Перенесение честной десницы иоанна предтечи с мальты в гатчину, малый/средний

Перенесение мальтийских святынь в гатчину – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Празднование св. Иоанну Крестителю Господню в память перенесения с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя [1], празднование Русской Православной Церкви

Празднуется 12 октября

Предпосылки

Перенесение в Россию величайших святынь Мальтийского ордена – части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя – свазано с падением Мальты в руки революционных французов.

В 1798 году этот остров, без видимого сопротивления, был захвачен французскими войсками, и многие ценности Мальтийского ордена были разграблены.

Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери. Вместе с ними он вывез и символы ордена (печать, корону и “кинжал чести”).

Обратите внимание

Уже 15 августа того же года кавалеры и сановники ордена общим решением низложили магистра Гомпеша и обратились к Российскому императору Павлу I с просьбой принять Мальтийский орден под свою державу, что последний и сделал, приняв титул великого магистра Мальтийского ордена 24 ноября 1798 года.

Тем временем магистр Гомпеш скитался по Европе со святынями – он проживал в Триесте, позднее в Риме и, наконец, в Австрии. Император Священной Римско-Германской империи Франциск II, для закрепления союза с Россией, принудил беглого магистра отказаться от своего титула и конфисковал у него святыни и реликвии ордена. По приказу Австрийского императора они затем были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию ордена – Санкт-Петербург.

Установление праздника

В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была встречена в Петергофе Всероссийским императором Павлом I, который принял от них святыни ордена.

Государь повелел отметить это событие с особой торжественностью и увековечить в истории Церкви.

12 октября 1799 года в Гатчине последовало бракосочетание старшей дочери Павла I великой княжны Александры Павловны с эрцгерцогом Австрийским Иосифом, а также торжества по случаю перенесения в Россию Мальтийских святынь.

В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехал императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна император с августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во дворец.

Торжественно во главе крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта, везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей святого Иоанна Предтечи.

За графом следовали Мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермскую и Крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в парадном облачении великого магистра орден шёл император Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей.

Важно

По прибытии во дворец он сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня и была положена на отведенное для нее место.

Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега – для десницы Святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня.

История празднования

В память этого события Русская Православная Церковь установила празднование. Однако, его торжественно отметили лишь однажды – в 1800 году. После убийства императора Павла I в 1801 году праздник только значился в месяцеслове. Однако, местное празднование в честь святынь неизменно отмечалось и было связано с памятью об убиенном царе Павле.

Мальтийские святыни были перенесены в придворный собор Спаса Нерукотворного в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга, где каждый год 12 октября, в праздник переноса Мальтийских святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного императора Павла I.

Однако, этот собор служил лишь внутреннему кругу императорской семьи и её приближенных. На торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор.

Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. С 1852 по 1919 год святыни перевозились накануне 12 октября из Зимнего Дворца в дворцовую церковь Гатчины.

Оттуда 12 октября совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись на поклонение. К ним съезжались те только со всей России, но и со всего мира. 22 октября святыни вновь возвращались в Зимний Дворец.

Использованные материалы

[1]  В современном церковном календаре праздник называется более лаконично – “Перенесение с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя” – http://calendar.rop.ru/mes1/oct12.html В “зеленой” Минее (октябрь, стр.

307) – “Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермскаго чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя” – http://korolev.msk.

ru/minea/oct/oct307.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16665.html

Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь

Судьба десницы святого пророка Иоанна Предтечи тесно связана с историческими событиями в России и других православных странах, где она пребывала.

Девять веков десная рука святого пророка находилась в Антиохии, куда, согласно преданию, была перенесена святым апостолом и евангелистом Лукой, в Иерусалиме, на острове Родос, на острове Мальта, в Австрии. Затем ее перенесли в столицу Российской империи Санкт-Петербург, где сохраняли в течение столетия.

После революции 1917 года десница святого Иоанна Крестителя была вывезена из России и пребывала в разных городах Европы, затем мощи были переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу.

Совет

Само честное тело Крестителя Господня было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Когда апостол Лука оказался в этом городе, то, возвращаясь на родину в Антиохию, пожелал взять с собой тело Иоанна Крестителя. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь Иисус Христос.

Во времена царствования Юлиана Отступника началось жестокое гонение на христиан. Мощи святых извлекались из могил и предавались сожжению, а храмы превращались в пепелище. Жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела.

После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. По свидетельству современников, творились ею после этого великие чудеса. В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, бесценная святыня попала к ним.

В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один диакон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград. Там святыня пребывала по очереди в разных храмах, в том числе в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.

Желая склонить на свою сторону рыцарей острова Родос, турецкий султан Баязид II послал магистру их ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго, и уже в 1522 году турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, вывезя с собой, кроме руки, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.

Рука Крестителя не имеет двух пальцев: мизинца и безымянного. Эти части святой десницы оказались в разных местах. Один из пальцев находится в музее Стамбула: он вложен в ковчег, имеющий форму руки. Другой хранится в Италии, в Сиене.

Эти три святыни: Филермская икона Божией Матери, часть Животворящего Креста Господня и десница святого пророка Иоанна Предтечи – хранились в усыпальнице кафедрального собора Мальты на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда остров Мальту захватил Наполеон Бонапарт.

Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. Великие святыни прибыли в Россию. Павел I выделил свыше семи фунтов золота ювелиру Ф. К. Теремену, который выполнил золотую ризу для иконы Филермо, усыпав ее драгоценными камнями.

Обратите внимание

Он же изготовил и два ковчега – для десницы святого Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.

12 (25) октября в России празднуется перенесение с Мальты в Гатчину этих святынь. С тех пор вплоть до революции 1917 года они находились в России: вначале в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж.

Поскольку святыни являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна.

В 1928 году, после ее смерти, дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году, – в Югославию.

Святыни оказались у королевской фамилии Карагеоргиевичей, в Сербии, давшей приют многим русским эмигрантам.

В дальнейшем король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года с началом второй мировой войны в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог с Патриархом Сербским Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Патриарх успел сокрыть их у архимандрита Леонтия Митровича.

После окончания войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица). Десницу Иоанна Крестителя и часть Честного Креста Господня передали в 1978 году монастырю Рождества Богородицы в Цетинье, а Филермскую икону Божией Матери – в Цетинский музей.

Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни, в том числе Филермская икона Божией Матери, были вновь явлены миру.

Перенесение десницы Иоанна Крестителя в Россию

Важно

207 лет назад десная рука святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, часть древа Животворящего Креста Господня и образ Божией Матери «Филермская» пересекли границу Российской державы. Принесены они были мальтийскими рыцарями.

В августе 1799 года депутация рыцарей Мальтийского ордена была принята в Петергофе императором Павлом I, ставшим незадолго до этого 72-м Великим магистром державного мальтийского ордена.

Рыцари просили русского самодержца принять святыни ордена за оказанные русским императором благодеяния и заботу.

С великим трепетом приняв дары, государь повелел отныне и навсегда отмечать это событие с особой торжественностью, увековечив его и в истории Русской Православной Церкви.

В сентябре 1799 года императорский двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, которая с 1783 года принадлежала цесаревичу Павлу Петровичу. На 12 (25) октября 1799 года государь назначил перенесение святынь в Россию.

В 10 часов утра из гатчинского дворца выехал императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна император с семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во дворец.

Во главе крестного хода шествовал митрополит Гавриил (Петров), за которым в золотой карете ехал будущий кавалер императорского ордена святого апостола Андрея Первозванного граф Джулио Ренато Лита Висконти Арезе (1765 – 1839), принявший впоследствии православие и имя Юлия Помпеевича. Он вез на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей святого пророка.

За графом следовали мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в парадном облачении Великого магистра шел Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей.

Совет

По прибытии во дворец он сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня и была положена на отведенное для нее место. Государь незамедлительно распорядился выделить свыше семи фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями.

Тогда же было изготовлено два ковчега – для десницы святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня. Так Россия обрела три великие христианские святыни.

В память об этом событии Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование – перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Праздник торжественно отметили лишь однажды – в 1800 году, и после насильственной смерти 1 (14) марта 1801 года Павла I праздник значился только в месяцеслове и не приобрел всероссийского и общецерковного значения.

Тем не менее каждый год, вплоть до 1919 года, в день 12 (25) октября в придворном соборе Зимнего дворца во имя Спаса Нерукотворного совершалась торжественная служба.

Назад к списку

Читайте также:  Молитва пресвятой троице

Источник: http://cspp.prihod.ru/articles/view/id/1173381

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя

В среду 25 октября празднуется Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799). Примечательна история Гатчинских святынь, о которых на сайте газеты «Гатчинская правда» представлена следующая статья —

«В воскресенье, 13-го октября, в соборе, по приказанию начальства, служили торжественную литургию, а после нее молебствие о даровании победы. После молебна по Гатчине пошел крестный ход. Несли мощи Иоанна Крестителя, покровителя Гатчины.

Шел дождь со снегом. Холодный ветер рвал тяжелые языки пестрых хоругвей и трепал волосы духовенства. Толпа гатчинцев шла за крестным ходом. Мрачное молчание было в толпе. Веры в победу не было. В крестном ходе и молебном пении видели бессилие воинской силы. Шли с разорванными отчаянием сердцами».

Так описывал в своём романе «Понять-простить» последний крестный ход с гатчинскими святынями генерал П.Н. Краснов. А будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелян в 1938 г.) впоследствии сообщил о том, что произошло уже после этого крестного хода в письме Патриарху Тихону.

Обратите внимание

А произошло следующее. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, в собор пришел настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский Исидор) в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию…

Этими святынями были часть Древа Креста Господня, Десница святого Иоанна Предтечи и Филермская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Богородицы.

Ничего необычного в этом поступке настоятеля не было. Он прекрасно понимал, что святыни, скорее всего, после прихода красных будут реквизированы, их драгоценные ризы пойдут на нужды молодой советской республики, а реликвии, в лучшем случае, поместят в антирелигиозный музей или попросту уничтожат. Их надо было спасать…

Рыцарские святыни

Напомним вкратце историю этих величайших святынь и обстоятельства их пребывания в России до 1919 года.

Святыни эти на протяжении веков принадлежали рыцарям ордена святого Иоанна Иерусалимского и достались им в разное время и при различных обстоятельствах. Ещё во время пребывания в Иерусалиме орден получил часть Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.

Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Здесь, на территории древнего поселения Ялиса на горе Филеримос, ими была построена для иконы Богородицы церковь, после чего сама икона стала именоваться Филермской.

Мужество иоаннитов и их непреклонность привели к тому, что в 1484 г. турецкий султан Баязид II, не желая ссориться с рыцарями, у которых в это время находился его конкурент и претендент на турецкий престол (его младший брат принц Зизим), передал в дар ордену правую руку покровителя ордена – св. Иоанна Крестителя.

Но уже в 1522 году после кровопролитной обороны острова рыцарям пришлось на почетных условиях покинуть Родос и через несколько лет обосноваться на Мальте. Здесь их пребывание продолжалось вплоть до того времени, когда французский генерал Бонапарт, направляясь в Египет, без особого труда взял капитулировавшую Мальту.

Важно

Бонапарт позволил рыцарям забрать святыни, предварительно ограбив драгоценные ризы, которыми были украшены реликвии.

В 1798 г. иоанниты избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

Император Павел повелел сделать для святынь золотые ковчеги и ризу для иконы Богородицы, украшенные драгоценными камнями.

Приведём, для примера, описание ризы Филермской иконы: «Оклад золотой, в золотой же рамочке, по углам 4 литых херувимские головки… Венец золотой убран в два ряда бриллиантами, из-под коего видны углы Мальтийского Креста, на венце 9 красных яхонтов с бриллиантовыми головками, между ними 16 больших и малых бриллиантовых цветочков, и в концах 2 бриллианта. Подбородок убран в два ряда бриллиантами, в середине их четыре синие яхонта, осыпанные бриллиантами и 3 больших бриллианта, ниже 7 висячих сверленых синих яхонта с бриллиантовыми головками, от подбородка до рамочки внизу две бриллиантовые нитки». Не менее богато украсил император Павел и золотые ковчеги с частью Древа Креста Господня и десной рукой Крестителя Господня Иоанна.

А церковное празднование святыням  было установлено в память их привоза в Гатчину в 1799 году на бракосочетание великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридериком, которое состоялось 12 октября (ст.ст.) в церкви Гатчинского дворца.

Уже в 1800 году была составлена служба в честь перенесения святынь с Мальты в Гатчину, и этот день стал отмечаться в церковном календаре.

В том же году, 9 декабря, император Павел Петрович повелел перевезти святыни в церковь Спаса Нерукотворенного образа Зимнего дворца, откуда, уже по повелению его сына, императора Николая Павловича, их стали с 1852 г. ежегодно привозить в Гатчину для поклонения в канун праздника. Тогда же и был установлен исторический крестный ход из церкви Гатчинского дворца во вновь построенный Павловский собор.

Так продолжалось до революции, когда дворцовая церковь была разграблена, а святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. Оттуда, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, протопресвитер придворного духовенства о. Александр Дернов привез их в Крещенский сочельник 1919 года в Гатчинский Павловский собор.

Операция «Святыни»

Совет

Долгое время обстоятельства пребывания святынь в Ревеле (Таллине) и история их перевоза в Данию были неизвестны историкам. О них рассказала Н.М.

Карачарова, которой довелось переводить с английского неизданную книгу воспоминаний Павла Александровича Граббе (сына Александра Николаевича Граббе, генерала, возглавлявшего в течение многих лет личный конвой Николая II).

В одной из глав этой книги приводилась интригующая история о переправке посылки со святынями из Ревеля в Копенгаген вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Молодой Павел Граббе, живя в эмиграции в Дании, служил в трансатлантической компании. Он, по своей инициативе, сумел получить командировку в Ревель, которая совершенно неожиданно для него самого стала «ответственным спецзаданием» по спасению святынь.

Получив от фирмы командировочные и обменяв их на обесценившуюся эстонскую валюту, молодой человек почувствовал себя богачом и стал со всем энтузиазмом предаваться развлечениям, кутежам и игре на бильярде.

В бильярдной с ним и познакомился некто «князь Ищеев» (добавив, впрочем, что имя это вымышленное). Он рассказал, что хорошо знал по Петербургу отца и дядю Павла и поэтому уверен в нём. Через некоторое время «князь» предложил юноше оказать неоценимую услугу России.

Как оказалось, нужно было спасти святыни императорского дома, которые не были в Эстонии в безопасности, поскольку за ними могли охотиться и большевики, и Ватикан, и ещё незнамо кто…

Можно предположить, что этим самым «князем Ищеевым» был никто иной как граф Павел Алексеевич Игнатьев (по описанию внешности очень похож), проходивший в своё время службу в Разведывательном отделении Генерального штаба, а в годы Первой мировой войны возглавлявший резидентуру русской разведки во Франции. Видимо, он и пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор…

Обратите внимание

Когда Павел Граббе согласился, его с завязанными шарфом глазами долго везли куда-то. Это оказался православный женский монастырь. Здесь его провели в комнату, где на дубовом столе лежали какие-то предметы.

«Я подошел ближе, – пишет Павел Грабе. – Одним из предметов была довольно большая икона Богоматери, украшенная драгоценными камнями, которые сверкали в свете свечей.

Когда я взглянул пристальней, то увидел, что лик Девы потемнел от времени, но выражение его, серьезное и таинственное, было ясно различимо.

Облачение ее было из золота, украшенное жемчугом, изумрудами и рубинами, с золотого ворота свисало ожерелье из цейлонских сапфиров нежно-лилового оттенка.

Князь перекрестился. Момент был торжественный.

Второй предмет на столе поразил меня даже более, чем первый. Это был ящичек из золота со стеклянной крышкой – рака, реликварий.

Золотой ободок, в который было вставлено стекло, был инкрустирован несколькими ярко синими, крупными, как детские шарики для игр, сапфирами в обрамлении бриллиантов.

Склонившись, я увидел иссохшую руку, плотно прикрепленную, к потертому куску бархата: это была правая рука, на которой не хватало нескольких пальцев. Я отпрянул от стола: то, что я

увидел, было просто невероятно!» Это была рука Иоанна Крестителя, возливавшая воду из Иордана на главу Спасителя…»

Был отслужен молебен на начало доброго дела, и вскоре Павел Граббе получил на руки надёжно упакованный тяжёлый свёрток, перетянутый толстой верёвкой.

Важно

Теперь оставалось только переправить эту посылку в Данию. Но как? И молодой граф Граббе попросил своего приятеля Ларсена уговорить датского консула, с которым Ларсен был на короткой ноге, отправить её дипломатической почтой.

Пришлось рассказать и о содержимом посылки, и о том, что она предназначается вдовствующей русской императрице Марии Федоровне. Датчане очень почитали свою бывшую принцессу, ставшую русской императрицей, и через некоторое время консул дал своё согласие.

Опечатанный пакет с величайшими святынями христианского мира благополучно прошёл две таможни и был доставлен в Данию…

Сокровища в Остроге

13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери, великие княгини Ксения и Ольга, передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

Как сообщает историк М.В. Шкаровский, в докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные святыни и передавая их на хранение его величеству королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских императоров.

Поэтому и преемники мои, как председателя Архиерейского Синода, собственником святынь должны признать главу Российского царственного дома, и если святыни будут переданы кому-либо из моих преемников королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к главе российской династии за указаниями, как с ними поступить».

В ночь на 6 апреля 1941 года германские войска вторглись в Югославию. Немецкие самолеты бомбили Белград. 13 апреля в горный черногорский монастырь Острог приехал молодой король Петр II. Недолго пробыв в монастыре и узнав о предстоящей капитуляции армии, он отправился на аэродром в Никшич, откуда проводилась эвакуация в Грецию.

Совет

На борт грузились не только члены правительства, но и золото государственного банка Югославии. Всего в Никшич было привезено около 10 тонн золота. Но удалось увезти не больше тонны.

Большую часть золота захватили итальянские войска, часть его (10 ящиков) была укрыта в Острожском монастыре. Удалось закопать только 7 ящиков, и пришедшие немецкие войска часть золота забрали.

Во время войны игумену Леонтию Митровичу пришлось выдать один ящик воеводе четников. Доверенные лица также нередко пользовались королевским золотом.

В 1945 году служба безопасности Югославии откопала и реквизировала большую часть спрятанного золота, которое стало первым золотым резервом нового Югославского государства. Всё это подробно описано в книге сербского писателя и историка Будо Симоновича «Тайна острожского клада».

Но самое главное сокровище оставалось спрятанным ещё семь лет. В августе 1952 года, разыскивая недостающий ящик золота, югославские спецслужбы вскрыли тайник, который находился под полом в келье игумена Леонтия Митровича.

Там, среди разных драгоценностей, были обнаружены два футляра, в одном из которых находилась икона Богородицы, а во втором – два ковчега с мощами. Что это за икона и что за мощи – никто не знал.

Спецслужбами была даже произведена видеофиксация этого изъятия.

И святыни снова исчезли на двадцать с лишним лет – теперь в сейфах УДБ (службы государственной безопасности).

Только лишь в 1970-х годах игумен Марк Каланья занялся поиском неизвестных святынь, которые были спрятаны патриархом Гавриилом (Дожичем) в Острожском монастыре перед приходом немецких войск.

Обратите внимание

И поиск этот увенчался успехом: в одном из хранилищ были найдены Десница Иоанна Крестителя и часть Древа Креста Господня. В 1978 году была обнаружена и Филермская икона Божией Матери.

Читайте также:  Храм спаса на городу (ярославль), россия, город ярославль

Икона за прошедшую четверть века была ограблена: с её драгоценной ризы, устроенной императором Павлом, исчез самый крупный из семи сапфиров, а также рубин с нимба.

Черногорско-приморской митрополии удалось договориться о передаче Церкви десницы Крестителя и части Древа Креста Господня. Они были помещены в духовный центр митрополии – Цетиньский монастырь.  Но Филермскую икону государство возвратить не согласилось и поместило её в Цетиньский художественный музей, где она и находится ныне.

Представители Мальтийского ордена в 1990-х годах вели переговоры с президентом Черногории Момиром Булатовичем, предлагая за десную руку Крестителя 150 миллионов долларов, что тогда превышало годовой бюджет Черногории. Президент после беседы с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием, который раскрыл перед ним величайшую духовную ценность святыни, от сделки отказался.

Праздник святынь в Гатчине

Начиная с построения Павловского собора в 1852 году, праздник перенесения святынь с Мальты в Гатчину был одним из самых любимых праздников православных гатчинцев.

Представление о том, насколько торжественно проходил этот праздник даёт, например, эта заметка из газеты «Гатчинская неделя» за 1913 год: «14 октября в

3 ч. дня в Гатчину на поклонение Св. Мощам пришли 5 крестных ходов из Сиверской, Рождествена, Выры, Орлино, Ящеры. На встречу им из собора вышел крестный ход трезвенников с священником о. Шотовским.

Пришедшие богомольцы отстояли всенощную, которую торжественно служили преосвященный Вениамин, епископ Гдовский с 13 священниками и 9 диаконами. На другой день 15 октября после ранней обедни все крестные ходы таким же порядком ушли в обратный путь.

Мощи будут пребывать в Гатчине до 11 ноября».

Важно

После того, как святыни покинули Россию, настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский с любовью вышил ризы, которыми украсил фотографические изображения Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя.

После войны настоятель собора протоиерей Петр Белавский даже восстановил крестный ход с изображениями этих святынь в день праздника из верхнего храма собора в нижний, поскольку крестные ходы на улице были тогда запрещены.

Полноценный же крестный ход в честь перенесения святынь с Мальты в Гатчину из церкви Гатчинского дворца в Павловский собор был восстановлен благочинным Гатчинского округа и настоятелем собора протоиереем Владимиром Феером в 1999 году, когда праздновалась 200-летняя годовщина этого события. Теперь он совершается ежегодно.

В июле 2006 года десница Иоанна Предтечи вновь посетила Гатчину, где пребывала для поклонения верующих три дня в Павловском соборе.

Источник сайт газеты «Гатчинская правда»

Источник: http://ioannpredtecha.ru/2017/10/24/perenesenie-iz-malty-v-gatchinu-chasti-dreva-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya-filermskoj-ikony-bozhiej-materi-i-desnoj-ruki-sv-ioanna-krestitelya/

Перенесение честной десницы Иоанна Предтечи

20 января Церковь празднует Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Через некоторое время после того, как ученики Иоанна Предтечи погребли его святые останки в Севастии, святой евангелист Лука пришел поклониться им и забрал с собой правую руку Крестителя. Затем он принес ее на свою родину, в Антиохию, где от нее совершились многочисленные чудеса. Среди прочего рассказывают и такую историю.

Местные городские язычники имели обычай каждый год приносить в жертву по одной девушке, едва достигшей брачного возраста, страшному змею, которого они почитали как бога.

Однажды бедный отец очередной жертвы, на которую пал жребий, поспешно прибежал в храм, где находились святые мощи, и стал молиться, прося заступничества у святого Иоанна Предтечи, и украдкой унес с собой палец от десницы.

В тот момент, когда идолослужители перед лицом всего народа собирались бросить девушку в разверстую пасть чудовища, он кинул туда палец святого. Зверь тотчас упал замертво. В знак признательности на этом месте построили великолепную церковь во имя Иоанна Предтечи…

Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера.

Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I:

«Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались.

По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать… Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».

На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря.

При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки.

Совет

Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале ХIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).

В течение многих десятилетий Святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции Патриархов, где происходило коронование Царей Сербских.

В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Святой перст был перенесен в Морею (южный полуостров Греции) брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолога – Фоме Палеологу, который, спасаясь от турок, перебрался в Рим и передал Святыню римскому папе Пию II (1458–1464).

Папа Пий II передал Святой перст Иоанна Крестителя в Сиену в храм Святой Марии Сиенской, где один раз в году Святыня выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира.

История перенесения десницы

Честное тело святого Иоанна Крестителя было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Возвращаясь отсюда на родину в Антиохию, святой апостол и евангелист Лука пожелал взять с собой тело Пророка. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос.

Судьба десницы святого пророка Иоанна тесно связана с историческими событиями, происходящими в странах, в которых она пребывала. Девять веков десница находилась в Антиохи.

Во времена царствования Юлиана Отступника, когда началось жестокое гонение на христиан, а храмы и мощи святых предавались сожжению, жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела. После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. Творились ею после этого великие чудеса.

В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, то бесценная реликвия попала к ним в плен.

В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один дьякон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград, где пребывала в разных храмах, в том числе и в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.

Из Константинополя святыня попала на остров Родос. Желая склонить рыцарей острова на свою сторону, турецкий султан Баязид II послал магистру Ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго – в 1522 г. турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, забрав с собой, помимо десницы Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.

Эти три святыни хранились в усыпальнице кафедрального собора на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I.

Обратите внимание

В 1799 году великие святыни прибыли в Российскую империю, где ее сохраняли в течение столетия с великим благоговением. Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К.Теремену, который выполнил золотую ризу для иконы Филермо, усыпав ее драгоценными камнями.

Он же изготовил и два ковчега – для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.

После насильственной смерти Павла I Мученика, наступившей 1 (14) марта 1801 года от рук заговорщиков, праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (торжественно отмеченный лишь в 1800 г.), только значился в месяцеслове и не приобрел подобающего ему Всероссийского и общецерковного значения. Но ежегодно вплоть до 1919 года 12 (25) октября в придворном соборе Зимнего Дворца во имя Спаса Нерукотворного Образа совершалась торжественная служба.

До революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж.

Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна.

После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей.

Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение.

Важно

Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия Митровича. По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни была сохранена в дни немецкой оккупации.

После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица).

С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории, а Филермская икона Божией Матери хранится в Цетинском музее. Лишь в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мальтийские святыни были вновь явлены миру.

В настоящее время честная десница Иоанна Предтечи  хранится и почитается в монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон[1].

      

Источник: http://celitel.kiev.ua/artikles/207-2014-05-23-18-06-43.html

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Октябрь 24th 2010 –

Из Севастии в Антиохию

Обезглавленное тело Иоанна Предтечи было похоронено рядом с могилой пророка Елисея в древней Самарии — столице Израильского царства, которую Ирод I переименовал в Себасту (известную нам как Севастия).

Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Иисус Христос в Иордани.

В Антиохии

Наступили времена Юлиана Отступника, когда христиане подверглись жесточайшему гонению. Христианские святыни безжалостно истреблялись: храмы рушись, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Без следа было уничтожено тело Иоанна Крестителя.

Десница же пророка сохранилась — жители Антиохии спрятали ее в одной из городских башен, откуда она была извлечена только после смерти беззаконного царя. И наступило время славы десницы Предтечи, и творились ею различные чудеса.

Всегда в крещенский сочельник архиерей поднимал над толпой святыню — и она когда сжималась, а когда распрямлялась, предсказывая то голод, то изобилие. Но скоро Антиохию захватили сарацины — они пленили бесценную реликвию.

Из Антиохии в Константинополь

В Х веке некий дьякон Иов из Антиохии выкрал у агарян десницу и унес ее в город Халкидон, откуда она по повелению византийского императора Константина Багрянородного была доставлена в Константинополь.

Сначала десница находилась в церкви Пресвятой Богородицы Фарской, потом ее передали в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храме Святой Софии она обрела покой. Но, как оказалось, не надолго.

В 1453 году Константинополь был захвачен османами.

У Госпитальеров

Совет

Турки, однако, выказали к христианской святыне полное почтение. И в знак примирения с госпитальерами — воинственными рыцарями ордена Святого Иоанна, султан Баязид II посылает им руку Пророка на остров Родос, где была их резиденция. В Порте же остался отделенный от десницы перст, который был перенесен в Студитский монастырь Иоанна Предтечи.

Мир с иоаннитами оказался коротким, и уже в 1522 году турки захватили остров Родос. Рыцари бежали на Мальту, увезя с собой, кроме руки Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери. Через пятьдесят лет они воздвигли на Мальте храм Святого Иоанна специально для хранения святынь. Там они и находились более двухсот лет.

Читайте также:  Ново-алексеевский монастырь, россия, город москва

В России

В августе 1799 года, после захвата Наполеоном острова Мальты, рыцари Мальтийского ордена передали хранящиеся у них святыни российскому императору Павлу I, который, как известно, Мальтийскому ордену благоволил.

До революции реликвии хранились в Зимнем дворце, и лишь раз в год они перевозились в Гатчину, где выставлялись на поклонение. Когда в 1923 году итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского ордена, оказалось, что это сделать невозможно — они бесследно исчезли.

По запросу Наркомата просвещения настоятель Павловского собора в Гатчине протоиерей Андрей Шотовский писал: «Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Предтечи и икона Филермской Божией Матери.

Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божьей Матери — риза и ларцы для мощей и креста. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины».

Далее отец Андрей сообщал, что на следующий день в собор прибыл граф Игнатьев в сопровождении офицера. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр и передал их графу, который и увез их в неизвестном направлении.

Через всю Европу -в Сербию

Обнаружились реликвии в Эстонии, где какое-то время они находились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице Марии Федоровне — матери Николая II.

Обратите внимание

После ее смерти в 1928 году, ее дочери Ксения и Ольга передали святыни главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию Храповицкому, и некоторое время они находились в православном соборе в Берлине. В 1932 году епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал святыни югославскому королю Александру Карагеоргиевичу.

Они были размещены сначала в часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца в Дединьи. Рассказывают, что владыка Николай Велимирович воскликнул тогда: «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!»

Церковнослужителями было положено немало сил, чтобы вернуть их и положить в Цетинский монастырь.

Но только 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий наконец объявил, что под скромным наименованием церковных «вещей», найденных в монастыре св.

Василия, скрывались величайшие христианские святыни: Филермская икона Божьей Матери, написанная по преданию апостолом Лукой (кстати, икона так и осталась в Цетинском историческом музее), частица древа от Животворящего Креста Господня и десница святого Иоанна Крестителя.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/praoslanye-prazdniki/perenesenie-iz-malty-v-gatchinu-chasti-dreva-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya-filermskoj-ikony-bozhiej-materi-i-desnoj-ruki-svyatogo-ioanna-krestitelya.html

Русская линия / Библиотека периодической печати: Десница Иоанна Крестителя

От редакции. Сегодня отмечается день перенесения из Мальты в Гатчину десницы св. пророка Иоанна Крестителя. Отметим, что для реликвии по указу императора Павла Первого был изготовлен золотой ковчег и написана особая служба на Перенесение честныя десницы Предтечевы. Также напомним, что в октябре 1919 г.

, ввиду наступления большевиков протоиерем Иоанном Богоявленским и генералом Н.Н. Юденичем святыни (также Филемская икона Божией Матери и часть Животворящего Древа Креста Господня) были увезены в Ревель, а далее генерал Юденич перевёз святыню через Швецию в Данию, где передал императрице Марии. В июне 2006 г.

 Десница путешествовала по 10 городам России, Украины и Белоруссии и по благодати, которую все ощущали не было сомнений в её подлинности.

В настоящий момент святыня находится в Цетинском монастыре в Черногории.

Святые мощи Иоанна Крестителя оказались разделёнными уже в силу обстоятельств мученической кончины этого величайшего из пророков. Он был заточен в темницу Иродом Антипой за обличение тетрарха, вступившего в связь с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

Важно

Местом заключения был Махерон — крепость на высоте 1120 м на Моавитском нагорье близ Мертвого моря. Об этом свидетельствует Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна.

Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения.

При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься.

Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочёл предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно.

Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнён. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иудейские древности. 18.5:2). Ирод потерпел поражение от своего бывшего тестя, аравийского царя Арет (ф)ы, начавшего войну из-за оскорбления своей дочери.

Убиен был святой Иоанн Предтеча во время пьяного веселья, устроенного по случаю дня рождения Ирода. Получив голову ненавистного ей пророка, Иродиада надругалась над ней. Благочестивая Иоанна (впоследствии одна из жен-мироносиц), жена Хузы, домоправителя Ирода, тайно положила в сосуд и погребла главу убиенного пророка на Елеонской горе.

На этом месте сейчас стоит часовня в ограде русского Спасо-Вознесенского женского монастыря. При святом равноапостольном Константине Великом глава была обретена. После этого в силу ряда обстоятельств она обреталась ещё дважды (в 452 и 850 годы). Церковь празднует первое и втрое (24 февраля/8 марта) и третье (25 мая/7 июня) обретение главы св.

Иоанна Крестителя.

Тело Иоанна Предтечи было взято его учениками и положено близ города Самарии (впоследствии Севастия) рядом со святыми останками пророков Елисея и Авдия.

Совет

В 4-м веке святые мощи Иоанна Предтечи были перенесены в церковь, построенную матерью святого императора Константина равноапостольной Еленой. Во время своего апостольского путешествия святой евангелист Лука перенёс десницу великого пророка в Антиохию.

Там она оставалась до арабского завоевания. В 959 (по др. данным в 956 г.) диакон Иов, опасаясь за великую святыню, привёз её в Халкидон. Из Константинополя прибыл корабль и Десница была отправлена в столицу империи. Позже были отделены два перста.

Мизинец был передан Студийскому монастырю святого Иоанна Предтечи (находится в Оттоманском музее). Средний перст был подарен предстоятелю Сербской Церкви архиепископу Савве (сейчас хранится в Сиене в кафедральном соборе).

Великая святыня находилась в Константинополе и после взятия города турками.

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: «правая рука Иоанна Крестителя отдана была в 1484 году сыном Магомета [Магомет II эль-Фатих — завоеватель Константинополя] султаном Баязетом родосским рыцарям, дабы приобресть расположение их, так как они имели у себя брата Баязетова, опасного ему соперника.

Об этом событии говорит современник его и участник вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсин Галло. Он говорит, что по взятии Магометом Константинополя, мощи и святыни по воле его были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью» (Полный месяцеслов Востока. Том III).

Рыцари ордена перенесли из Родоса полученную ими святыню на Мальту. В 1799 году рыцари Мальтийского ордена передали десную руку великого пророка, Филермскую икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста императору Павлу Петровичу. Сначала она находилась в Гатчине, а с 1801 года хранилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

После 1917 г. вдовствующая императрица Мария Феодоровна взяла три святыни, привезённые с Мальты, в Данию, где они находились до её смерти (1928 г.). После кончины государыни дочери её великие княгини Ксения и Ольга передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому).

Он отдал их сербскому королю Петру ІІ Карагеоргиевичу. С началом II Мировой войны десница святого Иоанна Предтечи была перенесена в Острожский монастырь в Черногории, откуда в 1951 году ее изъяли коммунисты и поместили в музей городе Цетинье.

Церкви десница была возвращена в 1993 году.

http://www.pravoslavie.ru/6844.html

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=82116

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

ДНИ ПАМЯТИ:

8 марта (переходящая) – Первое и второе обре́тения главы

20 января – Собор

7 июня – Третье обре́тение главы

7 июля – Рождество

11 сентября – Усекновение главы

6 октября – Зачатие

25 октября – Перенесение честной десницы с Мальты в Гатчину

ЖИТИЕ

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той.

В честь его уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие празд­ни­ки: 6 ок­тяб­ря – за­ча­тие, 7 июля – рож­де­ство, 11 сен­тяб­ря – усек­но­ве­ние гла­вы, 20 ян­ва­ря – Со­бор Иоан­на Кре­сти­те­ля в свя­зи с празд­ни­ком Кре­ще­ния, 9 мар­та – пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние его гла­вы, 7 июня – тре­тье об­ре­те­ние его гла­вы, 25 ок­тяб­ря – празд­ник пе­ре­не­се­ния его пра­вой ру­ки с Маль­ты в Гат­чи­ну (по но­во­му сти­лю).

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма.

Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да. Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на.

Обратите внимание

И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в мо­лит­вах.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей он из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. Свя­той Иоанн вы­рос в ди­кой пу­стыне, го­то­вя се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью – по­стом и мо­лит­вой.

Он но­сил гру­бую одеж­ду, при­хва­чен­ную ко­жа­ным по­я­сом, и пи­тал­ся ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми (род са­ран­чи).

Он остал­ся пу­стын­но­жи­те­лем до тех пор, по­ка Гос­подь не при­звал его в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте к про­по­ве­ди ев­рей­ско­му на­ро­ду.

По­ви­ну­ясь это­му при­зва­нию, про­рок Иоанн явил­ся на бе­ре­гах Иор­да­на, чтобы при­го­то­вить на­род к при­ня­тию ожи­да­е­мо­го Мес­сии (Хри­ста). К ре­ке пе­ред празд­ни­ком очи­ще­ния в боль­шом ко­ли­че­стве схо­дил­ся на­род для ре­ли­ги­оз­ных омо­ве­ний. Здесь и об­ра­тил­ся к ним Иоанн, про­по­ве­дуя по­ка­я­ние и кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов.

Сущ­ность его про­по­ве­ди за­клю­ча­лась в том, что преж­де, чем по­лу­чить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еван­ге­лия. Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния.

Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Кре­ще­ния во­дой и Свя­тым Ду­хом.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2).

Важно

Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос.

Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный… »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту. То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).

Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Царь Ирод Ан­ти­па (сы­на ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го) при­ка­зал по­са­дить про­ро­ка Иоан­на в тем­ни­цу за об­ли­че­ние его в остав­ле­нии сво­ей за­кон­ной же­ны (до­че­ри ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы) и за неза­кон­ное со­жи­тель­ство с Иро­ди­а­дой. Иро­ди­а­да до это­го бы­ла за­му­жем за род­ным бра­том Иро­да Филип­пом.

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир, на ко­то­рый съе­ха­лось мно­го знат­ных го­стей.

Са­ло­мия, дочь нече­сти­вой Иро­ди­а­ды, сво­ей нескром­ной пляс­кой во вре­мя пи­ра до то­го уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жа­щим с ним го­стям, что царь с клят­вой обе­щал ей дать все, че­го ни по­про­сит она, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства.

Тан­цов­щи­ца, на­учен­ная ма­те­рью, про­си­ла дать ей то­гда же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод ува­жал Иоан­на как про­ро­ка, по­это­му он опе­ча­лил­ся от та­кой прось­бы.

Совет

Од­на­ко по­стес­нял­ся на­ру­шить дан­ную им клят­ву и по­слал стра­жа в тем­ни­цу, ко­то­рый от­сек Иоан­ну го­ло­ву и от­дал ее де­ви­це, а та от­нес­ла го­ло­ву сво­ей ма­те­ри. Иро­ди­а­да, над­ру­гав­шись над от­се­чен­ной свя­той гла­вой про­ро­ка, бро­си­ла ее в гряз­ное ме­сто.

Уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля по­греб­ли его те­ло в са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. За свое зло­де­я­ние Ирод по­лу­чил воз­мез­дие в 38 го­ду по­сле Р. X.; его вой­ска бы­ли раз­би­ты Аре­фой, вы­сту­пив­шим про­тив него за бес­че­стье до­че­ри, ко­то­рую он по­ки­нул ра­ди Иро­ди­а­ды, а в сле­ду­ю­щем го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Ка­ли­гу­ла со­слал Иро­да в за­то­че­ние.

Как по­вест­ву­ет пре­да­ние, еван­ге­лист Лу­ка, об­хо­дя с про­по­ве­дью Хри­сто­вой раз­ные го­ро­да и се­ле­ния, из Се­ва­стии взял в Ан­тио­хию ча­сти­цу мо­щей ве­ли­ко­го про­ро­ка – его пра­вую ру­ку.

В 959 го­ду, ко­гда му­суль­мане овла­де­ли Ан­тио­хи­ей (при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пор­фи­ро­род­ном), дья­кон пе­ре­нес ру­ку Пред­те­чи из Ан­тио­хии в Xал­ке­дон, от­ку­да она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где и хра­ни­лась до вре­ме­ни за­во­е­ва­ния это­го го­ро­да тур­ка­ми.

По­том пра­вая ру­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля хра­ни­лась в Пе­тер­бур­ге в церк­ви Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Зим­нем Двор­це.

Источник: https://golbis.com/pin/prorok-predtecha-i-krestitel-gospoden-ioann/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector