Православная молитва – Православная книга
О чем молятся преподобному Леониду Устьнедумскому
Преподобный Леонид родился около 1551 г. в Щекинской веси (Новгородская область) в крестьянской семье. Он вел благочестивую жизнь, а в возрасте 50 лет решил поступить в монастырь. В это же время ему в видении явилась Божия Матерь и повелела перенести Свою икону «Одигитрия» из монастыря в Архангельской области на Туринскую гору на реке Лузе в Вятских землях.
Леонид принял постриг в Новгородском Кожеозерском монастыре..С иконой Божией Матери «Одигитрия» он пришел к реке Лузе и поселился близ Туринской горы в хижине, сплетенной из хвороста. Когда Леонид был возведен в сан иеромонаха, получил от митрополита Ростовского благословение и антиминс, он построил деревянную церковь и поставил в ней икону «Одигитрия».
Чтобы осушить болота вокруг будущей обители, Леонид выкопал три канала. Однажды во время этих работ его ужалила змея. Мысль о гибельных последствиях яда вызвала у него страх, но, вооружившись молитвой, старец запретил себе думать об этом и положился на Промысл Божий. Яд не причинил ему вреда.
В связи с этим один из каналов он назвал «Недумой», а новый монастырь стал называться Устьнедумским монастырем Пресвятой Богородицы.
Преподобному Леониду Устьнедумскому молятся об утешении в скорбях, исцелении от душевных недугов, телесных болезней и ран (особенно причиненных змеями), о защите от нападений и укусов пресмыкающихся.
Его просят также исходатайствовать у Господа милость Божию и преображение жизни молящихся, исполнение всех их добрых желаний, очищение сердец и просвещение разума светом Евангельской истины, а также победу в борьбе с невидимым врагом.
Молитва
преподобному Леониду Устьнедумскому
О священная главо, преподобне отче наш Леониде, земный Ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти.
К тебе убо прибегаем, припадающе, молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи; испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и преобразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже, да всякое наше во благо желание исполнит.
Да тако, угождающе Ему, победим борющаго нас диавола и внидем идеже вси святии пребывают и прославляют Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.
Православная книга почтой pravmolitva.ru
Источник: https://elitsy.ru/communities/106593/1708427/
Акафист преподобному Леониду Устьнедумскому
Кондак 1
Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобне отче наш Леониде, святостию жития твоего яко звезда богосветлая возсиявый в стране северней. Похвальная восписуем ти, любовию творяще память твою: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед свободи зовущих ти:
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Икос 1
Ангела образом, земнаго суща естеством зряще тя, отче преподобне, прославляем прославльшаго тя Господа, тебе угоднику Его преславному умильно вопием:
Радуйся, в мире живый, Небеснаго Отечества взыскавый.
Радуйся, путь широкий, ведущий в пагубу презревый.
Радуйся, тернистым путем в Царствие Небесное шествовавый.
Радуйся, надеждею вечных благ сердце свое увеселивый.
Радуйся, дом и сродники ради Христа оставивый.
Радуйся, иноческое житие возлюбивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 2
Видев сердце твое Господь, любовию к Нему пламенеющее, призва тя на путь монашескаго жития: ты же Пошехонский край свой оставив, стопы твоя в Кожеезерскую обитель направил еси, поя Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум чист и свободен от страстей испроси нам угодниче Божий, да суетная в мире сем поправше, вопием ти, предстателю нашему пред Богом сицевая:
Радуйся, смиренный подвижниче.
Радуйся, постриг прием миру умертвивыйся.
Радуйся, плоть свою возненавидевый.
Радуйся, молитвой и постом ея духу покоривый.
Радуйся, слез течением Бога умилостивый.
Радуйся, вся козни вражия победивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляемь, в обитель Соловецкую путь свой управил еси и тамо волю отсекая, послушанию монашескому вдался еси, во смирении поя Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея помысл чист и душу непорочную, Божию и Матери Божией послушник привлекийся, в пустынь Моржевскую вселился еси и труды ко трудом прилагая, Божий избранник явился еси. Услыши нас поющих тебе таковая:
Радуйся, с места на место преходил еси, да добродетели приобрящеши.
Радуйся, Пречистою Девою направляемь, издалеча место верою облобызал еси.
Радуйся, с иконою Одигитрия на реку Луза пришел и ту водворился еси.
Радуйся, малую часовню, последи храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы создал еси.
Радуйся, край сей глухий и блатный освятил еси.
Радуйся, диких пермцев просвятителю.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 4
Бурю искушений и бед от человек злобных с кротостию претерпевая, великия труды подъял еси: копаяй землю, ужален змием, безвреден пребыл еси, молитвою твоею укрепляемь, Богу вопиял еси: Аллилуиа.
Слышавше христоименитии людие, яко пустынныя лесы их ангелоподобным житием твоим облагоухал еси, притекаху к тебе, и не отринул еси их, мудре паствил еси, собрав во имя Господне. Сего ради сицевую похвалу приносим тебе:
Радуйся, Богородицы заступлению обитель твою вдавый.
Радуйся, волю Господню сотворивый и ины творити научивый.
Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.
Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.
Радуйся, всяким злостраданием плоть свою изнуривый.
Радуйся, умертвивый твоими подвиги телесныя мудрования.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 5
Боготечною звездою претекл еси в мире, святе, из Устьнедумския обители Северному краю, блаженне отче Леониде, семена слова Божия в сердца людская посевая и Богови поя: Аллилуиа.
Икос 5
Видев враг спасения человеческаго житие небесное твое на земли, стрелы разжженныя искушений меташе в тя, о Леониде, ты же побеждаше я, Божиею благодатию укрепляемь, услыши от нас сицевая:
Радуйся, власяницею жесткою тело твое изнуряяй.
Радуйся, исконнаго врага змия древняго побеждаяяй.
Радуйся, и змиев вещественных далече от себе отгоняяй.
Радуйся, всенощными стоянии Бога умилостивый.
Радуйся, яко фимиам благовонный молитвы твоя пред Господа восхождаху.
Радуйся, ангели небеснии от Престола Небеснаго к престолу храма твоего снисхождаху.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 6
Проповедует Прилузский край подвиги и труды твоя, преподобне отче, и светло красуется, стяжав тя помощника и покровителя себе. Особне к твоему бо заступлению в скорбех наших прибегаем и прославльшему тя Господу со умилением зовем: Аллилуия.
Икос 6
Возсиял еси, преподобне Леониде, святостию жития твоего: пришед Прилузскому краю, воистинну светильник на свещнице поставлен еси, горя и светя. Темже свещением твоим и любовию согретая духовная чада взывают к тебе:
Радуйся, от сердца твоего вся искушения юности отгнавый.
Радуйся, Господа ради путь тесный и скорбный избравый.
Радуйся, алчбою, жаждею, мразом и зноем тело свое изнуривый.
Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый.
Радуйся, огнем молитвы твоея вся стрелы лукаваго попаливый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 7
Хотение едино имел еси, преподобне, еже миру умертвитися и духом пожити, бежал еси суеты и в пустыни водворился еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно бысть, угодниче Божий, зрети, како тебе, змием угрызена, Господь сохрани здрава и невредима, и своею благодатию наступати на всю силу вражию сотвори. Сего ради прославляем тя отче:
Радуйся, невещественне в мире поживый.
Радуйся, бесплотным ангелом собеседник явивыйся.
Радуйся, гордость сатанинскую низложивый.
Радуйся, смирение Христово возлюбивый.
Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.
Радуйся, на земли сый, небесная созерцавый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 8
Странствие земное скончавая, плотию изнемогл еси, духом же созрел еси в райския селения преселитися и тленная на нетленная пременив, поеши радостно Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся братия твоя со слезами и песнми надгробными провождаху тя: и изнесоша мощи твоя и положиша во храме, егоже создал еси, идеже и по ныне под спудом пребывают посещаемыя верными, приносящими ти сицевая хваления:
Радуйся, во благоухании святыни сном смерти опочивый.
Радуйся, в ризу нетления облеченный.
Радуйся, ликовствуяй в чертозе Домовладыки.
Радуйся, гражданине Иерусалима Горняго.
Радуйся, святче Божий, всеми святыми прославляемый.
Радуйся, от горних высот к нам милостивно приницаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 9
Ангели небеснии радостно прияша душу твою, преподобне, во обители райския, идеже Господь Славы Христос венча тя и земным нам заступника дарова, поющым Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут по достоянию изобразити славу уготованную святым Его, еяже причастился еси отче Леониде. Сподоби и нас достигнути молитвами твоими оныя небесныя славы, вопиющым ти: Радуйся, зерцалом разрещшимся непосредственне зриши Святую Троицу.
Радуйся, яко молишися Ей о совершающих память твою.
Радуйся, внемляй молитвам чад твоих.
Радуйся, яко посещаеши их в скорбных обстояниих.
Радуйся, яко дерзновенно предстоиши о нас пред лицем Божиим.
Радуйся, яко преклоняеши к нам грешным милосердие Его.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 10
Спастися хотящым нам буди помощник, избавляяй нас заступлением твоим от грехов наших и всяких бед, низводяй на притекающих к тебе Божие благословение, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена верующым являешися крепка от лица вражия, защищая их от стрел демонских и болезни исцеляя. Темже сподобльшиися заступления твоего с любовию зовут ти:
Радуйся, отче наш кроткий и милостивый.
Радуйся, любовию к Богу и ближним пламенеяй.
Радуйся, уединения поискавый и его в пустыни обретый.
Радуйся, яко тамо многолетне подвизался еси в трудех мнозех и слезах.
Радуйся, упокоение небесное унаследовавый.
Радуйся, яко со ангелы песнь Богу немолчно вопиеши.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, преподобне отче Леониде, на месте трудов и упокоения твоего, от тебе чающе милости получити, ты же посети нас и данною ти от Бога благодатию исцели вопиющих: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательна светильника пред Престолом Божиим предстояща и мрак страстей наших лучами молитв твоих разгоняюща, видим тя, преподобне отче Леониде: озари убо и наша сердца, всеблаженне, да достойно вопием ти сице:
Радуйся, лучу пресветлый, от Солнца Христа возсиявый.
Радуйся, и по преставлении твоем с нами пребываеши.
Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы Ея Введения построивый.
Радуйся, зело его возлюбивый.
Радуйся, освятивый его иноческим песнопением.
Радуйся, храм сей, мощи твоя и Недуму реку залог любве своея нам оставивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 12
Благодати тезоименитый и тою обогативыйся, победил еси враги и всякую злобу и в небесныя дворы преселивыйся, испроси нам от Христа Бога велию милость, да благодарно поем Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги предивнаго жития твоего, колена преклоняюще пред честными мощами, под спудом почивающими, со слезами умиления вопием ти:
Радуйся, почивый от всех трудов твоих.
Радуйся, аще земля и покрывает честныя мощи твоя, дух же пребывает на небеси у Христа твоего.
Радуйся, со всеми преподобными ожидаеши втораго пришествия и конечнаго прославления.
Радуйся, моляйся о всех, почитающих память твою.
Радуйся, просяй вечнаго спасения ревнующих святому житию твоему.
Радуйся, любовию своею утешаяй прибегающих к молитвенному заступлению твоему.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 13
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Леониде, почитающе святую память твою, восписуем ти похвальная: ты же яко предстояй Престолу Царя Славы, от всякия напасти и скорби и вечнаго мучения избави ны, да возможем вечно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому
О священная главо, преподобне отче Леониде! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти. К тебе убо прибегаем, припадающе молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи, испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и прообразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит, и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже. Да всякое наше во благо желание исполнит. Да тако угождающе Богу победим борющаго нас диавола и да внидем в селения райская, идеже вси святии пребывают и прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь.
С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.
Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.
today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!
Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-prepodobnomu-leonidu-ustnedumskomu.html
Преподобный Леонид Устьнедумский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир
Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы – Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.
Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.
Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599–1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.
Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.
Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях – и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою.
С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619–1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.
В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.
Своим нелегким подвигом в крае, называемом «Лузскою Пермцою», что значит «частица страны диких пермяков», избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.
Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.
На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.
Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница – свидетель подвижнических трудов святого угодника.
Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.
Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=jul17-leonid-ustnedumskij
30 июля. Преподобный Леонид Устьнедумский
Церковный календарь. 30 июля (17 июля ст. стиль).
Сегодня Церковь творит память: вмц. IV века Марины (или Маргариты) Антиохийской. Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского, иеромонаха, почившего в XI веке. Прп. Иринарха, игумена Соловецкого, и прп. Леонида Устьнедумского, подвижников XVII столетия.
Прославляется икона Божией Матери «Святогорская».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к памяти преподобного Леонида Устьнедумского. Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины.
Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению.
До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: расширили его кругозор и укрепили волю, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.
Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни, но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери.
Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрию и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины.
Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, решил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.
Однако, вскоре, оставив свои занятия, и, несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг.
Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион.
Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии.
Тогда он в недоумении и страхе, никому не поведав о видении, вышел из Кожеезерской обители, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобных Зосимы и Савватия. Благосклонно принятый игуменом, он прожил там три года как новоначальный, трудясь в пекарне.
Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву.
Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было не обыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери.
С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель.
Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.
Пробыв там целый год в монастырских трудах, Леонид открыл настоятелю свое видение. Получив икону Одигитрии, он пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, сплетенной из хвороста.
Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; затем сходил в Ростов, чтобы испросить у митрополита Ростовского Варлаама антиминс и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, уже посвященный во иеромонаха.
В 1608 году отец Леонид построил деревянную церковь во имя Введения Божией Матери и поставил в ней вышеупомянутую икону Одигитрии.
Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития, для их осушения отец Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою. Название это возникло по следующему поводу. При создании канала отец Леонид был ужален змеей.
В ту же минуту родилась у него мысль о гибельных последствиях яда и привела было подвижника в страх. Вдруг, возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе.
Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу.
Но, и несмотря на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы затопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме.
На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Введенская церковь была освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением в мае 1652 года. И уже по устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 году, 17 июля, на 104-м году жизни.
Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-30-iyulya-2016g
Леонид Устьнедумский
Преподобный Леонид Устьнедумский (Усть-Недумский) – старец, иеромонах. Прославился трудолюбием и упорством в построении храма. Почитается в Соборе Вятских святых.
Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в крестьянской семье. До 1603 года занимался земледелием.
Согласно легенде, именно в этом году Леонид увидел сон, в котором Богоматерь повелела идти ему в Моржевскую Николаевскую пустынь на Двине, взять оттуда её образ, перенести его в Усольский уезд, на реку Лузу, где построить храм и жить там до конца жизни.
После этого будущий преподобный ушел в Кожеозерский монастырь, где проживал в течение года (другим данным, трёх лет).
После повторения сна Леонид отправился в Соловецкий монастырь, где прожил 3 года, после чего увидел сон в третий раз.
В Моржевской пустыни, куда отправился старец, по прошествии года сон вновь повторился, причем на этот раз с указанием конкретного места откуда преподобный Леонид должен забрать икону. Старец рассказал об этом моржевскому игумену, получил от него образ и поселился у устья реки Якушицы, примерно в 85 километрах от Устюга.
Выбранное место оказалось непригодно для строительства храма по причине заболоченности, а сам старец не был принят местными жителями и изгнан.
После изгнания преподобный Леонид отправился в местность, указанную ему в первом сне, в дороге повстречав зажиточного крестьянина Никиту Назарова. Назаров, узнав историю старца, отдал землю, на которой произошла их встреча, под храм, помог построить келью и обеспечил снабжение продуктами.
В 1806 году, после получения в Ростове Великом митрополичьего благословения на строительство церкви и рукоположения в священники, преподобный Леонид построил в указанном ему во сне месте храм во имя Введения Божией Матери, в который была помещена взятая из Моржевской пустыни икона.
Место, на котором стоял храм, часто подтоплялось во время половодий. Чтобы предотвращать затопление построенной им церкви, старец Леонид был вынужден прорыть несколько каналов, соединяя местные озера.
Несмотря на большое количество затраченного труда, опасность затопления церкви полностью предотвратить не удалось и храм был перенес на канал (реку) Недуму.
Новая Введенская церковь была освящена 25 мая 1652 года.
Старец Леонид скончался 17 июля 1654 года в обители (позже упраздненной), возникшей вокруг воздвигнутого им храма.
Мощи преподобного Леонида и его власяница (часть монашеского одеяния) находятся под спудом (захоронены) в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Усть-Недума (Озерская) Лузского района Кировской области.
Источник: http://rublev.com/sviatye/leonid-ustnedumskij
День памяти преподобного Леонида Устьнедумского, иеромонаха
Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению.
До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю.
Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода (Иак.
5:7) своих трудов только от щедрот Отца Небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.
Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери.
Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрия и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины. Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, положил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.
Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. После основания монастыря в 1565 году преподобным Серапионом († 27 июня 1611 г.) третьим игуменом в 1643–1646 гг. был там Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
Для того, чтобы с первого же раза оставить мирские привычки, испытать все скорби и лишения и видеть на деле всю трудность и тесноту иноческого пути, не надобно было искать другого места, кроме этой, вновь возникавшей тогда обители, находившейся в стране бедной и суровой, окруженной водами пустынного озера и удаленной от жилищ человеческих. Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион. Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии. Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобного Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Благосклонно принятый игуменом, он прожил здесь три года как новоначальный, трудясь в пекарне. Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было необыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери. С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.
Пришедши туда, он не решился, однако, сказать настоятелю Корнилию (Кочергин; 1599–1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща о том, что он все еще не исполнил повеленного.
Но Благая Мати Благаго Бога не прогневалась на то, что было допущено по неведению и недоумению, Она благоутробно снизошла и призрела на мольбы и слезы старца, в котором провидела будущего Своего усердного служителя, и явилась ему в четвертый раз, повелевая перенести Свою икону на назначенное Ею место.
С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь».
Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами.
Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне, грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе.
Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви).
Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хота никогда и не бывал в тех краях.
На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве.
Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби.
Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности.
Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет.
Преподобный Леонид рассказал ему о бывших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы. Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию и затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окрестные жители, узнав о старце Леониде, стали приходить к пустыннику и молиться пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.
В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери, по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устроение обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители.
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии.
И с того времени, как от неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления и чудеса, что еще более прославило устрояющуюся обитель и наполнило ее братией. Прп.
Леонид с отеческой любовью принимал приходивших к нему, служил для них живым образом строгого исполнения иноческих обязанностей и показал пример изумительного трудолюбия.
Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. И чтобы осушить его, почти 60-летний старец решился предпринять великий труд, который едва был по силам и нескольким молодым и сильным работникам.
«И нача копать болото лесное, непроходимое до Чернаго озера, – повествует рукописная книга, – много трудився и скорби прият от солнечнаго зноя и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставляше.
Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу.
Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почив мало и уснув услыша глас: “Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”.
Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть.
И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской.
Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков.
Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении.
Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны.
Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером.
Там на этом мысу он поставил крест и проводил здесь дни и ночи в молитве, «терпя великое досаждение от леснаго гнуса, от пауков и комаров». Многие, проходя мимо и видя его сидящим у креста в лесу и покрытого лесным гнусом, удивлялись его добровольному страданию, другие смеялись над ним и называли суетным его терпение.
Старец говорил им на то: «Здесь у креста будет монастырь, будут церкви и звон, будет много людей и пашни, и мне умереть на сем месте». Когда братия, жалея его, приходили звать его в монастырь, он иногда возвращался с ними, иногда же, несмотря на все их просьбы и мольбы, оставался тут, чтобы продолжать свои подвиги.
Предсказание святого исполнилось еще при его жизни.
Канал, проведенный неимоверными трудами преподобного Леонида (и названный им рекою Недумою), значительно осушил болота, но Луза весной во время разлива часто выходила из берегов и затопляла монастырь, стоявший на низком месте.
В иные годы вода стояла по несколько дней не только в келлиях, но даже и в церкви, вливалась в амбары, кладовые и портила монастырские припасы. Избавиться от этого почти ежегодного бедствия не было другого средства, как перенести монастырь на более возвышенное место.
Сильно скорбел об этом преподобный Леонид и не хотел умереть, пока не перенесет монастыря на излюбленное им место, на высокий мыс Черного озера, и не упокоит там братию.
Поэтому, пригласив в монастырь Григория, сына Никиты Назарова, и других влиятельных людей из окрестных жителей, он объявил им о своем желании перенести монастырь на мыс Черного озера и просил их помощи в этом деле.
Когда строитель, братия и все приглашенные в монастырь крестьяне единогласно одобрили его намерение и изъявили готовность помочь ему, то старец просил их пригласить народ.
И в назначенный день, совершив в церкви молебное пение, поднял чудотворную икону Божией Матери и в сопровождении всей братии и множества народа перенес ее на мыс и, поставив у креста, начал рубить лес для постройки церкви. Примеру старца последовали братия и все пришедшие по приглашению крестьяне и вскоре нарубили лесу на церковь и на другие монастырские постройки.
А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница – свидетель подвижнических трудов святого.
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-prepodobnogo-leonida-ustnedumskogo-ieromonakha
Имя Леонид в православном календаре (Святцах)
«Подобный льву» или «Потомок льва» так можно перевести с древнегреческого языка имя Леонид.
Святой мученик Леонид Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении святой Леонид приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату. Ни один из учеников святого Кодрата не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Согласно преданию, святой мученик Леонид погиб в первый день Пасхи 258 года. Его вместе с другими святыми мучениками бросили в море, но вера их была столь сильна, что они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Преследователи догнали их на корабле и, повесив им на шеи камни, утопили. | Икона Святого мученика Леонида Коринфского |
Он родился в Новгородской области в семье простого сельского труженика. Как прожил Леонид 50 своих лет, нам не известно. Но вот то, что произошло после, отражено в его житии. В 50 лет сподобился он видения, святому Леониду было сказано отправиться в Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия», а затем перенести ее в Усольсий уезд, где основать храм в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия». Леонид, не считая себя достойным чудесного явления, не решился выполнить то, что ему было заповедано, он отправляется в Козеозерский монастырь, где принимает монашество. Это произошло в 1603 году, в этой обители он прожил ровно год, а затем уехал на Соловки, где трудился в монастырской пекарне три года. Но сновидение монаха постоянно повторялось, когда он убедился, что это действительно Божье повеление, святой Леонид отправляется к речке Лузе, где решает поселиться в хижине, которую он сплел из хвороста. Но жители изгнали его с этого места, тогда монах уехал в Ростов, где испросил благословения у митрополита Ростовского Варлаама на устроение храма в указанном в сновидении месте. Митрополит Варлаам не только дал антиминс, но и посвятил Леонида во иеромонахи. В 1608 году, вернувшись обратно, святой Леонид основывает храм, в котором находилась икона Одигитрия. Иеромонах сделал все, что благоустроить местность, он осушал болота, прокопал канал между рекой Лузой и Черным озером. При прокладке канала, святого Леонида ужалила змея, иеромонах сначала испугался, предчувствуя свою кончину, но затем устыдился малодушия и стал уповать на Господа, продолжая трудиться, тем самым остался жив. Через некоторое время на новом месте он возводит еще один храм, который в последствие станет основанием для Устьнедумского монастыря. По окончании его строительства преподобный Леонид отошел ко Господу. | Икона Леонида Устьнедумского, иеромонаха |
Православные святые с именем Леонид
Даты указаны по новому стилю.Леонид (Сальков), мч. 8 февраля, 2 декабря Леонид, мч. 21 августа Леонид, мч. 9 июня Леонид, мч. 15 сентября Леонид, мч. 28 сентября Леонид, сщмч., епископ, Афинский 28 апреля Леонид (Антощенко), сщмч.
, епископ, Марийский 8 февраля, 8 января Леонид (Молчанов), прмч., игумен 8 февраля, 13 ноября Леонид (Муравьев), сщмч., иерей 8 февраля, 11 ноября Леонид (Лебедев), сщмч., иерей 8 февраля Леонид (Виноградов), сщмч., иерей 8 февраля, 12 ноября Леонид (Никольский), сщмч.
, иерей 8 февраля, 2 ноября Леонид (Викторов), сщмч., прот. 8 февраля, 10 января Леонид (Прендкович), мч., прот. 8 февраля, 13 октября Леонид (Бирюкович), сщмч., прот. 8 февраля, 25 августа Леонид Египетский, мч. 18 июня Леонид Коринфский, мч.
29 апреля, 23 марта Леонид Островский, прп. 12 сентября (ученик прп. Александра Свирского)
Леонид Устьнедумский, иеромонах 30 июля
Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/leonid/
Преподобный Леонид Устьнедумский
30 июля – день воспоминания Церковью преподобного Леонида Устьнедумского, одного из первых просветителей пермячей.
В Новодворском храме будет совершено богослужение.
«В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою».
Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы – Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.
Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.
Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599-1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.
Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.
Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях – и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою.
С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619-1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.
В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.
Своим нелегким подвигом в крае, называемом “Лузскою Пермцою”, что значит “частица страны диких пермяков”, избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.
Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.
На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.
Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница – свидетель подвижнических трудов святого угодника.
Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.
Источник: http://kursk-sestry.ru/index.php/news/2018/item/859-prepodobnyj-leonid-ustnedumskij