Икона божией матери почаевская, украина, тернопольская область, кременецкий район, город почаев, свято-успенская почаевская лавра, успенский собор

Свято-Успенская Почаевская лавра

Предания гласят, что Успенская Почаевская лавра была основана монахами-беглецами, спасшимися от татаро-монгольского нашествия. Сегодня это второй по значимости храмовый комплекс после Киево-Печерской лавры.

История Почаевской лавры

Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание».

Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена.

Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Основание обители

В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии.

Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского.

Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

Период войн и разорения

Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.

Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры

Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру.

В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место.

Обратите внимание

Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

Как возникло название обители

Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

Архитектурные памятники и храмы

На территории Успенско-Почаевской лавры представлены храмы, являющиеся достоянием и сточки зрения архитектуры, среди них:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (выстроенный в два придела, один из которых посвящен Николаю Чудотворцу, второй — Александру Невскому).
  • Пещерный храм преподобного Иова Почаевского.
  • Собор Святой Троицы.
  • Похвальная церковь.
  • Собор Преображения Господня.
  • Часовни Почаевской чудотворной иконы Богоматери и Рождества Христова.

Интерьер собора в честь Успения Пресвятой Богородицы

Святыни

К самым известным святыням Лавры относят:

  • Лик Божьей матери Почаевской.
  • Целебный источник на месте явления Богородицы.
  • Отпечаток стопы Пресвятой Богоматери.
  • Мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

Расписание богослужений

Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются ежедневно с 5 утра и завершаются в 17.00. По вторникам читается акафист преподобному Иову, а в субботу — соборный акафист Божьей матери, по завершении вечернего богослужения.

https://www.youtube.com/watch?v=p5aixf5wxLU

По воскресным дням и праздникам проводятся с 17.00 всенощные службы и праздничные литургии.

По понедельникам и четвергам проводится соборование.

Богослужение в Почаевской лавре

За все время существования обители сменилось довольно много настоятелей. Одним из самых известных для нашего времени настоятелем Лавры является патриарх Алексий II, возглавляющий обитель с 1990 года.

Как добраться

Свято-Успенская Почаевская лавра находится в Украине по адресу: Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.

Карта-схема лавры

Для посетителей Успенской Почаевской лавры существует специальная карта, в соответствии с которой обычно проходят экскурсии по обители. Карта-схема представляет собой наиболее важные объекты, перечисленные в определенной последовательности:

  • Успенский храм.
  • Церковь, посвященная преподобному Иову Почаевскому.
  • Собор Святой Троицы.
  • Главная колокольня.
  • Похвальная церковь.
  • Духовная семинария.
  • Святые врата.
  • Часовня, посвященная чудотворной иконе Почаевской Божией Матери.
  • Алтарь для летнего времени.
  • Часовня Рождества Христова.
  • Иконная и свечная лавка.
  • Проход до колодца святого Иова и сам колодец.
  • Храм преподобного Иова.
  • Странноприимная.
  • Подземные переходы на стоянку, территорию Лавры.
  • Дорога к автостанции, на Радылов, на Тернополь, на монастырское кладбище, на Кременец.

Внимание! Следуя данной карте, легко ориентироваться на довольно-таки большой территории Свято-Успенской Почаевской лавры и не пропустить важные ее достопримечательности и святые места.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/uspenskaya-pochaevskaya-lavra.html

Свято-Успенская Почаевская лавра, Почаев

В городе Почаев Тернопольской области находится известная Свято-Успенская Почаевская лавра.

Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.

Почаевская лавра – известная православная святыня, которая ежегодно собирает тысячи паломников со всего мира.

История Почаевской лавры

Основание монастыря

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Место своего уединения назвали в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которой некогда стоял их монастырь.

Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала струиться целебная вода. С увеличением числа прихожан возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня).

Центр духовной жизни на Руси

Так постепенно с конца 16 столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери.

C 1713 по 1831 года Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм лавры – Свято-Успенский (1771–1791), трапезная, монашеские кельи. В 1833 году обитель получила статус лавры.

Во времена Советского Союза

Советский период тяжело отразился на истории Почаевской лавры. Были отобраны все здания. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъема к Святым воротам, власть быстро устроила музей атеизма. Много ценных вещей и книг перешло туда. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу.

Независимая Украина

5 августа 1990 года Свято-Успенская Почаевская лавра отметила 750-летие со дня основания. С 1997 года она имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчиняется юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского патриархата). 

Архитектура Успенского собора лавры

В 1771 году, по проекту архитектора Готфрида Гофмана, начинается строительство величественного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего барокко с католическими элементами.

Две башни под углом к главной оси украшают фасад сооружения. Собор расположен в центре монастырского комплекса, его золотые купола возвышаются в солнечных лучах над близлежащими белоснежными сооружениями.

Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери.

Собор возвышается над землей на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54 м, а ширина – 40 м. Внутри архитекторы придали храму крестообразную форму. Он расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя.

Расписывал храм в начале 19 века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его.

Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.

Как добраться

Добраться к Свято-Успенской Почаевской лавре можно на поезде в направлении Львова и Ужгорода, выйти нужно на станции Радивилов. Отсюда на маршрутке вы доедите до Почаева (расстояние составляет 25 км). Можно выйти в Тернополе, далее так же добраться до города. С железнодорожного вокзала Киева отправляются автобусы прямо до лавры.

Вам также может быть интересно

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/2394_holy-dormition-pochaiv-lavra.htm

Свято-Успенская Почаевская Лавра — Почаев

Свято-Успенская Почаевская Лавра находится на Западе Украины в небольшом городе Почаев, Тернопольской области. Я давно хотела посетить православную святыню. И в очередном маршруте по Украине нам это удалось.

Содержание статьи:

Наш маршрут по Украине продолжался. На ночь мы остановились в городе Кременец, неподалеку Почаевской лавры. Удобное расположение, сделало его популярным среди туристов и паломников.

Мы остановились в Мотеле Гостиный двор, который расположен на выезде с Кременца, возле поворота на Ямполь. Цены на жилье там достаточно демократичные. Условия соответствуют цене, в принципе в номере все необходимое было. При мотеле есть неплохое кафе. Еда простая, но вкусная. О Кременце я рассказывала раньше. Город сам по себе интересный и живописный, поэтому будете проездом, имейте в виду.

Проснувшись с утра пораньше, мы погуляли по городу и поднялись на основную его достопримечательность – Замковую гору. После чего отправились в Почаев.

Ехать оказалось совсем недолго, около 10 километров. Крупнейший православный храмовый комплекс уступает по своим масштабам лишь Киево-Печерской Лавре.

Золотые купола и светлое убранство лавры виднелись издалека. И я с нетерпением ждала знакомство с ним.

Храм расположен на горе, где в далеком прошлом поселились монахи, бежавшие с поверженного монголо-татарами Киева. От них и пошло название города Почаев. Православные иноки нарекли новую местность по названию притока Днепра – Почайна.

Почаев небольшой город, поэтому найти монастырь не составит труда. В этот день был православный праздник. Десятки автобусов и машин, заняли все улицы небольшого города. Пришлось немного покружить, чтобы найти, где припарковаться.

Было около 10 утра. Как оказалось это уже поздновато, так как Чудотворную икону опускают в 5 утра. Только в это время можно к ней приклониться. К сожалению, узнали мы об этом только по приезду.

Не волнуйтесь, если у вас не оказалось соответственной одежды, все можно купить перед входом в Почаевскую лавру. Длинный торговый ряд протянулся на несколько десятков метров. Чего только здесь нет: юбки, рубашки, платки, мед, магниты и многое другое.

Важно

Перед поездкой я долго искала ситцевую рубашку. В ней я хотела окунуться в Источнике Святой Анны, к которому мы отправились после Почаева. Потратила уйму времени, чтобы ее найти. Да, и выбор здесь больше, и цена ниже. Расстраиваться по мелочам я не стала. Купила маме рубашку, она давно хотела.

Торговые ряды остались позади, а перед нами открылся вход в Почаевскую лавру. На воротах нас встретил грозный дяденька. Нет! Он не взимает плату, а следит за дресс-кодом посетителей. Да-да, именно!

1. У девушек и женщин должна быть покрыта голова.

2. Женщины обязательно должны быть в юбках или платьях ниже колен. В брюках нельзя.

3. Плечи и декольте должны быть закрыты

3. Мужчины входят на территорию без головного убора

4. Мужская одежда не должна состоять из шорт, спортивных штанов и маек

Честно сказать, я отношусь к некоторым правилам скептически. Мне кажется, что главное идти к Богу с открытой душой и не важно, что на тебе надето. Но правила, есть правила.

Если их не придерживать, то в Почаевскую Лавру не пустят. Поэтому если очень хочется попасть в этот храм, подойдите серьезно к выбору одежды.

При нас девушку развернули, потому что юбка была недостаточно длинной (немного выше колена).

Нас беспрепятственно впустили, и мы пошли гулять Почаевской лаврой. На территории лавры находится пять храмов:

  1. Успенский собор (хранятся стопа и чудотворная икона Божией матери)
  2. Храм преподобного Иова Почаевского (хранятся мощи прп. Иова и Амфилохия)
  3. Троицкий собор
  4. Похвальная церковь
  5. Преображенский собор

В центре православного комплекса расположен собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1771 году в стиле позднего барокко. Пышное светлое убранство храма и золотые купола как будто достают до небес. Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери. Внутреннее убранство собора украшено иконами и росписью, связанными с историей монастыря.

https://www.youtube.com/watch?v=XaaSQv9oIkc

На территории Почаевкой лавры находится колодец прп. Иова. Поэтому если вы хотите набрать святой воды, нужно взять с собой пустые бутылки. 

Масштабы Лавры достаточно большие. На территории также расположены трапезные, иконные лавки, странноприимная (гостиница), две часовни, колокольня, духовная семинария, летний алтарь.

Совет

На праздники людей в лавре достаточно много, особенно это ощущается внутри храмов и в очередях за свечками и другими церковными принадлежностями. Лучше приготовить деньги без сдачи – будет немного быстрее.

Трапезных в Почаевской лавре две. Одна платная, вторая без. Вторая находиться со стороны автостоянки (Экономских ворот).

Много приданий связано со святынями Почаевской Лавры. Они до дрожи пронизывают душу и сердце. Я думаю, не стоит пересказывать их. Существует множество источников, где можно почитать о них. Я даже нашла интересный фильм, описывающий чудеса святынь Почаевской лавры. Я лишь перечислю их, чтобы вам было легче искать.

  1. Стопа Пресвятой Богородицы – первое чудо и главная святыня Почаевской лавры.
  2. Чудотворный образ Почаевской Пресвятой Богородицы. (Храниться в Успенском соборе. Ее опускают каждое утро в 5 утра).
  3. Святые мощи преподобного Иова Почаевского. (Хранятся в одноименном храме)
  4. Четвертой святыней Лавры является преподобный Амфилохий Почаевский.
Читайте также:  Икона божией матери казанская московская

Множество чудес переплелись вокруг них, которые пересказываются, и по сей день.

Нажмите для увеличения карты.

Кроме православных праздников, которые мы знаем в Почаевской лавре есть особенные дни, прославляющие ее святыни.

  • 12 мая день прославления Преподобного Амфилохия Почаевского
  • 5 августа праздник Почаевской иконы Божьей матери
  • 28 августа Успение Пресвятой Богородицы
  • 10 сентября поминается Преподобный Иова Почаевский

В эти дни в Почаевскую лавру съезжается огромное количество паломников со всех уголков Украины.

В начале статьи я уже писала, что мы остановились в городе Кременце в Мотеле гостиный Двор. Нам было удобно это расположение, к тому же, к Почаеву, всего 10 км. Это хороший вариант, если вы едите на автомобиле.

Если вы едите поездом или автобусом, можно остановиться в самой Почаевской лавре. Номера лучше бронировать заранее, особенно на праздники. Обратите внимание, что номера нельзя бронировать в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.

Номера есть с удобствами в комнате и общие (на этаже). Количество человек в комнате от 2 до 7. Цена от 140 до 450 грн.

С чистым сердцем и душой мы отправились к Источнику Святой Анны. О нем, в следующей статье. 

Как добраться до Почаева

На автомобиле из Киева

Мы ехали по маршруту Киев-Ровно-Луцк-Дубно-Кременец-Почаев.

GPS координаты: 50´0´17.6´´N, 25´30´30.5´´E

На поезде из Киева

Добраться можно на любом поезде до Львова или Ужгорода. Выйти нужно на станции Радивилов. От нее на маршрутке около 25 км. Можно и на остановке Тернополь выйти. И доехать маршруткой до Почаева.

На автобусе из Киева

С ж/д вокзала до Лавры ходят автобусы, возящие паломников (служба Путник). Расписание можно посмотреть у них нас сайте

Также с ж/д вокзала можно доехать на маршрутке Киев – Почаевская Лавра.

Отправка с Киева: 7.00, 11.00, 14.00, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00, 22.00

Автобусами перевозчика Босфор с автовокзала 

Адрес:

Тернопольская область, г. Почаев

GPS координаты:

50´0´17.6´´N, 25´30´30.5´´E

Советы:

  • В Лавру нужно одеться соответственно, а то могут не впустить (см. правила посещения Почаевской лавры)
  • Чудотворную икону опускают в 5 утра. Потом ее возвращают на место.

Что взять:

  • Платок на голову
  • Мелкие деньги, чтобы купить свечки не тратя время
  • Пустые бутылки, чтобы набрать Святой воды

Как найти бюджетное жильё в Тернополе
Дешевое жилье или отели в Тернополе можно найти через систему бронирования hotellook, сами пользуемся, проверено. Удобство сервиса в том, что он сравнивает цены десятков систем бронирования – вам остается выбрать лучшее предложение для себя, и купить

Аренда квартиры апартаментов в Тернополе
Очень удобные и быстрые варианты – аренды квартир и апартаментов в Украине через сервисы hotels24.ua и dobovo.com

Проверенные ресурсы которые нам помогают сэкономить при
самостоятельном планировании путешествий

Мы составили список полезных и проверенных ресурсов, которыми сами пользуемся в путешествиях. Они помогают нам сэкономить время деньги и нервы.

Aviasales – бюджетные авиабилеты по всему миру.
Buruki – тоже поиск авиабилеты по всему миру.

hotellook – поиск бюджетного жилья, отелей и апартаментов по всему миру и по всем популярным сайтам бронирования, включая Agoda, Booking.com  и другие популярные системы бронирования.

hotels24.ua – привычный и удобный поиск и бронирования жилья в Украине.
dobovo.com – аренда и бронирование посуточно квартир в Украине.

MyRentacar – прокат автомобилей.Черногория, Россия, Крым, Чехия.

Busfor – удобный сервис бронирования и покупки автобусных билетов по Украине, России, Европе и странам СНГ.

Cherehapa – покупка страховки в путешествие онлайн. Для визы тоже подходит.
Tripinsurance – тоже покупка страховки онлайн.

Kiwitaxi – бронирование трансфера с аэропорта.

​Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

Источник: https://travel-diary.com.ua/rubriki/interesnye-mesta/Svyato-Uspenskaya-Pochaevskaya-Lavra-Pochaev/

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Біжать у Почаїв стежки і дороги,

Там Божії дзвони гудуть,

До нашого Бога, єдиного Бога,

Народи, як води, пливуть.

Именно в этих словах известной церковной песни выражается вся любовь и почитание Свято-Успенской Почаевской Лавры, которая на протяжении многих столетий была и остается самым большим монастырем и православным форпостом на Западной Украине.

За свою историю, обитель пережила немало драматических событий: турецкая осада, войны,  борьба конфессий, советский атеизм и современное неспокойствие – все это способствовало усилению молитвенного подвига насельников монастыря, закаливанию и укреплению самого монастыря.

Почаевский монастырь расположился в Кременецких горах на Тернопольщине. Свет его белых стен и сияние золотых куполов видны за десятки километров от Почаева – городка, который вырос благодаря монастырю.

Явление Божией Матери на Почаевское горе

По преданию, на горе, где ныне стоит монастырь, в 1240 году произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы в огненном пламени. В то время Киевская Русь страдала от нападения и разорения татаро-монгол, которые тогда разрушили и Киево-Печерскую Лавру. Некоторым монахом удалось убежать, и они нашли прибежище в районе будущего Почаева.

Двое монахов, молившихся на горе, увидели это чудесное явление. Его также увидели и находящиеся неподалеку пастухи. После появления Богородицы на камне, где Она стояла, остался отпечаток стопы, как бы расплавленный след. Из камня забил целебный источник, которые вместе со отпечатком стопы существуют и сегодня, и находятся под сводами Успенского собора.

Основание монастыря

Относительно основания есть несколько версий. Одна из них рассказывает, что монастырь основали афонские монахи в начале XIII века еще до ординского нашествия на Русь.

Однако, согласно самой распространенной версии обитель была основана Киево-Печерскими монахами после выше описанного явления Богородицы на Почаевской горе. Рядом с камнем и источником они построили небольшую Успенскую церковь. Со временем  монастырь расстроился и число братии увеличилось.

При этом нужно отметить, что первое зафиксированное письменное упоминание о монастыре датируется 1527 годом и находится в грамоте польского короля Сигизмунда I.

Чудотворная Почаевская икона

В верхней части царских врат иконостаса Успенского собора находится одна из главных святынь монастыря – чудотворная Почаевская икона Богородицы, чей звездоподобный киот сияет разноцветными драгоценными камнями.

Этот образ был привезен на Волынь греческим митрополитом Неофитом. Монастырю в конце XVI в. ее подарила покровительница Почаевской обители Анна Гойская, после удивительного исцеления слепого от рождения брата дворянки.

Этот образ уже болем четырех столетий является сосредоточением духовной жизни как в монастыре, так и в регионе. Это не музейная реликвия, и не памятник искусства, а одна из наиболее почитаемых святынь мирового православия, у которой каждый по своей вере получает духовную, душевную или телесную помощь.

Обратите внимание

Одно из чудес современности произошло с 6-летним мальчиком Юрием, потерявшим после серьезной болезни слух. Болезнь поддавалась лечению, однако оно должно было быть долгим.

В больницу к больному его бабушка принесла небольшой образок Почаевской икону, который оставался у кровати Юры. Наутро врачи сообщили родителям, что ребенка выписывают. Мальчик выздоровел, однако скоро снова случились проблемы со слухом.

Тогда как раз в город привезли чудотворную Почаевскую икону. Пройдясь крестным ходом с иконой и приложившись к ней, Юра снова выздоровел.

На значительные праздники святыню спускают на специальных лентах к богомольцам, чтобы они могли приложиться в ней.

Турецкая осада

Одновременно чудесное и историческое событие произошло в 1675 году. Османские войска хана Нурредина окружили Почаевский монастырь со всех сторон.  Понятно, в обители не было своих войск, да и постройки не представляли для завоевателей какой-то непреодолимой преграды. Тогда монахи вместе с прихожанами стали усердно молится.

На следующее утро, когда турецкие завоеватели готовились к штурму, над монастырем явилась Пресвятая Богородица в ярком свете и окружении ангелов. Напуганное войско стало стрелять в Божью Матери из луков, однако стрелы возвращались обратно и поражали стрелявших. В паническом состоянии турки стали убегать, убивая на пути друг друга. Часть пленили защитники монастыря.

  Некоторые из нападавших приняли христианство и остались жить в обители.

Период унии

Чуть более  100 лет  – с начала XVIII столетия и до 1831-32 годов монастырь был греко-католическим в ведении ордена Василиан. В этот период было построено ряд сооружений, среди которых и Успенский собор.

После разделения Польши в 1795 году, когда земли отошли Российской империи, обитель не сразу вернулась в православие. Возвращению монастыря поспособствовало участие василиан в польском восстании 1830-31 годах.

После этого, царским указом они были выселены из Почаевской обители, в которую вернулись православные монахи. Еще одним императорским указом в 1833 году монастырю был присвоен статус лавры.

Монах-граф

Известно, что после одного знакового события в жизни графа Николая Потоцкого, он принял монашество в Почаевском монастыре. А случилось это так. Однажды проезжая мимо стен обители, графская карета перевернулась.

Разгневанный хозяин решил застрелить кучера. Слуга повернулся в сторону монастыря и стал молиться, и пистолет Потоцкого трижды дал осечку.

Удивленный чудом, граф посвятил свою жизнь монастырю, в частности, способствовал возведению Успенского монастыря, а незадолго до смерти принял монашество.

Советское время

В отличии от центральной и юго-восточной Украины, в западные регионы советская власть пришла накануне Второй Мировой войны.

  Коммунисты не закрыли Почаевскую лавру ,как было с множеством монастырей и храмов, однако, изъяли типографию, мельницу, иконописную мастерскую, свечной завод, поля, леса и сады, принадлежавшие обители.

Лишившись  почти всего имущества, Лавра продолжала жить и в советское время не закрывалась. Хотя и претерпела немало. Например, во время одно из волн гонений на Церковь в 1960-х годах, был арестован наместник монастыря архимандрит Алипий.

Одним из факторов, почему монастырь не закрыли, является его расположение в отдаленной от областного центра местности. Радостным  событием в жизни монастыря в этот период стала пасхальная служба в 1975 году, которую совершил Румынский Патриарх Юстиниан.

Святые Иов и Амфилохий Почаевские

Самыми известными монахами Почаевской лавры являются преподобные Иов и Амфилохий. К их мощам, как и другим святыням обители, ежедневно приезжают поклониться сотни и тысячи верующих.

Преподобный Иов был уроженцем Галичины и пришел в Почаевский монастырь в начале ХVII века. Он поселился в отдельной пещере рядом с монастырем. Он мог неделями молиться в своей пещере, не выходя из нее. Вскоре монахи выбрали его настоятелем.

Он вместе со всеми работал в монастырском саду, укреплял рядом расположенные плотины. Много сделал для укрепления православия в период католической экспансии. Преподобный Иов прожил более 100 лет и умер в 1651 году.

Его пещера сегодня является одной из лаврских святынь.

Преподобный Амфилохий практически наш современник – он жил в XX веке и умер в 1971 году. Еще при жизни монах был  известен далеко за пределами обители благодаря дару исцеления. Он бескорыстно помогал воинам УПА, родным партийных деятелей, тысячам простых людей, несмотря на гонения и времена советского атеизма. Самое известное его чудо – воскрешение маленькой девочки.

Целебные источники

Источник от стопы Богородицы находится внутри Успенского собора. О нем мы рассказывали в одной из публикаций (ссылка). В том же материале мы писали еще об одном источнике, в честь святой Анны, находится в нескольких километрах от лавры, и хотя не относится к нему, однако все паломники посещают его на пути в или из монастыря.

Современная жизнь

После обретения Украиной независимости монастырь перестал испытывать давление со стороны властей. Лавра открыла неподалеку скит, семинарию, привела в порядок храмы, корпуса и территорию, построила новые гостиницы для паломников.  В 2009-2013 годах был построен новый собор в честь Преображения Господня, который стал самым большим монастырским храмом и одним из самых больших в Украине.

Интересные факты

  • Тарас Шевченко, пораженный величием и красотой Лавры, написал этюды с видами Почаевской лавры;
  • «Украинской Швейцарией» назвал пейзажи Почаева император  Николай II
  • Лаврская колокольня третья по высоте в Украине  – 65 м;
  • за год лавру посещают около 1500000 человек;
  • Один из монастырских храмов, в честь Святой Троицы, построен архитектором Щусевым – автором мавзолея Ленина. Мозаики этого храма созданы по эскизам художника Рериха, позже отлученного от Церкви

Свято-Успенская Почаевская Лавра обновлено: Июнь 7, 2016 автором: Миша Герасименко

Читайте также:  Молитва перед авиаперелетом - для путешествующих

Источник: http://weloveua.com/svyato-uspenskaya-pochaevskaya-lavra-2/

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаев – небольшой город в Кременецком районе Тернопольской области Украины. Известен тем , что в нем находится Почаевская Лавра – один из пяти православных монастырей со статусом лавры. Начало Лавры скрыто во тьме веков.

Этому монастырю выпадали испытания, необычные для большинства прочих православных монастырей. Неизвестно, потому ли и чудеса, связанные с этим местом, оказывались столь значимы для православия, или же наоборот, по чудесам давались соответствующие испытания, но история монастыря весьма богата и на те, и на другие.

Тяга к монашеству возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Множество монастырей было основано боярами и князьями, щедро жертвовавшими на их содержание. Впрочем, избалованные вниманием «боярские» монастыри, как правило, долго не существовали, зато все больше появлялось монашеских общин, терпеливо и неспешно, в посте и бдении, взращивавших в себе будущее русского иночества.

Важно

Возможно, одним из таких очагов монашеской жизни первых времен христианства на Руси была и Почаевская гора.

Никаких сведений о том до нас не дошло, но весьма вероятно, что как иноческое поселение Почаевская Лавра — ровесница Лавры Киевской.

Впрочем, это из области предположении, предание же связывает основание монастыря с периодом Батыева нашествия, когда сюда, на почти не тронутый монголами юг Волыни, потянулись насельники Киевских пещер.

В разоренной Батыем Киево-Печерского монастыря (как и в выжженном дотла Киеве) жить было невозможно, и иноки жили по лесам и уединенным пещерам вокруг нее, сходясь лишь на богослужения.

Представляется вполне вероятным, что многие, стосковавшись по монастырской жизни, могли устремиться к Почаевской горе, где монастырек к тому моменту скорее всего уже был.

Во всяком случае, за основателя такового почитается преподобный Мефодий, о котором письменных сведений не сохранилось; согласно же преданию, был он афонским постриженником и умер в 1228 году (т.е. еще до пришествия монголов) в возрасте 137 лет.

Отметим, что история самого знаменитого из чудес Почаевской горы, явления Матери Божьей в 1240 году, еще раз подтверждает древность монастыря.

Если же к проблеме датировки начала Почаевской Лавры подходить строго научно и опираться исключительно на письменные источники, в которых упоминается монастырь, то первые такие упоминания относятся к концу XVI века.

Жила тогда на Волыни в поместье Орли близ города Почаев православная помещица Анна Гойская, вдова бывшего земского судьи, происходившая из рода Козинских – старинные дворяне.

Совет

Однажды гостил в ее доме греческий (Константинопольского Патриархата — по национальности же был он из южных славян) митрополит Неофит, возвращавшийся из Москвы, куда в те времена часто ездили за помощью восточные иерархи.

На Волынь он заглянул на обратном пути, очевидно, чтобы уладить дела православной Церкви (в то время очень здесь сложные), а заодно поклониться Цельбоносной Стопе Божьей Матери.

https://www.youtube.com/watch?v=XhDcwt6IVR0

Долгое время провел митрополит Неофит в гостеприимном доме и в благодарность подарил Анне Гойской древнюю икону Божьей Матери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой. Возможно, то была его заветная родовая святыня, взятая в дальний путь.

Икона Почаевской Божьей Матери.Успенский Собор.Почаевская Лавра.

У Анны Тихоновны дарованный образ поначалу обретался в домашней молельне, пока не заметили необычный свет, от него исходящий, и не начали происходить у той иконы различные чудеса. Гойская, удостоверившись в явной ее чудотворности, не решилась долее держать образ у себя.

Собрав множество православного люда ,священников ,иноков, и крестным ходом перенесла она икону на Почаевскую гору и отдала монахам на вечное хранение, обитавшим в пещерах тамошних. Случилось это, видимо, в первой половине 1597 года, ибо уже 14 ноября составила богобоязненная помещица «фундушевую запись» (т.е. дарственную) на устройство Почаевского монастыря.

В «записи» говорится о создании монастыря — но очевидно, что как пустынька монастырь тогда уже существовал (ибо оказались же в чис­ле сопровождавших икону и иноки), а речь в документе шла об учреждении общежительного монастыря — (синовии.

Причем в «Записи» помещицей оговаривались, кроме прочего, и обеспечение лавры всем необходимым (из средств самой Гойской и ее потомков — с призыванием анафемы, неблагословения и проклятия на нарушителя ее воли), и сохранение «греческой» (т.е. православной) веры среди братии.

Так случилось, что в дальнейшем неоднократно выпадало монастырю в весьма драматичных обстоятельствах отстаивать волю своей учредительницы. «Фундушевая запись» по времени совпала с Брестской унией — фактическим отторжением части Православной Церкви Западной Руси и присоединением ее к католическому миру.

Троицкий собор

Причины унии, если не считать настроений внутри самой Церкви (слабость иерархии и недостаток аворитета), были в основном полити­ческими — одна из главных состояла в том, что население западнорусских областей и Православная Церковь оказались в польском государстве, где господствующим исповеданием являлось католичество. Латинское духовенство там было образованнее и активнее пра­вославного клира. Однако, возможно, не возникло бы такой проблемы, как уния, — ибо Польша одной из первых в Европе стала на путь веротерпимости, — если бы Речь Посполита последовательно отстаивала этот свой принцип.

Обратите внимание

Энергичная «обработка» православных епископов длилась с конца восьмидесятых годов 16 века. Унии неожиданно помогло то, чем было сильно православие Западной Руси: лидирующая роль городских братств. Часть православного епископата тяготилась надзором со стороны мирян и жаждала тех же привилегий и прав, что были у епископов католических.

Внедрение унии, тем не менее, шло медленно: латинизации мешало и само униатское духовенство, сохранявшее приверженность отеческим обрядам, и сомнительное положение «между двух стульев» — униатство, как и православие, считалось теперь «холопской верой» и служило лишь переходной ступенькой в веру латинскую. Не желая без остатка раствориться в католичестве, вожди раскола решили организовать по образцу католических орденов свое особое монашество «на восточный манер». Созданный таким образом орден стал носить имя Василия Великого и назвался базилианским.

Почаевская Лавра стала переживать тяжелые времена: после проклятий со стороны собора, принявшего унию (утвержденную тут же польским королем), православные оказались фактически вне закона.

Епископы, хранившие верность православию, были объявлены ослушниками перешедшего в унию митрополита Михаила (до того заявлявшего себя ее противником), а греческие экзархи — шпионами султана и самозванцами.

Невероятно, но и в таких условиях Почаев долго оставался в лоне православия; заслуга во многом принадлежит первому из известных его настоятелей — преподобному Иову Почаевскому.

Неведомо, были ли до него на горе Почаевской настоятели или же братия, по афонскому примеру, подчинялась духовным старцам, но именно преподобный Иов Почаевский выступил настоящим организатором и устроителем монастыря , введшим в нем Студийский устав и настроившим братию достойно сохранить православную веру.

Сто двадцать лет в весьма недружественных условиях существовал этот оазис православия, двадцать настоятелей сменились после преподобного Иова Почаевского , и лишь со смертью двадцатого по счету, Гедеона (Левицкого), Почаевский монастырь на некоторое время стал униатским.

История этого перехода весьма туманна: исследователей удивляет, что никаких документов о том не сохранилось ни в Почаевской Лавре, ни в Польше, ни в Ватикане.

Важно

Известно лишь, что еще в 1720 году настоятель Почаевской Лавры (им как раз был Гедеон) в греко-католическом Замойском соборе участия не принимал, а вот его преемником был уже униат, Феодосии (Рудницкий).

В истории Почаева это не первый эпизод, годный для жанра исторического детектива: достаточно долго считалось, например, что самое крупное волнение почаевских монахов (1693) было бунтом униатствующей братии против законного епископа.

Однако оказалось все ровно наоборот: епископ Луцкий Афанасий (Шумлянский), против которого тогда выступила братия, был тайным униатом, стремившимся увести в раскол и почаевских монахов.

А один из тех, кто ему противодействовал, Иосиф (Саевич), став позже наме­стником, исхлопотал у Петра I грамоту на ставропигию Почаева (противоречивость политики Речи Посполитой в отношении православия предоставляла такую возможность).

Впрочем, добытая ставропигия Почаеву не помогла — не было уже на Москве Патриарха, церковная власть была ослаблена реформами Петра (по воле которого и пустовал Патриарший Престол), а польский король, вполне естественно, не мог быть доволен тем, что на находящуюся в его землях монастырь распространяется защита соседа. Да и в самом Почаеве, оставшемся на тот момент единственным православным монастырем в Речи Посполитой, все более усиливалась униатская партия.

https://www.youtube.com/watch?v=joqLkV5dxBg

Первый настоятель-униат Феодосии (Рудницкий) был образованным человеком, преданным древнеправославному обряду и вероучению. Он особо следил за соблюдением устава. Его называли «стыдливым униатом» — Феодосии носил традиционную рясу, не брил бороды и даже не принял обычного для настоятелей греко-католических монастырей титула супериора.

Подписывался просто: «архимандрит Каневский и игумен Почаевский». Но следующий игумен, Гедеон (Козуб-ский), поставленный в 1730 году, именовался уже супериором.

Постепенно латинизировалась и монастырская жизнь — постились монахи теперь не в пятницу и среду, а по западной традиции в субботу, Петровский и Успенский посты в монастыре отменили, запрет монахам на употребление мясного был снят.

Совет

Наставлением в духовной жизни базилианам стала служить «Базилианская школа» — книга, содержащая в себе, помимо достойных ре­лигиозно-нравственных наставлений, и несомненные странности латинства.

Например, согласно ей, становясь послушником, человек получает полное отпущение грехов; читая затем пред престолом церкви пятикратно «Отче наш» и «Богородице Дево», получает отпущение еще на пять лет — и так далее. При такой системе спасения души, манифестирующей своеобразные «торги с Господом», даже самый ленивый из иноков мог быть спокоен за себя, и последствия этого бывали весьма плачевны. При всем том, почаевские базилиане старались сохранить верность православному богослужебному уставу, за что даже получили от прочих базилиан прозвище «схизматиков».

Базилианский период в истории Почаевской Лавры отмечен строительством Успенского собора — удивительного украшения Почаева, само возведение которого связано с чудом.

Успенский Собор.Почаевская Лавра.

В 1795 году произошел раздел Польши, и Волынь вошла в состав Российской империи. Русское правительство не спешило отбирать у базилиан монастыри, пока Орден св.

Василия Великого не оказался замешан в польском восстании (1831), после подавления которого Почаевская лавра в числе прочих была возвращена в лоно Православной Церкви.
Началось спокойное столетие восстановления православной монашеской жизни.

Новый настоятель, епископ Житомирский и Волынский Ам­вросий, сразу учредил Духовный Собор, призванный заняться организацией внутренней жизни Почаева и приемом желающих в число братии.

Первым на Почаевскую гору явился посланный митрополитом Киевским Евгением иеромонах Феодосии, который и был назначен благочинным. Бывших при базилианах служащих оставили с сохранением содержания, а самих базилиан удалили, причем владыка Амвро­сий выдал каждому в дорогу средства и все необходимое.

В 1833 году Почаевский монастырь получил статус Лавры, став четвертым по счету монастырем такого ранга в тогдашней России. Скорее всего, в этом титуловании выразилось официальное признание названия, давно бытовавшего в народе.

Обратите внимание

Любопытно, что в условиях усилившегося перехода униатов в православие кем-то был пущен слух, что чудотворная Почаевская икона Божьей Матери и даже Цельбоносная Стопа «ушли» в доминиканский Подкаменецкий монастырь ( бывший рядом, но на территории Австрии ), после чего на некоторое время уменьшилось количество верующих. Но чудеса продолжились, и очень скоро все вернулось .

В это время неустанно украшались имевшиеся церкви и устраивались новые, была исправлена галерея при Успенском соборе, создано братское кладбище, построена новая колокольня.

Когда император Александр II в 1859 году подарил Почаевской Лавре новый иконостас для Успенского собора, называемый «царским», чудотворная Почаевская икона заняла в нем свое нынешнее место. В 1887 году с целью религиозно-нравственного назидания в Лавре приступили к изданию «Почаевского листка».

С Афона привезли копию чудотворной иконы, именуемой «Герондисса», к которой и по сей день всякий раз перед служением прикладываются иноки. В первое десятилетие XX века был возведен Троицкий собор.

Тихую жизнь прервала 1-я Мировая Война. Древние волынские земли оказались едва ли не на передовой. После первых успехов русского оружия наступила пора отступления. Имущество Лавры было эвакуировано, братия частью разошлась по монастырям, а частью осталась и была препровождена в австрийский лагерь для военнопленных.

В Лавре жил лишь один 80-летний инок, отказавшийся ее покинуть, чему, впрочем, австрийцы были даже рады, потому что это устранило неудовольство местного православного населения, лишенного духовенства: старика все время возили на требы.

Почаев был освобожден во время Брусиловского прорыва (1916), и богослужения возобновились.

В эпоху гражданской войны и сопутствовавшей смуты, когда на Украине правительства менялись с фантастической скоростью, древний Почаев сильно потрепало, но монахи предусмотрительно скрыли самое ценное.

Важно

В конце концов, по условиям Рижско­го договора 1920 года Волынь отошла к новопровозглашенной Польской республике.

Читайте также:  Икона божией матери чирская (псковская), россия, город псков, свято-троицкий кафедральный собор

Почаевская Лавра была предоставлена самой себе, лишившись прежней государственной опеки, однако понемногу окрепла и возродилась. 

Источник Святой Праведной Анны

Недалеко от Почаевской Лавры есть еще одно место , которое известно не только своей святостью , но и огромной исцеляющей силой . Это Источник Святой праведной Анны ( или Озеро Святой праведной Анны), который находится на стыке Ровенской и Тернопольской областей в поселке Онишковцы.

https://www.youtube.com/watch?v=NymQmwxsaFY

Источник Святой Анны

Святая Анна была матерью Пречистой Девы Марии. Праведные Иоаким и Анна, прожив благочестивую жизнь, не имели детей. Они очень скорбели, но не теряли веры и надежды на милость божью. Однажды, желая принести жертву Богу в Иерусалимском храме, праведный Иоаким был изгнан из него.

По иудейским законам, те родители, которые не имели детей, считались большими грешниками перед Богом, поэтому жертва праведного Иоакима не была принята. Отчаявшись, он идет в пустыню, где сорок дней постился и молился. Святая Анна, услышав о случившемся, тоже возносила пламенную молитву к Богу.

Увидев в саду гнездышко ласточек, где весело щебетали маленькие птенцы, она с еще большим вдохновением обратилась в молитве к Богу, говоря, что и ласточки имеют удовольствие от своих детишек, а она не имеет такой радости.

Сжалившись на искренние мольбы, Милосердный Господь посылает к праведным родителям архангела Гавриила возвестить им радостную весть о рождении у них Благословенной Богородицы.

Каждый день, уже много лет к источнику святой праведной Анны приезжают люди из дальних стран мира, чтобы поклониться святыне, выпить воды и омыться в благодатном озере святой Анны. И в настоящее время является много свидетельств об исцелении святой водой из озера .

Паломники находят здесь душевное спокойствие. Приезжают снова, чтобы отслужить благодарственный молебен к святой Анне, когда по ее молитвам Господь посылает долгожданного ребенка. Именно Праведным Богоотцам Господь даровал благодать помогать тем, у кого нет детей.

Священное Предание свидетельствует : в древности на месте озера святой Анны стояла церковь. Но во времена татарского набега, когда православный люд терпел издевательства от неверных, церковь благодатью божьей была упрятана под землю. Прошло время, в селе было явлено новое чудо, которое вновь показало, что этот город является особенным и на нем есть Божья Благодать.

По Святому Преданию, здесь появилась икона Святой Анны, которую заметили пастушки. Вскоре вся деревня узнала об этом и собралось в месте появления иконы. Ее торжественным ходом перенесли в церковь, на следующий день образа там не нашли: он вернулся на место своего явления.

Совет

Поняв это так, что возможно, иконе не было предоставлено соответствующего почета, крестьяне вторично, со священниками, отслужив молебен, унесли икону в церковь. Но утром ее снова нашли на прежнем месте. Только тогда стало понятно, что праведная Анна выбрала себе место сама и не хочет никуда переходить.

На месте явления иконы была построена часовня, где и хранилась святыня, а также с тех пор забил целебный источник , который и назвали – источник святой праведной Анны (или Озеро Святой праведной Анны).

www.pochaev.pp.ua

Источник: http://sotok.net/kraevedenie/4635-svyato-uspenskaya-pochaevskaya-lavra.html

Почаевская лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаевская Успенская лавра — действующий мужской монастырь в западноукраинском городе Почаев, духовный центр православного народа Западной Руси. Лавра притягивает к себе паломников особым положением в православном мире: считается, что этот древний монастырь пребывает под покровительством Богоматери.

Здесь же находятся святые реликвии лавры: отпечаток стопы Пресвятой Девы, явившейся монахам, и Почаевская чудотворная икона Божьей Матери.Об основании лавры можно судить по разрозненным монастырским хроникам и преданиям.

Более точных сведений не сохранилось, что неудивительно: за свою историю лавра многократно подвергалась разграблению и разрушению, и подлинные документы погибли в огне.Однако и предания, и монастырские записи сходятся в одном: монахи — основатели нового монастыря появились здесь в XIII в. Они были беженцами из Киево-Печерской лавры. В 1240 г.

Киев разграбили и разрушили монголо-татары, и братия отправилась на запад в поисках пристанища. Обрели они его на покрытом густым лесом холме.По преданию, тогда же им было явление Богоматери, благословившей их и оставившей на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода.

Когда известие об этом событии распространилось по округе, сюда устремились паломники, желавшие узреть чудо. Многие оставались здесь, пополняя ряды монашеской братии.Так как монахов стало много, а святыню требовалось содержать в сохранности, решено было учредить монастырь.

Сначала появилась деревянная церковь у подножия горы (сейчас здесь часовня), затем была построена каменная Свято-Успенская церковь, впоследствии ставшая собором.В 1527 г. монастырь впервые упоминается в летописях, а с конца XVI в. он становится центром духовной жизни западных земель Руси. Способствовали этому дары местной помещицы Анны Гойской: в 1597 г.

она отдала монастырю большие земельные угодья и чудотворный образ Божьей Матери, ставшей еще одной реликвией будущей лавры.Идя в ногу со временем, в начале XVII в. монастырь открывает собственную типографию для издания православной литературы, а также школу для обучения местных детей грамоте.Продолжается строительство: в 1649 г.

на вершине появляется церковь в честь Святой Троицы, также впоследствии ставшая собором.В 1667 г. монастырь оказался на территории Речи Посполитой, был передан монашескому ордену василиан (униатскому ордену св. Василия Великого, основанному в Польше в XVII в.), — и стала греко-католической. Во время польского восстания 1830-1831 гг.

Обратите внимание

василиане помогали бунтовщикам, за что император Николай I приказал униатов изгнать и передать монастырь в ведомство православного исповедания. Примерно тогда же, в 1833 г., монастырь и был впервые назван лаврой.Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. лавра вновь оказалась на территории Польши, с 1939 г.

— на территории СССР, в составе Украинской ССР, в наши дни — на территории Украины.Планировка Почаевской лавры обусловлена рельефом. На вершине холма, образующей плато, расположены основные постройки: Успенский собор, колокольня, собор Св. Троицы. На территорию лавры ведут три входа: Святые и Экономические врата, а также туннель.

Лавра не только объект паломничества, но и образовательный центр, действующий с перерывами с 1925 г.Все строения лавры, именуемые «слагаемыми веры», сохранены для потомков монастырской братией, оберегавшей постройки даже в самые лихие времена.Почаевская лавра — крупнейший православный храмовый комплекс на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. С 1997 г.

лавра обрела статус ставропигии и стала канонически прямо подчиняться митрополиту Киевскому и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).Строения лавры обладают значительной исторической и архитектурной ценностью, в особенности два ее собора и колокольня.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Готфрида Гофмана был построен на месте нескольких старых ветхих церквушек. Собор объединяет в себе два стиля — барокко и рококо, вид его весьма величественный и довольно непривычный. Это понял сам русский император Николай I: уловив в каменном сооружении скрытый дух непокорности, в 1842 г.

он назвал Успенский собор произведением дерзкой архитектуры. Посетивший монастырь в 1859 г. император Александр II, напротив, остался в восторге от храма и пожертвовал ему новый громадный иконостас. Российский император Николай II продолжил традицию делать богатые дары лавре: передал собору паникадило и назвал окружающую лавру местность украинской Швейцарией.

Впоследствии были воздвигнуты еще два придела: во имя Святого Николая Чудотворца (1842 г.) и в честь Святого Александра Невского (1859 г.).В этом же храме находится и след правой стопы Богородицы на плотном известковом туфе, за небольшой латунной оградой, у первой колонны, источающий святую целебную воду.

Паломники эту воду пьют и уносят с собой, надеясь на избавление от душевных и телесных мук.Вторая лаврская святыня — чудотворная икона Богородицы, подаренная в 1559 г. греческим митрополитом Неофитом благодетельнице монастыря Анне Гойской, — установлена над Царскими вратами.Совершенно особую миссию должен был нести большой Троицкий собор, построенный в начале XX в.

по проекту знаменитого во всем мире архитектора Алексея Щусева (1873-1949 гг.). Задуманный и построенный в нарочито древнерусском (неорусском) стиле, собор призван был стать наглядной проповедью православия в западном крае России. Западный вход в храм украшен мозаичным изображением Почаевской иконы Божьей Матери. Троицкий собор украшен живописной мозаикой Николая Рериха «Спас Нерукотворный»: эта работа считается одной из первых по значимости в ряду многих работ Рериха, посвященных образу Христа.Пещерная церковь Преподобного Иова действительно устроена в земле, и, чтобы попасть в нее, надо сойти по крутой лестнице и пройти длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников Руси.Свято-Варваринская церковь была освящена в 1887 г. как Трапезная церковь и служит столовой для монастырской братии и по сей день.

Самые почитаемые праздники Почаевской лавры — день Почаевской Божьей Матери (5 августа), день памяти преподобного Иова (10 сентября), день памяти преподобного Амфилохия (12 мая).

Общая информация

Местонахождение: Восточная Европа, Западная Украина.Административная принадлежность: Почаевский городской совет, Кременецкий район, Тернопольская область, Украина.

Дата основания: 1240 г.

Первое письменное упоминание: 1527 г.
Конфессиональная принадлежность: Украинская православная церковь (Московского патриархата).

Ближайшие крупные города: Львов — 729 038 чел. (2014 г.), Тернополь — 217 110 чел. (2014 г.).

Языки: украинский, русский.

Этнический состав: украинцы, русские.
Денежная единица: украинская гривна.

Река: Иква.

Цифры

Успенский собор: высота — 56 м, длина — 54 м, ширина — 40 м; размеры иконостаса: длина — 25 м, высота — 21 м.

Колокольня: высота — 65 м.

Удаленность: 64 км на север от Тернополя, 140 км на восток от Львова.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Нежаркое и влажное лето, мягкая зима.

Средняя температура января: -5,7°С.

Средняя температура июля: +18,3°С.

Среднегодовое количество осадков: 600-680 мм.

Относительная влажность воздуха: 70%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.■ Природные: источник Святой Анны, Божья гора, Чертов камень.
Культовые: Пещерная церковь (1774 г.), Успенский собор (1771-1782 гг.), церковь Преподобных Антония и Феодосия (1858 г.), Свято-Варваринская церковь (1887 г.), Троицкий собор (1906-1912 гг.), Свято-Духовский монастырь-скит.

Архитектурные: кельи (1771-1780 гг.), Архиерейский дом (1825 г.), надвратный корпус (1835 г.), колокольня (1861-1869 гг.).
Святыни: след стопы Божьей Матери с источником целебной воды, Почаевская икона Божьей Матери, мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме (в честь него же), мощи преподобного Амфилохия Почаевского (там же).

Исторические: руины оборонного доминиканского монастыря (XIII в.).

■ Свято-Успенская Почаевская лавра — один из пяти православных монастырей на территории исторической Руси, удостоенных титула лавры, одна из трех украинских лавр, четвертая по времени получения титула после Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (Киев), Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Подмосковье, Сергиев Посад) и Свято-Троицкой Апександро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

■ Источник Святой Анны, что неподалеку от Почаева, связан с легендой об иконе, которую в древние времена на опушке леса нашли пастухи. Икону Святой Анны торжественно перенесли в храм, однако наутро она неведомым образом вернулась обратно. Тогда ей оказали больший почет и с молебном перенесли в церковь опять. Но наутро икона снова оказалась на выбранном ею месте в лесу.

И вот тогда специально для нее построили часовню, а рядом вдруг забил чудотворный источник, известный целебными свойствами.■ Согласно распространенной версии, название лавры произошло от «Лочайны» — бывшего правого притока Днепра, протекавшего в Киеве у Киево-Печерской лавры. Считается, что монахи, основавшие Почаевскую лавру, дали ей название в честь днепровского притока.

Название же самой Почайны идет от древнеславянского «почаина» — «вода, влага».■ Наследники помещицы Анны Гойской не могли смириться с потерей богатых земель и еще долго предъявляли претензии на завещанные монастырю имения.В 1623 г. один из них, некто Андрей Фирлей, разграбил монастырь, отнял чудотворную икону и перенес ее в местечко Козин. Только в 1644 г.

, по решению трибунала, икона была возвращена монастырю.■ Зная о своеобразных взглядах художника Николая Рериха на религию, митрополит Евлогий, восхищенный его работой для Троицкого собора, заявил: «Насколько он [Рерих] православный, мне неизвестно, но что он последователь Христа — это я знаю!»■ В 1618 г.

в типографии Почаевской лавры был напечатан знаменитый трактат «Зерцало богословия» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого (ум. 1646 г.), одного из самых известных восточнославянских богословов, философа и проповедника.■ С 1959 г. до последних лет советской власти в Почаевской лавре работал Музей атеизма.

■ Успенский собор расписан как каноническими изображениями святых, так и картинами на тему истории лавры. Например, здесь помещена картина, изображающая чудесное исцеление в 1597 г. Филиппа, слепорожденного брата Анны Гойской.

Источник: http://geosfera.org/evropa/ukraina/1916-pochaevskaya-lavra.html

Ссылка на основную публикацию