Казанский собор вышенского монастыря, россия, рязанская область, шацкий район, поселок выша

Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно.

Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь – 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения. В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.

) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни.

С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

Обратите внимание

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века.

Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова).

Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа.

Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды.

После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский.

На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

Важно

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/uspenskiy-vyshenskiy-zhenskiy-monastyr-/

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно – недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.

Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет.

При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.

К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.

Перестройка монастыря

В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново.

При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями.

И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Казанский собор

К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор.

К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля.

Казанский собор – явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку – шесть тысяч рублей – поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

Читайте также:  Икона божией матери «одигитрия» смоленская

В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями.

Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб.

Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе», – отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.

Внутри Казанского собора Вышенского монастыря

Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря – сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия – высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.

И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх – два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма – с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Совет

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом – рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева – чудотворная икона Божией Матери Казанская Вышенская. Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это – историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.

Собор Рождества Христова Вышенского монастыря

Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.

И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый – во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище…

В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз – а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года.

Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.

Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма.

Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось.

Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyato-uspenskij-vyshenskij-monastyr.html

Вышинский монастырь рязанская область

Стоимость: Продолжительность:
 1600 рублей  1 день

Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» ( мать царя Михаила Феодоровича).

Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г.

7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.).

Ибердский монастырь

В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», — пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

 Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь.→ Рязань

Программа поездки:

  6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

Читайте также:  Благодарение за всякое благодеяние божие - благодарственные молитвы

 7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

 10:30 — Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Обратите внимание

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника — великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей.

В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю.

По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 — Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань

В Рязанской области находится духовное место, где находятся важные святыни: чудотворная икона Казанской Богоматери и музей Феофана Затворника.

Свято-Успенский Вышенский монастырь Рязанской области

Посещая этот ансамбль святых мест, туристы получают подпитку и зарядку душевных сил. Монастырь ранее был мужской, теперь здесь восстановлен женский с 90-х годов.

История

История монастыря насчитывает несколько сотен лет, за это время случалось многое. И падения, разорения и расцвет епархии. Доподлинно не известна точная дата основания, но преданиям и летописям произошло это примерно в 16-17 веках.

Первое время строил и смотрел за угодьями иеромонах Тихон. Постепенно количество построек росло. Особый расцвет пришелся на 19 век. В это время построили каменную четырех ярусную колокольню и Троицкий храм, кельи из камня и ограда с башнями.

В монастыре оп сей день хранится икона Казанской Богоматери. Ее завещали передать монастырю монахиня Тамбовского монастыря. Во второй половине 19 века на территории были сооружены богадельня, аптека, гостиницы для паломников, местная пекарня, братский корпус, конюшни и подворье. Именно тогда появился крестный ход из села Выша до Моршанска и Тамбова с иконой.

Но в 20 веке монастырь прекратил свое существование, все ценности вывезены, монахи распущены, библиотека переведена. Возрождение началось только в начале 90-х годов. На сегодня большая часть исторических построек реконструирована.

Особенности

Монастырь постороен в очень живописном месте. Территория ухоженная, с зелеными газонами, цветниками. Ансамбль включает следующие здания:

· Казанского собора,

· Успенской церкви,

· Христорождественского собора,

· колокольню,

· домовую церковь Феофана,

· церковь Богоявления Господня,

· и прочие небольшие постройки вроде постоялого двора, трапезную разные гостиницы, кельи, некрополь и другие хозяйственные постройки.

Большая часть храмов и построек до сих пор находятся на реставрации, но это никак не мешает посетителям.

Туристам можно остановится в местных гостиницах, а монахи предложат скромную трапезу. Путники смогут перекусить похлебкой с картошкой и компотом. Еда довольно скудная, но здоровая, из продуктов, выращенных монахинями на хоздворе.

Важно

Кстати, не далеко от монастыря находится усадьба Нарышкиных. Место историческое, очень впечатляющее и красивое. Однако оно в полном запустении.

Также желающие могут посетить музей, посвященный жизни и труду Феофана Затворника. Там хранятся его личные вещи, древние иконы и книги.

Посетите это место духовного просвещения, здесь вы сможете найти ответы на многие волнующие вопросы.

Как добраться

Находится монастырь в селе Выша Шацкого района в Рязанской области. Чтобы попасть в него стоит добираться сначала до Рязани, затем на рейсовом автобусе с автовокзала «Центральный» до города Шацка, а затем на маршрутном такси можно доехать до села Выша.

Если ехать на своем транспорте, то монастырь расположился в 25 километрах от Шацка. Ехать нужно по трассе М5 по направлению до этого города. Его нужно проехать и взять курс на Конобеево. Как только доберетесь до данного населенного пункта, необходимо повернуть направо, ехать до перекрестка и свернуть еще раз вправо по указателям к Быковой горе, после этого ехать нужно только прямо.

Архитектура

МонастырьСвятыня или храмПамятник историиДостопримечательности

Оснащение мест

Информационные стендыАдминистрация

Населенные пункты

Посёлок

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку(0)

Источник: https://travel70.ru/vyshinskij-monastyr-rjazanskaja-oblast/

Выша – Святцы

Успенский Вышенский женский монастырь

Монастырь основан как мужской в лесах у слияния Цны и Выши, на современное место переведён в 1625. Долгое время небогат и малолюден, начал развиваться в нач. XIX в. попечением строителя иером. Тихона, перешедшего сюда из Саровской пустыни. Большая часть построек, в т. ч. кельи и ограда выстроены в XIX в.

Получил особую известность по жившему здесь в 1866-1894 в затворе еп. Феофану (Говорову), известному духовному писателю. Закрыт в 1920-х, занят лесхозом. С 1938 занят областной психбольницей. Восстановлен в 1990 на части территории как женский, но до кон. 1990-х сёстры жили вне монастыря.

В настоящее время идет постепенный вывод больницы в новые корпуса.

Церковь Троицы Живоначальной в Успенской Вышенской пустыни

Церковь во втором ярусе надвратной колокольни, освящённая в 1818. Четырёхъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1810-х строителем иером. Тихоном (Сергеевым). В 1976 колокольня сломана. В наши дни на её месте поставлен памятный крест.

Церковь Богоявления Господня в Успенской Вышенской пустыни

Домовый храм в затворе святителя Феофана, лично им устроенный в 1872 и после смерти святителя в 1894 упразднённый. В 2000 кирпичный корпус келий, где жил святитель, передан верующим. Планируется организация в здании церковного музея и воссоздание храма.

Собор Иконы Божией Матери Казанская в Успенской Вышенской пустыни

Летний собор пустыни. Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма с боковыми портиками из спаренных колонн. Сооружён в 1831-1844 при строителе иером.

Тихоне (Сергееве) в честь главной монастырской святыни – Казанской иконы Богоматери. Боковые приделы Владимирский и Предтеченский. Закрыт в 1920-х. Долгое время занят складом, моргом.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение», россия, город великий новгород, софийский собор

В 1990 возвращён верующим, в 2000-х отреставрирован, вновь освящён в 2009.

Собор Рождества Христова в Успенской Вышенской пустыни

Зимний монастырский собор, сооружённый в 1874-1890 при архим. Аркадии (Честонове).

Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле эклектики с боковыми четырёхколонными портиками. Второй престол Адриана и Наталии. С 1920-х приходской, закрыт в 1938, занят под склад.

В 1990 возвращён верующим, ремонт, начатый в 1990-х, приостановлен, вновь начат в кон. 2000-х.

Все православные церкви в Выша с адресами и фото: Церковь Троицы Живоначальной в Успенской Вышенской пустыни, Церковь Богоявления Господня в Успенской Вышенской пустыни, Собор Иконы Божией Матери Казанская в Успенской Вышенской пустыни, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенской Вышенской пустыни, Собор Рождества Христова в Успенской Вышенской пустыни, Успенский Вышенский женский монастырь.

Найдите, где находятся и как добраться до православных церквей в Выша на карте.

Точный ардес, координаты, справочные данные и другая подробная информация на сайте Святцы.

Источник: https://svyatsy.org/churches/ryazanskaya_oblast/shackiy_rayon/vysha/

Вышенский Успенский монастырь

Успе́нский Вы́шенский (Вышинский) монасты́рь — женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви, ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.

Находится в селе Выша при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.

Монастырь в XVII—XVIII веках

Основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы).

Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте.

Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев).

Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново.

При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Совет

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария Ивановна Аденкова).

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года — через несколько дней после его смерти.

Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый — Владимирской иконе Божией Матери.

Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новых строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При архимандрите Аркадии (Честонове) построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

В 1874—1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр.

103 есть абзац: “Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка.

Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов.

“Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Обратите внимание

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Здания монастырского ансамбля

Настоятельница монастыря — игуменья Вера (в миру Ровчан Татьяна Анатольевна, в девичестве Черезова)

Источник: https://tropki.ru/rossiya/ryazanskaya-oblast/vyshenskiy-uspenskiy-monastyr

Ссылка на основную публикацию