Высоко-петровский монастырь, россия, город москва

ТУРЫ.ru

Петровский, или как его еще называют Высоко-Петровский монастырь в Москве принадлежит к числу старейших монастырей столицы. Территория монастыря протянулась на целый квартал между Петровкой, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них, обитель была основана в 1325 году, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву.

Это способствовало объединению русских земель вокруг Москвы, и было основной целью князя. У этой версии существует и легенда, объясняющая выбор места для строительства монастыря.

Будто бы за несколько дней до кончины святого митрополита Петра князь проезжал мимо того места, где стоит нынешний Петровский монастырь. Здесь высилась гора, укрытая снегом. Прямо на глазах князя Ивана снег сошел, а затем и гора исчезла.

В ответ на удивительный рассказ князя митрополит Петр ответил: & #8243;Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни& #8243;. И будто бы в память об этом событии Иван Калита выстроил на этом месте храм в честь Боголюбской иконы Божией матери.

Обратите внимание

По второй версии – монастырь был основан самим митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, и поначалу назывался Петропавловским, а в начале 16 века был переосвящен во имя своего создателя, святителя и митрополита Московского Петра.

И существует третье предположение, которое говорит, что Петровский монастырь был основан Дмитрием Донским, построившим его на месте старой Боголюбской церкви времен Ивана Калиты или возобновил обитель после Куликовской битвы в 1380 году.

В Петровском монастыре, в первом из всех московских монастырей был введен общежитный устав, сделал это архимандрит монастыря Иоанн.

По еще одному преданию, местность, на которой был основан монастырь, в древности была селом Высоцким или Высоким, которое находилось на берегу реки Неглинной, и, возможно, принадлежало самому боярину Кучке, и вплоть до конца 16 века не входила в городскую черту.

Здесь, & #8243;на Петровке& #8243;, располагались имения состоятельных и влиятельных государственных деятелей того времени: князей Щербатова, Гагарина, губернатора Москвы князя Ромадановского и других. Когда реку Неглинную заключили в трубу, улица Петровка превратилась в престижную улицу, которая соперничала с Кузнецким мостом.

С самого начала Петровский монастырь был одним из монастырей-сторожей, расположенных у северных границ Москвы. Обитель понесла большой урон от татарских полчищ, а в 1492 году пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново.

В 1514 году старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра.

Судя по всему, заказ на перестройку собора исходил от царственной особы, об этом свидетельствует и участие популярного в те годы архитектора Фрязина.

В старые времена мимо Петровского собора проходила дорога на Божедомку, к & #8243;убогому дому& #8243;, куда собирали тела безвестных, самоубийц и скончавшихся насильственной смертью, и там погребали на погосте. В 17 веке из Петровского монастыря дважды в год отправлялся крестный ход. Священнослужители отпевали всех умерших и совершали все необходимые церковные ритуалы.

В конце 17 века по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных – родственников по линии его матери. С Нарышкиными связано и обновление монастыря в конце 17 века, известно, что семейство жертвовало монастырю значительные средства.

Важно

Принимал живое участие в судьбе монастыря и император Петр Великий. По указу императора в память о его спасении от заговора царевны Софьи в 1689 году, здесь была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее была основана и церковь Толгской иконы Божией Матери, после революции поступившая в Третьяковскую галерею.

В 1690 году на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм. Одновременно со строительством храма у монастыря появились каменные стены, сохранившиеся до наших дней.

По указу Петра I Петровскому монастырю было передано конфискованное имущество некой Мавры Замыцкой – вдовы царского стольника, также в обитель был передан портрет шелка патриарха Никона во весь рост, выполненный из натурального шелка, принадлежавший опальному князю Василию Голицыну.

В 1812 году каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты, ожидая обнаружить в них несметные сокровища. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

После революции 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры, а в 1926 году был окончательно закрыт. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная.

В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.В 1950-х годах в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. Наконец, в 1990-х годах обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет.

43_petrovsky_monastery.htm

Источник: https://www.tury.ru/otzyv/id/204977-rossiya-moskva-vysoko—petrovskiy-monastyr

Москва. Высокопетровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Адрес: г. Москва, ул. Петровка, д. 28

Высокопетровский монастырь (по материалам книги “Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.”):

От названия Высокопетровского монастыря происходят названия улицы Петровки и Петровского бульвара.

Впервые этот монастырь упоминается в летописях в 1377 году. Согласно преданию, обитель была основана в селе Высоком в 1330-х годах по указу московского князя Ивана Калиты в память о митрополите Петре — первом из русских митрополитов, избравшем местом своего пребывания Москву. В самом начале монастырь назывался Петропавловским (он был возведен во имя Святых апостолов Петра и Павла).

В XV-XVII веках Высокопетровская обитель, окруженная каменными стенами при Дмитрии Донском, являлась одним из главных звеньев северного оборонительного пояса Москвы.

В 1680-1690-х годах монастырь был заново отстроен на средства бояр Нарышкиных, главным образом матери Петра I — Натальи Кирилловны, братьев которой убили во время Стрелецкого бунта 1682 года и похоронили в этом монастыре.

С тех пор обитель стала считаться родовой усыпальницей Нарышкиных.

Совет

В прошлом Высокопетровский монастырь слыл очень богатым. К концу XVII века он имел свыше 500 крестьянских дворов, в 1744 году — около 6000 крепостных крестьян. В XIX веке монастырь владел многими московскими торговыми лавками и доходным домом на улице Петровке.

До 1903 года в монастырских зданиях помещалась Епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения и Духовно-цензурный комитет.

После 1917 года Высокопетровский монастырь служил местопребыванием архиереев, изгнанных со своих мест советскими властями, и архиереев, вернувшихся из ссылки. В 1926 году монастырь упразднили. Последняя его церковь была закрыта в 1929-м.

В ансамбле монастыря за его высокими кирпичными стенами до сего дня сохранились: уникальная по архитектурным формам 8-лепестковая в плане церковь Петра Митрополита, построенная в 1517 году архитектором Алевизом Новым (перестроенная в 1686 году); богато декорированная в духе московского барокко церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери (Боголюбский храм), построенный в 1685 году по приказу Петра I над захоронением братьев его матери — Нарышкиных. Пятикупольный в форме куба Боголюбский храм являлся усыпальницей Нарышкиных. У юго-западного угла храма находится часовня над могилой К.П. Нарышкина — деда Петра I.

Сохранилась и церковь Сергия Радонежского, построенная в 1694 году в память о пребывании Петра I в 1689 году в Троице-Сергиевом монастыре. Эта церковь, как и Боголюбский храм, пятикупольная, в форме куба.

С 1694 года при парадном входе в монастырь до сих пор стоит надвратный многоярусный купольный храм-колокольня; в нижнем ярусе колокольни находятся Покровский храм, храм во имя Толгской иконы Божией Матери (Толгский храм) и храм во имя святого Пахомия. Большую историческую ценность представляют «палаты Нарышкиных» — братский монастырский корпус 1690 года постройки и того же времени корпус монастырских служб.

В 1950-х годах в Высокопетровском монастыре начались реставрационные работы. Его здания и храмы были переданы различным учреждениям культуры и Литературному музею.

В 1992 году возобновились богослужения в церкви преподобного Сергия Радонежского. В 1994 году Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал распоряжение о передаче Высокопетровского монастыря Русской православной церкви, и с тех пор обитель стала патриаршим подворьем.

Обратите внимание

Сегодня здесь находится Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви и Российский православный университет имени Иоанна Богослова.

Высокопетровский монастырь (по материалам книги “100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.”):

Высокопетровский монастырь расположен в Москве, на улице Петровка, 28. Обитель была основана в селе Высоком (которое позже вошло в пределы Москвы) в XIV в.

во имя апостолов Петра и Павла (как полагают исследователи, не позже 30-х гг. XIV в. при жизни митрополита Петра).

(Митрополит Петр (? -1326) — митрополит Киевский и всея Руси, святитель, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребыване в Москве.)

Основание обители приписывают великому князю Иоанну (Ивану) Калите. Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 г.

, великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Высокой слободы, принадлежавшей, по преданию, боярину Кучке, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора.

Когда князь поделился увиденным с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, а поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя.

Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на этом месте церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершилось в 1379 г. Несколько позже вокруг церкви возник монастырь, основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты -Дмитрию Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 г.

При Василии III монастырь был значительно перестроен, на месте разобранного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери был сооружен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1514-1517 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин вместо деревянного построил каменный храм во имя святителя Петра.

В 1612 г. монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами.

В 1680-1690 гг. указами Петра I на средства из государственной казны и за счет личного вклада бояр Нарышкиных на месте деревянных были построены каменные строения: в северном, парадном, дворе — собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1686), храм во имя Св.

преподобного Сергия Радонежского (1690-1692, перестроен в 1702 г.

), Святые врата с надвратным храмом Покрова Пресвятой Богородицы и двухъярусной колокольней над ним (1690-1696), настоятельский корпус (1688-1690); в южном, хозяйственном, дворе — братские кельи с храмом для монашествующей братии (1690-1692), служебный корпус (1690).

Важно

Территория монастыря была огорожена мощной стеной, замыкавшей архитектурный ансамбль, созданный по замыслу Петра I и его матери — Н.К. Нарышкиной, и послуживший Петру I опытом, использованным самодержцем при закладке новой столицы — Санкт-Петербурга.

К концу XVII в. обитель имела свыше 500 крестьянских дворов, в 744 г. — около 6 тыс. крепостных, в XIX в. владела торговыми лавками, доходным домом на улице Петровке. До 1903 г. в монастырских зданиях помещались епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения, склад отдела этого общества по распространению духовно-нравственных книг и Духовно-цензурный комитет.

К 1907 г. в Высокопетровском монастыре находились архимандрит, четырнадцать монахов и два послушника. В обители было семь храмов с восемью престолами.

Читайте также:  Икона божией матери «неувядаемый цвет»

В монастыре хранились Боголюбская икона Божией Матери, Влахернская, Казанская и Толгская иконы Богоматери. После 1917 г.

Высокопетровский монастырь служил местопребыванием архиереев, лишенных кафедр по настоянию властей, а также вернувшихся из ссылки. В 1926 г. монастырь был упразднен (последняя церковь закрыта в 1929 г.).

С целью сохранения памятника архитектуры в 1959 г. постановлением правительства монастырь был передан в ведение Министерства культуры СССР, которое до 1992 г.

выполняло внешние реставрационно-восстановительные работы, а помещения использовало для размещения государственного литературного музея, хореографического ансамбля «Березка», а часть храмов и зданий использовало как запасники для хранения произведений изобразительного искусства.

Ансамбль монастыря был во многом воссоздан в первозданном облике времен XVII-XVIII вв. В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Совет

Сегодня в монастыре сохранились следующие храмы: уникальная по архитектурным формам восьмилепестковая в плане церковь митрополита Петра (1514-1517 гг., архитектор Алевиз Фрязин Новый; перестроена в 1686 г.); богато декорированная в духе московского барокко церковь во имя Боголюбской иконы Богоматери (1684-1687 гг.

, служила родовой усыпальницей Нарышкиных; у ее юго-западного угла — часовня над могилой К.П. Нарышкина, в монашестве Киприана, деда Петра I); трапезная церковь во имя Святого преподобного Сергия Радонежского (1690-1694 гг., построена в память пребывания Петра I в Троице-Сергиевом монастыре в 1689 г.

); надвратная церковь преподобного Пахомия Великого (1753-1755 гг., возможно, архитектор Д.В. Ухтомский); церковь во имя Толгской иконы Богоматери (1744-1750 гг., возможно, архитектор И.Ф. Мичурин); надвратная колокольня с церковью Покрова (1690-1694 гг.), венчающая парадный вход в обитель; братский корпус («палаты Нарышкиных», 1690 г.

); корпус монастырских служб (90-е гг. XVII в.). В 1992 г. возобновлено богослужение в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.

Первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, известная с 1634 г., находилась на месте теперешнего Боголюбского храма, в связи со строительством которого и разобрана. Четверик нынешней Покровской церкви, без выступающего алтаря, окруженный гульбищем, расположен над трехпролетными проездными воротами.

Над храмом — восьмигранная колокольня с двумя ярусами открытых звонов, завершенная куполом с главкой на стройном барабане. Святые ворота строились с 80-х гг. XVII в. Объем церкви возведен около 1691 г., а колокольня завершена в 1694 г. Церковь упразднена после разорения в 1812 г., возобновлена только в 1865 г. Закрыта советской властью в 1927 г.

Вновь освящена в середине 90-х гг. XX в. Интерьер восстановлен в керамике.

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1686) — бывшая усыпальница восемнадцати усопших из рода Нарышкиных, в том числе К.П. Нарышкина и его жены Анны Леонтьевны — деда и бабки Петра I.

Собор двухсветный, бесстолпный, пятиглавый четверик и прилегающая трапезная, стоящие на низком подклете. Закрыт в 1929 г. — последним из монастырских храмов.

Церкви собор не возвращен, и сегодня используется как государственный запасник произведений изобразительного искусства.

С 1992 г. в храмах монастыря происходят богослужения. В 1993 г. Высокопетровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья.

Источник: https://rus-towns.ru/moskva-vysokopetrovskij-monastyr/

Высоко-Петровский монастырь

0 10412

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна.

Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю.

Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве.

Обратите внимание

Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое.

Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве.

Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого.

Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый).

Важно

В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I.

Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/vysoko-petrovskij-monastyr/

Высоко-Петровский монастырь

Что мы посещаем в новых городах первым делом? Конечно же, храмы. Даже если мы далеки от религии, то все равно — из любопытства или интереса к архитектуре — зайдем в величественный собор Рима или маленькую приземистую церквушку где-нибудь на Русском Севере. По крайней мере, я всегда так поступаю в путешествиях.

Величие Сан Пьетро или тишина Соловецкого монастыря вдохновляет и дает пищу для размышлений. В Москве насчитывается около тысячи храмов, и самые главные из них прекрасно всем известны. А вот Высоко-Петровский монастырь знают немногие, хоть и расположен он в самом сердце нашего древнего города.

Почему так получилось? Что скрывается за толстыми монастырскими стенами красного кирпича? По моему мнению, Высоко-Петровский монастырь — одно из мест силы в современной Москве.

Даже когда на Тверской сотни автомобилей стоят в пробке, а на Красной площади проходит очередной концерт, здесь, на старинной улице Петровке, тихо и малолюдно. Попробуем разобраться, почему.

История Высоко-Петровского монастыря в Москве

До конца точно не известно, кто основал Высоко-Петровский монастырь. Возможно, это был митрополит Киевский и всея Руси Петр. А возможно, Иван Данилович Калита, который сейчас причислен к лику святых. Именно он укрепил и сплотил Московское княжество.

По легенде, князю было видение, после которого он построил храм и назвал его в честь митрополита Петра — Петропавловским. Есть еще и третья версия его возникновения: якобы Дмитрий Донской, вернувшись с Куликовской битвы, заложил на пересечении улицы Петровки и Петровского бульвара храм в знак победы русской армии.

Так или иначе, в 1315 году храм возвели. Вокруг него появлялись здания, и постепенно место стало не просто храмом, но монашеской обителью.

У Петропавловского храма была непростая судьба. Впрочем, в те времена, когда Москва была деревянной, многие городские постройки подвергались опасности. Так, в конце 15 века, после очередного вражеского набега, сгорела половина города, в том числе и храм. Летом 1517 года церковь восстановили в камне.

Совет

Как раз тогда впервые храм назвали тем именем, с которым он дошел до наших дней: Высоко-Петровский. Век спустя, когда из Москвы изгнали польских интервентов (они тоже нападали на монастырь), здания обнесли каменной стеной. В этом кадре она хорошо заметна, это вид с улицы Петровки.

Кстати, Петровка и окрестные улицы (Петровские линии, Петровский бульвар) получили свои названия именно благодаря Высоко-Петровскому монастырю.

Монастырь получил статус ставропигиального, это во все времена считалось очень важным и почетным для обители. К примеру, на сегодняшний день в России всего 33 ставропигиальных монастыря. Давайте разберемся, что же это означает.

Статус ставропигиальных присваивают только православным монастырям, соборам, лаврам и даже духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти. Такие религиозные учреждения подчиняются напрямую патриарху.

В переводе с греческого языка «ставропигиальный» буквально означает «водружение креста» — подразумевается, что крест на вершину собора устанавливается лично патриархом. По крайней мере, так было раньше.

Пожалуй, наиболее известным нам ставропигиальным собором является Свято-Троицкий. Он расположен в Троице-Сергиевой Лавре.

Но вернемся к Высоко-Петровскому монастырю. В конце 17 века он начал чувствовать себя еще лучше благодаря Кириллу Нарышкину, деду Петра Великого. На самом деле Кириллу Полуэктовичу здорово повезло в жизни. Он родился под Тарусой, был женат на помещице, а сам имел звание ротмистра, принимал участие в войнах и дослужился до главы стрелецкого полка.

Дальнейшую судьбу их семьи решил удачный брак его дочери Натальи Кирилловны с — ни много, ни мало — царем Алексеем Михайловичем (для него это был уже второй брак). Незадолго до рождения внука (будущего императора Петра Первого) Кирилл Полуэктович был пожаловал в дворяне, а вскоре и в бояре. А вот портрет Натальи Кирилловны, матери Петра.

Так какую же роль сыграли Нарышкины в жизни Высоко-Петровского монастыря?

Обратите внимание

Дело в том, что усадьба Нарышкиных располагалась совсем рядом со стенами монастыря. А все семейство было так обрадовано рождением наследника, маленького Петеньки, что дед подарил зятю усадьбу. Но так как зятем был царь, и очередная усадьба ему, видимо, была ни к чему, он передарил ее монастырю.

И территория обители выросла сразу в два раза. Любопытно, что спустя десяток лет в стенах монастыря были похоронены почти все члены семьи Нарышкиных.

Петр Первый (когда уже стал правителем Российской Империи) завершил строительство Боголюбского храма на территории обители и сделал его фамильной усыпальницей своих предков по материнской линии.

Также благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними — получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.

В последующие пятнадцать лет монастырь жил своей тихой размеренной жизнью, пока не наступил 1812 год. Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни.

Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты.

К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.

К началу непростого для церкви 20 века Высоко-Петровская мужская обитель насчитывала 15 насельников (так называют монахов, которые проживают в монастыре постоянно). Это всего в три раза больше количества храмов на территории обители.

Важно

К слову, сейчас на территории монастыря расположено пять церквей и соборов: церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Петра и Павла, собор святителя Петра Митрополита, собор Боголюбской Божьей Матери и церковь Толгской Божьей Матери.

Читайте также:  Свято-троицкий кафедральный собор (саратов), россия, город саратов

В кадре главный собор монастыря и один из самых необычных по своей архитектуре — собор Петра Митрополита. Он стал первым многолепестковым храмом на Руси.

Еще тут есть часовня Казанской иконы Божией Матери и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А меня больше всего впечатляют красные кирпичные стены и фасад обители. Даже если просто спешу куда-то по Петровке, всегда ими любуюсь.

Возвращаемся в 1917 год. После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.

А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод.

В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело.

Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация. Внутреннее «убранство» собора выглядит так.

В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.

Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол — «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.

Что посмотреть в Высоко-Петровском монастыре

Сейчас на территории Высоко-Петровского монастыря действуют несколько храмов и церквей, я уже перечислила их выше. В них регулярно проводятся богослужения и отмечаются религиозные праздники.

Несмотря на разрушения, которые монастырь претерпел в Советские годы, в храмах обители сохранились ценные святыни. В числе наиболее интересных я бы отметила главную святыню монастыря — мощи Святителя Петра (помните, что по одной из версий именно он был основателем обители?).

Мощи хранятся в ковчеге (он стоит в храме Сергия Радонежского), который монастырю подарил Патриарх Кирилл. Каждую субботу ковчег выносят, чтобы желающие могли поклониться ему. Патриарх также передал обители крест с частицей Креста Господня.

На этом кресте, по христианскому вероучению, распяли Христа.

Совет

Также в храме Сергия Радонежского хранятся мощи Святых апостолов Петра и Павла, а еще — самая важная и почитаемая икона Высоко-Петровского монастыря, ростовая икона Святого Петра.

В 2000-е годы благотворитель преподнес монастырю подарок: частицы мощей Серафима Саровского в шкатулке, лоскут мантии старца и кусок валуна. Как гласит легенда, на этом камне святой молился ровно тысячу дней и ночей.

А шкатулка много путешествовала, попадала в руки к разным людям и, наконец, оказалась у антикваров, которые и передали ее монастырю.

Очень символично, что обитель получила такой подарок в год столетия со дня прославления преподобного Серафима.

Даже людям не воцерковленным известна история, как Святой Серафим Саровский кормил из рук дикого медведя. Зверь приходил к монаху из леса, а тот угощал его хлебом. Никто не мог поверить, что дикое животное не трогает святого. Этот сюжет нашел отражение во многих произведениях искусства.

Есть в монастыре и фрагмент мощей Святого Сергия Радонежского. Верующие люди всегда могут приехать в обитель и помолиться в любой церкви. Чтобы прихожанам было проще узнавать все о событиях, происходящих в монастыре, насельники стараются идти в ногу со временем. У обители есть свой сайт, страница в Instagram и других социальных сетях.

Там пресс-служба монастыря рассказывает подписчикам о мероприятиях, делится ретро фотографиями и даже иногда выкладывает видео. На сайте вы найдете информацию о священниках, игуменах и архимандритах обители, посмотрите презентацию, ознакомьтесь с подробным расписанием богослужений.

Уточнить расписание служб можно и по телефону: +7 495 623 7580.

Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Мне больше всего нравится бывать здесь на закате. В это время суток тени от древних деревьев красиво ложатся на церкви, а красные стены кажутся еще ярче.

Где находится Высоко-Петровский монастырь

Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.

Точный адрес — ул. Петровка, 28/2.

Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.

Обратите внимание

Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.

Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста — сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом — вправо по Петровке.

Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года — Фирсановский, по имени его основателей) — это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.

В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.

Вообще Тверской район Москвы, в котором расположен Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, мой любимый.

Он примечателен с исторической и архитектурной точки зрения, здесь проходит главная городская артерия — улица Тверская, есть хипстерский сад Эрмитаж, а еще — усыпанные зданиями в стиле конструктивизм Тверские-Ямские улицы. Я уверена, что после посещения великолепного Высоко-Петровского монастыря каждый придумает маршрут себе по душе.

Источник: http://travelask.ru/russia/moscow/vysokopetrovskiy-monastyr

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, благодаря решению которого поселиться в Москве. Он перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего наш город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси, стал столицей Российской державы.

Строителями и благотворителями монастыря были святые благоверные князья Иоанн Калита и Дмитрий Донской, Великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, бояре Нарышкины, святитель Филарет, митрополит Московский.

В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и Тихон, Патриарх Московский, исповедник. Святитель Петр, первый в числе московских святителей, чьи святые мощи покоятся в алтаре Успенского собора Московского Кремля.

Важно

Благодаря частому посещению монастыря членами царской семьи в конце XVII – начале XVIII века обитель стали называть «государевым богомольем».

История обители неразрывно связана с историей Москвы и нашего Отечества.

Братия монастыря возносила молитвы о Первопрестольном граде, о благоденствии государства Российского, о победе русских воинов, сражавшихся за наше православное Отечество, обо всех православных христианах.

С 1918 года монастырь упразднен революционной властью. При богоборческой власти в монастыре продолжала действовать одна из крупнейших монашеских общин втайне от властей. В 1929 году на его территории закрыт последний храм.

С 1991 года в храмах обители возобновились богослужения. 10 октября 2009 года решением Священного Синода в обители была возобновлена монашеская жизнь.

По благословению Священно архимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Наместником монастыря назначен епископ Зарайский Меркурий.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами ее основателя святителя Московского Петра, Чудотворца.

Архитектурный ансамбль

За свою историю архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря его старинные постройки храмы и церкви перестраивались и восстанавливались.

Ансамбль этой древнейшей обители формировался с XIV до середины XVIII веков и представляет собой сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

Собор святителя Петра

Собор во имя святителя Петра митрополита (XIV-XVI вв.). Первым зданием на этом месте был деревянный храм, который был заложен святителем Московским Петром, Митрополитом Русским, в 1315-1317 гг.

и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный собор в честь святителя Московского Петра был построен в 1514-1517 гг.

итальянским архитектором Алевизом Фрязиным строителем Архангельского собора Московского Кремля.

Совет

В 1690 году по указу юного Петра I собор был несколько перестроен и переосвящен в присутствии царей Петра и Иоанна. В 1960-80-х гг. при реставрации под руководством архитектора Б.П.

Дедушенко собору был возвращен внешний вид, соответствующий времени его создания.

Главные святыни собора – храмовая икона святителя Московского Петра с частицей его святых мощей, частица мощей священномученика Фаддея Тверского.

Боголюбский собор

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Первый деревянный храм на этом месте был построен в 1382 году по указу святого благоверного Великого князя Дмитрия Донского. Спустя три столетия в 1684-1690-х гг.

храм был перестроен в стиле раннего «нарышкинского» барокко по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 года.

Позже Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей местом упокоения более двадцати представителей бояр Нарышкиных, предков и родственников, в том числе деда и бабки императора Петра I.

В 1812 году храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено. В 1924-1929 гг.

богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 году храм был закрыт.

В богоборческое время надгробия из храма были удалены, храм был осквернен и перестроен. В настоящее время богослужения в храме не совершаются.

Толгская церковь

Храм в честь Толгской иконы Божией Матери. Храм построен в 1744-1750 гг. на средства статс-дамы А.Н. Нарышкиной в стиле классического барокко.

Посвящение храма Толгской иконе связано с почитанием этого образа в семье Нарышкиных, так как именно в день ее празднования в 1689 году царь Петр I и царская семья были спасены в Троице-Сергиевом монастыре от покушения стрельцов.

В 1812 году между храмом и колокольней хоронили тела москвичей, застреленных по приговору наполеоновского маршала Мортье, назначенного губернатором Москвы, чья резиденция располагалась в обители.

В настоящее время в храме совершаются богослужения. Главная святыня храма – почитаемая Толгская икона Пресвятой Богородицы.

Храм Сергия Радонежского

Трапезный храм сооружен в 1690–94 гг. в благодарность преподобному Сергию за спасение Петра I и всей царской семьи в Троице-Сергиевом монастыре от покушения стрельцов. Строился как уменьшенная копия трапезного храма Троице-Сергиевого монастыря.

В 1836 в храме устроены приделы во имя святителей Алексия Московского и Митрофана Воронежского (в настоящее время приделы не восстановлены). Храм закрыт для богослужений в 1924 г. В богоборческое время храм был перестроен. В нем располагались светские учреждения.

Богослужения возобновлены в 1992 году.

Обратите внимание

Главные святыни храма – икона свт. Петра Московского с частью его святых мощей, частицы мощей свт.

Спиридона Тримифунтского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Анзерского, икона святых Первоверховных апостолов Петра и Павла с частицами их мощей, ковчег с частицами мощей всех Киево-Печерских преподобных, чтимые иконы Пресвятой Богородицы – Казанская и Толгская, икона Собора новомучеников и исповедников Высоко-Петровского монастыря.

Колокольня с Покровской церковью

В ансамбль Высоко-Петровского монастыря также входят Святые врата с Покровской церковью и колокольней построенные в 1690-96 гг., Настоятельский корпус (1690 г.), Доходный дом (1901 г.).

Справа от входа в Боголюбский собор расположена Часовня-усыпальница Нарышкиных XVIII век. Братские кельи с Нарышкинскими палатами (1690 г.).

Читайте также:  Анафора (евхаристический канон) святителя иоанна златоуста. служба

В восточной части обители находится надвратная церковь святого Пахомия Великого построенная в 1750-53 гг., позднее освященная во имя святых апостолов Петра и Павла.

В южной части Высоко-Петровского монастыря расположен Служебный корпус (1690 г.).

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно.

Храм в честь Толгской иконы Божией Матери открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в 15:00 читается акафист перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы.

Молебен перед святыми мощами святителя Петра Московского в будние дни в 08:00.

Память об основателе монастыря Святителя Московского Петра, Чудотворца празднуется 21 декабря/3 января, 5/18 октября, в соборе Московских святителей, и 24 августа/6 сентября, в день перенесении мощей.

Божественная литургия в будние дни в 09:00, в воскресные дни и двунадесятые праздники в 09:30.

Вечерние богослужения в 17:00.

Источник: http://www.booking-airport-taxi.ru/vysokopetrovskiy.htm

Москва. Высокопетровский монастырь

Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита.

Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского.

В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь.

Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя.

В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году.

Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты.

В XV-XVII веках Петровский монастырь постепенно расширялся, входил в северную линию монастырей-форпостов столицы. В конце XVI века, после строительства стен Белого города, он оказался в черте Москвы.

Обитель пользовалась вниманием знати и царствующих особ: в 1505-1517 годах ее перестраивал великий князь московский Василий, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья фамильная усыпальница находилась в Боголюбской церкви.

Здесь, в частности, похоронены были Иван и Афанасий Нарышкины, дядья Петра I, убитые во время стрелецкого бунта 1682 года, дед Петра Кирилл Нарышкин. Некогда камни монастырского кладбища хранили память и о других старинных московских родах — Бутурлиных, Нащекиных, Свиньиных.

Важно

Главными святынями монастыря, в котором в начале XX века действовало шесть храмов, были Боголюбская, Влахернская и Владимирская, чудотворная Казанская и Толгская иконы Богоматери.

По средам перед Казанской и по воскресеньям перед Боголюбской иконами служили соборные акафисты.

В монастыре бережно сохраняли три иконы и портрет патриарха Никона, поступившие в обитель в 1690 году из дома сосланного Петром боярина Василия Голицына.

Несмотря на благоволение сильных мира сего, Петровский монастырь не раз страдал от пожаров — в 1493 году, в XVII столетии… Его ограбили и осквернили французы в 1812-м.

У колокольни похоронили москвичей, расстрелянных по приговору французского трибунала. Числился монастырь сначала в Патриаршем, затем в Синодальном ведомстве.

В 1764 году его возвели во второй класс и причислили к ставропигиальным, но в 1775-м передали в Московскую епархию. Архимандрит его по указу Св.Синода носил мантию со скрижалями.

Петровский монастырь был довольно богат. В 1678 году он владел 519, а в 1700-м — 612 крестьянскими дворами.

В середине XVIII столетия обитель имела 5998 душ крестьян, к ней приписаны были Льгов монастырь под Рыльском и Медвежья пустынь близ Дмитрова.

Совет

В начале XX века земельных владений было всего 45 с небольшим десятин, да монастырь получал из казны 1249 рублей 37 копеек в год. В нем жили в то время архимандрит и 14 монахов.

Долгое время в монастыре размещались различные духовные и богоугодные учреждения: в 1771 году, во время чумы, карантин и лечебница, с 1770-х годов по 1903 год — духовный цензурный комитет, склады христианской литературы, епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. Известно, что в конце XIX века художник М. В. Нестеров написал в одной из церквей обители портрет архиепископа Волынского Антония.

После 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, прогнанных властями, а также вернувшихся из ссылки. В 1923 году настоятель архиепископ Варфоломей, викарий Московской епархии, принял в обитель братию закрытой Зосимовой пустыни. Монастырские палаты стали отходить к учреждениям. Затем настал черед храмов: в 1924 году закрыли Сергиевский, в 1926-м — Покровский и Толгский.

В том же 1926 году был закрыт и сам монастырь, но Боголюбская церковь продолжала действовать как приходская. Вскоре в Моссовет поступила жалоба от трех живших по соседству членов ВКП(б): «На бумаге это бывший монастырь, а в действительности остался по-старому… монастырь имеет разлагающее действие… ведет пропаганду против власти».

5 апреля 1929 года президиум Моссовета постановил закрыть Боголюбский собор. Владыка Варфоломей отслужил в нем последнюю вечерню. Собор отдали в аренду «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола, устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов.

Началось разграбление обители: на склад Мосфинотдела вывезли более 300 облачений священников, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Лишь небольшую часть убранства передали верующим и в музеи.

Висячие подсвечники, например, подлежали сдаче в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд… Исторического музея. В 1930-е годы над монастырем нависла даже угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован.

В 1950-е годы началась реставрация монастыря. Его здания отданы были различным культурным учреждениям, в том числе Литературному музею.

Обратите внимание

Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев).

Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы ХVII-Х1Х вв.; ограда 1690-х гг.

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46.

Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время.

Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале ХVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм – собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый.

Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название “Петропавловский” было в ходу до начала ХVIII века.

До самых последних лет ХVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами.

Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам.

В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка.

Важно

Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор.

Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта. В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный “теремок” над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай.

Интересны сами по себе собор Петра Митрополита и храм Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время считалось, что Петровский собор Алевиза Фрязина не сохранился, но в 1979 году реставратор Б.П. Дедушенко убедительно доказал, что он лишь скрыт под слоем переделок нарышкинской эпохи.

А вот Боголюбская церковь служила усыпальницей многим представителям рода Нарышкиных. И строилась-то она над могилами убитых в 1682 году стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных.

В панораме города и улицы Петровки Высоко-Петровский монастырь выделяется силуэтом прежде всего своей ажурной красно-белой колокольней, также выстроенной в “нарышкинском стиле”.

Снова стоит обратиться к истории монастыря. После секуляризации церковных земель 1764 года Высоко-Петровский монастырь, приписанный ко второму классу, распростился со своими угодьями (лишь 50 десятин оставили ему). Внутренняя его жизнь в это время тоже не блистала.

По штату ему полагалось 16 насельников, на деле их было ещё меньше. Да и те чернецы, что имелись, не всегда соответствовали своему званию: документальные источники того времени свидетельствуют о случаях пьянства и воровства среди братии. Немногим лучше обстояло дело и в ХIХ веке.

Обитель долго не могла оправиться после бесчинств, учинённых французами в 1812 году (здесь квартировали наполеоновские кавалеристы, и в Боголюбском храме они например, свежевали туши скота, а у монастырской стены расстреливали москвичей, обвинённых – справедливо, нет ли, кого это интересовало? – в поджогах).

Во второй половине ХIХ века монахи с трудом выдерживали соблазны столичной жизни. Так, в 1870-е годы здешние насельники чуть не сжили со свету прп. Гавриила (Зырянова), имевшего несчастье вызвать их зависть своей благовейной жизнью. О. Гавриилу пришлось покинуть Высоко-Петровский монастырь.

Совет

Краткий расцвет духовной жизни в монастыре пришёлся уже на послереволюционные годы, когда монашеская община, пополнившаяся пришельцами из знаменитой Зосимовской пустыни, разорённой в 1923 году, существовала подпольно (в 1918 году все жилые здания у монастыря отобрали, но храмы ещё оставались “в пользовании” верующих, их реквизировали постепенно, завершив процесс к 1929 году). Это интереснейшая страница в церковной истории Москвы. Интереснейшая и – скорбная, поскольку общину с примерной жестокостью разгромили в 1935 году, а едва ли не все её члены подверглись репрессиям “вплоть до высшей меры наказания”.

В 1991-1992 годах началось постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря. В его зданиях, частично переданных Церкви, разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С 2009 года восстанавливается собственно монашеская жизнь.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №78, 2014 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03404

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector