Благоверный князь михаил черниговский и боярин его феодор

Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.

Обратите внимание

Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.

И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.

Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.

И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 1-й

Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.

Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.

Важно

Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.

Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.

И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.

Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.

И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Икос

Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати.

Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси.

Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).

Совет

Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.

И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Обратите внимание

Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.

Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.

И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.

Источник: https://azbyka.ru/days/saint/1639/2493/group

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Дни памяти: 14 февраля, 20 сентября

Мученик Михаил, князь Черниговский

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью.

У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время.

Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233).

Важно

В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву.

Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу.

Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши.

Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников.

В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды.

Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

Совет

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского.

Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык.

Читайте также:  Икона божией матери толгская, россия, город ярославль, толгский монастырь

Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком.

Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его.

Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: “Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари”. Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях.

Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: “Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам”. Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа “кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк.

Обратите внимание

8, 35 – 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя.

После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью.

Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов.

Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339).

Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

“Род праведных благословится”, – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории.

Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила.

Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1570.htm

Мученики благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Око­ло се­ре­ди­ны XIII ве­ка (1237–1240 гг.) Рос­сию по­стиг­ло на­ше­ствие мон­го­лов.

Сна­ча­ла опу­сто­ше­ны бы­ли Ря­зан­ское и Вла­ди­мир­ское кня­же­ства, по­том в юж­ной Рос­сии бы­ли раз­ру­ше­ны го­ро­да Пе­ре­я­с­лавль, Чер­ни­гов, Ки­ев и дру­гие.

На­ро­до­на­се­ле­ние этих кня­жеств и го­ро­дов боль­шей ча­стью по­гиб­ло в кро­ва­вых се­чах; церк­ви бы­ли ограб­ле­ны и по­ру­га­ны, зна­ме­ни­тая Ки­ев­ская Лав­ра бы­ла раз­ру­ше­на, а ино­ки рас­се­я­лись по ле­сам.

Важно

Впро­чем, все эти страш­ные бед­ствия бы­ли как бы неиз­беж­ным след­стви­ем втор­же­ния ди­ких на­ро­дов, для ко­то­рых вой­на бы­ла по­во­дом к гра­бе­жу. Мон­го­лы обыч­но от­но­си­лись без­раз­лич­но ко всем ве­рам. Ос­нов­ным пра­ви­лом их жиз­ни слу­жи­ла Яса (кни­га за­пре­тов), со­дер­жа­щая в се­бе за­ко­ны ве­ли­ко­го Чин­гис­ха­на.

Один из за­ко­нов Ясы ве­лел ува­жать и бо­ять­ся всех бо­гов, чьи бы они не бы­ли. По­это­му в Зо­ло­той Ор­де сво­бод­но слу­жи­лись бо­го­слу­же­ния раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний и са­ми ха­ны неред­ко при­сут­ство­ва­ли при со­вер­ше­нии и хри­сти­ан­ских, и му­суль­ман­ских, и буд­дий­ских, и дру­гих об­ря­дов.

Но, от­но­сясь без­раз­лич­но и да­же с ува­же­ни­ем к хри­сти­ан­ству, ха­ны тре­бо­ва­ли и от на­ших кня­зей ис­пол­не­ния неко­то­рых сво­их су­ро­вых об­ря­дов, на­при­мер: про­хож­де­ния через очи­сти­тель­ный огонь, преж­де чем явить­ся пе­ред ха­ном, по­кло­не­ния изо­бра­же­ни­ям умер­ших ха­нов, солн­цу и ку­сту. По хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям это яв­ля­ет­ся из­ме­ной свя­той ве­ре и неко­то­рые из на­ших кня­зей пред­по­чли пре­тер­петь смерть, чем вы­пол­нить эти язы­че­ские об­ря­ды. Сре­ди них сле­ду­ет вспом­нить Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла и его бо­яри­на Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го в Ор­де в 1246 го­ду.

Ко­гда хан Ба­тый по­тре­бо­вал к се­бе Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла, то он, при­няв бла­го­сло­ве­ние от сво­е­го ду­хов­но­го от­ца епи­ско­па Иоан­на, обе­щал ему, что он ско­рее умрет за Хри­ста и свя­тую ве­ру, чем по­кло­нит­ся идо­лам. То же обе­щал и бо­ярин его Фе­о­дор.

Епи­скоп укре­пил их в этой свя­той ре­ши­мо­сти и дал им Свя­тые Да­ры в на­пут­ствие веч­ной жиз­ни. Пе­ред вхо­дом в став­ку ха­на мон­голь­ские жре­цы по­тре­бо­ва­ли с кня­зя и бо­яри­на, чтобы они по­кло­ни­лись на юг мо­ги­ле Чин­гис­ха­на, за­тем ог­ню и вой­лоч­ным идо­лам.

Ми­ха­ил от­ве­тил: «Хри­сти­а­нин дол­жен по­кло­нять­ся Твор­цу, а не тва­ри».

Узнав об этом, Ба­тый озло­бил­ся и ве­лел Ми­ха­и­лу вы­би­рать од­но из двух: или ис­пол­нить тре­бо­ва­ние жре­цов, или смерть. Ми­ха­ил от­ве­тил, что он го­тов по­кло­нить­ся ха­ну, ко­то­ро­му Сам Бог пре­дал его во власть, но не мо­жет ис­пол­нить то­го, че­го тре­бу­ют жре­цы.

Внук Ми­ха­и­ла, князь Бо­рис, и ро­стов­ские бо­яре умо­ля­ли его по­бе­речь свою жизнь и пред­ла­га­ли при­нять на се­бя и на свой на­род епи­ти­мью за его грех. Ми­ха­ил не хо­тел слу­шать ни­ко­го.

Он сбро­сил с плеч кня­же­скую шу­бу и ска­зал: «Не по­губ­лю ду­ши мо­ей, прочь сла­ва тлен­но­го ми­ра!»

Совет

По­ка но­си­ли от­вет его ха­ну, князь Ми­ха­ил и бо­ярин его пе­ли псал­мы и при­об­щи­лись Свя­тых Да­ров, дан­ных им епи­ско­пом. Ско­ро яви­лись убий­цы.

Они схва­ти­ли Ми­ха­и­ла, на­ча­ли бить ку­ла­ка­ми и пал­ка­ми по гру­ди, по­том по­вер­ну­ли ли­цом к зем­ле и топ­та­ли но­га­ми, на­ко­нец от­сек­ли ему го­ло­ву.

По­след­нее сло­во его бы­ло: «Я хри­сти­а­нин!» По­сле него та­ким же об­ра­зом был за­му­чен его доб­лест­ный бо­ярин. Свя­тые мо­щи их по­чи­ва­ли в Мос­ков­ском Ар­хан­гель­ском со­бо­ре.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/mucheniki-blagovernyj-knyaz-mikhail-chernigovskij-i-boyarin-ego-feodor.html

Мученики Михаил и Феодор Черниговские

03 октября 2018 6217 просмотров

3 октября (20 сентября ст. ст.) Церковь чтит память мучеников великаго князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1245 году они были зверски замучены в Золотой Орде.

Содержание

Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). С детства Михаил отличался благочестием и кротостью, избегал шумных сборищ, а играм предпочитал душеполезное чтение.

С ранних лет княжич был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь князя Галицкого Романа Мстиславича — Олёну, во святом крещении Елену.

Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила — Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение в Новгород.

Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в новгородской земле, ибо это означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (1188–1238  гг.), супруга которого, княгиня Агафья, была сестрой князя Михаила.

Однако князь Михаил весьма недолго княжил в Новгороде. Он собрался возвратиться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Князь Михаил ревностно занялся благоустройством своего удела.

С 1235 года князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли.

Осенью 1240 года татаро-монгольские войска подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры.

Он тут же предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с такими же воззваниями князь Михаил обращался и к Польше, Германии.

Обратите внимание

Но уже было поздно, Русь была разгромлена, затем эта же участь постигла и Венгрию, и Польшу. Не получив поддержки от европейских государств, князь Михаил вернулся в разгромленный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, а вскоре переселился в Чернигов.

Все же черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович). Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды.

Но этот Собор никаких решений об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию не принял. Князь Михаил решил бороться самостоятельно, без поддержки иноземных властителей.
  

Вскоре на Русь явились ханские послы, затем, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность хану, а на княжение князю нужно было получить разрешение — ярлык.

Послы хана Батыя сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ярлыком. Видя разоренную Русь, князь Михаил осознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит.

От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится ханским идолам.

Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный сподвижник боярин Феодор. В Орде, возможно, прознали о попытках князя Михаила организовать выступление против Орды совместно с Венгрией и другими европейскими державами.

Когда в 1246 году князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевшим исполнить сей языческий обряд, черниговский князь ответил:

Хану донесли о непокорности князя. Батый через своего приближенного передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, князь и его спутники будут замучены. Но и на это последовал решительный ответ князя Михаила:

Важно

После ответа судьба мужественного князя была решена. Укрепляясь словами Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою Меня и Евангелия ради, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), князь и преданный его боярин Феодор приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовный отец — епископ Иоанн.

Читайте также:  Благовещенский киржачский монастырь, россия, владимирская область, город киржач

Ордынские варвары схватили князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Один из царских слуг, бывший прежде христианином, а потом отступивший от Христовой веры, отсек голову князю Михаилу.

 Боярину Феодору льстиво предлагали отступить от веры Христовой и выполнить языческий обряд, за это ему обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Но боярин Феодор был непреклонен.

После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.

14 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного с благословения митрополита Антония мощи Михаила Черниговского и боярина его Феодора после их прославления были перенесены из Чернигова в Москву — в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся ныне.         

Житие и служба святых Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

Исповеднический подвиг великого князя Михаила черниговского и боярина его Феодора святого Феодора поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась еще долго.

Церковь Христову украсили новые мученики и исповедники: в Орде в 1246 году был отравлен великий князь Феодор, замучены были великие князья — Роман Рязанский (в 1270 году) и Михаил Тверской (в 1318 году), сыновья Михаила Тверского  —  Димитрий (в  1325 году) и Александр (в  1339 году).

Всех их укрепляли пример и святые молитвы святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.

Тропарь. Глас 4

Кондак. Глас 8

Источник: http://ruvera.ru/articles/ne_poklonilis_idolam

Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор. Православный календарь на 3 октября

03 Октября 2018 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 октября (20 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 19-й седмицы по Пятидесятнице (девятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

День постный, на трапезе благословляется пища с растительным маслом.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Брянских святых, а также память 9 известных нам поименно угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

***

Верные Христу: 3 октября – память мучеников Михаила и Феодора Черниговских

Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор. Несложно быть верным Христу, когда самое страшное, что тебя ждет – усмешки неверующих.

Совет

Именно поэтому подвиг христианских мучеников, которым было достаточно лишь формально поклониться языческим идолам, чтобы остаться в живых, во все века вызывал особое почтение. Мы знаем тысячи мучеников первых веков христианства и новомучеников прошлого столетия.

Но и в Средневековой Руси было немало тех, кто пострадал за веру. Среди них – князь Михаил Черниговский и его сподвижник боярин Феодор.

Сын Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II, переяславский князь Михаил Всеволодович в 1223 году от Рождества Христова участвовал в битве на Калке. И после гибели в ней князя Мстислава занял черниговский престол.

Утвердившись в Чернигове, князь Михаил одно время надеялся на единение Руси и Запада в борьбе с ордынцами. Но упования на католическую Европу оказались напрасными, и князю пришлось отправиться в Орду за ярлыком.

Зная набожность Михаила Черниговского, монголы повелели ему перед входом в шатер хана Батыя пройти через священный огонь и поклониться идолам. На что Михаил категорично ответил:

Князю Михаилу, а затем и боярину Феодору, также отказавшемуся поклониться идолам, отрубили головы. Их тела бросили псам, но те даже не притронулись к святым останкам. Во многом именно этот подвиг и это чудо изменили отношение ордынцев к христианам.

Монголы более не требовали от русских прямого исполнения языческих обрядов. Сегодня святые мощи князя Михаила Черниговского и боярина Феодора почивают в Архангельском соборе Московского Кремля.

Напоминая нам о подвиге этих святых, сочетавшем верность Христу и горячую любовь к родной земле.

Также об этих угодниках Божиих и посвященной им московской святыне вы можете узнать в нашем материале «Верные Христу», опубликованном на страницах Царьграда.

***

Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада Агапий и Феопист.

Обратите внимание

Святой Евстафий был крупным римским военачальником в годы царствования двух императоров-язычников – Тита и Траяна.

В житийной литературе есть история, как воин Евстафий во время охоты увидел в рогах преследуемого им оленя образ Спасителя и услышал Глас Божий: «Зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»

По возвращении домой, Евстафий принял Святое Крещение вместе с супругой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом. Но после этого на их семью легли тяжелейшие испытания, подобные страданиям праведного Иова Многострадального. Военачальник потерял славу и богатство и даже был разлучен с семьей, но все трудности он принял безропотно, благодаря Господа за всё.

Однажды святой Евстафий принес Римской империи большую победу, за что с почетом был принят императором-язычником Адрианом, сменившим на троне Траяна. Но тут же за отказ принести жертву идолам военачальник был схвачен и вместе с женой и детьми предан казни. Это случилось в 118 году от Рождества Христова.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/blagovernyj-knjaz-mihail-chernigovskij-i-bojarin-ego-feodor-pravoslavnyj-kalendar-na-3-oktjabrja_161405

35. Татаро-монгольское нашествие. Мученики князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор. Благоверная княгиня Анна Кашинская

познакомиться с началом татаро-ионголского нашествия на Русь и его последствиями

Задачи:

  • познакомиться с тяжелыми последствиями первых же набегов татаро-монголов на южно-русские земли
  • познакомиться с отношением татаро-монголов к православной религии
  • понять причины, по которым русские князья принимали мученическую смерть в Орде
  • кратко познакомиться с исторической обстановкой на Руси в XIII веке
  • познакомиться с историей мученического подвига благоверного князя Михаила Черниговского
  • познакомиться с житием благоверной княгини Анны Кашинской

Использованная литература:

Дополнительная литература:

  1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., Московский Рабочий, 1991. Глава 5 «Святые князья».
  2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период II. Глава 1.
  3. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви.

    – Сортавала: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Глава 7 «Нашествие Батыя и порабощение Руси».

  4. Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014.
  5. Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.

    ru/56489.html (дата обращения 26.02.2018).  

Ключевые понятия:

  • Татаро-монгольское иго
  • Благоверный князь мученик Михаил Черниговский
  • Благоверная княгиня Анна Кашинская

Словарь урока:

  • Золотая Орда
  • Чингисхан
  • Батый
  • Митрополит Кирилл III
  • Сарайская епархия
  • Преподобный Петр Ордынский
  • Ханский ярлык на княжение

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Как вы думаете, почему татаро-монголам так легко оказалось подчинить Русь?
  2. Как относились татаро-монголы к православию?
  3. Почему многие русские князья были замучены в Золотой Орде?
  4. Как сказалось на русской культуре монгольское нашествие?
  5. В чем заключалась тяжесть монгольского ига для русских людей?
  6. В каком состоянии находилось церковное управление во время монгольского нашествия?
  7. Что вам запомнилось в подвиге благоверного князя Михаила Черниговского?
  8. За что прославлена во святых благоверная княгиня Анна Кашинская?
  9. Какая особенность жития святой Анны Кашинской является уникальной?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя о начале татаро-монгольского ига. Просмотр одного из видеоуроков для понимания хронологической последовательности событий и географических деталей.

Командная игра «Узнать первым». Класс делится на 2 команды. Задание для каждой команды – узнать и рассказать житие одного из святых монгольского периода.

Чтобы получить о нем информацию, все члены команды по очереди подбегают к столу учителя, на котором их ждут фрагменты текста о благоверном князе Михаиле Черниговском и текста о благоверной княгине Анне Кашинской.

(Учитель должен разделить каждый текст заранее на 9-12 небольших смысловых фрагментов.) Обе команды работают одновременно. Прочитав фрагмент и вернувшись к своей команде, прибежавший должен его пересказать, чтобы поняли все.

Когда весь текст прочитан, каждая команда знакомит остальную часть класса с жизнью святого. При определении команды-победителя учитывается не только скорость ознакомления с текстом, но и качество пересказа. Приветствуются уточняющие вопросы от второй команды.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление последних нескольких тем с помощью письменного задания.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 53 «Благоверная княгиня Анна Кашинская»:
  1. Мульткалендарь. 3 октября. «Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор»:
  1. Мульткалендарь. 15 октября. «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская»:
  1. Видеоурок «Монголо-татарское нашествие»:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/231579

* Мученики и исповедники Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор, чудотворцы *

*

Святые Михаил и Феодор Черниговские Россия. Конец XVII века

Государственный музей-заповедник “Коломенское”

*

Мученики и исповедники 

Михаил, князь Черниговский, 

и болярин его Феодор, 

чудотворцы
(1245 г.) Страдание св. мчч. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, нечестивым Батыем убиенных Мученик Михаил, князь Черниговский

Святой благоверный князь Михаил Черниговский

*

Память мученика Михаила, князя Черниговского, 20 сентября, 14 февраля.

*

Св. Михаил  Черниговский

*

Мч. Михаил. Фреска Благовещенского собора Москавского Кремля. 1547 – 1551 годы.

 ===============
Мученик Михаил, князь Черниговский

Память мученика Михаила, князя Черниговского, 20 сентября, 14 февраля.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него бы­ло очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г.

испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил извест­ность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съез­да русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи полов­цам про­тив надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели  в бит­ве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал кня­зем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение нов­городцами.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого бла­говерного великого князя владимирского Геор­гия Всеволодовича (память  4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он воз­вратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новго­родцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела.

Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междо­усобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский вели­кокняжеский стол. Смуты и войны или иные бедствия – все сие бывает не простым, обыч­ным явлением сего временного мира или произошло от какого-нибудь случая; бедст­вия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись.

Важно

Наказания ма­лые, которые Господь попус­кает вначале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное.

Если же такими наказаниями грешники не вразум­ляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие инопле­менников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство  и обратиться от путей своих лукавых, по слову пророка: Егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской.

Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и силь­но оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и тво­рить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью.

И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечести­вейшим и беззаконнейшим их царем Батыем. Наступило тяжелое время. В 1238 г. в бесчисленном множестве напав  на Рус­скую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью 1240 г.

монголы подступили к Киеву. Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему.

Благоверный князь Ми­хаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосер­дия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя.

Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множе­стве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее.

Сознавая, что Киеву невозмож­но уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с бояри­ном Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу. Пы­тался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу,  и германского императора.

Совет

Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвра­тился в разрушенный Киев  и некоторое время жил неподалеку от го­рода, на острове, а затем переселился в Чернигов. Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников.

В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвиж­ник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей – римского папы и германского императора предала интересы христианства.

Папа был за­нят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашест­вием, чтобы самим броситься на Русь. В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет испо­веднический подвиг в языческой Орде православного князя-муче­ника святого Ми­хаила Черниговского. Вскоре на Русь явились хан­ские послы, чтобы произ­вести перепись русского населения и обложить его данью.

От князей требовалась полная покорность татар­скому хану, а на княжение его особое разрешение – ярлык. Послы сообщали князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком.

Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей, прельстив­шись славой мира сего, поклонялись идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному  и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа.

Замыслив сие и воспламенясь душой, Михаил призвал своего верного советника боярина Феодора и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестив  и тверд в вере, одобрял решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины и вместе с ним положить свою душу за Христа.

После такого совещания они твердо решили, отнюдь не изменяя своего на­мерения, идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. От духовного отца, епископа Иоан­на, он получил благословение ехать и Орду и быть там истинным испо­ведником имени Христова. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими держава­ми.

Враги давно искали случая убить его. И когда в 1246 году благо­верный князь Михаил  и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, прой­ти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклонить­ся обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню.

Обратите внимание

В ответ жре­цам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непо­корные умрут в мучениях.

Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов покло­ниться царю, так как ему Бог вручил судьбу зем­ных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба му­жест­­венных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня  и Евангелия, тот сбережет ее (Мк.

8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Свя­тых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко из­бивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступни­ков от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, тата­ры льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного стра­дальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отру­били голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году). Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедив­шись в непоколебимом хранении русскими людьми православ­ной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ха­ны не решились испы­тывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого ис­пол­нения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продол­жалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был вели­кий князь Феодор (+ 1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский (+†1270 г.), святой Михаил Тверской (+ 1318 г.) и его сыновья Димитрий  (+ 1325 г.) и Алек­сандр (+ 1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского. 14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозно­го,  с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были пере­несены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля. Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником – епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зи­новием Отенским.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://days.pravoslavie.ru/

*

=============

Святые Михаил и Феодор Черниговские Россия. Конец XVI – начало XVII веков. Издательство Москва, 1869 год Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 сентября (фрагмент).

принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

 ============
Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и болярину его Феодору

Тропарь, глас 4:

     Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре, с доблим Феодором, молите Христа Бога, сохранити Отечество наше, град же и люди, по велицей Его милости.

Ин тропарь, глас 3:

     Блаженнии, апостолов равночестнии, прияли есте венец от Христа, занеже того достоини, Михаиле Богомудре и Феодоре дивне, мир мирови испросите и душам нашим велию милость.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8:

     Троичнаго Божества осиянием просветився, страстотерпче великий княже Михаиле, с премудрым болярином ти Феодором, самозванна к подвигом устремистася, сквозе огнь не идоста, кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста и нечестиваго царя обличиста, Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста, и Того ради кровей своих струями обагристася, славная. Темже и венцы от Него победная прияста, и нас свыше назираста, молим вас, святыя, молите Того, яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол и подаст нам вся благая, Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Кондак на перенесение мощей, глас 5:

     Солнца мысленнаго праведнаго, — Христа, озарився сиянием, пребогате Михаиле, видимому солнцу не поклонился еси и твари паче Творца не послужил еси и нечестие обуздал еси, ярости царя не убоявся и крове своея обагрением Христови предстал еси, радуяся. И ныне в пренесении мощей твоих нас свыше назирай и Христа Бога моли, молимся, яко спастися нам и Православию непоколебиму пребыти, Отечеству нашему соблюстися во всем молитвами твоими, святе, по велицей Его милости.

Кондак, глас 8:

     Царство земное в ничтоже вменив, славу, яко преходящую, оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити Отечество наше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Ин кондак, глас 2:

     Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте и кровьми своими погасисте пламень сопротивных безбожия, Христа же исповедасте, с Отцем и Духом, Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.

Ин кондак, глас 2:

     Вышних ища, нижняя оставил еси, колесницу на небеса кровь свою сотворил еси, тем собеседниче первомучеником бысть, Михаиле и Феодоре, с нимиже Христа Бога моля непрестанно за вся ны.

Ин кондак, глас 3:

     Яко светило в Руси возсиявше, мучения лучами славными отразисте, страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре, тем вопиясте: ничтоже нас отлучит от любве Христовы.

Величание

     Величаем вас, страстотерпцы святии Михаиле и Феодоре, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Ино величание

     Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и с болярином твоим Феодором, и чтим святую память вашу, иже за Христа кровь свою излиясте, и ныне молите за нас Христа Бога нашего. *

==============================

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI – начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.
Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 – начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Минея – Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Мученик Михаил, князь Черниговский XVI век, шелковая ткань, шелковые и металлические нити, вышивка. 41 х 30 см Князь Михаил Черниговский представлен в рост в княжеской одежде. В правой руке он держит крест, в левой – меч в ножнах. По сторонам фигуры надпись: “АГИОС БЛАГОВЕРНЫ ВЕЛИКИЙ КНЗЯ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ” – “Святой благоверный великий князь Михаил Черниговский”. Над головой князя изображена ветхозаветная Троица. На широкой кайме, обрамляющей центр композиции, вышит текст церковного песнопения – тропарь и кондак Святому. Лик шит очень тонким крученым шелком телесного цвета атласным швом “по форме” с притенением шелком светло-серого цвета. Детали подчеркнуты темно-коричневым шелком. Лик шит в несколько слоев, чем достигается эффект объемности. Нимб сплошь зашит пряденой золотной нитью с растительным орнаментом, выполненным высоким швом. Одежды князя, фигуры ангелов выполнены пряденой серебряной нитью “в прикреп” с прикрепами цветным шелком разными швами. Позем шит сканой золотной нитью с незаметной прикрепой. Тексты – пряденой серебряной нитью ” по веревочке”. Государственный Эрмитаж

из собрания Ивана А. Гальнбека.

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_03.html

Ссылка на основную публикацию