Мученики леонтий, ипатий и феодул

Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Память святых мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула совершается в Православной Церкви 1 июля по новому стилю.

Жизнеописание святых мучеников

Святые Леонтий, Ипатий и Феодул жили в первом веке после Рождества Христова. Они несли воинское служение в римских войсках.

Святой Леонтий за доблестное исполнение своих обязанностей был назначен императором на руководящую должность: он возглавлял императорские войска в городе Триполи, относящемся к финикийской области, во второй половине первого века после Рождества Христова.

Обратите внимание

Будущий мученик вел добродетельную и благочестивую жизнь, пользовался большим доверием и любовью окружающих его людей.

Правивший в это время император Веспасиан был яростным гонителем христиан: в городе Триполи он отдал распоряжение своему сенатору Адриану жестоко преследовать христиан и лишать их жизни, если они не будут поклоняться языческим идолам и совершать перед ними жертвоприношения.

Когда сенатор шел в Финикию, ему сообщили, что святой Леонтий многих людей привел к христианской вере. Реакция Адриана была незамедлительной: по его приказу в город тут же отправился отряд воинов, чтобы остановить Леонтия. Этот отряд возглавлял будущий мученик Ипатий, исполнявший должность трибуна.

По мере приближения к городу Триполи состояние здоровья Ипатия становилось все хуже и, наконец, он оказался прикован к постели и почувствовал дыхание смерти за своей спиной.

Во время тяжелых мучений Ипатию явился во сне Ангел Божий и повелел воззвать с молитвой к Богу Леонтия с просьбой о помощи: «Бог Леонтия, помоги мне!», причем сделать это нужно было три раза вместе со всем отрядом воинов.

В то время Ипатий еще находился во тьме языческих заблуждений, поэтому он ответил Ангелу, что не может исполнить его повеление, так как должен задержать Леонтия. После пробуждения Ипатий поведал о своем сновидении воинам, которые вместе с тяжело болящим трибуном совершили молитвенное призывание исповедуемого Леонтием Господа.

Как только они трижды помолились, Ипатий полностью был исцелен от своего недуга. Произошедшее чудо самое большое впечатление произвело на юного воина Феодула, с которым Ипатий имел особые дружественные отношения. Феодул долго размышлял над знамением Божиим: его сердце разгорелось пламенной любовью ко Господу.

Он стал просить Ипатия пойти вместе с ним, втайне от других воинов, на поиски христианина Леонтия.

Как только Ипатий и Феодул подошли к Триполи, их встретил добродушный человек, который пригласил странников к себе под кров и накормил их сытным обедом. Как выяснилось позже, гостеприимным хозяином был сам святой Леонтий.

Важно

Трибун со своим другом стали уговаривать святого, чтобы он рассказал им о Боге. После беседы с Леонтием друзья пожелали принять Святое Крещение, которое незамедлительно совершил святой угодник. В то время, когда он совершал призывание Бога Отца, Сына и Святого Духа на новопросвещенных христиан, с неба спустилось светлое облако и пролился теплый дождь. Отряд воинов, который покинул Ипатий, пришел в Триполи вместе с сенатором Адрианом. Сенатору стало известно о том, что Ипатий и Феодул приняли христианскую веру. Он приказал, чтобы они вместе с Леонтием публично отказались от своих убеждений и совершили языческое жертвоприношение. В противном случае им грозили тяжелыми мучениями и смертью. Но в сердцах доблестных воинов сияла такая благодать Божия, которая побеждала страх перед мучениями и смертью. За твердое исповедание христианской веры святые Леонтий, Ипатий и Феодул претерпели страшные истязания и были убиты. Их смерть последовала в промежутке между 70 и 79 годом. Пример стойкой веры христиан первых веков является примером и основанием веры последующих поколений христиан. Почитая их память, мы выражаем твердое убеждение в истинности Православия и укрепляем свое упование на Истинного Бога.

Тропарь, глас 4:

Мученицы Твои, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.

Кондак, глас 3 (святого мученика Леонтия):

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Величание:

Величаем вас, / страстотерпцы святии, / и чтем честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Молитва (стихира святому мученику Леонтию):

Что тя, страстотерпче, пронаречем; воина Христова, яко погубителя врагов: царя страстей, яко благочестия страдальца: питателя алчущих, яко нищелюбца: праведника, яко рачителя небомудренна. Различная твоя страдания, светлейша борения. Моли, спастися душам нашим.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/689-svyatye-mucheniki-leontij-ipatij-i-feodul

Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Леонтий, военачальник финикийского города Триполи, жил в I веке от Рождества Христова. Исповедуя христианскую веру, он старался отвращать от идолопоклонства народ. Его влиянию подчинялись многие, так как его, «сильного, крепкого, храброго», славившегося ученостью и милосердием к бедным, все уважали.

Это было время правления императора Веспасиана, гонителя христиан. С целью борьбы с распространением христианства в Финикийскую область прибыл из Рима сановник Адриан, отличавшийся жестоким нравом.

Сразу по прибытии он получил донос, что в Триполи находится военачальник Леонтий, совращающий народ в христианскую веру. Адриан немедленно послал своего трибуна Ипатия с несколькими воинами, чтобы взять Леонтия под стражу.

Но по пути Ипатий тяжело заболел, и смерть его, казалось, была неизбежна.

«Боги, верно, карают меня за то, что перед отъездом не принес им жертвы», – подумал Ипатий, сознавая зависимость человеческой судьбы от какой-то неизвестной ему высшей силы, которую он приписывал языческим богам…

Но во сне Ипатию явился ангел Божий и сказал: «Если хочешь быть здоров, призови на помощь Бога Леонтиева».

– Как же мне призывать помощь Бога, если я послан для того, чтобы взять Леонтия, противника наших богов, под стражу? – недоумевал Ипатий, проснувшись  и сообщив о своем видении друзьям-воинам.

– Почему же не сделать этого? – отозвались воины. – Мы все вместе попросим Леонтиева Бога, только бы ты выздоровел…

Когда они хором воскликнули трижды: «Бог Леонтиев! Помоги нам!» – больной почувствовал, что  к нему возвращаются силы и здоровье…

Это произвело сильное впечатление на одного из воинов, молодого Феодула. Он стал внимательно расспрашивать Ипатия о его видении, и в сердце его проникло стремление  к неведомому Богу, творящему чудеса.

И в то время, когда прочие воины, обрадованные неожиданным выздоровлением их начальника, предались веселому пиршеству, Феодул, не принимая в нем участия, углубился в размышления: как узнать ему, кто и где этот Бог Леонтиев? Он упросил трибуна отправиться с ним в Триполи и расспросить о  Леонтии. Ипатий согласился, и они тайком от воинов отправились в путь.

Уже приблизившись к городу, они увидели, что им навстречу идет человек – это был сам Леонтий. Они спросили его, где тут живет военачальник Леонтий, и рассказали, кто они и зачем их послали в Триполи.

– Пойдемте в мой дом, отдохнете, – предложил им Леонтий, – а потом я укажу вам христианина Леонтия, которого вы ищете.

Радушно угостив пришедших, Леонтий объявил им:

– Я тот Леонтий, которого вы ищете. Я воин  Иисуса Христа, и меня вы должны взять под стражу.

Совет

Пораженные непонятной для них христианской готовностью Леонтия выдать себя, Ипатий и Феодул бросились к его ногам, рассказали о видении и исцелении Ипатия именем Бога Леонтиева и умоляли научить их, как сделаться христианами. С радостными слезами выслушал их Леонтий этот рассказ и поспешил исполнить их желание. Когда он обратился к Богу с молитвой о них, пошел дождь, как бы взамен очистительной воды крещения.

Между тем, в город явились остальные воины. Они возмутились, когда узнали, что Ипатий и Феодул приняли христианскую веру, да и кроме них в городе оказалось много недовольных этим.

Повсюду раздавались крики: «Пусть будут сожжены те, кто бесчестит наших богов!». Другие же держали сторону христиан. Таким образом, прибывший туда же через два дня Адриан нашел город в смятении.

Язычники поспешили к нему с доносом:

– Этот человек отвращает народ от богов, прославляет и чествует Богом какого-то Иисуса, которого иудеи с презрением били, а Пилат распял на кресте. Он и присланных тобой воинов ввел в обман, и они по его примеру также славят теперь распятого Христа и хулят наших богов…

Адриан приказал схватить Леонтия, Ипатия и Феодула и заключить в темницу. Здесь в молитве и приготовлении к мученическому подвигу прошла их последняя ночь на земле. На другой день христиан привели на суд.

Леонтий твердо исповедовал свою веру, за что был подвергнут побоям и снова заключен в темницу. Ипатий и Феодул также, несмотря ни на какие обещания, угрозы и пытки, не отреклись от «Бога Леонтиева». После этого они были казнены. Тогда опять вызвали Леонтия.

Его снова попытались соблазнить обещанием почестей и богатства, если он отречется от Христа.

– Лучше ты сам обратись к единому Богу, – отвечал на это Адриану исповедник, –  и получишь истинные почести, богатство и спасение.

– О каком спасении ты говоришь? – засмеялся язычник. – Уж не о том ли, которое получили Ипатий и Феодул?

– Их казнь не погибель, а жизнь вечная, блаженная, с Богом и его святыми.

Никакие истязания не смогли поколебать мученика. Вечером его снова бросили в тюрьму, а на другой день предали новым истязаниям, требуя отречения от Христа. Леонтий до конца исповедовал свою веру и любовь к истинному богу и умер под ударами палача. Христиане похоронили мученика Леонтия близ города.

30 июнь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/2111-svyatye-mucheniki-leontij-ipatij-i-feodul.html

Житие Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула

Память 18 июня/1 июля

Муч. Леонтий. Афон. 1546

В царствование Веспасиана (с 70 по 79 г.) в Риме жил сенатор Адриан.

Он услыхал о христианах, что они, гнушаясь идольскими жертвами, хулят почитаемых римлянами и греками богов, так как признают только Единого истинного Бога Христа.

Адриан пошел к царю и просил его, чтобы он дал ему власть принуждать христиан к идолопоклонству с правом мучить и убивать не хотящих поклоняться богам. Царь назначил Адриана игемоном в Финикийскую страну с полномочием гнать всех верующих во Христа.

Когда Адриан приближался уже к Финикии, ему стало известно, что в городе Триполи находится военачальник Леонтий, исповедующий Христа и отвращающий от почитания идолов. Адриан тотчас же послал туда трибуна Ипатия с воинами, поручив схватить Леонтия и держать под стражей до его прибытия.

Военачальник Леонтий был родом из Греции. Высокого роста, сильный и мужественный, он отличался храбростью в сражениях, в которых одержал много побед. К тому же, одаренный разумом, обладая развитым жизненным опытом и книжным учением, Леонтий был мужем совета и правления и украшал себя христианскими делами.

Когда воины приблизились к Триполи, трибун Ипатий неожиданно заболел горячкой, три дня ничего не ел, а недуг усиливался с часу на час.

Обратите внимание

В ночь с третьего дня на четвертый трибуну явился в видении Ангел Господень в виде прекрасного юноши, облеченного в белоснежную одежду, и сказал: “Если хочешь быть здоров, то вместе с воинами воззови трижды к небу: “Боже Леонтия, помоги мне!” Если сделаешь это, сейчас же исцелишься”.

Палимый внутренним жаром, трибун, приподнявшись, ответил: “ Я послан с воинами взять Леонтия и блюсти его под стражей до пришествие игемона Адриана, а ты мне повелеваешь призвать на помощь Бога Леонтия”. Во это время Ангел скрылся от очей его. В ужасе трибун разбудил спавших близ него друзей и рассказал им все.

Один из друзей трибуна, по имени Феодул, особенно сильно удивлялся видению и подробно расспрашивал о нем. Воины же, выслушав трибуна, все воскликнули, глядя на небо, вместе со страждущим: “Боже Леонтия, помоги!” И тотчас трибун поднялся здравым и начал со своими друзьями есть, пить и веселиться.

Читайте также:  Святитель димитрий ростовский

Чудо же, проявленное над трибуном, исполнило Феодула еще большего удивления, и он, размышляя о случившемся, ничего не желал вкусить, а потом предложил всем: “Вот Адриан скоро настигнет нас, а мы и не думаем отыскивать мужа, взять которого нам повелено; если хотите, я и трибун пойдем прежде вас к городу и поищем того, за кем посланы”. Убедив затем трибуна пойти с ним, Феодул и Ипатий направились к городу.

Только они поднялись на верх ливанской горы, где находился Триполи, как сам Леонтий вышел им навстречу и поприветствовал, а потом спросил, кого это они ищут.

Узнав, что ищут его, Леонтий, не открываясь, пригласил их к себе в гости, угостил обильной трапезой и после этого признался: “ Я – тот воин Иисуса Христа, которого взять Адриан послал вас”.

Тогда трибун и Феодул припали к ногам Леонтия, говоря: “Раб Вышнего Бога! прости нам грех наш и поспеши умолить твоего Бога, чтобы Он и нас избавил от идольского нечестия и лютого зверя Адриана, ибо мы хотим быть христианами”. Затем они передали ему, как явился больному Ангел и как недуг оставил трибуна вслед за призванием Бога Леонтия.

Видя проявление силы Христовой, святой Леонтий исполнился радости, простерся крестообразно на земле и начал со слезами молиться Богу о пришедших к нему.

Важно

После теплой молитвы святого Леонтия светлое облако осенило трибуна Ипатия и друга его Феодула и крестило их, оросив дождем, причем святой Леонтий призывал в это время над крещаемыми имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.

По чудесном крещении он воздал Богу хвалу, затем облек новокрещенных в белые одежды и повелел носить пред ними возжженные свечи.

В это время пришли в город и остальные воины. Когда они после расспросов нашли Ипатия и Феодула, то чрезвычайно изумились, увидев белые одежды на них и горящие свечи. Узнав же, что они обратились в христианство и крестились, воины стали негодовать, а в самом городе возникли раздор и смута: одни защищали Леонтия с остальными христианами, а другие хотели их умертвить.

По прошествии двух дней Адриан приблизился к городу, и вышедшие навстречу граждане сообщили ему все о Леонтии и о других, руководимых им, христианах. Адриан тотчас же послал воинов взять Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула, приказав заключить их в темницу и держать под стражей до суда.

Находясь в темнице, святой Леонтий непрестанно поучал своих союзников в Христовой вере и укреплял их на предстоящий мученический подвиг. Утром игемон сел на судилище, когда ему представляли из темницы для допроса святых узников.

Первым он вызвал Леонтия, и святой мужественно исповедовал перед ним свою веру во Христа. Игемон, раздосадованный безбоязненною речью святого, приказал бить его.

Он же, перенося побои, возвел очи свои на небо, откуда ожидал себе помощи, и говорил при этом игемону: “Безумный мучитель! Ты, думая причинить мне страдания, сам более того мучишь себя, угрызаясь своим сердцем”.

После долгих побоев игемон приказал снова отвести в темницу святого Леонтия.

Затем он обратился к Ипатию и Феодулу: “По какой причине вы отвергли с детства внушенные вам отеческие обычаи и оставили воинскую награду, опечалив царя?” – “Наше воинское достоинство на небесах, – возразили святые Ипатий и Феодул, – и потому делай с нами, что хочешь; как ревнитель богов скверных, ты ополчаешься на нас неповинных; но вскоре погибнет и твоя жизнь, ибо сокращено время дней твоих”.

Совет

В ярости Адриан приказал трибуна повесить на дереве, обнажив, и строгать его тело железными когтями. Феодула же велел простереть на земле и нещадно бить. Святые мужественно переносили все эти муки; помня наставление святого Леонтия, они ничего не произносили, кроме молитвы: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Псал. 11, 1).

Видя, что святые пребывают тверды и непоколебимы в Христовой вере, мучитель осудил их на смерть чрез усечение мечом. Влекомые на смерть, святые Ипатий и Феодул воспевали: “Господь нам прибежище и сила! В руки Твои мы предаем души наши”. С радостью они простерли под меч свои выи за Христа и, по усечении, отошли к Господу, чтобы приять из десницы Его уготованный им венец.

https://www.youtube.com/watch?v=YHDL7H8ATDY

После этого святой Леонтий снова был изведен на судилище игемона для принесения жертвы богам. Святого увещевали, предлагали почести, потом угрожали ему, но он твердо стоял за веру и сам уговаривал игемона стать другом Христа и обличал языческих рукотворных богов.

В бессилии Адриан повелел мученика, простертого на земле, бить четырем слугам, а особому глашатаю при этом возвещать: “Уничижающие наших богов и не повинующиеся повелениям царей погибнут подобною смертью”. Били же святого мученика до тех пор, пока бьющие не изнемогли, но святой остался непоколебим. Тогда игемон приказал повесить святого на дереве и строгать все тело его острыми железными орудиями.

Долго истязали святого мученика; в тяжких страданиях он возвел очи свои к небу и обратился к Богу: “Боже мой, Ты моя надежда, спаси меня!” Тогда мучитель сказал палачам: “Снимите его с дерева; я знаю, что он затем поднимает глаза к небу, чтобы умолить богов наших дать ему облегчение”. Услыхав это, святой Леонтий гневно воскликнул: “Погибни ты с богами твоими, скверный мучитель! Я молюсь моему Богу о помощи перенести мучения”.

Адриан повелел снова повесить его, но уже вниз головой, привязав к шее тяжелый камень. Долгое время находился в таком положении святой Леонтий, молясь вслух Спасителю, чтобы Тот укреплял его.

Когда же приблизился вечер и солнце начало склоняться к западу, игемон приказал бросить мученика в темницу до утра.

Ночью Леонтию явился Ангел Господень и сказал: “Мужайся! Господь Бог, Которому ты верно служишь, послал меня к тебе, чтобы я пребывал неотступно с тобою”. И радовался святой, и веселился о Господе, Боге своем.

Воссияло солнце, и снова Адриан, сев на судилище, потребовал к себе святого Леонтия. “Как Леонтий, что надумал? – спросил он.

“Я пришел, – отвечал святой, – к одному заключению: не обращать внимание на твои пустые речи; и вновь повторю тебе, что никогда не оставлю Бога моего, Творца неба, земли, моря и всего, что их наполняет”.

Обратите внимание

Окончательно убедившись, что невозможно победить непобедимого воина Христова, игемон издал ему смертный приговор.

Мученика распростерли, привязав к четырем колам, вбитым в землю, затем четыре сильных воина долго и жестоко били его, пока в мучениях он не предал святую душу свою в руки Божии. Тело же святого, брошенное вне города, взяли верные и предали честному погребению близ Трипольской пристани.

Это страдание святого мученика Леонтия описал раб Христов “Кир нотарий”, видевший мучение своими глазами. Написал он все на оловянных дощечках, которые и положил при мощах мученика в его гробе, дабы всякий, читающий или слушающий, воздел к небу руки свои и воздал славу Богу, укрепившему на такой подвиг раба Своего.

Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/97-131.html

18 июня (01 июля) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2014-07-01 11:13:00filin_dimitry
filin_dimitry
2014-07-01 11:13:00Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79). Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова, Сергия Кроткова, пресвитеров, прмч.

Никанора (Морозкина), архимандрита (1938); Обретение мощей свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского (1997).

Икон Божией Матери: Боголюбская (Зимаровская); Боголюбская-Юрьевская; Боголюбская (Елатемская); Боголюбская (Козловская); Боголюбская (Московская); Боголюбская (Тарусская); «У Источника» Пюхтицкая; Боголюбская (Усманская); Боголюбская (Тульская); Боголюбская; Боголюбская-Угличская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70 – 79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели.

Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от поклонения языческим богам.

Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне Ангела, который сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: «Бог Леонтия, помоги мне”».

Открыв глаза, Ипатий увидел Ангела и сказал: «Я послан задержать Леонтия, как же я призову его Бога?» В это время Ангел Стал невидим. Ипатий рассказал воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой Леонтий.

Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски святого Леонтия.

При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в Истинного Бога.

Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь. Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда прибыл и правитель Адриан.

Узнав о происшедшем, он приказал привести к себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа.

Важно

Святого Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром он предстал перед правителем.

Адриан пытался прельстить святого исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он не умрет.

Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников последовала около 70 – 79 гг.Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки были положены в гроб святого мученика.

Кондак мученикам Леонтию, Ипатию и Феодулу

глас 3Мучителей посрамил еси лукавая коварства, и еллинов обличил еси безбожное служение, возсиял еси богоразуме всем человеком, ученьми благочестия богомудре мучениче. Сего ради твою память почитаем любовию, премудре Леонтие.

Преподобный Леонтий Печерский

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился грамоте, исполнял послушание канонарха.

Преподобный Леонтий преставился молодым в XIV веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память его совершается также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.

Тропарь преподобному Леонтию отроку, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах

глас 3Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобному Леонтию отроку, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах

глас 1Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Читайте также:  Ржаная лепешка с овощами

Преподобномученик архимандрит Никанор

(Морозкин Никифор Михайлович, +01.07.1938)Преподобномученик Никанор (в миру Никифор Михайлович Морозкин) родился 13 марта 1870 года в селе Выжелес Спасского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 году Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика.

В 1899 году Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда. 25 ноября 1903 года он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 года – рукоположен во иеродиакона.

29 сентября 1909 года настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, отмечал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей».

Рукоположение во иеромонаха состоялось 5 октября 1909 года в храме Христа Спасителя в Москве.

27 февраля 1917 года иеромонах Никанор был назначен духовником братии.

Совет

24 августа 1920 года совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности».

В 1921 году Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев.

Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинский монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 году он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 года назначен членом Московского епархиального собрания, в том же году он был возведен в сан архимандрита.

Отец Никанор был арестован во время очередных гонений на Церковь – 2 февраля 1932 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Архимандрит Никанор, отвечая на вопросы следователя, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как с моей стороны никакой антисоветской агитации не было.

Я считаю себя обязанным исполнять среди крестьян требы, на которые меня приглашают, но в разговоры с крестьянами о политике никогда не вступал.

Лично я относительно советской власти считаю, что со стороны ее в отношении Церкви гонения нет, но есть гонение на духовенство, которое невинно содержится в тюрьмах». Следователь спросил отца Никанора, помогает ли он высланному архимандриту Николо-Перервинского монастыря, на что он ответил, что помощь тому, действительно, посылается регулярно один раз в месяц.

13 марта 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Никанора к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. 1 июля 1934 года он был, как инвалид, освобожден и вернулся в Москву; но здесь ему жить не разрешили, и он поселился в селе Спас-Осташево Волоколамского района Московской области и стал служить здесь в Спасской церкви.Архимандрит Никанор был снова арестован 26 марта 1938 года и первое время содержался в волоколамской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

– Вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди окружающих вас лиц. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь.

– Контрреволюционной и антисоветской клеветы я никогда не высказывал и виновным себя не признаю, – ответил архимандрит.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей, каковые уличают вас в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Дайте правдивые показания по этому вопросу.
– Я еще раз подтверждаю, что никогда против советской власти ничего не говорил и зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей считаю ложными,
– ответил отец Никанор.Были устроены очные ставки со лжесвидетелями; отец Никанор сказал, что он всецело был занят богослужением и все выслушанные им показания о его антисоветской деятельности считает ложными. 29 апреля следствие было закончено, и следователь еще раз спросил отца Никанора, признает ли он себя виновным в проведении контрреволюционной и антисоветской агитации, на что тот еще раз повторил, что виновным себя не признает. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Никанора к расстрелу. Архимандрит Никанор (Морозкин) был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 20 апреля 2005 года для общецерковного почитания.

Священномученик протоиерей Василий

(Смирнов Василий Павлович, +01.07.1938)Священномученик Василий родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии в семье священника. В 1890 году Василий окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Спасскую церковно-приходскую школу графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. С 1892 года Василий стал служить псаломщиком в Николо-Заяицком храме в Москве. Со дня основания 1 октября 1901 года Николо-Заяицкой церковно-приходской школы он преподавал в ней Закон Божий, одновременно был законоучителем в нескольких церковно-приходских школах, причем в большинстве из них преподавал бесплатно.11 марта 1907 года Василий Павлович был рукоположен во диакона, а 28 декабря 1914 года – во священника к этому храму. 21 мая 1921 года отец Василий был награжден камилавкой, 11 мая 1924 года – наперсным крестом, 25 марта 1927 года – возведен в сан протоиерея. В 1929 году он был назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма и служил в нем до его закрытия в 1933 году. С 1933 года и до ареста отец Василий служил в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменском Кунцевского района Московской области, он был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.16 марта 1938 года соседка священника по требованию сотрудника НКВД дала против отца Василия показания, сказав, что тот совершал требы у себя на квартире, а также говорил, что советская власть устраивает гонение на религию и арестовывает православных, и убеждал женщин, собравшихся у него на квартире, что нужно держаться веры в Бога, что советская власть просуществовать долго не может, так как большевики насильственно взяли власть.

21 марта заместитель начальника Московского управления НКВД майор Семенов подписал справку на арест священника. На следующий день отец Василий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу начались допросы.

Следователь спросил священника, приходили ли к нему лица из общественности для подписки на государственный заем. Отец Василий ответил, что приходили, но из-за тяжелого материального положения он никогда на заем не подписывался.

Следователь спросил, правда ли что он говорил: «Газеты пишут, что всего много, – все это вранье, много только для коммунистов, а рабочие целый день стоят в очередях, а как опоздал, так увольняют»? Священник ответил, что, действительно, он говорил, что раньше, в старое время, лучше жилось, «никаких очередей не было, а теперь при советской власти везде и всюду создаются очереди и рабочему трудно достать для себя продуктов, а большевики только говорят – всего много, а на самом деле ничего нет».

10 мая следователь провел очную ставку между отцом Василием и лжесвидетелем, которого священник почти не знал, о чем и заявил следователю и сказал: «Записанные факты контрреволюционной агитации и показания на очной ставке… полностью опровергаю и себя виновным… не признаю». 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Смирнов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.23 августа 1989 был реабилитирован прокуратурой Москвы. По заявлению правнука святого, протоиерея Димитрия Смирнова, его житие было рассмотрено к канонизации.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, по представлении Московской епархии, причислил его к лику священномучеников и установил ему память в день кончины.

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/178122.html

1 июля святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул, народные приметы и традиции дня

1 июля почитаются святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул. Они служили в римской армии в первом веке нашей эры в эпоху правления императора Веспасиана.

Святой Леонтий был военачальником, исповедовал христианство и стремился вести благой образ жизни, за что почитался как подчиненными, так и обычными жителями Триполи, города, в котором он служил. В тот период христиане активно преследовались властью и Леонтия эта чаша не минула. На него донесли и был получен приказ подвергнуть его аресту.

Для исполнения приказа в город был послан Ипатий с войсками, но в пути серьезно заболел. В бреду ему было видение ангела который велел Ипатию трижды вместе со своим войском попросить помощи у Бога, обещая ему жизнь. О своем видении он рассказал Феодулу и они выполнили то, что им повелел ангел.

Ипатий тут же выздоровел и вместе с Феодулом задумался об истинности веры Леонтия.

Обратите внимание

Когда они вошли в город, Леонтий радушно провел их в дом и рассказал о своей вере. Ипатий и Феодул приняли ее и попросили крестить их. В день, когда почитаются святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул, говорят о чуде, произошедшем во время крещения: над новообращенными пролился благодатный дождь.

Власти, узнав о произошедшем, схватили всех троих и подвергли пыткам. Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул отказались предать Христа и за это были казнены. Первыми умертвили Ипатия и Феодула, на протяжении суток избивая их. Не получив согласия возложить дары на языческом капище, правитель повелел отрубить им головы.

Мучения Леонтия продолжались еще сутки, так как его бросили в темницу, а на утро правитель пытался всячески склонить его к почитанию идолов. Так как Леонтий отказался, его пытали весь день, повесив головой вниз, после чего его забили камнями насмерть, а тело выбросили за городскую черту.

Святой был похоронен христианами подобающим образом, а в могилу его положили письмена, которые содержали процесс его допроса и описание кончины. Те были высечены на оловянных досках.

Народные приметы 1 июля (Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул )

В день поклонения языческому богу Яриле, а 1 июля до принятия христианства чествовали именно его, было принято наблюдать за природными явлениями и по ним пытаться предсказывать будущую погоду:

• если месяц на небе имел форму, за конец которой можно было мысленно зацепить ведро, ожидали засуху;

• если утро было туманно, надеялись на солнечную погоду;

• если на солнце садилось в багряное небо, прогнозировали сильные ветра.

Народные традиции 1 июля (Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул)

В этот день крестьяне собирали целебные травы. Считалось, что Ярило наделяет их особыми качествами, потому напиток из них становится лечебным. Свежими травами набивали матрасы. Бытовало мнение, что такой матрас подарит здоровый сон и убережет спящего от посягательств нечистой силы.

Те, кто хотел узнать новости о пропавших родственниках, плели венки из березовых веток. Через такой венок надо было посмотреть вниз с обрыва над рекой и тогда Ярило откроет портал в другую часть света. Вечерами в знак поклонения Ярилу водили хороводы вокруг костра, веселились и плясали.

Именинники 1 июля (Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул) Леонтий, Александр, Сергей, Виктор.

Источник: https://digivi-cctv.ru/cerkovnye-prazdniki/1-iyulya-svyatye-mucheniki-leontij-ipatij-i-feodul-narodnye-primety-i-tradicii-dnya

Православный церковный праздник 1 июля

Сегодня 1 июля (18 июня по старому стилю) – Церковный, Православный праздник сегодня :

* Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (ок. 70-79).
Мученика Еферия (ок. 305). Преподобного Леонтия канонарха, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Преподобных Леонтия пастыря; Еразма; Леонтия Прозорливого, Афонского (1605).

Священномучеников Василия (Смирнова), Александра (Крутицкого), Василия (Крылова) и Сергия (Кроткого) пресвитеров, Московских (1938).

Читайте также:  Преподобный нестор летописец

Чтимых списков с Боголюбской иконы Божией Матери, именуемых Московская (1157); Зимаровская (XIII); Угличская (1654); Юрьевская (1771); Тульская (1771); Козловская (1771); Елатемская (1771); Усманская (1831); Тарусская (1848 и 1870).

Мученик Леонтий

Мученик Леонтий был греком, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ Ливанских гор. Он исповедовал христианскую веру. Леонтий удостоился мученического венца вместе с двумя воинами-христианами из язычников, Ипатием и Феодулом.

Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал за ним трибуна Ипатия с воинами, в числе коих был и Феодул. Ипатий по дороге опасно заболел.

На четвертый день болезни он увидел во сне ангела, который сказал ему: «Если хочешь выздороветь, то воскликни вместе со своими воинами: Боже Леонтиев, помоги мне!» Поутру Ипатий собрал воинов, рассказал им о своем сне, все они воскликнули сказанные слова, – и болезнь его мгновенно миновалась. Это произвело особенное впечатление на Феодула.

«Кто же этот Бог Леонтиев? Как бы скорее увидеть самого Леонтия?» – думал он про себя, идя с Ипатием в Триполи. Около города сам Леонтий встретил их с прочими воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха и прибавил, что Леонтий – не друг их богов, а христианин, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий.

Тогда Ипатий и Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; он призвал имя Отца и Сына и Святого Духа и таким образом крестил их. Прибыл в Триполи и сам Адриан и сильно разгневался на Леонтия, Ипатия и Феодула.

«Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» – спросил Адриан Леонтия. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека». – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» – спросил Адриан также Ипатия и Феодула. «Ради Царя Небесного», – отвечали они.

Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били, и он скончался под ударами.

Пресвятая Богородица, именуемая Боголюбская

Важно

Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемому Боголюбским, учреждено в 1157 г. князем Андреем Боголюбским.

Когда князь отправился в Суздальскую землю с иконой Богородицы, тогда близ Владимира явилась ему в ночном видении Пресвятая Богородица, стоящая под шатром с хартией в руке, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов, но поставь его во Владимире, а на этом самом месте воздвигни церковь и устрой обитель». Это было 18 июня.

Князь поспешил исполнить повеление Богородицы и, призвав живописцев, велел им изобразить Богородицу такой, как Она явилась ему; а в день явления, 18 июня, установил праздник.

Икону же, вновь написанную, назвал иконой Боголюбивой Божией Матери, а место, где явилась Богоматерь – Боголюбивым (здесь впоследствии основался город, названный Боголюбивым, в настоящее время село Боголюбово), и сам стал называться Боголюбским. В 1771 г.

, когда свирепствовала моровая язва в России, Боголюбивая икона прославилась тем, что язва не коснулась ни монастыря Боголюбова, ни прилегающего к нему села; и в самом Владимире прекратилась, когда вследствие явлений, бывших некоторым из благочестивых горожан, перенесли икону из монастыря в город. В память этого чуда во Владимире установлен крестный ход вокруг города и ношение иконы по домам жителей. В том же 1771 г. Боголюбская икона прославилась и в Москве, и ежегодно 18 июня чествуется при огромном стечении народа. Стоит эта икона в часовне, а список с нее на башне у Варварских ворот.

« предыдущий праздник :: 1 июля :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники …

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=pravoslavn/7/1

День памяти мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула

Свя­тые му­че­ни­ки Леон­тий, Ипа­тий и Фе­о­дул бы­ли рим­ски­ми во­и­на­ми.

Свя­той му­че­ник Леон­тий, грек по про­ис­хож­де­нию, в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на (70–79) слу­жил во­е­на­чаль­ни­ком в им­пе­ра­тор­ских вой­сках в фини­кий­ском го­ро­де Три­по­ли.

Хри­сти­а­нин Леон­тий от­ли­чал­ся храб­ро­стью и бла­го­ра­зу­ми­ем, к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем от­но­си­лись во­и­ны и граж­дане Три­по­ли за его доб­ро­де­те­ли.

Им­пе­ра­тор на­зна­чил рим­ско­го се­на­то­ра Адри­а­на пра­ви­те­лем Фини­кий­ской об­ла­сти с пол­но­мо­чи­я­ми пре­сле­до­вать хри­сти­ан и в слу­чае от­ка­за при­не­сти жерт­вы рим­ским бо­же­ствам пре­да­вать их му­че­нию и смер­ти.

По до­ро­ге в Фини­кию Адри­а­ну до­нес­ли, что свя­той Леон­тий от­вра­тил мно­гих от по­кло­не­ния язы­че­ским бо­гам. Пра­ви­тель по­слал три­бу­на Ипа­тия с от­ря­дом во­и­нов в Три­по­ли, чтобы най­ти и за­дер­жать хри­сти­а­ни­на Леон­тия.

По до­ро­ге три­бун Ипа­тий силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь при смер­ти, уви­дел во сне Ан­ге­ла, ко­то­рый ска­зал: «Ес­ли хо­чешь быть здо­ро­вым, воз­зо­ви три­жды вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми: „Бог Леон­тия, по­мо­ги мне“».

От­крыв гла­за, Ипа­тий уви­дел Ан­ге­ла и ска­зал: «Я по­слан за­дер­жать Леон­тия, как же я при­зо­ву его Бо­га?» В это вре­мя Ан­гел стал неви­дим.

Ипа­тий рас­ска­зал во­и­нам, в чис­ле ко­то­рых был и его друг Фе­о­дул, о сво­ем сне, все они вме­сте три­жды при­зва­ли на по­мощь Бо­га, Имя Ко­то­ро­го ис­по­ве­дал свя­той Леон­тий. Ипа­тий сра­зу ис­це­лил­ся ко все­об­щей ра­до­сти во­и­нов, и толь­ко Фе­о­дул си­дел в сто­роне, раз­мыш­ляя о чу­де. Ду­ша его про­ник­лась лю­бо­вью к Бо­гу, и он уго­во­рил Ипа­тия немед­лен­но пой­ти вдво­ем в го­род на по­ис­ки свя­то­го Леон­тия.

Совет

При вхо­де в го­род их встре­тил неиз­вест­ный че­ло­век и при­гла­сил к се­бе в дом, где щед­ро уго­стил пут­ни­ков. Узнав, что го­сте­при­им­ный хо­зя­ин и есть свя­той Леон­тий, они упа­ли на ко­ле­ни и про­си­ли его про­све­тить их ве­рой в Ис­тин­но­го Бо­га.

Здесь же со­вер­ши­лось Кре­ще­ние, а ко­гда свя­той Леон­тий про­из­нес над ни­ми мо­лит­вен­ное при­зы­ва­ние во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы, но­во­кре­ще­ных осе­ни­ло свет­лое об­ла­ко и про­лил­ся бла­го­дат­ный дождь. Осталь­ные во­и­ны в по­ис­ках сво­е­го на­чаль­ни­ка при­шли в Три­по­ли, ку­да при­был и пра­ви­тель Адри­ан.

Узнав о про­ис­шед­шем, он при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­то­го Леон­тия, три­бу­на Ипа­тия и Фе­о­ду­ла и, угро­жая им му­че­ни­я­ми и смер­тью, по­тре­бо­вал от­ре­че­ния от Хри­ста и жерт­во­при­но­ше­ния рим­ским бо­гам. Все му­че­ни­ки твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста.

Свя­то­го Ипа­тия под­ве­си­ли на стол­пе и стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми, а свя­то­го Фе­о­ду­ла бес­по­щад­но би­ли пал­ка­ми. Ви­дя непо­ко­ле­би­мость му­че­ни­ков, им от­ру­би­ли го­ло­вы ме­чом. Свя­то­го Леон­тия по­сле ис­тя­за­ний от­пра­ви­ли в тем­ни­цу. Утром он пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем.

Адри­ан пы­тал­ся пре­льстить свя­то­го ис­по­вед­ни­ка по­че­стя­ми и на­гра­да­ми и, ни­че­го не до­стиг­нув, пре­дал ис­тя­за­ни­ям: свя­той му­че­ник це­лый день ви­сел вниз го­ло­вой на стол­пе с тя­же­лым кам­нем на шее, но ни­что не мог­ло за­ста­вить его от­речь­ся от Хри­ста.

Пра­ви­тель при­ка­зал бить пал­ка­ми стра­даль­ца до тех пор, по­ка он не умрет. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Леон­тия вы­бро­си­ли за го­род, но хри­сти­ане с че­стью пре­да­ли его по­гре­бе­нию вбли­зи Три­по­ли. Кон­чи­на свя­тых му­че­ни­ков по­сле­до­ва­ла око­ло 70–79 гг.

До­прос свя­то­го Леон­тия, его стра­да­ния и смерть за­пи­сал на оло­вян­ных до­щеч­ках при­сут­ство­вав­ший на су­де пи­сец (ком­мен­та­ри­сий). Эти до­щеч­ки бы­ли по­ло­же­ны в гроб свя­то­го му­че­ни­ка.

Источник: http://svt-vasiliy.ru/novosti/2015-07-01_den_pamyati_muchenikov_leontiya_ipatiya_i_feodula

1 июля — память мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула

№24 (249) / 22 июня ‘03

Церковный календарь

Святой мученик Леонтий, родом грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в городе Триполи. Он исповедовал христианскую веру. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и других отвращал от поклонения им, римский сановник Адриан послал к нему трибуна Ипатия с воинами.

Святой Леонтий сам встретил их у въезда в город и, пообещав указать того, кого они ищут, предложил прежде отдохнуть с дороги у него в доме.

Святой принял воинов с таким радушием, с каким встречают самых дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть разыскиваемый ими христианин Леонтий. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: “И мы хотим быть христианами”.

Обратите внимание

Леонтий помолился, и вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула и полился дождь. А Леонтий призвал имя Отца и Сына и Святого Духа и, таким образом, крестил язычников.

Когда Адриан узнал обо всем происшедшем, то приказал жестоко мучить всех троих. Святых Ипатия и Феодула казнили мечом, а святого Леонтия забили до смерти.

Житие трех святых мучеников показывает нам силу христианской доброты, смягчающей самые грубые, черствые сердца.

Удивительно, как быстро распространялась истинная вера в первые века христианства.

“Смотрите, мы существуем только со вчерашнего дня и уже наполняем все: ваши города, острова, крепости, дворцы, сенаты, лагеря, судилища; оставляем вам только ваши капища”, — писал римскому сенату в своей речи в защиту христианства известный христианский писатель и ученый конца II века Тертуллиан.

Такой стремительный успех христианства среди язычников объясняют и высотой христианского учения, и особенной ревностью христианских проповедников, и твердостью христианских мучеников в их страданиях за веру, и чудесами, которые совершались в те времена среди верующих.

Все это так, но, при этом очень важное значение имела сама жизнь первых христиан, жизнь, исполненная любви и доброты не только по отношению к своим единоверцам, но и к чужим, язычникам.

На эту удивительную сердечную доброту христиан, на их любовь ко всем, как на особенную силу в деле распространения веры, указывал в свое время и жесткий гонитель христиан, римский император Юлиан Отступник.

“Обратите внимание на то, что ничто столько не способствует успехам суеверия христиан как любовь, которую они оказывают всем”, — писал он одному из языческих жрецов, советуя, чем, по его мнению, можно было бы поднять язычество в его бессильной борьбе с христианством.

“Я думаю, — продолжал император, — что и нам нужно бы перенять это качество у христиан. Итак, основывайте больницы и странноприимницы в каждом городе; ибо нам будет стыдно, если мы оставим в пренебрежении своих нищих, тогда как… эти нечестивые галилеяне (так Юлиан называл христиан) питают не только бедных, присных им по вере, но даже и наших”.

Но могла ли сравниться языческая благотворительность, благотворительность по приказу, холодная, искусственная, с благотворительностью, добротой христиан, основанной на глубоких, внутренних началах христианской любви к ближним? Могло ли язычество показать такую высоту самоотверженной любви, какую показали, например, египетские христиане во время моровой язвы, свирепствовавшей в Александрии во второй половине III века? Заметив, что этот мор распространялся более среди язычников, церковный историк Евсевий, словами современника этого бедствия епископа Дионисия, говорит: “Тогда весьма многие из наших братий от избытка любви и братолюбия не щадили самих себя, но, поддерживая друг друга, безбоязненно посещали больных, неутомимо ходили за ними и, служа им ради Христа, вместе с ними радостно умирали, привлекая к себе болезнь от своих ближних… Они принимали тела святых (христиан) на распростертые руки и перси, закрывали им глаза, заключали уста, несли их на своих плечах, прижимали их к себе и обнимали, украшали их омываниями и одеждами, а вскоре и сами сподоблялись того же… Совершенно напротив поступали язычники: они прогоняли начавших хворать, убегали от самых любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, оставляли без погребения мертвых и, таким образом, старались избавиться от передаваемой и сообщающейся смерти, которую, однако же, при всех их усилиях, нелегко было им отклонить от себя”.

Житие поминаемых ныне святых Леонтия, Ипатия и Феодула учит нас тому, чем мы должны смягчать грубые, упорные сердца наших ближних и склонять их к святой правде и добру. Не гневом и бранью, не местью, жестокостью и зложелательством, а ласковыми словами, обходительностью, участливостью и добротой. Зло побеждается добром. Только так победа будет несомненной.

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at30340

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector