Преподобный феодор студит

Преподобный Феодор Студит. Православный календарь на 8 февраля

08 Февраля 2019 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 февраля (26 января по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы – Святой Троицы).

День постный, на трапезе благословляется рыба. В Русской Православной Церкви сегодня празднуется день одной почитаемой святыни и совершается память 12 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Перенесение мощей преподобного Феодора, игумена Студийского из Херсонеса Акритского в Константинополь. В честь этого события, произошедшего в 845 году от Рождества Христова, сегодня совершается один из дней памяти святого Феодора, великого христианского подвижника времён борьбы с ересью иконоборчества.

Преподобный Феодор родился в 758 году от Рождества Христова в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Священное Писание, он успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере.

Приняв иночество, подвизался в обители Сакудион (близ горы Олимп), в которой позже стал настоятелем.

Обратите внимание

В 796 году за ревность в хранении церковных правил и обличение беззакония императора-еретика Константина VI после жестоких мучений был сослан в заточение в город Солунь.

Борец за почитание икон: 8 февраля – день перенесения мощей преподобного Феодора Студита

Святому Феодору и его ученикам и в ссылке удавалось убеждать еретиков в правоте отцов VII Вселенского собора, в 787 году утвердивших догмат об иконопочитании как одной из основ Православия. В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращён из ссылки и получил в управление запустевший константинопольский Студийский монастырь. И уже вскоре в обители собралось до тысячи иноков.

Для управления монастырём преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского. В XI веке именно этот устав был принят преподобным Феодосием в Киево-Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям.

Скончался преподобный в 826 году в очередной ссылке, куда был направлен по навету еретиков. Однако уже 2 года спустя Феодора Студита прославили в лике святых, а в 845-м его честные мощи торжественно перенесли в Студийский монастырь, где от них сразу начали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

* * *

Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн. Святые V столетия от Рождества Христова, знатные константинопольцы, Промыслом Божиим оставившие мир и посвятившие себя служению Господу.

Этот Промысл был явлен через тяжёлые испытания: сначала Аркадий и Иоанн во время кораблекрушения оказались выброшенными на берег в разных местах и в благодарность Богу за спасение приняли монашество. Затем святые Ксенофонт и Мария, потерявшие своих сыновей, стали посещать христианские святыни, и когда во Святом граде Иерусалиме встретили их, также приняли постриг.

За молитвенные подвиги и безропотное принятие испытаний все четверо были удостоены Богом дара чудотворений.

Мученики Анания (пресвитер), Петр (темничный страж) и с ними 7 воинов. Эти святые страдальцы приняли мученические венцы за исповедание христианской веры в 295 году от Рождества Христова в Финикии.

Во время гонений на христиан императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана) святой Анания был схвачен за верность Христу и нежелание поклониться идолам.

Во время жесточайших пыток, когда страдалец проявил свою твердость в вере, а идолы сокрушились, ко Христу обратились и охранявшие мученика стражники. Все они были казнены за исповедание себя христианами.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-feodor-studit-pravoslavnyj-kalendar-na-8-fevralja_183195

* Преподобный Феодор Студит, исповедник *

*

*

Преподобный 

Феодор Студит, исповедник

(826 г.)
Ὁ Ὅσιος Θεόδωρος ὁ Ὁμολογητής ἡγούμενος Μονῆς Στουδίου

*

St Theodore the Studite. 11th-century mosaic from Nea Moni monastery in Chios.

*

Преподобный Феодор Студит
Прп. Феодор. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.

 ===========
Преподобный Феодор Студит Выдающийся константинопольский оратор и превосходный философ, отстаивающий в спорах с еретиками-иконоборцами православную веру. Вел строгую иноческую жизнь, с 794 года — игумен монастыря. Через четыре года преподобный Феодор поставлен игуменом Студийского монастыря, где и составил устав монашеской жизни — Студийский. В конце ХI века этот устав введен в руководство Русской Церковью. Святым написано много других сочинений, главное направление которых — назидание души во спасение. Преподобный Феодор Студит и при жизни и по смерти (в 826 году) совершил великое множество исцелений, особо помогает страдающим от желудочной болезни, которой Феодор сам маялся. Некий странноприимец Леон приютил в своем доме для отдыха преподобного Феодора в то время, когда последний возвращался из заточения. Впоследствии сей Леон нашел для своего сына невесту. И вот, когда уже готовилось бракосочетание, невеста внезапно впала в тяжкий недуг и лежала, охваченная сильным жаром, так что все опасались за ее жизнь. Леон же послал к преподобному, сообщая о случившемся и умоляя, дабы он помог им своими молитвами. Благословив елей, преподобный отправил его к Леону, повелевая помазать сим елеем больную. Когда сие было сделано, невеста немедленно встала здоровой, как бы никогда ранее и не болела.

http://iconsv.ru/

*

===================

 ===============
Ὁ Ὅσιος Θεόδωρος ὁ Ὁμολογητής ἡγούμενος Μονῆς Στουδίου

Ημ. Γέννησης:     759 μ.Χ. Ημ. Κοιμήσεως:     826

Ημ. Ανακομιδής Λειψάνων:     844 μ.Χ.

Γεννήθηκε στὴν Κωνσταντινούπολη τὸ 759 καὶ ἦταν γιὸς τοῦ Φωτεινοῦ καὶ τῆς Θεοκτίστης. Στὴν ἀνατροφή του, ἐξάσκησε μεγάλη ἐπιρροὴ ὁ θεῖός του Πλάτων, μιὰ ἀπὸ τὶς μεγαλύτερες μορφὲς τῆς ἐκκλησίας τῆς Κωνσταντινούπολης. Ὁ Θεόδωρος ἔγινε μοναχὸς πρῶτα στὴ Μονὴ τοῦ Σακκουδίωνος (κοντὰ στὴν Προῦσα), ποὺ ἀνήγειραν οἱ γονεῖς του στὸ κτῆμα τους μὲ τὴν ὀνομασία Βοσκήτιον. Ἀργότερα ἔγινε καὶ ἡγούμενος αὐτῆς, ἀφοῦ ἀποσύρθηκε ὁ θεῖός του Πλάτων λόγω γήρατος. Γιὰ τὴν ἀντίστασή του ὁ Θεόδωρος, στὸ γάμο τοῦ βασιλιὰ Κωνσταντίνου ΣΤ’ μὲ τὴ Θεοδότη, ἐξορίστηκε στὴ Θεσσαλονίκη. Ἐπανῆλθε στὴν Κωνσταντινούπολη μετὰ τὸν θάνατο τοῦ Κωνσταντίνου καὶ ἐγκαταστάθηκε στὴ Μονὴ Στουδίου σὰν ἡγούμενος. Ἀλλὰ καὶ πάλι γιὰ τὴν ἀντίστασή του στὴν χειροτονία τοῦ Νικηφόρου ἀπὸ λαϊκὸ σὲ Πατριάρχη, ἐξορίστηκε μαζὶ μὲ τὸν θεῖό του Πλάτωνα (809). Ἐπέστρεψε ἀπὸ τὴν ἐξορία τὸ 812 στὴν Κωνσταντινούπολη, γιὰ νὰ ἐξοριστεῖ τρίτη φορὰ ἀπὸ τὸν Λέοντα τὸν Ε’, ἐπειδὴ μὲ πολὺ θάρρος ὑπερασπίστηκε τὶς ἱερὲς εἰκόνες καὶ τὸ ὀρθόδοξο φρόνημα. Πέθανε στὴν ἐξορία τὸ 826 σὲ ἡλικία 67 ἐτῶν, στὴ χερσόνησο τοῦ Ἀκρίτα τοῦ Ἁγίου Τρύφωνα. Τὸ δὲ σῶμά του, μετακομίστηκε στὴν Πριγκιπόννησο, ὅπου καὶ ἐτάφη. Ὕστερα δέ, ἐπὶ Πατριάρχου Μεθοδίου, τὸ 844 ἀνακομίστηκε στὴ βασιλεύουσα, μαζὶ μὲ τὸ λείψανο τοῦ ἀδελφοῦ του Ἰωσὴφ τοῦ Θεσσαλονίκης καὶ ἐτάφη στὴ Μονὴ Στουδίου. *

===========

Ὁ Ὅσιος Θεόδωρος ὁ Ὁμολογητής ἡγούμενος Μονῆς Στουδίου

 =============
Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику

Тропарь, глас 8:      Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

     Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре, с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

     Ублажаем тя, преподобне отче Феодоре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

*

Феодор Студит

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως. Δώρων μέτοχος, τῆς ἀφθαρσίας, δῶρον ἄσυλον, τῆς Ἐκκλησίας, φερωνύμως ἀνεδείχθης Θεόδωρε· τοῖς ἱεροῖς γὰρ ἑπόμενος δόγμασιν, ὁμολογίας φωστὴρ ἐχρημάτισας. Πάτερ Ὅσιε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.

Κοντάκιον. Ἦχος β’. Τὰ ἄνω ζητῶν.

Τὸν ἀσκητικόν, ἰσάγγελόν τε βίον σου, τοῖς ἀθλητικοῖς, ἐφαίδρυνας παλαίσμασι, καὶ Ἀγγέλοις σύσκηνος, θεομάκαρ ὤφθης Θεόδωρε, σὺν αὐτοῖς Χριστῷ τῷ Θεῷ, πρεσβεύων ἀπαύστως ὑπὲρ πάντων ἡμῶν.

Μεγαλυνάριον.

Χαίροις εὐσεβείας μυσταγωγέ, καὶ μονήρους βίου, μυστηπόλε καὶ ὁδηγέ· χαίροις ὁ ἐκτρέφων, τῇ δωρεᾷ τοῦ λόγου, Θεόδωρε παμμάκαρ, τοὺς προσιόντας σοι. *

=======================

Прп. Феодор. Мозаика собора монастыря Неа Мони на острове Хиос. Греция. 2-я половина XI в.

===========================

Молитва
Преподобному Феодору Студиту

Святой Федор при жизни страдал желудком, а после его смерти от его иконы получали исцеление от желудочных болей.

Кондак, глас 2

Постническое и равноангельское житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Далее читается молитва всем святым и бесплотным небесным силам .

Молитва

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. 

Читайте также:  Мученик аникита, фотий и другие

Аминь.

Тропарь преподобному, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Феодоре, дух твой.

Кондак преподобному, глас 2

Важно

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Феодоре, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобне отче Феодоре, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. *

============

Преподобный Феодор Студит Храм Иверской иконы Божией Матери г.Паланга (Литва)
Преподобный Феодор СтудитИконописная мастерская Романа Николайчука
Преподобный Феодор СтудитКосово. Монастырь Высокие Дечаны, церковь Христа Пантократора. 1350 год
Прп. Феодор. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.
Прп. Феодор. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Преподобный Феодор Студит
Икона. Минея – Ноябрь (фрагмент). Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Преподобный Феодор Студит
Прпп. Феодор Студит, Феодосий Великий, Ефрем Сирин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.
Преподобный Феодор Студит Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. РимМиниатюра Минология Василия II.

————————-
————

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/blog-post_6919.html

Преподобный Феодор Студит

В 758 году в Константинополе в семье императорского чиновника, сборщика царских податей, родился сын Федор. Стараниями своих благородных и богатых родителей он получил прекрасное систематическое образование у лучших риторов, философов и богословов столицы. А пример его родителей, благочестивых христиан, и родного дяди, игумена монастыря, привили ему искреннюю любовь к христианству.

В то время в империи стало широко распространяться движение иконоборчества, поддержанное самим императором. Взгляды императора решительно противоречили религиозным представлениям отца Федора, и он оставил государственную службу. По обоюдному согласию, родители Феодора приняли монашеский постриг. Их сын Феодор избрал путь семейной жизни.

Он женился, и вскоре стал широко известным в столице ритором. Владение ораторским искусством, терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианского учения, буквы и духа Священного Писания не могли быть не замечены.

Его участие в многочисленных диспутах о почитании икон неизменно заканчивались торжеством над иконоборцами.

Отсутствие детей и глубокая религиозность привели Федора и его супругу Анну к решению посвятить себя иноческой жизни. На 32-м году жизни они приняли монашеский постриг.

Феодор, воспитанный «в мягкости и покое» и никогда не знавший тяжелого физического труда, «брался в монастыре за самые низкие, грязные работы и был всем слугою», как пишет о нем биограф. Через 14 лет после пострига Феодор, против своей воли, принял управление монастырем.

Вся братия обители единодушно избрала его своим игуменом. Став настоятелем, Феодор не мог обойти молчанием нарушителей церковных уставов и правил, особенно среди первых лиц империи.

Он мужественно выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака Византийского императора, даже несмотря на то, что этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол близкую родственницу Феодора.

Совет

За пренебрежение каноническими постановлениями о христианском браке, преподобный объявил императора отлученным от Церкви. Феодора и нескольких его сподвижников отправили в ссылку.

После смерти гнавшего его императора, Феодор был возвращен из изгнания, и поставлен начальником опустевшего Студийского монастыря в Константинополе, в котором оставалось только двенадцать иноков.

Первое, что сделал Феодор для новой обители — благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. Этот устав получил широкое распространение на всем Православном Востоке. А для Руси он имел такое же значение, как для Западного монашества устав святого Бенедикта.

Студийский устав вводил строгий порядок во все области монастырской жизни. Монахам, например, воспрещалась всякая собственность. Они должны были обучаться различным профессиям, нужным для монастыря, и сами производить все необходимое для обители. Заброшенный монастырь начал быстро возрождаться.

Через несколько лет число иноков достигало уже тысячи человек. Литературное наследие Феодора огромно. Несколько крупных богословских трудов, более двухсот поучений братии, тысяча писем, множество богослужебных гимнов.

Но более всего известны его эпиграммы — краткие стихотворения, посвященные монастырской жизни, которые отличаются «простотой и непосредственностью».

Вот одно из них — к монастырскому повару: О чадо, как не удостоить повара Венца за прилежанье целодневное? Смиренный труд — а слава в нем небесная, Грязна рука у повара — душа чиста, Огонь ли жжет — геенны огнь не будет жечь. Спеши на кухню, бодрый и послушливый, Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все, Накормишь братью, а послужишь Господу.

Да не забудь приправить труд молитвою, И воссияешь славою Иакова, В усердьи и смиреньи провожая жизнь… Вот как отзывается об этих наставлениях ученик преподобного: «Столько в них небесной, благодатной мудрости, столько света и столько сокрушения… Они сильны своей искренностью». Феодор отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни.

Обратите внимание

Когда очередной Византийский император, оказавшись иконоборцем, созывал собор против почитания икон, Феодор написал ему: «Не нарушай мира Церкви… Оставь ее пастырям». Он выступил со множеством посланий и проповедей против иконоборцев, получив от современников прозвище «пламенного учителя Церкви». В результате Феодор был схвачен и по приказу императора отправлен в ссылку.

Претерпевая голод и жажду, покрытый ранами и язвами от постоянных побоев, Феодор продолжал проповедью бороться с ересью. Его переводили с места на место, не давали покоя ни днем, ни ночью. «С радостью принимаю я эти испытания», — писал Феодор ученикам. В итоге его поместили в непроветриваемую темницу без права выхода из нее.

Зимой преподобный изнывал от стужи, летом — от зноя, претерпевая еженедельные побои. При этом в темнице было огромное количество насекомых. В таких условиях его тело стало заживо гнить. Чтобы не умереть, Феодор отрезал небольшим ножом «посинелые и согнившие части своего тела». Более пяти лет прожил преподобный в этой темнице. Новый император прекратил преследования.

Феодор не вернулся в Студийский монастырь, не имея сил управлять столь большой обителью.

В 826 году, через два года после освобождения, на шестьдесят восьмом году жизни он скончался в уединенном скиту, окруженный верными учениками. Среди современников Феодор пользовался громадным влиянием; завещание его несколько веков ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре. Для потомков Феодор является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/prepodobnij-feodor-studit/

Преподобный Феодор Студит – Творения. Том 1: Нравственно-аскетические творения

Преподобный Феодор Студит

Нравственно-аскетические творения

Под общей редакцией Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

Предисловие к первому тому Творений преподобного Феодора Студита

Вниманию читателей серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» предлагается первый том Творений преподобного Феодора Студита (пятый том серии), содержащий в себе Творения нравственно-аскетические. Эти работы святого Феодора Студита (759–826) издаются после двух томов Творений святителя Василия Великого (IV в.).

И такой порядок выбран нами не случайно. При видимом «хронологическом скачке» в четыре века сохраняется духовная и практическая преемственность – как между деятельностью самих святых отцов, так и между эпохами, в которые они жили.

Святитель Василий много сделал для становления монашества, преподобный же Феодор Студит возвратил восточно-христианское монашество к первоначальным принципам общежития, то есть на путь, заданный святителем Василием Великим. Поэтому и святой Василий, и преподобный Феодор именуются законодателями для монахов[1].

Важно

Преподобный Феодор был горячим поклонником и вдумчивым читателем сочинений святителя Василия[2], старался воплотить их положения в практической жизни своих монастырей. Всего – по подсчетам Ж. Лероя – преподобный Феодор упоминает святого Василия в своих произведениях 78 раз[3].

Влияние святого Василия на преподобного Феодора проявляется прежде всего в определении сути монашества как «благоугождения Богу», неопустительной «жизни по заповедям Господним». В лице преподобного Феодора и студийской традиции произошло возрождение принципов аскетического наследия святого Василия в Византии VIII–IX веков[4].

Как видно из литературы о преподобном Феодоре, он стал общепризнанным авторитетом византийского монашества своей эпохи: преподобный «Феодор в IX в. являл собою… образец строгой монашеской жизни… Столь же значимым оказалось его воздействие и на исторические пути монашества.

Претерпев суровые гонения иконоборческого периода, византийское монашество приобрело славу мученичества, и в православных кругах его авторитет часто был намного выше авторитета колеблющегося священноначалия»[5].

Православное монашество того времени помимо выполнения своего обычного аскетического служения активно боролось, как и в предшествующие эпохи тринитарных и христологических споров, за акривию в области догматики и нравственно-канонической дисциплины в Церкви и обществе[6].

Сам же преподобный Феодор пресекал насколько мог стремление некоторых византийских императоров подчинить себе Церковь, отстаивал традиционную идею «симфонии», предполагающую независимость и гармоничное сосуществование церковной и светской власти.

Поэтому неудивительно, что из-за своей принципиально строгой позиции святой отец трижды изгонялся из своих монастырей: в 796–797, в 809–811 и в 815–820 годах; в общей сложности он пробыл в изгнании не менее десяти лет. Однако столь бурная и неспокойная жизнь не помешала преподобному Феодору стать крупным реформатором современного ему византийского монашества и плодовитым аскетическим автором.

По приглашению императрицы Ирины в 799 году преподобные Феодор и Платон вместе со значительной частью братии Саккудионского монастыря водворились в полузаброшенном к тому времени Студийском монастыре в Константинополе.

С их появлением обитель становится важным центром столичной монашеской жизни[7].

Совет

Немецкий издатель писем святого Феодора Георгиос Фатурос справедливо называет первые десять лет студийского периода «самыми продуктивными и счастливыми годами его жизни»[8].

Скончался преподобный Феодор 11/24 ноября 826 года на острове Принкипо в Мраморном море, где и был похоронен.

После смерти императора Феофила в 843 году и окончания иконоборческого гонения мощи преподобного Феодора 26 января / 8 февраля 845 года были торжественно перенесены в Константинопольский Студийский монастырь и положены в гробницу его дяди – преподобного Платона вместе с мощами брата – святителя Иосифа, архиепископа Фессалоникийского.

Читайте также:  О благословении на брак - о семье и браке

С тех пор в этот день Церковью празднуется перенесение честных мощей преподобного Феодора, а также память его брата – архиепископа Иосифа (скончался в 830 году). После смерти преподобного Феодора Студийская обитель имела еще долгую и богатую историю своего существования[9].

В 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами монастырь сильно пострадал, а после захвата города турками в 1453 году обитель была превращена в конюшню одного из турецких военачальников и подверглась запустению; с XVIII века в ней был устроен мусульманский «монастырь» дервишей – бродячих богомольцев.

В 1909 году с позволения турецких властей археологи из Русского Археологического института в Константинополе под руководством византолога Ф. И. Успенского произвели здесь раскопки, поскольку «еще в середине XIX в. А. Н.

Муравьёв обратил внимание на то, что у стены правого нефа базилики “есть неведомая гробница, быть может, кого-либо из великих студитов или обновителя кесаря”.

Тот же автор отмечал далее, что в Студийской базилике есть “еще одна обширная мраморная плита, с двумя изваянными крестами, которая прислонена теперь к стене внутри мечети и, как нам говорили дервиши, вынута была из средины помоста церковного, когда устрояли они сверху возвышенный пол для своих безумных плясок. Семь гробниц покрывала сия доска”.

Обратите внимание

Задавшись вопросом: “Кто сии бессмертные почившие, над коими пляшет теперь неистовая нога дервишей внутри бывшего храма Предтечи, как плясала некогда ради главы его неистовая Иродиада?” – А. Н. Муравьёв сделал смелое предположение, высказав мысль о том, что здесь, возможно, погребены “сам блаженный Феодор, или Иосиф песнописец, или патрикий Студий”.

Через несколько десятилетий догадка А. Н. Муравьёва блестяще подтвердилась. В 1909 году при раскопках, проведенных сотрудниками института в восточной части правого нефа базилики, были обнаружены мраморные гробницы игуменов Студийского монастыря, а в гробницах – останки игуменов, облаченных в черные монашеские одеяния; среди них находились и мощи преподобного Феодора Студита. Был найден также склеп, в который складывались кости простых насельников обители»[10].

Уникальность преподобного Феодора явлена в многогранности его дарований и деятельности. Церковно-писательский талант святого отца проявился, в частности, в создании им множества произведений, среди которых «Оглашения» – «Великое» (три книги или части) и «Малое». О существовании этих произведений нам сообщает уже древнее Житие IX века[11].

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/religion_rel/621640-prepodobnyj-feodor-studit-tvoreniya-tom-1-nravstvenno-asketicheskie-tvoreniya.html

Феодор Студит

Если кто-то спросит, какой православный святой самый сильный и могущественный, он вряд ли получит ответ. Есть угодники Божии, чьи имена всегда у всех на устах. Есть такие, что неизвестны практически никому.

Но ни то, ни другое обстоятельство не говорит о степени духовного могущества и развития божественного начала в конкретном подвижнике. Одни прославились скорой помощью, оказываемой простым смертным по молитвам последних. Иные многое сделали для церковного дела и монашеского устава.

Ко второй категории имеет отношение Феодор Студит, день памяти которого выпадает на 24 ноября.

Преподобный родился в 758 году в столице Византии Константинополе. Отец его Фотин был богатым чиновником благородного происхождения, мать Феоктиста принадлежала к аристократическому роду. Люди эти отличались благочестием и многочисленными добродетелями.

Сына своего воспитывали они с ранних лет в страхе Божьем и в полном соответствии с христианскими догматами. Когда мальчик повзрослел, то получил благодаря родителям хорошее образование.

Лучше всего ему давалась книжная грамота, в чем был добрый умысел Господень.

Когда на трон взошел император Константин Копроним, начались гонения на христиан. Власти не на шутку ополчились против последователей Иисуса: учинили борьбу с иконами, хватали правоверных и бросали их в тюрьму.

Данные события подвигли отца Феодора оставить государственную службу, раздать имущество бедным и вместе с супругой, изъявившей согласие следовать за мужем, вести отныне иноческую жизнь.

Что касается их сына, тот, к тому времени в совершенстве овладевший красноречием и познаниями в философии, стал противоборствовать распространению среди людей еретического учения и выступать в защиту православной веры.

Спустя какое-то время императорская власть сменилась: бразды правления оказались в руках Льва – тоже еретика и иконоборца. После смерти узурпатора на престол взошла жена его Ирина. Эта женщина сделал все, чтобы в вверенных ей владениях воцарился мир. По инициативы императрицы в Никее был организован седьмой Вселенский Собор.

На этом заседании Ирина публично объявила учение еретиков недействительным и запретила иконоборчество. На Соборе том присутствовал родственник преподобного Платон. По завершении Собора данный человек вместе с Феодором и двумя его братьями отправился в пустынную местность под названием Сакудион, располагавшуюся на горе в окружении зелени и чистых ручьев.

Здесь ищущие уединения устроили себе место жительства.

Источник: https://www.inmoment.ru/holidays/theodore-studite.html

Преподобный Феодор Студит – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Январь 26,  Ноябрь 11

Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 — 775).

Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу.

Важно

Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании.

Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору — ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников — Феодора с братьями Иосифом и Евфимием — к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа.

Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь.

Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца — старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления.

Совет

Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему.

Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря.

Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги.

Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Феодор Студит

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780 — 797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлении о христианском браке.

Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь.

Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев.

За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора “пламенным учителем Церкви”.

Обратите внимание

Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора.

После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия.

Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы.

В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии.

Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу.

В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу — царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества.

Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице.

Важно

Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию.

Читайте также:  Новомученик мученик петр (троицкий)

Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души.

При пении слов “во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси” — преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: “Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу”.

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику — преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/prepodobnyj-feodor-studit.html

Читать

Братие и Отцы! Как в бытность мою с вами, так и теперь предлагаю вам смиренное мое слово. Итак, послушайте со вниманием. И пусть не покажутся слова наши праздными, но как бы мы говорили в уши слушающих, так чтобы нам видеть успех ваш к лучшему чрез это наставление.

Недавно я с вами разлучился, и не знаю, таковы ли вы, какими я вас оставил; ибо знаю, что диавол не спит и не нерадит о погублении душ ваших, но старается, и бодрствует, и сеет плевелы в тех, которые спят душевно, как говорит Божественное и священное Евангелие (Мф.13:25).

Итак, будьте же бдительны и внимательны, чада мои, Богозванные,[1] дабы из вас кому-либо не случилось впасть в сеть диавола. Люблю я слышать о преуспеянии каждого из вас. Меня радуют в одном послушание, в другом смиренномудрие, в ином усердие; а смущения и бесчиния ваши оскорбляют и огорчают.

Совет

Ненавидит душа моя сына преслушания, отвергает роптателя и гордого; отвращается праздного, потому что он недостоин даже и вкушать (пищу). Клеветника[2] и всякого празднослова вовсе не принимает, ленивого отгоняет.

Однако думаю я, сам я не подвержен ли всему этому? Ибо кто я окаянный, каждодневно побеждаемый таковыми (страстями)? Но отвращается их Сам Господь наш и Бог, Который отвращает нас от всякого зла Своими Божественными писаниями, и побуждает нас ко всякой добродетели.

Не могу же я иметь покоя и оставаться без попечения о таком великом и сопряженном с опасностями деле окормления душ ваших, потому что я пастырь, хотя и не добрый, но все же я пастырь, и не знаю, как это со мной случилось. А вы овцы мои, которых собралБог, благопослушные, повседневно шествующие царским путем, по слову Господню.

Итак, паситесь все, чада мои, и ходите по воле Божией; и не отставайте, некоторые из овец, увлекаемые чревобесием, от тех, которые идут добрым путем; но будьте довольны общею пищею; потому что враг душ ваших диавол следит за вами, и за малое количество зеленой травы похищает заблудшую овцу.

Послушайте гласа моего, пастыря вашего, и не презирайте слов моих; ибо овца отставшая сбивается с дороги, совершенно заблуждает, и погибает различными образами.

Поймите то, о чем я вам говорю; ибо знаю, что вы благоразумны. Трудное дело спастись. Тесен путь, прискорбен и многотруден, и необходимо трудиться, бодрствовать, поститься, воздерживаться и быть в произвольной нищете, пока не достигнем добродетели, совершаемой беструдно и с покоем[3] и поживем с веселием.

Видите чада мои, что из прочих братий ваших одни вы пребываете здесь, и все отдают вам похвалу, как живущим в месте Богохранимом, и считают вас восполняющими скудость добродетелей своих; потому справедливость требует, чтобы вы и службы Церковные совершали тщательнее, и соблюдали безмолвие и всякое благочиние.

Смотря по намерению каждого, и награду подаст Господь Бог наш, и на всякий день уготовляются венцы трудящимся.

Обратите внимание

Посему ты, чадо мое уставщик, бодрствуй и наблюдай, как первый в великом деле Божественной службы и псалмопения: будь внимателен и рассмотрителен касательно времени псалмопения; буди певцев, и б точности исполняй положенное, седальны и стихиры, и берегитесь, чтобы не соблазнить кого-либо.

Если кто способен петь, пусть поет, а не презирается из зависти; и кто способен читать, назначай его. Нередко бывает, что и не по зависти, а просто от нерадения, лености и нерассмотрительности уставщик нарушает чин, и причиняет иному большой соблазн. Горе ему! О, дабы не случилось этого с тобой, чадо мое, потому что тебе придется дать ответ Богу.

Итак, будь внимателен, и наблюдай за отправлениям Богослужения и за днями праздничными и будними, и избирая достойных братий; в этот день вели прочитать одному, а в другой день другому, принимая во внимание хороший голос певца, ясность и скорость выговора чтеца. Также смотри, какие будут посетители; этим и их много воспользуешь.

Вся благообразна и по чину да бывают, дабы, если сподобишься иметь такое устроение, ликовать тебе со святыми и братством на небесах.

Смотри, чтобы стихословие псалмов совершалось без замешательства; выбирай, назначай оные и совершай пение их по чину; и пусть поется все по одному напеву, в положенный глас, ни выше, ни ниже надлежащего, но должно держаться средины, потому что так повелевают нам и святые отцы.

С усердием занимайся обучением братий стихирам и седальнам, положенным (в уставе), в особенности же кто способен и приходит к тебе со многим смиренномудрием, дабы умножить талант, который дал тебе Бог, и услышать оный благословенный глас: добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю. (Мф.25:21).

И ты, пономарь, со страхом и великим прилежанием проходи послушание, которое тебе поручено, потому что оно поручено тебе от Бога, и есть Божественное. Наблюдай за освещением храма, как за двумя твоими очами, ибо это свет, который светится пред Богом.

И если тот, кто зажигает свечу пред земным царем, имеет большую заботливость, дабы угодить царю; тем более ты, чадо мое, чтобы тебе угодить Царю всех и Богу, покланяемому и славимому от всей твари. Лампады ты должен возжигать со страхом и усердием: очищай их, оправляй светильни, и давай им умеренный свет. Светильня должна быть среди лампады, чтобы лампада не лопнула.

Важно

Елей, оставшийся от лампад, употребляй, как должно; если можно, опять зажигай его; если же нет, по крайней мере употребляй на иные чистые потребности. Изо всех лампад особенное внимание обращай на неугасимые, потому что оне служат образом ветхозаветного неугасимого светильника, который был в алтаре, во Святом Святых, и горел непрестанно.

Церковь мети всегда дважды в неделю, и наблюдай за церковными иконами, чтобы не пылились. Смотри же, чтобы не повредить тебе отнюдь чего-либо церковного, даже самого малого.

Все братие, будьте внимательны, чтобы даже и праздное слово не выходило из уст ваших. Руки мои те, которые трудятся: трудитесь же руки мои, и не утомляйтеся иметь их простертыми к должному, потому что рука Господня утверждает вас, и с той стороны и с другой; и не противьтесь прочим членам, так как вы исполняете потребности остального тела.

Очи мои вы, надзиратели: смотрите же право, предусматривая и предостерегая от грехопадения тех, которые согрешают, и вы будете достойны того, что и на вас призрит Бог. Имею и ноги: ноги мои, стойте по правоте, в заповедях Божиих. Это те, которые мужественно и с радостию носят тяготы (Гад.

6, 2) братий; если они пребудут в этом добром устроении, то будут носимы в вечном покое. Этим пустословием моим я не забавлять вас хочу, а подвигнуть нерадивых из вас к тщательности, ленивых к усердию и малодушных к мужеству.

Что же нам и малодушествовать? Не отойдем ли мы отсюда в скором времени? Не останется ли от телесного нашего состава, как говорит Василий Великий, только несколько костей? Поэтому радуйтесь, веселитесь и утешайтесь усердием вашим; ни от чего не отвращайтесь, ни от душевных, ни от телесных трудов; потому что и телесное наше, когда бывает по Богу, вменяется в духовное. Вот настало время собирания маслин. Послал Промыслитель плодородие; не будем нерадеть об оном, чтобы не пропало даром; ибо известно, что кто тщателен в телесном, тот тщателен и в духовном. Один другого понуждайте и побуждайте к молитве, послушанию и смирению. Работая же, все равно трудитесь и старайтесь, каждый по силе своей, все вместе собирая масличные ягоды и помогая немощнейшим, чтобы и эти работали охотно и без отягощения. А кто здесь празден и ленив, и отстает от прочих, тот и в духовном бывает холоден и безуспешен. Вы, земледельцы, утешение мое, все вместе однообразно, рассекайте все борозды равно, и не оставляйте цельного места, но пролагай-то их ближе одну к другой, чтобы вошло зерно пшеничное в недро земное, и принесло обильный плод. Друг друга поощряйте, и побуждайте к добру, во всем поступая благопристойно и чинно. Следуйте за передовым землепашцем; опять и этот в свою очередь пусть управляет прочими; и все, следуя один за другим, помогайте друг другу. Таким образом, по Слову Божию, вы будете чада Христова и уди отчасти (1Кор.12:27). И я верую, что Христос будет вашею главою. А когда будете иметь главою Христа, кого вам бояться? Или каких благ не получите от него? Небом и землею обладать будете и сделаетесь наследниками всех обетованных благ.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=222053&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector