Всемилостивый спас, малый/средний

Икона Спас Всемилостивый

  • Описание святого лика
  • История иконы
  • Значение иконы
  • В чем помогает

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

Обратите внимание

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви.

Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго.

Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль.

Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя.

Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление.

К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

Икона «Всемилостивый Спас»

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Икона Всемилостивый Спас

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-spas-vsemilostivyj.html

Всемилостивый Спас

Обычно в августе народ православный празднует три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу: 14 (1) августа, 19 (6) августа и 29 (16) августа.

 Обычно в августе народ православный празднует три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу: 14 (1) августа — Спас на Воде или его еще называют Медовым Спасом, 19 (6) августа — Спас на Горе или его еще называют Яблочным Спасом, или Преображение Господне, и 29 (16) августа — Спас на Полотне, Спас на Холсте, Хлебный Спас, Ореховый Спас, Третий калинник, Зори — зарницы, а православная церковь отмечает День перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Первый Спас обычно называется еще Медовым, так как с этого дня, по народной примете, пчелы перестают носить медовую взятку с цветов.

 Это праздник греческого происхождения и объясняется в древнейшем греческом часослове так: вследствие усилившихся в Константинополе от летней жары в августе месяце болезней, здесь издревле установился обычай проводить следующий ритуал: 1-го числа выносить частицу Креста Господня на улицы для освящения города и отвращения болезней и затем этот ритуал проводили ежедневно до кануна Успеньева дня. Ритуал проводили следующим образом: ходили крестным ходом по всему городу, совершали молебны о здравии населения и предлагали народу святой крест для поклонения.

На Руси же обычно Первый Спас отмечется по следующему поводу: 1 августа (по новому стилю — 14 августа) 1164 года суздальский князь Андрей Боголюбский одержал победу над камскими болгарами. В память этой Божией милости и был установлен праздник 1 августа повелением митрополита всея Руси Константина и епископа Ростовского Нестора.

И конечно же обычно на Первый Спас также проводят ритуал освещения колодцев, отчего он и называется Спас на Воде, так же проводят ритуал купания в реке лошадей, защипывают (начинают собирать) горох, готовят гумна под будущую молотьбу хлеба, запахивают первую борозду под озимь. Росы с этого дня считаются » хорошими, целебными, а по погоде судят о дне 29 (15) августа.

В это же время на Руси отмечали праздник Сила и Силуана (Сила (лат.) — «молчаливый». Силуан (лат.) — «лесной», «дикий»). Если на Силу и Силуана посеять озимую рожь, она уродится особенно сильно, то есть хорошо.

На Силу-святителя и бессильный богатырем живет от сытной пищи, с нового хлеба.

«На Силу и Силуана одной рукой жни, другой сей,» — говаривали наши деды, имея ввиду, что не только собрать урожай важно вовремя, но и посеять озимые нужно не опоздать.

Источник: http://obychairitualy.ru/?p=1603

День Всемилостивого Спаса

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

День Всемилостивого Спаса – история

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской.

Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: “Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”.

Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста.

Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися.

В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Важно

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника  –  «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция.

Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека.

Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

День Всемилостивого Спаса

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

Словарь Правмира – Спас

Источник: https://www.pravmir.ru/den-vsemilostivogo-spasa/

Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы в августе в 2019 году: традиции и приметы

Медовый спас 14 августа
Яблочный Спас 19 августа
Ореховый (хлебный) спас 29 августа

Самый первый спас, который мы отмечаем в августе – это медовый. В православии каждый из спасов посвящен какому-либо событию, этот к примеру, установлен в память Происхождения честных древ Животворящего Креста.

Другие названия

Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей, Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник, День Соломониды-бавушки, Макава.

Когда Медовый Спас в 2019 году

Дата спаса непереходящая, то есть фиксированная. Ежегодно он отмечается в середине месяца, а именно 14 августа.

Почему Медовый Спас

По названию легко догадаться, что название как-то связано с нашим любимым лакомством – медом. Именно в этот день пасечники начинали его сбор. Многие из них были очень суеверны, а потому придерживались многих обрядов, дабы на следующий год собрать такой же богатый урожай меда. Например,пасечник должен обязательно заломать сот, а иначе соседние пчелы вытаскают весь мед.

Но также этот спас называют еще и Маккавей или Спас на воде.

Как это связано? Как появились такие названия? Согласно традиции славяне пекут блины с маком в память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

А Спасом на воде его прозвали в честь давней традиции осуществлять малое освящение воды, чаще всего колодцы. Но обряд этот больше языческий, так как появился еще до принятия христианства на Руси.

Медовый Спас и язычество

Как мы уже упоминали, этот Спас больше языческий, чем христианский. Известно, что в этот день славяне осуществляли освящение воды. О том как именно это было сведений мало.

Известно лишь, что наши предки в этот день шли к водоемам, где осуществляли молебен в честь Матери земли. Затем все купались, а после в реку загоняли скотину.

Раньше верили, что этот обряд поможет сохранить здоровье животным.

Медовый Спас традиции

С этого дня начинается период, который носит название Спасовки или Спасы. В это время наши предки отмечали три спаса. После прихода христианства, многие языческие обряды смешались. Поэтому в этот день принято ходить на реку для освящения.

Так как этот спас приходится на Успенский пост, то на стол ставят обычно дары природы – ягоды, фрукты, овощи. Кроме того, хозяйки обязательно пекут медовые пряники и коврижки, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

На богослужении обязательно освящают дары природы и, конечно же, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

Так как раньше в этот день вспоминали еще и ветхозаветных мучеников Маккавеев, то в память о них устанавливали высокие кресты, которые украшали маками. Сверху обязательно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь молодежь на Медовый спас гуляют и веселятся, а также водят хороводы вокруг креста.

Читайте также:  Богоявленско-анастасьинский монастырь, россия, город кострома

Как и на многие праздники, у наших предков было принято угощать всех бедняков. И даже многие верили, что если этого не сделать, то можно накликать беду в свой дом. А также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, а иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Источник: http://prostotak.net/pravoslavnye-tserkovnye-prazdniki/spasy-v-avguste.html

Икона Спас Всемилостивый в Тутаеве: значение

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий.

Совет

На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо».

Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.

Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.

В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск.

В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.

Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Обратите внимание

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.

Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону.

В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону.

Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства.

Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях.

Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах.

Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-vsemilostivyy/

Праздник Всемилостивого Спаса

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской.

Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров».

Важно

Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами.

Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися.

В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи.

Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония.

Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший.

Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость.

Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное.

Совет

И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего.

И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста.

Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня.

Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица.

Читайте также:  Свято-троицкий кафедральный собор (саратов), россия, город саратов

В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Традиции

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/3211/

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Начинается самый короткий и самый сладкий из постов — Успенский. Самый короткий — потому что длится он всего две недели, а самый сладкий — потому что начинается с освящения меда, которым можно тут же, после освящения в первый день поста и подкрепиться.

Потом, через несколько дней будет освящение и фруктов.

Собственно, на само начало поста приходится два праздника: Происхождение, (вынос) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Обратите внимание

На утрене в канун празника после великого славословия совершается вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. Тогда же совершается малое освящение воды.  Также воду освящают перед (по Уставу), и после Божественной литургии (на практике).

История этого праздника такова: В Константинополе 1 августа из дворца в церковь св. Софии выносили Животворящий Крест Господень, при этом совершали малое водоосвящение. Обычай этот перешел к нам из Греции.

О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.

Накануне, 31 июля ст.ст. / 13 августа н.ст., износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви Софии. С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения.

Это и есть предъисхождение Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду следующим числом. С этих двух обычаев и идет праздник 14 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественное освящение воды.

Также 14 августа совершается празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке.

Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1/ 14 августа, в Греции же — победа в тот же день греческого императора Мануила над магометанами-сарацинами.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя  и благослови достояние Твое,  победы православным христианом на сопротивныя даруя  и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и чтем Крест Твой Святый,  имже нас спасл еси от работы вражия.

Тропарь Всемилостивому Спасу

С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Источник: http://www.uspensk.ru/proisxozhdenie-chestnyx-drev-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya-prazdnestvo-vsemilostivomu-spasu-i-presvyatoj-bogorodice/

14 августа отмечают Медовый спас и начало Успенского поста

“Медовый спас”, отмечаемый 14 августа, – народное название дня, который в Церкви называется “празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице”.

Название длинноватое, поэтому в обиходе его и сократили до краткого “Спас”, добавив сюда эпитет “медовый” –  потому что именно к 14 августа в России поспевал мед нового сбора, который принято было освещать в этот день в храмах.

И хотя священники часто напоминают нам о том, что слово “Спас”  – это сокращение от “Спаситель”, и есть некая несуразица в том, когда говорят “медовый спас”, “яблочный спас”, “ореховый спас”, эти названия давно утвердились в народной речи. Поэтому мы сейчас менять традицию не будем, а просто объясним, что за праздники отмечаются 14 августа.

А праздников этих много – целых четыре. И разбирая их, можно понять, как обыденная жизнь наших предков переплеталась с жизнью Церкви.

Важно

Итак, 14 августа православная Церковь отмечает сразу четыре значимых события: начало двухнедельного Успенского поста, праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают в этот день и святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских. Если разбираться по порядку, то ничего сложного тут не окажется.

“Спас Златые власа”. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Двухнедельный Успенский пост (14 августа – 27 августа) – хоть и короткий, но строгий, такой же строгий, как Великий пост. Установлен он для подготовки нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице. Слово “успение” означает “мирную кончину, схожую в погружение в сон”. Не смерть, а именно успение.

Именно так отошла ко Господу Пресвятая Богородица: “как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула”, “Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства”. И каждый верующий, молясь Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней за помощью и заступничеством, ощущает деятельное участие Божьей Матери в нашем мире.

Так как день Успения Пресвятой Богородицы – большой праздник Церкви, то мы к нему и готовимся – двухнедельным постом. Повторюсь, Успенский пост, хоть и короткий, но строгий: рыба разрешена только в один день: на праздник Преображения Господня (19 августа). Но лето, обилие “плодов земных” делает его не таким трудным и радостным.

А именно к радостному посту призывают нас святые: ведь постимся мы из любви к Господу. Из любви к Богородице. Послабления в пост делаются для больных, беременных женщин, кормящих матерей, путешествующих, людей с cсерьезными физическими нагрузками.

Большая часть верующих руководствуется не строгими монастырскими уставами, а просто отказывается от мясной, молочной пищи, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. До революции посты соблюдались строже: все дни, кроме суббот и воскресенья, пища была без масла (елея), растительного, естественно, а в среду и пятницу вообще сухоядение (невареная пища).

Вино позволялось только по субботним и воскресным дням, и по случаю праздника. Сейчас каждый верующий сам, посоветовавшись со священником, определяет меру своего поста. Но так как 14 августа – Медовый спас, день нескольких праздников, масло, вино и горячая пища сегодня разрешены. А постные блины с медом и маком вообще приветствуются. Но об этом позже.

Мощи канонизированного адмирала Ушакова доставят в село Хопылево

Праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня – звучит малопонятно, но на самом деле все просто. В русском названии праздника слово “происхождение” затесалось по ошибке: это неверный перевод греческого слова, означающего “торжественная церемония, крестный ход”.

Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Честных Древ Животворящего Креста Господня, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще сложнее и непонятней. Но на самом деле ничего мудреного тут нет.

В этот день Церковь вспоминает как в Константинополе, начиная с IX века, в августе, ежегодно выносили часть Животворящего Древа (дерева) Креста, на Котором был распят Иисус Христос, выносили из домовой церкви византийских императоров, где он весь год хранился, в храм святой Софии. Здесь совершали освящение воды, а потом святыню носили по городу – в течение двух недель.

При этом служились специальные богослужения – литии (греч. – “просьба, усердное моление”), “для освящения мест и отвращения болезней”. Начало августа – самое жаркое и самое неблагоприятное время в смысле эпидемий. Крест, на Котором был распят Христос – это не только орудие казни. Это еще и святыня, через Которую произошло спасение всего человечества, избавление его от смертности.

Совет

И верующие заметили, что святыня – Крест, на котором был распят Христос, при усердной молитве, спасает, избавляет от болезней. Поэтому традиция, возникшая в Константинополе в IX веке, с ХII-ХIII веков утвердилась во всех Церквях. Поэтому сегодня, в Медовый спас, после Божественной Литургии служится чин малого освящения воды.

Вместе с освящением воды освещают и мед, отсюда народные названия праздников – “Первый, медовый спас”, “Мокрый спас”, “Спас на воде”. В день Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в храмах в центр выносят Крест – святыню христианства.

Переходим к третьему событию сегодняшнего дня –  празднеству Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. И тут надо сказать, что Успенский пост обрамлен тремя праздниками, посвященными Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю человечества.

Это 14 августа – праздник Всемилостивого Спаса (народное, “медовый спас”), день Преображения Господня (“яблочный спас”) – 19 августа, и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (“третий спас”) – 29 августа.

Бытовая жизнь русского народа раньше была пронизана христианством. Христианские праздники органично вписывались в повседневную жизнь. Отмечали 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а к этому времени поспевал мед нового сбора. В народном сознании – безусловный дар Божий человеку.

Поэтому его и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто пищей, не просто лакомством, а воплощением милости Бога к нам, Божьей благодати. Освещались на медовый спас, кроме воды и меда, травы и мак.

О маке мы еще поговорим, а сейчас самое время вспомнить русскую поговорку: “на первый спас и нищий медку попробует”. Праздник, радость от явленности в нашем мире Благодати Божьей, вот и делились люди с ближними – медом, постными блинами на меду, с маком.

Как связаны здоровый дух и здоровое тело

Но что же это за праздник “Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице”? В этот день мы вспоминаем о победе святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) над волжскими булгарами в 1164 году.

Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, князь Андрей, неслучайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы – впоследствии икона получила название “Владимирской иконы Божьей Матери”. Чудотворный образ вместе с Честным Крестом Христовым перед войсками князя Андрея несли два священника.

Обратите внимание

Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с такой молитвой: “Всякуповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все войны. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство.

По преданию, в тот же день была одержана победа и греческим императором Мануилом – над  сарацинами. И для русского воинства, и для греков божественная помощь в этих битвах не подвергалась сомнению. Более того, она сопровождалась зримыми знамениями: иконы Спасителя и Божьей Матери, бывшие в войсках, будто светились.

Читайте также:  Воскресенский новодевичий монастырь (санкт-петербург), россия, город санкт-петербург

И это свечение было замечено всеми в войсках. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

И, наконец, о святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских, и о том, почему в народе в этот день лакомятся блинами с медом и маком. Про мед мы уже сказали. Блины издревле символ сытости, праздничности, радости, даже и постные.

А мак? Как считают знатоки народной традиции, он попал в праздничную трапезу из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память сегодня отмечают в Церкви.

Святые Ветхозаветные мученики Маккавейские так сильно и искренно верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников, но не осквернили себя поклонением Зевсу Олимпийскому, не принесли ему жертвы.

Эта верность Богу Истинному, вере предков, стоила  семи святым мученикам Маккавейским: Авиму, Антонину, Гурию, Елеазару, Евсевону, Адиму и Маркеллу, а также их матери Соломонии и учителю Елеазару, жизни. Пострадали они в 166 году до н. э.

Тогда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иерусалиме и во всей Иудее греческие языческие обычаи, он осквернил Иерусалимский храм статуей Зевса Олимпийского. Иудеев насильственно принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев восстало. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев воодушевила священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.

У русского народа этот библейский сюжет воспринимался всегда с огромным состраданием и сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу.

Вот сначала погибает, на глазах у матери и братьев, старший из мальчиков Маккавеев – Авим, потом мученическую смерть принимают остальные, но не отрекаются от Бога Истинного. Вот Соломонии предлагают отречься от Бога, чтобы сохранить жизнь хотя бы последнему сыну. Она остается верна Ему.

Вот над распростертыми телами замученных сыновей стоит Соломония, с воздетыми руками, с мольбой к Тому, Кто важней всего на земле. Народу была близка такая стойкость и верность. Праздник вошел не только в Церковный календарь, но и в народную жизнь.

Важно

Медовый спас, начинающийся Божественной Литургией, службой в храме, где вынесен Крест Господень, продолжающийся малым водоосвящением и освящением меда и трав,  заканчивался праздничным застольем – с блинами, угощением друг друга медом, маком, и поздравлениями.

С праздниками!

Источник: https://rg.ru/2016/08/14/14-avgusta-otmechaiut-medovyj-spas-i-nachalo-uspenskogo-posta.html

Читать

«Икона – откровение божие, высказанное языком линий и красок.

Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.»

(С. В. Алексеев «Зримая истина»)

Во все времена люди хотели узреть своего Бога. Однако в иудейской вере изображения Господа были запрещены, Бог почитался как невидимая и непостижимая для человека сила, а поклонение изображению человека, животного или растения считались идолопоклонничеством.

Все изменилось с пришествием в мир людей сына Господа как зримого воплощения Бога в образе человека. Поэтому у христиан стало возможным появление изображений Бога, которые и стали называться иконами.

Вместе с тем для христианина икона – это гораздо больше, чем просто изображение: она становится святыней, носителем Божьей благодати, его силы. Такой же силой обладают крест, одежда и мощи святых.

В момент прикосновения к этим священным предметам на человека нисходит святость Господа, поэтому в православии распространился обычай целовать икону, прикасаться к ковчегам с мощами, к кресту, одежде святых, ритуал помазания священным елеем, взятым из лампады перед образами. Разумеется, одного только касания недостаточно, акт общения со святым предметом всегда сопровождается словами молитвы; одно механическое поклонение и прикосновение без должного участия сердца и души чужды христианству как глубоко духовной религии.

В православии приняты несколько правил касания икон. Во-первых, это лобызание священного предмета. Во-вторых, к иконе можно прикладываться лбом.

В том случае, если молящийся обращается к Господу с просьбой об исцелении, к иконе прикасаются, сопровождая приобщение к святыне словами молитвы об исцелении.

Такое же исцеляющее действие оказывает и елей, налитый в лампады перед иконой, так как он считается освященным и целительным.

Совет

Что касается происхождения икон, то, по христианскому преданию, первое изображение было создано самим Спасителем без участия человека и стало еще одним доказательством его божественного происхождения.

Согласно православной трактовке Христос вытер лицо полотенцем, чтобы передать свое изображение для исцеления больного; католическая церковь утверждает, что Христос вытер свое лицо во время тяжелого пути на Голгофу, и на плате Вероники отпечатался нерукотворный образ Христа.

Почитание икон для православных неразрывно связано с убеждением, что через материальный предмет молящемуся передается нематериальная благодать Господа. Исходя из этой истины православный христианин, молясь перед иконой, обращается не к изображению на предмете, а к источнику благодати, освятившему этот предмет, каковым и является один только Господь, исцелявший и словом, и прикосновением.

Ученики Христа, уверовавшие в его слова и обретшие благодать Божью, также обрели и чудесную способность исцелять людей. Те же святость и способность к излечению передаются и освященным иконам.

В процессе освящения иконы кроплением святой водой и чтением молитвы священнослужители испрашивают дарования святому предмету особой благодати Святого Духа, который и является той силой, что изгоняет бесов и исцеляет людей от недугов. При этом считается, что чем строже соответствует икона канону, тем сильнее в ней присутствие благодатной силы того, чей образ на ней изображен.

Надо отметить, что далеко не сразу икона была признана священным предметом. На протяжении нескольких столетий иконоборцы и иконопочитатели сражались друг с другом словом и делом.

Первые настаивали, что поклонение изображению является идолопоклонничеством; вторые говорили о том, что христианин почитает не саму икону как предмет материального мира, а объект, на ней изображенный, подчеркивая духовный аспект общения мирянина с Господом.

Споры разрешились только в 787 г., когда в ходе 7-го Вселенского Никейского собора было узаконено почитание освященных изображений Господа, Богоматери и святых.

Таким образом было положено начало установлению в храмах икон, которые помогали создать приподнятое радостное настроение православному, обращающемуся со словами молитвы к вечному и нематериальному Богу, а это, в свою очередь, дало мощный толчок развитию иконописи.

К X–XI вв. в Византии сложилась оригинальная высокохудожественная школа иконописи, выработавшая свои иконографические традиции передачи фигур Христа, Богоматери и святых. Вместе с православием Русь унаследовала от Византии и особенности восточной иконографии, сильно отличавшейся и в композиционном плане, и по цветопередаче от западных образцов.

Обратите внимание

После короткого периода ученичества, проявившегося в копировании привезенных из Византии икон, уже к XIV в.

на Руси начала складываться своя национальная школа иконографии, отличительными особенностями которой стала глубокая одухотворенность создаваемых ликов. Имена А. Рублева, С.

Ушакова известны каждому православному христианину, но большинство одаренных иконописцев, посвятивших созданию святых образов большую часть своей уединенной монашеской жизни, так и остались неизвестными.

Самым любимым, а потому и самым распространенным сюжетом русской иконы стало изображение Богоматери – глубоко почитаемой русским народом покровительницы и защитницы. Каждое княжество, каждый город, каждый монастырь хотели иметь свою икону Божьей Матери.

Создавая список с той или иной иконы, как правило, пришедшей из Византии или Греции, иконописец передавал свое представление о Богородице и Христе; так появлялись все новые и новые варианты икон, а те, в свою очередь, становились новой отправной точкой для создания других копий. Именно так появились Казанская икона Божьей Матери с многочисленными изводами, Смоленская икона, Тихвинская и многие другие.

Киевская Русь, приняв в X в. Крещение, отказалась от идолопоклонничества и начала возводить первые христианские храмы.

Своих иконописцев не было и быть не могло, поэтому первые киевские храмы были расписаны приглашенными греческими мастерами, которые принесли с собой устоявшуюся в Византии иконографию и сюжетную композицию храмовой росписи, а также сформированную там же плоскостную технику иконописи.

Работая на Руси, греческие мастера брали себе в помощники талантливых русских художников, которые, овладев доселе неизвестной техникой и основой храмовой композиции, положили начало русской иконописи.

Важно

Если говорить о дошедших до нас именах первых русских иконописцев, то это прежде всего монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, живший в начале XII в.

Из греко-византийской иконописи русские мастера переняли сложившийся за годы противостояния иконоборцам канон: аскетическую простоту и строгую суровость ликов, лишенных каких бы то ни было живых человеческих черт, статичность форм, строгую симметрию и вытянутость линий, приглушенные темные тона. Являясь средоточием жизни духовной, икона не была и не могла быть похожа на портреты смертных, в ней не было места чувственным губам, пухлым ланитам, жизнелюбивому облику.

Однако уже в первых самостоятельных работах русских мастеров прослеживаются последовательные отступления от унаследованного греческого канона, которые в конечном итоге и сформировали самобытные особенности русского иконописного письма, разительно отличающегося от греко-византийской манеры иконописи.

Преобразования коснулись прежде всего изображения ликов, в которых появились славянские, более округлые черты, одеяний, также подвергшихся русификации, и цветовой палитры, посветлевшей и одновременно ставшей более насыщенной и радостной.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=536127&p=4

Икона Спас Всемилостивый Софийского собора Вологды

Образ Спаса Всемилостивого имеет еще более тесную «географическую» связь с Софийским собором Вологды. В 1654 году на Вологду обрушилось бедствие, сколь ужасное, столь и обычное в те времена, — мор.

Во избавление от смертельной эпидемии горожане за одни сутки (18 октября) возвели деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого. Он сразу получил «дополнительные» имена — «Всеградский» (строил весь город) и «Обыденный» (строительство заняло один день).

После постройки церкви, как свидетельствует летописец:

Спустя несколько дней после освящения обыденной Спасской церкви так же «обыденно» некий изограф написал икону Всемилостивого Спаса. По прошествии некоторого времени она явила чудотворные свойства, и списки с нее распространились по многим храмам епархии.

В 1654 году список чудотворного образа появился и в Софийском соборе Вологды. На нем у ног Искупителя иконописец изобразил фигуры «припадающих» — почитаемых в северной местности святых.

Ими явились: преподобный Димитрий Прилуцкий, ученик и собеседник преподобного Сергия Радонежского, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (первой общежительной обители на Русском Севере), преподобный Корнилий Комельский, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря и устроитель обители в Комельском лесу под Вологдой, один из самых образованных иноков своей эпохи, а также преподобные Зосима и Савватий, первоначальники великого Соловецкого монастыря.

Что касается первообраза, то он сейчас находится в кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды. Менее счастливо сложилась судьба его вместилища — Спасо-Всеградского храма.

В начале XVIII века он был построен в камне и на протяжении двух столетий играл важнейшую роль в жизни города: здесь, в частности, принимали присягу все выборные лица, участвовавшие в управлении Вологдой.

Ежегодно 18 октября торжественный крестный ход отправлялся из Софийского собора в Спасо-Всеградский.

Совет

В 1920-е годы Спасскую церковь объявили безынтересной в историческом и художественном отношении и приговорили к уничтожению. Но здание агонизировало еще долго: сначала под его изуродованной кровлей располагался Дом искусств, затем — кинотеатр им. Горького. Окончательно снесли храм в 1972 году.

А ведь за три столетия до того вологжане обязались за себя и своих потомков вечно (!) хранить возведенную всем миром церковь. Документ, подтверждающий это, был найден в архивах Вологодской консистории в 1858 году.

Ныне, однако, на месте разрушенного собора стоит лишь крест — слабый вздох потомков о невыполненном обещании.

Источник: http://posmotrim.by/article/ikona-spas-vsemilostivyy-sofiyskogo-sobora-vologdy.html

Ссылка на основную публикацию