Святитель иоанн тобольский

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

До революции соборная ризница была богата всякого рода редкостями. Немало богатой утвари и старинных икон содержалось и в обоих соборах — холодном Софийском соборе Тобольска и теплом Покровском. Некоторые иконы почитались верующими как чудотворные. Так, в описании Тобольской епархии, изданном в 1892 году, говорится, что:

Указывается, что икона Спасителя «древняя, громадных размеров» и «еще в 1653 году прославилась многими благодатными явлениями». Об иконе же Пресвятой Богородицы сказано:

Чудотворный образ Божией Матери сохранен и поныне — он находится за ракой с мощами свт. Иоанна, который и привез его в Тобольск.

Святитель Иоанн – прибытие в Тобольск

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Пежине в 1651 году.

Как уже говорилось, святитель Иоанн прибыл в Тобольск в 1711 году. Уроженец Нежина, архиепископ Черниговский, он должен был рассматривать свое назначение в Тобольск как своего рода ссылку, «подслащенную» возведением в митрополичий сан.

И действительно, произошло оно не без участия тогдашнего «полудержавного властелина» — князя А. Д. Меншикова, выказавшего недовольство излишней самостоятельностью архиерея.

Рассказывают в связи с этим, что митрополит Иоанн, собираясь в дорогу, как бы вскользь заметил:

Обратите внимание

Этими словами митрополит Иоанн Тобольский предсказывал ссылку Меншикова в Березов.

Тоболяки полюбили своего архипастыря. А он, нимало не сетуя на оторванность от «цивилизации», делал в Тобольске то, что и должен был делать — служил в церкви, пекся о сирых и убогих, старался повысить уровень образования духовенства, много сил отдавал миссии.

Смерть святиля Иоанна

10 июня 1715 года святитель Иоанн Тобольский скончался. Накануне он служил литургию, а после нее дал обед городскому духовенству и бедным жителям Тобольска. Он сам прислуживал за трапезой гостям, а вечером, по обыкновению, удалился в свои покои.

На следующее утро, когда пришла пора открывать храм и благовестить к утрене, чередной служитель постучался в двери митрополичьей кельи, но не услышал ответа. Вскоре близ дверей, за которыми было подозрительно тихо, собрался соборный причт; приехал губернатор. Решили ломать дверь. Войдя в комнату, увидели, что митрополит скончался, стоя на коленях перед иконами.

Две канонизации святителя Иоанна Тобольского

Митрополит Иоанн еще при жизни почитался верующими как праведник высокой жизни. По его преставлении почитание это распространилось еще шире. Многие свидетельствовали о молитвенной помощи святителя. Но лишь в 1916 году, причем не без препон, он был прославлен в лике святых.

Первые серьезные шаги в направлении канонизации свт. Иоанна предпринял епископ Евсевий (Гроздов; 1866—1929), занимавший Тобольскую кафедру в 1910—1912 годах. Он направил соответствующую бумагу в Синод, и там вопрос решили положительно. Но вскоре началась мировая война, и довоенные вопросы забылись.

В 1915 году новый тобольский владыка, епископ Варнава (Накропин; 1859—1924), рискнул форсировать канонизацию и — велел пропеть (хотя и с некоторыми предосторожностями) в соборе величание еще не прославленному святителю.

Буквально через несколько дней епископа Варнаву вызвали в Петроград для объяснения перед Синодом. Дело приобретало политическую окраску — и главным образом потому, что Варнава в церковных кругах считался чуть ли не ставленником Григория Распутина.

В итоге Синод постановил;

Хотя несколько лет назад Синод сам направлял царю прошение о канонизации святителя Иоанна.

В 1916 году, по расследовании ситуации, долгожданная канонизация свт. Иоанна все же состоялась. Мощи его оставались в гробнице в Софийско-Успенском соборе. Но в августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск Красной армии, духовенство сочло за лучшее спрятать их — и гроб святителя перенесли в подвал Покровского собора.

С сентября 1920 по октябрь 1922 года мощи пребывали в самом Покровском соборе нетронутыми, но затем и их достигла «кампания по вскрытию». Некоторое время после того они еще находились в храме, а затем их поместили в антирелигиозном отделе местного краеведческого музея.

Важно

В июне 1946 года в городе побывал архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866—1956). Уже в июле он обратился к Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна епархии. Ходатайство увенчалось успехом: 14 июня 1947 года мощи вернулись в Покровский собор.

При жизни своей Иоанн был видной личностью, а после смерти стал святителем Иоаннам, великим Святым России.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatitel-ioann-tobolskij.html

Иоанн Тобольский. Иоанн Максимович Васильковский – Русский Святой

Иоанн родился в 1651 году в городе Нежин.

Рос в семье шляхтича Максима Васильковского, который позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов. Иоанн был старшим ребенком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца. Мать Иоанна звали Евфросинией.

     В 1668-1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по ее окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста.

     В 1677 году в составе делегации украинского духовенства ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину. Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царем киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска.

     После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во имя епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать помощь в написании третьей книги «Житий святых». Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царем Петром I, которому предрек победу над шведами. Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности.

В это время он так же установил контакты с афонскими монастырями, монастырями Иерусалима и Синайским монастырем.

     В январе 1711 года получил царский указ о его назначении на Тобольскую кафедру, 28 февраля того же года был возведен в сан митрополита. В результате возникших противоречий о дате освещения нового храма с князем Александром Меньшиковым был переведен в Сибирь в город Тобольск.

Совет

Вверенная Иоанну Тобольская епархия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. В 1714 году Иоанном была направлена духовная миссия в Пекин.

В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей». Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове. Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных.

Только к 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного, начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен. Иоанн активно занимался благотворительностью.

     Был обнаружен умершим утром 10 июня 1715 года в молитвенном положении перед иконой Ильинской Черниговской Божьей Матери.

Иоанн был погребен с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1844 году над могилой Иоанна был установлен мраморный памятник в форме столба, увенчанного митрой с крестом, омофором.

Рядом с этим надгробием установили другой мраморный памятник с портретом святителя Иоанна, украшенным серебром и драгоценными камнями.

     Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Иоан­на со­сто­я­лось 23 июня 1916 го­да, в 201-ю го­дов­щи­ну его кон­чи­ны. Со всей Рос­сии съе­ха­лись ар­хи­ереи, свя­щен­ни­ки и ми­ряне.

Ана­лои с кре­ста­ми и Еван­ге­ли­я­ми бы­ли по­став­ле­ны на Со­бор­ной пло­ща­ди, и бо­лее 30 свя­щен­ни­ков еже­днев­но ис­по­ве­до­ва­ли, слу­жи­ли мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, про­по­ве­до­ва­ли пря­мо под от­кры­тым небом. Па­лом­ни­ков бы­ло боль­ше, чем жи­те­лей го­ро­да-30 ты­сяч.

Обратите внимание

Воз­гла­вил тор­же­ства ма­сти­тый ста­рец, апо­стол Си­би­ри, вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий. Жи­те­ли То­боль­ска с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ли про­слав­ле­ния сво­е­го лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря. Так, в 1900 г.

по рас­по­ря­же­нию епи­ско­па Ан­то­ния со­ору­же­на се­реб­ря­ная ра­ка с по­зо­ло­чен­ной се­нью. В эту ра­ку при епи­ско­пе Вар­на­ве с ве­рой в бли­жай­шее про­слав­ле­ние 29 ок­тяб­ря 1914 го­да бы­ли пе­ре­ло­же­ны чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля.

     Мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на по­ко­ят­ся ныне в По­кров­ском со­бо­ре То­боль­ско­го крем­ля. Па­мять со­вер­ша­ет­ся 2 ра­за в год – 23 июня и 29 ок­тяб­ря.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/ioann-tobolskij

Иоанн Тобольский

Икона свт. Иоанна Тобольского

Святитель Иоанн, Тобольский и всея Сибири – известный миссионер и богослов, церковный деятель, просветитель.

С 1697 года по 1711 являлся архиепископом Черниговским и Новгород-Северским.

В этот период в Чернигове им был основан коллегиум, позднее по образцу которого, благодаря качеству подготовки учеников и широкой известности по всей России, открывали духовные семинарии и в прочих епархиях.

В 1711-1715 годах (до самой смерти) Иоанн был митрополитом Тобольским и всея Сибири. Причислен к лике святых в последнюю канонизацию синодальной эпохи в РПЦ. Канонизация состоялась 23 июня 1916 года (10 июня по старому стилю).

Помимо этого Иоанн занимался поэтическими сочинениями, он считается самым продуктивным поэтом в России в начале XVIII века.

Ранние годы и начало церковной деятельности

Иоанн Тобольский родился в 1651 году в селе под Черниговом.

В детстве вместе с семьей переехал в Киев, где его отец, Максим Васильковский, от которого святитель получил фамилию (в миру Иоанн Максимович Максимович) стал известен как меценат, жертвовавший на постройку и реконструкцию киевских церквей и храмов.

В период с 1668 по 1675 год Иоанн учился в Киево-Могилянской академии, где остался преподавать латынь по окончании. Приняв монашеский постриг в Киево-Печерской лавре, будущий митрополит занял должность лаврского проповедника, которую занимал до 1680 года. Вместе с этим он был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1667 году иеромонах в составе делегации духовенства Украины прибыл в Москву, где встретился с царем Федором Алексеевичем.

Важно

Делегация была направлена в Москву в связи с вторжением турок на Западную Украину, и уже после встречи с царем русские войска были направлены на борьбу с захватчиками, а монахам Киево-Печерской лавры был предоставлен Свенский (Свинский) монастырь, расположенный близ Брянска.

Впоследствии, Иоанн еще не раз посещал Москву в 1680-1690 годах по делам Церкви.

Царь Федор Алексеевич Романов. После встречи с Иоанном Тобольским направил войска на Западную Украину, подвергшуюся нападению турок

Спустя тринадцать лет после первой поездки в Москву, святитель получил должность эконом Киево-Печерской лавры, а в 1681 стал занимать должность наместника Свенского монастыря, где укрывались киевские монахи из-за набегов турок на Киев.

По прошествии четырнадцати лет Иоанн был переведен в Елецкий Успенский монастырь Чернигова и в 1696 году, по ходатайству архиепископа Черниговского его возвели в сан архимандрита.

Период архиерейства в Чернигове

В 1696 году умирает святитель Феодосий. На его место по решению Сечевой рады был избран Иоанн. Так начался период черниговского архиерейства святителя.

От имени гетмана Ивана Мазепы в Москву было направлено прошение к царю и патриарху о посвящении кандидата и уже в следующем году Патриархом Московским Адрианом Иоанн был посвящен во епископа Черниговского и возведен в сан архиепископа.

Читайте также:  Церковь серафима саровского при подворье дивеевского монастыря, россия, город москва

Получив назначение, архиепископ стал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию, который работал над третьей книгой «Житий святых», по поручению патриарха Московского.

Житие Иоанна Тобольского повествует о том, что при встрече с Петром I архиепископ предрек победу царя над шведами.

После предательства гетмана Мазепы Иоанн принимал участие в выборах нового гетмана, а позже, совместно с митрополитом Киевским и епископом Переяславским совершил литургию и молебен, предав бежавшего к шведам гетмана анафеме.

Вскоре после этого святитель попал под оговор со стороны Мазепы, также как и ряд других сторонников царя.

По указу Петра I было проведено расследование, в ходе которого была подтверждена невиновность Иоанна.

Император Петр I Великий. Иоанн Тобольский предрек Петру победу над шведами

Черниговский период Иоанна явился расцветом его литературной и богословской деятельности, в это же время началось почитание святителя Феодосия, которого архиепископ считал исцелителем от тяжелой болезни.

Последние годы жизни. Тобольская митрополия

В 1711 году Иоанн был вызван Петром в столицу. Пребывая в Донском монастыре, архиепископ получил от патриаршего местоблюстителя Стефана царский указ о назначении в Тобольскую митрополию, вслед за чем Иоанна возвели в сан митрополита.

Существует две версии касательно назначения Иоанна на место митрополита Тобольского. Первая гласит, что перевод в Сибирь являлся неофициальной ссылкой, вызванной конфликтом с князем Меншиковым.

Существует предание, согласно которому святитель, узнав об истинной природе его назначения, предсказал будущую судьбу Меншикова: «Да, далеко мне ехать, но он будет еще дальше меня».

Совет

Согласно иной версии, причиной рукоположения Иоанна в сан митрополита и перевода в Тобольск послужила реакция царя на «Синаксарь» о битве под Полтавой.

Князь Александр Меншиков. Согласно одной из версий, по его прошению Иоанн Тобольский был отправлен с Сибирь

По пути в Сибирь митрополит работал над сочинением «Путник» в стихах, которое было посвящено черниговской пастве.

По прибытии в Тобольск 14 августа 1712 года Иоанн побывал в Знаменском монастыре, после чего вновь вернулся на дощаник, на котором прибыл в Сибирь.

15 августа, в праздник Успения, произошел торжественный выход Иоанна в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и принял управление епархией.

Первым делом митрополит сформировал команду, которая помогала ему в делах управления, так как по прибытии у него не оказалось помощников, которым он мог передать хозяйственные дела и церковный суд.

В Тобольске Иоанн активно занялся миссионерской деятельностью.

Миссионеры, направленные проповедовать среди коренных народов Сибири, добились значительных успехов под началом святителя. Помогал митрополиту в миссионерских делах генерал-губернатор Сибири князь Матвей Гагарин.

Генерал-губернатор Сибири князь Матвей Гагарин. Оказывал содействие Иоанну Тобольскому в его миссионерской деятельности

По инициативе митрополита совершались даже духовные миссии в Китай. Так, в 1714 году миссия, руководителем которой стал архимандрит Илларион, была направлена в Пекин.

В список задач этой миссии было поддержание потомков пленных казаков, осевших в Пекине, ведение православной проповеди и сбор материалов о Китае, что содействовало оказанию помощи русским дипломатам.

В рамках просветительской деятельности митрополит Иоанн способствовал развитию славяно-латинской школы, основанной митрополитом Филофеем, занимавшим эту должность до Иоанна, используя ресурсы митрополии исобственные средства.

Он приглашал преподавателей из основанного им Черниговского коллегиума, в школе имели право обучаться и дети из русских семей, и дети коренных народов. В этот же период Иоанном был переведен труд немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей».

Обратите внимание

Впервые книга была напечатана в 1714 году, в типографии, открытой Иоанном в Чернигове при его архиепископстве.

Деятельность митрополита не знала предела: Иоанн развивал строительство церквей и храмов, что способствовало и работе миссионеров святителя Иоанна; занимался меценатством: так, к концу жизни митрополита действовало около двадцати богаделен.

Смерть и погребение

Митрополит Иоанн умер 10 июня 1715 года.

За день до этого он отслужил литургию, после которой устроил трапезу для духовенства и нищих. Во время трапезы он лично прислуживал гостям.

По завершении, Иоанн удалился в свои покои, в которых и был обнаружен на следующий день умершим в молитвенном положении.

Тело митрополита было предано земле лишь после возвращения митрополита Филофея, возглавившего погребение, из миссионерской поездки.

Иоанн Тобольский (парсуна с погребения)

Мощи святителя были положены в Софийском соборе. В алтаре придела была помещена икона Богородицы, перед которой святитель молился перед смертью.

С тех пор икона стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери.

Сочинения

Свт. Иоанн в процессе своей литературной и богословской деятельности опубликовал несколько книг.

Книги Иоанна Тобольского носили духовно-поучительный, просветительский характер.

Помимо этого святитель занимался переводом зарубежных богословов: так, им были переведены труды папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», в переводе получившие название «Зерцало от Писания Божественнаго»; книга бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена «Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный»; сборник статей «Богомыслие на пользу правоверным» Иоганно Герхарда; сочинение католического проповедника Иеремии Дрекселя «Иллиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей».

Сам Иоанн занимался жизнеописаниями святых и пустынников, приводил их изречения в форме силлабических стихотворений; толковал молитвы –  в частности богородичную молитву и описание чудес Богородицы – псалом, евангельские блаженства; в его творчестве содержатся философские и богословские размышления («Есть путник из Чернигова в Сибирь»).

К сожалению, полный перечень сочинений, написанных святителем, остается неизвестным.

Иконография

Икона свт. Иоанна Тобольского (сибирское направлении иконографии свт. Иоанна)

Икона Иоанна Тобольского особо почитается в Сибири, где и сложилось одно из направлений его иконографии.

Иконы, написанные сибирскими иконописцами, основываются на выбранной Синодом гравюре и портретах Иоанна, написанных в его тобольский период. Второе направление зародилось на его родине, в Чернигове, где образ митрополита заимствовали из парсуны, написание которой датируется примерно концом XVII – началом  XVIII века.

Почитание и молитвы

И при жизни почитали Иоанна как провидца, говорили о нем, как о великом постнике, славился он своим состраданием и помощью обездоленным, которую святитель оказывал тайно, не для восхваления людьми, а искренности перед Господом.

Поэтому, Св. Иоанн является одним из особо почитаемых сибирских святых. К мощам митрополита идут со своими нуждами паломники и богомольцы не только с Сибири, но и из разных уголков России. В молитвах его они находят утешение и покой.

Успокоению и утешению душ страждущих помогает молитва Иоанну Тобольскому

В молитве его просят молить Господа об утешении скорбящих, выздоровлении тяжелобольных, наставлении на путь покаяния, просят примирить враждующих, сохранить от искушений и напрасных смертей.

Молитва святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому

О святителю Христов Иоанне, Божию Престолу со святыми предстояй! Ты еси отец наш любвеобильный и молитвенник наш теплый.

Умоли Господа Бога, да подаст нам коегождо потребно полезная: скорбящим утешение, немощным здравие, заблуждшия да наставит и обратит на путь покаяния, распри и раздоры умирит, неведущия Христа люди на путь спасения да обратит и всех нас единением духа и любве в Единей Святей Своей Церкви соединит, да сохранит нас от глада, града, труса, потопа, огня, меча, междоусобныя брани и напрасныясмерти, наипаче же от искушений, облежащих нас в жизни сей, да дарует нам мирное пожитизде житие и веру свою Православную невредиму соблюсти. О святыйугодниче Христов, архипастырю, преподобный, молитвенниче наш неусыпный! От юности всего себе Богу посвятив, равноангельное житие стяжал еси, исполнен бе радости духовныя, яжеозаряше светлость лика твоего и сердца верных утешаше, поистине бе светильник горяй и светяй, святолепно пожив, от Господа сподоблен бе дара прозрения, время кончины своеяпредуведа, моляся пред образом Пречистыя Богородицы, коленопреклоненнепреставися; ныне проси Ю о нас, да будет нам Покровительница в сей многотрудней жизни и в час кончины нашея да умолит Всеблагаго Господа сподобитися нам в лице благоугодившихпредстати Престолу Егои восхвалити в Троице славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Дни памяти

День памяти святителя Иоанна – 10 июня.

Не случайно с этим днем совпадает празднование в честь всех сибирских святых, ибо за тот короткий срок, который митрополит занимал Тобольскую кафедру, он успел сделать много дел для прославления Имени Божия.

Также память Иоанна Тобольского совершается в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября в Соборе Брянских святых.

Источник: https://pravoslavno.club/174-ioann-tobolskij

Святитель Иоанн Тобольский

Епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген

В 2016 году состоялась юбилейная дата – 100-летие со дня прославления святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Именно сейчас настало время не только вспомнить, но и благоговейно почтить память этого сибирского архипастыря, светоча духа, просвещения и культуры, который некогда поддерживал и наставлял сибирскую паству.

Святитель Иоанн (Максимович) родился в 1651 году на Украине и происходил из небогатого дворянского рода. Богословское образование получил в Киевской духовной академии, по окончании которой будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка.

В Киево-Печерской лавре он принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста. Дальнейшее рукоположение молодого, хорошо образованного постриженика в иеродиакона, а затем иеромонаха произошло очень быстро. Он участвовал в важных политических событиях по обороне Украины от Османской империи.

Царь Феодор Иоаннович назначил Иоанна архимандритом Свенского Успенского монастыря в городе Брянске [1]. В 1695 году будущего святителя перевели в Елецкий Успенский монастырь. В 1697 году архимандрит Иоанн был возведён в сан архиепископа Черниговского.

Важно

Пребывая на этой кафедре, владыка активно занимался просветительской деятельностью: основал духовную семинарию, открыл типографию, в которой было издано немало его собственных духовно-нравственных сочинений [2].

Ещё будучи в Чернигове, святитель Иоанн обратил на себя внимание как истинный подвижник, стяжавший благодать Святого Духа. Именно он предрёк победу Петру Великому над Карлом XII.

В 1711 году Преосвященный Иоанн был назначен на кафедру Сибирской епархии с титулом «митрополита Тобольского и всея Сибири».

Его обширная епархия нуждалась в миссионерской деятельности, которую он активно вёл, проповедуя и направляя своих миссионеров остякам, вогулам и другим сибирским народам.

В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин духовную миссию под руководством архимандрита Илариона (Лежайского) [4]. Владыка особенно заботился о славяно-латинской школе, основанной в Тобольске его предшественником, митрополитом Филофеем (Лещинским).

О четырёхлетней жизни святителя Иоанна в Тобольске в рукописной Сибирской летописи говорится: «Митрополит Иоанн был тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив» [5]. Владыка часто совершал Божественную литургию и поучал паству своими проповедями.

Святитель Иоанн отличался смирением и кротостью, оказывал тайную помощь вдовам и сиротам, помогал содержать богадельни, навещал каторжников в тюрьмах, молился за них и вразумлял [6].

Совет

10 июня 1715 года, предчувствуя свою кончину, митрополит Иоанн отслужил Божественную литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям.

После трапезы владыка ушёл в свои покои, где почил в молитвенном положении, на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери [7]. Святитель Иоанн был погребён в Софийско-Успенском соборе, в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь так велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимися от него» [8].

Читайте также:  Преподобный иоанн хозевит

Благоговейным почитателем святителя Иоанна был епископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин), который неоднократно ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о причислении к лику святых угодников Божиих митрополита Тобольского Иоанна.

Синод вынес определение, согласно которому епископу Варнаве поручалось образовать особую комиссию для исследования случаев чудотворений, совершаемых по молитвенному пред Богом предстательству святителя Иоанна. 16 октября 1914 года Преосвященный Варнава осуществил освидетельствование честных останков митрополита Иоанна.

При пении «Святый Боже» мощи были переложены в серебряную раку, ещё в 1900 году сооружённую заботами епископа Тобольского и Сибирского Антония (Коржавина).

Святейший Синод всячески оттягивал прославление митрополита Иоанна Тобольского: назначал новые обследования места погребения и честных мощей святителя, направляя в Тобольск одну ревизию за другой, требовал допросить лиц, получивших исцеление.

Многие члены Синода были настроены негативно по отношении к епископу Варнаве из-за его общения с Григорием Распутиным. Кроме того, их недовольство было связано с благоволением к владыке царской семьи.

Настроение в архиерейской среде тех лет описывает митрополит Антоний (Храповицкий), приводя высказывание одного из иерархов на заседании Синода: «Нельзя же до бесконечности продолжать прославление святых» [9].

Обратите внимание

Необходимо отметить, что начало XX века было ознаменовано прославлением таких святых, как преподобный Серафим Саровский (1903 год), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год).

Вот в такой накалённой политической атмосфере, в стране, которая на огромном фронте вела напряжённую борьбу с внешним врагом, в Тобольске было пропето величание святителю Иоанну.

Событие это произошло до его официального прославления, 10 июня 1915 года, когда исполнилось 200 лет со дня блаженной кончины святителя.

Свершилось это благодаря личной настойчивости императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, чтивших Сибирского чудотворца. Митрополит Иоанн (Максимович) был последним царским святым, прославленным Церковью.

В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский святитель Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский. Он произвёл осмотр гроба, а также зафиксировал сообщения о случаях исцелений.

20 января 1916 года императору Николаю II был представлен синодальный доклад, на котором была начертана следующая резолюция: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь Православную» [10].

10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление святителя Иоанна Тобольского, совершённое выпускником Тобольской духовной семинарии митрополитом Московским и Коломенским святителем Макарием (Невским) и собором из двенадцати архиереев, среди которых были будущий митрополит Петроградский, священномученик Вениамин, епископ Гдовский, священномученик Сильвестр, епископ Омский, выпускник Тобольской семинарии епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский). Среди почётных гостей были обер-прокурор Синода Александр Николаевич Волжин, Тобольский губернатор Николай Александрович Ордовский-Танаевский. Митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками святителя, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, изготовленный на пожертвования москвичей и специально привезённый в Тобольск на канонизацию. Проповедником на торжествах был назначен священномученик протоиерей Иоанн Восторгов.

В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади Тобольского кремля для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников [11].

Важно

Церковь установила совершать празднование памяти святителя Иоанна 10 июня – в день его преставления ко Господу.

В 1984 году, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, по благословению Патриарха Пимена в день памяти митрополита Иоанна Тобольского было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых.

После Октябрьских событий 1917 года последовали лютые гонения на Церковь. В марте 1922 года в Тюменской губернии началась кампания по изъятию церковных ценностей и вскрытию мощей. Было произведено вскрытие мощей святителя Иоанна.

Гробницу со вскрытыми мощами вынесли из собора на площадь. Вскоре после этого богоборцы передали святые мощи в местный музей.

Однако сразу, как только представилась возможность, священноначалие обратилось к мирским властям с просьбой возвратить святыню Церкви.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей (Городцов) возбудил ходатайство об изъятии из музея мощей святителя Иоанна и перенесении их в собор. Это ходатайство поддержал Патриарх Алексий I. Перенесение мощей произошло 14 июня 1947 года.

16 июня того же года в Тобольском Покровском соборе состоялось торжественное прославление святых мощей святителя Иоанна. Службу святителю составил архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей.

День памяти святителя Иоанна считается особым праздником, когда многочисленные паломники съезжаются в Тобольск, чтобы поклониться святым мощам святителя Иоанна. Имя его одно из самых почитаемых в земле Сибирской.

Обширно литературное наследие святителя Иоанна Тобольского, который писал свои труды в первом десятилетии XVIII века. Творчество святителя расцвело в годы его служения на Черниговской кафедре. Собственно русская, оригинальная духовно-назидательная литература тогда только зарождалась, богословие преподавалось на латинском языке.

Будучи преподавателем богословия, святитель Иоанн занимался переложением на славянский язык латинских текстов, имевших важное значение для русского читателя. Перевод лучших достижений западной духовной литературы и адаптация их к православному вероучению были необходимы для развития русской литературы.

Святитель Иоанн перевёл с латинского языка следующие произведения: «Нравоучительное зерцало» (1703 год. Автор Амвросий Марлианус); «Алфавит святых» (1705 год), «Богомыслие» (1710-1711 гг.), «Илиотропион» (1714 год. Автор – немецкий богослов Иеремия Дрексель).

Совет

Все переводы были выполнены с исправлениями, в соответствии с требованиями Православной Церкви.

Помимо переводов, перу святителя Иоанна принадлежат следующие сочинения: «Богородице Дево» (1707 год), «Толкование на 50-й псалом» (1708 год), «Размышления о молитве «Отче наш» (1709 год), «Восемь евангельских блаженств» (1709 год), «Синаксар 1700 года», «Царский путь Креста Господня» (1709 год).

Святитель Иоанн был не просто духовным автором, он был духовным поэтом. Некоторые его сочинения написаны силлабическими стихами, например, «Богородице Дево», где на каждое слово молитвы приводится стихотворное толкование.

«Илиотропион» представляет собой богословский трактат о Божественном мироуправлении, наставляющий читателя, как согласовывать свою волю с волей Божией, как утвердиться в последовании воле Божией во всех делах своих. «Илиотропион» в значительной степени отразил богословие святителя, основанное на творениях святых отцов древней Церкви.

Святитель Иоанн не просто перевёл этот труд с латинского языка, но переложил его для читателей, с тем чтобы они могли использовать его в своей духовной жизни.

Автор комментирует название своей книги следующим образом: «Илиотропион – название иносказательное (образное), оно обозначает собственно растение подсолнечник и составлено из ἤλιος (греч. солнце) и ἄνθρωπος (греч. человек).

Солнце – символ воли Божией, подсолнечник – символ человеческой воли» [12]. Подсолнух словно знает, что от солнца исходит живительный свет и следует за светилом даже тогда, когда в ненастные дни тучи закрывают его непроницаемой стеной.

Человек тоже знает, что свет его жизни – Христос Бог, но почему-то не может также преданно и самозабвенно следовать за Ним. Душой он любит Бога, а на деле часто не находит в себе сил поступать по Его заповедям.

Благочестивый автор «Илиотропиона» знает психологические механизмы действия и развития воли, раскрытые богомудрыми святыми отцами, и он делится ими с читателем и отчасти даже использует их для нашего научения.

«Как в золотой цепочке кольцо соединяется с кольцом, так из познания Божественного Провидения происходит упование на Бога, а из него – согласие воли человеческой с волей Божественной», – пишет святитель [13].

Обратите внимание

В книге объясняется, что это вовсе не так и что, напротив, только тогда можно стать свободным, когда познаешь истину и покоришься ей, и только таким путём можно обрести душевный мир. Самоотречение, совершенное предание себя воле Божией – это первая, начальная ступень, минуя которую, невозможно подняться по лестнице духовного совершенства [14].

В своём трактате святитель Иоанн затрагивает проблемы семьи, в частности в воспитании детей, когда необходимо наглядно, на простых, понятных читателям примерах, убедительно показать действие Промысла Божия. Рассуждая о проявлении воли Божией, автор проводит аналогию с отношениями родителей и детей в семье.

Святитель обращает внимание на то, что в некоторых семьях упрямство и своеволие детей не были укрощены с малолетства. Поэтому такие дети в своём непослушании заходят так далеко, что побуждают родителей к их наказанию. Подобным образом и Бог с нами поступает, как родители с непослушными и строптивыми детьми.

По мысли святителя, иные дети тайком от родителей стараются увильнуть от занятий и ученья, упражняются в бесполезных разговорах или шалостях. Когда же родители строго вразумляют детей, они обижаются и отвечают на родительскую строгость плачем и жалобами.

Подобно им, считает святитель, бываем и мы, взрослые: как неразумные дети, мы проводим время в бесполезных забавах и увеселениях; часто противимся воле Божией, когда Господь расстраивает наши мирские удовольствия или возлагает на нас какие-либо затруднения. Подобно благоразумным родителям, полагает святитель Иоанн, Бог любимых чад Своих не балует, но испытывает их, смиряет трудами, нередко печалью и огорчениями, дабы приготовить из них достойных Себе служителей на общую пользу [15].

Большая часть наших недовольств и роптаний, по мысли святителя Иоанна, происходит от ограниченности нашего взгляда на Промысл Божий и непостижимые пути, которыми Бог ведёт как всё человечество, так и каждого из нас, к достижению наилучших для нас целей.

Человек, наставляет святитель, должен принять, что всё происходящее есть веление Промысла Божия. Нам надо отбросить жалобы и сетования и следовать во всех наших помыслах, намерениях и делах воле Божией.

«Положим себе непременным правилом поступать во всём не как приятно нам, но как Богу угодно» [16].

Все литературные труды приснопамятного святителя Иоанна Тобольского проникнуты глубоким благочестием и преисполнены назидательными мыслями. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, по праву считается выдающимся иерархом и просветителем Русской Православной Церкви.

[1]     Дмитрук Анатолий, протоиерей. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. – Единец, 2006. С. 278-279.

[2]     Фомин С.В. Последний царский святой. Святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. – СПб., 2003. С. 20-24.

[3]     Нестор (Анисимов), иеромонах. Православие в Сибири. – СПб., 1910. С.24.

[4]     Софронов Вячеслав. Светочи Земли Сибирской. Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Под ред. архим. Макария (Веретенникова). – Екатеринбург, 1998. С. 87-88.

[5]     Сулоцкий Александр, протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри. – Омск, 1881, С. 6.

[6]     Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18-го века. С портретами и рисунками. – СПб., 1905. С. 167.

[7]     Фомин С.В. Указ. сочин. С. 51.

[8]     Поселянин Е. Указ. сочин. С. 171.

[9]     Фомин С.В. Указ. сочин. С. 117.

[10]   Там же. С. 303.

[11]   Там же. С. 434-435.

[12]   Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей. – М., 2013. С. 554.

[13]   Там же. С. 540.

[14]   Там же. С. 377-378.

[15]   Там же. С. 325.

[16]   Там же. С. 469.

Источник: http://alexlib.ru/obshchestvo/duhovnoe-pole/svyatitel-ioann-tobolskij/

Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири

№9 (22) / 9 января ‘95

Жития святых

Святитель Иоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был страшим.

Сын Григорий был протоиерей, а остальные пять служили в малороссийском войске в офицерских чинах. Имя матери было Ефросиния. Иоанн выделялся из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению.

Читайте также:  Храм богоявления господня «спас-на-водах», россия, город санкт-петербург, кронштадтский район

Закончил свое образование Иоанн в Киевской академии — единственной в то время на Руси школе высшего богословского знания. По окончании учения оставлен был при академии учителем, но душа его от юности стремилось к Господу. Прослужив 8 лет — с 1668 по 1676 г.

— в академии, Иоанн, желая посвятить себя иноческой жизни, принял в Киево-Печерской Лавре пострижение с именем Иоанна же, затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника и был затем любившей его монастырской братией избран на ответственную должность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялся в молитвенных духовных подвигах, подготовляясь под воздействием благодати Божией к высшему святительскому служению.

Черниговский архиепископ св.

Феодосии Углицкий, зная Иоанна Максимовича как человека строгой подвижнической жизни и предчувствуя близость своей кончины, вызвал его к себе в Чернигов и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени сам управлял, готовя в новом архимандрите достойного себе преемника на святительскую кафедру в Чернигове. Вскоре (5 февраля 1696 г.) Святитель Феодосий почил о Господе. Преемником ему народом и властями единогласно был избран архимандрит Иоанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 г. в Москве патриархом Адрианом в архиепископа Черниговского.

Святитель Иоанн благоговел к памяти Святителя Феодосия, веруя в силу молитвенного его представительства пред Господом. И не тщетна была его вера: он получил благодатное исцеление в тяжкой болезни по молитвам Святителя Феодосия. Святитель Иоанн тяжко заболел, и болезнь быстро усиливалась.

Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а наутро приготовить все потребное для его служения в хроме.

Важно

Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружающим, что накануне ему явился Святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров».

В благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия св. Феодосия написанную по тогдашнему обычаю стихами «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве».

Поразительное чудо исцеления Святителя Иоанна послужило началом чествования Святителя Феодосия, кок благодатного чудотворца и угодника Божия. 14 лет управлял Святитель Иоанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренному светильнику Христову, благоговейное почитание от паствы.

Святитель Иоанн прилагал особые заботы о распространении духовного просвещения. С этой целью открыл в Чернигове особую школу (коллегиум), по образцу которой впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

В марте месяце 1712 года состоялось назначение архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича в Тобольск с возведением его в звание Митрополита Тобольского и всея Сибири.

Выбор духовного начальства и Государя Петра I остановился на Черниговском архипастыре Иоанне Максимовиче потому, что еще от 18 июня 1700 г.

 Петр I, желоя просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, дал указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводимы были мужи не только благочестивые, а вместе с тем и ученые.

А Иоанн, архиепископ Черниговский, вполне обладал этими качествами, которых Император требовал от кандидатов в архипастыри Тобольские: он сиял и добродетелями христианскими, был образованным человеком и известен был как писатель и переводчик назидательных и душеполезных сочинений.

Совет

Кроме того, он умудрен был в делах церковного управления, имея уже более 60 лет от рождения.

Святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года и остановился сначала в Знаменском монастыре на берегу реки Иртыша. На другой день, в праздник Успения Божией Матери, утром, он торжественно, с крестным ходом, сопровождаемый многочисленным народом и войском, вступил в нагорную часть г.

 Тобольска, отслужил сначала на площади молебен и, благословив народ, вошел в кафедральный собор и совершил Божественную литургию. Так начал свое служение Святитель Иоанн в новой для него обширнейшей тогда Сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская, Омская, Томская, Иркутская и части других.

И здесь он, как и в Чернигове, сразу же приобрел себе народную любовь. Проводя тихую и скромную жизнь, старец-Святитель подвизался в усердной молитве, особенно в ночное время, когда становился свободным от епархиальных.дел и когда уже ничто земное не могло оторвать его помыслов от неба и духовного мира.

Народ не видел этих уединенных, келейных подвигов Святителя, но знал, что он — истинный подвижник Христов, ибо Митрополит Иоанн отличался необыкновенным милосердием и щедростью, благотворя беднякам, особенно вдовам и сиротам.

Иногда он сам объезжал в городе бедных людей и оказывал им необходимую помощь, иногда же совершал дела христианской благотворительности и милостыни через своих служителей или близких лиц. Бывали по временам в Тобольске и такие загадочные случаи: в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двери или окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышит необычные для себя слова:

— Примите во имя Иисуса Христа.

Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить, в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляя у окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи.

Долгое время не знали, что за таинственный благодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец, узнали: это был Митрополит Иоанн. Часто видали Святителя среди узников в местных тюрьмах, куда вместе с милостынею приносил он заключенным и духовное утешение.

Вообще любвеобильное сердце Святителя Митрополита Иоанна сильнее стремилось туда, где было больше бедности и скорбей и, пламенея любовью к Богу, радостно занято было всецело человеколюбием и состраданием.

Указывая путь жизни другим, как истинный евангельский пастырь, он шел впереди, научая свою паству словом и делом и представляя собою живой пример добродетелей.

Обратите внимание

Летописец о Митрополите Иоанне замечает и ту особенность, что он во все время пребывания своего в Тобольске ни у кого не бывал в гостях и что только один раз ездил на обед к сибирскому губернатору, князю Гагарину, да и то по особенно усиленной просьбе последнего.

Так предан был уединению и исполнению пастырских своих обязанностей и дел благочестия Святитель Христов Иоанн.

Несмотря на кратковременное управление Тобольской епархией, Святитель Иоанн много помог здесь делу умножения святых храмов Божиих и особенно делу проповеди света Христова учения среди многочисленных инородцев местного края — вогул, остяков и татар. Особливые заботы приложил Святитель к просвещению юношества.

Существовавшую в Тобольске славяно-латинскую школу, в которой обучались кандидаты на священно-церковно-служительские места и на содержание которой от казны совсем не отпускалось средств. Святитель Иоанн обеспечил обращением на ее содержание части монастырских доходов. Немало тратил на эту школу Святитель и своих личных средств.

Святитель Митрополит Иоанн погребен был, как было выше сказано, у северной стены Успенского собора, в алтаре придельного храма в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Но в 1741 г. этот придел пришел в крайнюю ветхость и потому был разобран. Могила Святителя Иоанна оказалось под открытым небом. Жители г.

 Тобольска, благоговейно чтившие память Святителя Иоанна, были недовольны этим обстоятельством. К тому же Святитель Иоанн, кок существует в Тобольске предание, несколько раз являлся Тобольским Митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому) и со скорбью говорил им: «Могила моя оставлена в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим.

Успокойте меня и возобновите придел».

Тогда на собранные пожертвования почитателями памяти праведного Святителя воздвигли новый придельный храм, освященный в 1753 г. во имя Иоанна Златоуста, как ангела Святителя Митрополита Иоанна.

Могила Святителя Иоанна пришлась на правой стороне алтаря, а теперь, по перенесении алтаря на другое место, могила находится не в алтаре, а в средней части храма, видимо для всех приходящих в придельный Златоустовский храм для молитвы.

Важно

Окончив чреду своего земного служения, Святитель Иоанн не оставил своей паствы, возлегши своим нетленным телом в соборный храм, не оставил своим благословением всех, прибегающих к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства. Долгое время не записывали этих чудотворений.

В первый раз было записано чудо, совершившееся в 1798 г. В тот год приехали в Тобольск из Барнаульского уезда Томской губернии две крестьянские женщины — мать и дочь — и просили соборный причт служить в Златоустовском приделе литургии ежедневно в продолжение 6 недель.

На расспросы соборян о том, что побудило их предпринять такое далекое путешествие, мать рассказала следующее. 20- летняя дочь ее была в течение пяти лет сумасшедшей. В первые годы своей болезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала так, что приходилось сажать ее на цепь.

Потом изредка стала приходить в себя. И вот однажды, во время такого просветления, она неожиданно стала просить свою мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Мать в недоумении спрашивает: для чего же это? Мне явился какой-то архиерей, — отвечала дочь.

— Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, «пока не помолюсь в Тобольске на его гробе». Отец и мать, никогда не видавшие архиереев, подумали, что дочь их бредит в припадке своей болезни и не придали ее словам никакого значения.

Между тем дочь снова впала в сумасшествие, а когда пришла в сознание, опять рассказала своим родителям о бывшем ей видении. Но и на этот раз они оставили слова дочери без внимания.

Наконец, после нового припадка сумасшествия дочь в третий раз заявляет своим родителям о явлении ей архиерея, который уже стал грозить ей наказанием, если она не поедет в Тобольск. После этого оно опять подверглась страшным припадкам сумасшествия. Тогда родители решились наконец отправить ее в Тобольск.

В дальний путь с больной отправились мать и работник. Вывезли ее из деревни связанною, так как она была в состояний буйного помешательства. Но по мере приближения к Тобольску больная становилась спокойнее и наконец совсем пришла в сознание, только чувствовала себя весьма слабою.

В Тобольске обе женщины усердно молились, посещая каждый день Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течение шести недель литургии. Болезненные припадки у дочери в Тобольске не возобновлялись, и домой она отправилась уже совершенно здоровой.

Совет

Прошло около восьми лет, и одному из соборян, бывших свидетелями исцеления сумасшедшей девицы (протоиерею Василию Кузнецову), пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайно остановиться в той сомой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилось в полном уме и цветущем здоровье, была замужем и имела уже детей.

Вместе со своими родителями она благодарила Бога за дарованное ей исцеление, прославляя в то же время и Угодника Его Святителя Иоанна.

В памятной книге Тобольского кафедрального собора записаны многочисленные случаи чудесных исцелений по предстательству Святителя Иоанна.

Для обследования чудотворений по молитвам Святителя Иоанна по распоряжению Святейшего Синода в городе Тобольске учреждена под председательством Епархиального Преосвященного особая Комиссия.

В состав Комиссии входят Тобольский вице-губернатор, Настоятель и Ключарь кафедрального собора и Благочинный градских Тобольских церквей. Этой Комиссией путем производства формального следствия обследовано уже до сорока случаев чудесных исцелений от болезней по молитвам Святителя Иоанна.

Дивен Бог во святых Своих…

С 1826 г. честные мощи Святителя Иоанна почивают в новом месте — в том же придельном соборном Златоустовском храме, но у левой стороны его придела. Над могилою Святителя от фундамента и далее вверх по сводом образовалась трещина, от времени увеличивавшаяся.

Являлась необходимость в капитальном ремонте. При ремонте стены пришлось бы потревожить почившего Святителя. Тогда архиепископ Тобольский Евгений заблагорассудил переложить гроб Святителя в новый каменный склеп, устроенный возле левой наружной стены придела.

5 сентября 1826 г., в день воскресный, после литургии состоялось перенесение гроба Святителя в новый склеп. В память того, где прежде покоились св.

Обратите внимание

мощи, на стене собора изображен Святитель Иоанн красками, в рост, в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.

Прошло после этого перенесения мощей Святителя Иоанна почти 75 лет, и преосвященный епископ Тобольский Антоний (Коржавин) в твердой надежде на будущее открытие и прославление мощей блаженного Святителя устроил в 1900 г. над могилой его красивую серебряную раку. Средства на заведение этой раки изысканы открытым тем же Архипастырем Попечительством о нуждах кафедрального собора.

Рака поставлена на мраморный пьедестал под резною золоченою сенью. С 16 октября 1914 г. нетленные и благоуханные мощи Святителя уже покоятся в этой серебряной раке: Преосвященный епископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейного почитания Святителя Иоанна, как избранного сосуда благодати Божией, с подобающей честью, сопровождаемой усердною молитвою, переложил св.

мощи Святителя Иоанна из склепа в указанную серебряную року. Текут к сей роке со своими болезнями, горестями, печалями, невзгодами житейскими богомольцы из разных мест Сибири и Европейской России.

В лице праведного Митрополита Иоанна горит светильник Христов, и текут к сему светильнику из мрака греховной земной жизни труждающиеся и обремененные с верою и надеждою и получают исцеление, облегчение и утешение.

Радуйся, страна Сибирская, удостоившаяся, по великой милости Божией, явить миру новый светильник Христов — Святителя и чудотворца Митрополита Иоанна, силу молитвенного предстательство которого свидетельствует сам Батюшка-Царь.

На всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о причислении Святителя Иоанна к лику угодников Божиих и о признании честных его останков святыми мощами Государь Император 21 января 1916 года собственноручно изволил начертать: “'Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь православную».

Слава Богу, дивному во святых Своих!

Ключарь Тобольского кафедрального соборапротоиерей Григорий ТУТОЛМИН.

(Печатается по изданию типографии Тобольского Епархиального Братства, 1917 год.)

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50565

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector