Пророк наум

Пророк Наум

Святой пророк Наум – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос – это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка – упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Пророк Наум, Джеймс Тиссот (James Tissot)

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Обратите внимание

Пророческая Книга Наума – каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства.

Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.

Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона (около 824 – 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.

Ниневия

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).

Важно

Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля.

Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии.

Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»

Ассирия

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя.

Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя.

В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам.

Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Совет

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, – Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей.

Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д.

Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы.

Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые», а Сеннахирим с угрозою удалился.

Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Обратите внимание

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле – Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.

Читайте также:  Церковь двенадцати апостолов в московском кремле, россия, город москва, кремль, соборная площадь

Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально.

Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.

), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.

Падение Ниневии

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви.

Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев.

Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Важно

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» – говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока.

Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»).

Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1310249144879942457/prorok-naum/

Новости

Главная Новости

Страницы: 1 2 3 4 5 … 71

Диаконская хиротония студента Сретенской духовной семинарии Архиепископ Верейский Амвросий рукоположил Иоанна Загумёнова, студента Сретенской духовной семинарии, в сан диакона.Встреча четвертая.

Опыт духовной жизни святых Алексия и Сергия Мечёвых Иеромонах Афанасий (Дерюгин) 11 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иеромонах Афанасий (Дерюгин), насельник Московского Сретенского монастыря, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых».

Всенощное бдение в Сретенском монастыре Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Всенощное бдение в Сретенском монастыре возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл12 фактов о Сретении Господнем Сретенская семинария Что отпускает Господь праведному Симеону? Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? И как отражен этот праздник в творчестве русских поэтов?Пророки Ветхого Завета о Евхаристии: Соломон,Исайя и Малахия Ярослав Мордовцев Завершая разговор о Евхаристии, снова обратимся к учительным и пророческим книгам Ветхого Завета и увидим, как пророки говорили об этом Таинстве задолго до Рождества Христова и Его крестной смерти.Христианское учения о человеке в ранневизантийский период Андрей Сенин Истоки зла в мире, человек и его душа, тело человеческое, диктующее свои условия, — всё это и не только суть предметы антропологии, и ответы на вопросы о человеке и его сущности с точки зрения христианской — необходимы.Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) Протоиерей Андрей Овчинников 4 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Андрей Овчинников, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)».Вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Сретенской семинарии 5 февраля 2019 года, в 13-ю годовщину со дня кончины почитаемого старца, в Сретенской духовной семинарии состоялся вечер памяти отца Иоанна (Крестьянкина)Беседы о Псалтири. Введение Иеромонах Ириней (Пиковский) Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский).Христианство в Китае: с времён апостольских до XIX в. Диакон Александр Поляк-Брагинский Христианство, как бы ни удивительно для многих из нас это звучало, пришло в Китай довольно рано и потому успело соединиться навечно с историей этого государства.В Сретенский монастырь прибыла с визитом делегация Православной Церкви в Америке Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Визит Блаженнейшего Тихона ‒ знак крепкой духовной связи Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью и Сретенским монастыреВстреча вторая. Опыт духовной жизни преп. Серафима Саровского Иеромонах Андроник (Пантак) Эта встреча – продолжение проекта «Православие. Просветительские курсы для мирян», осуществляемого Сретенским монастырем совместно со Сретенской духовной семинарией. Общая тема встреч этого полугодия – «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века».Вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Сретенском монастыре Сретенская семинария 5 февраля 2019 года исполнится 13 лет со дня кончины знаменитого и почитаемого по всей России старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этот день в Сретенском монастыре состоится вечер памяти отца Иоанна.Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом Пресс-служба Сретенской духовной семинарии В продолжение встречи были затронуты актуальные темы межхристианского сотрудничества.Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования» Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву Высокопреосвященнейшим Ростиславом, Митрополитом Томским и Асиновским, была вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования»

Читайте также:  Храм иоанна богослова и просветителей карельских в йоэнсуу, финляндия, город йоэнсуу (joensuu)

Страницы: 1 2 3 4 5 … 71

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Хор Сретенской духовной семинарии – Тропарь велмуч. Федору Тирону. 2 глас. Зосимовой пустыни. Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ныне силы небесныя (Г.Ф. Львовский). Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ипакои Кресту. в обр. архм. Мафтфея. Запись с богослужения

Источник: http://sdsmp.ru/news/n6974/

14 декабря. Пророк Наум

Церковный календарь. 14 декабря (1 декабря ст. стиль).

Рождественский пост.

Сегодня память: прор. VII века до Р. Х. Наума; прав. Филарета Милостивого VIII века и мч. Анании Персиянина.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к Ветхому Завету. Святой пророк Наум – один из 12-ти малых пророков, родом из селения Елкоша́, города в северном Израиле. Время его жизни относится к VII в до Р. X..

Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел Сеннахири́м, умысливший зло против Господа, а Иудейскому царству в ней предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии.

Совет

Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством. Каких-то дополнительных сведений о жизни пророка не сохранилось.

Вот как пишет пророк о Господе: Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания […] Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него (Наум. 1, 3,6,7).

Не правда ли, противоречивые определения для Господа? Он и долготерпелив, и не оставляет без наказания. Он и гневается страшно, и благ при этом, и будет убежищем в день скорби для надеющихся на Него.

Святые отцы учат нас, что Бог неизменен, а значит, это не Он меняется, а меняется наше положение по отношению к Нему.

Так же как и Солнце может быть и холодным, и теплым, и опаляющим, так же и Господь становится разным в зависимости от того, насколько мы стремимся свою волю сопоставлять с Божественной.

Но более всего хотелось бы поразмышлять на тему долготерпения Господня, о котором пишет пророк. Другой пророк, псалмопевец Давид, тоже писал о долготерпении Божием:

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс.102, 8–11).

Важным условием милости Божией является страх Божий. Страх Божий – это не привычный нам животный страх боли и наказания, но смущение и стыд от самой возможности оскорбить любовь, обидеть дорогого, самого заботливого человека – отца. И долготерпение Божие в первую очередь заключается именно в ожидании от человека возвращения в достоинство сына.

Обратите внимание

Мы все помним притчу о блудном сыне, вот пример долготерпения. Мы очень часто забываем о Боге и живем так, как будто Его нет. И в это время Господь долготерпит, ждет, пока мы вспомним о Нем, покаемся и снова станем сынами Божиими. И если бы не это долготерпение, ни у кого не было бы даже шанса на покаяние: за грех мы бы наказывались моментально.

Однако у долготерпения есть и опасная сторона. Когда человек творит зло, у него есть соблазн подумать, что зло уходит в никуда, что Бог этого не видит или что, раз Бог не реагирует, то не такое уж это и зло. Такое состояние, несомненно, является прелестью.

Господь ждет от человека осознания и покаяния, а человек себя убеждает, что ничего плохого он не делает. Все мы, братья и сестры, периодически бываем в таком состоянии.

Главное не испытывать долготерпения Господня: в каких-то случаях Господь очень медлит, а в каких-то и не очень.

Есть еще одна сторона Божия долготерпения, когда Он терпит не нас, а кого-то рядом с нами, от кого страдаем мы. В такие моменты Господь надеется на нашу праведность, на нашу способность потерпеть ближнего, пока тот образумится.

Иногда приходится ждать долго, иногда всю жизнь, а многие из наших новомучеников и исповедников Российских так и не дождались народного вразумления при жизни. Братья и сестры, очень важно не начать роптать на Бога, когда мы долгое время видим ненаказуемое зло.

Бог знает, кому и когда прийти к покаянию, или кому, за что и для чего попущены те или иные скорби и стесненные обстоятельства.

В Евангелии описан диалог, случившийся когда в одном из селений не захотели принять Господа Иисуса Христа и Его учеников: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение . (Лк. 9, 54–56) Поэтому не наше дело желать кому-то злого воздаяния. А если оно приходит, наша задача молиться о тех, кого оно постигло, а не радоваться, как часто у нас бывает.

Важно

Любовь к врагам – одна из самых труднопостижимых евангельских заповедей. Но именно она раскрывается в долготерпении Божием. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Господь смиренный и кроткий и любит создание Свое, и там, где Дух Господень, там непременно будет смиренная любовь к врагам и молитва за мир. И если ты не имеешь этой любви, то проси, и даст тебе Господь…»

Такая вот сложная антиномия. С одной стороны Господь обязательно наказывает зло в этом мире, хотя и медлит делать это, и терпит, и ждет покаяния. А с другой стороны – заповедь о любви к врагам.

Мы не должны внутренне иметь второе дно, когда на первом лежит мнимая любовь, а на втором – желание мести и радость о наказании грешников. Нет. Святой Силуан говорит, что у нас, людей, должна быть только любовь.

Долготерпение Божие по сути своей совершенное: ни секунды лишней, ни секундой меньше, и решение о наказании народов и стран Он принимает Сам в Себе. От нас требуется являть миру любовь, какой Бог любит всех нас, – любовь бескорыстную и безусловную.

Святый пророче Божий Науме, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-14-dekabrya

Память святого пророка Божия Наума

Святой пророк Наум — один из двенадцати так называемых малых пророков — происходил из Галилеи, из селения Елкоша 1. 

Читайте также:  Мученик памфил кесарийский

 
Главное содержание Книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии 2, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города.

Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима 3 на Иегову 4.

Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион. 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено.

Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. 

 
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем 5. 

 
Вся Книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т.е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии.

Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы.

Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя 6. 

 
Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т.е. к 745—714 годам до Р.Х. (после разрушения царства Израильского). 

 
О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Святой пророк Божий Наум являлся Небесным покровителем почившего насельника Троице-Сергиевой Лавры приснопамятного архимандрита Наума (Байбородина). 

роро́ка Твоего́ Нау́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

росвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне, Нау́ме сла́вне.

Совет

 прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

1 Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином (Наум. 1:1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св.

Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума.

По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

2 Ниневия была главным городом Ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.

3 Сеннахирим — царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.

4 Иегова (по слав. Сущий) — одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном Писании об одном Истинном Боге.

Обратите внимание

5 Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р.Х.

), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Наум. 3:14).

Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33)

6 Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, — говорит блаж.

Феодорит, — гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но — продолжает он — есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум. 2:1) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, «дунул» на Апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго»(Иоан. 20:22). Поэтому и под всем сокрушенным царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». — За богослужением Православной Церкви книга прор. Наума не употребляется.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-svyatogo-proroka-bozhiya-nauma

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector