Преподобный павел препростый

Житие Преподобного Павла Препростого

Память 4/17 октября и 7/20 марта

Он был земледелец. По достижении 60-ти лет, Промыслом Божиим, соделался учеником и сподвижником святого Антония Великого (память 17/30 января и 8/ 21 октября).

Проводя все время в тяжелых иноческих трудах, посте и молитве, он отличался простосердечием, смирением и незлобием.

За свои высочайшие добродетели и неотступное послушание Он получил от Господа дар прозорливости и чудотворений. Скончался в глубокой старости в IV веке.

Преподобный Павел Препростый. Константинополь. 985

Из “Жизни пустынных отцов” пресвитера Руфина

О Павле Препростом

Обратите внимание

Между учениками святого Антония был Павел, по прозвищу “препростой”. Вот что было началом его обращения. Однажды он застал свою жену на месте прелюбодеяния. Не сказав ни слова, он ушел в глубокой печали из дома. Удалившись в пустыню, он долго блуждал там с тоскою в сердце. Достигши обители Антония, он решил остаться здесь по удобству местности.

Явившись к Антонию, Павел стал просить его указать ему путь спасения. Заметив простосердечие пришельца, Антоний сказал ему, что он может достичь спасения, если будет слушаться его внушений. Павел отвечал, что он будет исполнять все, что ему будет приказано. Антоний пожелал испытать твердость его обещания.

Павел стоял у входа в келию, и Антоний сказал ему:

– Молись и ожидай меня здесь, пока я не выйду.

Удалившись в глубину пещеры, Антоний не выходил целые сутки. Незаметно для Павла, он часто смотрел на него из оконца: Павел непрестанно молился и неподвижно стоял на указанном месте, несмотря на зной солнца и холод ночи.

На другой день Антоний вышел из пещеры и стал наставлять его тому, как он может облегчить себе уединение рукоделием.

– Телесный труд исполняется руками, а дело Божие требует созерцания ума и сосредоточенности духа.

Затем Антоний повелел ему пищу принимать под вечер, но запретил наедаться досыта. В особенности советовал воздерживаться от излишества в питье воды, которое возбуждает воображение, подобно тому, как плоть разгорячается от вина.

Подробно наставив, Антоний поселил Павла по соседству с собой, указав ему келию в трех милях расстояния от своего жилища и повелел ему подвизаться, исполняя его наставления. Часто навещая его, Антоний радовался, видя, что он со всем усердием и бодростью исполняет все, чему был научен.

Однажды посетили Антония братия, великие и совершенные мужи. Случилось придти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем.

Павел в простоте сердца спросил: “Кто жил на земле прежде: Христос или пророки?” Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, обычным ему при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой.

Важно

Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келию и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил:

– Скажи мне, зачем ты хранишь молчание?

– Ты, отче, – отвечал Павел,- сказал мне, чтобы я шел домой и молчал.

Антоний был изумлен… Попросту сказанное слово было так свято соблюдено…

– Ну! – воскликнул он. – Он всех нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка…

Желая научить его полному послушанию, святый Антоний обыкновенно запрещал ему спрашивать о цели и причине того, чем испытывалось его послушание.

Так однажды он приказал ему в течение всего дня черпать воду из колодезя и выливать на землю; в другой раз – расплетать и снова сплетать корзины или распарывать одежду и снова сшивать, и снова распарывать, и многое другое в таком же роде…

И научился Павел без всякого противоречия исполнять все, что бы ему не приказывали, хотя бы то и противоречило смыслу… Таким-то образом достиг Павел высоты духовного совершенства. И указывая на него, блаженный Антоний поучал:

“Желающий в возможной скорости достигнуть совершенства, не должен быть ни учителем сам себе, ни следовать собственным желаниям, как бы они ни казались правильными, но, по заповеди Спасителя, – отречься прежде всего от самого себя и отвергнуть свои желания.

Спаситель Сам о Себе сказал: яко снидох с небес не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Иоан. 6, 38). Бесспорно, воля Христа была не противна воле Отца: однако Пришедший научить послушанию не оказался бы послушным, если бы творил Свою волю.

Не тем ли более мы окажемся виновными в непослушании, если будем исполнять свои пожелания? Вот этот Павел образец всем нам! Своим послушанием и простотою духа он достиг столь высокой степени благодатных дарований, что Господь явил чрез него гораздо большие силы, чем чрез самого его наставника”…

И вот по избытку духовных дарований Павла много народа стало стекаться к нему из разных стран для получения исцелений. Блаженный Антоний начал опасаться, как бы он не скрылся в глубину пустыни, избегая докучного многолюдства. Конечно, туда к нему немногие могли бы придти. И повелел он ему оставаться на том же месте, взяв на себя прием приходящих.

Кого же не мог исцелить, тех отсылал к Павлу как получившему от Бога большую благодать исцелений, и Павел исцелял их. Принял он однажды бесноватого, который, подобно бешеной собаке, кусал всякого, подходившего к нему. Усердно молился Павел, да изженет демона, мучившего несчастного. Но исцеление не совершалось…

Павел в простоте своего сердца вдруг, подобно малым детям, воскликнул:

Совет

– Не буду же я есть сегодня, если Ты не исцелишь его!

И Бог послушался Павла, подобно слуге капризного хозяина, и бесноватый получил здравие.

Такую веру и упование на Господа имел Павел!

Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/4-32.html?tmpl=component&print=1

Преподобный Павел Препростой

Всю жизнь Павел обрабатывал землю; до старости прожил он в мире и постоянно, но терпеливо и незлобив, переносил обиды и оскорбления от своей злой и неверной жены. Потеряв, наконец, надежду на ее исправление, Павел так ни разу и не упрекнув жену, покинул дом и ушел странствовать.

Побывав в разных обителях, он прибыл в Африканскую пустыню, где подвизался Антоний Египетский, и поведал ему о своем желании принять иночество.

– Ты не можешь быть иноком, – возразил Павлу великий подвижник, – ты уже стар и не выдержишь скорбной жизни в пустыне; возвращайся лучше в свое селение, к привычному труду и продолжай работать, благодаря Бога.

Но Павел не отступал, обещая исполнять все, что от него потребуется.

– Если хочешь быть иноком, иди в общежительный монастырь – где много братьев, и они снизойдут к твоим немощам. А я здесь живу один, ем через пять дней, и то не досыта,- снова отказал Антоний, запер дверь своей кельи и три дня не выходил.

На четвертый день, отворив дверь, Антоний с удивлением увидел Павла, который все это время не отходил от кельи.

– Старец, уйди отсюда! Я тебе говорю, что тебе нельзя здесь быть, – сказал Антоний.

– Пока не умру, не отойду, – твердо ответил Павел.

Опасаясь, что старец умрет с голоду, Антоний позвал Павла в келью.

– Оставайся, но обещай, что будешь послушен.

Чтобы испытать Павла, он давал ему такие поручения, выполнить которые было не по силам и молодому человеку.

Антоний заставлял старца подолгу стоять под палящими лучами солнца и дожидаться, совершая молитву, пока  он не принесет ему работу; потом, намочив финиковые ветви, заставлял плести веревку, а вечером, когда Павел с трудом заканчивал плетение, заставлял расплетать и плести вновь.

Точно также приходилось Павлу шить, распарывать и снова перешивать одежду, и при этом по нескольку дней оставаться без пищи и, едва уснув, вставать  в полночь и петь псалмы до наступления дня. Ни разу не возроптал Павел, все послушания исполнял без злобы и с усердием. Наконец, пришло время, когда Антоний сказал ему:

– Теперь ты готов испытаниям во имя Господа; живи один.

Неподалеку они выстроили келью, и Павел начал свои подвиги.

Вскоре выяснилось, что Господь даровал старцу чудную прозорливость и благодатную силу исцеления недугов и изгнания злых духов.

Обратите внимание

Однажды он решил навестить братьев в монастыре Писпер. Там как раз начиналась служба и все шли в церковь. Глядя на братьев, Павел видел их души светлыми и радостными, и только один инок шел мрачный, как бы окруженный злыми духами.

Горько заплакав, Павел сел на пороге церкви и стал дожидаться окончания службы. Когда братья стали выходить из церкви, Павел увидел, что тот брат шел уже спокойный и просветленный.

Обрадовавшись, Павел остановил его и при всех спросил:

– Ради общей пользы скажи нам, что так изменило твое настроение?

– В моей душе жил грех, – чистосердечно отвечал инок, – я жил порочно и беззаботно, но когда услышал сегодня в храме из уст пророка слова Господа: «Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло… Тогда придите.

И если грехи ваши будут как багряное, Я их как снег убелю, если будут красны, как пурпур, как волну убелю…», то внезапно почувствовал решимость изменить, исправить свою жизнь…

И теперь обещаю перед всеми, что буду служить Богу от искреннего сердца.

– Видите, братья, – выслушав это признание, радостно сказал Павел, – Господь готов принять каждого грешника, только бы приходили к Нему!..

Было много и других случаев, когда молитва Павла, верующего в Бога в простоте души, производила чудотворное действие. Он прожил долгую жизнь и мирно предал Богу свою душу.  

16 октябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/4359-prepodobnyj-pavel-preprostoj.html

Память преподобного Павла Препростого (IV)

Сей Павел был земледельцем в одном селении. Человек он был неученый, душою же был весьма прост и незлобив. Он вступил в брак с женщиною, красивой лицом, но дурной по своей душе и поведению; долгое время она тайно от мужа вела прелюбодейную жизнь.

Однажды, возвратившись с работы домой, Павел застал жену свою с другим. Тогда, немного усмехнувшись, сказал он прелюбодею:– Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею.

Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом.И тотчас же, оставив все, Павел ушел из дома; никому он при сем ничего не сказал, и порочную свою жену нисколько не укорил, но молча пошел в пустыню.

Там он пришел к преподобному Антонию Великому [1], и постучал в двери его келии. Антоний спросил его:

– Чего ты хочешь?

– Хочу быть иноком.

Антоний увидев, что он уже стар, сказал ему:– Тебе, старец, уже около 60 лет, – не можешь ты быть иноком; возвратись опять в село и исполняй свою работу, благодаря Бога; а пустыннический труд нести и искушений терпеть ты не сможешь.– Отец! Я готов исполнять все то, что ты повелишь.Антоний же, не внимая ему, говорил:– Я сказал тебе, что ты стар и уже не можешь быть монахом. Отойди отсюда.

А если хочешь быть монахом, то иди в монастырь, где живет много братии, могущей переносить твои немощи; а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; посему не можешь ты жить со мною.Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя.

На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал:– Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь.– Умру тут, а не уйду, – ответил старец.

Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: «старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех». Посему он согласился оставить его у себя и сказал:– Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе.

– Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне.Антоний же, испытывая его, сказал:– Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться.Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру.Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте.

Читайте также:  Преподобный савва освященный

Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему:– Плети, старец, веревку так же, как я плету.И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей [2]. Антоний же, посмотрев работу, сказал:– Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова.А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть.

Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал.

Тогда Антоний сжалился над ним, – и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу:– Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба?– Как ты хочешь, отче, – отвечал Павел.Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа.

Важно

Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым.Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту.– Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду.

– Мне довольно, – сказал Антоний, – потому что я монах.– И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.И всегда Павел исполнял все, что ни повелевал ему Антоний.Однажды Антоний велел сшить ему одежду; когда Павел сшил ее, Антоний сказал:– Плохо ты сшил, – распори ее и сшей снова.И вновь сшитую он велел распороть и опять шить.

Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностию исполнял все повеления Антония.Наконец, Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему:– Вот ты уже и соделался иноком во имя Господа Иисуса.

И велел Антоний жить ему в одиночестве, сделав келию для него на расстоянии четырех метаний камнем [3] от своей. И пребывал блаженный Павел близ святого Антония в той отдельной келии, трудясь день и ночь в подвигах иноческих; за сие получил он от Бога власть над духами нечистыми, чтобы изгонять их и исцелять недуги.

Раз к святому Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога.– Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему:– Авва Павел! изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога.

– А ты, отче, почему же не изгнал его?– Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе.И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу:– Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего.Диавол же с бранью ответил:– Не выйду, всезлобный и лживый старик.

Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря:– Выходи, – так повелел тебе святой Антоний.Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал:– Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо.

Но бес, хуля Христа, говорил:Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу:– Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате! Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши.Когда еще говорил он сие, бес начал кричать:– Выхожу, выхожу и не знаю, где буду находиться. И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиною в 70 локтей, и поселился в Чермном море [4]. Так святой Павел победил диавола простотою и смирением своим; ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения, как сей святой Павел.Блаженный Павел имел и дар прозрения. Раз, войдя в один монастырь, встал он у церкви, наблюдая, кто с какою мыслию входит в нее. Была вечерня и все входили в церковь с радостным лицом и просветленною душою, и с каждым из них входил с радостию и ангел хранитель. Один же брат шел в церковь с лицом мрачным, душою озлобленною, будучи окружен бесами, из которых каждый влек его к себе; ангел же хранитель его следовал в отдалении, – в унынии и с плачем. Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате; от великой печали не вошел святой Павел и в церковь, но с плачем сидел вне ее. Когда церковная служба окончилась, то все братия выходили такими же, какими и входили, и свет Божественный озарял их. Увидал Павел и того, который прежде был мрачным; и вот лицо его светилось как бы лицо ангела, и благодать Духа Святого осеняла его, и ангел хранитель радостно поддерживал за руку его; бес же издали рыдал и не дерзал хотя немного приблизиться к нему.Увидав столь быструю перемену, происшедшую с братом, блаженный обрадовался и, остановив его, поведал окружающим о том, что видел и затем спросил брата о причине его внезапного изменения.Тот, видя себя обличенным Божиим откровением, в присутствии всего народа, рассказал о себе все:– Я, – сказал он, – весьма грешен: много лет прожил я до нынешнего дня в беззаконии. Войдя сегодня в церковь, услышал я, что читают книгу пророка Исаии, или лучше, – Самого Бога, через пророка говорящего: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро: и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис. 1:16–18) [5]. Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне духовные очи и, познав свое злодейство и нечестие, я с сокрушением сказал в душе своей Богу: «Ты, Господи, пришел в мир для спасения грешников, как то через пророка Своего Ты мне ныне поведал; исполни сие со мною грешным на деле. Ибо я даю обет отныне, при помощи Твоей, не только никому не делать никакого зла, но и оставить всякое беззаконие и послужить Тебе, Владыко, чистою совестию; только Ты Сам приими меня кающегося и не отвергни меня, припадающего к Тебе. С такими обещаниями, – продолжал он, – вышел я из церкви, решив в сердце своем не грешить более перед Богом.Услышав сие, все громким голосом прославили Бога, принимающего всякого, обращающегося к Нему с покаянием.

Так прозорлив был святой Павел, ибо за простоту свою и незлобие свое он преисполнен был благодати Божией. Да и кто же приятен Богу более незлобивого? «Непорочность и правота, – говорит Господь устами Псалмопевца, – да охраняют меня» (Пс. 24:21).

Преподобный прожил в святой простоте своей много лет и, сотворив много чудес, отошел ко Господу [6]. Тот, кто был на земле простым и неученым, теперь стал премудрейшим на небеси, более всех мудрецов мира сего, и с мудрыми херувимами созерцает он Христа, Божию Силу и Божию Премудрость.

Ибо истинная мудрость в том и состоит, чтобы бояться Бога и в чистоте души и незлобии сердца служить Ему и благоугождать.

Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростого, умудри и нас в исполнении заповедей Твоих.

Совет

Дай нам иметь началом премудрости – страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь.

Примечания: 

[1] Св. Антоний Великий, первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды. Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом. Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105 лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января.[2] Лакоть или локоть – мера длины, равная 10,5 вершкам (полметра примерно).[3] Т.е. на таком расстоянии от своей келлии, на какое можно камнем перебросить четыре раза.[4] Чермное, или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т.е. Палестину (Исх. 14:1–31).[5] («Багряное», т.е. темно-красное). Т.е. смою с вас те греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс.50:9). Бог, по милосердию Своему к людям, прощает их грехи, но под условием только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления.

[6] Прп. Павел скончался в IV веке.

тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо Крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Па́вле, дух твой.

, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Па́вле! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Преподобный леонид устьнедумский

Источник: «Азбука веры» — православный интернет-портал17 Октября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-pavla-preprostogo-iv

Святитель Димитрий Ростовский – Жития святых

Память 4 октября

Сей Павел был земледельцем в одном селении. Человек он был неученый, душою же был весьма прост и незлобив. Он вступил в брак с женщиною, красивой лицом, но дурной по своей душе и поведению; долгое время она тайно от мужа вела прелюбодейную жизнь. Однажды, возвратившись с работы домой, Павел застал жену свою с другим. Тогда, немного усмехнувшись, сказал он прелюбодею:

– Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею. Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом.

И тотчас же, оставив все, Павел ушел из дома; никому он при сем ничего не сказал, и порочную свою жену нисколько не укорил, но молча пошел в пустыню. Там он пришел к преподобному Антонию Великому1, и постучал в двери его келии. Антоний спросил его:

– Чего ты хочешь?

Павел отвечал:

– Хочу быть иноком.

Антоний увидев, что он уже стар, сказал ему:

– Тебе, старец, уже около 60 лет, – не можешь ты быть иноком; возвратись опять в село и исполняй свою работу, благодаря Бога; а пустыннический труд нести и искушений терпеть ты не сможешь.

Но Павел отвечал:

– Отец! Я готов исполнять все то, что ты повелишь.

Антоний же, не внимая ему, говорил:

– Я сказал тебе, что ты стар и уже не можешь быть монахом. Отойди отсюда. А если хочешь быть монахом, то иди в монастырь, где живет много братии, могущей переносить твои немощи; а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; посему не можешь ты жить со мною.

Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя. На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал:

– Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь.

– Умру тут, а не уйду, – ответил старец.

Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: “старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех”. Посему он согласился оставить его у себя и сказал:

– Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе.

Павел ответил:

– Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне.

Антоний же, испытывая его, сказал:

– Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться.

Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру.

Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте.

Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему:

– Плети, старец, веревку так же, как я плету.

И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей2. Антоний же, посмотрев работу, сказал:

– Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова.

А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания.

Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал.

Обратите внимание

Тогда Антоний сжалился над ним, – и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу:

– Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба?

– Как ты хочешь, отче, – отвечал Павел.

Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.

Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа.

Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым.

Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту.

Но тот ответил:

– Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду.

– Мне довольно, – сказал Антоний, – потому что я монах.

А Павел ответил:

– И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.

И всегда Павел исполнял все, что ни повелевал ему Антоний.

Однажды Антоний велел сшить ему одежду; когда Павел сшил ее, Антоний сказал:

– Плохо ты сшил, – распори ее и сшей снова.

И вновь сшитую он велел распороть и опять шить.

Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностию исполнял все повеления Антония.

Наконец, Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему:

– Вот ты уже и соделался иноком во имя Господа Иисуса.

И велел Антоний жить ему в одиночестве, сделав келию для него на расстоянии четырех метаний камнем3 от своей. И пребывал блаженный Павел близ святого Антония в той отдельной келии, трудясь день и ночь в подвигах иноческих; за сие получил он от Бога власть над духами нечистыми, чтобы изгонять их и исцелять недуги.

Раз к святому Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога.

Но Антоний сказал:

– Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему:

– Авва Павел! изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога.

Но Павел сказал:

– А ты, отче, почему же не изгнал его?

Антоний отвечал:

– Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе.

И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу:

– Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего.

Диавол же с бранью ответил:

– Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря:

– Выходи, – так повелел тебе святой Антоний.

Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал:

– Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо.

Но бес, хуля Христа, говорил:

– Не выйду.

Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу:

– Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате! Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши.

Когда еще говорил он сие, бес начал кричать:

– Выхожу, выхожу и не знаю, где буду находиться. И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиною в 70 лактей, и поселился в Чермном море4. Так святой Павел победил диавола простотою и смирением своим; ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения, как сей святой Павел.

Блаженный Павел имел и дар прозрения. Раз, войдя в один монастырь, встал он у церкви, наблюдая, кто с какою мыслию входит в нее. Была вечерня и все входили в церковь с радостным лицом и просветленною душою, и с каждым из них входил с радостию и ангел хранитель.

Один же брат шел в церковь с лицом мрачным, душою озлобленною, будучи окружен бесами, из которых каждый влек его к себе; ангел же хранитель его следовал в отдалении, – в унынии и с плачем.

Важно

Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате; от великой печали не вошел святой Павел и в церковь, но с плачем сидел вне ее. Когда церковная служба окончилась, то все братия выходили такими же, какими и входили, и свет Божественный озарял их.

Увидал Павел и того, который прежде был мрачным; и вот лицо его светилось как бы лицо ангела, и благодать Духа Святого осеняла его, и ангел хранитель радостно поддерживал за руку его; бес же издали рыдал и не дерзал хотя немного приблизиться к нему.

Увидав столь быструю перемену, происшедшую с братом, блаженный обрадовался и, остановив его, поведал окружающим о том, что видел и затем спросил брата о причине его внезапного изменения.

Тот, видя себя обличенным Божиим откровением, в присутствии всего народа, рассказал о себе все:

– Я, – сказал он, – весьма грешен: много лет прожил я до нынешнего дня в беззаконии.

Войдя сегодня в церковь, услышал я, что читают книгу пророка Исаии, или лучше, – Самого Бога, через пророка говорящего: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро: и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю” (Ис. 1:16-18)5.

Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне духовные очи и, познав свое злодейство и нечестие, я с сокрушением сказал в душе своей Богу: “Ты, Господи, пришел в мир для спасения грешников, как то через пророка Своего Ты мне ныне поведал; исполни сие со мною грешным на деле.

Ибо я даю обет отныне, при помощи Твоей, не только никому не делать никакого зла, но и оставить всякое беззаконие и послужить Тебе, Владыко, чистою совестию; только Ты Сам приими меня кающегося и не отвергни меня, припадающего к Тебе. С такими обещаниями, – продолжал он, – вышел я из церкви, решив в сердце своем не грешить более перед Богом.

Услышав сие, все громким голосом прославили Бога, принимающего всякого, обращающегося к Нему с покаянием.

Совет

Так прозорлив был святой Павел, ибо за простоту свою и незлобие свое он преисполнен был благодати Божией. Да и кто же приятен Богу более незлобивого? “Непорочность и правота, – говорит Господь устами Псалмопевца, – да охраняют меня” (Пс. 24:21).

Читайте также:  Преподобный мефодий пешношский

Преподобный прожил в святой простоте своей много лет и, сотворив много чудес, отошел ко Господу6.

Тот, кто был на земле простым и неученым, теперь стал премудрейшим на небеси, более всех мудрецов мира сего, и с мудрыми херувимами созерцает он Христа, Божию Силу и Божию Премудрость.

Ибо истинная мудрость в том и состоит, чтобы бояться Бога и в чистоте души и незлобии сердца служить Ему и благоугождать.

Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростого, умудри и нас в исполнении заповедей Твоих. Дай нам иметь началом премудрости – страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь.

Примечания:

1 Св. Антоний Великий, первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды.

Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом.

Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105-ти лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января.

2 Лакоть или локоть – мера длины, равная 10,5 вершкам (полметра примерно).

Обратите внимание

3 Т.е. на таком расстоянии от своей келии, на какое можно камнем перебросить четыре раза.

4 Чермное, или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т.е. Палестину (Исх.14 гл.).

5 («Багряное», т.е. темно-красное). Т.е. смою с вас те греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс.50:9). бог, по милосердию Своему к людям, прощает их грехи, но под условием только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления.

6 Прп. Павел скончался в IV веке.

Источник: http://www.orthodox-books.info/literature/dimitrij-rostovskij/zhitija-svjatyh-oktjabr/page-16.html

Преподобный Павел Препростой

Запись передачи от 20 марта 2017 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

Сегодня наша Церковь празднует память преподобного Павла Препростого.  

Преподобный Павел Препростой жил в IV веке. Препростым он назван за своё простосердечие и незлобие.

Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил её и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому.

Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его не способным к тяжёлой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрёт, чем уйдёт отсюда.

 

За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов.

 

Руфин в патерике «Жизнь пустынных отцов» приводит в качестве примера послушания следующую историю о Павле Препростом: однажды посетили авву Антония братия, великие и совершенные мужи. Случилось прийти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем.

Павел в простоте сердца спросил: «Кто жил на земле прежде, Христос или пророки?» Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, привычным при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келию и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление.

Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: «Скажи мне, почему ты хранишь молчание?» — «Ты, отче, — отвечал Павел, — сказал мне, чтобы я шёл домой и молчал.» Антоний был изумлён. Попросту сказанное слово было так свято соблюдено. «Ну, — воскликнул он, — всех нас пристыдил.

Мы не слушаем того, что нам говорят с Неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка».

 

Вот такая простота была у Павла, которая и соделала его совершенным. Именно про неё говорил прп. Амвросий Оптинский: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» и что «Господь почивает в простых сердцах». Не надо только путать простоту с глупостью. Именно про неё в народе говорится, что «она хуже воровства».

 

Я хотел бы всем нам напомнить слова прп. Антония Великого, сказанные своим ученикам: «Мы не слушаем того, что нам говорят с Неба». Время Великого поста, это ещё и время, когда мы должны внимательно слушать слово Божие, ибо это и есть то, что нам говорят с Неба. Сегодня в наших храмах звучали вот эти слова из книги Притч. Послушаем их внимательно и сохраним в простоте своего сердца.

«Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.  

Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

 

Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит».

(Притч. 11.24-27)  

Ежедневная телепрограмма «Церковный календарь»
на МУП РТРП «Ногинск» от 20 марта 2017 года

Источник: https://hram-chg.ru/pk-2017-03-20/

20 марта. Преподобный Павел Препростый

Здравствуйте, дорогие телезрители!

Сегодня, 20 марта, Православная Церковь совершает память преподобного Павла Препроóстого.

Блаженный Павел был земледельцем, чрезвычайно простым и незлобивым. Он жил в Египте во времена святого Антония Великого. Павел сочетался браком с женщиной прекрасной наружности, но развращенной, которая долгое время таила от него свои прегрешения.

Однажды, внезапно вернувшись с поля, он застиг ее в грехе с другим мужчиной. Рассмеявшись, Павел сказал им: «Хорошо, хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми ее и детей ее.

А я ухожу, чтобы стать монахом».

Важно

Павел удалился в глубокую пустыню, где жил святой Антоний, и постучал в дверь келлии преподобного. Выйдя, тот спросил: «Чего ты хочешь?» Павел сказал: «Хочу стать монахом». «Тебе шестьдесят лет, – ответил святой Антоний, – ты слишком стар, чтобы стать монахом, тебе не снести скорбей пустыни. Но пойди лучше в селение, работай и живи, благодаря Бога».

Поскольку Павел настаивал, обещая исполнить все, что бы ни повелел преподобный Антоний, тот предложил ему отправиться в общежительный монастырь, где братия могли бы понести его старческую немощь.

Затем он запер дверь и не выходил три дня. Однако Павел не двинулся с места ни на шаг и сидел без еды и воды перед келлией преподобного.

Когда на четвертый день Антоний отворил дверь, Павел сказал ему: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь».

Тогда великий подвижник решил испытать Павла и принял на себя такое жительство, какого не проходил и в молодости. Он наломал пальмовых ветвей и повелел Павлу плести веревку по его примеру.

Старец-послушник плел до девятого часа и с трудом сплел около тридцати метров веревки, но Антоний остался недоволен и приказал ее расплести и начать работу снова.

При этом Павел не возроптал, не смалодушествовал, ни разу не пришел в раздражение.

После захода солнца Антоний предложил: «Хочешь, съедим кусок хлеба?» Павел ответил: «Как ты хочешь, авва», – не выказав при этом ни малейшей жадности, хотя он и не ел уже четыре дня. Антоний накрыл стол, принес сухие хлебы, размочил их в воде и начал читать псалом. Прочитав его двенадцать раз, он двенадцать раз помолился.

Совет

Затем Антоний съел один хлебец, но к другому не притронулся. У старца же, который ел медленнее, еще оставался хлеб. Преподобный Антоний подождал, пока тот закончит, и предложил ему съесть еще один хлебец. Павел ответил ему: «Если ты будешь есть, то и я. Если же ты не будешь, то и я не буду». На это Антоний возразил: «Мне достаточно одного, ведь я монах».

«И мне одного достаточно, – ответил Павел, – ибо я тоже хочу стать монахом».

Тогда Антоний встал, сотворил двенадцать молитв и прочитал двенадцать псалмов, а потом, после краткого сна, снова поднялся на молитву в полночь и продолжал ее до утра.

Когда он увидел, что старик охотно следует его образу жизни, то сказал ему: «Если можешь так жить каждый день, оставайся со мной». Павел ответил: «Поистине, если будет что-то большее этого, то не знаю, смогу ли.

А если то, что видел доселе, то сделаю это легко».

На следующий день Антоний радостно возвестил Павлу: «Вот ты и стал монахом!»

За условленные месяцы Антоний вполне удостоверился, что ученик его совершенен душой, будучи чрезвычайно прост, и что ему содействует благодать Божия. Тогда он построил Павлу келлию в трех или четырех милях от своей и сказал: «Вот, теперь ты монах. Оставайся один, чтобы принять и искушения от бесов».

Проведя год в доблестном подвиге, Павел принял от Бога благодать изгонять бесов и исцелять болезни. Однажды к преподобному Антонию привели одержимого, в которого вселился князь бесовский, хуливший и само Небо. Святой, внимательно взглянув на него, сказал тем, кто привел больного: «Это не мое дело.

Я пока не удостоился такой благодати, чтобы справиться с княжеским легионом, но это дело Павла».

Одержимого привели к Павлу, и преподобный Антоний повелел блаженному: «Авва Павел, изгони этого беса из человека, чтобы он ушел домой здоровым!» Павел спросил: «А ты что?» Антоний объяснил: «Мне некогда, у меня есть дело», – и, оставив его, возвратился в свою келлию.

Павел, полагаясь только на молитву духовного отца, усердно помолившись, повелел бесу: «Авва Антоний приказал тебе выйти из этого человека!» Но бес с бранью закричал: «Не выйду, бесчестный старче!» Тогда Павел, взяв свою милоть, ударил одержимого по спине со словами: «Выйди, сказал авва Антоний!» Но бес стал еще сильнее бранить и его, и Антония. Наконец Павел пригрозил ему, что пойдет и скажет Самому Христу, однако бес снова отказался выйти.

Обратите внимание

Рассердившись, Павел вышел из келлии на полуденный зной, когда жара была, как в пещи вавилонской, и, став на камне, погрузился в молитву, взывая: «Ты видишь, Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате, что я не сойду с этого камня, не буду ни есть, ни пить, пока не умру, если Ты не изгонишь духа из этого человека и не освободишь его!» И прежде, чем эти слова сошли с его уст, бес возопил: «О насилие! Простота Павла изгоняет меня!» И тотчас дух вышел из одержимого и превратился в огромного змея, который устремился в Красное море.

Таково благоволение, которое Бог оказывает всем, кто, подобно Павлу, посвятил себя Ему безраздельно, со всей простотой сердечной.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

священномучеников, в Херсонесе епископствовавших;

свт. Павла исповедника, епископа Прусиадского;

прп. Емилиана Италийского;

новомучеников Российских: сщмч. Николая Розова пресвитера; прмч. Нила Тютюкина; прмцц. Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой.

И совершается празднование иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Корце, в Одрине и в Москве.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-20-marta-2018g

Ссылка на основную публикацию