Борисоглебский муромский монастырь, россия, владимирская область, село борисоглеб

Борисоглеб. Церковь Рождества Христова

Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  2 апреля 2007

Наиболее древнее сооружение в Муромском районе, не считая храмовых сооружений XVII в. в самом Муроме. Действующий храм. Вход один, с западной стороны маленькая дверца, в которую надо входить в глубоком поклоне.

Борисоглебский монастырь, помимо холодной Христорождественской, включал и тёплую церковь к северно-западу от нее, но, к сожалению, сегодня бывший тёплый храм руинирован настолько, что поместить его в Каталог не представляется возможным, остались фрагменты лишь одной стены.

Весьма интересными объектами на территории рядом с Христорождественской церковью являются белокаменные намогильные памятники с древними надписями церковно-славянской вязью. От ограды монастыря остались несущественные фрагменты.

Статью добавил(а): Сергей Сол,  12 октября 2012

Обратите внимание

Первые летописные сведения о Борисоглебском монаствыре датируются 1345 годом. Летописи повествуют о смерти в конце зимы князя Василия Ярославича и о захоронении его в Муроме, “в церкви святую мученику Бориса и Глеба”. Никоновская летопись уточняет: “…в монастыре на Ушне”.

Это вполне допустимо, так как Муром тогда “лежал в пусте”, и только в 1351 году начинается его восстановление князем Юрием. Самый ранний исторический документ Борисоглебского монастыря относится к 1506 году. Монастырю принадлежали Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково, Степаноково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово и др.

О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита.

По писцовым книгам первой четверти 17 столетия можно представить, как выглядел Борисоглебский монастырь в период своего благополучия. В нём находились две деревянные церкви святых Бориса и Глеба и святых Флора и Лавра. Из хозяйственных построек были хлебня, поварня, погреб, ледник, сушило, семнадцать братских келий.

В конце 1670-х годов во время правления архимандрита Авраамия было решено построить новый каменный соборный храм Вознесения. В 1680-е годы рядом с Вознесенским собором возводится вторая каменная церковь – Рождественская.

Завершил архитектурный ансамбль Никольский храм, построенный в 1699 году Матвеем Дорофеевым, сыном Волыгиным “в вечное поминовение родителей своих”. До настоящего времени уцелела только двухэтажная пятиглавая Рождественская церковь. С западной стороны к ней примыкает шатровая колокольня.

Ещё совсем недавно у Вознесенского храма лежали семь крупных могильных камней с надписью славянской вязью. Самый ранний – 1584 года, поздний – 1659 года. Это был некрополь старинного рода Борисовых, ктиторов монастыря.

В мае 1719 года обитель пострадала от сильного пожара. Её даже пытались объединить с Муромским Благовещенским монастырём, причём последний закрыть. Но жители Мурома воспротивились этому.

Важно

И всё же существование Борисоглебского монастыря двигалось к концу. По указу Екатерины Второй он попал в число упразднённых. 26 января 1765 года Владимирский епископ объявил о закрытии монастыря.

В 1992 году уцелевший Рождественский храм был приписан к муромскому Благовещенскому монастырю.

Источник: Е.И. Сазонова “Муром. Прогулки по городу и окрестностям”. 2012.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  4 февраля 2016

Село Борисоглебское находится в 125 верстах от Владимира и в 17 верстах от Мурома. Село образовалось из слободки, расположившейся вблизи существовавшего здесь до 1764 г. Борисоглебского монастыря.

Первое упоминание об этом монастыре относится к XIV в. В 1345 г., говорится в летописи, преставился князь муромский Василий и положен был в его вотчине в г. Муроме в церкви св. муч.

Бориса и Глеба в монастыре на Ушне, при митрополите Феогносте.

В писцовых книгах Муромского уезда 1628-29 гг. значатся церкви монастыря: «В монастыре церковь св. благ. вел. князей Бориса и Глеба древяна на подклетях; церковь во имя св. муч. Флора и Лавра древяна…» Вместо двух деревянных в XVII ст.

в Борисоглебском монастыре построены две каменные церкви: во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы; год построения этих церквей неизвестен. В 1699 г. в Борисоглебском монастыре была построена третья каменная церковь во имя св. Николая чудотв.

В 1764 г. Борисоглебский монастырь был упразднен и его церкви были обращены в приходские.

Вознесенский храм каменный, пятиглавый, кресты на главах железные, прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего.

Совет

Другая каменная церковь – двухэтажная, также пятиглавая; в нижнем этаже престол в честь Рождества Христова.

В нижнем этаже престол в честь Рождества Христова, в верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью давно уже упразднен.

Внутри Рождественского храма в трапезе погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, в монашестве Иоасаф. С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня; в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебная.

Третья Николаевская церковь – одноглавая, под алтарем устроена кладовая. Эта церковь в 1889-93 гг. реставрирована и по стенам расписана живописными изображениями. В ней сохранилось 2-ярусное литое медное паникадило, вверху его двуглавый орел с короною, на втором ярусе – литые изображения ангелов, внизу было подвешено яйцо «строфокамилово».

Кроме этих монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Об этой церкви упоминается в церковных документах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел. На месте этой церкви ныне деревянная часовня.

Копия с метрических книг хранится в церковном архиве с 1803 г. Причт Борисоглебского прихода состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: от служб, требоисправлений и от церковной земли до 500 руб. в год.

Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Старого и Нового Варижа, в коих по клировым ведомостям числится 696 душ муж. пола и 749 жен.

При церкви в селе устроена церковно-приходская школа.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  16 декабря 2017

Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в. Во Владимирской летописи под 1346 годом читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346 г.

Читайте также:  Блаженный исидор ростовский

) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «… в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте».

А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 года.

Обратите внимание

Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII веке на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: во имя Вознесения Господня с приделом страстотерпцев Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол предела во имя страстотерпцев Бориса и Глеба освящен в 1681 г.

В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь страстотерпцев Бориса и Глеба.

«У той церкви дворъ попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, въ приходе 5 дворовъ служнихъ, 59 крестьянскихъ и 19 бобыльскихъ; деревня Благовещенское, въ ней 30 дв. крестьянскихъ; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянскихъ и дер. Варежъ, въ ней 32 двора крестьянскихъ и 7 бобыльскихъ». Обитель была обнесена каменной оградой.

В 1992 году Христорождественский храм бывшего Борисоглебского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви и числится подворьем Свято-Благовещенского мужского монастыря города Мурома.

В 2013 году, по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения.

На территории монастыря в настоящее время проходят постоянные Богослужения в храме Рождества Христова на первом этаже. На втором этаже храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

При Подворье открыт паломнический центр «Евдокия», названный в честь дочери святых благоверных Петра и Февронии Муромских, общей вместимостью 80 человек, действует трапезная, музей “Русского костюма и быта”, библиотека, родник и купальня, монастырское хозяйство.

http://meparhia.ru/eparh/31/44

Источник: http://sobory.ru/article/?object=04295

Борисоглебский Муромский монастырь

Борисоглебский Муромский монастырь относится к числу исторических обителей и находится неподалёку от древнего русского города Мурома, на реке Ушне. Расстояние от Москвы 390 км, от областного центра г. Владимира 130 км.

Место сие освящено пребыванием тут в начале XI века святого страстотерпца князя Глеба Владимировича, которого не пустили в Муром упорствующие во тьме языческих заблуждений горожане.

Поселившись поблизости, благоверный сын Крестителя жил в молитве и послушании отцу вплоть до преставления последнего. С тех времён по легендам тут и жили иноки и инокини, именно здесь приняла постриг супруга муромского князя Петра, благочестивая простолюдинка Феврония.

Важно

Однако начальные свидетельства исторические об обители относятся к первой половине XIV столетия.

В XVII деревянный монастырь был обновлён в камне, возведены Рождественская (1650г.г.), Вознесенская (1670г.г.) и Никольская (1699г.) церкви, однако во все времена тут чтили память святого страстотерпца Глеба и обитель названия не меняла. Тогда же была построена колокольня. До современности дошли лишь она да храм Рождества.

Обитель погорела в 1719 году, с тех пор мытарства иночества не прекращались, то её приписывали к муромскому Благовещенскому монастырю, то просто оставляли без попечения. В итоге в годы екатерининской секуляризации она была просто упразднена, а храмы обращены в приходские.

В коммунистическую эпоху церкви были закрыты, осквернены и разграблены. Под видом «реставрации» разломаны все храмы, кроме Рождественского. Итогом гонений тут стало опустение духовное и забытьё потомками важнейших вех истории Святой Руси.

Возобновлено монашество в Борисоглебской обители благословением святителя Евлогия Владимирского и Суздальского в 1992 году.

Тогда же сие место было приписано к муромскому Благовещенскому монастырю, а в 2013 году распоряжением епископа Муромского Нила Борисоглебский монастырь приобрёл статус полноценной православной обители. Храм его восстановлен, приведён в благолепный вид.

Как и во времена княгини Февронии тут звучит святая молитва, инокини исполнены благодати и послушания, паломники имеют возможность исповедаться и причаститься, по ходатайству святого страстотерпца Глеба происходят исцеления души и тела.

Природа: отличная, красоты Поочья

Памятники: хорошо, старинный красивый соборный храм

Гостиницы и экскурсии: отсутствуют, но неподалёку находится город Муром, в котором имеются гостиницы и хостелы на любой вкус

Цены: отличные

Погода: всесезонно

Доступность: отличная, как на собственном, так и на общественном транспорте. От Москвы до Владимира, далее с автовокзала ходит маршрутка на Муром, оттуда с автостанции до села Борисоглеб.

Время пребывания: 0,5 дня

Святыни Борисоглебского монастыря в Муроме: копия чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье (Черногория), копия чудотворной иконы Божьей матери Освободительница, Иконы Божией Матери, именуемая Милостивая, (Киккская), привезенная с Кипра, Чудотворная икона Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – найденная на руинах бывшего Вознесенского Храма при работах по восстановлению Обители, Чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – найденная на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители, Чудотворный Крест Господень, найденный на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители, Чудотворная Икона Казанской Богоматери, найденная на руинах монастыря, Чудотворная Икона Святой Анны Праведной, Икона Святого Иулиана Кеноманийского – покровитель детей; в Храме Рождества Христова выставлены для поклонения частицы мощей

Источник: http://kizhi-valaam-solovki.ru/monastery-rossii/borisoglebskij-muromskij-monastyr/

Борисоглебский Муромский монастырь

Здесь вы можете узнать последние новости музея “Тульский некрополь”, основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.
Некрополистика – историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!

Оцените материал

Монастырь
Борисоглебский Муромский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Борисоглеб
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Муромская Епархия монастыря:
Тип монастыря: Мужской
Когда основан (Дата основания): XI век/XIV век
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3300000422№ 3300000422
В каком состоянии: архиерейское подворье

Координаты монастыря: 55°42′58″ с. ш. 42°01′12″ в. д. / 55.7163111° с. ш. 42.0201028° в. д. / 55.7163111; 42.0201028 (G) (O) (Я)

Борисоглебский Муромский монастырь — православный дамский монастырь, действующий как архиерейское подворье Муромской епархии. Вопреки наименованию, размещен не в городке Муроме, а в 18 км от него — в селе Борисоглеб Муромского района Владимирской области, на правом берегу реки Ушна.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение», россия, город великий новгород, софийский собор

Содержание

1 История монастыря 2 Современное состояние 3 Примечания 4 Ссылки

История монастыря

Основание Борисоглебского монастыря связывают с именованием князя Глеба, княжившего в Муроме на рубеже X-XI вв.

Согласно старой легенде «…егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к для себя на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему.

Совет

Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его…»

Церковное предание говорит, что в 1228 году тут приняла постриг Евдокия — дочь муромского князя Давида Георгиевича и его супруги Евфросинии, узнаваемых под именованием князей Петра и Февронии. 1-ые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой половиной XIV века.

Первым из узнаваемых архимандритов монастыря был Симеон, имя которого упоминается в грамотах 1531—1548 годов.

На рубеже XVI—XVII веков монастырь был даровит новыми землями и сейчас его владения простирались более чем на 20 5 вёрст — некие историки связывают данный факт с схожими отношениями хозяев села бояр Борисовых и Бориса Годунова.

В XVII веке на месте старых древесных храмов были построены каменные церкви: Рождественская (1648), Вознесенская (около 1681) и Никольская (1699).

В мае 1719 года монастырь очень пострадал от пожара. Чтоб спасти положение, Синодом было принято решение об объединении Борисоглебского и муромского Благовещенского монастырей с закрытием последнего. Такое решение вызвало резкое недовольство со стороны обитателей Мурома и уезда и объединение 2-ух обителей всё же не состоялось.

Но в 1765 году постановлением Синода обитель на Ушне была упразднена и обращена в приход «за неположением онаго в штате и за невмещением в число составленных в епархии Его Превосходительства 5 на собственном пропитании монастырей». Последний настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Геннадий был переведён в Спасский монастырь Мурома.

Причт приходского храма сейчас состоял из 1-го священника и псаломщика, круг прихожан ограничивался крестьянами села Борисоглеб и близкорасположенных деревень Старенькый и Новый Вареж. При церкви имелась церковно-приходская школа. В 1896 году в ней училось 48 учеников.

Перечень настоятелей 1531—1548 — Симеон, архимандрит 1568 — Киприан, архимандрит 1570 — Феодосий, архимандрит 1571 — Варлаам, архимандрит 1573—1579 — Самуил, архимандрит 1580 — Сергий, архимандрит 1606 — Нил, архимандрит 1607 — Зосима, архимандрит 1612, 1614 — Христофор, архимандрит 1616—1617 — Исаия, архимандрит 1622—1625 — Иоиль, архимандрит 1626—1630 — Варлаам, архимандрит 1631—1642 — Нифонт, архимандрит 1644—1646 — Мисаил, архимандрит 1647—1651 — Иосиф, архимандрит 1662, 1664 — Варсонофий, архимандрит 1668—1674 — Тимофей, архимандрит 1675 — Изосима, архимандрит 1676 — Симеон, архимандрит 1679—1688 — Авраамий, архимандрит 1689—1691 — Иринарх, архимандрит 1693 — Симеон, архимандрит 1700 — Жора, архимандрит 1715—1718 — Маркелл, архимандрит 1722—1724, 1730 — Антоний, архимандрит 1732 — Феодосий, архимандрит 1738—1744 — Иоасаф, архимандрит 1745—1753 — Алимпий, архимандрит 1755—1763 — Симон, архимандрит 1763—1764 — Геннадий, архимандрит 1992—2013 — Кронид (Козлов), игумен вр.уп. с 2013 — монахиня Николая

Современное состояние

После русских атеистических погромов из строительного ансамбля XVII века сохранилась только пятиглавая двуэтажная церковь Рождества Христова с трёхярусной шатровой колокольней.

В 1992 году монастырь был возвращён Российской православной церкви и был приписным к муромскому Благовещенскому монастырю. С 2013 года возрождается как дамский монастырь Муромской епархии. Настоятельница — монахиня Николая.

Источник: http://necrotula.ru/monastyr/rossii/borisoglebskij-muromskij-monastyr

Центральная Россия, Ярославская область, поселок Борисоглеб, Ростовский Борисоглебский монастырь

В Ростове Великом, тот, что находится в Ярославской области, я бываю часто. Там живет моя мама и брат с семьей. Но рассказать я хочу об одном очень душевном месте о действующем православном мужском монастыре в поселке Борисоглебский (в просторечье  Борисогле́б). Борисогле́б находится по дороге из Ростова в Углич, в 19 км к северо-западу от Ростова.

Поселок, сам по себе, мне не показался примечательным.  Это вполне рядовой посёлок городского типа, административный центр Борисоглебского района Ярославской области.

Расположен в южной части области, на реке Устье (бассейн Волги), Добраться туда можно как я на автомобиле или автобусом от  Ростова, Ярославля или Углича. Ближайшая жд станция находится в Ростове.

Население составляет приблизительно 5,5 тыс. человек.

Обратите внимание

Но вот первое что меня удивило это именно люди, которые там живут. Когда я попал в Борисоглеб в первый раз я сначала подумал что какой то фестиваль старины проходит, настолько странными мне показались местные жители. Во первых, одежда.

Фестиваль или съемки фильма отпали при более внимательном рассмотрения местной моды, уж больно обыденно они носили картузы, щеголяли в хромовых сапогах. Сарафаны у девчонок, тоже явно, были не из бабушкиного сундука и не со склада киностудии.

Это все носилось и выглядело вполне обыденно и повседневно. ОНИ ТАМ ТАК ХОДЯТ!!!

Нет, конечно, не все кругом так одеты, там достаточно людей во вполне привычной одежде, но это еще и усиливает странность восприятия.

Раз уж я начал о жителях, то нельзя не сказать о лицах людей. С первого взгляда мне показалось, что во внешности местных жителей присутствуют какие-то национальные черты, причем очень знакомые, но поначалу мной никак не уловимые.

Но в какой-то момент меня осенило, где еще я видел такие же черты лица —  на русских православных иконах!  Вы понимаете, что после таких для себя открытий у меня сформировался вполне определенный настрой восприятия, с которым я и попал в главную достопримечательность этого места — мужской православный монастырь,  входящий в «Золотое кольцо России».

Согласно сведений из Википедии, монастырь был основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором (инок — степень православного монашества, как бы «новоначальный монах»), и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых.

Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Читайте также:  Акафист кресту господню

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

Важно

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года.       8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника).

Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей.

Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

Монастырь возрожден в 1994 году, делит здания с музеем. Здания монастыря как составляющие значительного памятника истории и культуры, находятся под охраной государства.

Но это я потом почитал про историю монастыря, а пока мне предстояло в тишине, без толп туристов пройти по внутренней территории монастыря. Что отличает этот монастырь от многих похожих мест «Золотого кольца России»?  Нет «новодела»! Реставрация наверняка велась, но с такой осторожностью и любовью, что это не заметно.

Полностью создается ощущение, что ты попал в другой век, но это не развалины, а действующий монастырь со своей  другой жизнью, которая вот течет рядом и не перемешивается с современностью. Очень похоже на то, когда две реки с разным цветом воды сливаются и долго текут, не перемешивая свои воды.

Путешествуя, я много посещал храмов, монастырей и других культовых и религиозных мест, во многих  был своеобразный дресс-код контроль (дресс-код  — форма одежды, требуемая при посещении заведений), женщин заставляют одеть поверх не подходящей, по мнению контролера, одежды выданную тут же юбку, а  мужчина в шортах и за мужчину не признается и на территорию «заведения» не допускается. Меня всегда раздражали эти правила навязываемые не очень сведущими в причинах этих правил людьми. Но вот на территории Борисоглебского монастыря, никто никому не навязывает своих представлений о том, как ты должен быть одет, но тем не менее мне самому было как то неловко из-за того, что я даже не в шортах, а в джинсах.

 Борисоглебский монастырь — памятник истории и культуры федерального значения говорят, что он самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Совет

Комплекс сооружений Борисоглебского монастыря с построенным зодчим Григорием Борисовым собором Бориса и Глеба (1522—1523 года), Благовещенской церковью с трапезной палатой (1524—1526 года), Сергиевской и Сретенской надвратными церквами (конец XVII в.) и др.

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, трапеция в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века.

Всего башен четырнадцать, названий у башен нет, только те которые располагаются по углам монастыря называются по сторонам света куда они направлены: северо-западная, северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная.

В западную и восточную стены монастыря встроены по две промежуточных башни, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

В обеих надвратных церквях  прекрасно сохранились резные галереи. Пятиглавая Сергиевская церковь (южная) была построена XVI веке Григорием Борисовым (говорят, что это спорный факт, но и я не диссертацию пишу, извините).

В 1679 году, церковь престраивалась во время грандиозного строительства затеянного Митрополитом  Ионом  III Сысоевичем, епископом Русской православной церкви, митрополитом Ростовским и Ярославскийим в результате этого «строительного бума» стали Ростовский кремль, перестройка близлежащих монастырей (ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге. включая Борисоглебский)

Никогда не понимал, почему раньше люди (по нашему мнению дикие и не образованные) строили, оставляя после себя памятники архитектуры дошедшие в пригодном для использования виде, а мы, имея на вооружении современные технологии, достижения науки строим так, что еще при жизни строителей все рушится оставляя жертвы и кучи мусора.

Но вернемся к Борисоглебскому монастырю. Церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — специалисты утверждают. Что резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой, а теперь поселком Борисоглебский.

На территории монастыря самое большое здание— кубический пятиглавый Борисоглебский собор, построенный в 1522—1523 годах. В этом соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха.

Обратите внимание

В XVII веке собор  также был перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка.

Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — домовая церковь настоятеля монастыря. Позднее в XVII веке к ней было пристроено крыльцо. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои, первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное здание внутри монастыря — звонница, построенная в 1690 году. Колокола звонницы были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Звон очень впечатляет особенно зимой в тихую погоду.

 Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век).

В целом монастырь производит удивительное впечатление. Во внутреннем дворе монастыря проложены дорожки, растет небольшой фруктовый сад, виден огород, где монахи выращивают для своего стола овощи, кругом тишь и благодать.

Меня жена даже приревновала к этому месту, побоялась, что я уйду в монахи и останусь в монастыре, я ее успокоил, но задумался…

ФОТОАЛЬБОМ ЗДЕСЬ:

Борисоглебский монастырь

Источник: http://kp74.ru/borisoglebskij-monastyr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector