Валдайский иверский святоозерский монастырь, россия, новгородская область

Валдайский Иверский монастырь

(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)

             Часы работы: 07-00 до 20-00

             Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 – 7 часов.

Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час).

С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

             Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай ( в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

            Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.

Обратите внимание

           На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург).

На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.

Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

           Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.

           25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.

Карта Валдайского Иверского монастыря

           Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.

           Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров…».

           Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами.

Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром.

Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Схема Валдайского Иверского монастыря

       Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

Важно

         К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест.

Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.

           Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.

          После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.

          Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.

          Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

          После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты.

Совет

Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования.

А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.

          Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.

          Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.

С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни.

Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

          Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х – 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.

          В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.

Обратите внимание

          Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью.

Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами.

Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.

          Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.

          По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время.

При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.

         С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

         Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.

Важно

         Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 – 1658 годов.

         Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.

         Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 – 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.

         Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.

         Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…

        Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

            Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/

Источник: http://best-trip4you.ru/valdajskij-iverskij-monastyr

Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.

Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.

Читайте также:  Великомученик иоанн сочавский

Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.

В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.

Совет

История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью.

В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование.

В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.

Долгожданное возвращение монастыря Новгородской епархии произошло лишь в 1991 году.

Масштабная, кропотливая реставрация комплекса завершилась в 2007 году, затем Успенский собор Иверского монастыря Валдая был освящен патриархом Московским Алексием II в честь иконы Божией Матери Иверской — главной святыни монастыря. На церемонии присутствовал В. В. Путин. Отдельные работы по украшению монастыря продолжались по 2011 год.

В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.

При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.

Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре

Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.

Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.

Как добраться до Иверского монастыря Валдая

От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.

Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования.

Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками.

Обратите внимание

Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).

Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/valday/temples/26127

Валдайский Иверский монастырь

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону.

В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре.

Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией.

В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым.

Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Ивер-скую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверско-му образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами.

В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили.

Важно

Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе.

Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек.

В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров.

Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства.

С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

Совет

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом.

В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей.

От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Монастыри Новгородской области.

Источник: http://posmotrim.by/article/valdayskiy-iverskiy-monastyr.html

Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – православный мужской монастырь, основанный в живописном месте – на одном из островов Валдайского озера в середине XVII столетия патриархом Никоном, в настоящее время является действующей обителью Новгородской епархии и находится под государственной охраной как объект культурного наследия народов России. 

Предыстория основания монастыря

История основания Иверского монастыря на Валдае уходит своими корнями в далёкий XVII век и неразрывно связана с его устроителем – Патриархом Московским Никоном – верным другом и советником царя Алексея Михайловича Романова. 

Царь Алексей Михайлович, приблизивший к себе в 1646 году умного и образованного игумена Кожеозёрского монастыря Никона, вскоре уже не мог обходиться без его советов и благословений.

Назначенный вначале архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а чуть позднее – митрополитом Новгородским и Великолуцким, Никон всецело погрузился в церковную жизнь, воплощая мечту об удержании русского общества в безоговорочном послушании Церкви в лице её пастыря – Патриарха во всех делах церковной и духовной жизни.

 

Именно патриарх Никон стал инициатором перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского – обличителя злодеяний опричников Иоанна IV Грозного, зверски убитого Малютой Скуратовым в 1569 году в Отроч Успенском монастыре Твери.

В 1591 году святые мощи митрополита Филиппа по просьбе братии Соловецкого монастыря были перенесены в Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 

В начале зимы 1652 года митрополит Никон лично отправился на Соловки за святыми мощами святителя Филиппа. На обратном пути, пролегавшем мимо живописных и безмолвных мест чистейшего Валдайского озера и окружающих его вековых лесов он задумал основать в этих местах православную обитель.

В сонном видении предстал перед ним святитель Филипп и благословил Никона на устройство на Валдае монастыря.

Обратите внимание

 Уже спустя месяц по возвращении в первопрестольную в начале лета 1652 года митрополит Никон был возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси, а его влияние на молодого царя, и ранее бывшее немалым, с тех пор стало исключительным.

С возведением в патриаршество главной заботой Никона стало проведение церковных реформ, в настоящее время известных как Великий церковный раскол XVII века, и основание православных монастырей. 

Строительство монастыря и его дальнейшая судьба

Вскоре после принятия сана Патриарха Никон испросил разрешения у царя Алексея Михайловича об устройстве на одном из островов Валдайского озера мужской обители по подобию Иверского Афонского монастыря.

Царь не только разрешил строительство новой обители, но и выделил для этого из царской казны огромные средства.

Получив одобрение государя, Патриарх заказал афонским изографам точный список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, с XI века украшавшей врата Иверского монастыря на Афоне.

 

Летом 1653 года начались строительные работы, для которых из Москвы были специально присланы самые искусные зодчие и плотники, а также большое количество строительных материалов. Уже к осени были выстроены и освящены два деревянных храма – соборный (холодный) в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери и тёплый во имя святителя Филиппа Московского. 

Осенью того же года обитель посетил сам патриарх Никон, переименовав село Валдайское в Богородицкое и озеро Валдайское – в Святое, совершив чин освящения, при котором в воды озера были торжественно опущены Евангелие и крест.

Саму же обитель патриарх назвал Иверским Богородицким Святоозерским монастырём, назначив настоятелем добродетельного и кроткого игумена Дионисия. 

Для царя его «собинный друг» Никон был непререкаемым авторитетом как в делах церковных, так и в делах государственных, поэтому все просьбы его выполнялись, а начинания одобрялись.

Читайте также:  Икона божией матери «геронтисса», греция, афон, монастырь пантократор

Ещё одним подтверждением этого стало возведение Иверского монастыря на уровень, поставивший его в один ряд с древними и самыми почитаемыми русскими монастырями – Новгородским Юрьевым, Псково-Печерским, Новоторжским Борисоглебским, Троице-Сергиевой Лаврой.

Важно

Для этого в 1653 году по жалованной грамоте монастырю отошли село Валдай вместе с озером, близлежащими сёлами, крестьянами, земельными угодьями и пастбищами, а в 1654 году из Свято-Духова Боровичского монастыря в Иверскую обитель были торжественно перенесены мощи святого праведника Иакова Боровичского (причём для мощей на личные средства патриарха была изготовлена новая сребропозлащенная рака), сам же Свято-Духов монастырь приписан к новой обители. Также в монастырских храмах были поставлены ковчеги с частичками мощей многих святых, а сам монастырь Никон возвёл в статус архимандрии, возложив управление им на архимандритов. 

К 1655 году в ведении Иверского монастыря находились многочисленные села с крестьянами (Боровичи, Вышний Волочёк, Выдропужск, Яжелбицы, Едрово), земельные угодья, солеварни, к нему были приписаны некоторые небольшие монастыри Новгородской земли, а также дворы и амбары в Старой Руссе и монастырское подворье в Москве. 

Следующим этапом благоустройства Валдайского монастыря стало каменное строительство, начатое с возведения в обители Успенского собора. Новый собор был выстроен всего за один год (1655–1656) и стал ярким образцом самобытного церковного зодчества XVII столетия.

После освящения храма в него торжественно был перенесён чудотворный список Иверской иконы, написанный афонскими изографами специально для Иверской обители и до освящения находившийся в Москве.

Помимо собора в монастыре появились хозяйственные постройки, а весь комплекс окружили деревянные стены с десятью башнями и четырьмя проездными воротами. 

Отрадой патриарха Никона, мечтавшего не только о благоустройстве обители, но и о распространении грамотности и устройстве обширной библиотеки, стало развитие в монастыре книгопечатания, связанное с переселением в 1655 году из Оршинского Кутеинского Свято-Богоявленского мужского монастыря насельников (около 70 человек).

Монахи привезли с собой на новое место типографию, которая стала первой в истории Руси провинциальной типографией – до тех пор книги печатали только в московский Государевом печатном дворе. Кроме мастеров-книгопечатников, среди переселившихся из Кутеинского монастыря монахов были резчики по дереву, переплётчики, иконописцы и переводчики, передавшие свои навыки и умения иверской братии.

 Возведение каменных зданий в Валдайском монастыре продолжалось до конца XVII столетия. Правда, в 1666 году монастырь был предан забвению в связи с опалой патриарха Никона. Тогда все насельники (около 200 человек) были переведены в другие монастыри, а у обители отобраны угодья и вотчины.

Совет

Но уже в 1668 году царь Алексей Михайлович сменил гнев на милость, и хотя опального патриарха к себе уже не приблизил, но Иверскому монастырю вернул отобранные земли и сёла, а братия монастыря смогла вернуться к привычному укладу жизни.

 К началу XVIII столетия комплекс монастырских зданий состоял из соборного Успенского храма с ризницей и библиотекой, каменного (тёплого) Богоявленского собора с трапезной и находящимся в паперти приделом Нила Столобенского (1671 год), надвратной церкви св.

Филиппа Московского (1656 год), выстроенной вместо первого обветшавшего деревянного Филипповского храма, трёхъярусной колокольни (1679–1689 год), церви Михаила Архангела над внутренними воротами (1685 год), казначейского корпуса (1680-е годы), трёхэтажного корпуса настоятельских келий с расположенными в цокольном этаже погребами и кладовыми и двухэтажного флигеля братских келий (1679–1689 год), двухэтажного корпуса гостиных келий (1683–1689 год), двухэтажного корпуса больничных келий с церковью св. Иакова Боровичского (1702–1708 год), хозяйственных построек. Вокруг монастыря возвели каменную ограду с башнями – Квасоваренной, Северовосточной, Скитской, башней «на кузнечных воротах» и самой большой Никоновской (Патриаршей) башней. Некогда богатый и благоустроенный Валдайский монастырь постепенно пришёл в упадок, поэтому в 1712 году его вместе с угодьями и вотчинами приписали к строившемуся тогда в северной столице Александро-Невскому мужскому монастырю и в статусе приписного он находился около 20 лет. Из Иверской обители в те годы в новый монастырь были переданы сокровища из ризницы (украшенные алмазами и жемчугом настоятельские митры, золотые напрестольные кресты, облачение священников, два больших колокола и церковная утварь) и многочисленное церковное имущество.

И хотя в 1730 году Иверскому монастырю вернули самостоятельность, а в 1764 году по новым церковным штатам даже сделали первоклассным, былого великолепия он лишился навсегда. Лишь спустя почти столетие, когда в 1854 году настоятелем обители был назначен архиепископ Лаврентий, начался новый подъём в благоустройстве монастыря. За двадцатилетнее управление монастырём благодаря усилиям настоятеля храмы украсились новой церковной утварью, был позолочен иконостас Успенского собора, облачена в новый золотой оклад чудотворная Иверская икона, сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Также были отремонтированы все монастырские здания, выстроены странноприимный, северный и южный гостиничные корпуса, корпус конюшенных келий и келий «коровьего двора», прачечная и баня, а над монастырской оградой появились Странноприимная и Водовзводная (Конная) башни. В 1870 году в северо-восточной части обители на средства инженера-путейца В. А. Панаева (строителя Николаевской железной дороги), чьё имение Байнево находилось недалеко от монастыря, была выстроена семейная часовня-усыпальница, в которой нашли упокоение несколько представителей рода Панаевых. 

При настоятельстве архиепископа Лаврентия был установлен ежегодный крестный ход из монастыря вокруг города Валдая, совершаемый в дни престольных монастырских праздников – Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления Господня, дня памяти святого Иакова Боровичского.

Стоит отметить, что крестные ходы совершались при большом количестве верующих, а вместе с многочисленными паломниками, устремлявшимися в обитель в те дни, общее число молящихся составляло до 15 тысяч человек.

 В XX столетие монастырь вошёл достаточно благоустроенным и жил по заведенному ещё первыми насельниками порядку – братия совершала богослужения и несла послушания. Но всё изменилось после октября 1917 года, когда к власти в стране в результате вооружённого переворота пришли большевики.

Уже с января 1918 года по указу властей у обители систематически отбирался хлеб, рыба, овощи, фрукты, а самая масштабная кампания большевиков по реквизиции продуктов питания, начатая ими летом того же года, закончилась позором для властей и триумфом для насельников и жителей Валдая.

На звуки набата, прозвучавшие из монастыря, на помощь инокам вышли все взрослые жители города, не позволив реквизиционной команде войти в обитель. Но осенью 1918 года года в обители уже вовсю орудовали «новые хозяева», изъявшие из ризницы драгоценную церковную утварь и богослужебные книги.

И хотя почти всё имущество монастырю вскоре вернули, саму обитель в её первоначальном виде запретили. В 1919 году на базе монастыря открыли трудовую артель, насчитывавшую до 70 человек и имевшую в своём распоряжении более 200 гектаров пахотной, огородной, садовой и пастбищной земли и 5 гектаров монастырских угодий.

В те голодные годы трудовая артель много занималась благотворительностью, бесплатно раздавая хлеб, овощи и фрукты жителям Валдая и окрестных деревень и сёл.Так насельники бывшего Иверского монастыря и жили до 1927 года, пока обследовавшая трудовую артель комиссия Наркомзема не указала в отчёте, что члены артели очень ревностно относятся к чудотворной Иверской иконе.

Это недопустимое по понятиям новой власти нарушение стало законным поводом закрыть «разоблачённую» монашескую общину, что и было сделано. Чудотворный Иверский образ в золотом окладе был вывезен в неизвестном направлении и его местопребывание не известно до сих пор.

Обратите внимание

 С тех пор и до конца минувшего столетия монастырский комплекс власти использовали как историко-архивный и краеведческий музеи, долгое время в зданиях обители располагались мастерские, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь, после войны – Дом инвалидов и лесная школа для больных туберкулёзом детей. В 1970-х годах, когда на острове появился посёлок, в зданиях монастыря была устроена база отдыха. К концу 1980-х годов комплекс строений Иверской обители представлял собой плачевное зрелище – его строения находились в аварийном состоянии, а территория была захламлена мусором и бытовыми отходами. 

Возрождение монастыря и его судьба в наши дни

По многочисленным ходатайствам жителей Валдая о возвращении монастырского комплекса Русской Православной Церкви, нашедшим поддержку представителей духовенства, после долгих переговоров с городскими властями в июне 1991 года Иверский монастырь был передан Новгородской епархии.

 Судьбоносным для обители стало событие перенесения в её соборный храм копии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери – единственной святыни, уцелевшей в годы советской власти и хранившейся в кладбищенском Петропавловском храме Валдая, и возрождение монашеской жизни.

Так, сразу после возвращения монастыря в лоно Церкви был назначен настоятель и вскоре в обители появились шесть иноков, чередующих ежедневные богослужения с послушаниями (работой на огородах, очисткой от мусора территории, ремонтом строений).

С возрождением монастыря его братия начала пополняться новыми послушниками, с 1995 года возобновились постриги, с 1998 года – хиротонии. Масштабные ремонтно-восстановительные работы по воссозданию в первоначальном виде монастырских строений и благоустройству территории начались практически сразу после передачи монастыря Новгородской епархии.

Огромную помощь в воссоздании комплекса оказывали как местные жители, так и предприятия города, благодаря чему в 1998 году был освящён Богоявленский храм и возобновились богослужения в Успенском соборе. 

В 2004 году к Иверскому монастырю проложили новую дорогу, здания обители газифицировали, провели новую линию электропередач, пробурили артезианскую скважину.

В декабре 2006 года для святыни монастыря – Иверской иконы – мастерами города Златоуст была изготовлена новая серебряная, украшенная драгоценными камнями риза, в 2008 году – позолочены купола Успенского собора, в 2011 году – завершена реставрация его фресковой живописи в алтаре и нижнем ярусе, а в 2014 году состоялось торжественное освящение всех храмов и престолов обители. 

На территории монастыря появились библиотека, иконописная школа, ризница, мастерские, древлехранилище, открыта трапезная на 250 человек. В Никоновской (Патриаршей) башне заработал музей истории монастыря, отдельный раздел в котором посвящён патриарху Никону.

Важно

Иверский монастырь стал и Паломническим центром, для которого выстроили три паломнических и один детский корпуса, а также открыли воскресную школу для детей.Комплексные работы, направленные на восстановление всего монастырского ансамбля, продолжаются и в наши дни.

Информация для посетителей

Иверский монастырь расположен на Сельвицком острове Валдайского района Новгородской области на 386-м километре автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург.

Чтобы попасть в монастырь, нужно доехать на железнодорожном или автомобильном транспорте до города Валдая, от пристани которого до обители курсирует теплоход, либо воспользоваться услугами такси.

Если ехать на частном автотранспорте из Москвы, то не доезжая Валдая, свернуть на повороте до города Боровичи, а если ехать из Санкт-Петербурга, то проехав Валдай, также свернуть на дорогу до Боровичей. Через два километра нужно свернуть налево и выехать на дорогу к монастырю. 

Ворота Иверского монастыря открыты ежедневно с 7.00 до 21.00 часов, богослужения совершаются с 7.00 до 9.00 часов и с 18.00 до 20.00 часов по будням, с 9.00 до 12.00 часов и с 18.00 до 21.00 часов в воскресные и праздничные дни.

В храмах обители совершаются таинства крещения (ежедневно в 13.00 часов) и венчания (в разрешённые дни в 14.00 часов), а также молебны и освящение транспорта (по предварительному заказу в церковной лавке).

 

Индивидуальные и групповые экскурсии по монастырю, а также питание и ночлег для паломников в обители предусмотрены, но обязательно нужно сделать предварительную запись (желательно за месяц) по контактному телефону Паломнического центра (см. официальный сайт монастыря).

Заявки на экскурсии принимаются с 10.00 до 17.00 часов в будние дни и с 13.00 до 17.00 часов в субботу и воскресенье также в Паломническом центре обители.

Читайте также:  Акафист рождеству христову

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/valdaiskiy-iverskiy-monastir

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь / Исторические справки / Патриархия.ru

11 января 2008 г. 19:30

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря.

Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.

ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне. 

Совет

История создания обители

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.

В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство.

Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство.

Обратите внимание

До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров…».

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.

Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа.

Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву.

Важно

13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

История обители в XVII ― нач. XX вв.

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.

Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты.

Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей.

Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России.

Совет

Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась.

От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали.

Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.

Монастырь в годы советской власти

Обратите внимание

После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования.

Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью.

Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой».

Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента».

Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление обители

Важно

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии.

Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

Совет

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России В.В. Путина Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.

По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря

Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/349319.html

Ссылка на основную публикацию