Преподобный зосима верховский

Азбука Спасения – Преподобный Зосима (Верховский), Житие

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА (ВЕРХОВСКИЙ)

“Если кто не имеет чувств любви о Господе и дружелюбного единодушия духовного, должен за это себя осуждать и печалиться, и всячески себя преклонять и молиться об этом усердно, и просить Господа, да сподобит сего дара благодати; ибо сей дар более всех высочайший, более пророчества, мученичества и проч., как об этом изъявил апостол Павел (1Кор.13:1 и дал.).

И как не высочайший? — Потому что от Самого Бога исходит и с Богом соединяется, ибо «любовь есть Сам Бог», возгремел великий богослов и возлюбленный наперсник, «и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). И так, кто не имеет любви, тот да просит от Господа усердно, смиряя себя и укоряя, и да взыскивает ее делами любви.

«Просите, и дано будет вам», говорит Господь: «ищите, и найдете» (Мф.7:7); и как дастся молитва молящемуся, так и дар любви старающемуся о ней со смирением и молитвою. И это прошение и моление благоприятно Господу, так как согласно Его воле и Его хотению, «да будут все едино», говорит Господь (Ин.17:21); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).

А давший заповедь силен есть и помощь даровать к исполнению ее, если только увидит в нас желание и старание к такому равноангельному, единодушному и дружелюбному житию: потому что в такой любви даже славу Свою полагает Сыне Божий, и Сам молит об этом Божественного Отца Своего: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21).

И еще: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ст. 22, 23). И еще: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).

Обратите внимание

А что заповедал нам Господь Бог наш? — Явственно, как всего любовь небесную и единодушие небожителей, потому что говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Вот какого блага, истинно же сказать апостольского дара сподобляются все ревностно и со смиренномудрием ищущии.

Неужели нерадением и самолюбием и небрежением захочет кто этого потерять и лишиться не только во временной, но и в вечной жизни блаженной уча­сти? Ибо без любви не возможно вселиться в царствие небес­ное где Сам Бог — любовь, и все ангелы и все святые в Боге и в любви живут и ликуют вечно.

Если верховные апостолы, принявшие учение от Господа, поучают нас, что любовь выше всех даров: и горы преставлять, и мертвых воскрешать, и ангельскими языками возглашать, — без любви есть ничто.

Ибо «многие» не имеющие любви скажут «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф.7:22); но увы! услышат: «Я никогда не знал вас» (ст. 23; Лк. 13:25, 27)! Потому что не вижу в вас Моего подобия — любви.

Мои суть которые в любви пребывают, эти Мои и друзья и ученики, и где есть Я, там и они пребудут со Мною вечно, во царствии Отца Моего.

 Если и на небесах ничего не находится превыше любви, ибо Любовь есть Сам Бог: то от этого должно вразумиться, сколь велика милость Божия к таким, которые удостоились дара любви, изливающегося от Самого Бога в сердца их Духом Святым, как сказано: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).

Не стяжать, или угасить чисто­сердечную о Боге любовь, тоже самое есть, как лишиться Бога, или удалиться от Него, потому что без любви, если изнуришься от поста и подвигов, если всякое злострадание претер­пишь, даже и тело сожжешь, если всякие чудеса сотворишь, — ничто есть и никакой пользы.

 Любовь, то есть Бог, все небесные силы, все ангельские и архангельские хоры объемлет, животворит, просвещает, осве­щает, содержит, питает, согревает, воспламеняет, услаж­дает, веселит. Вот в какое блаженство вводит любовь о Христе Иисусе! — Напротив этого, во ад, где нет любви, все злое и мучительное обретаются, и не имеющие любви должны ес­тественно вселиться где нет любви, и сопребывать вечно с бесами, которые суть враги любви Божией. 

Важно

Любовь святая объята страданием Христовым, обагрена Его кровью Божественною, ибо любви ради благоволил Христос Бог страдать и кровь Свою проливать, чтобы только нас привлечь в любовь к Себе и между собою.

Этою любовью движимый Моисей просит изгладить его из книги жизни за Израиля. Этою любовью упоенный Павел вопиет «анафема» себе от Христа за спасение ближних.

Презирающий, или не желающий, и не имеющий та­кой о Боге любви не повинен ли будет крови и тела Господня? ибо за любовь к роду человеческому Господь страдал, и любовь есть естество Божие, и чуждый любви — чужд и Бога.

 И так блюдем себя осторожно от ожесточения и от всего такого, что приводит к разорению и охлаждению единодушия и дружелюбия о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

“О любви и единодушии духовном”   

ЖИТИЕ

Дни памяти: 10(23) июня (Собор Сибирских святых), 24 октября (6 ноября)

Преподобный Зосима родился в дворянской семье. Отец – Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать – Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу – 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк.

Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского).

В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни.

Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария, по совету монаха Василиска, отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил).

После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи.

В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи.

Важно

В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось.

Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь.

Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревни ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни.

На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

Совет

Выйдя из тайги, Зосима и Василиск поселились в Кузнецком уезде. У реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка крестьяне срубили им две кельи. Монахи разбили огород, занимались рукоделием.

Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами.

Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский чье жизнеописание составил преподобный Зосима.

В 1822 году стараниями Зосимы и Василиска был учреждён в Тобольской губернии Туринский Николаевский женский монастырь (с благословения Тобольского архиерея Зосима ездил в Санкт-Петербург к митрополиту Филарету (Дроздову) для получения соответствующего разрешения).

Для общины Зосима написал особый устав на основе общежительных правил Василия Великого (в начале 1823 года старец вновь ездил в Санкт-Петербург чтобы представить свой Устав на утверждение Синода).

После возникших там недоразумений (часть насельниц обвинила Зосиму в расколе, растрате и притеснениях сестер) отец Зосима указом Синода от 24 января 1825 года был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь» и переселился в Москву. С благословения митрополита Филарета Зосима стал насельником Чудова монастыря.

В 1826 году близ Москвы, в Верейском уезде в имении надворной советницы М. С. Бахметевой с благословения митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Первыми её насельницами стали монахини Туринского Николаевского монастыря, которые в ходе конфликта остались верными своему духовнику и последовали за ним в Москву. В этой пустыни Зосима прожил до своей смерти. Он заботился о монастыре, искал благотворителей для его содержания.

При этом, имея тягу к уединению, Зосима в лесу в трёх верстах от пустыни устроил себе небольшую келью.

Обратите внимание

В ней он, как и в Коневецком монастыре под началом своего учителя старца Адриана, жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью. В ней от двух старцев из Орловской губернии он принял постриг в великую схиму.

Скончался 24 октября 1833 года на праздник иконы «Всех скорбящих Радость». Был похоронен возле монастырской часовни.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/zosima-verhovskij-zhitie.html

Преподобный схимонах зосима верховской

схимонах, преподобный, духовный писатель, основатель женских монастырей. Память  в Соборах Брянских, Екатеринбургских, Кемеровских, Московских святых

Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х – 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ)

Зосима (Верховский) (1768 – 1833),

В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина.

Родоначальник российского рода Верховских – Адам Верховский, в 1620 году эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира.

После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году Верховские приняли православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский (+ 1784), относился к пятому поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т.ч.

и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна (+ 1786) происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома.

1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление.

В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о.

Важно

Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников – “Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это – звезда наша пустынная!” – он обратился за старческим окормлением к прп.

 Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.

Читайте также:  Преподобный зиновий (мажуга), митрополит

В Коневецком монастыре

Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х – 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.)

Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме.

Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), Захария практиковал регулярное откровение помыслов строителю монастыря о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп.Зосимы Соловецкого.

В 1792/93 году, во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на островКоневец старца Василиска. Иеромонах Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи – для Зосимы и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе.

Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления.

Позднее из рассказов и бесед отшельников Зосима составил большую рукопись – “Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска” – описание 75 “действий” Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику.

В 1797 году о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить свое давнее желание – удалиться в более “глубокую пустыню”.

Совет

Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 года, в котором он сообщал адресату о своих планах [1].

Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года они покинули Коневецкий монастырь.

Поиски места для пустынножительства

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России.

Зиму 1800 года прожили в Киево-Печерской лавре, осмотрели горы Крыма, Северного Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иеромонахом Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря.

В конце 1800 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии.

Весной 1801 года старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах.

Отшельничество

Зимой 1802 года прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи.

Ближайшим селением в 20 верстах была деревня Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до которого было около 50 верст. В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой.

Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин.

В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.

Обратите внимание

Согласно Житию, первоначально Зосима подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на “надоедающих мух”.

Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем “высочайшего к Господу горения” юноши, Зосима составил его жизнеописание. Одновременно в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска.

Устроение женского монастыря

Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.)

Около 1820 года, после 20 лет отшельничества, Зосима и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей.

Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей деревне Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой – Анастасия Николаевна. В деревне Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда.

Зосима написал для общины сестер особое “Поучение о послушании”.

Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма – “заветы”, как называли их сестры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.

Зосима составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого.

В начале 1823 года старец вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Св. Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития.

Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону.

По дороге в Сибирь в Московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.

Удаление из монастыря

Вскоре в женской общине начались нестроения. Мать и дочь Васильевы стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника.

Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих “чувствительнейших угнетениях”, они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игумению.

На обвинение в нарушениях “отправления должности священника” Зосима писал объяснение архиерею: “Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими.

Важно

Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями” [2]. В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени.

Здесь они узнали о кончине прп. Василиска.

Указом Синода от 24 января 1825 года Зосима был уволен “от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь”, осенью того же года уехал в Москву.

Впоследствии святитель Филарет (Дроздов) говорил о причинах “немирия” в Туринском монастыре:

“Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться”.

Устроение Троице-Одигитриевой обители

Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х – нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.)

После приезда в Москву он обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре.

В феврале 1826 году верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой.

В середине июля Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы.

Здесь по благословению митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. 20 ноября 1826 года сестры поселились в кельях общины.

В течение трех лет старец часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Одновременно жажда безмолвия не покидала его.

В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке пять дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался “на безмолвие”.

В это время его посетили два неких старца из Орловской губернии, от которых он принялвеликую схиму.

Совет

Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма купцу-благотворителю Лепёшкину. Так, в августе 1832 года Зосима просил “не покидать” сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители [3].

В октябре 1833 года старец заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении.

“Не расходитесь по моем исходе, – убеждал он их, – Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою”.

Скончался 24 октября 1833 года и был похоронен по завещанию “около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу”.

Почитание и прославление

Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.)

Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм.

В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в1886 году:

“Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению” [4].

В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно.

25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. “В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы”. К 2012 году местонахождение мощей неизвестно.

11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии.

8 октября 2004 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых.

Труды

Отличительной чертой творений прп. Зосимы является язык – несмотря на время написания (начало XIX века), старец писал нацерковнославянском языке.

  • Житие прп. Василиска, Оптина Пустынь, 1849 (2-е издание)

Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав это сочинение, отозвался так:

“Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное” [5].

Свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал:

“В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие” [6].

  • Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска
  • Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы / Изд. Оптиной пуст. М., 1819
  • “Заветные письма”

Все известные сочинения и письма прп. Зосимы изданы в книге “Прп. старец Зосима Верховский. Творения”, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Литература

  • Вера (Верховская), игум. Жизнеописание старца Зосимы

Впервые вместе с изречениями старца было издано в 1860 году 2 книжками в одном переплете. Житие прп. Зосимы оказало влияние на образ старца Зосимы в романеФ. М. Достоевского “Братья Карамазовы”.

  • Абрамов Н. А. Туринский Николаевский девичий мон-рь // Тобольские ГВ. 1865. № 45. С. 289-290
  • Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосиб., 1985. С. 130-145
  • Андрианов А. Ю. Скитская и монастырская жизнь 1-й трети XIX в. в трудах о. Зосимы (Верховского) // Православие и рус. нар. культура. М., 1993. Кн. 2. С. 44-91
  • Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, [1995]. С. 45-54
  • Кропочев И., свящ. Сибирские пустынники // Родные святыни: Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 66-75
  • Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский) // Смоленские ЕВ. 2002. № 3. С. 38-44
  • Она же. Карта Рославльских кущей // Там же. 2003. № 2. С. 29-36
  • Она же. Старец Зосима (Верховский), совр. прп. Серафима Саровского, как один из первых устроителей жен. обителей в России // Наследие Серафима Саровского и судьбы России: Мат-лы науч.-богосл. конф. Москва-Саров, 2004 г. Н. Новг., 2005. С. 55-67
  • Она же. Женская Зосимова пустынь, М., 2008

Использованные материалы

  • Зосима (Верховская), мон., Я. Э. З. Зосима (Верховский Захария Васильевич) // Православная энциклопедия, Т. 20, С. 347-353
    • http://www.pravenc.ru/text/200021.html
[1]  РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47

[2]  ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16

[3]  ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 153

[4]  Собр. писем прп. Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Козельск, 1997. С. 97-98

[5]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствование ко вратам вечности. М., 2001. С. 219

[6]  Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1885. Т. 5: На Книгу Бытия. С. 330

Читайте также:  Молитва о пастырях православной церкви

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/2899283/

Читать

Господь Бог, с высоты величия престола Своего призирая на смиренных, призрел и на смиренного раба Своего старца Василиска, позволив тому с юности и до старости через всю жизнь пребывать в смирении.

Так о нем Господь устрояя и якобы особенным промыслом убеждая его, еще в юности от невольной нищеты смиренным отроком пребывал, чтобы научиться посредством нищеты сделать свое сердце естественно смиренномудрым и кротким, чтобы потом наполненное богатством благодати, не сов­ратилось на сторону мнения, возносящего до небес и низвергающего в бездну. Поэтому всю жизнь свою, страшась, убегал и охранял себя от всех случаев и вещей возносящих, и до такой степени смирение вкоренилось в его сердце, что вконец ему возношение было несвойственно, но однако всегда помышлял, что не возможно ему своим охранением устоять в постоянном смирении и чтобы не впасть в возношение. Поэтому всегда молил Господа Бога, чтобы Сам его от диавольского действия уберег.

Сторона отеческая его была в Тверской губернии, Кашинского округа, Калязинского уезда, деревне Иваниш.

Родитель его был экономический крестьянин (крестьяне, состоящие в ведении коллегии экономии духовных имений) Гавриил; велик ростом и могуществен телом, и добронравен душою; подобна ему в добродетелях была и мать его Стефанида, которые праведными своими разными крестьян­скими промыслами нажили полный кувшин серебряников; и так живши исправно в своем крестьянском звании, и за добронравие были от всех соседей и знакомых любимы и уважаемы; к тому же и детей своих воспитывали богоуго­дно, внушая им страх Божий и добродетельную жизнь, а наиболее сносить обиды и отнюдь не ссорится, и бранные слова возбраняли и жестко за это наказывали. И так родители его, живя с надеянием на силу и промыслы свои, также и нажитые серебряники свои нажитые деньги, за верное полагали в стрости спокойно с детьми жить при всяком довольстве.

Но Господь, ведая, что хотящим спастись должно быть в нищете, а не в богатстве, в скорби, а не во отраде, в лишении, а не в изобилии, и нельзя Богу работать и мамоне, а имея излишественное богатство, не удобно войти в Царствие Небесное, а особенно тем, которых предъуведал Господь, что мо-гут быть прилежнейшими Ему служителями.

Обратите внимание

Таким всем благоволит Господь, чтобы в лишении всех земных благ служили Ему, чтобы ум, ничем не будучи обдержим, смог свободно и неотторжно приседеть при Господе Боге богомыслием; поэтому сего ради и попусти Господь оным серебряникам похищенным быть ворами, чтобы чада их (родителей Василиска), в юности навыкши жить в нищете, научились доблестно все претерпевать и пребудут во смирении, уповая на единого Бога; пусть видя себя окруженных недостаточеством и нуждами, прибегнут к единому Богу и да возжелают лучше издать себя на богослужение и трудиться в постнических подвигах, чрез что некрадомое духовное благодатное богатство приобретается, которое не отымется никогда, чем о таком неизвестном и непостоянном и неудержимом старание полагать, которое, хотя на мало у некоторых и удерживается, но при смерти неминуемо оставить должно будет. И так по лишении серебряников соделались родители его скудны и недостаточны, потом вскоре и мать его умерла, и остался родитель один с тремя сынами своими малы­ми; которых один не могши воспитывать, по нужде вторую жену в супружество взял, и так живя в великом недостатке, напоследок пришел в крайнюю нищету, и по старости своей уже не мог трудиться и успешно промышлять, начал про­сить милостыню. Многого же ради недостаткак отдал старшего брата иным в прокормление, а другого брата посылал милостыню собирать. Старец же тогда был еще малым отроком, и часто один оставляем был дома, и так оставшись один весь день, плача и вопия, только одного отца да мать пла­чущи призывал, и никто из соседей не мог его утешить и утолить его печаль и плачь, потому что никого так не любил, как родителя своего и сию мнимую мать, которая была ему ма­чехою; но и она, хотя и не родная была ему мать, но за кротость и покорность его весьма его любила и не менее родной матери берегла его. Но, будучи в великой бедности, даже и соли до­вольно не имея, того ради соль с мукою смешивая, чтобы одну соль ему подавали, так его утешая, ибо один хлеб без соли дающим ему печален был. И так одна соль была для него вместо всех утешений и, радуясь, доволен был хлебом, видя на нем довольно соли, не зная, что она смешана с мукою; если же когда родитель его, пришедши из града, и ему калачик даст, то сие за величайшее утешение имел. И так, мало подросши, начал сам ходить испрашивать милостыни, и если кто подаст деньгу или копейку, радовался, что есть чем купить калачик; приходя же к лавке некоего купца, не смел просить, но стоя, только единым умиленным отроческим взором изъявлял свою бедность и ожидал ми­лостыни, и ежели который даст деньгу или полушку, за того весь день от всего сердца умно молит Бога и, купив калачик, весь той день как торжественной так себе вменяет. Однажды у купца разбился горшок с медом и выметая ему скрылья (черепья) медовые, он же, обсасывая и отирая рукою, рад был и так утешался, благодаря Бога, что дал ему познать и медо­вую сладость. В таких же младых летах часто размышлял о небеси и как бы туда взлететь, и видя на образах святых Ангелов с крыльями изображенных, мнил, что крылья взявши может и он летать, и так, в обоих руках держа крылья и много большего перья, залазил на возвы­шенные места и, руками махая, опускался вниз, но не мог полететь; тогда узнал на опыте, что не крылья нужны из перьев, но нужно Богу угодить и возлюбить Его от всей души и более жизни своей по подобию всех угодников Божиих, ничем в мире этом не прельщаться, но вся за сор вменять, о едином только богоугождении печься. И так, слыша от ро­дителя своего и от прочих, что кротостью и смирением, и послушанием Богу все святые угодили, сего ради и он стал особенно пред всеми смиряться и всякие огорчения терпеливо переносить. Смотря же часто на монастырь, в котором почивают мощи преподобного Макария Колязинского Чудотворца, и наслышавшись о нем, что он был из благородных и многое богатство имел и все Бога ради оставил, и оставил мир, пойдя в монашество; узнавши же такое о преподобном Макарии, стал помышлять о себе, что ему спасенным быть невозможно за бедность великую его, ибо не имел что, чтобы мог, Бога ра­ди оставить, и так печалясь стал всетщательно искать клад, единственно для того, чтобы нашедши оставить, чрез что, помышлял, будет и он на степени спасенном, яко и он оста­вил богатство по подобию преподобного Макария, ибо он думал, что бедным нельзя спасенным быть. Крайне же желал послушать поучения от святых книг и поучений, сказуемых во святой церкви, того ради всегда в церковь ходил, но мало удавалось слышать за утеснение от народа и так, или за худость своей одежды, или за малость свою и за бессилие, не мог приближаться к глаголющему проповедь; весьма о сем печалился, а особенно когда сам архимандрит Гавриил, в оное время бывший в монастыре, проповеди сказывал, которого все люди похвалами превозносили его поучение, который был потом в Петербурге митрополитом; но ему за множеством народа нельзя было приблизиться к слушанию, и так исходя из церкви со многим огорчением, и молил Бога, сам не зная, чего просит, но только расположением всего себя предавал Богу.

Подросши, отдал его отец внаймы пасти скот, тогда много он претерпевал от хлада и зноя, и от дождей и слякоти, и тщательно оберегал скот, дабы не зашел в хлев или в сенокосные луга и чтобы как-нибудь не утратилась и не потерялась какая-нибудь скотина.

Одежду имел не­достаточную и ветхую, пища — только один хлеб сухой, но и пригнавши скот в дома, не смел у хозяев просить, чтобы чем-нибудь лучшим накормили, но которые добрые хозяева, те сами, видя его таким старательным и смиренным, из жалости представляли ему пищу добрейшую.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=314067&p=1

Преподобный Зосима (Верховской), схимонах

Преподобный Зосима (Верховской), схимонах (+ 1833)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 24 ОКТЯБРЯ / 6 НОЯБРЯ;СОБОР БРЯНСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

В 1786 году сын смоленского вице-губернатора, потомок славного рода, 19-летний Захар Васильевич Верховской удалился в Брянские леса под начало прославленного старца Адриана.

Через некоторое время Санкт-Петербургский митрополит Гавриил благословил им переселиться в Коневецкий монастырь, который располагается на острове Коневец в Ладожском озере.

Суровость климата и строгость устава стали хорошей школой иноческой жизни для начинающего подвижника.

Ревностно и смиренно исполняя все поручаемые ему послушания, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий постриг от руки старца Адриана, получив новое имя Зосима.

В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском, которого полюбил еще в Брянских лесах, удалился в пустынный скит неподалеку от Коневецкого монастыря, однако раз в год он должен был ездить в Петербург для нужд монастыря.

Зосиме было тогда всего лишь 25 лет и весьма естественно, что нечистые помыслы и страстные чувства смущали сердце молодого подвижника. Три года носил он по нагому телу острую власяницу, грубо сотканную из грив и хвостов лошадиных, раны от которой долго не заживали на его теле.

Бдением всенощным и трудными работами он немилостиво изнурял юную плоть свою, горя духом к бесстрастию бесплотных Ангелов.

Пребывая по месяцу в Петербурге, изо всех сил своих Зосима старался хранить зрение, дабы через него не допустить соблазна в сердце свое; при виде женского пола он не только не приближался к нему, но, бывало, так сильно зажмуривался, что и в глазах его темнело. Через восемь лет такой брани Господь избавил Зосиму от всех страстных ощущений и нечистых помыслов.

Следующим испытанием для него стали помыслы недоверия и даже осуждения горячо им любимого старца Василиска: как следствие этого смущения явились охлаждение к молитве, расстройство в мыслях, уныние, досада, томление и тягота совести, отчуждение от наставника. Придя в сильное отчаяние от такого своего падения, Зосима познал наконец свое заблуждение и, глубоко раскаявшись, был прощен Богом и любящим старцем.

Вскоре, однако, богоугодная жизнь коневецких отшельников стала известной в округе и к ним потекло множество людей из разных мест искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в далекую Сибирь.

Важно

После различных мытарств, чуть не погибнув в тайге, подвижники устроили себе келии в пустынной, тяжелой для человеческого обитания местности, где всецело предались монашеским подвигам и непрестанной молитве. Но и здесь враг рода человеческого воздвиг в душе отца Зосимы лютую бурю хульных помыслов.

Более года боролся с этим тяжелым искушением преподобный, пользуя свою душу творениями святителя Иоанна Златоуста, особенно же его беседами на Послания апостола Павла.

Но не долго отшельники наслаждались своим уединением: через некоторое время и сюда устремились люди за словом утешения и поддержки. Несколько человек присоединились к ним; тогда Зосима построил себе другую келию на расстоянии пяти верст от своего старца.

Здесь его постигло новое испытание: три года Зосиме видимым образом являлись бесы, не давая покоя и наводя на него невыносимый ужас, производя страшный грохот, шум, выдергивая из его руки ложку во время трапезы и т.д.

Читайте также:  Храм-часовня иконы божией матери «державная», россия, город москва

Поначалу такие страхования приводили преподобного в сильное смущение, но, укрепляясь молитвой Иисусовой, по прошествии некоторого времени он вовсе перестал обращать на них внимание. Через три года Господь совершенно избавил его от этого искушения.

24 года отцы Василиск и Зосима прожили в уединении.

В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили в ближайшей деревне, находящейся в 30 верстах от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено в окрестности города Туринска, на место основанного в 1624 году мужского монастыря.

В 8 верстах от него старцы построили себе келию, а отец Зосима написал для сестер устав, основанный на общежительных правилах, и имел попечение об их душевном спасении и нуждах житейских.

Но через некоторое время из-за распространившейся клеветы отец Зосима был отстранен от попечения над монастырем и, покинув его вместе со своими племянницами и несколькими преданными сестрами, навсегда удалился из Сибири и прибыл в Москву. В это же время скончался его кроткий и смиренный, великий старец Василиск.

Совет

Митрополит Филарет (Дроздов) предоставил отцу Зосиме келию в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.

На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил ее в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.

Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населения делали жизнь сестер и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жительства места.

Под управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.

При всех трудностях устройства обители отец Зосима не только не упускал из виду внутреннего, духовного устройства своих учениц, но даже более имел о нем попечение. Он побуждал их неукоснительно совершать назначенное молитвенное правило и часто пользовал их своими назиданиями.

Три года он трудился над возведением обители и ездил в Москву к благотворителям. Незадолго до кончины он сподобился келейно принять великий ангельский образ (схиму).

24 октября 1833 года преподобный Зосима скончался. Рукотворным памятником старцу стала его обитель, получившая название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, открытая, однако, только через девять лет после кончины старца. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над гробом преподобного был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Обитель росла и развивалась по заветам преподобного Зосимы вплоть до начала XX века. Террор, обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны, организованной в 1920 году, обитель просуществовала еще 8 лет.

Вскоре были репрессированы монастырские священники и последняя настоятельница обители преподобномученица игумения Афанасия (Лепешкина), погибшая в ГУЛАГе. Службы в храме продолжались до 1931 года. На территории монастыря разместились инвалидный дом №6 (1928-1968) и клуб «Смычка».

Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В 1930-е годы была разрушена церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Обратите внимание

В храме Рождества святого Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители – Троицкий – обезглавили и превратили в клуб.

Мощи старца Зосимы были вынесены из храма и перезахоронены на монастырском кладбище, тоже приходящем в упадок.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре располагался военный госпиталь. В 1968-1998 годах в бывшем монастыре размещался пионерский лагерь «Бекасово» и оздоровительный детский лагерь Московского метрополитена.

В 1998 году на месте монастыря было образовано подворье Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Постановлением Святейшего Синода от 7 марта 2000 года подворье преобразовано в женский монастырь (Московская область, Наро-Фоминский район).

Преподобне отче наш Зосимо, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:

Отеческаго учения ревнителю, / Сибирския пустыни всекрасное прозябение, / деяния и созерцания бодренный подвижниче, / безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю, / сосуде Духа, Зосимо преподобне, / / моли Христа Бога, да просветит души наша.

Кондак, глас 4:

Первее в Сибирстей стране / инокиням пустынную обитель возгрдил еси, / оттуду же неправедне изгоняемь, / на Промысл Божий упование возложил еси, / имже паче ума огражден, / яко неврежден, путьшествие творя, / Богоматерию Одигитриею управляемь, / Московских пределов достигл еси, / и зде паки руководство обителию восприим, / богособранную паству твою добре упасл еси, / нам же образ жития твоего / и медоточная учения оставил еси, / преподобне Зосимо, / моли Христа Бога / / сохранитися от всякия скверны душам нашим.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnii-zosima-verhovskoi-shimonah

Святой: Зосима (Верховский)

Преподобный Зосима (в миру — Верховский Захария Васильевич (Богданович); 24 марта 1768, с. Буловица, Смоленская губерния — 24 октября 1833, Зосимова пустынь) — схимонах, духовный писатель, основатель двух женских монастырей (Туринский Николаевский монастырь и Троице-Одигитриевская пустынь).

В Русской православной церкви причислен к лику общецерковных святых на Архиерейском соборе 8 октября 2004 года. Почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 24 октября, 20 сентября в Соборе Брянских святых, воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).

Биография

Родился в дворянской семье. Отец — Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать — Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу — 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк.

Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского).

В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни.

Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария, по совету монаха Василиска, отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил).

После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи.

В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи.

Важно

В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось.

Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь.

Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревне ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни.

На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

Выйдя из тайги, Зосима и Василиск поселись в Кузнецком уезде. У реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка крестьяне срубили им две кельи. Монахи разбили огород, занимались рукоделием.

Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами.

Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский чье жизнеописание составил преподобный Зосима.

В 1822 году стараниями Зосимы и Василиска был учреждён в Тобольской губернии Туринский Николаевский женский монастырь (с благословения Тобольского архиерея Зосима ездил в Санкт-Петербург к митрополиту Филарету (Дроздову) для получения соответствующего разрешения).

Для общины Зосима написал особый устав на основе общежительных правил Василия Великого (в начале 1823 года старец вновь ездил в Санкт-Петербург чтобы представить свой Устав на утверждение Синода).

Совет

После возникших там недоразумений (часть насельниц обвинила Зосиму в расколе, растрате и притеснениях сестер) отец Зосима указом Синода от 24 января 1825 года был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь» и переселился в Москву.

С благословения митрополита Филарета Зосима стал насельником Чудова монастыря.

В 1826 году близ Москвы, в Верейском уезде в имении надворной советницы М. С. Бахметевой с благословения митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Первыми её насельницами стали монахини Туринского Николаевского монастыря, которые в ходе конфликта остались верными своему духовнику и последовали за ним в Москву. В этой пустыни Зосима прожил до своей смерти. Он заботился о монастыре, искал благотворителей для его содержания.

При этом, имея тягу к уединения, Зосима в лесу в трёх верстах от пустыни устроил себе небольшую келью.

Обратите внимание

В ней он, как и в Коневецком монастыре под началом своего учителя старца Адриана, жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью. В ней от двух старцев из Орловской губернии он принял постриг в великую схиму.

Скончался 24 октября 1833 года на праздник иконы «Всех скорбящих Радость». Был похоронен возле монастырской часовни.

Почитание и канонизация

Почитание старца Зосимы началось вскоре после его смерти. По благословению митрополита Филарета (Дроздова) над его могилой был возведён Троицкий храм. В начале 1880-х годов состоялось обретение мощей преподобного Зосимы. Амвросий Оптинский в 1886 году писал об этом: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое.

Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». В 1930-е годы храм был закрыт. После его возвращения церкви 25 декабря 1999 года было проведено обследование гробницы Зосимы, но в найденном белокаменном саркофаге мощи обнаружены не были. Их местонахождение остаётся неизвестным.

С благословения патриарха Алексия II 11 октября 1999 года прославлен как местночтимый святой Московской епархии.

Обратите внимание

С благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) торжества по прославлению преподобного Зосимы были перенесены и состоялись 23 июля 2000 года. К ним были написаны 2 иконы святого и издано его житие.

На Архиерейском соборе РПЦ 8 октября 2004 года преподобный Зосима был причислен к общецерковным святым.

К местной канонизации святого Зосимы был написан тропарь и кондак. 24 марта 2005 года Епархиальной богослужебной комиссией была утверждена полиелейная служба преподобному Зосиме, составленная схимонахиней Игнатией.

Сочинения

Сочинения преподобного Зосимы немногочисленны. Все они кроме «Заветных писем» сохранились в различных копиях XIX века. Особенностью всех сочинений Зосимы является их написание исключительно по-церковнославянски.

  • «Заветные письма» (сочинение нравоучительного характера, единственный сохранившийся автограф преподобного. Рукопись хранилась в Зосимовой пустыни, в настоящее время разделена между РГИА и ЦГИАМ);
  • Житие преподобного Василиска;
  • Житие праведного Петра Томского;
  • «Поучение о послушании»;
  • Изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска.

Примечания

  1. Собр. писем прп. Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Козельск, 1997. С. 97-98
  • // Православная энциклопедия. — М.: 2009. — Т. 20. — С. 347—353. — ISBN 9785895720263.

  • Прп. Зосима (Верховский): Житие. Воспоминания. Слова и наставления. — М., 2005.

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=841

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector