Мученик антоний, иоанн и евстафий виленские

Мученики Анто́ний, Иоа́нн и Евста́фий

Кондак 1

Избраннии Богом для свидетельства Православныя веры, мужески попрасте, святии мученицы, языческое нечестие и за ваша страдания нетленными венцы от Христа Бога увенчастеся; темже мы, ублажающе вашу память, всеумиленно взываем к вам: Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святии мученицы, егда озарившеся светом истиннаго Богопознания, радостно потекосте на страдальческий подвиг. Приимите убо от нас хвалебное пение сие:

Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы Православныя веры, издревле насажденныя в земли Русско-Литовстей.

Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.

Радуйтеся, велии подвижницы, ни во чтоже вменившии славу мира сего, да Христа Бога приобрящете.

Радуйтеся, возлюбившии Христа Бога всем сердцем и всею душею.

Радуйтеся, кровию вашею запечатлевшии любовь ко Господу Иисусу.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 2

Видяще, яко нетленныя мощи ваша даруют всем притекающим с верою исцеление от болезней душевных и телесных, благодарим Милосердаго Бога, прославившаго вас, святии мученицы, таковою благодатию и вопием Христу Спасителю: Аллилуиа.

Икос 2

Разумныя очеса ваша вперивше в познание истинныя веры, вы, святии братия Антоние и Иоанне, мужемудренно отвергостеся языческаго прельщения и за исповедание единаго Истиннаго Бога радостно приясте узы, темничное заключение, раны и лютую смерть. Таковому подвигу вашему поревновав и юный Евстафий, небоязненно исповеда себе христианина быти и сподобися таковых же лютых за Христа мучений и смерти. За таковое ваше, еже за Христа святое дерзновение, взываем к вам сице:

Радуйтеся, блаженная троице честных страстотерпцев, прославивших Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа.

Радуйтеся, доблии воини Христовы, сохранившии верность Владыце до смерти.

Радуйтеся, не убоявшиися претерпети за Христа никиих мук.

Радуйтеся, яко ни теснота, ни узы, ни страдания, ни самая смерть не возмогоша разлучити вас от любве Христовы.

Обратите внимание

Радуйтеся, изгнаннии, поруганнии и убиеннии правды ради, яко мзда ваша многа на небеси.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляеми, небрегосте, святии мученицы, тяжкаго страдания телес ваших, преданных мукам, и на мучения, аки на брачный пир, радостно текосте; мы же благодарственно взываем укрепившему вас Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще крепкую надежду на Небеснаго Царя и Бога и помняще апостольское слово, яко подобает повиноватися Богу паче неже человеком, вы, святии мученицы, не повинустеся велению вашего мучителя, еже возвратитися к прежнему языческому нечестию:

Радуйтеся, убо исповедавшии Христа пред человеки, и от Него исповеданнии пред Отцем Небесным.

Радуйтеся, вернии слузи Христовы, за верность свою наследовавшии Царствие Небесное.

Радуйтеся, сожителие Ангелом и приснии всем святым.

Радуйтеся, водвореннии в невечернем дни Царствия Божия.

Радуйтеся, призирающии с небеси на земную братию вашу и молящиися о всех призывающих вас на помощь.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 4

Буря ярости ваших мучителей не поколеба крепкия вашея веры, надежды и любве к Спасителю Богу, и вы, святии мученицы, ревностно упреждасте друг друга в тяжких страданиях, воспевая Богу в сердцах ваших: Аллилуиа.

Икос 4

Слышана бысть по всей православней земли радостная весть, яко вы, святии мученицы, подвигом добрым подвизастеся, течение ваше добре скончасте и веру до конца соблюдосте. Сего ради мы со всею Православною Церковию ублажаем вас:

Радуйтеся, исполнившии слово Христово, еже претерпевый до конца, той спасен будет.

Радуйтеся, вашим терпением удивившии мучителей ваших.

Радуйтеся, примером вашея жизни и смерти обратившии многих ко Господу.

Радуйтеся, яко и ныне чудесами, истекающими от святых мощей ваших, укрепляете Православную веру в людех.

Радуйтеся, яко за терпение ваше соблюдеся вам венец правды на небеси.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 5

Боготечными звездами Православныя веры бысте, святии мученицы, вашим земным соотчичем, указующе им в Православней Церкви единый надежный путь ко спасению, да вси единым сердцем и едиными усты взывают спасающему Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видено бысть чудное знамение Божией благости, егда честное место ваших страданий озари свыше облачный столп, указующий вам путь к небеси, якоже древле израильтяном из Египта в землю обетованную. Сего ради воспеваем вам:

Радуйтеся, чада новаго Израиля, достигшии горняго Небеснаго Иерусалима.

Радуйтеся, добре прошедшии многотрудное странствие ваше в пустыни сея жизни и вселившиися в стране обетованней вечней.

Радуйтеся, яко не Моисей, но Сам Христос Бог бысть вам Вождем к Небесному Отечествию.

Важно

Радуйтеся, победившии всех ваших супостатов и противников на пути к Царствию Небесному.

Радуйтеся, блаженнии небожителие, вкушающии вечная блага, ихже око не виде, и ухо не слыша и яже на сердце человеку не взыдоша.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 6

Проповедуют святыя мощи ваша, паче всякаго красноречия, несумненную надежду всеобщаго воскресения, егда Бог, не дающий и ныне преподобным Своим видети истления, воззовет к пакибытию весь род человеческий и вси, сподобльшиися стати одесную Престола Господня, воспоют Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия новый свет всей Русстей земли, егда Милосердый Бог яви величие Своих чудес над вашими нетленными мощами, яже страха ради иноверческаго вторицею сокрыты быша в недрех земли под спудом храма, и оттоле источаху обильныя исцеления всем, с теплою молитвою прибегавшим к вашей честней иконе. Приимите же от нас, святии мученицы, сие усердное славословие:

Радуйтеся, светозарныя светила Христовы Церкве, не могущия сокрытися под спудом.

Радуйтеся, скории врачи душ и телес наших.

Радуйтеся, защитники наши от зловредных иноверческих мудрований.

Радуйтеся, светлии вожди наши к истинному богопознанию и богопочитанию.

Радуйтеся, усерднии молитвенницы наши пред Господем.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 7

Хотяще прославити Господа Бога, дивнаго во святых Своих, не обретаем довольных словес, еже благохвалити Его по достоянию, но вас, святии мученицы, призываем на помощь: молитеся за ны прилежно, да неосужденно дерзаем воспевати Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Новоявленными мученики нарекла вас Православная Церковь, яко матерь, веселящаяся о чадех своих; и якоже древнии мученицы по всей вселенней своими страданиями утвердиша Божественную веру, подобне им и вы, новоявленнии мученицы, тако утвердисте святую веру в месте земнаго отечествия вашего, яко никия козни иноверия не могут поколебати ея, и мы, благодаряще, взываем к вам:

Радуйтеся, твердии столпы Православия, имиже красуется и укрепляется Святая Церковь.

Радуйтеся, искуснии кормчии, благонадежно ведущии нас среди временных волнений к пристанищу вечныя жизни.

Радуйтеся, споспешницы нашего оправдания.

Радуйтеся, яко молитвами вашими избавляемся от всякаго лукаваго прельщения, ищущаго уловити души наша.

Радуйтеся, благодетелие наши, указующии нам путь ко спасению.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 8

Странное и для ума человеческаго непостижное, обаче явнозримое нами чудо всемогущества Божия является в нетлении святых мощей ваших, яже больше полутысящи лет пребывают невредимы от разрушительных стихий и от времени всепоядающаго, воздвизая нас со умилением пети Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся радости века сего, всю честь вашего звания и всю крепость ваших сил принесосте, святии мученицы, в жертву Спасителю Богу и сподобистеся от Него мздовоздаяния на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, ни татие не подкопывают, и не могут похитити дарованного вам наследия:

Радуйтеся, убо, мудрии искатели Царствия Божия, подобнии евангельскому мужу, иже обрет на селе сокровище сокровенно, вся продает, елика имать, и купует то село драгоценное.

Радуйтеся, обретшии един многоценен бисер, иже есть Царствие Божие, и за него отдавшии вся блага мира сего.

Радуйтеся, паче мудрых века сего, уразумевшии цену бытия земнаго.

Совет

Радуйтеся, святии проповедницы, возвещающии нам из вашего гроба, яко недостойны суть страсти нынешняго времене к хотящей явитися славе грядущаго Царствия.

Радуйтеся, граждане небеснии и сонаследницы всем святым.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 9

Всякия скорби, болезни и прилоги наша утоляете, святии мученицы, и темныя зраки лукавых бесов далече от нас отгоняете, да тако вашею помощию, благодатию же Божиею спасаеми, благодарным и радостным гласом воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое немотствует, тщащееся восхвалити вас, святии мученицы, за ваша страдания, яже претерпесте Христа ради, и за вашу мученическую смерть. Обаче, любовию вашею побеждаеми, елико можем, ублажаем вас:

Радуйтеся, возвеселившии весь Ангельский лик вашим за Христа терпением и страданием.

Радуйтеся, дружелюбно принятии на небеси от всего сонма праведников и угодников Божиих.

Радуйтеся, яко представше Престолу Господню, сподобилися есте поклонитися Ему и получити от Него вечную награду.

Радуйтеся, обитающии во светлостех святых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание.

Радуйтеся, утешителие всех гонимых и терпящих за Христову веру.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 10

Спасения и вечнаго покоя достигше после многоскорбныя земныя жизни, вы и нас, святии мученицы, поучаете, яко един есть истинный путь ко спасению в сем мире злом и лукавом, еже вся благодушно терпети Христа ради, воспевающе Ему усердно: Аллилуиа.

Икос 10

Стены пещернаго храма, идеже нетленно почивают цельбоносная телеса ваша, просвещаются, аки небесный чертог, и вси жаждущии спасения прибегают к вам, святии мученицы, с мольбами, с благодарением и со славословием:

Радуйтеся, помощницы наши в скорбех, болезнех и печалех.

Радуйтеся, ходатаи наши пред Престолом Небеснаго Судии живых и мертвых.

Радуйтеся, яко никтоже прибегаяй к вам помощи ради, отходит от вас тощь.

Радуйтеся, щедрии подателие нам Божией милости.

Радуйтеся, обрадовании на небеси, и нас на земли укрепляющии в радостней надежде вечнаго спасения.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 11

Пению ангельскаго лика на небеси совокупльше ваша преподобныя гласы, святии мученицы, купно с Небесными чинми, непрестанно славите Господа Бога. И мы, недостойнии, уповающе на милосердие Божие, дерзаем на земли бренными устами и благодарным сердцем воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнаго дне всеобщаго воскресения и Страшнаго Суда Божия чающе, ужасаемся лютых наших деяний и безмерных грехов, имиже ежечасно прогневляем Создателя и Спасителя нашего; но имея вас, святии мученицы, предстательствующих за ны пред Господем, благодарственно взываем к вам:

Радуйтеся, яко по Бозе и по Пречистей Приснодеве Богородице все наше упование на вас возлагаем.

Радуйтеся, яко вы не посрамите нас от чаяния нашего.

Радуйтеся, яко молитвами вашими уповаем получити отпущение грехов и жизнь вечную.

Радуйтеся, благословеннии Отца Небеснаго, наследовавшии уготованное вам Царствие от сложения мира.

Обратите внимание

Радуйтеся, яко и мы вашим заступлением чаем избежати участи стоящих ошуюю Престола Судии.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 12

Благодать чудесных исцелений и скораго предстательства за нас пред Господем имуще, не преставайте, святии мученицы, выну помогати нам, славящим о вас Христа Бога и вопиющим Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше светлое прославление на небеси и на земли, благодарим Всемилостиваго Спаса и Бога нашего, яко Той, содержай в Своей руце времена и лета, благоволи прославити и явити нам вас, святии мученицы, в благопотребное для нашего спасения время, да не погрязнем в тимении пагубных страстей и неразумных стремлений; сего ради возсылаем вам наше усердное благохваление:

Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения, брегущии нас от всякаго навета неприязненнаго.

Радуйтеся, хранителие наши, удаляющии от нас всякое вредное искушение.

Радуйтеся, искуснии наставницы наши в непоколебимом и твердом исповедании Православныя веры.

Радуйтеся, громогласнии органы благодати Божией, наполняющия Православную Церковь.

Радуйтеся, великии соотчичи наши, всем нам желающии и помогающии спастися.

Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие.

Кондак 13

О, преславнии и святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Приимите сие малое, но усердное моление наше и ходатайством вашим у Христа Бога избавите нас от всех болезней душевных и телесных, и от всякаго прилога вражия, и от всякия беды и напасти, да выну, благодаряще о вас Господа Бога, радостно воспеваем Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Молитва

Святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Призрите с небеснаго чертога на требующих вашея помощи, и не отвергните прошений наших, но яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления; да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "владимирская"

Источник: https://azbyka.ru/days/saint/597/224/2589/group

Святые дня. Свв. мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий / Православие.Ru

Память 14/27 апреля

Эти святые служили при дворе князя Ольгерда Литовского в XIV веке. Несмотря на распространение в этом княжестве христианства, они были язычниками и поклонялись огню.

Но благодаря влиянию священника Нестора, духовника княжны Марии Ярославны, они пришли к познанию истины и тайно приняли святое крещение.

После этого новообращенные отреклись от всего языческого, отказались стричь волосы и брить бороды, как было принято в Литве, и не ели мяса в постные дни.

Языческие жрецы сообщили об этом князю, который потребовал у своих слуг объяснения. Они назвали себя христианами – и оказались в темнице. Через год заточения Иоанн из трусости решил покориться князю: он постриг бороду и стал есть мясо во время Великого поста, но при этом втайне исповедовал христианскую веру. Сподвижники были отпущены вслед за ним.

Но его брат Антоний, не оставивший ревнования о Христе, продолжал соблюдать церковные посты и снова был брошен в темницу. Эти события вызвали раскаяние у Иоанна, который объявил о своей вере во Христа и был заключен в темницу вместе с братом.

Там их посетил священник Нестор и преподал Святое Причастие. После года заключения братьев казнили через повешение. Это произошло 14 и 24 апреля 1347 года. Тела славных мучеников Антония и Иоанна были погребены в церкви святого Николая в Вильно[1].

Спустя некоторое время их родственник Евстафий также был обращен Нестором.

Евстафий, пользовавшийся большим почетом у князя и получивший от него власть и уважение при дворе, решил открыто исповедовать Христа перед Ольгердом, отказавшись есть мясо во время Великого и Рождественского постов.

Важно

Князь пришел в ярость и приказал немедленно его казнить. Евстафий был повешен на том же дубе, что и его товарищи, 13 декабря 1347 года. Через три дня он был погребен в храме рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна.

Впоследствии дуб, на котором совершилась их казнь, срубили и на его месте воздвигли церковь в честь Святой Троицы. Престол в церкви сделали из ствола того дуба и поместили в ней мощи трех святых мучеников.

В 1374 году Константинопольский патриарх святой Филофей, при содействии своего ученика святого Киприана, будущего митрополита Киевского, перевез частицу их мощей из Вильно в Константинополь.

Там от них совершилось множество чудес, поэтому патриарх официально утвердил почитание этих святых. В Русской Церкви оно получило распространение в XVI веке[2]. Во время Первой мировой войны чудотворные мощи были перевезены в Москву.

В 1946 году святыня вернулась в Вильнюс, в монастырь Святого Духа.

[1] Совр. Вильнюс.

[2] Их почитание было признано на Руси после Московского Собора 1549 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/61114.html

Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий

День памяти: 14 апреля

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+ 1346), расширить свои владения.

Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие.

Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам.

Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу.

Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу.

Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа.

Совет
Совет

Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

[/su_box]

В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином.

Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников.

Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение.

Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 года оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним.

24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.

Обратите внимание

Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви.

Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином. Такое признание привело князя к ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры. он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста.

Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду.

От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня.

Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на небесах».

Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду.

13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и подвешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн.

Важно

Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.

Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления.

По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский (( 1378; память 12 февраля), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых.

Патриарх уже в 1364 году прислал преподобному Сергию Радонежскому (( 1392; память 25 сентября) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний.

В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом.

В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6441.htm

АНТОНИЙ, ИОАНН И ЕВСТАФИЙ

(Кумец, Нежило, Круглец; † 1347, Вильна), мученики (пам. 14 апр., 26 июля и в Соборе Белорусских святых), литовцы, братья, приближенные вел. кн. Ольгерда. Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор – некий Димитрий) и похвальное Слово (автор – ритор Великой ц.

Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского мон-ря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, слав. переводы (в списках начиная с XV в.

) сохранились в 2 редакциях: южнослав., более близкой к греч. оригиналу и восточнослав., переработанной и сокращенной. Служба известна только в слав. переводе в 2 редакциях – краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список слав.

текста пространного жития (в южнослав. редакции) и службы – БАН Литвы. Ф. 19. № 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского мон-ря (БАН Литвы. Ф. 19. № 98) предварено синаксарными стихами. Известен также слав. перевод похвального Слова Вальсамона в 2 молдав. рукописях: БАН Румынии. Слав.

№ 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент
Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент

А., И. и Е. были тайно обращены из язычества в Православие свящ. Нестором, духовником кнг. Марии Ярославны, жены Ольгерда. После принятия Крещения братья отказались следовать языческим обычаям.

Совет

Ольгерд, решив испытать их повиновение, предложил им вкусить мясо в постный день (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Братья были заключены в тюрьму. Не выдержав заточения, И. согласился выполнять языческие обряды и был отпущен.

В надежде, что А. последует примеру брата, отпустили и его. Однако А. твердо исповедал Православие, и его снова заключили в темницу. Скорбя о малодушии брата, А. отказался от общения с ним. Беседы со свящ. Нестором укрепили И., новым свидетельством своей веры он вызвал гнев княжеского окружения, был жестоко избит и вновь брошен в тюрьму. Вскоре братьев казнили: А.

Читайте также:  Боголюбский монастырь, россия, владимирская область, суздальский район, поселок боголюбово

был удавлен 14 апр., И. повешен 24 апр. После жестоких пыток (ему перебили ноги, отсекли нос и уши) 14 дек. был также повешен Е. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Е. участвовали принявшие христианство старшие сыновья Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильне попечением второй жены кн. Ольгерда кнг. Иулиании была позднее построена ц.

во имя Св. Троицы.

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп.

Сергию Радонежскому, о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г.

или скорее всего в нач. 1377 г.

О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. № 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. № 13366).

Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус.

Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.

: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. № 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е.

упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).

Обратите внимание

Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, к-рые поместили мощи святых мучеников в ц. во имя ап. Петра. В 1655 г., после взятия Вильны рус. войсками, мощи были перенесены в соборный храм правосл.

виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. После того как рус. войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова мон-ря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский; впосл. митр. Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 г.

мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова мон-ря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митр. Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Св.

Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака. 25 сент. 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил св. мч. имп. Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиеп. свт. Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой нем.

наступления святые мощи по благословению свт. Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери мон-рь.

Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе
Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе

В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде.

Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить.

Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.

Важно

По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви в июле 1946 г. Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До сер. 1997 г.

мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В кон. июля 1997 г., во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. над мощами А., И. и Е.

соорудили новую раку. С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска.

В Минее (МП) под 14 апр. помещена полиелейная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) А., И. и Е.

Ист.: Actass. Apr. t. 2. r., 1866. p. 265; Сперанский М. Н. Сербское житие литовских мучеников // ЧОИДР. 1909. Кн. 1; Минея (МП). Апрель. Ч. 1. С. 258-271; Baronas D. Trys Vilniaus Kankiniai: Syvenymas ir istorija. Vilnius, 2000.Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 45-46; Голубинский.

Канонизация святых. С. 104, 232, 542; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 108; Виноградов А. Православная Вильна. Вильна, 1904; Страдания св. Виленских мучеников и чудотворцев Антония, Иоанна и Евстафия. Вильна, 1911; Голос Литовской Православной епархии. Каунас. 1924. № 1; Огицкий Д. П.

К истории виленских мучеников // БТ. 1984. Сб. 25. С. 226-246; Меендорф I., протапр. Тры Лiтоўскiя мучанiкi: Вiзантыя i Лiтва у 14 ст. // Праваслаўе у Беларусi i ў свеце. Мiнск, 1993. [Вып.] 1; Русская литература в Литве XIV-XX вв.: Хрестоматия. Vilnius, 1998; Кучкин В. А.

Сергий Радонежский и «Филофеевский крест» // ДРИ. СПб., 1998. С. 16-22.

Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т. н. большом саккосе 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем Фотию, митр. Московскому, где А., И. и Е.

представлены в нижней части передней стороны, по пояс, в шитых золотом княжеских одеждах, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой, И.- юным, безбородым, Е.- седым, с небольшой бородой, А.- средовеком с короткой русой бородой; в надписи на греч. языке (οἱ ρόσοι) названы русскими.

На минейной иконе на апрель кон. XIX в. (ЦАК МДА), выполненной на основе строгановского образца кон. XVI в., святые надписаны как «новоявленные», облачены в шубы и шапки, имеют аналогичный облик, что соответствует описанию в иконописных подлинниках, где они уподобляются святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, равноап. вел. кн.

Владимиру. В Большаковском подлиннике XVIII в. сказано: «Антоний аки князь Борис в шубе, киноварь голубой, Иван князь аки Глеб, риза вохра, бакан в шубе, Евстафий аки князь Владимир, лазорь празелень, в шубе, в руках держут кресты, а в левых мечи в ножнах, на главах шапки, заломы черны» (Большаков. С. 88).

Ростовые изображения святых имеются в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. (Маркелов. Т. 2. С. 291). Данная иконографическая традиция прослеживается в гравированных святцах 1722 г., на иконе «Минея годовая с праздниками и иконами Божией Матери» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), на минейной иконе на апрель нач. XIX в.

(КГКМ), на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 463), вплоть до нач. XX в., напр., в поясном изображении И. в медальоне зап. свода в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

Лит.: Средневековое лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Каталог выставки / XVIII Междунар. конгресс византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. М., 1991. С. 44-51. Кат. 10 (23); Большаков. Подлинник иконописный. С. 88; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 53, 290-291; Христианские реликвии в Московском Кремле / ГММК, Центр восточнохристианской культуры; ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 55-56.Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Собор Белорусских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Виленские (пам. 14 апр., 26 июля и в Соборе Белорусских святых)ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых)АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/116066.html

Антоний, Иоанн, Евстафий

Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (Литовские),

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345 – 1377). Князь был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+ 1346). Сам он был крещен и при жизни супруги дозволял проповедь христианства.

Но после смерти супруги князь Ольгерд стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан. Святые Иоанн и Антоний старались не показывать свою принадлежность к христианам, но не соблюдали уже и языческих обычаев, не стригли волосы, как это делали язычники, по постным дням не ели скоромной пищи.

Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Тогда заставили их съесть мясо (был постный день).

Святые братья отказались, и князь заключил их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя.

Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.

Но Антоний не изменил Христу. Когда он снова отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним как с предателем не общались не только христиане, но и язычники.

Совет

Раскаявшись в грехе, Иоанн пришел к священнику Нестору и просил его быть ходатаем перед братом, чтобы тот простил его и принял в общение. “Когда он открыто исповедует Христа, всё у нас будет общее”, – ответил мученик Антоний.

Однажды, прислуживая князю в бане, святой Иоанн наедине сказал ему о своем примирении с Церковью. Ольгерд не выказал гнева и дал понять, что это его личное дело и что можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедал себя христианином в присутствии многочисленных придворных.

Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату. С радостью встретились мученики в темнице и в тот день причастились Святых Таин.

Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Своей проповедью братья многих обратили ко Христу. Темница превратилась в христианское училище.

Испугавшиеся жрецы требовали казни братьев, но теперь они уже не боялись временной разлуки. Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний после принятия Святых Тайн был повешен на дереве.

Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев.

Надежды жрецов на то, что со смертью святого Антония прекратится проповедь о Христе, не оправдались. Множество народа по-прежнему собиралось у стен темницы, где находился святой Иоанн. 24 апреля 1347 года его удавили и мертвого повесили на том же дубе.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение» (царскосельская)

Третьим страдальцем за веру Христову стал Круглец. При Крещении священник Нестор дал ему имя Евстафий. Он был родственником святых братьев. В дружине великого князя Литовского Круглец выделялся красотой, мужеством, храбростью, но еще более умом и душевной добротой. Любимец Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее.

Обратите внимание

Но однажды и он подобно братьям-мученикам отказался за торжественным столом есть мясную пищу. Святой Евстафий открыто объявил, что он христианин и не ест мяса из-за Рождественского поста. Его тут же стали бить железными палками, но юноша не издал ни одного стона. Князь стал изощряться в пытках. Был лютый мороз.

Ольгерд приказал раздеть мученика донага, вывести его на улицу и лить ледяную воду в уста. Но это не сломило духа святого. Тогда раздробили ему кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы и отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил истязания с такой радостью и бодростью, что сами мучители поразились той Божественной силе, которая укрепляла его.

После пыток мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе (+ 13 декабря 1347), где ранее приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний.

В течение 3-х дней не разрешалось снимать тело мученика, облачный столп защитил его от хищных птиц и зверей. На холме, где пострадали святые мученики, был впоследствии воздвигнут храм.

Троица честных страстотерпцев прославила Истинного Бога во Святой Троице поклоняемого, Отца и Сына и Святого Духа – поэтому храм был освящен во Имя Пресвятой Троицы. Престол храма был утвержден на основании священного дуба, на котором приняли смерть мученики. Вскоре были обретены их нетленные мощи.

Уже в 1364 году Константинопольский Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых мучеников. Церковь установила праздновать память всех трех мучеников в один день, 14 апреля.

Подвиг святых мучеников имел громадное значение для всего западного края. Виленский монастырь во Имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России – Москву.

Тропарь

глас 4

Иже земных, чести и славы отвергшеся,/ доблии и честнии страдальцы,/ веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/ на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку./ Темже и Христос преславно столпом облачным/ с Небесе вас озари/ и почестьми и венцы от Престола славы венча./ Со Ангелы Тому предстояще,/ молите спастися душам нашим.

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

Источник: http://montrav.ru/saints/antonii-ioann-evstafii/

Антоний литовский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий

Антоний Виленский (в язычестве – Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. Иоанна Виленского, мученик

Память 14 апреля, 13 июля (Вильн., день возвращения мощей), в Соборе Белорусских святых

Родные братья Антоний и Иоанн служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда и были обращены в Православие священником Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, и открыто соблюдали все христианские обычаи. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру.

Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола.

Важно

Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от Христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова).

Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний.

Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе.

Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином.

Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие, а брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу.

Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии.

Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа.

Совет
Совет

Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

[/su_box]

Как-то раз, прислуживая Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем.

В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином.

Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний.

С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников.

Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились.

Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства.

Обратите внимание

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях.

Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним.

24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.

Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий. 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа.

На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления.

Важно

По просьбе православных литовцев святитель Алексий, митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых.

О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Святые мощи мучеников

Святые мощи были открыты для поклонения до 1596 года. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя ап. Петра. В 1655 году, после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в соборный храм православного виленского Свято-Духова монастыря.

После того как русские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее.

В 1814 году мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 году комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 году в храме Св.

Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 году в ней над мощами мучеников устроена рака.

9 августа 1915 году в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению свт. Тихона (Беллавина) были перенесены в Московский Донской монастырь.

В июле 1920 года советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в первом московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви.

Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный».

Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М.И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну».

И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.

Совет

В июле 1946 года мощи виленских мучеников были возвращены Церкви по ходатайству патриарха Алексия I. Неск.

дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников.

До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм.

В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Иже земных чести и славы отвергшеся доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех Владыку. Темже и Христос преславно, столпом облачным с небесе вас озари и, почестьми и венцы от Престола Славы венча, со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Отеческую прелесть оставльше святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти, темже и взясте, победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

Источники

Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор – некий Димитрий) и похвальное Слово (автор – ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч.

оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, славянский переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греч. оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращенной. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях – краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв.

и в печатных Минеях). Наиболее ранний список славянского текста пространного жития (в южнославянской редакции) и службы – БАН Литвы. Ф. 19. № 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского монастыря (БАН Литвы. Ф. 19. № 98) предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: БАН Румынии. Слав.

№ 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

Литература

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15120.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector