Преподобный петр афонский

Преподобный Петр Афонский. Первый Святогорец

Петр жил в VII веке в Византии. Одно время он всерьез подумывал о том, чтобы стать монахом,  но потом занялся военной карьерой.

То ли сам сделал такой выбор, то ли просто так сложились обстоятельства. Тогда ведь воевали нередко, большую империю нужно было кому-то охранять, и солдат – занятие, достойное настоящего мужчины.

Тем более, Петр не был рядовым: его поставили воеводой, командиром.

Началась война с Сирией, и после одного из сражений Петр попал в плен. Поворот судьбы, для военного человека более, чем ожидаемый. Крепкого грека заковали в тяжелые кандалы и отвели в тюрьму на берегу великой реки Евфрат.

Река Евфрат

Тут бы обозлиться на жизнь, начать роптать на Бога или и вовсе опустить руки – побег-то невозможен! – но Петр поступил иначе. Сидя в камере, он стал размышлять, за что Бог послал ему такое наказание.

Обратите внимание

Он перебрал в памяти всю свою жизнь и все свои мысли и, наконец, вспомнил: когда-то он хотел принять постриг, пойти служить Богу. Хотел – и не сделал.  В его руках была возможность потрясающей по глубине жизни – а он выбрал войну.

Может быть, хотел свободы – а попал в тесную темную камеру.

От отчаяния Петр заплакал и стал просить  Бога освободить его и таким образом дать возможность все-таки стать монахом. Он понимал, что одному выпросить у Господа эту милость не так просто, и молился святителю Николаю, к которому часто обращался за помощью и раньше.

Помимо молитвы Петр наложил на себя пост: сперва ел раз в два – три дня, а потом не брал еды в течение недели. На седьмой день поста Петру в сонном видении явился святитель Николай.

– Так как ты сам был не скор в исполнении Его заповедей, то и Он не хочет скоро освободить тебя от уз, устрояя тебе лучшее для спасения. Однако ты, по уверению милосердого Господа, обнадеживавшего нас, во святом Евангелии словами: “просите, и дано будет вам…

стучите, и отворят вам” (Лк.11:9), не ослабевай возносить молитвы и стучать в двери Его благоутробия, чтобы Господь, по Своему милосердию, освободил тебя от уз и отверз для тебя двери темницы.

Будь только терпелив в молитве, в ожидании Божией милости, – сказал святитель и велел Петру поесть.

Спустя некоторое время он явился Петру во второй раз и сказал, что молится о нем, но Петру надо попросить молитв еще одного святого – Симеона Богоприимца.  

– Симеон праведный имеет великую силу и дерзновение перед Богом, близ престола Которого он предстоит вместе с Пречистой Владычицею Девой Богородицею и святым Предтечею Иоанном, – объяснил святитель.

Петр продолжил молиться так, как сказал ему святой Николай, и через некоторое время святитель вился ему уже не во сне, а наяву, и пришел вместе с праведным Симеоном, который спросил его о данном обете – принять монашество:

– Если обещаешься выполнить это, то можешь беспрепятственно выйти отсюда и идти куда пожелаешь: ни одно из препятствий не может удержать тебя здесь.

Оковы растаяли, дверь в камеру открылась, и Петр вышел наружу. Как и обещал, он не пошел навестить родственников домой, а сразу направился в Рим, чтобы у мощей апостола Петра принять постриг. Перед его прибытием в Рим святитель Николай ночью явился Папе Римскому, рассказал всю историю Петра и велел Папе принять его и совершить постриг.

Важно

Наутро Папа отправился в храм и там по слову святителя Николая нашел Петра, совершил постриг при гробнице апостола, некоторое время наставлял в вере и затем по повелению Божию отпустил из Рима.  

Петр хотел плыть на Родину, в Грецию, но корабль, на который он сел, остановился в море возле горы Афон. Из видения Петр узнал о том, что ему суждено подвизаться здесь по воле Матери Божией, и сошел с корабля на берег.

Афон

Долгое время он провел здесь один, в посте и молитве, терпя многие нападения от бесов и неизменно прогоняя их, призывая Бога и Божию Матерь. Сначала Петр ел плоды, а впоследствии ангел стал приносить ему небесную манну.  

Истории о нападениях бесов на Петра можно пересказывать долго, и во всех них у преподобного можно поучиться главным принципам поведения в этой ситуации: он твердо уповал на Бога и Божию Матерь, в первую очередь прибегал к молитве, не терял самообладания и старался максимально трезво смотреть на ситуацию, не поддаваясь соблазнам.

Когда бесы являлись ему в виде диких зверей, понять, что это нечисть, было не так сложно. Потом последовали более тонкие испытания.

Однажды диавол принял вид одного из отроков-слуг Петра, пришел к нему и стал рассказывать, как молился святителю Николаю, чтобы найти любимого начальника, как все домашние соскучились по Петру и как рады будут его видеть. К тому же, на Рожине Петра немало монастырей, так что он сможет подвизаться и там, вблизи от дома.

– К тому же и сам ты рассуди по справедливости: что лучше любит Бог из двух, – отшельничество в пустыне, в ущельях гор, приносящее пользу только для самого отшельника, или житие богоугодного и боговдохновенного мужа, своим учением многих обращающего к Богу и наставляющего на путь спасения, сказал пришелец.  

– Сюда привел меня не человек, не ангел, но Сам Бог и Пречистая Богородица и, если не будет от них повеления выйти отсюда, я не покину сего места, – твердо ответил Петр, найдя самую верную точку опоры.

Услышав имя Божие и Богородицы, бес исчез.

Прошло семь лет, и диавол явился Петру в виде ангела, возвещающего, что пришло время ему явиться в мир и наставлять людей.

–  Ведь и источник воды, находившийся близ тебя высох, по повелению Божию, чтобы перемерли от безводия все звери, страшившие тебя, – сказал бес.

  – Кто я такой – подобный псу смердящему, чтобы ко мне явился архистратиг Господень? – спросил Петр – Да будет тебе известно, – отвечал святой бесу, – я не уйду отсюда до тех пор, пока не укажет мне сего моя Помощница – Пресвятая Богородица и теплый в бедах моих заступник – святитель Николай.
И снова, услышав имя Богородицы и святителя Николая, бес исчез.

После этого преподобному явилась Сама Богородица и сказала, что теперь каждые сорок дней ангел будет приносить Петру небесную манну и таким образом питать его.  

 В безмолвии и молитве Петр провел 53 года. Все это время он не видел ни одного человека, не имел одежды.  Его покровом было небо, постелью – земля. Летом его опалял солнечный зной, зимой ледянил холод, и все это монах терпел ради любви Божией и будущего воздаяния.

Совет

Когда же Господь восхотел открыть людям Своего раба, а по Его особому смотрению охотник отправился за дичью на Афон и там встретил Петра. Монах рассказал охотнику о своей жизни.

– Теперь я понял, что посетил меня Господь Твоею милостью: Он сподобил меня узреть тайного Своего угодника – тебя, отец. От сего дня всегда пребуду с тобой, раб Божий, – сказал охотник.

Но Петр не разрешил охотнику остаться с ним и рассказать о встрече и отправил его домой, чтобы тот сначала испытал себя – может ли он отказаться от мяса, сыра, вина, имущества и прежде всего – от общения с женой. Придя домой, охотник выполнил все, что сказал ему святой.

Через год охотник вернулся на Афон вместе с двумя иноками и нашел преподобного почившим: руки его были сложены крестообразно на груди, очи благообразно закрыты,  остальные части тела честно опрятаны. Тогда охотник рассказал своим спутникам то, что знал о Петре, а брат охотника, одержимый бесом, прикоснулся к мощам и получил исцеление.

Охотник и иконки взяли тело преподобного Петра и принесли его в селение. А местный епископ с честью предал преподобного погребению в церкви.

Афон

Гора Афон, на которой подвизался преподобный Петр, вскоре привлекла к себе множество монахов и со временем сделалась единственной в мире монашеской республикой.

Источник: http://www.taday.ru/text/1668669.html

Прп. Петра Афонского

Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом.

Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск.

Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим.

Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.

Читайте также:  Мученик кодрат коринфский и его ученики

На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: “Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, приди ко мне”.

Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе.

Обратите внимание

Потом он с благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Совет

Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней – Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе.

Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года.

Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения.

Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: “Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду”.

Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному.

Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну.

С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.

Важно
Обратите внимание

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками.

[/su_box]

С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе – Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: “Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут”.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Holidays/Get/917

Святой Петр Афонский: история и вымысел – В Греции | online

Прп. Петр. Фреска. Афон (Монастырь св. Павла). 1552 год

В Православной Церкви почитается примерно тридцать святых с именем Петр. Святой Петр Афонский не является самым известным из них, но и не принадлежит к тем, память о которых осталась лишь в виде одного упоминании каким-либо синаксарем: ему посвящено два текста – один повествовательный и один богослужебный.

Канон святому Петру Афонскому

Канон святому Петру написал Иосиф Гимнограф. Имя автора устанавливает terminus ante quem относительно времени составления канона: это – 886 год, в который, как считается умер Иосиф. Тем не менее, можно установить и более точную дату.

Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.

Действительно, рассказ об обретении неких чудотворных мощей на Афоне, о котором упоминает канон, легче мог стать известным в Салониках, чем в Константинополе.

По всей видимости Иосиф, который опирался при составлении своего канона на устную традицию, обнаружил материал о его деятельности в Салониках, куда он прибыл примерно в 831 г. и где пробыл до окончательного своего ухода, случившегося немного ранее 841 г.

Иосиф составил свой канон во время своего пребывания в Салониках или несколько позже. Таким образом составление канона следует поместить между 831 и 841 годами.

Краткий обзор тематики канона

Очевидно, что историческое содержание очень скудно: некий аскет жил какое-то количество лет в самых неприступных частях Афона; его мощи были найдены годы спустя после его кончины; Церковь признала его святость и установила празднование дня его памяти.

Такова хронология составления канона, которая с исторической точки зрения имеет особое значение: если, что кажется вероятным, канон был составлен в 831-841 годах, то это означает, что по крайней мере с начала IX в.

монахи жили на Афоне, а с середины этого века весть о них стала распространяться, что видно также из других источников.

Житие святого Петра Афонского

Некий афонский монах по имени Николай где-то в конце X века написал житие Петра Афонского. Произведение состоит из трех отдельных частей:

  1. Чудо св. Николая, которым был облагодетельствован некий Петр Схоларий, которого автор произвольно отождествляет с Петром Афонским.
  2. Описание жизни Петра, который провел «пятьдесят лет» в пещере на Афоне.
  3. Чудеса, произошедшие во Фракии и которые автор приписывает мощам Петра Афонского, хотя по всей видимости речь идет о некоем местном святом.

Пещера на склонах Святой Горы Афон

Следовательно, только средняя часть жития может быть использована для обоснования исторического существования Петра и может дать сведения об образе жизни монахов на Афоне в IX веке.

К сожалению действительность опровергает эту надежду: автор жития не предоставляет никаких новых сведений, поскольку канон Иосифа, переполненный общими местами известными в агиографии, является единственным источником, из которого берется информация. Следовательно, житие святого Петра Афонского мы не будем использовать в качестве источника, разве только в случае, когда оно дает сведения об образе жизни афонских монахов в эпоху, когда жил сам автор, то есть в последней четверти X века.

Развитие почитания святого Петра Афонского

По сведениям из источников мы можем проследить постепенные этапы религиозного почитания пустынника Петра, до того момента, пока оно не оформилось окончательно. В первые десятилетия IX века в одном пустынном месте Афона были обнаружены мощи некоего пустынника.

Конечно, в том месте сохранилась и память о некоем подвижнике по имени Петр; соединение обретения и памяти об подвижнике произошло само собой и вероятно справедливо. Сразу после этого или же несколько спустя окрестные монахи стали воздавать останкам религиозное почитание.

Эта традиция признания святым сразу после обретения мощей была весьма распространена, несмотря на осуждение ее Церковью. После установления почитания, естественным стало совершение ежегодного богослужебного дня памяти, очевидно в день годовщины обретения мощей.

Несомненно, что почитание распространялось афонитами не только на конкретного подвижника Петра, но и на всех безымянных и незаметных героев подвижнической жизни.

Сколько времени прошло между началом его почитания на Афоне и составлением канона в честь Петра Иосифом Гимнографом останется неизвестным навсегда; однако очевидно, что это не было большим промежутком времени.

Читайте также:  Преподобный никон оптинский

Сведения, которые приводит Иосиф (глубоко укорененное почитание, преданность дню его памяти, молебное прошение о его заступничестве) обогатились бы намного больше, если бы два этих события были разделены большим промежутком времени.

Согласно со всем вышесказанным, кажется логичным, что почитание Петра укоренилось сперва в месте обретения его мощей, но весть о нем быстро распространилась далее: в одной Минее за июнь из монастыря Акаталипту в Константинополе, датируемой концом X века, содержится старое последование святому Петру.

Значит, следует полагать, что этот монастырь, по крайней мере некоторое время, совершал память святого Петра Афонского. Напротив, типикон Великой Церкви не содержит никаких следов почитания святого Петра.

Совет

Исходя из того, что византийские монастыри свободно формировали свои богослужебные уставы, тот факт, что один столичный монастырь прославлял Петра среди своих святых в X-XI веках, не означат, что Великая Церковь признавала Петра святым в ту эпоху, а также что Петр в какой-то момент перечислялся среди святых в ее типиконе.

Тем не менее, следует признать, что память святого Петра совершалась и за пределами Афона в XII веке, так как одна из Миней этого периода, происхождение которой не связано с Афоном, содержит последование Петру.

Эти две упомянутые Минеи – древнейшие рукописи, которые содержат последование святому Петру, дают нам одну важную информацию: в них день памяти помещен на 22 июня, а не на 12 июня – день, который будет установлен позже и до сегодняшнего времени останется днем памяти Петра Афонского вместе с египетским подвижником прп. Онуфрием.

Два этих празднования были вначале отдельными, но близкое расположение в богослужебном календаре двух святых, которые прославились сходными аскетическими подвигами, в результате привело к объединению двух празднований в один день – в годовщину наиболее известного из них – святого Онуфрия.

Когда именно это произошло теперь узнать уже невозможно.

Преподобные Петр Афонский и Онуфрий. Икона. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон).

Теория о том, что Иосиф Гимнограф объединил два последования не имеет под собой основания, так как рукописи, датированные одним или двумя веками позднее эпохи Иосифа, продолжают разделять два этих празднования.

Объединение празднования Петра и Онуфрия произошло на Афоне, на котором монахи испытывали глубокое уважение к подвижникам пустыни, а день памяти Петра, хотя и не прекращал совершаться совсем, тем не менее потерял часть своего блеска между XI и XIV веками. Перенесение памяти святого Петра с 22 на 12 июня, произошло вероятно с XI века.

Остается под вопросом совпало ли это изменение дня памяти со значительным угасанием ревности афонитов по отношению к святому Петру. Во всяком случае, ни одна рукопись за пределами Афона старше XV века не содержит его жития и ни одна Минея за пределами Афона, кроме того, что было описано выше, не содержит его последования.

Напротив, его почитание, которое как было сказано, несколько угасло в течение XII и XIII веков и на самом Афоне, начиная с XIV века снова вернулось с прежним блеском и с того момента не прекращало развиваться.

Обратите внимание

Преподобные. Макарий, Онуфрий и Петр Афонский. Икона (Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Любопытно, что в XV веке в Новгороде появляется икона, которая свидетельствует об объединенном почитании не только св. Петра Афонского совместно с прп.

Онуфрием, как пустынников, отличавшихся самым аскетичным образом жизни, но включает также образ прп. Макария Великого, имевшего сходное житие.

ЛИТЕРАТУРА

По материалам книги: Παπαχρυσάνθου Δ. Ο Αθωνικός μοναχισμός. Αρχές και οργάνωση. Ελληνική έκδοση βελτιωμένη και επαυξημένη. Αθήνα, 1992. Σ. 85-92.

агиография греческие святые жития святых

Источник: http://ingreece.online/svyatoj-petr-afonskij-istoriya-i-vymysel/

Молитва преподобному Петру Афонскому

Главная –> Православные молитвы –> Молитва преподобному Петру Афонскому

Молитва первая

Преподобне отче Петре! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Петре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Важно

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Петру Афонскому

Тропарь, глас 4

Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего и крест восприим на рамо свое, на гору достигл еси Афонскую, якоже Древле фесвитянин Илия. И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением, Бога милостива творя, и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая, сего ради вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 2

Удалив себе человеческаго сожительства, в пещерах каменных и разселинах пожил еси, желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего, от Негоже венец приял еси, моли непрестано спастися нам.

« предыдущая молитва :: следующая молитва »

Все молитвы …

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=prayerssaints/petr-afonsk

Преподобный петр афонский

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворцазаступничества перед Богом.

Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск.

Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим.

Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе.

Читайте также:  Последование по исходе души от тела

В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.

На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: “Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, приди ко мне”.

Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе.

Обратите внимание

Потом он с благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Совет

Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней – Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе.

Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года.

Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения.

Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: “Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду”.

Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному.

Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну.

С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.

Важно
Обратите внимание

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками.

[/su_box]

С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе – Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: “Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут”.

https://days.pravoslavie.ru/Life/life1288.htm

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Пет­ра Афон­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь преподобному Петру Афонскому

глас 4

Мир оста́вил еси́, Пе́тре, Го́спода ра́ди своего́/ и крест восприи́м на ра́мо свое́,/ на го́ру дости́гл еси́ Афо́нскую,/ я́коже дре́вле фесви́тянин Илия́./ И в ней пребы́в поще́нием, и моли́твами, и бде́нием,/ Бо́га ми́лостива творя́,/ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ сего́ ра́ди вопие́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Мир оставил ты, Петр, Господа ради своего и крест поднял на плечи свои, достиг Афонской горы, как ранее Илия Фесвитянин. И там пребывал в пощении, молитвах и бдении, умилостивляя Бога и представляя перед собой Пречистую Богородицу Молитвенницей, потому взываем к тебе: «Моли Христа Бога, да спасет наши души».

Удали́в себе́ челове́ческаго сожи́тельства,/ в пеще́рах ка́менных и разсе́линах пожи́л еси́,/ жела́нием Боже́ственным и любо́вию, Пе́тре, Го́спода твоего́,/ от Него́же вене́ц прия́л еси́.// Моли́ непреста́нно спасти́ся нам.

Перевод: Удалившись от людей, в пещерах каменных и ущельях ты жил, устремлением Божественным и любовью, Петр, к Господу твоему, от Него же ты принял венец. Моли не переставая о спасении нашем.

Онуфрий Великий и Петр Афонский

глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

https://azbyka.ru/days/sv-petr-afonskij

Источник: http://pokrov-fond.info/content/prepodobnyi-petr-afonskii-1

Основатель афонского монашества. Преподобный Пётр

В старинные времена гора Афон, сегодняшняя монашеская республика, была безлюдна и лишь несколько языческих капищ были затеряны среди густых лесов полуострова. Согласно преданию православной Церкви, Сама Пречистая Богородица во время своего плавания на Кипр из-за страшной бури высадилась здесь и благословила эти красивейшие места.

Святой Петр, речь о котором пойдет далее, родился около 7-го века в Греции, территория которой в те времена принадлежала Византийской империи. Возмужав, он поступил на военную службу в византийскую армию и дослужился до звания воеводы.

Во время одного из военных походов в Сирию, ромейское войско, в составе которого находился и Петр, потерпело поражение от сарацинов. Петра вместе с другими пленниками отправили в Аравию, где он был заключен в местную тюрьму.

Находясь в заточении, он вспоминал свою прежнюю жизнь, и пришел к выводу: такие бедствия его постигли из-за того, что в свое время он помышлял о монашестве, но всерьез не отнесся к своему благому намерению.

Пробыв долгое время в плену, и не надеясь уже на помощь человеческую, он обратился к Богу. Петр дал обет отправиться в Рим и на гробнице апостола Петра принять монашеский постриг, если он будет выпущен на свободу. Он наложил на себя пост, а затем и вовсе отказался от пищи и постоянно молился.

Через неделю строгого поста Петру во сне явился Николай Чудотворец и призвал его не отчаиваться, но продолжать молиться и надеяться на чудо. Петр еще долгое время находился в темнице, и вот, среди ночи ему явились Николай Чудотворец и Симеон Богоприимец. Они освободили его от уз и вывели на свободу.

Петр, придя в себя, отправился в Рим. Там, он принял постриг от римского епископа, которому во сне было указано на него особым образом. После этого епископ благословил его на дальнейшие труды, и Петр отправился в путь. Он не знал, куда ему идти.

Важно

Долго бродя по Риму, он, наконец, вышел к пристани и решил отправиться в путешествие с небольшим торговым суденышком. Когда корабль проплывал мимо горы Афон, он моментально остановился, несмотря на попутный ветер и все усилия моряков.

Святой решил, что таким образом Бог указывает ему на место его дальнейших монашеских подвигов.

Сойдя с корабля, он поселился в небольшой горной пещере, неподалеку от берега. Много пришлось претерпеть преподобному от злых духов и сил природы, но он, как истинный подвижник смог побороть все невзгоды и достичь больших духовных высот.

Преподобный Петр был открыт людям неким охотником, который промышлял недалеко от пещеры святого. Преподобный рассказал ему обо всех своих жизненных перипетиях и о том, как он оказался на этом месте.

Через некоторое время охотник уже со своими друзьями пришел к пещере преподобного, но увидел лишь его бездыханное тело.

Потрясенный охотник рассказал всем жителям своего села о великом подвижнике и таким образом увековечил память о его великих и славных подвигах.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/eto-interesno/osnovatel-afonskogo-monashestva-prepodobnyj-pyotr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector