Преподобноисповедница тамара (сатси), игумения

Тамара (сатси) – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прмц. Тамара (Сатси)

Тамара (Сатси) (1876 – 1942), игумения, преподобномученица.

Память 18 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Мария Сатси, родилась 9 февраля 1876 года на хуторе Устало в волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии. Её родители крестьяне Георг и Мария Сатси, эстонцы по национальности, были лютеранами. Когда девочке исполнилось 7 лет, умерла вначале её мать, а затем и отец.

Хутор Устало относился к лютеранскому приходу села Марьямаа, но когда в 1886 году там открылся православный приход, многие лютеране приняли Православие.

Мария по окончании 4-х классов сельской школы, в 12-летнем возрасте, была определена в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, который открылся в 1888 году. В приюте девочек обучали не только чтению, письму и другим общеобразовательным предметам, но и учили рукоделию, золотошвейному и иконописному мастерству.

Обратите внимание

В 1892 году община была преобразована в Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина).

Воспитанница приюта Мария Сатси была в 1895 году переведена в монастырь и облачена в подрясник, а в ноябре того же года — в апостольник.

В ноябре 1898 года была пострижена в рясофор.

В 1898 была игумения Варвара (Блохина) переведена в Казанскую епархию, поскольку чем-то стала неугодна княгине Елизавете Шаховской. По предложению игумении шесть послушниц, в числе которых была и Мария Сатси, переехали в Казань.

Мария пела на клиросе и несла послушание в швейной мастерской одного из монастырей города Казани, а когда в 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Космодемьяновского Троицкого монастыря, туда вместе с нею перешла и Мария, на которую было возложено послушание певчей и письмоводительницы.

В монастырских ведомостях за 1918 год есть характеристика, данная Марии новой игуменией Алевтиной (Тороповой): «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».

19 июля 1917 года была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершал архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантовского монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.

В 1918 году в Космодемьяновский монастырь прибыл архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины. В то время заведующая общиной в честь Владимирской иконы Божией Матери, где подвизалось около 10 сестер, монахиня Арсения болела. До 1919 года при монастыре существовал приют для девочек.

В 1920 году монахиня Алевтина скончалась, и её обязанности стала исполнять монахиня Тамара.

Важно

Новая власть проводит конфискацию имущества общины, намеревается упразднить саму общину, закрыть храмы, в ней находящиеся. И насельницы обращаются к властям с письмом следующего содержания:

«1920 года 28 дня.

Мы, нижеподписавшиеся насельницы Владимирской женской общины, узнав о намерении представителей местной власти закрыть церковь Владимирской общины, древнюю святыню, существующую с 1625 года, единодушно выражаем свой протест против этого намерения, оскорбляющего наше христианское религиозное чувство.

Закрытие общины будет посягательством на ту свободу веры, которая подтверждена самим же советским правительством.

При сем объясняется, что со стороны общины уже принесена жертва уступкою деревянного храма и всех прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля, оставленного в пользование сестёр, а потому мы, насельницы Владимирской общины, ни в коем случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни, каким бы благовидным предлогом это ни объяснялось. Посему усердно просим подлежащих властей оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности, в чём и подписуемся.

Заведующая общиной Тамара и другие (всего 56 подисей)».

В 1924 году община получила статус самостоятельного монастыря, монахиня Тамара возводится в сан игумении и назначается настоятельницей монастыря.

Однако уже в 1926 году монастырь был закрыт советской властью, продолжая некоторое время существовать как Владимирская религиозная община.

В общине еще оставалось 34 насельницы, которые ютились в здании церкви, сторожки при церкви, выстроенных сёстрами двух крошечных домиках и переделанных под жильё хозяйственных монастырских помещениях: хлеве, курятнике.

При этом президиум Чебоксарского горсовета принял в январе 1927 года постановление: «Ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».

Монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний монастырский храм и отобраны помещения, где ещё жила игумения Тамара с оставшимися сёстрами. Монастырским священником в то время был иеромонах Николай (Танащук) [1].

Совет

Игумения Тамара после ликвидации общины поселилась в находившемся неподалёку доме своей бывшей помощницы по управлению монастырём — Анастасии Тимофеевой, с которой была знакома ещё по Пюхтицкому монастырю. Она продолжала свой молитвенный подвиг: читала Священное Писание, духовную литературу, а также занималась необходимыми хозяйственными делами.

Как-то в мае 1941 года, когда она пасла корову, с ней разговорился охранник «Садвинтреста» Худов, бывший священник. Он оклеветал её перед следственными органами, дав ложные показания об её якобы антисоветских высказываниях.

Преподобномученица Тамара (Сатси)

Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД устроили обыск в доме, где жила мать Тамара, и арестовали её. Начались допросы, на которых следователь пытался вынудить игумению подтвердить лжесвидетельство Худова об её антисоветских высказываниях.

Она не согласилась сделать это ни при очной ставке с Худовым, ни при вручении ей обвинительного заключения. Следователь интересовался также тем, как попала мать Тамара из Эстонии в Чувашию, пытаясь обвинить её ещё и в шпионаже.

Она отвечала: «Никакие причины не принудили меня идти в монастырь, а я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души».

Из протоколов допроса от 9 июля:

“Никогда и никакую к/р клевету о жизни при советской власти я не высказывала, со свидетелем Худовым у нас разговор был только о книге “Добротолюбие”, которую он просил отдать ему для чтения”.

14 июля было объявлено об окончании следствия и предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 части первой Уголовного кодекса.

25 июля судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чувашской АССР вынесла определение об утверждении обвинительного заключения и предании игумении Тамары суду. Суд состоялся 31 июля.

Лжесвидетель Худов настаивал в суде на своих показаниях, а игумения Тамара отвергла его клевету, ссылаясь на своё стихотворение, которое было изъято у неё при обыске.

В этот же день суд приговорил игумению Тамару к 10 годам лишения свободы. Верховный суд СССР, рассмотрев кассационную жалобу, признал приговор правильным.

Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалёку от города Алатырь Чувашской АССР. Заключённые занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.

Мать Тамара пережила тяжелую зиму 1941-42-х годов. В период войны с Германией в колонии из-за голода и болезней была массовая смертность заключённых.

Обратите внимание

Скончалась 1 мая 1942 года, согласно записи в акте о смерти, от порока сердца. Погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.

В октябре 2007 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви игумения Тамара (Сатси) причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Использованные материалы

[1]  Бывший насельник закрытого в 1924 году Чебоксарского Свято-Троицкого монастыря. Он был приговорён в 1940 году к шести годам лишения свободы и скончался в заключении в Алатырской колонии

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12794.html

1 мая. Преподобномученица игумения Тамара (Сатси) – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Мария Георгиевна Сатси родилась в 1876 году на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии.

Оставшись без родителей, в 1888 году она поступила в приют для девочек-сирот, расположенный в местечке Иевве на северо-востоке Эстляндии и действовавший при местном отделении Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. Воспитанницы приюта обучались чтению, письму, Закону Божию, иконописному и золотошвейному мастерству, другим рукоделиям.

В 1892 году неподалеку от Иевве был открыт Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина), приехавшая в Эстляндию из Костромской губернии.

В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в данную обитель, в апреле 1897-го облачена в рясофор. А когда в 1898 году игумения Варвара была направлена в Казанскую епархию, ряд насельниц Пюхтицкого монастыря, в числе которых была и Мария Сатси, по предложению матушки поехали вместе с ней.

По прибытии в Казань мать Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря, послушница Мария также перешла в данную обитель, где несла послушания певчей и письмоводительницы.

Настоятельница монастыря игумения Алевтина (Торопова), сменившая скончавшуюся 23 декабря 1915 года игумению Варвару, так характеризовала ее: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».

19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Казанского Зилантова монастыря.

Важно

19 июня 1918 года благочинный 2-го округа монастырей Казанской епархии игумен Феодосий направил в Казанский епархиальный совет рапорт следующего содержания: «При обозрении мною Чебоксарской женской Владимирской общины, я усмотрел, что заведующая общиной монахиня Арсения — старица, имеющая более 80 лет, требующая себе по управлению помощницу энергичную, деятельную, а вместе и твердого характера; но в общине по усмотрению ея и настоятельницы Козьмодемьянского монастыря игумении Алевтины, в ведении коей находится сия община, помощницы не находится. Поэтому совместно с игуменией Алевтиной заведующая общиной монахиня Арсения порешили просить моего ходатайства пред епархиальным начальством перевести в помощницы по управлению в качестве казначеи из Козьмодемьянского монастыря монахиню Тамару, в чем и я присовокупляю свою покорнейшую просьбу пред епархиальным советом, исполнить их желание и ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о перемещении в Чебоксарскую Владимирскую общину монахини Тамары на названную должность».

Данное прошение было удовлетворено. 25 июня 1918 года по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) монахиня Тамара была назначена казначеей Чебоксарской Владимирской женской монашеской общины. В 1920 году заведующая данной общиной игумения Арсения скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.

В связи с тем, что атеистически настроенная власть провела конфискацию имущества, намеревалась упразднить общину и закрыть храм насельницы обратились в государственные органы со следующим письмом: «Мы, нижеподписавшиеся насельницы Владимирской женской общины, узнав о намерении представителей местной власти закрыть церковь Владимирской общины, древнюю святыню, существующую с 1625 года, единодушно выражаем свой протест против этого намерения, оскорбляющего наше христианское религиозное чувство. Закрытие общины будет посягательством на ту свободу веры, которая подтверждена самим же советским правительством… Со стороны общины уже принесена жертва уступкою деревянного храма и всех прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля, оставленного в пользование сестер, а потому мы, насельницы Владимирской общины, ни в коем случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни, каким бы благовидным предлогом это не объяснялось. Посему усердно просим… оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности, в чем и подписуемся. Заведующая общиной Тамара и другие».

В 1924 году по благословению епископа Чебоксарского Афанасия (Малинина) Чебоксарская Владимирская женская монашеская община стала самостоятельным монастырем, а монахиня Тамара (Сатси) назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении.

Читайте также:  Величание пресвятой богородице - каноны и молитвы богородице

В 1926 году обитель была закрыта советской властью, но продолжала существовать при бывшем монастырском храме как Владимирская религиозная община.

В сентябре 1926 года в Чебоксарский горсовет поступила жалоба заведующего городской садово-огородной школой, в которой утверждалось, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы… Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75% ценность сада».

Используя это недовольство, в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считаем необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству, …просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря». В то время в общине оставалось 34 насельницы.

Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием самих сестер. Промыслом Божиим насельниц Владимирской общины оставили на некоторое время в покое, но дело о «вредительстве» в отношении сада было передано в Народный суд.

Совет

Возглавляемая игуменией Тамарой община существовала до января 1930 года, когда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где проживали матушка с остававшимися сестрами.

После ликвидации общины мать Тамара поселилась неподалеку от здания церкви, у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкой обители.

В 1930-х годах мать игумения продолжала свой молитвенный подвиг, читала Священное Писание, духовную литературу, поддерживала и ободряла сестер в трудных условиях гонений за веру, занималась необходимыми делами по хозяйству.

О том уважении, которым пользовалась матушка среди сестер, свидетельствует и бесхитростное по содержанию, но полное любви письмо к ней, сохранившееся в следственном деле: «Дорогая моя м. Тамара.

Спешу я тебя поздравить с высокоторжественным праздником Рождества Христова и с новым годом и желаю тебе от Господа Бога доброго здоровья и душевного спасения. Матушка Тамара, я все об тебе скорблю, проходит ли твоя ноженька, как ходишь. А я, слава Богу, живу, сыта. Хожу домовничать, и мне дают хлеба, а в холод сижу дома.

…Еще я поздравляю с праздником Настеньку и Ниночку, Марью Алекс. и всем желаю от Господа Бога доброго здоровья. Я вам извещаю новости. Я получила из своей деревни письмо, померли у меня 2 сестры, и брат Гаврюша помер 2 года. А его жена уехала в Пюхтицы, значит, еще существуют. Я им ответила и просила написать подробнее, что они знают о Пюхтицах. Еще пишите как вы, и что работаете, и как проводите праздники. А мы сидим дома, ходить не куда. Затем до свидания, всегда помнящая вас м. Антонина».

В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары. Ночью 25 июня матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму.

На допросах 27 и 30 июня, 2 и 9 июля, очной ставке 11 июля игумения Тамара отвергла все обвинения.

На вопрос следователя о том, какие причины понудили ее идти в монастырь, матушка ответила: «Я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души».

Обратите внимание

31 июля 1941 года игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы и помещена в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находившуюся в лесу неподалеку от города Алатыря. 1 мая 1942 года матушка скончалась и была погребена в безвестной ныне могиле на кладбище колонии.

12 октября 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной церкви было принято решение о включении имени игумении Тамары (Сатси) в собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Память святой празднуется в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января/7 февраля (или в ближайшее после этого дня воскресенье) и в день ее мученической кончины 1 мая (18 апреля по ст.ст.).

Ю. Ерошкин
Жития новомучеников земли Чувашской. Чебоксары,2009.

Просмотры (41)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=24932

Преподобномученица Тамара (Сатси)

Игумения Тамара Сатси (1876 – 1942) считается преподобномученицей в трактовке православной религии. Родилась она 9 февраля 1876 года в небольшом хуторе, именуемый Устало. Посёлок находился в пределах Эстляндской губернии.

Её родители, Мария и Георг Сатси были добрыми крестьянами, родившиеся в Эстонии. Стоит отметить, что по вероисповеданию они считались прихожанами лютеранской церкви. Жизнь Тамары была не из лёгких – когда ребёнку было всего семь лет, её покинула родная мать, которая умерла от болезни.

Через несколько лет случилась еще одна трагедия – погиб её отец, и девочка осталась сиротой.

После того, как Тамара Сатси закончила четыре начальных класса местной школы, её определили в специализированный приют для девочек-сирот.

Находился он возле женской общины в поместье Иевво, открытой в 1888 году.

Двенадцатилетнюю Тамару в стенах приюта обучали различным дисциплинам, среди которых: чтение, письмо, математика, рукоделие, золотошвейное мастерство, иконописное мастерство и так далее.

Событие, которое радикально изменило жизнь преподобномученницы, случилось 19 июля 1917 года. Именно в этот день она приняла постриг, став на тропу отчуждения, вечной молитвы и монашества. Совершил постриг преподобный Сергей Зайцев, который уже много лет считался настоятелем Зилантовской церкви в районе Казани.

Стоит отметить, что данная святыня относится к перечню благочинных церквей всей Казанской епархии. Уже в начале 1918 года, в стены Космодемьяновского храма приехал преподобный Феодосий, у которого на руках было письмо с утверждением Тамары Сатси на должность казначеи Чебоксарского монастыря.

Важно

Еще через два года, в 1920, настоятельница святыни умерла, и её обязанности передали преподобной Тамаре.

К концу 1924 года прихожане добились того, что Чебоксарская община стала полноценным монастырем, который мог самостоятельно распоряжаться внутренним графиком и календарным планом. Но радость длилась недолго, власти увидели в монастыре злой умысел, и решили ликвидировать его.

Игумению Тамару переселили в находящийся рядом небольшой дом, где ранее жила её помощница и верная подруга – преподобная Анастасия Тимофеева. Там она ежедневно молилась Богу, по нескольку раз прочитывала Евангелие, различную религиозную литературу, а также вела хозяйственные дела.

В начале мая 1941 года Тамара, как обычно, вышла на пастбище со своей коровой, где её встретил охранник отряда «Садвинтрест», ранее бывший священнослужителем.

Задав ей несколько вопросов о нынешней власти, религии и прочих политических аспектах, он поспешил с доносом в ближайшие следственные органы, где оклеветал её за измену родины и антисоветские мнения.

В ночь на 25 июня 1941 года, сотрудниками НКВД был проведен обыск в особняке Тамары Сатси, после чего её арестовали и начали допрашивать. Следователь пытался спровоцировать женщину на конфликт и подтверждение её антисоветских высказываний.

Тамара очень долго молчала, но когда спросили о причине пострига, то она ответила: «Не было ни одной причины, по которой я пошла прислужницей в стены монастыря. Это было сделано по моей воле для того, чтобы спасти собственную душу».

По ходу следствия, Тамару приговорили к 10 годам колонии строгого режима.

Она сумела пережить невероятно тяжелый период – зиму в 1942-м году (в этом году более 70% заключенных умерли от голода и сопутствующих заболеваний). Умерла игумения первого мая, в 1942 году от сердечного приступа.

Совет

Похоронили её на территории тюремного кладбища. 12 октября 2007 года Тамаре Сатси причислили статус новомученицы и исповедницы Российской.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/662-prepodobnomuchenitsa-tamara-satsi

Русская линия / Библиотека периодической печати: Преподобномученица Тамара (Сатси)

Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля (ст. ст.) 1876 года на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси, которые при рождении нарекли свою дочь Марией. Когда девочке было семь лет, умерла её мать, а вскоре и отец.

В то время, по данным переписи 1881 года, более 94 процентов населения Эстляндии составляли протестанты (лютеране).

Однако просветительская деятельность Русской Православной Церкви, при поддержке светских властей, постепенно приносила свои плоды. Так, в 1885 году был учреждён Пюхтицкий православный приход.

А в 1886 году открылся православный приход и в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, и многие лютеране перешли в православную веру.

Окончив четыре класса сельской школы в 1888 году, Мария в возрасте двенадцати лет поступила в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве.

Основана она была при Иеввеском отделении Православного Прибалтийского Братства, пользовавшегося особым покровительством губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского.

Воспитанницы приюта обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.

Обратите внимание

Сёстры общины не только обучали детей, но и ухаживали за больными в лечебнице Братства. Возглавляла общину монахиня Варвара (Блохина), специально откомандированная с несколькими сёстрами из Костромского Богоявленского монастыря для ухода за больными и обучения детей ремёслам.

Жизнь общины на первых порах была весьма нелёгкой, и труд немногочисленных сестёр носил характер подвига. Однако были и утешения, ведь духовное окормление сестёр взял на себя всероссийский пастырь — св.

праведный Иоанн Кронштадтский.

Сразу по приезде из Костромы в Пюхтицы монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном и получила его благословение на создание монашеской общины, а первые 70 сестёр обители были крестницами батюшки и его духовными чадами.

15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, расположившейся на Святой («Пюхтицкой») Горе в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве. К концу 1891 года в ней, кроме монахини Варвары, состояли 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия (среди них 8 эстонок).

Вскоре, в 1892 году, община была преобразована в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, а игумения Варвара (Блохина) стала первой настоятельницей обители.

В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в чёрную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года — в апостольник, а в апреле 1897 года, по достижении совершеннолетия, пострижена в рясофор.

Жизнь обители в Пюхтицах постепенно налаживалась: росло число насельниц; кроме Иевве, появилось подворье в Ревеле (Таллин); святыни монастыря привлекали многочисленных паломников.

Однако вскоре после перевода (в 1897 году) архиепископа Рижского и Митваского Арсения на Казанскую кафедру игумения Варвара стала неугодна проживающей поблизости в своём имении попечительнице обители жене губернатора княгине Елизавете Шаховской и также переведена в Казанскую епархию.

Важно

По предложению игумении вместе с ней в Казань перебрались шесть насельниц монастыря, в числе которых была и Мария Сатси.

Сопровождая игумению, Мария вместе с ней обосновалась в одном из казанских монастырей. В обители она пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.

В 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Мария Сатси также перешла в новую обитель и исполняла здесь послушание певчей и письмоводительницы.

После кончины игумении Варвары в январе 1915 года СвятоТроицкий монастырь возглавила игумения Алевтина (Торопова). Новая настоятельница так характеризовала послушницу Марию в клировой ведомости обители за 1916 год: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».

Пройдя многолетний послушнический искус, 19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантова монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.

В 1918 году в город Козьмодемьянск приехал архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Эта община относилась к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю и насчитывала около ста насельниц. Заведующая общиной монахиня Арсения в то время болела.

В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.

Читайте также:  Праведный симеон верхотурский

В 1924 году, после приезда в Чебоксары епископа Афанасия (Малинина), управлявшего в то время Казанской епархией, Владимирская монашеская община стала самостоятельным монастырём, а монахиня Тамара (Сатси) была назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении. Через два года монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община.

Совет

В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в горсовет поступила жалоба, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота.

Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75 процентов ценность сада».

К слову сказать, эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю.

Используя это «недовольство», в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе, и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».

В то время в общине оставалось 34 сестры.

Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестёр.

В условиях такого давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сёстрами.

После ликвидации общины властями игумения Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырём Анастасии Тимофеевой, которую знала ещё по Пюхтицкой обители. Занимаясь необходимыми делами по хозяйству, мать Тамара не оставляла монашеского делания, читала Священное Писание, духовную литературу.

В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары.

Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели в её доме обыск, после чего матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. На допросах игумения Тамара отвергла все возложенные на неё обвинения.

Обратите внимание

Несмотря на это 31 июля состоялось судебное заседание, на котором игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы.

Игуменья Тамара (Сатси) в заключении

Матушка была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалёку от города Алатырь Чувашской АССР в лесу. Заключённые занимались здесь лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.

Мать Тамара пережила суровую зиму 1941−1942 годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключённых из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.

Преподобномученица Тамара прославлена в лике Новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 12 октября 2007 г.

http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/aprel/361−18-aprelya/763-prpdm-tamara-satsi.html

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=77907

Преподобномученица Тамара (Сатси) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Апрель 30th 2013 –

Память 18 апреля с.с.

Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля (ст. ст.) 1876 года на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси, которые при рождении нарекли свою дочь Марией. Когда девочке было семь лет, умерла ее мать, а вскоре и отец.

В то время, по данным переписи 1881 года, более 94 процентов населения Эстляндии составляли протестанты (лютеране).

Однако просветительская деятельность Русской Православной Церкви, при поддержке светских властей, постепенно приносила свои плоды. Так, в 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход.

Важно

А в 1886 году открылся православный приход и в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, и многие лютеране перешли в православную веру.

Окончив четыре класса сельской школы в 1888 году, Мария в возрасте двенадцати лет поступила в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве.

Основана она была при Иеввеском отделении Православного Прибалтийского Братства, пользовавшегося особым покровительством губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского.

Воспитанницы приюта обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.

Сестры общины не только обучали детей, но и ухаживали за больными в лечебнице Братства. Возглавляла общину монахиня Варвара (Блохина), специально откомандированная с несколькими сестрами из Костромского Богоявленского монастыря для ухода за больными и обучения детей ремеслам.

Жизнь общины на первых порах была весьма нелегкой, и труд немногочисленных сестер носил характер подвига. Однако были и утешения, ведь духовное окормление сестер взял на себя всероссийский пастырь — св. праведный Иоанн Кронштадтский.

Сразу по приезде из Костромы в Пюхтицы монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном и получила его благословение на создание монашеской общины, а первые 70 сестер обители были крестницами батюшки и его духовными чадами.

15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, расположившейся на Святой («Пюхтицкой») Горе в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве.

Совет

К концу 1891 года в ней, кроме монахини Варвары, состояли 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия (среди них 8 эстонок).

Вскоре, в 1892 году, община была преобразована в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, а игумения Варвара (Блохина) стала первой настоятельницей обители.

В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в черную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года — в апостольник, а в апреле 1897 года, по достижении совершеннолетия, пострижена в рясофор.

Жизнь обители в Пюхтицах постепенно налаживалась: росло число насельниц; кроме Иевве, появилось подворье в Ревеле (Таллин); святыни монастыря привлекали многочисленных паломников.

Однако вскоре после перевода (в 1897 году) архиепископа Рижского и Митваского Арсения на Казанскую кафедру игумения Варвара стала неугодна проживающей поблизости в своем имении попечительнице обители жене губернатора княгине Елизавете Шаховской и также переведена в Казанскую епархию.

По предложению игумении вместе с ней в Казань перебрались шесть насельниц монастыря, в числе которых была и Мария Сатси.

Сопровождая игумению, Мария вместе с ней обосновалась в одном из казанских монастырей. В обители она пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
В 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Мария Сатси также перешла в новую обитель и исполняла здесь послушание певчей и письмоводительницы.

После кончины игумении Варвары в январе 1915 года СвятоТроицкий монастырь возглавила игумения Алевтина (Торопова). Новая настоятельница так характеризовала послушницу Марию в клировой ведомости обители за 1916 год: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».

Обратите внимание

Пройдя многолетний послушнический искус, 19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантова монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.

В 1918 году в город Козьмодемьянск приехал архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Эта община относилась к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю и насчитывала около ста насельниц. Заведующая общиной монахиня Арсения в то время болела. В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.

В 1924 году, после приезда в Чебоксары епископа Афанасия (Малинина), управлявшего в то время Казанской епархией, Владимирская монашеская община стала самостоятельным монастырем, а монахиня Тамара (Сатси) была назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении.

Через два года монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община.

В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в горсовет поступила жалоба, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота.

Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75 процентов ценность сада».

К слову сказать, эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю.

Используя это «недовольство», в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе, и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».

В то время в общине оставалось 34 сестры.

Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестер.

Важно

В условиях такого давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сестрами.

После ликвидации общины властями игумения Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкой обители. Занимаясь необходимыми делами по хозяйству, мать Тамара не оставляла монашеского делания, читала Священное Писание, духовную литературу.

В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары. Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели в ее доме обыск, после чего матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. На допросах игумения Тамара отвергла все возложенные на нее обвинения.

Несмотря на это 31 июля состоялось судебное заседание, на котором игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы.

Матушка была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР в лесу. Заключенные занимались здесь лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.

Мать Тамара пережила суровую зиму 1941—1942 годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключенных из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.

12 октября 2007 года на заседании Священного Синода под председательством Святейшего патриарха Алексия II игуменья Тамара (Сатси) причислена к собору новомучеников и исповедников Российских.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnomucheniki/prepodobnomuchenica-tamara-satsi.html

Церковное событие

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ма­ра ро­ди­лась в 1876 го­ду на ху­то­ре Ууста­ло во­ло­сти Ка­сти Га­псаль­ско­го уез­да Эст­лянд­ской гу­бер­нии в лю­те­ран­ской се­мье кре­стья­ни­на Ге­ор­га и Ма­ри Сат­си. Ро­ди­те­ли на­рек­ли де­воч­ку Ма­ри­ей. Ко­гда Ма­рие бы­ло 7 лет умер­ла ее мать, а вско­ре и отец.

В 1886 го­ду в се­ле Ма­рья­маа, к лю­те­ран­ско­му при­хо­ду ко­то­ро­го от­но­сил­ся ху­тор Ууста­ло, от­крыл­ся пра­во­слав­ный при­ход, то­гда мно­гие из лю­те­ран­ской ве­ры пе­ре­шли в пра­во­слав­ную.

Окон­чив 4 клас­са сель­ской шко­лы, Ма­рия по­сту­пи­ла в 1888 го­ду в воз­расте 12 лет в при­ют для де­во­чек-си­рот при жен­ской об­щине в Иевве, ос­но­ван­ной в этом же го­ду. В при­юте вос­пи­тан­ни­цы обу­ча­лись чте­нию, пись­му и дру­гим пред­ме­там, а так­же ру­ко­де­лию, ико­но­пис­но­му и зо­ло­то­швей­но­му ма­стер­ству.

Совет

В 1892 го­ду об­щи­на бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Свя­то-Успен­ский жен­ский мо­на­стырь, пер­вой на­сто­я­тель­ни­цей ко­то­ро­го ста­ла игу­ме­нья Вар­ва­ра (Бло­хи­на).

В 1895 го­ду вос­пи­тан­ни­ца при­ю­та Ма­рия Сат­си бы­ла пе­ре­ве­де­на в мо­на­стырь и «об­ле­че­на в чер­ную одеж­ду»,то есть в под­ряс­ник, в но­яб­ре то­го же го­да об­ле­че­на в апо­столь­ник, в ап­ре­ле 1897 го­да по­стри­же­на в ря­со­фор.

В 1898 го­ду игу­ме­нья Вар­ва­ра (Бло­хи­на) ста­ла неугод­на про­жи­ва­ю­щей по­бли­зо­сти в сво­ем име­нии кня­гине Ели­за­ве­те Ша­хов­ской и бы­ла опре­де­ле­на Ар­хи­епи­ско­пом Риж­ским Ар­се­ни­ем в Ка­зан­скую епар­хию. Игу­ме­нья Вар­ва­ра пред­ло­жи­ла неко­то­рым по­слуш­ни­цам по­ехать с ней.

Читайте также:  Преподобная елисавета константинопольская

Та­ким об­ра­зом 6 по­слуш­ниц, в том чис­ле Ма­рия Сат­си пе­ре­ме­сти­лись в го­род Ка­зань. Жи­вя в мо­на­сты­ре Ма­рия пе­ла на кли­ро­се и по­мо­га­ла в швей­ной ма­стер­ской. Игу­ме­ния Вар­ва­ра про­жи­ла в од­ном из мо­на­сты­рей го­ро­да Ка­за­ни до 1902 го­да, ко­гда она бы­ла на­зна­че­на на­сто­я­тель­ни­цей Козь­мо­де­мьян­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря.

Ма­рия так­же пе­ре­шла в этот мо­на­стырь. Здесь она ис­пол­ня­ла по­слу­ша­ние пев­чей и пись­мо­во­ди­тель­ни­цы.Че­бок­сар­ская жен­ская об­щи­на так­же от­но­си­лась к Козь­мо­де­мьян­ско­му мо­на­сты­рю и мать Вар­ва­ра су­ме­ла вы­ве­сти к бла­го­по­лу­чию обе оби­те­ли. В ян­ва­ре 1915 го­да умер­ла игу­ме­нья Вар­ва­ра.

Но­вая игу­ме­нья Алев­ти­на (То­ро­по­ва) так ха­рак­те­ри­зу­ет по­слуш­ни­цу Ма­рию (из мо­на­стыр­ских ве­до­мо­стей за 1916 год): «по­ве­де­ния весь­ма хо­ро­ше­го, к по­слу­ша­ни­ям спо­соб­на».Прой­дя мно­го­лет­ний по­слуш­ни­че­ский ис­кус Ма­рия 19 июля 1917 го­да при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Та­ма­ра.

По­стриг со­вер­шил бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (Зай­цев), на­сто­я­тель Зи­лан­то­во­го мо­на­сты­ря в Ка­за­ни, бла­го­чин­ный мо­на­сты­рей Ка­зан­ской епар­хии. Через год в сен­тяб­ре 1918 го­да он бу­дет рас­стре­лян вме­сте с бра­ти­ей сво­е­го мо­на­сты­ря крас­но­ар­мей­ца­ми.

В 1918 го­ду в Козь­мо­де­мьян­ский мо­на­стырь при­ез­жа­ет ар­хи­манд­рит Фе­о­до­сий с ука­зом о на­зна­че­нии мо­на­хи­ни Та­ма­ры каз­на­че­ей Че­бок­сар­ской жен­ской мо­на­ше­ской об­щи­ны. За­ве­ду­ю­щая об­щи­ной в честь Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, где в то вре­мя под­ви­за­лось око­ло 100 се­стер, мо­на­хи­ня Ар­се­ния бо­ле­ла.

Обратите внимание

При мо­на­сты­ре су­ще­ство­вал до 1919 го­да при­ют для де­во­чек. В 1920 го­ду скон­ча­лась мо­на­хи­ня Ар­се­ния и мать Та­ма­ра ста­ла ис­пол­нять обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­щей об­щи­ны. Но­вая власть про­во­дит кон­фис­ка­цию иму­ще­ства об­щи­ны, на­ме­ре­ва­ет­ся упразд­нить са­му об­щи­ну и за­крыть ее хра­мы.

На­сель­ни­цы об­ра­ти­лись к вла­стям со сле­ду­ю­щим пись­мом:«1920 го­да 28 дня.

Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся на­сель­ни­цы Вла­ди­мир­ской жен­ской об­щи­ны, узнав о на­ме­ре­нии пред­ста­ви­те­лей мест­ной вла­сти за­крыть цер­ковь Вла­ди­мир­ской об­щи­ны, древ­нюю свя­ты­ню су­ще­ству­ю­щую с 1625 го­да, еди­но­душ­но вы­ра­жа­ем свой про­тест про­тив это­го на­ме­ре­ния, оскорб­ля­ю­ще­го на­ше хри­сти­ан­ское ре­ли­ги­оз­ное чув­ство.

За­кры­тие об­щи­ны бу­дет по­ся­га­тель­ством на ту сво­бо­ду ве­ры, ко­то­рая под­твер­жде­на са­мим же со­вет­ским пра­ви­тель­ством.

При сем объ­яс­ня­ет­ся, что со сто­ро­ны об­щи­ны уже при­не­се­на жерт­ва уступ­кою де­ре­вян­но­го хра­ма и всех про­чих жи­лых по­ме­ще­ний, кро­ме ма­лень­ко­го де­ре­вян­но­го фли­ге­ля, остав­лен­но­го в поль­зо­ва­ние се­стер, а по­то­му мы на­сель­ни­цы Вла­ди­мир­ской об­щи­ны, ни в ко­ем слу­чае не мо­жем со­гла­сить­ся на уни­что­же­ние на­шей свя­ты­ни, ка­ким бы бла­го­вид­ным пред­ло­гом это не объ­яс­ня­лось. По­се­му усерд­но про­сим под­ле­жа­щих вла­стей оста­вить нам по­след­ний ка­мен­ный храм в непри­кос­но­вен­но­сти, в чем и под­пи­су­ем­ся. За­ве­ду­ю­щая об­щи­ной Та­ма­ра и дру­гие» (все­го 56 под­пи­сей).В 1924 го­ду в го­род Че­бок­са­ры при­бы­ва­ет ви­ка­рий Ка­зан­ской епар­хии епи­скоп Че­бок­сар­ский Афа­на­сий(Ма­ли­нин) и Вла­ди­мир­скую мо­на­ше­скую об­щи­ну объ­яв­ля­ет са­мо­сто­я­тель­ным мо­на­сты­рем. Мо­на­хи­ня Та­ма­ра на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей и воз­во­дит­ся во игу­ме­нии. В 1926 го­ду со­вет­ской вла­стью мо­на­стырь был за­крыт, но про­дол­жал су­ще­ство­вать как Вла­ди­мир­ская ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на. В сен­тяб­ре 1926 го­да от за­ве­ду­ю­ще­го Че­бок­сар­ской са­до­во-ого­род­ной шко­лой в Гор­со­вет по­сту­пи­ла жа­ло­ба, что « остав­ши­е­ся мо­на­хи­ни па­сут свой скот на усадь­бе шко­лы. Над­ле­жа­ло бы при­нять ме­ры ко взыс­ка­нию за пасть­бу ско­та. Пло­до­вый сад шко­лы страв­ли­ва­ет­ся. Бла­го­да­ря без­на­ка­зан­но­сти скот мо­на­хинь объ­ел и об­ло­мал де­ре­вья и та­ким об­ра­зом уба­вил на 75% цен­ность са­да» и то­му по­доб­ное. Эта са­мая усадь­ба и пло­до­вый сад ра­нее при­над­ле­жа­ли мо­на­сты­рю. В ян­ва­ре 1927 го­да Пре­зи­ди­ум Че­бок­сар­ско­го Гор­со­ве­та по­ста­но­вил, «счи­тая необ­хо­ди­мым, вви­ду жи­лищ­но­го кри­зи­са, пе­ре­жи­ва­е­мо­го в го­ро­де и на­не­се­ния ущер­ба хо­зяй­ству быв­ше­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, про­сить НКВД об­су­дить во­прос о даль­ней­шем пре­бы­ва­нии мо­на­шек в по­ме­ще­ни­ях быв­ше­го мо­на­сты­ря». В то вре­мя в об­щине еще оста­ва­лось 34 сест­ры. Они юти­лись в зда­нии церк­ви, сто­рож­ке при церк­ви, неко­то­рых хо­зяй­ствен­ных по­строй­ках быв­ше­го мо­на­сты­ря: хлев, ку­рят­ник, пе­ре­де­лан­ных под жи­лые по­ме­ще­ния и двух ма­лень­ких до­ми­ках, вы­стро­ен­ных ста­ра­ни­ем се­стер. То­гда мо­на­хинь оста­ви­ли жить там же, а де­ло о вре­ди­тель­стве са­да бы­ло пе­ре­да­но в Нар­суд. В та­ких усло­ви­ях дав­ле­ния со сто­ро­ны вла­стей мо­на­стырь про­дол­жал су­ще­ство­вать, как ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на до ян­ва­ря 1930 го­да. То­гда был за­крыт по­след­ний храм мо­на­сты­ря и ото­бра­ны по­ме­ще­ния, где жи­ла мать Та­ма­ра с остав­ши­ми­ся сест­ра­ми. Свя­щен­ни­ком хра­ма при об­щине с 1927 го­да яв­лял­ся быв­ший на­сель­ник за­кры­то­го в 1924 го­ду Че­бок­сар­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря иеро­мо­нах Ни­ко­лай (Тана­щук). В 1940 го­ду он был при­го­во­рен к 6 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Ала­тыр­ской ко­ло­нии.По­сле лик­ви­да­ции вла­стя­ми об­щи­ны мать Та­ма­ра по­се­ли­лась у сво­ей быв­шей по­мощ­ни­цы по управ­ле­нию мо­на­сты­рем Ана­ста­сии Ти­мо­фе­е­вой, ко­то­рую зна­ла еще по Пюх­тиц­ко­му мо­на­сты­рю. Дом их на­хо­дил­ся неда­ле­ко от быв­ше­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. В 30-х го­дах мать Та­ма­ра про­дол­жа­ла свой мо­лит­вен­ный по­двиг: чи­та­ла Свя­щен­ное пи­са­ние, ду­хов­ную ли­те­ра­ту­ру, а так­же за­ни­ма­лась необ­хо­ди­мы­ми де­ла­ми по хо­зяй­ству.В мае 1941 го­да, ко­гда мать Та­ма­ра пас­ла ко­ро­ву, с ней по­зна­ко­мил­ся быв­ший свя­щен­ник Ху­дов, ра­бо­тав­ший охран­ни­ком «Сад­вин­тре­ста», ко­то­рый и дал след­ствию лож­ные по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ни­ях игу­ме­ньи Та­ма­ры.Но­чью 25 июня 1941 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­ве­ли обыск в до­ме игу­ме­ньи Та­ма­ры. То­гда же но­чью она бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Че­бок­сар­скую тюрь­му. 27 и 30 июня со­сто­я­лись до­про­сы игу­ме­ньи Та­ма­ры. 30 июня тот же быв­ший свя­щен­ник дал по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции игу­ме­ньи, ко­то­рая от­верг­ла об­ви­не­ния. Сле­до­ва­тель тща­тель­но до­пра­ши­вал о том, как мать Та­ма­ра по­па­ла из Эс­то­нии в Чу­ва­шию, по­до­зре­вая ее в шпи­о­на­же. На тре­тьем до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 2 июля, на во­прос сле­до­ва­те­ля «ка­кие при­чи­ны по­ну­ди­ли вас ид­ти в мо­на­стырь?» мать Та­ма­ра от­ве­ти­ла, «что ни­ка­кие при­чи­ны ме­ня не по­ну­ди­ли ид­ти в мо­на­стырь, а я по­шла по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию для спа­се­ния сво­ей ду­ши».На 4-ом до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 9 июля на во­прос сле­до­ва­те­ля под­твер­жда­е­те ли вы по­ка­за­ния сви­де­те­ля Ху­до­ва о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­те на жизнь при со­вет­ской вла­сти мать Та­ма­ра от­ве­ти­ла, что «не под­твер­жда­ет, ибо ни­ко­гда и ни­где она ни­ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту о жиз­ни при со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­ва­ла и со сви­де­те­лем Ху­до­вым у нас раз­го­вор был толь­ко о кни­ге «Доб­ро­то­лю­бие», ко­то­рую он про­сил от­дать ему для чте­ния».11 июля со­сто­я­лась оч­ная став­ка меж­ду игу­ме­ньей Та­ма­рой и сви­де­те­лем Ху­до­вым. На этой оч­ной став­ке мать Та­ма­ра ви­нов­ной се­бя в аги­та­ции про­тив Со­вет­ской вла­сти не при­зна­ла.14 июля бы­ло объ­яв­ле­но об окон­ча­нии след­ствия и предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти пер­вой Уго­лов­но­го Ко­дек­са. Об­ви­ня­е­мая от­ве­ти­ла, что до­пол­нить след­ствие ни­чем не же­ла­ет.25 июля Су­деб­ная Кол­ле­гия по уго­лов­ным де­лам Вер­хов­но­го Су­да Чу­ваш­ской АССР опре­де­ли­ла об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и игу­ме­нью Та­ма­ру пре­дать су­ду.31 июля со­сто­я­лось су­деб­ное за­се­да­ние, на ко­то­ром сви­де­тель Ху­дов на­ста­и­вал на сво­их по­ка­за­ни­ях об ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ни­ях игу­ме­ньи.

Мать Та­ма­ра от­верг­ла эту кле­ве­ту, до­ба­вив ,что при обыс­ке у нее на­шли сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное ей в Козь­мо­де­мьян­ске.

Вот это сти­хо­тво­ре­ние :

Все со вре­ме­нем про­хо­дит- Го­ре, сча­стье про­ле­тит. К раз­ру­ше­нью все стре­мит­ся-

Кто сей до­ли из­бе­жит?

Кедр вы­со­кий с об­ла­ка­ми На­равне вче­ра сто­ял, Ныне ж вниз ле­жит вет­вя­ми

Бур­ный ветр его сло­мал.

И цве­то­чек сей пре­крас­ный Ро­щу кед­ров укра­шал, Ве­тер ду­нул вдруг ненаст­ный,

И цве­ток, увы, за­вял.

Важно

Так, дру­зья и мы увя­нем Ско­ро век наш про­бе­жит; Рас­цве­тать мы пе­ре­ста­нем,

Ко­гда дух наш от­ле­тит.

Здесь гу­ляя ,гость лю­без­ный, Меж­ду кед­ров и цве­тов, Помни рок свой неиз­беж­ный;

Бе­ре­ги­ся от гре­хов;

И по­ча­ще ты мо­ли­ся Здесь в оби­те­ли свя­той, Бла­го де­лать не ле­ни­ся,

И об­ря­щещь ты по­кой.

Ждет те­бя стра­на иная, Сча­стье веч­но там жи­вет, Там на небе бла­га рая

Твое серд­це об­ре­тет.

В этот же день суд при­го­во­рил игу­ме­нью Та­ма­ру к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. Кас­са­ци­он­ная жа­ло­ба в Вер­хов­ный Суд СССР о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра бы­ла рас­смот­ре­на и при­го­вор при­знан пра­виль­ным.

Игу­ме­нья Та­ма­ра бы­ла эта­пи­ро­ва­на в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию но­мер 1 Нар­ко­ма­та Юс­ти­ции, на­хо­дя­щу­ю­ся непо­да­ле­ку от го­ро­да Ала­тырь Чу­ваш­ской АССР. От ли­нии же­лез­ной до­ро­ги шла вет­ка вглубь ле­са на 24 ки­ло­мет­ра, где и рас­по­ла­га­лась ко­ло­ния.

За­клю­чен­ные за­ни­ма­лись ле­со­раз­ра­бот­ка­ми и из­го­тов­ле­ни­ем из­де­лий из дре­ве­си­ны. Мать Та­ма­ра пе­ре­жи­ла су­ро­вую зи­му 1941-42-х го­дов, ко­гда в пе­ри­од на­чав­шей­ся вой­ны с Гер­ма­ни­ей в ко­ло­нии про­ис­хо­ди­ли мас­со­вые смер­ти за­клю­чен­ных из-за го­ло­да и бо­лез­ней, в том чис­ле мно­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ве­ру­ю­щих.

Вес­ной,1 мая 1942 го­да, как гла­сит за­пись в ак­те о смер­ти, игу­ме­нья Та­ма­ра скон­ча­лась от по­ро­ка серд­ца и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле на клад­би­ще ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии.

12 ок­тяб­ря 2007 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия II игу­ме­нья Та­ма­ра (Сат­си) при­чис­ле­на к со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

материалы взяты с сайта Азбука веры

Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942)

Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/4058

Состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

23 июня, в день памяти святой, в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту состоится первая Литургия перед обретенными останками.

Обретение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) состоялось на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы 13 июня 2018 года, сообщает Pravoslavie.ru.

Проведение работ проходило по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии членов специальной комиссии по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) во главе с епископом Луховицким Петром, викарием Московской епархии, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерея Владимира Воробьева, настоятельниц Зачатьевского и Богородице-Рождественского ставропигиальных женских монастырей – игуменьи Иулиании (Каледы) и игуменьи Викторины (Перминовой).

Перед началом процесса владыка Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела. В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным христианам, погребенным на данном кладбище: монашеству, духовенству, мирянам.

Совет

Обретенные мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит. У Святых врат процессию встретили насельницы монастыря, после чего святыню крестным ходом перенесли в обитель.

23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата и духовенства совершит в Серафимо-Знаменском скиту Божественную литургию под открытым небом. Это будет первое богослужение перед обретенными мощами святой Фамари.

Преподобноисповедница Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей приняла постриг в монастыре равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия.

В 1905 году указом Святейшего Синода была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве, через 5 лет начала строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 году скит был закрыт, в 1931-м схиигумению Фамарь с двумя сестрами обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока, уже тяжело больная туберкулезом, она вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигумению Фамарь (Марджанову) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года ее имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузии.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/sostoyalos-obretenie-moshchey-prepodobnoispovednicy-famari-mardzhanovoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector