Икона божией матери влахернская, россия, город москва, кремль, музеи кремля

Влахернская икона Божией Матери: в чем помогает, значение

Одним из наиболее редких образов Богородицы считается чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Ее доставили в Константинополь в 439 году, специально для нее по повелению императора Льва Великого была воздвигнута церковь в западной части города по прозванию Влахерны (некогда там был убит скифский вождь Влах). По преданию, именно на том месте Андрею Юродивому явилась Богоматерь.

Икона получила название Влахернской Божией Матери, и хотя после пожара 1434 года, когда церковь была уничтожена огнем, икону перенесли в другой храм, название за ней сохранилось.

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница.

Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение.

Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Обратите внимание

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна стала считаться покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках, и врагам по их собственному утверждению явилась сама Богоматерь, после чего они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стену монастыря Пантократора, там ее и обнаружили через сто лет, причем лампада продолжала гореть.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее, а ее рельефный список, пожалованный отцу Григория Строганова и датируемый 17 или 18 веком, — во Влахернском храме в Кузьминках, который был выстроен специально для нее. Она стала семейной святыней рода Строгановых.

В чем помогает влахернская икона божией матери

Эта икона помогает в защите от разного рода внешних вторжений, идет ли речь о государстве или об обычной семье. Она является хранительницей во время военных действий, она же хранит от козней недоброжелателей и бережет покой семейных людей от вмешательства недобрых людей.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой Влахернской

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/vlahernskaya-ikona-bozhiey-materi/

Чудотворная икона Божией Матери “Влахернская”

День почитания 20 июля.

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Икона Божией Матери Влахернская не первый год считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни датируется 302 г.
Икона эта из Влахернского храма, который расположен в те времена был в Константинополе, стала началом иконографии «Одигитрия» (Путеводительница).

Когда столицу захватили авары, патриарх Сергий (610-631 г.г.) обходил город с молитвами к Заступнице о спасении и освобождении земли его. В память о том, что выполнила Богородица прошения патриарха стали праздник отмечать. Совершалось торжество в каждую субботу пятой седмицы Великого поста.

Известен праздник как Похвала Пресвятой Богородице или же «Суббота Акафиста».
Первое время празднование состоялось лишь в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после был он включен и в Постную Триодь.

Важно

Такой известности торжество достигло, что отмечать его стала вся Православная церковь.

С 1654 г. Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, который получил образ в качестве подарка. Несколько версий дальнейшей доли иконы существует. Одна гласит о том, что когда турками был взят Константинополь, афонскими монахами образ был передан в Москву.

Другая версия вещает о том, что после падения Константинополя во спасение иконы ее перенесли в женский монастырь, именуемый в честь Христа Пантократора. Когда же церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма была воздвигнута мечеть.

Икона находилась на тот момент в церкви, и обнаружили ее только в 1616 г. После этого святыня попала к христианам, которые и отправили ее в дар царю московскому.
Икона эта весьма необычная, поскольку представлена рельефным изображением Матери Божией.

На левой руке Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Многие иконописцы, да и простые христиане замечали, что не красками нарисованная икона, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают с поверхности доски. Павел Алеппский, который описывал визит патриарха Макария в Москву, говорил, что некий страх ощущается при взгляде на икону.

Более чем два столетия византийское сокровище пребывало в Успенском храме Кремля. После того, как собор был закрыт для прихожан, икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм в 1931 г. разрушили, святыню перенесли в Кремль.

Икона стала частью собрания Государственных музеев Московского Кремля (пребывает святыня в собрании этом и сейчас).

В Третьяковской галерее находится еще одна икона Влахернская Пресвятой Богородицы.

В XVII-XVIII столетии было сделано несколько чтимых списков.

 Молитва Божией Матери пред иконой Ее “Влахернской”.

Находится в Спасо-Влахернский женский монастырь, в Деденево Дмитровского района Московской области.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/299-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-vlakhernskaya

Заступница усердная

«Христианские реликвии в Московском Кремле» – так назвали устроители эту удивительную выставку – подлинное событие в духовной жизни России. Здесь собраны были величайшие святыни христианства, которые чудом сохранились в московских музеях. Эта выставка подтверждает печальную истину о том, сколь плохо мы знаем наши духовные сокровища.

Будто Сам Господь посетил нас в трудное для России время. Многие православные люди смогли поклониться святыням, представленным в «Звоннице» Московского Кремля.

Они увидели предметы, обагренные кровью Спасителя, частицы Животворящего Креста, Ризы и Багряницы Господней; части тернового венца, губки, трости; ароматы, которыми помазали тело Христа; гвоздь, которым был пригвожден ко Кресту Спаситель.

Пречистая Матерь Господа также даровала дивные знаки Своей любви и среди них знаменитые греческие иконы: Влахернская (VII в.), Корсунская (XIII в.), Одигитрия Пименовская ( XIV в.); явленные на Руси чудотворные иконы: Петровская (XIV в.), Одигитрия письма Дионисия (XV в.

), Феодоровская (XVII в.) и другие, а также части Ризы Пресвятой Богородицы.

Совет

Среди всего этого богатства благодати одна из драгоценнейших жемчужин – чудотворная Казанская икона (из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля) с ковчегом, в котором находятся Власы Пресвятой Богородицы и часть Ризы Её.

Казанская икона Богоматери – лик Заступницы Усердной рода христианского – хранит локон Влас Пресвятой Богородицы.

По церковному преданию апостолы после Успения Богоматери взяли локон Ее Волос и благоговейно хранили его, передавая следующим поколениям служащих Господу. Власы Пресвятой Богородицы стали впоследствии одной из самых чтимых святынь Константинополя.

О ней вспоминает русский паломник XV в. иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который видел Власы Богоматери в монастырях столицы Византийской империи. После взятия Константинополя турками в 1453 году большая часть его святынь хранилась в сокровищнице султана.

Однако многое оказалось в руках оставшихся в живых греков, так что в течение многих лет в бывшем Царь-граде можно было приобрести или обменять святыни христианской Церкви.

СРАЖЕНИЕ У СТЕН СИМБИРСКА 1670 г.

По свидетельству Павла Алеппского еще в 1655 году Патриарх Антиохийский Макарий покупал в Константинополе святыни для подарков русскому царю. Среди них был и ковчежец с Власами Пресвятой Богородицы, который Патриарх Макарий поднес царю Алексею Михайловичу 4 ноября 1666 года.

Дар этот хранился в царской сокровищнице, а впоследствии его получил в награду за службу один из князей Барятинских, скорее всего Юрий Никитич (1610-1618 – 1685), прославившийся как спаситель Отечества, разгромив в решающем сражении у Симбирска (в 1670 году) войска Степана Разина.

В конце XVII века (не позднее 1696 года) ковчежец с Власами оказался у схимонахини Вознесенского монастыря в Кремле Иоанны, принадлежавшей к одной из главных ветвей рода князей Барятинских.

ПОРТРЕТ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. 2-я ПОЛОВИНА XVII в.

В монастырской келье старицы хранилась также Казанская икона Божией Матери, ставшая родовой святыней Барятинских. Князья Барятинские вели свое происхождение от Рюрика, представители рода занимали высокие посты в Русском государстве, были воеводами, участвовали во многих сражениях с врагами России.

С памятью Казанской иконы Богоматери связано немало событий в жизни и служении Барятинских. 8 июля 1654 года (день явления Казанской иконы) русские войска под командованием воеводы Юрия Никитича Барятинского начали наступление на гетмана Радзивилла и разгромили польские полки. 22 октября того же года, снова в день празднования Казанской иконы, князья Ю. Н. Барятинский и С. А.

Обратите внимание

Урусов подошли к Бресту и нанесли поражение полякам при Белых Песках. Тогда же русские войска взяли Смоленск и возвратили России еще тридцать два города. Вслед за этим Белая Русь была присоединена к России, и не случайно Патриарх Никон благословил Казанской иконой Богоматери первого Полоцкого епископа Каллиста.

В это время почитание Казанской иконы распространилось по всей России.

ПОРТРЕТ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.

После чудесного явления иконы 8 июля 1579 года она почиталась в Казани как местночтимая. События Смутного времени прославили икону как спасительницу России.

В 1613 году царь Михаил Феодорович установил в Москве празднование иконе Казанской Божией Матери два раза в году: 8 июля – в память явления и 22 октября – в честь освобождения России от польско-литовских захватчиков.

После рождения 22 октября 1649 года у царя Алексея Михайловича наследника – царевича Дмитрия – Казанская икона Богоматери становится святыней Дома Романовых и устанавливается общерусское её почитание.

Не только в Казани, но и в Москве и во многих городах страны устраиваются в дни памяти иконы крестные ходы, такие же как и в честь главной святыни Русского государства – Владимирской иконы Божией Матери.

МОНАХИНИ КРЕМЛЕВСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

В 1670-80-е годы кто-то из членов семьи Барятинских заказал царскому иконописцу Оружейной Палаты икону Казанской Богоматери. Эта икона и оказалась к концу XVII века в Вознесенском монастыре у старицы Иоанны. Схимонахиня Иоанна была слепой.

Известно, что первым чудом от явленной Казанской иконы стало исцеление слепцов. Поэтому слепая монахиня особенно усердно молилась пред иконой. В 1701 году в Кремле случился пожар, во время которого икона исчезла из ее кельи.

Тогда выгорело почти все внутреннее убранство главного собора, сгорели сестринские кельи.

Старица скорбела об утрате, но неожиданно образ нашелся среди других икон перенесенных во время пожара из Кремля в Троицкий (Покровский) собор на Рву (храм св. Василия Блаженного).

Никто не переносил икону в собор, так что это событие стало первым чудом, прославившим икону.

Важно

Схимонахиня Иоанна отдала икону в Вознесенский собор монастыря и тогда последовало еще одно чудесное событие: загорелся покров на аналое, где лежала икона, но образ снова не пострадал. Вслед за этим от иконы стали совершаться новые и новые чудотворения.

Схимонахиня Иоанна попросила записывать случаи исцелений от этой иконы. В документах сохранилось 32 случая, и среди них – исцеления от лихорадки, от послеродовой горячки и другие.

В 1711 году старица Иоанна обратилась к митрополиту Стефану (Яворскому), местоблюстителю Патриаршего престола, с просьбой благословить строительство небольшого каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В челобитной указано, что храм будет строиться на собственные средства схимницы для того, чтобы поместить в нём чудотворный образ «в поминовение государыни царицы Наталии Кирилловны, родителей своих и в вечное поминовение по себе».

Разрешение было получено с условием, что строительство будет вестись «своим коштом».

Читайте также:  Икона божией матери «экономисса» («домостроительница»), греция, афон, великая лавра

В 1717 году схимонахиня Иоанна на собственные средства построила малый каменный храм между Вознесенским собором, церковью святой великомученицы Екатерины и церковью преподобного Михаила Малеина. После освящения в церковь поместили чудотворный образ.

Каждый день пред ним совершались молебны, приходило множество людей в надежде на благодатную помощь и исцеление от болезней. В храме продолжали вести запись чудес, совершенных от иконы.

СХИМНИЦА ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ. ХУД. П. КОРИН

По одной из записей икону приносили из монастыря в дом тяжко болящей княгини Аграфены (Агриппины) Борисовны Хованской, которая была в беспамятстве, чуть жива, «тосковала и всю ее ломало».

После отслуженного молебна она встала с постели, молилась пред образом и сказала при народе, что здорова. Свидетелями чуда были священник Казанской церкви Стефан Анисимов и сестра княгини – Настасья Борисовна Рамодановская. Впоследствии княгиню Аграфену Хованскую видели молящейся в Казанской церкви в полном здравии.

Совет

Перед иконой получила исцеление и княгиня Ирина Засекина (позднее она приняла постриг в Вознесенском монастыре).

В 1717 году схимонахиня Иоанна украсила чтимую икону драгоценным окладом, на котором сохранилась резная надпись: «Лета 7225 (1717) генваря в 10 день построися сия риза и венец златый при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием боголюбивых человек».

Скорее всего, именно по заказу упомянутых в рассказе трех знатных русских женщин и был изготовлен драгоценный оклад с мощевиком. В левой его части в малом ковчежце, закрытом небольшим замочком, под слюдой были помещены частица Ризы и Власы Пресвятой Богородицы.

По сторонам и на рамке ковчежца сохранилась сделанная тогда надпись: «ЧАСТЬ ВЛАСОВ И РИЗА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ». Частица Ризы Богоматери была принесена вероятнее всего из дома князей Голицыных после исцеления Аграфены Хованской (урожденной Голицыной). (Часть Ризы Богоматери привез в Россию князь В. В. Голицын.

Ныне эта святыня находится в драгоценном ковчеге в Оружейной Палате Московского Кремля.) Этот оклад сохранился вместе с иконой и ковчежцем до наших дней.

Казанская икона из Вознесенского монастыря становилась всё более известной.

На молебны перед ней собиралось множество людей, в том числе, как их называли тогда, «верижницы» и «кликуши» – одержимые падучей болезнью или злым духом, громко кричавшие и молившиеся в скорби о своих недугах.

После молебна пред иконой исцелилась попадья вдова Елена Афанасьева, впадшая от «превеликой тоски и страха» в исступление ума.

Несмотря на многие чудеса и милости от иконы, в 1720 году архимандрит московского Златоустовского монастыря Антоний (служивший судьей в московском Приказе Церковных дел), заявил в Святейший Синод, что у Казанской иконы из Вознесенского монастыря собираются кликуши, которые прославляют икону и вводят в заблуждение народ ложными чудесами. Петр I не очень-то верил в чудеса и потому послушный ему Синод повелел провести строгое расследование. Книгу с записями чудес от иконы изъяли у старицы Иоанны, вслед за тем последовало «неправое доношение», – как сказала сама матушка.

ПОСЛЕДЯЯ ИГУМЕНИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ЕВГЕНИЯ (ВИНОГРАДОВА). ФОТО НАЧАЛА XX в.

В архиве сохранились протоколы допросов людей, со слов которых были записаны чудеса от иконы. Многие из них стояли на своих словах и свидетельствовали об истинности чудес.

Тем не менее, по рассмотрении результатов расследования Святейший Синод указом от 23 июля 1721 года повелел разобрать Казанскую церковь, что и было исполнено в следующем году.

Почитаемую икону поместили в алтаре Успенского собора Кремля, а церковную утварь и книги передали в монастырскую ризницу.

Обратите внимание

После смерти императора Петра I старица Иоанна подала прошение в Святейший Синод (в 1729 году) о построении вновь «для ее старости» на том же месте Казанской церкви за свой счет. Просила она лишь вернуть чудотворную икону, прежнюю церковную утварь и книги.

Дозволение было получено и в 1730 году на средства матушки Иоанны церковь восстановили на том же месте. Казанскую икону возвратили в новый храм, по просьбе старицы в нем служили те же священники, что и в разрушенном – отцы Стефан Анисимов и Симеон Яковлев.

И снова пошел народ к чудотворной иконе.

ИКОНОСТАС ЦЕРКВИ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ

В 1807 году в Вознесенском монастыре разобрали за ветхостью храм святой великомученицы Екатерины (XVII века), который был вновь построен и освящен в 1817 году.

В тот же год разобрали во второй раз и обветшавшую к тому времени Казанскую церковь. В новом Екатерининском храме по благословению святителя Филарета Московского 22 октября 1822 года в день празднования чудотворной иконы освятили Казанский придел.

Чтимую икону Заступницы Усердной в драгоценной ризе поставили в освященном приделе слева от царских врат.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ. ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ

Казанская икона Божией Матери из Вознесенского монастыря упоминается во всех изданиях XIX века, посвященных чудотворным иконам Богоматери. В это время записываются новые случаи благодатной помощи от иконы.

Однажды в Вознесенский монастырь привезли девицу Марфу Дашкову, разбитую параличом и лишившуюся речи. Начали служить перед чудотворной иконой молебен с акафистом.

Когда стали петь последний тринадцатый кондак «О, Всепетая Мати…», больная вдруг заговорила, а потом и исцелилась от тяжкого недуга.

ВИД ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ ГРАВЮРА Р. КУРЯТНИКОВА. XIX в.

Казанская икона Божией Матери оставалась главной святыней Вознесенского монастыря до дней российской революционной смуты.

После расстрела большевиками Московского Кремля в 1918 году красноармейцы приказали всем монахиням Вознесенского монастыря покинуть обитель. Изгнанные сестры вместе с последней игуменией Евстолией некоторое время жили при больнице в Лефортово.

Однако еще раньше, предвидя свое изгнание, сестры попытались спасти главные святыни обители: вынесли и спрятали драгоценные запрестольные кресты, старинные богослужебные сосуды.

Важно

Удалось им вынести и чтимую Казанскую икону с окладом и ковчежцем, благо, что размер образа совсем небольшой и его можно было незаметно унести под мантией. Все эти драгоценности сестры отнесли на подворье Троице-Сергиевой Лавры, где жил в то время Святейший Патриарх Тихон.

СВТ. ТИХОН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ

Казанская икона из Вознесенского монастыоя стала келейным образом великого святителя и печальника Русской земли. Перед этим образом молился он, чтобы укрепил Господь исповедников веры во время гонений, чтобы Сама Заступница Усердная помиловала народ наш и умолила Сына Своего спасти от гибели страну Российскую.

Во время обыска на подворье 12 ноября 1918 года комиссар Н. Хрусталев изъял святыни, принадлежавшие Вознесенскому монастырю, а затем их передали в Оружейную Палату Московского Кремля, записав их среди вещей и предметов Патриаршей ризницы.

Так чудотворная икона вернулась в Московский Кремль и на долгие годы была сокрыта в Оружейной Палате. В течение 78 лет даже сотрудники кремлевских музеев не ведали, что в их собрании хранится знаменитая чудотворная икона.

С неё делали репродукции, печатали их в календарях и альбомах, но уже некому было узнать потерянную святыню.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван, вслед за ним уничтожили еще один древнейший монастырь Кремля – Чудов. Вместе с ними в третий раз разрушили и храм, хранивший Казанскую икону. На их месте новые хозяева Кремля построили школу красных командиров.

К счастью, удалось спасти не только чудотворную Казанскую икону, но и весь иконостас Вознесенского собора (114 икон) и перенести из главного храма останки российских цариц и великих княгинь.

Сохранились в музеях еще две чудотворные иконы монастыря: Одигитрия письма Дионисия и образ святой великомученицы Екатерины.

РАКА С МОЩАМИ ПРЕП. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСКОЙ В СОБОРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО КОНЦА XIX в.

Святейший Патриарх Тихон благоговейно чтил Казанскую икону из Вознесенского монастыря, молился о том, чтобы сохранилась она от гибели во времена гонений на Церковь.

Желание Святителя исполнилось – по милости Божией Казанская икона Богоматери с Власами и Ризой Ее открылась нашим взорам вместе с другими величайшими святынями христианства для радости, утешения, благодатной помощи православным людям.

Почти одновременно совершилось событие, особенно радующее жителей первопрестольной Москвы: обретены мощи небесной покровительницы града преподобной Евфросинии Московской (супруги святого князя Димитрия Донского) – основательницы Вознесенского монастыря. Уже отслужена была первая Божественная литургия в Архангельском соборе Кремля, на которой были вынесены мощи преподобной.

Совет

Обретенные мощи преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, были торжественно перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Придел открыт с 10.00 до 17.00, выходной – четверг. Вход в придел со стороны Соборной площади.

Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси в первых же словах тропаря, им составленного, назвал Казанскую икону Божией Матери «Заступнице Усердная».

В самые трудные времена истории России, во дни смут и вражеских нашествий Казанская икона Богоматери становилась неодолимой преградой для врагов и ненавистников нашей Отчизны.

И ныне сердца православных христиан исполнены радости, ибо снова Пречистая Матерь Господа дарует возлюбленной Ею Русской земле знамение Своего Покрова и Заступления.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=975

Икона богородицы влахернская молитва

Советуем ознакомиться икона богородицы влахернская молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

20 июля (7 июля по старому стилю)

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Божьей Матери Патриарх Сергий (610 – 631 гг.

) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами.

В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.

По одной версии после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора.

Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году.

Обратите внимание

Икону Божьей Матери каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля.

В 1918 году икону из закрытого для моления собора её удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке.

После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галереи.

По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей.

Именно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами.

Важно

В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного ( 532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

Читайте также:  Киево-печерская лавра, украина, город киев

Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь.

После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Чудотворная икона Божией Матери “Влахернская”

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Икона Божией Матери Влахернская не первый год считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни датируется 302 г.

Икона эта из Влахернского храма, который расположен в те времена был в Константинополе, стала началом иконографии «Одигитрия» (Путеводительница).

Когда столицу захватили авары, патриарх Сергий (610-631 г.г.) обходил город с молитвами к Заступнице о спасении и освобождении земли его. В память о том, что выполнила Богородица прошения патриарха стали праздник отмечать. Совершалось торжество в каждую субботу пятой седмицы Великого поста. Известен праздник как Похвала Пресвятой Богородице или же «Суббота Акафиста».

Первое время празднование состоялось лишь в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после был он включен и в Постную Триодь. Такой известности торжество достигло, что отмечать его стала вся Православная церковь.

С 1654 г. Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, который получил образ в качестве подарка. Несколько версий дальнейшей доли иконы существует. Одна гласит о том, что когда турками был взят Константинополь, афонскими монахами образ был передан в Москву.

Другая версия вещает о том, что после падения Константинополя во спасение иконы ее перенесли в женский монастырь, именуемый в честь Христа Пантократора. Когда же церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма была воздвигнута мечеть. Икона находилась на тот момент в церкви, и обнаружили ее только в 1616 г.

Совет

После этого святыня попала к христианам, которые и отправили ее в дар царю московскому.

Икона эта весьма необычная, поскольку представлена рельефным изображением Матери Божией. На левой руке Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Многие иконописцы, да и простые христиане замечали, что не красками нарисованная икона, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают с поверхности доски. Павел Алеппский, который описывал визит патриарха Макария в Москву, говорил, что некий страх ощущается при взгляде на икону.

Более чем два столетия византийское сокровище пребывало в Успенском храме Кремля. После того, как собор был закрыт для прихожан, икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм в 1931 г. разрушили, святыню перенесли в Кремль. Икона стала частью собрания Государственных музеев Московского Кремля (пребывает святыня в собрании этом и сейчас).

В Третьяковской галерее находится еще одна икона Влахернская Пресвятой Богородицы.

В XVII-XVIII столетии было сделано несколько чтимых списков.

Последние новости нашей организации

Звон церковного колокола впервые разнёсся над Русью в X веке. С этого момента колокольный перезвон непрерывно связан с духовной жизнью каждого православного христианина.

Звук колокола – это не только глас о начале Богослужения, не только оповещение о великих православных праздниках, но и напоминание о горнем мире, позыв к раскаянию, покаянию и осознанию настоящего смысла человеческого бытия.

Влахернская икона Божией Матери

Образ Влахернской Божией Матери считается одной из древнейших икон. В наше время святыня имеет огромную ценность. К ней в молитве обращается большое количество христиан со всего мира, ищущих заступничества и покровительства Пресвятой Девы.

Влахернская икона Божией Матери известная также, как Одигитрия, то есть указывающая путь. Как и многие образы Богородицы, данная святыня признана защитницей каждого человека и покровительницей при войнах, нашествии врагов и мятежников. Православная иконография обязана своим зарождением данному образу.

История иконы

С иконой Влахернской связанно имя патриарха Сергия, который в 626 году, во время окружения войсками Константинопольской стены, обходил ее с Божественным ликом. Святой неустанно молился, умоляя в своих просьбах Пресвятую Деву защитить город от вражеского ополчения и натиска. Тяжелое сражение было выиграно благодаря могущественной силе чудотворного образа.

Где хранится икона

В наше время икона находится в Москве, в Рисположенской церкви Кремля. Она широко распространена, поэтому ее можно встретить во многих церквях России, а также в Третьяковской галерее, в церкви Рождества Богоматери в Москве и под городом Дмитровом, в Спасо-Влахернском монастыре.

В чем помогает чудотворный образ

Искренние молитвы пред ликом Пресвятой Богородицы придадут сил и укажут направление для дальнейшего пути.

Образ является заступником от недругов, грехопадения, приносит душевное и физическое исцеление и покровительствует семейной жизни.

Перед иконой Влахернской молятся в покаянии, просят избавления от тревог, страха и неуверенности. Божия Матерь всегда поможет и поддержит верующего человека в любых трудностях и неудачах.

Описание иконы

На святыне написан рельефный образ самой Пречистой Богородицы. На ее левой руке изображен Младенец, который дает благословение и держит свиток.

Мастера иконописи обнаружили, что икона была написана не красками, так как некоторые части тела Богородицы и ребенка выступают с поверхности холста.

Многие христиане устрашаются, когда смотрят на икону, так как видят в ней подлинную силу и могущество.

Дни празднования иконы

Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.

Молитва пред иконой

Произносить молитву следует с крепкой верой в сердце, добрыми помыслами и любовью. Божья Матерь поможет каждому человеку по вере его. Молитва звучит так:

«Царица Небесная, моя надежда, моя вера, оскорбляемых и притесняемых покровительница! Узри беды мои, услышь мольбы мои, прошу о помощи Твоей, ибо Ты — спасительница наша, и помощь в Тебе наша. Молю, утешь нас и ни оставь молитвы наши не услышанными. Даруй защиту от недоброжелателей и спаси душу мою грешную. Во веки веков. Аминь».

Бог призывал открывать душу свою в молитве и праведности. В трудные минуты, во время тревог и невзгод, каждому необходимо светлое присутствие Господа. Правильно прочтенные молитвы обязательно будут услышаны, а помощь не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры и огромной любви. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/ikona-bogoroditsy-vlahernskaya-molitva/

Русские художники. Russian Artists | Сознание красоты спасет мир

 


ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу.

Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста).

Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая».

В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с.

Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).

Празднование — 7 (20) июля.

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

https://www.youtube.com/watch?v=P9sUGMaW4yc

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима.

В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная.

На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.

Обратите внимание

Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса).

В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.

Празднование — 24 октября (6ноября).

«ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери.

Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки.

Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове — корона, в правой руке — скипетр, в левой — держава (шар — символ Вселенной), на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери).

Празднование — 2 (15) марта.

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери.

Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской.

Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля.

Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв.

икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в.

Читайте также:  Мученица василисса и анастасия, мученицы

легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября)с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

Источник: http://www.tanais.info/art/node?page=708

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля

Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля. Она находится к западу от Успенского собора. По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Важно

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны.

Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор.

Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного.

Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма.

Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная.

Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году.

Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Совет

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже — подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом.

А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал — белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары.

Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве. Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность.

Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском.

Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

Обратите внимание

Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.

Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.

В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.

Источник

Просмотры (28)

Источник: http://putnik.cerkov.ru/2017/10/29/xram-polozheniya-rizy-bozhiej-materi-vo-vlaxerne-moskovskogo-kremlya/

Утраченные памятники Московского Кремля

?Артём Белевич (bibliophagus) wrote,
2011-10-08 15:20:00Артём Белевич
bibliophagus
2011-10-08 15:20:00Categories:

  • история
  • путешествия
  • россия

На этом снимке, запечатлевшем кусочек Царской (Ивановской) площади и Спасскую улицу Московского Кремля, мы видим ряд безвозвратно утраченных памятников российской архитектуры, культуры и истории: Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь.

1896 г. Чудов монастырь. Коронация Николая II.

Чудов монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексием, на протяжении веков был одним из центров религиозной жизни столицы. В монастыре было четыре храма: собор Чуда Архистратига Михаила (1501–1504 гг., построен на месте разобранного древнего храма), Алексеевская церковь (ок. 1485 г.

), в которой покоились мощи Святого митрополита Алексия, храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1501 г., перестроен в 1826 г.) и небольшая монастырская церковь Святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же находились митрополичьи покои.

Чудов монастырь. Храм Чуда Архистратига Михаила.

Чудов монастырь и Малый Николаевский дворец.

Малый Николаевский дворец, официальная московская резиденция российских императоров, был построен в 1775 году архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым, а в начале 1850-х — перестроен Константином Андреевичем Тоном, автором проекта Большого Кремлёвского дворца.

1896 г. Малый Николаевский дворец. Коронация Николая II.

Вознесенский монастырь, одна из первых женских обителей в Москве, был основан около 1390 года великой княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. С XV по XVIII вв. монастырь служил усыпальницей для великих княгинь и цариц.

К началу XX века в монастыре было три храма: Вознесенский собор (1588 г.), церковь Михаила Малеина (1634 г.) и церковь Святой великомученицы Екатерины (1808–1817 гг.). Последняя, выполненная в неоготическом стиле архитектором Карло Росси, была подлинным шедевром архитектуры.

Вознесенский монастырь. На переднем плане — Вознесенский собор.

Церковь Святой Екатерины. Справа — церковь Михаила Малеина.

Интерьер церкви Святой Екатерины.

В марте 1918 г. в Кремле разместилось большевицкое правительство, переехавшее в Москву из Петрограда. Несколько месяцев спустя, закрыв монастыри и изгнав из Кремля монахов и монахинь, большевики наглухо затворились за высокими стенами и крепкими воротами Кремля.

«С самого начала социалистической эпохи Кремль был постоянным предметом внимания и заботы партии и правительства. По личному распоряжению В. И.

Ленина от 17 мая 1918 года в Кремле начались не прекращающиеся по сей день научные исследования и реставрационные работы, в ходе которых были сделаны многие важные открытия, касающиеся истории и культуры нашего народа» (Ю. Федосюк, «Москва в кольце Садовых», М.: «Московский рабочий», 1983, стр. 13).

В 1929–1930 гг. Чудов монастырь, Вознесенский монастырь и Малый Николаевский дворец был уничтожены. На освободившемся месте в 1932–1934 гг.

Важно

архитектор Иван Иванович Рерберг построил стилизованное под кремлёвский классицизм здание Военной школы им. ВЦИК, в котором впоследствии располагался Президиум Верховного Совета СССР.

1929 г.

Разборка Алексеевской и Благовещенской церквей Чудова монастыря.

1929 г. Гибель Чудова монастыря.

Не в силах предотвратить уничтожение кремлёвских святынь, Николай Николаевич Померанцев, с 1918 года возглавлявший Комиссию по сохранению и раскрытию древних памятников, в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры и фотографирование Чудова и Вознесенского монастырей, обследование захоронений и вывоз саркофагов из усыпальницы в подклеть Архангельского собора, а иконы из Вознесенского собора сохранил в церкви Двенадцати Апостолов и фондах Оружейной палаты.

1929 г. Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря.

Кроме того, внимательными и заботливыми большевиками в Кремле были уничтожены:Церковь Святых Константина и Елены (каменная церковь построена в 1652 г., уничтожена в 1928 г.).Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе (1731 г.

, разрушена в 1932 г.).Собор Спаса Преображения на Бору (построен в 1330 г., перестроен в 1767 г., снесён в 1933 г.).А также памятник Александру II, стрельница Тайницкой башни, Кавалерские корпуса и старое здание Оружейной палаты.

Другие материалы по теме:

2011/06/06 «Панорама Витебска».

Источник: https://bibliophagus.livejournal.com/117911.html

Ссылка на основную публикацию