Преподобный феодор освященный

Преподобный Феодор Освященный — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Протоиерей Григорий Дьяченко

Преподобный Феодор, именуемый Освященный, память коего совершается ныне, был учеником преп. Пахомия и имел глубокие познания в священном писании. Когда ему было от роду всего двадцать лет, преподобный Пахомий приказал ему сказать поучение братии. Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков.

Но некоторые из старших из них не захотели слушать Феодора и сказали: «что это? Уж и всякий новоначальный нас учит!» И, оставивши собрание, один за другим ушли в свои кельи. Когда Феодор кончил слово, Пахомий послал за ушедшими и спросил: почему они ушли с беседы? Старцы отвечали: «потому что ты отрока поставил учить нас, много лет проживших в монастыре».

Услышав это, Пахомий глубоко вздохнул и сказал: «ужели вы не поняли, что вас уловил в сеть свою диавол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостию погубили. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышания слова Божия и благодати Св Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его». Этими и подобными наставлениями препод.

Обратите внимание

Пахомий окончательно вразумил гордых старцев, и они более не превозносились и со смирением слушали поучения Феодора.

Поступок некоторых иноков, вышедших из церкви во время проповеди, строго осужденный преподобным Пахомием великим, может служить сильным укором для тех современных христиан, которые безбоязненно дозволяют себе выходить из храма пред началом церковного поучения или во время его. Это крайне неразумно, стыдно и грешно.

Проповедь есть неотъемлемая, существенная принадлежность христианского богослужения, а не есть что-нибудь случайное. Она не есть что-нибудь такое, что может быть и не быть во время богослужения. Не есть какая-нибудь лишняя роскошь, только для одних особенных торжественных и праздничных дней. Совсем нет!

Проповедывал слово Божие Сам Спаситель во всякое время и на всяком месте, только были бы слушатели. Он проповедывал не только в одни праздники, а и в будни.

Проповедывал как в храме, так и в домах, проповедывал даже и в поле, на берегу озера, при колодце.

Апостол Павел заповедал ученику своему Тимофею: «проповедуй слово, настой благовременне» и «безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением» (2Тим. 4, 2).

После Господа Иисуса Христа и апостолов Его, истинными наставниками веры суть «епископы и пресвитеры Христовой церкви», преемственно от апостолов получившие власть и обязанность проповедывать слово Божие.

Господь поставил «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных же пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова», т. е. церкви Его, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия». (Еффс.

Важно

4, 11–13). Значит: проповедывать во храме за службой и без службы, в доме, в школе, за беседой, и при каждом удобном случае — это есть высокий долг и священная обязанность пастырей церкви. «Не угодно есть нам», говорит св.

апостол, «оставлшим слово Божие, служити трапезам… Мы же в молитве и служении слова пребудем» (Деян. 6, 2–4).

Мало того: за неисполнение сей священной обязанности пастыри тяжко отвечают пред Богом. «Горе мне», говорит св. апостол, «если я не благовествую» (1Кор. 9, 16).

Не на то только поставлен пастырь, чтобы служить в церкви и исправлять приходские требы, но чтобы и научать своих прихожан. «Если я благовествую», говорит апостол, «нечем мне хвалиться»: потому что это необходимая обязанность моя (1Кор. 9, 16).

«Крови» грешника «взыщу от руки твоея», угрожает Господь пастырям за нерадение. 58-е апост. правило говорит: «епископ, или пресвитер, не учащий прихожан своих благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадениии лености, да будет извержен».

19-е правило 6-го Вселенского собора говорит: «предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия».

Слушая церковную проповедь, мы, братие, в ней слушаем слова божественного учителя, Господа нашего И. Христа. Посылая учеников Своих на проповедь, Господь И. Христос сказал им: «слушаяй вас, Мене слушает» (Лук. 19, 16). Проповедь возвещает нам слово Божие. Поэтому мы должны слушать ее с полною любовию, вниманием и усердием.

Не должны разговаривать, смеяться, переходить с места на место. Должны исполнять то, чему учат в проповеди. Не для своей славы, не из земных похвал говорит проповедник. Проповедь говорится единственно для прославления имени Божия — и для спасения слушателей, чтобы убедить, наставить и вразумить их.

Проповедник говорит не от себя, а от имени Божия, почему и начинает проповедь так: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Пастырь церкви уполномочен св. церковию говорить пред членами церкви. Выходя на средину церкви для проповеди, он выходит как бы на всемирную апостольскую проповедь. Он есть посланник Божий. Пастырь церкви, проповедывающий слово Божие, есть «уста Божии.

Совет

Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши», говорит Господь (Иерем. 15, 19). Господь посылает благочестивым проповедникам слова Божия на помощь Своего ангела, верного наставника. Так, однажды св. Амвросий, епископ медиоланский, поучал в церкви народ. В это время вошел в церковь один арианин, и видел ангела Божия, который шептал на ухо св. Амвросию. Казалось, что св.

Амвросий и говорил ангельские слова народу. Видя это, арианин сделался православным христианином (Чет. Мин. 7 декабря). В проповеди язык проповедника, а учение Самаго Господа И. Христа. Св.

Иоанн Златоуст говорит: «не наше-бо есть, что мы говорим, ниже от своего языка произносим, — что бы ни сказали, но Господним человеколюбием наставляемы пользы вашея ради, и ради создания церкви Божия; так не смотри на меня глаголющаго, ниже на мою худость, но понеже сия от Господа приношу вам, ты потому трезвенным умом приемли» (Бесед. на Быт. ч. 2, л. 92).

Слово Божие, проповедуемое в церкви, для нас весьма важно, необходимо и спасительно. «Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3, 16–17).

Оно есть пища для сердца, свет для ума, руководитель для воли. Оно показует нам путь к небу, к вечному блаженству, научает, как угодить Богу, как получить спасение, и как избегнуть вечной геенской муки. Самая вера наша, которою мы, в связи с добрыми делами, оправдываемся пред Богом, дается чрез слово Божие.

«Вера от слуха, слух же глаголом Божиим», говорит апостол (Римл. 10, 17). Св. Амвросий Медиоланский говорит: «слово Божие для нас все: и врачевство, и свет, и вода, омывающая наши скверны, и источник всех наших благ» (Бесед. на Псал. 36, 37).

Поэтому мы должны твердо помнить уроки, данные нам в проповеди и навсегда прилагать их к жизни.

Какой, после этого, слушатели, тяжкий грех принимают на душу свою те, которые пред проповедию, или во время проповеди выходят из церкви! «Отметаяйся вас», говорит Господь св. апостолам, «Мене отметается» (Лук. 10, 16). Не желая слушать церковной проповеди, мы, все равно, не желаем слушать как бы Самого И. Христа.

Но посмотрите, какое страшное наказание Господь произнес на тех, которые не будут слушать св. апостолов, а в лице их и всех проповедников. «Содомляном в ден той», то есть в день страшного суда, «отраднее будет, неже граду тому» (Лук. 10, 12). Видите: тех, которые не хотят слушать проповеди, Господь сравнивает с самыми ожесточенными, отверженными грешниками.

Обратите внимание

Постановление 4 карфагенского собора говорит: «тот, кто выйдет из церкви во время произнесения пресвитерского слова, да будет отлучен». В самом деле: не кощунство ли это, — как только вынесут аналой для церковной проповеди, — уйти из церкви! Св.

церковь предлагает нам свои наставления и поучения, а мы бежим от нея! Не глумление ли это над православною церковию! Это тяжкий грех, это несносно, это нестерпимо, это крайне соблазнительно. Возьмите себе простой пример. Для нас обидно бывает, когда другие, слушая наш разговор, уходят от нас, не дослушая его. Не прогневляем ли Господа И.

Христа, когда мы, не выслушав слово Его, уходим от Него из храма. И каждому хозяину оскорбительно, когда кто-нибудь преждевременно уходит из дома его. Не оскорбительно ли Господу И. Христу, когда мы преждевременно уходим из дома Божия? Бог невидимо наказывает тех, которые уходят из храма Божия до окончания службы.

Один пресвитер, совершая божественную литургию, сподобился видеть по правую сторону престола ангела Божия, который записывал всех, кто приходил во храм, а после вымарывал тех из них, которые прежде времени уходили. И что же? Эти несчастные, прежде времени ушедшие из храма, чрез тринадцат дней после того умерли преждевременною смертию. (Троиц. лист. 1889 г. № 472). Помилуй Бог всех нас от того же наказания.

Будем, возлюбленные братие и сестры, отроки и юноши, мужие и старцы, слушать церковные проповеди с полным усердием, любовию и благоговением, как бы слово Самого Господа, и жить сообразно с словом Божиим. Не станем выходить из церкви во время проповеди. Не будем роптать на пастырей, когда они, свято исполняя свой долг, часто обращаются, к нам с проповеданием слова Божия.

Источник: https://azbyka.ru

Читайте также:  Храм богоявления господня «спас-на-водах», россия, город санкт-петербург, кронштадтский район

Просмотры (13)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=34940

Житие Преподобного Феодора Освященного, ученика Пахомиева

Память 16/29 мая

Преп. Феодор Освященный. Грачаница. Ок. 1318

Преподобный Феодор родился около 316 года. Он был сын богатых и знатных родителей и более всех детей был любим матерью за свой ум и благочестие.

Однажды в праздник Богоявления юный Феодор, увидав торжественную обстановку дома и роскошной стол, пришел в сильное смущение и сказал себе: «Если ты будешь есть эти кушанья, то Бог не дарует тебе благ будущей жизни».

Мальчик ушел в уединенное место, встал на колени и со слезами начал молиться Спасителю. Когда же мать его позвала обедать, прибавляя, что, если он не станет есть, то и никто не сядет за стол, то Феодор решительно отказался от праздничной пищи.

Он еще некоторое время жил в доме родителей, предаваясь посту, молитве и плачу, от которого у юного Феодора стали болеть глаза. В это время он продолжал ходить в школу. Но в конце этого года Феодор решил покинуть дом и всецело предаться богообщению.

Недалеко от его селения был монастырь. Здесь каждой брат жил отдельно от других, в своей келии. Феодор явился сюда и стал жить отшельником. Его скоро все полюбили за ум, благочестие и скромность. В обители было обыкновение каждым вечером после трапезы собираться вместе для духовной беседы.

Однажды во время одной из таких бесед один инок, посетивший недавно Пахомиев монастырь, с восторгом стал рассказывал о порядках Тавеннского общежития, о том, с какой любовью его там встретили, а более всего о самом Пахомии Великом, основателе обители. Феодор воспламенился желанием увидеть великого авву.

Оставшись один, он с великим жаром стал молиться, чтобы Господь удостоил его увидеть Пахомия. Феодор надеялся при посредстве Пахомия лучше познать Бога и Его святую волю. Вскоре он столь тяжко заболел, что родителям пришлось забрать его домой в беспамятном состоянии.

Однако, очнувшись, Феодор вернулся в монастырь.

Важно

Прошло еще четыре месяца, и преподобный не прекращал своей молитвы о свидании с Пахомием. В это время в монастырь, где жил Феодор, пришел инок из Тавенниси. Феодор стал проситься уехать с ним, но тот не решился взять с собой отрока. Когда же он потом с некоторыми иноками сел в лодку, чтобы отправиться назад, в Пахомиев монастырь, Феодор тайно пошел вслед за ними.

Достигнув Тавеннской обители, Феодор возблагодарил Господа за исполнение своего желания и в радости целовал ее стены. Ему было только 14 лет. Он остался в монастыре, готовый исполнять все правила иноческой жизни и полностью подчиняться воле своих руководителей. Шел уже пятый год со дня основания Пахомиева общежития.

По рассказу епископа Аммона, приход Феодора в Тавенниси был предсказан самим Пахомием. Поселившись в Тавеннском монастыре, Феодор стал проявлять величайшую ревность об угождении Богу.

Поучение и частные беседы Пахомия указывали ему верный путь к достижению иноческого совершенства, а весь строй жизни в общежитии не давал ослабеть его ревности.

Однажды в беседе с братиями преподобный Пахомий высказал такую мысль: “Если бы человек владел истинным ведением, то он не согрешил бы ни против Бога, ни против своего ближнего”. Душа Феодора воспламенилась желанием приобрести это истинное ведение. Феодор даже часто плакал о том, что он далек от истинного ведения. Пахомий же в глубине души радовался этим слезам юноши.

Однажды ночью он призвал Феодора, когда ярко светила луна.

Обращая мысль юноши от этого чудного неба с его светилами к невидимому Творцу всяческих, авва Пахомий сказал Феодору: “Бойся Его во все дни твоей жизни; знай, что именно Он сотворил нас со всеми творениями, и что мы в Его руке.

Когда ты будешь иметь страх Божий и думать, что Бот видит тебя в каждое мгновение, смотри, не согрешай против Него, и таким образом тебе будет послана от Него верная помощь. Воздавай Ему славу каждый день”.

Пахомий своими беседами, особенно близким общением с Феодором, приготовлял его к будущему служению монахам уже в качестве их руководителя в духовной жизни и особое внимание обращал на пользу безмолвия и непрестанной молитвы, привлекающих благодать Божию.

Совет

Однажды Феодор встретил одного брата с ковром на плечах, возвращавшегося с какого-то монастырского послушания. Феодор спросил его, откуда он идет. Пахомий услышал этот вопрос. Подозвав к себе Феодора, он сказал ему: “Феодор, смотри, будь господином своего сердца в каждое мгновение.

Не спрашивай у брата: откуда ты идешь? Это может войти в привычку. Что за надобность так говорить? Ведь это слово не служит ни для утешения, ни для спасения”.

Феодор часто вспоминал это наставление своего учителя, придавая ему большое значение: он знал, что верность в малом ведет к верности и в большом.

Как-то Феодор стал жаловаться Пахомию на то, что у него сильно болит голова. Пахомий же сказал, что верующий человек не должен никому говорить о своих телесных недугах, кроме тех случаев, когда болезни нельзя скрыть от других.

Вольные и невольные страдания составляют как бы мученичество. Нужно умерщвлять свое тело из любви к Богу. С тех пор Феодор стал уже скрывать от людей головную боль. Ему пришлось еще 20 лет выносить ее, но уже никто не слышал от него жалобы.

Феодора посещали и другие болезни, но он все переносил молча и благодушно.

И вообще никто из иноков не умерщвлял себя так, как Феодор, которой тщательно скрывал свои подвиги от людей. Ежедневно он вкушал пищу только поздно вечером, а иногда постился по два дня сряду, вкушая пищу лишь к концу второго дня.

Иногда он принимал пищу, но не употреблял воды по два дня сряду. Вареную пищу он вкушал только в случае болезни. От употребления приятных на вкус плодов он вообще удерживался. Ночи он любил проводить в бодрствовании.

Преподобный Феодор в короткое время успел стяжать много плодов духовных.

Святой всею душою привязался к своему великому старцу преподобному Пахомию и к своим сподвижникам инокам, но совсем был чужд пристрастия к родным по плоти. Шел уже десятый год с того дня, как он пришел в Тавенниси. Как-то раз его мать, давно желавшая видеть сына, пришла сюда с письмом от епископа области Эсне.

Обратите внимание

Святитель просил Пахомия разрешить этой женщине свидание с ее сыном. Прочитав письмо епископа, Пахомий велел Феодору пойти на свидание с матерью. Но Феодор сказал святому Пахомию: “Скажи мне, если я пойду к матери, то не окажусь ли я согрешившим пред Господом, не повиновавшись заповеди: Кто любит отца или мать более, нежели Меня…

(Матф. 10:37)?” Тогда некоторые из братий, желая доставить хотя малое утешение матери Феодора, придумали общую работу для монахов вне монастыря. На эту работу отправился и Феодор. Мать была утешена тем, что хотя издали увидела между монахами своего сына подвижника.

Позже она оставила мир и поселилась в обители, основанной сестрой святого Пахомия Великого.

Однажды, когда Феодор был вне монастыря на каком-то послушании, явился в монастырь родной брат его Пафнутий. Он изъявил желание сделаться монахом, но с тем условием, чтобы ему быть вместе с Феодором. Когда Феодор возвратился в обитель, ему передали слова брата.

Но ревностному монаху казалось нехорошим, что брат его хочет быть монахом как будто только ради него. Поэтому он не пожелал и видеть брата.

Однако Пахомий убедил его не отказывать брату в свидании, указав, что иноки во всяком случае должны относиться к подобным людям с полным терпением, ожидая, что и они познают наконец путь Божий и оставят свое плотское мудрование.

Когда же Феодор согласился с этим, преподобный Пахомий повелел ему быть руководителем брата в жизни монашеской, пока он сам не приобретет истинного понимания обязанностей инока.

Находясь под непосредственным руководством святого Пахомия и с ревностью исполняя все его наставления, Феодор скоро сделался образцом для подражания всем инокам.

Преподобной Пахомий даже посылал к нему многих иноков за наставлением и утешением. Своим мудрым, полным любви словом святой Феодор успевал утешать и успокаивать многих.

Один инок не мог снести строгих замечаний святого Пахомия и готов был даже покинуть братство. Только святой Феодор нашел способ успокоить его.

Преп. Феодор Освященный. Русь. XVII

Вот еще случай, свидетельствующий о той предусмотрительной любви к братиям, какая отличала и Пахомия, и Феодора.

Важно

Один молодой монах пожелал непременно отправиться на свидание с родителями. Пахомий очень опасался, что он уже не возвратится в монастырь.

Читайте также:  Преподобный нил столобенский

Поэтому мудрый авва в спутники дал ему Феодора, дав при этом и наказ: “Соглашайся с ним во всем, чтобы он возвратился сюда с тобою”.

Родители молодого инока с любовью встретили сына и его спутника. В особой комнате подали им пищу, разрешенную монашескими обычаями. Молодой инок просил есть и Феодора. Тот сначала отказывался. Но брат сказал, что, если Феодор не будет с ним есть, то он уже не возвратится в монастырь.

Феодор вспомнил заповедь Пахомия и немного съел. Но исполняя таким образом последнюю заповедь Пахомия, Феодор хорошо помнил и одну из первых, очень важную. Авва некогда говорил ему, что он сам во время своей монашеской жизни не позволял никому из мирян видеть, как он ест.

Следовательно, монаху, по мысли преподобного Пахомия, нельзя вкушать пищу в мирском доме, кроме случая крайней необходимости. Это долго вызывало в душе Феодора раскаяние, и он молил Бога простить ему грех, допущенный ради того, чтобы молодому монаху не дать возможности совсем остаться в мире.

Так был строг к себе преподобный Феодор.

Об этом говорит еще случай. Один брат ел много порея. Думая, что молодому монаху не полезно есть много порея, потому что он укрепляет тело, Феодор кротко оговорил его. Потом Феодор стал размышлять о том, хорошо ли он поступил: может быть, монах сам исправился бы.

Однако слова Феодора очень сильно подействовали на молодого инока. Он уже до самой смерти, в продолжение 29 лет, совсем не употреблял порея.

Узнав о воздержании этого инока, Феодор и сам уже до самой смерти не ел порея, чтобы не оказаться пред Господом виновным в нарушении того правила, какое наложил на другого.

Совет

Нелегко было святому Пахомию управлять многочисленным братством, рассеянным по девяти, основанным им, монастырям. “Житие” Пахомия передает, что он имел откровение Свыше, утвердившее его в решении сделать своим помощником преподобного Феодора.

Не обошлось и без искушений. Святой Пахомий однажды поручил Феодору сказать братиям поучение в день воскресный. Сам Пахомий с глубоким вниманием слушал одушевленную речь своего ученика, заняв место в ряду всех монахов. Но некоторым из иноков не понравилось, что Феодор, совсем молодой инок, учил их вместо Пахомия. Они даже оставили собрание.

Пахомий же уверил их, что они не получат милости от Бога, если не принесут искреннего покаяния. Конечно многих вразумила строгая речь старца и вдохновил его совет изгонять из сердца зависть и гордость. Однако были и такие иноки, которые после обличения старца еще сильнее возненавидели Феодора.

Сам же Феодор не только не питал к ним вражды, но всегда обращался с ними с особенным вниманием и любовью.

Вскоре святой Пахомий поставил Феодора строителем в Тавенниси, а сам поселился в другом монастыре. Он надеялся, что Феодор будет управлять в его духе, и что от его мудрых бесед и назидательного примера будет большая польза для монахов.

Какой духовной высоты достиг в это время Феодор, видно из свидетельства опытного и ревностного аввы Корнилия, одного из первых учеников Пахомиевых. Корнилий, смотревший на преподобного Пахомия, как на Ангела во плоти, видел в Феодоре лучшего из учеников Пахомиевых и говорил, что он желал бы в будущей жизни занять место именно после Феодора.

Сделавшись начальником в Тавеннском монастыре, святой Феодор часто ходил просить себе советов у аввы Пахомия или послушать его общие поучения. Возвратившись к своим инокам, он передавал им слышанное от Пахомия. Авва Пахомий имел обыкновение по окончании поучения заставлять монахов повторять сказанное. И святой Феодор усвоил это.

Пахомий также иногда ходил в Тавенниси и здесь беседовал о спасении души. Феодор дорожил этими посещениями и слагал в сердце своем уроки от жизни или от слова великого старца. Пахомий же тщательно следил за всеми действиями Феодора, чтобы благовременно подавать ему добрый совет.

Обратите внимание

Когда святой Феодор, совершенствуясь более и более, наконец достиг высокой степени чистоты сердца и мудрости духовной, преподобный Пахомий вызвал его из Тавенниси к себе в Певоу, желая, чтобы Феодор разделял с ним труды управления всеми монастырями. Пахомий стал давать Феодору очень важные поручения: посылал вместо себя для наблюдения за духовным состоянием братий, для врачевания их духа.

Также Феодор имел право во всех монастырях распоряжаться приемом иноков и изгнанием из обители тех, кто, будучи неисправим, своим поведением производил в братстве соблазн. Объясняя Священное Писание, Пахомий сажал Феодора рядом с собой. Феодор стал еще чаще прежнего проповедовать вместо Пахомия. Слово его оказывало благотворное действие на слушателей.

Та любовь, какую Феодор, по свидетельству древнего жизнеописателя, имел не только к каждому монаху, но и ко всякому человеку, давала ему возможность и проникать в духовные нужды братий, и помогать им мудрым и теплым словом.

Пахомий со своей стороны был для него опытным советником и строгим обличителем: он желал, чтобы Феодор совершенствовался более и более, чтобы сделался всецело чистым по духу и не смог уже потерять этой чистоты.

По смерти преподобного Пахомия и его преемника аввы Петрония, жившего недолго после Пахомия, святой Феодор был мудрым руководителем на пути ко спасению для всех монастырей Тавеннских, частью помогая в управлении ими авве Орсисию, частью же вместо него управляя монастырями, хотя и в полном единении с ним, как бы в качестве его соправителя.

И жизнью, и словом великую пользу приносил он инокам, а также прославился еще чудесами своими и прозорливостью. За его подвиги и мудрость к нему с особенным уважением относился святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, которого святой Феодор с великими почестями принимал в обители и скрывал у себя во времена гонений на святителя.

Скончался преподобный Феодор в 368 году, лет двадцать спустя после смерти преподобного Пахомия, на 53-м году своей жизни. Иноки с аввою Орсисием во главе долго оплакивали его.

Их скорбь искренне разделял и святой Афанасий Великий, приславший им большое послание, в котором красноречиво говорил о добродетелях и подвигах аввы Феодора. В утешение инокам святитель Александрийский писал: “…

теперь, возлюбленные и желаннейшие братия, не плачьте о Феодоре, потому что не умре, но спит (Матф. 9:24).

Никто, воспоминая о нем, да не проливает слез, но да соревнует каждый жизни его, ибо не должно печалиться об отшедшем в беспечальное место”.

Освященным же преподобный Феодор был назван потому, что был первым в Тавеннисийской обители рукоположен святым Пахомием в иерея.

Сказание святителя Афанасия Великого об аввах Феодоре и Паммоне
(Аммону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик)

Важно

В эти времена видел я великих Божиих человеков – Феодора, начальника монахов тавеннисиотских, и отца монахов антинойских авву Паммона, которые недавно почили.

Поскольку я был гоним Юлианом и ждал, что буду умерщвлен им, о чем извещали меня искренние друзья, то однажды пришли они ко мне в Антиной, и, по их общему совету скрыться мне у Феодора, вступил я на его закрытое со всех сторон судно, в сопровождении аввы Паммона. Ветер был встречный, и я, болезнуя сердцем, молился.

Феодоровы монахи, сойдя с корабля, тянули его волоком. Авва Аммон утешал меня, я же отвечал: “Поверь мне, что сердце мое исполнено твердой веры не столько во время мира, сколько во время гонений. У меня нет сомнений, что, страдая за Христа и укрепляемый Им, если и буду я умерщвлен, то тем паче обрету у Него милость”.

Не успел я это выговорить, как Феодор, устремив взор на авву Паммона, улыбнулся. Поскольку и авва Паммон почти смеялся, я спросил их: “Почему вы смеетесь моим словам? Неужели осуждаете меня в боязни?” Но Феодор сказал авве Паммону: “Объясни ему, почему мы улыбнулись”.

И поскольку авва Паммон отвечал: “Ты сам должен это сделать”, то Феодор продолжал: “В сей самый час умерщвлен в Персии Юлиан. Ибо так предрек о нем Бог: презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв. 2, 5). Восстанет же царь христианин, который будет славен, но недолговечен.

Поэтому тебе не нужно утруждаться и уходить в Фиваиду, но лучше тайно вступить в свиту – потому что, встретившись с ней на пути и искренне принятый ею, ты возвратишься в Церковь. И Юлиан скоро поят будет Богом”. Так и сбылось. Посему думаю, что многие благоугождающие Богу в монашестве по большей части остаются в сокровенности, ибо их не знают люди; таковыми были и блаженный Амун, и святый Феодор на горе Нитрийской, и раб Божий маститый старец Паммон.

Читайте также:  Преподобный роман сладкопевец

Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/83-117.html

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

       
        Преподобный Феодор Освященный                 Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь.

Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной».

С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи.        

        Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси.

Совет

С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти.

Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий.

В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей.

В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных.

Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире».

Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям».

Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели.

В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк.

14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

Святой Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а святой Пахомий с братией стоя слушали.

Обратите внимание

Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания святой Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок.

336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией.

Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости.

После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам.

Когда по наказу святого Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а святой Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель».

Вот почему через некоторое время святой Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей.

Теперь именно святой Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых.

Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам.

Однажды святой Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником.

Важно

Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни.

Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

Когда святой Пахомий скончался (346), Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию.

Он посетил святого Антония Великого, который выразил свое восхищение святым Пахомием и общежительным образом жизни, а затем отправил его с рекомендательным письмом к святому Афанасию.

Там, в Александрии, Феодор узнал о смерти Петрония и, вернувшись в Фиваиду, со смирением и благоговением подчинился святому Орсисию.

Изгнав из сердца всякую мечту о власти, Феодор был перед ним словно агнец, хотя в глазах многих именно он был самым достойным унаследовать место святого Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, желая избежать соперничества, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней.

Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Орсисий удалился, назначив Феодора своим преемником в управлении Кинонией.

Феодор тотчас собрал братию и со слезами на глазах молил сохранить традицию, заложенную святым Пахомием, и сберечь единство их святого сообщества. Затем он поочередно посетил все монастыри, сменил всех настоятелей и заново распределил послушания.

Совет

Помня о покаянии, которое некогда наложил на него святой Пахомий за его мысли о преемстве, он не считал себя наместником монастырей, а лишь заместителем и служителем аввы Орсисия. Всякий раз перед тем, как принять решение, он отправлялся к Орсисию, удалившемуся в Хеновоскион, и просил у него разрешения.

Среди братии он являлся образцом скромности и в одежде, и в речах, и во всем поведении, несмотря на свою славу, распространившуюся по всему Египту, и невзирая на многочисленные исцеления, которые он совершил.

Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников.

Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая мужественно сопротивляться натиску помыслов, терпеливо исправлял заблуждавшихся, горячо молясь об их исправлении.

К монастырям, основанным святым Пахомием, он прибавил новые, основав Кайорскую и Уисскую обители недалеко от Гермополя, еще одну в Гермонфисе и, кроме того, два женских монастыря.

Около 363 года святитель Афанасий, изгнанный с Александрийской кафедры, посетил Кинонию. Он пришел в восхищение от устава и порядка, которые были способны обеспечить духовный покой стольким душам. Феодор сказал ему: «Эта милость Божия была явлена нам трудами отца нашего Пахомия. Но когда мы смотрим на тебя, мы словно Спасителя видим».

Впоследствии Феодору удалось возвратить в Певоу авву Орсисия, которому он служил помощником, и они поочередно посещали монастыри. Тем временем возрастали хозяйственные заботы, связанные с увеличением числа братий.

Феодор огорчался, видя, что иноки все меньше соблюдают строгость и простоту жизни, установленные святым Пахомием.

Обратите внимание

Он изо всех сил старался привести их к покаянию и часто ходил на тайную могилу Пахомия, где проводил целые ночи в молитвах.

В 368 году, после Пасхи, Феодор занемог. Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору, в котором так нуждалась Кинония. Но воля Господа была иной.

27 апреля, исповедав, что он никогда ничего не делал без послушания, Феодор мирно упокоился.

Все братия тогда горько воскликнули: «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!»

После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой святого Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, святой Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с аввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в обители праведников.

Источник: http://goloseevo.com.ua/?p=14661&lang=ru

Ссылка на основную публикацию