Казанско-богородицкий монастырь (казань), россия, город казань

Богородицкий мужской монастырь в Казани, где находится Казанская икона

Казанский Богородицкий монастырь в Казани — так называлась женская обитель, построенная по приказу русского царя Ивана Грозного. Она была возведена на том самом месте, там, где чудесным образом была обретена ставшая знаменитой на весь православный мир Казанская икона Божьей Матери.

Многовековая история этой обители знала многое: от богатства и роскоши возведенных храмов и украшений святых икон до полного разорения и запустения монастыря. Предлагаю вспомнить прошедшие столетия и по-новому взглянуть на современный Казанско-Богородицкий мужской монастырь, расположенный в Казани, совсем недалеко от Кремля.

С чего все начиналось

Чудо произошло 1579 году через маленькую 10-летнюю девочку по имени Матрона. Именно ей во сне явилась Богородица и указала место, где находится ее чудотворный Образ.

После обретения иконы Божьей Матери, она сразу же прославилась чудесными исцелениями и с почестями была перенесена в местную церковь. А на месте находки по приказу царя Ивана Грозного начали строительство православного монастыря.

А девочка Матрона, нашедшая Казанскую икону, стала первой монахиней этой женской обители с именем Марфа (Мавра).

Обратите внимание

С этой иконы в последующие годы было сделано огромное множество списков. Но оригинал, находящийся долгое время в соборе Казани, превратил Богородицкий монастырь в широко известную святыню всего Среднего Поволжья.

Так как монастырь пользовался благосклонностью русского царя Ивана-4 Грозного, то по роскоши и богатому убранству его архитектурный ансамбль был просто восхитителен, он не имел себе равных.

Есть достоверные сведения о том, что пожертвования знаменитых особ, крестные ходы и многочисленные паломники, приходившие помолиться чудотворной иконе, приносили в городскую казну, ни много ни мало, 70% от всех доходов.

Весной 1722 года, совершая свой Персидский поход, гостем обители был Пётр 1. А в 1767 году монастырь встречал очередную именитую гостью. То была Екатерина-2, подарившая Казанской иконе и находящейся здесь иконе Спасителя по короне с бриллиантами.

Благодатное место

Но время идёт, и даже каменный собор начал потихоньку разрушаться. В самом начале 19 века на месте первоначального храма был построен новый, высотой 44 метра.

На торжественной закладке его первого камня присутствовал русский император Павел. К северу от него находился приходской Никольский храм.

При строительстве территория обители намного расширилась, и Никольский храм стал монастырским.

Ещё с середины 17 века на монастырской земле существовали колокольня высотой 55 метров и небольшая Софийская церковь, она была надвратной. Позже был построен Крестовоздвиженский храм. Сначала планировалось, что этот новый храм заменит старый — Софийский. Но спустя некоторое время Софийский всё-таки решили не разрушать, а новый Крестовоздвиженский просто пристроили к нему вплотную.

Кроме самого храма в этом здании размещалась обширная трапезная, просторная ризница, школа для занятий рисованием, оборудована мастерская по пошиву необходимых монастырю изделий, а также пекарня и квасоварня.

Весь архитектурный комплекс знаменитой обители представлял из себя полукруг колоссальных размеров. Так это выглядит уже в 21 веке. На монастырских землях были возведены жилые дома.

Число послушниц в обители постоянно росло, и ко времени, когда в России произошла революция, там проживало почти 500 насельниц. Монастырь расширялся, и в те предреволюционные годы его посещали многие августейшие особы.

Важно

В конце июня 1904-го первозданную икону из Богородицкого монастыря украли, и до сегодняшнего времени её точная судьба неизвестна.

На пустующем месте через некоторое время поместили другую икону Богородицы, называемую «Всеблаженная». Её в дар монастырю преподнёс патриарх Константинопольский.

А в 1910 году внизу, в подземелье собора там, где, по преданию, и был обретён Образ, выстроили подземный храм. Деньги на это строительство дала Елисавета Феодоровна — великая княгиня. Это был памятный храм, посвящённый 300-летию царствования фамилии Романовых.

Так и получалось, что к 1917 году обитель была, можно сказать, одной из самых состоятельных и обустроенных во всей Казанской епархии. В монастыре имелось производство свечей, цех по украшению вещей золотом и живописная мастерская. На её обширной территории находилась пасека, роскошный фруктовый сад.

Время, разбрасывающее камни

Но грянула революция, и уже осенью 1918 года по приказу властей закрылся Казанский Кремль со всеми его храмами. Величайшие святыни православия — мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских — передали в близлежащий Богородицкий монастырь.

Таким образом, в нём были собраны все главные святыни города. Но позже упразднили и его.

Чтобы хоть как-то сохранить здание, в нём официально зарегистрировалась православная община. Немного позже и её переселили в Петропавловский собор. Теперь уже никто и ничто не могло помешать разорению и разграблению храмов.

В жилых помещениях разместилось студенческое общежитие, что, конечно, способствовало ухудшению их состояний: некоторые двери и также окна были полностью выломлены, как будто их и не было вовсе. Множественные лестничные ступени вместе с перилами были истоплены на дрова, многие памятники и скульптуры во дворе были варварски разбиты.

В одном из храмов находился склад зерна, его насыпали прямо перед древним иконостасом. С колокольни сняли колокола, а главный собор, по решению властей, решено было взорвать. Это произошло в 1931 году.

Одно время во дворе монастыря строили киностудию, но дело до конца не довели. И в пустующих зданиях была оборудована табачная фабрика. А там, где совсем недавно находилось монастырское кладбище, появились новые жилые дома.

В годы войны с гитлеровцами Храм Крестовоздвижения был переоборудован, и там жили люди, что, в конце-концов, привело к его окончательному разорению.

Возрождение старинной святыни

И только с 1994 года Казанско-Богородицкий монастырь, стоящий на том месте, где несколько веков назад была обретена Казанская икона Богородицы стал постепенно возвращаться людям. Сначала верующим вернули Софийскую церковь.

В настоящее время там хранятся несколько святынь: частицы мощей некоторых святых, частицы ризы преподобного Серафима Саровского и частицы мантии святого Игнатия Брянчанинова, а также почитаемый список с иконы Богородицы под названием «Целительница».

И ещё одна не совсем обычная святыня находится в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — это частица Мамврийского дуба. По-другому, его ещё называют Дуб Авраама. Именно под его раскидистой кроной, по существующему несколько тысяч лет преданию, Аврааму явился Господь.

Совет

Сам же дуб находится в Палестинском городе Хевроне. Он растёт на территории русского монастыря Святой Троицы. И ему примерно 5000 лет.

Через 10 лет после Софийского открылся для верующих сильно перестроенный Крестовоздвиженский храм.

Когда в июле 2005 года Патриарх Всея Руси вернул Казани список здесь обретённой иконы, которая долгие годы до этого находилась за границей — в Португалии, а затем в Ватикане, его поместили именно в обновлённый великолепный Крестовоздвиженский собор.

Сейчас икона находится на его втором этаже, в правой части храма, если стоять лицом к иконостасу.

Кроме неё в Крестовоздвиженской церкви находятся ещё и другая святыня. Это ковчег с частицами ризы Пресвятой Божией Матери и частицы мощей других святых (подробнее информация будет на фото в конце статьи).

С 2005 года Казанско-Богородицкий монастырь возрождается уже как мужской, хотя первоначально был женским. Насельников здесь немного, всего несколько человек. На территории находится звонница, она пока расположена на земле, рядом со входом

и есть гостиница для туристов и паломников.

А за современным зданием церкви в честь Воздвижения Креста Господня, на самом месте обретения чудотворной Казанской иконы, возводится Собор Казанской иконы Божией Матери по чертежам прошлого века.

Решение о его строительстве было принято 4 ноября 2015 года. И уже летом следующего года Патриарх Московский Кирилл освятил место под строительство будущего Казанского собора.

Посетите место истории русской

Если будете в Казани, по возможности, конечно, посетите православный Казанской Божьей Матери мужской монастырь. Здесь очень красиво, и у вас появится возможность поклониться находящимся здесь реликвиям православия.

Он расположен всего в нескольких минутах ходьбы от знаменитого Казанского Кремля по адресу: улица Большая Красная, дом № 5. Координаты входа: 55.79841, 49.11372.

Добраться до него можно на автобусах под номерами 22, 28, 52 и 89.

Богослужения совершаются каждый день: в 7:45 начинается исповедь, в 8:00 — Божественная Литургия. После нее служится Водосвятный молебен перед Чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.

Расписание вечернего богослужения: в 17:00.

Обратите внимание

В будние дни все службы совершаются в Крестовоздвиженском соборе. А в воскресные — служится ранняя литургия в Софийском храме, ее начало в 7:00.

Посмотрите расположение Богородицкого монастыря в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Мой поход в мужской монастырь Казанской Божьей Матери состоялся 24 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

Поделитесь в комментариях, а какие казанские монастыри вы уже посещали и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Храмы

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kazan-kazanskij-bogoroditskij-monastyr/

Казанский Богородицкий монастырь – история, фото, интересные факты

Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ.

Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь.

Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.

К числу монастырских сооружений относились также Никольский храм, возведенный в 1810-1816 гг. и Крестовоздвиженский храм (годы постройки – 1882-1884), которые располагались к северу и к югу от собора. Замыкали ансамбль расположившиеся полукругом Никольский и Настоятельский соборы.

Казанский Богородицкий мужской монастырь в наше время

Во время гонений 1920-1930-х годов условия жизни в монастыре значительно ухудшились, но даже в это время верующие люди не покинули прославленное место. После приказа о разрушении главного собора (1931 год) прихожане нашли приют в Петропавловском храме.

В середине ХХ века территория Казанского Богородицкого монастыря стала меньше: новые пятиэтажные дома расположились в западной части разрушенной обители, а Крестовоздвиженский храм надолго стал помещением института.

Конец 90-х – начало 2000-х ознаменованы восстановлением обители. В это время во владение монастыря вернулась Софийская церковь, было проведено восстановление и передача монастырю Крестовоздвиженского храма. В 2016 году было начато восстановление собора Казанской иконы Богородицы. Пока храм является мужской обителью с небольшим количеством братии.

Казанская икона Божией матери

Во время польской оккупации страны в 1612 году ополчение под началом Минина и Пожарского взяло в освободительный поход на Москву Богородичный образ. После успеха в этом деле он приобрел значение великой общерусской святыни.

В 1904 году православные были потрясены вестью о жестоком ограблении монастыря, в ходе которого пропала икона Богородицы. Трагическое событие произошло в ночь на 29 июня. Похитители утверждали, что предали икону сожжению, желая получить только драгоценную ризу. Но ни эта, ни вторая версия – о продаже святыни старообрядцам – не были подтверждены следствием.

Но даже после похищения иконы к месту ее явления не перестают приезжать паломники со всего мира. Православные люди чтут Богородичный образ и жаждут увидеть памятное место его явления – Казанский Богородицкий мужской монастырь.

Важно

В наши дни копии (или иначе списки) Чудотворного образа Богоматери распространены по всему миру. В Казани находится ватиканский список, официально признанный католической церковью чудотворным.

Данное изображение можно увидеть в каждом православном храме, и мало в каком православном доме не найдется хоть маленького ее изображения.

В надежде о помощи и спасении к Матери Божьей обращаются при семейных разногласиях, проблемах со здоровьем, для защиты детей, а также на благословение крепких супружеских уз. Чаще всего венчающихся молодых людей благословляют именно Казанской иконой Богоматери.

Интересные факты

  • Описание событий по обретению иконы принадлежит Гермогену – Всероссийскому патриарху и великомученику, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 году. Во времена явления образа – в 1579 году – будущий патриарх был приходским батюшкой в Николо-Гостинодворской церкви в Казани.
  • Согласно легенде, когда найденный образ Божией Матери переносили из сгоревшего дома в ее временное пристанище, к нему прикоснулись двое слепых и в тот же час прозрели.
  • Список (копия) Казанской иконы Богоматери официально признан чудотворным Ватиканом.
Читайте также:  Канон молебный ко пресвятой богородице - до и после исповеди и причастия

Общеправославное празднование иконы Божией матери проводится 21 июля (по новому стилю) в день празднования явления иконы и 4 ноября (по новому стилю) в память о помощи Богородицы в освобождении Москвы от оккупации поляками в 1612 году.

Адрес, как добраться, экскурсии

Богородицкий монастырь расположен в центре Казани, по адресу: Большая Красная, 5. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусными маршрутами №22, 52, 89, 28 до остановки «Батурина».

Увидеть Богородицкий монастырь можно во время обзорной экскурсии по Казани, а также посетить монастырь самостоятельно в доступные для посетителей часы – с понедельника по субботу с 8 до 19 часов и в воскресенье с 7.30 до 19.00.

Источник: https://kazantravel.ru/attractions/kazanskiy-bogoroditskiy-monastyr/

Казанский Богородицкий монастырь в Казани

Казанский Богородицкий монастырь

Казанский Богородицкий монастырь – один из самых интересных религиозных объектов для туристов, и очень важный храм для верующих. Его история неразрывно связана с обретением одной из наиболее почитаемых в России икон и святынь – чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Как гласит история, которую оставил свидетель обретения иконы священник Ермолай (впоследствии стал патриархом Гермогеном), в 1579 году, всего лишь через 27 лет после взятия Казани русскими войсками Ивана Грозного, в городе произошел большой пожар.

После пожара двенадцатилетней девочке во сне явилась Пресвятая Богородица, и рассказала, где искать икону с ее образом. 8 июня 1579 года девочка нашла икону Богородицы в пепелище на месте сгоревшего дома. Обретение иконы было воспринято верующими как особое событие.

В 1612 году святыня была отправлена с русскими войсками в поход на Москву для борьбы с поляками, которые при ее «поддержке» и «ради Казанской иконы Ее» одержали победу, несмотря на численное превосходство поляков.

С тех времен этот образ стал очень почитаем на Руси, а на месте ее обретения построили целый женский монастырский комплекс.

К сожалению, история дальнейшего передвижения иконы очень запутана. Было сделано немало ее копий (списков), и где хранится оригинал и сохранился ли он вообще – неизвестно.

По официально признанной версии, в 1904 году оригинальная икона была украдена из Казанского Богородицкого монастыря. И хотя похитителя быстро нашли, найти икону не удалось.

По одной из версий она была сожжена вором, по другой продана старообрядцам, и след ее потерялся. Сегодня в казанском монастыре находится одна из самых почитаемых копий (список) иконы.

Совет

В советские годы большая часть комплекса монастыря была разрушена, территория застроена жилыми домами, построена табачная фабрика. В 2005 году возвращен и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм, где сегодня хранится один из самых почитаемых списков (копия) иконы – Ватиканский список. Сейчас монастырь возрождается, но теперь уже как мужской, а не женский.

Посетить сегодня Казанский Богородицкий монастырь может любой желающий, в том числе и туристы.

Храм не отличается особыми архитектурными изысками, но его сильная атмосфера чувствуется даже людьми не верующими. Список иконы выставлен в храме и доступен всем верующим и туристам.

При посещении помните, что это не только туристическое место, но и действующий храм, поэтому вести себя и одеваться нужно подобающе.

Источник: https://NashaPlaneta.net/europe/russia/kazan-dostoprimechatelnosti-bogoroditskiy-monastyr

Казанский Богородицкий монастырь

Вкусный чак-чак, загадочные очпочмаки, улочки Шаляпина и Толстого, воссозданная мечеть Кул Шариф – все это привлекательно для туристов в Казани и ценно для самих жителей. Но есть более глубокие и важные достопримечательности столицы Татарстана. Речь идет о необыкновенном месте с необыкновенной историей – Казанском Богородицком мужском монастыре.

В истории родного города он около 6 веков – и все эти годы переживал страшные пожары, рассветы и закаты, нападения Пугачева, голод и холод, радость и мир вместе с казанцами.

Сейчас народная тропа паломников, к счастью, не зарастает – православные и не только со всего мира спешат помолиться у чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

С ее явления и я начинаю обычно все рассказы об этом месте для родных и друзей.

История обители

Как все начиналось

Закрываю глаза, пытаюсь отключиться от суеты вокруг и представляю события давно минувших дней. На дворе 1579 год, жаркое, очень жаркое лето. В Казани большой пожар, в нем сгорела почти треть построек столицы Татарского края.

Среди погорельцев – семья стрелецкого сотника по имени Данила Онучин. У него была дочь Матрона (12 лет). Во сне к девочке трижды явилась Дева Мария и велела идти на то самое пепелище на северо-востоке, обрести там Образ.

Мама Матроны передала видение архиепископу Иеремии, он благословил раскопки.

Икона Божией Матери была найдена под останками сгоревшего строения 8 июля. Образ сразу же перенесли в находившуюся рядом церковь в честь Николы Тульского.

Кстати, удивительное стечение судеб – непосредственное участие в обретении чудотворного образа принял священник Ермолай, трудившийся тогда в Николо-Гостинодворской церкви.

Впоследствии он стал митрополитом Казанским, а далее – Всероссийским патриархом, а еще дальше – священномучеником Гермогеном, канонизированным Церковью в 1913. Эти заметки всегда интересны любителям и знатокам истории государства Российского.

После обретения чудотворной иконы

Сразу же после того как чудотворный образ был найден, состоялся крестный ход, во время которого больные исцелялись, слепые становились зрячими, а пожар после прекратился. В том же году по приказу Ивана Грозного на месте обретения основали женский Богородицкий монастырь. А первой монахиней в нем и стала та самая девочка Матронушка, после пострига принявшая имя Мавра.

Через 16 лет в истории Казанского края появилась особая праздничная дата – 8 июля (по-нынешнему 21), ставшая праздником Казанской иконы Богородицы. Много чудес в истории России и мира было связано с этим образом.

Обратите внимание

В антицерковные советские годы люди также неустанно обращались к Богородице за помощью к этой иконе.

Она всегда спасала: и в личных делах, и во время опасности для всей страны, во моменты тяжелых кровопролитных боев Великой Отечественной.

Самая тяжелая ночь в истории монастыря

Скорбным для Казанского Богородицкого монастыря стал 1904 год. О тех событиях до сих пор можно услышать множество мнений, сожалений и, конечно, надежд. В ночь на 29 июня икона из Богородицкого монастыря пропала вместе с образом Спасителя и денежными пожертвованиями в размере 365 руб. Похитителем оказался Федор Чайкин, помогала ему жена Прасковья.

Как выяснили следователи, и потом признался сам злоумышленник, оказавшийся еще и рецидивистом, драгоценности он, что называется, «спрятал по углам», а чудотворную икону распилил и сжег в печи.

Насчет последнего ведется много споров, как-то раз за неделю я услышала три разных версии. Одна из них – это кража образа старообрядцами, другая – вариант, что Казанскую икону спрятали сами монахини, предчувствуя тяжелые перемены, и она явится вновь.

По крайней мере, официальная версия гласит, что чудотворный образ был утрачен.

XX век в истории монастыря

Начавшись с тяжелой утраты, все 20-е столетие в женском Казанском Богородицком монастыре шла борьба, шла проверка терпения и веры. С приходом к власти большевиков в 1918 были закрыты храмы Казанского Кремля, а все святыни перенесены в обитель, о которой и идет рассказ.

В скором времени монастырь также был упразднен, но православные все равно собирались в нем. В 1931 году большую часть строений на территории Богородицкого монастыря разрушили или отдали под иные цели.

Самой главной потерей стал Казанский собор, стоявший на месте обретения и взорванный в 30-е годы.

А затем оставшиеся стены монастыря повидали многое – сначала короткий период была киностудия, затем в 1942 в нем разместили табачную фабрику, в скором времени достроили пятиэтажки. В Крестовоздвиженский храм, который мы сейчас первым делом и видим при входе на территорию, отправили филологический факультет ТГГПУ (тогда – Педагогического института).

Кстати, уже потом, в 90-е и нулевые, среди казанцев было немало мистических легенд об этих местах, потому как истинной истории не знали. Были и рассказы сторожей «табачки» о том, как необычно чувствовали они себя здесь.

Новая история

Возвращение святыни

Первая весточка о возвращении всего монастыря поступила в 1994 году. Тогда верующим Казани отдали Софийскую церковь, а уже в XXI веке вернули храм в честь воздвижения Креста Господня. Случилось это в 2004-2005 годах.

Следующая радостная для казанцев новость не заставила себя долго ждать.

До сих пор помню телевизионные сюжеты, напряженные разговоры прохожих и интересные статьи в местных газетах о том, как в Казань привезли список иконы Богородицы.

В 2005, напомню, праздновали 1000-летие Казани.

К этой дате отстроили мечеть Кул Шариф, разрушенную еще войсками Ивана Грозного, и к этому же моменту были завершены переговоры между Папой Римским, Патриархом Алексием II и Камилем Исхаковым, тогдашним мэром столицы Татарстана, по поводу передачи ватиканского списка иконы.

Он был сделан в России на рубеже XVII – XVIII веков, а в 20-е годы прошлого столетия вывезен одним поляком из Берлина в Англию. В начале тридцатых годов британский коллекционер Норман Вайс приобрел чудотворный список, а затем вновь благодаря стечению обстоятельств икона оказалась в Ватикане.

Новое дыхание

Любопытно, что с 2005 года решено было возрождать монастырь уже как мужской, в то время как Зилантов – на Зилантовой горе, бывший мужским, сделать женским.

Видимых следов табачной фабрики на территории обители больше нет, народная тропа с постоянством следует в монастырь, а в 2015 году появилось еще одно известие – решение о восстановлении Казанского собора. После взрыва остался лишь фундамент, по которому строители и архитекторы могут полностью воссоздать планировку собора, его раскопки уже завершены.

Важно

Торжественная закладка назначена на празднование Казанской иконы 21 июля 2016. На это важное для православных не только Казани, но и России событие приедет Патриарх Кирилл.

Традиционно 21 июля и 4 ноября (в день освобождения от поляков в 1612 по молитвам у иконы) проходит крестный ход с тысячами верующих.

Архитектурные особенности

До революции обитель располагалась на территории в несколько гектаров. Казанский собор был образцом классицизма. Его площадь, только вообразите, была 49 на 43 квадратных метра. Никольский собор (теплый, т.е. зимний), как и Крестовоздвиженский, который встречает нас сейчас первым, строили тоже по канонам классицизма, но они имеют отличия.

И, наконец, особый символ всего комплекса обители – колокольня высотой 55 метров! Именно она была разрушена большевиками. В новом проекте колокольни нет, потому что недалеко от места ее расположения сразу после закрытия обители возвели пятиэтажку, которая сейчас жилая.

Лучшего всего первоначальный облик сохранила Софийская церковь, поэтому ее посещение стоит занести в лист обязательного. Говорят даже, что издалека она напоминает лампадку с маленьким куполом.

Перед посещением обители стоит знать и помнить, что основные постройки, датированные 1800-1880 годами, в советское время были разрушены. Современный ансамбль реставраторы пока только начинают подводить к тому, что было.

В 2005 году храм передали православным, и постепенно, год за годом, монастырь приближается к тому облику, что был до революции. Сейчас завершен ремонт фасадов, установлен крест (300 килограммов), покрытый сусальным золотом.

А ведь раньше казанскую обитель сопоставляли с Александро-Невским монастырем, называя их «братом и сестрой».

Внутри обители

Что делать, как себя вести и во сколько приезжать? Самые распространенные вопросы, когда речь идет о священных местах.

Для девушек настоятельное пожелание, чтобы были закрыты плечи и колени, также без откровенных декольте, на голове – платок. Если с собой нет (а что у туристов может случиться), в монастыре при входе можно найти много оставленных вещей именно на такие случаи, а юбки вообще, специально сшитые для паломников. Для мужчин условия те же – быть не в шортах, а сверху в чем-либо, закрывающем плечи.

Внутри разговаривать стоит тихо, мобильные телефоны выключить, фотографировать только по благословению священника. Он обязательно будет в храме, поэтому смело спрашивайте у работников, где его найти, если не увидели сразу. Открыт Казанский Богородицкий монастырь ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера, службы начинаются в 8:00 и 17:00 соответственно.

Как добраться

Расположен Казанский Богородицкий монастырь в центре Казани, на Большой Красной, дом 5.

Удобнее всего доехать на автобусе до остановки «Батурина». Туда идут маршруты №22, 52, 89, 28. Потом следует встать спиной к Кремлю и подняться вдоль Пятницкой церкви вверх. Еще один вариант, так как эти автобусы подходят не всем, – метро. Добираться стоит до станции «Кремлевская», выход направо. Затем я обычно поднимаюсь до Кремля, обхожу его и спускаюсь к вышеупомянутой Батурина.

Читайте также:  Евхаристия (причащение)

Что рядом

В минуте ходьбы от Казанского Богородицкого мужского монастыря находится церковь Параскевы Пятницы – тоже место с особой историей. Помню, как впервые меня пробрал ужас того, что там делалось с заключенными во времена использования храма как тюрьмы НКВД.

Если от ворот Богородицкого монастыря отправиться прямо, то можно выйти к парку «Черное озеро», где весной и летом особо приятны пикники, веселые фотосессии и неспешные прогулки. Если же от обители повернуть налево, то можно оказаться на улочках литературно-музыкальной Казани – тут Горький и Жуковский, а если пройти еще дальше – дом-музей Аксенова.

А вообще на посещение Богородицкого монастыря стоит выделить побольше времени. Чтобы замедлить свой собственный ритм, оттолкнуться от суеты, успокоиться, обрести мир на душе.

Источник: http://travelask.ru/russia/kazan/kazanskiy-bogoroditskiy-monastyr

Достопримечательность Казани: Казанский Богородицкий монастырь

Казанско-Богородицкий монастырь – православный монастырь в Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от Казанского кремля, к востоку от кремлевской горы, на улице Большая Красная.

Вход в Казанский Богородицкий монастырь

Монастырь был построен на месте обретения иконы Казанской Божьей матери. Предание гласит, что в 1579 году девочке Матроне несколько раз явилась во сне Богородица, указавшая место, где будет найден ее образ.

Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь.

Первой монахиней в нем, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Марфа.

Совет

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону. Подлинник иконы потом был возвращен в Богородицкий монастырь Казани.

Между тем в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его.

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II, поделившей все обители России на штаты (классы), монастырь был причислен ко второму классу, а в 1809 году – к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века, и до 500 к моменту революции.

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.

Софийская надвратная церковь

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798-1808 годах по проекту знаменитого русского архитектора И.

 Старова на месте обветшавшего каменного собора 1590-х годов. Его площадь составила 49 на 43 метров, а высота – 44 метра.

Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами со всех сторон, кроме алтаря.

Казанский Богородицкий монастырь

Никольский храм к северу от него, построенный в 1810-1816 годах и Крестовоздвиженский к югу (1882-1884 годы) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. 2 основных корпуса – Настоятельский и Никольский (сооружены в 1820-е – 1840-е годы), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения – 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе постройки середины XVII столетия).

Обратите внимание

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднен, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община.

В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разоренного ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне – университета).

В 1994 была отдана верующим Софийская церковь, в 2004-2005 годах возвращен и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 года патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращенный Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещен именно в Крестовоздвиженском храме.

По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретен в 1579 году.

Подлинник бесследно исчез в 1904 году – он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжег икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список почитается братией и прихожанами, ежедневно к нему приходит множество паломников со всей России и из-за рубежа.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек. За последние годы с территории монастыря была полностью выведена находившаяся здесь в советское время табачная фабрика.

Как добраться:на автобусах № 22, 28, 52, 89 до остановки “КАИ”.Адрес:Казань, ул. Большая Красная, д. 5.Тел.:+7 (843) 292-29-44

Источник: http://guide.travel.ru/russia/kazan_region/kazan/kazanskij_bogorodizkij_monastery.html

Казанский Богородицкий монастырь

В дореволюционной Казани было сорок с лишним церквей и несколько крупных монастырей. Но Богородицкий монастырь, расположенный на границе с Засыпкинской слободой занимает среди них совершенно особое место.

Видение девочки Матрены

В июне 1579 года в нижней части Казани, расположенной пол кремлем, вспыхнул пожар. К этому времени местное татарское население было полностью выселено, а их место заняли русские переселенцы.

Вскоре после пожара, охватившего значительную часть города, десятилетней дочери стрельца Данилы Онучина Матрене приснился вещий сон. Ей привиделась Богоматерь, которая дала девочке знать, что на месте их сгоревшего дома зарыт ее Пречистый образ. Девочка рассказала об этом взрослым, но никто не принял ее рассказа всерьез.

Прошло какое-то время, и в подвале дома Онучиных действительно нашли старинную икону, завернутую в рукав. Икона поразила собравшихся исключительной сохранностью и свежестью красок. Весть об этом облетела весь город. На место находки прибыл архиепископ Иеримей, который с почестями препроводил новообретенную икону в церковь Святого Николы. Так гласит предание.

Чудотворная икона

В конце XIX века ученые, исследовав найденную девочкой икону, пришли к выводу, что она является точной копией старинной иконы, в свое время вывезенной из Иерусалима в Константинополь. Как же этот список (т.е. копия) попал в Казань?

Высказывалось предположение, что икону – еще до покорения Казани – привез кто-то из местных мусульман в качестве боевого трофея, а затем спрятал в подвале.

Не исключено, что члены семьи Данилы Онучина знали об этом и раньше, но поведали только после пожара, чтобы как-то реабилитировать себя в глазах горожан, поскольку пожар начался в их доме, возможно, по их вине. Вскоре вокруг иконы стали твориться чудеса.

Важно

Пошел слух, что с помощью образа Пречистой Девы исцеляются неизлечимо больные, прозревают слепые… К ней стекались толпы паломников. Молва о чудотворной иконе распространилась далеко за пределы Казанского края. По заказу из Москвы с иконы сняли копию и послали в столицу.

Увидев чудотворный образ и познакомившись с историей находки, Иван Грозный повелел соорудить в Казани на месте явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и основать при ней девичий монастырь на сорок монахинь. С этого Указа и начинается более чем четырехвековая история Казанского Богородицкого монастыря.

Исчезнувший собор

Первоначальные постройки церкви и монастыря были деревянными. Среди первых монахинь была и Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавра.

В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович повелел построить при монастыре вместо деревянного каменный храм.

Хранителю же царских сокровищ Дементию Черемисову было приказано выделить из казны золото, жемчуга и драгоценные камни для украшения иконы Казанской Божьей Матери.

За долгие годы своего существования Казанский Богородицкий монастырь неоднократно перестраивался, расширялся и обрастал новыми постройками.

Центральное место среди них занимал ныне уже не существующий собор Казанской Богоматери – великолепное здание с пятью величавыми главами и тремя коническими портиками. Он был центром уникального архитектурного ансамбля. В его главном иконостасе в специальном киоте по левую сторону от царских врат находились две казанские святыни – две старинные иконы: Казанской Божьей Матери и Спасителя.

Собор построен в 1798 – 1807 годах губернским архитектором Ф.Емельяновым по проекту великого русского зодчего И. Старова (автора проекта Таврического дворца в Петербурге).

И снова об иконе

Икона Казанской Божьей Матери очень скоро превратилась в общерусскую святыню. Небольшая (26,5 на 22 см) деревянная, выполненная в стиле древнего греческого письма, она была обшита малиновым бархатом с прорезанными отверстиями для ликов Богоматери и Спасителя и руки Спасителя.

Икона имела две драгоценные ризы: одну из чистого золота с инкрустацией из 18 крупных бриллиантов и 412 драгоценных камней, другую – сплошь унизанную жемчугом с бриллиантовой короной, пожертвованной Екатериной II во время посещения Казани в 1767 году.

Эту ризу украшали 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней.

“Святое знамя России”, как называли икону Казанской богоматери, почиталось всем православным миром. День ее обретения, 8 июля, отмечался как общероссийский праздник. Заступничеством казанской иконы объяснялись победы русского оружия в 1612 и 1812 годах, изгнание из Москвы поляков и французов.

В Казанском соборе на Красной площади в Москве и в Казанском соборе на Невском проспекте в Петербурге находились списки этой иконы. Сам же первообраз (подлинник) хранился в Казани. Но уберечь общерусскую святыню не удалось.

Летом 1904 года, когда Казань и вся Россия готовились к очередному празднику обретения иконы Казанской Божьей Матери, было совершено величайшее святотатство. 29 июня икону похитили из летнего храма при Богородицком монастыре.

Как выяснилось в ходе следствия, хищение совершил матерый вор и грабитель Чайкин (Варфоломей Стоян). В тот же день Чайкин и его сообщники изрубили икону и сожгли в печи, а ризу содрали и поделили между собой.

Совет

Как позднее объяснил сам вор, схваченный полицией, он самолично порубил и сжег икону, чтобы доказать всему свету, что никакая она не святая, а просто доска. И он, вор, может безнаказанно надругаться над ней. Дело о хищении Казанской чудотворной иконы всколыхнуло всю Россию.

Им постоянно интересовался императорский двор, поскольку икона считалась покровительницей дома Романовых. Некоторые прорицатели пророчили на этом основании скорую гибель императорской семьи. И в общем оказались недалеки от истины.

Сам Стоян-Чайкин немного не дожил до революции и умер в Шлиссельбургской тюрьме в 1916 году в возрасте 38 лет. От иконы остались лишь копии и некоторые драгоценности, украшавшие этот уникальный предмет культа и неповторимое произведение искусства.

Монастырь после революции

К 1917 году в Казанском Богородицком монастыре обитали 66 монахинь и 241 послушница, которыми управляла игуменья. Кроме того, здесь был дом призрения, в котором воспитывалось около 200 сироток – девочек до 16 лет. Монастырь принадлежал к первому классу и считался одним из крупнейших в губернии.

В 1920 году принадлежавшие монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.

В 1930 году взорвали собор Казанской Богоматери – уникальный памятник русского классицизма вместе со стоявшей рядом величественной колокольней. До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного комплекса.

Наиболее древним из сохранившихся строений является Софийская надвратная церковь (коней XVII – начало XVIII века). Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпус (1810 – 1835 гг.).

То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры – теплым храмом Николы Тульского (1806 – 1816 гг.), своеобразными башнями ограды.

Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где сейчас находится учебный корпус КГПУ. Это единственное здание монастыря, на которое можно смотреть без боли.

В последние годы здесь начаты восстановительные работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии, освященная вновь в 1994 году.

Обратите внимание

Внутреннее убранство храма пока что очень скромное – иконостас современной работы и несколько икон, пожертвованных другими церквями.

Прежние прекрасные фрески на стенах полностью уничтожены – их придется воссоздавать заново. Службу в этом храме ведет молодежная православная община.

Читайте также:  Достойно есть. молитва пресвятой богородице

Источник: http://www.iske-kazan.ru/39-kazanskij-bogoroditskij-monastyr

История Казанского Богородицкого женского монастыря / Исторические справки / Патриархия.ru

21 июля 2005 г. 21:40

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков.

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар.

Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины – нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.).

Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы.

8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы.

В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы).

В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября.

Важно

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.

В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм.

Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в.

он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг.

по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института.

В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

Софийская церковь

Совет

Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря – Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной. По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных.

Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХвека была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII – начале XVIII вв.

На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции.

Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру – княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году.

При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее. В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора.

В советское время храм использовался как жилое помещение, однако с 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим, в Софийском храме существует молодежная община. Сам храм посещается на втором этаже, первый пользуется под служебные помещения и библиотеку молодежной общины.

В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон особо почитается новый образ св.мученицы благоверной княгини Елизаветы. Святая коверная княгиня Елизавета Федоровна – ныне одна из самых почитаемых новомучениц Российских.

Она являлась принцессой Гессен -Дармштадской (до принятия православия ее звали Элла), родной сестрой императрицы Александры Федоровны и женой дяди императора -Николая II – великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими террористами в 1905 году.

Обратите внимание

Овдовев, Елизавета Федоровна, посвятила себя православному социальному служению – помощи бедным, убогим, больным. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель Москве стала крупным центром медицинской и благотворительной помощи.

Оставаясь в миру, Елизавета Федоровна вела монашеский образ жизни, и расходовала значительные средства на помощь православным монастырям и храмам, много ездила по России. Казанский Богородицкий монастырь она посещала дважды – в 1910 году при закладке подземного храма и в 20 июня 1913 года при его освящении.

После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна, как и другие члены семьи Романовых, была арестована и содержалась в Перми и Алапаевске.

В ночь с 17 на 18 июня 1918 года, через день после расстрела Николая II и его семьи, Елизавета Федоровна вместе с четырьмя великими князьями – Сергеем Михайловичем, Иваном, Константином и Георгием Константиновичами, князем Владимиром Палеем (морганатическим сыном великого князя) и слугой Сергея Михайловича Ремезом была зверски казнена – их живыми сбросили в шахту. По свидетельствам очевидцев из шахты еще несколько дней доносилось церковное пение. Когда белые войска занял Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Мощи Святой Благоверной княгини сейчас находятся в Иерусалиме, в храме Русской Зарубежной церкви.   Почитаемая икона св. великой княгини Елизаветы содержит частицу ее мощей.

Монастырь в годы советской власти

В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения.

Вскоре после революции также начались покушения власти и на Казанско-Богородицкий монастырь. Последняя настоятельница обители монахиня Рахиль подвергается гонениям со стороны новых властей.

Ей досталась тяжёлая участь видеть разрушение и поругание её обители. Многие здания были заняты военными частями и учреждениями.

В здании школы разместили 1-ю Советскую школу, в странноприимном корпусе – городской пункт для беженцев. Все здания были национализированы.

В последние месяцы 1918 года храмы Казани были переполнены молящимися и плачущими. В церкви люди находили успокоение от страхов, бед и сует мирской жизни. Религиозным центром города стал Богородицкий монастырь.

Важно

Здесь были сосредоточены все главные святыни – икона Казанской Божией Матери и мощи казанских первосвятителей, здесь каждый праздник совершалась архиерейская служба. По средам епископ Анатолий (Грисюк) служил акафист святителю Гурию, по пятницам – св. Варсонофию.

По свидетельству современника, «в Казанском монастыре…находили забвение от скорбей и от скудной действительности все, обуреваемые земными страданиями».

В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.

С 1921 года при монастырской Казанско-Богородицкой церкви стала функционировать религиозная община. Община верующих, для того чтобы получить свои здания в аренду перерегистрировалась в 1925 году в коллективное товарищество.

После этого по акту, составленному Отделом по делам Музеев и Охране памятников искусства, старины и природы Академического центра, которому принадлежали теперь практически все сооружения монастыря, они были переданы в безвозмездное и бессрочное пользование общине.

В 1926 году произошла очередная перерегистрация общины и здания были отданы ей в аренду сроком на три года. Существуют подробные описи, переданного имущества.

В 1929 году положение ухудшилось в связи с тем, что в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума.

За время пребывания в стенах обители студенты техникума привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе.

Совет

Кроме занимаемых помещений дирекция учебного заведения требовала ещё и здание теплой церкви под столовую, но оно не было ей передано.

Летний храм в это время был использован под склад для хлебопродукции, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, а в ноябре 1929 года летний собор был изъят из пользования общины.

22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т.к. платить налоги за фактически неиспользуемое здание она не могла себе позволить.

1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви.

В 1931 году вышло решение СНК ТАССР о строительстве в Казани киностудии. Встал вопрос о передаче в ведение Татарского отделения «Востоккино» одного из городских помещений, с тем, чтобы оборудовать в нём кинофабрику. Этим помещением и стали церкви бывшего Богородицкого монастыря. Было создано управление строительством кинофабрики «Востокфильм».

К концу 1933 года на площадке кинофабрики была закончена кладка главного павильона и здание подведено под кровлю. К нему было пристроено главное ателье. Двухэтажное жилое здание планировалось переоборудовать под кинолаборатории. Однако в 1934 году объединение «Востоккино» закрывается, прекращаются строительные работы.

В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики – московская «Дукат» и из г. Выборга. Они объединяются в одну фабрику и размещаются в полуразрушенных зданиях монастыря.

До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древней из сохранившихся строений является Софийская надвратная церковь (конец XVII – начало XVIII века).

Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.). То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры – теплым храмом Николы Тульского (1 806-1 816 гг.).

своеобразными башнями ограды.

Возрождение Святой обители

Обратите внимание

В последние годы на территории бывшего монастыря начаты восстановительные работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии, освященная вновь в 1994 году.

Внутреннее убранство храма пока что очень скромное – иконостас современной работы и несколько икон, пожертвованных, другими церквями. Прежние прекрасные фрески на стенах полностью уничтожены – их придётся воссоздавать заново.

Службу в этом храме ведет молодой священник Отец Сергий (Дятлов).

Но прихожане Софийской церкви и члены существующей при ней православной молодежной общины надеются на то, что всё-таки удастся найти остатки пещерного храма и восстановить некогда величественный Казанский собор.

Источники:

Cайт Казанской епархии;

Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. — Казань, 2004. —  308 с.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/29526.html

Ссылка на основную публикацию