Храм святой благоверной анны кашинской, россия, город санкт-петербург

Храм в честь благоверной княгини Анны Кашинской в Санкт-Петербурге, подворья Введено-Оятского монастыря Подворье епархиального женского монастыря

  • история монастыря
  • святыни
  • галерея
  • контакты

Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге был первым построен и освящен в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком посвященным Анне Кашинской. История храма тесно связана с городом Кашин Тверской области.В 1894 г. на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.

П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 г. в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу.

На освящение собралась «такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено». В середине участка в 1901 г. был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора соорудили различные каменные службы. Но сестер подворья постоянно заботила мысль о строительстве храма.

Обратите внимание

Проект его был заказан молодому епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879-1931). Освятить храм предполагалось во имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского.

Перед архитектором стояла непростая задача вписать храм, рассчитанный на 1500 молящихся, в узкий вытянутый с запада на восток участок при уже существующей застройке. С этой задачей Аплаксин блестяще справился. Храм наряду с близлежащим Сампсониевским собором занял главенствующее положение в окружающей застройке.

Это был первый проект мастера в нетрадиционном для Петербурга «неорусском» стиле. Был создан комитет по постройке храма, на воззвании с просьбой о помощи в строительстве храма помещен был эскизный проект. На собранные комитетом средства в сентябре 1907 г. произошла торжественная закладка храма и началось строительство.

Строительство храма было полностью окончено в 1909 г., то есть именно тогда, когда Тверская земля с трепетом праздновала восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому, конечно, и главный Престол было решено освятить в ее честь. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 г. Революционные события 1917 г.

приостановили деятельность епархиального архитектора, не остался нетронутым и храм Анны Кашинской. Как подворье монастыря он продержался до 1925 г., но и потом общину уже приходского храма составляли монахини. Но в 1932 г. все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 – в концлагеря.

Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали. Только в 1994 г. полуразрушенный храм возвратили Церкви для устройства при нем подворья монастыря, но теперь уже Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В настоящее время храм св. Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом.

Инокиня София (Егорова)

Святые и подвижники благочестия

По: пнд., втр., сред., четв.

времябогослужениепримечание
9 : 00 Божественная литургия

По: четв.

времябогослужениепримечание
18 : 00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу

По: пятн.

времябогослужениепримечание
7 : 30 Божественная литургия
18 : 00 Молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь Тихвинского Ее образа

По выходным и праздникам

времябогослужениепримечание
10 : 00 Божественная литургия

По: суб., праздники

времябогослужениепримечание
18 : 00 Всенощное бдение

По: вск.

времябогослужениепримечание
18 : 00 Вечерня с акафистом благоверной княгине-инокине Анне Кашинской

Возврат к списку

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/khram-v-chest-blagovernoy-knyagini-anny-kashinskoy-v-sankt-peterburge-podvorya-vvedeno-oyatskogo-mon/

Церковь Анны Кашинской при подворье Введено-Оятского женского монастыря

Проект храма в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Великого князя Алексия Николаевича был заказан епархиальному архитектору А. П. Аплаксину (1879 – 1931).

По проекту храм с часовней и колокольней, выходящими на Большой Сампсониевский проспект, соединялся своей северо-восточной частью с жилым флигелем во дворе и образовывал единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии.

Строительство двухэтажного храма с двумя престолами началось в сентябре 1907 года на месте Никольской часовни, сооруженной в 1894 году в память чудесного спасения будущего императора Николая II в Японии. Уже в ноябре 1907 года была освящена вновь построенная часовня.

А в феврале 1908 года освящён нижний храм с престолом во имя Спаса Нерукотворного. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской.

Верхний придел двухэтажного храма освятили в 1911 году во имя Святителя Христова Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского, чудотворца.

Важно

Вновь построенные стройная ярусная колокольня, двухъярусная Никольская часовня, храм, жилой флигель с прилегающим к ним земельным участком со службами, обнесенными каменной оградой, образовали на Выборгской стороне девичий скит.

Храм благоверной великой княгини Анны Кашинской относится к сооружениям неорусского стиля. В композиции и пропорциях объёмов, формирующих внешний облик храма, А. П. Аплаксин использовал прообразы древней новгородско-псковской архитектуры.

В декоративно-художественное оформление фасадов включены элементы московско-ярославского зодчества — такие, как майолика и росписи, но в характерной для модерна трактовке. Майоликой, исполненной в мастерской П. К.

Ваулина, был декорирован переход к луковичной главке на барабанах храма и колокольни. Росписи размещались в арочных нишах.

Крыльцо главного входа, ныне утраченное, было оформлено в виде традиционного рундука с двойной аркой и гирькой, с купольным завершением, увенчанным императорской короной, что подчеркивало посвящение храма царской фамилии.

Ядром композиции является четырехстолпный храм с тремя полукруглыми алтарными апсидами. Симметрично от входа расположены часовня и колокольня. В храме Анны Кашинской были расположены один над другим три престола, что уникально не только для Петербурга, но и для всей России.

Особенностью планировки является обращение главного алтаря и алтаря верхнего придела в общий объём церковного зала. Другой особенностью являются хоры, устроенные с четырех сторон кругом храма. На восточных хорах, ныне утраченных, и был освящен придел в честь царской фамилии, который ещё предстоит восстановить.

Выделяясь таким образом среди других храмовых сооружений, храм Анны Кашинской является памятником архитектуры начала XX века.

Совет

После 1917 года храм был зарегистрирован как приходской, а после 1933 года закрыт и подготовлен к уничтожению. Наиболее почитаемые иконы святой Анны Кашинской и Черниговской Божией Матери переданы в Сампсониевский собор. Майоликовый фриз С. В.

Чехонина, выполненный в керамической мастерской П. К. Ваулина, демонтирован и ныне находится в Музее истории города. С 1939 по 1994 год в храме размещались мастерские изокомбината. Два последних из них года храм стоял в запустении, а 15 марта 1994 года был возвращен С.

-Петербургской Епархии в аварийном состоянии: без куполов и крестов, с выбитыми стеклами, без электричества, с выведенными из строя инженерными системами, с затопленным нижним храмом.

В таком виде храм был передан Введено-Оятскому женскому монастырю, подворьем которого он ныне и является.

С 1995 года в храме проводятся восстановительные работы: были разобраны поздние перекрытия и колонны, цементные полы, демонтированы лифт и санузлы в алтаре, приведена в порядок кровля, восстановлены деревянные полы, заново смонтировано центральное отопление, завершены работы по восстановлению глав на барабанах храма, колокольни и часовни. 21 ноября 1996 года в день празднования Собора Архистратига Михаила над храмом был установлен последний из трёх ранее поднятых крестов. С октября 1997 года к разработке проекта реставрации храма привлечен институт «Ленпроектреставрация». Под руководством главного архитектора проекта А. Г. Леонтьева восстановлены алтарная часть храма, заканчивается полная реставрация Никольской часовни. В 1995 году на Рождество Христово в храме была совершена первая после шестидесятилетнего перерыва литургия.

Святынями храма ныне являются выполненный в период с 1996 по 1999 год запрестольный витраж «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (художник В. Таракановский); икона святой Анны Кашинской с частицей её мощей, принесённая в дар храму; Софринская икона Архистратига Михаила.

Дальнейшее восстановление храма требует крупных капитальных вложений. Речь идет прежде всего об осушении находящегося в аварийном состоянии нижнего храма во имя Спаса Нерукотворного и восстановлении его в первоначальном виде.

Источник: http://www.MyTravelBook.org/objects/sankt-peterburg_cerkov_anny_kashinskoi_pri_podvore_vvedeno-ojatskogo_zhenskogo_monastyrja

ПОДВОРЬЕ

История и градостроительная композиция   |   Фотограф В.А. Колотильщиков   |   Кашин современный 

вверх страницы


Кашин – торговый город, расположенный в 10-ти км от Волги на левом ее берегу к северо-востоку от Твери. Первые упоминания о нем восходят к XIII веку.

Он всегда считался небольшим, и даже маленьким городком, и говорить о его величии, казалось бы, нет оснований. Но величие не в величине.

По историческим материалам город предстает совсем в других измерениях: не в материальных, а духовных.

Расцвет древнего Кашина пришелся на конец XVI в., тогда в нем существовало около 70-ти храмов. Но интерес не только в количественных характеристиках.

Обнаруживается высочайший духовный взлет градостроительного творчества кашинских мастеров-зодчих. Они создали настоящую жемчужину русского градостроительного искусства.

Мастера-градостроители Кашина одухотворили композицию города, введя в нее дополнительную символическую суть.

Обратите внимание

Главный собор Кашина посвящен Воскресению Христа. Поэтому кашинские мастера разработали символику Спасителя при развертывании композиции города. Но самым интересным здесь было то, что символика Христа уже как бы содержалась в кашинском ландшафте, требовалось только явственнее проявить ее.

Еще первые кашинские поселенцы нашли для строительства города уникальное место: крутую петлю реки Кашинки с высокой горой на ее узком перешейке. Гора была увенчана треугольной крепостью, а посад уютно разместился позади крепости внутри петли реки.

В начертании петли реки «просматривались» две перекрещивающиеся природные оси: ось перешейка (продольная), относительно которой петля почти симметрична, и ось поперечная – петля вытянута в ее направлении. Оси сразу были проявлены постановкой по ним храмов города. В конце XVI в.

Читайте также:  Преподобный иоанн солунский (фессалоникийский)

кашинские зодчие построили много новых храмов по осям, продлив их концы наружу петли реки до самых слободских окраин. Храмы размещались парами: летний холодный рядом с зимним теплым. Набранный таким образом в плане города огромный градостроительный крест пересекал весь Кашин из конца в конец.

Символика формы (крест) была обогащена цифровой символикой: на продольной оси – 17 храмов, на поперечной – 16, всего – 33 по числу лет жизни Иисуса Христа (например, в знаменитом Преображенском храме Кижского погоста также 33 главки).

Площадка внутри реки Кашинки ниже окружающей местности на 15-25 м. Посад города оказался на дне природной чаши. Когда город разросся и слободы его «выплеснулись» во все стороны из этой чаши на окружающие горы, этим и воспользовались кашинские мастера – за излучиной Кашинки храмы были поставлены по этим горам.

«Горнее ожерелье» храмов могло бы замкнуться на соборе Воскресения, но кашинцы искусственно охватили его кругом, оставив в середине «ожерелья». Храмы тоже стояли парами, при некоторых были монастыри. С посада изнутри «чаши» они смотрелись по кругу на фоне неба. В центре круга вздымался Воскресенский собор.

И снова символика формы – круг (вечность), и число – 24 по количеству престолов вокруг Горнего Престола в Небесном граде Иерусалим, описанном в Откровении Иоанна Богослова.

При этом на въезде в Кашин по Московской дороге стоял храм «Входа Господня в Иерусалим», а с противоположной стороны, на подходе к Кашину со стороны Бежецка, храм апостола Иоанна Богослова.

Важно

В XV-XVI вв. в Кашине было 13 монастырей, на окраинах города находилось 3 крупных монастыря: Николаево-Клобуков, Дмитровский и Сретенский. Они были расположены как бы в углах огромного треугольника. Местоположение монастырей не было случайным.

Сретенский стоял на высоком берегу Кашинки у Московской дороги в месте, где путнику впервые открывалась панорама всего города. Такие точки дорог назывались «поклонными горами». Путник, увидев город, останавливался и кланялся ему. На такой же «поклонной горе» с Углицкой дороги стоял Клобуков монастырь.

А Дмитровский был расположен на холме между подходившими к городу Бежецкой и Белозерской дорогами. От каждого монастыря возникала схожая в общих чертах панорама древнего Кашина.

Во внешний монастырский треугольник был вписан внутренний, охватывавший лишь крепость – Острог. Вписан он был своими углами как бы в стороны «внешнего». Во внешних панорамах города монастыри внутреннего треугольника как бы усиливали монастырские фланги.

Посреди внутреннего монастырского треугольника находился еще один – крепостной, который дублировал его в меньшем масштабе. Монастыри внутреннего треугольника находились против углов крепости – ее воротных башен.

Символичный смысл кашинских композиционных треугольников становится ясен при анализе процесса «окаменения» монастырских соборов в XVII в. В каждом из трех крупных окраинных монастырей кроме храма, давшего посвящение монастырю, строится Троицкий собор.

Три этих собора в трех монастырях служили их символичному объединению. Это – свидетельство градостроительного мышления кашинских мастеров, ведь треугольник – символ Святой Троицы.

Удивительны церкви Кашина: высокие, стройные, как бы рвущиеся ввысь. Такие храмы имеют два Престола: в первом и во втором этажах.

Совет

Раньше на месте каменных церквей стояли деревянные: зимняя теплая и летняя холодная, имеющие посвящения разным праздникам.

Благочестивые кашинцы, перестраивая город в камне, не хотели лишаться любимых храмов и чествуемых святых, поэтому большинство церквей и были устроены двухэтажными.

Любовь к церкви и благочестие горожан были необыкновенными.

В 1860 году синодальной комиссией по улучшению быта священников было принято решение, что на небольшой город Кашин достаточно 8-ми храмов, тогда как их было более 20-ти.

Тогда кашинцы объявили сбор пожертвований на содержание причтов, и ни один храм не был закрыт. За 25 лет на эти цели было собрано более 450 000 рублей – по тем временам огромная сумма.

К началу XX в. уникальная градостроительная структура Кашина была значительно изменена. Причины этому были разные: это и разрушения Смутного времени, сильнейший пожар в конце XVIII и связанное с ним новое строительство города по абстрактным направлениям север-юг, восток-запад. Но еще радовало глаз обилие церквей древнего русского города.

вверх страницы

Неповторимое обаяние Кашина, его необыкновенную красоту, события торжества 1909 года, а также обычную повседневную жизнь провинциального города с высоким искусством отразил в своих фотографиях В.А. Колотильщиков.

В начале XX века практически ни одно событие в Кашине не проходило без присутствия на нем этого фотографа.

Василий Арсеньевич Колотильщиков (1868-1958 гг.), невысокий бойкий человек с огромным фотоаппаратом на шее мгновенно находил выгодную точку съемки, и на секунду-другую прильнув к матовому стеклу, нажимал на спуск.

Можно было с уверенностью считать, что миг этот не прошел бесследно – еще одно событие оказывалось запечатленным на стеклянной пластинке.

Василий Арсеньевич был фотограф, как говорится, милостью Божьей, художник каждой клеткой своей души.

Давно его нет в живых, однако и сегодня его фотоснимки хранятся в семейных альбомах, экспонируются на фотовыставках. Василий Арсеньевич оставил после себя большое, и что самое важное, весьма значительное по художественному уровню творческое наследие.

Обратите внимание

Прежде всего обращаешь внимание на высокую культуру исполнения его фотографий: они радуют глаз изяществом фоторисунка, пластикой светотональных переходов, вкусом, законченностью композиции. И дело, конечно, не только в том, что Василий Арсеньевич пытался с юных лет овладеть таинством фотографии. Он любил Кашин, был увлечен сложным жизненным процессом.

На его фотографиях отображена многогранная жизнь города. Вот центральная городская площадь. Булыжная мостовая, огражденная от тротуаров каменными столбиками. Теснятся церкви и купеческие дома. В первых этажах лавки и трактиры. Открытие в Кашине железнодорожного вокзала. Торжество на соборной площади в день освящения мощей Благоверной Анны в 1909 году.

Скупщики льна из иностранной фирмы. Чопорные члены городской думы, общественные деятели. Снимки Василия Арсеньевича отличаются широтой тематики. Он одним из первых среди своих коллег начал целенаправленную съемку видов города, памятников архитектуры. Он находил красоту там, где никому в голову не приходило её искать.

Василий Арсеньевич принимал участие в различных представительных выставках, его фотографии с видами Кашина охотно печатали на почтовых открытках.

вверх страницы

XX век нанес удар, в первую очередь, по духовному облику Кашина. Сегодняшний Кашин – провинциальный город. Он не попал в зону военных действий во время Второй мировой войны, но, тем не менее, центр его претерпел значительные изменения.

Отстроены целые кварталы новых пятиэтажек, среди которых старые дома несколько теряются. Причиной этого было решение снести ряд монастырей и церквей ради жилого и промышленного строительства. Близко к центру города подступил завод, цеха которого вряд ли можно назвать произведениями искусства.

Улицы Кашина, как и в большинстве других городов России, были переименованы (в коммунистическое время), однако «Улица Красных Идей» и «Улица Обновленный Труд» — могут считаться шедеврами жанра. Старые городские укрепления практически не видны: деревянные стены и башни давно сгорели.

В некоторых местах можно распознать остатки земляного вала. Вокруг Кашина ранее шумели леса, а сегодня по окрестным холмам тянутся сельхозугодья.

Важно

Сейчас в городе совсем немного храмов, по сравнению с минувшими столетиями, и единственный действующий женский монастырь – Николаевский Клобуков. В советское время в монастыре была скотобойня, животных забивали так, чтобы кровь стекала в бывший алтарь.

Эта обитель во время постройки, очевидно, находилась за городом, но теперь глубоко вросла в городскую черту. В монастыре сохранилось несколько бытовых построек, Покровская, Алексеевская и Троицкая церкви. Сейчас Троицкая церковь восстанавливается.

Архитектурными достопримечательностями города однозначно можно назвать еще несколько храмов.

Наибольший интерес представляют, пожалуй, Входоиерусалимская церковь (ныне – краеведческий музей), Крестознаменская и Ильинская церкви.

Стоит обратить внимание также и на здание окружного суда (постройка – конец XVIII века), и на место у торговых рядов, откуда открывается замечательный вид на окрестности, и на старинные купеческие дома.

Главной же «доминантой» города и сегодня остается Воскресенский собор. Он до сих пор привлекает к себе взоры горожан, а его 76-метровая колокольня видна с разных точек города.

Когда-то именно в этом соборе находились мощи святой Анны. Место обретения мощей – Успенский собор – был разрушен.

Сейчас мощи святой Анны Кашинской покоятся в Вознесенском кафедральном соборе, стоящем на противоположном берегу реки Кашинки.

Совет

Как доехать до Кашина.

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала прицепным вагоном на Углич (11,5 часов в пути ночью). Можно также московскими поездами добраться до Твери (более 10 отправлений в день, примерно 5-7 часов в пути) и далее… (см. ниже)

Из Твери автобусом следующим в Кашин (3 рейса в день), Калязин (2 рейса в день) или Кесову Гору (1 рейс в день). Ехать на автобусе около 3,5 часов. При следовании в Кашин со стороны Петербурга, путь через Тверь может оказаться несколько быстрее, но заметно дороже и неудобнее.

Из Москвы с Белорусского вокзала поездом на Рыбинск (5 часов в пути, прибывает глубокой ночью); либо на электричке до Савелово с одноименного вокзала и далее на пригородном поезде (1 раз в день) – в сумме дорога займет около 5,5 часов.

В городе есть гостиница.

вверх страницы

Источник: http://oyatsky.ru/podvore.html

Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской Санкт-Петербург

На интерактивной карте указан адрес местоположения фирмы или организации Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской. Благодаря онлайн карте города, Вы легко можете добраться до данной организации или фирмы, а кликнув на онлайн карте на кнопку «Слои», далее на «Панорамы» увидите прекрасную 3д панораму местности вокруг данного объекта с адресом.

Читайте также:  Церковь спаса нерукотворного образа (воронеж), россия, город воронеж

Посмотреть наличие пробок в городе Санкт-Петербург поможет кнопка «Пробки», расположенная сверху справа, зелеными линиями указаны участки без пробок, желтым — незначительные пробки в городе, красным — пробки, лучше постараться объехать данный участок дороги. Используя конпку «Слои» выберите подходящую их трёх типов онлайн карты: «Схема», «Спутник» и «Гибрид», между ними можно переключаться, соответственно тип карты будет также меняться, в зависимости от выбранной.

Ознакомьтесь с похожими фирмами и компаниями как Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской, предоставляющие аналогичные услуги в этом городе. Список фирм доступен ниже, в разделе «Похожие фирмы»

Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской, Храмы и церкви, соборы

Местоположение: Россия, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, 53а индекс 194044

Панорамы г. Санкт-Петербург Похожие фирмыНашли ошибку в описании? Напишите нам.Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской расположен в городе Санкт-Петербург по следующему адресу: Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, 53а, почтовый индекс 194044. .

Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской размещен(а) в категории — «Культура и искусство, религия», у фирмы нет сайта, но можно связаться по телефону. Телефон(ы) для связи: +7 (812) 542–54–74. Оплатить услуги предоставляемые фирмой можно следующими способами:Компания, организация не имеет, или не представлена в социальных сетях.

Другие похожие компании из раздела Храмы и церкви, соборы в городе Санкт-Петербург

  • Знаменская церковьСанкт-Петербург, Садовая, 2а ,196601,+7 (812) 466–24–90
  • Живоносный источник, Храм в честь иконы Божьей МатериНижне Каменская, 4, Санкт-Петербург ,197373,+7–931–248–42–55
  • Войсковицкий храм святителя Николая Чудотворцапос. Молодёжная, 1, Войсковицы ,,+7–911–131–28–95
  • Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь в Санкт-ПетербургеНабережная Лейтенанта Шмидта, 27, Санкт-Петербург ,199034,+7 (812) 321–00–70+7 (812) 321–74–73
  • Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь в Санкт-ПетербургеНабережная Лейтенанта Шмидта, 27, Санкт-Петербург ,199034,+7 (812) 321–00–70+7 (812) 321–74–73
  • Успенское подворье Важеозерского монастыряКрупской, 5, Санкт-Петербург ,192029,+7–950–000–78–43+7 (812) 365–00–62
  • Тихвинская Единоверческая деревянная церковьпгт Павлово, Ленинградское шоссе, 33 к1 ,187323,
  • Свято-Троицкий соборСанкт-Петербург, Пролетарская, 2 лит А ,196653,+7 (812) 482–18–22
  • Свято-Троицкая ЦерковьВсеволожский проспект, 64, Всеволожск ,188643,+7 (81370) 3–13–38
  • Свято-Исидоровский храмСанкт-Петербург, Римского Корсакова проспект, 24а ,190068,+7 (812) 714–25–83+7 (812) 495–07–02

Источник: https://orgmap.ru/sankt-peterburg/hramy-i-cerkvi-sobory/cerkov-svyatoj-blagovernoj-knyagini-inokini-anny-kashinskoj-98643

Кашин Православный — Анна Кашинская

Видео: Анна Кашинская благоверная святая княгиня инокиня

Анна Кашинская: молитва, акафист, канон

Анна Кашинская: видео

Анна Кашинская: фотографии

Анна Кашинская: книги

Святая Анна Кашинская

Житие Анны Кашинской

Анна Кашинская (в монашестве — София) — Святая Благоверная Княгиня-инокиня, родилась в октябре 1280 года.

Память Святой Преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст или 2 октября по ст. стилю), 25 июня в день вторичного прославления в 1909 году (н. ст или 12 июня по ст. стилю) и 3 августа в день обретения честных мощей (н. ст или 21 июля по ст. стилю).

Святая Анна Кашинская — одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось её венчание с князем Михаилом Тверским.

У супругов родились дочь и четверо сыновей:

  • Дмитрий Грозные Очи (родился 15 сентября 1298 года);
  • Феодора (родилась 11 октября 1299 года);
  • Александр (7 октября 1300 года);
  • Константин (1307 год);
  • Василий (между 1307 и 1318 г.).

Михаил Тверской и Анна Кашинская

Летом 1318 года Анна вместе с сыном Василием провожала мужа Михаила Тверского в последнюю для него поездку в Золотую Орду. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен ханом Узбеком, впоследствии тело его было привезено в Тверь 6 сентября 1319 года. Погибли в Золотой Орде и её сыновья Дмитрий Грозные Очи (1326), Александр (1339), внук Фёдор (1339).

Время принятия монашеского пострига Анной Кашинской неустановленно. В 1358 году она упоминается как София в Тверском женском монастыре во имя Святителя Афанасия.

Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын Анны Кашинской, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с сыном Тверь покинула и Анна Кашинская.

Местом её духовных подвигов стал город Кашин. Скончалась Анна Кашинская 2 октября 1368 года (ст. стиль).

Схима Преподобной Святой Анны Кашинской в Успенском соборе, 1910 год

Место погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности.

Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?».

Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма.

Многочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба Анны Кашинской. Всего до прославления святой Анны было записано 41 чудо.

В город Кашин привозили больных из различных городов российских. В 1645 году побывал в Кашине и боярин В. И. Стрешнев — родственник царя Михаила Феодоровича. Он-то и подал челобитную царю о прославлении святой Анны. В 1647 г.

царь Михаил Феодорович умер, не успев отдать распоряжений.

Запрестольный крест в старой Успенской церкви, подаренный Царем Алексеем Михайловичем

Лишь в 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича состоялось освидетельствование мощей Анны Кашинской, сопровождавшееся чудесами. Анну Кашинскую причислили к лику святых. 12 июня 1650 года произошло перенесение её мощей в Воскресенский собор.

В 1650-1652 г.г. было написано «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской».

Канон и тропарь на обретение мощей написаны кашинским протоиереем Иваном Наумовым и посадским человеком Семеном Осиповым. Житие Анны Кашинской скорее всего написал старец Соловецкого монастыря Игнатий.

В 1675-1676 г.г. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской.

Обратите внимание

Соборная церковь Успения Божией Матери, в которой были обретены мощи Преподобной Анны Кашинской

В 1677 году царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и мощи Анны Кашинской. Однако патриаршая комиссия, направленная в тот год 12-21 февраля, приняла решение о запрете почитания мощей Анны Кашинской. Данное решение было озвучено на малом соборе в Москве.

Решение это было утверждено и Собором 1678-1679 г.г. Тогда же был переименован придел во имя Анны Кашинской Успенского собора в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая».

Почитание Анны Кашинской после деканонизации в самом Кашине не прекратилось. Тверские епископы видя продолжающиеся исцеления у её гроба этому и не противились. В 1818 году разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской и Священный Синод.

2 октября 1899 года Тверская консистория ознакомилась с рапортом протоиерея Иоанна Аменитского об исцелении Е.С. Зубановой по молитвам Анне Кашинской.

Тогда же Тверской и Кашинский архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о чудесах исцеления у мощей Анны Кашинской, которая продлилась вплоть до 1909 года.

Кашинское купечество и протоиерей Иоанн Аменитский обращаются с прошением к Императору Николаю II об повторной канонизации Анны Кашинской

В 1901 году архиепископ Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. От киевского митрополита Феогноста было получено положительное заключение, но разрешение не было дано.

Лишь после съезда архиереев в Киеве в 1908 году Священный Синод дал свое согласие испросив прежде согласие императора на восстановление общецерковного почитания Анны Кашинской. Днем памяти Анны Кашинской Священный Синод определил 12 июня (ст. стиль).

Ныне каждый год 25 июня город Кашин принимает многочисленных паломников, приезжающих на Крестный ход во имя Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Вопрос: Где находятся мощи Анны Кашинской?

Ответ: Мощи Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе (северная часть храма, рядом с алтарем).

Рака с мощами Анны Кашинской

В 1994 году, 25 июня, День города Кашина и День почитания Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был совершен первый Крестный ход с её мощами по следующему маршруту: Вознесенский собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор. Ныне Крестный ход проводится по маршруту: Вознесенский собор, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Серебряная рака с мощами Святой Анны Кашинской

Ковчег с мощами Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской помещен в серебряную раку, имеющую вес 54 кг., изготовленную мастером из Сергиева Посада на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов России.

Памятник Анне Кашинской у Воскресенского собора

О, преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

«Кашин Православный» 2010-2014 ©

Источник: http://kashin.ortox.ru/anna_kashinskaja

300 лет Выборгской стороне . Старинные храмы . Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской

Церковь святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской

Большой Сампсониевский пр., д. 53а

На Выборгской стороне до 1917 года действовало более 30 православных храмов: монастырские подворья, приходские церкви, церкви Военного и Морского ведомств, домовые церкви (в частных домах, при городских больницах, при военных госпиталях, в государственных учреждениях, при тюрьмах, при фабриках и заводах, в учебных заведениях, при богадельнях, приютах, инвалидных домах), часовни, кладбищенские храмы.

Действовало также более 10 иноверческих церквей. Наиболее известная из них — костел Посещения Пресвятой девы Марии на Выборгском католическом кладбище, построенный архитектором Н. Л. Бенуа.

Сейчас в районе более 24 действующих и строящихся православных храмов, в которых совершаются постоянные богослужения, а также 6 церквей других религиозных организаций. О некоторых из исторических храмов, являющихся памятниками архитектуры различных эпох, мы и хотим рассказать. 

Читайте также:  Святитель никита исповедник, ар­хи­епи­скоп апол­ло­ни­ад­ский

Храм Анны Кашинской, Никольская часовня, колокольня, жилой флигель со службами входит в комплекс монастырского подворья Введено-Оятского женского монастыря в Лодейнопольском районе Ленинградской области и является ценным памятником архитектуры начала XX века. Его относят к «неорусскому стилю», так как по своему облику он напоминает новгородско-псковские храмовые комплексы XIV–XVI веков.

Монастырское подворье было построено в 1907-1911 годах по проекту епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Участок земли на Выборгской стороне пожертвовал Кашинскому женскому монастырю почетный потомственный гражданин Санкт-Петербурга ювелир Филипп Павлович Кручинин, уроженец Кашина.

Важно

Храм Анны Кашинской, рассчитанный на тысячу человек, строился на частные пожертвования, в том числе отца Иоанна Кронштадского.

Часовня была построена на месте ранее существовавшей часовни, возведенной в память чудесного спасения цесаревича Николая при покушении на него в Японии. Чуть позже во дворе был построен жилой флигель для монахинь, примыкающий к храму и обнесенный каменной оградой.

Вначале, в феврале 1908 года, был освящен нижний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Главный престол храма освятили 31 декабря 1909 года во имя святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, чудотворицы. Архитектор А.П. Аплаксин умело вписал большой храм в историческую застройку Выборгской стороны.

Храм 2-этажный увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане.  Фасады были украшены майоликами (разновидность керамики), выполненными в мастерской «Гельд-вейн- Ваулин» в деревне Кикерино под Петербургом по проекту Сергея Васильевича Чехонина, и росписями в арочных нишах, но ныне декор утрачен.

Четырехъярусная высокая колокольня — высотная доминанта комплекса. Круглый по форме фриз располагался в верхнем ее ярусе, в месте ее перехода к луковичной главке.

На синем фоне были изображены 4 херувима, почти соприкасающиеся крыльями, между которыми располагались выложенные небольшими белыми звездами кресты.

Сейчас фрагменты фриза находятся в фонде Музея истории Санкт-Петербурга (в Петропавловской крепости).

Внутренний объем храма представлял симметричное пространство с тремя полукруглыми алтарными апсидами. Здесь были расположены один над другими три Престола, что совершенно уникально не только для Петербурга, но и для всей России.

Совет

Особенностью планировки является обращение главного алтаря и алтаря верхнего придела в общий объем церковного храма. Другой особенностью являются хоры, устроенные с четырех сторон кругом храма, на одном из них – восточном — располагался еще один алтарь.

Он был освящен 15 октября 1911 года в честь святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского.

Иконостас в церкви был позолоченный деревянный, украшенный резьбой; иконы нижнего и верхнего приделов располагались в три яруса. Алтарь освещался через витраж с изображением Спасителя.

На подворье жило 30 сестер, день которых проходил по строгим монастырским правилам: ранние богослужения, молитвенные правила, совместные трапезы, помощь ближним – то, что сегодня принято называть социальным служением, и ведение своего подсобного хозяйства: за жилым домом находились скотный двор, курятник.

После 1917 года церковное имущество храма Анны Кашинской было изъято. Все имущество было национализировано. Как подворье монастыря храм продержался до 1925 года,  и потом общину уже приходского храма составляли монахини.

Монашеские постриги на подворье совершались до 1927 года. Но в 1932 году все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 – в лагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей репрессировали.

В 1939-1994 годах в храме размещались мастерские скульптурного цеха Комбината декоративно-прикладного искусства. В 1994 году храм возвращен Санкт-Петербургской Епархии и передан Введено-Оятскому монастырю, подворьем которого он ныне и является. В 1999 году здесь возобновились богослужения. Одна из главных святынь храма – икона Анны Кашинской с частицей ее мощей.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/132175/

Святая Анна Кашинская: Горькая мера – мера Христова

25 июня – Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.

3 августа – Обретение мощей благоверной княгини.

Святая Анна Кашинская

В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения.

Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу.

Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей:   «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22).

Обратите внимание

  Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью.

Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской.

Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г . княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил.

Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь.

Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г .

старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г .

Важно

в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь.

Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г .

, удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно.

И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.

Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви.

Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.

Совет

Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г .   в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

Источник: https://www.pravmir.ru/anna-kashinskaya-gorkaya-mera-mera-xristova/

Ссылка на основную публикацию