Крещение

Праздник Крещение Господне 19 января 2019 года

В православии 19 января – праздник Богоявления Господня. Этот Великий праздник относится к двунадесятым непереходящим и в 2019 его отмечают также 19 января.

В Священном Писании Таинство Крещения упоминается следующим образом. Когда Христос беседовал с иудеем Никодимом (тот был раввином), то сказал, что в Царствие Божие не сможет войти тот, «кто не родился от воды и Духа». Иными словами – тот, кто не прошел обряд крещения.

Когда крестили самого Иисуса, людям явилась Святая Троица, а Глас Божий возвестил, что Иисус – избранный сын Бога. Затем верующие увидали, как на Мессию снизошел Святой Дух в образе белоснежного голубя. В древней Иудее церемония Крещения носила название «Святые Светы».

Обратите внимание

Спасителя крестили, когда ему было 30 лет (так сказано в Библии). Это произошло в окрестностях селения Вифания на реке Иордан. Крестил его Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель). В ожидании Иисуса Иоанн призывал людей к покаянию, дабы те смогли достойно встретить Его.

По Закону Божьему Креститель должен был указать на Спасителя «по персту Божьему», чтобы подтвердить истинность свидетельства о том, что Иисус – Мессия. О самом себе Христос свидетельствовать не мог – иначе это уже была бы не истина. Поскольку на берегах реки собралась огромная толпа, свидетельств о посланничестве оказалось очень много.

Увидев, что Иисус на самом деле является Мессией, Предтеча громко провозгласил: «Мне надобно креститься от Тебя!». Хотя Сын Божий никак не мог быть носителем греха и, следовательно, в очищении не нуждался, он все равно потребовал выполнения обряда. Объяснил он это так: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Когда стали проводить крещение, с небес опустился белый голубь – воплощенный Святой Дух. Одновременно Глас Божий возвестил людям о явлении Спасителя человечества – Иисуса Христа.

Цель Крещения безгрешного Иисуса – взять на себя грехи всего человечества и искупить их. Иными словами, Христос взвалил на себя все людские грехи и возложил на себя всю вину за грешные деяния человечества.

Такой поступок дал людям шанс спасти свои души. После Христос велел своим апостолам идти и нести Слово Божие ко всем народам и научить их выполнять Таинство Крещения, поскольку только это может очистить от греха.

Крещенское купание

Накануне праздника – 18.01 в церквях святят воду. На следующий день – 19.01 воду святят уже под открытым небом.

Церемония водоосвящения называется Великая Агиасма: так называется вода, которую освятили по чину великого освящения в день Богоявления.

Малое освящение воды (в этом случае это не агиасма) не связано ни с какими праздниками и может проводиться в любой день, когда есть служба в церкви.

Важно

Крещенское омовение (купание) священники благословляют, начиная с 18.01 по 20.01 до 8 часов утра.

Если вы планируете окунуться в прорубь на Крещение – обязательно спросите совета у хорошего врача. В воду надо заходить, читая про себя молитву и с искренней верой в то, что вода смоет с вас грехи. Затем окунаются три раза. После каждого раза крестятся.

Ни в коем случае нельзя купаться пьяными – это большой грех. Не стоит заходить в воду и людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями легких, а также повышенным давлением.

Учтите, что если врач не советует купаться на Крещение, но вы все равно это сделаете – такой поступок не угоден Богу.

Где именно крестили Иисуса Христа?

Как сказано в Евангелие от Иоанна, Предтеча жил в пустыне. Свои беседы о Боге, а также священные обряды омовения и покаяния он проводил неподалеку от Вифания. Там же был крещен и Иисус. Но в те времена в Палестине насчитывалось несколько селений с таким названием. Кроме того, река Иордан часто меняла русло.

Поэтому место Богоявления искали очень долго. В конце концов стало известно несколько фактов, на основании которых и определили, где именно Иоанн Креститель совершил обряд Крещения над Спасителем. На древнейшей Мадабской карте VI века на западном берегу реки указано место Вифавары.

Дорога, ведущая к месту Богоявления с израильской стороны, называлась Касир аль Яуд. А в древних рукописях паломников рассказывается о греческой колонне, увенчанной крестом. В 1996 году во время раскопок в поселке Вади-эль-Харар обнаружили несколько монастырских строений времен Византийской империи.

От него к реке вели ступени: внизу и обнаружилась место, где ранее стояла искомая колонна.

Как отмечают праздник Крещения Господнего

Православные люди совершают омовение в студеной воде, чтобы очистить и укрепить душу, ощутить на себе Благодать Божию. За день до этого – в сочельник (18 января) – соблюдают строгий пост. На Крещение обязательно ходят в храм на заутреннюю и вечернюю службу.

Во время церковной церемонии многие верующие ощущают особое душевное состояние и нисходящую на них благодать. Дома устраивают праздничные застолья. Причем 18-го едят только постную пищу, а 19-го – молочную и мясную.

На стол обязательно ставится кутья (сочиво), которую готовят из цельной вареной пшеницы с добавлением меда, изюма и орехов.

Православные христиане собираются всей семьей за праздничным столом. Перед началом трапезы читается молитва. Как только в храмах завершается торжественная служба, и священники закончат святить воду – можно приступать к купанию.

В Крещение на Руси было (и осталось) широко распространено окунание в ледяную прорубь («иордань»). Верующие считают, что 19 января вода становится целебной и может излечить болезни тела и души.

Однако, если человек постоянно грешит, клевещет и осуждает других, крещенские купания ему вряд ли помогут. Сперва надо покаяться и стараться избавиться от пороков.

О крещенской воде

Утверждается, что такая вода обладает исцеляющими свойствами. Кроме того, она очень долго остается свежей – это достоверный факт.

Научные исследования показали, что любая вода, собранная на Крещение, по своему составу и плотности абсолютно идентична воде, взятой из реки Иордан.

Ученые объясняют данный феномен тем, что в эти праздничные дни магнитное поле Земли изменяется. Однако научно обоснованных фактов пока нет.

Совет

Священнослужители святят воду для того, «чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово». Чтобы верующие с ее помощью исцеляли душевные и телесные недуги, а также освящали свои жилища не только на Крещение, но и в течение всего года.

Источник: http://www.i-sonnik.ru/kreshhenie-gospodne-19-yanvarya/

Таинство Крещения

Таинство Крещения – это одно из наиболее древних Таинств, и одно из трех, символизирующих духовное перерождение человека. Подробности в статье!

Таинство Крещения – что это такое?

Таинство Крещения является одним из 7 Таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних Таинств, и одно из 3 (помимо Евхаристии и Брака), символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь и начинающихся возгласом священника «Благословенно Царство…».

Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей .

Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение.

Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.

Крещение до Христа

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.

Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву».

Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви.

Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа.

Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».

Крещение Иоанново и крещение Христово

Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча.

Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана,   крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения.

Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.

Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния».

Обратите внимание

Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться.

Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом.

Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.

Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5).

Установление Крещения

Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18—20).

О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5).

Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковь ю одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов.

Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего.

Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.

Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.

Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня.

Важно

В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники : Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником .

Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.

Проблема Крещения младенцев

Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви.

Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека   без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

Читайте также:  Икона божией матери казанская вышенская, россия, рязанская область, шацкий район, село эммануиловка, церковь преподобного сергия радонежского

Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.

Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что,   младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража.

Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети.

Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.

Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.

Совет

Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.

Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев.

Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.

Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.

Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор.

И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн – будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери. Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе – христианка.

История и чинопоследование Таинства Крещения

В Церкви сложилось так, что два ее Таинства – Крещение и Миропомазание, как единый и неразрывный путь христианина к жизни в Святом Духе, представляют собой общее чинопоследование.

Здесь православная практика совершения двух этих Таинств принципиальнейшим образом отличается от практики католической ( Миропомазание там называется конфирмацией), где эти Таинства отделены друг от друга для принимающего их человека многими годами.

В православном Требник е чинопоследование Крещения предваряется рядом других кратких чинопоследований. Во-первых, это «молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча»; то есть церковная молитва о Спасении человека уже начинает совершаться с самого момента рождения ребенка. Здесь читаются молитвы и о матери, и о младенце.

Затем в Требник е следует молитва «во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В ветхозаветной Церкви младенец на восьмой день обрезывался, а на сороковой день приносился матерью в храм.

В Новозаветной Церкви в подобие этому на восьмой день после рождения младенцу нарекают имя.

Первая молитва в последовании – это молитва наречения христианского имени, которое уже дается ребенку, хотя он еще и не крещен; здесь же читается тропарь Сретения, потому что это чинопоследование соотносится с событием Сретения Господня.

Далее в Требник е находятся «молитвы жене родильнице по четыредесятих днех». На сороковой день читаются молитвы на очищение матери и на воцерковление ребенка. Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся.

Обратите внимание

Сейчас в Русской Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день.

В старину было не так: тогда крестили на восьмой день, именно отсюда и возник обычай для матери не присутствовать на крестинах своего ребенка, так как мать до сорокового дня, до прочтения над ней очистительных молитв, не имеет права входить в храм.

Никаких канонов, которые бы вообще запрещали матери находиться во время Крещения в храме, строго говоря, нет. И если уже настал сороковой день после рождения ребенка, если священник прочитал над ней очистительную молитву, она, безусловно, имеет право присутствовать при Крещении своего младенца.

В Требник е есть и еще одна особая « молитва жене егда извержет младенца».

Это молитва относится только к тем обстоятельствам, когда с женщиной и с ее еще не рожденным ребенком произошел какой-то несчастный случай, не зависящий от ее сознательных действий, направленных на то, чтобы от этого ребенка тем или иным способом избавиться.

Понятно, что эта молитва не имеет никакого отношения к случаям абортов.

Прежде чем читать эту молитву, священник должен исповедовать мать и выяснить: не было ли с ее стороны какого-то легкомысленного и безответственного отношения к своему плоду, приведшего ее к выкидышу, и есть ли здесь ее вина. И если оказывается, что она в чем-то виновата, священник эту молитву уже не читает, так как эта женщина совершила грех, который может быть преодолен только через Исповедь.

Далее в Требник е присутствует « молитва во еже сотворити оглашеннаго», а за ней следует и весь чин оглашения. Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово.

Последование, которое есть сегодня в Требник е, сформировались в целом к X веку в Византии и оттуда перешло на Русь.

Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора).

Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается.

А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века.

Важно

Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство , или над умирающим некрещеным младенцем).

Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого, или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова.

Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинство  Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник…

Существует древняя традиция (со II—III веков) облачать новокрещеного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность «новорожденного» христианина Божественной благодати.

На новокрещеного христианина также возлагается крест. Исшедшему из купели и одетому в белые ризы человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжженном свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.

Вы прочитали статью Таинство Крещения. Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Крещение Господне (Богоявление) в 2017 году

Календарь постов и трапез на 2016 год

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya/

Крещение Господне – как и когда праздновать в 2019 году?

С каждым днем все ближе один из самых любимых православными церковных праздников, а именно Богоявление или Крещение Господне.

В этот день чаще всего на первый план выходит купание в проруби или желание немедленно набрать святой воды, постоять в очереди за ней.

Совет

Храмы переполнены, евангельское чтение дня, тексты богослужения и икона, находящаяся в центре храма, всё говорит о событии, которое вспоминают и заново переживают верующие в день праздника.

В день Крещения Господня произошло не самое первое чудо, связанное с рождением и пришествием Христа в мир, в этот день человечеству была открыта богочеловеческая природа Христа и учение о Святой Троице, едином Боге в трех лицах.

Крещение Господне — история праздника

Праздник Крещения Господня относится к числу двунадесятых, двунадесятые праздники посвящены самым главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, пришло время выйти на проповедь, так как по иудейским обычаям в более раннем возрасте мужчины не имели права проповедовать.

В то время среди народа был больше известен Иоанн Креститель, которого люди почитали как пророка. Иоанн крестил людей в реке Иордан, призывая к покаянию в грехах. Омовение в водах Иордана символизировало очищение от грехов.

О служении Иоанна Предтечи нельзя рассказать лучше, чем это сказано в Евангелии:

Только душа, очищенная покаянием, способна познать и увидеть Бога, в этом заключался смысл крещения, которое совершал Иоанн. Проповедуя крещение покаяния, пророк предупреждал, что за ним идет Тот, кто будет крестить Духом Святым. И вот этот день настал.

Когда Христос приблизился к Иоанну, Предтеча отказался Его крестить, понимая, что перед ним безгрешный человек и истинный Бог. Но Христос сказал, что надлежит исполнить всякую правду, и тогда Иоанн допустил Его до крещения.

Почему крестился Христос, не имея грехов? Ответ на этот вопрос простой, вся жизнь Христа является примером для людей, Он во всем исполнил Божий закон, не нарушив ни единой заповеди, точно также Христос крестился, чтобы показать людям важность этого таинства.

Обратите внимание

Когда Иисус вышел из воды, открылось Небо, Святой Дух в образе голубя сошел на Него, и был слышен голос с небес:

Таким образом, в день Крещения Господня явила себя святая Троица — Бог Отец через небесный глас, Святой Дух — в образе, видимом людьми, и Иисус Христос, Сын Божий. Поэтому этот праздник называют и Богоявлением.

Крещение 2019, нужно ли купаться и нырять в прорубь?

Крещение Христа говорит о том, что и верующие в Него должны покаяться в грехах и креститься, но речь тут о церковном таинстве Крещения, которое совершается только священником один раз в жизни.

Читайте также:  Мученица алла готфская

Невозможно очищаться от грехов, каждый год погружаясь в святую воду, для прощения грехов необходимы дела покаяния — осознание своих ошибок, желание не возвращаться к ним, исправление последствий грехов, если это возможно, примирение с ближними, прощение обидевших, дела милосердия, избавление от пристрастий. Покаяние называют вторым крещением, это возможность очищения души для крещеных людей.

А что же купание в проруби? Это русский народный обычай, с которым церковь пыталась бороться до революции, считая его вредным, в настоящее время с ним примирились, но многие священники напоминают, что погружение в прорубь на Крещение не обязательно для церковных людей, и если есть желание это сделать, нужно подготовиться и отнестись к такому экстриму с умом.

Не стоит погружаться в прорубь людям с хроническими заболеваниями, а также маленьким детям и беременным.

Готовиться к погружению нужно заранее, за несколько недель до праздника начать регулярное обливание прохладной водой, постепенно снижая температуру, так же можно попробовать контрастные обливания.

За два часа до погружения в прорубь нужно хорошо поесть, категорически нельзя употреблять спиртные напитки.

Какую одежду надеть для погружения в крещенскую купель? Такую, чтобы ее можно было быстро снять после купания, во избежание переохлаждения.

Начинающим лучше не окунаться в прорубь с головой, чтобы не произошло спазма сосудов. До погружения заранее не раздеваться, с собой можно взять коврик, чтобы вставать на него голыми ногами.

Раздеться нужно непосредственно перед тем, как войти в воду.

Зайти в воду и три раза окунуться с молитвой и крестным знамением: «Во имя Отца (первый раз), и Сына (второй раз), и Святого Духа (третий раз)!» Находиться в воде нужно не больше минуты, а лучше еще меньше. Выйти, сразу накинуть на себя что-нибудь теплое, и быстро переодеться в сухую и теплую одежду, выпить горячего чая. Начинающим рекомендуется выбрать прорубь, рядом с которой оборудованы теплые палатки.

Крещенский сочельник 18 января 2019, какие правила?

Крещенский сочельник относится к последнему дню Святок, и это первый постный день после Рождества Христова. Что можно и нельзя есть в Крещенский сочельник?

В этот день устав поста точно такой же, как в Сочельник перед Рождеством. Разрешается одна трапеза в день после вечерни (которая 18 января совершается утром), но не раньше девятого часа (современных трех часов дня). Можно есть вареную растительную пищу с растительным маслом, рыба и вино не разрешаются.

Это монастырский устав поста, для мирян допустимы послабления по благословению духовника. Желающим причаститься Святых Тайн на ночной крещенской службе, нужно воздерживаться от воды и еды минимум шесть часов до начала богослужения, то есть, после 18 часов вечера есть и пить нельзя.

Во сколько начинается ночная служба на Крещение Господне в 2019 году?

В разных храмах время начала богослужения может немного отличаться, но службы будут совершаться одни и те же. Для примера приведу расписание одного из храмов нашего города, который расположен рядом с озером, где во льду будет вырублена иордань, и совершится освящение воды с последующими крещенскими купаниями.

18 января

8.30 — Царские часы, изобразительны, вечерня, литургия Василия Великого, после которой состоится первое великое освящение воды и раздача воды верующим. Продолжительность службы вместе с освящением воды от трех часов.

17.00 — Всенощное бдение, продолжительность 2-3 часа, на всенощном бдении совершается помазание освященным маслом и раздача освященного хлеба с вином в воспоминание евангельского чуда умножения хлебов.

22.00 — Исповедь

19 января

Важно

00.00 — литургия, после которой состоится второе великое освящение воды на озере. Продолжительность службы два-три часа.

8.30 — поздняя литургия

Раздача крещенской воды будет после утренней службы по расписанию работы храма, и в течение нескольких последующих дней. Крещенскую воду можно разводить обычной водой, поэтому не обязательно набирать ее литрами, достаточно небольшой бутылочки. Посуда для святой воды должна быть чистой и без посторонних наклеек.

Здесь можно посмотреть расписание раздачи крещенской воды в Челябинске в 2019 году.

Источник: https://interotvet.ru/kreschenie-gospodne-kak-i-kogda-prazdnovat-v-2019-godu.html

Крещение – Православный журнал “Фома”

У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую».

Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев? Что принципиально меняет в человеке Крещение?

Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей.

Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.

Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь.

Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну.

Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.

Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают… Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.

Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает.

Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной.

А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.

Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.

Совет

Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души.

Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.

Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия от Бога защиты и покровительства, не элемент русской национальной культуры.

Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного.

И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.

И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные).

В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни.

В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.

Обратите внимание

Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка.

Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро – вставай, сегодня идем в храм! – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?.

Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника.

Грехи крестника, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег – ложатся и на крестного. Но и духовные успехи человека, живущего в вере, распространяются на его крестного.

В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.

Таинство начинается с… прогнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды этого воздействия.

Крещение соединяет человека с Богом, открывает перспективы избавления от грехов, освящения… Но прежде нужно порвать с сатаной, избавиться от его власти. Обращение к дияволу в начале чина Крещения носит название «запрещения». Священник не просит диявола, а повелевает ему именем Божьим, запрещает касаться крещаемого.

«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий!.. Заклинаю тебя, диявол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами.

Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся.

Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем… Убирайся в преисподнюю до самого Судного Дня… заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами…» (молитвы даны в русском переводе, но Таинство совершается на церковнославянском языке).

Важно

Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока восходит солнце. Согласно библейскому рассказу, именно на востоке был насажден райский сад – Эдем… Все православные храмы ориентированы алтарем на восток.

Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану.

Смотрит и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» решительно отвечает: «Отрекаюсь!»

От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре понятия: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.

Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диявола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность… Все это дела бесовские.

Ангелы: Здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – это поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым.

Читайте также:  Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу - до и после исповеди и причастия

В реке Иордан, на месте, где Иоанн Креститель крестил самого Иисуса Христа, всегда много желающих совершить Таинство. Фото ИТАР-ТАСС

Отныне человека поведет по жизни Христос, и только Он. Наша жизнь в Его и только Его руке.

Совет

Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях. Первоначальное значение слова служение (греч. latria) – почитание иных богов, принесение жертв идолам. Для современного человека этими идолами чаще становится не магия, а что-то иное: власть, деньги, удовольствия, или еще что-либо занимающее божье место в его сердце.

Гордость: Первоначально слово роmpi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово роmpi стало означать роскошь, языческое пышное празднование.

Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав.

Для древних христиан все это было не более чем земная суета, ведущая к гибели души.

Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану.

После отречения от диявола человек снова поворачивается на восток, в сторону Бога. Теперь ему нужно сказать то, ради чего он пришел креститься. Священник задает вопрос «Сочетаешься ли ты Христу?» Каков смысл этого вопроса? Сочетание – это тесное соединение.

Таинство Крещения сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Отныне Бог уже не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец. На вопрос священника человек отвечает: «Сочетаюсь». Священник задает еще один важный вопрос «Веришь ли Ему?» В ответ звучит: «Верую Ему как Царю и Богу».

Почему этот вопрос важный? Христианство – это не набор нравственных заповедей, не красивые храмы и великая культура. Христианство – это Иисус Христос, и отношение к христианству зависит от ответа на вопрос: Кто Он Такой? Христиане верят, что Христос – это Бог, ставший человеком.

Обратите внимание

Если не верить в это, от христианства остается одна красивая обертка, лишенная всякого смысла.

После исповедания Иисуса Христа Богом крещаемый (или его крестный) читают Символ веры – молитву, в которой лаконично изложены основы христианской православной веры.

Естественно, что и отрекаться от сатаны, и сочетаться со Христом, и исповедовать свою веру человек должен серьезно и сознательно. Но как же быть в случае крещения младенца, который не только не понимает, что с ним происходит, но даже и говорить не умеет? В этом случае на все вопросы священника отвечают крестные и родители.

После исповедания веры начинается непосредственно само Крещение. Сначала священник совершает чин освящения воды в купели. Затем трижды погружает крещаемого в купель со словами:

Крещается раб Божий (раба Божия):(имя)во имя Отца, аминь.и Сына, аминь.

и Святаго Духа, аминь.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – спрашивает апостол Павел. Святые отцы древности крещальную купель сравнивали с… гробом. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.

Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!

Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни.

Поистине Крещение не только, как мы его назвали выше, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… (Рим. 6:4-5). Именно поэтому в древности крещение совершалось на Пасху, причем в Иерусалиме Таинство совершалось в храме Воскресения Христова.

После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.

Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание.

Важно

Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного мажут каким-то «маслицем» со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви.

Что происходит во время Миропомазания? Об этом – в следующий раз.

Можно ли креститься повторно?

Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ:

Вопрос о неповторимости Крещения решен однозначно: оно неповторимо. Тем не менее в жизни современной Русской Церкви постоянно возникают ситуации, связанные с эпохой, в которой мы живем. Например, к батюшке приходит женщина лет сорока и говорит: «Я не помню, крестили меня или нет.

Бабушка говорила, что вроде бы крестила, когда я была маленькой, она умерла, а мама ничего об этом не знает. Как мне быть?» С одной стороны, церковные Таинства объективны, и Крещение остается Крещением, даже если это женщина ничего не помнит.

С другой стороны – а вдруг бабушка что-то напутала, вдруг женщина не крещена? Каждая такая ситуация требует очень осторожного, неформального подхода и отдельной беседы со священником…

Иногда приходится слышать такой вопрос: «Батюшка, если ребенка крестил не очень достойный священник или крестил «обливанием». Что делать, неужели второй раз креститься? Совершилось ли Крещение?» И родителям, и крестным младенца прежде нужно смотреть на себя, на свое достоинство.

Но ответ на этот вопрос однозначный: да, Таинство совершилось. К сожалению святых людей мало. Среди духовенства много людей честных и порядочных, но не святых, иногда встречаются и не очень
достойные.

При этом действительность и действенность Таинств Церкви не зависит от нравственного состояния священников, которые их совершают.

Вместе с тем – не все так просто. В самом глубинном смысле любое Таинство – это действие, совершаемое всей Церковью, поэтому отвечает за его совершение не только священник, а вся Церковь, то есть все христиане.

И здесь мы оказываемся в двойственной ситуации.

Совет

С одной стороны, Крещение, совершенное недостойным священником, действенно, реально, и мы верим, что когда ребенок вырастет, он не потерпит ущерба в своей духовной жизни.

С другой стороны, все, соприкоснувшиеся с этой ситуацией, вовлеченные в нее, будут перед Богом за это отвечать. Родители должны уметь выбирать для своего ребенка лучшее. Ведь именно от нас зависит, чтобы Таинство было совершено хорошим священником и должным образом.

А если такого стремления нет, если это результат какой-то небрежности со стороны и священника, и родителей, и крестных родителей, то ущерб для духовной жизни ребенка будет.

Не потому, что Таинство ущербное, а потому, что совершаемое рядом с ребенком пренебрежение Таинством, то есть кощунство, рано или поздно может оказать на него воздействие.


Справка «Фомы»

Существуют разные практики совершения Таинства Крещения. По церковным правилам человек должен полностью, с головой, трижды погружаться в купель.

В случае, если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях (болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека) могут просто трижды окропить.

Во всех трех случаях Крещение действительно.

В некоторых православных храмах бабушки у прилавка, где продают свечи, говорят, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Это дикое суеверие. Крещение – величайший момент в жизни ребенка, который можно сравнить только с рождением.

Что бы вы сказали, если бы мать прогоняли с родов собственного ребенка? Никогда, ни в одном церковном правиле или документе Церковь не говорила, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Однако есть правило, что в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана особая благодарственная молитва, женщина не входит в храм.

Поэтому когда крестят ребенка до сорока дней, то мать не присутствует на Крестинах, но если Крещение совершается позже, то она обязана быть с ребенком.

На заставке фрагмент фото 白士 李/www.flickr.com

Источник: https://foma.ru/kreshhenie.html

Крещение 2019: когда праздновать, традиции, что можно и нельзя

Простая вода, взятая из обычного водоема, в этот день приобретает особые целительные свойства

Крещение Господне входит в число главных двенадцати христианских праздников. Отмечают этот праздник 19 января. В этот день во всех храмах проходят праздничные богослужения. Также считается, что простая вода, взятая даже из обычного водоема, в этот день приобретает особые целительные свойства. С ней связан и главный крещенский обряд — купание.

В Крещение существует несколько запретов, которые стоит соблюдать, чтобы все прошло правильно.

КОГДА НАСТУПАЕТ КРЕЩЕНИЕ В 2019 ГОДУ

Дата празднования Крещения Господня неизменна. Крещение всегда отмечают 19 января. В этот день завершаются Рождественские Святки. В 2019 году этот религиозный праздник приходится на субботу.

ТРАДИЦИИ КРЕЩЕНИЯ

Крещение 19 января стали праздновать после того, как Иисус Христос совершил обряд омовения в реке Иордан. Ему было 30 лет. В этой реке всех людей крестил Иоанн Креститель, при этом призывая всех к покаянию. Согласно истории, во время крещения к Иисусу снизошел Святой Дух в лике голубя и одновременно с этим голос с небес провозгласил о том, что Иисус — Божий сын.

Праздник Крещения начинается вечером 18 января — православные отмечают Крещенский Сочельник. В этот день верующие придерживаются строгого поста. Сразу после литургии в сочельник в храмах начинается праздничное богослужение, которое заканчивается освящением воды. Перед началом службы верующие должны исповедоваться и причаститься.

Купание в проруби – один из самых важных ритуалов для очищения души и тела на Крещение. Этот обряд омовения проводят на реке, где заранее вырезается прорубь в виде креста. Купаться желательно в длинных сорочках.

Считается, что омыться в водоеме нужно три раза с головой.

Обратите внимание

В народе издавна считалось, что купание 19 января укрепляет иммунитет, помогает исцелиться от болезней и обеспечивает защиту от недугов на целый год, а также очищает душу от грехов.

Врачи предупреждают: маловероятно, что купание зимой в проруби сразу же избавит от всех болезней, если человек до этого не закаливал организм и не занимался регулярно спортом. Чтобы купание в проруби не закончилось серьезным заболеванием, стоит знать правила и прислушаться к советам специалистов.

19 января все верующие обмениваются поздравлениями, весело отмечают и купаются в холодных водоемах

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Перед окунанием нельзя пить спиртное. Во-первых, это противоречит религиозному обряду, а во-вторых, это опасно для здоровья. Нельзя ругаться и думать о плохом.

Святая вода может потерять свои свойства, если, набирая ее, вы с кем-то ругаетесь или думаете о плохом. В народе есть поверье, что на Крещение нельзя стирать, так как можно осквернить воду. Нельзя заниматься уборкой, вязать, шить.

В этот праздник нельзя гадать, иначе можно «перегадать» судьбу в худшую сторону.

ЧТО ГОТОВЯТ НА ПРАЗДНИК

Перед Крещением принято готовить праздничную кутью из риса или пшеницы. Весь день верующие ничего не едят, а садятся ужинать, выпив освященной вечером воды, которая считается святее, чем на Крещение. На ужин подаются постные блюда: жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутья и узвар.

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ НА КРЕЩЕНИЕ

На Крещение принято освещать воду. Крещенскую воду (агиасму) можно использовать целый год. При правильном хранении она не портится, не цветет и не пахнет. Святой водой можно окроплять жилье, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места.

Считается, что любая вода из любого источника, даже из-под крана становится святой, а не только та, которую освятил священник.

Святой водой можно окроплять жилье, вещи, принимать во время болезни

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1599973244924856510/kreschenie-2019-kogda-prazdnovat-traditsii-chto-mozhno-i-nelzya/

Ссылка на основную публикацию