Вознесенский Тамбовский женский монастырь
Вознесенский монастырь основан в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским Питиримом на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки. Первой игуменьей монастыря была родная сестра Питирима Екатерина.
В 1724 году монастырь пострадал от пожара. Возродился он только к 1744 году, была построена монастырская стена.
Во время секуляризационной реформы 1764 года монастырь хотели закрыть, но этого не произошло, потому что, как замечает один из исследователей, «он уже и тогда отличался своими замечательными келейными мастерскими, и …жил исключительно своим трудом». Вознесенская обитель получила статус штатного третьеклассного монастыря с суммой содержания в 375 рублей.
В 1791—1798 гг. в монастыре построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами Святого Николая чудотворца и Святой ВЕликомученицы Екатерины (архитектор Иван Кругликов).
В 1816–1820 годы построена церковь иконы Божией Матери.
В 1891 году вдоль улицы Московской построен корпус для престарелых монахинь с домовой церковью во имя Антония Печерского.
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. Построены ещё 2-этажный каменный корпус, за чертой обители — 2-этажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена 2-этажная трапезная.
В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
Разрушение монастыря началось с декабря 1918 года.
В 1925 году Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 году храм передали горсовету «для использования в культурно-просветительных целях», с колокольни сняли колокола.
Скорбященский храм в 1929 году был передан в ведение окрархива и взят «под охрану» государства. С начала 1930-х годов Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась.
5 декабря 1079 года решением Облисполкома № 513 монастырь взят под охрану государства как памятник местного значения.
В 1988 году, в связи с тысячелетием крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) определил иерея Николая Торопцева в Скорбященский храм.
В 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси монастырь возвращен РПЦ. Архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением назначен иереем в Скорбященский храм Николай Торопцев.
22 декабря 1992 года началось возрождение монастырской обители.
Ну не лепота ли?
Прямо как жар горит собор!
Церковь иконы Скорбящей Божией Матери была освящена в 1820 году.
В 1929 году храм передан в ведение Окружного архива.
6 ноября 1990 года владыкой Евгением вновь освящен главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя преподобного Алексия.
29 сентября 1994 года на восстановленный купол храма подняли крест.
Храм является памятником истории и культуры регионального значения.
Церковь Иоанна Кронштадтского является крестильным храмом. Храм построен в 1997—1998 гг.
Вознесенский собор в настоящее время восстанавливается.
Торжественно заложен 9 августа 2007 года.
10 мая 2009 года владыка Феодосий освятил фундамент строящегося храма и заложил капсулу с грамотой в основание собора.
25 мая 2012 года на колокольню водружён купол, её высота достигла 70 м.
Сегодня праздик Яблочный Спас.
Прогуляемся по территории монастыря.
Монахиня ходит по территории и поёт псалмы.
Я старался сфотографировать её со спины, чтобы не смущать.
Жилые постройки.
- Антониевский корпус.
- Братский корпус (сестринский корпус). Памятник истории и культуры регионального значения
Выход парадный с территории монастыря.
Вот такие колонки не редкость в Тамбове. Атмосферно? Настоящая российская провинция. Продолжение следует…
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tambov/temples/29085/responses/4439
Тамбов. Вознесенский монастырь
Вознесенский женский монастырь по преданию был построен в 1690 году на северной окраине старого города при устье двух речек, Студенца и Гаврюшки. Монастырь жил своим трудом и скудными церковными доходами.
Деревянные монастырские постройки часто горели. Сильный пожар 1724 года превратил весь монастырь в пепелище, но уже к 1744 году монастырь возродился на прежнем месте. В 1764 году Вознесенская церковь была выстроена из соснового бруса и покрыта тесом. В распоряжении монахинь было 18 курных изб.
Заметной вехой в жизни небогатой обители была закладка в 1791 году каменной церкви во имя Вознесения Господня. Она строилась на средства местных благотворителей и жертвования прихожан. Архитектором называют бывшего послушника Саровского монастыря – Нафанаила, а также местного мастера Ивана Кругликова. К 1816 году в Вознесенском монастыре было 150 монахинь и послушниц.
Строительство второй монастырской церкви начато 29 мая 1816 года. В 1820 году церковь была расписана и освящена в честь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих Радость”. К началу ХIХ века территория монастыря частично была обнесена каменной оградой.
Последние десятилетия ХIХ века отмечены строительством новых монастырских построек. Все они связаны с деятельностью игумении Антонии (в миру Анны Михайловны Аносовой). Свою деятельность в качестве игумении она начала со строительства двухэтажного дома – просфорни.
Вместо ветхих деревянных сараев Антония в 1885 году выстроила каменный каретный сарай, каменную конюшню и деревянный рубленный амбар для ссыпки хлеба.
По южной линии монастырской ограды она поставила деревянный дом на каменном основании со светлыми комнатами для бесплатных квартир монастырскому причту. В 1887 г.по ее решению построили новые каменные ворота с аркой. А в 1891 г.
она заложила трехэтажный общежительный корпус и домовую церковь во имя преподобного Антония Киево-Печерского. В общежительный корпус на полное монастырское содержание принимались престарелые сестры, потерявшие способность к труду.
Конец ХIХ-начало ХХ века для Вознесенской обители стало временем расцвета. В эти годы в монастыре построен двухэтажный корпус, двухэтажный странноприимный дом, баня-прачечная, теплая водоразборная будка.
Застройка монастырской территории практически заканчивается к 1912 году возведением двухэтажного здания трапезной по проекту архитектора В.И.Фреймана.
Мотивы русского национального зодчества ярко проявились в декоративном оформлении трапезной: крыша коньком, узорчатое крыльцо с витыми колоннами.
Неусыпная молитва и нелегкий монастырский труд составляли жизнь насельниц.
В Вознесенском монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс,пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали серебром и золотом иконы,эполеты, воротники, плели кружева, вышивали бисером кошельки, стегали одеяла, обрабатывали огород, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
Традиции христианского милосердия помогали решать некоторые социальные проблемы. В 1868 году при монастыре открывается приют для девочек-сирот духовного звания, который впоследствии становится образцовым Ольгинским приютом. К 900-летию Крещения Руси приют был преобразован в церковно-приходскую школу. Во время русско-японской войны в монастыре существовал лазарет для раненых воинов.
Монастырь заботливо оберегал свою историю. Во второй половине ХIХ века на монастырском кладбище были сооружены две памятные часовни: в память о первой игумении Екатерине, сестре святителя Питирима, и по заказу Вышенской обители на могиле монахини Миропии в благодарность за подаренную ею чудотворную икону Казанской Божией Матери.
В преддверии 200-летнего юбилея обители, отмечавшегося 24 октября 1890 года, игумения Антония составила летопись Вознесенского монастыря. Она содержала историю создания, устроения и благоустройства монастыря в предшествующие юбилею годы.
Разрушение Вознесенского монастыря началось с декабря 1918 года. Разрушены храмы, достойные памятники отечественной архитектуры – Вознесенская церковь и колокольня, уничтожен монастырский некрополь; фруктовый сад погублен застройкой типовыми жилыми домами.
Единственная сохранившаяся в старом монастыре церковь в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” была передана РПЦ в год 1000-летия Крещения Руси.
В течение короткого времени проведены крупные реставрационные работы: заменена кровля, перестелены полы, оштукатурены стены. Перед началом внутренних отделочных работ проведена фотофиксация остатков росписей на осыпавшейся штукатурке.
Двухъярусный иконостас для церкви выполнен резчиками и позолотчиками из Санкт-Петербурга, петербургскими же иконописцами написаны иконы для иконостаса.
Заботамии и трудами архиепископа Тамбовского и Мичуринсколго Евгения, настоятеля храма протоиерея Николая Торопцева, церковной общины и верующих началось возрождение тамбовской святыни.
Из книги Кученковой В.А. “Святыни Тамбовской Епархии”
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г.
Вознесенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Тамбове. Основан в 1690 году. Здесь находится чудотворная икона Всех скорбящих Радость. В день Вознесения в монастырь совершается крестный ход из собора. При монастыре двухклассная школа с общежитием, больница, странноприимный дом и приют.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В период с 1917 по 1927 годы, несмотря на трудности и меры, предпринимаемые властями, община Вознесенского монастыря продолжала существовать вопреки всему. Уже в сентябре 1918 года монастырь принимал имущество закрытой церкви Тамбовского Епархиального Женского Училища занятого отрядом чекистов.
А 17 октября 1918 года Тамбовский горисполком, обращаясь к «бывшей игуменьи Вознесенского женского монастыря», требовал освободить Антониев корпус, так как там хотели открыть городскую советскую школу 2-й ступени. В дальнейшем советская власть уже не признавала игуменью законной монастырской властью.
Для распоряжения имуществом монастыря был назначен некий товарищ Кривоносов, должность его звучала следующим образом: «заведующий женским монастырем».
В течение 1918 года имущество обители постепенно растаскивалось, здания занимали различные учреждения. Постановлением горисполкома от 29 октября 1918 года в одном из корпусов было размещено 50 человек кавалеристов.
Первый Московский социалистический полк 1 октября взял из монастырских запасов 10 пудов керосина, а с 1 ноября 1918 года городскому продовольственному отделу были переданы все монастырские коровы, запасы сена, дров, овса.
Монастырским имуществом пользовались новые учреждения власти. Обстановка в помещении продотдела была практически вся взята из монастыря.
Тогда же, в 1918 году, было положено начало варварскому уничтожению монастырского кладбища: 13 декабря 1918 года в автоброневые мастерские вывезена партия мраморных досок с надгробий.
Но, несмотря на притеснения и грабеж, монастырь продолжал существовать. Власти вынуждено мирились с тем, что престарелым сестрам было просто некуда идти.
Вплоть до 1925 года совершались богослужения в Вознесенской церкви, обитель продолжали посещать паломники .
В 1920-х годах Антониев корпус отдан под квартиры рабочим.
В июле 1927 году было собрано 107 подписей под заявлением о ликвидации монастырского кладбища, и в августе 1927 году городской совет принял решение «о сносе памятников на территории бывшего Вознесенского монастыря». Одновременно с ликвидацией кладбища снесли и Вознесенскую церковь.
Через два года после уничтожения кладбища началась компания против еще существующей монашеской общины. Существовала она под именем рабочей артели «Пробуждение». Возглавляла ее Пелагея Ивановна Скопинцева.
В артели состояли не только монашествующие, но и простые работницы. На них и сделали свою ставку враги веры, искусственно возбудив их недовольство руководством артели.
В результате после проведенной ревизии, артель была закрыта.
После того, как монастырь был окончательно ликвидирован, часть монахинь проживало в городе Тамбове, на окраинных улицах в небольших частных домиках, где жили по двое и по трое.
Пока в городе действовали храмы, посещали их, пели и читали на клиросе, помогали в уборке храма.
В 1937 году те из монахинь, которые еще оставались в городе, были арестованы в один день (23 сентября), осуждены и приговорены к разным срокам заключения. Из ссылок и лагерей никто из них уже не вернулся.
В 1988 году сохранившийся Скорбященский храм был передан верующим. Уже в 1992 году архиепископом Евгением (Жданом) был освящен главный Скорбященский престол, а 29 марта придел во имя святого Алексия.
В 1997 году построен крестильный храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в 1996-1997 годах водосвятная часовня, двухэтажный корпус для воскресной школы, с актовым залом и гаражом, собрана богатая библиотека, проводятся катехизаторские беседы, организуются регулярные паломнические поездки в Дивеево, Санаксары, Задонск, Москву. С 1995 по 2003 год силами прихода издавался журнал «Вестник православия», а также приходской листок «Приход». Летом 2002 года Вознесенскую обитель, в ходе своего визита в Тамбовскую епархию, посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Летом 1997 года на территории монастыря проводились археологические раскопки.
Был обнаружен фундамент Вознесенского храма, склеп схимонахини Миропии, а также останки людей, которые во времена гонений были извлечены из склепов и разбросаны по территории монастыря.
Место, где находился Вознесенский храм, было занято под детскую площадку, после раскопок оно огорожено железным забором и приведено в надлежащий вид. Над склепом схимонахини Миропии поставлена часовня, а останки людей перезахоронены.
Указом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2003 году Скорбященский приход закрыт и зарегистрирован Вознесенский женский монастырь. В трехэтажном корпусе, построенном в 2002 году, разместилось общежитие учащихся регентского отделения, а в здании воскресной школы само отделение. В настоящее время полным ходом идут работы по возрождению монашеской жизни в древней Тамбовской обители.
Иоанновская семья
Источник: http://sobory.ru/article/?object=08711
Вознесенский монастырь Тамбов
Вознесенский монастырь в Тамбове основал епископ Питирим в 1690 году. Когда-то это была северная окраина города — устье речки Студенец. Монастырь был женским, и первой его игуменьей стала сестра епископа Питирима Екатерина. Постройки — деревянные, в 1724 году во время сильного пожара все они выгорели…
Тамбов первой половины XVIII века был небогатым городом, позволить себе отстроить целый монастырь с нуля и «под ключ» местные, конечно, не могли. Потихоньку, постепенно, копеечка к копеечке…
Долгое время туг не было ни храма, ни духовенства — только кельи для монахинь, и те — простые деревянные избы! Но в 1764 году, во время реформы Екатерины II, когда многие монастыри попали за штат или вовсе закрылись, Тамбовскому Вознесенскому монастырю повезло — его определили в третий класс с относительно небольшим, но постоянным содержанием.
В 1798 году был освящен первый каменный храм монастыря — Вознесенская церковь, спроектированная местным мастером Иваном Кругликовым и послушником Саровской пустыни Нафанаилом (Саров в то время относился к Тамбовской губернии).
В 1816 году заложили второй храм — во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», дошедший до наших дней в почти первозданном виде, в отличие от Вознесенской церкви, которая не устояла в 1930-е годы. Но обо всем по порядку.
Известность пришла к Вознесенскому монастырю в середине XIX века.
К этому времени здесь поселилась монахиня Миропия — потомственная дворянка, в миру Мария Аденкова, благословленная некогда на венчание фамильной иконой Казанской Божией Матери с частицами мощей евангелиста Матфея, Василия Великого и святого Спиридона, а также частицей крови Иоанна Крестителя.
Когда муж Марии умер, вдова удалилась от мира, став послушницей московского Зачатьевского монастыря. В 1812 году, во время нашествия французов, сестры эвакуировались из Москвы, и послушница Мария выбрала для поселения Тамбов. С ней в дорогу отправился и фамильный образ.
То, что икона — чудотворная, выяснилось еще в пути. Ямщик, задумавший было ограбить беззащитную пассажирку, внезапно ослеп и прозрел только после покаяния и совместной молитвы перед Казанской.
Уже в Тамбове, в Вознесенском монастыре, послушница, ставшая к тому времени монахиней Миропией, ежедневно читала акафисты перед святой иконой, стоящей в ее келье.
Перед смертью ей было видение — Богоматерь повелела Миропии передать образ в Шацкий Вышенский монастырь, где от нее стали происходить многочисленные чудеса — от внезапно возникавшего сияния до избавления от холерной эпидемии.
Ее возили из Выши в разные города губернии, в том числе и в Тамбов. Тогда-то вспомнили и о скромной монахине Миропии, погребенной у южной стены Вознесенской церкви. Над ее могилой воздвигли железную часовню. А когда в 1906 году главный храм монастыря решили перестраивать, захоронение оказалось внутри его стен, и для него устроили нишу в стене, оформленную в виде пещеры с каменным спуском.
Краткий расцвет Вознесенского монастыря Тамбова пришелся на рубеж XIX — XX веков, когда здесь были странноприимный дом, сиротский приют, прачечная, просфорня, конюшня и множество подсобных построек, деревянных и каменных. Работали ткацкие, суконные и золотошвейные мастерские, сестры держали сад и пасеку, на храмовый праздник устраивали большую ярмарку.
Вознесенский монастырь после революции
Все это кануло в лету с изменением политического строя. Уже в 1918 году началось разграбление обители. В 1929-м закрыли теплый Скорбященский храм, позже разрушили большой Вознесенский.
Впрочем, и возрождение монастыря началось еще при Советах. Скорбященскую церковь передали РПЦ в 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. В 1992 году приняли решение о возобновлении монашеской жизни.
Спустя еще шесть лет появилась новая часовня над могилой сестры Миропии… Долгое время не было только Вознесенской церкви. Новый храм заложили в 2007 году и строили семь лет.
Судя по виду, на декор архитектора явно вдохновил «Василий Блаженный», хотя формы — типично Тоновские, русско-византийские образца середины XIX века. Пестрая эклектика возносится над городом на высоту более чем 60-ти метров.
Издали очень впечатляет, вблизи, увы, слишком заметна «ростовая» и стилевая дисгармония с другими монастырскими постройками.
Монастыри Тамбова.
Источник: http://posmotrim.by/article/voznesenskij-monastyr-tambov.html
Вознесенский монастырь (Тамбов) в городе Тамбов
Тамбовский Вознесенский монастырь — женский монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тамбов, Россия. Вознесенский монастырь является памятником истории и культуры регионального значения.
Вознесенский монастырь основан в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским Питиримом на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки. Первой игуменьей монастыря была родная сестра Питирима Екатерина.
В 1724 году монастырь пострадал от пожара. Возродился он только к 1744 году, была построена монастырская стена.
Во время секуляризационной реформы 1764 года монастырь хотели закрыть, но этого не произошло, потому что, как замечает один из исследователей, «он уже и тогда отличался своими замечательными келейными мастерскими, и …жил исключительно своим трудом». Вознесенская обитель получила статус штатного третьеклассного монастыря с суммой содержания в 375 рублей.
Александра Киреева @ Foursquare
В 1791—1798 годы в монастыре построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами св. Николая чудотворца и св. вмч. Екатерины (архитектор Иван Кругликов). В 1816—1820 годы построена церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
В 1891 году вдоль улицы Московской построен корпус для престарелых монахинь с домовой церковью во имя Антония Печерского..
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. Построены ещё 2-этажный каменный корпус, за чертой обители — 2-этажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена 2-этажная трапезная.
В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
Разрушение монастыря началось с декабря 1918 года.
В 1925 году Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 году храм передали горсовету «для использования в культурно-просветительных целях», с колокольни сняли колокола.
Скорбященский храм в 1929 году был передан в ведение окрархива и взят «под охрану» государства. С начала 1930-х годов Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась.
5 декабря 1979 года решением Облисполкома № 513 монастырь взят под охрану государства как памятник местного значения.
В 1988 году, в связи с тысячелетием Крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) определил иерея Николая Торопцева в Скорбященский храм.
В 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением назначен иереем в Скорбященский храм Николай Торопцев.
Olga Policarpova @ Foursquare
22 декабря 1992 года началось возрождение монастырской обители.
Постройки монастыря
Храмы
Церковь иконы Скорбящей Божией Матери
Церковь иконы Скорбящей Божией Матери была освящена в 1820 году. В 1929 году храм передан в ведение Окружного архива.
6 ноября 1990 года владыкой Евгением вновь освящен главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя прп. Алексия, человека Божия. 29 сентября 1994 года на восстановленный купол храма подняли крест.
Elena Baranova @ Foursquare
Храм является памятником истории и культуры регионального значения.
Церковь Иоанна Кронштадтского
Церковь Иоанна Кронштадтского является крестильным храмом. Храм построен в 1997—1998 гг.
Вознесенский собор
Храм в настоящее время восстанавливается.
- Торжественно заложен 9 августа 2007 года.
- 10 мая 2009 года владыка Феодосий освятил фундамент строящегося храма и заложил капсулу с грамотой в основание собора.
- 25 мая 2012 года на колокольню водружён купол, её высота достигла 70 м.
Часовни
Часовня над могилой монахини Миропии. Построена в 1998 г.
- Антониевский корпус.
- Братский корпус (сестринский корпус). Памятник истории и культуры регионального значения.
- Молчанов Н. Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Тамбов: тип. Губ. правления. 1883 г.
- Журнал Московской Патриархии. № 12. 2007 г. «Празднование 325-летия Тамбовской епархии»
- Тамбовские епархиальные ведомости. № 5 (17). 2009 г. Стр. 18-20. «Возрождение Вознесенского собора Вознесенского женского монастыря».
Шаблон:Примечания
См. также
- Казанский монастырь (Тамбов)
Elena Balbekova @ Foursquare
Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Voznesenskiy-monastyr-Tambov-22745
Тамбов Некрополь Вознесенского женского монастыря
В настоящее время кладбище Вознесенского монастыря полностью утрачено. Его часть застроена жилыми домами в конце 80-х годов прошлого века.
Общественность Тамбова тогда протестовала против строительства жилья на кладбище, однако партийное и городское руководство было непреклонно.
Долгое время местные жители наблюдали останки монахинь, которые раз за разом доставал из земли ковш экскаватора…
Из книги В.Кученковой “Тамбовские городские некрополи”
“Разрушения постигли и некрополь Вознесенского монастыря. С начала его существования до закрытия в двадцатых годах XX столетия в нем сменились десятки поколений и завершился жизненный путь многих монастырских настоятельниц, стариц и послушниц. Плотным кольцом их могил окружены храмы, в которых насельницы принимали постриг, несли послушание и совершали свой молитвенный подвиг.
Рядом с ними покоились останки горожан, меценатов, защитников Отечества. Земля некрополя принимала и уравнивала всех: богатых и бедных, старых и молодых. Издавна городские некрополи становились невольными хранителями народной памяти, без которых невозможно прочесть великую книгу жизни и смерти.
Философское осмысление того и другого часто отражалось в немногословных или витиеватых надписях на могильных камнях.
Над тамбовскими некрополями витали многочисленные легенды о тех, кто нашел последний приют в этих пределах. Богатое народное творчество о ценностях, зарытых в старинных склепах, толкало нравственно незрелых искателей сокровищ на недостойные поступки.
По одной из легенд в Вознесенском монастыре в середине XIX века нашел свое пристанище один из тамбовских корпусных генералов. Молва утверждала, что он был погребен с именным оружием – золотой шпагой. Ее-то и искали местные мародеры, заодно извлекая из могил нательные кресты.
Раскопки 1997 года подтвердили факты осквернения захоронений в 30 – 50-х годах XX столетия. В одно из ноябрьских воскресений 1997 года останки 76 людей, некогда погребенных на монастырском кладбище, были преданы земле в общей братской могиле Высокопреосвященным Евгением, архиепископом Тамбовским и Мичуринским, при участии городского духовенства и горожан”…
Строительство собора Вознесенского женского монастыря на месте взорваной в 1927 года церкви Вознесения Господня. Освящение закладного камня состоялось 9 августа 2007 года.
Монастырский двор
трапезная
монастырская гостиница
огород
Жилой дом, построенный “на костях”
Жилой дом. Здание некогда принадлежало монастырю
Мощи преподобной Марфы Тамбовской в Скорбященском храме
Вериги и кресты Марфы, найденные при эксгумации ее могилы на Воздвиженском кладбище в 2005 году. Сейчас хранятся в Скорбященском храме.
НЕКРОПОЛЬ ВОЗНЕСЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Абаносимова Евгения (+ 1830), монахиня, 45 лет.
Аденкова Мария Ивановна (1766-1829), из московских дворян. В штате Вознесенского монастыря с 9.06.1816 года с на речением Миропией. Монастырскую келью Миропии многие годы озарял свет иконы Казанской Богородицы, ставшей с 1827 года главной святыней Вышенской пустыни. Монахиня Миропия погребена с южной стороны Вознесенского храма.
В 1892 году Вышенский архимандрит Аркадий установил над ее могилой памятник в виде четырехгранной железной часовни, изготовленной фирмой Сан-Гали. При перестройке Вознесенского храма часовню перенесли южнее на монастырское кладбище, а могила Миропии оказалась под южной стеной церкви.
Над ней была перекинута арка кирпичной кладки, а возле гроба в 1907 году устроена пещера с каменным сходом для служения панихид. Сход в пещеру был огражден железной решеткой. Гроб Миропии был накрыт чехлом из листового железа с медным распятием наверху.
Летние раскопки 1997 года определили точное расположение склепа; были открыты арочный свод, лестница-сход и пещера для панихид со стенными рамами для икон. Сохранилась и решетка-ограждение очень простой конфигурации. Ныне над склепом монахини Миропии установлена небольшая часовня.
Аносова Анна Кондратьевна (+ 1856), вдова тамбовского купца, 80 лет.
Аносова Анна Михайловна (1836 -1910), из тамбовской купеческой семьи, представителям которой за широкую благотворительную деятельность присвоено звание потомственных почетных граждан города Тамбова.
С 1855 года Анна Аносова – послушница Вознесенского монастыря, затем – монахиня, нареченная именем Антонии (1876) в честь преподобного Антония Киево-Печерского. С 1885 года назначена настоятельницей монастыря с возведением в сан игуменьи.
С именем Антонии связаны широкое строительство в обители, многогранная милосердная, образовательная и просветительская деятельность. За труды по обновлению Вознесенского храма Антония удостоена золотой медали с бриллиантовыми украшениями на Андреевской ленте. За несколько лет до смерти Антония приготовила для себя могилу к югу от алтаря Скорбященской церкви.
Склеп был выложен кирпичом, над ним установлена решетка и подготовлено величественное надгробие. Возможно, именно оно запечатлено на единственной сохранившейся фотографии монастырского некрополя. Гроб для своего упокоения Антония выписала с помощью В. М. Аносова со Святой земли.
Аносов Михаил – (+ 1900), четырехлетний сын потомственного почетного гражданина Тамбова Василия Васильевича Аносова.
Аносова Мария – (без дат), манатейная монахиня.
Аносова Нектария – (+ 1867), схимонахиня, в обители с 1812 года.
Аносова Стефанида – (+1860), монахиня, пребывавшая в монастыре 46 лет.
Анфимова Елизавета Ивановна – (+ 1908), девица из дворян.
Анфиса – (+ 1901), манатейная монахиня, 66 лет.
Аристов Андрей Иванович – (+ 1894), протоиерей церкви с. Бибиково Козловского уезда.
Баева Макария – (+ 1907), манатейная монахиня.
Балакирева Анастасия – (+ 1906), манатейная монахиня, 80 лет.
Богушевская Варвара Ивановна – (+ 1861), жена капитана 6-го армейского корпуса.
Бородина Елизавета – (+ 1839), монахиня.
Венедиктова Агния – (+ 1856), рясофорная послушница.
Венедиктова Любовь Михайловна – (+ 1892), из дворян, 8 лет.
Венедиктов Михаил Дмитриевич – (+ 1887), 46 лет.
Венедиктова Мария Никаноровна – (+ 1875), 56 лет.
Волкова Наталья Васильевна – (+ 1900), вдова надворного советника, погребена у Скорбященской церкви.
Гарденина – (+ 1902), схимонахиня Паисия, 87 лет.
Герасимова Елизавета Ивановна – (+ 1895), вдова штабс-капитана, 58 лет.
Доброва Агафья Абрамовна – (+ 1856), вдова настоятеля Доброва, 29 лет.
Досифея – (+ 1897), манатейная монахиня, 67 лет.
Дорофея – (+ 1885), питомица Сухотинского монастыря, игуменья Вознесенского монастыря, управлявшая им 15 лет.
Евгения – (+ 1871), игуменья Вознесенского монастыря, управлявшая им 38 лет; немало сделала для обновления и развития финансовой самостоятельности монастыря.
Евникия (+ 1861), манатейная монахиня.
Екатерина – (+ конец XVII в.), первая игуменья Вознесенского монастыря, родная сестра Св. Питирима. В память о пей в обители установлен памятник в виде красивой часов ни в 1874 – 1877 годах на средства Редкиной (Редькиной). Возведением часовни руководила строительная комиссия, в которую входили игуменья Дорофея и протоиерей С. Березнеговский.
Елагина Надежда Владимировна – (+ 1868), из тамбовских дворян.
Ермолаева Александра Владимировна – (+ 1902), из потомственных дворян.
Жданов Александр Иванович – (+ 1902), протоиерей, 58 лет.
Знаменский Иоанн Яковлевич – (+ 1895), заштатный священник соборной церкви города Козлова, погребен у монастырской церкви, 57 лет.
Иванов Константин Максимович – (+ 1904), надворный советник, 72 года.
Иванова Варвара – (+ 1858), рясофорная послушница.
Кашкарова Татьяна Андреевна – (+ 1895), вдова поручика, 76 лет.
Кашковская Херувима – (+ 1907), манатейная монахиня, 92 года.
Кобяков Дмитрий Васильевич – (+ 1900), надворный советник, 52 года.
Кобяков Василий – (+ 1884), один из старейших протоиереев, состоявший священником в Вознесенском монастыре и пользовавшийся огромным уважением паствы. Отпевание и погребение совершено Тамбовским епископом Палладием.
Кобякова Мария Митрофаньевна – (+ 1906), вдова протоиерея, 85 лет.
Козаков Иван Дмитриевич – (+ 1907), дворянин, 84 года, отпет за пределами России, а тело погребено священником Федором Поспеловым на кладбище Вознесенского монастыря.
Кудрявцева Антонина Васильевна – (+ 1901), манатейная монахиня, 66 лет.
Лапкевич Екатерина Тихоновна – (+ 1906), из тамбовского купечества, 64 года.
Маргарита – (+ 1830), игуменья Вознесенского монастыря, в прошлом дочь приходского священника из Экстали.
В течение 22 лет управляла хозяйством монастыря, но главным делом ее жизни стало строительство особого храма – во имя иконы Скорбящей Божией Матери. К этой иконе благоволил город Тамбов. Игуменья Маргарита скончалась в возрасте 82 лет, будучи на покое.
Погребена архимандритом Троицким, ректором Тамбовской Духовной семинарии. Над местом ее упокоения помещица Евдокия Сатина поставила достойный памятник.
Мещерякова Рахиль Андреевна– (+ 1902), манатейная монахиня, 90 лет.
Миропия – см. Аденкова Мария Ивановна.
Навроцкий Иван Андреевич – (+ 1875), статский советник,76 лет.
Нестерова Александра Матвеевна (+ 1900), жена полковника в отставке Дмитрия Михайловича Нестерова, 60 лет. Погребена у Скорбященской церкви.
Николаева Татьяна – (+ 1858), рясофорная послушница.
Норова Евгения – (+ 1804), Смарагда, игуменья Вознесенского монастыря, в прошлом дочь майора, помещица Чембарского округа. Одна из первых настоятельниц, составившая полные описи церковного имущества и религиозно-художественных ценностей монастыря в начале XIX века. Погребена с правой стороны Вознесенской церкви.
Оленин Михаил Павлович (1822 – 1891), действительный статский советник (приравниваемый по военному чину к генералу), участник русско-турецкой войны, отмеченный орденом за взятие Плевны.
Парсаина Ирина – (+ 1907), рясофорная послушница.
Петрова Марфа – (+ 1830), монастырская послушница, 25 лет.
Подвигина Асенефа – (+ 1908), манатейная монахиня.
Полозова – (+ 1839), схимонахиня.
Полозова Илария Михайловна – (+ 1824), монахиня.
На ее надгробном камне надпись: «Здесь покоится прах инокини Иларии Михайловны Полозовой, скончавшейся 1824 года октября 24 дня в 10-м часу пополуночи на 74-м году своея мирныя жизни; вступившей в сию обитель 1807 года марта 9-го дня и находившейся во оной 17 лет и 6 месяцев; в искусе иноческом 8 лет, в совершенном ангельском сане 9 лет и 6 месяцев. Сей памятник от усердия сына ея А.»
Прокопиева Агния – (+ 1830), рясофорная послушница, 45 лет.
Протасов Василий Ефимович – (+ 1886). Надпись на надгробии гласила: «Болярину Василию Ефимовичу Протасову, скончавшемуся 30 июля 1886 года, на 72-м году от рождения. Мир праху твоему, ревнитель и попечитель храма Господня».
Редкина (Редькина) Екатерина Васильевна – (+ 1902), из дворян, урожденная Лихарева, вдова поручика, основательница памятника-надгробия первой игуменье Вознесенского монастыря Екатерине, сестре Св. Питирима, 87 лет.
Серафима…(+ 1898), манатейная монахиня, 36 лет.
Смарагда...(+ 1898), манатейная монахиня, 75 лет, погребена у Вознесенской церкви.
Смирнова Параскева – (+ 1800), игуменья Павла, трудами которой строилась каменная Вознесенская церковь в 1791 – 1794 годах. При ней монастырем обретена икона Скорбящей Божией Матери. В прошлом – вдова офицера; погребена у Вознесенской церкви, справа от алтаря.
Сорокина Екатерина Андреевна – (+ 1902), манатейная монахиня Маргарита, 63 года, казначея Вознесенского монастыря.
Степанова Евгения Дмитриевна – (+ 1908), вдова прапорщика, 63 года.
Степанова Елизавета Адриановна – (+ 1899), вдова коллежского советника, 80 лет.
Титова Анна – (+ 1861), из мещан, 35 лет.
Тюменев Михаил Васильевич – (+ 1908), протоиерей Христорождественского городского собора, погребение совершено викарным епископом Нафанаилом с городским духовенством.
Чичерина…(+ 1839), монахиня Павла, 84 года.
Чолокаева Екатерина Васильевна – (+ 1907), жена действительного статского советника, гофмейстера Двора Его Величества князя Николая Николаевича Чолокаева, 68 лет.
Шейн Иван Васильевич – (+ 1904), купеческий сын из города Чембар Пензенской губернии.
Шнейдер Ольга Николаевна – (+ 1857), жена командира батальона Тамбовского внутреннего гарнизона майора Негра Александровича Шнейдера, 28 лет. Погребена собором Девичьего монастыря и Варваринской церкви.
Филарета – (+ 1900), казначея Вознесенского монастыря, монахиня, 80 лет. Погребена у Скорбященской церкви.
Ховрин Павел Александрович – (+ 1896), губернский секретарь, 56 лет.
Эльпидиора – (+ 1861), манатейная монахиня.
Прошлогодняя экскурсия в монастырский дом: http://vetumtrud.livejournal.com/449161.html
Источник: https://vetumtrud.livejournal.com/615336.html
Тамбов глазами туриста: Казанский и Вознесенский монастыри
Начало здесь.
Казанский мужской монастырь в Тамбове
Казанский мужской монастырь, основанный в XVII веке (около 1670 года) так же является одной из важнейших достопримечательностей города. В первой половине XVIII века монастырь был очень бедным, монахам не давалось ни денежного, ни хлебного жалований. На его территории находилось две деревянных церкви и 9 келий для 15 монахов, которые отапливались по-черному. С 1758 года положение монастыря начало улучшаться: начали возводиться новые деревянные постройки, на колокольне установлено несколько колоколов, высажено два фруктовых сада. С 1766 года в монастыре начали возводить каменные здания, и, разразившийся в 1794 году пожар, уничтоживший все деревянные строения, только поспособствовал перестройке монастыря в камень. К началу XIX века был завершен архитектурный ансамбль монастыря, известный до революционного времени.
В 1918 году по распоряжению советской власти Казанский монастырь прекратил свое существование. Все храмы закрыли, монахов изгнали, в подвалах монастыря проводились допросы, пытки и расстрелы.
По свидетельству очевидцев, монастырь превратился, по сути, в пустырь, где прямо на могилах почетных граждан выгуливали собак.
Восстановление монастыря началось с 1992 года.
На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается.
Главной доминантой монастыря, несомненно, является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу № 32.
Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент 32-ая школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма.
Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше и красивее прежней.
Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011 году. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.
Петербуре и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящими циферблатом на все четыре стороны.
Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход, а город — яркую достопримечательность, виднеющуюся даже издали.
В 2012 здание школы №32 передали в монастырские владения, после чего школу снесли, а на нее месте возводят новый корпус духовной семинарии. Обещается, что учебный корпус будет оснащен по последнему слову техники.
За колокольней — зимняя церковь Иоанна Предтечи, строилась с 1794 по 1821 гг. В 1930 гг. Иоанно-Предтеченский храм, обезглавленный и лишенный кровли, под воздействием внешней среды начал разрушаться. Чтобы найти ему какое-то применение, власти намеревались разместить в нем большой орган, но эта идея не была реализована.
В августе 2008 года началось восстановление пятиглавия Иоанно-Предтеченского храма в прежнем виде, каком оно было изначально. К 2014 году храм полностью восстановлен, все ближайшие нежелательные постройки в виде гаражей и сараев снесены.
Летняя церковь Казанской иконы Божией Матери строилась с 1791 по 1796 гг. В 1858 году Казанскую церковь сделали теплой, установив в нее отопительные печи.
В 1950—1960 годах в Казанском соборе монастыря разместилось одно из отделений областного архива. К 325-летнему юбилею (к 2007 году) со времени учреждения Тамбовской епархии были проведены полномасштабные работы по реставрации внутреннего и внешнего убранства Казанского собора.
Первый деревянный архиерейский дом на территории монастыря был возведен в 1758 году. В 1791 году его перестроили в каменный. В 1876 году у архиерейского дома надстроили третий этаж. Сейчас в нем располагается Тамбовская духовная семинария.
В 1795 году вокруг монастыря протягивалась каменная стена с 8 башнями. В 30-е гг. стена и все башни были снесены.
В 2014 году областное и городское руководство разрешило установить вокруг монастыря кованное ограждение, однако, оно не соответствует изначальным размерам обители.
В настоящее время продолжается работа над проектом воссоздания каменной стены с башнями, позволившим восстановить исторический облик монастыря.
Вознесенский женский монастырь в Тамбове
На пересечении улиц Московской и Бориса Васильевича расположен Вознесенский женский монастырь — еще одна основная достопримечательность Тамбова. Основан он был в 1690 году и находился в то время на окраине города. Кажется, что и сейчас не каждый турист знает сюда дорогу, из-за чего территория внутри монастыря выглядит несколько пустынной.
Вид на монастырь с улицы Степана Разина с моста через реку Студенец. Вход в монастырь слева. На переднем плане Бывший корпус для престарелых монахинь, построенный в 1891 году.
То же самое место в начале XX века.
Во время пожара 1724 года все летописи об основании монастыря сгорели. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.
Строился монастырь очень медленно. В первое время на его территории стояло лишь 18 деревянных келий, не было даже собственного храма.
Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела.
Сейчас Вознесенский собор является красочной доминантой монастырской обители и достопримечательностью, виднеющейся далеко за её пределами.
Второй храм начали строить в 1816 году — Церковь иконы Скорбящей Божией Матери.
В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии.
В 1912 году была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
После революции 1918 года Вознесенский храм закрыли и передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола, Скорбященский храм передали в ведение окружного архива.
Второе возрождение монастыря началось с 1988 года. После восстановления храмов были построены воскресная школа, водосвятная часовня, келейный корпус, пекарня и монастырская лавка.
Источник: https://marina-klimkova.livejournal.com/898805.html
Описание Вознесенского монастыря в г. Тамбов | Православные паломничества
Тамбовский Вознесенский женский основан в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом. Монастырь расположился на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки (сейчас – пересечение улиц имени Бориса Васильева и Московской). Первой игуменьей обители стала родная сестра владыки Питирима – Екатерина.
Основатель Вознесенского монастыря святитель Питирим был выдающимся просветителем, православным деятелем и оставил заметный след в истории Тамбовской епархии. И он сам, и его сестра Екатерина уже с детских лет стремились посвятить себя служению Богу.
В ранней молодости будущий отец Питирим принял иночество и стал послушником Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Получив признание братии за высокие духовные качества, в двадцать один год он принял постриг, а в тридцать два года стал настоятелем того же монастыря в сане архимандрита.
Деятельность молодого архимандрита, его труды и монашеские подвиги не остались незамеченными. 1 сентября 1684 года его избрали на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля состоялось рукоположение Питирима в сан епископа.
Новый архипастырь оказал огромное влияние на жизнь Тамбовской епархии, состояние церковных дел в которой было крайне неблагополучным – храмы и монастыри обветшали, проповеди произносились редко, нравы населения отличались распущенностью. Одним из благодеяний епископа Питирима явилось создание Вознесенского женского монастыря.
Акты и грамоты об основании обители сгорели во время пожара 1724 года. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.
Как и во многих русских обителях, становление Вознесенского монастыря проходило в бедности, расширялся и отстраивался он постепенно, на протяжении нескольких веков.
Сначала на его территории появились 18 келий для насельниц – простые деревянные избы, не было поначалу ни собственного храма, ни причта.
Во время реформы Екатерины II в 1764 году монастырь получил статус штатного, третьеклассного, с суммой содержания в 375 рублей.
Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. Ее архитекторами стали послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Помогал в строительстве храма епископ Феофил, который и освятил его семь лет спустя.
Вознесенский храм дважды ремонтировали – в 1863 и 1906 годах. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела – во имя святой великомученицы Екатерины и во имя святителя Николая, епископа Мир Ликийского. Художественную роспись, которая была закончена в 1910 году, выполняли московские мастера.
29 мая 1816 года состоялась закладка первого камня второго храма обители, его в основание будущей церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний. Через четыре года главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а приделы – в честь пророка Божия и преподобного Алексия, человека Божия.
Вознесенский монастырь В первой половине XIX века жизнь монастыря ознаменовалась тем. что в нем поселилась монахиня Миропия (Аденкова), с именем которой связано прославление чудотворной Вышенской (Казанской) иконы Богоматери.
Монахиня Миропия, в миру Мария Ивановна, родилась в московской дворянской семье в 1766 году. Когда родители выдавали ее замуж за дворянина Г. Ф. Аденкова, они благословили ее родовой иконой Казанской Божией Матери, украшенной золотым крестом с частицами святых мощей апостола евангелиста Матфея, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и частицей крови св.
Иоанна Предтечи. Семейная жизнь Марии Ивановны продолжалась недолго – вскоре ее муж скончался. Молодая богатая вдова имела полную возможность вести светскую жизнь и снова выйти замуж, но предпочла этому тихое уединение в Московском Зачатьевском Алексеевском женском монастыре.
Здесь вдали от мирской суеты на положении простой послушницы-белицы Мария Ивановна исполняла всякие труды, которые возлагались на нее игуменьей. Во время нашествия наполеоновской армии в Отечественную войну 1812 года сестры Зачатьевского монастыря покинули Москву.
Собралась в путь и послушница Аденкова, решившая навсегда оставить Москву и устроиться в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, о существовании которого она узнала от знакомых. Путь предстоял неблизкий, в 440 верст, и Мария Ивановна, оставив практически все свое имущество, взяла с собой заветную икону Казанской Богоматери.
Ямщик, везший монашенку, задумал расправиться с ней и ограбить. Заподозрив опасность, Аденкова от всего сердца обратилась с молитвой к Царице Небесной о защите от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», – послышался вдруг голос на ее молитву.
В ту же минуту ямщик лишился зрения, покаялся в своем преступном замысле и слезно попросил пассажирку помолиться о его исцелении, пообещав доставить ее на место в целости и сохранности. После краткой совместной молитвы перед иконой Божией Матери ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности Богу и искреннего уважения к Марии Ивановне благополучно доставил ее в Вознесенский монастырь.
По ходатайству игуменьи Маргариты вдова Мария Ивановна Аденкова 9 июня 1816 года приняла постриг с именем Миропия.
Жила монахиня Миропия в простой деревянной келье, в переднем углу которой главное место занимала Казанская икона Божией Матери с непрерывно горящей перед ней лампадой. Перед ней матушка Миропия ежедневно читала акафисты.
Жизнь монахини протекала тихо и незаметно, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания, в окружении любви и уважения со стороны сестер.
Перед смертью монахиню Миропию очень волновала судьба святой иконы, она собиралась передать ее в свой монастырский храм, но Господь судил иначе. В марте 1827 года к монахине во сне явилась Сама Богоматерь и повелела вручить Свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена.
Таким образом Казанская икона Божией Матери, четырнадцать лет освящавшая Вознесенскую обитель, стала достоянием Вышенской пустыни и получила дополнительное название «Вышенской».
Монахиня Миропия скончалась 14-го декабря 1829 года и была погребена внутри монастыря с южной стороны Вознесенского храма.
Тем временем от переданной иконы начали совершаться знамения и чудеса, свидетельствующие о пребывании на ней особой Божией благодати. Очевидцы наблюдали исходящее от иконы чудное сияние, озаряющее храм, происходило много случаев исцеления больных. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры в 1861 году в городе Моршанске.
Болезнь уносила большое количество человеческих жизней, и горожане, уже не надеясь на врачебную помощь, уповали лишь на милосердие Божие. В Моршанск специально принесли икону Царицы Небесной из Вышенской пустыни, и жители города стали перед ней усердно молиться.
Все сразу заметили, что болезнь начала отступать с самого первого момента появления иконы, новых случаев заболевания практически не было, и эпидемия сошла на нет. Через десять лет икона помогла и жителям Тамбова, где тоже разразилась холера.
Святую икону восемь месяцев в году обносили по Тамбовской губернии, от месяца до нескольких часов она бывала в шести городах, в сотне сел, в крупных имениях, трех монастырях.
Благодарные почитатели святыни жертвовали значительные средства, которые позволили украсить ее золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, а также сделать для нее ценную киоту из чистого серебра. По мере прославления чудотворной Вышенской иконы Божией Матери оживала и память о ее прежней обладательнице монахине Миропии.
Связь эта вполне понятна и естественна: если Господу было угодно возвеличить и прославить икону Богоматери, являвшуюся когда-то собственностью скромной монахини, и на ней первой проявил свою милость через икону, избавив от смерти, то нет сомнений в том, что главная виновница Божьего Промысла – монахиня Миропия – была незаурядным человеком и имела особую ценность в очах Божиих.
В благодарную память за великий дар монахини Вышенским архимандритом Аркадием над могилой Миропии воздвигли памятник в виде четырехгранной железной часовни, созданной Санкт-Петербургской фирмой С.-Гали и стоящей около пяти тысяч рублей.
Кроме того, во время пребывания святой иконы в Вознесенском монастыре сопровождающий ее иеромонах по распоряжению своего настоятеля отправлял большую панихиду по монахине Миропии в ее бывшей келии.
Такая же панихида служилась и у могилы монахини в храме по окончании Крестного хода с иконой вокруг монастыря.
Имя монахини Миропии стало широко известно в Тамбове и за его пределами. С большой любовью и уважением к ее памяти относились и сегодня относятся и сестры Вознесенского монастыря.
Накануне дня ее кончины (14-го декабря) в обители проводится заупокойное всенощное бдение, а в сам день – заупокойная литургия и панихида.
Кроме того, имя Миропии одним из первых стоит в каждом поминании сестер монастыря.
В начале XX века, в 1906 году, началась перестройка и расширение Вознесенского храма, южная стена захватила могилу монахини Миропии. Часовню пришлось сдвинуть с места и поставить южнее, на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии сделали новый склеп под самим храмом.
Однако епископ Иннокентий (скончавшийся в сане Экзарха Грузии) не разрешил сдвигать гроб с места и приказал перекинуть через него в стене арку. Таким образом гроб монахини оказался в самом храме, в ниже его южной стены.
После отделки и освящения храма в 1907 году около гроба Миропии по словесному благословеию Преосвященнейшего Иннокентия была построена пещера с каменным сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини.
Гроб сильно пострадал от времеи (со дня погребения прошло уже 85 лет), и его накрыли специальным чехлом в виде гробовой крышки, изготовленным из плотного листового железа с медным распятием. Вход в пещеру внутри храма отгородили решеткой и накрыли деревянной крышкой.
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. В 1889-1890 г.г. к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» сделали пристройку, в которой разместились хоры и ризная. В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот – Ольгинская школа.
Позднее, в 1898 году, для него за монастырской стеной возвели двухэтажный кирпичный особняк. В последнее десятилетие XIX века под руководством игуменьи Антонии (Аносовой) завершилось строительство двухэтажного каменного здания для печения просфор, каменного каретного сарая и конюшни, рубленого амбара.
По южной линии монастырской ограды построили деревянный дом на каменном фундаменте для причта, каменные ворота с аркой, а рядом – двухэтажный дом для вратарницы и смотрительницы конного двора, трехэтажное общежитие с домовой церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского (1893 год).
Иконостас и храмовые иконы были изготовлены в мастерской Малышева в Троице-Сергиевой Лавре.
Кроме того, за чертой обители появились двухэтажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре работали мастерские – здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
После революции, в декабре 1918 года, началось разрушение монастыря, расхищение его ценностей.
В 1925 году Вознесенский храм закрыли, а два года спустя его передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола.
В 1929 году Скорбященский храм передали в ведение окружного архива и взяли «под охрану» государства. Начиная с 30-х годов, Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась…
Возрождение монастыря началось с 1988 года, когда его в связи с Тысячелетием Крещения Руси возвратили Русской Православной Церкви. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в Скорбященский храм назначил иерея Николая Торопцева.
С помощью верующих и добровольных помощников началось восстановление храма и монастыря, петербургские мастера сделали двухъярусный иконостас.
6 ноября 1990 года владыка Евгений вновь освятил главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года – придел во имя преподобного Алексия, человека Божия.
22 декабря 1992 года Священный Синод определил открыть Вознесенский монастырь «для возрождения в нем монашеской жизни».
В 1994 году на храме был восстановлен купол, и 29 сентября на него подняли крест. В 1997 году состоялось освящение нового крестильного храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
На территории монастыря построили и открыли воскресную школу, водосвятную часовню.
В 1998 году вновь появилась часовня над могилой монахини Миропии, а также привратные постройки – пекарня, монастырская лавка и кафе, началось строительство келейного корпуса.
Сегодня территория монастыря приведена в порядок, дорожки и площадь перед храмом заасфальтированы, за узорными чугунными оградками разбиты цветники. Вознесенский женский монастырь вновь полон жизни и является одной из красивейших обителей Тамбовской епархии.
Настоятельницей монастыря является монахиня Тавифа (Ковылова), назначенная на эту должность Определением Священного Синода в 2006 году.
Источник: http://www.eparhia-tmb.ru/monastyri/voznesenskij-zhenskij-monastyr-goroda-tambova/
Паломнические поездки к Вознесенскому монастырю в г. Тамбов
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g20/tambov/voznesensky-monastery.htm