Икона божией матери елецкая

Елец и Елецкая икона Богородицы

24 января День Елецкой иконы Богородицы!

Об этой иконе известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летописи зафиксировали год её явления – 1060, то есть тот же, что и у Елецкой–Черниговской иконы.

Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской. Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы – ростовой.

На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.

Обратите внимание

Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» – и повернул с ордой назад.

В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю).

Елецкая икона того времени утеряна, однако есть русский город Елец  со своей богатой историей.

Город Елец .

Древний, как сама Русь, город-воин, город-труженик Елец вписал немало славных страниц в ее историю.

Впервые Елец упоминается как существующий в летописи в 1146 году. Он возник как город-крепость на границе с «Диким полем» в ряду городов-крепостей, построенных в X-XII веках, задачей которых была сторожевая служба и защита окраин русских земель. Елец был одним из бастионов, о который разбивались многочисленные набеги кочевых племен.

Долгое время Елец оставался пограничным городом, охранявшим юго-восточные рубежи Российского государства. Стены города видели нашествия полчищ Батыя, Ахмата Темира, Узбека, Тогая, Тахтамыша, Гирея и его потомков. Елец многократно разрушался, сгорал дотла, а многие его жители гибли в битвах с врагом, дружина из города Елец участвовала и в историческом Куликовском сражении.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества 8 октября 2007г. Указом Президента Российской Федерации № 1347 г. Ельцу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Это звание – признание заслуг ельчан за всю историю существования древнего «оплота Руси», каковым во все времена являлся город Елец.

Сегодня в городе живёт почти 107.000 человек.

Елец — довольно крупный транспортный узел Липецкой области, заметно превосходящий по трафику областной Липецк. Через него проходит один из главных путей на Юг, к черноморским курортам, и уже с поезда прекрасно видна панорама старого города и неповторимый силуэт его храмов за Быстрой Сосной. Между путями — симпатичный вокзал конца XIX века.

Важно

Среди сотен российских уездных городов Елец почти уникален. Если не по факту — то по общему впечатлению. Уже издалека впечатляет панорама церквей, а в Ельце до Революции была 41 православная Церковь — все они, построенные в XVIII–XIX веках, сами по себе вполне тривиальные, вместе составляют прекрасную линию горизонта.

Вблизи все еще интереснее: на старых улицах по склонам холмов местами вообще не увидеть признаков ХХ века, кроме машин и асфальта. Ансамбль уездного города сохранился целиком: и каменный центр, и деревянные предместья. Да еще и собственный Арбат в самом центре — улица Мира.Усиливает эффект почти полное отсутствие зелени, не заслоняющей фасадов и перспектив.

В Ельце много отдельных примечательных зданий, в том числе водонапорная башня, пожарная каланча… Но сами по себе они не так уж интересны в отличие от прогулки по улицам настоящего города.Милый уютный городок,по которому приятно гулять. В центре нет высокой застройки, новые дома вписываются в архитектуру, чувство, что попал в прошлое, если бы не вывески. Что ни дом, то история.

И в каком состоянии!Хочется каждый сфотографировать. Все как-то по-домашнему опрятно и мило. Какой-то очень очаровательный и колоритный городок. Создается впечатление, что в центре города вообще ничего не строили и не меняли лет эдак 150.Прям,как в прошлое попадаешь.Но все очень ухоженное. Видимо,местная администрация очень любит свой город.И всё так натурально и естественно.

Без излишней туристической прилизанности. Гулять по улицам города (особенно, естественно, в центре – Коммунаров, Советская, Карла Маркса, Лермонтова, Мира, Октябрьская, Пушкина, Льва Толстого и др.) огромное удовольствие в любое время суток. И спокойно.В Ельце находится один из самых больших правлспавных соборов России, Вознесенский.

В России он считается по величине третьим храмом после Храма Христа Спасителя и Исааковского собора. Вознесенский собор, построенный в 1844–1888 годах, видно из любой точки города и на момент постройки он мог вмещать в себя все его население. Высота храма — 73 метра, длина — 85 метров.

В маленьком 2-3х этажном городе собор    смотрится как что-то инопланетное! И внутри очень и очень и очень красивый!.В огромном зале прекрасно сохранилось убранство, а служба впечатляет, даже если ты насквозь атеист. Интересно, что архитектор собора — тот самый Константин Тон, автор храма Христа Спасителя, чье имя многие произносят как ругательство.

Совет

Но этот храм не похож ни на Храм Христа Спасителя, ни на тысячи его клонов, да и, пожалуй, это настоящий шедевр небогатой на шедевры середины XIX века.Вознесенский собор  был основан в 1800 году и  был закрыт в 1934 году.

Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм… Вновь собор был открыт в 1947 году.

Однако собор не самая старая Церковь города, самой старой считается Введенская Церковь. Среди двух десятков елецких церквей выделяется она, в первую очередь тем, что это самая старая из сохранившихся (1750), находится на берегу реки и находится как бы в тени собора .

Увы, старше ничего нет — до падения Крымского ханства Елец оставался степной крепостью, малопригодной для нормальной жизни.Ну и как же без храма святыни города, Елецкой иконы Богородицы. Одно из немногих запоминающихся строений в городе. Зажат между стандартными 5- и 9-этажками От центра до этой церкви — минут сорок быстрым шагом.

Однако видна прекрасно: и Старый город, и церковь Елецкой Богоматери стоят на высоких холмах, между которыми глубокий овраг, и несмотря на расстояния, она замыкает перспективы многих улиц. Легче всего ей полюбоваться, как ни странно, с поезда — совсем рядом железнодорожный мост через Быструю Сосну.

Краснокирпичная церковь с пятью шатрами и  высокой колокольней освящена в 1893 году .О всех более 20 храмах города (блюс 20 уничтоженных в Советское время)  рассказ получился бы долгим. Но некоторые храмы по своей красоте пользуются большим интересом у туристов и гостей города. Вот как этот ансамбль сказочного вида в самом центре Ельца. Красная церковь Михаила Тверского, желтая часовня Александра Невского и собственно дом призрения (то есть сиротский приют), модерновый облик которого напоминает стиль не то Врубеля, не то Рериха. Весь ансамбль построен в 1909–1911 годах на средства дома Романовых и потому назван Домом презрения Романовых, став последним дореволюционным храмом в Ельце.

На фото ниже Преображенский храм.

Парадокс: Константин Тон построил в Ельце довольно оригинальный для своих лет Вознесенский собор, а местный клон Храма Христа Спасителя принадлежит другому автору. Что ж делать — идеологически правильными русско-византийскими храмами, облик которых олицетворял «православие-самодержавие-народность» в середине XIX века комплектовался почти каждый город в империи. Как и почти все идеологически правильное, церковь 1845–1860 годов постройки вышла довольно громоздкой. Длинная трапезная старше 1828 года, а колокольня и вовсе построена в 1775-м. До недавнего времени церковь была совершенно заброшена — облезлая штукатурка, деревья на крыше… Ныне потихоньку реставрируется, причем начали с главок и кровли.Успенская  церковь стоит на вершине холма в самом центре Ельца, над дорогой в Заречье, в городской панораме ее круглая колокольня с золотистым игольчатым шпилем играет первую скрипку. Колокольня с ближних улиц кажется пугающе высокой, и видна почти отовсюду.Во дворе собора прямо из земли торчит купол часовенки. Крыльцо ведет под землю, а под землей пустое помещение с крестом и остатками фресок. Полуподземные храмы в России редчайшее явление. Часовню освятили в 1801 году над братской могилой ельчан, погибших в 1395 году, когда город занял сам Тамерлан, шедший на Москву, но почему-то повернувший обратно в рязанских лесах. Подземной часовенка оказалась случайно — ее просто засыпали грунтом при строительстве собора.Есть в Елецке и два монастыря. И если мужской ещё Церкви не вернули, то женский Знаменский прекрасно действует и развивается. Монастырь был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе.

Трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, скит в 1683 году преобразован в женский монастырь.

В 1764 году Знаменский монастырь упразднили указом Екатерины II, однако монахини его не покинули.

В 1769 году во время большого пожара в Ельце, монастырь сгорел. На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились.

Обратите внимание

Постепенно росло число сестёр. В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году.

Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. В 1779 году он последний раз посетил Елец, благословил монахинь и выбрал место для будущего каменного храма.

В период с 1804 по 1813 годы велось строительство собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Монастырь оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I.

Были восстановлены строгие правила монашеского общежития, начато строительство колокольни, тёплой трапезной, новой кирпичной ограды вокруг монастыря с четырьмя башнями и тремя воротами. В 1841 году с южной стороны устроили спуск к святому источнику в виде широкой лестницы.

К 1861 году была завершена постройка трёхъярусной колокольни. К середине XIX века территория монастыря и принадлежавшие ей земли продолжали расширяться, обитель благоукрашалась.

К началу XX века в стенах монастыря проживало 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек.

Главными святынями обители стали чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, благополучно сохранившиеся после пожара 1769 года. В монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручница», написанная на Афоне, и подаренная святителем Феофаном Затворником Казанская икона Божьей Матери.

В Знаменском монастыре хранился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского.
У деревянного храма возведен памятник преподобной Мелании. Это затворница Елецкого монастыря, принятая послушницей в 1778 году прожившая в монастыре 58 лет. Рядом — могила угодницы.

У стен монастыря – святой источник и купальни.
Монастырь очень ухоженный. Куда не посмотреть на его территории — всюду цветы! В воздухе стоит запах роз. Они и в вазонах около храма, и по сторонам дорожки.

Павлины чинно разгуливают в специальном павильончике, подальше бегают цыплята.

В сквере рядом стоят три фигуры воинов с оружием в руках, а над ними на кирпичной стеле распростерла руки Богородица.

Справа — бородатый мужик с топором, в центре — русский богатырь в плаще и островерхом шлеме, слева красноармеец с автоматом на ремне. Елец, выросший из крепости на краю Дикого поля, помнит и Тамерлана, и вермахт.

Важно

Но еще удивительнее, что ельчанам удалось победить время, и несмотря на десятки пережитых войн, это один из самых цельных старинных городов России

Небольшой, но, в общем, неплохой для уезда краеведческий музей был создан в 1918 году, причем не кем-нибудь, а писателем Михаилом Пришвиным и учительницей Сафоновой на основе школьной коллекции наглядных пособий.

Время выбрали, прямо скажем, неудачное — вскоре музей разгромили то ли белые, то ли прогнавшие их красные. Еще раз он разорялся в 1941 году.

В общем, не случайно, что едва ли не лучшей экспозицией здесь является коллекция старинного оружия.

Дом на бывшей окраине уездного Ельца (а ныне почти в центре), где в 1881–85 годах жил Иван Бунин.

Тогда еще он был обыкновенным гимназистом, учился в уездном городе, а его семья жила в усадьбе неподалеку. Музей открылся в 1988 году.

Обстановка в доме воссоздана, но значительная часть вещей — подлинные, переданные музею из личной коллекции профессором Эдинбургского университета Милисией Грин.

Из Заречья на высокий правый берег ведут целых два моста совсем рядом. Один — автомобильный, поздней советской постройки. Другой — пешеходный, построен в 1931–1933 годах, а название получил от автопробега Москва —Каракумы, участники которого проехали по мосту первыми.

Начало и конец мостов обозначены мемориалами: в Заречье — целящий по городу танк, на правом берегу кусок кирпичной стены с выцарапанной на штукатурке надписью «Мы из Ельца!». В 1941 году город был оккупирован всего несколько дней: 4–9 декабря, а затем началось успешное контрнаступление — и все же с войны не вернулось около десяти тысяч ельчан.

Ну и самая известная улица города, это улица мира.

Таков вот город святыни Елецкой иконы Божьей матери.

.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/95538.html

Икона Божией Матери Елецкая

Кондак 1

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще: Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя: Радуйся, Тобою болезни наша врачуются; Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются. Радуйся, Пресвятая Мати Господня; Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго. Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя; Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия: Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная; Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся. Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная; Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая. Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая; Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому – хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная – семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако: Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая; Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков. Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго; Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея. Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена; Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше: Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая; Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая. Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая; Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая. Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая; Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице: Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая; Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая. Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая; Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая. Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону Богоматери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде.

Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако: Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение; Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение.

Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая; Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая. Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая; Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него.

Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими: Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня; Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя.

Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти; Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш.

Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его; Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная – Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением Богоматери.

Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия: Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая; Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая. Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая; Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая.

Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения; Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими: Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая; Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая. Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая; Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая. Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице; Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иконах своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая.

Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем: Радуйся, земли русския Царице Небесная; Радуйся, страны нашея державная покровительнице. Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный; Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая.

Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая; Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую – удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей: Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския; Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая. Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая; Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко. Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте; Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, – рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти.

Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии: Радуйся, златая кадильнице – сокровище велие нам Богом данное; Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая. Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси; Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало.

Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо; Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва пред иконой Божией Матери Елецкой

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Мученица зоя атталийская (памфлийская)

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-eleckaja

Елецкая икона божией матери

Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII – нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)
Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII – нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)(празд. 11 янв.

), чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.).

«Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» (Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях // Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58). Нет достоверных сведений и об иконографии.

На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах (Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715-1716 гг.)), сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и. Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн.

архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676), впосл. рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп.

Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февр. и 11 янв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). В кон. XIX в. появились раздельные публикации о Е. и.

Обратите внимание

и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской – под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и.

с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской – под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е.

Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» (Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с.

115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери – храма с таким освящением в городе не существовало.Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в.

(ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва)
Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва)

Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г.

, когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница…

» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 янв. того же года подарил ее мон-рю.

По перенесении из Талицы Е. и. находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г.

№ 3015 об упразднении елецкого Троицкого мон-ря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую – в Христорождественскую Елецкую церковь» (Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17). А. К.

Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» (Воскресенский. 1911. С. 96). Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг.

, а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 40-х – нач. 50-х гг. XIX в. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е.

местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г.

, когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской ц. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Темир-Аксака совершался крестный ход из Вознесенского собора в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Талица, но незадолго до 1899 г.

он был отменен (по нек-рым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» (Назаров. 1899. С. 71). На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери.

Возможно, совпадение дат привело к подмене Е. и. Казанской, к-рая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» (Там же. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)). Однако в XIX в.

Важно

именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.

Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец)
Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец)

В Талице был храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сооружение деревянного храма можно отнести ко времени ок. 1638 г.

(дата фигурирует в надписи на напрестольном Евангелии, вложенном в храм царем Михаилом Феодоровичем), каменного – к 60-м гг. XVIII в. (Назаров. 1899. С. 76-77). Согласно метрике Вознесенского собора 1887 г. из ОР ИИМК РАН (Ф. Р-III. Д. 4332. Л.

10), «на прежней сребропозлащенной ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасен от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесен в церковь г. Ельца»». Икона с подобной табличкой не выявлена, на фотографии XIX в.

с интерьером Вознесенского собора видно, что Казанская икона украшена ризой, соответствующей иконографии образа; неизвестно, была ли эта табличка на данной иконе.

Е. и., спасенную от нашествия Темир-Аксака, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 авг. 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву (ПСРЛ. Т. 25. С. 222). Согласно преданию, во сне Темир-Аксаку явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.

Иконография Е. и. близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом мн. рус. изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая – в молитвенном жесте.

Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Е. и.

изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. № 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон.

Совет

XVIII – нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Е. и., под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С.

483) и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII – нач. XIX в. (?), частное собрание).

В ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве находится больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.

В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. (см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115), ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.

Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Е. и. храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

Лит.: Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894; он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895. С. 46; Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Спб., 18982; Назаров Е. И. Ист.-стат. очерк бывшего Талецкого Острожка // Тр. Орловской УАК. Орел, 1899. Вып. 1. С. 67-80; Поселянин Е. Богоматерь. СПб., 1909; Воскресенский А. К. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911; То же // Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 105-106; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/189783.html

Елецкая икона Божьей Матери

Среди величественных православных святынь, перед которыми долгие годы возносят свои молитвы верующие христиане, особое место занимает местночтимая Елецкая икона пресвятой Божьей Матери, которую называют, также, Черниговской.

Древнее предание повествует о том, что эта святыня была обретена святым преподобным Антонием Печерским  в 1060 году возле города Чернигова. Преподобный Антоний увидел икону среди ветвей ели, это и послужило названию иконы. На месте обретения иконы был построен монастырь и церковь в честь Успения Богородицы, которая позже стала называться Елецкой.

Необычный вид данной иконы состоит в том, что на ней Богородица с Младенцем на руках изображена на фоне высоких елей.

Обратите внимание

Прихожане местных храмов молятся перед Елецкой иконой Божьей Матери об исцелении душевных и телесных страданий верующих христиан, а также, о защите от иноплеменников. Празднование в честь этой святыни отмечается в православных храмах Чернигова 24 января.

Читайте также:  Моление о упокоении православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных

Местные мастера иконописи высокочтимый образ Елецкой Богоматери воплощают в своих работах на иконах, вышитых бисером, иконах из дерева, из янтаря.

Купить Елецкую икону Божьей Матери можно в каждом православном храме, заказать в иконописной мастерской или в интернет магазине.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Хронология пребывания Елецкой иконы

Сведений об иконографии Елецкой иконы очень мало. Известно лишь, что долгое время эта святыня находилась в городе Ельце Орловской области, в соборной церкви Смоленской Богоматери.

До 1768 года икона Елецкой Богородицы украшала Елецкий Троицкий монастырь, после пожара — соборную церковь города. В конце 1840 годов история этой христианской святыни прерывается.

Высокочтимый список с этой древней иконы, написанный в XIII веке, находится в настоящее время в городе Ельце, а также, в московском храме пророка Ильи.

Каждый год, 8 мая в память победы над войсками Тамерлана, совершается крестный ход с Елецкой иконой Божьей Матери из Вознесенского собора в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь.

В настоящее время в храмах города Ельца все большие праздничные богослужения начинают с почитания высокочтимой Елецкой иконы пресвятой Богородицы как самой главной православной реликвии, которая многие века считается главной защитницей и покровительницей города.

Нет ни одной церкви в Орловской области, которую бы не украшал чтимый образ Богоматери Елецкой.

Источник: https://www.sudba.info/eleckaya-ikona-bozhej-materi/

История иконы Божией Матери

Уважаемый читатель!

Прежде чем вы приступите к чтению этой работы я хотел бы начать с небольшого делового вступления.

Дело в том что данная работе первая из серии более 50 публикация вашего автора на темы истории иконописи в Росииской империи.

Кроме того все  эти  работы  широко и богато проиллюстрированы автором чем  значительно улучшено восприятие читателям  излагаемого материала!

Важно

Но однако  размещения  книги со всеми авторскими иллюстрациями на сайте Litnet.ru затруднено по тех.причинам. Сайт не публикует материал в PDF формате!

В связи с чем  если вас  заинтересовалда эта и другие подобные ей мои работы то вы можете  их самостоятельно прочитать  на своем  смартофоне или планшете  если через программу Play Market установите  у себя  бесплатное приложение ” Домашняя библиотека” или “50 000 книг”.

Там есть отдел “Магазин”, где вы сможете  как платно так и в большей части бесплатно! скачать эту или другие мои книги!

С  уважением и наилучшими пожеланиями ваш автор!
 

История Елецкой икона Божией Матери и ее культа

ч.1 Елецко-Черниговская ИБМ и история ее культа

    В перечне чудотворных икон Богородицы, ныне особо чтимых в РПЦ МП есть одна, история которой не только сильно “запутана”, скажем в силу приписываемой ей “древности”, но и в отличие от других икон данного типа, она как бы одновременно существует в двух совершено отличных друг от друга образах!

      Вот смотрите сами: «Елецкая Черниговская Икона Божией Матери» и просто «Елецкая» Икона Божией Матери! Ее еще в некоторых публикациях называют как «Елецкая Казанская Икона Божией Матери»

     И при всем этом у них почти, «совпадает” год их явления в Московском царстве!    А глядя на фото этих икон, даже не специалисту по иконографическим образам сразу становится понятно, что одна их них не является копией другой! Причем во втором случае просто «Елецкая ИБМ» это по сути есть копия «Владимирской» ИБМ «Умиление»!      Хотя вопреки всей этой нашей логике и здравому смыслу  на одном из ведущих сайтов РПЦ МП http://www.patriarchia.ru/db/text/914121.html в отношении этой иконы сказано так  “Изображение икон Пресвятой Богородицы” указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием “Елецкой”.      Под датой 11-го января там помещены следующие сведения: “Сия святая икона (“Елецкая”) находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году”.       5-го февраля о Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: “Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями”. В этих двух сообщениях сомнительным может показаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах.       Недоразумение — это можно разрешить следующим образом – предположить, что одна из этих двух икон, а именно «Черниговская Елецкая икона» является  условным «подлинником», а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце на Орловщине в соборной церкви во имя «Смоленской» иконы Божией Матери, – списком с первой иконы.»          Но я думаю, что таким путем мы не сможем «разрешить «это историческое недоразумение» и для этого нам придётся провести уже свое новое историческое расследование!        Причем проводить его мы будем не так как это делают «кабинетные историки» переписывая друг у друга тексты и «точки зрения» по тому или иному вопросу, чтобы подчеркнуть свою «начитанность», а по правилам, разработанным такой прикладной наукой как криминалистика, что применяются в ходе рассмотрения уголовных дел в судах! 

     Когда сторона обвинения или защиты выдвигают свои версии того или иного события, они в суде проверяются путем сбора и оценки тех или иных доказательств, и по итогам проверки и оценки всей совокупности собранных по делу доказательств! суд выносит окончательное решение!

    А начнем мы наше расследование с изучения истории первой из этих икон ныне называемой “Елецкой Черниговской иконой Божией Матери” поскольку она все же является как бы «первой» по своей известности в московском православии.

Совет

    В этом расследовании наш труд будет облегчен, тем, что у вышеназванной иконы примерно 334 года тому назад, появился свой «летописец», оставивший нам, «неблагодарным потомкам» как подробное описание истории иконы, так и всех явленных ею в его время, “чудес”.

  Но, «чудеса» как проявления «метафизики» мы оставим в стороне (ибо это не есть предметом нашего изучения), а сами займемся историей.

   И тут надо будет сказать, что этим “летописцем” иконы или по-современному говоря, ее «популяризатором” в Русской православной церкви явился наместник «Елецкого в честь Успения Пресв. Богородицы» монастыря в Чернигове, архимандрит Иоанникий (в миру Галятовский) изложивший историю иконы в своей книге “Скарбница потребная и пожиточная всему свету” (изданной в типографии г.

Новгород-Северского в 1676году).       По версии архимандрита Иоанникия, первообраз иконы явился в 1060 году преподобному Антонию Печерскому на ветвях ели, а впоследствии был поставлен в Елецком монастыре, основанном по благословению преподобного.

       Оттуда икона исчезла при неизвестных обстоятельствах, а затем в Чернигове явился ее список, который и оказался в Елецком монастыре.

     И поскольку у нас появился первый и важный исторический свидетель, то он как незаслуженно забыта, что в России, что я Украине историческая личность, нуждается в отдельном представлении.

Источник: https://litnet.com/ru/reader/istoriya-ikony-bozhiei-materi-eleckaya-b98999

Список Елецкой иконы Божией Матери XVII в

■ «Скарбница» о. Иоанникия (1676) гласит, что обретенный в XI в.

на ели (на месте будущего Елецкого монастыря) чудотворный образ Пресвятой Богородицы «з Чернегова до Москвы под часъ войны ест перенесеный, поневаж тепер въ Чернегове ся той образ не знайдует», и что «в Москве на ринку и по местах инших въ России Великой образы такии продают, где намаливано дерево еловое альбо елину з галузями зелеными, межи тыми галузями зелеными высоко сидячая ест намалиована Родителка Божая, на Своих коленах Дитятко, Христа сидячого, под пахи лѣвою рукою держачая, а Христос въ левой руце держит хартию звитую». В описании Успенского собора г. Харькова 1857 г. свт. Филарет (Гумилевский) сообщает: «Икона Елецкая во время татарского разорения была сохранена во внутренности стены церковной. По обновлении же храма находилась в храме. Когда Чернигов перешел в руки польского короля, то в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния» (названные в цитате князья упомянуты и в «Скарбнице», с фамилией Воротынских, но лишь как потомки Святослава и хранители предания о явлении Елецкого образа, а не как владельцы, перенесшие икону в Москву). В другом своем произведении, «Житиях святых» (печать – 1885), свт. Филарет по-иному пишет о судьбе святыни: «В 1611 году, при нашествии поляков, разоривших монастырь, подлинная икона утратилась». В цитировавшемся описании Харьковского собора находим и такие сведения: «В 1687 г. окольничий князь Даниил Барятинский, командир новгородских полков под начальством князя Василия Голицына, был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и, находясь близ смерти, отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресвятой Богородицы в Харьковский Успенский собор. Такое предание о появлении чудотворной иконы в Харьковском соборе дошло до нового времени от протоиереев Григория Александрова и Стефана Флоринского, из коих первый был при соборе с 1719 по 1767 год, слышал это от дяди своего Иакова Петрова, бывшего священника, а потом протоиереем собора и передал зятю своему протоиерею Флоринскому, скончавшемуся 1805 г.». Одно из новейших описаний Елецкого монастыря (1999) дает о харьковской святыне следующий комментарий: «Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно – икона бесследно пропала в советское время».

■ «Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа, – благодарно отмечает современное описание обители (1999).

– В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями». Как сообщает «Скарбница», в 1676 г. из российского г.

Владимира братья Матфей и Никита Козелы привезли на Крещенскую ярмарку в Чернигов список Елецкой иконы с изображением лика Пресвятой Богородицы и Богомладенца на фоне ели, и продали образ местному жителю Константину Мезопете, а тот подарил святыню Елецкому монастырю. В том же году, по молитве у новоприобретенной иконы, в обители начали совершаться исцеления больных, и сведения об этом также вошли в «Скарбницу» (запись новых чудес велась и в 1895-1900 гг.).

■ «Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия… В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей.

Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.

Обратите внимание

Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь» (Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь, 1999).

■ «Существующая ныне икона написана не в России, а в Украине – российская иконопись тогда имела иной характер, кроме того, в нижней части иконы изображены постройки Чернигова второй половины XVII в., которые легко узнать.

Однако в Украине аналогов композиции этой иконы нет, а российские иконы часто делали с так называемыми клеймами… Поэтому современные искусствоведы высказывают предположение, что все было так, как рассказал И. Галятовский: в соборе поставили икону, которую привезли из России, но затем, возможно, уже после смерти И.

Галятовского, по какой-то причине была написана новая икона по композиции московской… Внизу справа – западный фасад Успенского собора, прописанный очень тщательно, даже с аркатурным поясом, но пристройки, сделанной в 1698 г., – церкви Иакова – нет.

На основе этого можно предположить, что икона написана между… временем восстановления собора – и 1698 г. В левом нижнем углу изображен Чернигов, где можно узнать черниговскую крепость и Спасский собор» (Віроцький В.Д. Храми Чернігова, 1998).

■ Празднование в честь Елецкой иконы Пресвятой Богородицы совершается дважды в год: 11 (24) янв. и 5 (18 фев.): 1-й день – указанная в «Скарбнице» дата вручения Мезопетой списка иконы монастырю; 2-й – смещенное на сутки празднование в память явления оригинала иконы (на Харьковском образе читалась надпись о явлении святыни 6 февраля 1060 г.).

Источник: http://eleckymon.church.ua/2013/09/04/spisok-eleckoj-ikony-bozhiej-materi-xvii-v/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector