Икона божией матери тупичевская, республика беларусь, город мстиславль, александро-невский кафедральный собор

Мстиславское благочиние

(Мстиславский, Кричевский р-ны)

Благочинный — протоиерей Вячеслав Ивашкевич

Новости Мстиславского благочиния

Свято-Александро-Невский кафедральный собор г.Мстиславль

Настоятель: протоиерей Вячеслав Михайлович Ивашкевич

Адрес: Могилёвская обл., г. Мстиславль, ул. Ленина, 30

Контактный телефон: +375-224-05-07-30

Построен в 1870г. В 30-е гг. ХХв. храм был закрыт, в нем размещался продуктовый склад, но несмотря на это храм сохранил свой облик. В 1989 г. Мстиславским райисполкомом был передан общине. Является памятником архитектуры.

Храм Тупичевской иконы Божией матери г.Мстиславль

Настоятель: иерей Тимофей Александрович Жигарь

Адрес: 213470, Могилёвская обл., г. Мстиславль, ул. К. Маркса, 41

Храм во имя Сошествия Святого Духа был заложен в 1641 г. Константином Москевичем. Является памятником архитектуры.

Храм прп. Максима Исповедника  д.Ходосы

Настоятель: иерей Николай Георгиевич Долбик

Адрес: Могилёвская обл., Мстиславский р-н, д. Ходосы, ул. Мстиславская, 32.

В 2004г. здание бывшей швейной мастерской, Мстиславский Райпо, было передано общине и переоборудовано под церковь.

Храм Вознесения Христова д.Мазолово

Настоятель: иерей Николай Георгевич Долбик

Адрес: Могилёвская обл., Мстиславский р-н, д. Мазолово, ул. Центральная

Обратите внимание

Построен в 1827-1832 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора А. Мельникова, каменный. В 1991г. передан общине. Ведутся восстановительные работы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы д.Бастеновичи

Настоятель: иерей Анатолий Александрович Славников

Адрес: Могилёвская обл., Мстиславский р-н, д. Бастеновичи

Храм построен в центре деревни Бастеновичи приблизительно в 1904г. При строительстве храма было использовано дерево. В 1990г. передан общине, Мстиславский райисполкомом.

Храм пророка Ильи д.Славное

Настоятель: иерей Анатолий Александрович Славников (по совместительству)

Адрес: Могилёвская обл., Мстиславский р-н, п/о Курманово, д. Славное

Церковь построена на юго-западной окраине деревни Славное. Церковь построена в первой половине XIX ст. из дерева.

Трехсрубный храм состоит из основного помещения, барабана и пятигранной апсиды. Основное помещение завершён куполом. на восьмигранном барабане. Двухъярусная колокольня завершена куполом.

Главный вход выделен небольшим четырёхколонным портиком. В декоративной отделке использована вертикальная и горизонтальная шалевка.

Внутреннее пространство основного помещения перекрыто купольной конструкцией, которая поддерживается 6 колонами.

Храм является памятником архитектуры переходящего периода от барокко к классицизму.

Построена на месте храма 1675г. постройки.

Храм Воскресения Христова г.Кричев

Настоятель: иерей Сергий Петрович Коростелев

Адрес: Могилёвская обл., г. Кричев, ул. Ленинская, 27

Построен в 1888г. В 30-е гг. ХХв. был закрыт и переоборудован в кинотеатр. В 1991г. передан общине.

Храм святителя Николая Чудотворца г.Кричев

Настоятель: иерей Андрей Михайлович Игнатушко

Адрес: Могилёвская обл., г. Кричев, ул. Сожевая, 43

Контактный телефон:  +375-224-12-11-18

Построен в 1944г., деревянный.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Кричев

Настоятель: иерей Сергий Иосифович Пешко

Адрес: Могилёвская обл., г. Кричев, ул. Космонавтов, 12

Важно

Строительство начато  1944г., законченно в 1947г. на народные средства после освобождения г.Кричева. В 1964г. церковь была закрыта. До 1989г. в здании размещалась гостиница ПО «Кричевцементношифер». В 1989г. здание было передано общине.

Источник: http://mogeparhia.by/xramy-eparxii/mstislavskoe-blagochinie/

Мстиславский александро-невский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Собор во имя благоверного великого князя Александра Невского в Мстиславле, 2018 год. Фото Сергея Сола с сайта Соборы.Ru

Собор во имя благоверного великого князя Александра Невского в Мстиславле, кафедральный собор Могилевской епархии

Раньше на месте храма стояла одна из древнейших церквей города – Афанасьевская церковь. Но иезуиты отняли выгодное место для строительства своего каменного костела. Костел, а вместе с ним и монастырь бернардинцев, были возведены витебским хорунжим Иваном Гурко в в 1727 году. Старую же церковь перенесли на кладбище и превратили в кладбищенскую.

В 1831 году после неудачного польского национально-освободительного восстания бернардинский костел был закрыт по повелению русских властей, здание костела было передано военным.

В 1857 году здание костела и монастыря было передано православным, которые хотели возродить на прежнем месте Афанасьевскую церковь. В 1858 году в городе случился большой пожар, сгорело около 500 городских зданий, и в том числе бывший бернардинский костел.

После пожара было принято решение возвести на этом месте православную церковь в честь Александра Невского. Новый храм был построен из кирпича и освящен в 1870 году.

В 1893 году при входе на церковный двор возвели небольшую кирпичную часовню, которая не сохранилась. В 1895 году возвели сторожку, которая существует и поныне.

В 1930-е годы храм был закрыт, в нем размещался продуктовый склад, но храм сохранил свой облик.

В 1989 году Мстиславским райисполкомом здание храма было передано православной общине.

Архитектура

Собор является крестово-купольным храмом построенный в типичном для XIX века псевдорусском стиле. Его особенностью было то, что его алтарная часть была повернута не на восток, как это обычно сделано в православных храмах, а на юго-запад.

В архитектурном плане храм состоит из основного крестовидного объёма, над средокрестием которого возведён восьмигранный световой барабан с завершением в виде шлемовидного купола и трёх закруглённых апсид, примыкающих к основному объёму с востока. Двухъярусная четвериковая звонница надстроена над притвором, её завершением служит гранёный луковичный купол.

Для расчленения оштукатуренных фасадов, опоясанных профилированным карнизом с аркатурным фризом и крепованных угловыми и простеночными пилястрами, применены высокие арочные оконные проёмы в профилированных наличниках. Для освещения разновеликих апсид использованы высокие полуциркульные окна.

Совет

Завершением торцов трансептов служат треугольные щиты. Собор имеет три входа, над которыми расположены окна-трифории. Барабан опирается на стены посредством парусов и подпружных арок.

Перекрытием внутреннего пространства для трапезной и приделов служит цилиндрический свод с распалубками, для апсид – конхи, а для бабинца – крестовый свод.

Кирпичные ворота в виде тройной аркады (полуциркульной арки) расположены с северной стороны от собора. Завершением аркады служит прямоугольный щит с шатровым верхом и кокошниками в основании. Небольшие четырёхгранные башенки, возведённые над боковыми проёмами, являются купольными. Ажурные ворота отлиты из чугуна.

Святыни

Настоятели

  • Серафим (Сильченко) (упом. 2002)
  • Вячеслав Ивашкевич (упом. 2018)

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13678338.html

Религия

Религия на территории Мстиславского района

В 1835 году Фаддей Булгарин писал в «Путевых заметках на поездке из Дерпта в Белоруссию и обратно»: «…после Черикова, Чаус, Климовичей и Кричева и всех вообще белорусских городов, в том числе и Полоцка, исключая только Витебск и Могилёв, Мстиславль показался мне столицей! 

Много красивых домиков, особенно на площади; новый Собор великолепен; католические костёлы превосходной и, так сказать, ненаглядной архитектуры  и вообще много жизни и движения в городе. Это более нежели удивительно».

Мстиславль – издревле был важнейшим центром белорусской святости, духовной  культуры и государственности. 

 Основатель города – князь Ростислав Мстиславович,  из рода Рюриковичей, внук Владимира Мономаха, родоначальник смоленских князей, великий князь Киевский –  причислен православной церковью к лику святых. При Ростиславе Мстиславль стал вторым по значимости городом в Смоленском государстве. 

В городской архитектуре Мстиславля, как в капле воды, отразилось своеобразие архитектурного наследия Беларуси, традиционная для нашей страны поликонфессиональность и веротерпимость. Ни один город Восточной Беларуси не может сравниться с Мстиславлем по количеству сохранившихся оригинальных памятников культовой архитектуры XVII – XIX столетий – православной, католической, униатской.

 Кармелитский костел Успения Божьей Матери внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, является одним из древних памятников города.

Ансамбль иезуитского коллегиума  так же  внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 

Построенный в XVIII  веке; Храм Александра Невского – памятник архитектуры эклектики; Спасо-Преображенская церковь  – памятник деревянного народного зодчества.

Обратите внимание

Жемчужиной Мстиславщины  является  Успенский Пустынский монастырь, основанный в 1380 году князем Семеном Лугвением.  

Монастырь стал местом посещения тысяч  паломников, туристов из Беларуси, России, Украины, стран дальнего зарубежья.

Наши совремнники, помнят имена тех людей, которые когда-то стояли у истоков  духовного и культурного богатства, которые жили, трудились, сражались, становились известными  в масштабе  не только своей страны, но и за её пределами, и, тем самым прославляли
свою Родину.

Читайте также:  Икона божией матери казанская явленная

Таким человеком был князь Симеон Лугвений,   который управлял Мстиславским княжеством более пятидесяти лет. 

Открытие  мемориальной   доски в честь князя Лугвения  — шаг к тому, чтобы увековечить память и сберечь то богатейшее наследство, которое он передал потомкам.

Семен Лугвений и его сын Юрий покрыли свои имена неувядаемой славой как  участники Грюнвальдской битвы (1410 год), как защитники православной веры.

Полки под их командованием сыграли ключевую роль в сражении, не отступили под натиском крестоносцев.

В жилах Юрия Семеновича Мстиславского текла кровь двух могущественных династий Восточной Европы: Альгердовичей-Гедыминовичей и московских Рюриковичей. Его мать Мария была родной дочерью Дмитрия Донского.

Из рода Мстиславских князей происходит и белорусская Жанна Д’Арк – Анастасия Слуцкая, принявшая активное участие в разгроме орд крымских татар в начале XVI века.

Важно

Город является родиной одного из первопечатников восточных славян – Петра Мстиславца. Петр Мстиславец в 1563 году в Москве и напечатал первую великорусскую датированную печатную книгу – «Апостол».

В настоящее время на территории района  расположено  9  православных храмов и 2 костёла. 

Всего насчитывается 13  культовых зданий, из которых 9 представляют историческую ценность и имеют статус памятников архитектуры.

В религиозных организациях района  осуществляют свою деятельность 8 священнослужителей: 5 православных священников, 1  ксендз, 2 пастора протестантских религиозных общин.

Осуществляют свою деятельность 10 религиозных общин из них семь религиозных  общин православного вероисповедания: приход Александра Невского Кафедрального Собора (г.Мстиславль), приход храма Преподобного  Максима Исповедника   (д.

Ходосы), приход Свято-Успенского Пустынского  монастыря,приход Свято-Покровской православной церкви (д.Бастеновичи), приход Свято-Ильинской православной церкви (д.Славное), приход Свято-Вознесенской церкви (д.Мазолово), приход храма в честь Тупичевской иконы Божией Матери (г.

Мстиславль); одна католическая  община Римско-католического прихода Успения Богородицы (г.Мстиславль).

Протестантизм в районе  представлен 2-мя  направлениями: общиной христиан веры евангельской «Церковь Благодать», церковью Евангельских христиан – баптистов. 

Совет

Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»  религиозными общинами создано три  воскресные школы.

Православные  священники   принимают активное  участие в общественно-политической жизни района, в торжественных мероприятиях  посвящённых государственным праздникам – Дню  Победы, Дню Независимости Республики Беларусь, фестивале средневековой культуры «Рыцарский фэст»,  в открытии памятных знаков.

 Стало традиционным освящение основных  сельскохозяйственных работ     при проведении  праздников «Зажинки» и «Дожинки».

Священнослужители проводят траурные молебны и литии в честь погибших  на поле брани в День памяти воинов-интернационалистов, в День освобождения г. Мстиславля от немецко-фашистских захватчиков, в День Победы, на захоронениях советских воинов.

В настоящее время идет реконструкция Свято-Покровской православной церкви д.Бастеновичи, реконструкция зданий  Свято-Успенского Пустынского монастыря.

Новый вид после многолетнего забвения получил Храм в честь Тупичевской Божией Матери.

Большую помощь в реконструкции и ремонте культовых сооружений оказывают предприятия, организации, учреждения, жители района.

2013 год –  год  750-летия кончины исторической личности,   Великого князя Александра Невского. К имени этого человека Мстиславль имеет прямое отношение, так как  имя Александра Невского  носит Кафедральный собор г. Мстиславля.

Обратите внимание

В районе поддержана инициатива  капитального ремонта Александро-Невского Кафедрального Собора, памятника архитектуры 19 века.

Благодаря  добровольным пожертвованиям жителей района ведутся работы по   реставрации здания собора.

Испокон веков символом жизни является  свеча. С ней связано множество древних религиозных обрядов, которые существуют и сегодня.

Особую роль играла братская свеча. Жители особых деревень объединялись в своеобразные братства. Одной из традиций  было изготовление общей свечи, которая посвящалась святому опекуну деревни.

Воск для свечи собирали все участники. Сама свеча имела антропоморфный вид.

На протяжении года она находилась в доме одного из участников братства, и в день памяти святого  «переходила» к новому хозяину. 

Особую значимость «Свеча » получила тогда, когда  были закрыты  храмы.

Дома, где находились «Свечи» были своеобразными духовными центрами. В этих домах отмечались самые большие церковные праздники, отправлялись таинства и обряды.

В Мстиславском районе  обряд «Варваровская  свеча » празднуется с 16 на 17 декабря в канун дня святой Варвары.  За этим праздником идет ряд других религиозных праздников. Все эти дни составляют целый обрядовый цикл.

Всего в районе действует шесть Варваровских свеч.

Но существует знаменитая на всю Беларусь «Варваровская  свеча»  деревни Бастеновичи. Этот обряд в 2010 году вошел в список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси.

Источник: http://mstislavl.mogilev-region.by/ru/religia-ru/

Восточно-Белорусский вояж, или По следам Симеона Лугвена

Для этого путешествия мы отвели целый выходной день. Посмотрев по карте, планировали переезжать от одной достопримечательности к другой на машине, в т. ч. и по Мстиславлю.

Однако в самом Мстиславле все оказалось настолько близко расположено, уютно и компактно, что случились только 4 основных переезда: Костюковичи — Онуфриево — Мстиславль — Пустынки — Костюковичи.

Выехав в 8 утра, к 3 часам дня мы были уже дома) Уставшие, но счастливые от очередной порции впечатлений)

Итак, по порядку.

Важно

Благополучно миновав Климовичи и Кричев, выехав на трассу до Мстиславля, мы добрались до развилки у д. Селец Мстиславского района. Если повернуть налево, попадете вглубь деревни, а направо — к церкви в д. Онуфриево. На трассе даже указатель стоит «Церковь — 600 м»/ Думаю, мимо не проедете, церковь просматривается уже с поворота.

Величественная Свято-Онуфриевская церковь

Погуглив, выяснили, что построена она на территории Онуфриевского православного монастыря. Сам монастырь здесь известен с 1407 г. и построен мстиславским князем Симеоном Лугвеном. Есть такая легенда. В этих лесах заблудился сын Симеона подросток Юрий.

7 дней блуждал пока не встретил старца Онуфрия, который и указал ему путь домой. Симеон Лугвен на месте явления святого решил построить церковь, которая и названа Свято-Онуфриевской.

Есть данные, что раньше в храме хранились портреты того самого Юрия и его жены Софии.

Церковь за годы своего существования была и православной, и униатской. Сегодня от огромного монастырского комплекса сохранилась только церковь, построенная в XVIII в., и остатки келейного корпуса неведомо какого века (которые даже нет смысла осматривать). Строение церкви представляет собой «корабль». Когда находишься внутри, действительно, ощущение огромной лодки, узкой и длинной.

Свято-Онуфриевская церковь

Сегодня он уже без крыши, внутри все зарастает, много птиц, перьев и помета. Есть даже 3 гнезда аистов.

Вход в церковь через высокую пятиярусную башню-звонницу. В ней слева есть витая кирпичная лестница на хоры далеко не в самом хорошем состоянии. Кстати, витая она как-то по квадрату… Первый раз такое вижу!) Влезайте туда только с фонариком и осторожно! Легко упасть и свалиться!

тихой сапой с фонарем спускаемся на выход )))

На хорах виден лаз еще дальше, на саму колокольню, думаю, была приставная лестница, но сегодня ее нет. И слава Богу, так как кладка крошится под ногами, а падать с высоты третьего этажа ой как не хочется.

когда-то отсюда раздавался колокольный звон на всю округу…

Совет

Отправляемся дальше в Мстиславль. Сам город основан в 1135 г. смоленским князем Романом Ростиславичем. Знаменитый Симеон Лугвен, брат князя ВКЛ Витовта, герой Грюнвальдской битвы, владел им в 14 веке.

Вообще Лугвен известная в этой местности личность, его имя повсюду, впервые мы с ним столкнулись, как вы помните, в Онуфриевской церкви. Как и многие города Могилевщины Мстиславль переходил то к Великому княжеству Литовскому, то к Смоленскому, то к Речи Посполитой, то к Московскому княжеству.

Сегодня это приятный уютный городок, дышащий своей многовековой историей в каждом уголочке.

Первая наша остановка — это церковь Тупичевской Божьей матери, 1871 г.

Читайте также:  Икона божией матери царевококшайская (мироносицкая)

“Кукольная” церковь Тупичевской Богоматери

Маленькая, почти кукольная, внутри без росписей. Нет в ее строении барабанного купола, и с моей точки зрения поэтому в ней мало света. Но возможно, у верующих свет идет изнутри.

Это я со своей скептической натурой оглядываю церковь только с точки зрения уникальности и богатства архитектуры.

Кстати, икона Тупичевской Божьей матери находится не внутри церкви, а в небольшом павильончике сразу у входа на территорию напротив распятия.

Икона Тупичевской Богоматери, находящаяся во флигеле

Далее мы проехали в центр Мстиславля, у парка оставили машину на стоянке и растерялись… Куда идти? С чего начать? Со всех сторон достопримечательности….) Прямо перед нами оказался корпус строительного колледжа с оригинальными персонажами из металла.

Обратите внимание

Зеленое – здание казначейства, затем Свято-Троицкая церковь, строительный колледж

Рядом восстановленная Свято-Троицкая церковь. В 19 в. она горела, в годы ВОВ была серьёзно разрушена. После ремонта здесь в разное время размещались архив, музей и учебный корпус строительного колледжа. Теперь церковь освящена и отдана прихожанам.

В конце парка мы увидели красные кирпичные стены и угловые башенки иезуитского монастыря. Туда и отправились) Но оказалось не так-то и просто попасть внутрь, куда ни пойди — везде замки на входах. Обошли монастырь с тыльной стороны, полюбовавшись на абсолютно ровненькую без всяких прекрас апсиду костела и… о счатье!) гостеприимно распахнутая калитка)))

нашли гостеприимно распахнутые дверцы ) наконец-то )

внутри уютный дворик, скамеечки, цветочки… и шикарный вид на монастырские стены и бывшую гостиницу «Париж»)

во внутреннем дворике монастыря ) слева здание гостиница “Париж”, здесь же располагалось и дворянское собрание

На территории монастыря самое главное строение — это бывший костел Св. Михаила Архангела, ныне Николаевский кафедральный собор 18 века. В 1842 г. он был перестроен в православный собор Св. Николая.

звонница костела св.Михаила Архангела

Очень бы хотелось посмотреть его изнутри, читала, что интерьер оставляет большое впечатление… Но… не нашли даже дырочки, чтобы засунуть туда объектив фотоаппарата. Все заложено кирпичом, блоками и забито досками.

Слева и справа от костела сохранились в искаженном виде коллегиум и аптека. В одном из зданий находится сегодня детская школа искусств, даже скрипичный ключ выложен у входа плиткой красного цвета) Что находится во втором здании, мы не поняли)))

Выйдя с территории монастыря, решили подойти к фасаду костела. Сейчас там ведутся реставрационные и ремонтные работы. Именно отсюда хорошо видно, что раньше костел был 2-башенный, но впоследствии перестраивался, одну башню снесли, достраивали входную группу. Изуродовали, в общем… рученьки бы им оторвать… Но все равно, чувствуется мощь и величие.

Важно

Изуродованный временем иезуитский костел св.Михаила Архангела, ныне Свято-Николаевский кафедральный собор

Полюбовавшись на молодого Петра Мстиславца

(а памятников ему в Мстиславле 2), пошли в парк.

Дорога ведет мимо 2-этажного здания мужской гимназии. Построенная в 1908 г., гимназия была одним из лучших учебных заведений Вилейского округа.

После революции стала педагогическим техникумом с 7-летней школой, где преподавали классики белорусской литературы Якуб Колас и Максим Горецкий. Сегодня здание не используется, с 2001 г. законсервировано.

Ощущение, что закрашено побелкой вместе с забитыми досками окнами. Фотографировать его мне не захотелось.

Парк вполне патриотично настроенный) Здесь и братская могила, и аллея героев, и посаженные различными делегациями во время дожинок деревья. Но это и просто место отдыха у горожан: много скамеечек, фонтанчики, беседки.

Порадовал Мстиславль и малыми архитектурными формами, весьма оригинальными кстати. В этом парке две скульптуры из камня: Старый город (на Замковой горе) и Князь-камень. Последний мне почему-то очень хочется назвать Истовиком-камнем из одноименного романа Марии Семеновой про Волкодава)))))) хотя ничего общего)))))

Погуляв по парку, мы вышли к собору Александра Невского.

собор св.Александра Невского

На этом месте в начале 18 в. был основан бернардинский монастырь. Еще раньше здесь находилась древнейшая православная церковь в городе — Афанасьевская, впоследствии перенесённая на Замковую гору (сегодня там ее, кстати, мы не обнаружили).

Александро-Невский кафедральный собор уже имеет световой барабан с куполом. Здесь намного светлее, но все так же нет росписей на стенах… Странно… Читала, что в церкви хранятся православные святыни: икона Св.

Совет

Александра Невского с частицами его мощей и икона Божьей Матери Иверской, освящённой в Москве во время коронации Николая II.

Говорят, во время ВОВ на территории церкви были похоронены немецкие солдаты, а так как кресты были деревянными и не сохранились, место захоронений никто не знает. Останки солдат, скорее всего, так и остались где-то здесь.

А еще, по рассказам здешнего работника, во время реставрации к церкви подъехал МАЗ… да и провалился… Так нашли подвал бернардинского монастыря и очередные подземные ходы, которые по его словам охватывают полгорода и даже ведут в Пустынский монастырь. Сегодня вход в подземелье батюшка приказал закрыть, чтобы никто не лазил, т. к. кирпич осыпается.

Найденное подземелье передали на баланс культуры, а принимая во внимание нынешнее финансирование этой отрасли, отреставрировано оно будет точно не скоро…

закрытый вход в подземелье бернардинского монастыря

Дальше мы решили гулять по пешеходной улице вниз к райисполкому.

Справа стены разрисованы под торговые ряды, слева настоящие магазинчики. То тут, то там встречаются различные скульптуры: р. Вихра, собачонка, ангел-хранитель, восход над Мстиславлем.

Рядом с райисполкомом выстроена колоннада, которая упирается в здание ЗАГСа. Пройдя сквозь нее, попадаем на центральную площадь с памятником Петру Мстиславцу. Кстати, я еще молодым специалистом, работником культуры, присутствовала при его открытии 02.09.2001.

Недалеко от площади знаменитость 20 в. — Пожарная каланча. В инете читала, что здесь работает музей пожарного дела и есть выход на смотровую площадку. Однако мы уткнулись в железную современную запертую дверь. Никаких табличек, наличиствующих здесь расположение музея не нашлось…

Пройдя дальше, увидели детский парк. Вот раздолье маленьким мстиславцам!)) Столько деревянных веселых скульптур и домиков на курьих ножках в одном месте я еще не видела))

деревянные скульптуры в детском парке )

Обратите внимание

Следующим нашим объектом стал Кармелитский римско-католический костел Успения Божьей матери.

Заложен в начале 17 века. Здание могучее. Сегодня отреставрировано снаружи. В приделе проходят даже службы по воскресеньям в 12.00. А вот внутри все в лесах. Здесь нам повезло больше, в двери есть щели, куда и смог добраться мой Никон)))) Даже отсюда при увеличении видна фресковая роспись и алебастровая оттделка. Эх, еще бы внутри походить!

заглянули в дырочку у самого пола )))))

Обойдя костел, двигаемся к Замковой горе. Вообще в Мстиславле сохранились два археологических памятника: «Девичья гора» — городище раннего железного века (1 в. н. э.) и «Замковая гора» — детинец средневекового города.

Самое старое поселение — городище «Девичья гора», расположенное на левом берегу Вихры, мы не стали искать (боялись не успеть в Пустынки). Зато услышали о ней легенду, как огромную массу земли всего за ночь наносили девушки в своих передниках, чтобы обороняться от враждебных племен.

Еще рассказывают, что на Девичью гору частенько приезжают целители и экстрасенсы с целью подпитаться положительной энергией, исходящей из недр величественного холма.

Замковая гора больше Девичьей. Вот такую информацию я выудила из инета:«Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина.

Читайте также:  Преподобный афанасий брестский

Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.»

Сегодня здесь проводят рыцарские фесты, восстанавливают древний город: отстроены терема, дозорные башни, имеется и донжон. Вот где раздолье нашей детворе!))))

терем-теремок ) по ходу княжеский двор )

Важно

а это он же но внутри ) все, что смогли увидеть через окошко )

Мы, кстати, обнаружили и рыцаря, вырезанного из дерева нашим костюковичским мастером Виктором Давыдовым.

тот самый рыцарь, изготовленный нашим костюковичским мастером В.Давыдовым

У подножия городища есть крест, воздвигнутый Неизвестному рыцарю, памятная доска Симеону Лугвену, часовня в честь благоверного князя Ростислава Мстиславовича, отца основателя Мстиславля. Пройдя городище насквозь, в открытые ворота мы вышли на окольную дорогу по краю обрыва. Вот откуда открываются обалденные виды!!! Фото это не передать!!! Видно полгорода точно!

на Замковой горе ) красотень-то какая!

и костел кармелитов как на ладони ) а вдали пожарная каланча )

Недалеко от ворот, ведущих на гору, слева есть спуск с деревянными перилами. Дорожка ведет мимо стойбища для лошадей по дну рва, а окрестности — прям красотища!!! С обеих сторон травка шелковая, зелень изумрудная!

стойла для передержки лошадей на рыцарском фесте ) а если обогнуть гору, найдем колодец

В итоге дорожка упирается в Кагальный колодец «Здоровец», когда-то принадлежавший еврейской общине. «Здоровец» (с еврейского — «общественный») был главным источником питьевой воды в городе в «доводопроводный период», именно из него в деревянных бочках на лошадях привозили горожанам воду.

А в древнее время вода из источника выполняла еще одну важнейшую роль — наполняла широкий и глубокий защитный ров, охраняя с Вихрой город от внезапного нападения врагов. Колодец был свидетелем и немецких преступлений: в Кагальном рву фашистами были расстреляны тысячи евреев. Говорят, что 15.10.

1941 вода в Кагальном колодце была красной.

Кагальный колодец “Здоровец”

кристальная водичка ) и очень холодная!)

Сегодня здесь находится купель, вода кристально прозрачная и холодная.

При нашем посещении местные мальчишки в ней плескались как воробьи))) Из-под второй постройки выведена труба с питьевой водой, а в самом строении находится большой молитвенник и иконы.

Купаться мы не стали (хотя мальчишки уговаривали, обещая что в Пустынках, куда мы собирались отправиться дальше, вода более мутная), а вот здоровцовской водицы отведали! Вкусная! Но почему-то жажду не утоляет) Пьешь и еще пить хочется )))

Но пора двигаться дальше, прыгаем в машину. За иезуитским монастырем сворачиваем во второй поворот налево, там на перекрестке табличка висит, указующая на Пустынский монастырь.

Но невнимательные путешественники могут и проскочить мимо)))) Я, вооруженная картой, как навигатор, вела мужа к следующему объекту нашего путешествия Свято-Успенскому мужскому монастырю в Пустынках, расположенному в 10 км.

от Мстиславля. Кстати, точно такое же расстояние останется и до границы с РФ.

Колокольню мужского монастыря в Пустынках вы увидете еще издали.

прибыли в Свято-Успенский мужской монастырь в Пустынках

Совет

Монастырь считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века. А основал его все тот же Симеон Лугвен)) На этот счет есть такая легенда. После тяжелой болезни князь начал терять зрение.

Он практически ослеп, когда ему приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Умылся криничной водой и зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он увидел образ богоматери.

Принимая свое исцеление как ее милость, Лугвен решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

Историю существования монастыря описывать не буду, она длинная и ее можно найти на просторах инета. Сегодня здесь отреставрированная колокольня, сразу за входными воротами справа келейный корпус, в котором на 1 этаже находится нерукотворный образ Иисуса Христа,

нерукотворный лик Христа

далее Свято-Успенский разрушенный храм,

крестообразная довольно большая Покровская церковь находится на реставрации,

Покровская церковь на реставрации

в самой низменности расположена действующая церквушка Рождества Пресвятой Богородицы, из-под которой вытекает тот самый легендарный святой источник,

церковь Рождества Пресвятой Богородицы

и монастырские жилые и хозяйственные постройки.

Ребята оказались правы, здесь вода действительно не кристально прозрачная, слегка мутновата — видно состав другой. Хотя может быть и более полезная, спорить, не зная, не буду))) Но ведь исцелился же Лугвен!!!))) Мы прогулялись по тропинке на р. Ослянку, что за церквушкой, ручеек течет тихо и спокойно.

Но особое удовольствие я получила от Свято-Успенского разрушенного храма.

Вряд ли его будут реставрировать, уж очень мало от него осталось: крыши нет, перекрытий нет, внутренних стен нет, одна внешняя стена полностью разрушена, но даже в таком виде можно разглядеть детали кирпичной кладки, архитектурных украшений, мы даже часть винтовой лестницы обнаружили. И даже сейчас в нем чувствуется величественность и какое-то неуловимое таинство.

он безумно красив даже сегодня!

а вот и остатки винтовой лестницы

Вот таким чудесным и насыщенным у нас получился тур выходного дня!) Уставшие, но довольные, мы возвращались домой. Как часто мы стремимся увидеть заморские чудеса и красоты, а свои родные не замечаем… Путешествуйте, господа! Путешествуйте чаще! Изучайте свое!

Фотоальбомы к рассказу

Восточно-Белорусский вояж

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_19352

Патриарший экзарх возглавил торжества в честь марииногорской иконы божией матери (фото, видео)

30 июня 2016 года, в четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице, в день празднования Марьиногорской иконы Божией Матери, духовенство Борисовской епархии совершило молебное пение с чтением акафиста Марииногорской иконе Божией Матери на площади города Марьина Горка.

Богослужение возглавил Преосвященнейший Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский. По окончании молебна молящиеся крестным ходом прошли к кафедральному собору в честь святого благоверного князя Александра Невского где была совершена Божественная литургия.

Литургию совершили митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; епископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Брестский и Кобринский Иоанн; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Туровской и Мозырский Леонид; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий совершили Божественную литургию в Александро-Невском соборе города Марьина Горка Минской области.

Обратите внимание

Архипастырям сослужили: управляющий делами Минской Экзархии архимандрит Сергий (Брич); секретарь Борисовского епархиального управления протоиерей Павел Яцукович; благочинный I Пуховичского церковного округа, настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Целков, духовенство Борисовской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невского кафедрального собора города Марьина Горка под управлением Анастасии Целковой.

Проповедь перед Причастием произнёс иерей Игорь Целков.

По заамвонной молитве Патриарший Экзарх, сослужащие архипастыри и священнослужители совершили славление Марьиногорской иконы Божией Матери.

По отпусте Божественной литургии с приветственным словом к митрополиту Павлу обратился епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин. Владыка поблагодарил митрополита Павла за совместную молитву и на молитвенную память преподнёс Патриаршему Экзарху образ Марьиногорской иконы Божией Матери.

Владыка Павел поблагодарил епископа Вениамина за слова приветствия, поздравил архипастырей, духовенство и прихожан с праздником и обратился ко всем со словом назидания.

Патриарший Экзарх поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин, преподал всем архипастырское благословение и на молитвенную память раздал молящимся образки Марьиногорской иконы Божией Матери.

По окончании богослужения митрополит Павел благословил совместную трапезу, организованную для многочисленных молящихся собравшихся молитвенно почтить Пресвятую Богородицу.

www.borisoveparhia.by

фоторепортаж: Бондарь Евгений

Источник: http://sobornevsky.by/novosti/mariinogorskoj-ikony-bozhiej-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector