Апостол петр

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать.

Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима.

На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Обратите внимание

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом – ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой – Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр – единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Важно

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных».

Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье.

Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Совет

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля.

В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам.

На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

Святой апостол Петр

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, […]

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, является святой апостол Петр. Летом, а точнее 12 июля, мы все отмечали день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

До этого постились Петровым постом. Каждое из четырех Евангелий упоминает о Петре. Причем он известен и как вернейший друг и спутник Иисуса, преданный и горячий ревнитель за веру, и как тройственный предатель и отреченец. Невероятно, но факт.

Факт, изложенный в нескольких Евангелиях.

Давайте поподробнее вспомним житие этого славного и всехвального апостола.

До призвания Спасителем на апостольское служение Петр носил имя Симон. Он являлся родным братом Андрея Первозванного, также будущего апостола, который впоследствии и привел Петра ко Христу.

Братья были сыновьями рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, небольшого города в Палестине, и зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы. Симон жил обычной мирской жизнью – был женат и занимался рыболовством.

Надо сказать, что заповедь «Возлюби ближнего своего», наряду с заповедью «Возлюби отца и мать», Симон впитал в себя с юности. Он все время помогал своему престарелому отцу, а также, рыбача, кормил не только свою жену, но и свою тещу, о болезни и исцелении которой также повествует нам Евангелие.

Брат же Симона, Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии, и сделался его учеником.

Обратите внимание

Слыша свидетельства учителя своего о Христе как о Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим учеником Крестителя пошел вслед за Господом, вопрошая Его:

– Равви, где живешь?

– Пойдите и увидите, – отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Ин. 1, 38-39). Андрей всем сердцем прикипел ко Христу, и эту радость встречи со Спасителем он, как добрый и преданный брат, не мог не разделить с Симоном.

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа». Затем он привёл Симона к Спасителю, и Тот, лишь глянув на него, произнес: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (на древнегреческом языке «камень» – петрос)».

Едва Симон услыхал эти слова, в его сердце возгорелась искренняя и жаркая любовь к Иисусу Христу. Петр уверовал в то, что Спаситель действительно является Мессией, прихода которого так жаждал весь иудейский народ.

Однако в отличие от Андрея, Петр не последовал за Христом сразу. Будучи вынужденным добывать пропитание для семьи и престарелого отца, он вернулся к себе домой. Там, занимаясь привычной ловлей рыбы, заботясь о родных и справляя усердные молитвы Господу, Петр и пробыл вплоть до призвания на апостольское служение.

Случилось так, что когда Христос путешествовал по берегам Галилейского моря, он увидел Петра и Андрея, занятых рыбным промыслом. Со словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – он призвал их к служению. В чем же заключалась «ловля человеков?»

Христос ступил в лодку Симона, который был расстроен тем, что за ночь не удалось выловить ни одной рыбёшки. Это был его единственный источник пропитания, и поэтому можно понять настроение рыбаря.

Читайте также:  Икона божией матери «скоропослушница», греция, афон, монастырь дохиар

Спаситель велел братьям ещё раз закинуть сеть. Не веря в удачу этого предприятия, они, тем не менее, не осмелились ослушаться Его. Но когда Петр стал тянуть сеть назад, он узрел, что она была настолько полна рыбой, что начинала рваться. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что рыб было 153. Можете себе представить это количество после одного закидывания сети?

В столь метафоричной форме Господь указал братьям на их долг – «уловить в сети христианской веры» многие народы. А такое большое количество рыбы говорило братьям о том, что их деяние на ниве апостольства и проповедничества принесет большие плоды.

Осознав чудо, которое совершил Христос прямо на его глазах, Петр испугался и пал к Его ногам со слёзною мольбою: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Но милостивый Спаситель, наоборот, приблизился к Петру и промолвил: «Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти».

Этот случай изменил жизнь Петра: покинув дом, он отправился за Христом, как и другие Его ученики. Но прежде чем это случилось, Спаситель посетил жилище Петра и прикосновением руки исцелил тёщу апостола, бывшую при смерти.

Женщина не только исцелилась от горячки, но сразу смогла встать с одра своего и служить прибывшим гостям, накрывать стол, подавать пищу. Это говорило не только об исцелении ее, но и о полном восстановлении организма болящей.

Важно

И это все произошло на глазах Симона в долю секунды одним лишь прикосновением руки. Могли ли быть у него сомнения, Кто рядом с ним? Вряд ли.

Во время странствий вместе с Господом Пётр стал свидетелем многочисленных чудес, сотворенных Мессией.

Он был свидетелем Божественной славы Христа во время Его Преображения на горе Фавор, был также свидетелем воскрешения дочери Иаира, ходил по водам по соизволению Господа на озере Тивериадском, присутствовал при исцелении собственной тещи, а также при исцелении бесноватого отрока и у подножия Фавора и собственными руками поймал рыбу, в которой, по слову Христа, был статир.

Апостол всем сердцем своим веровал во Христа и на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого».

Однако искреннее исповедание Петром Господа Сыном Божиим не удержало его впоследствии от троекратного отречения от своего Учителя в ночь иудиного предательства.

Но это отступничество Петра было искуплено его искренним покаянием, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, как об этом повествует святой евангелист Иоанн (Ин. 21, 15-17).

Столько было простоты, искренности и полного доверия в этом бесхитростном ответе, что Господь удостоил Петра особого дара: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Когда Христос рассказывал апостолам о страданиях, которые Ему предстоит испытать, Пётр со слезами молил Господа поберечь себя, не допустить истязаний и мук. И тогда воскликнул Иисус: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!». Ведь миссией Христа было через жестокую смерть Свою открыть человечеству путь к вечной жизни, и Он явился на землю лишь для того, чтобы пройти весь Свой скорбный путь.

«В этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя»

Совет

Но эти слезы Петра – это проявление искренней любви и участия к судьбе Спасителя, волнение за Его жизнь. И в этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя.

Когда Петр услышал эти гневные речи, он не осерчал и не испытал досады, но ещё больше возлюбил Господа.

А когда случилось так, что некоторые из Его учеников решили покинуть Спасителя, ибо не могли понять и вместить в себя все Его слова, Иисус предложил и двенадцати самым верным апостолам удалиться. Но Пётр горячо воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого!».

Вера Петра была настолько абсолютна, что однажды он испросил у Христа дозволения прийти к Нему по воде. Иисус милостиво дал согласие на это.

И тогда апостол покинул свою лодку, ступил на воду и пошёл к Господу. Но внезапно, то ли испугавшись сильного ветра, то ли усомнившись в реальности происходящего, Петр начал тонуть.

Спаситель дал ему руку и тем самым избавил как от потопления, так и от маловерия.

Христос и апостол Пётр

Этот момент описан сразу в трех Евангелиях. Вспомним его чуть подробнее. Это произошло сразу после того, как пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами. Христос, уставший, уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи. И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа.

А теперь обратим внимание на то, как на Его появление реагируют апостолы. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. И не просто говоря. Он готов идти ко Христу, пусть даже и по воде.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И результат очевиден – Петр начинает тонуть. Горячность, любовь, преданность… и неверие. И именно он, этот червь сомнения и неверия, привел Петра и к следующему, весьма неблаговидному поступку.

Поддавшись животному страху после ареста Иисуса и не желая разделить Его участь, апостол предал Своего Учителя… Предал не единожды, не дважды, а целых три раза.

Примечательно, что ещё во время Тайной Вечери – ужина, который состоялся накануне заключения Спасителя – Сам Мессия предсказал все эти события.

Постыдное отречение Петра описано во всех Евангелиях. Вспомним подробности. Первое отречение произошло сразу после пленения Иисуса. Мессию привели ко двору первосвященника Каифы, и Петр последовал за своим Учителем. Там его опознала одна из служанок.

Вторично отречение произошло несколькими часами позже, когда Петра вновь опознали. И последнее случилось в ту же ночь: к Петру пришли приспешники Каифы и утвердительно заявили, что он был с Христом, ибо говорит как галилеянин. Как в каждой местности, в Галилее было свое наречие. Именно оно и выдало Петра.

Но и здесь он, условно говоря, пойманный с поличным, отрёкся от своего Учителя.

Обратите внимание

Когда на утро первый петух возвестил о восходе солнца, Пётр осознал весь ужас содеянного и начал горько плакать. Легенда гласит, что всю последующую жизнь апостол, услышав рассветный крик петухов, испытывал стыд, и слёзы выступали на его глазах.

Вместе со стыдом к Петру пришло и раскаяние. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Петр был восстановлен как апостол Господень и получил ключи от Царствия Небесного. Более того, он стал «главным» над другими апостолами и почитается как первый проповедник Слова Божьего. Пламенными речами Петр обращал в христианство тысячи человеческих душ одновременно, а кроме этого он получил ещё один великий дар – совершать чудотворения.

Однажды к апостолу обратился бедняк, которого все звали «Красный». Он не мог ходить и просил милостыню.

Пётр ответил, что денег не имеет, но во имя Иисуса Христа может отдать кое-что другое, более ценное.

Промолвив: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!», – он взял больного за руку, и тот встал совершенно легко и начал славить Господа. О сем чуде нам повествуют Деяния святых апостолов.

«Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление»

Петр отправился в странствия, и всюду, где он появлялся, тысячи людей обращались к Христу. Апостол совершил множество чудес во время этих путешествий: в Лидде он словом исцелил Енея, который 10 лет обездвиженным лежал на одре. А в Иоппии по молитве святого воскресла юная девушка Тавифа.

Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление. Предание гласит, что в разных городах, где появлялся апостол, больных и немощных складывали на улице, и они делались совершенно здоровыми, когда на них падала тень проходящего мимо Петра.

Важно

Когда Пётр пребывал с христианской миссией в Иерусалиме, жестокий царь Ирод пленил его. На счету Ирода было много жертв, в том числе и смерть другого апостола, Иакова Зеведеева.

Но ночью к святому Петру снизошел Ангел, и железные оковы (которые теперь называются веригами) сами пали с рук и ног пленника. Эти вериги сегодня почитаются за святыню, а от прикосновения к ним люди получают исцеления.

Апостол Петр проделал долгий путь: он проповедовал христианство на берегах Средиземного моря и в Малой Азии, в Египте и Греции, в Риме и Испании, Карфагене и Британии.

Ему принадлежат два известных послания – оба к малоазиатским христианам. К сожалению, как множество людей обрело веру благодаря стараниям апостола, так появились и те, кто люто его ненавидел. Стоило Петру покинуть город, возникали коварные лжецы, которые искажали оставленные апостолом сказания и наветы.

Когда шел 12-й год правления императора Нерона – бесстыдника, потворщика блуда и бесчинств, – Пётр вернулся в Рим.

Апостол яростно порицал образ жизни властителя и увещевал римский народ не поддаваться соблазнам и искушениям.

Из-за проповеди целомудренной и чистой жизни и обращения двух его любимых жен в христианство император наполнился лютой ненавистью к Церкви и стал искать Петра, чтобы предать его смерти.

Указом императора Нерона Петра было велено распять на кресте, как и его Учителя. Однако апостол не считал себя достойным той же смерти, что и Христос. Он попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Мольба эта была исполнена. Земной путь апостола Петра окончился 29 июня 67 года со дня Рождества Христова.

Совет

Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом!

Вот таковой была жизнь святого апостола Петра. В ней было всё: честность и праведность, горячность и сомнения, истинная вера и предательство. И Любовь. Всепобеждающая и всепрощающая Любовь, которая и помогла ему стать первоверховным апостолом.

Подходя к иконе святых Петра и Павла, попросите об укреплении веры, зная то, через какие сомнения и неверие прошли эти два великих ученика Христа.

И пусть по горячим молитвам святого апостола Петра Бог услышит нас, поможет, укрепит, спасет! И искоренит сомнения и неверие!

Аминь!

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/svyatoy-apostol-petr/

Святые апостолы Петр и Павел

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое.

Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям.

Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам.

Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия.

Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи.

В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали.

Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет).

Обратите внимание

Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.

Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Читайте также:  Благоверный князь михаил черниговский и боярин его феодор

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона.

Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог.

Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый.

Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28).

Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас.

Важно

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

Читайте также – Праздник Петра и Павла

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34).

Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика.

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17).

Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х.

, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев.

Совет

Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории.

Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.

 Вы прочитали статью Апостолы Петр и Павел

Источник: https://www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-apostola/

Апостол Петр

Дни памяти: 16 января, 29 июня, 30 июня (12 ап.)

Апостол Петр

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.

Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15).

Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Обратите внимание

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились.

Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.

После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия).

Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии.

Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии.

Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Важно

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании.

Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений.

Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6793.htm

Первоверховные апостолы Петр и Павел

празднование святым апостолам Петру и Павлу совершается 29 июня/12 июля

Святой апостол Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного— до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст.

«Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,— так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость.

Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29— 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1—9; Лк. 9, 28—36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк.

8, 41 — 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37—41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5).

Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28—31).

Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа.

Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 —17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 — 20; 5, 27—32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 —10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 — 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 — 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Читайте также:  Никольский морской собор в кронштадте, россия, ленинградская область, кронштадтский район, город кронштадт

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению.

Совет

Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян.

12, 7—10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции.

В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10).

На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых.

В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам.

Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14).

Обратите внимание

По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят.

Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира».

Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил.

Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев.

Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Важно

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору.

В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI — XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году.

Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси.

Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина.

Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Источник: https://akafist.ru/saints/apostoly-petr-pavel/

Апостол Петр. Часть I

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад я анонсировал серию постов об апостолах:http://id77.livejournal.com/798885.htmlно вот все как-то руки до нее не доходили :-)И все-таки, надо попробовать начать.

А там дальше посмотрим 🙂

Ну и логично будет начать с того, кто является одним из столпов христианской церкви в принципе –с Апостола Петра. Как там Христос говорил «на сем камне я построю церковь свою».

Не факт, что говорил именно так, и не факт, что вообще планировал строит церковь, но сие есть во всех источниках, а значит и мы это примем за основу.

Мое отношение к Апостолу Петру менялось со временем.

Первоначально я был в глубоком уважении к этому человеку, который мог создать сложнейший институт, который действует и развивается до сих пор, потом мне казалось, что он слаб, и вообще немного труслив, отрекаясь от своего учителя, затем я посчитал, что он просто слишком пропиарен, а для Христианства в разы больше сделал Апостол Павел, а не Петр, а сейчас я к нему снова отношусь с большим пиететом, ибо это не только одна из самых ярких фигур того времени, но и наиболее человечный, что ли, из всех апостолов. В том смысле, что его действия больше всего напоминают жизнь обычного человека – не фанатика, не «интеллектуального кремня», и не борца ради борьбы. В общем, очень интересный был человек.
Давайте начнем с самого начала.Петр встретил Иисуса около 26 или 28 года в городе Вифсания, недалеко от Капернаума. Обстоятельства встречи несколько рознятся, и мы это с Вами разберем.В двух Евангелиях из 4 каноничных история встречи дублируется почти слово в слово, но мне сия трактовка не очень нравится:

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (Матфей 4:18,19)

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. (Марк 1:16-18)
В двух других немного по-иному, о чем мы с Вами поговорим чуть ниже.Но определенно можно сделать несколько выводов. Первое – профессия апостола Петра была рыбак, который жил этим делом, занимаясь ловлей рыбы в Галилейском озере. Галилейское озеро, оно же море Киннереф или Хиннерефское, Тивериадское море, Генисаретское озеро, Геннисаретское озеро, оно же озеро Кинерет – это пресноводное озеро на северо-востоке Израиля, на которое Вы, при желании и возможности можете полюбоваться и поныне. Рыбы там полно и ловят ее по сей день. Прежде всего Тиляпии, коих и называют неофициально «рыбой Святого Петра». У теляпий Галилейского озеро за жабрами можно увидеть несколько темных точек – по легенде – это следы пальцев Петра.
Галилея была одной из самых дальних от Иерусалима областей Палестины, о чем мы с Вами уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/126979.html, и по сути являлось периферией, глубинкой страны. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, а уровень их образованности был невысоким.Рыбак профессия не самая престижная, и выгодная. Так что можно говорить, что будущий апостол Петр был человеком с низким уровнем доходов.По легенде, его отца звали Иона, и он тоже был рыбаком. То есть наследственная профессия получается. Имя, данное при рождении было у него Шимон (ну или Симон). Он был иудеем и по традиции этого народа звался Шимон бар Иона. Есть правда другая версия, которую я не поддерживаю. Известный исследователь Библии Джоэль Кармайкл, предположил, что имя отца Петра и его брата Андрея неизвестно, а полное имя нужно читать не «бар Иона», а «барьоним». Этим словом, происходящим от арамейского «открытая страна», в то время обозначались смелые, отчаянные люди, которые бежали «озоровать» в пустыню по той причине, что им скучно или они были бунтари. Этакое еврейское казачество 🙂 Ну, не знаю….версия интересная, но зачем так усложнять.Возникает закономерный вопрос как Симон превратился в Петра? Тут все просто. Иисус назвал его Кифа, сиречь «камень» на древнеарамейском. Когда именно это произошло, говорить не берусь – в том же Евангелие путаница есть. Ну а так как впоследствии Библия была написана на интернациональном языке умных мира того времени – греческом, то Кифа превратился в Петра. (Petrus, от греч. πέτρος — камень). А уж именно греческий вариант Библии прежде всего переводили на русский и иные европейские языки.Интересен вопрос возраста Петра при встрече с Иисусом. Во всех источниках Апостол Петр, это длиннобородый, почтенный старец. Это канон и так было принято. Понятно, что возраст был гораздо более молодым. Известно, что «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (Лука. 3:23), а значит и его ученики были примерно его возраста.Андрей (о нем мы поговорим в следующий раз) был младшим, Петр был старшим. Причем, скорее всего достаточно значительно. Петр был женат, хотя имя жены мы не найдем. Однако известно, что у него была как минимум двое детей, причем имя одной – дочери Петронилы осталось в истории. А значит, Петру было где-то около 30 лет. До 30 лет каждый иудей, за некоторым исключением, должен был обзавестись семьей. Рыбак профессия не самая престижная, поэтому, вряд-ли Петр женился рано, но женат УЖЕ был и у него была как минимум одна дочь. Вывод– ему около 30.Мы с Вами сверху разобрали момент знакомства Иисуса со своими первыми учениками по примеру описанного в двух Евангелиях, но я написал, что такая трактовка меня не очень устраивает. Не очень реалистично. Больше мне импонирует то, что о встрече написано в 2 других канонических Евангелиях:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

Совет

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лука 5:1-11)

То есть, на этот момент Петр уже знал Иисуса и явленное им чудо стало ЕЩЕ одним доказательством того, что перед ним человек, за которым стоит идти. При этом интересна реакция Петра про грешного. Нормальная реакция удивленного и испуганного величием чуда человека. Почему же я обмолвился о том, что чудо было еще одним?Нуу, я вот этот момент:

Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. (Лука 4:38,39)

Трактую как то, что теща Симонова, это как раз мать жены Петра. И впервые он явил чудо именно в его доме.

И еще один интересный момент, связанный с братом Петра, Андреем: Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу.

Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр. (Иоанн 1:41,42)

То есть, я вижу ситуацию так – Андрей, который был учеником Иоанна Крестителя (об этом мы еще поговорим отдельно), знал об Иисусе, и поэтому первоначальное знакомство на озере было не случайным. Андрей познакомил Иисуса со своим страшим братом, ввел его в дом, где он вылечил тещу Петра, а затем Иисус явил еще одно чудо, которое помогло Петру материально, позволив оставить своей семье деньги на пропитание, но и возродив его духовно – сделав его своим верным и последовательным учеником.Продолжение следует…

Приятного времени суток.

Источник: https://id77.livejournal.com/843485.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector