Преподобный варлаам серпуховской

Преподобный варлаам серпуховской

ПРП. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ

Преподобный Варлаам Серпуховский был строителем и первым настоятелем древнейшего на Серпуховской земле Владычнего монастыря.

Преподобный варлаам серпуховской. АКАФИСТ. СЕРПУХОВ. 2002 г. ОБЛОЖКА

Сведения о нем сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом преподобный Варлаам, и кто его родители неизвестно. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг.

Повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным».

При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником святителя Алексия, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама святитель Алексий «велми любя, занеже бояся Бога живый и в покорении Ему».

Обратите внимание

Промыслом Божиим пребывая рядом со святителем Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и порой весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени.

ПРП. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ

Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году, где стал свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать.

Несомненно, что Варлаам находился рядом со святителем Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву.

«Однажды в 1360 году,– сообщает летопись,– в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: «Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени Моему; купно же и себе в память».

ЧУДО ОТ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ СВТ. АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО. РИСУНОК ПЕРОМ. НАЧ. XIX в.

Святитель, размышляя об этом событии, не знал, что делать.

По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. Во время молитвы он опять услышал голос: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое».

Он же сказал : «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?» И опять слышан был голос: «В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».

Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, послал преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказал донести ему, когда отыщет такое место, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там.

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ СЕРПУХОВСКОГО ВЛАДЫЧНЕГО МОНАСТЫРЯ

И вот, ночью он услышал необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом святителю Алексию. Рад был этому и святитель.

Через несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки. Пред уходом Варлаама в дорогу святитель сотворил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух.

При виде этого святитель Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: «О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде. Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!» И был к нему голос: «Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя».

Важно

Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: «Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем».

СЕРПУХОВ. ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ.

После того Варлаам был отправлен в путь. Немного спустя и сам святитель Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама.

Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос: «Здесь монастырь постави!» Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же поставил строителем.

А затем построил и каменную церковь и трапезную в 1362 году.

В СЕРПУХОВСКОМ ВЛАДЫЧНОМ МОНАСТЫРЕ В ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРП. ВАРЛААМА. 18 МАЯ 2000 г.

Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обителирепляя братию в иноческих подвигах.

Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более, что из уст святителя слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим».

Потому более потрудился преподобный Варлаам, возводя духовные храмины душ монашеских, хотя и благоустройство монастыря требовало от него многих забот и попечений.

Можно справедливо заключить, что воспитанный в келии свтятителя Алексия, Варлаам был научен строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, и достигнув духовного преуспеяния, старался привить истинный монашеский дух во вверенной его руководству братии.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=265

Жития святых. Преподобный Варлаам Серпуховской

Прп. Варлаам Серпуховской, икона.

Если сесть на электричку на Курском вокзале, то через два часа будешь уже в Серпухове. Сколько же времени добирался до Серпухова, что за 100 верст от Москвы, инок Варлаам? Полдня, наверное, не меньше.

Тогда, в 14 веке, Серпухов был южным форпостом молодого Московского княжества. На высоком берегу Оки стояла тогда мощная деревянная крепость, ограждавшая Москву от набегов монголо-татар.

Посланный митрополитом Алексием Варлаам имел одно важное задание – найти подходящее место в окрестностях Серпухова для строительства монастыря.

Совет

А началось все с чудесного явления. Услышал митрополит Алексий во время молитвы голос от иконы Богородицы: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое».

Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить!». И опять услышал: «В пределах града Серпухова; там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим».

Святитель, повинуясь воле Божией, поручает своему келейнику Варлааму отправиться в Серпухов и, отыскав то место, возвратиться с докладом.

1360 год. Москва.

Митрополит Алексей:
Ну, расскажи мне, брат Варлаам, как ты исполнил мое поручение! Отыскал ли ты место для монастыря и каково оно?

Варлаам:
Да, господин мой, есть в окрестностях Серпухова чýдное место на холме, покрытом глухим бором, а под холмом сходятся реки – Ока с Нарой. Решил я на том месте на ночлег расположиться и услышал в ночи звон необычный – будто звенят сосуды железные и медные. И видел я видение чудесное, о котором не могу сейчас сказывать, а только, когда придет час кончины моей.

Митрополит Алексей:
Добро, Варлаам. Видно, угодно Богу на месте том монастырь имети… Но будет тебе от меня еще одно благословение. Поезжай-ка ты, снова в Серпухов и стань строителем того монастыря. А назовется монастырь «Владычним», во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Варлаам:
Отче святый, помолись обо мне и совершу все, как ты повелел.

Варлаам был строителем монастыря и руководил братством обители 17 лет. Когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молю, и меня погреби своими руками». Святитель поспешил в Серпухов.

Митрополит Алексей:
Вижу, брат Варлаам, призывает тебя Господь к Себе. Но помнишь ли свое обещание, рассказать мне о видении чудесном?

Варлаам:
Страшно мне, господин мой, рассказать такое. А написать не могу – слеп совсем.

Митрополит Алексей:
Принесите трость, чернила и свиток. Да давайте, братия, помолимся усердно!

Как повествует летопись: «Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: – Видел я ангелов, держащих обитель, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням поднималась Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм».

5 мая 1377 года Варлаам, простившись с братией, отошел ко Господу. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение.

Источник: https://radiovera.ru/zhitiya-svyatyx-prepodobnyj-varlaam-serpuxovskoj.html

Преподобный Варлаам Серпуховской

Преподобный Варлаам Серпуховской (+ 1377)

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 5/18 МАЯ;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Преподобный Варлаам Серпуховский – строитель и первый настоятель древнейшего на Серпуховской земле Владычнего монастыря. Сведения о нем сохранила писанная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители.

Откуда был родом преподобный Варлаам и кто его родители неизвестно. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг. Повесть о жизни его начинается с 1360 года. Летопись Владычнего монастыря называет преподобного «пострижеником пустынным».

При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником святителя Алексия, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама святитель Алексий «велми любя, занеже бояся Бога Живый и в покорении Ему».

Обратите внимание

Промыслом Божиим пребывая рядом со святителем Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и порой весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени. Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать.

Несомненно, что Варлаам находился рядом со святителем Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву.

Однажды в 1360 году, в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы акафиста. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь [кондак 13], как необыкновенный свет озарил его келию.

Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: «Алексие, подобает тебе монастырь поставити имени Моему; купно же и себе в память». Святитель, размышляя об этом событии, не знал, что делать.

По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. И вот в то время опять слышан был голос: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое».

Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить». И опять слышан был голос: «В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».

Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, послал упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказал донести ему, когда отыщет такое место, для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там.

И вот в нощи он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом святителю Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки.

Пред уходом Варлаама святитель служил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого святитель Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: «О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего?.. Печаль моя болезнию во ад сниде.

Читайте также:  Храм михаила архангела в ярославле, россия, город ярославль

Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!». И был к нему голос: «Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя». Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: «Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем».

После того Варлаам был отправлен в путь.

Важно

Немного спустя и сам святитель Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал то же, что и Варлаам, а еще слышен был голос: «Здесь монастырь постави!». Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же назвал строителем.

А затем построил и каменную церковь и трапезную. Варлаам был строителем в монастыре 13 лет и потом ослеп. Потеряв зрение, он прожил еще два года и, когда приблизилось время его кончины, послал к святителю Алексию сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своими руками». Святитель скоро пришел в Серпухов.

Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил слово о его кончине и стал допытываться от него, говоря: «Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми, яже обещася прежде сего поведати, – бывшее до зачатия сего монастыря». «Не могу словом поведати, – отвечал Варлаам, – занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу – не вижу».

Святитель Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и то бысть Ея промыслом».

И затем продолжал: «Егда падох, – видех: Ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени [ступени]».

В это время необыкновенный свет озарил келию Варлаама и он, оставив писало, сказал: «Приведите ко мне брата Гедеона». Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его голову и сказал: «Со мною ты ослеп, со мною и прозри!». И Гедеон прозрел.

«Аз же днесь отхожу, – продолжал Варлаам, – ты же, поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон воскликнул, обратясь к нему: «Пощади, молютися, не готов есмь».

Варлаам же сказал: «Готов есмь уже», – и, поцеловавши святителя, преставился с миром в 5-й день мая 1377 года. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение.

Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: «Погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятая Богородицы»; и это завещание велел блюсти в память имени его. По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама.

Совет

В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского.

Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась как чудотворная. Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах.

Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более, что из уст святителя слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим». Потому больше забот и трудов положил Варлаам на нравственное, чем на материальное благоустройство монастыря.

Можно справедливо заключить, что воспитанный в келии святителя Алексия, у него поучался Варлаам строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, духовному преуспеянию, и его дух старался сообщить вверенным его руководству инокам.

Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако можно полагать, что этот устав близко подходил к правилам общежития, установленным в монастыре преподобного Сергия. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог и сам наставлять братию Владычней обители.

Впервые это могло произойти в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе Московского княжества.

Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, что и на Москве тогда было большой редкостью.

Трудно представить, что смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную святителем Алексием, с которым его связывала святая дружба.

Обратите внимание

Через год после посещения преподобным Сергием града Серпухова Варлаам ослеп, к тому же здоровье его начало слабеть от многочисленных болезней.

Несмотря на это, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него святителем Алексием руководство братией.

До самой кончины преподобный Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преподобного Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».

О чем говорил преподобный Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно.

Но надо полагать, оставаясь кротким послушником святителя Алексия, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий, ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались святыми.

К концу XVIII века древний Владычний монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь.

Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) начали разбирать и изучать монастырские архивы и ризницу и находить новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама.

Важно

По словам одной схимонахини, в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе видно было нетленное тело преподобного.

До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

Незадолго до своей кончины митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре города Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду, в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся беспристрастно».

С разрешения Московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин, и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

Преподобне отче наш Варлааме, мели Бога о нас!

Тропарь, глас 3:

От святителя Алексия богоугождению научен, / добродетельми украсил еси душу свою. / Сего ради Матере Божия избранник явился еси / и обитель Тоя Введению воздвигл еси / на спасение многим душам человеческим. / Иноком добрый наставниче, / теплый о нас к Богу молитвенниче, / преподобне Варлааме, отче наш, / / моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Аще и под спудом сокрыты суть честныя твоя мощи, / преподобне отче наш Варлааме, / обаче же лучи чудес и исцелений испущают светло, / всем притекающим с верою и молящим ти ся усердно. / Явился бо еси воистинну угодник Божий / / и ходатай присный о чтущих любовию святую память твою.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnii-varlaam-serpuhovskoi

Варлаам Серпуховский

История донесла до нас весьма скудные сведения о прп. Варлааме. Очевидно, он был одним из тех ревнителей уединенной жизни, которые по примеру прп. Сергия Радонежского водворялись тогда в дремучих лесах и безлюдных пустынях. Но Промыслом Божиим прп. Варлаам оказался рядом со свт.

Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени.

Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты.

Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать свт. Алексию, лишь когда “приидет смерть”.

В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери.

В 1377 году прп. Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом свт. Алексию. Алексий поспешил в Серпухов.

Совет

Как повествует летопись, “…найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: “Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря”. Варлаам же отвечал ему: “Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити – не вижу”.

Тогда по повелению свт. Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы.

Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: “Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея Промыслу.

Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени”.

В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимника Гедеона. Возложив свою руку ему на голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: “Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров”.

Затем, поцеловав святителя, прп. Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года.

“Свт. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам был погребен на церковной паперти, по своему завещанию: “Погребите меня, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы”. По предречению св. Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ св. Варлаама”.

Читайте также:  Преподобный антоний римлянин

В том же 1377 году по распоряжению свт.

Алексия, митрополита Московского и всея Руси, для Серпуховского Владычного монастыря написана икона “Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых” по образу видения прп. Варлаама Серпуховского.

Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

Обратите внимание

Вплоть до полного закрытия монастыря гробница угодника Божия бережно сохранялась. В 1929-1930 годах она была полностью разрушена. Бывшие очевидцами этого события сестры Варвара и Александра Варгины рассказывают, что когда были раскиданы камни надгробия и показалась земля, то из-под нее стало вырываться пламя. Все видевшие это оцепенели от ужаса.

По милости Божией, 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре, а спустя ровно год над местом, где почивает угодник Божий Варлаам, был установлен крест с неугасимой лампадой.

Ныне, как и в былые времена, всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом вступает в пределы основанного по чудному гласу Царицы Небесной монастыря, склоняет колена перед могилой смиренного инока Варлаама и с горячей молитвой просит заступничества и ходатайства пред Богом о себе и ближних своих, получает благодатную помощь и дивное исцеление.

Среди современных чудотворений преподобного: исцеления от кисты на щитовидной железе, от болезни ног после травмы позвоночника, от мастопатии, герпеса, острого остеохондроза, сильного обморожения пальцев руки, явное улучшение зрения у троих людей (двух мальчиков и пожилого человека).

Исцелившиеся крестообразно помазывали больные места маслицем из лампады от гробницы строителя Варлаама.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 18 мая 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», совершил Божественную литургию в Богородицерождественском соборе Владычнего женского монастыря в г.

Серпухове (Московская обл.).

За богослужением по благословению Патриарха Алексия II был совершен чин возобновления почитания основателя Владычнего монастыря преподобного Варлаама Серпуховского как местночтимого святого Московской епархии

Источник: http://akafist.narod.ru/V/Varlaam_Serpukhovskyi.htm

Варлаам серпуховской

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Варлаам Серпуховской (+ 1377 ), преподобный , местночтимый святой Московской епархии .

Память 5 мая .

Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря . Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией . С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: « Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых » и « Неупиваемая Чаша ».

Житие

Сведения о преп. Варлааме сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом Варлаам и кто его родители — неизвестно, повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года.

Важно

Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг. Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным». При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником свт. Алексия , летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама свт.

Алексий «велми любя, занеже бояся Бога Живый и в покорении Ему». Промыслом Божиим пребывая рядом со свт. Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и, порой, весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени.

Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать. Несомненно, что Варлаам находился рядом со свт.

Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве , так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву .

«Однажды в 1360 году, в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: „Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени моему, купно же и себе в память“.

Святитель размышляя об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. И вот в то время опять слышан был голос: „Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое“.

Он же сказал: „Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?“ И опять слышан был голос: „В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим“.

Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказывает донести ему, когда отыщет такое место, для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там.

И вот в нощи он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом свт. Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки.

Совет

Пред уходом Варлаама в дорогу святитель творил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого св. Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: „О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде.

Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!“ И был к нему голос: „Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя“. Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: „Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем“.

После того Варлаам был отправлен в путь. Немного спустя и сам св. Алексий пришел в Серпухов , осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос: „Здесь монастырь постави!“ Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же назвал строителем.

А затем в 1362 году была построена и каменная церковь в честь Введения Богородицы во храм с трапезою, которую освятил святитель Алексий. Варлаам был строителем в монастыре 15 лет и потом ослеп.

Потеряв зрение, он прожил еще два года, и когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: „Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своими руками“.

Св. Алексий скоро пришел в Серпухов . Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил обещание преподобного и стал допытываться от него, говоря: „Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми яже обещася прежде сего поведати, — бывшее до зачатия сего монастыря“.

„Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу — не вижу“. Св.

Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: „Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и все бысть Ея промыслом“.

И затем продолжал: „Егда падох, — видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени“.

Обратите внимание

В это время необыкновенный свет озарил келию Варлаама и он, оставив писало, сказал: „Приведите ко мне брата Гедеона“. Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его голову и сказал: „Со мною ты ослеп, со мною и прозри!“ И Гедеон прозрел.

„Аз же днесь отхожу, — продолжал Варлаам, — ты же поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров“.

Гедеон воскликнул, обратясь к нему: „Пощади, молютися, не готов есмь“. Варлаам же сказал: „Готов есмь уже“, — и, поцеловавши святителя, преставился с миром 5 мая 1377 года. Св. Алексий совершил над ним обычное погребение.

Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: „Погребите мя дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы“; и это завещание велел блюсти в память имени его.

По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама».

В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона « Введение во храм Пресвятой Богородицы » по образу видения преп. Варлаама Серпуховского.

Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно, как чудотворная (празднование 21 ноября ).

Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах. Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более что из уст святителя Алексия слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим».

Важно

Потому больше забот и трудов положил Варлаам на нравственное, чем на материальное благоустройство монастыря. Можно справедливо заключить, что воспитанный в келии свт.

Алексия, у него поучался Варлаам строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, духовному преуспеянию, и его дух старался поселить во вверенных его руководству иноках.

Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же, можно полагать, что этот устав близко подходил к правилам общежития, установленным в монастыре преп. Сергия . Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам наставлять братию Владычней обители.

Впервые это могло произойти в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий Радонежский пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича , пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе московского княжества.

Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, что и на Москве тогда было большой редкостью.

Трудно представить, что смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную свт. Алексием, с которым его соединяла святая дружба.

Через год после посещения преп. Сергием града Серпухова Варлаам ослеп, к тому же здоровье его начало слабеть от многочисленных болезней. Несмотря на это, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него свт.

Алексием руководство братией. До самой кончины преп. Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преп.

Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».

Совет

О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт.

Читайте также:  Храм святителя николая в хамовниках, россия, город москва

Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми.

Сведения о почитании преп. Варлаама

В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию.

К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь.

Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама.

Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы».

По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII – XIX вв.

Обратите внимание

в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в 1848 году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого и Владычнего монастырей и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям. До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) , послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду , в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно».

С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в 1918 – 1919 г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до 1978 года объект был закрыт для посещения.

В 1995 году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале 1996 года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

18 мая 2000 года в день преставления преподобного Варлаама состоялось восстановление его почитания как местночтимого святого Московской епархии.

Старинное описание гробницы преп. Варлаама

Строитель монастыря преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней».

Важно

По монастырской описи 1857 года рака (гробница) преподобного Варлаама находилась на южной стороне в трапезной Введенского собора, «при входе из оной в настоящую церковь». Преп.

Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятые Богородицы».

Гробница преп. Варлаама — «каменная со следующей в передней стороне надписью: „Лета 6885 года мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святой обители сея отец строитель Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте“.

Сверх оной каменной, деревянная, столярной работы с резьбою позолоченною, а гладь покрыта зеленой краскою. Наверху гробницы изображение преподобного Варлаама иконного писания, мерою в вышину 2 аршина 5 с половиной вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка».

В подножии гробницы поставлена древняя икона Введения Богоматери.

Литература

Рождественский, В. А., Историческое описание Владычняго общежительнаго девичьяго монастыря , 1866.

Использованные материалы

http://www.inokini.ru/svjatyni/svjat/varlaam.php

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2298325.html

Исторический словарь – значение слова Варлаам (преподобный Серпуховский)

Варлаам, преподобный серпуховский, не канонизован. Умер в 1377 г. Он был келейником московского митрополита святого Алексея ; основал мужской монастырь (теперь женский) Владычный Введения Пресвятой Богородицы в Серпухове. Могила его находится близ входа в монастырский собор. П. В.

Смотреть значение Варлаам (преподобный Серпуховский) в других словарях

Преподобный — весьма подобный, схожий, похожий на что; | твер. кур. о вещи, весьма хороший, бесподобный, превосходный, годный, угожий. топор, долото. | О человеке, святой, праведный, угодник………
Толковый словарь Даля

Преподобный Прил. — 1. Эпитет, прибавляемый к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми.
Толковый словарь Ефремовой

Иоанн Дамаскин Преподобный — (675 – 750) – один из самых замечательных богословов эпохи Вселенских Соборов, был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы………
Политический словарь

Преподобный — преподобная, преподобное (церк.). В православной церкви – эпитет т. наз. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой.
Толковый словарь Ушакова

Преподобный — I.
Толковый словарь Кузнецова

Варлаам — Индийский (4 в.) – по преданию, пресвитер в Индии, крестившийИоасафа; отшельник. Память в Православной церкви 19 ноября (2 декабря), вКатолической – 27 ноября.
Большой энциклопедический словарь

Аванесов, Варлаам Александрович — Аванесов В. А.[1884—1930] — сын крестьянина. Учился в Ставропольской гимназии, а потом на медицинском факультете в Цюрихском унив. В революционном движении участвует……..

Большая биографическая энциклопедия

Авксентий, Преподобный Вологодский — преподобный вологодский, спостник Онуфрия в “Перцовой пустыне”, поселился в 1499 г., † 64 л., память 12
Большая биографическая энциклопедия

Авксентий, Преподобный Перцовой Пустыни — — преподобный, пустынножитель в Перцовой пустыни, в 35-ти верстах от Вологды. Авксентий поселился здесь с другом своим, Онуфрием, в 1499 году, в дремучем лесу; в котором……..
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Преподобный Печерский — — преподобный, затворник печерский. Мощи его почивают в одной из ближних пещер; служба ему общая с другими пятью затворниками ближних пещер. Память совершается в Киево-Печерской……..
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Преподобный Смоленский — — Смоленский, преподобный; родился от благочестивых, богатых и почтенных родителей во 2-й половине XII века, в Смоленске. У родителей его было 12 дочерей и он. По кончине……..
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Преподобный Чухломский — — преподобный, Чухломский, постриженник преподобного Сергия, игумена Радонежского, принял сан священства в Галицкой области, построил на урочище близ озера Чухломы……..
Большая биографическая энциклопедия

Агапит, Преподобный Николаевский — основатель Маркушевского николаевского монаст.; убит 21 мая 1584 г. разбойниками (по уточн. данным, жителями деревни Камкина, 1585 г. 21
Большая биографическая энциклопедия

Агапит, Преподобный Печерский — — преподобный печерский, поступил в Печерскую обитель в Киеве при Антонии, был учеником его и лечил больных. После Антония поселился в пещере его и подвизался в посте……..
Большая биографическая энциклопедия

Агапит, Преподобный Тотемский — — преподобный, сподвижник преподобного Логгина в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. По собственному признанию, он видел в сновидении св. Николая чудотворца,……..
Большая биографическая энциклопедия

Агафон, Преподобный Печерский — — преподобный, чудотворец печерский, постник, почивающий в дальних пещерах, жил в XII в. и предрек свою кончину. 20 февраля совершается его память и преподобному составлена……..
Большая биографическая энциклопедия

Адриан, Преподобный Пошехонский — основатель П. Адрианова мон. в 1543
Большая биографическая энциклопедия

Акила, Преподобный Печерский — (или Ахилла?) — печерский преподобный, память которого чествуется 28-го августа. Он отличался подвигами постничества, “нисколько не вкушая ни когда же пищи приправленной……..
Большая биографическая энциклопедия

Александр, Преподобный Свирский — р. 15 июня 1448 г. (до пострижения (1474 г.) Аммос Степанович), основатель Александро-Свирского мон.; † 30 авг. 1533
Большая биографическая энциклопедия

Амфилохий, Преподобный — — преподобный. Будучи уже иноком, он пришел к преподобному Дионисию Глушицкому, когда последний основал Глушицкую и Сосновецкую обители, и оставался здесь до конца……..
Большая биографическая энциклопедия

Амфилохий, Преподобный Глушицкий — ученик преп. Дионисия глушицкого, пришел к нему 1417 г. и провел 20 лет под его руководством; с 1437 г., по кончине его, правил обителью до своей блаженной кончины († 1452 г. 12 октября,……..
Большая биографическая энциклопедия

Анания, Преподобный — иконописец Новгород. Антониева мон., † 17 июня 1521
Большая биографическая энциклопедия

Анастасий, Преподобный Печерский — — преподобный, иеродиакон печерский. По свидетельству некоторых памятников, современник и брат во Христе св. Тита, печерского пресвитера, чудотворца; следовательно,……..
Большая биографическая энциклопедия

Анатолий, Преподобный Печерский — — преподобный, печерский подвижник, жил в затворе, мощи его почивают в Антониевой пещере. Скончался в XII в., память его празднуется 31-го октября.Архимандрит Леонид,……..

Большая биографическая энциклопедия

Андрей Иванович, Князь Серпуховский — — 3-й сын великого князя московского, Ивана Калиты, князь серпуховской, род. в 1327 г., † в 1353. Сын его от 2-го брака на Марии, дочери литовского князя Кейстута, Владимир, по……..
Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Преподобный Новгородский — — преподобный, римлянин, род., как сам рассказывал ученику своему, Андрею, в Риме около 1067 г., от богатых православных родителей, преставился 3-го августа 1147 г. По смерти……..
Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Преподобный Печерский — (в миру назывался Антипой) — основатель русского монашества, род. в 983 г. в м. Любиче, недалеко от Чернигова; преставился 7-го мая 1073 г. Воспитанный в набожно-благочестивой……..
Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Преподобный Сийский — (в миру Андрей) — преподобный Сийский, родом из Двинской области, деревни Кехты, куда родители его, богатые и благочестивые земледельцы, переселились из Новгорода, преставился……..
Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Св. Преподобный Краснохолмский — † 1481
Большая биографическая энциклопедия

Аркадий, Преподобный Вяземский — — преподобный, затворник и пустынник вяземский, ученик преподобного Герасима Болдинского, ум. в 1592 году. На том месте, где он жил и подвизался в Вязьме впоследствии основана……..
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть в Wikipedia статью для Варлаам (преподобный Серпуховский)

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/6731

Ссылка на основную публикацию