Икона божией матери «нерушимая стена», украина, город киев, софийский собор

Богоматерь Оранта – сакральный центр Киева

С языческих времен наши предки просили заступничества у Матери-Берегини, богини сил земли, поднимая руки к небу в молитвенной позе.

Позднее с распространением христианства образы праславянских верований тускнели, меняли свой облик, возникали новые символы веры, но люди все также возводя руки к небу, просили о помощи.

Так формировался образ христианской Богини-Матери — покровительницы человека с его страхами, горестями, и мольбами, Заступницы, возносящей молитву через поднятые руки от земного человека дальше к небу и к Богу.

Богоматерь Оранта: истоки образа

Этот традиционный в иконографии и монументальном искусстве жест восходит к периоду раннего христианства и является символом заступнической молитвы, стойкости, несокрушимой духовной силы, духовного воинства. Он известен с ветхозаветных времен, когда Моисей давал силу своему народу в битве с амаликитянами, держа руки поднятыми к Богу.

Со времен раннего христианства 2-4 веков в римских катакомбах найдены изображения женщин (предположительно, первые изображения Богородицы) с поднятыми в молитве руками, они далеки от канонического изображения Оранты, однако стоят у истоков одной из самых распространенных традиций изображения Богородицы.

Изображение Оранты в «кубикуле пяти святых» — небольшом помещении с захоронениями в стенах, найденном в Катакомбе святого Каллиста (Рим, начало 4-го века). Источник — Википедия.

Богоматерь Оранта в переводе с латинского означает «молящаяся».

Обратите внимание

Ее образ издревле был связан с заступничеством, защитой города, а церковные песнопения органично придали образу Оранты эпитет «царствия нерушимая стено» (акафист Богоматери).

В византийской системе росписи храмов изображение «Богоматерь Оранта» традиционно помещалось в верхней части алтаря. Оранта величественна и монументальна, спокойна и гармонична.

Появление Оранты в Софии Киевской

В начале 11 века с появлением в Киеве греческого митрополита Великий князь Ярослав Мудрый начал возведение большого кафедрального Собора святой Софии — в честь долгожданной победы над печенегами, на месте решающей битвы.

Центральная мозаика, расположенная в надалтарной полукруглой части Храма, была выполнена греческими мастерами в соответствии с канонами столичных храмов константинопольского образца. Речь идет о мозаике Богоматери-защитницы Оранты, или «Нерушимой стены», возводящей руки к Спасу Вседержителю в куполе Храма.

В соответствии с канонами византийского образца Богоматерь стала восприниматься не только как покровительница, премудрая, проводник от земных людей (молящихся) к Богу (к небу, к куполу Храма), источник Благодати, но и стала считаться заступницей Города, защитницей его крепостных стен.

Восприятие города, как «хранимого Богом» имело большое значение также и для светской жизни, так как укрепляло веру людей в непобедимость и избранность, давало силы в борьбе с врагами, побуждало к развитию общества, строительству, принятию законов.

Вид на Софийский собор с внутреннего монастырского двора

Символика киевской Оранты

Центральная мозаика Храма сразу останавливает на себе внимание входящего. Свойственная раннему христианству простота изображения делает ее близкой простому человеку, гармоничной, естественной и как будто живой. Оранта непреклонная, сильная, уверенно стоящая, при этом ее лик ясен и безмятежен.

Богоматерь будто сияет на фоне обрамляющей ее золотой смальты. Синий хитон — византийская традиция — символизирует небесную совершенную чистоту, девство. Золотые нарукавники (деталь облачения священников) — символ сослужения Первосвященнику Христу.

За красным поясом видим отрез ткани (лентион) — согласно верованиям Богородица вытирает им слезы молящихся. Покров, ниспадающий на плечи и закрывающий волосы — символ милосердия и защиты. Покров золотого цвета — символ света, чистоты, славы.

Три звезды на плечах и на челе — традиционные элементы иконографии Богородицы — символ приснодевства — Дева до Рождества Христова, во время и после. Сияющий нимб.

Сочетание золотого и красного цветов в одежде Богородицы (пурпурные сапожки, красный пояс) является признаком ее Царственности, так как в древние времена это были цвета правителей. Красный цвет в вострочнохристианской традиции также является символом человеческого начала.

Мозаика «Богоматерь Оранта» в Соборе святой Софии (источник — Википедия)

Богоматерь Оранта стоит на четырехугольном золотом камне — незыблемом основании.

Интересно, что в древнехристианском восприятии наряду с трактовкой угла как фигуры устойчивости и основания (вспомните значение понятия “краеугольный камень”), угол считался в то же время фигурой уязвимой, нуждающейся в покрове или защите.

По изгибу арки, обрамляющей Оранту, размещена надпись на греческом языке:

Речь идет о противопоставлении мировому хаосу несокрушимого Града, в котором пребывает Бог.

Почти тысячу лет Оранта остается неповрежденной, несмотря на то что и Киев, и Собор святой Софии подвергались многим испытаниям, грабились, сжигались, разрушались, но всегда восстанавливались. И потому Оранту можно считать сакральным центром нашей столицы, ведь как гласит предание:

Источник: http://id-ua.com.ua/art-prostir/bogomater-oranta/

Храм святителя чудотворца николая на водах – богородичные святыни киева

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы мы подготовили подборку икон, которые являют зримое заступничество Пречистой Девы и Ее Покров над Киевом, который по словам летописца, есть «матерь городов русских».

Икона Оранта Софийская («Нерушимая стена»). Один из древнейших образов нашей земли. Мозаика, выполненная византийскими мастерами в XI веке в алтарной апсиде кафедрального Софийского собора. Оранта – значит, «молящаяся». Этот образ видимо изображает заступническую молитву Богородицы.

Так же называется «Нерушимая стена», словосочетание, взятое из богородичных молитв, которое трансформировалось в легенду, согласно которой земля киевская будет стоять, пока стоит эта храмовая стена с изображенной на ней, Богородицей.

И действительно – образ пережил все войны и нестроения, включая монгольское нашествие, революции и мировые войны.

Владимирская икона. Изначально этот чудотворный образ XII века, один из самых известных и почитаемых в нашей Церкви, был привезен на Русь из Византии и первое время пребывал в Киеве и в его пригороде – Вышгороде и какое-то время именовался «Вышгородским».

Киево-Печерская икона (Свенская). Многие чудотворные иконы Божией Матери связаны с одним из Ее земных уделов – Киево-Печерской лаврой.

Важно

Древнейшей из таковых была икона Богородицы, изображенной в сопровождении основателей Печерской обители – прпп. Антония и Феодосия.

Оригинал этого образа к сожалению не дошел до наших дней, но уцелел один из списков, относящийся по времени ближе всего к утраченному оригиналу – Свенская икона XIII века, ныне находящияся в Третьяковской галерее в Москве.

Оранта Киево-Печерская. Каменный рельеф XV века, высеченный в память обновления Успенского собора – Великой церкви Киево-Печерской Лавры.

Изначально украшала фасад Успенского собора, но после одной из многих перестроек храма, была перенесена на Большую лаврскую колокольню и ныне располагается на нижнем ее ярусе с внешней стороны.

Таким образом, икона пережила уничтожение самого собора в 1941-м году.

Всецарица (Пантанасса). Весьма почитаемый образ на святой горе Афон. Именно оттуда, как считается, ок.

1643 года святитель киевский Петр Могила пригласил иконописца для росписи обновленной им древней церкви Спаса-на-Берестове (находящейся рядом с Киево-Печерской лаврой).

  Ныне обитель Спаса закрыта, в ней проводятся археологические исследования, однако каждое воскресенье перед входом в эту церковь служится молебен с акафистом.

Барская икона («Избавительница»). Ещё одна икона, имеющая отношение к Киево-Печерской Лавре.

Этот образ западного письма возможно XVIII века был случайно обретен в 1970 году на чердаке старого дома священником киевского Покровского женского монастыря Тимофеем Шайдуровым.

Икону долгое время хранили, опасаясь преследования со стороны безбожных властей и только в 1992 году – во время новых тяжких испытаний для Украинской Православной Церкви, икона была передана в Печерскую обитель и теперь пребывает в Крестовоздвиженской церкви на Ближних Пещерах.

Почаевская-Покровская икона. Эта икона имеет непосредственное отношение к Покрову Пресвятой Богородицы, так как хранится в женском Покровском монастыре Киева.

Изначально она принадлежала представительнице Дома Романовых – Великой Княгине Александре Петровне, которая отрекшись от мира, приняла иночество и именем Анастасия в основанной ею Покровской обители.

Совет

По мнению насельниц монастыря, именно эта икона во времена гонений XX века ограждала обитель от разорения и закрытия.

«Троеручица» Ионинская. Была написана в 1852 году по заказу прп. Ионы – основателя Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Во время закрытия монастыря и гонений, икона последовательно пребывала в разных местах и долгое время, вплоть до восстановления Ионинской обители, хранилась в Лавре в Аннозачатьевском храме на Дальних Пещерах.

 
«Призри на смирение». Одна из чудотворных икон, получивших известность в недавнее время, благодаря тому, что отобразилась на стекле, покрывавшем ее. О ней мы ранее уже писали подробнее.

Зверинецкая икона.

 Древняя икона, написанная на металлической пластине, обретенная начале XX века во вновь открытых Зверинецких пещерах – древнейшем пещерном монастыре, который был разорен во время одного из набегов кочевников на древний Киев. Представляет собой иконографический тип «Одигитрии», то есть – путеводительницы (на иконе Богородица указует на Своего Сына, который, согласно Писанию, «есмь путь и истина и жизнь»(Ин.14:6)).

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/1638-bogorodichnye-svyatyni-kieva-2

Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году.

Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов.

Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.Софийский собор. Открытая древняя кладка.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси.

Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.
Колокольня Софийского собора на Софийской площади.
В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.

Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Благовещение.

Мозаика на алтарных столбах, XI век

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека.

В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI векОгромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…Макет – реконструкция первоначального облика собораФасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI векКак пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

Читайте также:  Великомученица великомученица варвара

Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском собореЗа свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651 г.Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.

Софийская площадь.1840 г                                                                Софийская площадь.1851 г

Обратите внимание

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Дальние углы собора тонут в полумраке.

Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия.

В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла…Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор Богоматерь Оранта. Стена НерушимаяВысоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя.

Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.
Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е ггПервоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне.

Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.                                     Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена).

Мозаика в алтаре собора, XI век

«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы.

Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных».

Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим…

Источник: https://pushmamba.livejournal.com/84556.html

Икона Божией Матери «Нерушимая стена»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, Нерушимая Стено именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Икос 1

Икона Божией Матери «Нерушимая Стена» в храме апостолов Петра и Павла в Лефортово Источник: http://hram-troicy.prihod.ru

Ангел предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира.

Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед и напастей.

Важно

Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси.

Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны; радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 2

Провидяще пророцы умными очесы своими благодатное явление Твое, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум благопросвещен имеюще, Иаков, Моисей, Давид и других множество в словесех, видениях, сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша.

Мы же, всю силу пророческих вещаний разумети не могуще, из глубины верующих сердец наших с любовию воспеваем Тебе: Радуйся, Лествице высокая, землю с Небом совокупльшая; радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая.

Радуйся, светоносный Облаче, из Него же всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде; радуйся, яко Живоносный Источник, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая.

Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая; радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя, Пречистая, соделавши Тя Матерью Господа, и по Рождестве Твоем обильно пребывает в Тебе, Богомати. Радующеся таковому Божию благоизволению, к Тебе бывшему, вси, восхваляюще Спасителя мира, вопием Ему радостно: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи в Себе обильно благодать Божию, Ты, Пренепорочная, все житие Твое отдала еси благим попечениям о Сыне Твоем и Господе, вся глаголы Его соблюдающи в сердце Своем. Мы же, грешнии, скорбное житие Твое на земли воспоминающе, глаголем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, Владыку вселенныя во убозем вертепе родившая; радуйся, во Египет от беззаконнаго Ирода с Сыном Твоим бежавшая.

Совет

Радуйся, Отрока Сына Своего с великою скорбию во Иерусалиме во дни Пасхи искавшая; радуйся, ненависть и зависть к Сыну Твоему от врагов Его скорбным сердцем созерцавшая. Радуйся, Материнским сердцем сраспинавшаяся Ему, егда Крестная страдания и смерть Его на кресте созерцала еси; радуйся, во Иоанне Богослове сына Себе по глаголу Иисуса обретшая.

Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 4

Бурею нашествия иноплеменников многократно испытуема страна наша Российская, и в тяжелых испытаниях отцы наши взываху о помощи ко Пресвятой Деве Богородице.

Та бо, яко Нерушимая Стено, Своим предстательством у Престола Сына Своего и Бога, благодатно ниспосылает силу Свою, и с надеждею на помощь Богоматере люди русстии изгоняют полчища вражеския от пределов российских.

Сего ради восхваляюще Богоматерь, радостно воспеваем Господу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышит и знает весь мир, яко Пресвятая Богородица возжигает в сердцах русских людей мужество, и силу на подвиги и защиту отечества, боримаго от иноплеменников, подает, и помощь Свою благодатную посылает всему воинству русскому.

Исповедующе таковую веру нашу и чудесное заступление Царицы Небесныя во дни бранных нашествий на землю нашу, тако воспеваем Благодатней: Радуйся, народу русскому на врагов поможение; радуйся, земли нашей на изгнание иноплеменников благодатное подкрепление.

Радуйся, вождей воинства русскаго тайное вразумление и умудрение; радуйся, ненавистников рода человеческаго посрамление. Радуйся, пламень вражды разжигающих грозная Наказательнице; радуйся, всех пекущихся о мире всего мира необоримая Помощнице.

Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 5

Боготечная звезда явилася еси, Присноблаженная, всем блуждающим во тьме страстей и пороков, Твоим бо вразумлением множество и тяжких грешников от беззаконных дел отвращаются и к Богу с покаянием прибегают, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи Премилосердая Владычица гибель душ многих, во власть греха и скверны сатаною исхищенных, по неизреченной любви к роду человеческому предваряет их на помощь, от пути гибельнаго отвращает и на путь спасения наставляет.

Обратите внимание

Радующеся дивному милосердию Царицы Небесныя, вси вернии тако глаголют: Радуйся, путь спасения всем нам показующая; радуйся, гордости и гневу сердцами нашими владети возбраняющая. Радуйся, чревоугодником и пияницам строгое вразумление; радуйся, ленивым и безвольным крепкое побуждение.

Радуйся, живущих блудно к покаянию приводящая; радуйся, грешников, к Тебе с верою прибегающих, скорое исправление. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 6

Проповедницы быша чудес, от Твоих икон явленных, благочестивии отцы наши, Тобою, Богородице, спасенныя и от бед и напастей избавленныя. Темже благодаряще Бога, таковую благую Заступницу роду человеческому даровавшаго, вси немолчными усты воспевают Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет неизреченньй Твоея благости, Благословенная, всем скорбящим, плачущим, всем нам, во искушении сущим, ибо чрез наша слезныя молитвы даруется нам Тобою, Богородице, чудесное от бед избавление.

Обаче не имеюще словес достойных восхваляти Тя за милости Твоя ко всем, грешными усты восклицаем Ти во умилении тако: Радуйся, скорби и слезы наша в радость претворяющая; радуйся, изнемогающим во искушениях Милосердная Помощнице. Радуйся, домы наша от огня и иных разрушений спасающая; радуйся, от татей и злых людей верныя ограждающая.

Радуйся, клеветы и козни врагов наших разрушающая; радуйся, страх смерти и внезапныя кончины в душах наших побеждающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 7

Хотя Всемилостивый Господь явити Свою Божественную любовь к нам недостойным, дарова нам Твою, Богомати икону, Стено Нерушимая именуемую, да видящии чудеса, от святыя иконы бывшая, вси людие с верою и надеждою на чудодейственную Твою помощь со умилением взывают Источнику чудес Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое свидетельство присущия всегда Тебе, Пречистая, благодати и чудесныя силы показа нам Создатель, егда дивный образ Твой, на алтарней стене древняго Софийскаго собора во граде Киеве изображенный, девять столетий неврежден сохрани, полчища бо поганых врагов веры православныя не дерзнувше повредити образ сей благодатный, силою Твоею охраняемый. Воистину и нам, грешным и скорбным, Стеною Нерушимою является святая икона сия, всем верным внушающая возглашати Тебе: Радуйся, облеченная в хитон, сияющий светом небесным; радуйся, воздеянием рук Твоих пречистых непрестанную молитву о всем мире являющая. Радуйся, яко честнаго образа Твоего и долгота веков не повреди; радуйся, яко образ сей и по нашествии силы вражия во всей своей лепоте пребывает. Радуйся, яко образом сим сердце молящихся благоговейно умиляется; радуйся, яко благодатная сила, сему образу Твоему присущая, бесы устрашает. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 8

Странно есть неверующим слышати, яко Ты, Богомати, о младенцех особое попечение имаши. Мы же, воспоминающе слова Господа нашего, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие, с твердою верою исповедуем, яко Ты, Пресвятая Дево, Своею любовию охраняеши младенцев и их матерей, и вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 8

Важно

Всем сердцем Твоим, Царице мира, всякое Божие создание любяще и о всех к Сыну Твоему молитвы возносиши, яко Мати по плоти Сына Божия, Ты нетесно вмещаеши в душе Твоей скорби и труды матерей.

Сего ради, яко Матери Богомладенца Иисуса, воспеваем Ти: Радуйся, верная Помощнице и прибежище матерей деторождающих; радуйся, покрове и крепосте младенцев. Радуйся, материнския скорби утоляющая; радуйся, всяк возраст младенческий сохраняющая.

Радуйся, благочестивых матерей в воспитании детей благая Наставнице; радуйся, младенцев безпомощных в болезни Целительнице. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Читайте также – Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Кондак 9

Всякое естество ангельское и человеческое воспевает приснодевственную чистоту Твою, Пренепорочная, сего ради почитаем Тя, яко неусыпную Попечительницу непорочности дев, чистоты вдовиц, целомудрия юношей; и всяк возраст людей вверяем Тебе, да сохраниши их в святости, воспевающих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития суемудреннии не могут в сердце своем вместити истину Твоего, Богородице, Приснодевства. Мы же, верующе в силу непостижимыя тайны, с благоговением восхваляем Тя сице: Радуйся, яко красныя и светлыя доброты Твоея возжела Жених, краснейший паче всех сынов человеческих; радуйся, яко сей Жених девство и рождество в Тебе сочета.

Радуйся, премудрая Наставнице непорочнаго девства; радуйся, вдовиц благочестивых в безбрачии соблюдающая. Радуйся, чистых дев и вдовиц работати во славу Христа на благо ближних наставляющая; радуйся, всем могущим сия вместити на пути целомудрия споспешствующая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 10

Спасти хотящи люди Своя от падений греховных, Ты, Владычице, неусыпно святость честнаго брака охраняеши и пребывающим в браце указуеши хранити заповеди Господни: дети своя по Богу воспитывати и к делом милосердия приучати. Благодаряще Бога, даровавшаго нам таковую мудрую Наставницу, от всего сердца поем Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и Хранительница христианских семейств благочестивых, Пресвятая Дево, верующих мудро наставляеши брачную жизнь яко иго благое приимати и верность друг ко другу до кончины хранити.

Совет

Сего ради и мы, радующеся Твоему попечению о добрем христианстем супружестве, тако с умилением Тебе глаголем: Радуйся, честный брак благословляющая; радуйся, по учению Христа и апостолов жити супругов наставляющая. Радуйся, живущим в супружестве любовь и единомыслие в сердца влагающая; радуйся, семейныя узы охраняющая.

Радуйся, благая Попечительнице домашния Церкве; радуйся, грозная Обличительнице нарушителей супружеския верности. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносит Ти, Преблагословенная, весь род христианский, видяще Тя, яко всесильную Молитвенницу за весь мир.

Ты же, Богородице, и юных молитвы приемлеши, и моление немощных старцев и стариц не презираеши, юных на добрыя дела ко спасению наставляеши, старцем же о скором их преселении в жизнь загробную напоминаеши.

Сего ради, моляще Господа о даровании всем нам памяти смертныя, взываем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светилом назидательным и светозарным в нашей греховной жизни, учение Христа Спасителя о жизни будущаго века, является, Ты же, Всемилостивая, возгреваеши в сердцах наших благодатное желание от грехов покаянием очиститися и добрыми делами жизнь свою украсити.

Радующеся Твоему о нас попечению, о еже получити нам вечное спасение, со слезами умиления взываем Ти: Радуйся, изрядную любовь к старцем немощным являющая; радуйся, верным людем, хотящим житие свое во благочестии скончати, Всеблагая Помощнице.

Радуйся, престарелых родителей, детьми своими оставленных, под кров Свой честный приемлющая; радуйся, таковых жестоких чад, небрегущих о старцех своих, грозная Наказательнице.

Обратите внимание

Радуйся, о страшнем Втором Христовом пришествии всем нам напоминающая; радуйся, о душах преставльшихся верных рабов Божиих Молитвеннице теплая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 12

Благодать Божественная явно пребывает в Твоей чудотворней иконе, достойно и праведно в утешение наше Стеною Нерушимою именуемою. Изливающе пред сею иконою своя радости и печали, молим Тя, Мати Господа нашего Иисуса Христа, не остави нас Своим заступлением, да благодарно о Тебе взываем Господу: Аллилуиа.

Икос 12

Источник: https://www.pravmir.ru/ikona-nerushimaja-stena/

Мировой туризм и активный отдых: города и страны. Мифы и легенды

Знаменитая София Киевская считалась главным храмом Киевской Руси, пережившим целые столетия и дошедшим до нашего времени. Собор был культурным, политическим и духовным центром.

В нем проходили посвящения в митрополиты, посвящения на княжеский престол, приемы послов, церковные соборы. Киевский Софийский собор был заложен князем Ярославом Мудрым еще в 1037 году.

По преданию строительство храма происходило именно на том месте, где князь повергнул язычников печенегов. Свыше десяти лет здание возводили и украшали местные и византийские мастера.

И только в 1049 году величественное сооружение было освящено Киевским митрополитом Феопемптом.

История Софии Киевской

София Киевская была главным храмом страны – именно здесь Ярослав основал первую библиотеку на Руси, здесь велась летопись, перевод и переписывание книг, проводились приемы послов, церемонии восхождения князей на престол.

В то время Киевская Русь считалась одной из крупнейших цивилизованных государств в Европе.

Она имела широкие дипломатические и торговые связи с державами Востока и Запада, а многие короли Европы считали за честь породниться с князем киевским.

В 11-13 столетиях собор неоднократно разоряли половцы и печенеги. Однако особо сокрушительное разрушение собору нанесли татаро-монголы под предводительством хана Батыя при захвате Киева в 1240 году. Тогда храм был разрушен, однако, не уничтожен – все-таки войско Батыя «пощадило его дивную красоту».

Серьезная угроза разрушения древнего храмового комплекса возникла в 20-м веке.

Советская власть в начале 1930-х годов приняла решение уничтожить Софийский собор, и лишь вмешательство Франции, которая памятовала о том, что их королева Анна (супруга Генриха I) являлась дочерью основателя этого храма – князя Ярослава Мудрого, не позволило коммунистам уничтожить эту реликвию. Ведь большевики побоялись международного скандала, поэтому в 1934 году появился Софийский музей-заповедник, где были начаты реставрационные и научно-исследовательские работы.

Фрески и мозаики Софийского собора были созданы еще в середине 11-го столетия специально приглашенными Ярославом Мудрым византийскими мастерами из Константинополя.

Христианские сюжеты, которые были развернуты на стенах собора, были призваны вразумить неграмотных людей из языческой страны, не умевших ни писать, ни читать.

Важно

На стенах храма изображены различные сцены из жизни Богородицы и Христа, ее родителей Анны и Иокима, апостолов Павла и Петра, Георгия Победоносца, а также покровителя Киева – архистратига Михаила и других православных святых.

То, что Киевский Софийский собор неоднократно горел, перестраивался, довольно пагубно сказалось на фресках и мозаиках. До наших дней из пяти тысяч квадратных метров фресок, созданных еще в 11-м столетии, уцелело всего лишь около двух тысяч.

В конце 17-го столетия старинные фрески забелили известью. И в 1843 году они вновь случайно были обнаружены, когда отвалился небольшой кусок штукатурки, и открылась стенопись 11-го столетия.

Однако расчистка стен производилась отнюдь непрофессионально, и рабочие в некоторых местах удалили и фресковую роспись.

Внутреннее оформление

Мозаики первоначально занимали огромнейшую площадь, но сохранилась их лишь третья часть. Мозаичная палитра включает в себя 177 оттенков.

Серебряный цвет состоит из 9 оттенков, золотой – из 25, красный – из 19, желтый – из 23, зеленый – из 34, синий – из 21, что свидетельствует о высочайшем профессиональном уровне мастеров.

Куски смальты, которые выкладываются по сырой штукатурке, ставились под определенным наклоном таким образом, что падающие на них лучи света отражались под разными углами и создавали светоносную искрящуюся поверхность, что придает мозаикам собора особую выразительность.

Мозаики главного купола, предалтарных колонн и главного алтаря – настоящий шедевр искусства. Центром такой прекрасной композиции уже много веков является икона Богоматери, больше известная под названием «Нерушимая стена». Многие столетия в народе существует некое поверье, что доколе «Нерушимая стена» не разрушится, стоять и Киеву.

Забронировать отель в Киеве недалеко от Софийского собора

Для ознакомления с достопримечательностями Киева, в частности с Софийским собором, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Киева, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели.

Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Киева заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Совет

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Киев», и перед вами откроется список всех отелей Киева, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Киеве

«Орел и Решка» – программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Киев – столицу Украины. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Софийский собор на карте

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://HelpInTourism.com/ukraina/kiev/22-kievskiy-sofiyskiy-sobor.html

Пророчество: «Когда падут стены Софии Киевской, падет и Украина». Протоирей Олег Трофимов

Когда скажешь дьяволу «а», то и придется сказать и «б», даже если и не захочешь, то до этого он опустит. […]

Когда скажешь дьяволу «а», то и придется сказать и «б», даже если и не захочешь, то до этого он опустит. Ибо всякое общение с дьяволом это заведомо проигрыш. Такой буквой «а» — является культ Золотого тельца современного человека на Украине – евромания! А буквой «б» — это явное и открытое богохульство. Все ради «евросчастья», конечно…

Ради ЕС-«счастья», стоит продать свою душу дьяволу, ведь за этим подписанием последовало духовное и физическое уничтожение  государства Украины и его населения: принятия евросодомских законов, сразу после майдана зарегистрировали впервые «церковь сатаны», уничтожили экономику, произошёл геноцид населения. Согласно официальным  данным ООН, Украина самая быстро вымирающая страна мира! А ведь за свой цивилизационный выбор приходиться платить хозяину этого «счастья».

Когда мы посмотрим на историю мира и человечества, то увидим, что первым революционером был дьявол – восстал против Бога, вторым – Каин – убил родного брата, ну а третьим – Иуда – предал Христа-учителя.

Всех этих «героев» связывает общие черты: убийство, ложь, предательство, гордость и богохульство. Всех их упреждал Бог. Каину – «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.

4:7); Иуду предупреждал трижды (дважды на Тайной Вечери и в Гефсиманском саду) – «целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лук. 22:48)

Но в период майданного шабаша – «революції гідності», было явлено неоднократное грозное предупреждение. Таким очевидным одним из знаков стало то, что в заповеднике «София Киевская» в субботу, 18 октября 2014, обрушилась часть стены длиной 50 метров.  В это время по стране скакали и «резали москаляку», строили «Великую стену» — защищали Европу!

Ещё задолго до событий майдана, при Союзе, существовало пророчество, сказанное блаженными и юродивыми в Киеве о том, что настанут времена мерзости и запустения, начнутся гонения на Православную Церковь, и когда падёт стена в Софии Киевской, то и падёт с ней Украина. Когда в период мирной жизни, с момента развала Союза и до майдана, звучали эти слова, то трудно было поверить, что такое осуществится. Но мы теперь стали очевидцами гонений на Православную Церковь, стали очевидцами развала государства.

Обратите внимание

Теперь ещё более шокирующие известия, которые подтвердились, что это уже не нелепые предложения евроинтеграторов-сатанистов, а окончательное государственное постановление.   Церемония открытия песенного конкурса «Евровидение» пройдёт в Киеве весной 2017 года, и состоится она не где-нибудь, а на территории национального заповедника «София Киевская».

Такое решение было принято на рабочей встрече представителей Европейского вещательного союза, Национальной телекомпании Украины, Киевской городской государственной администрации и представителей Стокгольма, где «Евровидение» проходило в 2016 году.

Саму же церемонию открытия «Евровидения» планируется провести на территории Софийского собора, поскольку за рубежом он известен тем, что внесён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но почему это пророчество о падении стены связанно только с Софией Киевской, разве нет других значимых святынь в городе? Почему опять Святая София становится объектом кощунства и надругательства? С чем это связано?

Собор Святой Софии — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева князем Ярославом Мудрым. Величественный храм посвящён Премудрости Божьей – Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Христа Спасителя. Только самые главные соборы стран или огромных провинций имели такое название. Это место и захоронения киевских князей.

Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины. Нерушимая стена — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты; заимствован из акафиста Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» — икос 12).

Известно, что ещё в римских катакомбах были подобные изображения Богоматери.  В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне.

Важно

По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила из-за того, что в продолжение более 800 лет именно Стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора.

Образ почитается чудотворным, празднование в Православной церкви совершается 31 мая (по юлианскому календарю). Согласно распространенному преданию-пророчеству, о котором уже было сказано выше, Украина будет стоять, пока стоят стены Софийского Собора.

Святая София была кафедрой киевских митрополитов, всегда олицетворяла духовное сердце Киевской Руси, это княжий храм! В  XVI веке этот храм перешёл в руки униатов, где он окончательно обветшал.

Но ему вернул славу и красоту святой митрополит Пётр Могила.

Безбожная власть отобрала эту святыню у Православной Церкви,  постсоветская власть «незалежной» так и не отдала эту святыню собственнику, манипулируя конфессиями.

В этом храме пытались устроить свои прыгания и «проповеди» горе-известное «Белое братство», власти тут устраивали экуменический шабаш, передали один из храмов комплекса в пользования раскольникам УПЦ КП. Свои претензии на этот храм предъявляют опять УГКЦ и УАПЦ. Но главным претендентом на эту святыню является антихрист.

  Пророчества Апокалипсиса и апостолов о том, что антихрист воссядет в святыни Божией относиться не только к Иерусалимскому храму, а глобально, это символ войны против всякой святыни Божией.  Потому что кощунство и святотатство в святом месте даёт ему право и легитимизацию на его воцарения в мире.

  Евровидение и дух антихриста – евромания, как раз инструмент такого его воцарения.

Дьявольский майдан в Киеве – в колыбели крещения Руси, совсем не случаен. И как бы странно нам не казалось, ночь изнасилованной Европы – кёльнский майдан имеют общие корни с киевским.

Немецкий город Кёльн – город Трех Царей богопоклонников-боговидцев, где находятся их святые мощи, олицетворял собою исторически второй город – христианский и монархический центр Европы после Рима.

Совет

Кощунство, святотатства, изнасилования, ложь, иудство, убийства и братоубийства – все эти достижения революции – словно сапог антихриста на этих двух городах-святынях христианского мира. Нетронутым остался сейчас – Третий Рим!

Источник: https://pravoslavie.fm/politika/prorochestvo-kogda-padut-steny-sofii/

Софийский собор в Киеве

Одна из самых известных духовных святынь Киева – Софийский собор. Согласно летописям, он был построен в 1037 году князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенежским войском. Первоначально имел немного другой вид, чем тот, что мы видим сейчас.

В древних летописях сохранились свидетельства возведения Софии Киевской, а также ряда других объектов Ярославом. Это Ирининская церковь, древние фундаменты которой сейчас раскапывают на территории Софийского заповедника, Церковь Святого Георгия, Золотые ворота.

Некоторые историки склонны считать датой основания Святой Софии 1017 год – древние летописи гласят, что в это время на ее территории уже функционировала резиденция Киевского митрополита. К слову, Дом митрополита на территории Софии Киевской можно посетить и сегодня.

В 1240 году, во время татаро-монгольской навалы, Софию разграбило войско князя Батыя. В 1242-1280 годах, при митрополите Кирилле ІІ, его отремонтировали и привели в порядок. В 1596 году собор перешел к Украинской греко-католической церкви – униатам. Позже, в 1633 митрополит Петро Могила забрал его, отреставрировал, открыл на территории мужской монастырь.

При гетмане Иване Мазепе, на рубеже XVII-XVIII векав, когда действовал митрополит Варлаам Ясинский, Софию полностью перестроили. Она восстала в новом виде – в стиле украинского барокко.

В 1699-1702 годах построили колокольню, тогда же отлили колокола. Один из них, сделанный в 1705 году, до сих пор хранится на втором этаже колокольни. Он именуется «Мазепой».

В 1934 году Софию назвали  Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». В него, кроме самого собора, позже вошла также колокольня, въездные ворота, кельи и другие объекты, которые вместе образуют уникальный исторический архитектурный ансамбль древнего Киева.

Обратите внимание

При реставрации Софии миру открылись древнейшие фрески ХІ века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Здесь – сцены из жизни святых, лики известных великих Святителей и лица ангелов, Апостолы и иллюстрации к главным церковным праздникам и дням.

Самая главная фреска – Богоматерь Оранта, «Нерушимая стена». Софийский собор получил Европейскую золотую медаль, ведь сохранил артефакты мирового значения. Кроме фресок, можно посмотреть и фрагменты древней кладки.

Среди выбеленных стен собора в некоторых местах проглядываются старые коричневые кирпичи.

В 1990 году Софийский собор в Киеве внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатый и пышный, сверкающий золотыми куполами на солнце, выбивающийся среди буйной столичной зелени – воистину уникальный собор и сегодня остается таким, которому нет аналогов в мире.

София – это не только архитектура, легенды и фрески, это еще и древний некрополь. Именно здесь был похоронен Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и его семья. Мраморный саркофаг, где лежали останки Ярослава, сохранился до сих пор.

А вот мощи киевского князя куда-то исчезли. Это заметили, когда вскрывали усыпальницу в 2009 году. До этого ее открывали еще трижды. Есть также еще одна гробница, которая уцелела до наших дней. Она пуста, но ее связывают с Владимиром Мономахом.

Также здесь похоронены митрополиты.

Кроме того, Софийский собор, древнейшая памятка, изображен на купюре номиналом в 2 гривны. Памятник Ярославу, который держит макет собора на своих ладонях, можно увидеть возле Золотых ворот в Киеве.

Еще один, поменьше и малоизвестный – в закоулках Андреевского спуска, у подножия Андреевской церкви. В 1965 году «Нерушимую Софию» изобразили на почтовой марке.

Важно

В 2011 году Нацбанк выпустил серебряную монету номиналом в 50 гривен в честь 1000-летия основания Софийского собора.

Источник: https://the-city.kiev.ua/ru/article/sofiyskiy-sobor-kiev-137

Ссылка на основную публикацию