Тамара (сатси) – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Прмц. Тамара (Сатси) |
Тамара (Сатси) (1876 – 1942), игумения, преподобномученица.
Память 18 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Мария Сатси, родилась 9 февраля 1876 года на хуторе Устало в волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии. Её родители крестьяне Георг и Мария Сатси, эстонцы по национальности, были лютеранами. Когда девочке исполнилось 7 лет, умерла вначале её мать, а затем и отец.
Хутор Устало относился к лютеранскому приходу села Марьямаа, но когда в 1886 году там открылся православный приход, многие лютеране приняли Православие.
Мария по окончании 4-х классов сельской школы, в 12-летнем возрасте, была определена в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, который открылся в 1888 году. В приюте девочек обучали не только чтению, письму и другим общеобразовательным предметам, но и учили рукоделию, золотошвейному и иконописному мастерству.
В 1892 году община была преобразована в Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина).
Воспитанница приюта Мария Сатси была в 1895 году переведена в монастырь и облачена в подрясник, а в ноябре того же года — в апостольник.
В ноябре 1898 года была пострижена в рясофор.
В 1898 была игумения Варвара (Блохина) переведена в Казанскую епархию, поскольку чем-то стала неугодна княгине Елизавете Шаховской. По предложению игумении шесть послушниц, в числе которых была и Мария Сатси, переехали в Казань.
Мария пела на клиросе и несла послушание в швейной мастерской одного из монастырей города Казани, а когда в 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Космодемьяновского Троицкого монастыря, туда вместе с нею перешла и Мария, на которую было возложено послушание певчей и письмоводительницы.
В монастырских ведомостях за 1918 год есть характеристика, данная Марии новой игуменией Алевтиной (Тороповой): «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
19 июля 1917 года была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершал архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантовского монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.
В 1918 году в Космодемьяновский монастырь прибыл архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины. В то время заведующая общиной в честь Владимирской иконы Божией Матери, где подвизалось около 10 сестер, монахиня Арсения болела. До 1919 года при монастыре существовал приют для девочек.
В 1920 году монахиня Алевтина скончалась, и её обязанности стала исполнять монахиня Тамара.
Новая власть проводит конфискацию имущества общины, намеревается упразднить саму общину, закрыть храмы, в ней находящиеся. И насельницы обращаются к властям с письмом следующего содержания:
«1920 года 28 дня.
Мы, нижеподписавшиеся насельницы Владимирской женской общины, узнав о намерении представителей местной власти закрыть церковь Владимирской общины, древнюю святыню, существующую с 1625 года, единодушно выражаем свой протест против этого намерения, оскорбляющего наше христианское религиозное чувство.
Закрытие общины будет посягательством на ту свободу веры, которая подтверждена самим же советским правительством.
При сем объясняется, что со стороны общины уже принесена жертва уступкою деревянного храма и всех прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля, оставленного в пользование сестёр, а потому мы, насельницы Владимирской общины, ни в коем случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни, каким бы благовидным предлогом это ни объяснялось. Посему усердно просим подлежащих властей оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности, в чём и подписуемся.
Заведующая общиной Тамара и другие (всего 56 подисей)».
В 1924 году община получила статус самостоятельного монастыря, монахиня Тамара возводится в сан игумении и назначается настоятельницей монастыря.
Однако уже в 1926 году монастырь был закрыт советской властью, продолжая некоторое время существовать как Владимирская религиозная община.
В общине еще оставалось 34 насельницы, которые ютились в здании церкви, сторожки при церкви, выстроенных сёстрами двух крошечных домиках и переделанных под жильё хозяйственных монастырских помещениях: хлеве, курятнике.
При этом президиум Чебоксарского горсовета принял в январе 1927 года постановление: «Ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».
Монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний монастырский храм и отобраны помещения, где ещё жила игумения Тамара с оставшимися сёстрами. Монастырским священником в то время был иеромонах Николай (Танащук) [1].
Игумения Тамара после ликвидации общины поселилась в находившемся неподалёку доме своей бывшей помощницы по управлению монастырём — Анастасии Тимофеевой, с которой была знакома ещё по Пюхтицкому монастырю. Она продолжала свой молитвенный подвиг: читала Священное Писание, духовную литературу, а также занималась необходимыми хозяйственными делами.
Как-то в мае 1941 года, когда она пасла корову, с ней разговорился охранник «Садвинтреста» Худов, бывший священник. Он оклеветал её перед следственными органами, дав ложные показания об её якобы антисоветских высказываниях.
Преподобномученица Тамара (Сатси) |
Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД устроили обыск в доме, где жила мать Тамара, и арестовали её. Начались допросы, на которых следователь пытался вынудить игумению подтвердить лжесвидетельство Худова об её антисоветских высказываниях.
Она не согласилась сделать это ни при очной ставке с Худовым, ни при вручении ей обвинительного заключения. Следователь интересовался также тем, как попала мать Тамара из Эстонии в Чувашию, пытаясь обвинить её ещё и в шпионаже.
Она отвечала: «Никакие причины не принудили меня идти в монастырь, а я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души».
Из протоколов допроса от 9 июля:
“Никогда и никакую к/р клевету о жизни при советской власти я не высказывала, со свидетелем Худовым у нас разговор был только о книге “Добротолюбие”, которую он просил отдать ему для чтения”.
14 июля было объявлено об окончании следствия и предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 части первой Уголовного кодекса.
25 июля судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чувашской АССР вынесла определение об утверждении обвинительного заключения и предании игумении Тамары суду. Суд состоялся 31 июля.
Лжесвидетель Худов настаивал в суде на своих показаниях, а игумения Тамара отвергла его клевету, ссылаясь на своё стихотворение, которое было изъято у неё при обыске.
В этот же день суд приговорил игумению Тамару к 10 годам лишения свободы. Верховный суд СССР, рассмотрев кассационную жалобу, признал приговор правильным.
Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалёку от города Алатырь Чувашской АССР. Заключённые занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила тяжелую зиму 1941-42-х годов. В период войны с Германией в колонии из-за голода и болезней была массовая смертность заключённых.
Скончалась 1 мая 1942 года, согласно записи в акте о смерти, от порока сердца. Погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
В октябре 2007 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви игумения Тамара (Сатси) причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Использованные материалы
[1] Бывший насельник закрытого в 1924 году Чебоксарского Свято-Троицкого монастыря. Он был приговорён в 1940 году к шести годам лишения свободы и скончался в заключении в Алатырской колонииИсточник: https://drevo-info.ru/articles/12794.html
1 мая. Преподобномученица игумения Тамара (Сатси) – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мария Георгиевна Сатси родилась в 1876 году на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии.
Оставшись без родителей, в 1888 году она поступила в приют для девочек-сирот, расположенный в местечке Иевве на северо-востоке Эстляндии и действовавший при местном отделении Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. Воспитанницы приюта обучались чтению, письму, Закону Божию, иконописному и золотошвейному мастерству, другим рукоделиям.
В 1892 году неподалеку от Иевве был открыт Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина), приехавшая в Эстляндию из Костромской губернии.
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в данную обитель, в апреле 1897-го облачена в рясофор. А когда в 1898 году игумения Варвара была направлена в Казанскую епархию, ряд насельниц Пюхтицкого монастыря, в числе которых была и Мария Сатси, по предложению матушки поехали вместе с ней.
По прибытии в Казань мать Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря, послушница Мария также перешла в данную обитель, где несла послушания певчей и письмоводительницы.
Настоятельница монастыря игумения Алевтина (Торопова), сменившая скончавшуюся 23 декабря 1915 года игумению Варвару, так характеризовала ее: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Казанского Зилантова монастыря.
19 июня 1918 года благочинный 2-го округа монастырей Казанской епархии игумен Феодосий направил в Казанский епархиальный совет рапорт следующего содержания: «При обозрении мною Чебоксарской женской Владимирской общины, я усмотрел, что заведующая общиной монахиня Арсения — старица, имеющая более 80 лет, требующая себе по управлению помощницу энергичную, деятельную, а вместе и твердого характера; но в общине по усмотрению ея и настоятельницы Козьмодемьянского монастыря игумении Алевтины, в ведении коей находится сия община, помощницы не находится. Поэтому совместно с игуменией Алевтиной заведующая общиной монахиня Арсения порешили просить моего ходатайства пред епархиальным начальством перевести в помощницы по управлению в качестве казначеи из Козьмодемьянского монастыря монахиню Тамару, в чем и я присовокупляю свою покорнейшую просьбу пред епархиальным советом, исполнить их желание и ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о перемещении в Чебоксарскую Владимирскую общину монахини Тамары на названную должность».
Данное прошение было удовлетворено. 25 июня 1918 года по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) монахиня Тамара была назначена казначеей Чебоксарской Владимирской женской монашеской общины. В 1920 году заведующая данной общиной игумения Арсения скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.
В связи с тем, что атеистически настроенная власть провела конфискацию имущества, намеревалась упразднить общину и закрыть храм насельницы обратились в государственные органы со следующим письмом: «Мы, нижеподписавшиеся насельницы Владимирской женской общины, узнав о намерении представителей местной власти закрыть церковь Владимирской общины, древнюю святыню, существующую с 1625 года, единодушно выражаем свой протест против этого намерения, оскорбляющего наше христианское религиозное чувство. Закрытие общины будет посягательством на ту свободу веры, которая подтверждена самим же советским правительством… Со стороны общины уже принесена жертва уступкою деревянного храма и всех прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля, оставленного в пользование сестер, а потому мы, насельницы Владимирской общины, ни в коем случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни, каким бы благовидным предлогом это не объяснялось. Посему усердно просим… оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности, в чем и подписуемся. Заведующая общиной Тамара и другие».
В 1924 году по благословению епископа Чебоксарского Афанасия (Малинина) Чебоксарская Владимирская женская монашеская община стала самостоятельным монастырем, а монахиня Тамара (Сатси) назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении.
В 1926 году обитель была закрыта советской властью, но продолжала существовать при бывшем монастырском храме как Владимирская религиозная община.
В сентябре 1926 года в Чебоксарский горсовет поступила жалоба заведующего городской садово-огородной школой, в которой утверждалось, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы… Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75% ценность сада».
Используя это недовольство, в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считаем необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству, …просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря». В то время в общине оставалось 34 насельницы.
Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием самих сестер. Промыслом Божиим насельниц Владимирской общины оставили на некоторое время в покое, но дело о «вредительстве» в отношении сада было передано в Народный суд.
Возглавляемая игуменией Тамарой община существовала до января 1930 года, когда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где проживали матушка с остававшимися сестрами.
После ликвидации общины мать Тамара поселилась неподалеку от здания церкви, у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкой обители.
В 1930-х годах мать игумения продолжала свой молитвенный подвиг, читала Священное Писание, духовную литературу, поддерживала и ободряла сестер в трудных условиях гонений за веру, занималась необходимыми делами по хозяйству.
О том уважении, которым пользовалась матушка среди сестер, свидетельствует и бесхитростное по содержанию, но полное любви письмо к ней, сохранившееся в следственном деле: «Дорогая моя м. Тамара.
Спешу я тебя поздравить с высокоторжественным праздником Рождества Христова и с новым годом и желаю тебе от Господа Бога доброго здоровья и душевного спасения. Матушка Тамара, я все об тебе скорблю, проходит ли твоя ноженька, как ходишь. А я, слава Богу, живу, сыта. Хожу домовничать, и мне дают хлеба, а в холод сижу дома.
…Еще я поздравляю с праздником Настеньку и Ниночку, Марью Алекс. и всем желаю от Господа Бога доброго здоровья. Я вам извещаю новости. Я получила из своей деревни письмо, померли у меня 2 сестры, и брат Гаврюша помер 2 года. А его жена уехала в Пюхтицы, значит, еще существуют. Я им ответила и просила написать подробнее, что они знают о Пюхтицах. Еще пишите как вы, и что работаете, и как проводите праздники. А мы сидим дома, ходить не куда. Затем до свидания, всегда помнящая вас м. Антонина».
В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары. Ночью 25 июня матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму.
На допросах 27 и 30 июня, 2 и 9 июля, очной ставке 11 июля игумения Тамара отвергла все обвинения.
На вопрос следователя о том, какие причины понудили ее идти в монастырь, матушка ответила: «Я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души».
31 июля 1941 года игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы и помещена в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находившуюся в лесу неподалеку от города Алатыря. 1 мая 1942 года матушка скончалась и была погребена в безвестной ныне могиле на кладбище колонии.
12 октября 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной церкви было принято решение о включении имени игумении Тамары (Сатси) в собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Память святой празднуется в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января/7 февраля (или в ближайшее после этого дня воскресенье) и в день ее мученической кончины 1 мая (18 апреля по ст.ст.).
Ю. Ерошкин
Жития новомучеников земли Чувашской. Чебоксары,2009.
Просмотры (41)
Источник: http://zachatevmon.ru/?p=24932
Преподобномученица Тамара (Сатси)
Игумения Тамара Сатси (1876 – 1942) считается преподобномученицей в трактовке православной религии. Родилась она 9 февраля 1876 года в небольшом хуторе, именуемый Устало. Посёлок находился в пределах Эстляндской губернии.
Её родители, Мария и Георг Сатси были добрыми крестьянами, родившиеся в Эстонии. Стоит отметить, что по вероисповеданию они считались прихожанами лютеранской церкви. Жизнь Тамары была не из лёгких – когда ребёнку было всего семь лет, её покинула родная мать, которая умерла от болезни.
Через несколько лет случилась еще одна трагедия – погиб её отец, и девочка осталась сиротой.
После того, как Тамара Сатси закончила четыре начальных класса местной школы, её определили в специализированный приют для девочек-сирот.
Находился он возле женской общины в поместье Иевво, открытой в 1888 году.
Двенадцатилетнюю Тамару в стенах приюта обучали различным дисциплинам, среди которых: чтение, письмо, математика, рукоделие, золотошвейное мастерство, иконописное мастерство и так далее.
Событие, которое радикально изменило жизнь преподобномученницы, случилось 19 июля 1917 года. Именно в этот день она приняла постриг, став на тропу отчуждения, вечной молитвы и монашества. Совершил постриг преподобный Сергей Зайцев, который уже много лет считался настоятелем Зилантовской церкви в районе Казани.
Стоит отметить, что данная святыня относится к перечню благочинных церквей всей Казанской епархии. Уже в начале 1918 года, в стены Космодемьяновского храма приехал преподобный Феодосий, у которого на руках было письмо с утверждением Тамары Сатси на должность казначеи Чебоксарского монастыря.
Еще через два года, в 1920, настоятельница святыни умерла, и её обязанности передали преподобной Тамаре.
К концу 1924 года прихожане добились того, что Чебоксарская община стала полноценным монастырем, который мог самостоятельно распоряжаться внутренним графиком и календарным планом. Но радость длилась недолго, власти увидели в монастыре злой умысел, и решили ликвидировать его.
Игумению Тамару переселили в находящийся рядом небольшой дом, где ранее жила её помощница и верная подруга – преподобная Анастасия Тимофеева. Там она ежедневно молилась Богу, по нескольку раз прочитывала Евангелие, различную религиозную литературу, а также вела хозяйственные дела.
В начале мая 1941 года Тамара, как обычно, вышла на пастбище со своей коровой, где её встретил охранник отряда «Садвинтрест», ранее бывший священнослужителем.
Задав ей несколько вопросов о нынешней власти, религии и прочих политических аспектах, он поспешил с доносом в ближайшие следственные органы, где оклеветал её за измену родины и антисоветские мнения.
В ночь на 25 июня 1941 года, сотрудниками НКВД был проведен обыск в особняке Тамары Сатси, после чего её арестовали и начали допрашивать. Следователь пытался спровоцировать женщину на конфликт и подтверждение её антисоветских высказываний.
Тамара очень долго молчала, но когда спросили о причине пострига, то она ответила: «Не было ни одной причины, по которой я пошла прислужницей в стены монастыря. Это было сделано по моей воле для того, чтобы спасти собственную душу».
По ходу следствия, Тамару приговорили к 10 годам колонии строгого режима.
Она сумела пережить невероятно тяжелый период – зиму в 1942-м году (в этом году более 70% заключенных умерли от голода и сопутствующих заболеваний). Умерла игумения первого мая, в 1942 году от сердечного приступа.
Похоронили её на территории тюремного кладбища. 12 октября 2007 года Тамаре Сатси причислили статус новомученицы и исповедницы Российской.
Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/662-prepodobnomuchenitsa-tamara-satsi
Русская линия / Библиотека периодической печати: Преподобномученица Тамара (Сатси)
Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля (ст. ст.) 1876 года на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси, которые при рождении нарекли свою дочь Марией. Когда девочке было семь лет, умерла её мать, а вскоре и отец.
В то время, по данным переписи 1881 года, более 94 процентов населения Эстляндии составляли протестанты (лютеране).
Однако просветительская деятельность Русской Православной Церкви, при поддержке светских властей, постепенно приносила свои плоды. Так, в 1885 году был учреждён Пюхтицкий православный приход.
А в 1886 году открылся православный приход и в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, и многие лютеране перешли в православную веру.
Окончив четыре класса сельской школы в 1888 году, Мария в возрасте двенадцати лет поступила в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве.
Основана она была при Иеввеском отделении Православного Прибалтийского Братства, пользовавшегося особым покровительством губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского.
Воспитанницы приюта обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.
Сёстры общины не только обучали детей, но и ухаживали за больными в лечебнице Братства. Возглавляла общину монахиня Варвара (Блохина), специально откомандированная с несколькими сёстрами из Костромского Богоявленского монастыря для ухода за больными и обучения детей ремёслам.
Жизнь общины на первых порах была весьма нелёгкой, и труд немногочисленных сестёр носил характер подвига. Однако были и утешения, ведь духовное окормление сестёр взял на себя всероссийский пастырь — св.
праведный Иоанн Кронштадтский.
Сразу по приезде из Костромы в Пюхтицы монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном и получила его благословение на создание монашеской общины, а первые 70 сестёр обители были крестницами батюшки и его духовными чадами.
15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, расположившейся на Святой («Пюхтицкой») Горе в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве. К концу 1891 года в ней, кроме монахини Варвары, состояли 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия (среди них 8 эстонок).
Вскоре, в 1892 году, община была преобразована в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, а игумения Варвара (Блохина) стала первой настоятельницей обители.
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в чёрную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года — в апостольник, а в апреле 1897 года, по достижении совершеннолетия, пострижена в рясофор.
Жизнь обители в Пюхтицах постепенно налаживалась: росло число насельниц; кроме Иевве, появилось подворье в Ревеле (Таллин); святыни монастыря привлекали многочисленных паломников.
Однако вскоре после перевода (в 1897 году) архиепископа Рижского и Митваского Арсения на Казанскую кафедру игумения Варвара стала неугодна проживающей поблизости в своём имении попечительнице обители жене губернатора княгине Елизавете Шаховской и также переведена в Казанскую епархию.
По предложению игумении вместе с ней в Казань перебрались шесть насельниц монастыря, в числе которых была и Мария Сатси.
Сопровождая игумению, Мария вместе с ней обосновалась в одном из казанских монастырей. В обители она пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
В 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Мария Сатси также перешла в новую обитель и исполняла здесь послушание певчей и письмоводительницы.
После кончины игумении Варвары в январе 1915 года СвятоТроицкий монастырь возглавила игумения Алевтина (Торопова). Новая настоятельница так характеризовала послушницу Марию в клировой ведомости обители за 1916 год: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
Пройдя многолетний послушнический искус, 19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантова монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.
В 1918 году в город Козьмодемьянск приехал архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Эта община относилась к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю и насчитывала около ста насельниц. Заведующая общиной монахиня Арсения в то время болела.
В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.
В 1924 году, после приезда в Чебоксары епископа Афанасия (Малинина), управлявшего в то время Казанской епархией, Владимирская монашеская община стала самостоятельным монастырём, а монахиня Тамара (Сатси) была назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении. Через два года монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община.
В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в горсовет поступила жалоба, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота.
Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75 процентов ценность сада».
К слову сказать, эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю.
Используя это «недовольство», в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе, и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».
В то время в общине оставалось 34 сестры.
Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестёр.
В условиях такого давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сёстрами.
После ликвидации общины властями игумения Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырём Анастасии Тимофеевой, которую знала ещё по Пюхтицкой обители. Занимаясь необходимыми делами по хозяйству, мать Тамара не оставляла монашеского делания, читала Священное Писание, духовную литературу.
В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары.
Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели в её доме обыск, после чего матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. На допросах игумения Тамара отвергла все возложенные на неё обвинения.
Несмотря на это 31 июля состоялось судебное заседание, на котором игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы.
Игуменья Тамара (Сатси) в заключении
Матушка была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалёку от города Алатырь Чувашской АССР в лесу. Заключённые занимались здесь лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила суровую зиму 1941−1942 годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключённых из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
Преподобномученица Тамара прославлена в лике Новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 12 октября 2007 г.
http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/aprel/361−18-aprelya/763-prpdm-tamara-satsi.html
Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=77907
Преподобномученица Тамара (Сатси) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Апрель 30th 2013 –
Память 18 апреля с.с.
Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля (ст. ст.) 1876 года на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси, которые при рождении нарекли свою дочь Марией. Когда девочке было семь лет, умерла ее мать, а вскоре и отец.
В то время, по данным переписи 1881 года, более 94 процентов населения Эстляндии составляли протестанты (лютеране).
Однако просветительская деятельность Русской Православной Церкви, при поддержке светских властей, постепенно приносила свои плоды. Так, в 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход.
А в 1886 году открылся православный приход и в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, и многие лютеране перешли в православную веру.
Окончив четыре класса сельской школы в 1888 году, Мария в возрасте двенадцати лет поступила в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве.
Основана она была при Иеввеском отделении Православного Прибалтийского Братства, пользовавшегося особым покровительством губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского.
Воспитанницы приюта обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.
Сестры общины не только обучали детей, но и ухаживали за больными в лечебнице Братства. Возглавляла общину монахиня Варвара (Блохина), специально откомандированная с несколькими сестрами из Костромского Богоявленского монастыря для ухода за больными и обучения детей ремеслам.
Жизнь общины на первых порах была весьма нелегкой, и труд немногочисленных сестер носил характер подвига. Однако были и утешения, ведь духовное окормление сестер взял на себя всероссийский пастырь — св. праведный Иоанн Кронштадтский.
Сразу по приезде из Костромы в Пюхтицы монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном и получила его благословение на создание монашеской общины, а первые 70 сестер обители были крестницами батюшки и его духовными чадами.
15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, расположившейся на Святой («Пюхтицкой») Горе в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве.
К концу 1891 года в ней, кроме монахини Варвары, состояли 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия (среди них 8 эстонок).
Вскоре, в 1892 году, община была преобразована в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, а игумения Варвара (Блохина) стала первой настоятельницей обители.
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в черную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года — в апостольник, а в апреле 1897 года, по достижении совершеннолетия, пострижена в рясофор.
Жизнь обители в Пюхтицах постепенно налаживалась: росло число насельниц; кроме Иевве, появилось подворье в Ревеле (Таллин); святыни монастыря привлекали многочисленных паломников.
Однако вскоре после перевода (в 1897 году) архиепископа Рижского и Митваского Арсения на Казанскую кафедру игумения Варвара стала неугодна проживающей поблизости в своем имении попечительнице обители жене губернатора княгине Елизавете Шаховской и также переведена в Казанскую епархию.
По предложению игумении вместе с ней в Казань перебрались шесть насельниц монастыря, в числе которых была и Мария Сатси.
Сопровождая игумению, Мария вместе с ней обосновалась в одном из казанских монастырей. В обители она пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
В 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Мария Сатси также перешла в новую обитель и исполняла здесь послушание певчей и письмоводительницы.
После кончины игумении Варвары в январе 1915 года СвятоТроицкий монастырь возглавила игумения Алевтина (Торопова). Новая настоятельница так характеризовала послушницу Марию в клировой ведомости обители за 1916 год: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
Пройдя многолетний послушнический искус, 19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантова монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.
В 1918 году в город Козьмодемьянск приехал архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Эта община относилась к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю и насчитывала около ста насельниц. Заведующая общиной монахиня Арсения в то время болела. В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.
В 1924 году, после приезда в Чебоксары епископа Афанасия (Малинина), управлявшего в то время Казанской епархией, Владимирская монашеская община стала самостоятельным монастырем, а монахиня Тамара (Сатси) была назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении.
Через два года монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община.
В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в горсовет поступила жалоба, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота.
Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75 процентов ценность сада».
К слову сказать, эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю.
Используя это «недовольство», в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе, и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».
В то время в общине оставалось 34 сестры.
Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестер.
В условиях такого давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сестрами.
После ликвидации общины властями игумения Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкой обители. Занимаясь необходимыми делами по хозяйству, мать Тамара не оставляла монашеского делания, читала Священное Писание, духовную литературу.
В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары. Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели в ее доме обыск, после чего матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. На допросах игумения Тамара отвергла все возложенные на нее обвинения.
Несмотря на это 31 июля состоялось судебное заседание, на котором игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы.
Матушка была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР в лесу. Заключенные занимались здесь лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила суровую зиму 1941—1942 годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключенных из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
12 октября 2007 года на заседании Священного Синода под председательством Святейшего патриарха Алексия II игуменья Тамара (Сатси) причислена к собору новомучеников и исповедников Российских.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnomucheniki/prepodobnomuchenica-tamara-satsi.html
Церковное событие
Преподобномученица Тамара родилась в 1876 году на хуторе Уустало волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии в лютеранской семье крестьянина Георга и Мари Сатси. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марие было 7 лет умерла ее мать, а вскоре и отец.
В 1886 году в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный приход, тогда многие из лютеранской веры перешли в православную.
Окончив 4 класса сельской школы, Мария поступила в 1888 году в возрасте 12 лет в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, основанной в этом же году. В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.
В 1892 году община была преобразована в Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Варвара (Блохина).
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в черную одежду»,то есть в подрясник, в ноябре того же года облечена в апостольник, в апреле 1897 года пострижена в рясофор.
В 1898 году игуменья Варвара (Блохина) стала неугодна проживающей поблизости в своем имении княгине Елизавете Шаховской и была определена Архиепископом Рижским Арсением в Казанскую епархию. Игуменья Варвара предложила некоторым послушницам поехать с ней.
Таким образом 6 послушниц, в том числе Мария Сатси переместились в город Казань. Живя в монастыре Мария пела на клиросе и помогала в швейной мастерской. Игумения Варвара прожила в одном из монастырей города Казани до 1902 года, когда она была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Троицкого монастыря.
Мария также перешла в этот монастырь. Здесь она исполняла послушание певчей и письмоводительницы.Чебоксарская женская община также относилась к Козьмодемьянскому монастырю и мать Варвара сумела вывести к благополучию обе обители. В январе 1915 года умерла игуменья Варвара.
Новая игуменья Алевтина (Торопова) так характеризует послушницу Марию (из монастырских ведомостей за 1916 год): «поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».Пройдя многолетний послушнический искус Мария 19 июля 1917 года принимает монашеский постриг с именем Тамара.
Постриг совершил будущий священномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантового монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии. Через год в сентябре 1918 года он будет расстрелян вместе с братией своего монастыря красноармейцами.
В 1918 году в Козьмодемьянский монастырь приезжает архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины. Заведующая общиной в честь Владимирской Божией Матери, где в то время подвизалось около 100 сестер, монахиня Арсения болела.
При монастыре существовал до 1919 года приют для девочек. В 1920 году скончалась монахиня Арсения и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей общины. Новая власть проводит конфискацию имущества общины, намеревается упразднить саму общину и закрыть ее храмы.
Насельницы обратились к властям со следующим письмом:«1920 года 28 дня.
Мы, нижеподписавшиеся насельницы Владимирской женской общины, узнав о намерении представителей местной власти закрыть церковь Владимирской общины, древнюю святыню существующую с 1625 года, единодушно выражаем свой протест против этого намерения, оскорбляющего наше христианское религиозное чувство.
Закрытие общины будет посягательством на ту свободу веры, которая подтверждена самим же советским правительством.
При сем объясняется, что со стороны общины уже принесена жертва уступкою деревянного храма и всех прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля, оставленного в пользование сестер, а потому мы насельницы Владимирской общины, ни в коем случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни, каким бы благовидным предлогом это не объяснялось. Посему усердно просим подлежащих властей оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности, в чем и подписуемся. Заведующая общиной Тамара и другие» (всего 56 подписей).В 1924 году в город Чебоксары прибывает викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий(Малинин) и Владимирскую монашескую общину объявляет самостоятельным монастырем. Монахиня Тамара назначается настоятельницей и возводится во игумении. В 1926 году советской властью монастырь был закрыт, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община. В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в Горсовет поступила жалоба, что « оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота. Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75% ценность сада» и тому подобное. Эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю. В январе 1927 года Президиум Чебоксарского Горсовета постановил, «считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря». В то время в общине еще оставалось 34 сестры. Они ютились в здании церкви, сторожке при церкви, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлев, курятник, переделанных под жилые помещения и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестер. Тогда монахинь оставили жить там же, а дело о вредительстве сада было передано в Нарсуд. В таких условиях давления со стороны властей монастырь продолжал существовать, как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сестрами. Священником храма при общине с 1927 года являлся бывший насельник закрытого в 1924 году Чебоксарского Свято-Троицкого монастыря иеромонах Николай (Танащук). В 1940 году он был приговорен к 6 годам лишения свободы и скончался в заключении в Алатырской колонии.После ликвидации властями общины мать Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкому монастырю. Дом их находился недалеко от бывшего женского монастыря. В 30-х годах мать Тамара продолжала свой молитвенный подвиг: читала Священное писание, духовную литературу, а также занималась необходимыми делами по хозяйству.В мае 1941 года, когда мать Тамара пасла корову, с ней познакомился бывший священник Худов, работавший охранником «Садвинтреста», который и дал следствию ложные показания об антисоветских высказываниях игуменьи Тамары.Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели обыск в доме игуменьи Тамары. Тогда же ночью она была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. 27 и 30 июня состоялись допросы игуменьи Тамары. 30 июня тот же бывший священник дал показания об антисоветской агитации игуменьи, которая отвергла обвинения. Следователь тщательно допрашивал о том, как мать Тамара попала из Эстонии в Чувашию, подозревая ее в шпионаже. На третьем допросе, состоявшемся 2 июля, на вопрос следователя «какие причины понудили вас идти в монастырь?» мать Тамара ответила, «что никакие причины меня не понудили идти в монастырь, а я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души».На 4-ом допросе, состоявшемся 9 июля на вопрос следователя подтверждаете ли вы показания свидетеля Худова о вашей контрреволюционной клевете на жизнь при советской власти мать Тамара ответила, что «не подтверждает, ибо никогда и нигде она никакую контрреволюционную клевету о жизни при советской власти не высказывала и со свидетелем Худовым у нас разговор был только о книге «Добротолюбие», которую он просил отдать ему для чтения».11 июля состоялась очная ставка между игуменьей Тамарой и свидетелем Худовым. На этой очной ставке мать Тамара виновной себя в агитации против Советской власти не признала.14 июля было объявлено об окончании следствия и предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 части первой Уголовного Кодекса. Обвиняемая ответила, что дополнить следствие ничем не желает.25 июля Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской АССР определила обвинительное заключение утвердить и игуменью Тамару предать суду.31 июля состоялось судебное заседание, на котором свидетель Худов настаивал на своих показаниях об антисоветских высказываниях игуменьи.
Мать Тамара отвергла эту клевету, добавив ,что при обыске у нее нашли стихотворение, написанное ей в Козьмодемьянске.
Вот это стихотворение :
Все со временем проходит- Горе, счастье пролетит. К разрушенью все стремится-
Кто сей доли избежит?
Кедр высокий с облаками Наравне вчера стоял, Ныне ж вниз лежит ветвями
Бурный ветр его сломал.
И цветочек сей прекрасный Рощу кедров украшал, Ветер дунул вдруг ненастный,
И цветок, увы, завял.
Так, друзья и мы увянем Скоро век наш пробежит; Расцветать мы перестанем,
Когда дух наш отлетит.
Здесь гуляя ,гость любезный, Между кедров и цветов, Помни рок свой неизбежный;
Берегися от грехов;
И почаще ты молися Здесь в обители святой, Благо делать не ленися,
И обрящещь ты покой.
Ждет тебя страна иная, Счастье вечно там живет, Там на небе блага рая
Твое сердце обретет.
В этот же день суд приговорил игуменью Тамару к 10 годам лишения свободы. Кассационная жалоба в Верховный Суд СССР о пересмотре приговора была рассмотрена и приговор признан правильным.
Игуменья Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию номер 1 Наркомата Юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР. От линии железной дороги шла ветка вглубь леса на 24 километра, где и располагалась колония.
Заключенные занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины. Мать Тамара пережила суровую зиму 1941-42-х годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключенных из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих.
Весной,1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игуменья Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
12 октября 2007 года на заседании Священного Синода под председательством Святейшего патриарха Алексия II игуменья Тамара (Сатси) причислена к собору новомучеников и исповедников Российских.
материалы взяты с сайта Азбука веры
Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942)
Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/4058
Состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)
23 июня, в день памяти святой, в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту состоится первая Литургия перед обретенными останками.
Обретение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) состоялось на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы 13 июня 2018 года, сообщает Pravoslavie.ru.
Проведение работ проходило по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии членов специальной комиссии по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) во главе с епископом Луховицким Петром, викарием Московской епархии, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерея Владимира Воробьева, настоятельниц Зачатьевского и Богородице-Рождественского ставропигиальных женских монастырей – игуменьи Иулиании (Каледы) и игуменьи Викторины (Перминовой).
Перед началом процесса владыка Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела. В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным христианам, погребенным на данном кладбище: монашеству, духовенству, мирянам.
Обретенные мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит. У Святых врат процессию встретили насельницы монастыря, после чего святыню крестным ходом перенесли в обитель.
23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата и духовенства совершит в Серафимо-Знаменском скиту Божественную литургию под открытым небом. Это будет первое богослужение перед обретенными мощами святой Фамари.
Преподобноисповедница Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей приняла постриг в монастыре равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия.
В 1905 году указом Святейшего Синода была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве, через 5 лет начала строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.
В 1924 году скит был закрыт, в 1931-м схиигумению Фамарь с двумя сестрами обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока, уже тяжело больная туберкулезом, она вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.
22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигумению Фамарь (Марджанову) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года ее имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузии.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/sostoyalos-obretenie-moshchey-prepodobnoispovednicy-famari-mardzhanovoy