Собор успения богородицы в успенском желтиковом монастыре, россия, тверская область, село борихино, улица борихинская

Тверь – Тверской Успенский Желтиков мужской монастырь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Тверь, д. Борихино

    История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением – знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти.

    Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь.С западной стороны монастырь окружала сосновая роща.

Местность эта в давние времена называлась Жёлтиково и связывалась историческими преданиями с событиями примирения после долгой вражды тверских удельных князей с Московским князем Василием Дмитриевичем в конце XTV века.

Обратите внимание

Расположенный на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы монастырь на протяжении многих столетий играл важную роль в защите юго-западных рубежей города от вражеских нападений.

    Первый деревянный храм обители выстроили в 1394 году и освятили во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских – в память о бытности Арсения, до возведения его в сан архиепископа тверского в 1390 году, постриженником Киево-Печерской лавры. В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г. В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1бЗО-х гг. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь главный собор. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.    Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный – во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. при нем же все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, а в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

    После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь.

Успенский собор и церковь Алексея, человека Божия. Фот. нач. 20 в.

    В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал.

    Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году.

План Успенского собора нач. 15 в. (по Н.Н. Воронину)

    В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои.

В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад.

    Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца.    Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два.

Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены.

За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

    После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно.

Важно

На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

Церковь Алексея человека Божия в Успенском Жёлтиковом монастыре. Фот. нач. 20 в.

    До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина).

Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г.

Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.    В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны.

Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря.    Б.Н. Ротермель

    «Тверские епархиальные ведомости», август 2003 г. (с небольшими изменениями)

   
      (Статья с сайта Тверской епархии)

      (Фото. №1 с сайта Прогулки по старой Твери.), остальные фото. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.)

    

Проект реконструкции Успенского Жёлтикова монастыря.

    В 2011 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель Успенского Желтикова монастыря и оформлением их как своего подворья.     В последние годы шло активное противостояние церкви и министерства обороны. В итоге монастырь стали медленно, но верно передавать епархии.

    Долгие судебные разбирательства привели к тому, что в феврале 2015 года Пролетарский районный суд постановил: «Воинскую часть № 53956 снести». Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации прекратить хозяйственную деятельность части на территории Успенского Желтикова монастыря, которую она занимала там с начала 1930-х годов.

До начала Великой Отечественной войны здесь располагались авиамастерские, в соборе был открыт магазин. В послевоенное время часть перевели в склад ГСМ, коим она и являлась до своих последних дней.     Такое решение принято судом не случайно. В начале прошлого столетия, во времена религиозного гонения, Красная армия заняла настоящий памятник истории и культуры.

Совет

Успенский Желтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле и пользовался особым покровительством Петра I.     Монастырь был основан в 1394 году, а его расцвет пришелся на первую четверть XVIII столетия. То, что можно увидеть на его территории сейчас, – лишь малая доля былого величия.

Около 80% строений были уничтожены, а их заменили кирпичные коробки, используемые для складских нужд. Из исторических строений здесь остались лишь входная группа да братские покои, которые уже дышат на ладан.     Уже в 2015 году по решению суда склад ГСМ съехал с территории, а весь 2016 год ее проверяли на остатки взрывоопасных предметов.

И вот 14 мая 2017 года археологи во главе с доктором искусствоведения Алексеем Салимовым приступили к работам. Результат не заставил себя долго ждать: не прошло и десяти дней, как группа исследователей наткнулась на остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году.     – Это главный собор Желтикова монастыря.

Одновременно был найден Никольский придел, который был выстроен тогда же, в 1404 году, и западный притвор этого храма. Мы не смогли найти южную половину комплекса, потому что она вся выбрана в послевоенное время, то есть уничтожена, – провел краткий экскурс в историю для Tverigrad.ru Алексей Салимов.     «Но даже того, что мы нашли, уже достаточно, чтобы назвать находку уникальной.

Теперь мы имеем достаточно полное представление о первом каменном храме Желтикова монастыря, который, на мой взгляд, в силу целого ряда конструктивных элементов вполне вписывается в балканскую традицию строения храмов», – подчеркнул археолог с 35-летним стажем.

    Также доктор искусствоведения отметил, что люди, возводившие этот храм, были творческие и, выражаясь современным языком, креативные. По его мнению, зодчие смогли реализовать здесь все свое умение и профессионализм, потому что этот храм по своей архитектуре выпадает из контекста зодчества тверской земли в XIV – XV веков.

Проект реконструкции Успенского Жёлтикова монастыря.

    – В науке существует две версии. Одна говорит, что русская архитектура первой половины XV века живет под влиянием балканского зодчества, а другая – что все развивалось параллельно. Мне вторая точка зрения ближе.

Я думаю, что тверская архитектура выступала пионером в освоении целого ряда архитектурных форм, – охарактеризовал особенности строительства тех лет Алексей Салимов.     Археологи уже смогли восстановить внешний облик храма и некоторые его конструктивные особенности.

Он был небольшим, около 9 на 10 метров, одноглавым, одноапсидным (примыкающий к основному объему полукруглый пониженный выступ здания. – Ред.), и у него была очень сложная система опор. Правда, храм очень часто перестраивали. В 1637 году его переделали по повелению князя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа: тогда собор был разобран и сложен вновь.

В 1713 – 1722 годах он вновь был перестроен. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 году, Екатерине II в 1780 году и потом в 1848 году. К началу XX века это было уже совсем другое строение, изрядно прибавившее в размерах.

Обратите внимание

    Помимо основания храма рядом с ним археологи обнаружили надгробные плиты – свидетельство того, что на территории были захоронения. Правда, установить их место теперь непросто.

Во время создания здесь склада ГСМ большая часть исторического наследия была разрушена, а надгробные плиты и белый камень из строений, добытый более пяти веков назад под Старицей, раскидали по всей территории части. Однако можно смело говорить, что надгробия датированы XIV – XV веками.     26 мая археологи остановили работы и законсервируют раскопки.

Но история возрождения монастыря на этом не заканчивается.

    В 2013 году по решению губернатора Тверской области, пост которого тогда занимал Андрей Шевелев, Успенский Желтиков монастырь включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта регионального значения, а вскоре пошли разговоры о его восстановлении. Сейчас слова начали превращаться в дело. Алексей Салимов высказал надежду на то, что найденное основание храма не похоронят под новым строением, а включат его в часть музейной экспозиции.     – Я надеюсь, что древний собор, точнее его остатки, будут включены в состав нового возведенного здания. То есть они не будут использованы в качестве опорных элементов, а эти остатки станут частью интерьера нового храма – Успенского собора Желтикова монастыря, – поделился напоследок своими мыслями археолог.

    21 августа 2017 года на территории Желтикова монастыря (подворье Николаевского Малицкого мужского монастыря) г. Тверь митрополитом Тверским и Кашинским Виктором свершен чин закладки Успенского собора.

Владыке Виктору сослужили настоятель Николо-Малицкой обители игумен Борис (Тулупов) с братией и клирики Воскресенского кафедрального собора. Заложен первый камень в возрождение одной из древнейших обителей Тверской земли, основанной в 1394 г.

святителем Арсением, епископом Тверским, чудотворцем.

Проект реконструкции Успенского Жёлтикова монастыря.

   
      (По материалам группы Николаевский Малицкий мужской монастырь в Контакте и сайта Твериград.)

      (Цветные изображения из группы Николаевский Малицкий мужской монастырь в Контакте.)

    

  • Успенский собор Успенского Жёлтикова монастыря
  • Алексея человека Божия церковь Успенского Жёлтикова монастыря
  • Антония и Феодосия Печерских церковь Успенского Жёлтикова монастыря
  • Николаевский Малицкий мужской монастырь

Посмотреть всю карту

Источник: http://hram-tver.ru/index.php/monastyri-i-podvorya/sokhranivshiesya-i-dejstvuyushchie-monastyri/2059-tver-tverskoj-uspenskij-zheltikov-muzhskoj-monastyr

Тверь. Успенский Желтиков мужской монастырь

Статью добавил(а): Артёмов Артём,  30 сентября 2006

История Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением – знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти. Избранный 15 августа 1390 г.

Читайте также:  Мученица мученица татиана

на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Строит в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. В 1404 г.

Важно

заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г., а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь. В 1713-22 гг.

был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.

Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный – во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г.

все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, в 1899 г.

вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь.

В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году.

В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои.

В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад.

Совет

Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца.

Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке.

Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа.

В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно.

На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина).

Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году.

В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны. Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря.

tver.eparhia.ru

Статью добавил(а): Александр Богданов,  21 марта 2007

Обратите внимание

Желтиков Успенский монастырь, 2 класса, в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково. Основан святым Арсением, епископом Тверским, в 1394 году (см. 2 марта).

Соборный монастырский храм Успения построен в 1404 году; несколько раз перестраивался; возобновлен в 1780 году.

Здесь в серебряной вызолоченной раке покоятся мощи святого Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и святого Арсения.

Монастырский храм во имя преподобных Антония и Феодосия построен в 1394 году святым Арсением. Здесь находится икона Успения Божией Матери, келейная святителя, и замечательная по искусству резная икона «Страдания Спасителя».

В монастыре сохраняются: омофор святого Арсения, крест, найденный в гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим святым Арсением для своего погребения.

В монастыре также находятся «чертоги», в которых некоторое время жил царевич Алексей Петрович.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  3 января 2017

Успенский Жёлтиков мужской монастырь был основан в 1394 году тверским архиепископом Арсением в местечке, называемом в старину Жёлтиково и расположенном на правом берегу Тьмаки в пяти верстах (5,35 км) от Твери, среди живописной сосновой рощи.

За многовековую историю существования обитель не раз видоизменялась. Своего расцвета она достигла во времена правления Петра I. В 1709 году по приказу и на “кошт” царя, в связи с обетом, данным Петром I по случаю болезни царевича Алексея, в обители возвели летнюю церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. Освящение храма состоялось 12 сентября 1709 года.

Описания В. Матвеева донесли до нас облик церкви конца 1870-х гг. В это время в ней был один престол, “золочёный резной иконостас” и “образа греческого письма”.

Важно

Храм соединялся с жилыми покоями, выстроенными на случай приездов в Тверь царевича Алексея Петровича и имевшими вид небольшого квадратного двухэтажного дома, похожего на старинный терем с выпуклыми карнизами и колонками у верхних окон.

Со временем история возведения палат обросла легендами. В народных преданиях палаты назывались “чертогами Алексея” и считались местом заточения опального царевича.

Время не пощадило монастырь. Сегодня мало что напоминает нам о его былой мощи и великолепии. В 1928-1929 гг. монастырь был закрыт, его имущество описано и изъято.

В марте 1931 года по распоряжению горкомхоза разобрали на кирпич “бывшую Алексеевскую церковь с пристройкой и старой колокольней”. Война 1941-1945 гг. и время довершили разрушение построек обители.

Уцелели лишь немногие из них, в том числе плотины монастырской мельницы.

http://tver-old-photos.ru/7-87.htm

Источник: http://sobory.ru/article/?object=04673

Успенский собор Княгинина монастыря

Успенский Собор Княгинина монастыря.

Этот Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года.

Собор был сооружён как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III­-Марии, дочери чешского князя Шварна.

Мария Шварнова была матерью восьми сыновей и четырёх дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сложен из тонкого плиткообразного кирпича – плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых.

В начале XVIвека на укреплённом старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами.

Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVIвека был окружён узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924-1925 гг. под руководством архитектора П.Д.Барановского восстановлена глава, освобождённая от поздних надстроек.

Совет

Затем памятник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959 -1960гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения.

Работы проведены под руководством и по проекту архитектора И.А.Столетова.

Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647-1648гг. работы московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым колоритом.

На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противоположные группы – праведников и грешников.

В группе праведников – она направляется в рай – вместе со святителями, пророками, мучениками изображаются князья и цари. Для представителей простого народа «недостает места».

Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собора все грешники представлены иностранцами.

Фрески XVII века записаны в 1867-1869 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецовым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окончания ВОВ и продолжалась в течение 1945-1946 гг. Её осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и др.

Успенский собор был местом захоронения владимирских княгинь и княжен. В XIIIвеке здесь были погребены обе супруги Всеволода – Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Александра Ярославича Невского – Александра Брячеславовна – и их дочь смоленская княгиня Евдокия.

Княгинин монастырь прнинадлежал в XVI-XVII вв. к числу крупных феодалов. Его владения славились богатством, а эксплуатация – жестокостью.

Источник: http://MirZnanii.com/a/342575/uspenskiy-sobor-knyaginina-monastyrya

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами.

Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.

Панорама Свято-Успенского девичего монастыря

История Свято-Успенского монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.

Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.

Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель. В 1718 году опустошительный пожар уничтожил большую часть монастырских построек.

Обратите внимание

Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.

Западные Святые врата и Трапезный корпус

После революции монастырь был закрыт. Верующим его вернули лишь в начале 2000-х годов, в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.

Ограда, Святые врата и Западный корпус

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви.

По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма.

Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Читайте также:  Знаменский монастырь (гороховец), россия, владимирская область, гороховецкий район, город гороховец, знаменский участок

Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма.

Важно

В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную.

В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем.

В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.

Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора

Знаменитые женщины Свято-Успенского монастыря

В разные годы монастырь становился прибежищем или тюрьмой для многих женщин. Читая их биографии поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля.

Анна Кашинская

В 1327 году, когда Тверь была разорена татарами, здесь нашла приют Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна, супруга тверского князя Михаила Ярославича Тверского. Трагически сложилась её судьба.

В 1318 году её супруг был зверски замучен в Орде по наущению князя Юрия Московского — в то время шла ожесточенная борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. В 1326 году её сын Димитрий Грозные Очи отомстил за отца — в Орде убил Юрия Московского, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде были казнены второй её сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.

В 1367 году княгиня уехала в Кашин, где правил её младший сын, князь Василий Михайлович. Там она и скончалась на следующий год, перед смертью приняв схиму.

Но и после смерти страдания не закончились. В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви, который проходил под председательством патриарха Никона, Анна Кашинская была канонизирована. Однако волею случая святая стала одним из символов раскольничества. И в 1677 году она была деканонизирована — неслыханный случай в истории Русской Православной Церкви.

Совет

Комиссия, созданная по распоряжению патриарха Иоакима (1621-1690, патриарх Московский с 1674 года), обнаружила многочисленные расхождения между житиями святой и летописями.

Но, главное: на иконе Анна Кашинская была изображена крестящейся двоеперстно! В те времена, когда старообрядцы были преданы анафеме, это был сильный аргумент в пользу деканонизации.

Были быстро найдены и другие доказательства несвятости святой.

Её мощи с двоеперстным перстосложением («правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи») закопали, могилу замуровали так, что от неё не осталось и следа.

Церковь закрыли, приделы в её честь переименовали, а само её имя исключили из святцев. В 1678 году житие святой Анны было предано анамефе.

Повторно она была канонизирована лишь в 1908 году с личного согласия императора Николая II.

Угловая башенка монастырской ограды (в настоящее время монастырская ограда побелена)

Евдокия Лопухина

В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Лопухину — опальную жену Петра I, в иночестве Елену. Позади было дело царевича Алексея.

В этом же году казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь опальная царица.

Монастырь охранял военный караул, был запрещен вход прихожан и временно приостановлено пострижение в монахини. Вокруг обители возвели двойной тесовый палисад.

Обратите внимание

С того времени сохранились липы, посаженные Лопухиной. Сестрам, ухаживающим за ней, Евдокия-Елена пожаловала икону «Троеручница». А в Старой Ладоге с тех времен Еленой стали называть речку Ладожку, что впадает в Волхов, набережную — Еленинской, на посаде появился Еленинский переулок.

После смерти Петра Великого в 1725 году, по приказу императрицы Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургской крепости, где её держали как государственную преступницу и именовали не иначе, как «известная особа». Екатерина I справедливо опасалась, что у первой жены Петра имеется гораздо больше прав на престол, чем у Марты Скавронской.

Лишь с воцарением малолетнего императора Петра II в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.

Святые врата и Успенский собор

Евдокия Ганнибал

Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.

Евдокия Диопер, дочь грека, офицера галерного флота, была влюблена в флотского поручика Кайсарова. В 1731 году против воли её выдали замуж за «арапа Петра Великого».

Молодые супруги уехали в Пернов, где Евдокия изменила нелюбимому мужу с кондуктором (воинское звание для чертежников и художников) Шишовым, учеником Ганнибала, и, возможно, даже пыталась отравить его. Дело раскрылось.

Ганнибал самолично с особой жестокостью бил и допрашивал супругу, а затем её заточили в Госпитальный двор, где она провела в крайней нужде пять лет, добывая пропитание милостыней. В 1736 году Абрам Петрович решил вступить в брак с Христиной-Региной фон Шеберг. Начался долгий бракоразводный процесс.

В 1746 году Евдокия подала прошение в Консисторию, где признавала свою измену и просила развести её с мужем. Тяжба окончилась только в 1753 году.

Евдокию Ганнибал признали виновной: «чтобы она впредь женою Ганнибала не называлась и в новое прелюбодеяние не впадала, под опасением наижесточайшаго наказания, а за прежнее свое согрешение принесла покаяние пред отцом духовным и строго исполняла эпитимию, какая ей будет наложена».

Её сослали в Староладожский Свято-Успенский монастырь, «дабы оная, пребывая в покаянии, приходила в церковь к повседневному молитвословию, келейнаго правила не оставляла и, по возможности, в монастырских послушаниях обращалась неленостно». В 1754 году она скончалась. Абрам Ганнибал отделался епитимьей и денежным штрафом. Его второй брак был признан законным.

Важно

В царствование Николая I в обители были заточены некоторые родственницы декабристов.

Трапезный корпус

Елисавета Шахова

Иначе сложилась жизнь Елисаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она с детства мечтала о монашестве. Но путь её был тернист. В конце жизни она вернулась в Свято-Успенский монастырь, откуда в молодости была вынуждена уйти из-за конфликтов с начальством.

Успенский собор

Адрес монастыря: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/staroladozhskij-uspenskij-monastyr/

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенское 

Одинцовского района Московской области

Church of the Assumption of the Blessed Virgin in the village Uspenskoe
Odintsovo district, Moscow region

Как-то, в рассказе про усадьбу Морозова, я обещался написать еще и про Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском, который находится совсем рядом с Морозовским готическим домом.

Этот объект можно отнести к циклу отчетов про интересное на Рублево-Успенском шоссе (в просторечии, Рублевка), недалеко от которого живет моя мама и куда мы с ней или с друзьями часто ездим – искупаться в Дунино или посмотреть что-то новенькое.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском стоит практически на берегу Москвы-реки на высшей точке поймы, откуда открывается чудесный вид на заливные луга и речную ленту в обрамлении редких кустов и деревьев. С датой постройки храма путаница.

По одним источникам дата постройки 1726 год, по другим – 1760 год, а по совсем уж альтернативной версии храм является перестроенным и переосвященным существовавшим с начала XVIII века Воздвиженским храмом. Вероятно, что из-за этой путаницы на табличке на самой церкви дата постройки указана как 1700г.

Храм представляет собой одноглавую церковь в духе зодчества XVII века с элементами барокко, с трапезной и шатровой колокольней. Храм был закрыт в 1932 году, а восстановлен и открыт в 1992. По именованию храма получило свое имя и село Успенское, которое до открытия Успенской церкви называлось Вяземское или Ирининское.

Когда-то там существовал деревянный Воздвиженский храм, который построил в 1691 г. старший брат царицы Марфы Матвеевны Пётр Матвеевич Апраксин – российский государственный деятель. В 1726 году Апраксину дали добро из Москвы построить новый каменный храм, а прежняя деревянная церковь была в середине 1730 перевезена в село Федосьино – ныне это окрестности станции Переделкино.

Фотки – так себе качеством. Да и планы неудачные вышли. Фотографировал еще на старый телефон – не из лучших. Отретушировал как мог – это максимум, что удалось выжать. Наверняка будем еще в тех краях, тогда я пересниму все и сделаю здесь обновление.

Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8)

Очень симпатичная и уютная территория храма, красиво вымощенная и с ухоженными цветниками. Тут можно походить, подумать, помедитировать на виды в пойме Москвы-реки. К сожалению, виды эти потихоньку уходят в прошлое, так как здесь то тут, то там вырастают рублевские поместья и пейзажи преображаются. Как правило, не в лучшую сторону. Не люблю быть брюзгой и ныть в том смысле, что раньше было лучше, но здесь реальность именно такова, к сожалению. Что и логически обосновывается: денег на грамотных архитекторов со вкусом и нормальными проектами люди часто жалеют, или не понимают просто такой необходимости, потому в идиллический вид, как правило, вторгаются не “нойшванштайны”, а унылые сооружения по типовым проектам, или невообразимый авангард. Как-нибудь я сделаю отчет по поселку художников, рядом с которым работаю, и где мы гуляем в обед – покажу вам какие бывают вырвиглазные реализованные проекты.

Вид с правого берега Москвы-реки, на котором стоят 

усадьба Морозова и Успенская церковь. Уже видно, что активно прирастает домами

А когда-то там было примерно вот так…

 Те самые “элементы” петровского барокко – крыша прям как в Европе, только там медные листы не крашенные, а отданные на милость окислению (что как по мне, так значительно красивее выглядит). 

Вот типа как тут (фото из моего путешествия в Чехию – Прага, 2005, отчет будет).

Снова наши палестины. Понравившиеся мне двери во храм 

 Часовня и звонница

 И та самая шатровая колокольня

Источник: http://www.aveursus.ru/2015/08/Hram-Uspenija-Presvjatoj-Bogorodicy-v-Uspenskom.html

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы

Уникальное и красивое сооружение Монастыря Успения Пресвятой Богородицы привлекает своим величием.

При Новодевичьем монастыре с Успенским храмом облик за все время существования часто изменялся и, в нынешнее время архитектурное состояние уже совсем не похоже не прежнее — пятиглавие было изменено в 19-ом веке одним богатым главой, храм и трапезную в начале окружала открытая галерея, потом ее в том же веке ее разобрали и у входа в храм были сделаны закрытые пристройки с лестницами.

История храма

Вид поменялся, но завораживающая красота сохранилась. Трапезный храм освятили в 1687 году, а в 1812 году произошли два придела: южный был назван во имя апостола Иоанна Богослова, северный назвали во имя апостола Иакова Алфеева, в наше время оба придела были убраны полностью.

Стоит отметить интересный факт из истории монастыря во времена, когда правили цари в монастыре, коротко намеренно остригали девушек, и приводили в храм остригаться царственных родственниц дочерей, сестер и всех кто имел какое-либо отношение ко двору. Также в монастыре сирот-девушек обучали плетению кос, и вышиванию кружев.

Главный престол нынешнего храма был освящен в честь Успения пресвятой Богородицы, а западный предел освятили во имя благоверного князя Даниила Московского, и наконец, приставной предел окрестили во имя апостола Ионна Богослова.


Не общежительный женский монастырь основанный Василием III Московским, отображает чуть ли не всю Российскую историю, и уже на протяжении десятков лет верно хранит ее.

Находится храм на берегу реки Москва, где настоящая природная красота достопримечательности местностей и самого храма завораживают всех — по легенде во времена нашествия монголо-татарского ига, из монастыря выбирали русских красавиц для золотой орды, что говорит о многовековой истории, монастыря в целом.

Читайте также:  Икона божией матери владимирская красногорская

Сам Новодевичий монастырь самая настоящая крепость, которую дополняют все строения относящиеся к нему, Успение Пресвятой Богородицы, если смотреть со стороны Москвы-реки видно невооруженным взглядом храм.
Основные здания были построены в конце семнадцатого века в архитектурном стиле под названием «московское барокко.

» Над главным входом находится Надвратная церковь преображения Господня, а в центре самой обители Смоленский собор, сооруженный по подобию Успенского собора в самом Кремле, где сохранился пятиярусный позолоченный иконостас, и многие иконы подаренные русскими царями хранятся в храме по сей день.

Совет

Успенский храм вместе с трапезной палатой, хранит чудотворную Иверскую икону Божьей Матери.

Белокаменная Амвросиевская церковь, совмещенная с трапезной, так же прилегает к храму, надпрудная башня со стрелетскими караульнями царевны Софьи, предполагает легенду – говорят, если дотронутся рукой до башни, где была спрятана царевна Софья, и загадать свое самое заветное желание и тогда оно обязательно сбудется. Пишут в основном на стене башни, думая что так оно быстрее сбудется.

Монастырь — старейшее сооружение России

Стоит сказать и о новом кладбище, которое расположено рядом с обителью, уступающем по своему политическому престижу только Кремлевской стене, куда были перенесены останки и памятники с других кладбищ. Там есть известные люди, знаменитые и талантливые во всем мире писатели, деятели культуры, политики, военные — М.А.Булгаков, Н.С.Хрущев, Н.

С.Аллилуева и многие другие.
Монастырь является одним из старейших сооружений России и передан в бессрочное и безвозмездное пользование Московской епархии с 22 марта 2010 года. Утверждение Московской епархии — музей не выгоняется на улицу, и продолжит успешно функционировать.

Ансамбль является важной государственной доминантой всего юго-западного района столицы, и радует всех без исключения и гостей, и жителей страны. Вдоль укрепленного берега проложена аллея, которая ведет к белокаменному мосту и скверу, куда в последнее время туристические фирмы привозят автобусами иностранных туристов на увлекательные экскурсии.

Много иностранцев, торгующих сувенирами, видами Москвы делают — это место является продолжением Старого Арбата, которое расположено неподалеку.


Это и многое другое можно увидеть своими глазами, посетив все достопримечательности монастырей, церквей, храмов съездив на экскурсию в эти замечательные места, чтобы самим восхищаться поистине уникальными и завораживающими достопримечательностями Тулы.

Источник: http://kartolog.ru/2014/03/monastyir-uspeniya-presvyatoy-bogoroditsyi/

Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область

Так получилось, что Старицу мы проезжали много-много раз, спеша в какой-то другой пункт назначения. Старица – милый старинный городок, в котором и вокруг которого масса интереснейших достопримечательностей. Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще в 12 веке, просто жемчужина Старицы.

И вот в эту-то жемчужину мы ни разу не заехали: все время спешили куда-то дальше, или наоборот, обратно домой, всякий раз думая – в следующий раз, будет еще время…

тем более, что в Тверскую область мы наезжаем частенько – недалеко, а места богатейшие! И как же я рада, что наконец-то пришло это самое время, и внезапное решение изменить маршрут, вычтя из него пару пунктов, подарило нам почти целый день в Успенском монастыре.

Пару лет назад, в очередной раз проезжая мимо, мы сделали снимок со старого городища – все еще было в лесах. 

Прошлым летом, по дороге в Зубцов, снова проскочили мимо, отметив, что вид у монастыря уже совсем другой

Сейчас монастырь выглядит, наверное, даже лучше, чем был когда-то, во времена своей “молодости”. Какие-то работы явно еще ведутся, но по всей видимости, это незначительные доделки.

Первое, что встречаем у входа… нет, первый, кто встречает нас у входа – упитанный кот. Смотрит строго – наверное, нагружен ответственностью за вверенную ему территорию 🙂

Обратите внимание

День был выходной, и все три храма обители были открыты. Порадовало, что в монастыре разрешена бесплатная фотосъемка на всей территории, включая и внутреннее храмовое пространство. Разумеется, мы этим с радостью воспользовались. 

Пройдя мимо строгого кота, мы направились в Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого. 

Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве, и это было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, которое и закончилось гибелью князя. Однако московский собор кирпичный, а старицкий – белокаменный.

Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня.

Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь – по морозоустойчивости. Увы – месторождения давно истощены.

В Старицком районе сохранилось множество входов в бывшие каменоломни, которые стоит исследовать любопытному путешественнику, если, конечно, вы не боитесь летучих мышей 🙂

Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь. 

Это иконостас собора.

Чтобы сделать этот снимок, нам пришлось изрядно задрать головы.

В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой – преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси. 

Рака, в которой лежат мощи, как и все убранство в соборе, украшена прекрасной резьбой. Контраст теплого резного дерева иконостаса, окладов икон с холодными белокаменными стенами придает особую атмосферу собору. 

Справа от Царских врат стоит посох. Оказалось, это символ власти настоятеля монастыря.

Красивый символ. И провинившихся удобно наказывать 🙂

Важно

Выйдя из собора, мы обратили внимание на трехярусную шатровую колокольню. Это тоже памятник старины, о чем нам красноречиво сообщает привинченная к стене табличка, а так же еще и о том, что колокольня находится под охраной министерства культуры СССР 🙂

Внизу колокольни есть крылечко – это вход в усыпальницу святителя Иова. Значение этого человека для истории Старицы трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха.

Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, а мы сегодня можем видеть только саму гробницу.

Местные рассказали нам о том, что существует поверие о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогает стремящимся к знаниям учащимся.

Алгоритм такой: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть – на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены.

Пятерка обеспечена! Мы посмеялись, на всякий случай посыпали головы детям и отправились дальше. 

На паперти Успенского собора расположена часовня-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, построенная в конце 18 века. Внутри часовни – надгробие в виде белокаменного саркофага. Позади часовни виднеется монастырское кладбище. 

На кладбище тоже можно зайти. Видно, что за ним ухаживают, стараясь сберечь в благопристойном виде то, что осталось от прежнего. 

Совет

На заднем плане виден еще один монастырский храм – Введенский, белокаменный красавец шатровой постройки. Туда мы сейчас и отправимся. 

Введенский храм был построен в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее “любим-город” и частенько наведывался в Успенский монастырь.

Введенский храм – единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухярусным, с просторными трапезными палатами, а в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба.

Замаливание грехов – дело богоугодное, но не без удобств же государю оставаться, в самом-то деле?! 🙂 Теперь в нижнем ярусе храма расположен конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр “Образ”, и прочие публичные мероприятия.

В храме просторно, внутреннее убранство строгое: резное дерево и ковка. 

Дерево кажется теплым даже на вид

Место для хора в центре храма. Жаль, нам не пришлось услышать, как поют

Прогуляемся по территории. День, напоминаю, выходной, поэтому гуляем далеко не мы одни. 

Здания на этом фото – настоятельский и братский корпуса. Здесь, собственно, и живут монахи. За дальним зданием виднеется монастырская теплица, мы было хотели сунуть и туда свои любопытные носы, но вход на территорию корпусов запрещен посетителям. 

Продолжаем прогулку. Чистота и ухоженность приятно удивляет жителей мегаполиса. 

Обратите внимание на церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Была построена в 17 веке на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. Сейчас она не действует.

Надвратные церкви ставились над воротами (что очевидно из названия), тем самым отдавая в руки Бога охрану места и людей, в нем живущих.

Обратите внимание

И действительно, эта прекрасная церковь была надвратной, но в 19 веке случился особенно высокий разлив волжских вод, и монастырь затопило.

После этого эти ворота заложили кирпичом, а центральный вход в монастырь перенесли на более высокую западную сторону, где он и поныне находится.

Посмотрим на Иоанно-Богословскую церковь и бывшие главные ворота с другой стороны

Справа от ворот – здание монастырской трапезной и гостиница для паломников.

Не могу на этом месте удержаться, отвлекусь от духовного на радости плоти 🙂 В монастыре пекут восхитительные пирожки и сумасшедше вкусный хлеб, разный – ржаной, пшеничный, нам достался с какими-то семечками-зернышками.

Можно купить и взять с собой, но это если повезет- выражение “разлетаются, как горячие пирожки” здесь следует понимать в буквальном смысле 🙂 

Еще в трапезной можно пообедать, будет просто, вкусно и сытно, нам потом до дома ничего не хотелось.

Ладно, хватит об этом, все-таки про монастырь взялась писать, возвращаемся к духовным ценностям 🙂 Собственно, вот вид, снятый с крыльца трапезной 

Успенский собор вы уже узнаете, а вот слева от него находится желтое здание третьего храма обители – Троицкого.

Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей.

Важно

Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой. Впрочем, эта загадка знакома каждому, кто пытается получить разрешение на перепланировку чего-либо в наше с вами время 🙂 

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже – усыпальница, наверху – собственно храм с алтарем, в центре второго этажа – отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части.

Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее).

 

Внизу служат панихиды в дни поминовения усопших – например, 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной.

Троицкий храм вплотную примыкает к Успенскому собору, ему принадлежит белокаменная часть стены, которую вы видите на следующем снимке. Полагаю, эта стена в храме имеет отдельную ценность как памятник старины 16 века, иначе отчего бы ей так выделяться-выпадать из общего храмового убранства?

Храм расписан в академической манере, рассматривать его можно часами. Нечасто можно встретить православный храм, расписанный в таком стиле. 

В некоторых местах сохранены исторические образцы росписи 19 века, о чем заботливо сообщают таблички. 

Под куполом – Лик.

Пора двигаться дальше, время поджимает, двигаемся к выходу.

Желающие ставят свечки. Они тут, кстати, просто так лежат.

Следующий снимок сделан “с черного хода” – вот такой небольшой монастырь, видите – на заднем плане главные ворота. Кстати, на этом фото особенно заметно, что монастырь построен на склоне горы, спускающейся к Волге. Попросту говоря, ровного места на территории не найти.

На переднем плане водосвятная часовня Георгия Победоносца. Чистый новодел, построена уже во времена реставрации, но ее это не портит 🙂 В часовне источник, в котором можно набрать воды и даже искупаться. Поэтому внутрь мы не попали – слишком много было желающих, а когда их поток схлынул, монастырю пора было закрываться. 

Совет

Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда. 

Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом.

В лучах склоняющегося майского солнца золотилась волжская вода и разрушающаяся Никольская церковь.

Мы дождались последних отблесков на водной глади

и покатили по ночной дороге на Москву.

Источник: http://venividi.ru/node/25025

Ссылка на основную публикацию