Мученик василий мангазейский

Мученик Васи́лий Мангазейский

Акафист был составлен в Свято-Троицком Туруханском монастыре, где сегодня почивают мощи святого. Текст воспроизводится по изданию: Акафист святому страстотерпцу и мученику Василию Мангазейскому и всея Сибири чудотворцу. — М.: Институт экономических стратегий, 2009. Акафист был опубликован по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и мучениче пресветлый, данный Христом православным людям, в Сибирь пришедшим, державу Российскую укрепляти и просвещати языческие народы, ты же имея дерзновение ко Господу, подавай нам силы духовные и телесные в Православии твердо стояти, и землю северную Евангельским словом согревати, да вси зовем ти: Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Икос 1

Ангельскому житию подражая, Василие, яко мученик Христов в Анкире, соблюдший в себе веру Христову и в торжестве веры достигший вечного упокоения, ему же тезоименит сый. Пред языческими народы веру христианскую исповедав без страха, яко апостол лютую смерть приял еси.

Мы же благодарно поем ти:Радуйся, от рождения благодатию Духа Святаго осененный.Радуйся, с младенчества благочестию наученный.Радуйся, с младых лет слово Божие познавый.Радуйся, с колыбели молитву возлюбивый.Радуйся, в землю Сибирскую пришедый.

Радуйся, прилежанием и честностию любовь людей стяжавый.Радуйся, смерть лютую принявший.Радуйся, имя христианское бесчестием не запятнавший.Радуйся, за страдания Богом прославленный.Радуйся, любовью христиан и язычников не оставленный.Радуйся, от болезней исцеляющий.

Радуйся, в делах добрых помогающий.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 2

В благодатном граде Ярославле, богатом Божиими угодниками и святыми церквами, вырос сын благочестивого Феодора. При крещении монах по имени Василий, принимая от купели младенца, заповедал ему: молись о всех нас Святей Троице. Мы же провидению таковому дивяся, поем во умилении: Аллилуия.

Икос 2

Разум, озаренный благодатию Христовой, имел еси и из млада беспрестанно пети и славословити Триипостасного Бога навыкл святе Василие; кроткий, родителям послушный, прилежно вел еси дела купеческие, душею же в Горнем пребывая. Мы же, взирая на благочестивое смирение твое, поем таковая:Радуйся, от юности Богом избранный.Радуйся, надмирную жизнь возлюбивый.

Радуйся, достодолжно родителей почитающий.Радуйся, Божии заповеди свято исполняющий.Радуйся, трудолюбием исполненный.Радуйся, богатым разумением отмеченный.Радуйся, от млада благодатию Божиею покровенный.Радуйся, смирением дар молитвы стяжавый.Радуйся, все время в богомыслии проводящий.Радуйся, в Церкви Божией родной дом находящий.Радуйся, чистотою украшенный.

Радуйся, силою веры укрепленный.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 3

От града Ярославля Божиим смотрением в страну Сибирскую пришел еси и всею праведною жизнию Христа проповедал еси. За чистоту душевную пострадал от лютого врага, распалением и немилосердием господина своего. Но чист совестию, предал себя Богови. Мы же, чтущие честную память твою, воспеваем: Аллилуия.

Икос 3

Имея в сердце благодать Святыя Троицы, все тяготы и истязания претерпел еси глаголя: люты убо настоящие муки, но радост на жизнь вечная. По смерти тело твое честное в тинное место мучители ввергли еси. Мы же ныне славим тя, источающего исцеления и чудесы от честнаго гроба твоего, поя таковая:Радуйся, прехвальный страстотерпче.Радуйся, приемый венец страдания от Всехвладыки.

Радуйся, целомудрия зерцало.Радуйся, благочестия образ.Радуйся, истину возлюбивший.Радуйся, проливший кровь с душею чистою и неповинною.Радуйся, исповедниче веры во Христа непоколебимый.Радуйся, воине Христов диавола гордыню низложивый.Радуйся, в руце Господу дух свой предложивый.Радуйся, по страдании твоем душею к Богу возлетевый.Радуйся, со Ангелы духовно торжествуяй.

Радуйся, бессмертия ризою одеявся.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 4

Венчавшего тя мученическим венцем на небеси, Божиим промыслом повеле земли самой от недр твой гроб, тело и срачицу, обагренную кровию, обрести нетленно. Люди мангазейские первые, видя чудеса исцелений от святых мощей, прославиша память твою пресветлую, поя: Аллилуия.

Икос 4

Растерзали мучители чистую плоть твою, смерть страдальческую устроиша, но душа твоя в руце Божией, и многострадальное тело твое прославися чудес множеством, мы же, славя Бога, устроившего хотения Своя во святых Своих, поем сице:Радуйся, неповинный страдальче.Радуйся, друг Христовы кротости.Радуйся, источник милости.

Радуйся, презиратель тленного богатства.Радуйся, болезней целитель готовнейший.Радуйся, раздаятель от Бога милостей.Радуйся, душу свою спасти призрел еси.Радуйся, не убоявшийся своих мучителей.Радуйся, житие твое благочестно скончавый.Радуйся, славу небесную познавый.Радуйся, обретый безстрастием своим свободу.

Радуйся, приводящий нас к Богу.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 5

Восхоте Господь на Енисее в Туруханске во обители Святыя Троицы драгоценные мощи нового чудотворца упокоити, сущим настоятелем блаженным Тихоном тии принесошася и монаси тому возрадовашеся и восхвалиша Бога, поюще: Аллилуия.

Икос 5

Мира всякаго благоприятие память твоя явися, место бо идеже почиваеши мысль человеческую к свету спасения воистину наставляет, сладостен и труд к тебе подъяти видися за надежду приятия милости изобилуеши бо дарованьми от Христа, братия же, предстоящая твоему честному гробу, составльше лик радостно поет:Радуйся, мучениче Христов непоколебимый.Радуйся, грозного прещения не убоявыйся.Радуйся, яко Ангел на земли воистину пожил еси.Радуйся, о убивающих ти молился еси.Радуйся, победивший искушения силою крестною.Радуйся, наслаждающийся благодатию жизни вечныя.Радуйся, зарелучных чудес подателю.Радуйся, места пребывания честных мощей твоих хранителю.Радуйся, просящим скорый помощниче.Радуйся, обиженных защитниче.Радуйся, в языческих краях православного жития утверждение.Радуйся, Сибирстей земли прославление.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 6

Просвятися Божественною благодатию, Боголюбче, в целомудрии и терпении течение свое мученически скончал еси, тем же и по смерти яви светлость жития твоего, источаеши бо чудесы, с верою приходящим к раце честных мощей твоих вопиющим: Аллилуия.

Икос 6

Днесь обитель Туруханская торжествует, и любящие воспевают страдания твоя, имиже купил еси бисер Царства Небесного. Торжествующе ныне в Горнем Иерусалиме идеже нет вовек скорбного наваждения, но присно радость и венцы сияют почести. С веселием суще благоговейно вопием ти:Радуйся, от юности ярем благий понесл еси.

Радуйся, блаженства Христова исполненный.Радуйся, Красноярския земли прозябение.Радуйся, Сибирской страны приношение.Радуйся, всея Руси молитвенниче.Радуйся, в бедах сущим скорый помощниче.Радуйся, лампадо пред Богом неугасимая.Радуйся, теплый о нас ко Христу ходатаю.Радуйся, шторма и бури утишающий.Радуйся, пожары угасающий.

Радуйся, странником путь указующий.Радуйся, болезней язвы врачующий.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 7

Неоскверненною исперва ризу крещения соблюл еси, мужески вшедши в подвиг судища. Терзание красного девственного тела претерпел еси Христов страдальче неповинный. Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Мы же, вспоминая сей превечный глагол, поем: Аллилуия.

Икос 7

Юноша лет своих и верный раб Бога Вечнаго, истинной Церкви Православной сын явися, срасленный бых смерти Христовой, со Ангелы веселитися ныне в Церкви вечно торжествующей. Мы же, имея таковаго нашего ходатая ко спасению, поем сице:Радуйся, за добродетели Богом избранный.

Радуйся, Воскресения Христова божественной благодатию осиянный.Радуйся, врага смирением сокрушающий.Радуйся, его любовию побеждающий.Радуйся, светлая звездо, последовавшая в кротости Христу – Солнцу правды.Радуйся, успения превечного наслаждение.

Радуйся, от Христа венец вечной красоты принимающий.Радуйся, богоугодной жизнью путь к почестям небесным показующий.Радуйся, яко Церкви Христовой имя твое досточестно.Радуйся, яко всем христианом память твоя сладше пчелиного сота.Радуйся, присно живый страстотерпче радостный.

Радуйся, подвигом своим христиан возвеселивый.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 8

Благоуханное миро, аще и прилежно сокрываемо бывает, обаче за благоухание утаитеся не может, аще и изнесены мощи твои от славы, Христов мученик, и покровенны в земли, обаче утаитеся не могут, чудес лучи испущающии с верою приходящим к тебе и поющим: Аллилуия.

Икос 8

Неистовствует неверие в неких, но сие большую веру сотворяет ведущим тя, Христов мученик, в пренесении во обитель Святыя Троицы честных мощей твоих дарованием тем исцелений и чудес. Мы же, вспоминая чудеса твоя и исцеления, восклицаем таковая:Радуйся, слепых прозрение.Радуйся, расслабленных укрепление.

Радуйся, от болезней душевных исцеление.Радуйся, страшных ран заживление.Радуйся, от соблазнов греха уводящий.Радуйся, унывающих ободряющий.Радуйся, охотников помощниче.Радуйся, по водам плавающих защитниче.Радуйся, младенцев вразумление.Радуйся, обиженным заступление.Радуйся, монахов наставляющий.

Радуйся, из далече молящихся спасающий.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 9

Кротостию и любовию стяжав в сердце своем Духа Святаго, ты по внушению Его поревновал подвизатися за имя Христово, даже до смерти стоя мужественно в вере. Мы же, взирающе на праведное житие твое и на твердое веры православныя исповедание, вопием ти: Аллилуия.

Икос 9

Яко пресветлое солнце, воссиял еси чудесы своими в Сибирстей стране, мира благоприятие память твоя явися, в место бо идеже почиваеши приходят все языки ея православием просвященныя, хотя имети тя ходатая к Богу во спасение, тако взывая:Радуйся, страстотерпче в мужестве неодаленный.Радуйся, рая небеснаго всеблаженный.Радуйся, Нераздельней Троицы проповедниче.

Радуйся, страданием Ея запечатлеша.Радуйся, отроков наставниче.Радуйся, старцев утешение.Радуйся, жизнью праведной среди инородцев православие прославивший.Радуйся, помощию им чудесною Бога восславивший.Радуйся, лесть идольскую разгоняющий.Радуйся, паству Церковную умножающий.Радуйся, всех притекающих к тебе дерзновенными молитвами своими охраняющий.

Радуйся, благодати Христовой богатство им открывающий.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 10

Постыдеся гордый враг твердою на земле страстотерпца Богу верою, но невозможе и по смерти запяти добродетели твои и имя твое, помрачити повреждением всечестнаго тела, ибо Господь, творяй чудеса, прослави угодника своего и мы же дивяся им, поем: Аллилуия.

Икос 10

Дивен у Бога во святых блаженств вечных чин исполнивших, и мы тя по достоянию восхвалити не имея силы, ибо победоносная глава твоя небоплетенным венцем венчася от Христа, но чтущие любовию память дерзаем похвальная воспети таковая:Радуйся, духовный покровителю земли Сибирстей.Радуйся, объединивший всех в ней живущих.

Радуйся, жизнию и смертию слово Евангельское проповедовавший.Радуйся, христианские добродетели нам заповедавший.Радуйся, научающий нас любви и прощению.Радуйся, не убоявшийся злаго прещения.Радуйся, сокровище целомудрия.Радуйся, чистоты сердца хранителю.Радуйся, вечно Богу предстоящий.Радуйся, нас непрестанной молитве учащий.

Радуйся, неповинный страдальче ради правды Христовой.Радуйся, всегда предстать пред Богом готовый.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 11

Тяжек удел смерти невинного юноши и кончина страдальца оного, ни одним житейским воздыханием, ни одной слезой обиды на ярость обидчика не орошенная. Но Отец Небесный на невинного страдальца свыше взирая, не дал праведному познати истления и мы видя таковая, благодаряще поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Благоволением Всесильного в Троице славимого Бога и чудесным внушением самого страстотерпца Божия, многоцелебные мощи его во обители Пресвятыя Троицы, аможе притекают христолюбивые людие определены пребывати, да мы молящиеся об избавлении от недугов и скорбей, прославляя мученика, сице взываем:Радуйся, козни вражия и наветы злых человек смиренно понесший.Радуйся, венец вечныя красоты тем у Бога снискавший.Радуйся, преданный судии жестокому на истязание.Радуйся, стойко переносивший страдания.Радуйся, всемогущую силу благодати Христовой познавый.Радуйся, мученическим подвигом Богу угодивый.Радуйся, погребения своего тайну возвестивый.Радуйся, при обретении тела нетленным явивыйся.Радуйся, в сониях свое имя открывый.Радуйся, место пребывания своих мощей сам избравый.Радуйся, монахов смирению великий учителю.Радуйся, Туруханския обители и всея Сибири небесный покровителю.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 12

Воистину благодати сосуд избранный был еси мучениче Василие, тление временного жития сего все презрев, Единому Христу навечно прилепился еси и тем сподобился со Ангелы воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое преславное преставление, прославляем равноангельное житие и мученическую кончину и почитая святую память твою, во умилении сердец славим, хвалим и величаем возвеличившаго тя Господа, Егоже умоли спастися всем, поющим таковая:Радуйся, страстотерпче предивный.

Радуйся, со мучениками Христу поклоняющийся.Радуйся, поношения и гонения Христа ради претерпевый.Радуйся, мзду на небесех получивый.Радуйся, первозванный в Сибирские пределы угодниче Христов.Радуйся, русским первопроходцам в трудах помощниче.

Радуйся, православия в дальних землях утверждение.Радуйся, новых северных храмов православных умножение.Радуйся, язычников благодатию истинной веры просвещающий.Радуйся, Евангельским смыслом жития всех верных наполняющий.Радуйся, благодатию Святаго Духа одеянный.

Радуйся, яко светильник православныя веры со святыми ликовствуеши.

Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче.

Кондак 13

О, преславный страстотерпче и мучениче Христов Василие! Прими малое моление сие наше у престола Всевышняго, идежи стоиши ныне. Испроси стране нашей православия утверждение, всем нам мира и благоденствия, и своим пред Богом ходатайством избави нас вечныя муки и геены огненныя, просвети нас верою, согрей сердца наши любовию и научи беспрестанно молитися и пети Богу: Аллилуия (трижды).

Сей кондак глаголи трижды. И паки чтется 1-й икос: Ангельскому житию. И паки кондак 1-й: Возбранный чудотворче.

Молитва святому праведному мученику Василию

О, святый мучениче Христов Василие, радости святых единосельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молим ти ся: приди в заступление наше, яко да очистится ум наш от деяний греховных, понеже лишаемся за сие благодати Божией и не имеем тверда основания к покаянию.

Даждь нам умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогие наши души ко Господу Иисусу Христу, не остави нас, грешных, ради нашего невоздержания, укрепи нас бедствующих душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сами себе вина бываем, или от ненавидящих нас вправду, но вся по грехом нашим праведно быти исповедуем.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение», россия, город великий новгород, софийский собор

Буди нам, малодушным, покровитель и поборник благ и милостив, присещай нас, грешных, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаем Бога нашего и тебе сомолебника нашего благаго, но утверди нас молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своея всегда милости да наследуем блага вечныя в Царствии Небесном у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-mangazejskij

Мученик Василий, Мангазейский чудотворец

Дни памяти: 23 марта, 10 мая, 23 мая (Ростов.), 10 июня (Сибир.)

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, – первый святой, прославленный на Сибирской земле. – принял мученическую кончину 4 апреля 1602 года, и с середины XVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии сущим.

Блаженный Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя города Ярославля, именем Феодора, в юном возрасте был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири.

Василий строго исполнял христианские заповеди. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение были его украшением, а сердце было исполнено веры в Бога и благочестия.

Любовь к молитве заставляла его во время Богослужения оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь.

Обратите внимание

Едва исполнилось благочестивому юноше 19 лет, как Всевышний, “призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, к коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания”.

Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился – храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на многие зовы хозяина праведный Василий оставался в храме до конца богослужения.

Сребролюбивый же господин его, по наущению диавольскому, заподозрил Василия в соучастии в преступлении и по возвращении того из храма подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша отвечал своему мучителю: “Истинно ничто же от имения твоего взях”. Тогда хозяин отвел Василия к городскому воеводе, который подверг страдальца новым тяжким истязаниям.

Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, и от этого удара блаженный Василий скончался.

Тело безвинного мученика было положено в гроб и без христианского погребения предано земле, “где надлежит от воды мокрость”. Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами.

Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и другие различные недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства. Сохранившиеся списки Жития святого Василия (XVII – XIX вв.) свидетельствуют об обильных благодатных проявлениях, бывших по молитвам мангазейскому чудотворцу.

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого, и с тех пор стало распространяться почитание его как истинного угодника Божия.

В 1670 году строитель Туруханского монастыря Святой Троицы иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь. В 1719 году этот монастырь посетил великий сибирский миссионер – митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон.

Важно

К концу первой трети XVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Почитание этого угодника Божия немало способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к святому Василию как к покровителю охотников-промысловиков.

Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На святых иконах святой Василий изображается “лицем млад, мал возрастом”, “образом священнолепен, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы же главы его русы”.

На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящий Василий – в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве.

Одним из первых дней памяти святого был день 22 марта, когда Святая Церковь воспоминает соименного ему святого – священномученика Василия Анкирского.

Впоследствии в Туруханском Троицком монастыре в честь воспоминания перенесения мощей святого Василия из Мангазеи в Туруханск память ему стала совершаться 10 мая.

Ранее память праведному Василию Мангазейскому совершалась 6 июня, в день явления его мощей.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1035.htm

Василий Мангазейский — быль и легенды

О Православии на Ямале любят поговорить, но многие факты широкой публике неизвестны. Например, в салехардском храме святых апостолов Петра и Павла есть икона посвящённая первому и единственному ямальскому святому — Василию Мангазейскому. Его судьба неразрывно связана с историей Мангазеи Златокипящей.

Мангазея (реконструкция)

23 марта 1602 г. в Мангазее произошло убийство, в дальнейшем сыгравшее большое значение для православных людей. Официальная версия озвучена в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

«Василий святой Мангазейский — пострадал в г. Мангазее, иначе Туруханске, в 1600 г. 23 марта, в первый день Пасхи. Память празднуется 23 марта… Св. Василий был сын торговца из Ярославля, поступил в приказчики к богатому купцу, который и послал его с товарами в Мангазею… Благочестивый юноша чуждался развратного хозяина; тот возненавидел его и угрожал мщением, к которому вскоре представился удобный случай. На праздник Пасхи, во время заутрени, когда Василий находился в церкви, была обкрадена лавка. Хозяин обвинил Василия и представил его к воеводе Пушкину. После жестоких истязаний Василий умер и тело его, положенное в гроб, бросили в болото, близ съезжей избы, где совершалось истязание. В 1652 г. гроб с нетленным телом всплыл на поверхность; его поставили на сухое место и построили часовню, а несколько позже он был перенесен в Троицкий монастырь близ Туруханска».Но не всё так просто в этой криминальной истории. Начнём с того, что год убийства указан неверно. Дело в том что Мангазея была основана в 1601 г., вернее будет сказать, туда пришла первая экспедиция казаков, посланная московским царём Борисом Годуновым. А само поселение было известно задолго до этого, это был торговый пункт новгородцев с местными народами. Но после смерти Иоанна IV Грозного оказалось, что царская казна порядком опустошена. Нужны были новые источники дохода и сибирская «мягкая рухлядь», как тогда называли пушнину, оказалась как нельзяболее кстати. По подсчётам историков, в иные года каждый третий-четвёртый рубль, попадавший в казну был так или иначе связан с Мангазеей. Естественно, эта «государева вотчина» вызывала интерес и у купцов. Вот так судьба Василия оказалась тесно переплетенной с жизнью Мангазеи Златокипящей.

Кто же это был, ведь за любым святым стоит реальный прототип. К сожалению, сведения о Василии разноречивы, в различных источниках того периода пишут о нем крайне скупо.

О начале его жизненного пути известно немногое, но эти события более-менее достоверны, и могут быть, хоть и косвенно, все же проверены.

Мальчик родился в Ярославле в семье торговца. Отца звали Фёдор, был он человеком благочестивым, а потому, как это часто бывает — небогатым. Своего сына он воспитал в том же духе. В будущей судьбе Василия это сыграло роковую роль. Вероятно, с раннего детства от помогал своему отцу в лавке, иначе как он бы ему удалось набраться опыта в торговых делах.

Добрый папаша отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, «имя которого исчезло вместе с его жизнью», но этот человек стал зловещим ангелом. Известно, этот купчина участвовал в подготовке второго похода служивых людей в Мангазею в 1602 г. Экспедиция пополняла в Ярославле продуктовый запас, а на местных верфях для экспедиционеров строились кочи.

Ими командовали московские воеводы В. Мосальский и С. Пушкин.

Мангазея, реконструкция

Совет

Купец имел свой интерес в далёкой сибирской окраине. Привлечённые разговорами о баснословных богатствах, купцы отправляли своих поверенных для торговли или ехали сами. А уж слухи по городам и весям ходили самые невероятные. Впрочем, они имели под собой реальную почву, иные счастливчики за одну поездку в Мангазею могли обогатиться, но это случалось редко.

Вот и наш купец очень заинтересовался новыми перспективами и, отправляясь в Мангазею, взял с собой Василия. Осенью кочи благополучно прибыли в новый городок.

А так как молодой человек выгодно отличался от других приказчиков своей расторопностью и честностью, это весьма ценилось в приказчике или, как тогда говорили, сидельце, поэтому купец доверил ему свою лавку.

Дальнейшая история жизни юноши начинает балансировать на грани фактов, предположений и домыслов.

Скорее всего, Василий участвовал в строительстве городка, налаживал торговые связи с инородцами и русскими промысловиками, торговал в лавке, ведь именно это и вменялось ему в обязанности.

Здесь, несмотря на обширность торговых операций, ещё не было построено «хороших и крепких рядов и общих караульных при лавках», поэтому Василию, как многим другим приказчикам и представителям купцов приходилось жить на своём рабочем месте.

Василий Мангазейский

Нетрудно представить, как жили в те времена на севере. Жизнь была трудной, добираться долго и небезопасно, так что, скорее всего, женщин в поселение было мало. Потому можно поверить энциклопедической статье, где говорилось, что «благочестивый юноша чуждался развратного хозяина».

Кстати, это единственный источник, где указана такая пикантная подробность, послужившая поводом для убийства. В основном указываются причины религиозного характера.

Например, утверждают, что Василий был спокойным и набожным, не пропускавшим церковных служб, и это сильно раздражало хозяина.

Обратите внимание

Далее события развивались следующим образом. Во время празднования Пасхи Василий находился в церкви на заутренней службе. В это время кто-то обчистил лавку, весть молниеносно разлетелась по всему городку. Вот как это описывалось в одной летописи:

«Василий, не зная ничего о происшедшем, стоял спокойно у Богослужения. Но вот его требуют к хозяину; впрочем, он дождался конца Богослужения, как бы предчувствуя, что оно последнее в его земной жизни. Между тем купец, видя, что приказчик не явился к нему, заключил, что он в соучастии с ворами, обокравшими его. Что его неустанное Богослужение не больше, как маска для прикрытия мошенничества.

Он подверг ругательствам, побоям и предал воеводе. Воевода Пушкин, обольщённый подарками богатого купца, в угоду ему, приказал Василия пытать».

Народная молва дорисовала совсем уж мрачную картину:

«Долго мучили его, терзали тело и члены его; но он как совершенно невиновный не признался и хранил молчание. При этом руки у него были заломлены назад и связаны, и голова пригнута к спине. Купец, выведенный из терпения молчанием приказчика, и считая терпение Василия ожесточением и притворством, в неистовстве ударил его по голове связкой ключей. Страдалец испустил дух».

Ещё летописцы добавляют, для предотвращения ненужных слухов воевода и купец приказали оттащить труп за город и бросить в болото и, «считая его за злодея и неприкаянного грешника, велели зарыть без христианского погребения».

Другие авторы пишут, что тело всё же положили в гроб, а кинули в болото, недалеко от съезжей избы, где и совершалось истязание, а «чтобы еще более углубить гроб, через него перекинули доску, по которой люди ходили в съезжую избу».

Есть даже дополнения, так сказать для нагнетания страстей и большей правдоподобности, что труп Василия, ставшего позже Мангазейским, был «без всяких обрядов был выброшен в поле на съедение псам».

Прошло полвека, об этом убийстве если и знали, то уже успели основательно позабыть. Но неожиданно в Мангазее стали происходить чудеса.

В 1649 г. стрелец Стефан Ширяев прибежал к тогдашнему воеводе Феодору Байкову с сообщением: из земли вышел одним концом гроб. Воевода срочно явился осмотреть и засвидетельствовать странное явление.

Когда гроб открыли, в нем обнаружили тело юноши в окровавленной рубашке, со следами истязаний, не тронутое временем и природным воздействием. Сразу стало ясно — это тело святого.

Важно

Кто-то вспомнил, в первые годы существования города был безвинно замучен до смерти молодой приказчик. А как его имя никто не помнил.

Кстати, здесь возникает закономерный вопрос, почему не было проведено следствие? Во-первых, воеводе и купцу не нужны были лишние разговоры, поэтому это дело они попытались замять. Во-вторых, между воеводами разгорелась нешуточная борьба, городок разделился на два враждующих лагеря, дело дошло до стрельбы из пушек, так что недосуг стало разбираться со смертью одного из жителей.

Когда гроб с нетленными останками показался в земле, то этот факт был задокументирован за подписью Стефана и воеводы.

Документ сохранился и поныне находится в Государственном архиве древних актов в Москве, вместе с записями последующих чудес и исцелений, которые происходили у гроба новоявленного чудотворца. Тщательно переписанные в один документ, эти свидетельства в 1653 г.

были направлены мангазейским воеводой Тобольскому и Сибирскому архиепископу Симеону, а им отправлены царю Алексею Михайловичу. Трудно заподозрить этих людей в мистификации, особенно учитывая уровень конечных получателей информации и возможной ответственности за обман.

Тринадцать самых интересных чудес, наиболее полно пересказанные действующими лицами, переписывались древними писателями жития святого, две из них сохранились.

Филофей (Лещинский)

Позже, мощи Василия Мангазейского перенесли в Туруханск в Троицкий монастырь. В начале XVIIIв. высокопреосвященнейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск.

В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Пётр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет.

Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца.

Совет

Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кстати, исследователи и путешественники, бывавшие в этом заброшенном, но не забытом городке на берегу реки Таз, даже в XVIII в. видели сохранившуюся часовню.

По их словам, за ней кто-то ухаживал, а внутри можно было найти серебряные монеты и шкуры. Как выяснилось, инородцы тоже стали поклоняться этому удивительному человеку. Только, конечно, на свой лад.

Вот так, в девятнадцать лет Василий шагнул в бессмертие, став сибирской легендой и почитаемым страстотерпцем и память о нем долгое время сохранялась по всей Северной Сибири. А в народе его стали именовать — Василий Мангазейский.

Сейчас мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души. Память совершается: 23 марта, 10 мая, 6 июля, 23 мая, 10 июня.

Читайте также:  Великопостная молитва ефрема сирина, покаянная

Храм Василия Мангазейского

Источник: https://news.rambler.ru/other/36405061-vasiliy-mangazeyskiy-byl-i-legendy/

Василий мангазейский святой молитва

Советуем ознакомиться василий мангазейский святой молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Мученик Василий Мангазейский – первый святой, прославленный на Сибирской земле.

Он принял мученическую кончину в 1602 годе, и с середины XVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии сущим.

Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам; исцелял расслабления, слепоту и другие болезни; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства.

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца, глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие, украсти тщашеся праведных враг, подусти господина твоего, иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии, и от того неповинне многия претерпел еси муки, непобедим пребыв до смерти. Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки, моли всем от напастей свободным быти, чтущим любовию святую память твою.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского, глас 8

Яко пресветлое солнце, возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране, в Мангазейских пределех, новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие! За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага распадением и немилосердием господина своего и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии, и муки неповинно претерпел еси, и кровь свою святую пролиял еси, желая вечнаго Царствия Небеснаго. Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси, и на земли прослави, и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно. И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай, чтущим верою святую память твою, и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского, глас 8

От града Ярославля Божиим смотрением в страну Сибирскую пришедшаго и за целомудрие от господина своего в Мангазеи пострадавшаго, блаженнаго Василия почтим, егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси, нетлением и чудесы прослави на земли. Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани и молися о спасении душ наших.

Кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Страдание совершив, святе, погребения же честнаго не сподобився, в тинное место ввержен и попираемь был еси от мимоходящих, но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие, прославляяйся во святых Своих, даяй страдальцем венец нетленный.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Иже новый в мученицех неповинный страдальче, святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих, за чистоту душевную и телесную муки неповинно претерпел если.

Сих ради прослави тя Бог, и святыя твоя мощи, по явлению твоему, от Мангазеи к Енисею во обитель Святыя Троицы ту сущим настоятелем принесошася и подают исцеления с верою приходящим и везде призывающим святое имя твое.

Страстотерпче святый, моли Христа Бога о православном народе нашем и о всех воех наших, победу и одоление нам на всех непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя, и от междоусобныя брани спастися всем моли.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Просветися Божественною благодатию, Боголюбче, целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси, темже и по смерти яви тя светлость жития твоего, источаеши бо чудесы, с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим: радуйся, святый Василие, Мангазейский и всея Сибири чудотворче.

Молитва мученику Василию Мангазейскому

О святый мучениче Христов Василие, радости святых единосельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молим ти ся: приди в заступление наше, яко да очистится ум наш от деяний греховных, понеже лишаемся за сие благодати Божией и не имеем тверда основания к покаянию.

Даждь нам умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогие наши души ко Господу Иисусу Христу, не остави нас, грешных, ради нашего невоздержания, укрепи нас бедствующих душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сами себе вина бываем, или от ненавидящих нас вправду, но вся по грехом нашим праведно быти исповедуем.

Буди нам, малодушным, покровитель и поборник благ и милостив, присещай нас, грешных, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаем Бога нашего и тебе сомолебника нашего благаго, но утверди нас молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своея всегда милости да наследуем блага вечныя в Царствии Небесном у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва мученику Василию Мангазейскому:

  • Молитва мученику Василию Мангазейскому. Мученик Василий Мангазейский – первый святой, прославленный на Сибирской земле. Он принял мученическую кончину в 1602 годе, и с середины XVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии сущим. Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам; исцелял расслабления, слепоту и другие болезни; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства.

Акафист мученику Василию Мангазейскому:

Канон мученику Василию Мангазейскому:

  • Канон мученику Василию Мангазейскому

Житийная и научно-историческая литература о мученике Василие Мангазейском:

  • Мученик Василий Мангазейский, чудотворец – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/vasilij-mangazejskij-svyatoj-molitva/

Мученик Василий, Мангазейский чудотворец

Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу.

С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия.

Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.

Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем.

Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения.

Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения.

Обратите внимание

Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.

Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространи-лось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь.

В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить».

И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря.

Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы.

Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным.

Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня.

Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки.

Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора.

Важно

Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири.

На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой.

Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию.

Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве.

Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского.

В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св.

Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года).

Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

Источник: https://3rm.info/publications/23081-muchenik-vasiliy-mangazeyskiy-chudotvorec.html

Мощи святых

Собирая для журнала “Верхотурская старина” материал о старце Макарии Актайском, друге Царской семьи, я натолкнулся на небольшую заметку в старом журнале о праведном Василии Мангазейском, где сообщалось, что мощи его были перенесены игуменом из Мангазеи в Тихвинский монастырь.

До этого времени я только единожды слышал это имя на службе в Великоустюжском храме, где во время литургии назывались имена северных святых. Я стал искать сведения о его жизни. В библиотеке Тобольского музея прочитал в какой-то книжице, что после разгрома инородцами Мангазеи мощи Василия Мангазейского были вывезены игуменом Тихоном в Новую Мангазею, в Троицкий монастырь.

Совет

Дальше в этой книге сообщалось, что во время революции монастырь был закрыт, и дальнейшая судьба мощей неизвестна.

Читайте также:  Благовещенский киржачский монастырь, россия, владимирская область, город киржач

Не без трудов, немного времени спустя, я узнал, что Новая Мангазея – это ныне поселок на Енисее – Туруханск, который находится на месте впадения в Енисей Нижней Тунгуски. Место это было известно в основном по ссылке туда многих так сказать “выдающихся революционеров”, но в современности сей град не пользовался никакой такой особой славой.

Прошло еще несколько лет, прежде чем Господь помог мне совершить туда поездку. Мне сразу повезло: на пристани я встретил игумена монастыря, который провожал журналистов из Норильска. А вскоре с батюшкой и еще одним паломником мы ехали в газике по Туруханску.

Отец Агафангел в дороге рассказывал нам о возрождении монастыря, его хозяйстве, гостях, которые приезжают в обитель. Он сразу утешил меня, сказав, что завтра я смогу узнать кое-что по интересующей меня теме о мощах Василия Мангазейского.

На ночлег мы остановились в домике немногочисленной братии монастыря, в котором, кроме отца Агафангела, жили еще двое монахов.

После трапезы батюшка показал нам свое хозяйство: огород, теплицу, где они выращивали зелень, полностью обеспечивающую нужды монастыря.

Затем за чаем мы долго беседовали, и отец Агафангел поведал мне о трудном, длительном пути восстановления монастыря, а также открыл тайну нахождения мощей Василия Мангазейского.

Переночевав с паломником в обители батюшки, я на следующий день с отцом Агафангелом навестил местного мэра, который постоянно оказывает посильную помощь обители.

После чего мы с ним вместе отправились в местный краеведческий музей. Там мы тепло были встречены директором музея, добрейшей Татьяной Юрьевной, которая показала нам свои экспозиции и поведала историю этого замечательного края.

Обратите внимание

Уже в новое время на севере казаками были построены таможенные крепости, быстро превратившиеся в большие торговые города. Одним из таких городов и была Мангазея. Согласно летописи она была основана как таможенный пункт сбора ясака и защиты русских поселенцев от нападения местных инородцев.

Еще основателями называют князя Мирона Шеховского и Данилу Хрипунова. Это событие произошло в 1600 году в 200 верстах от устья реки Таз.

Город стоял на крутом берегу реки и имел удобное стратегическое значение. Взять его приступом было практически невозможно. Объехать кругом по оврагам и ложбинам в летнее время тоже нельзя.

И вот Мангазея становится форпостом северной Сибири.

В то время по некоторым данным в городе было более 500 изб, а население доходило до 2000 человек, что по тому времени для такого удаленного городка было весьма приличными цифрами.

Долгое время здесь была большая северная ярмарка, куда кроме инородцев, доставляющих рыбу и пушнину, приезжали купцы из Волжской Булгарии и даже далекой Бухарии и иранского царства.

Есть данные, что побывали купцы из далекого Китая, а также из Европы. В окрестностях старатели намывали много золота, пушнину, которых в лесах севера было изобилие.

А в старину пушнина называлась золотом; поэтому Мангазея называлась златокипящей.

Но вскоре начался закат сего замечательного града. Официальная доктрина гласит, что Царь перенес таможню и запретил северный торговый путь для европейцев, чтобы упрочить положение русских на севере.

Однако уверен, что истинные причины гибели этой “заполярной жемчужины” были совсем иные.

Важно

Как некогда Содом и Гоморра и многие другие подобные города, от которых не осталось никаких следов, а только легенды, Мангазея была наказана Всевышним за гибель невинного праведника, а праведником этим и был разыскиваемый мною Василий Мангазейский.

Судьба его во многом схожа с судьбой другого северного подвижника, прибывшего в Югорию из центра России немного ранее Василия – Симеона Верхотурского. Так же, как и Симеон праведный, Василий прибыл на Урал из Московии, так же праведно жил на севере, почитая Господа, его угодников и тоже принял мученическую кончину.

Мощи обоих праведников были утрачены, а затем чудесно явлены Господом и помещены со временем в святых обителях.

Что касается жития великомученика Василия, то в изданной в 1910 г.

в Петербурге книге, озаглавленной “Житие Василия Мангазейского”, – повествовании о начале Туруханского Троицкого монастыря говорится: “…Василий Мангазейский был родом из Ярославля, сын некоего мужа Федора.

Он приехал в 19 лет в Мангазею по приглашению родственника во времена царствия Бориса Годунова. Там у одного купца он работал приказчиком в лавке.

Однажды в Воскресный день боголюбивый Василий, как всегда, пошел в храм на утреннюю литургию. Тогда хищники воспользовались этим и выкрали в лавке врученный ему товар.

По возвращении Василия купец начал дознаваться, куда подевались товары, не поверив объяснению отрока, а, узрев в нем сообщника грабителей, передал его в руки воеводы Пушкина. Злой мытарь вначале долго пытал его, а потом убил, ударив связкой ключей.

Гроб же со страдальцем приказал бросить в болото в попираемое место, где проходила дорога. Однако гроб, вскоре переломив доску, вышел наружу…”

От него происходило множество чудес. Забытый праведник, как и Симеон Верхотурский, явился во сне некоторым благочестивым людям и открыл свое забытое имя и тайну своей кончины.

Тогда местные жители построили часовню, где и были помещены останки новомученика Василия. И вскоре тобольским архиепископом Симеоном мученик Василий был канонизован.

В это время гнев Божий постиг нечестивый град, где совершилось злодеяние над праведником. Почувствовав слабину города, в 1648 г. на него напали юраки (ненцы), которые подожгли его своими горящими стрелами, от чего он сгорел почти дотла.

Уцелевшие от пожара жители бежали за Таз в Туруханский край, где в 1672 г. был заложен город Новая Мангазея.

Совет

Основателями его считаются Давид Жеребцов, Курдюк Давыдов и стряпчий Даниил Наумов. С этим временем связно также основание Туруханского Троицкого монастыря. О жизни его основателя, так же как и о жизни мученика Василия мало что известно. Родиной его считается Великий Устюг.

Будущий игумен после долгих странствий по Сибири приходит в Енисейск, где постригается в монахи. Приняв благословение настоятеля Енисейского Спасского монастыря, Тихон, взяв в товарищи монаха Дионисия, пустился в лодке с другом в далекий путь по Енисею, и осенью 1656 г.

достиг города Новая Мангазея, где и зазимовал. Весной 1657 г. с тем же Дионисием и еще тремя новыми послушниками они поплыли вниз по реке Турухан, подыскивая подходящее место для строительства монастыря.

Таковое они, наконец, нашли на правом берегу Нижней Тунгуски, недалеко от ее устья.

С одобрения и с помощью Царя Алексея Тишайшего и благословения архиерея Тобольского в 1660 г. на указанном месте был заложен мужской Троицкий монастырь.

После завершения строительства первого храма отцу Тихону было видение в тонком сне Василия Мангазейского, который призвал его перенести свои мощи из Старой Мангазеи в новую обитель.

А так как видение повторилось более настойчиво еще дважды, а ехать к тобольскому владыке было далеко, то, не дожидаясь благословения епископа, отец Тихон сам отправился в старую Мангазею.

Путь был неблизок и весьма труден, ибо дело было зимой, но в пути происходило множество чудес: находились олени и птицы, и неведомые проводники, и знаки указывали монаху дорогу, его олени летели без устали с фантастической скоростью и незримая божественная сила его кормила и согревала в пути.

Обратите внимание

Вернувшись в Туруханск, Тихон поместил мощи во вновь отстроенной церкви. К сожалению, железная пята революции прошла весьма жестоко, невзирая на удаленность от центра, по Туруханскому краю, в первую очередь разрушив в нем храм и монастырь. Во время революции мощи из монастыря вместе со многими его реликвиями и раритетами бесследно исчезли. Только с 90-х годов ХХ века начинается новое возрождение святой обители.

В 1991 г. местной общине был отдан полуразрушенный храм для восстановления. Приезжал красноярский владыка Антоний и на территории полуразрушенного храма совершил первый молебен.

С этой времени и начинается возрождение порушенной обители. Первым настоятелем вновь открытого храма был отец Павел, но до 1996 г.

приходская жизнь в так называемом “безбожном красном поясе” теплилась, была в зачаточном состоянии.

Тогда еще не были обретены мощи Василия Мангазейского, а об их нахождении ходили самые противоречивые слухи.

Местные жители считали, что во время революции раку с мощами привязали к хвосту лошади и, погоняя ее, разметали их по дорогам. Другие утверждали, что видели их в полицейском управлении.

Было также известие, которое восходило к святителю Войно-Ясенецкому, отбывавшему здесь ссылку в 1920-х годах.

Святитель-врач утверждал, что видел раку с мощами, стоящую на санках эвенка возле храма, но куда они потом делись, ему было сие неведомо.

Однако многие местные жители верили, что по наущению Божию этот самый эвенк спрятал мощи где-то в лесу, и с тех пор о судьбе мощей более ничего неизвестно. Поэтому неудивительно, что даже священники в Красноярске не ведали о современном нахождении мощей великомученика Василия.

Важно

Однако, по словам отца Агафангела, мощи с 1997 года вновь обретаются в монастыре. Он мне также поведал и то, как они были найдены. Еще задолго до открытия монастыря откровице Надежде, жительнице Туруханска, было видение.

В нем некий таинственный голос ей вещал, что мощи Василия Мангазейского будут обретены лишь при восстановлении святой обители.

Говорили, также, что перед Великой Отечественной местные жители видели Василия Мангазейского, парящего в воздухе и благословляющего свой град, видимо, давая понять местным жителям, что он блюдет сей град под своим покровительством.

При раскопках в храме в 1997 г. нашли часть утвари и порубленную раку, церковное облачение и, наконец, были найдены мощи, перемешанные с землей.

В природе в это время стали происходить дивные явления.

В небе над Енисеем возникло три радуги с необычайно ярким сиянием, облачное до этого небо очень быстро очистилось, и на востоке появилось удивительное невиданное до сих пор зарево.

Дополнил рассказ отца Агафангела отец Софроний. Во время раскопок перед храмом монастырского кладбища было найдено множество костей, которые потом перезахоронили. Среди них были хорошо сохранившиеся кости желтого цвета, которые по-видимому, считает отец Софроний, принадлежали праведнику, согласно афонской традиции.

В это время один послушник, участник раскопок, вошел в храм и увидел там незнакомого монаха в облачении старых времен, но потом тот быстро исчез и, кроме этого парня, его более никто не видел.

Отец Софроний полагает, что возможно это был знак от бывшего настоятеля отца Тихона, часовня с останками которого находилась ранее возле монастыря на берегу реки.

Мощи Василия Мангазейского были поставлены в раке под сенями в главном храме и к ним начали приходить паломники. Судя по письмам паломников, о чем мне впоследствии поведала местная инокиня матушка Анастасия, от мощей происходит множество чудотворений.

Говоря о планах возрождения Троицкого монастыря и будущем Православия в Туруханском крае, игумен Агафангел сказал, что нужно заняться укреплением берега, ибо каждый год его размывают весенние паводки.

Потом нужно будет восстановить часовню первого основателя монастыря игумена Тихона, уничтоженную советской властью и, конечно, продолжать миссионерскую деятельность, которой всегда славилась наша обитель.

Совет

За время своего служения в Туруханске батюшка уже сделал немало. Открыт приход при его содействии в поселке Бор. Храм построен в честь Василия Мангазейского. Планируется строительство храмов и в других местах.

В поселках Фарково и Ворогово отцом Агафангелом были окрещены местные изъявившие желание селькупы. В селе Объединенное возле Верхнее-Имбатского был проведен диалог с местными староверами – беспоповцами.

В Старом Туруханске батюшка освятил место для часовни и совершил панихиду на местном кладбище. В дальних планах, конечно, возрождение во всем величии Троицкого собора с куполом и колокольней, разрушенными безбожной властью, и восстановление сожженных братских корпусов.

– Но и сейчас мы рады заезжающим паломникам и обеспечиваем их жильем, а для желающих потрудиться на благо монастыря найдутся и пища, и кров, и рабочая одежда, – сказал о. Агафангел.

Источник: https://tainadiveevo.ru/vasiliy-mangazeyskiy-istoriya-moshchey

Ссылка на основную публикацию