Преподобномученик макарий каневский

Преподобномученик Макарий Каневский | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

7/20 сентября

Преподобномученик Макарий Каневский родился в 1605 году в древнем волынском городе Овруче в благочестивой семье Токаревских, известных ревнителей Православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму.

Вскоре юный подвижник, «Спаса Христа измлада возлюбивши», навсегда оставил родительский дом и в 1614 году поступил в Овручский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым занятием постриженного молодого инока.

Обратите внимание

В 1625 году инок Макарий был направлен епископом Пинским Аврамием в Купятицкий Пинский монастырь. Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года – в иеромонаха.

С 1637 года преп. Макарий исполнял обязанности настоятеля Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область), а с 1656 по 1659 годы был настоятелем Купятицкого Пинского монастыря. В 1660 году, в сане архимандрита, св. Макарий руководил братией родного Овручского Успенского монастыря.

Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси. Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии.

Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, – говорил он, – Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?… Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26: 1-3).

И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога.

Во время нападения на обитель в 1671 году униаты призывали св.

Макария перейти в унию, но он мужественно отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем – римским папой».

Разъяренные поляки, подстрекаемые иезуитами, разорили город и обитель и разогнали всех иноков. Преп. Макарий отправился в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве.

Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление.

Однажды св. Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, – сказал он, – иди к навечерию Богоявления Господня и молись».

Важно

Во время Богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз яркий луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь Святого Богоявления.

Известен случай, когда преподобный Макарий «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию.

«Читай одну молитву 'Отче наш', – говорил преподобный юноше, – и в ней найдешь все – и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком.

За два года до блаженной кончины преп. Макарий предсказал о разорении Канева и своем страдальческом завершении жизни.

Он неустанно призывал твердо и безбоязненно исповедовать святое Православие: «Приять венец нетленный нельзя иначе, – говорил святой, – как совершая законно подвиг свой.

Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий им подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса».

4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество.

«Мое золото на Небе, а не на земле, – отвечал святой старец». Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями и сдирали с него кожу. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения.

«Стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже, – восклицал он, – ибо сего желает и в сем скончавается душа моя».

В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. 13 мая 1688 года последовало торжественное перенесение мощей в Переяславльскую Воскресенскую церковь. В 1713 году святые мощи были перенесены в Свято-Михайловский монастырь, а затем в 1786 году – в Переяславльский Вознесенский монастырь.

В настоящее время мощи преподобномученика находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Черкассы. Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7 сентября – в день преставления и 13 мая – в день перенесения святых мощей.

Источник: https://stjohndc.org/ru/orthodoxy-foundation/jitie-svyatyh/prepodobnomuchenik-makariy-kanevskiy

Макарий Каневский, преподобномученик – Святцы

Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси.

Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.

Святой Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму. В 1614–1620 гг.

Совет

святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей, «Спаса Христа измлада возлюбивши», стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина – послушника.

Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым замятием постриженного молодого инока.

В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Авраамию, который определяет его в Купятичский (Купятицкий) Пинский монастырь.

Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года – в иеромонаха.

Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисевичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария.

Но иеромонах Макарий был необходим и купятичскому игумену, и в том же году он послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушившейся монастырской церкви.

Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область).

До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией этого монастыря. В суровое время братия Купятичского монастыря призвали в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 гг. преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь.

Обратите внимание

В 1660 году в сане архимандрита, «ко спасению вечному православные люди приводя», святой Макарий руководил братией родного Овручского Успенского монастыря.

Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси. Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Более девяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче.

Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии. Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество.

«Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, – говорил он, – Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?… Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26, 1–3). И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога.

Во время нападения на обитель в 1671 году униаты призывали святого Макария перейти в унию, но «веры православныя неустрашимый защитниче» мужественно отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем – римским папой». Разъяренные поляки, подстрекаемые иезуитами, разорили город и обитель и разогнали всех иноков. Преподобный Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую лавру. Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве. Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, муж высокой праведной и духовной жизни, поучая всех «истинней вере и житию богоугодному», прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление.

Однажды святой Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, – сказал он, – иди к навечерию Богоявления Господня и молись».

Во время богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь святого Богоявления.

Известен случай, когда преподобный Макарий «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию.

«Читай одну молитву «Отче наш», – говорил преподобный юноше, – и в ней найдешь все – и свет богопознания, уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком.

За два года до блаженной кончины преподобный Макарий предсказал о разорении Канева и своем страдальческом завершении жизни.

Важно

Он неустанно призывал твердо и безбоязненно исповедовать святое Православие: «Приять венец нетленный нельзя иначе, – говорил святой, – как совершая законно подвиг свой.

Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса».

В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария.

4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество.

«Мое золото на Небе, а не на земле», – отвечай святой старец. Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями и сдирали с него кожу. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения.

«Стопы моя направи на путь мирен, к Тебе, Боже, – восклицал он, – ибо сего желает и в сем скончавается душа моя».

Через два дня (7 сентября 1678 года) мучители отсекли преподобному Макарию голову и бросили тело на площади. Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма.

Когда захватчики ушли из монастыря, то уцелевшие жители города нашли тело преподобномученика нетленным. Словно живой, в одной власянице, с крестом на груди и с крестом в руках лежал преподобный.

8 сентября 1678 года христиане погребли его святые мощи под жертвенником храма.

В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело.

В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре Полтавской губернии.

В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города.

Совет

Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7/20 сентября – в день преставления и 13/26 мая – в день перенесения святых мощей.

Читайте также:  Молитвы в случае болезней сердца и сосудов - о здоровье и исцелении телесных недугов

Источник: https://svyatsy.org/zhitiya-svyatyh/maj/may_13/makariy_kanevskiy__prepodobnomuchenik/

сщмч. Макарий Каневский

Мощи преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, были перенесены 13 мая 1688 года из Канева в город Переяславль в связи с опасностью нападения врагов. Празднование памяти кончины преподобномученика совершается 7 сентября.

Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси.

Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.

Святой преподобномученик Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614 – 20 годах святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина – послушника.

В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Аврамию, который определяет его в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 году посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 году – в сан иеромонаха.

Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисовичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и Купятичскому игумену.

В 1637 году настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушавшейся монастырской церкви.

Обратите внимание

Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией Воскресенского монастыря.

В суровое время братия Купятичского монастыря призвала в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 года в сане архимандрита преподобный Макарий руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.

Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Но ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить братию покинуть монастырь.

Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами, святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники Православия, подобные преподобному Макарию, нужны были не только в Киеве, но еще более вне Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Так, после тридцати лет борьбы с униатами преподобный Макарий снова на переднем крае нестихающей битвы за Православную веру.

В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого, Юрий.

Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. В ответ турецкие власти послали в Малороссию войска.

4 сентября 1678 года захватчики ворвались в монастырь. Святой Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки потребовали от преподобного выдать им монастырские сокровища. Услышав ответ святого, что его сокровище на Небе, разъяренные разбойники повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов.

Через два дня преподобномученику отрубили голову (+ 7 сентября 1678 года). Свидетели мученической кончины архимандрита Макария внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех скрывшихся в храме.

Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как бы живое – это тело преподобномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.

Святой преподобномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. В Каневе он исцелил слепого и умирающего.

В 1688 году при обновлении храма гроб преподобномученика был открыт и в нем обретено нетленное тело святого. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую полковую Воскресенскую церковь.

Туда же перенесли любимую книгу преподобномученика “Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла” (Киевское издание 1621 – 1623 гг.) с его собственноручной записью на одном из листов.

Важно

При епископе Захарии (Корниловиче) в 1713 году мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре.

В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой БогородицыО празднике.. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.Икона. Рождество Пресвятой БогородицыМолитвыХрамы того же города.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/1834/

Полное житие преподобномученика макария, архимандрита каневского

Поиск Лекций

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий Ка­нев­ский жил в XVII ве­ке. Это бы­ло тя­же­лей­шее вре­мя для пра­во­слав­ных лю­дей За­пад­ной Ру­си.

Жиз­нен­ный по­двиг, со­вер­шен­ный пре­по­доб­но­му­че­ни­ком, был по­дви­гом за­щи­ты пра­во­слав­ной ве­ры в усло­ви­ях не­рав­ной из­ну­ри­тель­ной борь­бы, ко­гда за­щи­щать мож­но бы­ло толь­ко бу­ду­щее Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, по­сколь­ку то, что со­хра­ня­лось от про­но­ся­ще­го­ся ура­га­на унии, сно­си­лось та­тар­ски­ми на­бе­га­ми.

Свя­той Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 го­ду в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли маль­чи­ка в стра­хе Бо­жи­ем, люб­ви к мо­лит­ве и хра­му. В 1614–1620 гг.

свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей, «Спа­са Хри­ста измла­да воз­лю­бив­ши», стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка.

Мо­лит­ва и чте­ние свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний ста­ли лю­би­мым за­ня­ти­ем по­стри­жен­но­го мо­ло­до­го ино­ка.

В 1625 го­ду инок Ма­ка­рий, с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та, остав­ля­ет Успен­ский мо­на­стырь и на­прав­ля­ет­ся к епи­ско­пу Пин­ско­му Ав­ра­амию, ко­то­рый опре­де­ля­ет его в Ку­пя­тич­ский (Ку­пя­тиц­кий) Пин­ский мо­на­стырь.

Там пре­по­доб­ный на­столь­ко про­сла­вил­ся по­движ­ни­че­ской, доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, что вско­ре (в 1630 го­ду) был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Ла­за­рем (Ба­ра­но­ви­чем) в сан иеро­ди­а­ко­на, а через два го­да – в иеро­мо­на­ха.

Совет

Сла­ва об об­раз­цо­вом мо­на­ше­ском жи­тии иеро­мо­на­ха Ма­ка­рия рас­про­стра­ни­лась за пре­де­лы Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, и в 1637 го­ду бра­тия Си­мо­нов­ско­го Брест­ско­го мо­на­сты­ря об­ра­ти­лась с прось­бой к игу­ме­ну Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря Ила­ри­о­ну (Де­ни­се­ви­чу) от­пу­стить к ним в на­сто­я­те­ли свя­то­го Ма­ка­рия.

Но иеро­мо­нах Ма­ка­рий был необ­хо­дим и ку­пя­тич­ско­му игу­ме­ну, и в том же го­ду он по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле для вру­че­ния со­бран­ных бра­ти­ей де­нег на пе­ре­строй­ку Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го хра­ма и для ис­про­ше­ния по­мо­щи на по­строй­ку и об­нов­ле­ние раз­ру­шив­шей­ся мо­на­стыр­ской церк­ви.

Уви­дя в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей, мит­ро­по­лит вы­дал ему уни­вер­саль­ный лист для сбо­ра по­жерт­во­ва­ний, а в 1638 го­ду на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Воск­ре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть).

До ограб­ле­ния и за­хва­та мо­на­сты­ря уни­а­та­ми в 1642 го­ду пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей это­го мо­на­сты­ря. В су­ро­вое вре­мя бра­тия Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря при­зва­ли в игу­ме­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый удер­жи­вал этот мо­на­стырь до 1656 го­да. С 1656 по 1659 гг. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь.

В 1660 го­ду в сане ар­хи­манд­ри­та, «ко спа­се­нию веч­но­му пра­во­слав­ные лю­ди при­во­дя», свя­той Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Овруч­ско­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря.

Это бы­ло тя­же­лое вре­мя для пра­во­слав­ных хри­сти­ан За­пад­ной Ру­си. Ка­то­ли­че­ская Поль­ша ста­ра­лась на­вя­зать пра­во­слав­но­му на­ро­ду унию и ла­тин­ство. Бо­лее де­вя­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че.

Уни­а­ты и мо­на­хи-до­ми­ни­кан­цы неод­но­крат­но на­па­да­ли на оби­тель пре­по­доб­но­го, гра­би­ли цер­ков­ное иму­ще­ство, на­но­си­ли по­бои и оскорб­ле­ния бра­тии. Но угод­ник Бо­жий Ма­ка­рий не па­дал ду­хом и обод­рял бра­тию на­деж­дой на небес­ное за­ступ­ни­че­ство.

«По­вто­ряй­те, по­вто­ряй­те ча­ще сло­ва про­ро­ка Да­ви­да, – го­во­рил он, – Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой! Ко­го убо­ю­ся?.. Аще во­станет на мя брань, на Него аз упо­ваю» (Пс.26:1-3).

И серд­ца ино­ков укреп­ля­лись твер­дой ве­рой и на­деж­дой на Все­силь­но­го Бо­га.

Обратите внимание

Во вре­мя на­па­де­ния на оби­тель в 1671 го­ду уни­а­ты при­зы­ва­ли свя­то­го Ма­ка­рия пе­рей­ти в унию, но «ве­ры пра­во­слав­ныя неустра­ши­мый за­щит­ни­че» му­же­ствен­но от­ве­чал: «Ка­кое об­ще­ние воз­мож­но для нас с ва­ми? Вы оста­ви­ли пра­ви­ла Все­лен­ских Со­бо­ров, при­ня­ли пре­да­ния лжи и вме­сто то­го, чтобы быть под Гла­вою Церк­ви Иису­сом Хри­стом, пре­кло­ни­лись пе­ред зем­ным вла­сти­те­лем – Рим­ским па­пой». Разъ­ярен­ные по­ля­ки, под­стре­ка­е­мые иезу­и­та­ми, ра­зо­ри­ли го­род и оби­тель и разо­гна­ли всех ино­ков. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь, в ко­то­ром не оста­лось ни од­но­го мо­на­ха, и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Здесь он про­вел в по­дви­гах два го­да. Но та­кой рев­ност­ный за­щит­ник пра­во­сла­вия ну­жен был не толь­ко в Ки­е­ве. Мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Иосиф (Нелю­бо­вич-Ту­каль­ский) на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Ма­ка­рия на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря. Там угод­ник Бо­жий, муж вы­со­кой пра­вед­ной и ду­хов­ной жиз­ни, по­учая всех «ис­тин­ней ве­ре и жи­тию бо­го­угод­но­му», про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми и бла­го­дат­ным да­ром про­зре­ния. Мно­же­ство убо­гих, бед­ных, боль­ных и скор­бя­щих лю­дей при­хо­ди­ли к нему в оби­тель, где по­лу­ча­ли ду­хов­ный со­вет и ис­це­ле­ние.

Од­на­жды свя­той Ма­ка­рий ис­це­лил ослеп­ше­го жи­те­ля го­ро­да Ка­не­ва. «Ве­руй и мо­лись То­му, Кто дал зре­ние сле­по­му, – ска­зал он, – иди к на­ве­че­рию Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня и мо­лись».

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния, ко­гда пре­по­доб­ный чи­тал сло­ва мо­лит­вы на освя­ще­ние во­ды: «Ве­лий еси Гос­по­ди и чуд­ны де­ла Твоя», сле­пой уви­дел мельк­нув­ший воз­ле глаз луч све­та и вне­зап­но про­зрел. В бла­го­дар­ность Бо­гу ис­це­лив­ший­ся по­стро­ил храм в честь свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния.

Из­ве­стен слу­чай, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий «ле­ни­во­го и небла­го­нрав­но­го сы­на же­ны бла­го­че­сти­выя» доб­рым со­ве­том и мо­лит­вой об­ра­тил к по­ка­я­нию.

«Чи­тай од­ну мо­лит­ву “От­че наш”, – го­во­рил пре­по­доб­ный юно­ше, – и в ней най­дешь все – и свет бо­го­по­зна­ния, уро­ки для жиз­ни, и уте­ше­ние, и си­лу для ду­ха; про­честь эту мо­лит­ву со вни­ма­ни­ем, ду­маю, не тя­же­ло». Мо­лит­ва так по­нра­ви­лась юно­ше, что он стал ча­сто чи­тать ее и вско­ре стал чест­ным и доб­ро­де­тель­ным че­ло­ве­ком.

За два го­да до бла­жен­ной кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пред­ска­зал о ра­зо­ре­нии Ка­не­ва и сво­ем стра­даль­че­ском за­вер­ше­нии жиз­ни.

Он неустан­но при­зы­вал твер­до и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­до­вать свя­тое пра­во­сла­вие: «При­ять ве­нец нетлен­ный нель­зя ина­че, – го­во­рил свя­той, – как со­вер­шая за­кон­но по­двиг свой.

Да не от­сту­пят пра­во­слав­ные от свя­той ве­ры, но да стре­мят­ся с тер­пе­ни­ем на пред­сто­я­щий по­двиг, па­мя­туя непре­стан­но Гос­по­да Иису­са».

В 1672 го­ду в Ка­нев­ском мо­на­сты­ре на­шел при­ют сын Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го Юрий.

Важно

Гет­ман До­ро­шен­ко, хо­да­тай­ство­вав­ший пе­ред мит­ро­по­ли­том Иоси­фом о на­зна­че­нии пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, неод­но­крат­но по­се­щал Ка­нев­ско­го на­сто­я­те­ля и в 1675 го­ду пе­ре­шел в рус­ское под­дан­ство, от­ка­зав­шись от под­дан­ства Тур­ции, по-ви­ди­мо­му, не без со­ве­та пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия.

4 сен­тяб­ря 1678 го­да тур­ки и та­та­ры на­па­ли на Ка­нев и во­рва­лись в мо­на­стырь. С кре­стом в ру­ках пре­по­доб­ный бес­страш­но встре­тил вар­ва­ров на па­пер­ти хра­ма. Та­та­ры ста­ли же­сто­ко бить его, тре­бо­ва­ли ука­зать, где спря­та­но мо­на­стыр­ское зо­ло­то и иму­ще­ство.

«Мое зо­ло­то на Небе, а не на зем­ле», – от­ве­чай свя­той ста­рец. Нече­сти­вые за­хват­чи­ки ста­ли из­би­вать его пал­ка­ми, ло­ма­ли ру­ки и но­ги же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и сди­ра­ли с него ко­жу. Но свя­той Ма­ка­рий, при­зы­вая Слад­чай­ше­го Иису­са, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил му­че­ния.

«Сто­пы моя на­пра­ви на путь ми­рен, к Те­бе, Бо­же, – вос­кли­цал он, – ибо се­го же­ла­ет и в сем скон­ча­ва­ет­ся ду­ша моя».

Через два дня (7 сен­тяб­ря 1678 го­да) му­чи­те­ли от­сек­ли пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию го­ло­ву и бро­си­ли те­ло на пло­ща­ди. Хри­сти­ане тай­но но­чью внес­ли свя­то­го в мо­на­стыр­скую цер­ковь. Но вра­ги по­до­жгли храм, и все скры­вав­ши­е­ся в нем по­гиб­ли от ог­ня и ды­ма.

Ко­гда за­хват­чи­ки ушли из мо­на­сты­ря, то уцелев­шие жи­те­ли го­ро­да на­шли те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка нетлен­ным. Слов­но жи­вой, в од­ной вла­ся­ни­це, с кре­стом на гру­ди и с кре­стом в ру­ках ле­жал пре­по­доб­ный.

8 сен­тяб­ря 1678 го­да хри­сти­ане по­греб­ли его свя­тые мо­щи под жерт­вен­ни­ком хра­ма.

В 1688 го­ду при пе­ре­строй­ке мо­на­стыр­ской церк­ви был от­крыт гроб пре­по­доб­но­го и в нем об­на­ру­же­но его нетлен­ное бла­го­уха­ю­щее те­ло.

В свя­зи с опас­но­стью на­па­де­ния на Ка­нев­скую оби­тель 13 мая 1688 го­да свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в но­во­по­стро­ен­ный храм Ми­хай­лов­ско­го Пе­ре­я­с­лав­ско­го мо­на­сты­ря, а по­сле его за­кры­тия по­чи­ва­ли с 4 ав­гу­ста 1786 го­да в Пе­ре­я­с­лав­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре Пол­тав­ской гу­бер­нии.

Читайте также:  Новоспасский монастырь, россия, город москва

В 1942 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Тро­иц­кую цер­ковь го­ро­да Чер­кас­сы, а с 1965 го­да на­хо­дят­ся в хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы то­го же го­ро­да.26 мая 2003 года мощи угодника Божия были перенесены в Михайловский кафедральный собор города Черкассы.

Совет

Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия со­вер­ша­ет­ся два­жды: 7/20 сен­тяб­ря – в день пре­став­ле­ния и 13/26 мая – в день пе­ре­не­се­ния свя­тых мо­щей.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s43278t7.html

Преподобномученик Макарий Каневский

20.09.18

Святой родился на Волыни, в городе Овруч, в конце ХVI или в начале ХVII века (по разным источникам, в 1596 или в 1605 году). Родители его, по фамилии Токаревские, были глубоко верующими людьми, преданными Православию, и такую же преданность взрастили они в сердце своего сына.

В те времена святая вера на Волыни, как и на большей части территории Украины, была под угрозой: с востока надвигались католики и униаты, с юга –– турки и татары.

Поэтому рождение святого, как высказался один из авторов его жития, было подобно утренней заре, что возвещала утешение и радость угнетенным и обездоленным Православным нашей многострадальной страны.

Уже в очень юном возрасте преподобный был не похож на своих ровесников: он не любил шумных развлечений и шалостей, а больше времени проводил в молитве. Также знаем о том, что святой часто оставлял родительский дом и жил рядом с людьми, известными своей духовной жизнью, ибо желал тоже обрести духовность.

Благочестивые родители не препятствовали этому и сами помогали духовному развитию своего сына. Прошло время, и юноша выразил желание оставить этот суетный мир. Он принял монашеский постриг в одном из овручских монастырей.

Мирское имя преподобномученика нам неизвестно, а в монашестве он был назван Макарием (на греческом языке –– блаженный) –– по Промыслу Божию, что будет Макарий действительно блаженным, и через него и другие будут идти к блаженству.

Известно, что в 1637 году святой пребывал в Купятицком монастыре вблизи Пинска (ныне –– Беларусь). Там, по дивному Промыслу Божию, в это время также подвизался Афанасий (Филиппович), который позже уславился как преподобномученик Афанасий Брестский, погибший от рук католиков.

Так в одном монастыре несколько лет жили, в единой молитве и Христовой любви, два будущих преподобномученика –– Афанасий и Макарий. Несомненно, что глубоко образованный, искренний в Православии Афанасий содействовал духовному становлению Макария.

Когда около 1638 года в Брестском Симеоновом монастыре умер настоятель, братия обратилась к Купятицкому игумену с просьбой направить к ним для настоятельства Афанасия или Макария.

Жребий пал на Афанасия –– и он в 1640 году был высвячен во игумена, а через восемь лет удостоился от Господа венца мученического –– за непоколебимое стояние в вере.

Обратите внимание

Святой Макарий также недолго пробыл в Купятичах. Вскоре святитель Киевский Петр Могила, узнав о чистой и святой жизни преподобного, назначает блаженного Макария настоятелем и руководителем братства в Каменецкий монастырь Гродненской губернии.

Около 1657 года, по благословению наместника Киевской митрополии, епископа Черниговского Лазаря Барановича, Макарий становится игуменом, а вскоре –– архимандритом Овручского Успенского Заручайского монастыря.

Здесь преподобный пробыл около 15 лет, и много горя претерпел от фанатиков-униатов, которые бесчисленное количество раз нападали на монастырь, грабили храмы, издевались над настоятелем и братией.

Святой же, утешая паству свою, говорил: “Повторяйте, повторяйте чаще слова Давидовы: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю” (Пс. 26, 3).

И вера преподобного не была напрасной. Однажды татары окружили монастырь. После длительной осады в обители уже стала ощутимой нехватка еды и воды.

Долго молился преподобный; потом, отслужив в храме молебен, собор монахов во главе со святым настоятелем, с крестами, иконами и хоругвями вышел к врагам.

Татары же вместо маленькой кучки монахов увидели огромное войско и побежали прочь от монастыря.

Часто посещали обитель и униаты, предлагая или объединиться под властью римского папы, или соревноваться в вере. “Какое объединение может быть между нами? –– спрашивал преподобный. –– Покажите вашу веру в делах ваших.

Важно

Разве это по-христиански, если вы убиваете людей и разрушаете благочестие? О, воздаст Господь судом Своим по делам вашим”. Не могли терпеть противники правой веры такого светоча Православия, который делал явственными их темные дела, обличая их.

И вот в 1671 году доминиканские “монахи” “вооруженною рукой” заставили Макария покинуть Овруч. Святой посетил епископа Лазаря Барановича, а потом пошел в Киев, где подвизался среди братии Святой Киевской лавры.

Вскоре Митрополит Киевский Иосиф решил назначить Макария настоятелем Каневского Успенского монастыря. Именно в Каневе преподобный достиг меры совершенства духовного, и именно здесь увенчал его Бог венцом мученическим и при жизни прославил даром чудес.

Однажды пришел в монастырь слепой житель Канева, и попросил излечить его. “Я не имею лекарств, –– ответил преподобный, –– но веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому”. Это было накануне Богоявления. Святой горячо молился об исцелении слепого, –– и во время освящения воды, когда архимандрит произнес слова молитвы “Велий еси Господи, и чудна дела Твоя”, слепец прозрел!

Одна женщина пожаловалась преподобному, что ее сын плохо себя ведет: ленится, не помогает матери. Святой долго убеждал юношу изменить жизнь, но тот не слушал, даже сказал, что лучше ему уйти к татарам или полякам, и также признался, что ему трудно долго молиться.

Преподобный, выслушав все, благословил читать только одну молитву –– “Отче наш”. Святые слова Молитвы Господней так поразили юношу, что он начал читать эту молитву почти постоянно и… исправился.

А духовная практика постоянного чтения Молитвы Господней с тех пор называется “правилом преподобномученика Макария”.

Был в Каневе судья, который вершил суд за деньги, беря взятки и с богатых, и с бедных.

Совет

И вот преподобный начал, от имени той или иной жертвы взяточника, посылать ему каждую субботу маленькие суммы денег с бумажкой, на которой было написано: “Последнее отдаю, а больше не имею. Пощади себя и меня!”.

Эти послания так потрясли грешную душу судьи, что он, подобно Евангельскому мытарю, раскаялся и все свое неправедное богатство раздал бедным.

Около 1676 года святой Макарий предрек, что через два года Канев будет разрушен, а сам он погибнет. Преподобный предложил братии постом и молитвой готовиться к испытаниям, а кто чувствовал себя слабым для этого, того Макарий благословлял покинуть монастырь.

В 1678 году, в начале сентября, несметное полчище турецкое окружило монастырь, в котором спрятались жители города, уцелевшие в войне. Святой настоятель встретил врагов монастыря с крестом в руках.

Турки схватили преподобного, издевались над ним, но Макарий только молился: “Господи, приложи мне веру, да веренъ обрящуся предъ Тобою”. Враги требовали золото и драгоценности монастырские, но святой смиренно и твердо ответил: “Мое сокровище –– на небе, на земле же я ничего не собирал и не прятал”.

Потом преподобного привязали между двух столбов, выкручивали ноги, сдирали кожу, а напоследок отсекли голову. Турки ушли с монастыря, а скорбящие верующие отнесли тело своего святого в храм. Но враги неожиданно возвратились и сожгли храм вместе со всеми, кто в нем находился.

На пепелище жители Канева, которые чудом не погибли, нашли святое тело преподобномученика. Он был как живой, с крестом в руках и на груди. Люди с любовью погребли честные останки святого на месте жертвенника разрушенного храма.

Когда в 1688 году храм начали восстанавливать, было найдено нетленное тело преподобномученика. И сразу же начались чудеса и исцеления от святых мощей. Но враги не перестали нападать на Канев, и поэтому мощи перенесли в Воскресенскую церковь города Переяслава, а потом, в том же Переяславе, –– в Михайловский Вознесенский монастырь.

В 1942 году святые мощи преподобномученика Макария перенесены в Троицкую, в 1965-ом –– в Рождества-Богородичную церковь г. Черкассы, а сейчас они пребывают в новопостроенном Свято-Михайловском кафедральном соборе этого же города.

13 (26) мая (день перенесения мощей в Переяслав), а также 7 (20) сентября (день мученической кончины) – дни памяти преподобномученика Макария.

Источник: http://www.mgarsky-monastery.org.ua/o-monastyre/monastyrskaya-hronika/prepodobnomuchenik-makarij-kanevskij/

Канон святому преподобномученику Макарию Каневскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Мно́гими содержи́м напа́стьми, к тебе́, преподобному́чениче Мака́рие, прибега́ю, утеше́ния душе́внаго иски́й. Предста́тельством свои́м у Влады́ки Христа́ ты́ ми́ помози́.

А́нгел во пло́ти все́м житие́м свои́м яви́лся еси́, Мака́рие, лю́ди правосла́вныя ко спасе́нию приводя́, и Це́ркве Христо́вы вели́кий свети́льник: те́мже па́мять твою́, ве́рнии, соше́дшеся, по до́лгу почита́ем.

Богоро́дичен: К Тебе́, Пречи́стая Влады́чице, Нача́льника спасе́ния на́шего ро́ждшая, со слеза́ми прибега́ю: покро́в ми́ бу́ди во все́х ско́рбех и обстоя́ниих.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.

А́нгелов и челове́ков Творе́ц умудри́ тя́, блаже́нне Мака́рие, ми́р се́й су́етный оста́вити и в мона́шестем житии́ подвиза́тися: моли́, Мака́рие, Спа́са на́шего, да да́рует на́м любо́вь к Нему́ тве́рду име́ти и житие́ доброде́тельное проводи́ти.

Обратите внимание

Рабо́тати Христу́ Еди́ному все́м се́рдцем вожделе́в, прише́л еси́ по кончи́не роди́телей твои́х, Мака́рие, во оби́тель О́вручскую и та́мо, ду́хом Бо́жиим наставля́ем, пи́щею име́л еси́ писа́ния Боже́ственная; моли́ Спа́са на́шего, Мака́рие, да и мы́, гре́шнии, о́ная возлю́бим, я́ко исто́чник богодохнове́нный.

Богоро́дичен: Исцели́ душе́вныя моя́ я́звы, Влады́чице, к заступле́нию Твоему́ прибега́юща, и моли́ Сы́на Твоего́ от напа́стей изба́вити мя́, Ты́ бо Изба́вителя ми́ру несказа́нно родила́ еси́.

Седа́лен, гла́с 8:

А́гнца Бо́жия, грехи́ ми́ра взе́млющаго, кре́ст на рамена́х твои́х поне́сл еси́, Мака́рие, е́же гра́ды О́вруч и Ка́нев в де́лех твои́х очи́ма свои́ма узре́ша: Переясла́в же Приднепро́вский тобо́ю хва́лится, я́ко та́мо мо́щи твоя́ чудеса́ мно́га источи́ша, оба́че и Черка́ссы гра́д ра́дуется, имы́й мо́щи твоя́ ны́не: и́хже благогове́йно лобыза́юще, Христу́ Бо́гу пе́сньми свяще́нными хвалу́ возсыла́ем.

Сла́ва, и ны́не: Я́ко Де́ву в жена́х, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ блажи́м, ро́ди челове́честии, О́гнь бо всели́ся в Тя́ Боже́ственный, и, я́ко Младе́нца, дои́ши Зижди́теля и Го́спода.

Те́мже а́нгельстии собо́ри и челове́честии ро́ди досто́йно сла́вят пресвято́е рождество́ Твое́, и мы́ согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти воспева́ющим досто́йно па́мять Твою́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Мно́гия лю́ди, Мака́рие, научи́л еси́ житию́ доброде́тельному, и́же приходи́ша к тебе́ во оби́тель послу́шати словеса́ твоя́ и утеше́ние душе́вное обрести́. Уте́ши и на́с, милосе́рдне, в находя́щих на ны́ ско́рбех и обстоя́ниих.

От ю́ности твое́й, Мака́рие, ни о чесо́м же земне́м, то́кмо об угожде́нии Бо́гу пеки́йся, житие́ мона́шеское возлюби́л еси́ и, вла́сть прие́м наставля́ти и поуча́ти и́ноки, не то́кмо о́ных, но и мирски́я лю́ди сло́ву Бо́жию ре́вностно учи́л еси́; помози́ на́м моли́твами твои́ми, о́тче, да и мы́ словеса́ Госпо́дня взы́щем, я́ко сокро́вище некра́домое.

Богоро́дичен: Лю́тыя неду́ги на́ша душе́вныя и теле́сныя исцели́ моли́твами твои́ми, Влады́чице, Ты́ бо Ма́ти все́м ве́рным еси́, на по́мощь и покро́в Тво́й наде́ющимся.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

Иски́й ми́ра, о не́мже Спа́с на́ш апо́столом ре́кл е́сть: ми́р оставля́ю ва́м, ми́р Мо́й даю́ ва́м, укроти́л еси́ в тру́дных обстоя́ниих, Мака́рие, гне́в бра́тии во оби́тели О́вручстей, прия́в вла́сть, во́ли Госпо́дней себе́ преда́в.

Твое́ богому́дрое наставле́ние, Мака́рие, я́ко ме́д сла́дкий напая́ше все́х к тебе́ приходя́щих: ты́ бо, по глаго́лу апо́столову, го́рняя, а не земна́я всегда́ му́дрствовати лю́ди учи́л еси́.

Богоро́дичен: Влады́чице и Ма́ти Изба́вителя, оживи́ ду́ши на́ша, мо́лим Тя́, грехо́м умерщвле́ннии, да пое́м Тя́, Живо́т и Воскресе́ние все́х ро́ждшую.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

А́да и сме́рти Победи́теля, Христа́ Спа́са, во́ин преизря́дный яви́лся еси́, Мака́рие, егда́ е́реси лати́нския после́дователие словесы́ и де́лы злы́ми тща́хуся отврати́ти тя́ от пути́ пра́ваго; ты́ же, Спа́су все́х ти́ помога́ющу, вся́ ко́зни о́ных одоле́л еси́.

Важно

Мно́жество ага́рян, свя́те Мака́рие, восхоте́ша разори́ти гра́д О́вруч и оби́тель его́; ты́ же не мече́м, не копие́м, не я́драми о́гненными, но моли́твою ко Го́споду гра́д от враго́в спа́сл еси́.

Богоро́дичен: Исто́ргни мя́ от мра́чнаго сна́ грехо́внаго хода́тайством к Сы́ну Твоему́, Влады́чице, да То́й наста́вит мя́ сле́довати всегда́ Боже́ственным словесе́м Его́.

Конда́к, гла́с 2:

Читайте также:  Икона божией матери молченская, украина, сумская область, город путивль, молченский печерский женский монастырь рождества богородицы

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги и А́нгелом совсе́льник яви́лся еси́, богоблаже́нне Мака́рие, с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о все́х на́с.

И́кос:

Отве́рг ми́ра сего́ сла́ву тле́нную, восхоте́л еси́ Еди́ному Христу́ все́м житие́м свои́м угожда́ти, блаже́нне Мака́рие, те́мже труды́, и поще́нии, и моли́твою ко Спа́су непреста́нно воспита́в ду́шу свою́, страда́ний теле́сных и сме́рти не убоя́лся еси́, е́же и засвиде́тельствовал еси́, егда́ нечести́вии ага́ряне, гра́д Ка́нев разори́вше, муче́нием тя́ и главы́ отсече́нию преда́ша, не о земне́м бо, тле́нием, но о го́рнем помышля́л еси́ всегда́, Мака́рие, А́нгелом бо и святы́м дру́г тща́лся еси́ бы́ти, с ни́миже непреста́нно моли́ о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы в Вавило́не иногда́ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Милосе́рдия и по́мощи Спа́са Го́спода ча́я, егда́ разори́ша ага́ряне оби́тель О́вручскую, отше́л еси́, Мака́рие, подвиза́тися в Ки́ево-Пече́рскую Ла́вру. Похваля́юще дерзнове́ние твое́, вопие́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

И в Ка́неве гра́де нача́льник оби́тели сы́й, я́коже и во О́вруче, учи́л еси́, Мака́рие, и́ноков и мирски́х по за́поведем Бо́жиим жи́ти, непреста́нно о душа́х челове́ческих попече́ние име́я, да благослове́н бу́дет Бо́г оте́ц на́ших.

Лени́ваго и неблагонра́внаго сы́на жены́ благочести́выя учи́л еси́ со тща́нием приле́жно твори́ти моли́тву Госпо́дню, и сие́ испра́ви неради́ваго и обрати́ о́наго ко Го́споду, Ему́же вси́ ве́рнии вопие́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: У́зы сме́рти и а́да Расто́ргшаго, страда́ньми, сме́ртию и Воскресе́нием ро́д челове́ческий от ве́чнаго осужде́ния Спа́сшаго Ма́ти, Того́ моли́, да проще́ние грехо́в все́м ве́рным да́рует.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Испра́вил еси́, богому́дре Мака́рие, посыла́нием та́йным пе́нязей и пи́сьменным увеща́нием судию́ гра́дскаго, мздои́мца и непра́ведно су́д лю́дем творя́щаго, Судию́ бо живы́м и ме́ртвым во уме́ свое́м зре́л еси́, блаже́нне, словеса́, дела́ и мы́сли челове́ческая ве́дуща, Его́же ве́рнии пое́м и превозно́сим во вся́ ве́ки.

Наше́ствие попуще́нием Бо́жиим враго́в на гра́д Ка́нев предве́дети и ве́рным откры́ти дано́ бы́сть тебе́, блаже́нне Мака́рие, благоче́стия ра́ди твоего́, да не уныва́ющий, но бо́дрствующий обря́щутся, егда́ низпо́слет испыта́ние Спа́с на́ш, Его́же пое́м и превозно́сим во вся́ ве́ки.

Тро́ичен: Страсте́й лю́тых, и́миже гре́шнии обдержи́ми есмы́, изба́ви ны́, Триипоста́сная Тро́ице, и помози́ на́м в житии́ на́шем дела́ блага́я твори́ти, да ве́чное спасе́ние приобря́щем.

Богоро́дичен: Влады́чице и Ма́ти Изба́вителя, услы́ши на́с, моля́щихся Тебе́ и прося́щих Твоея́ по́мощи и заступле́ния, умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т прегреше́ния на́ша, и изба́вит на́с ве́чнаго осужде́ния и му́ки, и да поми́лует на́с в де́нь су́дный.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вои́стину Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Совет

Сокруши́ти возмого́ша врази́ многочи́сленнии врата́ оби́тели Ка́невския, оба́че не возмого́ша сокруши́ти му́жество твое́, Мака́рие, егда́ узре́ша тя́ пред враты́ стоя́ща, во власяни́цу оде́яна, со кресто́м в руце́ и на пе́рсех; моли́ Спа́са о на́с, свя́те, да отжене́т от на́с ду́х боя́зни страда́ний и сме́рти теле́сныя. Пору́ган и уничиже́н бы́л еси́, Мака́рие, ага́ряны нечести́выми, и́же, би́вше и терза́вше те́ло твое́, главу́ твою́ отсеко́ша, оба́че на Небеси́ яви́лся еси́ сла́вою и че́стию укра́шен. Моли́ся, Мака́рие, да не лиши́т и на́с, гре́шных, Спа́с на́ш Небе́снаго Ца́рствия Своего́.

А́дова врата́ и вереи́ сокруши́вшему Христу́ Бо́гу на́шему после́довал еси́ во все́м житии́ твое́м, преподобному́чениче Мака́рие, те́мже прия́тие сме́рти от враго́в не устраши́ тя́, оба́че ре́кл еси́ о́ным безбоя́зненне: мое́ сокро́вище на Небесе́х е́сть, иде́же и живе́ши с го́рними Си́лами, блаже́нне.

Свети́льник све́тлый ми́ру всему́ яви́лся еси́, Мака́рие, я́ко еще́ при житии́ твое́м на земли́ моли́твами твои́ми многоразли́чная боля́щих исцеле́ния соверша́хуся; та́кожде и ны́не зри́м о́ныя от святы́х моще́й твои́х, во сла́ву Спа́са Христа́, Его́же ра́б благи́й и ве́рный яви́лся еси́.

Богоро́дичен: Ели́цы к заступле́нию Твоему́ притека́ют, Влады́чице, николи́же посра́млени отхо́дят: Ты́ бо наде́жда все́х конце́в земли́ еси́, я́ко Ма́ти Изба́вителя ду́ш на́ших, милосе́рдия ра́ди на зе́млю к лю́дем соше́дшаго.

Свети́лен, гла́с 2:

Вели́каго ве́ры и благоче́стия подви́жника, преподобному́ченика Мака́рия восхва́лим, мно́гия бо лю́ди сло́ва Бо́жия пропове́данием от ве́чныя сме́рти спасе́ и, я́ко до́бр во́ин Христо́в, по глаго́лу апо́столову, злопостражда́л е́сть, и ве́рным пу́ть показу́ет к Ца́рству Небе́сному.

Источник: http://akafistnik.com/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomucheniku-makariyu-kanevskomu/

Открытка (плейкаст) «ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МАКАРИЙ КАНЕВСКИЙ»

     Преподобномученик Макарий Каневский родился в 1605 году в древнем волынском городе Овруче в благочестивой семье Токаревских, известных ревнителей Православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму.

Вскоре юный подвижник,

«Спаса Христа измлада возлюбивши», навсегда оставил родительский дом и в 1614 году поступил в Овручский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым занятием постриженного молодого инока.

     В 1625 году инок Макарий был направлен епископом Пинским Аврамием в Купятицкий Пинский монастырь. Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года – в иеромонаха.

     С 1637 года преподобный Макарий исполнял обязанности настоятеля Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область), а с 1656 по 1659 годы был настоятелем Купятицкого Пинского монастыря. В 1660 году, в сане архимандрита, святой Макарий руководил братией родного Овручского Успенского монастыря.

     Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси. Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии.

Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, – говорил он, – Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?… Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26: 1-3).


И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога.

     Во время нападения на обитель в 1671 году униаты призывали святого Макария перейти в унию, но он мужественно отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем – римским папой». Разъяренные поляки, подстрекаемые иезуитами, разорили город и обитель и разогнали всех иноков.

     Преподобный Макарий отправился в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве. Митрополит Киевский Иосиф

(Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление.
     Однажды святой Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, – сказал он, – иди к навечерию Богоявления Господня и молись». Во время Богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз яркий луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь Святого Богоявления.

     Известен случай, когда преподобный Макарий

«ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию. «Читай одну молитву 'Отче наш', – говорил преподобный юноше, – и в ней найдешь все – и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком.

Жил в Каневе судья-лихоимец. Из корыстных видов, несмотря на слезы бедных, которые не могли ему дать денег, творил он суд неправый.

Преподобный Макарий каждую субботу посылал за тяжущихся бедных от их имени деньги судье с запиской, в которой говорилось одно и то же: «Отдаю последнее,более не имею; пощади себя и меня».

Этими вразумлениями преподобный довел неправедного судью до раскаяния. Судья оставил лихоимство и все нажитое неправдою роздал по церквам.

     За несколько лет перед смертью своей блаженный Макарий видел недоброе предзнаменование: густые облака носились над обителью и грозный мрак облегал всю страну.

«Недоброе знамение, — говорил он, — видно, будет лютая скорбь для нас». Предвещание прпеподобного Макария вскоре исполнилось. В пределах Канева наступил ужасный голод.

Подвижник раздал свое имущество, чтобы избавить голодающих от смерти, кормил и призревал к нему приходящих.

Обратите внимание

     Еще поразительнее было предсказание преподобного Макария за два года до смерти о разорении города Канева и о своей страдальческой кончине.

Он убеждал стекавшихся в обитель, перепуганных обитателей города и окрестностей, твердо, безбоязненно держаться святой веры православный: «Приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой», — говорил им преподобный.

 Братия готовились постом, покаянием и причащением Святых Таин к страшному дню; миряне день и ночь слезно молились в храме Божием. Бедствия скоро начались.

     4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество. “Мое золото на Небе, а не на земле”, – отвечал святой старец. Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения.Злодеи отпустили некоторых из пленников с тем, чтобы они сказали скрывшимся христианам об ожидавшей их участи в случае, если те не сдадутся и не выдадут имущество. А преподобный со своей стороны велел передать заключенным свое увещание: «Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предлежащий им подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса». Услышав имя Христово, неверные еще с большей злобой стали мучить преподобного. Страдальца поставили между двух столбов и колена его крутили железным орудием.

     «Стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже, – восклицал он, – ибо сего желает и в сем скончавается душа моя». 

Видя, что старец жив и называет имя Господне, враги все с большей яростью продолжали терзать его: били по лицу, по глазам, по груди и наконец приготовились сдирать с него живого кожу; но, боясь стечения народного, кончили тем, что отрубили ему голову и бросили тело на площади.

     Так мученически скончался 7 сентября 1678 года святой Макарий — защитник невинных, помощник бедных, опора слабых, целитель больных. 

     Православные христиане, оставшиеся в живых, оплакали святого страдальца.

Им удалось среди ночной темноты унести тело в монастырскую церковь, где они заключились, обрекши себя на смерть за веру Христову.

Но татары, бежавшие сначала, ибо объяты были страхом после совершенного ими злодейства, снова подступили к обители, подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от дыма и огня. 

     Когда удалились враги, несчастные жители Канева, избегшие смерти, пришли искать тела своих присных на церковном пепелище. Но среди груды изуродованных трупов они нашли одно нетленное тело преподобномученика Макария. Во власянице, с крестом на персях и с другим крестом в руках тело преподобномученика было как живое.

     В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. 13 мая 1688 года последовало торжественное перенесение мощей в Переяславльскую Воскресенскую церковь.

     В 1713 году святые мощи были перенесены в Свято-Михайловский монастырь, а затем в 1786 году – в Переяславльский Вознесенский монастырь. 

     От нетленных мощей преподобного Макария истекали не раз исцеления. Так, в 1742 году ко гробу преподобного был принесен родственниками полковник Алексей Глебов, не владевший ни руками, ни ногами. По отпетии молебна, приложившись к святым мощам, Глебов получил совершенное исцеление.

Важно

      В настоящее время мощи преподобномученика находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Черкассы. 

Часть мощей преподобномученика Макария в Успенском соборе городе Канев.

     Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7/20 сентября по н.ст. – в день преставления и 13/26 мая по н.ст. – в день перенесения святых мощей.

Источник: http://www.playcast.ru/view/10740717/9fc7d7e2a5c8291e50abdc73929f2f9ff2c5634cpl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector