Грузинская православная церковь

Грузинская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru

По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.

Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св.

Обратите внимание

Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины.

Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.

Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.

), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.

), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Каноническая территория — Грузия.

Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Епархии Грузинской Церкви

Мцхетская и Тбилисская епархия
Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси).
Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский

Алавердская епархияКафедра: в Алаверди

Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский

Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархияКафедра: в Ахалцихе и Сапара

Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский

Батумская и Схалтская епархия
Кафедра: в Батуми и Схалта
Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский

Бодбийская епархияКафедра: в Бодби

Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский

Болнисская и Дманисская епархияКафедра: в Болниси и Дманиси.

Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский

Боржомская и Ахалкалакская епархия
Кафедра: в Боржоми
Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский

Ванская и Багдатская епархияКафедра: в Багдати.

Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский

Зугдидская и Цаишская епархияКафедра: в Зугдиди и Цаиши

Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский

Манглисская и Цалкская епархияКафедра: Манглиси и Цалка.

Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский

Маргветская епархия
Кафедра: в Зестафони Вдовствующая епархия

Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила

Некресская епархияКафедра: в Некреси и Кварели

Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский

Никорцминдская епархияКафедра: в Никорцминда

Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский

Важно

Никозская и Цхинвальская епархия
Кафедра: в Никози и Цхинвали
Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский

Руставская епархияКафедра: в Рустави

Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский

Сагареджойская и Гурджаанская епархияКафедра: в Сагареджо и Гурджаани

Правящий архиерей: Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский

Самтависсая и Горийская епархия
Кафедра: в Самтависи и Гори
Правящий архиерей: Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский

Урбнисская и Руисская епархия
Кафедра: в Урбниси, Руиси и Хашури
Правящий архиерей: Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский

Потийская епархия
Кафедра: в Поти
Правящий архиерей: Григорий, епископ Потийский

Кутаисская и Гаэнатская епархияКафедра: в Кутаиси и Гелати.

Правящий архиерей: Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский

Шемокмедская епархия
Кафедра: в Шемокмеди и Озургети
Правящий архиерей: Иосиф, епископ Шемокмедский

Цагерская и Сванетская епархия
Кафедра: в Цагери и Местиа
Правящий архиерей: Давид, епископ Цагерский и Сванетский

Цхумская и Абхазская епархия
Кафедра: в Сухуми и Новом Афоне
Правящий архиерей: Даниил, архиепископ Цхумский и Абхазский

Цилканская епархияКафедра: в Цилкани

Правящий архиерей: Зосима, архиепископ Цилканский

Чиатурская епархия
Кафедра: в Чиатура
Правящий архиерей: Авраам, архиепископ Чиатурский

Совет

Чкондидская епархия
Кафедра: в Мартвили
Правящий архиерей: Георгий, архиепископ Чкондидский

Хонская епархия
Кафедра: в Хони
Правящий архиерей: Савва, епископ Хонский

Страна:ГрузияГород:ТбилисиWeb-сайт:http://www.patriarchate.ge/Предстоятель:Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/134461.html

Чем отличается Армянская и Грузинская Церкви от Русской

Апостольская церковь Армении; среди русскоязычных комментаторов распространено введённое в царской России название Армяно-григорианская церковь, однако, это название не используется самой Армянской церковью) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.ААЦ (Армянская Апостольская Церковь) признает лишь первые три Вселенских Собора, т.к. на четвертом (Халкидонском) ее легаты участие не принимали (не было возможности приехать из-за военных действий), а на этом Соборе были сформулированы очень важные догматы христианского вероучения. Армяне отказались принимать решения Собора лишь в виду отсутствия на оном их представителей и де-юре уклонились в меофизитство, а это значит, что (де-юре опять же) они для православных еретики. По факту же, никто из современных армянских богословов (из-за упадка школы) точно и не скажет чем они от православных отличаются – они во всем с нами согласны, но объединяться в евхаристическом общении не хотят – очень сильна национальная гордость – типа “это наше и мы не такие как вы”.В богослужении используется армянский обряд. Армянская церковь- это монофизиты. Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины. Они преданы анафеме. Католическая, Православные и Древневосточные Церкви, в том числе Армянская, в отличие от всех протестантских церквей, верят в евхаристию. Если чисто теоретически излагать веру, различия между католицизмом, византийско-славянским православием и Армянской Церковью минимальные, общность составляет, условно говоря, 98 или 99 процентов. Армянская Церковь отличается от Православных совершением евхаристии в   на опресноках, наложение крестного знамения   “слева-направо”, календарные различия в праздновании Богоявления и проч. праздников, использование органа в богослужении, проблема «Благодатного огня» и т.п
В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

АРМЯНЕ – потомки Фогармы, внука Иафета, называют себя Хайками, по имени Хайки, выходца из Вавилона за 2350 лет до Рождества Христова.Из Армении они впоследствии рассеялись по всем областям Греческой Империи и, по свойственному им духу предприимчивости, сделались членами Европейских обществ, сохранивши, однако же, свой наружный тип, нравы и религию.Христианство, принесенное в Армению Апостолами Фомою, Фаддеем, Иудою Иаковлевым и Симоном Кананитом, утверждено в IV веке Святым Григорием “Просветителем”. Во время IV-го Вселенского Собора Армяне отделились от Греческой Церкви и, вследствие национальной вражды с Греками, настолько отделились от них, что бывшия в XII веке попытки к соединению их с Греческой Церковью, остались безуспешны. Но в то же время, многие Армяне под именем Армяно-Католиков подчинились Риму.Число всех Армян простирается до 5 миллионов. Из них до 100 тысяч Армяно-Католиков.Глава Армяно-Григориан носит титул Католикоса, утверждается в своем сане Российским Императором и имеет кафедру в Эчмиадзине.

Читайте также:  Великомученица евфимия всехвальная

Армяно-Католики имеют своих Архиепископов, которых поставляет Римский Папа

Глава Армянской Церкви: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян (ныне Гарегин Второй).

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз.  — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире.

  Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали.  По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии.

Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви (Сирийской).
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора  и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии , приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, порвав с армянами.

Глава Грузинской Церкви носит титул: Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети (ныне Илья Второй)
Главы Армянской и Грузинской Церквей.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/108825.html

Грузинская Православная Церковь: Патриарх, народ, святые (+Видео)

Прихожане храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря совершили паломническую поездку в Грузию. Паломничество возглавил настоятель храма и председатель редакционного совета портала «Православие и мир» протоиерей Александр Ильяшенко. Своими впечатлениями он делится с читателями ПРАВМИРа.

Грузинская Православная Церковь

Колхида, Иверия, Грузия

В августе этого года прихожане моего храма организовали паломническую поездку в Грузию, и я принял в ней участие.

Я поражен увиденным и пережитым. Грузия — страна древней культуры, одно из первых христианских государств в мире. Первой христианство в качестве государственной религии приняла Армения, второй — Византия, третьей, также в IV веке — Грузия.

Иверия (древнее название Грузии) была уделом Пресвятой Богородицы. Господь судил Ей иное служение. Пречистая в Грузии не была, но здесь провел много времени, проповедуя христианство, апостол Андрей Первозванный, и проповедь его была воспринята, поэтому среди грузинских христианских святынь есть и очень древние.

Сделаю шаг назад. В детстве мы читали греческие мифы, в том числе и миф об аргонавтах, а миф — это некоторое осмысление истории. Колхида, в которую отправлялись аргонавты за золотым руном — это территория современной Грузии.

Дело в том, что древние колхи (грузины) добывали золото, используя для промывки золотого песка овечьи шкуры.

Греки хотели узнать секрет добычи золота, поэтому, как описывается в мифе, поплыли в Колхиду, достигли современного Кутаиси и похитили золотое руно.

Этот миф возник примерно за десять веков до Рождества Христова, а значит, история Грузии насчитывает минимум три тысячи лет.

Интересно, что Юнеско и ООН признали Грузию родиной виноделия. Из Библии мы знаем, что Ной остановился на горе Арарат — это Кавказ. Не зная свойств забродившего виноградного сока, он выпил его и опьянел. Таким образом, именно этот регион, а не Греция, не Месопотамия, не Египет, является родиной виноделия. Этот факт подтверждает библейский рассказ о Всемирном потопе.

Обратите внимание

Грузия вообще мне напоминает Святую Землю. Древнее государство, южное, гористое, есть и зеленые горы, и благодатные долины, как в Галилее, есть и пустыни, как в районе Мертвого моря.

Кстати, в резиденции Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II растет масличное дерево из Гефсиманского сада, прямо напоминая о Святой Земле.

Вся благодать Иерусалима

Грузия чуть не на тысячу лет раньше, чем Древняя Русь, приняла христианство, и уже это одно создает особый духовный и нравственный исторический колорит. Здесь подвизались замечательные святые, а грузинские святыни особенно согревают нас своей древностью и своей одухотворенностью.

Мы начали паломничество с в монастыря преподобного Давида Гареджийского. Он находится в пустыне на юго-востоке Грузии, куда Давид Гареджийский и его сопостники пришли из Сирии. В этой пустыне нет растительности, кроме скудной травы, это место сурового подвига.

О Давиде Гареджийском есть такое предание. Он отправился в Святую Землю пешком, а подойдя к Иерусалиму, сказал: «Я недостоин ходить там, где ступала нога Спасителя». Наклонившись, он поднял с дороги на память об Иерусалиме три камня и пошел обратно.

В это самое время ангел явился иерусалимскому патриарху и сказал: «Ты знаешь, что происходит? Один монах взял с собой три камушка и унес с собой всю благодать Святого Города. Пошли немедленно за ним и два камня забери!» — и были высланы от патриарха люди, которые догнали преподобного и попросили оставить два камушка.

Последний камушек, по преданию, сохранился и лежит на гробнице святого Давида Гареджийского.

Давидо-Гареджийская пустынь стала камертоном нашего паломничества.

Давидо-Гареджийская пустынь. Фото Юлии Маковейчук

Давид Гареджийский в Москве

Этому аскету, подвижнику, молчальнику, девственнику дана от Господа особая благодать помогать женщинам в рождении детей.

Напомню, что в Москве на Покровке стоит Троицкий храм, в котором особо почитают преподобного Давида Гареджийского. Каждый понедельник в пять часов вечера там совершается водосвятный молебен с акафистом преподобному. Приходят наши соотечественницы, собранные единым духом, много лет молящиеся о рождении деток.

И постоянно совершаются чудеса — в самых безнадежных случаях появляются дети.

Одна моя прихожанка тяжело болела какой-то неисцельной болезнью, редкой и мучительной. В течение ряда лет она обращалась к высококвалифицированным врачам, которые безуспешно пытались ей помочь. От горя, как это часто бывает, она пришла в храм, стала каяться, исповедоваться и причащаться.

Важно

Я посоветовал ей обратиться к преподобному Давиду. Она пошла в Троицкий храм, и по молитвам святого совершилось чудо.

Врачи, которые раньше не могли ей помочь, подобрали эффективное лечение, она не только исцелилась, но и родила трех прекрасных детей. И я непосредственный свидетель этого чуда.

В Троицком храме ведется специальный журнал, в котором фиксируются такие чудеса, и список их все время растет.

Тбилиси

Тбилиси — древний город. В наше время он разросся, дома советской постройки ничего из себя архитектурно не представляют. А старый город очень красивый и дышит особой атмосферой.

Тбилиси стоит на берегу Куры. Мы привыкли к тому, что горные реки — чистые, а здесь, в низовьях, вода уже мутная. Но эти горы, древние храмы, особая архитектура грузинских домов, невысоких, двух-трех этажных с большими балконами — все это создает особую атмосферу древности и восточного гостеприимства.

Вне политики

Несмотря на те бури, которые бушуют на политическом небосклоне, грузинский, как и русский, народ их воспринимает как нечто совершенно наносное.

Это просто абсурдно, чтобы русские и грузины враждовали! Для грузин это глубокая скорбь, они абсолютно этого не понимают: как говорили по-русски, так и говорят, к русским относятся очень доброжелательно, приветствуют, тепло принимают, ждут, когда, наконец, восстановятся полноценные отношения между нашими государствами.

Конечно, как у каждого человека, так и у каждого народа, есть недостатки. Они могли сталкиваться с нашими национальными недостатками, мы с их, но теперь помнится только доброе, только то, что нас объединяет.

Уважение к сану

Непосредственно ощущается особая атмосфера древнего христианского народа — особый дух, особая культура, то, что создается столетиями или даже тысячелетиями.

Я обратил внимание на то, что в Грузии при появлении священника все встают. Я иду в подряснике, а люди поднимаются — удивительное отношение, конечно, не к моей личности, а к сану. Это древняя, глубокая традиция.

В русской традиции в XIX веке встретить священника было почти как кошку, дурная примета.

Сейчас, правда, грех жаловаться, и у нас молодые люди и девушки в метро уступают место седовласому священнику, но в Грузии же воздается уважение не потому, что он седовласый, а потому, что он священник.

Ездили мы по Грузии на автобусе, нашего водителя звали Михаил. Когда я шел, чтобы взять свой чемодан или поставить его в багажное отделение, он тут же выходил из кабины, подходил раньше меня, говорил «Батюшка, извините», — и брал чемодан или ставил его на место.

Исторически сложилось так, что грузинскому народу в большей степени удалось сохранить православную веру и благочестие, чем русскому. Очевидно, это связано с тем, что в советское время гонения на Православие были особенно сильны и беспощадны на территории собственно России, и самый сильный удар пришлось вынести именно русскому народу.

Трапеза как богослужение

Знаменитое грузинское гостеприимство… Оно какое-то бескорыстное, но при этом все эти застолья, тамада, произнесение тостов — не просто так. Оказывается, в Грузии трапеза строится в соответствии с произнесением прошений Великой ектеньи.

Первый тост поднимают с благодарностью к Богу, затем — за Патриарха, за Грузию, за мир. Трапеза, как и должно быть, носит в какой-то степени сакральный характер: не просто наесться-напиться, а возблагодарить Бога, который дает пищу и питие.

Читайте также:  Благодарение за помощь божию в опасностях и сохранение от вреда - благодарственные молитвы

Следовательно, трапеза возводит к Литургии — жизнь одухотворяется, когда ты приступаешь к Евхаристии, а потом воздаешь благодарение Богу уже на братской трапезе.

Церковное достояние

Хочу остановиться на резиденции Святейшего Патриарха.

Это огромное четырехэтажное здание с большим садом. Оно было построено на народные и церковные деньги в конце XIX или начале XX века, когда Российская империя процветала, когда она была богатейшим государством, а у народа были средства.

При советской власти, естественно, все церковные структуры были оттуда изгнаны, Церковь подвергалась преследованию, а в здании поместили Главное управление МВД по Тбилиси.

Когда во время перестройки встал вопрос о возврате здания, раздались голоса: зачем, мол, это возвращать Церкви? Но Святейший Патриарх Илия настоял на том, чтобы церковное достояние было возвращено Церкви.

Отец народа

Удивительно, насколько масштабна личность Патриарха, как он соответствует своему служению, как он представляет весь народ. Он действительно отец народа, и это чувствуется с огромной силой.

Нам посчастливилось сослужить Святейшему Патриарху с его благословения в храме в день Успения Божией Матери. Этот день считается государственным праздником и является нерабочим днем. честь Успения Божией Матери Сиони на его престольный праздник.

Когда Патриарх, совершив Литургию, вышел из храма и сел в машину, то первые метры народ толкал ее руками. Это никем не направляется, это движение сердца.

Духовная элита

После окончания Божественной Литургии, как это принято, Святейший Патриарх приглашает на трапезу, в том числе он оказал эту честь и мне, как священнику, и моей матушке.

В трапезном зале было около восьмидесяти человек. Там присутствовал цвет нации: президент Грузинской Академии наук, лингвист академик Гамкрелидзе, бывший ректор Тбилисского университета и другие представители интеллигенции — настоящая культурная и духовная элита страны.

Патриарх и матушка

На трапезе у Святейшего мне, как священнику Русской Православной Церкви, выпала честь сказать тост. Я произнес несколько слов с благодарностью, пожелал здоровья Святейшему Патриарху Илии, а он тут же сказал алаверды — поднял тост и за меня, и за мою матушку.

Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку. Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая…

После трапезы Святейший объявил, что готов принять представителей редакции портала «Православие и мир» и что я могу прийти с матушкой. Но как-то случилось, что матушка не смогла прийти, и я пришел один. Первый вопрос Святейшего был: «А что же матушка не пришла?»

Как с равными

Патриарх принял нас, представителей портала «Православие и мир», в своей резиденции, держал он себя очень просто. При этом ни на секунду не забывается духовная дистанция, но вел он себя с нами, как с равными. Удивительно, когда чувствуешь, что перед тобой великий человек — а он так просто с тобой общается. Это создает особое незабываемое чувство благоговения и благодарности.

Католикос-Патриарх Илия II принимает представителей Правмира. Фото Юлии Маковейчук

Патриарх должен жить по очень строгому режиму. Пришла секретарь, сначала показала на часы, потом просто вмешалась, сказала, что пора заканчивать. Никому из нас не хотелось уходить, даже чувствовалось, что и Святейшему не хочется расставаться.

Беседа кончилась, но он повел нас в свой зимний сад — там растут экзотические растения, стоит клеточка с канарейками. Известно, в неволе и птицы, и животные размножаются плохо, а в саду у Патриарха Илии канареечки принесли потомство.

Совет

Мы уже собрались было уходить, но нет — Святейший повелел, чтобы ему принесли святой воды, окропил и каждому подарил браслетик, на котором написано его имя, и иконку.

Как это трогательно, какая забота о простых людях. Ну, кто мы такие? Приехали — уехали. Такое удивительное тепло, не напоказ, но по слову Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16).

Патриарх-просветитель

В зале, где нас принимал Патриарх, на стене — огромная фреска. Ее написал он сам.

Кроме того, он композитор, автор симфонических произведений.

В Грузии, как и в России, большие проблемы с демографией. И Святейший, несмотря на свой преклонный возраст, объявил, что будет сам крестить каждого третьего ребенка в каждой семье. Как говорят, это положительно сказалось на демографической ситуации в Грузии. Ради такой благодатной возможности многие рожают третьего ребенка.

Ему скоро (3 января) исполнится 80 лет. 35 лет он возглавляет Грузинскую Церковь, первая половина его служения прошла при советской власти, в суровых обстоятельствах. Это не могло не сказаться на его здоровье. Но Господь его хранит, и, будучи немощным физически, он бодр духом, и этот дух зажигает всех, кто с ним соприкасается.

Господь говорит: «Сила Моя в немощи совершается». Мы эту силу видели и прикоснулись к ней.

Близкий архиерей

Мы были в городе Ахалкалаки в гостях у тамошнего митрополита Николая. В Ахалкалаки доля грузин всего 5%, остальные 95% составляют армяне-монофизиты, так что прихожан у митрополита Николая совсем немного. Но он открыт для всех жителей города: дверь его дома не закрывается, она открыта для тех, кто ходит в храм, и кто не ходит, и для грузин, и для армян, и для их детишек.

Митрополит Николай. Фото Юлии Маковейчук

Выйдя из автобуса, мы увидели в его окошках чучела каких-то экзотических тропических рыб. Оказалось, это музей митрополита — он приглашает детей, чтобы им было интересно. А дальше он им и о вере говорит, и мультфильмы показывает, и разговаривает с ними на разные темы.

Удивительно, что его дом всегда открыт, удивительно его гостеприимство, удивительна и широта его души.

В Грузии есть богатые епархии, у владыки Николая — совсем бедная. Но он совершенно не унывает, бодрый, энергичный, пишет кандидатскую диссертацию по богословию в Свято-Тихоновском университете, регулярно бывает в Москве. Он полон идей и постоянно обращен к людям — дай Бог так приходскому священнику! Это замечательный пример и веры, и служения Богу, Церкви и людям.

***

Я надеюсь, что разделившая нас современная историческая нелепица скоро исчезнет. Сейчас появились средства передвижения, которых не было раньше, есть возможность знакомиться со святынями древней и прекрасной Грузии. Бог даст, восстановится такое единство, которого раньше не было.

Хочется выразить уверенность, что так оно и будет.

Вы прочитали статью Грузинская Православная Церковь | Паломничество

Источник: https://www.pravmir.ru/gruziya-pravoslavnaya-patriarx-narod-svyatye-video/

Грузинская православная цер­ковь – «Энциклопедия»

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Православная автокефальная церковь Грузии), одна из древнейших православных поместных Церквей.

Период до начала 11 века. Начало проповеди христианства на территории древней Иверии относится к апостольским временам.

По церковному преданию, проповедовать христианство в Иверии должна была Сама Богородица (по этой причине Иверия считается одним из Её земных уделов), однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме, а в Грузию с Её нерукотворным образом направился апостол Андрей Первозванный.

Он проповедовал в Западной и Южной Грузии; на территории Юго-Западной Грузии (Месхети) им была основана первая епископская кафедра в село Ацкури (вблизи современного г. Ахалцихе). В Западной Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит и Матфий (согласно традиции, оба погребены на территории Западной Грузии), в Восточной Грузии – апостолы Фаддей и Варфоломей.

Обратите внимание

Благодаря проповеди святой равноапостольной Нины в 326 году, в правление царя Мириана, христианство было объявлено официальной религией в царстве Картли, занимавшем в тот период почти всю территорию современной Грузии.

Изначально Церковь Картли находилась под юрисдикцией Антиохии, но уже в 480-х годах, при царе Вахтанге I Горгасале (умер 502), объединившем всю Грузию, Грузинская церковь претерпела реорганизацию и стала автокефальной с центром в Мцхети [получение автокефалии во времена патриарха Петра Антиохийского (около 469-471, 475-476, 478-479, 485-489) подтверждает известный канонист Феодор Вальсамон (между 1130 и 1140 – после 1195)]. Во главе церковной иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, образованы новые епархии и создан Синод. С 520-х годов католикосами Мцхетскими стали избирать вместо поставляемых антиохийских архиереев местное духовенство. Первым католикосом грузинского происхождения был Савва I (523-532). Западная Грузия, попавшая в тот же период в зависимость от Византийской империи, подчинилась Константинополю также в церковно-юрисдикционном отношении.

Реклама

В 4-5 веках на грузинский язык переводятся Евангелие, а также Псалмы, в 5 веке – Деяния апостолов, а также определения 1-4-го Вселенских соборов.

К этому же периоду относится появление первых оригинальных агиографических произведений – «Житие святого Нино» (4 век), «Мученичество святой царицы Шушаник» Якова Цуртавели (последняя четверть 5 века).

Начиная с 4 века Грузинская церковь поддерживает тесные связи с христианскими центрами Востока.

Активной была деятельность грузинского монашества в Палестине, на Синае, в Сирии, позднее на территории Византийской империи [Крестовый монастырь и монастырь Святого Николая в Иерусалиме, Иверский монастырь на Афоне, Бачковский монастырь (Болгария) и др.]. Значительное внимание уделяли грузинские цари и католикосы-патриархи Храму Гроба Господня.

В грузинских монастырях за рубежом учёные-монахи вели широкую литературную, переводческую и просветительную работу [Пётр Ивер, Иоанн Лаз (5 век), Илларион Картвели (1-я половина 9 века), Евфимий, Георгий Святогорцы (11 век), а также Иоанн Святогорец (умер в 998 или 1002), Ефрем Мцире (около 1025 – около 1100), Иоанэ Петрици (умер около 1125) и др.].

Читайте также:  Великомученица марина антиохийская

Монастырская жизнь в самой Грузии зарождается в 5 веке, но особое развитие получает в 1-й половине 6 века с приходом сюда 13 сирских (сирийских) отцов-пустынников, которые основали монастыри в разных областях страны.

Деятельность сирских отцов в эпоху борьбы Грузинской церкви с монофизитством сыграла значительную роль в укреплении традиции православия в Грузии (окончательный разрыв Грузинской церкви с монофизитской Армянской церковью относится к началу 7 века). Основанные сирскими монахами монастыри (Зедазенский, Шиомгвимский, Марткопский, Давид-Гареджийский и др.

) на протяжении всего Средневековья оставались крупнейшими центрами грузинской культуры и просвещения. С 8 века особое распространение монастырская жизнь получила в Юго-Западной Грузии (Месхети, Джавахети, Тао-Кларджети), где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза, Ишхани, Ошки, Бана, Цкаростави, Хандзта, Хахули, Шатберди, Зарзма и др.

Важно

Здесь вели научную и литературную деятельность виднейшие представители Грузинской церкви: Григол Хандзтели (1-я половина 9 век), Георгий Мерчули (10 век), Микаэл Модрекили (конец 10 век), Иоанн-Зосим (10 век) и др.

В 8-9 веках на территории Грузии возникло несколько независимых эриставств (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети и Абхазское царство), которые вели между собой борьбу за политическое первенство и объединение всех грузинских земель, причём особая роль отводилась православию.

Так, освободившиеся от влияния Византийской империи  абхазские мтавары (князья), а затем цари вели политику постепенного упразднения греческих кафедр, учреждения вместо них новых, с богослужением на грузинском языке, создания независимой от Константинополя церковной организации – Абхазского католикосата (9-10 века), – вошедшего позднее в юрисдикцию Мцхетского престола [в начале 11 века Мцхетские (Картлийские) католикосы получили титул патриархов и по сей день именуются католикосами-патриархами; первым таким католикосом был Мелхиседек I (1001 или 1012-30; 1039-45)].

Период 11-18 веков. 11-12 века – «золотой» период в истории Грузинской церкви.

В эту эпоху созданы крупнейшие центры грузинской богословской мысли и просвещения – Гелатская академия [при Гелатском монастыре; основан в начале 12 века царём Давидом IV Строителем (1089-1125) близ Кутаиси], Икалтойская академия (в Кахети), а также определены и разрешены многие церковно-административные и канонические проблемы в жизни Грузинской церкви. Для этого в 1104 году царём Давидом IV Строителем был созван Руйско-Урбнийский собор, подтвердивший верность Грузинской церкви православию. С целью достижения гармонии в отношениях между Церковью и государством Давид ввёл в состав Дарбази (царского Совета) высших иерархов и настоятелей крупнейших монастырей, а главой Мцигнобартухуцеси (правительства) назначил епископа крупнейшей в Западной Грузии епархии – Чкондидской. В 13-14 веках Грузия подверглась опустошительным набегам хорезмийских войск, а также монголов, приведших страну в упадок и ввергших её в анархию. В 15 веке пали Византийская и Трапезундская империи. Оставшаяся в окружении мусульманских держав Грузия, где начались междоусобные войны, к концу 15 века распалась на 3 царства (Картлийское, Кахетинское, Имеретинское) и княжество Самцхе-Саатабаго. Позднее в полунезависимые политические единицы оформились подвластные имеретинскому царю Абхазия, Мегрелия, Гурия и Сванети. За политическим дроблением последовало дробление церковное. В результате в 15 веке возник фактически независимый от Мцхетского престола Абхазский (Западногрузинский) католикосат с центром в Бичвинте (ныне Пицунда). Во 2-й половине 16 века, из-за усиления османской угрозы и натиска горских племён Северного Кавказа, центр Абхазского католикосата был перенесён из Бичвинты в Гелатский монастырь. Период 16-18 века оказался самым сложным в истории Грузинской церкви. На протяжении трёх веков Грузии пришлось вести почти непрерывную борьбу против агрессии Ирана, Турции и с 17 века – против набегов северокавказских феодалов. В литературе за этой эпохой закрепилось наименование «эпоха мучеников за веру».

Период 19 – начала 21 века. В начале 19 века Восточная Грузия была присоединена к России; в 1811 году упразднена автокефалия Грузинской церкви и образован грузинский Экзархат Русской православной церкви (РПЦ), во главе которого был поставлен митрополит Варлаам (Эристави) (1811-17); с 1832 – архиепископы.

С 1814 по 1917 общее управление Грузинской церковью осуществлялось Грузино-Имеретинской синодальной конторой. В марте 1917 года автокефалия Грузинской церкви была восстановлена, в сентябре 1917 года католикосом-патриархом был избран Кирион III (Садзаглишвили) (1917-18).

После восстановления автокефалии Грузинской церкви, вопреки позиции РПЦ, её евхаристическое общение с Русской церковью прервалось (восстановлено в 1943).

В начале 21 века предстоятелем Грузинской православной церкви является католикос-патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), избранный в декабре 1977.

С именем нынешнего предстоятеля связано укрепление позиций Церкви: созданы Тбилисская духовная академия, Гелатская АН, Ахалцихская, Батумская, Потийская духовные семинарии, свыше 10 православных гимназий и училищ, восстановлены многие исторические кафедры.

Совет

В октябре 2002 года между грузинским государством и Церковью было подписано конституционное соглашение, призванное регулировать церковно-государственные отношения.

В начале 21 века в Грузинской православной церкви действуют 35 епархий, образована Западноевропейская епархия, окормляющая грузинские приходы в западноевропейских странах, воздвигнут новый Троицкий кафедральный собор (г. Тбилиси).

Высший орган Грузинской православной церкви – Поместный собор; между соборами – Синод, возглавляемый католикосом-патриархом. Членами Синода являются все правящие архиереи Грузинской православной церкви. Печатные органы патриархии: журнал «Джвари Вазиса» («Крест виноградной лозы»), газеты «Мадли» («Благодать»), «Сапатриаркос Уцкебани» («Ведомости Патриархии»).

Источн.: Леонтий Мровели. Обращение Картли св. Ниной // Картлис Цховреба / Изд. С. Каухчишвили. Тб., 1955 (на грузинском языке); Обращение Картли // Шатбердский сборник Х в. / Изд. Б. Гигинеишвили, Е.

Гиунашвили. Тб., 1979 (на грузинском языке); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала/ Пер., введ. Г. В. Цулая. Тб., 1986; Древнегрузинская литература (V-XVIII в.) / Сост. Л. В. Менабде. Тб., 1987.

Лит.: Очерки истории Грузии. Тб., 1988. Т. 2: Грузия в IV-Х вв.; Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990; Анания (Джапаридзе), архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. Тб., 1996. Т. 1; Календарь Грузинской Апостольской Церкви на 2006 г. Тб., 2006 (на грузинском языке).

3. Д. Абашидзе.

Церковно-певческая традиция. Первоначально церковное пение было, возможно, монодийным, подобно византийскому.

Предположительно начало гимнографии на грузинском языке (древнейший слой текстов – переводы с греческого языка) было положено в 7 веке в грузинских обителях в Палестине; в самом раннем литургическом памятнике – Лекционарии – упоминаются 3 основных типа пения: респонсорное, антифонное и так называемое речитативное.

В созданном на основе Лекционария сборнике Иагдари (Тропологий) объединены песнопения церковного года; в так называемом Древнейшем Иагдари (конец 9 – начало 10 века) зафиксирована специальная певческая терминология с использованием древнегрузинских слов.

С 9 века развивалось также оригинальное гимнографическое творчество на грузинском языке, достигшее расцвета в 10 веке. В рукописях 10-11 веков используется система невменной нотации; невмы располагаются над и под строкой текста (тот же принцип наблюдается в рукописях 18-19 века).

Обратите внимание

Среди книг выделяется сборник Микаэла Модрекили – Годовой Иагдари (составлен в 977-988 в Шатбердской лавре в Южной Грузии), где собраны песнопения на оригинальные тексты Микаэла Модрекили, Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Стефана Сананоисдзе-Чкондидели, Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчули, анонимных грузинский авторов и переводные – Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Андрея Критского и др.; предположительно к этому времени грузины уже сами сочиняли напевы (аваджи). В 11 веке создана уникальная по своей полноте Минея Георгия Мтацминдели (Иверский монастырь на Афоне), который наряду с переводами сочинял тексты и напевы. К 11 веку относится самое раннее из известных сообщений о многоголосии (трёхголосии) грузинской духовной музыки (Иоанэ Петрици).

Источник: http://knowledge.su/g/gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector