Вышенский успенский монастырь, россия, рязанская область, шацкий район, поселок выша

В чужой монастырь | вид сбоку

История, в которую попали жители небольшого поселка Выша в Шацком районе Рязанской области, вполне могла стать сюжетной основой нашумевшего фильма о том, как в российской глубинке пытаются выселить людей из собственного жилья, предложив компенсацию, на которую нельзя купить ничего взамен.

И если в «Левиафане» на месте злополучного дома в конце концов построили храм, то в нашей истории храм уже есть.

Точнее монастырь, на территории которого, как в ловушке оказались заперты люди, переселенные сюда еще во времена советской власти, когда вместо Вышенского монастыря здесь была организована психбольница.

Обратите внимание

Работники медучреждения получали жилье прямо в древних стенах. За десятилетия корпуса, раскиданные рядом с главным зданием монастыря, ставшие жилыми домами, обросли пристройками, сарайчиками, гаражами, огородами и прочими атрибутами деревенской инфраструктуры.

А несколько лет назад жилье юридически превратилось в памятники культурного наследия, а жизнь его обитателей – в настоящий кошмар и постоянную борьбу с чиновниками всевозможных ведомств. Монастырь решил вернуть себе все.

Жители полагают, что таким образом их хотят вынудить бросить свои дома, тем более, что прямым текстом это предложение уже озвучено. Рязанские власти предлагают компенсации, но сельчане считают, что на них невозможно купить не только равноценное, но и какое-либо жилье.

Вас здесь не стояло

В 1992 году жителям пришлось оформлять свое жилье по новому, постсоветскому законодательству.

Тогда нам дали свидетельство на дом и землю в бессрочное пользование по новому законодательству, – рассказала одна из жительниц, не пожелавшая упоминания своего имени в прессе – Еще тогда ходили слухи, что скоро нас всех отсюда выселят, но шли годы и люди постепенно успокоились. В 2002 году, во время переноса мощей Феофана Затворника, сюда приезжал прежний патриарх Алексий II. Выступал, говорил, что будут выделены деньги на реконструкцию здания и переселение людей, и что ни один человек при этом не пострадает.

В 2011 году для психиатрической больницы здесь же, в Выше, построили новое здание на несколько сотен коек. Но люди так и остались жить в дореволюционных постройках. Кстати, совершенно непонятно, что будет с больничными кадрами, если жителям придется переселиться.

Почти все жители небольшого поселка на пенсии, но некоторые продолжают работать в медучреждении. Корреспонденту Vidsboku, например, удалось обнаружить 77-летнюю сотрудницу лаборатории.

Найти желающих поехать в такую глушь, когда на нехватку медперсонала жалуются даже в Рязани, будет непросто.

И, вот, в 2014 году, когда началась подготовка к празднованию 200-летия Феофана Затворника, жители Выши вдруг узнали, что оказались «захватчиками», как они сами себя называют, федеральной земли. Из категории «земли населенных пунктов» территория их проживания перешла в категорию федеральных земель.

Важно

Те, кто мог хотя бы примерно разобраться, что происходит, стали спешно готовить документы нового образца на землю, однако, это оказалось не просто. Одним выдали кадастровый паспорт без определения границ. Другим оформили только ту землю, что находится под домом.

Как и везде, на подсобные постройки никаких документов в советские годы не оформлялось, только выписки из похозяйственных книг.

За это они и ухватились, – говорят собеседники Vidsboku.

«Выделить или выселить?»

Дорога до Выши из Рязани занимает два с половиной часа. Корреспондент Vidsboku в минувшую среду приехала на деревенский сход, о котором по телефону сообщили участники.

У стен монастыря собрались более десятка возмущенных жителей. Успокоить их пытался заместитель главы администрации Шацкого района Александр Нечушкин.

Он выступил с предложением выделить участки рядом с новой психбольницей, прямо на краю леса.

Речь идет только о земле, к постройкам я отношения не имею, – подчеркнул районный чиновник.

Смысл предложения заключался в том, что вместо участков около своих домов люди получат землю в отдалении, а угроза выселения из самого жилья при этом сохраняется. Конечно же, такой расклад никого не устроил.

Есть еще вариант – земля рядом со спортплощадкой. – сказал Нечушкин.

А, к кладбищу поближе, – засмеялись местные старушки, и стало понятно, что такое предложение им тоже не по нраву при всем сохраняющемся чувстве юмора.

Выделить или выселить? – с испугом в голосе переспрашивала подошедшая 82-летняя пенсионерка Анна Степановна, прислушиваясь к словам замглавы района. Бабушку «сослали в монастырь» еще в середине прошлого века и выделили здесь жилье как медработнику местной психбольницы. В прошлом году она и еще несколько семей поставили возле своего дома забор.

А он нашей барыне не понравился, говорят – сноси! – возмущалась пенсионерка. – У нас здесь на лето приезжает многодетная семья из Москвы. Так им без их ведома туалет снесли! То-то они «обрадуются», когда приедут.

Я ушла на работу, в обед пришла домой – нет ни гаража, ни сарая с дровами, – со слезами рассказывала местная жительница Галина Соснина. – Я ходила к участковому, но так ничего и не добилась.

Над моим домом располагалась старинная башня, мне сказали, что я должна ее отремонтировать, морально давили. В конце концов я сдалась и продала свой дом. За копейки. Нервы и здоровье были дороже. Сейчас живу здесь неподалеку, в доме матери.

На те деньги, за которые продала дом, здесь ничего купить нельзя.

Женщина до сих пор не понимает, почему она была обязана реставрировать ту злополучную башню, если при продаже дома в расчет брали только площадь первого этажа и доплата за этот старинный архитектурный элемент предусмотрена не была.

В разговоре несколько раз мелькало слово «барыня». Так местные жители называют нынешнюю настоятельницу монастыря игумению Веру, пришедшую на этот пост около двух лет назад. После этого и началась монастырская атака.

Люди перестали ходить в эту церковь, ходят в Эммануиловку за 3 километра, – утверждают жители.

От главной темы разговор плавно перешел на житейские обсуждения и люди, махнув рукой, стали расходиться по домам.

Охранный режим

В Рязани активисты регулярно поднимают шум из-за несоблюдения режимов охраны культурно-исторических объектов. А вот в Шацком районе власти в этом деле преуспели.

Совет

Начиная с прошлого года людям стали приходить штрафы за незаконное строительство и захват земель. И никому нет дела до советской системы распределения, по которой направлялись сюда на работу и проживание нынешние «захватчики».

Судебные приставы завалили всех нас предписаниями о сносе и штрафами, – рассказывает жительница, позвонившая в Vidsboku. – Кто-то платит, другие отправляют квитанции в мусорное ведро. А другие соглашаются продать дома за копейки и уезжают. Одним тут огород снесли.

На 77-летнюю соседку(та самая, которая продолжает работать в больнице – Vidsboku) настоятельница монастыря написала заявление в полицию о незаконном захвате земель и строительстве сарая. К ней, старому человеку, приходили из отдела по борьбе с экономическими преступлениями, проверяли документы, опрашивали соседей.

У нее случился гипертонический криз – тот сарайчик, который она якобы незаконно построила, стоит уже больше 15 лет.

Все вышесказанное касается земли и пристроек. Но главное – оспаривается еще и само право проживания людей в своих домах, которые действительно являются старинными монастырскими зданиями. В 2008 году дома признали памятниками культурного наследия.

Многие жители не подписали охранные обязательства, так как понимают, что их заставят реставрировать дома за свой счет. Другие и рады бы их подписать, но им документы никто не вручал, получить их люди не могут.

Из-за этого начисляют огромные для местных штрафы – по несколько тысяч рублей.

Размер предлагаемой компенсации – 31 тысяча рублей за квадратный метр. Кажется, что это сравнительно нормально, однако дальше в дело вступают всевозможные ограничения. По словам жителей, например, готовы платить почему-то только за отапливаемую площадь. Один из жителей приводит в пример свой добротный дом, который таким образом оценили всего в 950 тысяч рублей.

Просто смешно, если учесть что здесь у людей дома из красного кирпича со стенами метровой толщины, полами из дубовых досок, в историческом месте… – говорит мужчина.

Купить на эти деньги такое же жилье поблизости нереально – из-за близости монастыря недвижимость здесь очень дорогая, цены на дома начинаются от двух — двух с половиной миллионов рублей.

Утешение не для всех

В этом году отмечается 200-летие святителя Феофана Затворника – видного иерарха Русской православной церкви 19 века, крупнейшего церковного публициста, который в расцвете карьеры неожиданно ушел в затвор.

Уединение Феофана продолжалось более двадцати лет, здесь в Вышенской пустыни, возрожденной в 1990 году в качестве женского монастыря. Здесь он много писал, создал огромное количество трудов, вошедших в анналы православной публицистики.

«Выша – преутешительная и преблаженная обитель», – приводятся слова святителя на сайте монастыря.

Свято-Успенский Вышенский монастырь, естественно, стал одним из центров празднования юбилея, в связи с чем сюда часто приезжают высокопоставленные чиновники.

Обратите внимание

14 февраля, например, прибыл представитель президента в ЦФО Александр Беглов. Люди стояли на морозе три часа и ждали, пока закончится совещание.

Когда он собрался уезжать, местные жители, по их словам, с трудом смогли прорваться к гостю.

Долгой беседы не получилось, но мы вручили ему бумагу, в которой тезисно указали наши проблемы, требовали вернуть дело в законное русло и просили передать этот листок лично в руки Путину.

Читайте также:  Богоявленско-анастасьинский монастырь, россия, город кострома

Он повернулся к губернатору и с удивлением спросил: «А что, у вас тут что-то незаконно?» Он ответил: «Земли вернем в правовое русло». Записали несколько телефонов местных жителей.

И буквально на следующий день позвонили всем тем, кто добровольно согласился продать дома – после визита столичного чиновника сразу же нашлись деньги на компенсацию.

Однако, согласны на такие деньги далеко не все. Сейчас отказываются выселяться шесть семей.

Ищем благодетелей

Монастырь окружен строительными лесами, шустро снуют рабочие, а у ворот стоит больше десятка дорогих машин – здесь уже полным ходом идет реставрация и подготовка к празднованию 200-летия Феофана Затворника, мощи которого покоятся в монастыре.

Основные праздничные мероприятия намечены на июль.

Но совещания по подготовке к ним с участием представителей власти проходят практически каждую неделю и совершенно случайно приезд корреспондента Vidsboku совпал с одним из них.

В гости к матушке Вере прибыла делегация чиновников из облправительства во главе с заместителем губернатора Шаукатом Ахметовым. И он и игуменья прокомментировали ситуацию.

Игумения Вера (в миру Татьяна Анатольевна Ровчан), фото и данные – сайт Вышенского монастыря.

Дома на территории монастыря, в которых живут люди, являются памятниками культуры, и их собственники обязаны подписать охранные договора, – сказала игуменья.

Но они не хотят этого делать, потому что после этого они обязаны будут реставрировать строения за свой счет, к ним будет приезжать с проверкой комиссия из министерства культуры, следить за сохранностью. Сейчас дореволюционные постройки не содержатся в надлежащем виде, они разрушаются.

Долгие годы людям позволяли строить сараи, гаражи на федеральной земле, за этим никто не следил, и, естественно, сейчас они возмущены тем, что постройки придется сносить. Сейчас в монастыре полным ходом идет реставрация.

Здесь предусмотрена и парковая зона, и памятник Феофану Затворнику, и фельдшерско-акушерский пункт для монахинь и местных жителей. Делается очень многое для восстановления монастыря.

Шаукат Ахметов, фото – сайт правительства Рязанской области.

Мы учитываем интересы граждан, никто из них насильно выселен не будет, – заявил Шаукат Ахметов. – Я – сторонник жителей. На расселение людей будут выделены деньги из областного бюджета. Не будут ущемлены ни интересы жителей, ни интересы матушки.

Важно

Для них будем подбирать готовые дома или равную жилую площадь – здесь или в Рязани. Кто-то получит денежную компенсацию. Но надо понимать, что мы ограничены в средствах и по закону можем выплатить компенсацию исходя из суммы в 31 тысячу рублей за квадратный метр.

– Сейчас мы ищем благодетелей, которые могли бы увеличить компенсации жителям при расселении, – добавила матушка Вера.

Люди не виноваты?

Прокомментировав ситуацию, Шаукат Ахметов поинтересовался, по какому поводу сегодня был сход жителей.

Услышав, что он был организован районной администрацией, и в ходе него людям предлагали решить вопрос с землей, весьма удивился и сказал, что все вопросы с жителями будут решаться исключительно на областном уровне. Такие разночтения среди чиновников, безусловно, не добавили ясности в вопрос.

После этого разговора корреспондент Vidsboku еще немного побродила по территории монастыря, пообщалась с монахинями. И все они говорили, что очень переживают из-за этой истории, и каждый день молятся о том, чтобы она поскорее разрешилась.

Люди не виноваты, что попали в такую ситуацию, – сказала матушка Тамара, которая пребывает в монастыре уже 25 лет. – Но их дома исторически всегда относились к монастырю, они нуждаются в восстановлении.

Хотелось бы, чтобы людям выделили благоустроенное жилье где-нибудь поблизости, и тогда все были бы довольны.

В рязанском Кремле, где была похожая ситуация, музею построят новое современное здание (однако, даже такой вариант не стал в областном центре настоящим компромиссом – Vidsboku).

Зашла в церковную лавку.

Местные жители говорят, что это здание было построено в годы советской власти и к ансамблю монастыря не относилось, но сейчас, вместе с другими постройками, было отреставрировано и богато отделано.

Приветливая продавец лавки Валентина Федоровна показала ассортимент – десятки икон, натуральный мед, который собирают неподалеку, и монастырский хлеб, буханку которого с улыбкой подарила мне.

Приезжайте лучше летом, в это время здесь настоящая благодать – сказала она.

Совет

Добрые люди, древние красоты, чудесная природа – стало понятно, почему жители не хотят уезжать из этих мест и менять свои «дореволюционные развалины» на жилье в другом месте. Жители показали мне поселок.

Видите все эти дома слева – их несколько десятков. – Рассказывают осведомленные.Все они тоже оказались на федеральной земле, но их жителей никто не трогает. Пока. Вполне возможно, что вскоре всех этих людей тоже запишут в захватчики и попросят на выход.

Настало время уезжать. За мостом через речку Вышу, на холме открывался чудесный вид на монастырь. Тут же, справа, прямо на краю леса, располагались несколько отгороженных участков, на которых кое-где уже начиналось строительство.

Место отличное и люди говорят, что с удовольствие переселились бы сюда. Однако – не предлагают, а купить здесь землю по рыночной цене и построиться, даже добавив предлагаемую компенсацию, мало кто может.

Легко представить себе доходы пенсионерок, отработавших медсестрами и санитарками в сельской психбольнице.

Когда я училась в школе, мы часто спрашивали у учителей, почему никто не занимается восстановлением этих исторических зданий, – рассказала одна из жительниц, помоложе – На что получали ответ: «Таких монастырей по всей России полно, кому они нужны». Но мы всегда понимали, что восстанавливать надо, но не такой же ценой. Это же живые люди…

Пока готовился материал:

В воскресенье, 15 марта, жители сообщили Vidsboku, что только что получили ответ из администрации президента на одно из своих обращений, который еще больше накалил и без того непростую ситуацию.

– В бумаге указано, что наши дома были признаны аварийными еще в 2010 году! Задним числом, без уведомления жителей.

Признаться, мы ожидали, что чиновники попытаются признать наши дома аварийными, в прошлом году приезжала женщина из какой-то комиссии, проводила осмотр, и затем на улице громко разговаривала по телефону: «Нет, я ничего подписывать не буду, эти дома еще 100 лет простоят».

Когда некоторые из нас подписывали охранные обязательства около двух лет назад, в них было указано, что дом находится в удовлетворительном состоянии. А теперь все это каким-то образом провернули задним числом и вводят в заблуждение Москву.

Источник: http://vidsboku.com/articles/v-chuzhoy-monastyr

Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно.

Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь – 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения. В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.

) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни.

С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века.

Обратите внимание

Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова).

Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа.

Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

Читайте также:  Икона божией матери «всеблаженная» («паммакариста»), турция, город стамбул, собор святого георгия в фанаре

После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды.

После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский.

На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/uspenskiy-vyshenskiy-zhenskiy-monastyr-/

Вышинский монастырь рязанская область

Стоимость: Продолжительность:
 1600 рублей  1 день

Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» ( мать царя Михаила Феодоровича).

Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г.

7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.).

Ибердский монастырь

В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», — пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

 Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь.→ Рязань

Программа поездки:

  6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

 7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

 10:30 — Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника — великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Важно

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей.

В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю.

По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 — Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань

В Рязанской области находится духовное место, где находятся важные святыни: чудотворная икона Казанской Богоматери и музей Феофана Затворника.

Свято-Успенский Вышенский монастырь Рязанской области

Посещая этот ансамбль святых мест, туристы получают подпитку и зарядку душевных сил. Монастырь ранее был мужской, теперь здесь восстановлен женский с 90-х годов.

История

История монастыря насчитывает несколько сотен лет, за это время случалось многое. И падения, разорения и расцвет епархии. Доподлинно не известна точная дата основания, но преданиям и летописям произошло это примерно в 16-17 веках.

Первое время строил и смотрел за угодьями иеромонах Тихон. Постепенно количество построек росло. Особый расцвет пришелся на 19 век. В это время построили каменную четырех ярусную колокольню и Троицкий храм, кельи из камня и ограда с башнями.

В монастыре оп сей день хранится икона Казанской Богоматери. Ее завещали передать монастырю монахиня Тамбовского монастыря. Во второй половине 19 века на территории были сооружены богадельня, аптека, гостиницы для паломников, местная пекарня, братский корпус, конюшни и подворье. Именно тогда появился крестный ход из села Выша до Моршанска и Тамбова с иконой.

Но в 20 веке монастырь прекратил свое существование, все ценности вывезены, монахи распущены, библиотека переведена. Возрождение началось только в начале 90-х годов. На сегодня большая часть исторических построек реконструирована.

Особенности

Монастырь постороен в очень живописном месте. Территория ухоженная, с зелеными газонами, цветниками. Ансамбль включает следующие здания:

· Казанского собора,

· Успенской церкви,

· Христорождественского собора,

· колокольню,

· домовую церковь Феофана,

· церковь Богоявления Господня,

· и прочие небольшие постройки вроде постоялого двора, трапезную разные гостиницы, кельи, некрополь и другие хозяйственные постройки.

Большая часть храмов и построек до сих пор находятся на реставрации, но это никак не мешает посетителям.

Туристам можно остановится в местных гостиницах, а монахи предложат скромную трапезу. Путники смогут перекусить похлебкой с картошкой и компотом. Еда довольно скудная, но здоровая, из продуктов, выращенных монахинями на хоздворе.

Совет

Кстати, не далеко от монастыря находится усадьба Нарышкиных. Место историческое, очень впечатляющее и красивое. Однако оно в полном запустении.

Также желающие могут посетить музей, посвященный жизни и труду Феофана Затворника. Там хранятся его личные вещи, древние иконы и книги.

Посетите это место духовного просвещения, здесь вы сможете найти ответы на многие волнующие вопросы.

Как добраться

Находится монастырь в селе Выша Шацкого района в Рязанской области. Чтобы попасть в него стоит добираться сначала до Рязани, затем на рейсовом автобусе с автовокзала «Центральный» до города Шацка, а затем на маршрутном такси можно доехать до села Выша.

https://www.youtube.com/watch?v=9AxcJ2sZQso

Если ехать на своем транспорте, то монастырь расположился в 25 километрах от Шацка. Ехать нужно по трассе М5 по направлению до этого города. Его нужно проехать и взять курс на Конобеево. Как только доберетесь до данного населенного пункта, необходимо повернуть направо, ехать до перекрестка и свернуть еще раз вправо по указателям к Быковой горе, после этого ехать нужно только прямо.

Архитектура

МонастырьСвятыня или храмПамятник историиДостопримечательности

Оснащение мест

Информационные стендыАдминистрация

Населенные пункты

Посёлок

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку(0)

Источник: https://travel70.ru/vyshinskij-monastyr-rjazanskaja-oblast/

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно – недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.

Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет.

При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.

К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.

Перестройка монастыря

В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново.

При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями.

И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Казанский собор

К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор.

К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля.

Казанский собор – явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Читайте также:  Благодарственные молитвы по святом причащении - до и после исповеди и причастия

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку – шесть тысяч рублей – поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

Обратите внимание

В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями.

Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб.

Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе», – отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.

Внутри Казанского собора Вышенского монастыря

Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря – сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия – высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.

И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх – два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма – с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом – рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева – чудотворная икона Божией Матери Казанская Вышенская. Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это – историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.

Собор Рождества Христова Вышенского монастыря

Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.

И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый – во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище…

Важно

В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз – а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года.

Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.

Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма.

Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось.

Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyato-uspenskij-vyshenskij-monastyr.html

Вышенский Успенский монастырь

Успе́нский Вы́шенский (Вышинский) монасты́рь — женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви, ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.

Находится в селе Выша при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.

Монастырь в XVII—XVIII веках

Основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы).

Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте.

Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев).

Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново.

При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Совет

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария Ивановна Аденкова).

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года — через несколько дней после его смерти.

Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый — Владимирской иконе Божией Матери.

Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новых строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При архимандрите Аркадии (Честонове) построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

В 1874—1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр.

103 есть абзац: “Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка.

Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов.

“Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Обратите внимание

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Здания монастырского ансамбля

Настоятельница монастыря — игуменья Вера (в миру Ровчан Татьяна Анатольевна, в девичестве Черезова)

Источник: https://tropki.ru/rossiya/ryazanskaya-oblast/vyshenskiy-uspenskiy-monastyr

Ссылка на основную публикацию