Введение во храм пресвятой богородицы, двунадесятый

История праздника Введения во храм Богородицы

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях.

Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век).

Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент. Мануил Панселин, Византия, XIII в.

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны.

Обратите внимание

Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.

По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Праведные Иоаким и Анна

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками.

Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник.

Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.
Александр Иванов, 1840-е г.

Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма.

Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год.

Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).

После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Важно

Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом.

Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.

В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?

Император Юстиниан Великий

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I.

Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку.

Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

Обручение Девы Марии. Рафаэль Санти, 1504 г.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так  иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм.

Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово  «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога),  или «ора» (свет).  Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает  «Господь усмотрит».

Читать далее

Тропарь праздника

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства.

Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя.

Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом.

Совет

Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие.

Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://foma.ru/4-dekabrya-vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogoroditsyi.html

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятый православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы церковь празднует 21-го Ноября/ 4 декабря, имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

https://www.youtube.com/watch?v=7Fi1fqtwi2U

Старинное предание сохранило нам следующие подробности о Введении во храм Пречистой Девы:

Введение во храм, с житием Богоматери, Иоакима и Анны Третьяковская галерея XVI в. икона

Введение во храм

Когда Мария достигла трехлетнего возраста, святые Иоаким и Анна решились исполнить свой обет, для чего и отправились в Иерусалим. По установленному обряду, Деву Марию сопровождали несколько чистых дев, которые несли зажженные свечи и пели псалмы.

Весь Иерусалим вышел навстречу Пречистой Отроковице. Перед вратами храма Богородицу встретили священники, и, когда родители Святой Девы поставили ее на первую из пятнадцати ступеней храмовой паперти, отроковица без чужой помощи, одна скоро и бодро взошла на самый верх храмового помоста.

Здесь встретил Марию сам первосвященник Захария.

Вместо того, чтобы по существовавшему обычаю ввести Отроковицу в святилище — так называлась та часть храма, куда имел доступ весь народ, Захария по особенному откровению Божию, ввел Пречистую Деву в Святое Святых, в самое священное место храма, куда имел вход только первосвященник, и то однажды в год с очистительной кровью за себя и за грехи народа, и куда вход другим был запрещен законом, под страхом смертной казни.

… и потрепа Мария от радости ногами своими

Такой поступок первосвященника изумил не только людей, но и ангелов: «Ангели вхождение Пречистые зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».

В одном из зданий, возведенных около стен иерусалимского храма для проживания служащих, поселилась и Мария вместе с другими девами. Там же проживали вдовы, посвятившие себя служению Господу (как, например, Анна Пророчица)(Лук. 2, 37), и Назореи, а равно были принимаемы на время странствующие и пришельцы, все они питались от доходов церкви, состоя в ее распоряжении и службе.

Пребывание во храме

Она охотно училась, часто читала святое писание и размышляла о нем, пряла шерсть и лен, вышивала шелками. Особенно любила Мария шить одежды, которыми облачались священники во время богослужения, и вообще занималась таким рукоделием, от которого впоследствии могла иметь честное пропитание.

Франсиско де Сурбаран «Отрочество Богоматери»

Ее благоразумие удивляло всех. Пресвятая Дева с раннего утра до трех часов дня молилась, с третьего до девятого часа занималась рукоделеем или читала. Потом от девятого часа она опять начинала молиться, и вкушала пищу, только окончив свою вечернюю молитву.

Мария для молитвы часто удалялась и во Святая Святых. Здесь, в священном уединении, она беседовала с ангелами, которые, по воле Божией, посещали ее. Однажды священник Захария, исполняя в святилище свое служение, видел, как ангел принес пищу святой Отроковице и беседовал с ней.

Так готовилась Пренепорочная Дева к своему высокому назначению: послужить матерью царя Христа.

Обручение Девы Марии Иосифу

Девицы израильские, по окончании воспитания при храме, обыкновенно вступали в супружество. Но Пресвятая Дева Мария, достигнув четырнадцатилетнего возраста, объявила первосвященнику, что не может вступить в брак, потому что и родители посвятили ее Богу, и она сама дала обет остаться навсегда девою.

Обручение Иосифа с Марией Кахрие Джами, монастырь Хора Ок. 1316–1321 гг.[ads-quote-center cite=’Барсов Е.В.’]Когда же созрела она невестой, архиерей, по велению ангелову, сзывает всех холостых мущин и велит каждому принесть с собою жезл, на котором Бог и откроет, кому из них взять за себя Марию. Из Иосифова жезла расцветает лилия, и из него же вылетает голубь.

[/ads-quote-center]

Так, по совету и согласию всего священного собора, Пресвятая Дева была поручена и обручена родственнику, 84-летнему старцу Иосифу, происходившему также от рода царского, из дома Давидова и Соломонова, который принял название ее мужа с обязанностью хранителя и блюстителя ее целомудрия.

Оставив убежище свое при храме, она переселилась в дом Иосифа, в Назарет Галилейский.

Обратите внимание

По свидетельству Иеронима, Григория Нисского и других учителей церкви, Пресвятая Дева первая обручила девство свое Богу: добродетель эта, восхваляемая впоследствии Евангелием и апостольским учением, не была тогда так уважаема у Иудеев. Но Бог вдохнул избраннице своей святое желание девства, несходное с чувствами и обычаями народа, да сбудется писание: «се дева во чреве приимет».

Обручение Девы Марии Иосифу — деталь, Рафаэль

Праведные родители св. Марии достигли глубокой старости. Иоаким, скончался спустя несколько лет после введения во храм Преблагословенной дочери своей в возрасте 80 лет. Анна, оставшаяся вдовою и переселившаяся из Назарета в Иерусалим, прожив там еще два года рядом с Марией, скончалась 79 лет от роду.

В воспоминание Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковью учрежден двунадесятый праздник 21 Ноября (4 декабря), ставший известным еще в IV веке, что можно видеть из преданий христиан палестинских, которые указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы, приписывая построение ее царице Елене.

Читайте также:  Икона божией матери новоникитская

В VIII же веке говорится о нем в поучениях Германа и Tарасия — константинопольских Патриархов, и других. Но в некоторых местах он установлен гораздо позже, как например, во Франции, где стали чтить его в 1372 г., и в Германии около 1460 г.

В церковных песнях, которые поются в этот праздник на богослужении, вспоминаются все обстоятельства введения во храм Пресвятой Богородицы и пребывания ее там, прославляется величие ее и Спаса Господа, имеющего родиться от нее. Призываются верующие славить Богоневестную отроковицу.

В кондаке святая церковь, прославляя Пречистую Деву, называет ее пречистым храмом, спасовым, многоценным чертогом, священным сокровищем славы Божией.

В этот праздник, точно так же, как и в праздник Рождества Богородицы, вместе с Девой Марией, св. церковь воспоминает и ее родителей, посвятивших Богу единственное дитя свое.

Призывает христианских родителей подражать праведным Иоакиму и Анне, хотя бы, воспитанием своих детей в страхе Божием, вселять в сердце детей своих любовь к Спасителю и его святой церкви, которая навсегда останется с ними и сделает их истинными христианами и честными, добрыми гражданами.

Со дня праздника Введения во Храм Богородицы православная церковь начинает петь ирмосы канона на Рождество Христово: «Христом рождается, славите», и проч. Это установление сделано потому, что во введении во храм Богородицы, церковь видит предвозвестие рождения Христа и потому заранее начинает готовить верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова.

Введение Богородицы — народные традиции

Продолжается Рождественский пост, но в праздник разрешается пища с растительным маслом и рыба.

В народном представлении этот день своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни.

Важно

Именно на этот праздник впервые звучат уже рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся – Рождества Христова.

Несколько русских поговорок на этот день, играющих, как и многие другие, на созвучии слов, указывают на происходящий в эту пору установ рек, за исключением одной Тульской и одной Московской примет, согласно которым морозы в это время еще ненадежны, и можно даже ожидать взлома льда, в случае наступления теплой погоды, хотя такое явление и должно, казалось бы, считаться более или менее исключительным

  • Введенье пришло и зиму привело. •
  • Введенье пришло — зиму в хату завело.
  • На Введенье толстое леденье (Рязан. губ.)
  • Наложило на воду Введенье толстое леденье.
  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.
  • Введенье ломает леденье (Тульск. губ.).
  • Введенские морозы зимы не ставят (Моск. губ.).

Отмечаемые в некоторых губерниях «введенские оттепели» должны считаться явлением неблагоприятным, если судить по примете, обещающей хороший урожай в том случай, если с Введения наступит глубокая зима:

  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов.

В старые годы Введенье было первым днем зимнего торга, началом зимних катаний и гуляний. На Лубянскую площадь в этот день свозилось огромное количество саней – изделий лубяного и щепного промысла, оправдывая ее название.

Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе. 1910 г

Торговля санями шла бойко. К вечеру чуть ли не пол Москвы каталось на новых, искусно и ярко расписанных, санях. По традиции, выезжали кататься молодожены. В некоторых местах выезд молодых происходил 24 ноября/7 декабря в Катеринин день, народное его название Катерина санница.

Юон Константин Федорович 1911 Вид Лавры с Вокзальной улицы

  • Зима за морозы, мужик за праздники

В Малороссии на Введенье святили хрен и морковь. Местные знахари и лекарки верили в их чудодейственную силу и целебные свойства против «куриной слепоты».

Литература:

Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864
Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
Г. Лаврентьев, Дванадесятые праздники православной церкви. СПб, 1862
Барсов Е. В., 1885

Источник: http://tradiciay.ru/narodnye-prazdniki/prazdnik-vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogoroditsyi.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Происхождение праздника

Основой почитания Девы Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею  призыву Бога.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается  в Русской Православной Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.).

Появление праздника (не ранее VI—VII вв.) явилось развитием христологии (учения о равночестном соединении двух природ воплощенного Логоса) и мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества).

Об этом  так  пишет о. Александр Шмеман.

«В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил “возрастала” в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: “ибо Рожденное от Нее Свято есть”».

Тем не менее, в основе праздника все-таки «лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм»

Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Предположительно, его появление связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой   Богородице и названную им Новой

Патриарху Константинопольскому Герману I († 733) приписываются 2 гомилии на Введение,  что может свидетельствовать о праздновании этого события в Константинополе того времени.

С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке

В качестве даты праздника практически повсеместно принято 4 декбря(21 ноября), исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября

По Иерусалимскому уставу, на который в XII–XIII вв. перешли греческие, в XIV в.— южнославянские Церкви, а на рубеже XIV–XV вв.

— Русская Церковь, празднование Введения образует шестидневный цикл: предпразднство составляет по прежнему один день (20 ноября), когда поются 3 последования: предпразднства; попразднство увеличено до четырех дней (22–25 ноября), включая отдание праздника в последний день..

Сущность праздника

Совет

 В  основе собственно праздника Введения лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II в.

) и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X в., но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

Об этом событии свидетельствует и Священное Предание, и о нем пишет такой очень критический богослов-исследователь, каким являлся свт. Григорий Нисский, брат свт. Василия Великого.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста, начиная с праздничной службы под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие молящихся к радостной встрече с  Младенцем Христом.

Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь.

 Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, будучи бездетными, молясь о помощи, дали обет о том, что если у них  родится дитя, то они  посвятят его на служение Богу.

С самого раннего возраста родители  внушали Марии, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место – в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господа

И,  если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: “Буди Мне по глаголу твоему” (Лк. 1, 38).

Для того, чтобы стать Матерью Сына Божия, Богородица  должна была открыть свободно Свое сердце благодати. Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя  чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства и всем сердцем последовать голосу Божию,

Обратите внимание

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там  встретил  Богоотроковицу  первосвященник со  священниками.

Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место. Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное.

 В храм вела достаточно высокая лестница в пятнадцать ступеней. Девочка Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.

И  первосвященник Захария  ввел Пресвятую Деву в «Святое Святых», куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

 Все присутствовавшие в храме, естественно,  удивились этому действию.

Праведные Иоаким и Анна, оставили дочь в храме, вручив своё Дитя воле Отца Небесного, и возвратились домой.

Пресвятая Дева   воспитывалась в Храме до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.

Там она вместе с другими девочками обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.

Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.

Значимость события Введения в храм Богородицы

Важно

Факт Введения в храм Богородицы – это своего рода   символ, предзнаменование, божественный намек на великое грядущее событие Рождества Христова.

Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести – войти в ту часть Храма, которая именовалась  у древних иудеев «Святая святых».

Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением  Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.

Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святое Святых» было нарушением закона благочестия древних иудеев, ведь  сам Захария –  священник, сделавший это, – имел право заходить эту часть храма только раз в году.

Иерусалимский храм того времени, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, – она исчезла.

Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете».

Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета»  пребывало пустым.

Размышляя о Введении в храм Марии, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий.

Отцы Церкви так толкуют эти события.. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.

И вот девочка  Мария стала Новым Кивотом Божиим.

И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

Введение Приснодевы в храм является величайшим событием не только в жизни Пресвятой Девы, но и всего человечества, ибо находится на грани Ветхого и Нового Заветов.

Одушевлённый Храм

 Живя земную жизнь нужно ясно осознавать и помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила там  воспитание. И символично, что в праздничном песнопении её называют   «Одушевленным Храмом»

Душа Ее под  священными сводами храма сама стала живым Храмом Божества.

Совет

Поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее.

Читайте также:  Салат с маринованным луком и креветками

По словам протопресвитера Александра Шмемана « … образ Девы Марии, Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но также и силы и красоты смирения, образ чистоты — и ее силы и красоты, образ любви –  и победы этой любви.

Дева Мария, Пречистая Матерь ничего не требует – и все получает. Ничего не добивается  – и всем обладает.

В образе Девы Марии все то, чего почти уже не осталось в нашем мужском, гордом и агрессивном мире: сострадание, жалость, забота, доверие; про Себя Она говорит: «се раба Господня», а мы называем Ее Царицей неба и земли, Владычицей и Госпожой.

Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает –  но вот одно ее присутствие, один свет и радость этого присутствия просто снимают выдуманные, вымученные нами проблемы.

Как если бы после длинного, мучительного, разбитого дня мы вернулись домой, и все снова ясно, и все полно того никакими словами не передаваемого счастья, которое и есть единственное подлинное счастье.

Христос говорил: «Ищите прежде всего Царствия Божия». Так вот, в этой женщине – Деве, Матери, Заступнице – мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство, и что значит жить им.

»

Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.

Обратите внимание

Своей жизнью пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом,  Богомыслием и постоянным памятованием о Боге всякий христианин может   подобно Матери Божией  быть достойным соделаться   обителью Господа, храмом Святого Духа.

Святитель Григорий Палама  научает всех нас « Переселим себя, братия ..  перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного.

Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих.

Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица»

Библиография

Введение во храм Пресвятой Богородицы  ru.wikipedia.org

Введение во храм Пресвятой Богородицы www.calend.ru/

Протоиерей Глеб Каледа. Проповеди. М., 2001

Еп. Александр (Милеант)Введение во храм Пресвятой Богородицы  www.pravmir.ru

Архим. Кирилл (Павлов) Введение во храм  www.pravmir.ru

Прот. Серафим Слободской Закон Божий azbyka.ru ›

Свт. Дмитрий Ростовский – Жития святых. azbyka.ru › …

Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия. М., 1996;

Лукашевич А. А. Введение во Храм Пресвятой Богородицы Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7.

Юрий Рубан Одушевлённый храм  azbyka.ru ..

Св. Григорий Палама.Слово На Введение во храм Пресвятой Богородицы»azbyka ru

Епископ Чебоксарский и Чувашский Варнава  www.hnir.ru/odushevlennii-hram/

Скабалланович М. Толковый Типикон. К., 1910. Вып. 1. С. 110).

Прот. А. Шмеман Введение Богородицы во храм: “www.raskol.net/…/vvedenie-bogoroditsy-vo-kh

                       Александр А. Соколовски

Источник: http://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать о празднике и что важно сделать в этот день

Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314

Возникновение праздника

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.

Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.

Важно

Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.  

Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

История утверждения праздника

Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).

Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с  праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.

В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.

Праздничное богослужение

Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы  состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.

Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых». 

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.

Сакральный смысл праздника

Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.

После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.

Почему этот праздник особенный?

Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.

Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.

«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».

Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.

Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу.

Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», – говорит  Евангелие.  «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла,  как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Что важно сделать в этот день?

Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.

Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.

Записала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogorodicy-chto-nuzhno-znat-o-prazdnike-i-chto-vazhno-sdelat-v

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Проповедь 3 декабря 2000 года.

С праздничным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Да хранит, да укрепит, да благословит вас Господь!

Напоминаю вам, что завтра двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы, поэтому сегодня вечером будет совершено Всенощное бдение, а завтра в 9 часов утра одна Божественная литургия.

Этот праздник в декабре, по-моему, последний из двунадесятых.

Но зато сегодня вечером во время этой Всенощной в первый раз зазвучат рождественские ирмоса: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»

И дальше: «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощённому безсеменно»… и т. д.

Эти гимны, эти песнопения, которые восходят к творениям святых отцов IV-го века и составлены, в общем, во времена Иоанна Дамаскина из цитат, в основном, из древних церковных писателей, из отцов, повторяю, IV-го века. Эти рождественские песнопения как бы погружают нас в первые века христианства и атмосферу ожидания праздника Рождества, в атмосферу высокого радостного рождественского поста.

В отличие от трудного, напряжённого, в отличие от такого наполненного самоиспытанием и пустыней Великого поста, Рождественский пост удивительно светел и радостен, он окрашен в тона этого искрящегося на солнце снега – белоснежный, радостный, временами трудный, но трудный совершенно особенной, вот этой сверкающей, сияющей, радостной трудностью.

Знаете, вот зимние дни, которые тоже бывают иногда своим морозом трудны, они как-то по-особому сияют. Вот так же сияют дни Рождественского поста. И эти песнопения, которые мы услышим сегодня вечером, они как-то об этом особенно хорошо говорят. И они нас сопровождают, в сущности, весь Рождественский пост.

Совет

Больше месяца, понимаете, они, в качестве катавасий, сопровождают каждое Всенощное бдение. Это тоже о чём-то говорит, об особых тонах этого поста-ожидания, поста-встречи, поста радостной подготовки к празднику Рождества Христова. В этом смысле хотя бы два слова нужно сказать о сегодняшнем Евангелии.

Этот богатый человек в своих внутренних размышлениях обращается к собственной душе. Его молитва – это разговор человека с собственной душой. Надо сказать, что сохранились такие тексты из разговоров с собственной душой – из древнеегипетской, из вавилонской литературы.

Вероятно, это типично для древнего философа – разговаривать с собственной душой. Но Христос нам показывает бесперспективность этого диалога. Диалог наш внутренний должен идти не с самим собою, а с Богом. Тогда у него, действительно, есть вот это открытое небо, если вернуться в декабрьский солнечный день.

Читайте также:  Богоявленско-анастасьинский монастырь, россия, город кострома

И вот ведь никогда не бывает, как зимой в солнечный день, распахнуто небо.

И когда мы обращаемся к Богу, когда наш внутренний диалог становится таким вот, как он описан в книге «Подражание Христу», когда он становится таким, как он описан у Майстера Экхарта или у Петрарки, вот тогда, когда это диалог с Богом, тогда навстречу нам распахнуто небо. Как прямо говорит в начале Евангелия от Иоанна Иисус: «Отныне увидите небо отверстое и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих до Сына Человеческого».

Так вот, когда это диалог с собственной душой, он может быть очень глубоким, он может быть очень серьёзным, он может быть очень правильным даже, но он будет бесконечно печальным и заводящим в тупик. И сегодняшнее краткое евангельское чтение как-то удивительно хорошо и как-то глубоко говорит об этом, дорогие братья и сестры.

И будем стараться в наших молитвах и в наших размышлениях, в нашем внутреннем диалоге, который порою тоже бывает очень трудным, очень печальным, напряжённым, потому что жизнь вообще трудная, и в жизни много испытаний, и в жизни много таких проблем, которые вообще не решить никак, ни на исповеди, ни в молитве, никаким другим способом.

Но если эти проблемы мы будем выплёскивать в диалог с самим собою, мы в тупике.

Если эти проблемы мы будем выводить в диалог с Богом, как это делали великие мистики первых веков христианства, святые отцы, Григорий Назианзин в своих стихах, как это делал потом Фома Кемпийский или Франческо Петрарка, как это делал Майстер Экхарт, то это будет совсем другое дело, это будет диалог с Богом, диалог, когда, действительно, отверзается небо и когда, несмотря на обстоятельства, несмотря на то, что порою бывает не просто плохо, а очень плохо , всё равно это будет диалог удивительной внутренней радостности, которую, по рассказам очевидцев, скажем, переживал Лев Платонович Карсавин в последние месяцы, недели и дни своей жизни в Заполярье. Старый, бесконечно больной, умирающий человек, прекрасно осознававший, что он умрёт здесь, на тюремных нарах, он переживает Встречу с Богом. И этой радостью, и этой радостностью своею так щедро делился с людьми, что все, кто был там с Карсавиным, сумели потом этой радостностью поделиться с сотнями людей. И мы живём радостностью праведников и, в том числе, радостностью этого замечательного мыслителя Л. П. Карсавина. Потому что церковь, она всегда состоит из свидетельства, из труда, из боли и из радостности наших праведников, которые предварили нас в опыте сердца.

https://www.youtube.com/watch?v=XKcCcYUfqH0

Ну вот что мне хотелось сказать вам в заключение сегодняшней Обедни.

Бог да благословит и да хранит вас всех!    

Источник: http://chistiakov.ru/sermons/vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogorodizy

[Праздник] Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы (лат. Praesentatio S. Mariae in templo) – великий христианский праздник, который относится к числу двунадесятых праздников.

Основанием к этому празднику послужило христианское сказание о том, что святой Иоаким и святая Анна привели свою дочь Марию (Пресвятую Богородицу) в Иерусалимский храм. Они исполняли обет посвятить своего ребенка служению Богу.

Девочке было всего 3 года, когда родители оставили ее на постоянное жительство при храме, где она жила до тех пор, пока не обручилась с праведным Иосифом.

Обратите внимание

Приверженцы Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской православных церквей, а также Украинской грекокатолической церкви, старообрядцы и другие отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по новому стилю). Римско-Католическая церковь отмечает этот праздник 21 ноября по новому стилю и он обладает рангом памяти; Коптская церковь празднует 29 ноября.

В настоящее время в честь праздника во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

Событие праздника

Что касается событий, которые явились основанием для праздника, то о них повествуют такие церковные сказания, как «Протоевангелие Иакова» (II век) и «Евангелие псевдо-Матфея» (IX век).

Существует и более новый рассказ о событиях Введение во храм Пресвятой Богородицы – «Минология Василия II» (X век), который вкратце пересказывает содержание «Протоевангелия Иакова». В указанных источниках говорится, что перед зачатием Богородицы ее матери явился ангел, который сообщил о том, что ей предстоит родить ребенка.

И тогда святая Анна дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

И как только их девочке исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: “Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господнен”». Они собрали родственников и знакомых, одели Марию в лучшие одежды, и, сопровождаемые пением священных песен и зажженными свечами, привели ее в Иерусалимский храм.

Марию в Храме принял первосвященник (по мнению православного предания, им был Захария, отец Иоанна Предтечи) в окружении множества других священников. Родители оставили Марию на первой ступени лестницы, ведущей в храм, и она побежала вверх пятнадцать ступеней, ни разу не обернувшись и не позвав своих родителей. Все очень удивились, увидев это.

Предание гласит, что после этого первосвященник, по наставлению свыше, привел Богородицу в Святая святых, куда имел право входить только первосвященник и лишь раз в году с очистительной жертвенной кровью. Это также поразило всех присутствовавших в храме.

В «Евангелии Псевдо-Матфея» говорится, что Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме под влиянием благочестивых дев. Она внимательно изучала Священное Писание, всегда молилась, занималась рукоделием «возрастала в любви к Богу».

По рассказу Григория Никомидийского, Богородицу в храме посещали ангелы, и она общалась с ними: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу.

Важно

Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

Земная жизнь Богородицы покрыта тайной.

По мнению Иеронима Стридонского, то, как она проводила время юности, известно лишь самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступно ее охранявшему: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея», Мария с утра до трех часов дня молилась, потом до девяти часов занималась рукоделием, а потом снова молилась, пока ее не посещал ангел с пищей.

«Протоевангелие Иакова» сообщает, что в Храме Мария жила до двенадцати лет, а потом по установке ангела священник Захария организовал смотр женихов. На этом смотре по посоху, который чудесным образом расцвел, в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

Богословское толкование

Максимально подробное богословское толкование праздника Введения во Храм представлено в Слове Григория Паламы «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». Там священник повествует об истории праздника, дает свое собственное свое мнение о том, почему Мария была избрана Богом для роли матери Иисуса Христа.

И в конце говорит о том, что причиной введения Марии в Святая святых Иерусалимского храма явилось то, что ее тело было настолько чище самих очищенных добродетелью духов, что оно смогло принять «само Ипостасное Слово Пребезначального Отца»: «…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Установление празднования

Введение во храм Пресвятой Богородицы как двунадесятый праздник появился довольно поздно. Часть исследователей связывают его появление с возведением Юстинианом новой церкви Святой Богородицы в Иерусалиме в 543 году. Однако это только гипотеза, не имеющая подтверждения в документах.

Первыми документальными свидетельствами установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы явились некоторые месяцесловы VIII века, в которых он указан. Имеются также и две гомилии на этот праздник, которые приписаны патриарху Герману.

Православная церковь

Первоначально о празднике упоминали некоторые месяцесловы VIII века, однако то, что он был описан в них весьма кратко, говорит о том, что он отмечался без особой торжественности. Первые гомилии об этом празднике были отнесены к авторству патриарху Константинополя Герману (733 год), автор более поздних гомилий – патриарх Тарасий (806 год).

Более широко праздник распространился с IX века. Стихиры на литии этого времени написаны Георгием Никомидийским. Возникли и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. В то же время до XIV века Введение не относилось к числу двунадесятых. Об этом говорится в указаниях Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век).

В то же время, если верить студийским и иерусалимским Типиконам XI—XIV веков этот праздник отмечался практически так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники.

Однако в Типиконах XVII века существовали особенности службы Введения во храм Пресвятой Богородицы, которые свидетельствовали о том, что статус этого праздника немного уступает статусу других двунадесятых праздников.

Все христианские храмы, которые были освящены в честь этого праздника, называются Введенскими. Например, в Москве есть Введенское кладбище.

Католическая церковь

На Западе этот праздник получил известность с IX века в Сицилии, жителями которой было множество православных греков. В XI веке норманны завезли этот праздник в Англию, когда захватили остров.

Однако популярным в Европе Введение во храм Пресвятой Богородицы стало лишь во второй половине XIV века.

Совет

В 1340 году папа Григорий XI позволил совершение службы Введения во храм Пресвятой Богородицы (только в качестве вотивной) как ответ на обращение канцлера иерусалимского короля Филиппа де Мезьера ввести этот праздник в католической церкви по примеру греков.

Во Франции праздник распространился в XV веке благодаря тому, что король Карл V в XIV веке распорядился совершать службу Введения во храм Пресвятой Богородицы в своей придворной часовне в Париже. В основном календаре Римско-католической церкви праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы появился благодаря папе Сиксту V в 1585 году.

Иконография

В центре композиции введения Богородицы во храм расположена фигура Марии, которую изображают гораздо меньше других фигур. Однако в то же время она одета в мафорий, который является традиционной одеждой замужних женщин.

Рядом с Марией находятся ее родители, которые привели ее в храм. За ними может быть изображена процессия дев, которые следуют за Марией по дороге из Назарета в Иерусалим. Храм символически изображается в виде кивория, и у его входа Деву Марию встречает священник Захария.

Мария, которой всего три года, спокойно преодолевает 15 ступенек лестницы, ни разу не обернувшись назад и вызвав восхищенное удивление первосвященника, который с радостью раскрывает ей объятья. 15 ступеней символизируют 15 псалмов, которые называют восходящими.

Их говорили паломники, которые поднимались в храм.

По приданию на иконе должна изображаться лестница, по которой трехлетняя Мария без чьей-либо помощи вошла в Храм. Также может присутствовать изображение Марии, которую кормил ангел в храме. На иконах эта композиция изображается в качестве отдельного клейма.

Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, на иконе Мария должна восходить по ступеням, протянув одну ручку к Захарии, а в другой держа свечу. Иоаким и Анна позади нее смотрят друг на друга и указывают на нее, а около них стоят девушки со свечами. В одной горнице Пресвятая принимает хлеб от архангела Гавриила, который благословляет Ее.

Источник: https://www.samtulana.ru/a14ak725gln7ob1u/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector