Святитель киприан московский, митрополит

Митрополит Киприан Московский

B XIII-XIV веках русские княжества боролись за первенство между собой. Главными соперниками были Москва и Тверь. Исторически сложилось так, что Тверь постепенно растеряла свои преимущества.

К тому же Константинополь поддерживал Москву и московского князя, и присланные Византией на Русь митрополиты избирали своим местом жительства уже не Киев, а Москву, хоть по-прежнему они именовались митрополитами Киевскими и всея Руси.

Митрополит Киприан Начало

Митрополит Киприан родился в 1330 году в болгарском местечке Тырново. Там же, в Болгарии, он начал свое монашеское служение. Затем перебрался в Константинополь, подвизался на Святой горе Афон.

На Русь Киприан приехал, будучи доверенным лицом патриарха Константинопольского Филофея. Было это в 1373 году. Кроме вопросов, касавшихся религии, Киприан занимался и дипломатией. В 1375 году он был рукоположен в митрополита Киевского, Русского и Литовского. Ему предстояло, после смерти митрополита Алексия, занять митрополичий престол в Москве.

Киприан Митрополит московский

В 1378 году митрополит Алексий скончался, и Киприан отправился в Москву. Однако по приказу московского князя был схвачен на подъезде к городу, ограблен и помещен в узилище. А затем выслан вон.

Произошло это по причине того, что в этот период при князе московском Дмитрии Ивановиче Донском усилилась политическая партия, настаивавшая на том, чтобы Москва должна подчиниться Орде и вступить в торговый союз с генуэзскими купцами. Ставленник Константинополя не был нужен ни тем, ни другим.

Особенно генуэзским купцам, державшим в сильнейшей зависимости экономику Константинополя. А Киприан, как стало известно, был сторонником объединения Руси, непримиримым врагом католицизма и категорически отвергал возможный союз Руси и Орды.

Обратите внимание

Но была и еще одна причина княжеской неприязни. Уж очень князю Московскому хотелось видеть на месте митрополита собственного ставленника, избранного в обход Константинополя.

У князя Дмитрия Ивановича был такой человек – архимандрит Михаил (в миру Митяй), духовник князя и знатных бояр, архимандрит Спасского монастыря, что на Крутицком холме. Архимандрит Михаил по происхождению был русским, родился в Коломне. И был личностью выдающейся.

Но все же рукополагаться будущему митрополиту следовало в Константинополе. И архимандрит Михаил отправился в путешествие к далекому патриаршему престолу. Туда же, но другим путем последовал и Киприан.

В дороге архимандрит Михаил внезапно скончался. Была ли на то воля Божия, или это люди постарались – никто не знает. По крайней мере, в Никоновской летописи сказано об этом событии так:

Свита, сопровождавшая архимандрита, сначала растерялась, но после бурных споров избрала другого кандидата в митрополиты – Пимена, архимандрита переяславского. В Константинополе московиты представили Пимена, как посланника и избранника великого князя Московского. Однако Киприан уже был в Константинополе.

Так или иначе он сумел разоблачить этот заговор перед тогдашним константинопольским Патриархом Нилом. И все же патриарх решил рукопологать в митрополиты Киевские и всея Руси Пимена. Киприану же надлежало стать митрополитом Литовским и Малороссийским.

Вероятно, свою роль сыграл щедрый подкуп со стороны московской делегации.

Борьба с Ордой

Но время не стояло на месте. Грянул 1380 год – знаковый в истории Руси. 8 сентября на Куликовом поле состоялась та самая битва, которая перевернула весь ход истории.

Войско князя Дмитрия Донского нанесло сокрушительное поражение Мамаевой орде, положив начало свержению монголо-татарского ига и объединению Руси.

И в 1381 году князь Дмитрий отправил посланников в Киев, звать Киприана в Москву на митрополичью кафедру.

Важно

Что же произошло? Почему московский князь переменил свое решение? Дело в том, что в 1379 году, перед самой Куликовской битвой, святитель Киприан благословил литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей идти на службу к московскому князю. Их участие в определенной степени решило исход дела в пользу победы русского князя. Ведь союзники в такой важной битве были жизненно необходимы.

Есть также предположение, что именно благодаря Киприану союзник Мамая литовский князь Ягайло не пришел с войском ему на помощь.

Вероятно, что за Киприана просил также и преподобный Сергий Радонежский, авторитет которого после Куликовской битвы был непререкаем.

И вот, в 1381 году, на праздник Вознесения Господня митрополит Киприан торжественно въехал в Москву. А несчастный Пимен по возвращении был брошен в узилище.

Среди деяний митрополита Киприана было установление в Москве почитания князя Александра Невского. Новый митрополит был писателем и принялся за составление жития московского митрополита Петра.

Помимо этого он составил службу этому святому, молебный канон и похвальное слово. В исторической памяти образ митрополита Киприана остался как образ ученого, книжника, имевшего большой авторитет среди современников.

Филологи называют эпоху Киприана на Руси временем «второго южнославянского влияния».

Заступничество Пресвятой Богородицы

В 1395 году на Русь ступили Тамерлановы полчища. Как полководец, Тамерлан не знал поражения. Он завоевал огромные территории от Персии до Грузии, от Индии до Сирии.

И вот он пришел на Русь и, разоряя по пути города, подошел к верховьям Дона.

Войска московского князя Василия стали ждать его под Коломной, но все понимали, что противостоять такой силе невозможно и гибель не только Москвы, но и всего государства русского неминуема.

Митрополит Киприан повелел москвичам усердно молиться и поститься, призывая Божью помощь. И отправил во Владимир посольство за величайшей русской святыней – Владимирской иконой Божией Матери.

Десять дней крестным ходом несли икону в Москву при огромном скоплении народа, неустанно молившего Богоматерь: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Москва со слезами встретила икону на Кучковом поле.

Та улица, по которой шел крестный ход, ныне называется Сретенкой, в честь этого же события был основан и Сретенский монастырь.

Совет

И вот, чудо, о котором молили, свершилось! Войско Тамерлана повернуло вспять. По легенде, во сне Тамерлану явилась Величественная Жена, грозно повелевшая ему оставить московские пределы.

Узнав в ней великую защитницу христиан, Тамерлан, гонимый страхом, ушел прочь. И вместо Москвы, начал громить Золотую Орду, разграбив и уничтожив города степняков в течение одного года.

От этого удара Орда уже не оправилась.

На склоне лет

Более двадцати лет прослужил митрополит Киприан русской земле, народу, князю. Любимым местом отдыха и уединения семидесятилетнего митрополита Киприана, стало село Голенищево, находившееся при слиянии Сетуни и Раменки. Место это, окруженное ныне современными домами, сохранило свой дух в неприкосновенности.

Недаром уже в XVII веке сюда была перенесена загородная резиденция московских патриархов и именно тут был построен храм Живоначальной Троицы, где теперь особым почитанием всегда пользовался и пользуется до сих пор святой митрополит Киприан. В наши дни к храму была пристроена часовня-крестильня, освященная во имя святителя Киприана.

А печатным изданием храма является ежемесячный приходской листок под названием «Киприановский источник».

В 1404-1405 годах митрополит Киприан предпринял путешествие по западным областям своей митрополии, и князь Витовт встречал его с большими почестями. Виделся святой митрополит Киприан тогда и с князем Ягайло.

Он умер в 1406 году и был похоронен в старом Успенском соборе Московского Кремля.

Мощи его были обретены в 1472 году, уже в правление Ивана III, при разборе собора перед постройкой нового, который должен был символизировать собой величие и крепость русского царства.

Поэтому 1472 год считается годом прославления святого митрополита Киприана. Именно в эпоху митрополита Киприана происходило духовное обновление Руси.

Читайте также:  Маринованная капуста с яблоками

Кроме литературного расцвета, происходит расцвет религиозной живописи. До нас дошли имена таких великих иконописцев, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Это были мастера философско-богословского осмысления иконы.

Рукописные книги того времени являют собой пример шедевров русского книгописания и книжной миниатюры. Пример этого – знаменитая Киевская Псалтирь, выполненная московскими мастерами, состоявшими в свите митрополита Киприана, жившего в период создания Псалтири в Киеве (1396-1397).

Источник: http://posmotrim.by/article/mitropolit-kiprian-moskovskij.html

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси / Патриархия.ru

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхождению серб, подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского Патриарха Филофея (1354-1355, 1362-1376), который в 1375 году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы.

На Константинопольском Соборе было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, “быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси”. В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе.

Лишь в 1390 году, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как Первосвятитель в Москве.

Святитель Киприан заботился об исправлении Богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя, свидетельствующие о его большой научной работе.

Обратите внимание

Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы.

Свт. Киприан. Икона. Москва. XVII в. Успенский собор Московского Кремля.
“Боголюбская” с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI – начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва.
Святитель Киприан Московский. Миниатюра “Житие св. Киприана”. Русь. XVII в. Российский государственный архив древних актов. Москва.
Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. Москва. XVII в.
Спас на престоле с припадающим свт. Киприаном. Зиновьев Г.Т. Икона. Москва. 1700 г. По преданию написана при свт. Киприане. В 1518 году при митрополите Варлааме перенесена из Владимира в Москву, где поновлена и украшена окладом.
Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.
Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.
Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. “Митрополичьи палаты”. Троице-Сергиева Лавра.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/913735.html

Святитель Киприан, митрополит Московский и всея России, чудотворец

Святитель Киприан, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1406)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 16/29 СЕНТЯБРЯ;ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ И ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ 27 МАЯ / 9 ИЮНЯ;СОБОР АФОНСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР ВОЛЫНСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Святитель Киприан, родом болгарин (хотя в некоторых источниках говорится, что он серб), происходил из города Тырново. По влечению к монашеской жизни он подвизался на Афоне.

Подвиги его и образованность обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и рукоположил в митрополита Киевского и Литовского; а после кончины святителя Алексия он стал митрополитом всея России.

Однако в силу канонических и политических причин он вступил в управление Русской Церковью только через 14 лет усиленных стараний, в 1390 году.

При святителе Киприане произошло чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана. Когда Тамерлан приближался к берегам Дона, святитель отправил духовенство во Владимир, чтобы принести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.

Когда шествие со святой иконой приблизилось к Москве, то навстречу ей вышел сам митрополит с духовенством и со всем народом, слезно взывая о помиловании. Молитва их была услышана, и Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели.

На месте сретения чудотворной иконы святителем был построен Сретенский монастырь.

Святитель Киприан известен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он переводил с греческого богослужебные книги и Кормчую, написал жития русских святых, из которых особенно замечательно житие святителя Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед.

Кроме того он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей.

Святитель Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 года в своем подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие.

На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его преемников.

Он был захоронен в Успенском соборе Кремля.

Канонизирован святитель Киприан был в Синодальный период.

Святителю отче наш Киприане, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 4:

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен / и благими нравы украшен, / Духом Святым просвещен, / совершив святыню в страсе Божии, / сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, / пасый Церковь Божию Русския митрополии, / постом все поборая, волнение претерпе, / гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, / и сего помощника имея, / и того стопам последуя. / Служитель благоприятный, / заповеди Божия соблюдая, / Духом Божиим наставляемь, / просвещая верныя люди учением словес твоих, / пощением украси житие свое, / ярем Господень измлада восприимь, / и паче всех Христа возлюби. / Того ради и архиерейским седалищем почтен, / и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед, / и по вся концы Русския земли добродетелию просияв, / светило явися мирови, / и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, / великий архиерею Божий, Киприане митрополите, / учителю и наставниче Русския земли, / всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех, / / да спасет тебе ради души наша.

Кондак, глас 2:

Важно

Необорим столп Православия, / вере Христове утверждение, / церквам украситель, премудрый учитель, / сербское воспитание, русское процветение, / Господнею любовию распалаемь, / Духу Пресвятому дом явися / и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе, / досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов, / сего ради вселися в широту райскую, / предстоя Христу в лице святых, / Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения, / яко да зовем ти: / / радуйся, отче Киприане, учителю премудрый.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviatitel-kiprian-mitropolit-moskovskii-i-vseia-rossii-chudotvorets

Память святителя Киприана Московского, Митрополита Киевского и всея Руси

Болгарин по национальности, монах-афонит, церковный дип-ломат, переводчик, исихаст, келейник патриарха Филофея, он впервые посетил Русь в качестве посла Вселенской Церкви в 1373–1375 годах.

argaiv1510

Киприан был гостеприимно принят митрополитом Алексием, позна-комился с преподобными Сергием Радонежским и Феодором Симоновским, которые навсегда стали его сторонниками.

Читайте также:  Пророк самуил

После возвращения из посольства патриарх Филофей при живом митрополите Алексии назначил Киприана также митрополитом Киевским (с необычным добавлением “Литовским и Русским”).

Сделано это было потому, что православное население Великого княжества Литовского осталось без архипастырского попечения с тех пор, как литовский князь Ольгерд закрыл митрополиту Алексию въезд на территорию своих владений.

По замыслу патриарха после смерти Алексия Киприан должен был объединить все части русской митрополии, простиравшейся от Волыни до Сарая, под своим омофором.

Однако у Киприана не сложились отношения с великим князем Димитрием Донским, желавшим видеть на кафедре святителя Петра своего ставленника — архимандрита Михаила (Митяя). Великий князь не пустил Киприана в Москву, и тому пришлось вернуться в Киев.

Совет

Подробнее о кризисе в Русской церкви 1378–1390 годов см. http://www.evfrosinia.ru/index.php/publikacii/20-publikacii/1544–13781390-.html

Однако, после оказанной Димитрию помощи накануне Куликовской битвы (есть версия, что митрополит уговорил союзника Мамая, Великого князя Литовского Ягайло, “опоздать” на Куликово поле, что обеспечило победу русскому войску) Димитрий Иванович признал Киприана митрополитом и позвал его в Москву. Митрополит въехал в столицу на Вознесение Господне, 23 мая 1381 года.

Полтора года спустя, во время нашествия Тохтамыша, великий князь заподозрил святителя Киприана в трусости и измене и снова выпроводил его из Москвы.

Окончательно утвердиться в столице и объединить митрополию святителю Киприану удалось лишь по смерти Димитрия Ивановича. В 1390 году великий князь Василий Димитриевич и вдовствующая великая княгиня Евдокия Димитриевна торжественно встретили митрополита на Котловке.

Уже немолодой святитель энергично принялся за дела. Он беспрестанно ездил по своей обширной митрополии, посещая Великий Новгород, Киев и многие другие города Руси.

По благословению святителя Киприана в 1395 году в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери и на месте её встречи основан Сретенский монастырь.

Подробнее о Сретении Владимирской иконы Божией Матери см. http://www.evfrosinia.ru/index.php/news/1658-2017-09-07-15-30-33.html

В последние годы жизни митрополит всё чаще пребывал в своем подмосковном имении Голенищево, где им был построен Храм Трех Святителей. Ныне это район между улицами Мосфильмовская и Довженко.

Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов.

Обратите внимание

Он всю свою деятельность направил на “утверждение православных в благочестии”. Обратил в Православие трех ханских вельмож.

Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем “всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным”. Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех.

Святитель Киприан перевел с греческого Требник и Служебник, а также Кормчую Книгу, которая в XVI веке хранилась еще в Московском Успенском соборе.

Вообще, митрополит Киприан занимает важное место в истории Русской Церкви как деятель на ниве исправления церковно-богослужебных книг и обрядов. «Многие святые книги с греческого языка на русский переложил и довольно писаний к нашей пользе оставил».

Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии, и церковная жизнь в этот период протекала мирно. Скончался святитель 16 (29 н.ст.) сентября 1406 года. Погребен в Московском Успенском соборе.

Игорь Рыжов

Иллюстрация:

https://viktordolya.files.wordpress.com/

Источник: http://www.evfrosinia.ru/index.php/component/content/article/1694-2017-09-28-10-15-53.html

Московские святители Киприан, Фотий и Иона и с ними святитель Филипп I, митрополиты всея Руси – обретение мощей

(память их празднуется 27 мая/9 июня)

Обретение и перенесение честных мощей святителей Московских, митрополитов Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1427 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе († 1473; память 9/22 января) и великом князе Иоанне (1462—1505).

Успенский собор Москов­ского Кремля, заложенный еще святителем Петром, сильно обветшал.

И когда фундамент нового собора, «в меру» Успенского собора во Владимире, был заложен и приступили к разборке полов старого храма, то обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы.

Важно

Святитель Филипп I повелел звонить в колокола, собрались все бывшие в Москве архимандриты, протопопы и игумены, а также все священники московских церк­вей. Прибыли также великий князь Иоанн Васильевич с матерью и братьями, собралось множество жителей Москвы.

Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте.

Священные одежды и омофоры, бывшее на святите­лях, оказались нетленными, несмотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год.

По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его.

При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело при­сохло к костям, одежды, в которые он был облечен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после его кончины исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхож­дению серб (по другим источникам — болгарин) и сначала подвизался иноком на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея (1354—1355, 1362—1376), который в 1375 (1376) году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы.

На Константинопольском Соборе было постановлено: во избежание разделения русской митрополии «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 г.

, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как первосвятитель в Москве.

Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения.

Для этого рассылал он по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, сам перевел с греческого языка служебник и писал наставления касательно богослужебной практики.

Совет

Среди этих забот не оставлял и литературной деятельности, памятником чего осталось несколько его по преимуществу исторических сочинений.

По отзывам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний». Скончался он в 1406 году. Мощи его, обретенные в 1472 году, почивают в Московском Успенском соборе под спудом.

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопонесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был постриженником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского).

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397—1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 г.

Читайте также:  Преподобная параскева сербская

святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского.

Святитель видел, что престол митрополита — духовное сосредоточие церковной жизни Руси — не может находиться в Киевской земле, все более попадавшей в зависимость от католической Польши.

По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

22 года подвизался святитель в многотрудном служении предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры.

Стараниями святого митрополита Фо­тия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена.

Вместе с этим он устранял многие беспорядки церковной жизни, неутомимо борол­ся с невежеством и пороками народа, с ересью стригольников и предотвращал междоусобия князей.

Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий.

Важными церковно-историческими источниками являются со­ставленный святым Фотием «чин избрания и поставления епископов» (1423), «По­учение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а так­же «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописно­го свода (ок. 1423 г.).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения ризы Богородицы, 2 июля 1431 года.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в Московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания.

Обратите внимание

Однажды святитель Фотий, митрополит Московский, посетил Симонов монастырь и, после молебна преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушания на монастырских работах.

Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте.

Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что «сей инок будет великим святителем земли Русской, приведет многих неверных к Истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве», и при жизни Фотия Иона поставлен был епископом в Рязань.

В 1431 году скончался святитель Фотий, и на Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445—1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве.

15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране.

И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов, при святителе Ионе вся Россия и северная, и южная (к сожалению в последний раз) — соединилась в церковном отношении и признавала одного первосвятителя — Московского митрополита.

Святой Иона много содействовал укреплению юного государства, оберегал отече­ство от княжеских смут, старался об утверждении общего мира и подчинения всех единому великому князю. Много он потрудился на пользу Церкви.

Многие храмы украшались на пожертвования святителя, честные обители получали от него пода­яния; много бедных кормилось от щедрот святителя. Он заботился об уничтожении заблуждения унии и убеждал православных (особенно на юго-западе) с твердостью переносить гонения за веру.

Важно

За свою святую жизнь он сподобился дара прозорливости и по его молитвам исцелялись трудно больные.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала 31 марта 1461 года. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. После него осталось 35посланий; это — простые, чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных нужд.

Святитель Филипп I, митрополит Московский, был избран на первосвятительскую кафедру в 1464 году. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.

Святитель Филипп известен ревностью о Православной Церкви.

Так, когда римский кардинал Антоний, сопровождавший царевну Софию Палеолог, невесту Иоанна III, хотел войти в Москву в мантии и в преднесении латинского креста, на что было соизволение великого князя, тогда митрополит Филипп сказал: «Если Антоний с таким торжеством войдет в Москву одними воротами, то я, твой (то есть великого князя) владыка, выйду из Москвы другими воротами», вследствие чего Антоний явился в Москву без всякой торжественности.

Опираясь на поддержку великого князя московского Иоанна Васильевича, святи­тель Филипп I постоянно удерживал Великий Новгород от признания митрополита Литовского Григория Болгарина, в прошлом униата, главой всей Русской митропо­лии. Святитель Филипп I направлял в Новгород грамоты, в которых призывал новгородцев оставаться верными Москве и в церковном, и в государственном отношении.

Перед концом жизни святитель сосредоточил все свои заботы по сооружении в Москве нового Успенского собора, вместо прежнего, уже обветшавшего и частью обрушившегося.

При святителе началось и строительство собора — главной святы­ни Русской Церкви.

При разборке старого храма в 1472 году было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Значительные труды и заботы прилагал святитель Филипп I к упорядочению жизни приходского духовенства, он особенно содействовал улучшению нравствен­ной жизни вдовых священников и диаконов.

В 1473 году, 4 апреля, в Кремле случился большой пожар, от которого сгорел митрополичий дом. Наутро, когда огонь стал утихать, митрополит пришел в деревянную церковь Успенского собора (временно устроенную) и со слезами начал петь молебен у гроба святителя Петра.

Совет

Прибывший туда же великий князь, желая утешить святителя, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогши телом и почувствовав, что у него ослабела одна нога и рука, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь».

Князь не согласился, а велел на время перевести святителя вблизи находившееся Богоявленское подворье Троице-Сергиевой лавры. Здесь в ночь на 5 апреля митрополит Филипп скончался.

После преставления стал известен его особый подвиг — на теле его обнаружили тяжелые металлические вериги, о которых никто не знал до его кончины. В 1479 году, во время торжества перенесения мощей Московских святителей во вновь построенный Успенский собор, мощи святителя Филиппа I были обретены нетленными. Память святителя празднуется также 5/18 апреля, в день его кончины.

Источник: http://www.saints.ru/m/9inObreteniemoscheisvyatitelei.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector