Преподобный леонид устьнедумский

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся преподобному Леониду Устьнедумскому

Преподобный Леонид родился около 1551 г. в Щекинской веси (Новгородская область) в крестьянской семье. Он вел благочестивую жизнь, а в возрасте 50 лет решил поступить в монастырь. В это же время ему в видении явилась Божия Матерь и повелела перенести Свою икону «Одигитрия» из монастыря в Архангельской области на Туринскую гору на реке Лузе в Вятских землях.

Леонид принял постриг в Новгородском Кожеозерском монастыре..С иконой Божией Матери «Одигитрия» он пришел к реке Лузе и поселился близ Туринской горы в хижине, сплетенной из хвороста. Когда Леонид был возведен в сан иеромонаха, получил от митрополита Ростовского благословение и антиминс, он построил деревянную церковь и поставил в ней икону «Одигитрия».

Чтобы осушить болота вокруг будущей обители, Леонид выкопал три канала. Однажды во время этих работ его ужалила змея. Мысль о гибельных последствиях яда вызвала у него страх, но, вооружившись молитвой, старец запретил себе думать об этом и положился на Промысл Божий. Яд не причинил ему вреда.

Обратите внимание

В связи с этим один из каналов он назвал «Недумой», а новый монастырь стал называться Устьнедумским монастырем Пресвятой Богородицы.

Преподобному Леониду Устьнедумскому молятся об утешении в скорбях, исцелении от душевных недугов, телесных болезней и ран (особенно причиненных змеями), о защите от нападений и укусов пресмыкающихся.

Его просят также исходатайствовать у Господа милость Божию и преображение жизни молящихся, исполнение всех их добрых желаний, очищение сердец и просвещение разума светом Евангельской истины, а также победу в борьбе с невидимым врагом.

Молитва
преподобному Леониду Устьнедумскому

О священная главо, преподобне отче наш Леониде, земный Ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти.

К тебе убо прибегаем, припадающе, молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи; испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и преобразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже, да всякое наше во благо желание исполнит.

Да тако, угождающе Ему, победим борющаго нас диавола и внидем идеже вси святии пребывают и прославляют Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Источник: https://elitsy.ru/communities/106593/1708427/

Акафист преподобному Леониду Устьнедумскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобне отче наш Леониде, святостию жития твоего яко звезда богосветлая возсиявый в стране северней. Похвальная восписуем ти, любовию творяще память твою: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед свободи зовущих ти:

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством зряще тя, отче преподобне, прославляем прославльшаго тя Господа, тебе угоднику Его преславному умильно вопием:

Радуйся, в мире живый, Небеснаго Отечества взыскавый.

Радуйся, путь широкий, ведущий в пагубу презревый.

Радуйся, тернистым путем в Царствие Небесное шествовавый.

Радуйся, надеждею вечных благ сердце свое увеселивый.

Радуйся, дом и сродники ради Христа оставивый.

Радуйся, иноческое житие возлюбивый.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 2

Видев сердце твое Господь, любовию к Нему пламенеющее, призва тя на путь монашескаго жития: ты же Пошехонский край свой оставив, стопы твоя в Кожеезерскую обитель направил еси, поя Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Важно

Разум чист и свободен от страстей испроси нам угодниче Божий, да суетная в мире сем поправше, вопием ти, предстателю нашему пред Богом сицевая:

Радуйся, смиренный подвижниче.

Радуйся, постриг прием миру умертвивыйся.

Радуйся, плоть свою возненавидевый.

Радуйся, молитвой и постом ея духу покоривый.

Радуйся, слез течением Бога умилостивый.

Радуйся, вся козни вражия победивый.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь, в обитель Соловецкую путь свой управил еси и тамо волю отсекая, послушанию монашескому вдался еси, во смирении поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и душу непорочную, Божию и Матери Божией послушник привлекийся, в пустынь Моржевскую вселился еси и труды ко трудом прилагая, Божий избранник явился еси. Услыши нас поющих тебе таковая:

Радуйся, с места на место преходил еси, да добродетели приобрящеши.

Радуйся, Пречистою Девою направляемь, издалеча место верою облобызал еси.

Радуйся, с иконою Одигитрия на реку Луза пришел и ту водворился еси.

Радуйся, малую часовню, последи храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы создал еси.

Радуйся, край сей глухий и блатный освятил еси.

Радуйся, диких пермцев просвятителю.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 4

Бурю искушений и бед от человек злобных с кротостию претерпевая, великия труды подъял еси: копаяй землю, ужален змием, безвреден пребыл еси, молитвою твоею укрепляемь, Богу вопиял еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше христоименитии людие, яко пустынныя лесы их ангелоподобным житием твоим облагоухал еси, притекаху к тебе, и не отринул еси их, мудре паствил еси, собрав во имя Господне. Сего ради сицевую похвалу приносим тебе:

Радуйся, Богородицы заступлению обитель твою вдавый.

Радуйся, волю Господню сотворивый и ины творити научивый.

Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.

Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.

Радуйся, всяким злостраданием плоть свою изнуривый.

Радуйся, умертвивый твоими подвиги телесныя мудрования.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 5

Боготечною звездою претекл еси в мире, святе, из Устьнедумския обители Северному краю, блаженне отче Леониде, семена слова Божия в сердца людская посевая и Богови поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видев враг спасения человеческаго житие небесное твое на земли, стрелы разжженныя искушений меташе в тя, о Леониде, ты же побеждаше я, Божиею благодатию укрепляемь, услыши от нас сицевая:

Радуйся, власяницею жесткою тело твое изнуряяй.

Радуйся, исконнаго врага змия древняго побеждаяяй.

Радуйся, и змиев вещественных далече от себе отгоняяй.

Радуйся, всенощными стоянии Бога умилостивый.

Радуйся, яко фимиам благовонный молитвы твоя пред Господа восхождаху.

Совет

Радуйся, ангели небеснии от Престола Небеснаго к престолу храма твоего снисхождаху.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 6

Проповедует Прилузский край подвиги и труды твоя, преподобне отче, и светло красуется, стяжав тя помощника и покровителя себе. Особне к твоему бо заступлению в скорбех наших прибегаем и прославльшему тя Господу со умилением зовем: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси, преподобне Леониде, святостию жития твоего: пришед Прилузскому краю, воистинну светильник на свещнице поставлен еси, горя и светя. Темже свещением твоим и любовию согретая духовная чада взывают к тебе:

Радуйся, от сердца твоего вся искушения юности отгнавый.

Радуйся, Господа ради путь тесный и скорбный избравый.

Радуйся, алчбою, жаждею, мразом и зноем тело свое изнуривый.

Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый.

Радуйся, огнем молитвы твоея вся стрелы лукаваго попаливый.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, преподобне, еже миру умертвитися и духом пожити, бежал еси суеты и в пустыни водворился еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно бысть, угодниче Божий, зрети, како тебе, змием угрызена, Господь сохрани здрава и невредима, и своею благодатию наступати на всю силу вражию сотвори. Сего ради прославляем тя отче:

Радуйся, невещественне в мире поживый.

Радуйся, бесплотным ангелом собеседник явивыйся.

Радуйся, гордость сатанинскую низложивый.

Радуйся, смирение Христово возлюбивый.

Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, на земли сый, небесная созерцавый.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 8

Странствие земное скончавая, плотию изнемогл еси, духом же созрел еси в райския селения преселитися и тленная на нетленная пременив, поеши радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся братия твоя со слезами и песнми надгробными провождаху тя: и изнесоша мощи твоя и положиша во храме, егоже создал еси, идеже и по ныне под спудом пребывают посещаемыя верными, приносящими ти сицевая хваления:

Радуйся, во благоухании святыни сном смерти опочивый.

Радуйся, в ризу нетления облеченный.

Радуйся, ликовствуяй в чертозе Домовладыки.

Радуйся, гражданине Иерусалима Горняго.

Радуйся, святче Божий, всеми святыми прославляемый.

Радуйся, от горних высот к нам милостивно приницаяй.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 9

Ангели небеснии радостно прияша душу твою, преподобне, во обители райския, идеже Господь Славы Христос венча тя и земным нам заступника дарова, поющым Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Обратите внимание

Витии многовещаннии не возмогут по достоянию изобразити славу уготованную святым Его, еяже причастился еси отче Леониде. Сподоби и нас достигнути молитвами твоими оныя небесныя славы, вопиющым ти: Радуйся, зерцалом разрещшимся непосредственне зриши Святую Троицу.

Радуйся, яко молишися Ей о совершающих память твою.

Радуйся, внемляй молитвам чад твоих.

Радуйся, яко посещаеши их в скорбных обстояниих.

Радуйся, яко дерзновенно предстоиши о нас пред лицем Божиим.

Радуйся, яко преклоняеши к нам грешным милосердие Его.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 10

Спастися хотящым нам буди помощник, избавляяй нас заступлением твоим от грехов наших и всяких бед, низводяй на притекающих к тебе Божие благословение, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена верующым являешися крепка от лица вражия, защищая их от стрел демонских и болезни исцеляя. Темже сподобльшиися заступления твоего с любовию зовут ти:

Радуйся, отче наш кроткий и милостивый.

Радуйся, любовию к Богу и ближним пламенеяй.

Радуйся, уединения поискавый и его в пустыни обретый.

Радуйся, яко тамо многолетне подвизался еси в трудех мнозех и слезах.

Радуйся, упокоение небесное унаследовавый.

Радуйся, яко со ангелы песнь Богу немолчно вопиеши.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преподобне отче Леониде, на месте трудов и упокоения твоего, от тебе чающе милости получити, ты же посети нас и данною ти от Бога благодатию исцели вопиющих: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника пред Престолом Божиим предстояща и мрак страстей наших лучами молитв твоих разгоняюща, видим тя, преподобне отче Леониде: озари убо и наша сердца, всеблаженне, да достойно вопием ти сице:

Радуйся, лучу пресветлый, от Солнца Христа возсиявый.

Радуйся, и по преставлении твоем с нами пребываеши.

Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы Ея Введения построивый.

Радуйся, зело его возлюбивый.

Радуйся, освятивый его иноческим песнопением.

Радуйся, храм сей, мощи твоя и Недуму реку залог любве своея нам оставивый.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 12

Благодати тезоименитый и тою обогативыйся, победил еси враги и всякую злобу и в небесныя дворы преселивыйся, испроси нам от Христа Бога велию милость, да благодарно поем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги предивнаго жития твоего, колена преклоняюще пред честными мощами, под спудом почивающими, со слезами умиления вопием ти:

Радуйся, почивый от всех трудов твоих.

Радуйся, аще земля и покрывает честныя мощи твоя, дух же пребывает на небеси у Христа твоего.

Важно

Радуйся, со всеми преподобными ожидаеши втораго пришествия и конечнаго прославления.

Радуйся, моляйся о всех, почитающих память твою.

Читайте также:  Храм иконы божией матери "неопалимая купина", россия, город санкт-петербург

Радуйся, просяй вечнаго спасения ревнующих святому житию твоему.

Радуйся, любовию своею утешаяй прибегающих к молитвенному заступлению твоему.

Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.

Кондак 13

О преславный угодниче Божий, преподобне отче Леониде, почитающе святую память твою, восписуем ти похвальная: ты же яко предстояй Престолу Царя Славы, от всякия напасти и скорби и вечнаго мучения избави ны, да возможем вечно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому

О священная главо, преподобне отче Леониде! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти. К тебе убо прибегаем, припадающе молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи, испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и прообразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит, и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже. Да всякое наше во благо желание исполнит. Да тако угождающе Богу победим борющаго нас диавола и да внидем в селения райская, идеже вси святии пребывают и прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-prepodobnomu-leonidu-ustnedumskomu.html

Преподобный Леонид Устьнедумский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы – Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.

Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.

Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599–1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.

Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.

Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях – и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою.

С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619–1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.

Обратите внимание

В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.

Своим нелегким подвигом в крае, называемом «Лузскою Пермцою», что значит «частица страны диких пермяков», избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.

Совет

Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.

На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.

Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница – свидетель подвижнических трудов святого угодника.

Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=jul17-leonid-ustnedumskij

30 июля. Преподобный Леонид Устьнедумский

Церковный календарь. 30 июля (17 июля ст. стиль).

Сегодня Церковь творит память: вмц. IV века Марины (или Маргариты) Антиохийской. Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского, иеромонаха, почившего в XI веке. Прп. Иринарха, игумена Соловецкого, и прп. Леонида Устьнедумского, подвижников XVII столетия.

Прославляется икона Божией Матери «Святогорская».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к памяти преподобного Леонида Устьнедумского. Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины.

Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению.

До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: расширили его кругозор и укрепили волю, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.

Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни, но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери.

Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрию и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины.

Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, решил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.

Однако, вскоре, оставив свои занятия, и, несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг.

Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион.

Обратите внимание

Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии.

Тогда он в недоумении и страхе, никому не поведав о видении, вышел из Кожеезерской обители, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобных Зосимы и Савватия. Благосклонно принятый игуменом, он прожил там три года как новоначальный, трудясь в пекарне.

Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву.

Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было не обыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери.

С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель.

Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.

Пробыв там целый год в монастырских трудах, Леонид открыл настоятелю свое видение. Получив икону Одигитрии, он пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, сплетенной из хвороста.

Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; затем сходил в Ростов, чтобы испросить у митрополита Ростовского Варлаама антиминс и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, уже посвященный во иеромонаха.

Важно

В 1608 году отец Леонид построил деревянную церковь во имя Введения Божией Матери и поставил в ней вышеупомянутую икону Одигитрии.

Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития, для их осушения отец Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою. Название это возникло по следующему поводу. При создании канала отец Леонид был ужален змеей.

В ту же минуту родилась у него мысль о гибельных последствиях яда и привела было подвижника в страх. Вдруг, возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе.

Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу.

Но, и несмотря на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы затопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме.

На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Введенская церковь была освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением в мае 1652 года. И уже по устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 году, 17 июля, на 104-м году жизни.

Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-30-iyulya-2016g

Леонид Устьнедумский

Преподобный Леонид Устьнедумский (Усть-Недумский) — старец, иеромонах. Прославился трудолюбием и упорством в построении храма. Почитается в Соборе Вятских святых.

Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в крестьянской семье. До 1603 года занимался земледелием.

Согласно легенде, именно в этом году Леонид увидел сон, в котором Богоматерь повелела идти ему в Моржевскую Николаевскую пустынь на Двине, взять оттуда её образ, перенести его в Усольский уезд, на реку Лузу, где построить храм и жить там до конца жизни.

Совет

После этого будущий преподобный ушел в Кожеозерский монастырь, где проживал в течение года (другим данным, трёх лет).

После повторения сна Леонид отправился в Соловецкий монастырь, где прожил 3 года, после чего увидел сон в третий раз.

В Моржевской пустыни, куда отправился старец, по прошествии года сон вновь повторился, причем на этот раз с указанием конкретного места откуда преподобный Леонид должен забрать икону. Старец рассказал об этом моржевскому игумену, получил от него образ и поселился у устья реки Якушицы, примерно в 85 километрах от Устюга.

Читайте также:  Преподобный савва освященный

Выбранное место оказалось непригодно для строительства храма по причине заболоченности, а сам старец не был принят местными жителями и изгнан.

После изгнания преподобный Леонид отправился в местность, указанную ему в первом сне, в дороге повстречав зажиточного крестьянина Никиту Назарова. Назаров, узнав историю старца, отдал землю, на которой произошла их встреча, под храм, помог построить келью и обеспечил снабжение продуктами.

В 1806 году, после получения в Ростове Великом митрополичьего благословения на строительство церкви и рукоположения в священники, преподобный Леонид построил в указанном ему во сне месте храм во имя Введения Божией Матери, в который была помещена взятая из Моржевской пустыни икона.

Место, на котором стоял храм, часто подтоплялось во время половодий. Чтобы предотвращать затопление построенной им церкви, старец Леонид был вынужден прорыть несколько каналов, соединяя местные озера.

Несмотря на большое количество затраченного труда, опасность затопления церкви полностью предотвратить не удалось и храм был перенес на канал (реку) Недуму.

Новая Введенская церковь была освящена 25 мая 1652 года.

Обратите внимание

Старец Леонид скончался 17 июля 1654 года в обители (позже упраздненной), возникшей вокруг воздвигнутого им храма.

Мощи преподобного Леонида и его власяница (часть монашеского одеяния) находятся под спудом (захоронены) в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Усть-Недума (Озерская) Лузского района Кировской области.

Источник: http://rublev.com/sviatye/leonid-ustnedumskij

День памяти преподобного Леонида Устьнедумского, иеромонаха

Пре­по­доб­ный Лео­нид Усть­не­дум­ский ро­дил­ся в 1551 го­ду в По­ше­хон­ско-Яро­слав­ской зем­ле в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Филип­па и Ека­те­ри­ны. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в стра­хе Бо­жи­ем и на­учи­ли его чте­нию.

До 50-лет­не­го воз­рас­та он за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем, тру­ды ко­то­ро­го не про­шли бес­след­но для осталь­ной его жиз­ни: они вы­ра­бо­та­ли из него че­ло­ве­ка с вер­ным взгля­дом на пред­ме­ты, рас­ши­ри­ли его кру­го­зор и укре­пи­ли во­лю.

Бли­зость к при­ро­де и за­ня­тие зем­ле­де­ли­ем, ста­вив­шее че­ло­ве­ка в пол­ную от нее за­ви­си­мость и по­буж­дав­шее зем­ле­дель­ца на­де­ять­ся чест­но­го пло­да (Иак.

 5:7) сво­их тру­дов толь­ко от щед­рот От­ца Небес­но­го, на­учи­ли его тер­пе­нию и со­хра­ни­ли в нем дет­скую про­сто­ту серд­ца, сде­лав­шую его до­стой­ным ду­хов­ных от­кро­ве­ний.

Неиз­вест­но, ду­мал ли пре­по­доб­ный Лео­нид оста­вить свои зем­ле­дель­че­ские за­ня­тия и по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни. Но од­на­жды в 1603 го­ду пре­по­доб­ный удо­сто­ил­ся во сне яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Она по­ве­ле­ла ему ид­ти на ре­ку Дви­ну, в Мор­жев­скую Ни­ко­ла­ев­скую пу­стынь, не­по­да­ле­ку от Хол­мо­гор в Ар­хан­гель­ской зем­ле, взять там Ее ико­ну Оди­гит­рия и пе­ре­не­сти на ре­ку Лу­зу к Ту­рин­ской го­ре (в пре­де­лы совре­мен­ной Ки­ров­ской об­ла­сти) и, по­стро­ив в честь ее храм, оста­вать­ся при нем до кон­чи­ны. Пре­по­доб­ный Лео­нид, счи­тая се­бя недо­стой­ным осо­бо­го Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния, по­ло­жил от­не­стись к яв­ле­нию как к обыч­но­му сну и ни­ку­да не по­шел. Так он сде­лал по сво­е­му ве­ли­ко­му ду­хов­но­му опа­се­нию, осмот­ри­тель­но­сти и вы­со­ко­му сми­ре­нию.

Од­на­ко вско­ре, оста­вив свои за­ня­тия и несмот­ря на пре­клон­ные ле­та, он от­пра­вил­ся в Ко­же­е­зер­ский мо­на­стырь в Ар­хан­гель­ской зем­ле и при­нял там мо­на­ше­ский по­стриг. По­сле ос­но­ва­ния мо­на­сты­ря в 1565 го­ду пре­по­доб­ным Се­ра­пи­о­ном († 27 июня 1611 г.) тре­тьим игу­ме­ном в 1643–1646 гг. был там Ни­кон, впо­след­ствии Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си.

Для то­го, чтобы с пер­во­го же ра­за оста­вить мир­ские при­выч­ки, ис­пы­тать все скор­би и ли­ше­ния и ви­деть на де­ле всю труд­ность и тес­но­ту ино­че­ско­го пу­ти, не на­доб­но бы­ло ис­кать дру­го­го ме­ста, кро­ме этой, вновь воз­ни­кав­шей то­гда оби­те­ли, на­хо­див­шей­ся в стране бед­ной и су­ро­вой, окру­жен­ной во­да­ми пу­стын­но­го озе­ра и уда­лен­ной от жи­лищ че­ло­ве­че­ских. Пре­по­доб­ный Лео­нид про­жил здесь око­ло го­да, ис­пол­няя по­слу­ша­ние ке­ла­ря, под­ви­за­ясь вме­сте с бра­ти­ей оби­те­ли в усло­ви­ях су­ро­во­го кли­ма­та и по­сто­ян­но ис­пы­ты­вая недо­ста­ток в пи­ще. Его ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем был пре­по­доб­ный ста­рец Се­ра­пи­он. Ни­ко­гда, ко­неч­но, пре­по­доб­ный Лео­нид не рас­стал­ся бы с ним и не вы­шел из пу­стын­ной оби­те­ли, ес­ли бы ему не по­вто­ри­лось преж­нее сно­ви­де­ние, по­веле­вав­шее ид­ти в Мор­жев­скую пу­сты­ню и пе­ре­не­сти на Лу­зу ико­ну Оди­гит­рии. То­гда он в недо­уме­нии и стра­хе ни­ко­му не по­ве­дал о ви­де­нии, вы­шел из Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли и, идя по ре­ке Оне­ге, до­шел до мо­ря и от­пра­вил­ся в Со­лов­ки для по­клоне­ния мо­щам пре­по­доб­но­го Зо­си­мы (па­мять 17/30 ап­ре­ля) и Сав­ва­тия (па­мять 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря, сов­мест­ная па­мять 8/21 ав­гу­ста). Бла­го­склон­но при­ня­тый игу­ме­ном, он про­жил здесь три го­да как но­во­на­чаль­ный, тру­дясь в пе­карне. По­сто­ян­но за­ня­тый ис­пол­нени­ем сво­е­го по­слу­ша­ния, са­мо­го тя­же­ло­го в мно­го­люд­ных оби­те­лях, пре­по­доб­ный Лео­нид на­чал бы­ло уже успо­ка­и­вать­ся и за­бы­вать о сво­ем дву­крат­ном сно­ви­де­нии, как вдруг уви­дел его в тре­тий раз так жи­во и яс­но, как буд­то бы не во сне, а на­яву. Пре­свя­тая Де­ва яви­лась ему в том же са­мом ви­де и ве­ле­ла немед­лен­но ид­ти в Мор­жев­скую пу­стынь и пе­ре­не­сти ико­ну Ее на Лу­зу. То­гда ста­рец по­нял, что это бы­ло необык­но­вен­ное сно­ви­де­ние, и устра­шил­ся то­го, что так дол­го не ве­рил ему и не ис­пол­нял по­ве­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри. С горь­ки­ми сле­за­ми он рас­ска­зал игу­ме­ну Ан­то­нию о сво­ем трое­крат­ном сно­ви­де­нии и про­сил бла­го­сло­ве­ния оста­вить Со­ло­вец­кую оби­тель. Игу­мен по­со­ве­то­вал ему не про­ти­вить­ся бо­лее во­ле Бо­жи­ей, чтобы не на­влечь на се­бя гне­ва небес­но­го, с мо­лит­вой от­пу­стил его из сво­ей оби­те­ли, и Лео­нид немед­лен­но от­пра­вил­ся в Мор­жев­скую пу­стынь.

