Соломон (правил в 965-928 гг. до н. э.) построил, как мы знаем, на горе Мориа (позднее — Храмовой горы) Первый храм. Некоторые древние еврейские пророки считали Сион частью горы Мориа.

Также считалось и во времена владычества над Иерусалимом Византии (361-363 и 629-638 гг.). Лингвисты выводят название горы от разных, но близких друг другу по звучанию слов: «цийун» («цитадель», «укрепление»), а также «цийон» («веха, символ возвращения на Землю обетованную»). От Сиона происходит и слово «сионизм». В определенном ракурсе идеологической полемики XX в.

это слово приобрело негативную коннотацию, но изначально оно означало возрождение национального самосознания и более ничего.Южная стена Старого города проходит по гребню горы Сион, она построена османами в XV в., а первая стена была сооружена здесь еще в I в. Сионские ворота открывают путь с горы в Старый город.

Важно

На ее вершине стоит здание, на нижнем этаже которого представлена гробница царя Давида, над ней — Горница Тайной Вечери Христа с апостолами, во время которой было впервые явлено чудо Евхаристии. А на крыше высится минарет — в XV в. турки превратили церковь Нашей Госпожи, построенную в XII в. крестоносцами, в мечеть.

И все это вместе — великолепный пример сближения трех основных мировых религий. На Сионе есть свой храм Успения Богородицы, на месте дома Иоанна Богослова, где, по принятой в этом храме версии, преставилась Святая Мария.В 415 г. византийцы возвели здесь базилику, дав ей имя Святой Сион, в 614 г. персы ее разрушили, в 966 г.

, восстановленная, она снова была разрушена, в начале XII в. крестоносцы возродили это здание, назвав его храм Святой Марии на Сионе, мусульмане разрушили его в 1200 г. В 1898 г. немцы купили этот участок земли во время визита в Палестину Вильгельма II и построили монастырь Успения Богоматери.

В базилике монастыря шесть капелл: Святого Бонифация, Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, Кёльна и трех волхвов, Святого Веллибальда, Святого Бенедикта. В крипте храма хранится камень, на который было возложено тело почившей Богородицы. Похожая история разрушений и возрождений и у католической церкви Святого Петра в Галликанту, что на восточном склоне Сиона.

Она, по преданиям, была заложена на месте дома первосвященника Каиафы, где апостол Петр отрекся от Христа.

На католическом кладбище Сиона находится могила Оскара Шиндлера (1908-1974 гг.), немецкого промышленника, во время Второй мировой войны спасшего в Германии от уничтожения около 1200 евреев. Надписи на могиле Шиндлера обрамляют мелкие камни (по еврейским обычаям они символизируют благодарную человеческую память). На Сионе расположен также мемориальный комплекс Яд-Вашем — «палата холокоста». Это небольшой подземный музей, в котором можно увидеть свиток Торы со следами крови, написанный от руки молитвенник из Бухенвальда и другие подобные трагические реликвии, а также ряды табличек с названиями, датами существования и точными адресами уничтоженных фашистами еврейских европейских общин.

Общая информация

Возвышенности в Иерусалиме.

Языки: иврит, арабский, идиш.
Денежная единица: шекель.

Ближайший аэропорт: Бен-Гурион (международный) в Тель-Авиве.

Цифры

Елеонская гора: вершина Хар-ха-Цофим: Северный холм — 826 м, Средний холм — 814м, Южный холм — 816м.
Высота горы Сион — 765 м.

Климат и погода

Средиземноморский субтропический.

Средняя температура января: +11ºС.

Средняя температура июля: +26ºС.
Среднегодовое количество осадков: 554 мм.

Экономика

Туризм.

Гефсимания: Гефсиманский сад, церкви — Успения Пресвятой Богородицы, Всех Наций, Марии Магдалины, «Отче наш» (Патер-Ностер) с монастырем; гробница Богородицы, Гефсиманский грот, пещера и подземный греческий храм преподобной Пелагеи, над ним — храм Вознесения Господнего — Второго Пришествия (1992 г.).■ Елеонский Спасо-Вознесенский русский православный женский монастырь (1906 г.).■ Часовня Вознесения Иисуса Христа.■ Церковь Св. Петра в Галликанту (1931 г.).■ Церковь Доминус-Флевит (1955 г.).■ Древнее еврейское кладбище.■ Смотровая площадка.■ Монастырь Успения Богородицы (Дормицион) в Сионе (1910 г.), или аббатство Сиона Святой Девы Марии.■ Горница Тайной Вечери.■ Гробница царя Давида.■ Церковь Христа Искупителя (Редимер).

■ Южная стена Старого города Иерусалима (османской постройки, XVI в.).

■ Церковь Всех Наций, или базилика Агонии Господней, постоянно погружена в полумрак, ибо события, в честь которых она возведена, происходили глубокой ночью.■ Колокольню во имя Иоанна Крестителя Спасо-Вознесенского монастыря, высота которой 64 м, на Елеонской горе называют «Русской свечой» — ее изящный силуэт хорошо виден отовсюду в Иерусалиме. Колокол, висящий на ней, был отлит в России в 1885 г.■ Церковь «Отче наш» появилась благодаря одной женщине. Звали ее Аурелия де ля Тур де Оверн (1809-1889 гг.), родом она была из аристократической флорентийской семьи де Босси, дочерью поэта. Титул принцессы достался ей от первого мужа. Эта дама вовсе не слыла набожной, напротив, светской львицей, увлекалась искусством; замужем побывала трижды. И вдруг внезапно она осознала, что ее жизнь бездуховна, и занялась поисками пещеры, в которой Христос проповедовал апостолам. 11 лет она добивалась покупки участка, где предположительно находился священный грот-храм, еще два года ушло на раскопки, которые были безрезультатны, пока однажды Аурелия не объявила археологу Клермону Гано: «Всё, я знаю, это здесь!», указав, где следует копать. И оказалась права. Как пришло к ней это озарение? — женская интуиция, иначе и не скажешь. Аурелия умерла во Флоренции, завещав перенести ее прах в церковь «Отче наш». Это было сделано в 1927 г.■ Архидиакон Феодосий в 530 г. насчитал на Елеонской горе 24 церкви. Армянский летописец VII в. упоминает стоящие здесь два армянских монастыря.■ В 1951-1975 гг. Спасо-Вознесенским монастырем управляла игуменья Тамара, дочь великого князя Константина Константиновича Романова, известного также как поэт «K.P.».■ Сестры-кармелитки монастыря Патер-Ностер представляют Францию, Ливан, Иорданию, Швецию, Италию, Англию, Польшу, Маврикий и США.

■ В Гефсиманском саду растут восемь олив феноменально древнего возраста. Возраст трех из них в 2012 г. удалось установить предельно точно: они появились в 1092, 1166 и 1198 гг. Исследование провел Национальный исследовательский совет Италии. Применялся метод радиоуглеродного анализа самых старых частей стволов, а тесты ДНК показали, что все три дерева происходят от одного корня.

Источник: http://geosfera.org/aziya/izrail/2139-sion-i-eleonskaya-gora.html

Елеонский Вознесенский монастырь

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии  архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы. Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены: под часовней, на месте обретения честной главы св.

Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»; в т.н.

«архимандричьем доме» – мозаичные полы византийского стиля, возможно ранее VI века; в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;

многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.

Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. При раскопках, проведенных о.

Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь (м.б. одной из преп. Меланий).

Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть.

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.

Читайте также:  Мученик димитрий власенков

Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники  могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св.

Совет

Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.

Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование. Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами. По окончании строительства колокольни в 1885 г.

в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым. В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо.

Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.

Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.

Леонид принял решение основать здесь женскую обитель. В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей.

Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. – 150 сестер.

Обратите внимание

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.

В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи и заложен фундамент нового собора в честь Страшного суда, которому не суждено было быть достроенным. Часовня построена на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни.

Незадолго до Первой Мировой войны паломниками была привезена из России в дар Елеонской обители Черниговская икона Божией Матери, русско-византийсого письма. Икона была помещена в алтаре еще незаконченной трапезной церкви во имя св. прав. Филарета Милостивого.

Своим благолепным, несколько скорбным Ликом, икона полюбилась сестрам обители и они стали прибегать к ней в своих молитвах. С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены  в Египет.

Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан.

Для сестер святая икона стала «прибежищем и утешением» и наименовали ее «Елеонской Скоропослушницею», ибо скоро Она слышала их молитвы и ниспосылала им Свои милости.

В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. Тогда сестры обители перенесли икону в главный храм и со дня её перенесения, Лик Божией Матери просветлел, а ризы Божией Матери и Богомладенца сделались яркими. Образ почитается 9 ноября – в день празднования Афонской чудотворной  иконы «Скоропослушница».

В монастыре есть еще одна чтимая икона Божией Матери – «Взыскание погибших». В 1911 г. она была специально написана по заказу палонмиков  в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.   В 1951 г.

Важно

настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии  представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ.

Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.

Игумения Тамара скончалась на Успение 1979 г., оставив светлую память обители о своей благородной, доброй душе.

01 января 2017

Источник: https://rusdm.ru/guide/75

Спасо-Вознесенский (Елеонский) монастырь в Иерусалиме

20 июля 1886 года, в праздник Вознесения Христова, состоялось торжественное освящение храма и колокольни Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне. Это событие положило начало новой эре в истории русского паломничества на Святую Землю.

В рассказе о Горненском монастыре мы уже упоминали имя человека, заслуги которого перед русским народом еще не до конца оценены его соотечественниками. Речь идет о православном священнике, начальнике Русской Духовной Миссии в Палестине, архимандрите Антонине Капустине.

Именно благодаря усилиям и таланту этого человека на самой вершине Масличной горы было приобретено несколько участков земли в двухстах метрах к юго-востоку от места Вознесения Христа.

Отец Антонин, будучи всесторонне образованным человеком, очень увлекался историей и археологией Святой Земли.

Да и невозможно было пройти мимо находок, которые историки датировали 5-6 веками, то есть периодом, когда Палестина находилась под властью византийской империи, провозгласившей христианство своей главной религией еще в  начале четвертого века.

  Архимандрит Капустин произвел на территории будущего монастыря целый комплекс научных исследований, в результате которых были найден мозаичный пол с изображением птиц, рыб и великолепного орнамента, характерного для византийских построек того периода.

На полу была обнаружена надпись, в которой упоминалось имя Иакова, армянского епископа, что позволило ученым предположить, что армянская община Иерусалима в те годы в какой-то степени была причастна к строительству древнего храма на Елеонской горе.

Совет

Помимо мозаичного пола, археологи обнаружили надпись, датированную 5 веком н.э. «Феодосия, славнейшая кувикулария» (кувикуларий – постельничий во дворце византийских императоров и вельмож), погребальные пещеры с мозаикой. Это позволило отцу Антонину заключить, что на месте будущего монастыря существовало несколько греческих и армянских храмов и некрополей.

Оставалось найти основу, некий материальный предмет, который в древности обязательно должен был обозначать святое место. Им оказался камень,  на котором по древнему преданию, стояла Дева Мария, наблюдая за вознесением своего Сына.

Вокруг камня были найдены остатки мозаики, куски белого мрамора, основания двух колонн и гробница иеродиакона.  Из церковной истории было известно, что святыни Елеона были разрушены персами в 614 году, когда мученическую смерть приняли 1200 насельников древнего монастыря.

Отец Антонин решает  сделать найденный им  камень краеугольным для будущего храма в честь Вознесения Господня.

Камень, с которого Богородица взирала на Вознесение своего Сына

Но прежде, чем монастырь и храм были построены, архимандрит Капустин приступил к строительству странноприимного дома, где могли бы останавливаться на отдых русские паломники, восходившие на Масличную гору после посещения пещеры Лазаря в Вифании. А затем отец Антонин начинает проектирование храма и часовни – главных построек, украшающих и по сей день территорию Спасо-Вознесенского монастыря.

В 1871 году началось строительство церкви. Она имела крестообразное строение по типу древних византийских храмов.

Отец Антонин, прослуживший несколько лет в Афинах и Константинополе, был хорошо знаком с архитектурой этих древних построек.  Однако работы затягиваются на целых 14 лет.

Турецкие власти, обеспокоенные Русско-турецкой волной, не дают разрешения на строительство церкви и колокольни.

Обратите внимание

64-метровая башня колокольни была сооружена по проекту итальянских архитекторов и ее должен был увенчать колокол весом в 308 пудов (около 5000 кг). Колокол этот был отлит на деньги близкого друга отца Антонина купца Александра Рязанцева.

Его доставили из Одессы в Яффский порт, но арабы, которые подрядились перевезти колокол на Елеонскую гору, заупрямились.  Тогда монахини и русские паломницы с помощью веревок и полотенец вместо лямок на своих плечах доставили колокол в Иерусалим и подняли его на колокольню.  Труднее всего было поднять колокол на вершину Елеона.

Нынешних асфальтированных дорог в те годы не было. Подъем колокола на гору по каменистым кручам, достигавших местами 30-35 градусов, был тяжелым и небезопасным.  С утра до самого вечера поднимали колокол русские люди, произнося слова молитвы: «Спаси Господи, люди Твоя!».

Наконец, к всеобщей радости и умилению, этот гигантский колокол, равных которому нет и не было на Святой Земле, был водружен на колокольню монастыря.

Величественная колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, известная среди русских паломников как «Русская свеча», и по сей день украшает вершину Елеонской горы.

Говорят, что с ее высоты видно Мертвое море и долина Иерихона, а в ясную погоду в бинокль можно увидеть и синюю кромку Средиземного моря.

К сожалению, сейчас колокольня находится в аварийном состоянии и подняться на нее можно лишь с особого разрешения настоятельницы монастыря.

“Русская свеча” на Елеонской горе

В начале 20-го века в монастырь из России привезли большую икону, именуемую «Черниговской Божьей Матерью». Монахини переименовали ее в «Елеонскую Скоропослушницу».  Она считается главной иконой церкви Елеонского монастыря.

Вторая икона, называемая «Взыскание погибших» стоит рядом с «Елеонской Скоропослушницей».

Помимо икон, в церки находится могила самого отца Антонина, поклониться праху которого должен почитать своим долгом каждый русский паломник.

Важно

Еще одна святыня монастыря – это часовня на месте Обретения Главы Иоанна Предтечи. На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление.

Оно считается чудотворным, поскольку по преданию именно здесь и лежала Глава Крестителя. Паломники с благоговением склоняют колени перед этим местом, опуская головы в углубление.

Монахини утверждают, что этот ритуал позволяет навсегда избавиться от мигреней и головных болей.

Мозаичный пол с улублением в часовне обретения Главы Иоанна Крестителя

Отец Антонин, работая над проектом и руководя строительством Спасо-Вознесенской обители, намеревался основать здесь мужской монастырь. Но его приемник, новый начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Леонид распорядился иначе.

Дело в том, что из мужчин к тому времени здесь прижился только один насельник- монах, служивший сторожем.  Остальными насельниками были женщины. И в 1906 году эта женская община была признана и утверждена Святейшим Синодом.

Преданный сподвижник отца Антонина, игумен Парфений (Нарциссов) был назначен духовником общины, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова) стала первой ее настоятельницей. Уже в 1907 году в общине насчитывалось до ста сестер, а к 1914 году их число перевалило за сто сорок.

Было принято решение переименовать общину в монастырь, а ее настоятельница получила сан игуменьи.

В 1909 году на территории Спасо-Вознесенского монастыря случилась трагедия. Неизвестные, проникшие туда с целью ограбления, убили отца Парфения. Он был похоронен неподалеку от своего учителя, отца Антонина.

Совет

После октябрьского переворота в России паломничество на Святую Землю прекратилось. Монастырь на время стал пристанищем для британских солдат генерала Алленби, изгнавшего турок из Палестины. Управление монастырем переходит от Русской Духовной Миссии, потерявшей свое влияние в Палестине, к иерусалимскому патриарху, а затем  к РПЦЗ – Русской Православной Церкви Заграницей.

С южной стороны церкви находится небольшое кладбище, где среди могил внимание паломников привлекает надгробие игуменьи Тамары, бывшей настоятельницей монастыря до 1975 года.

Игуменья Тамара, урожденная Татьяна Романова – дочь великого князя Константина Константиновича Романова, известного в литературных кругах как поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.

Эта женщина, потерявшая в Первую мировую войну любимого мужа, а затем трех братьев в страшной Алапаевской резне, унесшей жизни членов императорской семьи, становится настоятельницей Елеона в 1951 года.

В начале 50-х в Спасо-Вознесенском  монастыре жило 120 монахинь. Многим из было далеко за 70 лет.  И матушка Тамара берет на воспитание в монастырь девочек из арабских семей. Многие из них были сиротами, у родителей других попросту не было средств прокормить семью. Сегодня в монастыре можно встретить пожилых монахинь-арабок, воспитанниц игумении Тамары.

Они прекрасно говорят по-русски с небольшим «кавказским» акцентом. Но их русский язык разительно отличается от современного. Это язык, которому их учила матушка Тамара, язык русской интеллигенции начала 20-го века, язык, на котором писал свои стихи ее отец – К.Р, поэт и почитатель «изящной словесности».

Читайте также:  Лобио

Пожилые монахини с огромной теплотой вспоминают игуменью Тамару, и считают ее своей духовной матерью.

Скончалась игуменья Тамара на Успение Пресвятой Богородицы в 1979 году, оставив светлую память о своей чистой и доброй душе.

Могила игуменьи Тамары в Спасо-Вознесенском монастыре

Оцените пожалуйста статью:

                                     (Всего оценок: 1, средняя 5,00 из 5)

Loading…

Рекомендуем к прочтению:

  • Горненский монастырь в ИерусалимеЕсли ввести в поисковик Яндекса фразу «Горненский женский монастырь в Иерусалиме», то система выдаст всего 23 тысячи ответов. Почему так мало? …
  • Храмы и монастыри ИерусалимаВ последние десятилетия в России наблюдается возрастающий интерес к религии и возрождение православия. В том числе все больше простых российск …
  • Христианские туры в Иерусалим из МосквыИзраиль является одной из самых развитых по экономическому и индустриальному развитию из стран Юго-Западной Азии. Одной из важных составляющих …
  • Гроб Богородицы в ИерусалимеМестом Успения Пречистой Девы в Иерусалиме считается Сионская гора. Об этом я уже писал в статье о Дормиционе – Церкви Успения Богородицы. Но …
  • Церковь Успения Богородицы («Дормицион»)Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жена! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! …

Источник: http://www.pro-israel.ru/spaso-voznesenskij-eleonskij-monastyr-v-ierusalime.html

Греческий монастырь Вознесения на горе Елеон

На склоне Елеонской горы, обращенном к Иерусалиму, напротив часовни «Стопочка», на десяти гектарах земли, за стеной с колючей проволокой расположился православный монастырь Вознесения Господня.

Когда-то на этом месте стояла величественная византийская церковь Вознесения — она находилась не точно там, откуда Господь вознесся на небеса, а над пещерой, где Он беседовал со своими учениками.

Дивно украшенная царицей Еленой, церковь действовала до нашествия персов в 614 году — а после была разрушена завоевателями, а 1207 христиан — священников, монахов и мирян — приняли от их рук мученическую смерть.

Позже на этом месте была мечеть и другие постройки, принадлежавшие мусульманам — и только в XIX веке владельцем этой территории стала греческая Иерусалимская Патриархия. Однако из-за близости к мечети строить здесь храм турецкие власти не разрешили.

В планах Патриархии было устройство на этом месте паломнического центра — но бурные события, происходившие на Святой Земле в ХХ веке, помешали их воплощению.

Израильское государство в лице Иерусалимских властей также препятствовало строительству здесь храма.

Обратите внимание

Только в 80-х годах прошлого века клирик храма Гроба Господня архимандрит Иоаким (Строгилу), опытный монах, прошедший послушание на Афоне, наконец, получил благословение Иерусалимского Патриарха Диодора на строительство здесь монастыря.

Отец Иоаким расчистил заброшенный участок, посадил оливковые деревья, начал строить храм, возвел другие постройки.

При этом он периодически подвергался угрозам и избиениям: от него требовали, чтобы он ушел с этой территории, прилегающей к арабскому кварталу.

Раскапывая склон Елеонской горы под нижний храм во имя преподобной Пелагии, отец Иоаким обнаружил захоронения, а также пещеру — возможно, ту самую, в которой отдыхал Господь.  Были и другие находки — например, древний крест из дерева, который и сегодня пребывает в монастырской церкви.

В начале 90-х двухъярусный Вознесенский храм был построен — тем временем, официального разрешения на его строительство от Иерусалимских властей по-прежнему не было. Поэтому летом 1992 года в в присутствии сотрудников полиции бульдозер проломил ограду и приступил к сносу храма.

Когда верхний храм был почти разрушен, и пришла очередь нижнего, случилось необъяснимое: написанная на Афоне икона Спасителя «Пантократор» соскочила со стены и начала вращаться вокруг своей оси прямо перед бульдозером, после чего вся прибывшая техника заглохла и больше не завелась.

После случившегося доламывать монастырский храм никто не решился.

Отец Иоаким продолжал труды по устройству обители. Помогала священнику его мать —  Анастасия Панагопулу-Строгилу, в прошлом — доктор наук, видный общественный деятель и губернатор греческого острова Хиос.

Но нападки экстремистов на строителей православного монастыря не прекращались.

В результате одного из таких нападений Анастасия была связана и задушена людьми в масках, а отец Иоаким — зверски избит и едва избежал смерти благодаря послушнику из России Владимиру, который помог священнику отбиться от убийц. Преступников так и не нашли — иерусалимская полиция лишь констатировала, что нападение на монастырь совершили религиозные фанатики.

Важно

Спустя три года после погребения Анастасии отец Иоаким по благословению Патриарха и по греческому обычаю вскрыл могилу матери. Ее тело благоухало, а на лике выступили капельки миро.

Через несколько лет  было проведено повторное вскрытие — тело все также пребывало нетленным, а правая рука убиенной сложилась в щепоть, будто для совершения крестного знамения… Мученица Анастасия была прославлена Церковью в лике местночтимых святых, а ее мощи — перенесены в часовню.

Отец Иоаким продолжил свои труды по созиданию монастыря и отошел ко Господу в 2009 году, в Великий праздник Вознесения. Православные верующие Иерусалима увидели в таком стечение обстоятельств добрый знак: значит, история греческого монастыря на Елеонской горе продолжается.

Источник: https://ru.santosepulcro.co.il/greek-monastery-of-the-ascension/

Спасо-Вознесенский монастырь

Среди множества тематических экскурсий по Граду Давида, которые предлагают туристические агентства, есть и та, которая называется «Иерусалим православный» и включает святыни, дорогие для представителей православной ветви христианства.

Многие религиозные объекты Золотого Иерушалаима, несмотря на принадлежность к той или иной христианской конфессии, на самом деле, используются и другими направлениями данного учения.

Таковы, например, и храм Воскресения Христова, и церковь Всех Наций, и грот Марии, и церковь Успения, и тому подобные реликвии.

Библейские сказания, допустим, легенда о Чаше Грааля, превратились уже в общечеловеческое достояние поэзии, философии и людской мудрости – о них спорят, ставят спектакли и снимают фильмы, их изучают и постигают: ученые, мистики, писатели, эзотерики.

Но есть и такие церковные учреждения, которые относятся к разряду очень «личных», непосредственно относящихся к конкретному вероисповеданию. Одним из таких заведений является православный женский монастырь, находящийся под эгидой Русской Духовной Миссии – Спасо-Вознесенский монастырь.

Тесно связанная именно с православным направлением христианства эта община не имеет никаких ограничений в национальной направленности, напротив, будучи интернациональной, она демонстрирует среди 46-ти своих жительниц: палестинок и русских, эстонок и румынок, австралиек и немок.

Елеонская гора

Гора Маслин (или, по-другому, Елеонская) представляет собой возвышенность, которая тянется по линии «север-юг» в восточной части долины Кедрон, вдоль восточной стены иерусалимского Старого города.

На трех вершинах знаменитой возвышенности расположен целый ряд достопримечательностей древнего города: от старинного иудейского кладбища до лютеранской немецкой церкви, от арабского села Ат-Тур до благотворительной больницы «Августа Виктория», от Гефсиманского сада до пещеры Могил пророков.

В иудейской традиции гора связана с мудрейшим из правителей Соломоном и великим царем-воином еврейского народа Давидом, а также с некоторыми еврейскими пророками.

Христианская традиция ассоциирует эту возвышенность с деяниями Мессии. Новый Завет описывает произнесение Иисусом елеонской проповеди как раз в здешних местах, молитву Сына Человеческого перед арестом. Наконец, отсюда произошло вознесение Христа после его воскрешения. Это библейское событие дало имя церковной общине, которая по месторасположению зовется еще и Елеонским монастырем.

История возникновения монастыря

В наши дни в международном израильском аэропорту можно встретить участников паломнических туров, направляющихся в Иерусалим, из любой точки Земного шара.

В едином порыве к иерусалимским святыням стремятся верующие из Берлина и Вены, из Москвы и Торонто, из Варшавы и Мариуполя…. Для паломников предусмотрены даже специальные гостевые дома и отели в Иерусалиме, расположенные вблизи значимых и наиболее посещаемых объектов поклонения.

Нередко туристы, проводящие отпуска в египетском Шарм-эль-Шейхе или в израильском городе-курорте Эйлате, приобретают однодневные или несколькодневные экскурсии в столицу Израиля и пользуются возможностью побывать в городе с многотысячелетней историей.

Совет

А иногда россияне присоединяются к группе, направленно следующей из Москвы в Иерусалим, чтобы посвятить всю поездку туру «Русский Иерусалим».

Русские паломники издревле посещали заветные места Святого города, сохранилось множество описаний православных путешественников, затрагивающих, среди прочих, реликвии Масличной горы.

Южная вершина горы неразрывно связана с важнейшими моментами христианского учения:

• местом чудесного вознесения Иисуса к небесному Отцу, которое отмечено часовней Вознесения;

• еще одной сакральной точкой – тут стояла Дева Мария в момент Вознесения – ныне находящейся на территории Елеонского женского монастыря;

• местом, упоминаемым в преданиях Православной церкви об обретениях главы (головы) Иоанна Предтечи; таких обретений в истории было три, а Первое и Второе состоялись на горе Маслин, там, где ныне располагается православный монастырь для женщин.

Археологические раскопки

В 1870 году архимандрит Антонин (в миру – Капустин А.И.) купил земельный участок рядом с часовней Вознесения, рассчитывая возвести мужской монастырь. Землю начали осваивать, засаживать деревьями, и неожиданно на свет появились гробницы и кусочки мозаики.

Это стало причиной начала в этих краях серьезных археологических изысканий, проходивших в 1871-1873 годах. В ходе работ обнаружили: бюст Ирода Великого, погребальные пещеры, бытовую утварь, мозаичные полы храмов византийского периода (6-ого-7-ого веков).

Тогда же обнаружили камень Богоматери, на котором она стояла, наблюдая за вознесением сына.

Женский монастырь

Женская монашеская община появилась на Масличной горе при архимандрите Леониде, в 1905 году. Решением Святейшего Синода обитель из 15-ти сестер утвердили в конце 1906 года.

Тогда община придерживалась устава Горненского православного монастыря, существовавшего в Эйн-Кареме – западной иерусалимской окраине.

Постепенно количество обитательниц Елеонской общины увеличивалось, через год (в 1907 году) сестер было семьдесят а к началу мировой войны (1914 год) – больше ста. Строились новые корпуса, открылись:

• иконописная мастерская;

• золотошвейная мастерская;

• богадельня;

• гостиница.

Первая мировая привела в Спасо-Вознесенский монастырь в Иерусалиме турецких солдат, занявших здания обители и опечатавших Вознесенский храм. Насельницы общины частью ушли в греческие монастыри, а частью уехали в Александрию.

Некоторые сестры вернулись в монастырские строения в 1917 году, когда большую часть зданий населяли английские войска. Британцы выделяли монахиням сахар, чай, хлеб.

Начало 1919 года ознаменовалось возвращением остальных монахинь из Александрии, и в июне того года в соборе уже возобновились богослужения.

В тот же период община перешла под управление Русской Зарубежной Церкви – эмигрантской организации, объединявшей основную массу православного русского духовенства, оказавшегося в изгнании за пределами России в революционную эпоху.

Официально Елеонская община стала считаться монастырем с 1924 года.

Вознесенский собор

Храм выполнен итальянским архитектором Бизелли в стиле неовизантизма. Фундамент собора покоится на природной плоской скале. Беломраморный иконостас за авторством отца Антонина спроектирован в 1881-ом году.

Строительство собора длилось с конца 1873-его по 1881 годы, на момент Русско-турецкой войны (длящейся с 1877-го до начала 1878 года) работы замораживались. После султанского позволения собор в 1886 году, 7 июня, освятили.

В северном крыле строения посетители видят могильную плиту над захоронением архимандрита Антонина. Южный отсек собора отдан под чудотворные иконы Богоматери, доставленные из России, и мощевики, в которых хранятся мощи святых. Мраморные плиты перед иконостасом найдены археологами и представляют собой фрагменты пола женской обители, датированной 5-м столетием.

Другие постройки на монастырской территории

Важнейшей святыней Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря является часовня, установленная там, где, как гласит предание, произошло Первое, а затем Второе обретение главы великого пророка и святого -Иоанна Крестителя. Современная часовня возведена на месте христианской постройки 4-го века, мозаичный пол которой обнаружили при раскопках 1871-73 годов.

Монастырская колокольня, получившая имя «Русская свеча», достигает 64-х метров в высоту и в Иерусалиме признана самым высоким из церковных зданий. Сейчас здесь помещается 14 колоколов, самый большой из которых (пятитонный), отлитый в России, привезен в обитель в 1885 году. В настоящее время (с 2014 года) в здании колокольни начата первая в ее истории реставрация.

Имеются на территории монастыря: Архимандричий дом, длинное здание Трапезной, Игуменский корпус и другие постройки.

Источник: http://www.niceisrael.ru/ierusalim-eleonskij-monastir.html

Ссылка на основную публикацию