Преподобный варлаам хутынский

7 чудес преподобного Варлаама Хутынского

5 июля — день памяти преподобного Варлаама Хутынского. Доподлинно известно, что был он новгородцем, выходцем из знатной семьи, что среди глухого леса основал Спасо-Преображенский Хутынский монастырь, почил 6 ноября 1193 года. C XIV века был популярен как провидец и чудотворец. Мы вспомним 7 главных чудес преподобного Варлаама Хутынского.

Однажды Варлаам Хутынский с учениками проезжал по Великому мосту через Волхов. На мосту собрался народ, и палач готовился казнить осужденного: бросить в реку. По просьбе родственников несчастного преподобный заступился и попросил людей отдать преступника ему на поруки. Народ единогласно согласился, и Варлаам поселил преступника в монастыре.

Вскоре тот раскаялся, постригся в монахи и умер очистившимся от греха.
В другой раз провидец снова ехал через мост на другой берег Новгорода. Снова собиралась казнь. И снова родственники осужденного просили Варлаама помочь бедняге, к тому же обвиненном несправедливо. Преподобный благословил его, но заступаться не стал и поехал своей дорогой.

Обратите внимание

Когда видевшие то монахи попросили игумена объяснить, почему он нынче не спас человека, когда сделал прежде, Варлаам сказал: «Вы убо внешнима очима зряще, внешнима и судите. Аз же сердечныма очима смотрях». Первый осужденный был большой грешник, и игумен вступился за него, чтобы спасти его душу. А второй, приговоренный к смерти по клевете, жил праведно.

Он принял мученическую смерть и «венец ему от Христа предлежит».

Встретился однажды с преподобным приехавший в Новгород Великий князь. Благословляя его, Варлаам сказал: «Здравствуй, святое ты княжение, и с сыном своим». Князь удивился, потому что не было у него сына. Однако вскоре странные слова преподобного нашли объяснение: в Киеве у князя родился сын, о чем он еще не знал, когда посещал Хутынский монастырь.

Один раз попался монастырским рыбакам саженный осетр. От настоятеля они решили осетра утаить, продать на рынке, а деньги поделить. Когда принесли Варлаамму мелкую рыбешку, тот тихо ударил жезлом и спросил, если они приносят чада, почему скрывают мать их? Или мнят «от Бога, яко от человека утаити?»  Смутились рыбаки, покаялись перед настоятелем и принесли в обитель пойманного осетра.

Вез к чудотворцу Варлааму новгородец тяжелобольного сына, но не довез: сын умер в дороге. Услышав на монастырском дворе стенания, из кельи вышел Варлаам и велел отнести умершего отрока к себе в келью, а отца утешил, наказал не сокрушаться и послал готовить гроб. Отец мальчика уехал, а преподобный стал молиться.

Когда же сокрушенный отец вернулся за телом сына и зашел в келью настоятеля, то увидел, как сын его, будто и не болел никогда, сидит и беседует с Варлаамом. Счастливый отец бросился игумену в ноги и стал рассыпаться в благодарностях.

Но Варлаам остановил его, сказав, что отец «прельстися и печалию, яко же вином упився, не разуме. Сын же ни умре, ниже оживе, но студению на пути изнемог, дух в нем потаися». Отец резонно возразил преподобному, что тот сам отправил его готовить гроб для отрока.

Видя, что скрыть чудо не удасться, Варлаам строго, под страхом смерти сына, наказал отцу никому не рассказывать о свершившемся.

Дружил игумен с архиепископом Новгородским Антонием, часто приезжал к нему и вел беседы. Как-то Антоний, прощаясь, позвал Варлаама приезжать снова, и Варлаам ответил, что приедет в первую пятницу Петрова поста на санях. Антоний удивился таким словам, но возражать не стал. По предсказанию Варлаама в ночь на пятый день поста выпало снегу по пояс.

Когда преподобный, как и обещал, приехал к архиепископу, тот принялся сокрушаться о погибшем из-за снега и крепких заморозков хлебе. Но провидец поспешил успокоить его: «снег и мраз» — это не гнев, а благодать Божия. Назавтра потеплеет, и талая вода напоит землю, а мороз убил всех червей, которые во множестве развелись в корнях ржаных колосьев.

Важно

Когда Варлаам уехал, Антоний послал людей проверить слова чудотворца. Прав оказался Варлаам: в земле среди колосьев, принесённых ему, архиепископ обнаружил много померзших червей.

Боярский сын, молодой человек по имени Григорий, тяжело болел. Однажды во сне ему явился с крестом в руке Варлаам Хутынский и велел отправляться в монастырь, но прежде переписать его канон и житие, молиться ему и Николаю Чудотворцу, а по приезде в монастырь приложиться к иконе.

Отрок хотя и был тяжело болен и не мог вставать с постели, выполнил обет и велел везти его в монастырь. Видя упорство сына, родители были вынуждены согласиться. Его собрали и повезли. В дороге он скончался. Обнаружив это, возница хотел было поворотить назад, но Григорий вдруг восстал и велел ему продолжать путь.

Мертвого отрока привезли в монастырь и рассказали о чуде, о том, как приказывал Григорий везти его к Варлааму чудотворцу. Узнав о том, настоятель монастыря и братия отнесли тело юноши к мощам, однако чуда не произошло. Подумав, настоятель понял, что нужно приложить его к иконе преподобного. Так и сделали.

Когда монах с иконой подошел к Григорию, тот вдруг закричал, открыл глаза и встал. Очнувшись, отрок рассказал, как был на Страшном Суде, видел Николая чудотворца и Варлаама Хутынского.

Когда Великий князь Иван Васильевич был в Новгороде, он посетил и Хутынский монастырь. Государь был неприятно удивлен тем, что монахи не вскрывают раку чудотворца и не пускают верующих к мощам. Игумен монастыря ответил, что они не знают, как захоронен святой, потому не решаются беспокоить его останки.

Иван Васильевич, не слушая возражений, приказал вскрыть гроб.
Желающие угодить государю принялись за дело. Сдвинули каменную плиту и стали копать землю в могиле чудотворца. Вдруг от могилы повалил такой густой дым, что вмиг закоптились церковные стены. Князь в страхе выбежал из церкви и, озлобленный, ударил о землю жезлом.

Земля под ногами князя загорелась, и он в страхе бежал из монастыря.

Источник: https://russian7.ru/post/7-chudes-prepodobnogo-varlaama-xutynskogo/

Преподобный Варлаам Хутынский

Неподалеку от Великого Новгорода находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее – мужской) монастырь.

Сейчас это место славы Божией, а некогда во времена преподобного Варлаама этих весей чуждались, место это пользовалось дурной славо: «хутынь» — что значит худое место, — судачили, что здесь обитает нечистая сила.

Это болото называли Видынь, — здесь, мол, видятся-водятся всякая нечисть.

Это мы сейчас спасаться идем в места намоленные да, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нельзя ныне создать новые монастыри на новом месте, нет сейчас таких сильных молитвенников, нам бы хотя бы старые воссоздать, а те, кто раньше в них подвизался, будут ходатайствовать за нас пред Богом. А раньше подвижники безбоязненно шли в самые логовища супостата. Так, и подвижник с юных лет Алексий Михайлович — будущий Варлаам Хутынский.

Родился будущий святой в Великом Новгороде в семье благочестивых и весьма состоятельных родителей — Михаила и Анны. С детства был воспитан в страхе Божием. Бегло читал.

Раньше детей читать учили по Псалтири, так что словесами Духа напитывался сызмальства. От того-то раньше дети и могли знать Псалтирь наизусть.

А еще во времена Ветхого Завета к 14 годам ребенок должен был выучить наизусть весь корпус ветхозаветных книг.

Житие преподобного Варлаама содержит удивительный случай, как родители, опасаясь за здоровье юного подвижника,уговаривали его не изнурять себя постом, на что он им ответил: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете.

Совет

Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются.

Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Больше вопросов у них к сыну не было…

Одно из самых древних житий говорит о том, что Алексей удалился в пустынь на Хутынь на правом берегу Волхова в 10 км от Новгорода.

Поселился там с несколькими сверстниками «вячшими»  новгородцами, то есть представителями новгородской знати, в числе которых указываются братья Феодор и Порфирий (Прокша) Малышевичи.

Там же принял монашеский постриг от некоего священноинока, поздние редакции жития называют его имя — Порфирий, и основал иноческое поселение.

Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ , и нарече манастырь».

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; «се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу». Возможно, земля была куплена на сбережения, оставшиеся от родителей.

Враг сильно ополчался на подвижника, желая устрашить его, бесы являлись ему в виде диких зверей, вползали в келлию змеями. Подначивали мирских людей обижать отшельника, издеваться над ним. Искушали. Но преподобный слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

Обратите внимание

Высоконравственная жизнь отца Варлаама скоро сделалась известной, к нему стали, как и ныне к старцам, обращаться за советом. Многие просили позволения поселиться вместе с ним.

Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался.

Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.

Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось.

Отец Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он решил поселиться здесь, и несколько келий.

Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Важно

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав:

— Он загладит вины свои в Хутыне.

Все тотчас же единодушно закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму!

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Освободив осужденного от уз, святой Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае святой Варлаам поступил по-иному.

Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась.

Такой поступок святого изумил народ.

— Что это значит? — говорили все между собой, — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы.

Ученики святого Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника.

Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители.

Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих:Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть(Рим. 2. 33, 34).

Читайте также:  Мученица акилина старшая, библосская (финикийская)

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. святой Варлаам, благославляя его, сказал:

— Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим.

Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Совет

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, святой Варлаам сказал:

— Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать.

Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу.

Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве.

На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал:

— Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Известны даже случаи воскрешения умерших — как при жизни святого Варлаама, так и при его посмертных явлениях.

Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину, святой Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

— Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти.

— Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии, — сказал он братии, — блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме.

По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Случилось это в 1521 году, когда на Москву шли татары под предводительством Махмет-Гирея. Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы.

Обратите внимание

Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.

Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения.

Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери.

Владимирская икона Матери Божией

Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли святые Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие святители.

Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел преподобный Сергий, а с другой —преподобный Варлаам Хутынский.

Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали:

— Зачем вы идете вон из города и на кого оставляете его при нашествии врагов?

Святители со слезами отвечали:

— Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.

Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана.

— Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы.

Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

// Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.

Источник: http://sunofrus.ru/w/что-мы-знаем-о-преподобном-варлааме-ху/

Источник: http://www.kadashi.ru/item/1188-prepodobnyj-varlaam-khutynskij.html

Святой Варлаам Хутынский

О рождении и воспитании святого Варлаама Хутынского нет достоверных сведений. Неизвестно даже, когда он появился на свет. Это событие может быть датировано лишь приблизительно первой половиной XII века, поскольку мы знаем, что скончался преподобный в 1193 году в преклонных летах.

В миру Святой Варлаам Хутынский звался Олексой (Алексеем) Михайловичем и был, как доносит предание, отпрыском богатой и благочестивой новгородской фамилии. Когда родители Олексы скончались, он раздал оставшееся ему наследство и удалился в монастырь — предполагается, что в Антониев или в Лисицкий.

Основание Хутынского монастыря

Через некоторое время Варлаам, ища уединенной жизни, оставил монастырь. Он ходил по окрестностям Новгорода, пока не пришел на место, называвшееся «Хутынь». Здесь его остановил луч света, просиявший из чащи, и он понял, что Бог благословляет его намерение поселиться в этом глухом месте.

Поставив себе келью, святой Варлаам, согласно житийной формуле, дни проводил в трудах, а ночи в молитвах. Как и многие другие пустынники, он перенес много нападений от бесов.

Они возбуждали против него людей, устрашали его, являясь ему в виде диких зверей, пытались склонить его к нарушению поста и поселить в его душе уныние. Но все было тщетно.

Бесовские ухищрения преподобный побеждал молитвой.

Важно

Святая жизнь преподобного Варлаама скоро стала известна всей округе. К нему теперь приходили за духовным советом и благословением. Многие просили позволения поселиться рядом. Просьбы эти были тяжелы преподобному.

Уходя из Новгорода, он желал полного уединения… Но, помня о том, что человек должен любить своих ближних, святой никого не отстранял от себя. Вскоре вокруг его скромной хижины выросли кельи, потом была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня.

Образовался Хутынский монастырь.

Варлаам Хутынский чудотворец

Еще при жизни святого Варлаама Хутынского Господь прославил его даром чудотворения и прозорливости. Так, навсегда запомнили новгородцы следующий случай. Однажды преподобный посетил Новгородского архиепископа и, прощаясь, сказал ему:

разумея Петровский пост. Владыка удивился, но счел эти слова своего рода «чудачеством» и не придал им большого значения.

Но накануне первой пятницы Петровского поста действительно выпал густой снег и ударил мороз.

Преподобный Варлаам, как и обещал, приехал к архиепископу в санях и нашел его в большом огорчении, что мороз погубит все посевы и наступит голод. На эти страхи святой возразил ему:

Так и случилось. И урожай в тот год был невиданный. В память о «санном путешествии» святого Варлаама к архиепископу впоследствии установили крестный ход, ставший одной из самых прочных новгородских традиций.

Любопытно, что «питомцы» святого Варлаама Хутынского, зная о его удивительной прозорливости, иногда все же пытались лукавить перед ним. Так школяры, зная, что учитель видит их насквозь, все же пускаются на обман, чтобы скрыть свои шалости.

Как-то монастырские рыбаки, вернувшись с ловли, решили скрыть пойманного ими большого осетра (его они хотели продать в свою пользу) и принесли преподобному Варлааму только мелкую рыбу.

Совет

И были немало смущены, когда он посмотрел на них с улыбкой и спросил:

Наставляя столь кротким образом своих учеников, подвижник был гораздо более суров к самому себе. Под власяницей он носил тяжелые вериги, а постился строже, чем кто-либо из насельников обители.

Смерть и канонизация Святого Варлаама Хутынского

Незадолго до своей кончины старец собрал вокруг себя братию и препоручил ее попечению одного из своих учеников, прп. Антония Дымского. Сам же он обещал инокам, которые, по слабости человеческой, скорбели о скорой смерти своего наставника:

Преставился ко Господу преподобный Варлаам 6 ноября 1193 года. Кончину его оплакивал весь Новгород. В житии святого сказано, что «плач народа заглушал погребальные песнопения». Канонизирован он был в середине XV века, после того как были нетленными обретены его мощи.

Святые России.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatoj-varlaam-hutynskij.html

Преподобный Варлаам Хутынский

Сведения о жизни и чудесах святых сохранились во многих народных преданиях, легендах и сказаниях.

Сегодня мы говорим о преподобном Варлааме Хутынском и новгородском сказании «Моление преподобного Варлаама Хутынского».

Преподобный Варлаам Хутынский с юности постригся в монахи, жил отшельником на холме Хутынь (что значит – худое место) у реки Волхов неподалеку от Великого Новгорода и затем основал здесь Спасо-Преображенский Хутынский монастырь.

Преподобный Варлаам не только при жизни, но и после своей смерти прославился великими чудесами. Одно из них произошло через триста лет после его праведной кончины.

В 1505 году преподобный Варлаам Хутынский явился ночью пономарю Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря Тарасию.

Вот как повествуется об этом в древнем новгородском сказании.

Новгородское сказание:

В полночную пору старик пономарь,
войдя за церковной потребой в алтарь,
узрел, как внезапно в волнах фимиама,
наполнивших церковь, при блеске свечей
раскрывалась гробница отца Варлаама.
И Божий угодник в сиянье лучей
восстал с омрачённым печалию ликом
и, пав на колени, в волненье великом
со скорбию слёзной мольбы возносил
к Царице Небесной и Господу сил.

Преподобный Варлаам явился Тарасию, чтобы предупредить о бедствиях, грозящих Великому Новгороду.

Обратите внимание

Варлаам велит пономарю подняться на колокольню, и тот увидел, как река Ильмень вдруг вышла из берегов, и вода подступает к Новгороду.

В испуге Тарасий возвратился в храм и рассказал о страшном видении преподобному Варлааму…

Новгородское сказание:

…И рёк преподобный ему с добротой:
«Моленьем Пречистой Владычицы Девы
Господь от потопа избавил наш град,
Но Он посылает три лета подряд
на жителей язву и мор в наказанье,
рече бо Он Сам словами Писанья:
«На чём тя застану в том буду судить».
И снова, пытаясь Творца умолить,
скорбя о грешивших душою незлобной,
повергся на землю в слезах преподобный.
Он долго молился…

Святой Варлаам Хутынский не только предупреждает Тарасия о грядущих бедствиях, призывая новгородцев к покаянию. Святой старец сам, много часов подряд, со слезами молится, чтобы Пресвятая Богородица умолила Господа отвести от Новгорода потоп, мор, а через три года еще и опустошительный пожар.

И преподобный Варлаам успокаивается только тогда, когда понимает, что его молитвы услышаны.

Новгородское сказание:

Погасли лампады, струИ фимиама
исчезли… и бледною искрой горя,
на небе уже занималась заря.
Когда пономарь возвратился из храма,
и братье поведал в волнении он
о том, как молитвой святого могучей
от гибели страшной, грозы неминучей,
Новгород Великий навеки спасён.

В древнем новгородском сказании святой Варлаам Хутынский предстаёт как небесный покровитель и защитник Новгорода.

(4

Источник: https://radiovera.ru/prepodobnyj-varlaam-xutynskij-2.html

Варлаам Хутынский. Почему он подобен Сергию Радонежскому

Ещё из религиозных биографий здесь, здесь и здесь, а также Основатели учений в реальностиВарлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»
Как и Сергия Радонежского, этого святого считали покровителем всей русской земли / Варлаам Хутынский — покровитель всей русской земли / «Наша вера»

Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». ©

Ещё в «Нашей вере», в т.ч. о Сергие Радонежском

Варлаам (Алекса) Хутынский, икона

19 ноября Православная церковь чтит память преподобного Варлаама Хутынского. Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. «Русская планета» вспоминает, почему так произошло.Отказ от богатстваОн ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма — монастырь стал Хутынским, как и его основатель.К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор — его считают самым древним подлинником русского акта.Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.

Читайте также:  Преподобный лев оптинский

Спас Смоленский с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским

Моление за МосквуМестное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим — в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, — инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо — воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости). Предание так описывает этот момент: постельничий заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» — воскликнул он.Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси. Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский: первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля — Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» — «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», — отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками — специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Великий Новгород

Защитник от стихииХутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне — сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде — насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505–1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.

Михаил Боков
«Русская планета», 19 ноября 2015

Источник: https://yarodom.livejournal.com/2053753.html

Святой преподобный Варлаам Хутынский и Хутынский монастырь

Согласно народному преданию,   находилось во власти нечистой силы одно место и называлось оно  «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). В последствии он станет известен как святой преподобный Варлаам Хутынский, память которого Православная Церковь празднует 19 ноября.

Родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре, а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода.

В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в местности Хутынь на правому берегу Волхова в 10 км к северу от Новгорода, основал монастырь и стал его игуменом.

Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание.Однажды к нему прибыл князь Ярослав.

Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году).

Важно

Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.

Храм, заложенный «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича», и завершенный к 1515 году, во многом напоминает Успенский собор Московского Кремля, ставший прототипом для многих последующих храмов вплоть до реформ патриарха Никона.
Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

С именем Варлаама Хутынского связано несколько легенд.

Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве.

На четвёртый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Однажды, отправившись к архиепископу, Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осуждённого преступника (обычная смертная казнь в древнем Новгороде). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав: «Он загладит вины свои в Хутыне».

Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму». Через некоторое время спасённый от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного.

Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. «Что это значит?» — говорили все между собой, — «Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Ученики Св.

Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. Варлаам отвечал: «Судьбы Господни — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осуждён справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через моё недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители.

Второй же был осуждён невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический.

В 1505 году преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находились под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию.

Совет

Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором, через три года после которого последует пожар.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, который в истории известен так же как князь Иван Великий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам.

Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь.

Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.Еще в Хутыни есть горочка прп. Варлаама, на которой стоит часовня. Эту горочку святой наносил своей шапочкой. Она совсем маленькая, иногда чтобы в нее попасть, надо немножко постоять в очереди на улице.

Я так поняла, что люди приходят сюда, чтобы кроме всего прочего особо попросить Батюшку прп. Варлаама о здоровье. Говорят, что исключительно хорошо молитва помогает при болезнях ног, но многие избавляются от головной боли.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны.

Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище.
Детей Г. Р. Державин не имел ни от первого, ни от второго брака.

Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах

Советская власть обратила на монастырь внимание лишь однажды — чтобы вынести из него останки Г. Р. и Д. А. Державиных, явно против воли почив­ших.

Известно, что на «права человека» в СССР мало обращали внимания, а на права погребенных в надежде общего воскресения — тем более. Переза­хоронение состоялось в 1959 г.

, в условиях нараста­ющей антирелигиозной кампании, и было приуроче­но к празднованию 1100-летия Новгорода. Бетон­ный склеп устроили в сквере против западного фа­сада Софийского собора.

В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения Г. Р. Державина, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил будущий патриарх Московский Алексий Первый (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий старец, архимандрит Павел (Груздев).Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах.

Читайте также:  Мученик платон анкирский

Древним храмам Хутынского монастыря, окон­чательно закрытого в 1932 г., еще повезло. Они мог­ли быть сразу же взорваны, как это случилось с де­сятками подобных древних ансамблей.

Почти одно­временно с разграблением собора, где был похоро­нен Державин, в Казани уничтожили памятник по­эту — он восстановлен лишь в начале XXI в. Только «нашествие иноплеменников» заставило большеви­стский режим несколько более уважительно отнес­тись к отечественной истории и культуре.

В услови­ях оккупации через русские газеты народу было возвращено множество имен великих сынов России, и большевистская пропаганда вынуждена была с этим считаться.

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

В этот монастырь со всей России едут автобусы с поломниками, а потому уединения там найти трудно. Так же монастырь известен своим вкусным мёдом.

Отзыв о посещении монастыря рабы Божьей Татьяны: — Приехав первый раз в Хутынский монастырь, я сразу ощутила всю мощь благодати этого места. Каждый уголок обители наполнен любовью. Эта любовь окутывает тебя с ног до головы, и ты понимаешь: ты не одинок в этом мире, ты любим в этом мире и твое пребывание на земле необходимо. Хутынский монастырь находится в живописнейшем месте. Все вокруг кажется каким-то сказочным. Даже воздух там особенный, как бы это странно не звучало, но он мягкий и бархатистый. Служительницы монастыря встречают всех гостей с огромным радушием и гостеприимством. Сразу ощущаешь себя как дома. А это очень важно, так как готовясь к исповеди и причастию необходимо чувствовать поддержку и понимание. Очень трудно проанализировать прожитые годы и признать все свои ошибки. Еще труднее постараться не повторять их. Варлаамо-Хутынский монастырь как раз одно из тех мест, находясь в котором начинаешь осознавать свою жизнь с другой стороны. Я бы даже сказала, что ты просто начинаешь видеть ее по-новому. Такое преображение происходит благодаря особой волшебности и святости этого места. Отдельное спасибо отцу Макарию за его чуткость, понимание и необъятную любовь с которыми он относится к посетителям монастыря.

И ещё один отзыв р.Б.  Александра — На 51 году жизни, по воле Божией, я впервые совершил паломничество в Варлаамо-Хутынский монастырь. Имея небольшой духовный опыт, я всеми фибрами своей души почувствовал, что это святое место. Божия благодать проявляется здесь во всем – это тишина и размеренность времени, спокойствие и умиротворенность, чувство любви и внутреннее ликование.

Обратите внимание

В любом месте можно остановиться, прислушаться и ощутить гармонию бытия. Любой островок территории наполнен здесь определенным смыслом. Монастырский уклад и хозяйство вызывают уважение и понимание колоссального физического и духовного насыщения. Сам, будучи рабочим человеком, я особенно оценил трудничество в монастыре.

Неожиданно подумалось, как хорошо сейчас быть здесь и трудиться во славу Божию. Спасо-Преображенский собор – сердце обители. Описать внутреннюю красоту и убранство храма я не в силах. А вот Дух Храма, его намоленность и духовная теплота осознаются и воспринимаются при первом же посещении. Душа Храма – мощи святого преподобного Варлаама Хутынского.

Впервые в своей жизни мне удалось поклониться и приложиться к Святым мощам не спеша, без суеты и очереди. С глубоким внутренним благоговением можно подойти, помолиться и по достоинству оценить значимость и святость его жизни, поступков и действий. Осознавая при этом свою мирскую суету и греховность, а также не очень решительную борьбу с ними.

Вдруг подумалось, как хорошо сейчас здесь тем священникам и монахиням, которые могут находиться здесь постоянно. Вот в этом Святом Храме, на этом Святом месте живут люди, которые всегда этим дышат, это осознают, проповедуют и излучают. Их лица несут отпечаток любви, доброты и понимания. Они открыты и просты внешне, но одновременно глубоко одухотворены.

Все это воскресило в памяти дорогие сердцу образы и далекие воспоминания моего детства. Мне, обязательно, захотелось всем этим поделиться со своими близкими людьми. Что я и сделал.

Сегодня Хутынь , это деревня в Новгородском районе Новгородской области, расположенная южнее Хутынского монастыря. Входит в состав Волотовского сельского поселения. Хутынь расположена на правом берегу реки Волхов в 7 км от областного центра, на северной оконечности острова, который образуется между реками Волхов и Малый Волховец.

Ближайший населённые пункты — деревни Зарелье и, на противоположном берегу — Стрелка. Есть прямое автобусное сообщение (пять раз в день) с Великим Новгородом — автобус № 121

Во время Великой Отечественной войны деревня была оккупирована фашистскими войсками. В марте 1943 года в боях за освобождение Хутыни участвовала 229-я стрелковая дивизия.

В северной части деревни расположено братское захоронение погибших воинов.

В Хутыни родился герой СССР , Назаров Алексей тимофеевич. При выполнении боевых задач тов. Назаров проявляет большое мужество: в ночь на 20 августа 1942 года немцы грузили десятки эшелонов войск и боевой техники, выгружая горючее и боеприпасы.

Важно

Бесшумно, на большой высоте подошёл бомбардировщик Назарова, отлично осветив цель. Но экипаж попал под обстрел.

Мастерским манёвром он вышел из огня, то одной, то другой плоскостью закрываясь от лучей вражеских прожекторов, успешно отбомбился, в результате чего был взорван эшелон с техникой и боеприпасами противника.

В то время над целью было большое количество наших самолётов, которые воспользовались тем, что самолёт Назарова отвлёк на себя огонь противника, произвели звёздный налёт, успешно разбомбили цель.

**На Новгородской земле бомбежки были тяжелыми. В бою за деревню Хутынь погибло так много людей, что вся земля была усеяна трупами.**

Вот наш обелиск возле Хутынского монастыря под Новгородом. Вдоль дорожки, ведущей к обелиску, расположены плиты, на которых выбиты имена каждого из 1075 воинов 229 стрелковой дивизии, павших в боях за Родину возле д.Хутынь в марте — апреле 1943 года.

Из письма А.М.Куликовского — участника тех боёв:
«…В самых кровопролитных боях у стен Хутынского монастыря, каких мало помнит история Великой Отечественной войны, в марте 1943 года 229 cтрелковая ордена Суворова 111 степени Одерская дивизизия понесла тяжелые потери. В этих боях погибло несколько тысяч наших боевых друзей… Бои за Хутынь занимают огромное место в боевой истории нашей дивизии, а политая кровью наших боевых товарищей древняя Хутынская земля является для нас, ветеранов дивизии, самым священным местом…»
Монастырь Варлаама Хутынского — место очень красивое и святое, даже не верится, что прошло столько веков, а Варлаамо-Хутынский монастырь как стоял, так и стоит. Он был до нас, существует сейчас и будет после нас.

Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело Твое изнуряя, Преподобне! вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений Струя Независтная явился еси, верою притекающим к раце мощей Твоих, Варлааме Отче наш: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов! Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа! и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава!

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/84224.html

Преподобный Варлаам Хутынский

Память преподобного Варлаама Хутынского празднуется 19 ноября (преставление)  по новому стилю, в первую пятницу после недели Всех Святых по Пятидесятнице и в 3-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых.

Жизнеописание преподобного Варлаама ХутынскогоЖизненный путь подвижника, который имел знатное происхождение и в миру носил имя Алексей, проходил в двенадцатом веке. Детство будущий светильник Церкви провел в Новгороде, быв рожден в благочестивой семье.

С раннего возраста он отличался своим поведением от сверстников: не любил играть в шумные игры, а проводил время в одиночестве, читая духовную литературу и молясь. Алексей вызывал тревогу у своих отца и матери воздержанием от скоромной пищи, стремлением вести очень воздержанный образ жизни, однако все их попытки изменить поведение сына не увенчались успехом.

Будущий подвижник отвечал своим родителям, что не пища и питие вводят человека в Царствие Небесное, а пост и молитва.

Совет

С юных лет святой почувствовал призвание к монашескому подвигу и для принятия пострига после смерти родителей отправился в подгородний Лисичий монастырь, после чего избрал себе место для уединенной молитвы – холм над Волховом, расположенный на расстоянии десяти верст от Новгорода в урочище Хутынь, название которого означало «худынь», то есть скверное, худое место.

По мнению жителей близлежащих селений там обитали злые духи, но они не имели никакой силы против святого угодника Божия, имевшего своим оружием крест Христов.

Для многих наших современников, стремящихся к удобству и комфорту, может показаться весьма странным поведение подвижника, добровольно взявшего на свои плечи крест тяжелых трудов, непрестанной молитвы, строгого поста и бдения в абсолютно «неприспособленном для нормальной жизни» месте.

Однако, святой Варлаам имел горящее любовью к Богу сердце и непреклонное стремление обрести спасение души. Чтобы добыть себе пропитание, преподобный собственноручно занимался вырубкой леса, обработкой небольшого огорода, заготовкой дров, держа в памяти слова Священного Писания о том, что, кто не хочет трудиться, тот не должен и есть.

Были среди жителей Новгорода люди, желающие получить духовные наставления святого Варлаама, понести подвиги монашеской жизни, подобные тем, которые совершал подвижник.

Преподобный поучал своих духовных чад с великим усердием, напоминая об опасности многих душевных пороков: просил не завидовать, не клеветать, воздерживаться от гнева, не согрешать отдаванием своих денежных запасов в рост, увещевал не осуждать других людей.

Он советовал избегать клятвы, но, если кто-то уже поклялся, то должен исполнить свои слова, остерегал об опасности телесных страстей, призывая к воздержной жизни. Источник и начало добродетели подвижник видел в кротости и любви ко всем людям, подавал собственный благочестивый пример.Вскоре возникла необходимость строительства церкви и монастыря на месте, которое избрал для несения своих подвигов преподобный Варлаам Хутынский. Храм был воздвигнут и освящен в честь Преображения Господня. Господь, видя искреннюю любовь к ближним Своего угодника, сообщил ему дар творить чудеса и дар прозорливости.Незадолго до окончания земной жизни преподобный Варлаам, зная время своей кончины, обильно преподал духовные наставления насельникам обители. Он молил Господа послать доброго руководителя ко спасению его духовным чадам, и в скором времени обитель посетил его друг священноинок из Константинополя по имени Антоний. Именно ему святой Варлаам поручил попечение о монастыре и его братии, сказав, что покидает основанную им обитель только телесно и пообещав не оставлять ее духом.Душа праведника отошла ко Господу 6 ноября 1192 года по старому стилю (19 ноября по новому)

Тропарь, глас 3:

Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Величание:

Обратите внимание

Ублажаем тя, / преподобне отче Варлааме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:

О, преподобне и богоносне отче наш Варлааме! Услыши нас, молящихся тебе, и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений, находящих на ны: умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно славимую от ангел Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство в бесконечныя веки. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/749-prepodobnyj-varlaam-khutynskij

Ссылка на основную публикацию