Важно

При­шед­ши ту­да, он не ре­шил­ся, од­на­ко, ска­зать на­сто­я­те­лю Кор­ни­лию (Ко­чер­гин; 1599–1623) при­чи­ну сво­е­го при­бы­тия и це­лый год про­вел в оби­те­ли на тя­же­лых по­слу­ша­ни­ях, по­сто­ян­но ду­мая о быв­ших ему сно­ви­де­ни­ях, ужа­са­ясь и тре­пе­ща о том, что он все еще не ис­пол­нил по­ве­лен­но­го.

Но Бла­гая Ма­ти Бла­га­го Бо­га не про­гне­ва­лась на то, что бы­ло до­пу­ще­но по неве­де­нию и недо­уме­нию, Она бла­го­у­троб­но сни­зо­шла и при­з­ре­ла на моль­бы и сле­зы стар­ца, в ко­то­ром про­ви­де­ла бу­ду­ще­го Сво­е­го усерд­но­го слу­жи­те­ля, и яви­лась ему в чет­вер­тый раз, по­веле­вая пе­ре­не­сти Свою ико­ну на на­зна­чен­ное Ею ме­сто.

С ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом ста­рец дерз­нул спро­сить: «По­ка­жи мне, Гос­по­же, ме­сто, где сто­ит об­раз Пре­чи­сто­го ли­ца Тво­е­го, и, объ­ем­ши его греш­ны­ми ру­ка­ми мо­и­ми, я пой­ду на ме­сто, ко­то­рое Ты на­зна­чишь».

Пре­свя­тая Де­ва так яв­ствен­но по­ка­за­ла ему об­раз и ме­сто, где он сто­ял в церк­ви, что как буд­то это бы­ло не во сне, а ви­дел он его те­лес­ны­ми оча­ми.

Про­бу­див­шись, ста­рец при­шел в тре­пет и в стра­хе вос­клик­нул: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, по­мо­ги мне, греш­но­му!» То­гда пре­по­доб­ный рас­ска­зал на­сто­я­те­лю и бра­тии о яв­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ука­зал свя­тую ико­ну, ко­то­рую ему бы­ло по­ве­ле­но пе­ре­нести к Ту­рин­ской го­ре.

Бла­го­че­сти­вый на­сто­я­тель и бра­тия, «в ве­ли­цем ужа­се быв­ше о слы­шан­ных, по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ша мо­ле­бен и взем­ше стро­и­тель об­раз Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы чест­на­го Ея Оди­гит­рии, с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, да­де стар­цу Лео­ни­ду, и па­де пред ико­ною, це­ло­вав ю мо­ля­ся со сле­за­ми; та­кож­де и вся бра­тия и на­ро­ди при­лу­чав­ши­ся ту, и про­во­ди­ша об­раз Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы со зво­ном» (Ру­ко­пис­ная кни­га Усть­не­дум­ской церк­ви).

По­лу­чив свя­тую ико­ну и на­пут­ству­е­мый мо­лит­ва­ми и бла­го­же­ла­ни­я­ми всей бра­тии, прп. Лео­нид с ра­до­стью от­пра­вил­ся в на­зна­чен­ное ему ме­сто, хо­та ни­ко­гда и не бы­вал в тех кра­ях.

На ре­ке Лу­зе, в двух вер­стах от Ту­рин­ской го­ры, при устье реч­ки Яку­ти­цы (Яку­ши­цы), впа­да­ю­щей в Лу­зу, в 80-ти вер­стах от Ве­ли­ко­го Устю­га пре­по­доб­ный Лео­нид по­стро­ил неболь­шое жи­ли­ще и жил в нем неко­то­рое вре­мя, про­во­дя дни и но­чи в по­сте и мо­лит­ве.

Совет

Здесь над­ле­жа­ло свя­то­му устро­ить ино­че­скую оби­тель, как ему бы­ло ска­за­но в ви­де­нии. Од­на­ко мест­ные жи­те­ли не поз­во­ли­ли ему при­сту­пить к по­строй­ке. Со свя­той ико­ной в ру­ках по­шел пре­по­доб­ный Лео­нид ле­сом по бе­ре­гу ре­ки Лу­зы, из глу­би­ны ду­ши взы­вая к Бо­гу о сво­ей скор­би.

Отой­дя вер­сты две, встре­тил­ся свя­той Лео­нид с кре­стья­ни­ном Ни­ки­той На­за­ро­вым, од­ним из са­мых за­жи­точ­ных в ок­рест­но­сти.

Уди­вил­ся бла­го­че­сти­вый зем­ле­де­лец, встре­тив­ши стар­ца-ино­ка в та­ком ме­сте, где не бы­ло ни­ко­гда пу­ти, и, уви­дев его сле­зы, стал спра­ши­вать, кто он, от­ку­да, ку­да идет и о чем пла­чет.

Пре­по­доб­ный Лео­нид рас­ска­зал ему о быв­ших ви­де­ни­ях, по­ка­зал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и про­сил ука­зать ме­сто, где мож­но бы­ло бы по­стро­ить храм для свя­той ико­ны. Ви­дя сле­зы стар­ца, Ни­ки­та пред­ло­жил ему стро­ить храм на ме­сте их встре­чи. Ни­ки­та по­мог стар­цу по­стро­ить кел­лию и за­тем на­чал по­се­щать его для ду­хов­ной бе­се­ды и сов­мест­ной мо­лит­вы. Окрест­ные жи­те­ли, узнав о стар­це Лео­ни­де, ста­ли при­хо­дить к пу­стын­ни­ку и мо­лить­ся пред свя­той ико­ной. Вско­ре бла­го­че­сти­вые кре­стьяне по­стро­и­ли ча­сов­ню.

В 1608 го­ду пре­по­доб­ный Лео­нид, ви­дя в на­ро­де воз­рас­та­ю­щее бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­той ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по прось­бе же­лав­ших про­хо­дить под его ру­ко­вод­ством ино­че­ские по­дви­ги от­пра­вил­ся в Ро­стов к мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту (впо­след­ствии пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си; 1619–1633), чтобы по­лу­чить его бла­го­сло­ве­ние на по­стро­е­ние хра­ма и устро­е­ние оби­те­ли. Мит­ро­по­лит Ро­стов­ский бла­го­сло­вил вы­дать стар­цу ан­ти­минс и все необ­хо­ди­мые для бо­го­слу­же­ния свя­щен­ные при­над­леж­но­сти, а са­мо­го пре­по­доб­но­го ру­ко­по­ло­жил во иеро­мо­на­ха, опре­де­лив ему быть на­чаль­ни­ком но­во­устра­и­ва­ю­щей­ся ино­чес­кой оби­те­ли.

Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При освя­ще­нии хра­ма 17 фев­ра­ля 1608 го­да в него бы­ла пе­ре­не­се­на свя­тая ико­на Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии.

И с то­го вре­ме­ни, как от неис­чер­па­е­мо­го ис­точ­ни­ка, по­тек­ли от нее ис­це­ле­ния и чу­де­са, что еще бо­лее про­сла­ви­ло устро­я­ю­щу­ю­ся оби­тель и на­пол­ни­ло ее бра­ти­ей. Прп.

Лео­нид с оте­че­ской лю­бо­вью при­ни­мал при­хо­див­ших к нему, слу­жил для них жи­вым об­ра­зом стро­го­го ис­пол­не­ния ино­че­ских обя­зан­но­стей и по­ка­зал при­мер изу­ми­тель­но­го тру­до­лю­бия.

Обратите внимание

Ме­сто, на ко­то­ром на­хо­ди­лась оби­тель, бы­ло сы­рое, бо­ло­ти­стое. И чтобы осу­шить его, по­чти 60-лет­ний ста­рец ре­шил­ся пред­при­нять ве­ли­кий труд, ко­то­рый ед­ва был по си­лам и несколь­ким мо­ло­дым и силь­ным ра­бот­ни­кам.

«И на­ча ко­пать бо­ло­то лес­ное, непро­хо­ди­мое до Чер­на­го озе­ра, – по­вест­ву­ет ру­ко­пис­ная кни­га, – мно­го тру­ди­вся и скор­би при­ят от сол­неч­на­го зноя и от па­у­тов и ко­ма­ров, а пра­ви­ла сво­е­го ни­ко­гда не остав­ля­ше.

Нена­ви­дяй же добра диа­вол, хо­тя его устра­ши­ти и от­г­на­ти от тру­дов, на­ве­де на него си­це­ву па­кость: ко­па­ю­щу ему, вне­за­пу при­и­де змий и уяз­ви его в ле­вую но­гу.

Ста­рец из­ско­чив вско­ре из про­то­ки тоя, по­мыш­ля­ше на бе­жа­ние, но бо­ля­ше но­гою и на­ча слез­но мо­лит­ся Гос­по­ду Бо­гу и Пре­чи­стей Бо­го­ро­ди­це и по­чив ма­ло и уснув услы­ша глас: “Не скор­би, стар­че, и не ду­май бе­жа­ти, но па­ки воз­вра­ти­ся на де­ло, упо­вая на ми­лость Бо­жию. По­мо­га­ет те­бе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и от змия не бу­дет те­бе вре­да”.

Ста­рец же па­ки на­ча труж­да­ти­ся и проз­ва той ис­ток Неду­ма ре­ка. В бо­ло­те же том преж­де зми­и­на­го ро­да ни­ко­гда не бы­ва­ло и до­ныне несть.

И ко­па то­го непро­хо­ди­ма­го лес­на­го бо­ло­та от Лу­зы ре­ки до Чер­на­го езе­ра 900 са­жен, а от Чер­на­го езе­ра ко­па бо­ло­та 40 са­жен до Свя­та­го езе­ра, от Свя­та­го езе­ра до Чер­ныя реч­ки ко­па 800 са­жен, а та Чер­ная реч­ка те­чет из лес­ных даль­них бо­лот. И об­ра­ти­ся та Чер­ная реч­ка тою ко­па­ною бо­роз­дою в Свя­тое езе­ро и в Чер­ное и в Лу­зу ре­ку и по­ста­ви ста­рец Лео­нид мель­ни­цу ко­лес­ную на той реч­ке». Об­щая дли­на ка­на­ла со­ста­ви­ла око­ло двух ки­ло­мет­ров (ка­нал су­ще­ству­ет и ныне, ис­пол­няя свое на­зна­че­ние). И по­сколь­ку вы­ры­тый ка­нал был на­зван пре­по­доб­ным Неду­мой-ре­кой, по­это­му и оби­тель ста­ла име­но­вать­ся Усть­не­дум­ской.

Тот край, где по­се­лил­ся бла­жен­ный Лео­нид, был край пу­стын­ный и глу­хой. Он и по­сле дол­го на­зы­вал­ся «Луз­скою Перм­цею», то есть ча­сти­цей стра­ны ди­ких пер­мя­ков.

Читайте также:  Преподобный нестор летописец

От­сю­да по­нят­но, ка­кое важ­ное зна­че­ние долж­на бы­ла иметь пу­стынь для это­го ди­ко­го края в цер­ков­ном и граж­дан­ском от­но­ше­нии.

Не го­во­ря уже о том бла­го­твор­ном вли­я­нии, ко­то­рое ста­рец ока­зы­вал на окрест­ных жи­те­лей как учи­тель ве­ры и бла­го­че­стия, сво­и­ми бе­се­да­ми и на­став­ле­ни­я­ми, а осо­бен­но сво­ей свя­той и по­движ­ни­че­ской жиз­нью, его неуто­ми­мое тру­до­лю­бие, стро­гий по­ря­док в за­ве­ден­ном об­ще­жи­тии и хо­зяй­ствен­ная во всем пред­при­им­чи­вость и на­ход­чи­вость мог­ли быть весь­ма по­лез­ны и слу­жить при­ме­ром для под­ра­жа­ния по­лу­ди­ким жи­те­лям Перм­цы. По­это­му пре­по­доб­ный Лео­нид спра­вед­ли­во по­чи­та­ет­ся про­све­ти­те­лем этой глу­хой сто­ро­ны.

Важно

Сколь­ко борь­бы с него­сте­при­им­ной при­ро­дой вы­нес пре­по­доб­ный Лео­нид, сколь­ко при­нял тру­дов при устро­е­нии оби­те­ли! Но все эти по­дви­ги ка­за­лись ему ма­лы­ми и недо­ста­точ­ны­ми, по­это­му, же­лая до­стиг­нуть выс­ше­го со­вер­шен­ства, он имел обы­чай ча­сто ухо­дить из сво­е­го мо­на­сты­ря в пу­стое и непро­хо­ди­мое лес­ное ме­сто над Чер­ным озе­ром.

Там на этом мысу он по­ста­вил крест и про­во­дил здесь дни и но­чи в мо­лит­ве, «тер­пя ве­ли­кое до­са­жде­ние от лес­на­го гну­са, от па­у­ков и ко­ма­ров». Мно­гие, про­хо­дя ми­мо и ви­дя его си­дя­щим у кре­ста в ле­су и по­кры­то­го лес­ным гну­сом, удив­ля­лись его доб­ро­воль­но­му стра­да­нию, дру­гие сме­я­лись над ним и на­зы­ва­ли су­ет­ным его тер­пе­ние.

Ста­рец го­во­рил им на то: «Здесь у кре­ста бу­дет мо­на­стырь, бу­дут церк­ви и звон, бу­дет мно­го лю­дей и паш­ни, и мне уме­реть на сем ме­сте». Ко­гда бра­тия, жа­лея его, при­хо­ди­ли звать его в мо­на­стырь, он ино­гда воз­вра­щал­ся с ни­ми, ино­гда же, несмот­ря на все их прось­бы и моль­бы, оста­вал­ся тут, чтобы про­дол­жать свои по­дви­ги.

Пред­ска­за­ние свя­то­го ис­пол­ни­лось еще при его жиз­ни.

Ка­нал, про­ве­ден­ный неимо­вер­ны­ми тру­да­ми пре­по­доб­но­го Лео­ни­да (и наз­ван­ный им ре­кою Неду­мою), зна­чи­тель­но осу­шил бо­ло­та, но Лу­за вес­ной во вре­мя раз­ли­ва ча­сто вы­хо­ди­ла из бе­ре­гов и за­топ­ля­ла мо­на­стырь, сто­яв­ший на низ­ком ме­сте.

В иные го­ды во­да сто­я­ла по несколь­ко дней не толь­ко в кел­ли­ях, но да­же и в церк­ви, вли­ва­лась в ам­ба­ры, кла­до­вые и пор­ти­ла мо­на­стыр­ские при­па­сы. Из­ба­вить­ся от это­го по­чти еже­год­но­го бед­ствия не бы­ло дру­го­го сред­ства, как пе­ре­не­сти мо­на­стырь на бо­лее воз­вы­шен­ное ме­сто.

Силь­но скор­бел об этом пре­по­доб­ный Лео­нид и не хо­тел уме­реть, по­ка не пе­ре­не­сет мо­на­сты­ря на из­люб­лен­ное им ме­сто, на вы­со­кий мыс Чер­но­го озе­ра, и не упо­ко­ит там бра­тию.

По­это­му, при­гла­сив в мо­на­стырь Гри­го­рия, сы­на Ни­ки­ты На­за­ро­ва, и дру­гих вли­я­тель­ных лю­дей из окрест­ных жи­те­лей, он объ­явил им о сво­ем же­ла­нии пе­ре­не­сти мо­на­стырь на мыс Чер­но­го озе­ра и про­сил их по­мо­щи в этом де­ле.

Ко­гда стро­и­тель, бра­тия и все при­гла­шен­ные в мо­на­стырь кре­стьяне еди­но­глас­но одоб­ри­ли его на­ме­ре­ние и изъ­яви­ли го­тов­ность по­мочь ему, то ста­рец про­сил их при­гла­сить на­род.

Совет

И в на­зна­чен­ный день, со­вер­шив в церк­ви мо­леб­ное пе­ние, под­нял чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и в со­про­вож­де­нии всей бра­тии и мно­же­ства на­ро­да пе­ре­нес ее на мыс и, по­ста­вив у кре­ста, на­чал ру­бить лес для по­строй­ки церк­ви. При­ме­ру стар­ца по­сле­до­ва­ли бра­тия и все при­шед­шие по при­гла­ше­нию кре­стьяне и вско­ре на­ру­би­ли ле­су на цер­ковь и на дру­гие мо­на­стыр­ские по­строй­ки.

А ко­гда цер­ковь бы­ла по­стро­е­на, то по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го Вар­ла­а­ма 23 мая 1652 го­да бы­ла освя­ще­на так­же в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с при­де­лом во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы (ка­мен­ный храм со­ору­жен на этом ме­сте в 1763 го­ду) ар­хи­манд­ри­том Устюж­ско­го Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­ни­ем. С крест­ным хо­дом, с го­ря­щи­ми све­ча­ми и с пе­ни­ем хва­леб­ных пес­ней, при мно­го­чис­лен­ном со­бра­нии на­ро­да пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри из преж­не­го мо­на­сты­ря в но­во­устро­ен­ный храм. Это был ра­дост­ней­ший день в жиз­ни тру­же­ни­ка пре­по­доб­но­го Лео­ни­да и уже по­след­нее де­я­ние его на поль­зу устро­я­е­мой им оби­те­ли. По пе­ре­несе­нии мо­на­сты­ря на но­вое ме­сто бла­жен­ный ста­рец боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в уеди­нен­ной мо­лит­ве и без­мол­вии, вы­хо­дил из кел­лии толь­ко в цер­ковь и со­вер­шен­но устра­нил се­бя от управ­ле­ния оби­те­лью. Как све­тиль­ник, ти­хо до­го­рал он и, ис­пол­нен­ный дней, на со­том го­ду жиз­ни по­чил от сво­их тру­дов, пе­ре­се­лив­шись в оби­те­ли веч­ные к бла­жен­но­му ли­це­зре­нию Той, свя­то­му и чу­до­твор­но­му об­ра­зу Ко­то­рой он пред­сто­ял столь дол­гое вре­мя. Бла­жен­ная кон­чи­на иеро­мо­на­ха Лео­ни­да по­сле­до­ва­ла 17 июля 1654 го­да. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Усть­не­дум­ском Вве­ден­ском хра­ме, где дол­го хра­ни­лась его жест­кая и тя­же­лая вла­ся­ни­ца – сви­де­тель по­движ­ни­че­ских тру­дов свя­то­го.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-prepodobnogo-leonida-ustnedumskogo-ieromonakha

Имя Леонид в православном календаре (Святцах)

     «Подобный льву» или «Потомок льва» так можно перевести с древнегреческого языка имя Леонид.

Святой мученик Леонид Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении святой Леонид приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату. Ни один из учеников святого Кодрата не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Согласно преданию, святой мученик Леонид погиб в первый день Пасхи 258 года. Его вместе с другими святыми мучениками бросили в море, но вера их была столь сильна, что они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Преследователи догнали их на корабле и, повесив им на шеи камни, утопили. Икона Святого мученика Леонида Коринфского
Он родился в Новгородской области в семье простого сельского труженика. Как прожил Леонид 50 своих лет, нам не известно. Но вот то, что произошло после, отражено в его житии. В 50 лет сподобился он видения, святому Леониду было сказано отправиться в Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия», а затем перенести ее в Усольсий уезд, где основать храм в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия».      Леонид, не считая себя достойным чудесного явления, не решился выполнить то, что ему было заповедано, он отправляется в Козеозерский монастырь, где принимает монашество. Это произошло в 1603 году, в этой обители он прожил ровно год, а затем уехал на Соловки, где трудился в монастырской пекарне три года.      Но сновидение монаха постоянно повторялось, когда он убедился, что это действительно Божье повеление, святой Леонид отправляется к речке Лузе, где решает поселиться в хижине, которую он сплел из хвороста. Но жители изгнали его с этого места, тогда монах уехал в Ростов, где испросил благословения у митрополита Ростовского Варлаама на устроение храма в указанном в сновидении месте.     Митрополит Варлаам не только дал антиминс, но и посвятил Леонида во иеромонахи. В 1608 году, вернувшись обратно, святой Леонид основывает храм, в котором находилась икона Одигитрия. Иеромонах сделал все, что благоустроить местность, он осушал болота, прокопал канал между рекой Лузой и Черным озером. При прокладке канала, святого Леонида ужалила змея, иеромонах сначала испугался, предчувствуя свою кончину, но затем устыдился малодушия и стал уповать на Господа, продолжая трудиться, тем самым остался жив. Через некоторое время на новом месте он возводит еще один храм, который в последствие станет основанием для Устьнедумского монастыря. По окончании его строительства преподобный Леонид отошел ко Господу. Икона Леонида Устьнедумского, иеромонаха

Православные святые с именем Леонид

Даты указаны по новому стилю.Леонид (Сальков), мч. 8 февраля, 2 декабря Леонид, мч. 21 августа Леонид, мч. 9 июня Леонид, мч. 15 сентября Леонид, мч. 28 сентября Леонид, сщмч., епископ, Афинский 28 апреля Леонид (Антощенко), сщмч.

, епископ, Марийский 8 февраля, 8 января Леонид (Молчанов), прмч., игумен 8 февраля, 13 ноября Леонид (Муравьев), сщмч., иерей 8 февраля, 11 ноября Леонид (Лебедев), сщмч., иерей 8 февраля Леонид (Виноградов), сщмч., иерей 8 февраля, 12 ноября Леонид (Никольский), сщмч.

, иерей 8 февраля, 2 ноября Леонид (Викторов), сщмч., прот. 8 февраля, 10 января Леонид (Прендкович), мч., прот. 8 февраля, 13 октября Леонид (Бирюкович), сщмч., прот. 8 февраля, 25 августа Леонид Египетский, мч. 18 июня Леонид Коринфский, мч.

29 апреля, 23 марта Леонид Островский, прп. 12 сентября (ученик прп. Александра Свирского)

Леонид Устьнедумский, иеромонах 30 июля

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/leonid/

Преподобный Леонид Устьнедумский

     30 июля – день воспоминания Церковью преподобного Леонида Устьнедумского, одного из первых просветителей пермячей.

     В Новодворском храме будет совершено богослужение.

     «В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою».

     Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы — Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.

Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.

Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599-1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.

Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.

Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях — и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою — Устьнедумскою.

     С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619-1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.

Обратите внимание

В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.

Своим нелегким подвигом в крае, называемом «Лузскою Пермцою», что значит «частица страны диких пермяков», избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.

     Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.

На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.

Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница — свидетель подвижнических трудов святого угодника.

     Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.

Источник: http://kursk-sestry.ru/index.php/news/2018/item/859-prepodobnyj-leonid-ustnedumskij

Ссылка на основную публикацию