Икона божией матери боголюбская (зимаровская)

Икона Божией Матери Боголюбская (Зимаровская)

На­зва­на ико­на по на­име­но­ва­нию се­ла Зи­ма­ро­во Ря­зан­ской об­ла­сти. Пред­став­ля­ет со­бой спи­сок (ко­пию) вла­ди­мир­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­ной из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии.

Ико­на, по древ­не­му пре­да­нию, сто­я­ла на во­ро­тах го­ро­да Прон­ска. По­сле на­ше­ствия та­тар в XIII ве­ке ико­на бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той в ку­стах неда­ле­ко от го­ро­да.

При при­став­ле­нии од­ной по­ло­ви­ны к дру­гой обе ча­сти ее чу­дес­ным об­ра­зом мгно­вен­но со­еди­ни­лись, но од­на по­ло­ви­на её так и оста­лась немно­го вы­ше дру­гой.

Обратите внимание

На ме­сте чу­дес­но­го со­бы­тия был по­стро­ен храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так как ико­на бы­ла най­де­на в день Бла­го­ве­ще­ния, су­ще­ству­ет ещё один мест­но­чти­мый празд­ник иконе Бо­го­люб­ской-Зи­ма­ров­ской, со­вер­ша­е­мый в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния 7 ап­ре­ля (25 мар­та по ста­ро­му сти­лю).

До 1771 го­да об этой иконе ни­че­го не бы­ло из­вест­но, неиз­вест­но так­же, ко­гда и ка­ким об­ра­зом она ста­ла од­ной из до­маш­них свя­тынь зи­ма­ров­ско­го по­ме­щи­ка Ло­пу­хи­на, жив­ше­го в Москве на Пре­чи­стен­ской ули­це. В 1771 го­ду эта ико­на про­сла­ви­лась необы­чай­ным об­ра­зом.

К Ло­пу­хи­ну при­шёл боль­ной жи­тель Моск­вы и про­сил поз­во­ле­ния от­слу­жить мо­ле­бен пред Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Хо­зя­ин сму­тил­ся. В ком­на­тах у него не ока­за­лось та­кой ико­ны. Боль­ной на­стой­чи­во утвер­ждал, что та­кая ико­на есть у него в до­ме и что он ви­дел её во сне.

Боль­но­му доз­во­ле­но бы­ло ис­кать ико­ну по все­му до­му. И вот по­сле дол­гих по­ис­ков об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был най­ден на чер­да­ке сре­ди хла­ма. Боль­ной сра­зу узнал ви­ден­ную им во сне ико­ну. Ико­ну очи­сти­ли от пы­ли и пред ней от­слу­жи­ли мо­ле­бен. Боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел.

Весть об этом чу­де тут же раз­нес­лась по всей Москве, и бо­ля­щие ста­ли сте­кать­ся в дом Ло­пу­хи­на.

Пе­ред кон­чи­ной (око­ло 1780 го­да) вла­де­лец ико­ны за­ве­щал от­пра­вить её на свою ро­ди­ну, где она на­хо­дит­ся и по сей день в Бо­го­люб­ском хра­ме се­ла Зи­ма­ро­во Но­во­де­ре­вен­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти.

Чти­мый спи­сок (ко­пия) чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре го­ро­да Ря­за­ни.

В Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме се­ла Го­ро­ди­ще Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти чтит­ся ещё один спи­сок Зи­ма­ров­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­сла­вив­ший­ся чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми уже в со­вет­ское вре­мя.

День празд­но­ва­ния: 1 июля (18 июня по ста­ро­му сти­лю).

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-bogoljubskaja-zimarovskaja

Зимаровская икона

Предполагается, что это список (копия) с почитаемой иконы Божьей Матери, хранимой в Боголюбском монастыре. Достоверных сведений о том, как и по чьему решению появилась Зимаровская икона, нет. Она является списком с Боголюбской иконы Божьей Матери, написанной в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы.

Считается, что в 1155 году он отправился из Вышгорода в свои суздальские земли. При этом князь взял с собой икону Пресвятой Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Во время путешествия кони остановились недалеко от Владимира и отказались следовать дальше.

Не помогла даже смена скакунов. Князь начал молиться перед иконой Божьей Матери. Тогда ему явилась Богородица, повелев оставить икону во Владимире (ныне она известна как Владимирская икона Божьей Матери), а на месте явления основать монастырь. Андрей выполнил повеления.

Важно

Кроме того, в честь этого события он поручил иконописцам изобразить лик Божьей Матери таким, каким он явился ему в видении. Икону назвали «Боголюбской». Хранится она и по сей день в Боголюбском монастыре.

С неё было сделано несколько списков, один из которых — Зимаровская Боголюбская икона.

Чудотворным этот список стал считаться после его самовосстановления.

По одной из легенд, Боголюбская икона Божьей Матери, которая позднее будет именоваться Зимаровской, была установлена над входом в город Пронск (по другим источникам — в город Боголюбово).

Во время татарского нашествия икону раскололи и бросили в кусты. Однако она сама собой срослась. Правда, не очень ровно — одна часть немного выше другой.

Где икона была несколько веков, неизвестно. Вновь в жизнь людей она вернулась во второй половине XVIII века. Владельцем этого чудотворного списка стал Василий Абрамович Лопухин, который даже и не подозревал об истинной ценности иконы. Она к тому времени пришла в ветхость и хранилась в кладовой московского дома Лопухина на Пречистенской улице.

В 1771 году в Москве свирепствовала моровая язва. Одному из заболевших во сне было откровение. Следуя ему, он пришёл в Лопухину с просьбой совершения молитвы перед Боголюбской иконой.

Поиски не сразу увенчались успехом, однако святыня была найдена и заболевший после молитвы смог исцелиться. Слух об этом распространился по Москве довольно скоро. В дом Лопухина стали стекаться люди.

Чтобы избежать столпотворения в своём жилище, Василий Абрамович передаёт икону в церковь, где служил его духовник. Однако священник прихода, в котором состоял Лопухин, стал настоятельно просить его передать икону в приходскую церковь, что не устраивало духовника.

Чтобы решить эту ситуацию, икону примерно в 1780 году перевозят во владения Лопухина — в село Зимарово Рязанской губернии. С тех пор она именуется «Зимаровская Боголюбская».

Совет

Непосредственно населённый пункт Зимарово звался также Архангельское и Васильевское. Архангельским село было из-за одноимённой церкви, издавна там существовавшей, Васильевским — от имени владельца земель Василия Абрамовича Лопухина. В последней четверти XVIII века он создаёт здесь усадьбу.

С первой половины XIX века ею владела семья Колобовых. После того, как на Надежде Петровне Колобовой женился рязанский общественный деятель эпохи Александра II, работавший в комитете по проведению крестьянской реформы, князь Сергей Васильевич Волконский, земли перешли к этой известной фамилии.

Следующим владельцем усадьбы стал их сын Николай Сергеевич Волконский, русский политический деятель. Он долго был земским деятелем Рязанской губернии. В 1904 году принял участие в ноябрьском съезде земцев в Санкт-Петербурге и подписал конституционную резолюцию.

В 1905 году был одним из основателей Союза 17 октября, в котором сохранял верность принципам конституционализма. Был членом первой Государственной Думы, после роспуска которой избрался членом Государственного Совета от Рязанского земства.

Затем отказался от этого звания и был избран в Рязанской губернии членом Государственной Думы III созыва. Все из перечисленных Волконских были похоронены в фамильном склепе в селе Зимарово. В советские годы его разрушили. В 2007 году на этом месте был установлен поминальный крест.

В первой половине XIX века в селе была ещё одна усадьба. Принадлежала она капитану Александру Ивановичу Стаховичу, участнику Отечественной войны 1812 года. Он создал здесь конный завод.

Усадьба вплоть до Октябрьской революции оставалась во владении представителей этой фамилии.

Одной из владелиц земель в Зимарово была Мария Александровна Стахович, вышедшая замуж за хирурга, президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Петра Александровича Дубовицкого, владельца имения в селе Стенькино Рязанского уезда.

Обратите внимание

От тех времён в селе остался только храм, где хранится Зимаровская Боголюбская икона Божьей Матери. Когда именно здесь была построена церковь, история умалчивает. В 1781 году старый сельский деревянный храм настолько обветшал, что проводить службы в нём стало невозможно.

Сельчане попросили церковное руководство построить новую церковь во имя архангела Михаила. В 1786 году новый деревянный храм был освящён. Церковь простояла до середины XIX века. В январе 1849 года в ней случился пожар, полностью уничтоживший строение.

Зимаровская Боголюбская икона при этом чудесным образом спаслась от огня — за день до этого её отвезли для совершения молитвы в Скопинский уезд по просьбе одного из почитателей.

Священник зимаровской Архангельской церкви ещё до этого события обратился к гвардии-полковнику Михаилу Николаевичу Семёнову с просьбой участия в строительстве нового каменного храма вместо деревянного. Михаил Николаевич отличался благородством и бескорыстием.

Большую долю своих средств он тратил «во благо ближних», в том числе на строительство храмов. Первый из них был построен в имении Семёнова в селе Архангельское. Зимаровский храм стал следующим. Комитет по строительству церкви в Зимарово был учреждён в 1844 году. Возглавил его Семёнов. Был организован сбор средств.

Большую помощь оказали сам Михаил Николаевич, князь Сергей Васильевич Волконский, дворянин Николай Семёнович Батурин, помещик Дубовицкий и многие другие. Новый храм состоял из трёх престолов.

Первым в 1850 году построили и освятили придел во имя архистратига Михаила, позднее — во имя Боголюбской иконы Божьей Матери и ещё один придел в память святителя Николая Чудотворца. Окончилось строительство в 1852 году.

Считается, что проектировщиком церкви являлся главный архитектор Рязанской губернии Николай Ильич Воронихин. Он известен как автор здания Дворянского собрания в Рязани и украшенного высоким позолоченным шпилем последнего яруса знаменитой колокольни Рязанского кремля.

Важно

Зимаровская Боголюбская икона всегда была почитаема людьми. Её носили по населённым пунктам, где свирепствовали эпидемии. Чудотворная икона, утверждают верующие, избавляла от болезней. В 1848, 1861, 1871, 1892 годах она спасла жителей разных сёл и городов губернии от холеры. Рязанцы даже добились, что икону стали привозить в столицу губернии ежегодно на несколько месяцев.

Она прибывала на специальном поезде в вагоне первого класса. Встречать её на вокзал приходили почти все жители города. Шли семьями с детьми. Традиция поддерживалась и в первые годы после революции. Правда, привозили икону уже на лошадях. Боголюбская церковь в Зимарово действовала до 1930-х годов. Затем храм закрыли, устроив в нём склад сельскохозяйственной продукции.

Вновь его открыли в конце 1940-х годов.

Следы Зимаровской Боголюбской иконы, того самого древнего списка, расколотого и позднее восстановившегося, теряются в 20-е годы XX столетия. Та икона, что хранится ныне в зимаровском храме, является копией, сделанной в конце XVIII – начале XIX века.

В имеющейся в церкви описи имущества значится, что в 1915 году в ней было пять таких списков — над входом, на воротах и так далее. Один из таких списков чудесным образом вернулся в церковь после её повторного открытия. Как точно её обнаружили, сейчас сказать не может никто.

Одни говорят, что её принесли из соседнего храма, другие утверждают, что икона хранилась в сторожке неподалёку.

Самая интересная легенда гласит, что икона всё это время оставалась в доме у одного плотника из соседнего села. Её передали ему для того, чтобы он сделал раму для портрета какого-то чина. Но раму он делать побоялся, решил подождать. О задании ему не напоминали, а он и не суетился.

В конце концов икону плотник спрятал, положив ликом вниз на кровать. Спать на этой кровати не стали. Когда волна гонений на христиан поутихла, икону достали и повесили в переднем углу. Когда церковь открывали вновь, то пошли к плотнику за Зимаровской Боголюбской иконой. Того, однако, уже не было в живых.

В доме жил его сын, любивший выпить. Он не хотел просто так отдавать икону и просил за неё выкуп. Трижды ходили к нему люди с просьбой отдать икону храму, но он отказывал. При третьем посещении просителей икона упала. Мужчина привязал её и лёг спать. Утром он обнаружил, что икона стоит возле двери.

Тогда мужчина сам отнёс образ в церковь.

Совет

И жители Зимарово, и верующие утверждают, что и этот список творит чудеса. Славится икона своими исцелениями и помощью в делах. Впрочем, списки с Боголюбской иконы в Рязанской губернии были почти в каждом храме, много их и сейчас. А вот чудотворными считаются два — икона зимаровского храма и икона Георгиевского храма села Городище Рыбновского района.

Источник: http://dostoyanie.info/ryazanskaya-oblast/zimarovskaya-bogolyubskaya-ikona/

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Сегодня Православная Церковь особенно бережно относится к древним образам, так называемым «домонгольским», т. е. тем, которые были написаны до 1200-х годов. Таких образов сохранилось всего около тридцати и каждая из них невероятно ценна для русского народа. К таким реликвиям относится и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская».

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря).

Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.

Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться.

Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером.

По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием.

 Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее.

Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева.

Обратите внимание

В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Читайте также:  Мученица иулиания амисийская (понтийская)

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде.

Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу.

Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах.

Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом.

Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа.

Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске.

Важно

При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

О чем молиться иконе

Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.

А также Боголюбивую Мати просят о:

  • защите от стихийных бедствий и катастроф;
  • погашении национальных распрей;
  • защите от клеветы против народа;
  • предотвращении лесных пожаров;
  • спасении от нищеты и голода;
  • защите от смертоносных эпидемий;
  • благословенном урожае;
  • мире в стране и сохранности государства от врагов;
  • благословенном пути для путешественников;
  • защите для детей и спасении их душ.Боголюбская икона Божией Матери написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского

На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.

Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.

Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.

А после него читают молитву Боголюбивой Мати:

На заметку! Поскольку дата празднования чудотворной иконы приходятся на 1 июня по новому стилю, все рожденные в этот день, считают Боголюбивую Царицу своей покровительницей.

Им обязательно следует читать ей молитвы в день своего рождения, чтобы поблагодарить за покровительство и защиту.

Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.

Икона Божией Матери Боголюбская

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-bogolyubskaya.html

18 июня (01 июля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2018-07-01 09:01:00filin_dimitry
filin_dimitry
2018-07-01 09:01:00Продолжение…

Икона Богородицы Боголюбская

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.

Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы.

Совет

В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.

Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь.

Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.

Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.


Существует множество различных чудотворных чтимых списков Богобюбской иконы Божьей Матери, получивших свои названия в основном по городу, у котором этот список находился. Вот некоторые из них:


Икона Богородицы Боголюбская (Московская)

Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году.

Обратите внимание

С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери.

По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.

Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.

Икона Богородицы Боголюбская-Юрьевская

Икона Божией Матери Боголюбская-Юрьевская была передана императором Петром I стольнику Борису Мироновичу Батурину. Во второй половине XVIII века она принадлежала помещикам Загряжским, и в 1771 году по молитвам к чудотворному образу была отвращена моровая язва.

Переходя по наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской губернии и получила наименование Юрьевской.В 1848 году заступлением Божией Матери юрьевские прихожане были спасены от холеры, в 1848 – 1853 гг. по молитвам к чудотворному образу прекратилась холера в Малоярославце и Боровске.

Во время свирепствовавшей болезни умерла одна женщина, но по молитвам убитого горем супруга перед Боголюбской иконой Божией Матери она воскресла. В память о чудесной помощи Божией Матери в Боровске и Малоярославце ежегодно совершались крестные ходы с Юрьевской чудотворной иконою.

Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной. Среди чтимых списков особую известность получили Тульская (1771), Козловская (1771), Тарусская (1848 и 1870), Усманская (1831), Елатемская (1771)..

Знаменательно, что как подлинная икона Божией Матери Боголюбской, так и списки с нее прославились исцелениями во время свирепствовавших болезней, особенно чумы и холеры.

Икона Богородицы Боголюбская (Зимаровская)

Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города.

Важно

При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой.На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю).

До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом.

К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил позволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Матери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому.

И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина.

Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся чудесами и исцелениями уже в советское время.

Икона Богородицы «У Источника» Пюхтицкая

Об этом образе Божьей Матери можно почитать тут:

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/1471159.html

На поклон к Зимаровской святыне

Почему же село Зимарово и его храм стали известны далеко за пределами Рязанской земли?

Читайте также:  Молебное пение на новый год - схемы богослужений (чинопоследования)

Рязань, 27 октября – Областная Рязанская Газета. Материал из №42 (200) от 26.10.2017г.

Солнечным октябрьским днём посчастливилось мне посетить известное далеко за пределами Рязанской области село Зимарово Александро-Невского района (ранее Раненбургского уезда Рязанской губернии). Сбылась давняя мечта – поклониться и помолиться у Чудотворной иконы Божией Матери

«Вот я смотрю на икону и говорю себе: «Се Сама Она» – не изображение Её, а Она Сама, чрез посредство, при помощи иконописного искусства созерцаемая. Как через окно, вижу я Богоматерь и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению».

Павел Флоренский

Село Зимарово и его храм

Село Зимарово известно с XVII в. Издавна там существовала деревянная церковь, но сведения о том, когда она была построена, до нас не дошли. Первое упоминание о ней встречается в окладных книгах XVII в.

К 1781 г. старый храм настолько обветшал, что проводить службы в нём было невозможно. И тогда сельчане просили вышестоящее церковное начальство о строительстве новой церкви. В 1786 г. новый храм был построен и освящён. Церковь простояла до середины XIX века, но в январе 1849 г. в селе был пожар, который затронул и храм. В 1852 г.

в селе Зимарово был возведён новый пятикупольный красавец храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской-Зимаровской. В храме два придела – в честь Архангела Михаила и святого Николая Чудотворца. Торжественное освящение храма состоялось 18 июня (ст. стиль) 1852 г.

О величии храма говорят те факты, что крупные вклады вносили князь Меньшиков, императрица Анна Иоановна и многие влиятельные лица.

Совет

Храм расположен на территории имения знаменитого рода князей Волконских (ранее это было имение Лопухиных). Окружён храм парком и яблоневым садом.

Русский княжеский род Волконских происходит от святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского (год кончины – 1246), внук которого Иван Юрьевич, по прозвищу Толстая Голова, правил городом Волконы, он был первым князем Волконским.

Князь же Михаил Всеволодович Черниговский в 1234 г. занял Галич, через два года Киев, затем снова возвратился в Чернигов. По приказанию ханских сановников, переписывающих там народ, отправился в Орду и был там замучен татарами за несоблюдение татарских языческих обычаев в 1246 г.

Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены в Чернигове, затем в 1578 г. перенесены в Москву и покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля (Святая Церковь чтит память 14 (ст. стиль) февраля).

На территории храма располагалась часовня князей Волконских, где в склепе были погребены князь Сергей Васильевич, его супруга и в 1910 г.

их сын Николай Сергеевич Волконский – крупный политический либеральный деятель, депутат Государственной Думы I и III созывов от Рязанской губернии (подробнее о них читайте в отдельной статье). Необходимо отметить, что в имении Волконских провёл свои первые каникулы Василий Осипович Ключевский между 1 и 2 курсами учёбы в университете.

В храме был крещён священномученик Василий (Зеленцов) – епископ Прилуцкий, викарий Полтавской губернии. Пострадал за веру Христову 25 января – ст. стиль 1930 г. (имеется памятная доска на храме).

Боголюбская-Зимаровская икона Божией Матери

Так почему же село Зимарово и его храм стали известны далеко за пределами Рязанской земли, почему едут и идут с давних времён туда люди?

Обратите внимание

Для этого вернёмся в далёкое прошлое, к истории Боголюбской-Зимаровской иконы Божией Матери. Боголюбская икона Божией Матери – древнейший Чудотворный Образ России. Написана в XII в. по просьбе князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери (об этой иконе повествование будет отдельно).

С Боголюбской иконы Божией Матери было сделано несколько списков. По древнему преданию, древний список стоял на воротах г. Пронска Рязанской губернии, а во время нашествия татар она была сброшена в кусты и расколота пополам. Но когда половинки иконы соединили, они срослись самостоятельно.

С тех пор икона стала известна как Чудотворная. Во второй половине XVIII века икона находилась у помещика села Зимарово Лопатина, жившего в то время в Москве, так как к тому времени икона весьма обветшала, то её поместили в кладовой вместе с другими ветхими вещами.

Но Божией Матери не нужно было такое забвение и пренебрежение со стороны Лопатина к Её иконе.

В 1771 г. Москву посетила моровая язва. Одному заболевшему жителю в сонном видении было указано, что он может исцелиться, если совершит молебен перед иконой Богоматери, находившейся в доме Лопатина. К нему и обратился заболевший. Перед иконой был отслужен молебен, после которого больной почувствовал себя лучше, а в скором времени выздоровел.

После смерти Лопатина икона была отправлена на его родину, в село Зимарово. На новом месте своего пребывания она также прославилась своими чудесами. В 1848 г. холера начала свирепствовать в г. Раненбурге. Жители города принесли икону в город. Вдруг поднялся сильный ветер, разразилась гроза.

С этого момента холера в Раненбурге стала ослабевать и в скором времени совершенно прекратилась. Икона имеет большие размеры – 150 см в длину и 80 см в ширину. Икону украсили сребропозлащённой ризой, на главе Богоматери корона с драгоценными камнями. Ежегодно её носили Крестным ходом в Рязань.

Кроме того, жители села Зимарово и соседних с ним мест имели обыкновение поднимать икону в свои дома для совершения молебнов.

Время разрушать и созидать

Важно

Наступили годы лихолетья, революция 1917 года. Храм в честь Зимаровской иконы был продолжительное время закрыт. Его использовали как хранилище сельскохозяйственных продуктов.

Многое из церковного имущества было утрачено и уничтожено, пострадали фрески итальянских мастеров XIX века. Разрушена часовня-усыпальница князей Волконских. Но Бог поругаем не бывает.

В храме вновь возносится молитва, запах ладана, треск горящих свечей.

Идёт народ поклониться Чудотворному Образу, да и многие едущие по трассе, откуда виден храм, останавливаются и посещают его. Невольно вспоминаются слова Николая Гоголя:

«Прими мои теплейшие моленья,

Мой дух от зла и бед избавь,

Пролей мне в сердце умиленье,

На путь спасения наставь».

А что же с могилами князей Волконских?

27 сентября 2007 г.

прошло мероприятие, посвящённое памяти крупнейшего либерального деятеля, депутата I и III Государственных Дум от Рязанской губернии, организованное Национальным фондом «Русское либеральное наследие» (руководитель Алексей Кара-Мурза). Установлен и освящён скромный металлический крест, у основания которого положена гранитная плита с именами почивающих здесь князей Волконских, отслужена панихида.

Но эти люди имеют большие заслуги перед Россией, они достойны народного почитания. Это нельзя забывать.

Ия КИРИЛЛОВА

Подписывайтесь на «Областную Рязанскую Газету»
в социальных сетях:

Источник: http://rg62.info/index.php/glavnoe/glavnye-temy/item/15862-na-poklon-k-zimarovskoj-svyatyne.html

Боголюбская икона Божией Матери

Б оголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях.

Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в 10 верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места.

Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу.

В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе.

Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Первообраз иконы, XII век

Совет

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века.

В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых 9 лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).

Обратите внимание

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской».

Иконографический тип – Агиосоритисса (Заступница)

В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы.

Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея.

В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».

Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И.

Э. Грабаря).

Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи ( «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…» ) приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.

Мозаичная «Агиосоритисса» в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо

Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками.

Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Важно

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка.

На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте.

Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.

Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.

Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)

На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на 3 дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке».

, 4-6) , а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва, Сокольническая площадь, 6).

Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с.Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с.Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире (г.Владимир, Княгининская ул., 37-А) .

Боголюбская икона в Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире

Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).

Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1566732373407828758/bogolyubskaya-ikona-bozhiej-materi/

Боголюбская икона Божией Матери (фото). О чем молиться? | Христианство на 4-women.ru

Известная многим россиянам Боголюбская икона Божией Матери называется едва ли не самой важной иконой в русском церковном наследии.

Написана она была почти тысячу лет назад, многие события в России связаны с ней, и множество чудес приписывается ее чудотворной силе.

О ее значимости для русского человека свидетельствует и множество списков (копий) с первоначального образа, и тот факт, что люди стремятся к этой иконе с молитвой и в наши дни. Об истории происхождения иконы, ее значении для христиан — эта статья.

По преданию, в 1157 году великий суздальский князь Андрей Юрьевич Долгорукий держал путь из Вышгорода в Суздаль, в дороге ему сопутствовала икона Владимирской Богоматери.

Обратите внимание

18 июня, за 10 верст до Владимира, телега резко остановилась и, несмотря на усилия лошадей, им так и не удалось сдвинуть ее с места. Свита князя разбила в этом месте походный шатер.

Во время молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и велела ему устроить на этом месте церковь Боголюбской иконы Божией Матери, названную в честь ее Рождества, а Владимирскую икону передать во Владимир.

Князь, вдохновленный этим событием, повелел придворным иконописцам написать образ Богородицы на доске из кипариса в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы. Так появилась Боголюбская икона Божией Матери, фото которой представлено ниже.

На этой иконе Богородица написана в рост, с поднятыми руками в молитве и с ликом, обращенным к Сыну. В ее правой руке изображен свиток с написанной на нем молитвой к Господу.

Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии — Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи.

Празднование Боголюбской иконы

В первое время Боголюбская икона Божией Матери нашла свое место в Боголюбове, в церкви, построенной князем по просьбе Богородицы, вместе с Владимирской иконой. Считается, что находясь рядом с иконой Владимирской, Боголюбская словно переняла от нее чудотворную силу, став не менее почитаемой.

В календаре православных праздников упоминается более 260 почитаемых икон Богородицы, обладающих чудотворной силой, а вообще существует более 860 различных наименований ее. Для многих икон установлены свои дни празднования, для них написаны свои молитвы, акафисты и тропари. Каждая из икон Пресвятой Девы имеет свое действие: одна лечит, другая защищает, третья помогает в семейных делах.

Имеет день почитания и Боголюбская икона Божией Матери. Празднование происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери, фото которых представлены в этой статье.

Местонахождение иконы

Как уже было сказано выше, поначалу эта икона находилась в построенном святым князем Долгоруким храме Рождества Богородицы. Позднее вокруг этого храма был выстроен Боголюбский монастырь, в котором икона находилась до момента его закрытия в начале ХХ века.

Однако после закрытия монастыря ее хранили в церкви Иоакима и Анны города Владимира. Начиная с 1946 года образ можно было увидеть в краеведческом музее Владимира.

В 1992 году его передали в Княгинин Успенский монастырь, а в 2009 была отправлена на обновление (реставрацию) во Владимиро-Суздальский музей Боголюбская икона Божией Матери, где находится она и поныне.

Виды иконографии

Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.

При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:

  • Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
  • Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
  • Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
  • Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
  • Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).

Иконография образа

Боголюбская икона Божией Матери относится к последнему иконографическому типу — Агиосоритисса, однако она имеет несколько отличий от традиционных схем изображения Богородицы.

В частности, содержит элементы типа Одигитрия и Оранта. На свертке, который находится в руках Матери Божией, пишется молитва, обращенная к Господу в защиту о роде человеческом.

Известно, что текст, написанный на этом листке, менялся каждый раз при реставрациях иконы.

Важно

Боголюбская Божья Матерь очень похожа на изображения Богородицы, выложенные мозаикой в церкви Санта-Мария, расположенной в городе Палермо.

Аналогичное сходство прослеживается с образом, запечатленным на фреске Мирожского монастыря в Пскове, а также с ликом Девы Марии в композициях «Страшный суд» и «Сретение».

Учитывая эти факты, историки сделали вывод, что первым автором этой иконы был византийский иконописец, прибывший ко двору князя Долгорукого и вернувшийся впоследствии на Родину.

Известные списки иконы

Слово «список» здесь имеет значение копии, списанной с оригинала.
О высоком почитании иконы свидетельствует тот факт, что русский народ за прошедшее тысячелетие создал несколько десятков ее копий, перенявших ее чудотворную силу.

Наиболее известны в этом ряду Московская, Угличская и Зимаровская икона Божьей Матери (Боголюбская). Значение этих икон для русского народа велико: перед ними молились во время междоусобных распрей, вторжения иноземцев, смертельных эпидемий.

Московская

Московская икона изображает Богородицу со свитком в руке, молящуюся Сыну, а перед ней, коленопреклоненные, стоят святые. Прославился этот список тем, что избавил москвичей от страшной эпидемии чумной болезни в 1771 году. С начала ХХ века Боголюбская икона Божией Матери в Москве находится в храме Петра и Павла.

Зимаровская

Зимаровская икона представляет Пресвятую Деву без младенца, в полный рост, обращенную к Сыну, благословляющему ее с небес. Икона знаменита способностью исцелять людей от тяжелых заболеваний — моровой язвы, холеры. До 1925 г. икона хранилась в селе Зимарово Рязанской области, однако после 1925 года она была утеряна, и с тех пор местонахождение ее неизвестно.

Угличская

Была написана в начале 17 века, а спустя 200 лет врезок с иконы перенесли на новую основу. Икона знаменита чудесным исцелением жителей Углича от моровой язвы в середине 17 века. Сегодня икона находится в городе Углич, в церкви святого Дмитрия.

О чем молятся перед Боголюбской иконой?

Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом.

Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Сохранность иконы в наши дни

Последняя проведенная реставрация открыла первозданный образ Боголюбской иконы, выполненной в необычайно красочных цветах. Так, одежда Девы Марии изображена в виде зелено-серого хитона и кирпичного мафория.

Очи Богородицы — голубого цвета, а щеки — непривычно яркого румянца. Однако в таком виде икона стала известна недавно.

До настоящего времени эта первозданный образ этого произведения был скрыт многочисленными слоями краски и парафина, наложенных предыдущими реставраторами.

Совет

О том, что великая русская икона находится в состоянии разрушения писал еще в 1915 году известный византинист Н.П. Кондаков. Благодаря его словам пробные раскрытия иконы проводились в 1918 году. Однако в 1946 году специалист по реставрации Ф.А.

Модоров провел «укрепление» краски парафиновым слоем по ошибочно выбранной им технологии, что резко негативным обраом сказалось на состоянии реликвии.

Так, в 1956 году икона была передана в музей, где специалистами было выдано заключение о том, что заливка горячим воском существенно ухудшила связь краски с грунтом. Вследствие чего было принято решение о снятии парафинового слоя с образа.

На протяжении 20 лет реставраторы музея чистили поверхность иконы от парафина, однако удручающее состояние левкаса и краски к тому времени приобрело характер необратимый.

Состояние иконы еще более ухудшилось после того, как она хранилась в Успенском соборе во Владимире с нарушением температурно-влажностного режима, обусловленного халатностью служащего персонала. В 2009 году икона была передана во Владимиро-Суздальский музей, где состояние иконы было признано катастрофичным.

Сегдня Боголюбская икона Божией Матери хранится в специально-оборудованном помещении музея и реставраторы не обещают представить ее для экспонирования в обозримом будущем.

Храмы России имени Боголюбской иконы

В России построено три собора: собор Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбово Суздальского района, в Мичуринске Мичуринского района и в Твери — в Высокопетровском монастыре.

Кроме соборов, в стране построены 12 часовен имени Боголюбской иконы — например, в Добрынино (Собинский район), в Павловском (Юрьев-Павловский район), в Шустино (Кольчугинский район), в Болдино (Петушинский район), в г.

Иваново и в г.Таруса, в с. Тетеринское (Нерехтский район), в г. Красноярске и в других российских селах и городах.

Обратите внимание

В Москве часовня Боголюбской иконы Божией Матери находится на Калитниковском кладбище, в Давыдково и на Варварской башне.

Кроме соборов, в России возведено 69 церквей в честь иконы.

Храмы Москвы, демонстрирующие Боголюбскую икону

В Москве почитаема Московская Боголюбская икона Божией Матери, размещенная над воротами Китай-города. Расположены эти ворота возле храма Петра и Павла у Яузских ворот на Кулишках, по адресу Петропавловский переулок, 4, корпус 6.
Московская икона была написана в один год с оригиналом — в 1157 году. В дни празднования икону на три дня снимают с ворот и совершают с ней молебны.

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/bogolubskaia-ikona-bojiei-materi-foto-o-chem-molitsia.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector