Икона божией матери «экономисса» («домостроительница»), греция, афон, великая лавра

Главные святыни Афона

Не счесть того количества святынь, которые, по милости Божьей, оказались на Афоне в течение множества веков.

Какие-то из них вывозились и в Россию, и многие имели возможность приложиться к этим святыням: Пояс Богородицы, Дары Волхвов, мощи св. Георгия Победоносца. Какие-то в течение столетий остаются только в монастырях и никогда не вывозятся.

К каким-то есть лишь возможность подать записки на Афон. В каждой обители есть те святыни, к которым паломники идут прежде всего.

Монастырь Великая Лавра

Множество святынь главного Афонского монастыря были подарены византийскими императорами.

Главные из них – жезл и крест основателя монастыря Святого Афанасия Афонского, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса» (находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы), частицы животворящего древа Креста Господня, мощи свт. Василия Великого, Михаила Синадского, апостола Андрея Первозванного, прп.

Ефрема Сирина и многих других святых Православной Церкви. Также в главном соборе монастыря имеются святыни Страстей Господних (губы, трости, сам Крест), часть пелен Христовых и мощи многих святых угодников Божьих.

(икона Божьей Матери “Экономисса” (“Домостроительница”))

Монастырь Ватопед

Несомненно, что главной святыней этого монастыря является Пояс Пресвятой Богородицы, находящийся в главном Благовещенском соборе. Эту святыню привозили и в Россию как особое благословение для желающих исцеления души и тела в 2011 г. (как известно, эта святыня помогла очень многим неплодным).

(Пояс Пресвятой Богородицы)

Помимо Пояса Богородицы в монастыре имеется множество древних икон, и не менее восьми из них считаются чудотворными. Главная из них – это икона Божьей Матери «Всецарица» (гр.

«Пантанасса»), которая прославилась тем, что перед ней исцелялись даже люди с раковыми заболеваниями; также иконы «Отрада» или «Утешение», «Закланная», «Простреленная», «Увещание», «Елеоточивая», «Алтарница», «Предвозвестительница».

(Икона Божией Матери “Всецарица”)

Иверский монастырь

Монастырь Иверон – это один из самых богатых по святыням монастырей. В нем хранится столько мощей святых, сколько нет ни в одном афонском монастыре. Среди них: мощи муч. Феодора Стратилата, свт. Василия Великого, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, св. Иоанна Предтечи и многих других почитаемых святых.

Также в соборном храме Успения Богородицы находятся и части святынь Страстей Господних: частица Животворящего Древа Креста Господня, хламида, губа и трость, через которые Господь был поруган от иудеев.

Главной святыней монастыря, конечно, является Иверская икона Божией Матери, иначе называемая «Вратарница», обретенная чудесным образом стоящей на воде и почитаемая с 9 века.

(Иверская икона Божией Матери)

Монастырь Хиландар

Главной святыней этого монастыря является икона, принадлежавшая самому св. Иоанну Дамаскину, одному из величайших святых Православной Церкви, церковному песнописцу – «Троеручица». Эта икона носит звание Настоятельницы обители. Также монастырь освящают еще две почитаемых иконы – «Попская» и «Акафистная».

(Икона Божией Матери “Троеручица”)

Над гробницей св. Симеона, родителя св. Саввы, вьется виноградная лоза. Ее плодам приписываются многие целительные действия (в том числе для неплодных супругов).

Также среди святынь этой обители имеются святыни Страстей Господних (Крест, части Тернового венца, посоха и савана), частицы мощей почитаемых святых (Пантелеимона Целителя, св.

Патриарха Никифора Константинопольского, св. Варвары и св. Екатерины).

(виноградная лоза св. Симеона)

Монастырь Кутлумуш

Этот монастырь также богат мощами святых, среди которых – рука св. Евстратия, часть мощей св. праведной Анны, св. Кирика, св.муч. Марины, св. Евстрафия Плакиды, св. Харлампия и других.

В этом же монастыре хранится главная святыня Господних Страстей – частица Животворящего Древа Креста Господня.

Среди почитаемых икон Божией Матери главная из них – чудотворная икона «Страшное Предстательство» («Страстная»), где справа от Богородицы изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость.

(“Страстная” икона Божией Матери)

Монастырь Пантократор

Главная чудотворная икона этого монастыря – «Геронтисса» («Старица»). Также в монастыре имеются мощи многих святых (бессребреников Космы и Дамиана, Апостола Андрея, свт. Иоанна Златоуста, св. Феодора Стратилата, св. муч. Меркурия и Артемия, муч. Кирика и Иулитты). В монастыре хранится и частицы Животворящего Древа Креста Господня.

(Икона Божией Матери “Геронтисса”)

В этом же монастыре находится келья «Достойно есть», в которой, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел гимн Божьей Матери «Достойно есть…».

(келия “Достойно есть”)

Монастырь Ксиропотам

В этой обители хранится самая большая часть Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей (святыня располагается в алтаре). Пожертвована частица была императрицей Пульхерией.

(частица Животворящего Креста)

Также в монастыре хранятся части мощей более 30 святых угодников Божьих (среди которых – свщмч. Игнатий Богоносец, свт. Василий Великий, свт. Андрей Критский, вмч. Параскевы, вмч. Пантелеимона, ап. Варфоломея).

Среди почитаемых икон монастыря – икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зеленого мрамора, и икона Иоанна Предтечи.

(икона вмч. Димитрия)

Монастырь Дионисиат

Помимо частей Креста Господня, в монастыре хранятся мощи многих святых угодников Божьих, среди которых наиболее важными являются десница св. Иоанна Предтечи, а также мощи свт. Нифонта. В соборном храме хранится миро св. вмч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

(Десница Иоанна Предтечи)

Монастырь Зограф

Особо почитаемыми святынями монастыря являются чудотворные иконы: нерукотворный образ вмч. Георгия Победоносца (две копии с нее также считаются чудотворными), икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, прибыла морем из Аравии, икона этого же святого, найденная Стефаном Душаном по видению; а также «Акафистная» икона Божьей Матери.

В монастыре хранятся Части Древа Животворящего Креста и мощи многих святых (св. вмч. Георгия, свв. Апостолов Андрея и Матфея, св. вмч. Пантелеимона и других).

(икона вмч. Георгия Победоносца)

Монастырь Дохиар

Этот монастырь потерял большую часть своих святынь и реликвий во время национально-освободительной революции 1821 г. Однако некоторые из них находятся в Дохиаре до сих пор.

Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», находящаяся в специально устроенной для нее часовне, священный колодец, возникший в конце 13 века, под именем «Агиасмы», а также мощи многих святых: свт. Иоанна Златоустого, Нила Мироточивого, вмч. Пантелеимона, св. Марии Магдалины, св. Дионисия Ареопагита и другие.

(Икона Божией Матери “Скоропослушница”)

Монастырь Каракал

Эта обитель не столь богата святынями, как все прочие. Среди самых почитаемых реликвий: части Креста Господня, глава Апостола Варфоломея, частицы мощей вмч. Меркурия, св. Иоанна Милостивого, св. Иоанна Предтечи, свщмч. Харлампия, св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского.

(Икона 17 века Апостолов Петра и Павла)

Монастырь Филофей

Среди особо почитаемых святынь монастыря – две иконы, которые явились чудесным образом: икона Божьей Матери «Сладкое Лобзание» («Гликофилисса»), она приплыла к Уделу Богородицы по воде во время иконоборческих гонений, а также икона «Геронтисса», чудесным образом перенесшаяся из города Нигрита. «Гликофилисса» приписывается к одной из икон, написанных самим Апостолом Лукой.

Также в монастырской ризнице хранится десница свт. Иоанна Златоустого, частица Креста Господня, мощи св. вмч. Марины, вмч. Пантелеимона, прп. Луки Елладского, муч. Исидора, свщмч. Харлампия.

(Икона Божией Матери “Сладкое лобзание”)

Монастырь Симонопетра

Неоднократными пожарами в 19 веке в этом монастыре было уничтожено множество сооружений вместе со святынями. Из сохраненных наиболее почитаемыми являются: нетленная десница св. равноап. Марии Магдалины, часть Животворящего Древа Господня, мощи прпмч. Евдокии и вмч. Варвары.

(ковчег с десницей равноап. Марии Магдалины)

Монастырь Святого Павла

Одной из самых чтимых святынь этого монастыря, без сомнения, являются Дары, принесенные Волхвами в Рождество Господа Иисуса Христа.

Они представляют собой часть злата, ливана и смирны, которые были пожертвованы Марией, дочерью сербского правителя Георгия Бранкована.

Дары Волхвов хранятся в десяти специальных ковчегах, однако для поклонения паломников отделяются лишь три части в одном ковчеге.

(честные Дары Волхвов)

Также в монастыре хранится два Креста из Животворящего Древа Креста Господня, деревянный Крест, который, по преданию, принадлежал Константину Великому, несколько чудотворных икон Божией Матери и частицы мощей многих святых угодников Божьих (прп. Максим Исповедник, вмч. Пантелеимон, свт. Василий Великий).

Монастырь Ставроникита

Обитель также перенесла множество пожаров на протяжении своей истории, из-за чего многие святыни были утеряна. Среди самых почитаемых: частица Креста Господня, Псалтирь, которая принадлежала самому свт.

Иоанну Златоустому, чудотворная икона свт. Николая Чудотворца “Стриедас” (“Раковина”), мощи многих святых угодников (св. прав. Анны, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и других). Также в монастыре хранится миро свт.

Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского.

(Икона свт. Николая “Стриедас”)

Монастырь Ксенофонт

Обитель славится чудотворными образами, самые почитаемые из которых – икона Божьей Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), которая чудесным образом была перенесена из монастыря Ватопед в Ксенофонт, икона Преображения Господня, иконы вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

В монастыре также хранится часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых угодников Божьих.

(Икона Божией Матери “Одигитрия” или “Путеводительница”)

Монастырь Григориат

Главной святыней монастыря является особо чтимая древняя икона свт. Николая Чудотворца, архиепиского Мирликийского. Главный собор монастыря посвящен также свт.

Николаю Чудотворцу и хранит еще две почитаемые иконы иконы Божьей Матери: «Млекопитательница» и «Пантанасса» (с греческой подписью «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской»).

Также в монастыре хранятся мощи прмц. Анастасии Римляныни

(мощи прмц. Анастасии Римляныни)

Монастырь Эсфигмен

Этот монастырь является единственным, который не подчиняется священноначалию канонической Православной Церкви, именно по этой причине доступ к святыням обители для православных христиан закрыт. В монастыре, помимо частей Животворящего Древа Господня, хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: св. апостола Иакова, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Григория Паламы.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

Русский афонский монастырь богат мощами святых угодников Божьих, в числе которых: глава вмч. Пантелеимона, глава прп.

Силуана Афонского, глава Апостола Луки, стопа Апостола Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Крестителя, свв.

Апостолов Иакова, Петра, Андрея, Тимофея, Фомы, Варнавы и Варфоломея, трех святителей (Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова) и другие.

(глава великомученика Пантелеимона)

Также в храме Покрова Богородицы находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Казанская» и «Иерусалимская», а также древняя икона святого Пантелеимона Целителя.

(икона святого Пантелеимона)

Монастырь Констамонит

В соборном храме св. Стефана хранится самая почитаемая икона обители – Панагии Портаритиссы, которая прославилась очень многими чудесами. Также монастырь обладает чудотворными иконами: Божья Матерь Предвозвестительницы, древняя икона «Одигитрия», которая ранее находилась во Влахернском храме в Константинополе, а также икона св. архидиакона Стефана.

Помимо багряницы Господа Иисуса Христа в монастыре хранятся части мощей многих святых: св. Стефана, свщмч. Власия, св. равноап. Константина, св. Трифона и другие.

(Икона Божией Матери Панагии Портаритиссы)

Источник: https://afon.spb.ru/glavnye-svyatyni-afona/

Великая Лавра (Лавра Афанасия Афонского)

Великая Лавра является первенствующим в иерархии монастырем на Святой Горе. Это самая большая обитель на Афонском полуострове, расположенная на его юго-восточной стороне. Монастырь еще называют: «Лавра Пресвятой Богородицы», «Лавра святого Афанасия», «Царская Великая Лавра».

Основана обитель была в 963 году преподобным Афанасием Афонским при финансовой поддержке его друга, византийского императора Никифора Фоки и его приемника Иоанна Цимисхия. Монастырь достиг своего процветания к XI веку, тогда в нем насчитывалось более 700 иноков.

С XIV века, однако, начался упадок обители, в основном из-за пиратских набегов, а позже ввиду тяжкой турецкой системы налогообложения. Эти условия вынудили монастырь на какое-то время стать идиоритмическим.

Период упадка продолжался до середины XVII века, когда обитель посетил патриарх Константинопольский Дионисий III Вардалис, который поддерживал ее финансово и осуществил здесь многочисленные работы, способствуя тем самым возрождению монастыря.

В конце XVIII века патриарх Константинопольский Паисий II подтвердил старинные привилегии Лавры, обеспечив таким образом дальнейшее ее нормальное функционирование.

Велика Лавра была первым примером организованного монашества на Афоне и первоначально встретила сильное сопротивление. Преподобный Афанасий был обвинен в том, что строит роскошные строения и искажает старинные законы и обычаи Святой Горы. Несмотря на это, видение преподобного Афанасия смогло восторжествовать и иметь продолжение на века.

Читайте также:  Спасский собор андроникова монастыря, россия, город москва

Кафоликон (главный соборный храм) Великой Лавры посвящен успению преподобного Афанасия (празднуется 5 июля), хотя первоначально он сам посвятил его Благовещению Пресвятой Богородицы. Является образцом, согласно которому построены и все остальные афонские кафоликоны.

Обратите внимание

Речь идет о составном византийском храме с двумя конхами (перекрытиями в форме полукупола) на местах для певчих, двумя пареклисами (часовнями), святого Николая и Сорока Севастийских мучеников, и двойным притвором, внутренним (литийным) и наружным.

Расположен он примерно в центре монастырского двора.

Фрески этого храма, написанные Феофаном Критским (XVI век), считаются лучшими из всех его работ и входят в число самых совершенных иконописных произведений.

Пареклис святого Николая имеет фрески Франко Кателано (XVI века), в то время как пареклисе Сорока Севастийских мучеников находится гробница с мощами преподобного Афанасия.

Здесь же хранится и переносная икона Богородицы «Экономиссы» («Домохранительницы»).

Снаружи, у главного входа собора, находится построенный в 1060 году фиал водосвятия, являющийся самым большим и древним на Святой Горе. В первое воскресение каждого месяца здесь совершается освящение воды. Справа от фиала возвышается тысячелетний кипарис, посаженый по преданию самим преподобным Афанасием Афонским.

К Великой Лавре относится достаточно много пареклисов, самым значительным из которых является расположенный во дворе обители пареклис Божией Матери «Кукузелиссы» с одноименной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Заслуживает особого внимания и часовня преподобного Афанасия, в которой хранится жезл и железный крест святого.

В Великой Лавре находится и древнейшая трапезная Святой Горы, основанная самим преподобным Афанасием Афонским, и расписанная фресками знаменитого Феофана Критского.

В западном корпусе монастыря находится построенная в X веке башня Иоанна Цимисхия высотой 24 метра. В ней 4 этажа, на одном из которых расположена часовня святого Стефана Первомученика.

К востоку от кафоликона находится ризница монастыря, в которой хранится множество старинных реликвий и святынь, среди которых: Евангелие и корона Никифора Фоки, монашеские облачения, церковная утварь.

Важно

Среди многих святынь в обители хранятся части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт.

Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч.

Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц.

Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

Главенствующее место на Святой Горе занимает и библиотека Великой Лавры. Здесь имеется богатое собрание из рукописей, пергаментов и печатных книг. Во всемирном масштабе ее коллекция греческих византийских рукописей занимает третье место.

Великая Лавра, как древнейший монастырь Сятой Горы, имеет и больше всего экзартим (территории и монашеские сообщества, принадлежащие и подчиняющиеся монастырю). Обители принадлежат три скита: святой Анны, Троицы (Кавсокаливский) и святого Иоанна Предтечи (Продрома). К монастырю также относится достаточно много келлий, калив и исихастирий, таких как Малая святая Анна, Катунакия и Карулия.

Великая Лавра насчитывает сегодня примерно 50 иноков, проживающих в самом монастыре, и около 300 живущих за пределами обители, в многочисленных ее экзартимах.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Кукузелисса»

Эта икона названа в честь святого Иоанна Кукузеля, жившему в 12 веке, которому явилась Богоматерь. Происходил св.Иоанн из Царьграда (Константинополя) и с юношеских лет славился своим чудесным голосом. Талант юноши очень понравился правителю, который возжелал увидеть Иоанна среди своих придворных певцов.

Но душа юноши жаждала не мирской славы, а духовных подвигов, и поэтому юноша сбежал на Афон, чтобы постричься в монахи. Придя в Великую Лавру, Иоанн сказал, что является пастухом, и, на удивление, монастырю как раз требовался пастух. А царь, узнав об исчезновении своего лучшего певца, очень огорчился и объявил того в розыск.

На Афоне, конечно, тоже знали о поисках певца, но никто не мог признать его в обычном пастухе. Однажды Иоанн, пася стадо, удалился в безлюдную местность и, не в силах сдерживать свои душевные порывы, воспел молитвы ко Господу. Но неподалеку находился один старец, который и рассказал потом братии Лавры о чудесном голосе пастуха.

Совет

Тогда Иоанну пришлось признаться, что он и является тем, кого разыскивают царские власти., но сообщил, что хочет только одного — подвизаться в монастыре. Игумен Великой Лавры отправился к правителю, чтобы рассказать о том, что разыскиваемый Иоанн Кукузель нашелся, но хочет посвятить себя только служению Богу.

Царь разрешил певцу оставаться монахом и просил молиться за себя и свое царствование. Так пастух был переведен в певчие на клиросе. В скором времени Иоанн Кукузель почувствовал, что душа его жаждет уединения, и построил отдельную келью и маленькую церковь.

Здесь он проводил в абсолютном безмолвии 6 дней недели, и только в седьмой день исполнял долг служения на клиросе. Однажды он уснул в храме прямо напротив иконы Пресвятой Богоматери, и увидел Ее во сне. Она держала в руке золотую монету и обратилась к Иоанну с просьбой продолжать славить Ее в песнопениях, и за это Она будет всегда его поддерживать.

Проснувшись, Иоанн посмотрел в свою руку и обнаружил там золотую монету. Очень удивившись, он рассказал об увиденном братии, монету пожертвовал монастырю и посвятил себя целиком служению на клиросе. Много чудес впоследствии было явлено через эту икону, в том числе и самому Иоанну Кукузелю

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Экономисса» («Домостроительница»)

Написана икона была в честь чуда, явившегося святому Афанасию. Когда он вместе с присоединившимися к нему монахами строил монастырь, настал голодный период, и все монахи, кроме самого Афанасия, разбрелись по другим местам, где было больше пищи.

В конце концов и Афанасий не выдержал голода и решил идти в Карею. По пути он встретил женщину и очень удивился, ведь вход женщинам на Афон был закрыт с самого начала. Она его спросила, кто он, куда и зачем идет. Он же, заподозрив какой-то подвох, уклонился от прямого ответа.

Тогда женщина сказала ему, что и так сама всё знает, но ей нужен ответ именно от него. Афанасий рассказал о своих невзгодах и о том, что держит путь в Карею. Тогда она упрекнула его в том, что он ради куска хлеба оставил обитель и пообещала ему помочь.

Афанасий спросил ее снова, кем же она является. И тогда женщина ответила, что является Матерью Господа.

Не поверивший в это Афанасий попросил ее доказать это, ведь сам искуситель часто принимает облик ангела света. Пресвятая Богородица попросила Афанасия ударить посохом по ближайшему камню, чтобы убедить его.

И сказала ему, что с этой поры Она останется единственной Экономиссою (то есть домостроительницей) его монастыря. Он ударил по камню, и оттуда побежала вода. Афанасий понял, что ему в самом деле являлась Пресвятая Дева, и хотел припасть к Ее ногам, но Ее уже не было рядом.

Он вернулся в Лавру и обнаружил, что закрома полны продуктов. С того самого времени Экономиссой Великой Лавры считается сама Богородица, должности эконома в монастыре не существует, а есть только должность помощника Экономиссы.

А на месте живоносного источника, где святому Афанасию явилась Богородица, был воздвигнут храм, в котором и находится чудотворная икона Богоматери. Живоносный же источник до сих пор дает верующим исцеление от болезней.

Источник: http://mihailov-monastir.narod.ru/Afon/03LavraAfanasia.html

Богородица «Экономисса» (Домостроительница)

Название этой иконы Богородицы связано с чудом, которая она явила во время строительства Великой Лавры. В те времена святой Афанасий столкнулся с большими трудностями. Святой решил отправиться в Карьес, чтобы посоветоваться с Протом Святой Горы. Согласно преданию, по дороге в столицу ему явилась Божья Матерь и повелела возвратиться в монастырь.

Там он должен был найти кладовые, заполненные всем необходимым;  экономом монастыря отныне являлась сама Богородица. В доказательство своих слов Она повелела ему ударить посохом о скалу; в этом месте тут же чудесным образом забил источник. Это место было названо святым источником Святого Афанасия; оно находится в часе ходьбы от монастыря Великой Лавры.

Впоследствии здесь была построена часовня в честь Животворящего Источника.

С тех самых пор, так как сама Богородица является экономом, этот важный пост не занимает ни один монах монастыря. Единственная должность, на которую могут претендовать братья – это заместитель эконома.

Забота Богородицы о монастыре подвигла монахов построить в центре внутреннего двора проскинитарий с иконой Богородицы Экономиссы, на которой она изображается сидящей на троне, держащей на руках младенца Христа, благословляющего верующих. Справа от трона стоит святой Афанасий, основатель Великой Лавры, а слева – святой Михаил, епископ Синадский.

Слева от царских врат располагается большая икона Богородицы Экономиссы. Божью Матерь на троне окружают 10 святых, особо почитаемых в монастыре. Перед этой иконой ежедневно монахами обители поётся “Достойно Есть”.

Обратите внимание

Размеры иконы Божией Матери – 175х134 см. Серебряный оклад иконы был создан в 1905 году. В центре изображается Богородица, сидящая на троне, держащая в своих объятиях Божественного Младенца Иисуса.

Ее окружают: основатель монастыря Никифор Фокас и Святой Георгий – слева, а также второй основатель обители император Иоанн Тсимисхий и святой Дмитрий – справа.

В верхней левой части иконы по обеим сторонам от Богородицы изображаются: святой Михаил Синадский, святой Афанасий Афонский и святой Иоанн Предтеча – слева, а также святой Николай, святой Стефан и святой Симеон – справа. Два ряда святых начинаются с Архангелов, держащих в руках 2 подноса, на которых написано: “Экономисса”.

Некоторые исследователи считают, что эта икона Богородицы была написана в 1578 году, во время основания часовни справа от нартекса.

Тем не менее, исходя из стилистических особенностей ликов святых, в местах непокрытых серебряный ризой 1905 года, можно предположить, что икона тесно связана с художественным течением XVIII века, основоположником которого является иеромонах и художник Дионисий, следующий одному из величайших творцов эпохи Палеологов Мануилу Панселину. Таким образом, другой ряд исследователей считает, что икона представляет собой работу художника Парфения из Аграфа и датируется 1742 годом.

Источник: https://athos.guide/icons/bogoroditsa-ekonomissa-domostroitelnitsa

Икона Пресвятой Богородицы «Экономисса» («Домостроительница»)

Святая гора Афон известна любому православному верующему как место, где не только живут монахи, но и хранятся православные святыни. Одна из таких святынь — это икона Божией Матери «Экономисса», считающейся чудотворной. Этот святой лик окружают чудеса и предания, благодаря которым икона стала широко известна.

Композиционные особенности святого лика

Икона — это не только красивая картинка, каждое изображение имеет символическое и духовное значение. Изображения Божьей Матери различают по нескольким типам, соответственно, их композиционным особенностям. Икона Божией Матери «Экономисса» — это панахранта или Всецарица.

По своей композиции она схожа с другой известной святыней — «Одигитрией», но имеет отличия в некоторых деталях. Характерными признаками панахранты являются:

  • размещение на троне;
  • Христос пребывает по левую руку от Матери;
  • Богородица обязательно одета в облачение царицы.

Что касается самого изображения, то оно состоит из нескольких фигур:

  • Матерь Божья;
  • Младенец Христос;
  • святые Афанасий и Михаил Синадский.

Старцы удостоились чести быть изображёнными благодаря своей истории: святой Афанасий непосредственно стал очевидцем чуда, которое сотворила Богородица, об этом будет написано ниже, а Михаил Синодский стал известен как архиепископ, который выступил против иконоборчества и был брошен в тюрьму за свои твердые убеждения, где впоследствии и умер. Михаил написан в своем облачении архиепископа, держащим раскрытый свиток в левой руке, а у Афанасий — маленькую картинку собора, символизирующего Афонскую Лавру.

Читайте также:  Акафист благовещению пресвятой богородицы

Вся композиция подчеркивает, что «Экономисса» — это изображение, не только написанное на Афоне, но и оберегающее святое место.

Важно! Все доски, созданные на горе Афон, имеют отличительные особенности. Одна из них — это подчеркнутое величие Царицы Небесной.

Монахи с горы всегда старались изобразить Божью Матерь именно так, как самую достойную из смертных. Для этого использовано несколько методов:

  1. Облачение: цвет — насыщенный красный, как символ царского рода и, одновременно с этим, символ страданий;
  2. Покрывало Матери покрывает все ее тело, что символизирует материнство;
  3. Платье голубого цвета, символизирующее непорочность;
  4. Изображение трех звезд на облачении — это символы непорочного зачатия, рождения и смерти. Голубой цвет является доминирующем на композиции, что указывает на важность девственного первородства;
  5. Изображение двух ангелов над головой Марии: стоящие на коленях на облаках прямо над головами и придерживают корону Царице;
  6. Некоторые копии несколько иначе изображают ангелов: они располагаются позади Марии и молитвенно воздевают руки, в то время как их крылья сложены. Весь их вид говорит о почтении к Богородице;
  7. На доске также хорошо видно трон, нескольких святых и проходящее строительство внизу — это строительство монастыря на Афоне, которое бы не состоялось без благословения Богородицы. Можно рассмотреть также и эпизод встречи Богородицы и святого Афанасия перед чудотворным источником.

Есть также одна альтернативная копия иконы, где по бокам от композиции располагаются житийные клеймы, которые содержат эпизоды из жизни святых. Ниже изображена Афонская Лавра, а выше ангелов — неканоническая святая Троица.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ЭКОНОМИССА» («ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА»)

История святого образа

В 958 году подвижник Афанасий начал на святом Афоне строительство Лавры. На тот период это было что-то особенное, ведь привычной теперь монастырской системы еще не существовало.

Тогда отшельники жили обособленно, их жизнь была полна страданий и тягот. Несмотря на это, на Афоне постоянно находилось некоторое количество монахов.

Но после одного неурожая приключился сильнейший голод, не выдерживая который, монахи покидали гору.

Афанасий, как основатель, держался до последнего и не хотел уходить на поиски еды. Но время шло, голод становился невыносимым, а пропитания оставалось все меньше и однажды, и старец решился уйти на поиски еды.

Важно

Спускаясь, он увидел женщину и сильно удивился, ведь по законам, женщины не имеют права подниматься на святое место. Незнакомка спросила Афанасия куда он направляется, а тот, не ответив на ее вопрос, стал возмущенно говорить о запрете и вопрошать незнакомку как допустили ее сюда.

Женщина держалась уверенно и указала на то, что с ней Афанасию следует держать себя скоромно и почтенно. Потому что не знает кто перед ним. Старец опешил, но стал говорить с женщиной более вежливо, а также рассказал все про голод и то, что монахи покинули обитель. Женщина сказала, что отныне никто в монашеских обителях не будет никогда нуждаться в пропитании, ибо оно всегда будет у монахов.

Когда Афанасий спросил у женщины, кто она такая, та ответила просто — Божья Матерь, а когда старец не поверил и потребовала доказательств произошло чудо: женщина сказала ему ударить своим посохом о камень, что старец и сделал. От удара камень разломился навое, а из его ядра стала бежать чистая вода. Монах осознал, что перед ним на самом деле была Царица Небесная и хотел поклониться ей, но женщины уже не стало.

Вернувшись в обитель, он прошелся по монашеским складам и замер от увиденного — все полки и шкафы ломились от продовольственных запасов. С того дня, монахи стали возвращаться и голод вправду больше никогда не приходил в ту местность.

Важно! Источник есть и поныне, он считается чудодейственным, потому что имеет свойство исцелять тяжелые болезни. Возле него возвели церковь и место отдыха, так как он находится на середине дороги к святыне.

А икона «Экономисса» была создана монахами в честь знаменательной встречи и покровительницы Афона.

Дни празднования и местонахождение иконы «Домостроительница»

Как и у других образов, «Экономисса» имеет свои дни памяти и празднования, в этот же день чтят и память праведника Афанасия. Этот день — 18 июля, когда ежегодно служатся тропари и читаются молитвы Богородице «Экономиссе».

Икона за все время своего существования ни разу не покидала Афон. Многие верующие ознакомлены с ней только благодаря написанным спискам. Находиться она в церкви Живописного Источника, что на Афоне. Множество просьб поступало к монахам от различных церквей по всему свету, привезти святыню и совершить крестный ход, но всем было отказано.

Внимание! Не менее интересен и тот факт, что «Домостроительницу» ни разу не видела ни одна женщина. Они по-прежнему не допускаются на Священное место, поэтому увидеть лик могут только мужчины-паломники.

А вот список Домостроительницы хранится в центре Москвы во Всехсвятской церкви и в Беларуси в Свято-Никольском храме.

Также существует храм Божьей Матери «Домостроительницы», который был построен в 1998 году на территории города Северный (Московская область).

Икона «Образ Пресвятой Богородицы Экономисса»

Значение иконы «Экономисса» и в чем она помогает

С какими просьбами следует приходить к этому лику? Верующие обращаются к ней с просьбами о:

  • пропитании на каждый день;
  • защите от голода,
  • помощи в материальной сфере жизни;
  • защите от кризиса и банкротства;
  • хорошем урожае;
  • помощи в материальных и финансовых делах.

О чем еще можно молиться Богородице:

Богородица является покровительницей материальной сферы жизни. К ней приходят с просьбами о спасении частного бизнеса, о благословении на создание своего дела, о защите от кредиторов и кризиса.

Совет! Совершенно необязательно приходить и молиться владельцам бизнеса, многие матери молятся у этого лика за сохранение и благословение своих детей и просят у Богородицы защиты для их работы.

Многие бизнесмены пускаются в паломничество, надеясь увидеть святыню и помолиться ей за благословение на дело рук.

Много раз на Священной Горе были замечены богатые мира сего, которые в смирении приехали просить у Господа милости.

Множество чудес сопровождает святыню, существуют предания как молитва ей спасла множество людей от голода. Известен случай, когда засуха обходила город или голод наступал везде, кроме того места, где молились.

Читайте о чудесах:

Стоит помнить, что Матерь прежде всего направляет души человеческие к Господу, сохраняя их на тяжелых путях этого мира. Материальные ценности важны сегодня, но следует всегда помнить, что Бог смотрит на чистоту сердца прежде всего и только потом на работу и прочие материальные вещи.

Приходить к ней только лишь за благословением на богатство неправильно. Такие молитвы не будут отвечены. Прежде всего следует молиться за спасение своей души и душ своих близких, чтобы в погоне за материальными вещами не было утрачена та чистота сердца и души.

«Экономисса» печется о материальных нуждах верующих, но только лишь Господь способен спасти душу.

Посмотрите видео об иконе Экономисса

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-ehkonomissa.html

Святыни и монастыри Афона: Великая Лавра

Великая Лавра

 Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля,
в день преп. Афанасия Афонского.
Игумен: архим. Филипп.
Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.

Великая Лавра

Монастырь Великой Лавры, первый и самый большой из афонских монастырей, построен на площадке скалы в месте, где полуостров оканчивается и Афон плавно спускается к морю, образуя множество зеленых холмов.Монастырь находится на незначительном расстоянии (около 20 минут ходу) от побережья, где расположена его пристань, и отмечает праздник Успения Святого Афанасия Афонского 5 июля.

Другие названия монастыря, упоминаемые в более ранних документах, – «Лавра Чернооблаченных», «Лавра кира Афанасия», «Лавра Святого Афанасия», «Большая Лавра» и просто «Лавра», что означает в данном случае многолюдный монастырь.

Основание монастыря совпадает с систематизацией монашества на Афоне, имевшей место после периода неорганизованной жизни святогорских отшельников.

Основатель Лавры – мудрый монах-реформатор Афанасий, бывший прежде монахом в одном из монастырей на Олимпе Вифинском в те времена, когда настоятелем там был Знаменитый Михаил Малеин, дядя Никифора Фоки.

Там Афанасий поддерживал тесную дружбу с тогдашним архистратигом Востока и будущим императором Никифором, который предложил ему покинуть Олимп и отправиться на Афон, куда намеревался последовать за ним позднее и сам Никифором.

Великая Лавра

После определенных колебаний, в 963 году Афанасий основал Лавру, конечно же, возлагая при этом надежды на своего друга императора. для монастыря он избрал место, где, по всей вероятности, находился когда-то античный город Акрофои.

Согласно жизнеописанию Афанасия, которое датируется ХI веком, он перво-наперво возвел вокруг территории монастыря стену прямоугольных очертаний, затем – собор, а уже после этого – ряд келий.

Совет

Впрочем для проведения этого колоссального строительства и его завершения император постоянно посылал деньги вплоть до своей смерти, хотя ему и не удалось, несмотря на не покидавшее его желание, прибыть сюда самому и стать здесь отшельником. как условились между собой ранее два этих мужа.

Кроме того, император выделил средства для содержания 80 первых лаврских монахов и даровал Лавре различные подворья, в том числе Перистерский монастырь близ Фессалоники, а также части Животворящего Древа Креста Господня и святых реликвий и многие произведения искусства.

Оказывать материальную помощь продолжал и преемник Фоки Иоанн Цимисхий, с которым Афанасий тоже поддерживал дружеские отношения. Цимисхий удвоил денежную сумму, выдаваемую ежегодно на нужды новооснованного монастыря, завершив строительство Лавры, которая стала образцом и основой новой монашеской жизни на Афоне.

Великая Лавра

Впоследствии, благодаря интересу, проявленному другими императорами, для монастыря наступил период благоденствия.

Число пребывавших в нем монахов постепенно возрастало, превысив упомянутое выше 80, и в то же время утвердился общежительный образ жизни и деятельности в Лавре и на всем Афоне в целом.

Особенно помогал монастырю Василий II, который передал ему остров Святого Евстратия, другие подворья и преподнес много даров. Преемником Афанасия, прожившего до конца Х века, в чине настоятеля Лавры стал Евстратий, подпись которого стоит на одном из документов 1016 года.

Великая Лавра, как и другие афонские монастыри, претерпела на протяжении своей истории множество превратностей. Лавра знавала периоды расцвета и периоды значительного упадка, пребывая чуть ли не в полном запустении.

Так, с середины XI века, когда здесь насчитывалось около 700 монахов, и до XIV века Лавра переживает очень благоприятный период.

Обратите внимание

Однако с этого столетия, по причине различных опустошительных пиратских набегов, этот расцвет был прерван, и стало наблюдаться некоторое послабление в установленных Афанасием правилах и в жизни монахов вообще.

Великая Лавра

Число монахов в Лавре стало ощутимо уменьшаться, и к началу XVI века здесь оставалось всего несколько человек.

Следствием этого положении явилось получение монастырем на некоторый временной период идиоритмии, после чего он снова стал общежительным благодаря содействию патриарха Александрийского Сильвестра и Священного Собрания (Synaxis) (1574).

Несмотря на это, упадок монастыря продолжался, и в начале XVII века здесь проживало всего 5 или 6 монахов, а материальное состояние монастыря было плачевным вплоть до 1655 года. Тогда в Лавру прибыл патриарх Дионисий III, который отдал монастырю все свое имущество, усилив его материально.

Впоследствии монастырь снова стал идиоритмическим. Однако с конца XVIII века, когда патриарх Паисий II подтвердил некоторые из его старинных привилегий, в истории монастыря происходят только совсем незначительные события.

Кроме упомянутых выше патриархов, во времена турецкого владычества Лавре оказывали разного рода помощь правители придунайских княжеств и русские цари.

В настоящее время монастырь внешне представляет собой комплекс многоэтажных зданий, расположенных по четырехсторонней схеме, с большим двором посредине, где находятся собор, часовни, трапезная, а также ряд других сооружений. Над всем этим комплексом возвышается старинная величественная башня Цимисхия. Башия эта квадратная в плане и занимает юго-западный угол территории с монастырскими кельями.

Вход в монастырь обрамляет портик с четырьмя колоннами. Кроме главного входа, имеются также небольшие ворота на южной стороне. Многие здания и целые крылья были реконструированы в новое время, о чем сообщают даты постройки: на южной стороне – 1769, на восточной – 1862 и т.п.

Кафоликон Великой Лавры

Собор Лавры – первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей.

Речь идет о составном тетрастильном (четырехколонном) византийском храме с двумя боковыми абсидами на хорах для певчих, двумя часовнями по обеим сторонам от литийного притвора и двойным нартексом, т.е. внутренним (литийным) и наружным.

Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем (возможно, с XV века) как место успения Святого Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его первоначально Благовещению Богородицы.

Храм был расписан в 1535 году выдающимся критским живописцем Феофаном. Эти фрески считаются лучшими работами уже зрелого художника и относятся к числу наиболее ценных на Афоне.

Важно

Оба нартекса были расписаны значительно позднее (1854) на средства архимандрита Вениамина.

Справа и слева от литийного притвора находятся две часовни – Святого Николая и 40 Мучеников. Первая из них украшена фресками живописца Франка Кателана (1560), современника и, возможно, ученика великих критских художников, хотя манера его работ значительно отличается от манеры критской школы.

Читайте также:  Икона божией матери влахернская, россия, город москва, кремль, музеи кремля

В другой часовне, посвященной 40 Мученикам, находится гробница с мощами Афанасия, покрытая покрывалом с образом святого. В той же часовне хранятся две ценные переносные иконы – Христа и Богородицы Экономиссы. Созданные в XVI веке фрески часовни были покрыты новым слоем живописи в 1854 году.

Кроме двух этих часовен собора, Лавра располагает 15 другими, которые находятся на территории монастыря. Одна из этих часовен, часовня Святого Георгия, украшена росписями.

Из прочих часовен наиболее значительными являются часовня Святого Афанасия рядом с ризницей, где хранятся его железный пастырский жезл и массивный железный крест, а также часовня Богородицы Кукузелиссы с одноименной иконой Богородицы.

Кроме того, Лавре принадлежат еще 19 часовен, а также 5 кафизм и 40 келий в поселках Керасия, Морфону, Провата и Карее.

Фиал. Великая Лавра

Снаружи у главного входа собора находится фиал водосвятия, самый большой на Афоне. Фиал окружен рядом колонн, промежутки между которыми перекрыты замечательным скульптурным парапетом. Фиал украшен фресками нового времени, сюжетно связанными с водосвятием. Рядом с фиалом гордо возвышается тысячелетний кипарис, который якобы посадил сам Святой Афанасий.

Западнее и строго напротив входа собора находится общая трапезная, также украшенная замечательными фресками критских живописцев.

Совет

Среди изображенных здесь картин выделяются Тайная Вечеря, Небодорожная Лествица, Страшный Суд, Ессеев Корень и 24 Строфы гимна Акафиста, а также целый ряд сцен из жития Богородицы, многих святых и аскетов.

Кроме того, здесь следует особо отметить портреты греческих философов Филона, Солона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона и Плутарха.

Необычайно богата монастырская ризница, которая находится в отдельном здании за собором в восточной части двора.

Среди ее многочисленных регалий наиболее значительными являются венец и саккос Никифора Фоки, древний колчан для стрел, оклади печатных Евангелий, священные ризы и церковная утварь, кресты, медальоны, чаши для причастия, очень ценные переносные иконы и т.п., а в соборе хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии многих святых.

Расположенная близ ризницы, в том же здании библиотека Лавры считается самой богатой на Афоне. Она насчитывает более 2500 рукописей, из которых 470, а также 50 свитков·пергаментные.

Среди них выделяются некоторые украшенные иллюстрациями рукописи с богатым декором и картинами (напр., А 76, А 86, А 111, Ω 75) и так называемое Евангелие Никифора Фоки в ризнице.

Кроме того, в другом отделении библиотеки находится более 20000 печатных книг, в том числе много ценных архетипов.

Со времени основания и до сих пор Великая Лавра занимает первое место среди 20 монастырей Афона. Она продолжает придерживаться общежительного образа жизни и насчитывает в настоящее время в целом 420 монахов, 50 из которых проживают в самом монастыре, а остальные 370 – за пределами монастыря, в его многочисленных экзартимах.

Обратите внимание

Великой Лавре принадлежат также три скита – Святой Анны, Кавсокаливский и Предтечи, а также поселения в Пустыне – Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Кутанакия и Карулия. Все они находятся на юго-западной стороне Афонского полуострова, за монастырем Святого Павла и Новым Скитом, если двигаться в направлении к Лавре.

Скит Св. Анны

Скит Святой Анны.
Греческий идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначительном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по-существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее.

В настоящее время здесь находится 51 калива (не все из них обитаемы) и главная церковь (kyriakon), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фресками в 1757 году. В этой церкви хранится реликвия – левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библиотекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.

Кавсокаливии.
Греческий идиоритмический скит с 40 каливами, некоторые из которых не имеют святилища, а большинство в настоящее время необитаемы. Находится скит за Пустыней по дороге к Лавре, на скалах у моря. Свое название («сожженные калины») скит получил от некоего Максима (XIV в.

), который прибыл сюда, построил здесь свою калину и всякий раз, когда к нему приближались другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в гору. Церковь (kyriakon) скита построена в 1745 году, нартекс – в 1804 году, а фрески созданы в 1820 году.

В ските хранится около 50 рукописей, все бумажные, нового времени.

Скит Иоанна Предтечи

Скит Иоанна Предтечи.
Это была греческая келья, носившая имя Предтечи и проданная приблизительно в середине XIX века двум молдавским монахам. В 1857 году келья была преобразована в скит и постепенно признана румынской по причине национальности его монахов.

Находится между Кавсокаливиями и Лаврой на невысоком холме (ок.250 м над уровнем моря). Снаружи скит производит впечатление очень прочного строительной комплекса прямоугольной планировки с церковью во дворе, которая была освящена в 1866 году в честь Святого Иоанна Предтечи.

Скит придерживается общежительного образа жизни, как и соответствующие монастыри, и насчитывает около 10 румынских монахов.

Пустыня.
Проплывая у Афона с этой стороны, после скита Святой Анны мы видим Пустыню. Здесь находятся следующие монашеские поселения: Керасия, Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Катунакия и живописные Карулии.

Это четыре монашеские объединения, не имеющие сообщения друг с другом по той причине, что здешние места очень суровы, полны крутых скал, так что добраться до уединенных калив этих поселений невозможно.

Проживающие в них аскеты или пустынники денно и нощно погружены в молитву и духовную аскезу, не имея никакой связи с миром и совершенно пренебрегая заботами о теле.

Они постоянно славят и воспевают сотворившем мир Бога, неустанно моля его о собственном спасении и спасении всех людей.

Предание.

Явление Божией Матери прп. Афанасию

Великая Лавра претерпевала жестокий голод. Почти все монахи покинули ее. Хотел уйти за всеми и старец Афанасий. Однако, идя по дороге, он увидел вдруг идущую ему навстречу Женщину под голубым покрывалом. Изумившись, он хотел спросить Ее, как Она попала на Гору. Но Женщина сама задала ему вопрос о том, куда он идет.

Важно

Он ответил, причем поведал Ей обо всем, что произошло в Лавре. «И этого-то ты испугался? В духе ли иночества — ради куска хлеба оставлять обитель?» — ответила Она.  «Кто же ты? спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина.

«Боюсь поверить, —  ответил старец,—  и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень? — отвечала Богородица, — Ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры».

 И действительно — из камня после удара жезлом истекла обильная струя воды.

После этого чуда святой  Афанасий возвратился в обитель, где нашел полными все кладовые . Источник этот существует до сих пор, и до сих пор — согласно воле Царицы Небесной — в Лавре не назначают эконома.

Трудится в ней подэконом — помощник Пресвятой Богородицы. В честь чудесного события и написана икона «Экономисса», или «Домостроительница». Жезл, которым св.

Афанасий ударил в камень, до сих пор пребывает в одном из храмов монастыря.

Источник: http://blagosloven.ru/svyatyini/monastyiri/velikaya-lavra.html

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» («Домостроительница»), или «Игумения горы Афонской»

 В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру, в которую со всех сторон во множестве стекались иноки, привлекаемые высотой и стро¬гостью подвигов ее основателя. Афанасий с радостью принимал всех приходящих к нему и вместе с ними проходил все виды монастырского послушания. Но вскоре ново-созданную лавру постигло тяжкое испытание.

 Вследствие неурожая начался сильный голод. В лавре св. Афанасия голод чувство¬вался особенно сильно, и иноки, несмотря на -свою привычку к строгой монастырской жизни, не вынесли постигшего лавру искушения и разбрелись в поисках себе другого пристанища. Лавра опустела; в ней продолжал оставаться один только игумен св.

Афана¬сий, но и он впоследствии с великой скорбью принужден был оставить свою обитель. С железным посохом отправился он в свой печальный путь по дороге к Карее. После двух¬часового пути св. старец утомился и хотел было отдохнуть на придорожном камне, как вдруг увидел идущую к нему Женщину под голубым воздушным покрывалом.

Святой Афанасий весьма смутился от неожиданности и недоумевал, не призрак ли это? Откуда могла появиться здесь женщина, если вход женщинам на Афон строго воспрещен? Пока св.

Афанасий раздумывал над этим вопросом, Жена поравнялась с ним и спросила его: – Куда ты идешь? – Кто Ты, как зашла сюда? – спросил он Ее в свою очередь, – и зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок.

– Я знаю твое горе и все, что с тобой произошло, и желаю тебе помочь, – отвечала Жена, – но прежде Я хочу знать, куда ты идешь.

 Удивленный такой настойчиво-стью Ее, св. Афанасий рассказал все, что^случилось с его обителью, и объяснил, как и он принужден был покинуть ее и искать себе дру¬гого пристанища.

 Воротись! Я тебе помогу: все будет дано тебе в избытке, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место между всеми афонскими обителями. – Но кто же Ты? – спросил изумленный Афанасий Незнакомку.

– Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я – Матерь Господа твоего, – отвечала Жена.

Совет

Св. Афанасий недоверчиво и с сомнением посмотрел на Нее и ответил: – Боюсь поверить этому, ибо многоразличны сети дьявола. Бывает, что и враг преобразуется в Ангела светла. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов?

– Видишь этот придорожный камень, – ответила Женщина, – ударь по нему твоим посохом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Только знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры.

 Афанасий ударил посохом по камню, тотчас же он разверзся и из образовавшейся трещины с шумом выбежал обильный поток воды. Пораженный этим чудом св.

Афанасий обернулся, чтобы благоговейно повергнуться ниц к ногам Пресвятой Богоматери, но Ее уже не было.

Афанасий немедленно возвратился в свою обитель и к великому своему изумлению нашел опустевшие во время голода кладовые и сосуды наполненными всем нужным. Вскоре в обитель опять собралось множество братии.

 Согласно воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры и доселе не бы¬вает эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного яв¬ления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы.

На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой – св.

Афанасий, держащий в ру¬ках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровитель¬ство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

 На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного Источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся здесь чудо.

Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Пе¬ред иконой Божией Матери теплят неугасимую лампаду иноки соседней кельи, живо¬писно расположившейся на прибрежном холме.

Источник: http://www.pdsem.mrezha.net/ikony_bojiy%20matery/078.html

Ссылка на основную публикацию