Икона божией матери ченстоховская, польша, город ченстохова, монастырь ясна гора

Ченстоховская икона Божией Матери, о чем молятся

Каждый святой образ в православной вере имеет свое значение и силу. Перед иконами люди молятся и просят о помощи в разных случаях. Особого внимания заслуживает Ченстоховская икона Божией Матери. Ее еще называют «Непобедимая Победа».Данная икона имеет очень древнюю историю. Она относится к тем 70 иконам, которые в свое время написал пророк Лука.

На протяжении долгого времени образ находился в Византии, после чего она была перевезена в Галицкую Русь. После того как Западную Украину завоевала Польша, икона была передана полякам. Сегодня икона находится в монастыре, который находится на Ясной горе недалеко от города Ченстохов. Чтобы помолится перед образом святой съезжаются люди со всего мира.

О чем прося у иконы

Она имеет очень важное значение для Польши.  В этой стране ее называют Королевой Польши.  На образе изображена Богоматерь с Сыном. Правая рука младенца и Матери поднята вверх.  На лице святыни изображены следы ран, которые были нанесены во время вражеских нашествий. От старости икона потемнела, из-за чего ее в народе также называют Черной Мадонной.

Нужно отметить, что все чудеса, которые были сотворены образом Богородицы, заносятся в специальную книгу. Другими словами, они имеют обязательный реестр. Каждый человек, который был исцелен благодаря молитве святой в знак благодарности приносил ей небольшую подвеску в виде ноги, руки или другого органа, который был подвержен болезни, а затем исцелился.

Обратите внимание

Благодаря молитвам святому лику, было исцелено достаточно большое количество людей, страдающих на тяжелыми формами различных заболеваний. Некоторые даже оставляли костыли рядом с иконой по без надобности.

Хотелось бы обратить внимание на то, о чем молятся перед Ченстоховской  иконой Божией Матери:

  • об исцелении от тяжких и неизлечимых заболеваний,
  • о благополучном путешествии,
  • о мире между сторонами, которые конфликтуют,
  • о милосердии,
  • о спасении,
  • о мудрости.

Чудотворный образ способен помочь людям от многих напастей. Главное, чтобы молитва была искренней.

Как правильно читать молитву Богородице

Существует мнение, что перед иконой святыни нужно читать специальную молитву и делать это нужно только в стенах храма. На самом деле это далеко не так. Как упоминалось выше, главное, чтобы молитва была искренней и читалась душой. Молитву можно читать как дома так и в храме перед образом.

Обязательно к прочтению:  Икона мученика Феодота Анкирского

Молитва иконе Ченстоховская читается так:

Пусть хранит Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  Святой Макарий Великий: житие, молитва

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о чудотворной иконе Богородицы Ченстоховская:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chenstoxovskaya-ikona-bozhiej-materi-o-chem-molyatsya/

Икона Божией Матери “Ченстоховская” (Польша). “Черная Мадонна”

Последнее время, судьба нас приводит в интересные места, оказаться в которых, не входило в наши планы изначально. И это очень здорово.

Мы уже пять лет, не летаем самолетами (если это не поездка в Азию конечно), а предпочитаем передвигаться самостоятельно и ТОЛЬКО на мотоцикле. Обычно, такие поездки происходят весной или осенью.

Мы либо открываем байкерский сезон, либо закрываем. К примеру,  год 2013-ого, закончен показателем спидометра: 30 000 км.

Очередная поездка в Европу. Одна из многих за пять лет путешествий…

Обычно, мы тщательно планируем маршрут, заранее изучая достопримечательности городов – транзитов. Выбираем самые значимые места и обязательно их посещаем. Но в этот раз, все было иначе. Была назначена лишь конечная точка: Австрия. И рассказ о мероприятии, на которое мы ехали, также написан мной на этом ресурсе. Но сейчас, мы поговорим лишь об одном городе…ЧЕНСТОХОВА.

P.S : Цитаты из Интернета, я выделю синим цветом, дабы не путать их с моим текстом.

Мы поехали, даже не предполагая, куда нас занесет. Решили, что будем исходить из настроения. И кто бы знал, что выбрав город из- за ресторана ( да, и такое у нас с мужем возможно), мы попадем к месту паломничества всех католиков и православных.
В городе Ченстохова, мы оказались не в первый раз. Впервые нас занесло туда, по дороге к дому.

Уже заканчивалось, наше месячной турне по городам Европы. Осень начинала качать свои права и стало достаточно холодно. На улице смеркалось, мы замерзшие и голодные, уже не видящие дороги от усталости, остановились в небольшом городке Польши. Гостиницу нашли по навигатору. Милое и уютное пристанище. Рядом, ресторан под названием “Астория”, с надписью – 5 звезд.

Важно

Голод не тетка, пошли в ресторан, несмотря на опасения, что трапеза обойдется в копеечку. Но никакого кафе по близости не наблюдалось. Да и темно уже, холодно. Забегу вперед, дабы не тратить ваше драгоценное время на пустяки и скажу, цена была обычная для Европы. Но сервис и вкус блюд, поразил до глубины души. А едали мы за свою жизнь много чего и много где.

Долго мы этот чудо ресторан вспоминали. Только тогда осознав, что надпись: 5 звезд, на ресторане, не пустой звук.

И вот в этот раз, нам снова захотелось посетить сей ресторан. Да и путь пролегал, как раз по Ченстохова. Решили пожить в милом городишке и изучить его окрестности. Но в этот раз мы приехали за светло. Погода великолепная, прохладно, но солнечно и радостно.

Разместились в полюбившейся уже нами гостинице SONEX (отеле, как угодно можно назвать). Смотрим в Интернете местные достопримечательности. К слову сказать, мы часто так делаем. Очень удобно, в режиме нон стоп, узнавать из Интернета нужную информацию.

Набрав в сети название города, я была в шоке.
Я к Святыням, отношусь более чем серьезно. И всегда считала, что такое место, никогда не подпустит человека к себе, если он не готов. Я не знаю, кто решает, быть тебе в таком месте или не быть. Но в случайности я мало верю.

Больше, в чудеса. А чудо, безусловно было. Но об этом, чуть позже.

Итак, город Ченстохова в Польше и величайшая Святыня католического и православного мира: Икона Божией Матери Ченстоховской, “Черная Мадонна”.
Иконе, приписывают дар исцеления и множество чудес. К ней приезжают паломники, со всего мира.

Стены залы, где находится икона, увешаны костылями и палками исцелившихся людей. Очень много развешано золотых и серебренных украшений, в форме органа, который был исцелен иконой. В основном, я заметила, очень много сердец.

Были и другие, но мне почему то именно сердце запомнилось.

В общем, те, кому икона помогла, всегда возвращаются с дарами, чтоб отблагодарить ее. Такое, я наблюдала у всех виденных мной Святынь. С тем же, мы столкнулись у мощей Николая Чудотворца в Бари , и у Святителя Спиридона Тримифунтского на Корфу. Рассказы, о посещении этих мест, есть в моих блогах на этом ресурсе.

Вообще, ощущения от посещения таких мест очень сильные и их сложно передать словами. Но место, однозначно сильное. Так уж вышло, что я человек, тонко чувствующий вибрации. Будь они плохие или хорошие.

Совет

Я даже ложь, чувствую именно на уровне вибраций. Даже по телефону. И конечно, в таких местах, у меня волосы на голове шевелятся. Я потом дня три, в себя прихожу.

Состояние айфории и чего- то очень значимого в моей жизни, меня долго не покидает.

К сожалению, я не смогу показать вам фотографии самого места нахождения иконы. То есть, капеллу (по русски – часовню). Я принципиально в таких местах камерой не щелкаю. Поэтому, некоторые фотографии и тексты ( в основном – справочная информация), будут взяты из Интернета.

Полное название монастыря – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Город расположен на юге Польши, в Силезском воеводстве – примерно в 220 км от Варшавы и примерно в 150 км от Кракова.

Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов, приглашенных в 1382 году польским князем Владиславом Опольским в Польшу из Венгрии. Монахи основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова.

Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена – храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде.

Информация о перенесении чудотворной иконы Девы Марии в обитель содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве.

С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке, тогда же был построен и новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря возвышается над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от храма. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар.

Обратите внимание

Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Здание имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

На фото: Аллея с флагами (стран, из которых прибывают паломники). Страны в списке ранжированы согласно количеству паломников. Россия, где-то в конце. Не удивлена, мало мы знаем о мировых Святынях.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за темного оттенка лика также известна как «Черная Мадонна».

Сердцем Ясногорского монастыря является Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

Первоначальная капелла была построена еще до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий).

Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX–XI веках.

Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает свое нынешнее название.

Важно

В начале XV века на обитель напали гуситы и разграбили ее, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору безуспешно осаждали шведы.

Героическая оборона монастыря и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».

1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

В 1813 году монастырь был взят русскими войсками, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после 1917 года. Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19-го по григорианскому).

На фото: АЛТАРЬ со знаменитой иконой. Как выяснилось, икону открывают по определенным часам, ежедневно. Прочитав это в Интернете, я расстроилась. Так как время открытия иконы для паломников, на день нашего присутствия в городе, уже закончилось.

Но какого же было наше удивление, когда мы поняли: ИКОНА ОТКРЫТА и немаловажно, ИДЁТ СЛУЖБА. Мне сразу вспомнился случай, как открыли мощи Спиридона Тримифунтского, буквально на 5 минут, абсолютно не по времени. В прямом смысле слова, батюшка открыл раку и закрыл, как только мы её покинули.

Попасть к мощам, смогли 7 человек.

https://www.youtube.com/watch?v=bhNUvulQotM

Подобная история случилась и в Италии у мощей Николая Чудотворца. Там мы тоже случайно попали на русскую службу. Мало того, людской водоворот подносил меня к мощам, трижды. Я даже крест с цепочкой смогла там освятить.

И здесь, история повторилась. Мы попали на службу  (она была на польском языке, но здесь язык не важен. Это красиво на любом языке мира) и икона, оказалась открыта для посетителей.

  Стояла мертвая тишина и только молитвы и песнопения раздавались под сводами часовни. Вместе с певчими, пели и прихожане. Никто не кукарекал, голоса у всех изумительные. Видимо те, у кого слуха нет, принципиально вслух не запевают.

Уже через 5 минут, пела и я….Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…

Совет

КОГДА НЕТ СЛУЖБЫ, к иконе туристов пропускают небольшими группами – примерно по 6-8 человек. Туристам разрешается пройти в алтарную часть, но никакие остановки возле иконы не допускаются. Икону фотографировать можно, но только без вспышки! СЛАВА БОГУ, при нас шла служба и никаких хождений и фотографирований, я не наблюдала.

Мне бы не хотелось попасть в такой момент, так как само по себе, это претит моему понятию о Святом месте.

Помимо ощущений связанных с вибрациями: шевеление волос на голове, мурашки по коже,  ветерка в закрытом помещении, были и внутренние эмоции. Наверное именно они, и характеризуются одним словом: Благоговение.

В арке – изображение архангела Михаила.

Внутреннее убранство, очень впечатляет. И уж тут я не удержалась от фотографирования, несмотря на монахинь снующих туда-сюда.

Для доступа паломников и туристов монастырь открыт ежедневно: с 5.00 до 21.30, поэтому вопрос «удастся или не удастся попасть», при таком расписании, в принципе, возникнуть не должен.

Читайте также:  Николо-одрин монастырь, россия, брянская область, карачевский район, село одрино

Но тем не менее, я не советую посещать его в воскресенье – когда у католиков, по традиции, служатся продолжительные воскресные мессы.

Следует отметить, что в монастыре и в будние дни – неизменный аншлаг, но в воскресенье народу будет значительно больше – за счет тех, кто целенаправленно приезжает на воскресные богослужения.

Если Вы едете в монастырь на машине или мотоцикле, то к Вашим услугам имеются три большие охраняемые парковочные площадки.

Формально, парковки бесплатные, но правилом хорошего тона считается дать при выезде с паркинга пожертвование на нужды монастыря по принципу «сколько не жалко».

Два-три злотых – я думаю, будет вполне адекватная сумма, так как время парковки не лимитировано. Рядом с главной парковкой находится центр для приема паломников и туристов.

Посмотрите, какой мощный орган. Представляете, его силу, когда он играет. Хотела бы я, это услышать!!!

Одно из интересных мест монастыря – Рыцарский зал, сооруженный в 1647 году, в ренессансном стиле. Раньше здесь монахи переписывали рукописи и принимали почетных гостей. В наше время в нем устраиваются выставки, проводятся различные встречи высшего духовенства и конференции по богословской тематике.

Обратите внимание

Росписи на стенах зала иллюстрируют различные события в жизни монастыря. Фото позаимствовано в Интернете, т.к я сфотографировала зал с другой стороны. Где роспись не видно. Ну теряюсь я в таких местах, лишний раз боюсь камеру поднять, дабы не нарушить душевный комфорт паломников.

Эта икона,  также была в Рыцарском зале. Мы подумали, что это СПИСОК (так называют копию иконы), с которым и проходят служения и шествия по городу. Сомневаюсь, что монахи таскают за собой оригинал. Так, нам и предоставился случай рассмотреть “Черную Мадонну” близко, что невозможно сделать в самой капелле. В любом случае, энергетика есть и у списка. И это очень отчетливо чувствуется.

В монастыре хранится большая старинная библиотека и работают несколько интересных музеев. Конечно, лавки с сувенирной продукцией и иконами, в изобилии.

Гуляя вдоль мощных стен монастыря, Вы можете полюбоваться прекрасными видами: на разбитый неподалеку парк и на сам город Ченстохова.

Сады монастыря.

Сады монастыря.

Самый высокий объект и лучший ориентир для поиска монастыря – 106-метровая 5-ярусная колокольня. Колокольня построена в стиле барокко в 1714 году и последний раз перестраивалась в 1906-м. К пятому, самому последнему ярусу ведут 516 ступеней.

Основным собором монастыря на Ясной Горе является Собор Святого Креста и Рождества Богородицы со старинными солнечными часами на фасаде. Он считается одним из лучших образцов польского барокко. Собор строили и перестраивали с 15 по 18 век.

Сам по себе городок, ничем особенным от других городов Европы, не отличался.  Чистенько и уютно, душевно. Узенькие улочки, некоторые из них мощеные и веет от них какой-то стариной. Пешком, мы мало ходили. Предпочитаем даже по городу, передвигаться на байке. Больше увидишь и практически, не устанешь.

Ресторан, ради которого мы собственно и попали в Ченстохова, посетили. Но, то ли мы стали другие, то ли повар ( а может и хозяин, что более вероятно, учитывая увиденные изменения в худшую сторону) сменился. В общем, в этот раз, ничего особенного мы там не увидели.

В любом случае, именно в Ченстохова произошло несколько из многих в нашей жизни знакомств с байкером из Ульяновска, Володей. На обратном пути, ирония судьбы, этот же отель (опять же и ресторан) и байкер Володя из Москвы (и тоже на Голде). Какой-то таинственный город, где чудом встречаются российские байкеры. Как тесен мир!

Поэтому, мы особого значения тому, что ресторан стал иным не придали. У нас была великолепная компания и интересные беседы с нашими новыми знакомыми. А польская Зубровка, скрасила некоторое разочарование в поданных блюдах. Вообще, наверное, смотря на нас со стороны, мы кажемся немного сумасшедшими.

Странная одежда, с определенной символикой, розовые от ветра щеки и горящие от впечатлений глаза. Но анализируя нашу жизнь ДО (жизнь обычного обывателя) и ПОСЛЕ (жизнь байкера), я чётко осознаю, что мы счастливые люди. Безусловно, дорога, это риск. Но разве не рискует жизнью электрик или шахтер? Да и вообще, от судьбы не уйдешь.

Так стоит ли заранее о чем-то париться…..

Важно

Ещё пару слов о Святыне. Если начать изучать и рыть всю возможную информацию, то очень сложно понять истинное положение вещей. Кто-то утверждает, что это не та икона, что писал Лука и приводит тому доказательства. Кто-то приводит другую версию.

Историй об этой иконе, не мало. И я прочла практически все. Вокруг любой Святыни, разгораются споры об её уникальности. Такая уж у человека натура. Но что об этом думаю я? Евангелие от Матфея: “По вере вашей да будет вам”.

Что спорить об истине там, где есть место чуду? Пустое это…

Автор текста (выделенного черным цветом): © Ефремова Наталья (Миледи)

В рассказе, использованы отрывки из текстов и фотографии с сайта: Отзовик © 2010 — 2013

Источник: https://sorokovs.livejournal.com/254340.html

Монастырь Ясная гора :: Польша, Ченстохова, монастырь XIV в

Главная святыня Польши – монастырь Ясная гора. Здесь хранится почитаемая католиками и православными чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери, покровительницы Польши. Духовная обитель – популярный объект паломничества, по традиции, верующие приходят сюда босиком.

Мифы и факты

Согласно преданию, знаменитую икону написал сам Евангелист Лука в Иерусалиме. Исследователи же утверждают, что реликвия была создана в IX-XI веках в Византии. В 1382 году свое «святое путешествие» икона окончила в Ченстохове, в монастыре, основанном орденом монахов-паулинов в конце XIV века. Их пригласил из Венгрии польский князь Владислав Опольский.

В XV веке обитель разграбили гуситы, но чудотворный образ был спасен. Предполагают, что именно от ударов сабель гуситов на лице Мадонны остались шрамы.

В XVII веке монашескую обитель окружили мощными крепостными стенами. Благодаря укреплению святыня выдержала продолжительную осаду шведов, описанную в романе Г. Сенкевича «Потоп».

Дважды монастырь занимала русская армия (1722, 1813 годы).

В годы Второй мировой войны фашисты хотели взорвать весь комплекс, но не успели. Ныне духовная обитель – действующая, здесь проводятся воскресные мессы, устраиваются выставки, конференции и встречи высшего духовенства. Открыта для посещения.

Что посмотреть

Территория монастырского комплекса занимает 5 га. Сам он расположен на холме высотой 300 м. Святыня имеет четырехугольную форму, по углам возвышаются мощные бастионы: Морштынов, святой Барбары, Королевский, святой Троицы.

Перед входом развеваются флаги тех стран, где есть христианские конфессии.

Главный храм  – трехнефный собор Святого Креста и Рождества Богородицы (XV-XVIII века), один из ярких образцов польского барокко. Главный алтарь собора работы итальянского мастера Джакомо Буццини (1728 год).

В капелле собора (реконструкция 1644 года) хранится чудотворная икона Ченстоховской Божьей матери. Ее называют также «Черной Мадонной» из-за темного оттенка лика. Реликвия располагается на алтаре из черного дерева и серебра и защищена серебряной панелью (XVII в). Стены капеллы увешаны дарами в знак благодарности за исцеление от недугов, интересно, что на одной из стен висит много костылей.

Совет

Одна из достопримечательностей монастыря – Рыцарский зал (XVII в), раньше здесь устраивали приемы почетных гостей, переписывали книги. Зал обустроен в ренессансном стиле, украшен росписями на темы жизни монахов.

Самая высокая постройка святыни – пятиярусная колокольня (XVIII в), возведенная в стиле барокко. Ее высота – 106 м. Наверх ведут 516 ступеней. Каждые 15 минут с колокольни доносится мелодия гимна Деве Марии.

Комплекс зданий состоит также из ризницы, библиотеки, где хранятся старинные печатные издания и манускрипты, арсенала, жилых помещений монахов и др.

Что еще посмотреть в Польше: собор и замок в Кракове, замок в Мальборке, Королевский дворец и Дворец культуры в Варшаве.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2015-06-10

Источник: https://allcastle.info/europe/poland/007

Монастырь Ясная Гора. Польша, Ченстохова

Монастырь Ясная Гора. Польша, Ченстохова [Apr. 14th, 2014|12:37 am]Замки, крепости, шато, цитадели, дворцы
[]

Ченстохова – город Чёрной Мадонны. Про неудавшиеся осады, склонённые головы и чудеса написано много, для меня Ченстохова началась в 91-м году, когда одна знакомая туда рванулась в паломничество вместе с толпами молодёжи, это впервые это было разрешено, но я не вникала, куда именно и к кому. Точнее, к Кому.Её написал евангелист Лука. Если сошествие Святого Духа пробудило в апостолах способности, которых у них прежде не было, то дар живописца как раз был одним из них. Она живая. Ей лет пятьдесят. Она смотрит на каждого, кто к ней приходит, печально и всепонимающе, как человек, который потерял самое дорогое в жизни и после этого продолжил жить. Рядом с ней шла служба, стояли абсолютно настоящие, а не ряженые, польские офицеры в самых разных мундирах и со знамёнами. Пройти можно по краю, слева, потом ныряешь в низкий коридор и поворачиваешь направо. Большинство становится на колени. Священник, который вёл службу, видел всех, посмотрел на меня и показал, как вытирают слёзы. Я кивнула. Оно именно так и есть. Позже, когда начинаешь что-то осознавать, понимаешь – да, это ближе всего к фаюмским портретам, тут даже иконы 11-го века рядом не лежали, это другое, куда более древнее, а младенец совсем пририсованный, намеренно, чтобы обозначить, кто это, а канонов, по которым можно изображать Оранту, например, тогда ещё вовсе не было, никто не придумал…Фотографировать внутри невозможно, во время прохода вообще об этом не думаешь, я даже не знаю, есть ли запрет, или он работает и так. Ясногорский монастырь, в котором хранится икона, принадлежит католическому монашескому ордену паулинов. Полное название — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь располагается на холме, с которого виден весь город, точнее с башни в 106 метров. Монастырские постройки окружены с трех сторон живописным парком, а с четвертой стороны расположен парк с фонтаном, в котором в праздничные дни собираются многочисленные паломники. По углам монастыря выстроены массивные бастионы стреловидной формы. Икона хранится в Ясногорском монастыре с 1382 года, когда с широкого плеча один русский князь подарил ее полякам… А еще у нее шрамы от сабель гуситских воинов, об этом даже есть у Сапковского в “Саге о Рейневане”. Поляки считают эту икону главной святыней страны, потому что нашествие шведов остановилось и откатилось именно в Ченстохове. Христиане отмечают праздник иконы – католики празднуют 26 августа, а православные – 6 марта. По некоторым данным это второе по посещаемости паломническое место.Возле монастыря стоят пушки – в память прошедших осад.Собственно, та встреча в 91-м году была организована Иоанном Павлом II.Первые из многочисленных ворот монастыря:Вторые ворота:Третьи:После того, как выходишь от мадонны, попадаешь в боковой придел.Там началась служба.Потом мы вышли и отправились бродить по монастырю. Там шло какое-то мероприятие в рамках “Года молодёжи” (кажется), видимо, в честь этого открыли много всего всякого, в бастионе нашёлся оружейный музей, а в другом помещении – выставка музыкальных инструментов.Набродившись, полезли на башню.Это без зума, для масштаба:Колокола звонили. Точнее, один.По дороге вниз:А слезли вон-вон-вон оттуда:Мероприятие на поляне:Вот и всё…Post scriptum:

Галерея: http://www.taiellor.ru/taiellor-fotoart/2013-33chenstohova.html

Официальный сайт монастыря: http://www.jasnagora.pl/pl

Как добраться: ближайший аэропорт расположен в Катовице, приблизительно в часе езды от центра Ченстоховы. Кроме того, на ж.д. станцию Ченстоховы ежедневно прибывает с полдюжины скоростных поездов из Варшавы (3 ч. 30 мин.), и примерно такое же количество поездов из Кракова (2 ч.). Порядка пяти поездов в день приходит в Ченстохову из Кельце (2 ч. 20 мин.

), а каждый час здесь останавливаются поезда из Катовице (1 ч. 30 мин.).От автовокзала Ченстоховы ходят автобусы в Краков (2 ч.), Варшаву (3 ч.), Кельце (3 ч.).

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 05:00 до 21:30. Торжественное открытие иконы проводится по следующему графику: пн.-пт.: открытие в 06:00 и в 13:30, сб.-вс.

и праздничные дни: 06:00 и в 14:00.

Источник: https://zamki-mira.livejournal.com/374126.html

ченстохова

Репортажи | Ченстохова

Ченстохова

Первое упоминание о Ченстохова относится к 1220 году. Считается, что город основал человек по имени, Ченстох.

На юге Польши, в 140 км от Кракова, на берегах реки Варта и двух её притоках расположился знаменитый город Ченстохова. Это второй по величине, после Катовице, город в Силезии.

Между Катовице и Ченстохова растянулась Краковско-ченстоховская возвышенность, средние высоты которой 350-450 м.

Её главной достопримечательностью, безусловно, является Тракт Орлиных Гнёзд: целый ряд замков в Ольштыне, Огродженце, Ойцове и Песковой Скале, возведённых на юрских скалах. В древности Ясна Гура также была фортификационным пунктом.

Ченстохова обязана своей славе прежде всего монастырю монахов-паулинов на Ясной Гуре и лику Божьей Матери Ченстоховской, которой приписывают множество чудес. Город является центром культа Девы Марии в Польше, это – духовная столица поляков, а также христиан со всего света.

Ясногурский монастырь пережил множество исторических потрясений, подвергался атакам шведов, русских и немцев, тем самым заслужив себе особое место в сердцах католиков и став символической основой польского самосознания.

Сюда, в бывший приходской костёл, князь Владислав Ополчик привёз из Венгрии монахов паулинского ордена, которые, собственно, и назвали церковь Ясна Гура (Ясная гора) в честь основного монастыря  Св. Лаврентия, расположенного на светлом известняковом холме в Буде.

Обратите внимание

Уже позже из России был привезён образ Девы Марии с младенцем Иисусом, ныне известный, как Ченстоховская Матерь Божья.

Храм Божьей Матери – это сокровище архитектуры 14 века с более поздними изменениями в духе ренессанса и барокко. Ежегодно в Ченстохову прибывает свыше 5 млн. паломников и туристов.

Большинство из них посещает только святилище и костёл, пренебрегая остальными районами города.

Хоть, говоря по правде, оставшаяся часть города далеко не так интересна, ведь прежние власти приложили немало усилий,  что бы промышленное значение Ченстоховы значительно превышало её религиозную роль.

Но всё же Ченстохова – это не только Ясна Гура. Сохранился старейший городской храм – костёл Св. Зигмунда, неоготический собор Св. Семейства, святилище Св. Йозефа, в равной степени интересна и церковь на улице Коперника.

Одним из важных памятников является старинное еврейское кладбище. Стоит посмотреть также археологический заповедник лужицкой культуры в районе Раков и застройку 19 века улицы 7 Камениц.

Читайте также:  Преподобный герман аляскинский

Не стоит пренебрегать и предложением посетить единственный в Европе музей производства спичек, функционирующий на территории старой фабрики.  

Ченстохова в Польше – место проведения различных культурных мероприятий таких, как Фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», фестиваль виолончелистов им. Бронислава Губермана и Ченстоховские встречи гитаристов.

Важно

Ченстохова – это крупный город (160 км2, с населением 260 тысяч жителей) над Вартой, до недавнего времени центр воеводства, важный транспортный узел, а также духовная столица Польши.

Ченстохова славится, прежде всего, святым местом под названием Ясна-Гура, уникальным комплексом XIV в. святынь и монастыря паулинов, и находящейся в нем чудотворной иконе Богоматери Ченстоховской, называемой также Черной Мадонной.

Ежегодно поклониться святому образу прибывает около 4 миллионов паломников со всего мира.

Цель, к которой стремятся паломники, лик Черной Мадонны, скрыт за щитом из цельной серебряной пластины (1673 г.) в часовне XV в. Завесу поднимают только два раза в день.

Икона время от времени меняет свой вид из-за того, что ее “переодевают” попеременно в семь разных убранств, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями. Легенда гласит, что изображение Богоматери Ченстоховской написал св.

Лука, один из авторов Евангелия, на доске со стола из дома Святого семейства, а шрамы на щеке Девы Марии – это следы от меча во время нападения на монастырь в 1430 г. Однако, действительность выглядит иначе. Прослывший своими чудесами образ этот не что иное, как византийская икона VI-VIII в.

, прибывший в Польшу из Руси.   По стенам часовни развешены многочисленные дары, принесенные паломниками. Можно также увидеть костыли, оставленные здесь за ненадобностью теми, кого исцелила чудодейственная сила святого образа.

Но подлинные сокровища находятся в другом месте, – специальном хранилище, также открытом для посетителей. Рассматривая дары польских королей, в хранилище можно провести добрую половину дня. Самые старинные предметы датируются XIV в. и являются бесценными произведениями искусства.

Некоторые памятники искусства не просто вдохновенные, они – боговдохновенные. К таким принадлежит и икона Ченстоховской Божьей Матери.

Совет

По преданию, история этого образа ведется почти от начала нашей эры, ведь ее написал святой евангелист Лука. Кроме того, им было создано еще 69 икон Пресвятой Богородицы.

Писал он их с натуры, ему позировала сама Мария. Это изображение в числе других хранилось у Иоанна Богослова, в Иерусалиме.

Но времена были неспокойные – в 66-67 годах Веспасиан и Тит предприняли поход на Иерусалим, христиане покинули город и скрылись в местечке Пелла.

Пещеры стали их приютом, там же сохраняли святыни и Ченстоховский образ Богоматери. Несколько веков скрывалась эта икона.

И только в 326 году она была принесена в дар царице Елене, которая ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и поиска святынь.

Так чудотворный образ попал в Константинополь, дворцовая часовня на долгие века стала его приютом. Именно этой иконой благословили в X веке царевну Анну на брак с князем Владимиром.

Анна перевезла икону в Киев.

Позже, в XIII веке, образ со всеми почестями был перенесен в Бельзский замок князем Львом Даниловичем (надо сказать, что именно этот человек основал город Львов) и отдан в ведение православному духовенству.

Территория, на которой находился замок Бельз, с другими землями Западной Украины впоследствии отошла к Польше, князь Владислав Опольский с должным почтением отнесся к святыне.

Обратите внимание

Очередной виток военных действий позволил иконе в полной мере проявить свое могущество. Дело в том, что замок Бельз был осажден татарами, и у защитников крепости было мало шансов на победу.

Но князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене, прося у Божьей Матери покровительства и защиты. И помощь не замедлила прийти – на татарское войско спустилась тьма, дезориентированный и напуганный враг снял осаду и удалился.

Правда, пострадала и икона – пущенная татарами стрела угодила прямо в шею Богородице и из раны истекла кровь. Шрам и следы крови можно увидеть на иконе и в наши дни.

Через некоторое время Заступница Небесная пожелала, чтобы ее перенесли на Ясную гору – она сообщила об этом князю во сне. Ченстоховский монастырь, основанный в указанном месте в 1352 году, стал следующим приютом иконы. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами.

Хотели они увезти и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок с награбленным не мог тронуться с места. Один из нападавших, придя в ярость, сбросил образ на землю, а другой ударил его мечом. Эти действия были большой ошибкой – первого грабителя разорвало на части, а у второго отсохла рука.

Остальные их товарищи в лучшем случае ослепли, в худшем – упали замертво.

И в XVII веке Ченстоховский образ защитил Польшу – шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под монастырем на Ясной горе. Видя такую заминку, поляки подтянули к этому месту свои силы и, в конце концов, довольно успешно закончили войну со шведами в 1656 году. Тогда-то король Ян Казимир и объявил образ Ченстоховской Божьей Матери королевой Польши.

Икона по сей день хранится на Ясной горе, куда ежегодно стекаются тысячи паломников и туристов, там же есть и специальная книга, куда заносятся все чудеса, явленные этим образом.

Использованы материалы сайта: http://filaretuos.livejournal.com/65043.html

Источник: http://www.rgo-sib.ru/reportage/292.htm

Ченстохова

Ченстохова, как и португальская Фатима — это в первую очередь паломнический город.

Ченстоховская икона Божией Матери, почитаемая католиками, как величайшая реликвия, хранится в монастыре ордена паулинов Ясная гора. В Польше икона считается главной святыней страны.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра, поэтому его 106-метровая колокольня видна с расстояния порядка десяти километров от монастыря.

Колокольня, построенная в 1714 году, состоит из 5 уровней. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. На шпиле башни, под крестом, помещена статуя вороны с куском хлеба во рту (это символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы.

Согласно легенде, ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.

Важно

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез ее в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору во вновь построенный монастырь паулинов.

Сердце монастыря — это капелла, в которой хранится «Черная Мадонна» («Королева Польши», как ее с любовью называют поляки). В 1650 году икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским и до сих пор остается на том же месте. В определенные часы икону закрывают серебряной панелью, чтобы дать ей «отдохнуть».

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах, а затем идут в Ясную Гору пешком.

Памятник Августину Кордецкому, руководившему обороной монастыря от шведов 18 ноября — 26 декабря 1655 года.

Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре), настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться.

Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов. В Польше многими это было расценено как чудо Богородицы.

В комплекс монастырских зданий также входят собор святого Креста и Рождества Богородицы, ризница, библиотека, рыцарский зал, жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

Перед входом в монастырь установлен памятник родителям папы римского Иоанна Павла II — Каролю Войтыле-старшему и Эмилии Качоровской. Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла) родился в городе Вадовице, на юге Польше.

Совет

Ченстохова стала последним экскурсионным пунктом этого путешествия. Дальше был перегон по Польше, поезд № 132 Брест—Москва

и продолжение замечательного теплого лета 2010 года 🙂

Источник: http://tema-travel.ru/post.php?fname=2010_chns

Ченстохова. Ясна Гура

Речь Посполита,

или просто —
республика Польша

Мы уже не раз акцентировали тот факт, что поляки – народ очень религиозный. В принципе, этому не стоит особо удивляться. Земля Речи Посполитой богата не только историческими и природными достопримечательностями, но и сакральными местами, которые ежегодно посещают миллионы паломников.

Одним из таких мест является городок Ченстохова, расположенный в Шленском воеводстве. Небольшое, провинциальное местечко стало синонимом религиозности и истинной веры, благодаря уникальному церковно-монастырскому комплексу, называемому «Ясна Гура».

Откуда же взялась на польских землях таинственная икона, творящая чудеса? Почему именно Ясна Гура стала символом польской веры? Как так получилось, что вопреки активной антирелигиозной кампании, проводившейся властями коммунистической Польши, страна все же не утратила своей веры? Ответы следует искать здесь, в Ченстохове.

Удивительный шленский городок.

1220 год от рождества Христова. На перекрестке реки Варта и королевского тракта, ведущего от Кракова до Познани, на самой границе Малопольски и Велькопольски появляется небольшое поселение, именуемое Ченстоховой.

Место было выбрано не зря – именно на этом участке находилась речная переправа, которую нужно было охранять. Первыми поселенцами Ченстоховы вероятнее всего были солдаты, стерегущие ту самую переправу, и их семьи. Поселение довольно быстро разрасталось и вскоре уже получило городские права.

Уже в XIV веке роль Ченстоховы в геополитической и экономической деятельности Речи Посполитой стала на столько важна, что милостью божьей король Казимир Великий дарит городу магдебургское право.

По другому было бы и нельзя – через Ченстохову проходит не только королевский тракт, но и один из важнейших торговых путей Средневековья, так называемый «воловий» путь из Молдавии до Вроцлава.

Обратите внимание

В 1377 году Ченстохова переходит под юрисдикцию Владислава Опольчика, потомка славной династии Пястов.

Так уж получилось, что князь Владислав был не только правителем Опольско-Рацибужского княжества, но и палатином (премьер-министром) Королевства Венгерского, и правителем Княжества Галицкого (Червленой Руси).

Вот эти моменты и были запечатлены на гербе Ченстоховы – золотой лев (символ Галичины), стоящий напротив орла (символа Опольско-Рацибужа). Немногим позже, орел был изменен на черного ворона с хлебом в клюве (символ монахов-паулинов).

Золотой галицкий лев против черного монашеского ворона.

Хотя князь Опольско-Рацибужский не долго правил в Ченстохове, все же за два десятилетия он успел свершить парочку особо важных дел, с которыми связана дальнейшая история города.

Дело первое – Владислав впустил в город монахов ордена Паулинов и позволил им построить свой храм.

Дело второе (особо важное) – в 1382 году князь Владислав Опольчик привез из Руси в ченстохову чудотворную икону Богородицы и приказал разместить ее в костеле, построенном паулинами.

Легенда

Когда будущий евангелист Лука пребывал в Иерусалиме, он посетил дом Марии и Иосифа. Скромный ужин в доме святой семьи на столько поразил Луку своей сакральностью, что он, не удержавшись, прямо на дощатом столе нарисовал Богородицу вместе с младенцем Иисусом.

Спустя несколько десятилетий, икона была передана императору Константину и хранилась в одном из христианских храмов Константинополя. На службе у императора в те годы состоял галицкий князь Лев. Не известно за какие именно заслуги, но икона была подарена князю самим императором.

Лев привез святыню в родную Галичину, богато украсил ее золотом и драгоценными камнями и подарил церкви в городке Белз. Когда Владислав Опольчик стал правителем Галицкого Княжества, ему донесли о чудотворной иконе. Князь решил лично удостовериться в ее могуществе и отправился в церковь.

Икона произвела на него такое огромное впечатление, что он решил, во что бы то ни было, забрать ее к себе на родину.

Эту иконы по легенде нарисовал евангелист Лука.

Решающим фактором в желании заполучить икону, стала чудесная победа над литовскими и татарскими войсками, окружившими город.

Однако, когда икона была снята с церковной стены и установлена в специальной карете, кони не смогли двинуться с места.

Владислав поклялся, что будет чтить икону до конца своих дней и построит величественный храм в том месте, которое она сама себе выберет. Икона выбрала Ченстохову.

Важно

Легенда легендой, но чудодейственная икона Богородицы с Иисусом с тех пор «поселилась» в Ченстоховском костеле и стала главным религиозным атрибутом Польши.

Та же икона, в костеле Ясной Гуры.

Почему же самая известная польская святыня называется «Ясна Гура»? Ясна, в переводе с польского – светлая.

Скорее всего, это название объясняется белыми известняковыми останцами (элементами рельефа), характерными для всей Краковско-Ченстоховской Юры (возвышенности).

Благодаря этим светлым валунам, пластам золотистой глины и серебристого гравия, гора и получила такое название, которое потом перешло на весь монастырский комплекс.

Туристы и паломники, посещающие Ясну Гуру, с легкостью замечают, что это – не обычный монастырь. Толстые стены, оборонные валы, пушечные ядра, застрявшие в кирпичах у главного входа. Это все – свидетельство необычной истории Ченстоховы.

Монахи-паулины изначально строили свой храм таким образом, чтобы он мог исполнять и фортификационные функции. Здесь даже находился постоянный вооруженный сторожевой отряд, состоящий из «братьев во Христе». Ничего удивительного.

Вспомните смутное Средневековье и расположение Ченстоховы на стыке важных торговых путей – кто бы не позарился на монашеские добра?

Храм или неприступная крепость?

Монастырь в Ясной Гуре – это, действительно, неприступная крепость. Чем бы не объясняли его мощь – прекрасным расположением, укрепленными стенами или защитой чудодейственной иконы, факт остается фактом. Ни Шведский потоп, ни I Северная война, ни многочисленные разбойничьи набеги не смогли выжить паулинов из их священного гнезда.

Совет

Шли годы. Власть менялась. Менялись нравы и обычаи. Но Ченстохова не замолкала. Даже в самые смутные коммунистические времена находились смельчаки, которые приезжали в Ясну Гуру, дабы поклониться Богородице и попросить ее о помощи.

Читайте также:  Храм покрова божией матери (саратов), россия, город саратов

Удивительно, но если вспомнить, что творилось на территории бывшего советского союза, то сохранение монастыря и тем более – самой иконы Ченстоховской Богоматери, можно объяснить только воздействием высших сил. Ее не украли, не уничтожили, не заперли в музейных складах… Давно все позабыли о монахах-паулинах. Имя Владислава Опольчика затерялось в анналах истории.

И только грустная Богородица с темным, как гречневый мед, лицом, задумчиво смотрит на мир, держа на руках свое единственное дитя.

Источник: http://www.Rech-Pospolita.ru/chenstokhova-yasna-gura.html

Ченстоховская икона Божией Матери: о чем молятся и её значение

Христианство является одной из трёх мировых религий и самой многочисленной из них, число верующих составляет порядка двух с половиной миллиардов человек.

Для православной религии характерно наличие ряда святых образов, которые обладают особыми силой и значением. Чаще всего молящийся и просящий о помощи человек обращается к Богу именно перед образом святого – иконой. Ченстоховская икона Божией Матери – одно из чудотворных изображений Божией Матери.

Описание Ченстоховской иконы

Святыня представляет собой изображение Матери Божией с младенцем, лицо Богоматери пересекают раны, оставленные вражескими нападениями, Сын Божий же поднимает правую руку для благословения, а левой придерживает книжицу.

Размеры иконы: 122,2*82,2*3,5 сантиметров.

Некоторые названия иконы: «Ясногурская» (по месту обитания – паулинский орден, основанный Павлом Фивейским, находится образ в Санктуарии Пресвятой Девы Марии, Богородицы), «Непобедимая Победа», «Чёрная Мадонна» (из-за тёмных оттенков образа), польские верующие нередко называют Богородицу Королевой Польши.

Ченстоховская икона является особо почитаемой в Европе, особенно в Польше, там находится и сейчас.

Согласно преданию, написал икону пророк божий Лука, наряду с другими 70 иконами этого евангелиста. Икона считается не только символом Паулинского ордена, но и символом Римской Католической Церкви страны. Кроме того, Ченстоховский лик признаёт в качестве священного изображения и Православная Мать-Церковь Российской Федерации.

Раз в 15 минут 36 колоколов колокольни звенят, повторяя звуки акафиста Матери Божией. Скачать звон колоколов можно на просторах интернета.

В обитель святыни периодически совершают паломничество массы людей. Существует традиция, по которой одиночки примыкают к небольшим группам из населённых пунктов, расположенных неподалёку от города Ченстохова.

Самыми многочисленными были паломничества, приуроченные к памятным датам, таким, как принятие религии страной либо юбилейный день рождения монастыря.

Каждый год к иконе приходит молиться порядка 100 тысяч прихожан, а в день празднования Успения Божией Матери – около 200 тысяч человек.

Обратите внимание

При этом справочный центр позволяет узнать нужную информацию носителям практически любого языка, для верующих из дальних мест, подготовлен дом паломников на 800 человек.

Вся необходимая информация транслируется центральной радиопередачей «Ясна Гура», также нужные сведения можно скачать из интернета. Когда стрелки часов достигают 21:00 все паломники и местные прихожане призываются на чтение молитвы, осуществляется открытие лика Богородицы, перед которой верующие исполняют три раза гимн (акафист).

Увидеть святыню можно и посредством интернета, для этого можно просто посмотреть фото на различных ресурсах. Также есть возможность скачать через интернет скачать фотографии и видеозаписи паломничеств.

О чем молятся иконе ченстоховской божией матери?

Почтительное отношение к святыне распространяется на верующих католической и православной ветвей христианства.

Однако празднество осуществляется в разные числа разных месяцев: католицизм – 26 августа, православие – 19 марта.

На территории Польши Ченстоховская икона является главным святым достоянием христианской церкви. Поэтому широко распространено такое явление, которое называют паломничеством, его обычно совершают во время празднования Успения Богородицы 15 августа. Паломничество совершают с целью молиться святыне. Людям, совершающим паломничество, местные христиане предоставляют бесплатный ночлег.

Все чудесные исцеления, осуществленные иконой, в обязательном порядке вносятся в определённую книгу. Также каждый, кто собирается молиться либо уже получивший у образа помощь, может как благодарность оставить подвеску в виде исцелённого органа.

Молитва обычно включает просьбу:

  • об исцелении от тяжёлых болезней;
  • о благополучии во время путешествия;
  • о примирении конфликтующих.

Можно просить о ниспослании милосердия, просьбу спасти попавших в беду или просьбу ниспослать мудрость. Но самым распространённым прошением возле иконы является просьба о женском счастье — найти любовь или родить ребёнка.

Согласно некоторым источникам, нужно читать специальную молитву и обязательно посетить церковь, где размещена икона. На самом деле это не так. Искренняя молитва верующего – всё, что нужно для получения помощи.

Частью молитвы будет исполнение акафиста.

Историческая справка

Происхождение святыни уходит корнями вглубь времён. Документального подтверждения автора священного изображения нет, однако, согласно устному народному творчеству, таковым являлся живописец Лука, написавший множество священных изображений Божьей Матери в местечке, которое именуется Си­он­ской гор­ни­цей, в Иерусалиме.

Многие икону относят к типу Одигитрия (иконы Пресвятой Богородицы).

66-67 года ознаменовались нападением римлян, возглавляемых Веспасианом и Титом, во время которого монахи были вынуждены бежать и прятаться в пещерах подле Пеллу. Через какое-то время, при визите святой царицы Елены по священным местам Иерусалима в 326 г., святыню преподнесли ей как дар.

Здесь Елена обретает и Крест Христа. Так, образ Богоматери попал в Константинополь и был установлен по указанию царицы в часовне рядом с дворцом.

Византия довольно-таки долгий срок хранила икону – целых пять веков.

После Византии икона посетила такие страны, как:

  • Болгария;
  • Моравия;
  • Чехию.

Период Галицкой Руси

Затем образ Богоматери перевезли и стали хранить на землях Галицкой Руси. Князь, основатель города Львов, Лев Данилович Галицко-Волынский, отцом которого был князь Данила Галицкий, в XIII столетии привозит икону в город Белз. Здесь многие верующие обращались к иконе с молитвами и просьбами, и здесь совершаются одни из первых чудесных исцелений.

Позднее, а именно, в 1935 году, в этом городе произойдёт установление мемориального комплекса, посвящённого чудотворному образу.

Нашествие татар на российские территории достигло и города Белза. Враги задумали осаждать крепость. Владислав, бывший в нём князем, просил и надеялся на Божью помощь и вынес святой лик на городскую стену. Икона была проткнута стрелой и сохранила на себе следы крови, которая вытекала из иконки. На войска татар опустилась мгла, и осада была снята.

Существует и такой вариант развития событий. Из Византии в Киев якобы святыню привезла Анна, византийская царевна.

Именно она стала впоследствии женой князя Владимира, крестителя Руси. Его распоряжением икону поместили в Десятинную Мать-церковь, где она хранилась до монголо-татарского нашествия.

Через некоторый промежуток времени святыня якобы и была перевезена в город Белз.

Пребывание в Польше

Нападение Польши (главой государства был король Казимир III Великий) на Западную Украину (Галиция) привело к тому, что священное изображение было перевезено польским князем Владиславом Опольским в город Ченстохов (Ясная Гора).

По поверьям, Матерь Божья явилась ему во сне и показала что нужно расположить её образ на Ченстоховской горе. Там расположили свой монастырь члены Паулинского ордена.

Он и стал местом обитания Ченстоховской иконы, которая получает от этого места своё современное название.

Важно

Сотворение иконой чудес исцеления стало поводом дать наименование горе «гора свидения». Монахи должны были бережно хранить святыню.

Итак, после польской оккупации священный лик попадает в Польшу, где находится сегодня.

Осветим немного историю Ясной Горы. Данное название получает первое упоминание в 1382 году, его выдумали паулины из ордена Святого Павла. Прибыли монахи этого ордена из государства Венгрия. Главный их Божий храм был возведён в венгерском городе Буда (на тот момент столица) на Ясной Горе.

Интересным является и появление наименования города Ченстохов. Городок был выстроен по берегам реки Варта Верхней Силезии. Своё наименование он получил от одного имени славянского происхождения: «Ченстох – основатель осады».

Изначально поселение было рыцарским, первые упоминания относятся к 1220-м. Историю Ченстохова связывают с Кириллом и Мефодием, которые с проповедью Божьего слова перемещались по берегам реки Варта. Одна из версий того, как священное изображение было доставлено на Ясную Гору – принесение святыми братьями, поскольку они работали и на территории Польши.

XV столетие характеризуется обострением отношений с гуситами (в этот печальный период истории были разрушены и разграблены многие церкви и монастыри, в том числе Ченстоховский монастырь).

Ясная Гора была их основной целью, точнее, целью была икона. Но, чудесным образом, икону удалось сохранить.

Лошади врагов якобы удержались неведомой силой, воз, на котором хотели увозить святыню, так и не удалось сдвинуть с места.

Совет

Нападение радикалов позволило появиться легенде, согласно которой раны на лице, Богородица получила после того, как икону пытались изрубить саблями неудачливые воры.

Предание гласит:

  • у врагов отсыхали руки;
  • их разрывало на части;
  • некоторые падали замертво или теряли зрение;
  • многие принимали долгую и мучительную смерть.

По мнению некоторых специалистов, в XV столетии, оригинала Ченстоховской иконы не стало, так как образ Божий нужно было срочно отреставрировать.

Однако вместо реставрации была просто сделана копия, потому что художники никак не могли наложить темперную краску сверху на восковую. Данные об этом содержит повествование «Истории пульхра», автор — Петер Рисинус. Материал об этом можно скачать с некоторых интернет-сайтов.

1655 год – осада шведами, завоевавшими большую часть Польши, Ясной Горы. Руководил захватчиками король Швеции Карл Х Гу­став.

Шведы взяли такие города, как Варшава и Краков, однако, возле монастыря встретили героическое сопротивление, несмотря на численный перевес так и не смогли добиться своего. Икону удалось спасти, и это вызвало волну патриотизма по всей стране.

Возможно, именно это и привело к освобождению польской территории от шведских захватчиков. Эти события получили художественное оформление, оно было реализовано Генриком Сенкевичем в его романе «Потоп».

После освобождения от шведов, 1 апреля 1656 года, королём Яном Казимиром в городе Львове, Ченстоховская икона была провозглашена королевой и покровительницей Польши, был объявлен соответствующий манифест. Текст манифеста можно найти в интернете и скачать.

Таким образом, с согласия понтифика Климента ХI состоялась коронация, которая была обусловлена тем, что Ченстоховская икона Богоматери имела значение в истории страны, а также чудотворностью святыни. Лик Божий на коронации привлёк порядка 200 тысяч зрителей.

Обратите внимание

Один летописец, который был, по преданию, московским путешественником XVII века, характеризовал икону как подобие святой иконы Богоматери в Москве. Икона в Ясной Горе стояла высоко над алтарём, закрывалась выдвигающейся сверху доской из серебра.

Путешественник описывал икону, как:

  • результат великой и тонкой работы мастера;
  • отмечал красивое убранство святыни из серебра, бархата, золота и жемчуга, яхонта и изумруда.

Информация, которой располагают некоторые источники, состоит в том, что поклониться Ченстоховскому священному изображению приезжали Российские императоры: Петр I, Александр I, Николай I.

1813 год был ознаменован взятием русской армией, во время борьбы с наполеоновской агрессией, монастыря Ясной Горы.

Настоятелем церкви и братией Лавры, список с чудотворными явлениями, которые сотворял облик Божий, переданы на сохранение полководцам российской армии.

Длительный период, список и сама чудотворящая икона Божией Матери находились в городе Санкт-Петербурге (Казанский собор). В 1932 году собор закрыли и список со священным изображением отдали Государственному музею истории религии.

Во время военных действий, 1939-1945 года, территория Ясной Горы вошла в занятую фашистами территорию, поэтому паломничества были временно прерваны. На завершающем этапе территория была отвоёвана армией Советского Союза.

1910 год – папа Римский Пий Х приносит в дар священному лику бриллиантовый оклад и золотую корону. В 1926 году святыню украшают скипетром и яблоком (сделаны на деньги пожертвований). Папа Римский Иоанн Павел II в 1979 и 1982 годах приносит в дар облику Богоматери розу и сердце из золота.

Пожертвований и даров очень большое количество, поэтому в качестве их хранилища выступает всё здание часовни. Много среди них вещей, снятых верующими с себя, немало денег и различных мелочей (например, медальонов).

Август 1991 года – проведение католической церковью Всемирного Дня молодёжи, сопровождаемое паломничеством к Ченстоховской святыне папы римского Иоанна Павла II, наряду с чуть более чем миллионом верующих (официальный источник). В паломничестве участвовали и молодые люди Советского Союза, что означало, что железный занавес постепенно сходит на нет.

Есть и придание о том, что рядом с Турковицей произошло явление чудотворного образа – сияния, которое исходило от иконы. Мать Божья, лик которой был копией Ченстоховской иконы, источала слезы.

Детальнее информацию о таких явлениях можно скачать в интернете.

Важно

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой

Акафист – это пение гимнов, посвящённых священной тематике, точнее, конкретной священной реликвии Богородице. Про гимны о Ченстохонском образе Божьей Матери уже упоминалось. Далее, можно просмотреть выдержки из акафиста для Богородицы.

Икос 1

Ангельский собор на Небесах воспевает Тебя, Богородица, и мы, на земле находящиеся, приходящие к иконе Твоей чудотворной, поем Тебе: Возрадуйся, Мать Света Невечернего; Возрадуйся, Духа Святого Обитель Священная; Возрадуйся, пресветлая благодать Познания; Возрадуйся, Господа Бога Сил всегда видящая; Возрадуйся, Неувядаемый Цвет нетленный; Возрадуйся, Образ Воскрешения Христа; Возрадуйся, Заступница Усердная, защити нас от любого злодеяния и сверши чудо спасения.

Икос 2

Разумная пресвятая Елена, так как лик этот являет собой благословенье Божье граду царствующему, состоящему в церкви соборной, принявшее от него исцеление, поющее Матери Божьей похвалы: Возрадуйся вечно; Возрадуйся, изливая сладость; Возрадуйся, Рай прекраснейший; Возрадуйся, Духа Святого Селение; Возрадуйся, врагов Божией Правды Посрамление; Возрадуйся, духовной радостью Утешающая; Возрадуйся, с верою Тебя призывающих, не посрамляющая; Возрадуйся, Заступница Усердная, защити нас от любого злодеяния и сверши чудо спасения.

Законченный вариант акафиста Ченстоховской иконе Божьей Матери можно скачать в интернете.

Ченстоховская икона Божией Матери

Источник: https://pravoslavie.guru/ikony/o-chyom-molyatsya-chenstohovskoj-ikone-bozhiej-materi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector