Саровская пустынь, россия, нижегородская область, город саров

Успенский мужской монастырь Саровская пустынь Епархиальный мужской монастырь

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря).

Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище».

Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Обратите внимание

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище».

28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

Важно

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

В сентябре 1989 года состоялся первый приезд в город Саров приснопамятного владыки Николая (Кутепова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского.

Спустя три года, впервые после долгих богоборческих лихолетий в город прибыл настоятель вновь созданной приходской общины — о. Владимир Алясов.

5 апреля 1992 года им был отслужен первый молебен, а в августе следующего года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в Сарове был освящен храм в честь Всех Святых, возвращенный Русской Православной Церкви.

В августе 1991 года, уже после памятных событий чудесного второго обретения святых мощей преподобного Серафима и торжественного перенесения их в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров и на Монастырской площади, рядом с храмом, совершил Божественную литургию под открытым небом в сослужении сонма архиереев и священников. На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке — месте молитвенных подвигов преподобного Серафима — был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли.

https://www.youtube.com/watch?v=8vpcMhqQUxg

Начиная с 1996 года возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно — накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

30 июля 2000 года впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители.

Совет

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября 2010 года архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма.

Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены.

26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

Обратите внимание

21 декабря 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

18 июня 2013 года  — часы, установленные на Саровскую колокольню в 1965 году, были остановлены, и стрелки завершили свой бег на отметке 11 часов 20 минут.

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/uspenskiy-muzhskoy-monastyr-sarovskaya-pustyn/

Нижегородская Митрополия

История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим.

Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли.

Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.

Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни.

Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни.

В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.

16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.

День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.

Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева.

Важно

Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу.

Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.

Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.

Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители.

Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца.

Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.

При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.

Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

Совет

Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви.

Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений.

Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.

Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных.

11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию.

В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.

Обратите внимание

Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр.

В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена.

К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.

Храмы монастыря

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского Храм в честь Сошествия Святого Духа Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Часовня в Дальней пустыньке

Святыни монастыря

Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная) Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление» Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)

Читайте также:  Мученики косма и дамиан асийские

Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

При монастыре работает православный краеведческий центр «Истоки»

Адрес: Нижегородская область, город Саров, пр. Мира, 29

Источник: http://nne.ru/objects/svyato-uspenskij-muzhskoj-monastyr-sarovskaya-pustyn/

Тайны закрытого города Сарова и возрожденные храмы

Саров – город таинственный и, можно сказать, уникальный. Это место, где тесно соседствуют вера и наука, и не просто соседствуют, а ведут диалог и помогают друг другу.

Вряд ли о таком исходе задумывались те представители советской власти, которые в 20 веке принимали решение о создание научного ядерного центра на руинах разрушенного монастыря. Но спустя многие десятилетия в Сарове не только были вновь открыты храмы.

Так сложилось, что физики-ядерщики стали почитать преподобного Серафима Саровского своим небесным покровителем. Но путь к этому был долгий.

История Саровской пустыни

На самом юге Нижегородской области при слиянии двух рек Саровки и Сатиса в 17 веке в пустынной местности стали селиться монахи. Вели они уединенное и полное трудов житие, рыли пещеры и молились Богу. Но по-настоящему монастырская жизнь здесь возникла в 1706 году, когда монах Иоанн основал Саровскую пустынь. Тогда и началось строительство храмов, жилых и служебных помещений.

Но большую известность Саровская пустынь приобрела благодаря молитвенному подвигу преподобного Серафима Саровского. Еще при жизни люди приходили к дивному старцу за советом, рассказывали свои трудные жизненные обстоятельства, просили молитв. Не прекращалось негласное паломничество и после смерти батюшки. Люди посещали его могилу и по-прежнему просили молитв.

Поездка в Саров к Серафиму Саровскому

В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых, и на торжественное прославление собралось огромное количество народа. Приехал сам Цари Николай II со всей своей семьей.

Об этих торжествах тогда писали в газетах, публикуя воспоминания очевидцев событий, размышления писателей и приближенных к Царю лиц. Поездка в Саров к Серафиму Саровскому стала одним из самых популярных паломничеств того периода.

И это было продиктовано не модой. Дело в том, что преподобного Серафима Саровского почитали в народе за простоту и доброту, за пасхальное приветствие и искреннюю святость души. Потому и стремились к его мощам со всех губерний.

Важно

Паломничество в Саровскую пустынь неразрывно было связано с Дивеевом. И потому, что это был последний большой населенный пункт перед Саровом, и потому, что сам батюшка Серафим заповедовал посетить Дивеевскую обитель. Пробыть там хотя бы сутки, помолиться на святой Канавке и помочь дивеевским сестрам.

Преподобный Серафим Саровский любил Дивеево. Он и в пророческих своих рассказах говорил, что мощи его будут покояться там, чем вызывал недоумение многих. Но слова эти сбылись в точности в конце 20 века.

Когда были найдены мощи Преподобного Серафима Саровского, встал вопрос о том, где они будут покояться. Возвращение их в Cаровскую обитель было невозможно. Ибо она на тот момент стояла в руинах, а сам город имел статус закрытого научного центра. Вот тогда–то и вспомнили о Дивеевском монастыре, куда и были перенесены мощи всенародно любимого святого в 1991 году.

С приходом советской власти Саровская пустынь не избежала участи многих русских монастырей и была разрушена.

А в 1946 году, когда назрела необходимость ядерных исследований и угроза безопасности для страны, на месте бывшего монастыря разместили Конструкторское бюро № 11. Так зарождался советский атомный проект.

В город со всей страны везли лучших ученых, и подающих надежды студентов, здесь трудился и Андрей Дмитриевич Сахаров.

Город рос, развивался, имел отличную инфраструктуру, но у него не было названия и его местопребывание не обозначалось ни на одной карте. А жителям оставалось довольствоваться зашифрованными названиями – Арзамас -16, Кремлев, (и другие).

Совет

В конце 90-х годов 20 века Сарову вернули историческое название. После торжественных мероприятий по случаю столетия прославления преподобного Серафима Саровского стали восстанавливать храмы, в 2006 году открылся монастырь.

Секретность с Сарова сняли, но он по-прежнему остается закрытым городом. И причина веская – научный ядерный центр должен находится в безопасности.

Как попасть в Саров?

Ответ – никак, если только вы не являетесь высокопоставленным лицом государства или ученным, которому выслали специальное приглашение. Во всех остальных случаях попасть в закрытый город практически невозможно.

Да, там есть учебное заведение, и молодые люди окрестных жилых поселков могут туда поступить, но это удается не каждому. Иногда городу требуются рабочие, и желающие поработать на выставленных вакансиях заполняют серьезные анкеты. Ответа ждут месяцами, и не всегда он бывает положительным, такая вот серьезная проверка идет. Саров хранит тайны и не каждого пускает на свою территорию.

Обычным людям, туристам и путешественникам въезд в Саров закрыт. Но расстраиваться не стоит. Почти все святыни когда-то находившиеся в Саровской пустыни и связанные с именем преподобного Серафима Саровского, включая сами мощи святого, находятся в Дивеево. Да и само Дивеево является четвертым уделом Богородицы. Сюда и стремится в паломничество весь православный мир.

И все же, многим очень хочется узнать, что же находится в закрытом городе Сарове. Мы попытаемся немного об этом рассказать.

Православные храмы и другие достопримечательности Сарова

Храм преп. Серафима Саровского

Первый в России посвященный преподобному Серафиму Саровскому.

Расположен на берегу пруда Боровое. Построен на месте часовни, которая находилась рядом с источником преп. Серафима и купальней.

Храм преп. Антония и Феодосия и прочих отцов Киево-Печерских

Подземный. Расположен на территории монастыря. Действует с 2006 года, когда прошло малое освящение. 6 сентября 2011 года состоялось великое освящение храма архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Церковь преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

Была уничтожена в советские годы, отстроена заново. Храм двухэтажный, великое освящение храма в нижнем ярусе состоялось 26 мая 2012 года. В верхнем ярусе – под куполом – расположен храм Преображения Господня, освящен 21.12.2012 г.

Надвратная церковь во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца

Источник: http://mydiveevo.ru/tajny-zakrytogo-goroda-sarova-i-vozrozhdennye-hramy/

Саров православный

Есть в заповедных мордовских лесах на границе с Нижегородской областью закрытый городок Саров.

У города Сарова удивительная судьба. Вряд ли найдется много мест, где бы существовали рядом крупный научно-технический центр, в котором был воплощен в жизнь один из самых дерзких технических проектов ХХ века, и наиболее почитаемая православная святыня – место молитвенного подвига Серафима Саровского.
В конце сороковых годов ХХ века название Саров исчезло с карт Советского Союза.

9 апреля 1946 года было принято решение о размещении здесь особо важного государственного объекта, на котором создавалась первая советская атомная бомба. Для строительства секретного объекта было выбрано место, где располагался знаменитый Саровский монастырь. В течение полувека менялись название объекта и почтовый адрес населенного пункта.

В историю же советского атомного проекта он вошел как Арзамас-16.

Саровский монастырь возник у слияния рек Саровка и Сатис.

Река Саровка

Место это самой природой было создано для крепости. Согласно легендам, записанным саровскими монахами, крепость здесь построили татары во времена Золотой Орды и назвали Сараклыч — с татарского «Золотая сабля». В конце XIV века это место опустело и носило название Старого городища.

Обратите внимание

Первый саровский поселенец — пустынножитель монах Феодосий, поселившийся на Старом городище около 1664 года, рассказывал жителям окрестных сел о наблюдаемых им чудесах: о колокольном звоне из-под земли, об исходившем от горы необыкновенном сиянии.

Прошло еще несколько десятилетий, прежде чем в это место пришел будущий основатель Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн (Иван Федорович Попов). В 1691 году Иоанн возобновил здесь монашеское поселение.

Макет Саровского монастыря в музее ядерного оружия

Макет Саровского монастыря в музее ядерного оружия

Макет колокольни Саровского монастыря в музее ядерного оружия

Великолепные здания храмов, золоченые иконостасы, красота церковной службы производили неизгладимое впечатление на многочисленных паломников, приходивших в монастырь со всех концов России.

Известность Саровской пустыни росла, саровские монахи принимали тысячи богомольцев, которые шли за исцелением своих душевных и телесных болезней.

Особой известностью у паломников пользовались монахи-отшельники, жившие по берегам реки Саровки.

В Саровский монастырь вели четыре дороги. Большинство богомольцев шло в Саров по широкому тракту Арзамас – Темников.

Дорога вела к руслу реки Сатис, спрямленному монахами, и выходила на красивую тополиную аллею, посаженную на отвальном грунте искусственно вырытого русла Сатиса.

Дальше они переходили деревянный мост через Сатис и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю. 

Важно

На богомольца, прибывшего в Саровскую обитель издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня. Высокий, величественный, уходящий ввысь белый столп Саровской колокольни символизировал духовный путь, который должен проделать каждый христианин за время своей жизни.

Колокольня Саровского монастыря

Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Города. Строилась она десять лет, с 1789 по 1799 год.

Общая высота колокольни составляла 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на ее обзорные площадки. С высоты птичьего полета открывался удивительный вид на огромные темно-зеленые массивы заповедного леса, окружавшие обитель со всех сторон. В хорошую погоду можно было увидеть колокольню и храмы женского Серафимо-Дивеевского монастыря.

Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Сквер на монастырской площади

Колокольня выполнена в четыре яруса. Первый ярус представлял собой высокий арочный проём – Святые врата обители, оформленные в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был украшен живописными картинами на евангельские темы.

Слева на стене ворот установлена памятная доска в честь первоначальника Иоанна (в миру Ивана Фёдоровича Попова), основателя монастыря. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки.

Она имела два фонда: фонд обычных книг, где хранилось более 7 тысяч томов, и фонд особо ценных книг и рукописей, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись обители, написанная основателем пустыни иеросхимонахом Иоанном.

На втором ярусе колокольни была церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, освящённая в 1806 году. На третьем и четвёртом ярусах размещались колокола. Самый большой весил 1200 пудов (более 19 тонн), его называли «тысячник». Он занимал третий ярус. Этот колокол отливался в монастыре.

Совет

Остальные 18 колоколов занимали четвёртый ярус. Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для его подъёма собрали с окрестных деревень 5 тысяч человек, и с помощью 4 основных и 4 «отводных» канатов «тысячник» был поднят на колокольню всего за несколько часов.

Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе. После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне Сатиса.

Красный дом и колокольня

На закате

Всего в монастыре было девять храмов. Главная святыня и украшение Саровской пустыни – Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу.

Внешний вид Успенского собора имеет сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Это было первое каменное здание Саровской пустыни.

Это сооружение строилось на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что получила название Демидовская церковь.

Успенский собор

15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были похоронены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-мольчальник.

Макет Успенского собора

В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря — чудотворная икона
Живоносного источника, гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое — псе было спалено в кучу и сожжено.

Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор Живоносного Источника, а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь.

Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены.

При входе в монастырь привлекал внимание паломников еще один соборный храм Саровской обители, названный в честь пресвятой богородицы и Ее Живоносного Источника.

Это самый первый храм, который был построен в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители.

Через три года храм был перестроен и так простоял до 1752 года.

Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

Макет церкви пресвятой богородицы и Ее Живоносного Источника

 Самое древнее сооружение в Сарове это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря.

С чувством некоторого страха богомольцы спускались в эти сокровенные жилища первых насельников святой обители.

Обратите внимание

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым ранним годам его истории. Их начал копать ещё первоначальник Иоанн в то время, когда один жил на на Старом Городище.

Читайте также:  Рыльский монастырь, россия, курская область, рыльский район, село пригородная слободка

Согласно Иоанну, Илларион начал копать пещеру «в полугоре от реки Сатиса, над источником, идеже ныне самый вход в пещеры, близ своей кущи в 1692 году. Устав от работы, он прилёг отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение.

Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион — тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских.  

Протяженность подземных ходов в Саровском монастыре около 400 метров, из них исследованы на данный момент около 300 метров.  

Иконы в подземных кельях Саровского монастыря

Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освещена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

Алтарь подземной церкви Саровского монастыря

В данное время пещеры и алтарь церкви восстановлены. Алтарь подземной церкви сделан из специального влагоустойчивого сплава.

Иконы алтаря подземной церкви Саровского монастыря

Храм Иоанна Предтечи находится за пределами монастыря и стоит над ключом, бьющим из-под горы. В начале это была небольшая церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран.

И на его месте началось строительство нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней исцеление.

По его желанию в церкви было 3 престола: главный, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2 дополнительных, посвящённых апостолам. Нижняя часть храма, где находился источник, была застеклена. В монастырские времена от источника был проведён водопровод, который снабжал водой весь монастырь.

Храм Иоанна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи

В 1940-1950 годах был снесён купол церкви и здание превращено в гостиницу, а затем в нем располагался один из отделов ВНИИЭФ. В 1998 году здание храма Иоанна Предтечи было передано церкви и там возобновились богослужения.

Важно

Действующей была только нижняя часть храма, где был установлен простой деревянный иконостас с бумажными иконами. Здание тогда требовало ремонта, с потолка осыпалась штукатурка. Во время больших праздников была страшная теснота.

Тогда верующие люди не могли даже предполагать, что храм Иоанна Предтечи будет восстановлен в своём первозданном виде, с пятью главами, с великолепным иконостасом и росписями, с купальней в нижней части храма. И все же храм был восстановлен в 2006 году к 300-летию основания Саровского монастыря.

 Храм Иоанна Предтечи

Храм преподобного Серафима Саровского заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец. Освящён он был в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых.

В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом.

В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя.

Храм Серафима Саровского

Интерьер храма Серафима Саровского

 
Храм Серафима Саровского и Архиерейский дом

К храму примыкает здание под названием Архиерейский дом. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. Рядом здание монастырской трапезной, которое построили в 1828 году.

Купол большого светлого зала был украшен росписью на тему Евангелия: Иисус Христос кормит народ пятью хлебами. Трапезная была рассчитана на 100 человек. Кормили в монастыре скромно, но вкусно и питательно.

Вот воспоминания одного из паломников, посетившего монастырь в 1904 году,: «Булки там чудные, вдвое больше петербургских и до того нежные, каких в Петербурге не найдёшь, да я думаю и нигде…и ещё чудный там квас». Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня с погребами над ними (келарь – заведующий монастырским хозяйством).

При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня. Саровские квасы готовили один раз в год в марте. Ставили в бочках в погребе, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.

В советское время монастырская роспись трапезной была уничтожена, на её месте появилась другая: голубое небо с облаками, зелёными листьями на деревьях и летающими птицами.

Совет

В этом зале прекрасная акустика, и иногда в нём проводились концерты духового оркестра. В настоящее время помещение трапезной передано православному приходу. Зал же с круглым потолком пока пустует.

В помещении бывшей келарни сейчас находится контора прихода.

Звонница храма Серафима Саровского

Часовня на месте захоронения Серафима Саровского

Храм всех святых

Важно

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

Храм всех святых

 Храм святого Пантелеймона в больничном городке

Особо почитались в обители места, связанные с подвигом о. Серафима — Ближняя пустынка и источник, часовня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, ча­совня и купальня на источнике Серафима. Широкой известностью пользовались Саровские источники. Их было семь.

Часовня на Ближней Пустынке

20 ноября (3 декабря) 1778 года в Саровскую обитель вступил уроженец г. Курска, выходец из купеческой семьи Прохор Исидорович Мошнин. 13(26) августа 1786 года подвижник обители принимает монашеский постриг с именем Серафим, а 27 октября (9 ноября) того же года он посвящается в сан диакона. 2 (15) сентября о. Серафим был рукоположен в иеромонахи.

Здесь, в Саровской Пустыни, о. Серафим и творил свой великий духовный, молитвенный и трудовой подвиг. Жил в глухом лесу отшельником, накладывал на себя обет молчания, перенес нападение разбойников. В одинокой подвижнической жизни преподобный провел более 20 лет. Из них 15 лет (1794-1810гг.) он провел в своей дальней пустынке.

Памятник Серафиму Саровскому на Дальней пустынке

Серафим Саровский стал на путь пустынножительства в 1794 году в возрасте 35 лет. Традиционно Саровские пустынники селились вдоль Саровки, к их кельям вела лесная дорога, связывавшая монастырь с Пурдошанской дорогой (ведшей из Пурдошек в Кремёнки).

В первый свой уход из монастыря Серафим выбрал место для жилья также на берегу Саровки, в пяти верстах от монастыря. Небольшая деревянная келья Серафима состояла из одной комнаты и сеней, к которым было приделано крыльцо.

Рядом с кельей был разбит огород, окружённый забором.

Часовня на Дальней пустынке

На расстоянии нескольких сот метров от Серафимовского источника располагался камень, к которому Серафим, согласно преданию, приходил и молился 1000 ночей подряд, постоянно живя на дальней пустынке.

Молясь, он ставил перед собой на росшее рядом дерево икону Св. Троицы. Изображение Серафима, молящегося на камне перед иконой — одно из самых распространённых канонических изображений святого.

 Молящимся на камне изображён Серафим Саровский и в скульптуре В.Клыкова, установленной на дальней пустынке.

Обратите внимание

Подлинный камень Серафима Саровского до нашего времени не сохранился. Сохранились только его осколки, почитающиеся как святыни. А сам камень был разбит после смерти Серафима. Мелкие куски были также разобраны богомольцами.

Камень, лежащий сейчас у дороги из Сарова на Протяжку, — уже третий по счёту на этом месте. Он был установлен 31 июля 1991 года накануне приезда в Саров патриарха Алексия II во время торжеств по случаю второго обретения мощей святого Серафима.

Чудотворный источник преподобного Серафима в Сарове, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы. Однако вскоре ключ чудесным образом вновь забил.

На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II в честь преподобного Серафима 1 августа 1993 года. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны.

Возле часовни устроена купальня. Русло протекающей здесь реки Сатис было изменено, и теперь река огибает источник, в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой.

Часовня на источнике Серафима

К празднику Крещения Господня на источнике преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка (Дивеевский район) построены три новые купальни. 

Памятка паломникам

Купальни на источнике Серафима Саровского

PS: К сожалению, восстановление монастыря не радует самих жителей города Саров. Были закрыты театр (не работал несколько лет, сейчас находится в новом здании), детская библиотека, городской музей, детская школа искусств.

Под угрозой закрытия детская полиликника, находящаяся в здании, постороенном после 50-х годов 20 века и церкви ни в коей мере не принадлежащем.

Также собираются закрыть дорогу, проходящую через монатсырь, что приведет к ухудшению и без того не очень хорошей ситуации в городе с автомобильными пробками. 

Источник: http://venividi.ru/node/18592

Саров — закрытый город с открытым сердцем

На самой границе с Мордовией, в Нижегородской области, находится город Саров, известный тем, кто родился в СССР, как Горький-130, Арзамас-75 и Арзамас-16. Саров — закрытый город, попасть сюда невозможно без местной прописки или специального приглашения.

Основан город в 1691 году, однако первые упоминания о нем встречаются гораздо раньше: в 1310 году на месте Сарова была тюркская крепость Сараклыч, что переводится как «город людей с желтыми саблями». Позднее здесь был построен мужской монастырь Саровская пустынь, куда и сегодня приезжают паломники со всей страны.

Достопримечательности Сарова многогранны, в этом несложно убедиться.

В Саровском монастыре жил и вел подвижническую деятельность один из самых известных и свято почитаемых православных святых — преподобный Серафим Саровский. Революция 1917 года монастырь упразднила, превратив его в детскую трудовую коммуну (в то время большой популярностью пользовались педагогические идеи Макаренко).

В наши дни монастырь был возвращен верующим, сегодня идет его активное восстановление. Но паломники со всей страны уже приезжают в Саровскую пустынь, посещая храм Серафима Саровского, Храм Иоанна Предтечи и подземный храм Киево-Печерских чудотворцев. Обязательный пункт программы посещения пустыни — это купание в святом источнике Серафиме в Ближней пустыни.

Выстраивается целая очередь верующих в белых рубищах, желающих окунуться в святую воду.

Особую, государственную значимость город приобрел в годы Великой Отечественной войны, когда было решено начать работы по созданию атомной бомбы. В 1947 году было организовано КБ-11, режимное закрытое предприятие, прародитель Всероссийского НИИ экспериментальной физики.

В городе его называют просто — федеральный ядерный центр России. Именно здесь в 1949 году была испытана самая первая советская атомная бомба.

Любопытные туристы, арендующие квартиры посуточно в Сарове, с большим удовольствием посещают Музей ядерного оружия и дом-музей академика Харитонова. Экспонаты музея уникальны, подобного вы нигде не увидите.

Важно

Вот, например, двойник первой атомной бомбы, которую ласково называют «Царь-бомбой» или еще более ласково — «Кузькиной матью», той самой, которую обещал всем показать Никита Сергеевич Хрущев.

Познакомиться с историей города можно в историко-краеведческом музее (пр-т Мира, 48). Музей гордится блестящими коллекциями: этнографической, нумизматической, археологической, живописной и многими другими. В фондах более 200 подлинных документов, которым цены нет.

Археологическая коллекция «Средневековое Саровское городище» знакомит посетителей с удивительными находками, найденными во время раскопок. Мордовский могильник был найден недалеко от устья реки Сатис у деревни Торжок.

Есть в городе и своя художественная галерея (перекресток пр-та Мира и улицы Гагарина).

Богат Саров памятниками природы: Саровские серебряные ключи, Ближняя и Дальняя пустынка и монастырские пруды. На левом берегу реки Сатис, на протяжении 50 метров, из земли выбиваются крупные и мелкие родники. Вода в них как будто кипит — это поднимается со дна песок.

Химический анализ воды из Саровских серебряных ключей показывает, что органических загрязнений нет, т. е. вода целебная. Сюда с огромным удовольствием приезжают и горожане, и счастливые обладатели разрешения на въезд в город, арендующие квартиры на сутки в Сарове.

Что еще посмотреть в этом закрытом городе? Прогуливаясь по улицам, обратите внимание на знаменитый дом со шпилем — типичный образец архитектуры сталинского классицизма. Похожие здания есть в каждом городе, что вполне понятно.

Молодожены традиционно приезжают на висячий мост — новоиспеченный муж просто обязан на руках пронести молодую жену с одного берега на другой. Влюбленные же назначают свидания в сквере у фонтана — еще одна городская традиция.

Совет

Так выглядит размеренная жизнь в тихом Сарове, скрытом от любопытных глаз. Приезжайте, пройдитесь по улицам, загляните в музеи, проведите время с пользой для ума и сердца. До встречи в закрытом Сарове, удивительном городе с большим открытым сердцем!

Источник: https://sarov.sutochno.ru/info/gorod

Саровский монастырь — Святцы

Саро?вский монасты?рь (Саро?вская Успе?нская пу?стынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу.

Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище».

Читайте также:  Мученики леонтий, ипатий и феодул

Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».

Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители.

В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище».

28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Обратите внимание

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.

2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

Важно

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

Высказывалась возможность восстановления монастыря

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/nizhegorodskaya_oblast/sarov/sarovskiy_monastyr/

Православный Саров: храмы преподобного Серафима Саровского и Иоанна Предтечи, Успенский собор Саровского монастыря

В 1947 году исчезла вся информация о поселке Саров Темниковского района Мордовской АССР. Город — уже не поселок — вернул свое истинное название только в 1995 году.

Спрятанный в густых непроходимых лесах, таинственный и загадочный, он притягивает к себе внимание паломников со всего света, но попасть в город невозможно.

Очень радует, что многие святыни и намоленные места находятся вне пределов города.

Возрожденные святыни Сарова и Федеральный ядерный центр России мирно уживаются под покровительством Преподобного Серафима Саровского.

Православный город

История этого города одновременно трудная и великая. Его разрушали до руин, сжигали, засыпали родники, но он, словно птица Феникс, возрождался из пепла.

Кто бы мог подумать, что маленький поселочек, расположенный на развалинах старой крепости, станет образцом взаимопонимания атомной науки и церкви.

Здесь осуществляет свою деятельность Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики и одновременно Духовно-научный центр Саровского монастыря.

История города 

В начале 14 столетия в бассейне реки Мокша, между речкой Сатис и притоком Саровка, была построена эрзянами и татарами деревянная крепость Сары-Кылыч. Крепость постепенно развивалась и переросла в большое торговое селение, со временем оно пришло в упадок, получив в народе название «Старое городище».

В 1664 году здесь поселился первый монах-отшельник инок Феодосий. Монахи ставили свои кельи вдоль речки и вели уединенный образ жизни.

В 1705 году местный князь Кугулов передал в дар земли старого городища отцу Исаакию, который к июню 1706 года построил первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

С этой даты и началась непростая история мужского монастыря Саровской пустыни.

В 1778 году в монастырь пришел молодой мужчина, ставший впоследствии русским святым — преподобным Серафимом Саровским.

При жизни и после его кончины в 1833 году народ почитал старца за доброту, скромность, за покровительство Дивеевскому женскому монастырю. После пятнадцатилетнего затворничества с 1810 по 1825 г. он был наделен даром предсказания и исцеления от болезней. Канонизирован в 1903 году Святейшим синодом Русской Православной Церкви по инициативе царя Николая II.

В 1927 году Саровский монастырь был сожжен и разграблен.

Из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Все святыни монастыря, библиотека, часовня над могилой Серафима Саровского — все было разрушено. Вход в подземный город с кельями и подземной церковью замуровали. Имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского НКВД.

В 1946 году Саровский монастырь был выбран местом размещения секретного объекта по созданию атомной бомбы. Очень быстро построили новый город и негражданскую производственную базу.

До 1991 года несколько раз менял название:

  • Кремлев;
  • Арзамас-75;
  • Арзамас-16.

Современное положение

Предназначение нового города — положить конец атомной монополии США, задание это было успешно выполнено.

По архитектурному стилю город напоминает Москву в 70-х годах прошлого века. Численность населения приближается к 100 тысячам, уровень жизни — выше среднего по Нижегородской области, цены на жилье — высокие.

Образование — одно из самых лучших в регионе. Закрытость города уже не такая строгая,жители могут ездить в отпуск, приглашать в гости родственников.

Совет

Многие приобрели в округе дачи, чтобы можно было встречаться с друзьями в любое время.

Растет и развивается инфраструктура — строится новое жилье, работает Дом ученых, театр, музеи, открываются картинные галереи, спортивные и торговые комплексы.

Важнейшей движущей силой жизнеспособности и уникальности города является историческое наследие.

Православие в городе

Возрождение Православия в Сарове началось в 1987 году с организацией при Доме ученых историко-философского клуба с намерениями изучать духовное наследие русских философов и историю Саровской пустыни.

В 1990 году был организован православный приход, через год его посетил Патриарх Московский и Всея Руси — Алексий II.

В апреле 1992 года на Пасху состоялась первая Божественная литургия в маленькой часовне на городском кладбище.

В День Святой Троицы этого же года на баланс Нижегородской епархии было передано первое здание — Храм Всех Святых.

Вера и религия для жителей

Так случилось, что из историко-философского клуба выросло объединение — Саровская пустынь. Некоторые члены клуба стали священниками.

Православие никогда не покидало города, у всех дома были иконы, в подвалах по праздникам проводили молебны. На Крещение люди приходили к местным источникам.

Постепенно благодаря «оттепели» в городе открылась воскресная школа и православные курсы для взрослых, в воздухе начала витать идея возрождения Саровского монастыря.

При чем все прекрасно понимали, что монастырь не может быть открыт для паломников извне. Открытие монастыря будет духовно поддерживать и утешать только тех, кто здесь занимается таким нелегким делом. В 2006 году монастырь был открыт. В 2007 году впервые совершен молебен Преподобному Серафиму, как покровителю ядерщиков. Было восстановлено семь храмов, все они действующие.

Святые Сарова

В православном мире Саровская обитель считается святым местом.

Паломники приезжают поклониться и почтить известных подвижников Саровской пустыни:

  • Иеромонах Исаакий — первостроитель пустыни;
  • Марк-молчальник — его называют духовным предтечей отца Серафима;
  • Серафим Саровский — величайший святой последних веков, был канонизирован вопреки сопротивлению Святейшего Синода по причине:»Слишком много чудес».

Иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, возродил Саровскую пустынь, открыл мужской монастырь и утвердил строгий устав. После выхода указа — считать раскольниками всех монахов, живущих в лесах без церкви, организовал постройку храма за 50 дней. Одним из великих дел его стало обращение в православную веру раскольников.

За несколько лет его стараниями было построено три храма, расширены кельи в пещерах, в горе высечена подземная церковь в честь Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. По ложному доносу был арестован, закован в кандалы, скончался в заточении на 67 году жизни в Петербурге.

В прощальном письме завещал хранить устав, послушно нести повиновение и пребывать в мире и любви.

Марк-молчальник в 1784 году был пострижен в монахи с именем Мефодий; приняв схиму (торжественная клятва), получил имя Марк. Пустынничал в лесу на берегу речки Саровки, выращивал овощи, делал сам спички, все раздавал приходившим к нему посетителям.

Разговаривал редко, ответы писал на песке или углем, за что и получил такое необычное прозвище — молчальник.

Одним из братьев, кто удостаивался беседы, был отец Серафим, который так почитал схимонаха, что просил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано.

Захоронение обоих находилось возле алтаря Успенского Собора.

Серафим Саровский — кто же сейчас не слышал это святейшее имя? Небесный покровитель Дивеевской женской обители, чудотворец и исцелитель. Он давал советы, с помощью воды из чудотворного родника и своих молитв помогал излечиться безнадежным больным. Он мог рассказать о прошлом, предсказать будущее, помогал справиться с трудностями и предостерегал от ошибок.

Обратите внимание

Долог и труден был его путь: Прохор Исидорович Мошнин молодым юношей пришел в Саровскую обитель, принял постриг и стал монахом Серафимом. Много лет провел в добровольном затворничестве в лесу и в обители, совершая свой безмолвный подвиг, серьезно болел, подвергался нападению грабителей, приручал диких животных, сажал огород, разводил пчел и неустанно молился.

25 ноября 1825 года во сне ему явилась Матерь Божия и наказала помогать людям. С этого момента начался его подвиг Старчества— дар творить чудеса, дарованный Господом.

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день кончины и 1 августа — день причисления к лику святых. В честь Саровского чудотворца Серафима называют улицы, ему ставят памятники, о нем пишут книги и научные труды.

Православные Саровские храмы

В настоящее время возрождение и развитие религиозных традиций приобретает особое значение. Формированию и становлению самостоятельной и высококультурной личности во многом способствует изучение духовных ценностей народа и национальной культуры.

Многие великие цивилизации погибли в результате роста безнравственности. Православная церковь учит молодежь словом и делом уважать свое великое наследие, свое великое прошлое, чтобы иметь великое будущее. Возрождение храмов, соборов и церквей способствует духовному объединению народа, обеспечивая определенную стабильность в обществе.

В таком небольшом городке, как Саров, открыто много церквей и храмов, каждый несет в себе определенное предназначение, во всех проводятся службы:

  • Успенский Собор — главная святыня, первое каменное здание монастыря, построенное на пожертвования знаменитого купца Демидова, поэтому в народе звалась Демидовская церковь;
  • Храм Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника, первая деревянная церковь, давшая духовную жизнь Саровской обители;
  • Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Освящена при участии сестер Петра I — царевен Марии и Феодосии;
  • Храм Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — стоит над родником, от которого был проведен водопровод;
  • Собор Преподобного Серафима Саровского — заложен еще до того, как отец Серафим был кононизирован. Его построили над кельей, где жил старец. Его можно обойти кругом и зайти внутрь;
  • Церковь Всех Святых — при ней работает воскресная школа для детей и православные курсы для взрослых;
  • Храм Святого Пантелеимона — находится в больничном городке. Во время вечерней службы в нем совершается таинство исповеди;
  • Храм Пророка Божия Илии — нижний храм, его святыня: источник первоначальника Саровской Пустыни иеросхимонаха Иоанна;
  • Церковь Святого Иова Многострадального построена возле городского кладбища;
  • Храм в честь Святых Царственных страстотерпцев — там проводятся занятия с детьми, для родителей создан кружок «Евангельские беседы»;
  • Храм Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев — восстановлен на историческом месте на территории монастыря в 2012 году. В верхнем ярусе под куполом расположен Храм Преображения Господня;
  • Надвратная церковь во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца находится на втором ярусе колокольни Свято-Успенского мужского монастыря;
  • Дальняя пустынька находится в лесу, на месте, где жил и подвизался батюшка Серафим. Келья и часовенка восстановлены в 2003 году. Построены купальни для верующих.

Видео

В этом видео рассказывается о неизвестной миссии отца Серафима.

В этом видео рассказывается о самом городе Сарове.

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/hramy-sarova.html

Ссылка на основную публикацию