Преподобный гавриил седмиезерский

Преподобный гавриил седмиезерский

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь. Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. 

Дни памяти:

17 июня  (переходящая) – Собор Псковских святых

17 октября – Собор Казанских святых

ЖИТИЕ

Гав­ри­ил Фе­до­ро­вич Зы­ря­нов ро­дил­ся 14 мар­та 1844 го­да в де­ревне Фро­ло­вой Ир­бит­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. В дет­стве ча­сто бо­лел, ра­ди вы­здо­ров­ле­ния сы­на Зы­ря­но­вы да­ли обет не упо­треб­лять мя­са и спирт­но­го.

В 18 лет Гав­ри­ил Зы­ря­нов со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в вер­хо­тур­ский Ни­коль­ский мо­на­стырь к мо­щам свя­то­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, ко­то­рый несколь­ко раз яв­лял­ся юно­ше в ви­де­ни­ях и пред­ска­зал ему мо­на­ше­ство. 13 ав­гу­ста 1864 го­да (по дру­гим све­де­ни­ям, 16 ав­гу­ста 1865 го­да) по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Оп­ти­ну пу­стынь.

Обратите внимание

31 июля 1872 го­да, по­сле уволь­не­ния из со­сло­вия го­судар­ствен­ных кре­стьян, был офи­ци­аль­но за­чис­лен в оби­тель и по­стри­жен в ря­со­фор. Нёс по­слу­ша­ния на ко­ло­кольне, в хлеб­ной, в просфорне, был рас­по­ря­ди­те­лем на игу­мен­ской кухне, ду­хов­но окорм­лял­ся у Ам­вро­сия (Грен­ко­ва) и Ила­ри­о­на (По­но­ма­рё­ва).

 В 1874 го­ду тя­же­ло за­бо­лел, жил в из­бе на мо­на­стыр­ской лов­ле у Ми­ти­на за­во­да, вы­здо­ро­вел по мо­лит­вам оп­тин­ских стар­цев. Осе­нью 1874 го­да по­се­тил Ки­ев, Моск­ву.

По при­гла­ше­нию ар­хи­манд­ри­та Гри­го­рия (Во­и­но­ва) 28 де­каб­ря 1874 го­да по­сту­пил в Вы­со­ко­пет­ров­ский мо­на­стырь, 1 фев­ра­ля 1875 го­да за­чис­лен в бра­тию, 13 ав­гу­ста то­го же го­да по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ти­хон в честь пре­по­доб­но­го Ти­хо­на За­дон­ско­го. 20 фев­ра­ля 1877 го­да ру­ко­по­ло­жён во диа­ко­на.

 Из-за до­но­сов и ин­триг неко­то­рых на­сель­ни­ков 14 ав­гу­ста 1880 го­да иеро­ди­а­кон Ти­хон пе­ре­шёл в мос­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. Об­ла­дал хо­ро­шим го­ло­сом (те­нор), ча­сто со­слу­жил епи­ско­пу Дмит­ров­ско­му Ам­вро­сию (Клю­ча­рё­ву), стал из­ве­стен в свет­ских кру­гах лю­би­те­лей цер­ков­но­го пе­ния, что вы­зы­ва­ло за­висть дру­гих иеро­ди­а­ко­нов Бо­го­яв­лен­ской оби­те­ли.

Под­дер­жи­вал пе­ре­пис­ку с оп­тин­ски­ми стар­ца­ми, по со­ве­ту пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия по­ки­нул Моск­ву, в июне 1882 го­да по­лу­чил от­пуск и от­пра­вил­ся в Ра­иф­ский мо­на­стырь, где в де­каб­ре то­го же го­да был при­нят в чис­ло бра­тии. 24 ап­ре­ля 1883 го­да ру­ко­по­ло­жён во иерея.

Кон­флик­то­вал с ар­хи­манд­ри­том Ве­ни­а­ми­ном (Авер­ки­е­вым). 7 ок­тяб­ря 1883 го­да был на­зна­чен эко­но­мом Ка­зан­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, через ме­сяц пе­ре­ве­дён в Сед­ми­е­зер­ную пу­стынь. 4 мар­та 1889 го­да на­зна­чен ду­хов­ни­ком и бла­го­чин­ным оби­те­ли.

Участ­во­вал в крест­ных хо­дах с глав­ной свя­ты­ней мо­на­сты­ря – Сед­ми­е­зер­ной Смо­лен­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, от ко­то­рой про­ис­хо­ди­ло мно­же­ство чу­до­тво­ре­ний. Осе­нью 1892 го­да на­до­рвал­ся, вы­тя­ги­вая мо­на­стыр­ский воз из овра­га, в тот же день по­лу­чил тя­жё­лый ожог пи­ще­во­да и же­луд­ка ук­сус­ной эс­сен­ци­ей.

В ожи­да­нии кон­чи­ны 5 ок­тяб­ря 1892 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го Вла­ди­ми­ра (Пет­ро­ва) при­нял по­стриг в ве­ли­кую схи­му с име­нем в честь Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла.
5 лет не вста­вал с по­сте­ли, ча­сто при­ча­щал­ся Свя­тых Та­ин. За го­ды бо­лез­ни он стя­жал да­ры стар­че­ства, про­зор­ли­во­сти.

Важно

Бла­го­во­лив­ший к Гав­ри­и­лу ар­хи­епи­сколп Ка­зан­ский Ар­се­ний (Брян­цев) 8 ав­гу­ста 1901 го­да на­зна­чил иерос­хи­мо­на­ха Гав­ри­и­ла и. о., а за­тем на­мест­ни­ком Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни. 9 июня 1902 го­да воз­ве­дён в сан ар­хи­манд­ри­та.

 Став на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря, схи­ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил про­явил недю­жин­ные хо­зяй­ствен­ные спо­соб­но­сти. При нём мо­на­стырь пре­вра­тил­ся не толь­ко в ду­хов­но бла­го­леп­ное, но и в хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ное эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ство на са­мо­обес­пе­че­нии.

Дол­гие го­ды ос­нов­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов мо­на­сты­ря бы­ла их глав­ная свя­ты­ня – Сед­ми­е­зер­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. С ико­ной по­сто­ян­но устра­и­ва­лись крест­ные хо­ды в раз­ные рай­о­ны Ка­зан­ской епар­хии. О.

Гав­ри­ил, сам не раз при­ни­мая уча­стие в та­ких крест­ных хо­дах, убе­дил­ся, что для ино­че­ству­ю­щих они при­но­сят нема­ло ду­шев­но­го вре­да, и рас­по­ря­дил­ся пре­кра­тить их, а за­ра­ба­ты­вать на жизнь сво­и­ми ру­ка­ми.

В 7-8 вер­стах от мо­на­сты­ря схи­ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил по­стро­ил ху­тор, при­об­рёл все но­вые усо­вер­шен­ство­ван­ные сель­хоз­ма­ши­ны, по­стро­ил об­шир­ный скот­ный двор с улуч­шен­ной по­ро­дой мо­лоч­но­го ско­та, сви­нар­ник, пчель­ник, а так­же свои пе­чи для об­жи­га гли­ны и кир­пи­чей, куз­ни­цу, бон­дар­ню, сто­ляр­ную, са­пож­ную, порт­нов­ские ма­стер­ские. На все по­слу­ша­ния по хо­зяй­ству ба­тюш­ка ста­рал­ся ста­вить свою бра­тию, со­кра­щая преж­де боль­шое ко­ли­че­ство на­ём­ных ра­бот­ни­ков.

Как вы­со­чай­ший ду­хов­ный ав­то­ри­тет ар­хи­манд­ри­та, так и его ак­тив­ная хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность вы­зы­ва­ли недо­воль­ство у нера­ди­вых на­сель­ни­ков и в свет­ских кру­гах. Сре­ди неод­но­крат­ных жа­лоб в Си­нод на него был в 1908 го­ду и до­нос, в котором его об­ви­ня­ли в раз­ва­ле мо­на­сты­ря и в при­над­леж­но­сти к со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии.

Ка­зан­ский ар­хи­епи­скоп Ни­ка­нор (Ка­мен­ский) про­из­вёл ре­ви­зию в мо­на­сты­ре, 15 мая 1908 го­да схи­ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил и каз­на­чей иеро­мо­нах Ти­хон бы­ли от­стра­не­ны от долж­но­стей. По сло­вам ар­хи­манд­ри­та Си­мео­на (Хол­мо­го­ро­ва), «ба­тюш­ка чуть бы­ло не умер от по­тря­се­ния».

Офи­ци­аль­но вы­се­лен­ный из оби­те­ли, Гав­ри­ил неко­то­рое вре­мя жил в до­ми­ке, по­стро­ен­ном в пу­сты­ни на по­жерт­во­ва­ния по­чи­та­те­лей, за­тем в Ка­за­ни. Впо­след­ствии был оправ­дан. В кон­це июля 1908 го­да при­е­хал в псков­ский Еле­аза­ров мо­на­стырь, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был его ду­хов­ный сын, ар­хи­манд­рит Иуве­на­лий (Мас­лов­ский).

Совет

Для Гав­ри­и­ла был по­стро­ен до­мик с цер­ко­вью во имя ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, освя­щен­ной 7 ав­гу­ста 1910 го­да. На­пря­жён­ную мо­лит­вен­ную жизнь (еже­су­точ­но вы­чи­ты­вал 12 ты­сяч Иису­со­вых мо­литв, по­лу­ноч­ни­цу, ка­физ­мы, ча­сы, ве­чер­ню, ке­лей­ное пра­ви­ло) со­че­тал со стар­че­ским слу­же­ни­ем и ак­тив­ной пе­ре­пиской с ду­хо­вен­ством и ми­ря­на­ми.

В Спа­со-Еле­аза­ров­ской оби­те­ли в пол­но­те рас­кры­лись стар­че­ские да­ро­ва­ния о. Гав­ри­и­ла – на­род нескон­ча­е­мым по­то­ком шёл к нему за ис­це­ле­ни­ем ду­ши и те­ла, за со­ве­том, уте­ше­ни­ем, вра­зум­ле­ни­ем. Окорм­лял на­сель­ниц псков­ско­го Ста­ро­го Воз­не­се­ния Гос­под­ня и псков­ско­го Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­рей.

 С 1912 го­да со­сто­я­ние здо­ро­вья Гав­ри­и­ла ухуд­ша­лось. Пред­чув­ствуя ско­рую кон­чи­ну, под­го­то­вил усы­паль­ни­цу в Еле­аза­ро­вой пу­сты­ни. На­ступ­ле­ние немец­ких войск ле­том 1915 го­да и угро­за ока­зать­ся на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии за­ста­ви­ли Гав­ри­и­ла в ав­гу­сте 1915 го­да уехать в Ка­зань.

Тя­же­ло­боль­ной ста­рец по­се­лил­ся на квар­ти­ре ин­спек­то­ра Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии ар­хи­манд­ри­та Гу­рия (Сте­па­но­ва). Пе­ред кон­чи­ной схи­ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла при­ча­стил иеро­мо­нах Иона (По­кров­ский). Скон­чал­ся 24 сен­тяб­ря 1915 го­да.

По­хо­ро­нен в церк­ви пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го и свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни. В 1928–1929 го­ды оби­тель бы­ла за­кры­та и впо­след­ствии ра­зо­ре­на, за­хо­ро­не­ние осквер­не­но. Мо­щи свя­то­го вме­сте с Сед­ми­е­зер­ной Смо­лен­ской ико­ной со­хра­нил иерос­хи­мор­нах Се­ра­фим (Ка­шу­рин).

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ГАВРИИЛА

О смирении

Возлюбленные о Господе N.N., радуйтесь о Дусе Святе и спасайтесь! Об этом, то есть о том, как нам спастись – и побеседуем в настоящий раз. Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется.

Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение.

Обратите внимание

Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять.

Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания.

Очистив самоотвержением душу от нечистот греха и заложив в ней прочный фундамент смирения, можно возводить и самое здание духовное – совершенство. Слагаясь из трудов доброделания и богоугождения, оно возводится и возглавляется конечной и высочайшей добродетелью – любовью.

Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа. Она есть, по учению Священного Писания, «первая и большая заповедь» (Мф.22:8), сущность закона (Мф.22:40; Рим.13:10, 8:38), совокупность, верх духовного совершенства (Кол.3:14).

Без любви, никогда не престающей, все прочие добродетели и духовные дары (даже дар чудотворения и подвиг мученичества) не имеют цены (1Кор.13:1–3), как средства без цели. Она есть высшее совершенство для человека, ибо ведет его к конечной цели его бытия – к единению с Богом.

Бог есть любовь по преимуществу, так что «пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16).

Так как Бог есть существо беспредельно совершенное, то и любовь к Богу должна быть развита до высшей степени (или лучше развиваться до бесконечности), быть чистой, без всяких побуждений самолюбия и земных расчетов, Бога должно любить для Самого же Бога.

Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души: «Возлюбиши, – говорит Он, – Господа Бога Твоего всем Сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф.22:37).

После своей действенности эта любовь, объемля и упражняя все силы души, должна иметь также владычество над человеком, чтобы он и мыслил только о Боге (Ос.13:4) и желал единого Бога (Пс.72:25) и жил и дышал только Им (см.: Иак.).

Важно

Все мысли, расположения, намерения и действия такого человека делаются отпечатком жизни Божественной, образом Божественной истины, святости, блага, лепоты.

На этой высоте своего развития любовь к Богу делает нас чистыми орудиями Воли Божией, совершенными органами жизни Его, так что душа взывает с апостолом Павлом: «живу же не ктому аз, но живёт во мне Христос» (Гал.2:20).

Не с тем, конечно, я пишу это, чтобы поучать Вас. Нет, родные мои о Господе! – Я хочу только поделиться с Вами от сердца к сердцу мыслями о любви Божественной. Любовь! – само слово это звучит в моей мысли и сердце как бы слово «Бог».

Какая же преграда существует к приобретению этого сокровища? почему многие его не имеют и не ищут? Причина тому – злосчастное самолюбие.

Нет надобности толковать это слово – оно всякому понятно, это – прямая противоположность любви Божественной: одно – любить Бога, а другое – любить себя.

Вот это-то самолюбие, как непроницаемая стена, и заграждает от многих свет Божественной Любви. Самолюбие, как говорит Господь, – есть смерть для души: «кто возлюбит душу свою, погубит ю» (Мф.16:25).

Самолюбие, поясняет святой Максим Исповедник, есть причина всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три основных страсти: пресыщение, сребролюбие и тщеславие, а прочие все следуют за которым-нибудь из сих трех; – отсек страсть самолюбия, отсек и все страсти, от нее происходящие (О любви, 3, сотни 56–57). О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он самолюбив, какой в нем непроглядный мрак страстей!

«Легион имя им… и ничем они не могут быть изгнаны, как «молитвой и постом» (Мк.9:29).

Авва Исаак Египетский так любомудрствует о сем цельбоносном врачевании (в связи со всем подвигом спасения): цель монаха – совершенство сердца, говорит он, состоит в непрерывном и неразвлекаемом пребывании в молитве и, сколько возможно, в непоколебимом спокойствии духа и всегдашней чистоте.

Совет

Для достижения сего мы имеем нужду в телесных трудах, сокрушении духа и прочих добродетелях. Между тем и другим есть неразрывная связь: ибо как без добродетели нельзя приобрести постоянной, совершенной, чистой молитвы, так и добродетели без постоянства молитвы не могут достигнуть совершенства.

Итак, заключу я беседу с вами тем, с чего начал, будем подражать повиновению второго Адама, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое Он оказал Отцу Своему. «Аз бо, – говорит, – от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49–50).

Как в праотце первом Адаме и в его последователях корень всех зол есть превозношение, так и в новом Адаме – Богочеловеке Иисусе Христе и в желающих жить подобно Ему, начало, основание и источник всех благ есть смирение. Противное врачуется противным.

Посему, если вина всех зол в непокорности и кичливости, причина же благ – повиновение, то желающим жить праведно надлежит жить в повиновении у искусного старца.

А так как силы наши настолько слабы, что и тогда, когда хотим сделать добро, скорее делаем зло, то необходимо нам еще непрестанно обращаться с молитвой о помощи к Богу, подающему всем вся во благое.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/gavriil-zyryanov-sedmiezernyj-zhitie.html

Молитва гавриилу седмиезерскому

Религиозное чтение: молитва гавриилу седмиезерскому в помощь нашим читателям.

Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света.

Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих.

Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся.

Обратите внимание

Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, – не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

Читайте также:  Храм покрова пресвятой богородицы в медведкове, россия, город москва

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь.

Молитвы святым

Память: 11 / 24 сентября

Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях.

Тропарь преподобному Гавриилу Зырянову, старцу Седмиезерной пустыни, глас 4

От юности, богомудре, просветився любовью Христовою, суетный и многомятежный мир оставил еси. Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, и теченьми их седьм езер освятил еси. И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.

Ин тропарь преподобному Гавриилу Зырянову, старцу Седмиезерной пустыни, глас 4

Подвижник, яко един от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дары украшен быв обильно, новых мучеников воспитал еси Богу. Заступи нас и ныне молитвами твоими, Преподобие отче Гаврииле, старче наш.

Кондак преподобному Гавриилу Зырянову, старцу Седмиезерной пустыни, глас 5

Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобие отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.

Ин кондак преподобному Гавриилу Зырянову, старцу Седмиезерной пустыни, глас 2

Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами. Прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в Небесные селения. И ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобие отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всея Казанския земли украшение.

Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному:

  • Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному. Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях

Акафист преподобному Гавриилу Седмиезерному:

Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному:

  • Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Гаврииле Седмиезерном (Зырянове):

  • Преподобный Гавриил Седмиезерный – Азбука веры

Труды преподобного Гавриила Зырянова:

  • Духовные беседы преподобного старца Гавриила Седмиезерного– Азбука веры

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—–6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-gavriilu-sedmiezerskomu/

Проснись, душа…

Страница 1 из 37

Школа православия для новоначальных

Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни

* * *

Учение Господа, переданное народам чрез двенадцать апостолов

Это послание стало известным только во второй половине XIX века, когда Никодимийский митрополит Филофей обнаружил в библиотеке Иерусалимского (Святогорского) подворья в Константинополе греческую рукопись, написанную в 1056 году. В старинной рукописи и находилось среди других посланий и это, ставшее вскоре знаменитым, «Учение двенадцати апостолов».

Послание стремится изложить в сжатом виде важнейшие правила христианской жизни и церковной организации как учение Господа, преподанное через двенадцать апостолов народам всего мира.

Глава I

1. Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие.2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, – ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, ты не делай другому.3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.4. Удаляйтесь от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь.5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кондранта.6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.

Глава II

1. Вторая же заповедь учения.2. Не убивай, не прелюбодействуй, не буди деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего.3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй.4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти.5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела.6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, ни принимай лукавого умысла на ближнего своего.7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

Глава III

1. Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему.2. Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства.3. Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни безстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния.4. Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поскольку прицегадание ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение.

5. Чадо мое! Не будь ни лживым, поелику ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы (воровство).

6. Чадо мое! Не будь ни ропотником, поелику ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства.7. Но будь кротким, поелику кроткие наследуют землю.8. Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал.9. Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но общайся с праведными и смиренными.10. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благо, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава IV

1. Чадо мое! Возвещающего тебе слово Божие помни день и ночь, почитай же его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть.2. Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения их.3. Не производи разделения, а примиряй спорящих; суди праведно, не будь лицеприятен при обличении преступлений.4. Не думай двоедушно, так или нет.5. Не протягивай руки для принятия (подаяний) и не сжимай для подаяния.6. Если ты имеешь (что подать) от (труда) рук твоих, то дай выкуп за грехи твои.7. Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, кто добрый Мздовоздаятель.8. Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном?9. Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию.10. В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими вами, ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех, коих уготовал Дух.11. Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по совести и со страхом.12. Ненавидь всякое лицемерие и все, что неугодно Господу.13. Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя.14. В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни.

Глава V

1. Путь же смерти таков. Прежде всего, он лукав и исполнен проклятия. (На пути этом) убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие.2. (На этом пути) гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к добру, ни к праведному суду, внимательные не к добру, а к злу, от которых далеки кротость и терпение, любящие суету, гонящиеся за мздовоздаянием, не милующие бедного, не труждающиеся за утружденного, не признающие Создателя своего, убийцы детей, губители Божия создания, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющие угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, грешники во всем. Удаляйтесь, дети, от всех таковых.

Глава VI

1. Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, поелику таковой учит тебя вне Бога.2. Ибо если ты сможешь понести все иго Господне, то будешь совершен, а если не сможешь, то делай то, что можешь.3. Относительно понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава VII

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде.2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой.3. Если же нет ни той ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.

Глава VIII

1. Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой.2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава вовеки.3. Трижды в день молитесь так.

Глава IX

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава вовеки!3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава вовеки.4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа вовеки.5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Читайте также:  Молитва своему святому, имя которого носишь

Глава Х

1. По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердца наши, и за ведение, и веру, и безсмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава вовеки!2. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие и жизнь вечную чрез Отрока Твоего.3. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава вовеки!4. Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава вовеки.5. Да приидет благодать, и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Гряди, Господи! Аминь.6. Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению.

Глава XI

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его.2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение, к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его как Господа.3. Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте.4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят как Господь.5. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.6. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно), до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк.7. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится.8. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни).9. И никакой пророк, в Духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк.10. Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит.11. Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство Церкви, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет от Бога, ибо так поступали и древние пророки.12. Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того. Но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

Глава XII

1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного.2. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. 3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест.4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным.5. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!

Глава XIII

1. А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания.2. Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания.3. Поэтому всякий начаток – от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиереи.4. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным.5. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди.6. Точно так же, когда ты открыл сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай (его) пророкам.7. И от серебра, и от одежды, и от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай (его), по заповеди.

Глава XIV

1. В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.2. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.

Глава XV

1. Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.2. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами.3. Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается.4. Молитва же ваша и милостыня, и все (вообще добрые) дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава XVI

1. Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет.2. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час.3. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратиться в ненависть.4. Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и тогда явится мирообольститель, как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, как никогда не было от века.5. Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут, а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его.6. И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье – воскресение мертвых.7. Но не всех (вместе), а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним.8. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

Источник: http://gorenka.org/index.php/pravoslavnaya-literatura/6641-prosnis-dusha?showall=&start=22

Оптинский патерик

Page 2

Подобный материал:1   …   74   75   76   77   78     80   81   82

^(†5/18 апреля 1993) Из автобиографии: “Я, Пушкарев Владимир Леонидович, родился в 1955 году 17 сентября в селе Кандаурово Колыванского района Новосибирской области. Проживал и учился в Красноярском крае. Воинскую службу в Советской армии проходил с 1975 по 1977 год, а с 1977 по 1980 год — сверхсрочную службу. До 1982 года работал плотником в СУ–97. Затем учеба в лесотехникуме — по 1984 год. После учебы работал по специальности техник-лесовод в лесхозе Бурятской АССР на озере Байкал. С 1987 по 1990 год проживал в городе Ростове-на-Дону. Работал дворником в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время освобожден от всех мирских дел…”. В Оптину пустынь Владимир пришел пешком из Калуги в конце июня 1990 года, а 22 марта 1991 года был одет в подрясник. 14 октября 1991 года послушник Владимир был пострижен в рясофор с именем Ферапонт (в честь преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского), а в пасхальное утро 5/18 апреля 1993 года принял мученическую кончину. Подвизаясь в монастыре, отец Ферапонт ежедневно исповедовался, а когда была исповедь на всенощной, то и дважды в день. И в этом неустанном подвиге покаяния прошла вся его короткая иноческая жизнь. Тщательно исполняя все монастырские послушания, инок Ферапонт, однако, так умел отрешаться от всего земного, постоянно пребывая в молитве, что многие из братий даже не знали его. Однажды приезжий иконописец шел по монастырю и спрашивал: “Где мне найти отца Ферапонта?”. Встречающиеся оптинские братия с удивлением переспрашивали друг друга: “А кто у нас отец Ферапонт?”. “Молитва должна быть главным подвигом инока”,— писал святитель Игнатий (Брянчанинов). У инока Ферапонта была такая жажда молитвы, что ее не насыщали даже долгие монастырские службы. Его сокелейники рассказывали, что, сотворив монашеское правило с пятисотницей, кстати, не обязательной для иноков, он потом еще долго молился ночью, полагая многие земные поклоны. Один из сокелейников признался, что как-то он решил сосчитать, а сколько же поклонов полагает инок за ночь? Келлию разделяла пополам занавеска, и инок Ферапонт молился в своем углу, бросив на пол пред аналоем овчинный тулуп. Поклоны звучали мягко. Сокелейник считал их, считал и уснул, все еще слыша во сне звуки поклонов. Словом, как нам бывает трудно встать на молитву, так отцу Ферапонту было трудно прервать ее. Однажды под окном рухольной остановился трактор с прицепом, в котором сидели отец Ферапонт и еще несколько человек. Тут заморосил мелкий дождик со снежной крупой, и все ушли в укрытие. В кузове остался один инок Ферапонт. Выглянув в окно, N. подумала: “Почему он спит в странной позе — на коленях и пав лицом вниз?”. Через полчаса она снова выглянула в окно и увидела, что инок находится в той же позе, а рука его мерно перебирает четки. Когда через два часа она опять подошла к окну, то очень удивилась, не понимая, что происходит: рясу инока уже припорошило сверху снежком, а он все так же перебирал четки, пав молитвенно ниц. То была неразвлекаемая монашеская молитва, которую не в силах прервать ни дождь, ни снег. Иеродиакон Р., живший в ту пору в одной келлии с иноком Ферапонтом, рассказывал, что перед смертью инок уже не ложился спать, молясь ночами и позволяя себе для отдыха лишь опереться о стул. 5/18 апреля 1993 года инок Ферапонт вместе с другими двумя оптинскими иноками принял мученическую кончину. Все они были захоронены на братском кладбище. В 2005 году над могилами новомучеников была возведена часовня.^(11/24 октября)Тропарь, глас 6:Православныя веры светильницы,/ монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие,/ преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии/ и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Гос­поду,/ да утвердит земное отечество ваше/ в Православии и благочестии// и спасет души наша.Кондак, глас 4:Воистину дивен Бог во святых Своих,/ пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайная сердца человеческаго ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова уче­ния просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,// молитеся непрестанно о душах наших.Величание:Ублажаем вас,/ преподобнии отцы наши старцы Оптинстии,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов// и собеседницы Ангелов.^О велиции угодницы Божии, столпи и светильницы земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары Святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с Собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и Царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.^(10/23 октября)Тропарь, глас 5:Яко к целебному источнику/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши,/ моли Человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.Кондак, глас 2:Завет пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.Величание:Ублажаем тя,/ преподобне отче наш Амвросие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.Молитва 1О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Молитва 2О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие небесных и земных благ, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.Молитва 3О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богосносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, иже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко Всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, а наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвященных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже и мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от единаго, Всесвятаго и блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.^Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле. Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня. Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля. Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня. Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами. Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня. Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною. Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим. Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь.
Читайте также:  Храм казанской иконы божией матери в коломенском, россия, город москва

1   …   74   75   76   77   78     80   81   82Скачать, 1926.88kb.Поиск по сайту:
DoGendocs.ru

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-91691.html?page=71

Читать

Настоящее издание “Оптинского патерика” представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников — тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.

Патерик (от греч. — “отечник”) — это сборник рассказов о жизни христианских подвижников, главным образом монахов-пустынников стран христианского Востока и Запада. Первые попытки их составления датируются IV–VII веками.

Несмотря на сходство рассказов патериков в описании событий и поступков их персонажей, каждый отдельно взятый сборник имеет свои неповторимые черты.

Как правило, все они различаются принципом подбора материала и системой компоновки произведений (тематическая, хронологическая, алфавитная или по авторским циклам).

В разное время и в различных странах были составлены Синайский патерик (или “Луг духовный” Иоанна Мосха), Египетский (в том числе “Лавсаик”), Скитский, Азбучный (Алфавитный), Иерусалимский, Римский (известный как “Собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души” святителя Григория Двоеслова), Древний, Палестинский патерики и др.

По примеру переводных сборников уже в XIII веке на Руси был составлен Киево-Печерский патерик. Он неоднократно перерабатывался и переиздавался, и таким образом в XVII веке было известно уже не менее шести различных его редакций.

Патериковый жанр полюбился благочестивому русскому читателю: Троицкий, Соловецкий, Волоколамский, Можайский, Ярославский, Тверской, Олонецкий, Московский, Афонский, Валаамский, Глинский, старообрядческий Урало-Сибирский патерики стали излюбленным чтением православных христиан.

В течение последних десяти — пятнадцати лет было издано много литературы об Оптиной пустыни, ее истории и насельниках: отдельные жития преподобных старцев, их поучения, письма, дневники, воспоминания духовных чад и паломников. Но каждая из этих книг в отдельности не дает полного представления о том, чем же являлась эта святая обитель для русского народа на протяжении всего XIX и начала XX века.

Важно

Настоящее издание “Оптинского патерика” представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников — тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года. В силу множества объективных причин настоящее издание никак не может претендовать на полноту изложения; целью этого сборника было собрать те жизнеописания и биографии оптинцев, которые нам известны и доступны на сегодняшний день [1]

“…Оптина пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Россия”, — писал замечательный русский религиозный философ Георгий Федотов [2].

Отблески пламени этого костра освещают и страницы книги, которую вы держите в руках.

И если они коснутся чьего-нибудь сердца так, что затеплят в нем любовь и веру, согреют мятущуюся душу, значит — свет Оптиной продолжает светить сквозь века и есть еще надежда на исполнение пророческих слов, сказанных преподобным старцем Нектарием:

“Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов”[3]

“Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. …Вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет”.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Беседа 12 апреля 1911 года. Машинопись)

Чем же привлекает паломников эта святая обитель? Почему, несмотря ни на какие повороты истории, до сих пор не иссякает в ней поток богомольцев, жаждущих напитать свои сердца благодатным оптинским духом?

На эти вопросы отчасти отвечает первая глава книги, повествующая об истории возникновения обители и ее скита; о тех великих иерархах, благодаря которым устоял и возродился монастырь; а также об особенном оптинском богослужении и древней традиции старчества, отличавшей Оптину пустынь от многих других русских монастырей.

Оптина пустынь расположена в трех верстах от Козельска, старинного городка Калужской губернии, на правом берегу Жиздры, некогда глубокой и полноводной реки, текущей вдоль векового леса. Стены монастыря, еще совсем недавно белые, голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на фоне громадного и темного бора.

Глубокая тишина леса нарушается лишь шорохом падающих веток и птичьими голосами. Воздух напоен дивным ароматом.

Сразу при входе в обитель посетитель бывает захвачен необычайной атмосферой покоя и мира, словно открывается дверь в XIV и XV века и оттуда веет стариной, благочестивой Русью, словно души древних подвижников и молитвенников и их тихие келлии раскрывают перед вами свой внутренний мир.

Совет

План монастыря очень простой. Посреди широкого двора возвышается собор, построенный в 1689 году, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы. К северу — церковь преподобной Марии Египетской, бывшая ранее трапезной монахов и превращенная в храм в 1858 году.

На юге — храм в честь Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый в 1806–1811 годах и возрожденный после разрушения в 1996-м. С восточной стороны — церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, выстроенная в 1809–1811 годах.

До переворота 1917 года в ней читали неусыпаемую Псалтирь, а теперь, после второго рождения храма в 1998 году, здесь находится усыпальница семи преподобных Оптинских старцев. Между церквями находится братское кладбище.

На западе возвышается трехъярусная колокольня, воздвигнутая в 1803 году, а за ней, над бывшими святыми вратами монастыря, — надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Таким образом, храмовые постройки обители были расположены строго крестообразно.

Только в начале XXI века “крестообразность” эта была нарушена возведением с западной стороны Казанского собора небольшого храма в честь Преображения Господня, а с восточной, на территории нового братского кладбища — над могилами убиенных в Пасху 1993 года трех братий, была построена Воскресенская часовня.

Что же касается храмовых построек за стенами монастыря, то с северной стороны обители на территории подсобного хозяйства в 2000 году был выстроен храм в честь иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”, с южной стороны ограды находится храм преподобного Илариона Великого, бывший некогда больничным, а чуть далее заново восстанавливается кладбищенская церковь Всех святых.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=209045&p=92

Ссылка на основную публикацию