Успенский собор московского кремля, россия, город москва, кремль, соборная площадь

Успенский собор – историко-архитектурный шедевр Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45'03.6″N 37°37'01.9″E

Московский Кремль – древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора.

Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем.

Обратите внимание

Что было потом – неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Москва становится столицей – начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей.

Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита – не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора.

Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары.

Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой.

Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций – своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений – в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева.

Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года.

Важно

Дальше – больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста – несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному.

Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались.

Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором – им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями.

Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось.

Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен – на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора – он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного.

Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией.

Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке..

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено.

Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху.

Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

… и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся.

Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно – более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам.

Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.

Соборы Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Успенский собор Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/576-uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle

Успенский собор (Москва)

Координаты:   55.750833, 37.616944

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Долгое время считалось, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Павел Александрович Раппопорт выдвинул гипотезу, что на самом деле собор был гораздо крупнее – шестистолпный с притворами, подобно собору в Суздале, с двумя приделами (Похвальским и Дмитровским), пристроенными к восточным углам (три апсиды основного храма и две апсиды приделов повторены в пяти апсидах существующего собора).

Совет

Мнение Раппопорта косвенно подтверждено археологическими исследованиями второго по значению храма Кремля – Архангельского собора, который оказался большим храмом с нартексом, очевидно, подобным Троицкому собору в Пскове и более поздним соборам в Коломне и Переяславле-Рязанском (Новой Рязани).

Согласно византийской и древнерусской традиции, “старший” по статусу Успенский собор не мог быть меньше “младшего” Архангельского. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора.

Завершение Успенского собора, как и соседнего Архангельского, очевидно, было динамичным – подобным завершению известных по хорошим изображениям Троицкому собору во Пскове и соборам Андроникова и Рождестсвенского монастырей в Москве.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину.

Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св.

Обратите внимание

Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался.

После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую.

В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

Читайте также:  Мученица иулиания амисийская (понтийская)

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Важно

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина). В 1911—1915 годах архитектором И. П. Машковым была проведена реставрация собора.

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.

С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

Митрополиты и Патриархи Русской православной церкви

  • Пётр (ум.1326), Митрополит Киевский и всея Руси
  • Феогност (ум.1353), Митрополит Киевский и всея Руси
  • Киприан (ум.1406), Митрополит Киевский и всея Руси
  • Фотий (ум.1431), Митрополит Киевский и всея Руси
  • Иона (ум.1461), Митрополит Киевский и всея Руси
  • Филип I (ум.1473), Митрополит Московский и всея Руси
  • Геронтий (ум.1489), Митрополит Московский и всея Руси
  • Симон (ум.1511), Митрополит Московский и всея Руси
  • Макарий (ум.1563), Митрополит Московский и всея Руси
  • Филип II (ум.1569), Митрополит Московский и всея Руси
  • Иов (ум.1607), Патриарх Московский и всея Руси
  • Гермоген (ум.1612), Патриарх Московский и всея Руси
  • Филарет (ум.1633), Патриарх Московский и всея Руси
  • Иоасаф I (ум.1640), Патриарх Московский и всея Руси
  • Иосиф (ум.1652), Патриарх Московский и всея Руси
  • Иоасаф II (ум.1672), Патриарх Московский и всея Руси
  • Питирим (ум.1673), Патриарх Московский и всея Руси
  • Иоаким (ум.1690), Патриарх Московский и всея Руси
  • Адриан (ум.1700), Патриарх Московский и всея Руси

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум.1325), Московский князь в 1303 — 1325, великий князь Владимирский в 1319 — 1322, князь Новгородский в 1322 — 1325 – могила утрачена

См. также

  • Список древнерусских храмов, построенных по образцу Успенского собора в Московском Кремле

Примечания

Первый Успенский собор 1326—1327 годов

Собор Мышкина и Кривцова

  • Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988.

Собор Аристотеля Фиораванти

Источник: http://adamovka.ru/sobor/?id=38

Успенский собор в Москве

еще фотографии →

Фото Успенского собора

Успенский собор  Московского Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

 Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы.

В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил.

С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось.

20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах.  Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма.

Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали.

В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены  мощи митрополита Петра.  В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров.

В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Совет

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова.

В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора  Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире.

В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства.

Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится “как един камень”. Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его “величеством и высотою, и светлостью и пространством”.

Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора  Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими”.

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым.

Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах – Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов.

Обратите внимание

С западной стороны мы видим композицию “Страшный Суд.” Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий.

Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской.

Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву.

Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и “Святой Георгий”, “Троица”и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место – у правого столпа.

У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного.

Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха.

В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства – один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту – Гвоздь Христа Господня.

Важно

В храме мы видим и памятники декоративно – прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе.

Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I.

Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор  Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже – и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц.

В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи.

Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор  Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Источник: https://www.msk-guide.ru/uspenskiy_sobor.htm

Москва. Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Адрес: г. Москва, Кремль, ул. Дворцовая, д. 1Б

Успенский собор (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):

Именно здесь, на Боровицком холме, некогда стояла крепость, давшая начало городу. Сохранившиеся до наших дней кремлёвские строения охватывают период с XV по XIX столетие, т.е. практически всю эпоху расцвета русской архитектуры. Почти все памятники XV-XVI вв. сосредоточены на Соборной площади в религиозном центре Москвы и «всея Руси» допетровской эпохи. Древнейший из них — Успенский собор.

Главный храм Москвы освятили в 1479 г. (церковь — сперва деревянная, потом каменная — стояла здесь с XIII в.). Глядя на Успенский собор, трудно поверить, что его строил иноземец. Воздвигая храм, А.

Фиораванти отрешился от конструктивных форм итальянских соборов и сделал то, чего требовал царь: исконно русский пятиглавый собор, выдержанный в характерных архитектурных формах эпохи и в то же время в новом стиле.

Совет

Храм стоял внутри крепости, и мастер сознательно придал постройке характер крепостной твердыни. Это читается и в пропорциях, и в облицовке фасада, и в основательности цоколя, и в мощи глав, и в скромности декора здания.

Читайте также:  Преподобная елена дивеевская

Никаких скульптур и живописных фрагментов, как на владимирских храмах, здесь нет. Только с запада смело пристроен торжественный вход-паперть по типу итальянского крыльца-лоджии (позже он был переделан в крытый подъезд-тамбур).

С первых лет своего существования Успенский собор стал главным храмом России. Именно здесь оглашали важные государственные акты и приносили присягу на верность новым государям, венчались на царство все русские цари и императоры.

Здесь приняли православную веру герцог Гольштейн-Готторпский, впоследствии ставший императором Петром III, и принцесса Анхальт-Цербстская — Екатерина II. Здесь благословляли перед началом войны знамёна и назначенных полководцев, а потом торжествовали победу.

В соборе избирались митрополиты и патриархи, он был также местом последнего упокоения московских первосвятителей.

Главный храм русских царей (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):

Почти три столетия главным храмом православной Руси являлся Успенский собор (собор Успения Божией Матери) в Московском Кремле.

В этом соборе венчались на царство все русские цари, начиная с Ивана IV Грозного. Сюда приходили помолиться, собираясь в военный поход, великие московские князья, а затем цари. В Успенском соборе избирались главы Русской православной церкви — митрополиты и патриархи. И здесь же они чаще всего и были захоронены (всего в соборе захоронено 19 православных митрополитов и патриархов).

Но после Октябрьской революции 1917 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, служба во всех кремлевских соборах, и в том числе в Успенском, была запрещена. На Пасху 1918 года с особого разрешения В.И. Ленина в храме была совершена последняя церковная служба.

Прошли десятилетия, и в 1990 году Успенский собор в Кремле был возвращен Русской православной церкви, хотя в нем до сих пор сохраняется существовавший многие годы музей.

Обратите внимание

Успенскому собору более восьми веков. В глубокой древности (в конце XII века) на месте нынешнего Успенского собора русские мастера впервые срубили маленькую деревянную церковь.

145 лет спустя после основания церквушки московский князь Даниил построил на этом месте самое первое каменное строение Москвы — Успенский храм, названный так в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы (окончания земной жизни Божией Матери).

Спустя годы московский князь Иван Калита (Иван I) возвел здесь новое, более роскошное здание храма. Но к концу XV века выстроенный при Иване Калите храм так обветшал, что его стены пришлось подпирать бревнами.

Тогда великий московский князь Иван III — государь Московской Руси — повелел возвести на том же месте новый, невиданно огромный храм, по образцу Успенского собора в городе Владимире.

Причем собор в Кремле должен был превосходить владимирский по высоте и ширине.

Возведение храма было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, которые в 1472 году начали строительство. Но через два года случилось несчастье — уже почти законченный собор внезапно рухнул. Причиной обрушения был слишком жидкий раствор, которым мастера скрепляли камни.

Тогда в столицу решено было пригласить знаменитого итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, которому поручили заново отстроить рухнувший собор, но непременно придерживаясь при строительстве традиций русского национального зодчества.

Зодчий Аристотель Фиораванти

Итальянский мастер из города Болоньи Аристотель Фиораванти был зодчим с большим практическим опытом. Ко времени отъезда из Италии ему было около 60 лет.

У себя на родине он прославился как умелый литейщик, инженер и выдающийся архитектор. Фиораванти доставал тяжести со дна моря, выпрямлял покосившиеся колокольни и построил замок в Милане.

Важно

Он даже передвинул высокую каменную башню, не разбирая ее, на несколько десятков метров.

В 1475 году Фиораванти вместе с сыном Андреем и своим помощником Пьетро приехал в Москву. За строительство собора Фиораванти было положено огромное по тем временам жалованье — 10 рублей в месяц. А в ту пору на Московской Руси хороший боевой конь стоил 2-3 рубля и за 100 рублей можно было купить большое село с десятками крестьянских дворов.

Вскоре после прибытия в Москву Фиораванти отправился в путешествие по русским северным землям, знакомясь с архитектурой старинных соборов Владимира, Суздаля и Новгорода Великого. И, вернувшись в столицу, зодчий сразу же приступил к строительству собора.

Во время строительства Фиораванти использовал множество новшеств, которые затем прочно вошли в практику русского зодчества. Фундамент нового Успенского собора был сильно углублен, затем в землю были забиты дубовые сваи. Стены складывались из кирпича, а снаружи их облицовывали блоками из белого камня. И раствор для скрепления кирпичей и камней Фиораванти использовал особенно прочный.

После окончания строительства наружный вид собора удивил и поразил москвичей своей строгостью и величием. Храм о пяти золоченых куполах смотрелся «яко един камень». Все линии его были очень четкие, а полукруглые завершения стен — закомары — казалось, будто вычерчены по циркулю.

Крестовые своды собора скрепили металлические связи (до Фиораванти на Руси использовались деревянные), это позволило сделать столбы внутри храма, поддерживающие кровлю, круглыми и тонкими, «подобно деревам». Таким образом получилось огромное, почти в 40 метров высотой, внутреннее пространство храма, освещенное двумя этажами окон.

Внутри Успенского собора

Строительство собора шло быстро и заняло меньше трех лет. 12 августа 1479 года Успенский собор был освящен. Великий князь Иван III раздал в тот день нищим богатую милостыню, и целую неделю на княжеском дворе шел пир горой.

Много раз собор изнутри расписывали лучшие иконописцы Руси, в том числе знаменитый Дионисий с учениками. Иконописец Дионисий в 1481 году расписал в соборе иконостас, который до нашего времени не сохранился. Наверняка он был прекрасным, так как летописец того времени записал: «Мняшеся на небесах стояти», то есть люди в соборе чувствовали себя словно на небесах от окружающей их красоты.

Уже в древности Успенский собор превратился в подлинную сокровищницу. В него были перенесены самые почитаемые иконы из присоединенных к Московскому государству городов.

В соборе хранились редкие книги, множество драгоценных сосудов, золотые кресты и царские венцы, которыми государи венчались на царство.

Также в соборе издавна находился Гвоздь Господень, которым, по церковному преданию, был прибит к кресту Иисус Христос, и до сих пор эта реликвия хранится в храме.

Совет

Многие столетия в соборе пребывала одна из главных святынь православной Руси — Владимирская икона Божией Матери, перевезенная в Москву в 1395 году из города Владимира.

В тот тяжелый год татаро-монгольские полчища под предводительством полководца Тамерлана (Темир-Аксака) двинулись к Москве. Но как только Владимирская икона была доставлена в Москву, в тот же день «Темир… убояся и устрашися… и к Руси тыл показуеши, аки некими гонимы быша», — то есть он повернул восвояси, будто за ним кто-то гонится.

По церковному преданию эта чудотворная икона — защитница Москвы — была написана самим евангелистом Лукой (автором одного из четырех Евангелий). Сейчас Владимирская икона Божией Матери под надежной охраной находится в храме (примыкающем к Государственной Третьяковской галерее) святителя Николая Чудотворца в Толмачах.

В 1551 году при царе Иване Грозном резчики по дереву изготовили и установили в Успенском соборе «Мономахов трон» — это царское место, где во время богослужения сидели цари. Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя. Вверху, поддерживаемый фигурными столбиками, возвышается над троном резной шатер.

С Успенским собором связаны и трагические страницы Отечественной войны 1812 года. Войдя в Москву, французы устроили в соборе конюшню. А перед бегством из Москвы они вывезли из собора многие тонны серебра и около 300 килограммов золота. Серебро у отступавших французов удалось отбить, и после окончания войны из него была отлита центральная люстра храма.

Подвиг Патриарха Гермогена

В Успенском соборе, в месте захоронения русских патриархов и митрополитов, покоятся мощи священномученика, патриарха Московского и всея Руси — Гермогена (Ермогена).

Будущий патриарх в миру служил в донских казаках и звали его Ермолаем. В 49 лет Ермолай стал священником одной из церквей города Казани. В 53 года он овдовел и постригся в монахи с именем Гермоген. Скоро он стал игуменом (настоятелем) казанского Спасо-Преображенского монастыря и в 1589 году — митрополитом города Казани.

Тогда было очень трудное, Смутное время для Московской Руси, которую постоянно осаждали польско-литовские захватчики. Вступив в патриарший сан в 1606 году, Гермоген много раз обращался к русским людям с призывом к восстанию против поляков, исповедующих католичество, чтобы защитить отечество и веру православную от захватчиков.

Обратите внимание

В конце 1610 года Гермоген разослал по российским городам многочисленные грамоты, в которых просил создавать в городах народные ополчения для освобождения Москвы от польского гарнизона, засевшего в Московском Кремле.

И во многом благодаря призыву патриарха Гермогена в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение под руководством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Вскоре после создания ополчение двинулось на Москву.

Поляки, узнав о приближении народного ополчения, потребовали от Гермогена, чтобы тот написал грамоту, запрещавшую Минину и Пожарскому идти на Москву. Но патриарх Гермоген ответил полякам решительным отказом:

— Да будет ополченцам от Бога всякая милость! А на вас, захватчики родины, пусть изольется гнев Божий!

Тогда поляки заточили патриарха Гермогена в темницу и стали его морить голодом, надеясь, что патриарх скоро переменит свое решение. И много месяцев Гермогену давали лишь воду и очень редко маленький кусочек хлеба.

Восьмидесятилетний патриарх Гермоген умер от голода, но так и не согласился написать письмо против ополчения Минина и Пожарского (которое через восемь месяцев после гибели патриарха освободило Москву от поляков). Московский летописец тогда записал: «…И умре от глада в 1612 году февраля в 17 день…»

Источник: https://rus-towns.ru/moskva-uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya/

Успенский собор Московского Кремля. Соборы Московского Кремля – фото :

Великолепный архитектурный ансамбль, являющийся памятником российской истории, культуры и архитектуры – это, конечно же, Московский Кремль. Его храмы и соборы вызывают интерес ученых и исследователей со всего мира. Миллионы туристов съезжаются в нашу столицу, чтобы своими глазами увидеть бесценные творения русских зодчих.

Соборная площадь

В центре ансамбля Кремля располагается Соборная площадь. С древности к ней сходились все центральные улицы знаменитого города-крепости. На этой площади проходили торжественные празднования русской столицы – встречи иностранных послов, православные службы, шествия во время венчания и коронации царей.

Величественный и гармоничный ансамбль Соборной площади создавался талантом и трудом русских зодчих, а также итальянских мастеров. Его нынешний облик сформировался в конце XV века.

Архангельский и Благовещенский соборы, Успенский собор Московского Кремля, а также другие церкви и храмы, расположенные на этой территории – это величайшие памятники самобытного русского зодчества и истории. Они дали название площади.

Она с древности является колыбелью русской культуры и символом могучей русской империи.

Успенский собор Московского Кремля

В течение более чем 500 лет это главный собор России. Он является ее первым и главным престолом, давшим столице ее главную характеристику – Первопрестольная.

Читайте также:  Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, россия, город санкт-петербург

Успенский собор Московского Кремля, по задумке его создателей, по размерам должен был превышать Владимирский собор.

Но, к сожалению, первая попытка русских строителей окончилась неудачно – почти полностью построенный храм неожиданно рухнул.

Важно

После этого трагического события Иван III вынужден был обратиться за помощью к специалистам из Италии, которые в то время считались лучшими зодчими Европы.

За возведение храма взялся итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, прибывший в Москву в 1475 году. Именно ему и принадлежит это великое творение, дошедшее до нас и сыгравшее неоценимую роль в дальнейшем развитии великой русской архитектуры. Строительство нового собора было завершено в 1479 году. Русские православные стали называть его “Свято-Успенский собор”.

В 1955 году храм стал музеем, а в 1960 года он перешел в ведение Министерства культуры страны. С 1990 года после благословения Великого Патриарха в соборе стали совершать богослужения.

Особенности архитектуры

Московский Успенский собор, высота которого достигает 45 метров (вместе с крестом) представляет собой четырехугольник. Его стены выполнены из белого камня, своды – из кирпича. Четыре колонны диаметром более двух метров удерживают свод.

Итальянский архитектор Фиорованти был плохо знаком с конструкцией древнерусских храмов, строившихся по крестово-купольной системе, потому строение получилось особенным. Внешне Успенский собор Кремля выдержан в традициях русского церковного зодчества, но конструктивно он построен иначе.

Внутри строения различие становится очевидным – больше ни в одном храме России нет такого огромного пространства. Своды храма равновысотные, которых до этого русские мастера возводить не могли. Венчают строение пять куполов, которые символизируют Иисуса Христа с четырьмя апостолами.

Южный вход венчает икона Божьей Матери Владимирской.

Роль собора в жизни страны

Успенский кафедральный собор с момента своего появления на московской земле стал центром идейно-политической жизни не только города, но и всей России. После его освящения, через несколько лет, он стал постоянным и единственным местом коронации русских правителей. Здесь же происходило и рукоположение российских митрополитов.

Московский Успенский собор – место захоронения патриархов и митрополитов. Здесь покоятся великие и заслуженные люди России.

Иконостас

Успенский собор Московского Кремля, фото которого вы можете посмотреть в нашей статье, имеет уникальный иконостас, состоящий из 69 работ великих русских мастеров. Все они иллюстрируют историю человечества по Библии.

В Верхнем ряду находится ветхозаветный период, который предшествовал воплощению Христа. Следующий ряд – пророческий. В нем находятся изображения пророков перед Богоматерью.

В третьем ряду находятся иконы, которые освещают главные события из жизни Христа.

Дальнейшая судьба собора

Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты вели себя варварски. Они превратили Успенский собор Московского Кремля в конюшню. В кремлевских соборах они грабили и рушили все, что попадалось под руку. По подсчетам ученых, они вывезли из России более 280 кг золота и 5000 кг серебра.

В советское время служба в храмах Кремля была запрещена. Лишь в 1990 году они вновь стали принадлежать Русской Православной церкви. Сейчас соборы Московского Кремля являются музеями, в большие церковные праздники здесь проходят богослужения. Интересно, что перед новой службой соборы освящаются заново.

Успенский собор Московского Кремля, фото которого часто используется как визитная карточка столицы, не единственный на Соборной площади. Здесь есть не менее прекрасные храмы, достойные вашего внимания.

Благовещенский собор

Храм построен в 1489 году зодчими из Пскова. Расположен он на юго-западе Соборной площади. Был построен как домовая церковь московского князя, где проводились крещения детей и бракосочетания.

Храм построен в лучших традициях русского, а точнее, московского зодчества, с некоторыми деталями, заимствованными из псковской архитектуры. Два входа ведут в собор с площади. Здесь сохранился древнейший в нашей стране пятиярусный иконостас.

В храме собраны иконы, относящиеся к XIV–XVI векам, среди которых бесценные работы Андрея Рублева, Прохора Горобца, Феофана Грека.

Архангельский собор

Строительство этого храма началось при Иване III и было завершено при князе Василии Ивановиче (1505–1509 гг.). Сооружение является работой архитектора Алевиза Нового и снаружи выполнено в традициях русского зодчества. Однако его отличает очень богатая внутренняя отделка, носящая элементы итальянского Возрождения.

По размерам этот храм значительно меньше, чем Успенский собор Московского Кремля. Он увенчан пятью главами, которые несколько смещены на восток. Центральный купол позолочен, остальные покрашены серебряной краской.

Этот храм до конца XVII века являлся усыпальницей московских правителей. Здесь находятся 54 захоронения, в которых покоятся останки Алексея Михайловича, Ивана Грозного, Ивана Калиты и многих других.

Собор Василия Блаженного

Его строительство началось в 1555 году, в честь Покрова Богородицы. Согласно летописям, авторами этого удивительного сооружения были русские зодчие Барма и Постник.

Вокруг центральной церкви группируются еще восемь не похожих одна на другую церквей. Все они, несмотря на явные отличия, выполнены по единому художественному замыслу и отлично гармонируют, дополняя друг друга.

В 1558 году к собору добавили десятую церковь – святого Василия. Так десятиглавый храм получил свое нынешнее название.

В 1812 году его постигла печальная участь всех кремлевских храмов. Французы варварски его разграбили. Они планировали взорвать святыню, но, к счастью не успели.

Через сто лет (1918 г) собор был разграблен еще раз, а его последнего настоятеля Иоанна Восторгова расстреляли. С 1923 года часть собора стала музеем, колокола были сняты и переплавлены.

Сегодня в обновленном и отреставрированном соборе проводятся службы в честь Покрова Богородицы.

Собор Двенадцати апостолов

В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма.

Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня.

В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.

Совет

Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее – посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.

Источник: https://www.syl.ru/article/155214/new_uspenskiy-sobor-moskovskogo-kremlya-soboryi-moskovskogo-kremlya—foto

Успенский собор Московского кремля

Главный храм страны — Успенский собор — сразу захватывает Ваше внимание при осмотре Соборной площади в Кремле.

Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, который прославляет Святую Софию. Над его вратами — огромный Владимирской образ Божией Матери — в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

На протяжении веков собор был связан с важнейшими событиями из жизни страны. Здесь венчали на Царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав Русской церкви, проводили торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск, оглашали государственные акты, совершали ритуалы погребения метрополитов и патриархов.

Интересна и не проста история храма. В конце 12 века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако, по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор.

Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина — ветхость сооружения. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора.

Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение и недостроенный собор получил серьезный урон. Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Но что могло заставить зодчик отказать русскому Царю? Должна была быть какая-то серьезная причина. Некоторые историки, считают, что на это в достаточной мере повлияла вторая супруга Ивана III — София Палеолог, сватаная русскому царю католическим папой Павлом II.

Обратите внимание

Возможно, в основание храма по настоянию Софии были заложены какие-то привезеные ею реликвии. Также по ее настоянию из Италии был выписан итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом».

И это выглядело совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

Очень интересно об этом показано в малосерийном историческом фильме «София», который не так давно показывался на экранах страны.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире.

Первая роспись была исполнена, как только подсохли стены, в 1481 году великим иконописцем Дионисием.

Она была столь красивой, что, когда государь с митрополитом и боярами осматривали собор, они воскликнули «Мы видим небеса!».

Однако собор долго не имел отопления, резкие перемены температуры вредили росписи, и в 1642 его расписали заново: считается, что старые фрески были переведены на бумагу, и по ним роспись была создана заново.

Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.

Важно

Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха Никона и запечатлел в себе новшества его эпохи.

На самом почетном месте, справа от царских врат, где всегда находится образ Господа Иисуса Христа — древняя икона «Спас Златая риза», известная также как «Спас императора Мануила».

Возможно, еще Иван III взял его из новгородского храма Святой Софии, но более вероятно, что икону в Москву привез Иван Грозный после похода на Новгород в 1570 году.

В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: риза Господня — частица одежды Иисуса Христа и подлинный гвоздь Господень, один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте.

Традиция погребения в Успенском соборе русских архипастырей началась с его основателя — святого митрополита Петра. Когда его мощи переносили в новый собор, святитель совершил свое первое посмертное чудо: приподнялся во гробе и благословил москвичей. Ныне он покоится в алтарной части за иконостасом.

Об идее богоизбранной Москвы напоминает царское место — знаменитый «Мономахов трон», поставленный по приказу Ивана Грозного. Это миниатюрный символ идеи Москва — Третий Рим. По преданию, этот трон сделан еще во времена Владимира Мономаха, и на нем он находился во время богослужений в киевском храме Святой Софии.

Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство. «Посажение» на трон первых московских князей и самого Ивана Калиты проходило в Успенском соборе города Владимира. Здесь же, в Успенском соборе, в феврале 1613 года был всенародно провозглашен царем первый Романов.

По преданию, юноша, придя в Успенский собор на венчание, остановился на паперти, обливаясь слезами перед тем, как принять бремя власти, а народ целовал полы его одежды, умоляя взойти на престол. В 1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I.

Совет

Последние коронационные торжества в Успенском соборе состоялись 14 мая 1896 года, когда короновали на царство императора Николая II.

Под сводами собора праздновались многие великие торжества: падение ордынского ига, покорение Казани, победы в Северной войне и над Турцией.

Интересно, что именно в Успенском соборе в феврале 1903 года был прочитан акт об отлучении Льва Толстого от Церкви. Именно поэтому Ленин хотел поставить памятник писателю не где-нибудь, а в Кремле.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служба. Ее возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), а момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая».

В советсткие годы много святынь было изъято из церкви и пущено для «пополнения государственного бюджета» или на оплату внешних долгов Советсткого союза. Но радует, что многое и попало в музеи — Третьяковскую галерею и Оружейную палату.

Богослужения в храме были возобновлены с 1990 года.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831/responses/3698

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector